«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» icon

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»



Название«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Дата конвертации05.07.2012
Размер286.58 Kb.
ТипРабочая программа
скачать >>>

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»


Утвержден

на заседании кафедры логопедии

Протокол № от________200 г.

Зав.кафедрой_________________


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ «АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ»


Специальности


050715 Логопедия,

050712 Тифлопедагогика, 050713 Сурдопедагогика

050714 Олигофренопедагогика, 050716 Специальная психология

с дополнительной специальностью 050715 Логопедия

факультет коррекционной педагогики


Составитель:

Д.м.н., профессор Ю.В.Первова




Самара - 2008

СОДЕРЖАНИЕ

I РАЗДЕЛ

1. Выписка из стандарта

2. Пояснительная записка

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

4. Учебно-тематический план дисциплины

5. Содержание разделов дисциплины

6. Планы проведения семинарских занятий:

7. Методические рекомендации для преподавателей

8.Контрольные работы (для заочного обучения)

9. Контрольно-измерительные материалы

10. Тематика рефератов

11. Вопросы к зачету (экзамену)

12.Список основной литературы по дисциплине

13. Список дополнительной литературы

14.Краткий словарь терминов


II РАЗДЕЛ


Рабочая программа


РАЗДЕЛ I

1.Выписка из стандарта

Микроструктура нервной ткани; онтогенез ЦНС; строение ЦНС; проводящие пути ЦНС и черепные нервы; вегетативная нервная система. Основная структурная единица нервной системы – нейрон; клеточная и волоконная организация нервной системы,

2. Пояснительная записка

Программа курса предназначена для студентов 1-го курса и является одной из основных дисциплин медико-биологического цикла. Изучение ЦНС традиционно начинается с анатомии, так как без знания основных элементов нервной системы и их взаимосвязей невозможно изучать ЦНС, и понять сложные психические функции: речь, мышление, научение. Всё многообразие и уникальность психической деятельности человека, функции здорового и поврежденного мозга могут быть объяснены из особенностей строения и свойств основных анатомических структур мозга.

Знание анатомии ЦНС необходимо дефектологам - специалистам, работающим с детьми с особенностями организации мозга, с нарушениями высших психических функций – речи, интеллекта, внимания.


Анатомия ЦНС связана с такими дисциплинами, как «Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека», «Невропатология», «Психология», «Анатомия, физиология, патология органа слуха, зрения, речи».

Несмотря на наличие у человека сложной психики, речи, сознания, интеллекта и социального характера его существования, он остаётся биологическим субъектом, и биологические законы в значительной мере влияют на все высшие функции человека.

В ходе изучения дисциплины студенты ознакомятся с микроструктурой нервной ткани; онтогенезом ЦНС; строением ЦНС и проводящих путей ЦНС.

Получат представление о черепно-мозговых и спинномозговых нервах; вегетативной и соматической нервной системе.


В процессе изучения данного курса студентами усваиваются следующие знания и умения:

  • Изучают механизмы процесса проведения импульса в нервной ткани;

  • знакомятся с функциями основных отделов центральной нервной системы;

  • рассматривают механизмы формирования простейших рефлексов;

  • знакомятся с закономерностями условно-рефлекторной деятельности и механизмами формирования условных рефлексов;

  • изучают роль структур центральной нервной системы в формировании двигательной активности, овладении чтением, письмом;

  • рассматривают участие высших отделов головного мозга в психических процессах;

Воспитание:

  • профессионального мышления, познавательных способностей студентов;

  • навыков работы с литературой и Интернет-ресурсами;

  • коммуникативной компетенции и личностных качеств, необходимых логопеду-дефектологу для профессиональной деятельности.

Курс рассчитан на 10 часов лекционных, 10 часа лабораторных занятий; отдельные вопросы курса выносятся для самостоятельной работы.

Зачет. Внутрисеместровая аттестация проводится в виде контрольной работы

( экспресс-опроса ).


3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды занятий

Дневное

отделение

Заочное отделение

Общая трудоемкость

40

70

Аудиторные занятия

20

6

Лекции

10

6

Практические занятия (семинары)

10

-

Лабораторные занятия

-

-

Самостоятельная работа

20

64

Указать другие виды работы (если есть), в том числе курсовые проекты, рефераты

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

зачет


4. Учебно-тематический план дисциплины



Наименование тем

Всего


часов

Аудиторная

работа

Самос-тоятель-ная

работа

лекции

семинары

ДО

ЗО

ДО

ЗО

ДО

ЗО

ДО

ЗО

1. Предмет анатомия ЦНС и его связь с другими дисциплинами .Онтогенез нервной системы. Стадии 3-х и 5 пузырей. Критические периоды в формировании нервной системы. Принципы строения ЦНС. Вегетативная и соматическая НС. Понятия о нейронах, их строение, функции нейроглии. Рефлекс виды, характеристики. Рефлекторная дуга. Действие ЦНС на организмы. Периферические нервы.

8

11

2

1

2




4

10

2. Строение спинного мозга. Сегментарный принцип строения. Серое и белое вещество спинного мозга. Двигательные, вегетативные и чувствительные ядра. Проводящие пути спинного мозга. Спинномозговые нервы, корешки, межпозвоночные ганглии.
Черепно-мозговые нервы. Спинной мозг. Отделы спинного мозга, вид на поперечном срезе. Серое и белое вещество спинного мозга. Проводящие пути спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга. Спинальный шок.

8

16

2

2

2




4

14

3. Задний мозг. Строение продолговатого мозга и моста. Серое и белое вещество. Двигательные, вегетативные и чувствительные ядра. Проводящие пути заднего мозга. Ромбовидная ямка. Ретикулярная формация. Продолговатый мозг. Строение на поперечном срезе. Ядра черепно-мозговых нервов. Жизненно важные центры продолговатого мозга. IVжелудочек мозга. Представление о стволе мозга. Мозжечок. Серое и белое вещество. Строение коры мозжечка. Проводящие пути мозжечка, передние, средние и задние ножки. Эволюция мозжечка, строение серого и белого вещества. Симптомы повреждения
Средний мозг. Строение ножек, покрышки, четверохолмия. Проводящие пути среднего мозга. Водопровод мозга.

8

15

2

1

2




4

14

4. Промежуточный мозг. Строение таламуса. Коленчатые тела. Строение гипоталамуса. Строение эпиталамуса. и гипофиз. Серое вещество промежуточного мозга. Рефлексы промежуточного мозга. Лимбическая система мозга. III желудочек.

8

15

2

1

2




4

14

5. Конечный мозг. Базальные ядра больших полушарий. Полосатое тело. Миндалина. Стриопаллидарная система. Белое вещество больших полушарий. Мозолистое тело. Строение коры больших полушарий. Старая, древняя и новая кора. Борозды и извилины. Доли полушарий. Функциональные зоны коры. Представление о цито- и миелоархитектонике коры. Соотношение цитоархитектонических полей с функциональными зонами. Серое и белое вещество полушарий. Внутренняя капсула. Оболочки мозга. Желудочки мозга. Ликвор. Кровоснабжения мозга.

8

13

2

1

2




4

12

Всего часов

40

70

10

6

10




20

64


5. Содержание разделов дисциплин

Тема 1. Предмет анатомия ЦНС как наука. Онтогенез нервной системы. Критические периоды в формировании ЦНС, риск возникновения пороков речи, зрения, слуха.

Предмет анатомия ЦНС и его связь с другими дисциплинами, место в формировании дефектолога. Методы изучения микро- и макроструктуры нервной системы. Онтогенез нервной системы. Стадии 3-х и 5 пузырей. Критические периоды в формировании нервной системы. Принципы строения ЦНС. Вегетативная и соматическая НС. Понятия о нейронах, их строение, функции нейроглии. Рефлекс виды, характеристики. Рефлекторная дуга. Действие ЦНС на организмы. Периферические нервы .

Тема 2. Спинной мозг.

Строение спинного мозга. Сегментарный принцип строения. Серое и белое вещество спинного мозга. Двигательные, вегетативные и чувствительные ядра. Проводящие пути спинного мозга. Спинномозговые нервы, корешки, межпозвоночные ганглии.
Черепно-мозговые нервы. Спинной мозг. Отделы спинного мозга, вид на поперечном срезе. Серое и белое вещество спинного мозга. Проводящие пути спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга. Спинальный шок.

Тема 3. Задний мозг.

Строение продолговатого мозга и моста. Серое и белое вещество. Двигательные, вегетативные и чувствительные ядра. Проводящие пути заднего мозга. Ромбовидная ямка. Ретикулярная формация. Продолговатый мозг. Строение на поперечном срезе. Ядра черепно-мозговых нервов. Жизненно важные центры продолговатого мозга. IVжелудочек мозга. Представление о стволе мозга. Мозжечок. Серое и белое вещество. Строение коры мозжечка. Проводящие пути мозжечка, передние, средние и задние ножки. Эволюция мозжечка, строение серого и белого вещества. Симптомы повреждения
Средний мозг. Строение ножек, покрышки, четверохолмия. Проводящие пути среднего мозга. Водопровод мозга.

Тема 4. Промежуточный мозг

Промежуточный мозг. Строение таламуса. Коленчатые тела. Строение гипоталамуса. Строение эпиталамуса. и гипофиз. Серое вещество промежуточного мозга. Рефлексы промежуточного мозга. Лимбическая система мозга. III желудочек.

Тема 5. Конечный мозг

Конечный мозг. Базальные ядра больших полушарий. Полосатое тело. Миндалина. Стриопаллидарная система. Белое вещество больших полушарий. Мозолистое тело. Строение коры больших полушарий. Старая, древняя и новая кора. Борозды и извилины. Доли полушарий. Функциональные зоны коры. Представление о цито- и миелоархитектонике коры. Соотношение цитоархитектонических полей с функциональными зонами. Серое и белое вещество полушарий. Внутренняя капсула. Оболочки мозга. Желудочки мозга. Ликвор. Кровоснабжения мозга.


6. Планы проведения семинарских занятий

Тема 1. Предмет анатомия ЦНС как наука. Онтогенез нервной системы. Критические периоды в формировании ЦНС.

Цель: сформулировать представления о предмете анатомия ЦНС, связи с другими дисциплинами. Онтогенез нервной системы, критические периоды ее формирования. Повторить материал о рефлекторном принципе работы нервной системы,

Вопросы для самоподготовки

1.Предмет анатомия ЦНС, связь с другими науками.

2. Стадии 3-х и 5 мозговых пузырей.

3.Критические периоды в формировании нервной системы.

4. Принципы строения ЦНС. Вегетативная и соматическая НС.

5.Виды нейронов, их строение.

6. Виды и функции нейроглии.

7.Рефлекс виды, характеристики

Лабораторная работа.

Зарисовать в протокол стадии 3 и 5 мозговых пузырей.


Тема 2. Спинной мозг.

Цель: Изучить рефлекторную деятельность спинного мозга, проводящие пути спинного мозга; строение и функции ромбовидной ямки, дно IV желудочка. Ядра ЧМН с XII по VIII пару.

Время изучения: 2 часа

Вопросы для самоподготовки

  1. Отделы спинного мозга.

  2. Поперечный разрез спинного мозга.

  3. Серое и белое вещество спинного мозга. Проводящие пути .

  4. Рефлексы, замыкающиеся на уровне спинного мозга. Спинальный шок.

  5. Продолговатый мозг. Строение на поперечном срезе.

  6. Жизненно важные центры продолговатого мозга. IVжелудочек мозга и ромбовидная ямка.

  7. Ядра ЧМН с XII по VIII пару.

Лабораторная работа.

Зарисовать в протокол поперечный разрез спинного мозга. Схему проводящих путей спинного мозга.

Продолговатый мозг, расположение ядер ЧМН, жизненно важных центров.


Тема 3. Задний мозг.

Цель: изучить строение серого и белого вещества ствола мозга, Варолиева моста, среднего мозга; ядер ЧМН нервов с VIII по V пару. Полость заднего мозга.

Время изучения: 2 часа


Вопросы для самоподготовки

  1. Строение ствола мозга.

  2. Ретикулярная формация ствола мозга, центры связанные с ней.

  3. Варолиев мост. Строение, функция, ядра серого вещества.

  4. Средний мозг. Строение, функция, ядра серого вещества.

  5. Водопровод мозга.

  6. Мозжечок. Эволюция мозжечка, строение серого и белого вещества.

  7. Ядра серого вещества.

  8. Симптомы повреждения.

Лабораторная работа.

Зарисовать в протокол поперечный разрез среднего мозга и Варолиева моста. Схему проводящих путей, расположение ядер ЧМН, жизненно важных центров.


Тема 4. Промежуточный мозг

Цель: Знать строение и функции таламуса, эпиталамуса, метаталамуса, гипоталамуса.

Кровообращение промежуточного мозга. Изучить пути передачи болевой чувствительности. Функциональную асимметрию большого мозга.


Время изучения: 2 часа

Вопросы для самоподготовки

1.Строение промежуточного мозга.

2.Таламус – подкорковый ассоциативный цент.р.

3. Гипоталамус и гипофиз. Строение и функции. Гипоталамус- центральнай эндокринная железа.

4.Лимбическая система мозга. Строение и функции. Отделы лимбической системы.

5. III желудочек промежуточного мозга.

6. Конечный мозг. Строение полушарий большого мозга, доли, борозды

Лабораторная работа.

Зарисовать в протокол поперечный разрез промежуточного мозга. Схему проводящих путей, расположение ядер серого вещества промежуточного мозга

Темы 5. Конечный мозг


Цель: Знать строение и функцию базальных ядер, строение и функцию внутренней капсулы. Знать кровоснабжение мозга, симптомы поражения.

Время изучения: 2 часа

Вопросы для самоподготовки

  1. Серое и белое вещество полушарий.

  2. Виды проводящих волокон: ассоциативные, комиссуральные

  3. Базальные ганглии. Строение и функции.

  4. Внутренняя капсула. Тракты, проходящие через внутреннюю капсулу.

  5. Строение коры большого мозга.

  6. Оболочки мозга: твердая и мягкая оболочки.

  7. Желудочки мозга. Ликвор.

  8. Кровоснабжения мозга.

Лабораторная работа.

Зарисовать в протокол схему базальных ганглиев и внутренней капсулы.

Зарисовать схему кровообращения мозга.


7. Методические рекомендации для преподавателей

Предмет базируется на знаниях по анатомии и физиологии человека, генетике. Студентам педагогических институтов, для овладения другими предметами, такими как невропатология, психология необходимо глубокое знание строения, функций центральной нервной системы, анализаторных систем. Углубленное знание анатомии различных отделов мозга, способствует формированию грамотных специалистов-дефектологов, знающих топическую диагностику поражения ЦНС, адекватно подбирающих коррекционные мероприятии.

Для аудиторного изучения выносится темы о строении и функционировании основных отделов ЦНС, лежащих в основе понимания высших психических функций, механизмах двигательных функций, обучения, эмоциональных состояниях.

8. Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации

Пояснительная записка

Контрольно-измерительные материалы составлены с целью осуществления промежуточного контроля знаний студентов по дисциплине. Он может проводится в форме тестов, а также в форме фронтального контроля. Контролируется владение студентами основным понятийным аппаратом дисциплины, знание теоретических основ, а также демонстрирует уровень владения материалом, умения пользоваться теоретическими знаниями.

Блок КИМов содержит 4 варианта по 14 заданий.

Среднее время выполнения: 40 минут.

Оценка знаний:

«отлично» - правильно даны ответы во всех блоках заданий, допускаются некоторые неточности, не искажающие сути;

«хорошо» - допускаются ошибочные ответы (не более 30%) из всех блоков заданий;

«удовлетворительно» - допускаются ошибочные ответы от 30% до 50% из всех заданий;

«неудовлетворительно» - более 50% ошибочных ответов.

Выбрать правильный ответ из предложенных вариантов.

Вариант 1

  1. Анатомически нервная система делится на

    1. центральную

    2. соматическую

    3. периферическую

    4. вегетативную




  1. Центральная нервная система включает в себя:

    1. спинной мозг

    2. спинномозговые нервы

    3. черепные нервы

    4. головной мозг




  1. Функционально нервная система делится на

    1. центральную

    2. периферическую

    3. соматическую

    4. вегетативную




  1. Периферическая нервная система включает в себя:

    1. черепные нервы

    2. головной мозг

    1. спинной мозг

    2. спинномозговые нервы




  1. Интегративная функция нервной системы - это

    1. осуществление высшей нервной деятельности

    2. объединение органов и систем в единое целое

    3. связь организма с внешней средой через органы чувств




  1. Автономной называют нервную систему

0)центральную

1)периферическую

2)соматическую

3)вегетативную


  1. Соматическая нервная система иннервирует

0)Скелетные мышцы и органы чувств

1)Внутренние органы и железы

2)Скелетные мышцы и внутренние органы

3)Органы чувств и железы


  1. Внутренние органы и железы иннервируются нервной системой

0)центральной

1)Соматической

2)периферической

3)вегетативной

  1. Структурно-функциональной единицей нервной системы и нервной ткани является

0)нервный центр

1)нейрон

2)ядро серого вещества

3)нервный ганглий


  1. Основные свойства нервной ткани:

0) возбудимость

1) проводимость

2) динамичность

3) лабильность


11 . Опорную и трофическую функции в нервной ткани выполняют

0) эпендимоциты

1) астроциты

2) олигодендроциты

3) клетки микроглии


12 . Изолирующую функцию в нервной ткани выполняют

0) эпендимоциты

1) астроциты

2) олигодендроциты

3) клетки микроглии


13 . Афферентными называются нейроны

0) двигательные

1) мультиполярные

2) вставочные

3) чувствительные


14. Эфферентными называются нейроны

0) двигательные

1) биполярные

2) вставочные

3) чувствительные


Вариант 2


  1. По количеству отростков нейроны бывают

      1. униполярные (псевдоуниполярные)

      2. биполярные

      3. мультиполярные

      4. все ответы правильные




  1. В спинальных ганглиях находятся нейроны

      1. биполярные

      2. псевдоуниполярные

      3. мультиполярные

      4. все ответы правильные




  1. Чувствительные нейроны находятся в

      1. спинальных ганглиях

      2. ядрах спинного мозга

      3. ядрах головного мозга

      4. коре полушарий




  1. Периферические отростки чувствительных нейронов заканчиваются

      1. синапсами

      2. эффекторами

      3. рецепторами

      4. все ответы правильные




  1. По функции нервные волокна могут быть:

      1. чувствительными

      2. двигательными

      3. смешанными

      4. все ответы правильные




  1. Пучок нервных волокон в нервном стволе окружен

      1. эндоневрием

      2. периневрием

      3. эпиневрием

      4. неврилеммой




  1. Нервы по функции бывают

      1. чувствительными

      2. двигательными

      3. смешанными

      4. все ответы правильные




  1. Концевые аппараты чувствительных нервных волокон -

      1. рецепторы

      2. эффекторы

      3. синапсы

      4. все ответы правильные




  1. Концевые аппараты двигательных нервных волокон -

      1. рецепторы

      2. эффекторы

      3. синапсы

      4. все ответы правильные

10 . Рецепторы мышц и сухожилий называются

0) экстерорецепторами

1) интерорецепторами

2) висцерорецепторами

3) проприорецепторами


11 . Рецепторы внутренних органов называются

0) экстерорецепторами

1) интерорецепторами

2) висцерорецепторами

3) проприрецепторами


12. Синапс имеет основные структуры:

0) синаптическую щель

1) пресинаптическую мембрану

2) постсинаптическую мембрану

3) синаптические пузырьки


13. Нейроны формируются из клеток нервной пластинки

0) эмбриобластов

1) спонгиобластов

2) нейробластов

3) все ответы правильные


14. Полость нервной трубки называется

0) нейропор

1) нейробласт

2) невроцель

3) невроцит

Вариант 3


  1. Делением ромбовидного мозга формируются:

      1. продолговатый мозг

      2. задний мозг

      3. средний мозг

      4. промежуточный мозг

      5. конечный мозг




  1. Делением переднего мозга формируются:

      1. продолговатый мозг

      2. задний мозг

      3. средний мозг

      4. промежуточный мозг

      5. конечный мозг




  1. Первыми на поверхности полушарий появляются борозды

      1. латеральные (сильвиевы)

      2. центральные (роландовы)

      3. теменно-затылочные

      4. шпорные




  1. Средняя площадь коры полушарий мозга составляет

      1. 1200 см2

      2. 2400 см2

      3. 3600 см2

      4. 4800 см2




  1. Интеллектуальные возможности мозга зависят от:

      1. качественного состояния нейронов

      2. количества синаптических связей

      3. абсолютной массы мозга

      4. все ответы правильные




  1. У новорожденного нижней границей спинного мозга является

      1. верхний край I шейного позвонка

      2. нижний край II поясничного позвонка

      3. верхний край II поясничного позвонка

      4. верхний край III поясничного позвонка




  1. Нижняя граница спинного мозга у взрослого определяется на уровне

      1. верхнего края II поясничного позвонка

      2. верхнего края I шейного позвонка

      3. нижнего края II поясничного позвонка

      4. нижнего края III поясничного позвонка




  1. У спинного мозга имеются утолщения:

      1. шейное

      2. плечевое

      3. пояснично-крестцовое

      4. копчиковое




  1. Каудальное сужение спинного мозга называется

      1. концевой нитью

      2. мозговым конусом

      3. конским хвостом

      4. спинномозговым узлом




  1. Корешки спинного мозга выходят из борозд:

      1. задней срединной

      2. задней боковой

      3. передней боковой

      4. передней срединной




  1. В шейном отделе спинного мозга имеется сегментов

      1. пять

      2. восемь

      3. двенадцать

      4. один




  1. В грудном отделе спинного мозга имеется сегментов

      1. восемь

      2. пять

      3. двенадцать

      4. один




  1. В поясничном отделе спинного мозга имеется сегментов

      1. один

      2. восемь

      3. двенадцать

      4. пять




  1. Продольные тяжи белого вещества спинного мозга называются

      1. канатики

      2. столбы

      3. рога

      4. пучки

Вариант 4

  1. Элементами строения серого вещества спинного мозга являются

0)столбы

1)рога

2)канатики

3)пучки


  1. Двигательные ядра спинного мозга лежат в

0)заднем роге

1)боковом роге

2)переднем роге

3)центральном канале


  1. Вегетативные симпатические ядра залегают в боковых рогах сегментов

0)шейных

1)грудных

2)крестцовых

3)копчиковых


  1. Вегетативные парасимпатические ядра содержатся в боковых рогах сегментов

0)грудных

1)поясничных

2)крестцовых

3)копчиковых


  1. В передних канатиках проходят проводящие пути

0)преимущественно двигательные

1)чувствительные и двигательные

2)только чувствительные

3)все ответы правильные


  1. В боковых канатиках проходят проводящие пути

0)преимущественно двигательные

1)чувствительные и двигательные

2)только чувствительные

3)все ответы правильные


  1. Чувствительными путями являются:

0)спинно-мозжечковый

1)спинно-таламический

2)клиновидный пучок Бурдаха

3)оливо-спинномозговой


  1. К путям восходящего направления относятся:

0)тонкий пучок Голля

1)спинно-покрышечный

2)оливо-спинномозговой

3)красноядерно-спинномозговой


  1. Импульсы произвольных движений несут проводящие пути:

0)преддверно-спинномозговой

1)оливо-спинномозговой

2)передний пирамидный

3)боковой пирамидный


  1. Церебральная жидкость содержится в пространстве

0)эпидуральном

1)субдуральном

2)субарахноидальном

3)все ответы правильные


  1. Основными частями головного мозга являются:

0)большой мозг

1)мост

2)мозжечок

3)ствол мозга


  1. В состав ствола мозга входят:

0)продолговатый мозг

1)мост

2)средний мозг

3) все ответы правильные


13. Утолщение переднего канатика продолговатого мозга называется

0) олива

1) пирамида

2) луковица

3) перекрест пирамид

14. Полостью продолговатого (частично) и заднего мозга является

0) I желудочек

1) II желудочек

2) III желудочек

3) IV желудочек


9. Контрольные работы

(для студентов заочного отделения)

Вариант №1


  1. Строение и функции нейрона.

2. Функции коры и подкорковых ядер мозжечка.

Вариант №2


1.Промежуточный мозг.

2.Строение и функция долей конечного мозга.




Вариант №3


1. Онтогенез нервной системы.

2. Желудочки мозга.

Вариант №4


1. Критические периоды формирования нервной системы.

2.Кровообращение мозга.

Вариант №5


1. Вегетативная нервная система и её функции.

2. Физиология гипоталамической области.

Вариант №6


  1. Основные функции лимбической системы.

2. Проекционные и ассоциативные зоны коры.

Вариант №7


1.Строение синапса. Механизм передачи в синапсах.

2.Анатомические особенности новой коры.

Вариант №8


  1. Ствол мозга. Статические рефлексы.

2. Спинной мозг.

Вариант №9


  1. Средний мозг. Статокинетические рефлексы.

  2. Оболочки мозга.



10. Вопросы к зачету

1. Предмет, задачи, методы анатомии ЦНС, ее связь с другими науками.

2. Значение нервной системы человека, общий план строения.

3. Нейрон, классификация нервных клеток по функциям, строению.

4. Строение нервных волокон, их классификация.

5. Строение синапса.

6. Нейроглия, особенности строения, значение.

7. Оболочки спинного и головного мозга, особенности строения, значение.

8. Спинномозговая жидкость, механизм образования, значение.

9. Кровоснабжение мозга.

10. Спинной мозг, форма, особенности строения, значение.

11. Корешки спинного мозга, понятие о сегменте спинного мозга, спинномозговые нервы, общая характеристика.

12. Особенности строения серого и белого вещества спинного мозга.

13. Проводящие пути спинного мозга.

14. Продолговатый мозг и Варолиев мост, особенности строения, положение, значение.

15. Задний мозг, мозжечок, особенности строения, значение.

16. Средний мозг, особенности строения, значение.

17. Ретикулярная формация, особенности строения, значение.

18. Промежуточный мозг, особенности строения, значение.

19. Гипоталамус, особенности строения, значение.

20. Строение и значение таламуса.

21. Передний мозг, общий план строения.

22. Базальные ядра больших полушарий.

23. Понятие о лимбической системе, особенности строения.

24. Кора больших полушарий, общий план строения, значение борозд и извилин.
25. Древняя, старая и новая кора больших полушарий.

26. Структура слоев коры больших полушарий, цитоархитектонические поля.

27. Понятие о локализации функций, первичные, вторичные сенсорные зоны.

28. Понятие о локализации функций, двигательные и ассоциативные зоны.

29. Проводящие пути ЦНС, классификация путей.

30. Значение черепно-мозговых нервов, их связь с вегетативной нервной системой
31. Значение и особенности черепно-мозговых нервов с 1 по 6 пару.

32. Значение и особенности черепно-мозговых нервов с 7 по 12 пару .

33. Вегетативная нервная система, строение, значение.

34. Особенности строения симпатической нервной системы.
35. Особенности строения парасимпатической нервной системы.

36. Учение об анализаторах, общий план строения сенсорных систем, значение.

37. Рецептор, понятие, значение, классификация рецепторов

38. Двигательные системы мозга.

39. Интегративные системы мозга.

40. Неспецифические активирующие системы мозга.


Зачет проводится в форме собеседования по билетам. В билете два теоретических вопроса.

Оценка знаний:

«зачет» - правильно даны ответы на все вопросы, допускаются ошибочные ответы , не более 40% из всех вопросов;

«не зачет» - более 50% ошибочных ответов.


12.Список основной литературы по дисциплине


  1. Анатомия / Под ред. проф. Сапина. – М.: Медицина, 2000.

  2. Курепина М.М., Ожигова А.П., Никитина А.А. Анатомия человека. В 2-х т. (учебник и атлас) М., 2002. Невропатология детского возраста. Л.О.Бадалян. СПб.: Питер, 2001.

  3. Куприянов В.В. Общая анатомия центральной и периферической нервной системы. Лекции по общей анатомии. Выпуск VI. М., 1981.

  4. Сапин, Билич. Анатомия человека. Т.2. М., 2002.

  5. Сапин М.Р., Брыскина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб.пособие для студентов педагогичексих вузов. – М.: «Академия», 2000.

  6. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и

подростков. М., 2004.

  1. Смирнов В.М., Яковлев В.Н. Физиология центральной нервной системы: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2002.


13. Список дополнительной литературы

  1. Астапова В.М., Микадзе Ю.В. Атлас «Нервная система человека. Строение и нарушение». М., 1997.

  2. Общий курс физиологии человека и животных. Кн.1 Физиология нервной, мышечной и сенсорных систем. Под ред. А.Д. Ноздрачева. М.: «Высшая школа». 1991. 511 с.

  3. Привес М.В. Анатомия. – М.: Медицина, 1980.

  4. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека ( свозрастными особенностями детского организма). М.: «Академия». 1999. 437 с.

  5. Словарь физиологических терминов. М.: «Наука». 1987. 446 с.

  6. Энциклопедический словарь медицинских терминов. М.: Сов. Энциклопедия, 1982. Т.1.


8.Краткий словарь терминов

  • Анатомия (греч. «anatemno» – рассекаю) является самой древней из наук о строении человеческого тела. Раздел этой науки – анатомия ЦНС – изучает морфологию нервной системы на органном уровне.

  • Гистология ЦНС (греч. «histos» – ткань) изучает строение нервной системы на тканевом и клеточном уровнях.

  • Цитология (греч. «сytos» – клетка) изучает строение нейронов и клеток глии на клеточном и субклеточном уровнях.

  • Биохимия и молекулярная биология изучают строение нейронов и вспомогательных клеток нервной системы на субклеточном и молекулярном уровнях.

Следующая группа дисциплин изучает функции нервной системы с помощью экспериментов и моделирования процессов, происходящих в ней:

  • Физиология ЦНС исследует общие закономерности функционирования нервных клеток, отдельных структур ЦНС и всей нервной системы в целом.

  • Физиология анализаторов (сенсорных систем) изучает работу структур, воспринимающих и перерабатывающих информацию.

  • Фронтальные сечения проводятся в плоскостях, параллельных плоскости лба (слева направо и сверху вниз). Горизонтальные сечения проводятся в горизонтальной плоскости (слева направо и спереди назад). Место прохождения фронтальных и горизонтальных сечений обязательно уточняется указанием структур, через которые эти сечения проводятся.


Кроме этого, в анатомии часто используются термины:

  • «Медиальный» – срединный, центральный;

  • «Располагается медиальнее чего-либо» говорят о структуре, находящейся между указанным ориентиром и центральной осью тела;

  • «Вентральный» – расположенный ближе к животу (передней поверхности);

  • «Дорсальный» – расположенный ближе к спине (задней поверхности);

  • «Проксимальный» – расположенный ближе к центру (например, к центральной оси тела);

  • «Дистальный» – расположенный дальше от центра;

  • «Афферентный» – приносящий (употребляется применительно к нейрону, по которому импульсы поступают в ЦНС);

  • «Эфферентный» – выносящий (употребляется применительно к нейрону, по которому импульсы покидают ЦНС);

  • «Контрлатеральный» – расположенный, или проходящий (о нервных путях) на противоположной стороне;

  • Скопления нейронов называются нервными узлами или ганглиями, а большие группы нервных волокон, идущие в одном направлении, называются путями или трактами (лат. «tractus» – путь).

  • Для обозначения локализации структур относительно центральной оси тела (позвоночника) в анатомии используются термины:

  • «краниальный» (греч. «cranium» – череп) и «ростральный» (от лат. «rostrum» – клюв, носовая часть корабля) – при описании структур, находящихся ближе к голове (к верхней части тела);

  • «каудальный» – при описании структур, находящихся дальше о головы (ближе к хвосту, лат. «cauda» – хвост). Последние два термина перешли в анатомию человека из анатомии животных.




Похожие:

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» icon«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» iconПоволжская государственная социально-гуманитарная академия факультет Кафедра Утверждаю

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» iconПоволжская государственная социально-гуманитарная академия кафедра социального менеджмента и управления образованием Утверждаю

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» iconСведения о соискателе
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная...
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» icon«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Дисциплины «Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта»
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» iconОрганизационно-педагогические условия формирования ценностных ориентаций младших школьников
Работа выполнена в гоу впо «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» icon«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Программа курса предназначена для студентов 1-го курса (1-й семестр) отделения логопедии
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» icon«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Программа курса предназначена для студентов 2-го курса (3-й семестр) отделения логопедии
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» icon«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Методические рекомендации для студентов (с перечнем заданий для самостоятельной работы по каждой теме)
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» iconФормирование критического мышления студента будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке гоу впо «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы