Е. В. Савицкая icon

Е. В. Савицкая



НазваниеЕ. В. Савицкая
Дата конвертации05.07.2012
Размер311,35 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Е. В. Савицкая,

кандидат экономических наук

Е. А. Давыдова,

старший преподаватель

Государственный университет – Высшая школа экономики


Начальное и среднее профессиональное образование:

итоги мониторинга.

Достижение устойчивого экономического роста служит важнейшим фактором повышения уровня жизни в стране. Основой дальнейшего роста экономики является повышение производительности труда, которое сегодня невозможно без наличия образованной и высоко квалифицированной рабочей силы. Для подготовки хорошо обученных и квалифицированных кадров требуется постоянное осуществление значительных инвестиций в образование. Понимая важную роль образования, страны с развитой рыночной экономикой в последние 10-15 лет осуществляли серьезные инвестиции в развитие этой сферы. В 2001г. государственные расходы на образование в процентах к валовому внутреннему продукту составляли: 8,5% в Дании, 7,3% в Швеции, 7% в Норвегии, 6,7% в Новой Зеландии, 6,2% в Финляндии, 5,8% в Австрии [1, с. 8]. Это одна из причин того, что данные страны занимают первые места по обеспечению высокого уровня жизни населения. В России расходы на образование всех уровней из средств консолидированного бюджета Российской Федерации составляли 4,8% ВВП в 1997г., 2,9% ВВП в 2000г. и 3,5 % ВВП в 2004г. Расходы на начальное и среднее профессиональное образование в 2004г. были равны по 0,2% к валовому внутреннему продукту страны [1, с. 8-9].

Сегодня наша страна выходит на мировой рынок, пытаясь интегрироваться в международное экономическое пространство. В связи с этим российская экономика все острее будет нуждаться в рабочей силе, соответствующей современным требованиям к качеству труда и способной адаптироваться к условиям быстро меняющегося рынка труда. Предстоящее вступление России в ВТО потребует от системы образования подготовки высоко квалифицированных, конкурентоспособных рабочих. Особую роль здесь призвана сыграть система профессионального обучения.

К сожалению, российское среднее и особенно начальное профессиональное образование в последние годы сталкивается с большим количеством проблем, о чем свидетельствуют и результаты опросов, проводимых в рамках мониторинга экономики образования. Опросы родителей и подростков, а также руководителей предприятий ряда секторов российской промышленности показали, что система НПО и СПО не обеспечивает достаточного уровня профессиональной подготовки. В отличие от промышленно развитых стран в России отсутствует четко сформулированная стратегия, увязывающая экономическое развитие с прикладным использованием знаний. Не развивается взаимное сотрудничество между ведущими промышленными компаниями и учреждениями начального и среднего профессионального образования.

Спрос населения на образовательные услуги учреждений НПО остается крайне низким. На планы подростков и их родителей относительно обучения в ПТУ влияет дальнейшее положение на рынке труда выпускников этих заведений. Отличительными особенностями данной социально-демографической группы являются: их низкая конкурентоспособность на рынке труда из-за недостаточного уровня общего образования и профессиональной квалификации, отсутствия производственного стажа и практического опыта; необходимость профессиональной, а иногда и социальной, адаптации на рабочем месте. При сокращении численности персонала на многих предприятиях первоочередному увольнению подвержены именно недавние выпускники системы НПО, в частности, из-за отсутствия у них производственного опыта и навыков работы. Кроме того, большое влияние на положение выпускников ПТУ оказывает низкая степень адаптации этих учреждений к изменяющейся ситуации на рынке труда.

Низкокачественное предложение услуг в сфере НПО и СПО и негибкость этих образовательных учреждений переориентируют потенциальных потребителей на другие уровни образования. Родители и их дети в большей степени нацелены на получение высшего образования, так как за последние годы в России стало более доступно высшее образование в результате экстенсивного расширения этой системы. Хотя диплом вуза не всегда гарантирует соответствующее качество выпускной квалификации.1

Задачи, которые призвана решать система профессионального обучения квалифицированных рабочих, сложно выполнимы при существующих образовательных программах и методах их реализации. Содержание и образовательные цели программ НПО и СПО не обеспечивают овладение учащимися базовых знаний и навыков, требуемых при найме на работу. Работодатели не доверяют качеству подготовки выпускников ПТУ и ССУЗов. По данным мониторинга, на большинстве отечественных предприятий обучение работников осуществляется на рабочем месте; в образовательные учреждения от предприятий поступает совсем незначительная часть денежных средств за подготовку для них рабочих кадров.

Проблема недостаточного государственного финансирования усугубляется неэффективностью использования имеющихся ресурсов в системе профессионального образования. Ректор ГУ-ВШЭ Кузьминов Я.И. считает, что «профессиональное образова­ние имеет неадекватную (самоподдерживающуюся) структуру. До 30-40 процентов специалистов, которых сейчас готовят вузы, техникумы, ПТУ, имеют нулевой рынок труда» [3, с. 6-7]. Одновременное получение и полного общего образования, и профессиональной квалификации в техникумах и ПТУ приводит к почти нулевой отдаче от тех и других затрат. Преподавание сопровождается увеличением часов в пользу повышения общеобразовательного уровня учащихся и в ущерб специально ориентированным, профессиональным программам. Уход из системы НПО мастеров производственного обучения, который, в первую очередь, обусловлен чрезвычайно низкой заработной платой, ухудшает ситуацию в системе. Перераспределение средств, изменение программ и тесное взаимодействие с предприятиями могут изменить ситуацию в системе начального и среднего профессионального образования.

Качество приобретаемых образовательных услуг является важным фактором выбора потребителей на данном рынке. Но в современных условиях еще не обеспечен доступ к необходимой информации о качестве программ, предлагаемых теми или иными учебными заведениями. «Низкий образовательный уровень значительной части родителей в семьях (как и в значительной части новых работодателей) не дает возможности контролировать качество образования даже со стороны потребителей (например, происходит ли процесс образования как таковой, приобретаются ли новые компетенции). В результате многие потребители образования оказываются обманутыми, то, что им достается – не более чем формальный знак образования» [4, с. 20]. Также отсутствует возможность контроля со стороны государства и общественных институтов, который позволил бы защитить потенциальных учащихся от предложения некачественных образовательных программ.

Кроме того, необходимо учитывать и психологическую сторону данной проблемы. Состояние образовательной системы непосредственным образом влияет на социализацию молодежи. Начальным и средним профессиональным образованием, в основном, охвачены дети сложного подросткового возраста. Данная группа населения самая взрывоопасная. Ее притязания велики, а возможности реализации весьма ограничены. Молодые специалисты, вышедшие на рынок труда и не нашедшие там достойного себе применения, склонны считать себя «выброшенными за борт», никому не нужными. В силу специфики нервной системы подростков, их неуравновешенности и бескомпромиссности это может привести к необратимым социальным последствиям.

Безработица, низкая заработная плата, следовательно, и не престижность рабочих профессий создают в среде подростков асоциальное поведение (наркомания, вандализм, криминальные действия). Трансформационные процессы в российской экономике породили ряд негативных явлений. Серьезное беспокойство у общества вызывает распространение среди детей алкоголизма, наркомании, преступности, высокий уровень беспризорности и безнадзорности детей. Все большая роль в социализации ребенка возлагается на систему образования. Решение данной задачи неразрывно связано с реформированием образовательной сферы. Необходимо осуществить меры, которые приведут к возрастанию роли профессионального начального образования, сделав его ступенью в системе непрерывного образования и многоуровневой системе подготовки специалистов.

Исследования, которые проводятся в рамках мониторинга экономики образования в течение трех лет, позволяют осуществлять систематическое наблюдение за формирующимся в нашей стране рынком образовательных услуг. Получаемые результаты дают возможность для объективного анализа функционирования и развития российской системы образования. Информационной основой для написания данной статьи послужили:

  • данные государственной статистики;

  • данные выборочного статистического обследования учреждений профессионального образования, проведенного в 2004г. в пилотных регионах; анализ статистических форм выполнен в ГУ-ВШЭ Пироговым Н. К.;

  • результаты двух репрезентативных опросов руководителей учреждений профессионального образования России, проведенных в октябре 2003г. и январе 2005г.; полевые работы осуществлены Аналитическим центром Юрия Левады, обработка анкет выполнена в ГУ-ВШЭ Шуваловой О. Р.;

  • данные репрезентативного опроса руководителей предприятий ряда секторов российской экономики, проведенного в 2004г. Аналитическим центром Юрия Левады; отчет подготовлен Красильниковой М.Д., Бондаренко Н.В.,. Харламовым К.А.

  • данные опроса преподавателей, родителей и учащихся образовательных учреждений в 2004г. в 6 пилотных регионах (Москва, Ярославль, Пермь, Красноярск, Краснодар, Мари- Эл). Полевые работы осуществлены Аналитическим центром Юрия Левады; обработка анкет выполнена в ГУ-ВШЭ Рощиной Я.М.

В таблице 1 представлены основные статистические показатели функционирования учебных заведений системы НПО [5, с. 217]. Таким образом, в Российской Федерации на начало 2004г. действовало 3798 учреждений начального профессионального образования с численностью обучающихся 1649 тыс. человек, из которых 63% юноши [5, с 218]. За последнее десятилетие в ходе реорганизации образовательных учреждений данного уровня произошло сокращение сети. В 2004г. число учебных заведений по сравнению с 1994г. уменьшилось на 405 единиц. В 1994-2004г.г. динамика подготовки квалифицированных рабочих в учреждениях данного уровня характеризовалась практически ежегодным снижением численности, приема учащихся и выпуска квалифицированных работников. Прием учащихся сократился на 13%, а выпуск квалифицированных работников из учреждений начального профессионального образования сократился на 18% по сравнению с 1994г. В настоящее время происходит реорганизация НПО путем их объединения, слияний, а также преобразования учреждений начального профессионального образования в учебные заведения СПО.


Таблица 1. Основные показатели деятельности учебных заведений системы НПО (на конец года).

Год


1994

1995

2000

2001

2002

2003

Число учебных заведений

4203

4166

3893

3872

3843

3798


Численность учащихся, тыс. чел.


1699


1689


1679


1649


1651


1649


Прием учащихся, тыс. чел.


949


928


845


837


842


823


Выпуск квалифицированных рабочих, тыс. чел.


878


841


763


759


745


722


Основные проблемы в этой сфере образования: сокращение инвестиций организаций и предприятий в развитие учебно-материальной базы учебных заведений, отсутствие рабочих мест для прохождения производственной практики, недостаточное участие работодателей в финансировании системы начального профессионального образования, сохранение отраслевой структуры учебных заведений и ориентация преимущественно на производственную сферу экономики.

Система среднего профессионального образования призвана готовить рабочие кадры по специальностям широкого профиля, пользующимся спросом на рынке труда. В современных условиях на данном рынке постоянно происходят структурные сдвиги в связи с внедрением в производственный процесс новых передовых технологий и интенсивным развитием сферы услуг. Поэтому сокращение рабочих мест для одних профессий и увеличение потребности в работниках других специальностей становится объективным процессом, обусловливающим необходимость постоянной ротации кадров. Наличие структурной безработицы делает обязательным принятие государственных мер по систематической переподготовке рабочей силы и развитию в стране системы непрерывного образования. Большую роль в данном процессе могут сыграть учреждения СПО.

В 2003-2004 уч. г. действовало 2809 учреждений среднего профессионального образования, в том числе государственных – 2628. Численность студентов составляла 2612,1 тыс. человек, в том числе в государственных учебных заведениях – 2501,6 тыс. человек [5, с 227]. Негосударственные учреждения в сфере среднего профессионального образования немногочисленны и пока существенного влияния на объемы подготовки специалистов этого уровня не оказывают. Вместе с тем данный сектор имеет положительную динамику. Из таблицы 2 видно, что с 1995/1996 по 2003/2004 уч. г.г. показатели приема, численности и выпуска студентов в системе СПО неуклонно возрастали. Однако в 2004-2005 уч. г. прием студентов в учреждения среднего профессионального образования несколько сократился. Соответственно уменьшилась и численность обучающихся студентов.


Таблица 2. Основные показатели деятельности учреждений среднего профессионального образования (на начало учебного года).

Учебный год


1995/1996

2000/2001

2001/2002

2002/2003

2003/2004

2004/2005

Число учреждений

2634

2703

2684

2816

2809




государственные

2612

2589

2595

2626

2628




негосударственные

22

114

89

190

182




Численность студентов, тыс. чел.

1929.9

2360.8

2470.2

2585.5

2612.1

2599.6

В т. ч. обучавшихся

на бюджетной основе

1694.9

1590.1

1591.8

1627.6

1622.1

1624.4

В т.ч. обучавшихся с полным возмещением затрат на обучение


235.0


770.7


878.4


957.9


990.0


975.2

Прием студентов, тыс. чел.

668.9

867.2

877.7

901.1

905.5

890

В государственные

учреждения

664.6

842.4

850.8

860.7

861.9




В негосударственные

учреждения

4.3

24.8

26.9

40.4

43.6




Выпуск специалистов, тыс. чел.

474.0

579.3

608.6

669.7

701.3

703

Из государственных

учреждений

743.0

567.7

277.1

301.1

321.7




Из негосударственных

учреждений

1.0

11.6

15.4

23.3

30.6






Из таблицы 2 также видно, что в системе СПО существенно возрос сегмент платного образования. Если в 1995-1996 уч. г. численность студентов, обучавшихся с полным возмещением затрат, составляла 12% от всего количества учащихся, то в 2004-2005 уч. г. – уже 37,5 процентов. Увеличение за данный период времени платежеспособного спроса населения на образовательные программы данного уровня объясняется, прежде всего, действием демографического фактора (всплеском рождаемости, наблюдавшимся в первой половине 80-х г.г. и достигшим пика в 1987г.) и особой (не прямой) стратегией получения высшего образования. «Смысл этой стратегии состоит в том, что поступить в техникум и закончить его с красным дипломом несложно, а это дает возможность поступления в престижный вуз наравне со школьниками-медалистами. Следовательно, для многих молодых людей обучение в техникуме или колледже является лишь промежуточной ступенью между школой и вузом, что характеризует одну из зон неэффективности современной системы профессионального образования» [2, с. 49].

Репрезентативный опрос российских семей, проведенный Фондом "Общественное мнение" в сентябре – октябре 2004г. по общенациональной и московской выборкам, продемонстрировал, что учеба юношей и девушек в ССУЗе не исключает их притязаний на получение в будущем высшего профессионального образования. В Москве оказалось 55% родителей, планирующих для своих детей такую образовательную траекторию, в общероссийской выборке – почти 40%. Только 33% учащихся в системе СПО планировали выход на рынок труда после окончания учебного заведения [6, с 41-42].

Авторитет ПТУ низок в глазах школьников и их родителей. Согласно тому же опросу только 14% московских семей и 16,4% семей из других регионов планируют, что их ребенок продолжит учебу в ПТУ после окончания 9-ого класса. 63,3% родителей рассчитывают, что после окончания 9-го класса их ребенок продолжит учебу в старшей школе [6, с 30]. Среди учащихся ПТУ также распространено мнение о недостаточном уровне образования, которое дает система НПО. В целом родители учащихся ПТУ готовы пойти на серьезные материальные затраты ради того, чтобы их ребенок окончил вуз, и признают важность получения высшего образования.

Эти стремления являются реакцией на проблемы, накопившиеся в системе начального профессионального образования. Реструктуризация российской экономики в 90-е годы, сопровождавшаяся спадом производства, привела к снижению спроса на рабочую силу. Параллельно сократилось (в реальном выражении) бюджетное финансирование НПО. Негативное влияние на положение выпускников профессионально-технических училищ на рынке труда оказывает и низкий уровень начального профобразования. Плохое качество профессиональной подготовки в ПТУ не обеспечивает достаточный уровень профессиональных знаний и навыков, необходимых для трудоустройства, и поэтому выпускникам системы НПО часто требуется дополнительное обучение. Несоответствие структуры системы подготовки квалифицированных рабочих реальным потребностям экономики приводит к неэффективному использованию как общественных ресурсов, так и материальных и личностных затрат потребителей этих образовательных услуг.

Репрезентативный опрос руководителей предприятий ряда секторов российской экономики (промышленности, строительства, транспорта, связи, торговли и сферы деловых услуг), осуществленный Аналитическим центром Юрия Левады в 2004г., продемонстрировал наличие дефицита квалифицированных рабочих (рисунок 1). Проблема недостаточной квалификации работников в наибольшей степени распространена в тех же категориях работников, что и проблема дефицита. От 9% до 21% руководителей (в зависимости от отрасли) отмечают недостаточный уровень квалификации рабочих, и от 12% до 18% - линейных специалистов.


Рис. 1. Удельный вес предприятий, испытывающих дефицит кадров определенных категорий (% от числа опрошенных руководителей предприятий).





По мнению работодателей, наиболее распространенной причиной дефицита квалифицированных рабочих является то, что образовательные учреждения не готовят нужных специалистов. На эту причину указали 55% руководителей неуспешных предприятий и 66% руководителей успешных предприятий. В отраслях, предъявляющих основной спрос на рабочие специальности (в промышленности, строительстве и на транспорте), почти на каждом пятом предприятии уровень квалификации рабочих ниже требуемого. Проблемы профессионально - квалификационной структуры рабочей силы все более беспокоят работодателей. Как показало исследование, уровень их доверия и надежд на возможности подготовки кадров в системе профессионального образования не слишком высок.

Исследование зафиксировало, что подготовка специалистов в сегодняшней системе профессионального образования менее всего устраивает руководителей предприятий. По мнению примерно половины опрошенных работодателей, выпускники последних лет (после 1997г.) имеют худшую подготовку по сравнению с выпускниками предыдущих лет. Около двух третей опрошенных работодателей принимали на работу выпускников системы профессионального образования последних двух лет. По их мнению, выпускники уступают остальному персоналу, уже работающему на предприятии, по уровню профессиональных знаний. В большинстве случаев найм выпускников связан с дополнительными затратами времени и финансов для их дополнительного обучения на рабочем месте (в зависимости от категории персонала такой ответ дали 64-69% руководителей предприятий).

Потребность работодателей в дополнительном образовании работников (их переподготовке и повышении квалификации) достаточно высока. В ближайшей перспективе структура спроса на переподготовку может несколько измениться: руководители предприятий на первое место ставят потребность в переподготовке и повышении квалификации именно рабочих кадров. Анализ фактических и плановых затрат предприятий на дополнительное образование работников позволяет заключить, что в ближайшее время объем финансирования по этому направлению существенно не изменится. Примерно 70% работодателей отметили, что за последние два года их работники в той или иной форме повышали свою квалификацию.

Согласно опросу руководителей российских предприятий в настоящее время наиболее популярными формами переподготовки квалифицированных рабочих являются: обучение на родном предприятии под наставничеством опытных работников (такой ответ дали 51% опрошенных), в компаниях-партнерах (14% респондентов) и в учебных центрах (59% из числа опрошенных руководителей). К услугам учреждений среднего и начального профессионального образования работодатели обращаются не часто: только на 19% из числа обследованных предприятий использовалась данная форма переподготовки. Высокий уровень ориентации работодателей на собственные возможности обучения и повышения квалификации своих работников связан, в первую очередь, с недостатком финансовых ресурсов для оплаты услуг образовательной системы (такой ответ дали в среднем 66% работодателей). Однако отсутствие необходимых учебных программ упоминается тоже довольно часто: в среднем – 28%; а среди руководителей успешных предприятий – 44%.

Таким образом, проведенное исследование показало, что руководители предприятий весьма озабочены проблемой профессиональной подготовки и повышения квалификации своих работников и в большинстве случаев они ее решают самостоятельно, в рамках своего производства, а не пользуются услугами системы профессионального образования.

Примечательно, что и самими учащимися системы НПО и СПО качество получаемого образования оценивается невысоко. В московских ССУЗах всего 19,5% респондентов отметили высокое качество получаемых ими образовательных программ, а в региональных ССУЗах – лишь 15% респондентов. В ПТУ на качество получаемого образования указали около 10% из числа опрошенных учащихся в регионах и 7% - в Москве. Опрос, проведенный в 2004г. в 6 пилотных регионах, показал, что многие учащиеся готовы даже платить за более качественный уровень подготовки в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Причем, платежеспособный спрос на более качественные программы выше в регионах, чем в Москве. В столице 33% учащихся ПТУ не согласились бы платить за свое обучение, ни при каких условиях, а в регионах таких учащихся только 13 процентов. Соотношение готовности платить за обучение в средних специальных учебных заведениях в Москве и в регионах примерно такое же, как и в ПТУ: в столице не согласились бы платить ни при каких условиях 27% студентов ССУЗов, а в регионах – менее 10% учащихся.

В регионах были зафиксированы три основные позиции, которые позволили бы привлечь учреждениям НПО дополнительные средства учащихся за предоставление образовательных услуг. Это введение дополнительных компьютерных курсов (31%), улучшение системы трудоустройства (28%), что часто связано с организацией производственной практики и налаживанием связей с предприятиями, а также введение программ подготовки к поступлению в вуз (24%). Достаточно высок спрос на улучшение технического оснащения, особенно компьютерами, и введение факультативных курсов, нужных учащимся (около 18%). Таким образом, речь идет об улучшении качества образовательных программ и их связи с дальнейшим трудоустройством выпускников. Наименьший эффект с точки зрения введения оплаты за обучение в ПТУ имеют программы изучения иностранного языка и оснащение библиотеки. В учреждениях среднего профессионального образования основными позициями, которые позволили бы привлечь дополнительные средства учащихся, являются программы подготовки в вуз (42% опрошенных в регионах, 29% респондентов в Москве) и улучшение системы трудоустройства выпускников (39% в регионах, 32% в Москве).

Приведенные выше оценки качества образовательных услуг, высказанные работодателями и учащимися, интересно сопоставить с мнением по данному вопросу руководителей учреждений начального и среднего профессионального образования. Сделаем это, основываясь на результатах двух репрезентативных опросов руководителей учреждений начального и среднего профессионального образования, проведенных в 2003 [7, с 32] и 2005 г.г. Возможности трудоустройства выпускников, судя по оценкам руководителей учебных заведений, по сравнению с прошлым годом, немного улучшились, хотя и в прошлом году оценки были довольно высокие (таблица 3).


Таблица 3. Возможности трудоустройства выпускников НПО и СПО (в процентах к числу опрошенных по каждому уровню образования).




СПО

НПО




2003

2005

2003

2005

Возможности трудоустройства выпускников

В этом году:

хорошие

42

48

36

47

средние

44

46

29

47

плохие

5

4

7

4

Затруднились ответить

9

3

28

2

В следующем году будут:

лучше

12

10

9

17

примерно такими же

74

77

56

75

хуже

3

5

5

2

Затруднились ответить

11

8

30

5

Факторы трудоустройства выпускников

Хорошая профессиональная подготовка

89

83

«Имя» (брэнд) учебного заведения

37

22

Фундаментальная подготовка, выходящая за рамки специальности

19

9

Навыки систематической работы, дисциплины, умения работать в группе

36

33

Отсутствие конкуренции в регионе

10

10

Нет ответа

1

2



Оценивая факторы трудоустройства выпускников СПО и НПО на рынке труда, на первое место руководители образовательных учреждений поставили «хорошую профессиональную подготовку» 89% (СПО) и 83% (НПО) от числа опрошенных. На втором месте оказался такой фактор как «навыки систематической работы, дисциплины, умения работать в группе» (их назвали 36% руководителей СПО и около 33% руководителей НПО). На третьем месте - «имя (брэнд) учебного заведения» (назвали 37% и 22% руководителей соответственно). Уровень знаний своих выпускников этого года считают достаточным для успешной трудовой деятельности 89% респондентов из системы НПО и 95% респондентов из системы СПО. Таким образом, руководство учебных заведений имеет слишком большой оптимизм и склонно переоценивать результаты своей работы. Оценки уровня знаний выпускников показывают огромную уверенность в себе, что не соответствует мнению других участников рынка образовательных услуг.


Рис. 2. Основные параметры конкуренции на рынке образовательных услуг (в процентах к числу опрошенных по каждому уровню образования).





СПО: 2005г.,

2003г.

НПО: 2005г.,

2003г.

Испытывают острую
конкуренцию

Испытывают некоторую
конкуренцию

Конкуренцию не испытывают

Конкуренция более ощутима

со стороны государственных учреждений

со стороны негосударственных учреждений

Примерно одинаково

По качественным параметрам

По ценовым параметрам

Примерно одинаково и по тем, и по другим параметрам






Большинство руководителей дали довольно спокойные оценки конкурентной среды. Более половины (55%) ответили, что их учреждения испытывают лишь некоторую конкуренцию как в 2003г. [7, с 21], так и в 2005г.; а 33% в 2003 г. и 35% в 2005г. ответили, что вообще не испытывают конкуренции (рисунок 2). Острую конкуренцию в 2003г. ощущали представители лишь 12% учреждений НПО [7, с.21], а в 2005г. - только 10%. На низкий уровень конкуренции влияет, прежде всего, отсутствие других учебных заведений данного профиля в регионе. Этот фактор назвали 19% в 2003г. и 23% в 2005г. руководителей учреждений НПО. Не набрали силу негосударственные учреждения (в качестве конкурентов их рассматривают всего 6-7% респондентов). Учреждения СПО также 49% (2003г.) и 50% (2005г.) испытывают лишь некоторую конкуренцию. 35% в 2003г. и 30% в 2005г. руководителей СПО ответили, что вообще не испытывают конкуренции (рисунок 2). Острую конкуренцию в 2003г. ощущали представители 16% учреждений СПО, а в 2005г. уже 20%. И снова на низкий уровень конкуренции влияет отсутствие других учебных заведений данного профиля в регионе. Этот фактор назвали 13% в 2003г. и 20% в 2005г. руководителей учреждений СПО.

Как известно, конкуренция способствует более эффективному использованию ресурсов. Ее отсутствие на уровне НПО и СПО порождает дальнейшее снижение качества обучения в этих образовательных учреждениях. По-видимому, пока не изменятся предпочтения и стратегии населения и работодателей относительно высшего образования, ситуация в НПО и СПО будет сохраняться. Прогнозируемый демографический спад может привести к дальнейшему снижению эффективности государственного финансирования ПТУ и ССУЗов. Этого не произойдет, если руководители данных образовательных учреждений будут более оперативно реагировать на все политические, экономические и институциональные изменения, путем адаптации к ним учебных программ, а также изысканием денежных средств на оплату труда квалифицированных преподавателей и на обеспечение образовательного процесса современным оборудованием. По данным опросов руководителей учебных заведений, за период 2003-2005г.г. не снизилась доля тех, кто собирается открыть программы, рассчитывая на бюджетное финансирование. Зато уменьшилось число респондентов, которые собираются закрывать программы, не пользующиеся спросом у населения и предприятий.

Прямые рыночные рычаги используются пока слабо. При формировании цен на образовательные услуги по-прежнему основным принципом является покрытие издержек – им руководствуются более половины образовательных учреждений (таблица 4). Процесс закрытия неэффективных программ идет слишком медленно. В результате многие учебные заведения недополучают значительную часть доходов, которую могли бы получить при более активной маркетинговой политике. Действительно, практически ни одно учреждение не проводит исследований рынка образовательных услуг и рынка труда на профессиональном уровне. В основном исследование спроса и предложения проводится доморощенными средствами (около 2/3 руководителей СПО и НПО).


Таблица 4. Использование рыночных рычагов в менеджменте образовательных учреждений (в процентах к числу опрошенных руководителей по каждому уровню образования).




СПО

НПО




2003

2005

2003

2005

Исследования рынка образовательных услуг

не проводим




34




26

проводим самостоятельно




64




68

заказываем социологам (маркетологам)




1




4

Нет ответа




1




2

Исследования рынка труда

не проводим




33




22

проводим самостоятельно




65




71

заказываем социологам (маркетологам)




1




6

Нет ответа




1




1

Основной принцип установления цен

В соответствии с финансированием из
бюджета по аналогичной программе

14

9

9

4

На основе платежеспособного спроса

17

17

22

16

На основе калькуляции расходов, покрываем издержки

57

57

48

52

По согласованию с органом управления образованием

5

4

2

0.3

Другое

3

1

3

1.7

Не предоставляют платных образовательных услуг / Нет ответа

4

12

16

26



Одной из причин низкого качества услуг, предоставляемых образовательными учреждениями, является нехватка педагогического персонала, а также его недостаточная квалификация. По данным выборочного статистического обследования учреждений профессионального образования в пилотных регионах укомплектованность штатов НПО в 2004г. составляла только 78,7%. При этом укомплектованность штата преподавателей – 90,1%, мастеров производственного обучения – 61,9%, воспитателей – 46,8%, административного персонала – 96,3%. Таким образом, лучше всего обстоят дела с руководящим составом, хуже всего – с воспитателями и мастерами производственного обучения. По данным статистики только 57.4% руководящих и инженерно-педагогических работников системы НПО имеют высшее образование, 35% - среднее профессиональное образование. Среди преподавателей 88.5% имеют высшее образование, 10.7% - среднее профессиональное образование, а среди мастеров производственного обучения - 27.7% и 58.3% соответственно [5, с.117].

Учреждения СПО также не могут достаточно эффективно осуществлять свою основную функцию в связи с неполной укомплектованностью штатов. По данным статистического обследования учреждений профессионального образования в пилотных регионах, укомплектованность штатов системы СПО в 2004г. составила 82%. При этом укомплектованность штата педагогических работников – 89.6%, учебно-вспомогательного персонала – 70%, административного персонала – 88.3%. Высшее образование имеют 92,4% преподавателей ССУЗов; 1.6% имеют ученую степень [5, с.119].

Средний возраст преподавателей составляет по СПО – 45 лет, по НПО – 43 года. Доля женщин среди преподавателей СПО – 83%, НПО – 77%. Обновление педагогических кадров, по данным опроса руководителей учреждений профессионального образования, невелико – в среднем 4% в год. Прием на работу молодежи составляет еще меньший процент – примерно 2.7% в год (таблица 5). Как показывают результаты выборочного статистического обследования в пилотных регионах, по некоторым категориям персонала происходит в большей степени выбытие, чем обновление. В СПО это относится, в первую очередь, к педагогическим работникам и неквалифицированного персоналу. В системе НПО остро стоит проблема оттока квалифицированных мастеров.


Таблица 5. Характеристика преподавательских кадров.




СПО

НПО

Средний возраст, ротация, 2005 г.

Средний возраст преподавателей (лет)

45

43

Доля новых преподавателей, принятых за последние 5 лет (проценты, среднее)

21

20

в том числе моложе 30 лет
(проценты, среднее)

14

13

Доля преподавателей, имеющих научные и учебно-методические публикации
за последние 2 года


Доля преподавателей (%, среднее)




19




8

Нет ответа (% к числу опрошенных)




3




6

Доля преподавателей, повышавших квалификацию за последние 5 лет

Доля преподавателей (%, среднее)

73

70


Основные причины нехватки высококвалифицированных преподавателей и мастеров - это недостаток средств для повышения оплаты их труда, падение престижности профессионального образования данных уровней и появившаяся возможность ухода преподавателей в более доходные в новой эко­номической ситуации сферы деятельности. Этими же причинами объясняются и трудности с привлечением новых, в том числе и молодых, сотрудников в учреждения начального и среднего профессионального образования.

При этом наблюдается дальнейшее падение конкурентоспособности уровня заработной платы преподавателей. Конкурентоспособным его назвали в 2005г. только 28% всех опрошенных руководителей учреждений НПО (в 2003г. так считали 30% руководителей) и 41% руководителей учреждений СПО (в 2003г. - 35%). Например, мастер производственного обучения получает в ПТУ 60% средней зарплаты квалифицированного рабочего своей отрасли. Следовательно, последние повышения оплаты труда преподавателей не компенсировали рост заработной платы в коммерческих секторах, что является серьезным аргументом для работы с государственным бюджетом следующего года.

В процессе мониторинга руководителей учреждений НПО и СПО просили оценить тот уровень зарплаты, при котором преподаватели могли бы сосредоточиться на своей основной деятельности, т.е. отказаться от совместительства на стороне. Кроме того, руководителям задавался вопрос о том, сколько, по их мнению, следует платить наиболее ценным сотрудникам. Ответы были следующими. «Идеальная» зарплата в московских учреждениях НПО и СПО составила бы 21 и 19 тыс. руб. соответственно, в других городах – по 11 тыс. рублей. А «идеальная зарплата идеальному преподавателю» – 30 и 32 тыс. руб. в столице, 16 и 17 тыс. руб. в регионах.

К сожалению, реальная оплата труда работников сферы начального и среднего профессионального образования далека от желаемого уровня. Социологический опрос преподавателей в 6 пилотных регионах (Москва, Ярославль, Пермь, Красноярск, Краснодар, Мари Эл) показал, что в 2004г. средняя заработная плата педагога из учреждения начального профессионального образования в Москве равнялась приблизительно 9700 руб. в мес., в регионах – 3800 руб. в мес. Заработки преподавателей из учреждений СПО составили в Москве – 6800 руб. в мес., а в регионах – 4800 руб. в мес. Выше всего оказались заработки в техникуме с профилем подготовки в области современных технологий (7500 руб. в мес.), ниже всего – в непедагогическом техникуме в малом городе (3600 руб. в мес.).

Низкий уровень заработной платы заставляет педагогов искать дополнительные источники доходов. Поэтому преподаватели нередко подрабатывают: 22% из числа опрошенных работников ПТУ и 35% из числа опрошенных работников ССУЗов. Чаще всего это работа в других образовательных учреждениях и репетиторство. Средние ежемесячные доходы от дополнительной работы преподавателей ПТУ составляют 9000 руб. в Москве и 1300 руб. в других регионах, преподавателей ССУЗов – 8500 руб. в Москве и 1500 руб. – в регионах. В среднем по выборке из расчета на семью, включающую трех человек, доход педагога ПТУ в Москве составляет около 16500 руб. в мес., в обследованных регионах – 8800 руб. в мес.; доход педагога техникума – 13000 руб. в мес. в Москве и 10900 руб. в мес. в регионах. Естественно, что большинство работников системы начального и среднего профессионального образования не удовлетворены своим материальным положением.

* * *

Анализ результатов, полученных в ходе мониторинга экономики образования, позволяет получить информацию о результативности деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования, выявить стратегии поведения населения и работодателей по отношению к системе НПО и СПО.

В настоящее время уровень подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в сфере начального профессионального образования уступает требованиям, предъявляемым на рынке труда. Данные, полученные в рамках мониторинга, дают основание говорить о снижении качества подготовки рабочих в учреждениях НПО. Степень доверия к уровню выпускников системы начального и среднего профессионального образования у руководителей предприятий не слишком высока. Большая часть работодателей ориентируется на собственные возможности обучения на рабочем месте и повышения квалификации своих рабочих. Спрос населения на предоставляемые услуги в системе НПО и СПО зависит, в первую очередь, от того, насколько востребованы на рынке труда выпускники профессиональных училищ. Как ранее отмечалось, государственные средства, направляемые в общеобразовательные учреждения, используются малоэффективно. Чтобы направить ресурсы в более эффективные сферы начального и среднего профессионального образования, необходимо поддерживать развитие конкурентных отношений.

Формирующиеся общество знаний и глобальное экономическое пространство предъявляют новые требования к системе образования. В новых условиях образование становится ключевым элементом преуспевания и условием успеха отдельных стран в конкурентной борьбе на мировых рынках. Образование, как важный фактор конкурентоспособности национальной экономики требует от системы начального и среднего профессионального образования большей гибкости, открытости к переменам, способности адекватно реагировать на них.


Литература.


  1. Гохберг Л. М., Забатурина И. Ю., Ковалева Н. В., Кузнецова В. И., Озерова О. К. Экономика образования в зеркале статистики: новые данные. Информационный бюллетень. – М.: ГУ-ВШЭ, 2005.

  2. Савицкая Е. В. Ценность и доступность высшего профессионального образования в России. – Вопросы статистики, 2004, №9.

  3. Кузьминов Я. И. Образование и реформа. – Отечественные записки, 2002, №2(3).

  4. Кузьминов Я. И. Образование в России. Что мы можем сделать? – Вопросы образования, 2004, №1.

  5. Образование в Российской Федерации. Статистический ежегодник. - М.: ГУ-ВШЭ, 2005.

  6. Оберемко О. А., Петренко К. В. Образование детей и взрослых: семейные проекты траекторий. Информационный бюллетень. – М.: ГУ-ВШЭ, Фонд «Общественное мнение», 2005.

  7. Кузьминов Я. И., Шувалова О. Р. Стратегии учреждений профессионального образования на рынках образовательных услуг. Информационный бюллетень. – М.: ГУ-ВШЭ, 2004.




1 Подробнее об этом см.: Савицкая Е. В. Ценность и доступность высшего образования в России. – Вопросы статистики, 2004, № 9.







Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Е. В. Савицкая iconДокументи
1. /Савицкая-план-1-2.doc
Е. В. Савицкая iconТема работы «Анализ использования персонала предприятия и фонда заработной платы»
Источник информации: Савицкая Г. В. «Анализ финансово–хозяйственной деятельности» (год издания после 2007 года)
Е. В. Савицкая iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Савицкая, Г. В. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности: методологические аспекты. М.: Инфра-м, 2011
Е. В. Савицкая iconЕ. В. Савицкая
Российской Федерации составляли 4,8% ввп в 1997г., 2,9% ввп в 2000г и 3,5 ввп в 2004г. Расходы на начальное и среднее профессиональное...
Е. В. Савицкая iconЭкономика для менеджеров
Мва, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и «Финансы» / Е. В. Савицкая; Гос ун-т – Высшая школа экономики, Высшая...
Е. В. Савицкая iconФинансирование общего среднего образования в России Елена Савицкая
Министерства образования и науки РФ и Рособразования Государственным университетом – Высшей школой экономики вместе с Федеральной...
Е. В. Савицкая iconСавицкая Галина Петровна 2009-2010 уч г. пояснительная записка Данная рабочая программа
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия,...
Е. В. Савицкая iconСавицкая Галина Петровна 2009-2010 уч г. пояснительная записка. Данная рабочая программа
Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год). Программа...
Е. В. Савицкая iconРасходы на общее образование в России: модели финансирования. Елена Владиславовна Савицкая
Министерства образования и науки РФ и Рособразования в 2007-2008 годах Государственным университетом – Высшей школой экономики вместе...
Е. В. Савицкая iconЕ. В. Савицкая. Спрос на высшее образование в России. В 2002-2004г г. был реализован научный проект «Формирование и развитие системы мониторинга экономики образования»
«Общественное мнение» (фом), Аналитическим центром Юрия Левады. Здесь представлены некоторые результаты анализа собранной в ходе...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы