Экономические преобразования в Италии после второй мировой войны icon

Экономические преобразования в Италии после второй мировой войны



НазваниеЭкономические преобразования в Италии после второй мировой войны
Дата конвертации05.07.2012
Размер359,55 Kb.
ТипРеферат
Экономические преобразования в Италии после второй мировой войны


Содержание.| | ||Введение…………………………………………………………………….. |3 ||Глава1.Положение экономики Италии в первые годы после |5 ||войны …… | ||Глава 2.Структурные изменения в экономики Италии в | ||послевоенные годы ………………………………………………………………………… |6 ||1.1 Оказание помощи Италии со стороны США ………………………… |6 ||1.2 Влияние государственного аппарата на развитие | ||экономики ……… |8 ||1.3 Решение проблемы отсталости южных районов …………………….. | ||Глава 3.Динамика развития промышленности в послевоенные |11 ||годы ….. |16 ||Глава 4. Итальянская экономика на современном этапе…………………| || |23 ||4.1 Общая характеристика экономики ……………………………………. | ||4.2 Промышленность Италии ……………………………………………... |23 ||4.3 Внешняя экономика ……………………………………………………. |23 ||Заключение…………………………………………………………………. | ||Список литературы ……………………………………………………….. |26 ||Приложение………………………………………………………………….. | || |29 || |31 || | || |32 || | || | || | | Введение. Италия – индустриально-аграрная страна. В формировании национального дохода доля промышленности составляет (1970) 42%, сельского хозяйства 10,2%, сферы обслуживания 38,42%, в том числе доля торговли 12%, транспорта и связи 6,5%, гостиничного дела 2%. Стоимость промышленной продукции почти в 4 раза превышает стоимость сельскохозяйственной продукции (1970). В промышленность ежегодно вкладывается в 2,5 раза больше капиталов, чем в сельское хозяйство. Продукция обрабатывающей промышленности составляет основу экспорта (около 95% в 1970). В 1970 Италия занимала 6-е место в капиталистическом мире по объёму промышленной продукции (3,7%) и величине внешнеторгового оборота (доля в экспорте капиталистических стран 4,8% в 1970), уступая США, ФРГ, Японии, Великобритании, Франции. После 2-й мировой войны 1939-45 экономика страны развивается сравнительно быстрыми темпами. Ускорился процесс капиталистической централизации и концентрации. В большинстве сфер хозяйства господствует крупный монополистический капитал. Свыше 1/2 химической промышленности принадлежит монополистической группе "Монт-эдисон" ("Монтекатини Эдисон"), свыше 5/6 автомобилестроения связано с деятельностью концерна "ФИАТ", значительная часть резиновой промышленности монополизирована трестом "Пирелли". Большой удельный вес в экономике Италии имеет госсобственность. Государственные объединения имеются в нефтегазовой промышленности ("ЭНИ"), металлургии и машиностроении (государственная группа "ИРИ", которая контролирует также воздушный и морской флот, телефонную сеть). Наиболее распространённая форма воздействия государства на экономику - участие специализированных государственных органов в акционерных обществах в качестве держателей контрольного пакета акций. В соответствии с различными экономическими программами создаются госпредприятия, деятельность которых в конечном итоге подчинена интересам монополий. Государство финансирует в среднем 35-37% общих капиталовложений в экономику. Наряду с крупными частными и государственно-монополистическими объединениями существует огромное количество мелких и мельчайших фирм и предприятий, более 1/2 которых занято в сфере обращения и услуг, а также в рыбной, швейной, деревообрабатывающей, полиграфической и пищевой промышленности Видное место в экономике занимает иностранный капитал; за 1956-70 общий объём иностранных капиталовложений 652 млрд. лир; 86% этой суммы приходится на США, Великобританию, Швейцарию и ФРГ. Основные отрасли, привлекающие иностранные капиталовложения, - нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, химическая, машиностроительная (особенно электротехническая и электронная) и металлургическая. В деятельности этих отраслей участвуют американские компании "Галф ойл корпорейшен", "Стандард ойл оф Нью-Джерси", "Вестингауз", "Дженерал электрик", "Форд" и др., западно-германские концерны "АЕГ", "Сименс", английский "Бритиш петролеум компани", англо- голландский "Шелл", голландский концерн "Филлипс". Ряд промышленных компаний Италии имеет соглашения с иностранными монополиями: например "ФИАТ" и французская фирма "Ситроен" и др. Цель данной работы- проследить структурные изменения и экономические преобразования в Италии в послевоенные годы. В дальнейшем в каждой из глав будут подробно рассмотрены факторы повлиявшие на экономическое развитие страны которые привели Италию к статусу одной из развитых стран в Европе.1. Глава1. Положение экономики в Италии в первые годы после войны.В послевоенный период в мировом капиталистическом хозяйстве начался новыйэкономический цикл. На его движение большое влияние оказала война с ееогромными материальными разрушениями. Экономика Италии находилась в полномрасстройстве: предприятия остановились, связи между городом и деревнейнарушились, свирепствовала инфляция и процветала спекуляция, числобезработных превысило 2 миллиона человек.Необходимость восстановить эти разрушения , обновить сильно изношенный иустаревший во время войны основной капитал породил огромный спрос накапитальное оборудование и обусловили длительность фазы подъемапослевоенного цикла.Восстановлению экономики препятствовали и такие огромные трудности , какисторически сложившийся разрыв между Севером и Югом. Такая ситуацияспособствовала укреплению господствующего положения полуфеодальных кругов,заинтересованных в эксплуатации земельных латифундий с помощью устаревшихметодов. Половина обрабатываемых угодий была занята предприятиями,владевшими землей на основе договоров. Земля сдавалась в аренду на такихусловиях (колонат, испольщина, издольщина), которые были приемлемы толькодля вконец разорившегося населения.Разрыв в уровнях развития промышленности существовал и между областями , имежду отдельными отраслями. В конце 1945 г. промышленное производствоснизилось до ј Положение а промышленности не оставляло надежды на то , чтоона сможет оказать помощь в преодолении трудностей и обеспечить подъем вдругих отраслях. Потребность в восстановлении материального производствастала чрезвычайно острой, но предвоенный уровень был достигнут лишь в 1949г. Правительства антифашистского единства - Ф. Парри (1945), А. Де Гаспери(1945- 1947), в которые входили также коммунисты и социалисты, провели рядмер, направленных на восстановление хозяйства. Была введена скользящаяшкала зарплаты. Расширены права профсоюзов. На ряде предприятий действовали"советы управления", возникшие в период войны и выступавшие как органырабочего контроля (в дальнейшем буржуазии удалось постепенно добитьсяограничения их деятельности, а затем их ликвидации). Новые правительства ДеГаспери (1947-53) пользовались также поддержкой США.Глава2 . Структурные изменения в экономике Италии в послевоенные годы.1.1.Оказание помощи Италии со стороны США.Послевоенная экономика Италии развивается быстрыми темпами. Темпы роставалового национального продукта равны «1.4 в 1870-1950 годы и 5,6 в 1950-1969 годы.»[1] Такой рост был обусловлен тем, что до 1951 года СШАпредоставили странам Западной Европы 13 миллиардов долларов согласно плануМаршалла (министра обороны США). План Маршалла ставил своей цельюукрепление гегемонии США в Европе в противовес влиянию системы социализмаво главе с СССР. 17 европейских стран ради достижения этой цели получилизначительную финансовую помощь для приобретения промышленногооборудования.План Маршалла начал осуществляться с апреля 1948, когда в США вошёл в силузакон о 4-летней программе «помощи иностранным государствам»,предусматривавший предоставление помощи западноевропейским странам наоснове двусторонних соглашений. По этим соглашениям страны — участницыплана Маршалла обязывались способствовать развитию «свободногопредпринимательства», поощрять частные американские инвестиции,сотрудничать в снижении таможенных тарифов, поставлять в США некоторыедефицитные товары, обеспечить финансовую стабильность, создать специальныефонды в национальной валюте, высвобождаемой в результате полученияамериканской помощи, расходование которых контролировалось бы США,представлять регулярные отчёты об использовании получаемых средств. 30декабря 1951 план Маршалла официально прекратил своё действие и был заменензаконом «о взаимном обеспечении безопасности» (принят конгрессом 10 октября1951), предусматривавшим одновременное предоставление военной иэкономической помощи.Возможно, что такой экономический рост позволил демократическим силампослевоенной Италии осуществить многие государственные социальные реформы: - помощь малоимущим (вдовам, инвалидам, многодетным семьям, малообеспеченным гражданам); - страхование на случай безработицы; - страхование от несчастных случаев; - страхование на случай болезни; - пенсионное обеспечение; - регулирование трудовых отношений (обеспечение гарантий в области занятости, найма, увольнений); - реальная заработная плата (зарплата с учетом роста цен).Как известно, “план Маршалла ” должен был действовать в течение четырех лет(с июля 1948 по июнь 1952 г. плюс три месяца-с апрель п июнь 1948 г.)наделе же действие “плана Маршалла” практически закончилось а начале 1950 г.Из квартальных и годовых отчетов о ходе поставок по “плану Маршалла” видно,что на первом его этапе , до июня 1945 г., в Италию импортировались наоснове плана либо потребительские товары(зерно), либо промышленное сырье:зерно составляло около 40% всего импорта, уголь-24%, хлопок-15%,нефтепродукты-10%, а машинное оборудование-всего лишь 1%.С течением времениимпорт зерна неуклонно сокращается ,но совершенно иные масштабы приобретает импорт машинного оборудования: в период с июля 1950 по июль 1951 г. машинысоставляли 32% общего объема импорта по “плану Маршалла”. Такое изменениеструктуры товаров , поставлявшихся по “плану Маршалла”, свидетельствует отом , что если на первых порах “план Маршалла ” использовался главнымобразом в целях экспорта из США излишков сельскохозяйственной продукции иугля, то на втором этапе получил преобладание экспорт машин. В 1948 Италия достигла довоенного уровня в промышленном производстве,а в 1950 - и в сельском хозяйстве. Ведущие итальянские монополии ("ФИАТ","Фальк" и др.), используя средства, полученные по плану Маршалла, полностьюобновили оборудование; большую активность проявили государственныепромышленные объединения: "ИРИ" и позже - "ЭНИ" ("Национальные нефтегазовоеобъединение", созданы в 1953). Значительный внутренний и внешний спрос напромышленную и сельскохозяйственную. продукцию в сочетании с дешёвойрабочей силой и постоянным усилением интенсивности труда способствовалбыстрому росту экономики (даже в период послевоенного подъёма экономики вИталия сохранялась самая низкая зарплата по сравнению с др. странамиЗападной Европы). 1.2 Влияние государственного аппарата на развитие экономики. Государственно-монополистический капитализм в современной Италиинаходит свое выражение прежде всего в виде так называемого государственногорегулирования хозяйства. Буржуазное государство активно вмешивается вэкономическую жизнь страны, широко осуществляет функции регулирования иконтроля над общественным производством в интересах обогащения монополий, вущерб трудящимся. В Италии государственное регулирование хозяйства проявляется вмилитаризации экономики, в росте государственных инвестиций и закупок, вфорсировании экспортных мероприятий и т. д. Оно распространяется напроизводство, цены, поставки особо важных видов сырья, на заработную плату. В Италии государственное регулирование хозяйства проявляется вмилитаризации экономики, в росте государственных инвестиций и закупок, вфорсировании экспортных мероприятий и т. д. Оно распространяется напроизводство, цены, поставки особо важных видов сырья, на заработную плату. В 1951 г. была разработана и начала проводиться в жизнь так называемая«система приоритета». Эта система устанавливала порядок распределенияправительством сырьевых материалов, которые, по мнению монополистов, вданный период являются дефицитными. При распределении дефицитных видовсырья должна учитываться производственная программа предприятий, планкапиталовложений и экспортный план. Для получения дефицитных видов сырьяпромышленные предприятия должны подавать заявки в соответствующиеправительственные организации. Правительство же в первую очередьудовлетворяет запросы крупных монополий, выполняющих государственныевоенные и иные заказы. Во вторую очередь сырье предоставляетсяпредприятиям, выполняющим военные заказы стран, входящих в НАТО, и в третьюочередь – лишь тем предприятиям, выпускающим гражданскую продукцию, закоторыми признано право преимущественного получения дефицитного сырья, т.е.монополиям. Имеющим тесные связи с правительством. В том же году был создан Междуведомственный комитет по закупке сырья инекоторых продовольственных товаров для образования государственныхрезервов. Была также восстановлена Центральная комиссия по промышленности,действовавшая еще при фашистском режиме, созданы Междуведомственныйкомитет по координированию государственных заказов и Комитет пофинансированию военных заказов. Большая роль в регулировании экономики принадлежит так называемомуМеждуведомственному комитету по реконструкции. Одной из функций егоявляется составление списков сырьевых товаров, считающихся дефицитными иподлежащих распределению по «системе приоритета». В июне 1951 г. этотсписок включал следующие дефицитные материалы: медь, никель, некоторыепродукты металлургической промышленности (стальной лист для глубокойштамповки, магнитное листовое железо, белая жесть), бензол, целлюлозу,серу, цинк, свинец, алюминий. «Преимущественное право» на эти дефицитныетовары получили монополии «Фиат», «Бреда», «Альфа Ромео» и др. Вмешательство государства в сельское хозяйство в послевоенный периоднаиболее активно началось в 1951 – 1952 гг. Крупные землевладельцы уже немогли продолжать вести хозяйство по-старому, а для оживлениясельскохозяйственного производства требовались значительные капитальныевложения, которыми помещики и сельскохозяйственные предприниматели нехотели рисковать. На помощь им пришло буржуазное государство, за спинойкоторого стояли крупные банки. «Только с 1952 по 1954 г. удельный весгосударственных капитальных вложений в сельское хозяйство возрос с 29,6 до53%. В дальнейшем доля государственных капиталовложений продолжалаувеличиваться.»[2] Наиболее крупные капиталовложения осуществлялись через «Кассу пер ильмессаджиорно» - правительственную организацию по проведению аграрнойреформы и осуществлению ирригационных работ. В области цен контроль осуществлялся Междуведомственным комитетом поценам. По существующему законодательству Комитет имеет право устанавливатьцены на все товары и услуги на любой стадии производства и распределения. Внастоящее время монополисты установили через Междуведомственный комитет поценам высокие тарифы на основные виды коммуникального обслуживания, наэлектроэнергию, газ, воду, телефон, телеграф, железнодорожный и городскойтранспорт. Путем регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию итальянскоеправительство оказывает влияние на размер посевных площадей под различнымикультурами и, следовательно, на объем производства отдельных видовсельскохозяйственной продукции. Подчинение государственного аппарата финансовой олигархии дает ейвозможность не только контролировать распределение государственных средствв своих интересах, но и душить мелкие и средние предприятия путем лишенияих кредитов. «С 1946 по 1952 г. все мелкие и средние предприятия Италииполучили лишь 15 млрд. лир государственных кредитов. В то же время крупныемонополии только через Институт финансирования («ИМИ») получили кредит в85 млрд. лир. По «плану Маршалла» средства шли крупным монополиям, тогдакак мелкие и средние предприятия разорялись из-за недостатка средств. Доначала 1952 г. Италии было предоставлено по «плану Маршалла» для закупкиоборудования за границей 154 млн. долл., из которых почти половину (70 млн.долл.) получили 6 компаний – «Фиат», «Эдисон», «Монтекатини», «Фальк»,«Сме», «Саде». Мелким и средним компаниям недоступен также внутренний денежный рынок.Из 600 млрд. лир, собранных с 1948 по 1952 г. путем выпуска акций иоблигаций, 29 млрд. лир получены концерном «Монтекатини», 23 млрд. –«Фиат», 9 млрд. – «Пинелли», 45 млрд. лир – концерном «Эдисон».»[3] Итальянские монополии используют государственный аппарат и с цельюпроведения нужной им внешнеторговой политики. В течение последних лет монополии стремились восстановить утраченныево время второй мировой войны позиции на мировом рынке. Это в значительнойстепени и определило направление внешнеторговой политики Италии, задачейкоторой стало обеспечение монополий внешними рынками. В 1955-1958 гг. усилилось проникновение итальянских промышленныхтоваров на рынки Латинской Америки, Ближнего Востока и ряда других районов.В результате увеличился внешнеторговый оборот Италии. В целях усиления проникновения монополий на внешние рынки,правительство расширяет государственное страхование экспортных кредитов исвязанное с ним среднесрочное кредитование экспорта. Вплоть до 1959 г.экспортерам предоставлялось право страховать 70% экспортных кредитов, а с1959 г.-до85%. С 1954 до 1959 г. государство страховало экспортные кредитына сумму около 500 млрд. лир. Риск от возможных потерь монополистыперекладывают через государство на широкие массы налогоплательщиков. Поддержка монополистам в области внешней торговли предоставляетсятакже путем возврата части налогов Мероприятия Министерства внешнейторговли по усилению итальянского проникновения на внешние рынки даливозможность крупным итальянским монополиям в условиях острой конкуренциирасширить за последние годы экспортную экспансию и заключить ряд контрактовна строительство заводов, дорог и поставку различного вида оборудования. В Италии характерным примером попытки «разрешения » экономическихпроблем путем государственного регулирования капиталистического хозяйстваявляется широко разрекламированный в прессе так называемый «план» или«схема» бывшего министра бюджета Ванони. «Схема увеличения занятости и национального дохода в Италии»,известная под названием «плана Ванони», рассчитана на десятилетие 1955-1964гг. «План Ванони» намечает пути развития экономики и регулированияотдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства и предусматриваеткрупные капиталовложения в экономику страны с целью ежегодного увеличениянационального дохода на 5%. Этот «план» предусматривает также увеличениепромышленного и сельскохозяйственного производства, расширение внешнейторговли и на этой базе ликвидацию безработицыгов и таможенных пошлин. При рассмотрении путей осуществления этого «плана » становитсяочевидным, что он представляет серию гипотез, оторванных отдействительности . Для расширения объема производства необходимыкапиталовложения , которые должны делать отдельные капиталисты, что неможет быть «запланировано» никакими «планами » в условиях капитализма. Самиавторы «плана Ванони» вынуждены признать, что , «если даже нам удастсясоздать средства , которые вначале окажутся достаточными для выполненияпрограммы, все же при экономике свободного рынка не приходится ожидать ,что все конечные результаты будут получены».И первый же год действия«плана Ванони» подтвердил, что эти результаты не будут получены. Хотя объемпроизводства в 1955 г. увеличился, все же двухмиллионная армия безработныхне уменьшилась, несмотря на то, что 200 тыс. челок эмигрировали в другиестраны. Не удалось также и блокирование заработной платы, которое должно былопривести к значительному снижению заработной платы в условиях постоянногороста цен и стоимости платных услуг. Вопреки всем предначертаниям «плана Ванони» усилились диспропорции вразвитии отраслей первого и второго подразделений . Не оправдались такжепрогнозы развития южных районов страны. Большие надежды возлагались «планомВанони» на инвестиции из государственного бюджета. Однако государственныерасходы с каждым годом становились все более непроизводительными. Таким образом , первые же годы действия «плана Ванони» показали егонесостоятельность. «План» остался на бумаге, а развитие экономикихарактеризовалось дальнейшим обострением капиталистических противоречий. Государственное регулирование капиталистической экономики не имеетничего общего с планированием и не только не устраняет , но усугубляет всепротиворечия капитализма. Буржуазное государство не может вести плановогохозяйства, ибо отдельные отрасли хозяйства и предприятия находится вчастной собственности монополий. И поэтому государственное регулированиеэкономики Италии , как и экономики других капиталистических стан, неустраняет капиталистическую конкуренцию, а наоборот, ведет к усилениюанархии производства и конкурентной борьбы между отдельными монополиями игруппами монополий. 1.3. Решение проблемы отсталости южных районов. Одной из характерных особенностей развития Италии являются резкиетерриториальные различия в хозяйственной, социальной и политической жизнимежду развитыми и отсталыми южными районами. Существование слаборазвитых районов свойственны многимкапиталистическим странам. Однако в силу ряда причин проблема региональныхдиспропорций в Италии значительно серьезнее , чем в другихкапиталистических странах. Следует отметить ,что все послевоенные годы между Севером и Югомсохранялись значительные различия в уровне дохода на душу населения. В конце 70-х годов этот показатель в Южной Италии был на 43,4% ниже,чем в Северной(в начале 50-х годов разница составляла 50%). Роль и место Юга в национальной экономике в послевоенный периоднельзя определить однозначно. Преобладание сельского хозяйства в экономикеЮга ,сохранение в нем даже после аграрной реформы 1950 г. феодальныхпережитков, низкий уровень производительности труда во всех сфераххозяйства, социальная и культурная отсталость населения создавали серьезныепрепятствия для органического включения южных районов в системукапиталистических отношений, сужали внутренний рынок. В некоторых отношениях социально-экономическая отсталость Юга,обусловившая наличие огромной армии свободных рук, в течение длительноговремени являлась одним из решающих факторов ,позволивших Италии к концу 50-х годов, период так называемого экономического чуда, достичь небываловысоких в истории страны темпов экономического роста. Постоянный притокдешевой рабочей силы ,главным образом из южных районов , давал возможностьитальянским предпринимателям с успехом конкурировать на международныхрынках . Кроме того , переводы от эмигрантов, выехавших с Юга, служилиодним из основных источников валютных поступлений в Италию Они использовались для покрытия дефицита платежного баланса и сыгралинемаловажную роль в укреплении экономики после войны. Началом более или менее широкой и последовательной государственнойполитики в отношении южных районов можно считать 1950 г., когда быласоздана Касса Юга- государственный фонд долговременного, специального ичрезвычайного финансирования развития этих районов. С 1950 г. значительнаячасть государственных инвестиций в Южную Италию идет через этуорганизацию. Собственно говоря , в послевоенные годы именно Касса Юга,система государственных участий, кредитные учреждения лежали в основе всейдеятельности правительства, пытавшегося приспособить эти инструменты своейполитики в отсталых районах к изменениям в развитии экономики всей страны. Значительные инвестиции направлялись в развитие сельского хозяйства иинфраструктуры, а с конца указанного десятилетия увеличилиськапиталовложения в промышленность. Однако еще в середине 50-х годов рядбуржуазных экономистов и политических деятелей начали отдавать себе отчет внесостоятельности концепции “автономного развития” южных районов. В 1956 г.появился “план Ванони”, который поставил в качестве одного из важнейшихусловий ускорения развития экономики Юга включение ее в общую экономическуюсистему Италии. Было разработано несколько программ ,и в каждой из них проблеме Югаотводилось одно из центральных мест. Три программы получили названия поименам своих создателей : “план Сарачено”, “план Джолитти” и “планПьераччини”. Затем “левым центром” было представлено еще два документа: вапреле 1969Г.-“проект 80”- предварительный доклад к национальнойэкономической программе; в январе 1970 г.- проект второй национальнойпрограммы развития на 1971-1975гг. В них была сделана попыткапроанализировать экономическое и социальное развитие страны в 60-х годах иопределить основные тенденции развития на 70-е годы. Из всех перечисленных документов только один –первая национальнаяпрограмма развития экономики на 1960-1970 гг. ( “план Пьераччини”)- былутвержден правительством. По мнению авторов этой программы, проблема Югамогла быть решена за счет территориального перераспределенияпроизводственных мощностей. В указанные годы предполагалось направить наразвитие Юга 40% всех капиталовложений ,что должно было привести к роступроизводительности труда и сокращению разрыва между Севером и Югом по этомупоказателю.» Кроме того, предполагалось создать на Юге не менее 590 тыс.новых рабочих мест в несельскохозяйственном секторе ( в целом по Италии-1400 тыс.). Ни та ,ни другая цель достигнуты не были. По уровнюпроизводительности труда разрыв не только сократился , но даже увеличился.Что касается занятости ,то вместо общего ее увеличения на 240 тыс. онасократилась на Юге на 144 тыс., а в несельскохозяйственных отрасляхвыросла в 2 раза меньше, чем предполагалось.»[4] 70-е годы в Италии были насыщены многообразными и порой драматическимисобытиями: экономические и социально-политические кризисы , бесконечнаясмена правительств ,волна терроризма -вот некоторые из них. Однакоуказанное десятилетие не внесло практически ничего нового в методы,используемые правительством для решения проблемы Юга. Так же как и впредыдущие 20 лет , государственная деятельность в южных районахосуществлялась в первую очередь через Кассу Юга ,предприятия со смешаннымучастием и кредитные учреждения. Естественно, что трудности экономического положения в стране сказалисьна постановке проблемы Юга. Во-первых ,кризис ставил перед правительствомзадачу проведения срочных мер по улучшению экономического положениястраны. Это объективно приводило к тому , что проблема Юга ,для решениякоторой краткосрочные меры не годились, оказывалась отодвинутой на второйплан. Во- вторых , в после кризисный период в какой-то мере ослабел нажимтрудящихся на правительство. На первый план выдвинулись вопросы заработнойплаты и сохранения рабочих мест. Основная роль развития Юга по-прежнему принадлежала Кассе. Учитываяопыт двух с половиной предшествующих десятилетий, а также уроки кризиса1974-1975 гг., руководство Кассы попыталось теснее увязать отдельныенаправления ее деятельности. В качестве одной из основных задач в программеуказывалось увеличение занятости .С каждым годом эта проблема делается вИталии все более острой. Население почти полностью(на 90%) увеличивается засчет Юга. Но финансовые трудности не позволяют увеличивать численность занятых вгосударственных административных органах , а ведь в прошлом именногосударственный аппарат обеспечивал немногим менее половины приростазанятости во всей сфере услуг.Что касается промышленности , то медленный прирост занятости в отраслиобъясняется просто. Львиная доля промышленных капиталовложений на Юге идетв металлургическую, химическую и нефтеперерабатывающую промышленность,т.е. капиталоемкие отрасли . Для создания одного рабочего места в нихтребуется 100-200 млн. лир, тогда как во многих других отраслях, в томчисле в машиностроении и электронике,-10-20 млн. лир. Очевидно , что нельзяотрицать необходимость научно-технического прогресса и призывать кстроительству мелких предприятий с отсталой технологией. Однако и средисовременных отраслей промышленности можно выбрать такие, развитие которыхна Юге потребует большого числа рабочих рук (электроника, электронноемашиностроение, самолетостроение, фармацевтика и т.д. ). В этой связивстает задача сделать действенным тот комплекс мер, который мог быгарантировать расширение спроса на рабочую силу на Юге. Кроме того, новая программа действий Кассы Юга предусматривалаускоренное развитие в южных районах экспортных отраслей, а такжепреодоление диспропорций в развитии самих этих районов. Это может бытьдостигнуто за счет увеличения интенсивности сельского хозяйства на Югепутем укрепления его связи с отраслями, перерабатывающимисельскохозяйственную продукцию, и за счет развития “новых отраслей”.Важным нововведением был принцип постоянной координации всех типоввмешательства в развитие Юга -чрезвычайного и нечрезвычайного ( предприятиясо смешанным участием), а также согласование деятельности и местныхправительств на основе годовых программ. Хотя экономическое развитие Италии после кризиса 1974-1975 гг. быловесьма неравномерным , антикризисные мероприятия и возобновлениепромышленного роста привели к некоторому улучшению общего экономическогоположения в стране. Это позволило вернуться к вопросу о разработкепрограммы развития экономики Италии. Летом 1978 г. министр казначейства Ф.М. Пандольфи представил на рассмотрение общественности трехлетний план на1979-1981 гг. «В “плане Пандольфи ”поставлены три основные задачи: 1. постепенное понижение уровня инфляции и доведение его к 1981 г. до 8% ( т.е. до среднего уровня страны ЕЭС); 2. увеличение темпов экономического роста с 2% в 1978 г. до 4,5% в 1979 г. и 4% в последующие два года;»[5] 3. достижение равновесия платежного баланса. Центральным и наиболее важным моментом в плане “плане Пандольфи” былпоиск рационального использования инвестиций для обеспечения ростазанятости и радикального решения проблемы Юга. Как и в предыдущихпрограммах, главным инструментом вмешательства в развитие Юга оставаласьКасса. Общая сумма ее затрат должна была составить на 1979-1981 гг. 12375млрд. лир. Однако ,несмотря на то что все политические силы страны одобрили общиепринципы трехлетнего плана , вследствие затянувшегося политического кризисаон был положен под сукно. Подводя итог сказанному , отметим, что в послевоенные годы итальянскоеправительство вложило в развитие южных районов огромные средства. Этоспособствовало определенному подъему экономики, но далеко не в техмасштабах , на которые рассчитывали буржуазные экономисты и государственныедеятели. Безусловно , сегодня южная Италия уже не та, что 20 или 30 летназад. Здесь развивается тяжелая индустрия , выросла численность рабочегокласса и, что особенно важно , сформировались его передовые отряды включевых отраслях промышленности, прежде всего в металлургии имашиностроении. Но государственное вмешательство усилило неоднородностьсоциальной и экономической структуры Юга. В целом Юг по сей день остаетсярегионом . где с особой остротой проявляются все присущие итальянскомукапитализму противоречия.Глава3. Динамика развития промышленности в послевоенные годы.В послевоенный период в мировом капиталистическом хозяйстве начался новыйэкономический цикл. На его движение большое влияние оказала война с ееогромными материальными разрушениями. Необходимость восстановить этиразрушения , обновить сильно изношенный и устаревший во время войныосновной капитал породил огромный спрос на капитальное оборудование иобусловили длительность фазы подъема послевоенного цикла. В Италиинеобходимость обновления основного капитала была более насущной , чем вдругих странах , так как перед войной он обновлялся очень слабо, а во времявойны подвергался значительному разрушению и огромному износу. Однако впервые годы после окончания войны в Италии имело место простоевосстановление разрушенного оборудования. Рассчитывая на сохранениедлительного депрессивного состояния мирового капиталистического рынка,итальянские монополии не считали нужным идти на большие капитальныезатраты, связанные с серьезным обновлением основного капитала. Однакотрудности сбыта, возросшие в связи с усилением конкурентной борьбы намировом рынке, происшедшее в условиях технического застоя крайнееобострения ряда социально-экономических противоречий побудили итальянскиемонополии проявить большую активность в области развития техники и методоворганизации производства. Этому способствовал также «план Маршалла»,обеспечивший поступление огромных финансовых средств в сейфе монополий. За период с 1952 по 1956 год валовые капиталовложения впромышленность возросли на 13%; доля этих вложений в общей сумме валовыхкапиталовложений сократилась с 36,8 до 31,4% и в национальном доходе с 8,4до 6,7%.Эти данные говорят о том, что за указанный период доля промышленныхкапиталовложений сократилась как в общей сумме капиталовложений , так и внациональном доходе Италии. Важная особенность послевоенного развития итальянской промышленностисостоит в том, что процесс обновления основного капитала коснулся восновном узкой группы крупнейших монополистических предприятий и оченьслабо затронул остальную массу предприятий. «140 крупнейших промышленных обществ, составлявших в 1954 году 0,7% ихобщего числа , осуществили капиталовложения , составившие в общей суммеваловых промышленных капиталовложений долю: 1938 г. -15% 1951 г. -65% 1952 г. – 68% 1953 г. –70% 1954 г.-72%»[6] Как видно из приведенных цифр, крупнейшие акционерные обществавкладывают в свои предприятия все возрастающую часть общей суммыпромышленных капиталовложений. В итальянской промышленности происходит интенсивный процессконцентрации капиталовложений на крупнейших монополистических предприятиях.Данное обстоятельство имеет исключительные по своему значению последствиядля всего послевоенного развития итальянской промышленности. Увеличениедоли капиталовложений в крупнейшие монополистические предприятия означаетсокращение капиталовложений , вкладываемых во всю остальную,немонополизированную промышленность. При таких условиях подавляющее большинство мелких и среднихпредприятий не только не обновляет сколько-нибудь значительно своегооборудования, но зачастую вынуждено проедать свой основной капитал. Процесс усиления концентрации промышленных капиталовложений намонополистических предприятиях обусловлен тем , что крупнейшие монополииприсваивают львиную долю прибылей, являющихся внутренним источникомфинансирования предприятий, и захватывают в свои руки внешние источникифинансирования , которыми являются кредитная система и государственныесубсидии. Например , в 1953 году чистые прибыли, объявленные всемипромышленными компаниями Италии, составили примерно 110 млрд. лир. Из этойсуммы около 100 млрд. лир приходилось на общества, входящие вмонополистические группы. Огромные и все возрастающие прибыли , извлекаемые крупнымимонополиями, обеспечивают им широкую возможность создания накоплений , засчет которых они покрывают подавляющую часть осуществляемыхкапиталовложений. «Денежный рынок , являющийся важнейшим источником финансированиякапиталовложений в Италии, также контролируется монополиями. Из 192 млрд.лир акций, выпущенных в 1953 году всеми 24 тыс. акционерных обществ, 66, 6млрд. лир приходилось на 6 крупнейших обществ, в том числе на: «Монтекатини» 14 млрд лир. «ФИАТ» 12 «Эдисон» 25 «СМЭ» 6 «САДЭ» 5,6 «Италчементи» 4,0»[7] Получение банковского кредита немонополистическими предприятиями такжезатруднено: помимо ничтожности кредитов мелким и средним предприятиям, онпредоставляется по баснословно высокому проценту. Созданные в последниегоды специальные институты краткосрочного и среднесрочного кредитования-«ИСВЕИМЕР», «ИРФИС», и «ЧИС» не внесли заметных изменений. Наконец ,источником финансирования капиталовложений являются государственныесубсидии и вложения. Они предоставляются исключительно крупнейшиммонополистическим предприятиям, имеющим влияние в государственных органах. Усиление концентрации промышленных капиталовложений на предприятияхлишь крупнейших монополистических групп ведет а тому, что обновлениепроизводственного аппарата происходит в основном на этих же предприятиях:среди общей массы предприятий с устарелым и малопроизводительнымоборудованием возникли своеобразные «оазисы»-монополистические предприятияс новым и высокопроизводительным оборудованием, на которыхпроизводительность труда несравненно более высокая, чем в итальянскойпромышленности, взятой в целом. Рост техники ведет также к повышению интенсивности труда, поскольку онведет к ускорению темпов производственного процесса и вследствие этого кповышению физического и нервного напряжения. Повышение темпов работы на автоматизированных и высокомеханизированных участках неизбежно влечет за собой повышение темповпроизводственного процесса и на остальных участках . В условияхнезначительного обновления оборудования оно достигается путем повышенияфизического и нервного напряжения рабочих, то есть повышением интенсивностиих труда. Значительное повышение выработки, достигнутое на монополистическихпредприятиях , обусловило заметное снижение издержек производства. Поданным , подсчитанным внутренними комиссиями предприятий, за период с 1948по 1954 год издержки производства автомобилей «ФИАТ» сократились на 25-30%,химических удобрений «Монтекатини»-на 30-33% и т.д. Столь значительное сокращение издержек производства намонополистических предприятиях ведет к тому, что возрастает давление этихмонополий на массу мелких и средних предприятий. Так как последние нерасполагают финансовыми средствами, чтобы ввести у себя новую технику и темсамым сократить издержки производства, их борьба за свое существованиевызывает к жизни наиболее отсталые формы эксплуатации трудящихся: удлинениепродолжительности рабочего дня, нарушение норм техники безопасности игигиены и т.д. Большое число этих мелких и средних предприятий не всостоянии удерживать свои позиции на рынке и погибает в неравнойконкурентной борьбе. Другая особенность послевоенного развития итальянской промышленностисостоит в том, что значительное снижение издержек производства, достигнутоев промышленности, не повлекло за собой соответствующего снижения цен напромышленные изделия. Важная особенность послевоенного развития итальянской промышленностисостоит в том, что процесс обновления основного капитала промышленностибазировался на иностранном импортном оборудовании. Иностранное оборудованиесоставляло значительную долю имеющихся в стране запасов оборудования .Итальянские монополии , закупая капитальное оборудование , заимствуютподчас всю технологию производства того или иного вида продукции. Этообстоятельство ставило монополистические предприятия в очень благоприятноеположение по сравнению с остальными предприятиями, поскольку они сразуприобщались к наиболее передовой технике. Однако это нанесло большойущерб всей итальянской промышленности : подмена значительной частиитальянского капитального оборудования иностранным сузила внутренний рынокИталии и лишила машиностроительные предприятия значительной части заказов встране. На послевоенное развитие промышленного производства Италии весьмазаметное воздействие оказало военное производство. Чем больше расширяется военное производство , тем большая частьбюджета идет на его финансирование . Это неизбежно ведет к росту налогов иснижению доходов трудящихся, к сокращению их покупательной способности.Сужение внутреннего рынка в свою очередь ведет к сокращению производства. Это происходит потому, что, во-первых , промышленники связаны спотребителями через торговых капиталистов. Спрос , предъявляемый последними, опирается на кредит, а он скрывает в течение некоторого временинедостаток платежеспособного спроса непосредственных потребителей. Во-вторых , спрос непосредственных потребителей в некоторой своей части такжебазируются на потребительском кредите, последний также до поры до временискрывает недостаток платежеспособного спроса. В-третьих, военноепроизводство , вызывая сокращение доходов трудящихся , ведет к ростудоходов капиталистов, военнослужащих и пр., то есть вызываетперераспределение доходов. В связи с этим производство в мирных отраслях промышленности в течениенекоторого времени продолжает расти при сокращении реальногоплатежеспособного спроса трудящихся. До того как выявится это сокращение иначнется падение гражданского производства, военное производства оказываетвзбадривающее влияние на промышленность : оно предъявляет спрос на машины,сырье и другие материалы, вызывая рост их производства. Этот ростпроизводства сопровождается повышением занятости , что влечет за собойповышение спроса на предметы личного потребления. Необходимо отметить , чтовоздействие военного производства на промышленное производство в Италиибыло более значительным , чем в ряде других стран. Это связано соследующими обстоятельствами. 1. В Италии до 1950 года военное производство практически равнялось нулю. Оно начало быстро расти только в 1950 году в связи с войной в Корее. Крутой подъем военного производства в Италии предъявил большой спрос ряду отраслей, вызвав оживления. 2. В итальянской промышленности имелись весьма значительные неиспользованные мощности военной промышленности 3. В Италии , получившей от американского правительства большие военные заказы, значительная часть военного производства финансируется за счет американского бюджета. Военное производство , вызывая временное , искусственное оживлениеитальянской промышленности, вместе с тем уродует ее структуру. С этой точкизрения исключительно важное значение для Италии имеет следующееобстоятельство : ввиду того что военное производство имеет в лицегосударства гарантированного потребителя, пользуется большими льготами вобласти налогообложения, кредитования и т.д. и поэтому является наиболееприбыльным, это обусловливает приток капиталов в военную промышленность изгражданских отраслей. В бедной капиталами Италии это вызывает их отлив изважнейших гражданских отраслей, ослабляет их и усугубляет диспропорции вструктуре итальянской промышленности. Глава4. Итальянская экономика на современном этапе. 4.1. Общая характеристика экономики. За последние годы Италия стала одной из ведущих экономически развитыхстран мира. По объему произведенного ВВП она занимает пятое место (послеСША, Японии, ФРГ и Франции). У нее отмечен рекордный за последнеедесятилетие рост промышленного производства +5,3%. В мировой торговле оназанимает шестое место. Ее доля составляет 6,3%. Золото-валютные резервыИталии достигают 59 млрд.долл., из которых 27млрд.долл. в конвертируемойвалюте, остальные в золоте. В то же время высоким остается государственныйдолг страны, который превышает в стоимостном выражении ВВП и составляет125,1% при норме ЕС 60%. В 1995 году ВВП Италии составил 1771 трлн. лир. Для структуры ВВП Италиихарактерным является рост доли услуг за счет сокращения удельного весасельского хозяйства и промышленного производства. Если в 1960 году долясельского хозяйства равнялась 12,3%, промышленности - 41,3%, сферы услуг -46,4%, то в 1995 году эти показатели составили, соответственно, 3,3%, 32,9%и 63,8%.Существенные изменения происходят также в структуре экономически активногонаселения страны. В 1995 году его доля в сфере услуг составила 63,4%,против 47,3% в 1979 году; в промышленности - соответственно 28,4 и 37,8%; всельском хозяйстве - 8,2 и 14,9%. С 70-х годов имеет место абсолютноесокращение рабочей силы в промышленности: с 7,7 млн. в1979 году до 6,3 млн.человек в 1995 году и в сельском хозяйстве: соответственно, с 2,8 млн. до1,8 млн, человек. В 1995 году в экономике страны работало 22,2 млн. человек(на 1,3 млн. человек меньше, чем в 1991 году), из которых 69% являлисьнаемными работниками.4.2. Промышленность Италии Наиболее важную роль в развитии народного хозяйства Италии играетпромышленность. Ее первостепенная значимость определяется динамизмом,качественными изменениями в производстве и активным воздействием на весьход общественной жизни. Традиционная классификация промышленногопроизводства Италии, в котором выделялись горнодобывающая, обрабатывающая иэлектроэнергетическая отрасли, была заменена в 70-е годах и в связи собострением энергетической проблемы стала выделяться топливно-энергетическая отрасль. В 1995 г. промышленность страны выпустила продукциюна 560 трлн.лир (по добавленной стоимости), из которых 66% приходилось наобрабатывающую промышленность, 18% - на топливно-энергетическую и 16% - настроительство. Италия покрывает свои энергетические потребности в основном за счетимпорта. В 1996 г. национальное производство первичных энергоносителейсоставило 32,9 млн.т нефтяного эквивалента (н.э.) в то время как импортдостиг 139,6 млн. т н.э. В 1995 г. доля природного газа в общемпроизводстве первичных энергоносителей составила 49,8%, электроэнергии(гидро- и геотермо) - 30,4, нефти - 15,8, твердого топлива - 4,0%. Строительная промышленность включает в себя жилищное строительство,сооружение промышленных и административных зданий и объектов, а такжеобщественные работы - строительство дорог, коммуникаций и других объектовобщественного характера. Деловая активность в строительстве тесно связана сфинансированием различных правительственных программ по укреплению иразвитию инфраструктуры. В Италии около половины валовых инвестиций восновной капитал приходится на строительство, которое в первой половине 90-х годов переживало большие трудности в связи с волной разоблачений вкоррупции и взятках лиц, действующих в этой отрасли. В целом в 1995 г.инвестиции в строительство в неизменных ценах уменьшились по сравнению с1991г. на 13,4%, в том числе в возведении зданий жилого назначения - на4,0%, а в строительство нежилых помещений и общественные работы - на 23,4%,что в определенной степени обусловлено также политикой правительства поуменьшению государственных расходов и дефицита бюджета с целью оздоровленияфинансовой системы страны. В структуре итальянской промышленности преобладающую роль играетобрабатывающая промышленность, которая является основой итальянскойиндустрии. Именно в ее отраслях сосредоточены наиболее квалифицированныетрудовые ресурсы, основная часть расходов на НИОКР также падает наобрабатывающую промышленность. В течение трех первых лет текущего десятилетия в этой отрасли наблюдалсяспад. В 1994-1995 гг. кризисное состояние экономики сменилось оживлением, ростом капиталовложений и активизацией внутреннего и внешнегоспроса. В 1995 г. объем производства обрабатывающей промышленности достиг309,5 трлн.лир (в ценах 1990 г.), что превысило уровень предкризисного 1990г. на 6,9%. В частности, прирост производства в 1995 г. по сравнению с 1990г. составил в черной и цветной металлургии 17,8%, в химической ифармацевтической - 6,4%, в машиностроении (включая транспортное) - 10,2%, втекстильной, швейной и обувной - 13,8%, деревообрабатывающей и мебельной -6,8, пищевой - 8,9%. Ведущее место в обрабатывающей промышленности занимает машиностроение,доля которого в общем выпуске продукции обрабатывающих отраслей превышает35%. Италия в силу некоторого отставания от других стран по уровню научногопотенциала специализируется на производстве машин и оборудования средней ималой наукоемкости, поставляя на мировой рынок довольно широкую гаммумашиностроительной продукции. В частности, она является одним из крупнейшихпроизводителей сельскохозяйственной техники, занимая среди стран ЗападнойЕвропы второе место после ФРГ по выпуску и экспорту машин для сельскогохозяйства. Высокая конкурентоспособность характерна для итальянскогоэлектробытового, упаковочного и пищевого оборудования. Прочные позиции намировом рынке занимают итальянские производители таких видовтехнологического оборудования, как химическое, металлургическое,текстильное, горнодобывающее, а также ряда электротехнических товаров. Важную роль в экономике Италии играют отрасли легкой промышленности,продукция которых пользуется значительным спросом на мировом рынке. Чтокасается сельского хозяйства Италии, то следует отметить негативноевлияние, которое оказало на ее развитие участие страны в ЕС. Создание единого сельскохозяйственного рынка в рамках Сообществапоставило итальянских производителей в неравное положение с поставщиками издругих стран, имеющих более развитое сельское хозяйство. Расчеты на широкоеиспользование созданного при ЕС специального Фонда по ориентации игарантированию сельского хозяйства не оправдались. Для структурныхпреобразований, в которых остро нуждалось сельское хозяйство Италии,выделялось только 3,7% Фонда, в то время как остальная часть средстврасходовалась на поддержку доходов фермеров в северных регионах ЕС. ВзносыИталии в Фонд значительно превышали суммы ассигнований, выделяемых еесельскому хозяйству. Аграрная политика Сообщества не способствовала решению ни одной изсерьезных проблем итальянского сельского хозяйства, а скорее усугубилатрудности, которые привели к тому, что с конца 70-х годов Италия сводитбаланс внешней торговли сельскохозяйственной продукцией со значительнымотрицательным сальдо. Не располагая каким-либо существенным влиянием в руководящих органах ЕС,определяющих направления аграрной политики, представители Италии длительноевремя не выдвигали своих предложений, а ограничивались одобрениеммероприятий, разрабатываемых партнерами с более развитым сельскимхозяйством, в частности Францией и Нидерландами. Только во второй половине70-х годов - в обстановке острого кризиса, охватившего сельскохозяйственныйЮг, итальянское правительство потребовало провести срочную реорганизациюФонда по ориентации и гарантированию сельского хозяйства и распространитьпрактику обеспечения твердых доходов на фермеров южных областей. В мае 1978г. компетентные органы ЕС одобрили так называемый Средиземноморский пакет,в соответствии с которым Юг Италии получил от Сообщества финансовуюподдержку. Вступление в ЕС Греции, а затем Испании и Португалии, с одной стороны,обострило конкуренцию на рынках средиземноморской продукции и осложнилоэкономические проблемы Италии, а с другой - способствовало объединению этихстран для отставания их общих интересов в Сообществе. Особенность сельского хозяйства Италии состоит в преобладающей ориентацииего на производство продукции растениеводства, в основном так называемойпродукции “средиземноморского типа”, и относительно медленном наращиваниипроизводства многих видов продукции животноводства. В результате странавынуждена закупать на внешнем рынке в значительном объеме многие видысельскохозяйственных и продовольственных товаров, главных образом продукциюживотноводства и корма. В то же время Италия выступает нетто-экспортером пофруктам, овощам и напиткам. 4.3. Внешняя экономика Внешнеэкономические связи имеют жизненно важное значение для экономикиИталии. Большая зависимость от внешней торговли определяется с однойстороны, тем, что основные отрасли итальянской промышленности используютглавным образом привозное сырье, топливо и полуфабрикаты, а с другой -относительной узостью внутреннего рынка, которая обусловливаетнеобходимость сбыта за рубежом значительной части национального продукта. Укрепление экономического потенциала Италии неразрывно связано суглублением ее участия в международном разделении труда, с растущейспециализацией отдельных отраслей промышленности, позволяющей повыситьэффективность производства и создать более благоприятные условия длянакопления капитала. Это ставит ее перед необходимостью все болееориентировать свою экономику на зарубежные источники покрытия потребностейи на внешние рынки сбыта. Италия относится к числу наиболее бедных полезными ископаемымигосударств. К тому же сельскохозяйственное производство не поспевает заростом потребления населением структуре. По имеющимся подсчетам, средикрупнейших капиталистических стран Италия в наибольшей степени (болееЯпонии) зависит от импорта топлива, промышленного и сельскохозяйственногосырья. Так, несмотря на относительно низкий уровень потребления энергии надушу населения, Италия занимает первое место в ЕС по роли импорта впокрытии внутренних потребностей в топливе. За счет внешних источниковудовлетворяется 83% потребления первичных энергоносителей в стране, в томчисле нефти - 95%, твердого топлива - 935, природного газа - 69%,электроэнергии - 42%. В отличие от других членов Сообщества, в энергетическом балансе Италииочень большую роль играет жидкое топливо, резкое удорожание которого после1973 года поставило страну в тяжелое положение. В общем потреблениипродуктов питания и изменениями в его первичного топлива в Италии доляотдельных его видов составляет: нефть - 56%, природный газ - 25%, твердоетопливо - 8%, электроэнергия - 11%. За счет импорта покрывается 100%потребления оловянной и никелевой руд, почти 100% - медной, железной, 90% -свинцовой руды и бокситов, 60% - цинковой руды, 80% - металлолома. Довольновелика зависимость Италии от ввоза сельскохозяйственного сырья,продовольствия и лесоматериалов. В частности, за счет импорта она покрывает100% потребности в хлопке, около 89% - в шерсти, почти 45% - в древесине. Особенность сельского хозяйства Италии состоит в преобладании ориентацииего на производство продукции растениеводства, с основном так называемойпродукции “средиземноморского типа”, и относительно медленном наращиваниипроизводства многих видов продукции животноводства. В результате странавынуждена закупать на внешнем рынке в значительном объеме многие видысельскохозяйственных и продовольственных товаров, главным образом продукциюживотноводства и корма. Растут потребности Италии в импорте продукции обрабатывающейпромышленности. С 1981 по 1992 гг. доля импорта в общем потреблениипродукции обрабатывающей промышленности в постоянных ценах увеличилась с 14до 25%, в том числе химикатов с 20 до 31%, продукции общего машиностроенияс 16 до 36%, электротехнического и электронного оборудования с 22 до 36%,конторских машин и оборудования для автоматической обработки данных с 58 до66%, автомобилей и запасных частей с 36 до 53%, продукции кожевенной иобувной промышленности с 6 до 24%, пищевой с 12 до 17%, изделий из резины ипластмасс с 8 до 19%. Очень велика зависимость Италии от импорта иностранной технологии(лицензии, патенты). Внешняя торговля страны по этим статьямхарактеризуется хроническим отрицательным сальдо. Главными партнерамиИталии по торговле технологиями являются промышленно развитые страны. На ихдолю приходится основная часть платежей и примерно половина поступлений.Крупнейшими партнерами Италии в области торговли технологиями являются США,Франция, Швейцария и Германия. Италия, однако, имеет положительное сальдо вторговле ноу-хау с развивающимися странами и странами Восточной Европы. Заключение Италия по своему экономическому потенциалу занимает место в группеведущих промышленно развитых стран мира, в частности, входит в состав“большой семерки”, куда, помимо Италии, входят США, Япония, ФРГ, Франция,Великобритания и Канада. Прежде чем экономика Италии достигла такихрезультатов н В период после Второй мировой войны итальянская экономика значительноокрепла и утвердилась на мировом рынке. По темпам накопления Италияуступала только Японии. Вместе с тем ряд специфических причин исторического, политического исоциального характера замедлял и тормозил процесс экономического роста.Поэтому динамика развития народного хозяйства характеризовалась сменойвысоких темпов роста производства экономическими спадами и стагнацией. Так,высокая общехозяйственная конъюнктура 60-х годов была прервана спадом идепрессией 70-х годов, а впоследствии затяжным кризисом начала 80-х годов,из которого страна вышла только в середине десятилетия. При изучении проводившегося в Италии в послевоенный период курсаэкономической политики необходимо исходить из того положения, что к концувторой мировой войны в итальянской экономике существовал ряд проблем. Итак, основной вопрос , возникший с окончанием войны, и соответственнозадача, стоявшая перед правительствами послевоенного периода, заключалась втом , чтобы разрешить этот комплекс проблем.К концу Второй мировой войны почти половина трудоспособного населения былазанята в сельском хозяйстве. Однако с 1950-х годов итальянская экономикапретерпела сильные изменения, и к 1990-м годам обрабатывающая игорнодобывающая промышленность вместе со строительством давали уже около33% ВВП, а непроизводственная сфера (включая торговлю, банковскуюдеятельность и управление) – еще 63%, в то время как доля сельскогохозяйства сократилась до 4%. В период с 1950 по 1964 объем промышленногопроизводства почти удвоился. Готовые промышленные товары в качестве главныхстатей экспорта заменили полуфабрикаты, при этом возрос объем импорта сырьяи средств производства. В период с 1963 по 1974 рост производства составлял4,7% в год. В начале 1970-х годов Северная Италия превратилась в один изсамых развитых промышленных районов Европы.Вступление в т.н. Общий рынок (Европейское экономическое сообщество) в 1957стало важным фактором увеличения объема итальянского экспорта.Внутренний валовой продукт (ВВП) Италии, т.е. общий объем рыночных товарови услуг, в 1991 (по данным последней переписи) оценивался в 976 млрд. долл.В расчете на душу населения ВВП составлял 16 896 долл. (во Франции – 18227, в Германии – 19 500 долл.). В 1991 на долю личного потребленияприходилось 62% ВВП, на долю государственного – 17%, а на инвестиции –почти 20%.Еще одна важная структурная проблема была связана с углублением разрывамежду уровнями объема производства и благосостояния на Севере и Юге. После1945 в южной части Италии произошли радикальные социальные и экономическиеизменения. Численность сельского населения в 1950–1960-е годы тамуменьшилась вследствие его оттока в растущие промышленные города СевернойИталии, в другие страны ЕС и США, тогда как доходы, уровень жизни, уровеньобразования и занятости повысились.Другая важная особенность Италии в том что мероприятия итальянскогоправительства по всей экономике направлены на обеспечение прибылеймонополиям, на сохранение и упрочнение их господствующего положения вэкономике страны. Список литературы1. А.А. Веселиций «Совершенно секретно: Заговор против Республики».2. Н.П. Васильков «Монополистический капитал Италии» ,19593. Андреев С.С. «Италия», !9914. Васмльков Н.П. «Италия»5. Манцокки, Бруцио «Очерки экономической политики Италии 1945-1959», 19616. Пезенти А. «Тенденции развития капитализма в Италии», 19627. Колосов Л.С. «Италия из далека и вблизи»8. Г.Р. Зафесов «Тайные рычаги власти» [8]Приложени1 Государственный бюджет Италии (млрд. лир)| |1955/56 |1956/57 |1957/58 |1958/59 |1959/60 ||Доходы . . . |2752 |1986 |3398 |3304 |3388 ||В том числе налоги. . | | | | | ||. . |2464 |2760 |2861 |2934 |3130 ||В % ко всем доходам . .| | | | | ||. |89,5 |92,2 |84,0 |88,5 |92,5 ||Расходы. . . |2901 |3204 |3696 |3558 |3734 ||В том числе прямые . . | | | | | ||. |487 |516 |572 |596 |670 ||Военные расходы | | | | | ||В % ко всем расходам . .| | | | | ||. |16,7 |16,1 |15,5 |16,5 |18,0 ||Дефицит. . . |149 |218 |298 |254 |346 | [9]Приложение2 Чистые прибыли, объявленные




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Экономические преобразования в Италии после второй мировой войны icon1. Предпосылки и экономические последствия Второй Мировой войны
План Маршала и возрождение хозяйства стран Западной Европы после Второй Мировой войны
Экономические преобразования в Италии после второй мировой войны iconПредпосылки и экономические последствия второй мировой войны предпосылки
Второй Мировой войны это острейшее межимпериалистические противоречия, становление фашистского германского милитаризма, экономики...
Экономические преобразования в Италии после второй мировой войны iconГермания и Россия: Дипломатические отношения 1955 – 2008 После окончания второй мировой войны
После окончания второй мировой войны были образованы два германских государства – Федеративная Республика Германия (май 1949 г.)...
Экономические преобразования в Италии после второй мировой войны iconГермания и Россия: Дипломатические отношения 1955 – 2008 После окончания второй мировой войны
После окончания второй мировой войны были образованы два германских государства – Федеративная Республика Германия (май 1949 г.)...
Экономические преобразования в Италии после второй мировой войны iconДоклад по теме: " холодная война"
Второй Мировой войны. Почему же Вторая Мировая война, по существу, стала колыбелью войны холодной? На первый взгляд, это кажется...
Экономические преобразования в Италии после второй мировой войны iconКафедра мировой экономики
Исчерпала ли себя «японская модель» экономического роста, сложившаяся после второй мировой войны?
Экономические преобразования в Италии после второй мировой войны iconИран после Второй Мировой войны

Экономические преобразования в Италии после второй мировой войны iconРазвитие Германии после Второй Мировой Войны

Экономические преобразования в Италии после второй мировой войны iconЭкономика СССР после Второй мировой войны

Экономические преобразования в Италии после второй мировой войны iconПамяти жертв концлагерей в годы Второй мировой войны посвящается… Кл. Анашкина Э. А. 2010 год Тема: «Люди мира, будьте зорче втрое, берегите мир!»
Цели: воспитание чувства патриотизма; пополнение знаний о Второй мировой войне, об ужасах войны
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы