«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» icon

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»



Название«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Дата конвертации05.07.2012
Размер181,93 Kb.
ТипПрограмма курса
скачать >>>


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»


Утвержден

на заседании кафедры логопедии

Протокол № от________200 г.

Зав.кафедрой_________________


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ»


Специальность 050715 Логопедия

факультет коррекционной педагогики


Составитель:

К.п.н., доцент Е.А.Чаладзе





Самара - 2010

СОДЕРЖАНИЕ

1. Выписка из стандарта

2. Пояснительная записка

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

4. Учебно-тематический план дисциплины

5. Содержание разделов дисциплины

6. Планы проведения семинарских занятий:

7. Содержание итогового контроля

8 .Список основной литературы по дисциплине

9. Список дополнительной литературы

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателя.


I. РАЗДЕЛ

1. Выписка из стандарта

Обследование моторных функций у детей как часть психолого-педагогического обследования. Разделы обследования: общая моторика, мелкая моторика, артикуляционная моторика, мимика. Направления обследования в каждом разделе. Статическая, динамическая и пространственная координация, ритмическая, темпоральная, серийно-последовательная организация движения. Качественная и количественная оценка результатов обследования.


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса предназначена для студентов 2-го курса (3-й семестр) отделения логопедии.

Содержание курса определяется тем, что ему предшествуют или параллельно изучаются следующие учебные дисциплины: “Онтогенез речевой деятельности,” Логопедия” (разделы: введение в логопедию, дислалия, ринолалия, дизартрия), “Психолингвистика”, “Невропатология”, “Психолого-педагогическая диагностика” и др.

Цель курса состоит в том, чтобы на основании психолого-педагогических знаний о детях с отклонениями в развитии, в том числе о детях с дислалией, ринолалией, ринофонией, дизартрией, алалией, сложными дефектами (ДЦП) формировать у студентов профессиональные качества специалиста, владеющего знаниями и технологиями изучения детей.

Задачи данного курса:

- систематизировать знания студентов о сущности логопедического обследования, его предмете, объекте, задачах и направлениях;

- ориентировать студента на учет основных (общих для нормы и патологии) и специфических (характерных только для детей с отклонениями в развитии) закономерностей формирования моторных функций и становления речевой функциональной системы;

- актуализировать знания студентов о структуре и функционировании анализаторных систем (двигательный, речедвигательный, речеслуховой, кинестетический и др.);

- актуализировать теоретические данные из области логопедии, лингвистики (разделы: фонетика, морфемика, лексика, грамматика), психолингвистики, психолого-педагогической диагностики и др.

- воспитывать у студентов стремление к совершенствованию профессиональной и информационной компетенции в процессе работы с литературой, Интернет-ресурсами и т.д.;

- актуализировать проявления коммуникативной компетентности, положительных личностных качеств (выносливость, произвольность), чувства коллективизма, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности.


Образовательно-педагогические задачи курса определяются направленностью на формирование у студентов следующих умений:

- выделять направления (разделы и подразделы) обследования моторных функций и речи детей, обосновывать их актуальность, устанавливать специфику;

- определять содержание, задачи и организационные формы обследования (в соответствии с особенностями раздела);

- моделировать схемы обследования моторики и речи (по разделам), разрабатывать протоколы проведения фрагментов обследования;

- проводить фрагменты обследования детей (мелкая моторика, артикуляционная моторика, звукопроизношение, грамматический строй речи и т.д.), вести протоколы обследования;

- анализировать материалы, полученные в ходе обследования, по заранее определенным параметрам;

- обобщать результаты обследования, формулировать выводы констатирующего, диагностического, прогностического, и коррекционно-методического характера;

- оформлять речевую карту (ее фрагменты) по результатам анализа и обобщения материалов обследования;

- сопоставлять полученные результаты обследования разных детей в рамках одних и тех же разделов обследования, устанавливать индивидуальные особенности состояния моторики и речи детей.


Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину должен

знать:

  • содержание, планирование и проведение обследования различных направлений обследования моторных функций;

  • дифференциальные приемы обследования детей с различными формами речевых нарушений;

уметь:

  • использовать комплексы приемов обследования общей моторики, тонкой моторики рук, артикуляционной моторики;

владеть навыками:

  • составления протокола моторных функций;

  • анализа материалов обследования;

  • описания статической и динамической координации движений с учетом соответствующих параметров;

  • сопоставления полученных данных с данными других разделов логопедического обследования..



3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Виды занятий

Дневное

отделение

Заочное отделение

Общая трудоемкость

36

36

Аудиторные занятия

18

8

Лекции

-




Практические занятия (семинары)







Лабораторные занятия

18

8

Самостоятельная работа

18

28

Указать другие виды работы (если есть), в том числе курсовые проекты, рефераты

-




Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

зачет



4. Учебно-тематический план дисциплины



Наименование тем

Всего


часов

Аудиторная

работа

Самос-тоятель-ная

работа

лекции

семинары

ДО

ЗО

ДО

ЗО

ДО

ЗО

ДО

ЗО

1. Предмет, объект и задачи исследования моторных функций

4

5







2

1

2

4

2.Содержание обследования моторных функций


4

5







2

1

2

4

3.Этапы обследования и их характеристика.


8

5







4

1

4

4

4.Обследование общей моторики

4

5







2

1

2

4

5.Обследование тонкой моторики рук

4

8







2

2

2

6

6.Обследование мимики лица и моторики ариткуляционного аппарата.

8

8







4

2

4

6

Всего часов

36

36







18

8

18

28



5. Содержание разделов дисциплин


1. Предмет, объект и задачи исследования моторных функций

Обследование моторных функций как часть психолого-педагогического обследования. Теоретические основы обследования моторики (Н.А.Бернштейн, А.А.Семенович). Предмет и объект исследования.

Формулирование задач обследования, значение результатов обследования для диагностики, планирования и проведения коррекционной работы.

2. Содержание обследования моторных функций

Сбор анамнестических данных. Разделы обследования: общая моторики, мелкая моторика, артикуляционная моторика, мимическая моторика. Направления обследования в каждом разделе: статическая координация, динамическая координация, пространственная, ритмическая, темпоральная, серийно-последовательная организация движений.

3. Этапы обследования и их характеристика.

Подготовительный этап: отбор упражнений по обследования по каждому разделу; подготовка протокола обследования, формулировка инструкций к заданиям.

Этап обследования: организационный момент; предъявление заданий, фиксация результатов обследования. Демонстрация возможных видов упражнений для проведения обследования моторных функций по каждому из разделов.

Этап анализа и оценки полученных материалов обследования. Определение параметров анализа результатов обследования. Осуществление процедуры анализа по установленным параметрам. Качественная и количественная оценка результатов обследования. Комментарии.

Этап формулирования выводов по результатам обследования.

Выводы констатирующего, диагностического, прогностического и методического характера. Формулирование выводов с комментариями.

Заполнение соответствующих разделов речевой карты по результатам анализа материалов обследования.

4. Обследование общей моторики (универсальной программе обследования, см. тему 3).

5. Обследование тонкой моторики рук (универсальной программе обследования, см. тему 3)

6.Обследование мимики лица и моторики ариткуляционного аппарата. (универсальной программе обследования, см. тему 3)


    1. Планы проведения лабораторных (практических) занятий

Тема 1.

Предмет, объект и задачи исследования моторных функций

Цель: познакомить с предметом, объектом и задачами исследования моторных функций.

План проведения занятия:

1. Обследование моторных функций как часть психолого-педагогического обследования.

2. Теоретические основы обследования моторики (Н.А.Бернштейн, А.А.Семенович). Предмет и объект исследования.

3. Формулирование задач обследования, значение результатов обследования для диагностики, планирования и проведения коррекционной работы.


Задания для самостоятельной работы

1.Проанализируйте предложенную литературу и обоснуйте необходимость исследования моторной сферы у детей с нарушениями речи.

2.Выпишите и проанализируйте следующие понятия: «моторное развитие», «общая (крупная, грубая) моторика», «мелкая (тонкая) моторика», «мимическая моторика», «артикуляционная моторика» по рекомендуемой литературе.

3.На основе анализа предложенной литературы изучите этапы формирования основных движений у детей и составьте хронологическую таблицу по следующей схеме:

Возраст

Показатели развития общей моторики

Показатели развития мелкой моторики кистей и пальцев рук

Показатели развития мимической моторики

Показатели развития артикуляционной моторики

















Тема 2

Содержание обследования моторных функций

Цель: познакомить с содержанием обследования моторных функций

План проведения занятия:

1. Формулировка и письменное оформление задач обследования моторных функций.

2.Выделение разделов обследования моторных функций: общая моторики, мелкая моторика, артикуляционная моторика, мимическая моторика.

3.Направления обследования: статическая координация, динамическая координация, пространственная, ритмическая, темпоральная, серийно-последовательная организация движений.

4.Подбор и анализ комплексов упражнений по различным направлениям.

Задания для самостоятельной работы

1. По предложенной литературе сформулируйте основные задачи обследования моторики.

2.Проанализируйте предлагаемые методики обследования и укажите специфику их использования при работе с детьми, подростками и взрослыми с различными речевыми нарушениями.


Тема 3

Этапы обследования и их характеристика.

Цель: познакомить с содержанием обследования моторных функций

План проведения занятия

1. Выделение этапов обследования и их характеристика

2. Анализ содержания дидактических пособий и материалов по обследованию моторных функций.

3. Составление перечня заданий для обследования моторных функций


Задания для самостоятельной роботы

1.Разработайте протокол для обследования моторных функций.

2. Подготовьте дидактический материал для обследования моторных функций.

3. Предложите различные варианты заключения о состоянии моторной сферы.

Тема 4

Обследование общей моторики

(занятие проводится в базовом учреждении)

Цель: познакомить с технологией обследования общей моторики

1.Составление протокола обследования общей моторики

2.Проведение обследования общей моторики у ребенка с нарушением речи.

3.Анализ полученных данных и формулировка выводов.


Задания для самостоятельной роботы

  1. Подберите задания для обследования общей моторики

  2. Проведите обследование общей моторики у ребенка с нарушением речи.

  3. Проанализируйте результаты обследования общей моторики у ребенка дошкольного возраста с нарушением речи и составьте заключение об уровне развития у него общей моторики и определите перспективные направления коррекционного воздействия.


Тема 5

Обследование тонкой моторики рук

(занятие проводится в базовом учреждении)


Цель: познакомить с технологией обследования тонкой моторики рук

План проведения занятия:

1. 1.Составление протокола обследования тонкой моторики рук

2.Проведение обследования тонкой моторики рук у ребенка с нарушением речи.

3.Анализ полученных данных и формулировка выводов.


Задания для самостоятельной роботы

  1. Подберите задания для обследования общей моторики

  2. Проведите обследование общей моторики у ребенка с нарушением речи.

  3. Проанализируйте результаты обследования тонкой моторики у ребенка дошкольного возраста с нарушением речи и составьте заключение об уровне развития у него тонкой моторики и определите перспективные направления коррекционного воздействия.



Тема 6

Обследование мимики лица и моторики арткуляционного аппарата

(занятие проводится в базовом учреждении)


Цель: познакомить с технологией обследования мимики лица и моторики артикуляционного аппарата

План проведения занятия:

1. Составление протокола обследования мимики лица

2.Составление протокола обследования артикуляционной моторики

3. Проведение обследования тонкой моторики рук у ребенка с нарушением речи.

4. Проведение обследования артикуляционной моторики у ребенка с нарушением речи.

5. Анализ полученных данных и формулировка выводов


Задания для самостоятельной роботы

  1. Подберите задания для обследования мимики лица и моторики артикуляционного аппарата.

  2. Проведите обследование мимики лица и моторики артикуляционного аппарата.у ребенка с нарушением речи.

  3. Проанализируйте результаты обследования мимики лица и моторики артикуляционного аппарата у ребенка дошкольного возраста с нарушением речи и составьте заключение об уровне развития у него мимики лица и моторики артикуляционного аппарата и определите перспективные направления коррекционного воздействия.




    1. Вопросы к итоговому зачету

Зачет проводится в устной форме по предложенным вопросам. Основанием для участие студента в зачетном мероприятии является выполнении им всех видов самостоятельной работы: оформление протоколов обследования моторной сферы, обоснованность заключения о состоянии моторных функций, наличие систематизированного материала для обследования моторики.

Вопросы для зачетного собеседования

1. Принципы обследования моторных функций у детей.

2. Содержательная и методическая характеристика разделов обследования моторных функций.

3. Содержательная и методическая характеристика разделов обследования общей моторики

4. Содержательная и методическая характеристика разделов обследования тонкой моторики рук.

5. Содержательная и методическая характеристика разделов обследования мимики лица и артикуляционной моторики.

6. Анализ и оценка результатов обследования речи (на примере 1-2-х разделов).

6. Формулировка выводов и составление заключения по результатам обследования речи.

7. Разработка фрагментов протоколов обследования моторных функций.



    1. Список основной литературы

  1. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений: Избранные психологические труды/ Под ред. В.П. Зинченко. – 2-е изд., - м.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004

  2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

  3. Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике: метод. пособие/Г.В. Дедюхина. – М: Айрис-пресс, 2006.

  4. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Борисова М.М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

  5. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методика корекционно-восстановительной работы с детьми 3-4 лет. – М.: Издательство ГНОМ и Д., 2002.

  6. Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников- СПб., 2002.

  7. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика для заикающихся дошкольников. – М., 2001.

  8. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

  9. Якубович М.А., Преснова О.В. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания: пособие для учителя. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.



9. Список дополнительной литературы

1. Бабина Г.В., Волосовец Т.В., Гаркуша Ю.Ф., Идес Р.Е. Программа психолого-педагогической и логопедической практики студентов младших курсов. - М.: МПГУ, 1997.

2. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч.I. - М., 1994, ч.II - М.: АРКТИ, 1998.

3. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. - Спб: Питер Ком, 1999.

4. Глинка Г.А. Развиваем мышление и речь. - СПб: Питер Ком, 1999.

5. Диагностика и коррекция речевых нарушений /Под ред.М.Г.Храковской. - СПб, 1997.

6. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М.: Владос, 1998.

7. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у дошкольников. - М.: Просвещение, 1979.

8. Козлянинова О.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. - Екатеринбург, 1992.

9. Комплексная методика психомоторной коррекции /Под ред. А.В.Семенович. - М., 1998.

10. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. Методическое пособие /Под ред.Ю.Ф.Гаркуши. - М., 1999.

11. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб: Союз, 1999.

12. Логопедия /Под ред.Л.С.Волковой. - М.: Просвещение, 1998

13. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. - М.-Воронеж, 1997.

14. Методы обследования нарушений речи у детей. - М.: АПН СССР, 1982.

15. Наумова Э.Д. Играя, учимся говорить. Альбом с методическими рекомендациями. - М.: Просвещение, 1994.

16. Расстройства речи, клинические проявления и методы коррекции /Под ред.А.А.Ланцова и И.Ю.Кузьмина. - СПб, 1994.

17. Симерницкая Э.Г., Матюгин И.Ю. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости //Актуальные проблемы психофизиологии и нейропсихологии /Под ред.А.Н.Лебедева. - М.: Институт психологии АН СССР, 1991. - С.136-150.

18. Соколенко Н.И. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. Пособие для логопедов и учителей. - М.: Просвещение, 1977.

19. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Педагогика, 1980.

20. Схема нейропсихологического обследования детей. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития /Под ред.А.В.Се-менович. - М., 1998. с альбомом.

21. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб: Акцидент, 1997.

22. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. - СПб: Детство-Пресс, 1998.

23. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989.

24. Хомская Е.Д., Малова Ю.В. К проблеме исследования межполушарного взаимодействия в двигательной сфере //Актуальные проблемы психофизиологии и нейропсихологии /Под ред.А.Н.Лебедева. - М.: Институт психологии АН СССР, 1991. - С.122-135.

25. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Уч.пособие /Сост. В.М.Астахов. - М., 1995.

26. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений /Под ред.Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. - М.: Владос, 1997.

27. Чарели Э.М. Речь и здоровье. Учебно-методическое пособие. - Екатеринбург, 1996.


10.Методические рекомендации по изучению дисциплины

Методические рекомендации для преподавателя

Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Технология обследования моторных функций» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Организация занятий предусматривает использование аудиторного фонда и выходов в практические учреждения.

Внимание преподавателя должно быть направлено на формирование у студентов системного взгляда на природу и структуру речевых нарушений. Данный подход может быть реализован с опорой на межпредметные связи логопедии.

Для наилучшего понимания сущности рассматриваемых вопросов рекомендуется студента уточнить имеющиеся знания об онтогенезе психического развития ребенка, специфике параллельного развития двигательной, эмоциональной, речевой сферы, а также первых слуховых и зрительных реакций в период новорожденности и младенчества.

Изучать данную дисциплину следует, переходя от темы к теме, следуя внутренней логике науки. Только так можно достичь полного понимания дисциплины, хорошей ориентации в специальной литературе, формирования новых представлений и знаний о взаимовлиянии моторного и речевого развития.






Нажми чтобы узнать.

Похожие:

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» icon«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» iconПоволжская государственная социально-гуманитарная академия факультет Кафедра Утверждаю

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» iconПоволжская государственная социально-гуманитарная академия кафедра социального менеджмента и управления образованием Утверждаю

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» iconСведения о соискателе
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная...
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» icon«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Дисциплины «Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта»
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» iconОрганизационно-педагогические условия формирования ценностных ориентаций младших школьников
Работа выполнена в гоу впо «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» icon«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Программа курса предназначена для студентов 1-го курса (1-й семестр) отделения логопедии
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» icon«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Методические рекомендации для студентов (с перечнем заданий для самостоятельной работы по каждой теме)
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» iconФормирование критического мышления студента будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке гоу впо «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы