Политическое развитие Франции 1945 -1998 icon

Политическое развитие Франции 1945 -1998



НазваниеПолитическое развитие Франции 1945 -1998
Дата конвертации05.07.2012
Размер364.88 Kb.
ТипРеферат
Политическое развитие Франции 1945 -1998


Оглавление Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2 Глава 1. Временный режим и Четвертая республика . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . 5 1.1 Временный режим. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 1.2 Выборы в Учредительное собрание. Конституция 1946г. . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . .6 1.3 Перегруппировка классовых сил. Раскол демократического ирабочего движения9 1.4 Борьба партий в годы «холодной войны» . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10 1.5 Конец Четвертой республики. . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 Глава 2. Пятая республика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 2.1 Основание Пятой Республики. . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13 2.2 Режим «личной власти» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 2.3 Оппозиция правительству. Борьба демократических сил. . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 15 2.4 События мая – июня 1968 г. Отставка президента де Голля. . . .. . . . . . . . . . . . . .16 2.5 Выборы 1969 г. Правительство Помпиду. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18 2.6 Сближение левых сил. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18 2.7 Выборы 1974 г. Правительство Жискар д(Эстена. . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . .19 2.8 Кризис французского общества. «Биполяризация» партий. . . . . .. . . . . . . . . . . . .20 2.9 Выборы 1981 г. Правительство левых сил. . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20 2.10 Период "сосуществования": 1986-1998 гг. . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 2.11 Современный политический пейзаж. . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27 Введение Франция - президентско-парламентская республика, это означает, чтопрезидент обладает значительными полномочиями, но роль парламента тожевелика. По Конституции 4 октября 1958 года были созданы государственныеинституты Пятой Республики. Конституционный совет состоит из 9 членов, осуществляет контроль засоблюдением Конституции во время выборов и за конституционностью законов,вносящих изменения в Конституцию, а также законов, переданных ему нарассмотрение. Глава государства – президент республики, который выбирается сроком на7 лет прямым всеобщим голосованием.
Жак Ширак, пятый Президент ПятойРеспублики, был избран 7 мая 1995 года. Президент Республики назначаетПремьер-министра, а также, по его предложению, членов правительства. Онпредседательствует в Совете министров, утверждает законы и являетсяВерховным главнокомандующим. Он имеет право распустить Национальноесобрание, может быть наделен чрезвычайными полномочиями в период серьезногокризиса. Под руководством Премьер-министра правительство определяет ипроводит политику Нации. Правительство подотчетно Парламенту Премьер-министр руководит деятельностью правительства и обеспечивает исполнениезаконов. Лионель Жоспэн был назначен Премьер-министром 2 июня 1997 года. Законодательные функции осуществляет парламент, состоящий из 2 палат:Сената, избираемого на основе непрямых всеобщих выборов сроком на девятьлет, состав которого обновляется каждые три года на треть. Последние выборыв Сенат проходили в сентябре 1998 года; Национального собрания, депутатыкоторого избираются на основе прямого всеобщего голосования сроком на пятьлет. Последние выборы в Национальное собрание проводились в июне 1997 года.Обе палаты Парламента, кроме функции, контролирующей деятельностьправительства, занимаются разработкой и принятием законов. В областизаконодательной инициативы в случае появления разногласий последнее словоостается за Национальным собранием. Сенат состоит из 321 сенатора. ВНациональное собрание входят 577 депутатов. Судебная власть стоит на страже индивидуальных свобод, организациясудебной власти характеризуется четким разграничением между судами погражданским и уголовным делам, которые занимаются разрешением споров междуфизическими лицами, с одной стороны, и административными судами,призванными разрешать конфликты между гражданами и государственной властью,с другой стороны. Французы традиционно испытывают большой интерес к общественной жизни.Во времена Революции бурный рост числа газет, клубов и кружков отразилинтерес значительной части французского общества к политике, которая дотого времени интересовала лишь узкий круг людей, приближенных к королю.Исходным толчком для напряженной, богатой событиями политической жизнистало введение всеобщего избирательного права в1848 г., при Второйреспублике. Предоставленная народу, таким образом, возможность осуществлятьсвой суверенитет позволила каждому французу в полной мере почувствоватьсебя гражданином, членом общества, причастным к принятию политическихрешений. Росту гражданской активности способствовали другие решенияУчредительного собрания, избранного в 1848 г. К их числу относятся отменасмертной казни по политическим мотивам, провозглашение свободы печати ипубличных собраний. Затем существенную роль сыграла Третья республика: онапостепенно укоренила в сознании французов республиканскую идею. В этомотношении продолжительность ее существования имела большое значение.Благодаря ей определенная часть французов, восприимчивая кконтрреволюционным идеям, перестала смотреть на республику как на факторпотрясений и угрозу гражданскому миру. Постепенно парламентская республика,основанная на демократической законности всеобщего избирательного права,становится политическим режимом, сторону которого принимает большинствограждан. Третья республика стала носительницей определенных ценностей, вкоторые французы страстно поверили. Республиканским кредо стала с тех порвера в образование, демократию и общество. Однако если до 1905 г. Третья республика была настоящей республикойграждан, то позже она начинает превращаться не более чем в республикупарламентариев. Отсутствие правительств, которые действительно выражали быволю сплоченного большинства, и бесконечная игра блоков и коалиций положилиначало отчуждению гражданина от исполнительной власти, в то время как рольпартий и политических движений росла. До 1900 г. во Франции, по существу, не было политических партий. Онискладываются в начале ХХ в., но занимают более скромное место по сравнениюс партиями в других западных демократиях. Тем не менее после Первой мировойвойны их роль возрастает. Наряду с кружками, читательскими илиобразовательными обществами, публичными собраниями и республиканскимибанкетами средоточием политической жизни становятся кафе и предприятия. Вкафе завязываются дискуссии благодаря чтению газет, в которыхпропагандируются политические идеи, люди обмениваются мнениями, чтоповышает накал дискуссий. В процессе формирования общественного мнения ипробуждения гражданского сознания свою роль играли также предприятия, впервую очередь заводы, где через профсоюзы в рабочей среде распространялисьполитические идеи, в частности марксистская идеология. После Второй мировой войны Четвертая республика отличается крайнейнеустойчивостью. Освобождение от нацистской оккупации, предоставлениеизбирательного права женщинам, осуждение генералом де Голлем режима партийТретьей республики порождают большие надежды. Их питают обновленные партии,несущие новые идеи, способные внести моральные начала в общественную жизнь.Большинство в их руководстве составляют видные участники движенияСопротивления. Актуальность темы Государственный строй, установленный во Франции в 1958 г. очень похожна государственный строй, установленный в России в начале 90-х гг.Президент наделяется чрезвычайно широкими полномочиями: он определяетосновные направления внутренней и внешней политики государства; являетсяВерховным Главнокомандующим, имеет право распускать парламент. Политическаяобстановка двух стран также имеет общие черты: сильное влияние левых сил вобществе, тесная связь исполнительной власти с ведущими промышленнымимонополиями, затянувшаяся война на юге страны. Историография вопроса Количество литературы по данной теме можно найти сравнительно немного.Гораздо больше информации существует по другим периодам истории Франции:Великой французской революции или наполеоновским войнам. Достаточно полнаяинформация по данной теме содержится в учебном пособии для студентов вузовпод названием «История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945 –1990 гг.». Информацию о последнем десятилетии французской истории я нашлатолько на сайте французского посольства в России. Некоторые цитаты идополнения я брала из книги Н. Н. Наумовой «Голлизм в оппозиции: Партияобъединения французского народа в политической жизни Четвертой республики.1947 –1955 гг.» и книге Сироткина В. Г. «История Франции: Пятаяреспублика». Цель работы: проследить политическое развитие Франции послеВтороймировой войны. Глава 1 Временный режим и Четвертая республика 1.1Временный режим. В ходе освобождения Франции от фашистских оккупантов летом 1944 г.власть перешла к возглавляемому генералом Де Голлем Временномуправительству, в котором участвовали все основные группировкисопротивления, включая коммунистов. Во Франции установился временный режим,существовавший вплоть до принятия в 1946 г. конституции Четвертойреспублики. Политическая обстановка в освобожденной Франции определяласьогромным влиянием движения Сопротивления, подъемом антифашистского,демократического и рабочего движения, ростом дружеских чувств к СоветскомуСоюзу, который сыграл решающую роль в победе над фашизмом. Правые партии,дискредитировавшие себя поддержкой правительства Виши, сотрудничавшего соккупантами, а также радикальная партия, которая в годы войны распалась ине участвовала в движении Сопротивления, потеряли прежнее влияние. Напервый план выдвинулись антифашистские, демократические группировки. Самойкрупной политической партией Франции стала Коммунистическая партия –активный боец против фашистских оккупантов и режима Виши. В 1945 г. в неевходило более 900 тыс. человек[1] – в два с половиной раза больше, чем довойны. Коммунисты имели преобладающее влияние в самом крупном профсоюзеФранции – Всеобщей конфедерации труда (ВКТ), стоявшей на позициях классовойборьбы. В 1946 г. численность ВКТ достигла наивысшего в ее истории уровня –5,5 млн. членов[2]. Она была в 7 раз больше, чем численность второгообщенационального профсоюзного центра – Французской конфедерациихристианских трудящихся, отстаивавшей принципы классового сотрудничества инасчитывавшей тогда 750 тыс. членов. Коммунистическая партия, руководство которой возглавлял М. Торез,считала, что неотложные задачи, стоявшие перед Францией, заключаются ввосстановлении экономики, обеспечении демократических прав и свобод,проведении независимой внешней политики. Их осуществление требовалосплочения всех патриотических сил. Компартия предлагала провести в жизньпрограмму Национального совета Сопротивления (НСС), предусматривавшуюнаказание вишистских изменников, повышение жизненного уровня трудящихся,частичную национализацию промышленности и банков, установление «подлиннойэкономической и социальной демократии, предлагающей устранение финансовых иэкономических олигархий от руководства экономикой». В движении Сопротивления сумела укрепить свои позицииСоциалистическая партия, лидером которой вновь стал Л. Блюм. В первыепослевоенные годы ее численность составляла около 350 тыс. членов[3] –больше, чем до войны. Социалисты поддерживали программу НСС, входили всостав руководства ВКТ и первоначально высказывались за единство действий скоммунистами. Оставаясь на позициях социал-реформизма, они тем не менееназывали себя марксистами, утверждали, что стремятся к уничтожениюкапитализма и ликвидации классов. Помимо коммунистов и социалистов влиянием в массах пользоваласьта часть буржуазии, которая принимала участие в движении Сопротивления. В ноябре 1944 г. группа католических деятелей Сопротивленияорганизовала новую партию – Народно-республиканское движение (МРП).Характерной особенностью доктрины МРП являлось сочетание идей движенияСопротивления с социальным католицизмом. Признавая программу НСС, лидерыМРП подчеркивали необходимость «структурных реформ»: частичнойнационализации банков и промышленности, а также «реформы предприятия» вдухе классового сотрудничества, при «участии» рабочих в управлении. ПартияМРП выражала интересы буржуазии, считавшей необходимыми социальные реформы,для того чтобы избежать революции. Вместе с тем ее поддерживали и другиеслои населения: с одной стороны, многие участники Сопротивления,трудящиеся, привлеченные обещаниями социальных реформ, с другой – католики(особенно крестьяне), видевшие в МРП наследницу католических традиций. Исключительным авторитетом пользовался глава Временногоправительства генерал Шарль де Голль. Многие французы считали его главныморганизатором Сопротивления, «спасителем» и «освободителем Франции». ДеГолль надеялся вернуть Франции ее величие при помощи сильного государства,способного к проведению социальных реформ и независимой внешней политики. Кчислу необходимых реформ де Голль относил частичную национализациюпромышленности и банков, государственный контроль над экономикой, развитиесистемы социального страхования. Многочисленные сторонники де Голля,именовавшие себя голлистами, сначала не были оформлены в особуюполитическую партию. Распространение влияния голлистов и МРП показывало, что в средефранцузской буржуазии происходит поворот от традиционного экономическоголиберализма, отстаивавшего принцип невмешательства государства в экономику,к буржуазному реформизму и «дирижизму», которые предусматривалигосударственное регулирование экономики и проведение социальных реформ.Вместе с тем во Франции продолжали действовать противники дирижизма,выражающие интересы более консервативных групп буржуазии. Их точку зрениязащищали созданная в 1946 г. правая «Республиканская партия свободы» (ПРЛ)и отчасти Радикальная партия. 1.2 Выборы в Учредительное собрание. Конституция 1946 г. Крупным событием внутриполитической жизни Франции стали выборы вУчредительное собрание и принятие новой конституции. Выборы в учредительноесобрание и одновременно референдум о его полномочиях состоялся 21 октября1945 г. Выборы происходили по пропорциональной системе, в соответствии скоторой число депутатских мандатов должно быть прямо пропорциональноколичеству голосов, полученных каждой партией. Впервые право голоса былопредоставлено женщинам. Подавляющее большинство избирателей (более 96()высказалось за созыв Учредительного собрания. Оно должно было разработатьконституцию, сформировать правительство и осуществлять функции парламентавплоть до вступления конституции в силу. По числу собранных на выборах голосов и мандатов в Учредительноесобрание на первое место вышла Коммунистическая партия. Она собрала свыше 5млн. голосов избирателей (26( от числа голосовавших) и завоевала 152мандата (из 545). Второе место заняла социалистическая партия – 4,6 млн.голосов (24( от числа голосовавших) и 142 мандата в Учредительное собрание.Совместно коммунисты и социалисты имели абсолютное большинство мандатов. Натретьем месте оказалась партия МРП – 4,5 млн. голосов (23,6( голосовавших)и 141 мандат. Все остальные партии остались далеко позади. Партиярадикалов, которая была одной из ведущих партий Третьей республики,получила немногим больше 10( голосов. На долю всех правых группировок,включая ПРЛ, пришлось около 15( голосов.1 После выборов компартия предложила образовать демократическоеправительство, в котором большинство принадлежало бы коммунистам исоциалистам. Руководство Социалистической партии отклонило это предложение.В результате было вновь сформировано коалиционное правительство подпредседательством генерала де Голля. В него вошли представители трех самыхкрупных партий: Коммунистической, Социалистической, МРП, а также голлисты,считавшиеся беспартийными, и близкие к ним группы. Большинство мест, в томчисле решающие посты председателя совета министров, военного министра,министра иностранных дел, министра финансов, находилось в руках буржуазныхдеятелей. Пост министра внутренних дел занял социалист. Коммунисты получилипосты министра вооружения, экономики, промышленного производства и труда.Генеральный секретарь ФКП М. Торез стал государственным министром, т. е.министром высшего ранга. Между партиями и группировками, входившими в составправительства, существовали разногласия, и время от времени возникалисерьезные конфликты. Один из них был связан с взаимоотношениямиправительства с Учредительным собранием. Будучи сторонником авторитарныхметодов управления, генерал де Голль находил обременительным постоянныйконтроль Учредительного собрания над правительством. Напротив, социалисты икоммунисты, располагавшие большинством мест в Учредительном собрании,считали, что в демократическом государстве парламент должен строгоконтролировать исполнительную власть. Не сумев избавиться от контроляУчредительного собрания и не желая принимать против него насильственныемеры, которые к тому же не имели бы никаких шансов на успех, де Голль решилуйти в отставку. 20 января 1946 г. он официально объявил о своем решении.Де Голль собрал всех своих министров в зале Рыцарских доспехов на улице Сен-Доминик, где располагалось военное министерство, и обратился к ним скраткой речью: «Вновь возродился исключительный режим партий. Я егоотвергаю. Но кроме насильственного установления диктатуры, которой я нехочу и которая приведет к плохим последствиям, я не имею других способовпомешать происходящему. Таким образом, мне надо уйти в отставку.… Каждогоиз вас я благодарю за оказанную мне помощь»1. После отставки де Голля председателем совета министров был избрансоциалист Ф. Гуэн, сформировавший правительство трехпартийной коалиции – изкоммунистов, социалистов и членов партии МРП. В мае 1946 г. Учредительное собрание вынесло на референдумподготовленный им проект конституции. Преобладание коммунистов исоциалистов в Учредительном собрании предопределило демократическийхарактер этого проекта. В декларации прав наряду с традиционнымиполитическими свободами были зафиксированы социальные и экономическиеправа: право на труд и на отдых, право на получение работы, право научастие трудящихся в определении условий труда. Право собственностигарантировалось, но предусматривалась возможность национализации«фактических монополий». Проект подтверждал светский характер государства ишколы. Руководящее место в системе высших государственных органовотводилось однопалатному национальному собранию, обладавшему широкимиправами и контролировавшему деятельность правительства. Полномочияизбираемого Национальным собранием президента республики резкоограничивались. Проект конституции вызвал решительное противодействие правых сил,которые опасались, что в однопалатном Национальном собрании смогут (как этослучилось в Учредительном собрании) получить преобладание левые партии,которые, используя положения конституции о национализации «фактическихмонополий», пойдут по пути глубоких социальных преобразований. К нимприсоединилась партия МРП, требовавшая двухпалатного парламента и свободыдеятельности религиозных школ. Незначительным большинством голосов (51,6() проект конституциибыл отклонен. Пришлось проводить выборы во второе Учредительное собрание,чтобы разработать новый проект конституции. Состав второго Учредительного собрания мало отличался от первого,но социалисты потеряли часть голосов, а партия МРП приобрела. В итогекоммунисты и социалисты утратили абсолютное большинство в Учредительномсобрании, а лидер МРП Бидо сменил социалиста Гуэна на посту главытрехпартийного правительства. Желая быстрее покончить с Временным режимом, коммунисты исоциалисты пошли навстречу партии МРП и согласились внести в конституциюположения о двухпалатном парламенте и свободе образования, сохранив внеприкосновенности основное содержание проекта. После этого за новый проектконституции призвали голосовать все партии трехпартийной коалиции:коммунисты, социалисты и МРП. На референдуме 13 октября 1946 г. новый проект был утвержден52,3( избирателей, участвовавших в голосовании1. Согласно новой конституции, Франция провозглашалась «светской,демократической и социальной Республикой». К обычным демократическим правами свободам, содержавшимся еще в Декларации прав человека и гражданина 1789г., она добавляла «как особо необходимые в наше время» социальные права: натруд, на отдых, на социальное обеспечение, на образование. Торжественно декларировались равенство прав мужчины и женщины,право трудящихся на участие в руководстве предприятиями, на профсоюзную иполитическую деятельность, на забастовку «в рамках законов». Допускаласьвозможность национализации крупных предприятий, эксплуатация которых«приобретет черты национальной общественной службы или фактическоймонополии» В конституции говорилось, что Франция обязывается избегать«всякой системы колонизации, основанной на произволе». Воспроизводя текстпервой французской конституции 1891 г., она обещала «не предприниматьникаких войн с целью завоевания и никогда не употреблять своих сил противсвободы какого-либо народа». Наименование «французская империя» заменялосьтермином «Французский союз». Провозглашалось равенство прав и обязанностейнаселения Франции и населения колониальных стран, входивших во Французскийсоюз. Центральную роль в системе органов государственной власти поконституции 1946 г. играл парламент, состоявший из Национального собрания иСовета республики. Национальное собрание, избираемое на 5 лет прямымвсеобщим голосованием, издавало законы. Совет республики, избираемыйкосвенным голосованием, мог отсрочить их принятие. Правительство неслоответственность перед национальным собранием и по его требованию обязанобыло выходить в отставку. Президент республики избирался обеими палатамипарламента. Он имел ограниченные полномочия, все его акты нуждались вутверждении правительством. Зафиксированные в конституции права и свободы являлисьнемаловажным завоеванием демократических сил. Французская конституция 1946г. была одной из самых демократических конституций. В ноябре 1946 г. состоялись первые выборы в Национальноесобрание. Компартия вновь заняла первое место, собрав 28,6( голосовизбирателей. Это был наивысший результат за всю историю ФКП. На второеместо вышла партия МРП (26,3 (), на третье – социалистическая партия(17,9()2. В соответствии с демократическими традициями коммунистыпредложили на пост председателя совета министров лидера самой крупнойфракции Национального собрания – генерального секретаря ФКП М. Тореза, ноего кандидатура не собрала необходимого числа голосов. Главой правительствастал лидер социалистов Блюм. Его правительство состояло только изсоциалистов и просуществовало всего месяц. В январе 1947 г. быловосстановлено правительство трехпартийной коалиции, которое возглавилсоциалист П. Рамадье. С вступлением в силу конституции и проведением выборов вНациональное собрание закончился временный режим. Начался период Четвертойреспублики, продолжавшийся 12 лет – с 1946 по 1958г. 1.3 Перегруппировка классовых сил. Раскол демократического ирабочего движения. В первые годы Четвертой республики во Франции произошла глубокаяперегруппировка классовых сил, сопровождавшаяся расколом трехпартийнойкоалиции. Проведенные правительством социальные реформы не удовлетворялитрудящихся, недовольных своим материальным положением и добивавшихся болееглубоких общественных преобразований. В тоже время усиление влияниякомпартии и рабочего класса встревожило широкие слои мелкой и среднейбуржуазии, опасавшейся за свою собственность, вызвало рост консервативныхнастроений. Французская буржуазия, сохранив власть и сдержав первый натискдемократических сил, перешла в контрнаступление. В обстановке обострениямеждународной напряженности и «холодной войны» она, пользуясь поддержкойправящих кругов США, развернула широкую антисоветскую иантикоммунистическую кампанию. Лидеры Социалистической партии отказались от единства действий скоммунистами и развернули борьбу против них. Движение Сопротивленияраскололось. Одни его участники продолжали сотрудничать с коммунистами идобиваться осуществления программы НСС, другие перешли наантикоммунистические позиции и стали сближаться с бывшими вишистами.Судебные процессы против сторонников Виши прекратились. Осужденных ранеевишистов амнистировали или досрочно освобождали. Демократическое движениеослабевало, росло влияние правых сил. В апреле 1947 г. генерал де Голль иблизкие к нему буржуазные деятели Сопротивления основали новую политическуюпартию правого толка – «Объединение французского народа» (РПФ).Руководители РПФ резко нападали на компартию и на все остальныеполитические партии, борьба которых якобы «парализует государство». Онитребовали отмены конституции 1946 г. и создания «сильной власти» в лиценезависимого от партий президента, обладающего широкими полномочиями.Внешнеполитическая линия РПФ предусматривала объединениезападноевропейских стран в экономический и политический блок, который могбы противостоять СССР, но в то же время обеспечивал бы Западной Европенезависимость от США. На выборах в местные органы самоуправления в октябре 1947 г.партия РПФ вышла на первое место, собрав более 38 ( голосов. Ссылаясь наэти результаты, она потребовала роспуска Национального собрания (уже неотражающего по ее мнению, настроений избирателей) и проведения досрочныхвыборов, которые привели бы РПФ к власти. Оживилась деятельность и других правых группировок. ПРЛ и остаткидовоенных правых партий объединились в группировку «независимых».Руководители «независимых» (П. Рейно, А. Пине, Ж. Ланьель и др.) стояли наконсервативных позициях. Они возражали против расширения социальногозаконодательства и государственного вмешательства в экономику. Обострились разногласия в правительстве трехпартийной коалиции.Вопреки обещанию сохранять дружественные отношения как с Советским Союзом,так и с Великобританией и США, руководство МРП и Социалистической партиистало поддерживать Соединенные Штаты Америки и Англию против СССР. Несмотряна содержавшиеся в конституции 1946 г. обязательства «никогда неупотреблять своих сил против какого-либо народа», французское правительствов декабре 1946 г. начало колониальную войну во Вьетнаме. Ссылаясь нанеобходимость борьбы с ростом цен, Социалистическая партия и МРП возражалипротив повышения заработной платы трудящихся, за немедленное прекращениеколониальных войн, за дружбу с Советским Союзом, но, не имея большинства нив правительстве, ни в Национальном собрании, не могла добитьсяосуществления своих требований. Когда министры- коммунисты поддержали бастующих завода Рено,требовавших повышения заработной платы, остальные партии правительственнойкоалиции отказались удовлетворить требования трудящихся. Используя этотповод, глава правительства Рамадье обвинил коммунистов в нарушенииправительственной солидарности и 5 мая 1947 г. издал декрет об ихисключении из правительства. Национальное собрание большинством голосовутвердило это решение. Трехпартийная коалиция распалась. Самая крупнаяпартия Франции была отстранена от участия в правительстве. Вскорекоммунистов начали изгонять из государственного аппарата и армии. ВоФранции, как и в некоторых других западноевропейских странах, произошелповорот вправо. Контрнаступление буржуазии привело к обострению классовой борьбы.Во Франции вспыхнули массовые забастовки. В ноябре 1947 г. по призыву ВКТначалась всеобщая стачка, в которой приняли участие около 3 млн. человек.Частично была прервана подача электроэнергии, прекратилось поступлениетоплива, остановились поезда. Нередко бастующие рабочие занимали шахты изаводы, вступали в столкновение с полицией и войсками. Хотя основнымтребованием бастующих было повышение заработной платы, буржуазная печатьзапугивала население угрозой «повстанческой забастовки», гражданской войныи «коммунистической диктатуры». Правительство направило против бастующихвойска. В самый разгар забастовки социал-реформисты, входившие в составВКТ, осуществили раскол профсоюзов. Обвинив руководство ВКТ во главе скоммунистами в том, что оно придает профсоюзному движению политическийхарактер, социал-реформисты вышли из ВКТ и основали новое профсоюзноеобъединение «Форс увриер» («Рабочая сила»). Лидеры Форс-увриер призвалипрекратить стачку. В результате она закончилась лишь частичнымудовлетворением требований трудящихся. С возникновением «Форс увриер» завершился новый расколфранцузского рабочеого движения. Его левое крыло представляли компартия иВКТ, а правое, социал-реформистское, крыло – Социалистическая партия,лидеры «Форс увриер» и и христианских профсоюзов. 1.4 Борьба партий в годы «холодной войны». «Холодная война», раскол демократического движения, чувстворазочарования, вызванное тем, что обещанные программой НСС глубокиесоциальные преобразования в полной мере не осуществились, сказались нанастроениях народных масс. Общественный подъем послевоенных лет сменилсяснижением политической активности. Численность политических и профсоюзныхорганизаций рабочего класса значительно сократилась. Социалистическаяпартия и реформистские профсоюзы потеряли больше половины своих членов.Численность Коммунистической партии упала до 500 тыс., а численность ВКТ до2 млн. членов1. Расколов трехпартийную коалицию, лидеры Социалистическойпартии и МРП повели яростную борьбу против коммунистов. Вместе с тем они нехотели уступать партии РПФ, которая безуспешно требовала проведениядосрочных парламентских выборов. В ноябре 1947 г., в разгар всеобщейстачек, социалистическая партия и МРП образовали совместно с радикалами ичастью «независимых» коалицию так называемой третьей силы, котораяофициально поставила своей целью бороться как против коммунизма, так ипротив голлизма. Фактически политика «третьей силы», означавшая союз междусоциал-реформистами и частью буржуазии, была рассчитана прежде всего наборьбу против компартии и на удержание власти партиями «третьей силы». В ожидании очередных парламентских выборов1951 г. коалиция«третьей силы» приняла выгодный для себя избирательный закон, которыйзаменил пропорциональное представительство мажоритарной системой. Еслипропорциональное представительство обеспечивало каждой партии количестводепутатских мест, пропорциональное числу собранных ею голосов, то примажоритарной системе партия или блок партий, за которых проголосовалобольше половины избирателей, получали все депутатские мандаты данногоокруга. Французские коммунисты сразу же подвергли новую систему голосованиярезкой критике: «Главная цель этой реформы, - подчеркивала ФКП, -отстранить Коммунистическую партию от парламентской деятельности»2. В результате выборов 1951 г. Коммунистическая партия утратилачасть избирателей, но осталась на первом месте, собрав более 26 ( голосов.Зато партии «третьей силы» - социалисты и МРП – потеряли 40 - 50 ( своихпрежних избирателей, которые перешли главным образом к РПФ. Влияние РПФ,«независимых» и других правых партий возросло, но все же ни одна изполитических группировок не добилась абсолютного большинства. Если вНациональном собрании 1946 г. три главные партии получили 75 ( депутатскихмандатов1, то теперь 6 политических группировок – коммунисты, социалисты,МРП, «независимые» и РПФ – имели крупные фракции в Национальном собрании,прозванном поэтому шестигранным. Разногласие меду партиями обрекали нанеустойчивость любое правительство. За пятилетний период существованияизбранного в 1951 г. Национального собрания во Франции сменилось 12правительств. Социалистическая партия, увидев, что ее влияние падает,перешла в оппозицию. Страной стал править правоцентристский блок,состоявший из правых («независимых») и центристов (МРП и радикалов). 1.5Конец Четвертой республики. Во второй половине 50-х годов Четвертая республика оказалась всостоянии глубокого кризиса. Неспособность правящих партий серьезноулучшить положение народных масс, разрыв между официальными декларациями иреальными делами, постоянная правительственная чехарда подрывали авторитетпарламентской системы. Зависимость Франции от США, падение еемеждународного престижа, бесконечные колониальные войны вызывали оструюкритику широких слоев населения и даже части буржуазии. Основные буржуазные партии Четвертой республики оказалисьрасколотыми. Почти в каждой из них имелись сторонники ультраколониализма инеоколониализма, «атлантисты» и их противники, приверженцы «интеграцииЕвропы» и национальной независимости. Сложившаяся ранее партийно-политическая система претерпела серьезные изменения. Партия РПФ, так и неумевшая прийти к власти, потерпела поражение на муниципальных выборах 1953г. и прекратила политическую деятельность. Партия МРП, отказавшаяся отпрограммы НСС и соцальных реформ, быстро теряла влияние, превращаясь всравнительно небольшую группировку, сделавшую основой своей политики«атлантизм» и «интеграцию Европы». В 1955 г. произошел раскол в партиирадикалов. Правые радикалы продолжали сотрудничать с МРП и «независимыми»,а левое крыло во главе с Мендес-Франсом взяло курс на разрыв с ними.Социалистическая партия также отказалась от союза с МРП и «независимыми» истала сближаться с левыми радикалами. Парламентские выборы, состоявшиеся в январе 1956 г., показали,что в стране происходит сдвиг влево. Несмотря на атаки реакции, первоеместо опять заняла Коммунистическая партия. На второе место вышлаСоциалистическая партия, объединившаяся с левыми радикалами и близкими кним группировками в «республиканский фронт». Правые партии потерялизначительную часть имевшихся у них ранее депутатских мандатов. Отклонив предложение коммунистов о совместных действиях,социалисты и левые радикалы образовали правительство «республиканскогофронта». Главой правительства стал генеральный секретарь Социалистическойпартии Ги Молле, а его заместителем – лидер левых радикалов Мендес-Франс. Осенью 1956 г. правительство Ги Молле приняло решение об участииФранции в агрессии против Египта. Лишившись после этого голосов депутатов-коммунистов, но не получив прочной поддержки правых, правительство Ги Моллев мае 1957 г. вынуждено было уйти в отставку. После отставки Ги Молле политическая обстановка во Франции ещеболее осложнилась. Массы населения устали от министерской чехарды. Онипотеряли доверие к левым силам, которые не выполнили своих обещаний. Войнав Алжире превратилась, по выражению Тореза, «в язву на теле страны».Расходы на нее в 4 раза превысили расходы на войну в Индокитае. В Алжирбыла направлена громадная Французская армия общей численностью в 500 тыс.человек, но она не могла справиться с освободительным движением. Командныйсостав этой армии глубоко проникся ультраколонистсикими настроениями,широко применял пытки и массовые репрессии против мирного населения.Генералы и офицеры – ультраколонисты не скрывали своего презрения к«слабым» и неустойчивым правительствам Четвертой республики, которые, по ихмнению, не вели войну с достаточной энергией и будто бы были готовы«отказаться от Алжира» (то есть признать его независимость). Они требовалипродолжать войну до победного конца. К началу 1958 г. среди ультраколонистов сложился заговор,имевший целью создание «сильной власти», способной победоносно завершитьвойну в Алжире. Заговорщики установили связь с окружением генерала деГолля, который был известен как сторонник сильной власти, и сталидобиваться его возвращения к управлению государством. Эта кампания находилаотклик среди народных масс, для которых имя де Голля символизировало связьс движением Сопротивления и демократическими реформами Временногоправительства. 13 мая 1958 г. ультраколонисты подняли мятеж и захватиливласть в столице Алжира. При поддержке командования находившейся в Алжиреармии они потребовали передать власть де Голлю. 15 мая де Голль заявил, чтоготов «взять на себя власть Республики» при условии предоставления емучрезвычайных полномочий и отмены конституции 1946 г. Над Францией навислаугроза военного переворота. Коммунистическая партия призвала трудящихся к забастовкам идемонстрациям протеста. Она предложила всем левым силам совместно выступитьв защиту республики против мятежников. Однако лидеры социалистов и другихлевых групп не поддержали компартию, утверждая, будто союз с коммунистамипротив мятежников неизбежно вызовет гражданскую войну. Социалистическаяпартия и реформистские профсоюзы отказались принять участие в забастовкепротеста, организованной компартией и ВКТ. Охваченные смятением,напуганные, с одной стороны, мятежниками, а с другой – возможностью ростанародных сил во главе с коммунистами, ведущие деятели буржуазных партий приподдержке руководства Социалистической партии предпочли передать власть деГоллю. 1 июня 1958 г. Национальное собрание большинством голосоввыразило доверие правительству де Голля, в которое вошли представителивсех главных буржуазных партий, а также два социалиста, включая Ги Молле.Против голосовали только коммунисты и отдельные левые депутаты, в том числеП. Мендес-Франс и Ф. Миттеран. На следующий день правительство де Голляполучило чрезвычайные полномочия и разрешение на разработку новойконституции. Затем Национальное собрание разошлось «на каникулы» и более несобиралось. Период Четвертой республики закончился. Глава 2 Пятая республика 2.1Основание пятой республики. Вернувшись к власти в июне 1958 г., генерал де Голль немедленноприступил к подготовке новой конституции. 28 сентября 1958 г. его проектбыл вынесен на референдум. Сохраняя республику и демократические свободы,зафиксированные в конституции 1946 г., проект новой конституции ограничивалправа парламента и резко расширял полномочия президента. Согласно проекту,президент республики, избираемый на 7 лет сложной системой косвенногоголосования, осуществлял функции главы государства и верховногоглавнокомандующего. Он председательствовал в совете министров, осуществлялназначения на все высшие гражданские и военные должности. Ни один закон немог вступить в силу без подписи президента. Президент имел право объявитьчрезвычайное положение и взять в свои руки всю полноту власти в случаеугрозы республике или независимости нации. Полномочия парламента,состоявшего из двух палат – Национального собрания и сената, - существенноограничивались. Сроки парламентских сессий и процедура обсуждения бюджетасокращались. Парламент не мог ни контролировать, ни сместить президента.Правда, правительство было обязано выходить в отставку, если Национальноесобрание абсолютным большинством голосов примет особую «резолюциюпорицания», но в этом случае президент мог распустить парламент и назначитьновые выборы. Считая, что новая конституция приведет к опасному усилениюисполнительной власти и поставит под угрозу демократические свободы,Коммунистическая партия призывала голосовать против нее. Проект конституциикритиковала также часть социалистов, левых радикалов и близких к ним групп,лидерами которых являлись Пьер Мендес-Франс и Франсуа Миттеран. Однако всеостальные политические партии, включая официальное руководствоСоциалистической партии, одобрили правительственный законопроект. Во время референдума за проект конституции проголосовало 79(избирателей1. Его поддержали не только правые, но и многие левыеизбиратели, разочаровавшиеся в политической системе и практическойдеятельности Четвертой республики. На них повлияло запугивание угрозойгражданской войны, к которой широко прибегали все буржуазные партии иСоциалистическая партия. От трети до половины избирателей, поддержавшихпроект конституции, считали, что в случае его отклонения и отставки деГолля во Франции вспыхнет гражданская война. Влияние левых сил былоослаблено расколом. Даже социалисты и сторонники Миттерана и Мендес-Франса,которые голосовали против правительственного законопроекта, отказывались отсовместных действий с коммунистами. Большое значение имел личный авторитет де Голля. Многие французы,помнившие его роль в Движении Сопротивления и его борьбу против«европейской армии», полагали, что лишь де Голль может достойно защититьнациональные интересы и добиться мира в Алжире. Таким образом, де Голля поддержала широкая коалиция различных классовыхсил, участники которых нередко руководствовались противоположными целями. Принятие конституции юридически оформило образование Пятой республики.Затем последовала серия новых выборов, необходимых для формирования высшихорганов власти. В ноябре 1958 г. состоялись первые выборы в Национальноесобрание Пятой республики. Они проводились по мажоритарной системе в дватура. Это давало преимущество буржуазным партиям, которые во втором туреобычно блокировались друг с другом, преграждая путь коммунистам. Накануне выборов сторонники генерала де Голля, возглавлявшие ранеепартию РПФ, создали новую политическую партию – «Союз в защиту новойреспублики» (ЮНР). Это была правая буржуазная партия. Но она пользоваласьподдержкой широких слоев населения, которые, как показал референдум, питалидоверие к генералу де Голлю. В результате выборов партия ЮНР, собрав впервом туре 20,4 ( голосов, вышла на первое место. Благодаря мажоритарнойсистеме голосования она получила 188 депутатских мест – гораздо больше, чемимела бы при пропорциональной системе. Значительно возросло количествомандатов и других правых партий, поддерживавших де Голля, особенно у«независимых», увеличивших число своих избирателей почти на 1 млн. человекпо сравнению с прошлыми выборами 1956 г. Блок ЮНР и «независимых» получилабсолютное большинство мест в Национальном собрании. Как и во времяреферендума по вопросам о конституции, главными факторами,предопределившими победу правых партий, были авторитет генерала де Голля инадежда, что он сумеет положить конец войне в Алжире. Социалисты и МРП в основном сохранили своих избирателей.Коммунистическая партия потеряла более 1,5 млн. голосов. За нее голосовали19,2( избирателей, немногим меньше, чем за ЮНР, но из-за невыгодной длякоммунистов избирательной системы они получили лишь 10 депутатскихмандатов. Для избрания одного депутата-коммуниста потребовалось 388 тыс.голосов, а для избрания одного депутата ЮНР – 19 тыс1. 2.2 Режим «личной власти». В декабре 1958 г. генерал де Голль был избран президентом Франции.Премьер-министром он назначил своего давнего сотрудника, одного изоснователей партии ЮНР Мишеля Дебре. Социалисты не вошли в новоеправительство де Голля – Дебре. В нем были представлены все буржуазныепартии, включая радикалов, но решающие посты получили члены ЮНР,безоговорочно поддерживавшие де Голля. Заняв пост президента, де Голльсосредоточил в своих руках основные рычаги управления и установил режим«личной власти». Он лично руководил военной и внешней политикой, а такжеполитикой в Алжире. Решения по всем важным вопросам принимал президент,порой даже не обсуждая их в совете министров. Члены нового правительства были тесно связаны с ведущими французскимимонополиями. Сам де Голль через своих деятелей породнился с династиямикрупнейших магнатов тяжелой промышленности – Шнейдерами и де Ванделями.Министр иностранных дел М. Кув де Мюрвиль поддерживал тесные связи сдинастией банкиров Мирабо. Министром финансов являлся промышленник А. Пине,а затем управляющий Французским банком В. Баумгартнер. Начальником личногосекретариата де Голля стал Ж. Помпиду, бывший генеральный директор банкаРотшильда. 2.3 Оппозиция правительству. Борьба демократических сил. Политика правительства де Голля вызвала противодействие со стороныразличных классовых и политических сил. Упорную борьбу против режима «личной власти», в защиту демократическихи жизненных интересов трудящихся вела Французская Коммунистическая партия.15-й съезд ФКП, состоявшийся в июне 1959 г., выдвинул в качествецентральной задачи сплочение всех республиканцев против режима «личнойвласти», «за восстановление и обновление демократии». Режим «личной власти»критиковали и социалисты. Вскоре к ним присоединились радикалы, которые с1959 г. перестали участвовать в правительстве. Однако партии левойоппозиции действовали разрозненно и не имели общей программы. С другой стороны, в начале 60-х годов с критикой независимой внешнейполитики правительства де Голля выступили правые и центристские партии –МРП и «независимые». В мае 1962 г., после того, как де Голль осудил планы«интеграции Европы», члены партии МРП и часть «независимых» в знак протеставышли из правительства. Другая часть «независимых», во главе которых всталмолодой министр финансов Жискар д(Эстен, приняв название «независимыхреспубликанцев» продолжала поддерживать де Голля. В результате общее количество депутатов правой и левой оппозиции вНациональном собрании превысило число правящей коалиции. В этих условиях деГолль решил еще более усилить роль президента. Он предложил изменитьконституцию, введя систему выборов прямым всеобщим голосованием.Подготовленный правительством законопроект об изменении конституции былвынесен на референдум. Все партии левой и правой оппозиции выступили противнего. Совместное голосование всех депутатов оппозиции в Национальномсобрании впервые в истории Пятой республики обеспечило принятие «резолюциипорицания», требующей отставки правительства. В ответ де Голль распустилпарламент и объявил, что после референдума состоятся новые выборы. 28 октября 1962 г. более 60( избирателей, участвовавших в референдуме,одобрили правительственный законопроект. В ноябре 1962 г. были проведеныпарламентские выборы. Они принесли успех правящей партии ЮНР, котораядалеко опередила все остальные партии. Вместе с поддержавшей ее группой«независимых республиканцев» во главе с Жискар д(Эстеном ЮНР вновьзавоевала абсолютное большинство мест в Национальном собрании. Буржуазныепартии, выступавшие против де Голля, - МРП, «независимые» и радикалы –потеряли большинство своих избирателей. Социалистическая партия в основномсохранила свои позиции, Коммунистическая партия увеличила число избирателейдо 2 млн. человек (21,7()1. В декабре 1965 г. состоялись первые в истории послевоенной Франциивыборы президента республики всеобщим голосованием. Левые партии –коммунисты, социалисты и радикалы – решили выставить единого кандидаталевых сил. Им стал Франсуа Миттеран. Во втором туре выборов Миттерансобрал 45( голосов, однако президентом был вновь избран де Голль , которомуотдали голоса 55 ( избирателей. На парламентских выборах 1967 г. левые партии также выступали совместнои добились значительного успеха, собрав в общей сложности более 40(голосов. Большинство мест в Национальном собрании получила партия ЮНР,выступавшая в союзе с «независимыми республиканцами». 2.4 События мая – июня 1968 г. Отставка президента де Голля. Выборы 1965 и 1967 гг. показали, что в стране назревает недовольствополитикой правящих кругов. Рабочие и служащие были встревожены угрозойбезработицы, требовали повышения заработной платы и улучшения условийтруда. Крестьяне добивались государственной гарантии своих доходов.Инженерно-технические работники хотели принимать участие в управлениипроизводством. Значительная часть интеллигенции атаковала всю системубуржуазных морально-политических ценностей. Особенно активно выступало студенчество, превратившееся в массовуюпрослойку населения. В 1968 г. численность студентов достигла 600 тыс.человек - в 5 раз больше, чем в первые послевоенные годы. Среди нихзначительно возросло число выходцев из средних слоев населения, мелкойбуржуазии и рабочих. Демократически настроенные студенты были недовольныустаревшей системой образования, дискриминировавшей детей трудящихся,добивались гарантий трудоустройства после учебы, критиковали буржуазное«общество потребления», нередко провозглашали свою солидарность с народами«третьего мира», борющимися против империализма. Наличие среди них большогоколичества представителей мелкобуржуазных слоев населения способствовалостремительному росту популярности левацких («гошистских») группировок,которые выдвигали привлекавшие молодежь мнимо революционные лозунгивсеобщего отрицания и «оспаривания». «Гошисты» срывали занятия, призывалиговорить «нет буржуазному университету» и нет «буржуазному обществу»,предлагали начать «революцию» и свергнуть правительство. В мае – июне 1968 г. рост недовольства привел к крупному взрывуобщественной борьбы. Начало было положено волнениями студентов. 3 мая 1968г. в ответ на угрозу исключения нескольких активистов «гошистских»организаций студенты объявили забастовку и заняли помещение Парижскогоуниверситета. Когда полиция пыталась их разогнать, студенты вступили всхватку с полицейскими. В ночь с 10 на 11 мая на улицах Парижа появилисьпервые построенные студентами баррикады. Полицейские двинулись на штурмбаррикад. Студенты встречали их градом камней, поджигали стоявшие на улицахмашины и направляли их против полицейских. Полиция действовала жестоко:избивала студентов дубинками, применяла слезоточивый газ. Выступления студентов дали толчок массовому движению трудящихся. Припервых известиях о репрессиях против студентов ВКТ и другие профсоюзныецентры призвали трудящихся к демонстрациям и забастовкам протеста. Ихинициативу поддержала коммунистическая партия и другие левые группировки.13 мая 1968 г. на демонстрацию протеста в Париже вышло около 600 тыс.человек. Одновременно начались забастовки, которые быстро переросли вовсеобщую стачку огромного размаха. По всей стране трудящиеся прекращалиработу и занимали предприятия. Они требовали положить конец полицейскимрепрессиям, повысить заработную плату, улучшить социальное обеспечение,уважать демократические свободы. В течение мая – июня 1968 г. во Франциибастовало около 10 млн. человек – фактически весь рабочий класс,значительная часть интеллигенции и служащих. В течение многих недельбездействовали высшие учебные заведения, занятые бастующими студентами. Однако массовое движение не было единым и не имело единого руководства.Левые силы раскололись. Коммунистическая партия призывала немедленноудовлетворить требования бастующих и создать «народное правительство» сучастием коммунистов. Социалисты и другие левые группировки, объединившиесявокруг Миттерана и Мендес-Франса, отказывались поддержать коммунистов. Онинамеривались добиться отставки де Голля и сформировать свое правительство,не считаясь с коммунистами. «Гошисты» утверждали, что во Франции сложиласьреволюционная ситуация и поэтому нужно захватить власть силой. В действительности революционной ситуации во Франции не было.Французская экономика находилась в фазе подъема. Президент де Голльпродолжал пользоваться большим авторитетом. Армия и полиция в основном небыли затронуты массовым движением и повиновались правительству. Большинствотрудящихся, вступив в забастовочную борьбу за удовлетворение своих насущныхэкономических требований, не стремились к захвату власти. Правительство,напуганное размахом забастовок, маневрировало, сочетая уступки срепрессиями. 28 мая 1968 г. представители правительства, предпринимателей ипрофсоюзов подписали протокол, удовлетворявший (хотя и неполностью)основные требования трудящихся. Минимум заработной платы былувеличен на 35 (, а сама зарплата – в среднем на 10(. Пособия побезработице были повышены на 15(. Одновременно правительство готовилосьприбегнуть к военной силе. 30 мая 1968 г. де Голль выступил по радио изаявил, что Франции будто бы угрожает «тирания» и диктатура коммунистов.Ссылаясь на чрезвычайные обстоятельства, де Голль объявил о роспускепарламента и проведении новых выборов. Он угрожал использовать «другие путидля поддержания порядка», если будет сделана попытка помешать выборам.Вблизи столицы были размещены готовые к действиям воинские части. Черезнесколько дней правительство распустило «гошистские» организации и выслалоих лидеров из Франции. В конце июня 1968 г. в обстановке контрнаступления правых сил и страхаперед гражданской войной состоялись парламентские выборы. Партия ЮНР,переименованная в ЮДР («союз демократов в защиту республики»), выступалакак «партия порядка». Впервые в истории Франции она одна завоевалаабсолютное большинство мест в Национальном собрании. Коммунистическаяпартия потеряла более 600 тыс. голосов, но сохранила около 20( избирателейи осталась самой крупной партией оппозиции. Социалистическая партия,радикалы и другие левые группы, объединившиеся вокруг Миттерана, понеслизначительные потери. Все «гошистские» организации, вместе взятые, собралименьше 5 ( голосов и не получили ни одного места в Национальном собрании1. Не смотря на победу на выборах де Голль понимал, что события мая – июня1968 г. свидетельствуют о глубоком недоверии масс, которое может привести кновому взрыву. Он задумал ряд реформ, чтобы смягчить классовую борьбу изаменить ее классовым сотрудничеством, предусматривающим участие трудящихсяв управлении предприятиями и учреждениями. Начало реформам должен былположить законопроект о перестройке органов местного самоуправления,составленный в духе «участия». Вместо 90 департаментов предполагалосьсоздать 21 район во главе с региональными советами, частично избираемыми, ачастично назначаемыми сверху. Главной функцией региональных советов должнобыло стать осуществление классового сотрудничества между представленными вних «социально-профессиональными группами» (рабочими, крестьянами,ремесленниками, промышленниками, лицами свободных профессий).Исполнительная власть оставалась в руках назначенных правительствомпрефектов, полномочия которых увеличивались. Чтобы подчеркнуть значениезаконопроекта, де Голль внес его на референдум и объявил, что в случае егоотклонения он подаст в отставку. Все партии, за исключением ЮДР, выступилипротив законопроекта. Левые партии считали предполагаемое участиетрудящихся в управлении недостаточным, а правые - ненужным и даже опасным.В результате референдума, состоявшегося в апреле 1969 г., большинствоизбирателей отвергло законопроект. Де Голль немедленно оставил постпрезидента и удалился с политической сцены. В ноябре 1970 г. он умер. 2.5 Выборы 1969 г. Правительство Помпиду. В результате отставки президента во Франции были проведены внеочередныепрезидентские выборы. Правящая партия выдвинула своим кандидатом бывшегопремьер-министра Ж. Помпиду. Правая оппозиция противопоставила емукандидатуру одного из лидеров «независимых», председателя сената А. Поэра.Левые силы не смогли выдвинуть единого кандидата. Кандидатом компартии сталсекретарь ЦК ФКП Ж. Дюкло, кандидатом социалистов – Г. Деффер. В первом туре выборов, состоявшихся в апреле 1969 г., Деффер собралвсего лишь 5( голосов. За Дюкло проголосовал 21( избирателей, однако расколлевых сил позволил Поэру опередить Дюкло и пройти во второй тур выбороввместе с Помпиду. Считая, что Помпиду и Поэр одинаково проводят полтикубуржуазии и поэтому избиратели практически лишены выбора, компартияпризвала своих сторонников воздержаться от голосования во втором туре.Собрав более 57( голосов, Помпиду был избран президентом Франции. Основное направление своей политики в качестве президента Помпидуопределил словами «преемственность и диалог». Этим он хотел сказать, чтонамерен продолжать политику президента де Голля, но готов идти на сближениес теми буржуазными группировками, которые при де Голле находились воппозиции. Назначив премьер-министром видного деятеля ЮДР Ж. Шабан-Дельмаса, Помпиду включил в состав правительства не только членов ЮДР и«независимых республиканцев» во главе с Жискар д(Эстеном, но и некоторыхпредставителей правой оппозиции. Учитывая уроки событий мая – июня 1968 г., правительство Помпиду -Шабан-Дельмаса провозгласило главной задачей внутренней политики создание«нового общества», в котором классовое сотрудничество должно прийти насмену классовой борьбе. Правительство решило пойти на уступки трудящимся вобласти заработной платы, пенсий и семейных пособий. Учитывая, что частьбуржуазии недовольна политикой дирижизма, правительство обещалопересмотреть роль государства в руководстве экономикой в духе«либирализации», то есть предоставить больше возможностей частномукапиталу. Однако попытки создать «новое общество» не имели успех. Профсоюзыотвергли предложение отказаться от забастовок. Консервативная частьбуржуазии была недовольна политикой «нового общества», которую она считалаопасным социальным экспериментом. В 1972 г. Шабан-Дельмас, подвергавшийсякритике и справа и слева вынужден был подать в отставку. Пост премьер-министра занял один из деятелей консервативного крыла ЮДР, противник«нового общества» П. Месмер. 2.6 Сближение левых сил. В 70-е годы значительно активизировалась деятельность левых сил.Состоявшийся в 1970 г. 19-й съезд ФКП призвал к созданиюантимонополистического фронта левых сил для борьбы за передовую демократию,открывающую путь к социализму. Коммунисты считали, что для установленияпередовой демократии необходимо создать демократическое правительство,которое осуществит глубокие преобразования экономической, социальной иполитической жизни, включая национализацию банков и основных отраслейпромышленности, будет проводить политику мира, национальной независимости идружбы между народами. Коммунистическая партия предложила всем левым силам,в первую очередь социалистам, объединить усилия для совместной борьбыпротив режима личной власти, за интересы трудящихся. Социалистическая партия переживала в это время серьезный внутреннийкризис, вызванный событиями мая –июня 1968 г. и сокрушительным поражениемкандидата социалистов на президентских выборах 1969 г. Генеральныйсекретарь партии Ги Молле вынужден был уйти в отставку. Чрезвычайный съездСоциалистической партии, состоявшийся в 1968 г., а затем ее учредительныйсъезд в 1969 г. принял решение обновить партию путем ее слияния с другимиблизкими группировками, пересмотреть прежнюю политическую линию и сменитьруководство. Учредительный съезд новой Социалистической партии (ФСП)заявил, что партия возьмет курс на единство левых сил и будетвоздерживаться «от союзов с политическими силами, представляющимикапитализм». На съезде ФСП в 1971 г. ее первым секретарем был избран ФрансуаМиттеран, ранее принадлежавший к одной из близких к радикалам групп.Возглавив Социалистическую партию, Миттеран высказался за «разрыв скапитализмом» и за совместные действия с коммунистами. Он понимал, что безпомощи коммунистов Социалистическая партия не сможет победить на выборах иприйти к власти. Кроме того, Миттеран надеялся в ходе совместной борьбыувеличить влияние социалистов и опередить компартию. Он рассчитывалосуществить «перебалансировку» левых сил в пользу Социалистической партиитак, чтобы 3 млн. из 5 млн. избирателей, обычно голосовавших закоммунистов, перешли на сторону социалистов. Считая необходимым объединение всех левых сил, компартия пошла насоглашение с социалистами. 27 июня 1972 г. в преддверии очередныхпарламентских выборов Коммунистическая и Социалистическая партии подписалисовместную правительственную программу. Вскоре к ней присоединиласьнебольшая группа левых радикалов. В совместной программе говорилось, чтоподписавшие ее партии стремятся одержать победу на выборах, чтобы положитьконец «несправедливостям и несообразностям существующего режима» и «открытьпуть к социализму»1. Программа обещала, что в случае победы левых партий навыборах будет проведено повышение заработной платы, пособий и пенсий, атакже увеличение оплачиваемых отпусков. Она предусматривала демократизациюгосударственных учреждений, проведение политики мирного сосуществования,всеобщее разоружение, отказ от ядерного оружия. Программа предлагаланационализировать частные банки и 9 крупнейших финансово-экономическихгрупп, повысить налоги на прибыли и крупные состояния при одновременномуменьшении налогового бремени трудящихся. На парламентс




Похожие:

Политическое развитие Франции 1945 -1998 iconВлияние философии просвещения на социально-политическое развитие Франции XVIII века

Политическое развитие Франции 1945 -1998 iconВопросы к экзамену ( по Франции ) Система источников конституционного права Франции
Конституционно-правовое развитие Франции в годы Великой французской буржуазной революции
Политическое развитие Франции 1945 -1998 iconВопросы к экзамену ( по Франции ) Система источников конституционного права Франции
Конституционно-правовое развитие Франции в годы Великой французской буржуазной революции
Политическое развитие Франции 1945 -1998 iconПротокол о научном сотрудничестве между Российской академией наук и Академией наук Института Франции на 1998-2001 годы
Академия наук Института Франции, с другой стороны, именуемые в дальнейшем Академиями
Политическое развитие Франции 1945 -1998 iconДокументи
1. /Tema_2/1990s_dubrovsky_HR_and_movements-ВЗ_red.pdf
2. /Tema_2/1990s_dubrovsky_chechnia-ПА.pdf
Политическое развитие Франции 1945 -1998 iconДокументи
1. /Tema_2/1990s_dubrovsky_HR_and_movements-ВЗ_red.pdf
2. /Tema_2/1990s_dubrovsky_chechnia-ПА.pdf
Политическое развитие Франции 1945 -1998 iconДополнительные материалы (таблицы) по теме «Политическое развитие России в 1990-е годы». Политические институты и право в России. 1990-е годы. Таблица. Этапы становления государственной независимости России
Дополнительные материалы (таблицы) по теме «Политическое развитие России в 1990-е годы»
Политическое развитие Франции 1945 -1998 iconПрограмма пребывания иностранной делегации из Франции в Томском политехническом университете с по года
Лертран де Дагерд, гражданин Франции, атташе по научным связям Посольства Франции в г. Москве
Политическое развитие Франции 1945 -1998 iconПрограмма пребывания иностранной делегации из Франции в Томском политехническом университете с по года
Лертран де Дагерд, гражданин Франции, атташе по научным связям Посольства Франции в г. Москве
Политическое развитие Франции 1945 -1998 iconСоциально-экономическое и политическое развитие страны в 90-е гг. XX в

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы