Реформы Петра icon

Реформы Петра



НазваниеРеформы Петра
Дата конвертации05.07.2012
Размер365,47 Kb.
ТипРеферат
Реформы Петра


Межрегиональный институт экономики и права Юридический факультет Курсовая работа по истории государства и права России тема: "Реформы Петра - I". Студента 3 курса Вечернего отделения Группы Ю-3 Редина Анатолия Станиславовича 1998 Санкт-Петербург План. Вступление.1. Предпосылки реформ Петра 1.2. Положение в сельском хозяйстве. Расширение феодальной собственности на землю. Перепись населения и подушная подать.3. Утверждение абсолютизма. Принятие императорского титула. Создание Сената, замена приказов коллегиями. Губернская реформа.4. Расширение дворянских привилегий. “Указ о единонаследии” и “Табель о рангах”. 5. Политика в области мануфактурного производства, во внутренней и внешней торговле. Политика меркантилизма. 6. Судебная реформа. 7. Военные реформы. 8. Церковная реформа. 9. Культура при Петре 1. 10. Внешняя политика 11. Значение реформ Петра 1. Введение. Петр1 родился 30 мая 1672 года. Его рождение окружено роем легенд.Царь Алексей был очень рад рождению сына. Его мать Наталья КирилловнаНарышкина (враги говорили, что прежде, чем стать царицей, она "в лаптяхходила"), являлась второй женой Алексея. С рождением Петра вражда, между родственниками царя по первой женеМарьей Ильиничной Милославской и семьей Нарышкиных, из узко семейнойперерастает в политическую борьбу партий (с 1764 года официальнонаследником престола был объявлен царевич Федор, тем не менее, приболезненности его и Ивана, Петр мог претендовать на престол). В январе 1676 года царь Алексей умирает. На престол вступил Федор,но власть в делах еще некоторое время остается в руках Нарышкиных, ауправление делами в руках Милославских, т.е. правил представитель однойсемейной партии, управлял представитель другой семейной партии. Случилосьэто потому, что родственники его второй жены были ближе к царю и делам впоследние годы жизни Алексея. Однако скоро Милославские взяли верх. Но сосмертью Федора 27 апреля 1682года восторжествовали снова Нарышкины. Помимо старшего, больного и неспособного Ивана царем был избранмладший брат, царевич Петр. Опека над ним отдана его матери. АртамонСергеевич Матвеев еще не вернулся из ссылки, братья царицы не имелиопыта в управлении делами, по этому новое правительство было слабо. Чем ивоспользовались их враги. Заговор возглавила царевна Софья. 15 мая произошел стрелецкий бунт. Причиной послужило сообщение о том,что изменники задушили царя Ивана. В результате бунта стрельцами былиубиты все сторонники Нарышкиных: (Матвеев, он только что вернулся изссылки, князь Ромодановский, Аф. Кир. и Ив. Кир. Нарышкины, Юр. Ал.Долгорукий, Ив. Макс. Языков). Причем, Матвеева стрельцы схватили на глазахцарицы и маленького Петра (рассказывали, что даже выхватили из их рук) ирассекли на части. Петр и его мать были потрясены смертью родных, ужасамирезни и оскорблениями, которые получили они от стрельцов. Натальяудалилась от дел, т.к. представительницей власти стала Софья (В те дниНаталье Кирилловне даже грозили "выгнать из дворца"). Завладев властью, Софья и ее сторонники узаконивают ее при помощивсе тех же стрельцов. Стрельцы бьют челом о том, чтобы царствовал не одинПетр, а оба брата. Боярская дума и высшее духовенство, опасаясь новоговыступления стрельцов, 26 мая провозгласила первым царем Ивана, вторым -Петра. Стрельцы опять бьют челом, чтобы, по молодости царей, правление былопоручено Софье. 29 мая Софья согласилась править. Будучи царем, Петр в то же время находился под опалой и с матерьюдолжен был жить в потешных селах. Такое грустное положение лишало Петравозможности получить достойное образование, но освобождало от придворногоэтикета и давало огромную свободу. Свое время он тратит, исключительно, навоенные "потехи". Беспрепятственно он создает "потешные войска", По выражению С.М.Соловьева, из этой дружины бессознательно готовилсебе круг преданных сотрудников в будущем. Военное дело и личность Петрасплачивали разнородные аристократические и демократические элементы в однообщество с одним направлением. Пока это общество забавлялось, – позже оностало работать с Петром. Искусство навигации так увлекло Петра, что стало в нем страстью. В1688 г. недовольный тем, что негде плавать под Москвой, он переносит своюзабаву на Переяславское озеро. Мать согласилась на отъезд Петра и вПереяславле он строит суда с помощью мастеров-голландцев. В это времяничего его не интересовало кроме математики, военного дела и корабельныхзабав. Но ему уже шел семнадцатый год, он был очень развит и физически иумственно. Его мать вправе была ждать, что достигший совершеннолетия сынобратит внимание на государственные дела и устранит от них ненавистныхМилославских. Но Петр не интересовался этим и не думал бросать свое учениеи забавы для политики. Чтобы остепенить сына, мать женит его на Евдокии Лопухиной, к которойПетр не имел влечения. Подчиняясь воле матери, Петр женился, однако черезкакой-нибудь месяц после свадьбы уехал в Переяславль от матери и жены ккораблям. Но летом этого 1689 года он был вызван матерью в Москву потому,что неизбежна была борьба с Милославскими. И Петр начал показывать свою власть. В июле он запретил Софьеучаствовать в крестном ходе, а когда она не послушалась, сам уехал,устроив таким образом сестре гласную неприятность. В конце июля он едвасогласился на выдачу наград участникам Крымского похода и не принялмосковских военачальников, когда они явились к нему благодарить занаграды. Когда Софья напуганная выходками Петра, стала возбуждатьстрельцов с надеждой найти в них поддержку и защиту, Петр не задумалсяарестовать на время стрелецкого начальника Шакловитого. К началу августа отношения были до такой степени натянуты, что всеждали открытого разрыва, который произошел с отъездом Петра и его двора вЛавру. Туда съехались все Нарышкины, все сторонники Петра, знатные чиновныелица; явилась и вооруженная сила - потешные и Сухарев стрелецкий полк. В эти дни решилась участь Софьи и ее сторонников. О своих намеренияхПетр пишет письмо брату Ивану: "Теперь, государь братец, настает времянашим обоим особам Богом врученное нам царство править самим, понеже пришлиесмы в меру возраста своего, а третьему зазорному лицу, сестре нашей, снашими двумя мужескими особами, в титлах и в расправе дел быти неизволяем…Срамно, государь, при нашем совершенном возрасте, тому зазорномулицу государством владеть мимо нас". Осенью 1689 г. кончилось правление Софьи. Цари стали править безопеки или, точнее, при больном и слабоумном Иване правил один Петр сосвоими близкими. С падением Софьи главными лицами в правительстве сталицарица Наталья и патриарх Иоаким. Сам же Петр, не чувствует вкуса квласти и по этому он отдает ее другим. В эти годы он окончательно сблизился с иноземцами. Прежде они являлисьоколо него как учителя и мастера, необходимые для устройства потех, итолько. Ближе к Петру были шотландец Патрик Гордон, в то время уже генералрусской службы, и швейцарец Франц Лефорт, полковник русской службы.Преимущественно через них он знакомится с бытом немецкой слободы. Петрнашел там и предмет сердечного увлечения - дочь виноторговца Анну Монс. С увлечением слободой не прекратились прежние увлечения Петра. В 1690году он провел большие маневры в селе Семеновском, в 1691 году - большиеманевры под Пресбургом. В 1692 году провел спуск корабля, куда съехалсявесь московский двор. В 1694 году его мать, царица Наталья, умерла. Петрстал вполне самостоятельным. В этом же году затевается флот на Белом море.Царь уже не тешится, а работает. Предпосылки реформ Петра 1. Какой же досталась Россия Петру? Прежде всего можно отметить, что вэкономике в начале XVIII в. сильнее всего развивались новые черты, которыезародились в XVII в. А именно:- Основной отраслью экономики России оставалось сельское хозяйство, гдепродолжала господствовать 3-х польная система земледелия. Главнымиземледельческими культурами были: рожь, овес. Основными орудиямипроизводства оставались: соха, бороны, серп, коса, медленно вводился плуг.Происходит интенсивное освоение новых посевных территорий на юге России, вПоволжье, Сибири. Наблюдается развитие промыслового хозяйства. - Развивается ремесленное производство. Углубляется разделение труда.В развитии ремесленного производства в конце 17 в. явно прослеживаетсятенденция превращения его в мелкотоварное производство (увеличивается числоремесленников работающих на рынок). Развитие мелкотоварного ремесла и росттоварной специализации готовил почву для возникновения мануфактур. Ихсоздание ускорялось государственными потребностями. Мануфактурноепроизводство складывалось в местах развития товарного производства. Еслизападно-европейская мануфактура действовала на основе вольнонаемного труда,то русская мануфактура основывалась на труде крепостных крестьян, т.к.рынок вольнонаемного труда в России, где господствовало крепостное право,практически отсутствовал. В конце XVII в. в России интенсивно развивалась торговля. Но на путиразвития торговли и купечества имелись существенные препятствия. Остростоял вопрос о выходе к морям, отсутствие которого тормозило развитиеторговли. Иностранный капитал стремился захватить российские рынки, чтовело к столкновению с интересами русских купцов. Купечество Россиитребовало от государства оградить их от конкуренции с иностраннымиторговцами. В итоге был принят ново-торговый устав (1667), в соответствии скоторым, иностранным купцам была запрещена розничная торговля на территорииРоссии. Так же можно отметить, что во второй половине XVII в. в Россииразвивается тенденция перехода от сословно представительной монархии кмонархии абсолютной. В стране усиливается власть царя (изменение составаБоярской думы, в сторону дворянства; победа Алексея Михайловича надПатриархом Никоном, стремившегося активно вмешиваться в управлениегосударством; практическое прекращение созывов Земских соборов; отменаместничества, принцип занятия государственной должности в зависимости отзнатности рода и служебного положения предков). Остро стоял вопрос ореформировании вооруженных сил. Стрелецкие полки утратили своюбоеспособность. Для большинства дворян военная служба стала тожеобременительной. Что касается внешней политики. То Россия потерпела поражение сПольшей, также были предприняты, в1687 и 1689 гг., два неудачных походапротив Крымского ханства. Преобразования проводимые Петром I в ХVП - ХVШ вв. не былипоследовательны и не имели единого плана, их порядок и особенности былипродиктованы ходом войны, политическими и финансовыми возможностями в тотили иной период. Историки выделяют три этапа в реформах Петра I. Первый (1699-17090гг.) - изменения в системе государственныхучреждений и создание новых, перемены в системе местного самоуправления,установление рекрутской системы. Второй (17101-17189гг.) - создание Сената и ликвидация прежнихвысших учреждений, первая областная реформа, проведение новой военнойполитики, широкое строительство флота, учреждение законодательства, переводгосударственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург. Третий (17190-17256) - начало работы новых, уже созданныхучреждений, ликвидация старых; вторая областная реформа; расширение иреорганизация армии, реформа церковного управления; финансовая реформа;введение новой системы налогообложения и нового порядка государственнойслужбы. Положение в сельском хозяйстве. Расширение феодальной собственности на землю. Перепись населения и подушная подать. Сельское хозяйство при Петре I развивалось медленно, в основномэкстенсивным путем. Однако и здесь были попытки реформ. Указом 1721 г.крестьянам предписывалось применять во время жатвы вместо серпа косы играбли. Вводились новые культуры – табак, виноград, тутовые и фруктовыедеревья, лекарственные растения, разводились новые породы скота – молочныекоровы и овцы-мериносы. Также росту сельского хозяйства мешало развитиевширь и вглубь крепостничества, усиление феодальной эксплуатации. Главнойфигурой определявшей рост товарного производства оставался помещик,устанавливавший порядки в вотчине по своему произволу. Северная война еще более усилила потребность государства в деньгах.Эта проблема частично решалась за счет расширения косвенных и увеличенияпрямых налогов. Всего, косвенных налогов к 1724 г. насчитывалось до 40видов. Налогами были обложены дубовые гробы, бани, улья, рыбные ловли,бороды и т.д. В дополнении к этому источнику доходов значительные прибылидавала казенная торговля. Наряду с указанными поборами вводились и прямыеналоги: рекрутские, драгунские, корабельные и т.п. Поиски новых источников доходов привели к коренной реформе всейналоговой системы – введению подушной подати, которая заменила ранеесуществовавшее подворное налогообложение. С конца 1718 г. по 1724 г. в России была проведена переписьнаселения и учтено 5.4 млн. душ мужского пола. Душа мужского пола была нереальной плательщецкой еденицой, а счетной, т.к. подушная подать (74 коп.платили помещичьи крестьяне, 1 руб. 14 коп.– государственные) взималась и смальчика – младенца, и с дряхлого старика, и с давно умершего, ночислившегося в ревизских сказках. Ревизии впоследствии проводились примернораз в 20 лет. Подушная подать превышала платежеспособность населения, чтовызывало рост недоимок. В 1732 г. они составили 15 млн. руб. и вдвоепревышали сумму доходов. Утверждение абсолютизма. Принятие императорского титула. Создание Сената, замена приказов коллегиями. Губернская реформа. В первой четверти XVIII в. в России были проведены реформы вобласти управления. Основной смысл этих преобразований заключался всоздании административной системы, проникнутой идеей централизма и всецелоподчиненной верховной власти. Россия стала абсолютной монархией. В 1708 – 1710 гг. была проведена областная реформа органов властина местах – областная реформа. Причиной ее был подъем классовой борьбыгорожан и крестьян, на плечи которых легла вся тяжесть реформ. Во главеПетербургской и Азовской губерний стояли генерал-губернаторы Меньшиков и Ф.Апраксин. Остальными управляли губернаторы, в руках которых находилась всяполнота административно-полицейской и судебной власти. Губернаторы такжеведали сыском беглых крестьян, производили рекрутские наборы, обеспечивалипровиантом рекрутские полки, ведали сбором налогов. Губернская реформананесла удар по приказной системе. Многие приказы прекратили своесуществование, их обязанности перешли к губернской администрации. Указом 22 февраля 1711 г. был учрежден новый государственный орган -Правительствующий сенат. Все его члены были назначены царем из числа егонепосредственного окружения (Трое являлись представителями знати – князьяМ. В. Долгорукий, Г.И. Волконский, П. А. Голицын, трое – бывшие членыБоярской думы и трое – из дворян. Все назначения и отставки сенаторовпроисходили по именным царским указам. Сенат не прерывал своей деятельности и был постоянно действующимгосударственным органом. Сенат учреждался в качестве коллегиального органа,в компетенцию которого входило: отправление правосудия, решение финансовыхвопросов, общие вопросы управления торговлей и другими отраслями хозяйства.Таким образом, Сенат был высшим судебным, управленческим изаконосовещательным учреждением, которое выносило на рассмотрение различныевопросы для законодательного разрешения монархом. Указом от 27 апреля1722г. "О должности Сената" Петр I дал подробные предписания по важнымвопросам деятельности Сената, регламентируя состав, права и обязанностисенаторов, установил правила взаимоотношений Сената с коллегиями,губернскими властями и генерал-прокурором. Издаваемые Сенатом нормативныеакты не имели высшей юридической силы закона, Сенат принимал лишь участие вобсуждении законопроектов и давал толкование закона. Сенат возглавлялсистему государственного управления и был по отношению ко всем другиморганам высшей инстанцией. Коллегии ежемесячно подавали в Сенат ведомости овходящих и исходящих делах. Структура Сената складывалась постепенно. Первоначально Сенат состоялиз сенаторов и канцелярии, позднее в его составе сформировалось дваотделения: Расправная палата - по судебным делам (существовала в качествеособого отделения до учреждения Юстиц-коллегии) и Сенатская контора повопросам управления. Сенат имел свою канцелярию, которая делилась нанесколько столов: секретный, губернский, разрядный, фискальный и приказный.До учреждения Сенатской конторы она была единственным исполнительныморганом Сената. Определялось отделение канцелярии от присутствия, котороедействовало в трех составах: общее собрание членов, Расправная палата иСенатская контора в Москве. В состав Расправной палаты входили два сенатора и назначаемые Сенатомсудьи, которые ежемесячно подавали в Сенат рапорты о текущих делах, штрафахи розысках. Приговоры Расправной палаты могли быть отменены общимприсутствием Сената. Ее компетенцию определил Сенатский приговор(4.09.1713г.), в которую входило: рассмотрение жалоб на неправое решениедел губернаторами и приказами и фискальные донесения. Сенатская контора в Москве учреждена 12 января 1722г. "для управленияи исполнения указов". В ее состав входили: сенатор, два асессора, прокурор.Основной задачей Сенатской конторы было недопущение текущих дел московскихучреждений к Правительствующему Сенату, а также исполнение непосредственнополученных из Сената указов, контроль исполнения указов, посылаемых Сенатомв губернии. Сенат имел вспомогательные органы, в составе которых не былосенаторов, такими органами были рекетмейстер, герольдмейстер, губернскиекомиссары. В 1720 г. при Сенате была учреждена должность ради "приема челобитен",получившая название рекетмейстера, в обязанности которого входил приемжалоб на коллегии и канцелярии. Если жаловались на волокиту - рекетмейстерсамолично требовал ускорения дела, если были жалобы на "неправосудие"коллегий, то рассмотрев дело он докладывал его Сенату. В 1722 г. последовало назначение на должность герольдмейстера, вобязанности которого входило составление списков всего государства, дворян,наблюдением за тем, чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской службебыло не более 1/3. 16 марта 1711г., в связи с перераспределением компетенции органовгосударственного управления (после губернской реформы), Сенат ввелдолжность губернских комиссаров, которые следили за поместными, военными,финансовыми делами, набором рекрутов, содержанием полков. Они занималисьнепосредственно отправлением указов, присылаемых Сенатом и коллегиями. Учреждение Сената было важным шагом складывания бюрократическогоаппарата абсолютизма. Сенат являлся послушным орудием самодержавия:сенаторы были лично ответственны перед монархом, а в случае нарушениеприсяги, наказывались смертной казнью, опалой, отрешением от должности,денежными штрафами. Учреждение института фискалов и прокуратуры в системе органовгосударственной власти в I четверти ХVШ в. было одним из явлений связанныхс развитием абсолютизма. Указами от 2 и 5 марта 1711г. предполагалось"учинить фискалов во всяких делах". Фискалитет создавался как особаяотрасль сенатского управления. Глава фискалов (обер-фискал) состоял приСенате, который "ведал фискалов". Одновременно фискалы были и довереннымилицами царя. Последний назначал обер-фискала, который приносил присягу царюи был ответственен перед ним. Указ от 17 марта 1714 г. наметил компетенцию фискалов: проведывать провсе, что "ко вреду государственному интересу быть может"; докладывать "озлом умысле против персоны его величества или измене, о возмущении илибунте", "не вкрадываются ли в государство шпионы", а также борьба совзяточничеством и казнокрадством. Основной принцип определения ихкомпетенции –"взыскание всех безгласных дел". Сеть фискалов расширялась, и постепенно выделились два принципаформирования фискальства: территориальный и ведомственный. Указом 17 марта1714г. предписывалось в каждой губернии "быть по 4 человека в том числепровинциал-фискалам из каких чинов достойно, также и из купечества".Провинциал-фискал наблюдал за городовыми фискалами и один раз в год"учинял" контроль за ними. В духовном ведомстве во главе организациифискалов стоял протоинквизитор, в епархиях – провинциал-фискалы, вмонастырях – инквизиторы. Со временем предполагалось ввести фискальство вовсех ведомствах. После учреждения Юстиц-коллегии фискальские дела перешли в ее ведениеи попадали под контроль Сената, а с учреждением должности генерал-прокурорафискалы стали подчиняться ему. В 1723г. был назначен генерал-фискал,который был высшим органом для фискалов. В соответствии с указами (1724 и1725гг.) он имел право требовать к себе любое дело. Его помощником был обер-фискал. Первым законодательным актом о прокуратуре был указ от 12 января1722г.: "быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также вовсякой коллегии по прокурору...". А указом от 18 января 1722г. учрежденыпрокуроры в провинциях и надворных судах. Если фискалы находились частичнов ведении Сената, то генерал-прокурор и обер-прокуроры подлежали судусамого императора. Прокурорский надзор распространялся даже на Сенат. Указ от 27 апреля 1722г. "О должности генерал-прокурора" устанавливалего компетенцию, в которую входило: присутствие в Сенате и осуществлениеконтроля за фискалами. Генерал-прокурор имел право: ставить вопрос передСенатом для выработки проекта решения, представляемого императору наутверждение, выносить протест и приостанавливать дело, сообщая об этомимператору. Прокурор коллегии присутствал на заседаниях коллегий,осуществлял надзор за работой учреждения, контролировал финансы,рассматривал донесения фискалов, проверял протоколы и другую документациюколлегии. 1717-1719 годы были подготовительным периодом становления новыхучреждений - коллегий. До 1719г. президенты коллегий должны были сочинятьрегламенты и не вступать в дела. Образование коллегий вытекало изпредшествующего приказного строя, т.к. большинство коллегий создавалось набазе приказов и являлись их правопреемниками. По указу 14 декабря 1717г. было создано 9 коллегий: Военная, Берг,Ревизион, Иностранных дел, Адмиралтейская, Юстиц, Камер, Штатс-контор,Мануфактур. Всего к концу первой четверти ХVП в. существовало 13 коллегий,которые стали центральными государственными учреждениями, формируемыми пофункциональному принципу. Генеральный регламент коллегий (1720г.)устанавливал общие положения управления, штаты и порядок делопроизводства.Присутствие коллегии составляли: президент, вице-президент, 4-5 советников,4 асессора. Штат коллегии состоял из секретарей, нотариуса, переводчика,актуариуса, копиистов, регистраторов и канцеляристов. При коллегиях состоялфискал (позднее прокурор), который осуществлял контроль за деятельностьюколлегий и подчинялся генерал-прокурору. Коллегии получали указы только отмонарха и Сената и имели право не исполнять указы последнего, если онипротиворечили указам царя. Коллегии выполняли сенатские указы, присылаликопии своих решений и доклады о своей деятельности в Сенат. Коллегия иностранных дел заменила собой Посольскую канцелярию. Еекомпетенция была определена указом от 12 декабря 1718г., в которую входиловедать "всякими иностранными и посольскими делами", координироватьдеятельность дипломатических агентов, заведовать сношениями и переговорамис иностранными послами, осуществлять дипломатическую переписку.Особенностями коллегии являлось то, что в ней "ни каких судных дел несудят". На Военную коллегию возлагалось управление "всеми воинскими делами":комплектование регулярной армии, управление делами казачества, устройствогоспиталей, обеспечение армии. В системе Военной коллегии находиласьвоенная юстиция, состоящая из полковых и генеральных кригсрехтов. Адмиралтейская коллегия ведала "флот со всеми морскими воинскимислужители, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями" ируководствовалась в своей деятельности "Регламентом о управленииадмиралтейства и верфи" (1722) и "Регламентом морским". В ее состав входилиВоенно-морская и Адмиралтейская канцелярии, а также Мундирная,Вальдмайстерская, Академическая, Канальная конторы и Партикулярная верфь. Малороссийская коллегия была образована указом от 27 апреля 1722г., сцелью "ограждать малороссийский народ" от "неправедных судов" и "утеснений"налогами на территории Украины. Она осуществляла судебную власть, ведаласборами податей на Украине. В последние годы существования основными еецелями была ликвидация самоуправления и прежних органов власти. Камер-коллегия должна была осуществлять высший надзор за всеми видамисборов (таможенные пошлины, питейные сборы), наблюдала за хлебопашеством,собирала данные о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и монетноедело. Камер-коллегия имела свои органы: в провинциях - конторы камерирскихдел, в дистриктах - учреждения земских комиссаров. Штатс-контор-коллегия по регламенту 1719г. осуществляла контроль загосударственными расходами, составляла государственный штат (штатимператора, штаты всех коллегий, губерний, провинций). Она имела своипровинциальные органы - рентереи, которые являлись местными казначействами. Ревизион-коллегия должна была осуществлять финансовый контроль заиспользованием государственных средств центральными и местными органами"ради порядочного в приходе и расходе исправления и ревизии всех счетныхдел". Ежегодно все коллегии и канцелярии присылали в коллегию счетныевыписки по составленным ими приходным и расходным книгам и в случаенесходства судили и наказывала чиновников за преступления по доходам исчетам. В 1722г. функции коллегии были переданы Сенату. В круг обязанностей Берг-коллегии входили вопросы металлургическойпромышленности, управление монетными и денежными дворами, закупка золота исеребра за границей, судебные функции в пределах ее компетенции. Быласоздана сеть местных органов: Московский обер-берг-амт, Казанский берг-амт,Керченский берг-амт. Берг-коллегия была объединена с другой – Мануфактур-коллегией "по сходству их дел и обязанностей" и как одно учреждениепросуществовало до 1722г. Мануфактур коллегия занималась вопросами всей промышленности, исключаягорнодобывающую, и управляла мануфактурами Московской губернии, центральнойи северо-восточной части Поволжья и Сибири. Коллегия давала разрешение наоткрытие мануфактур, обеспечивала выполнение государственных заказов,предоставляла различные льготы промышленникам. Также в ее компетенциювходило: ссылка осужденных по уголовным делам на мануфактуры, контрольтехнологии производства, снабжение заводов материалами. В отличие от другихколлегий она не имела своих органов в провинциях и губерниях. Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли,особенно внешней. Коллегия осуществляла таможенный надзор, составлялатаможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов,занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебныефункции. С организацией Главного магистрата (1720г.) вопросы внутренней ивнешней торговли отошли в его ведение. Функции Главного магистрата какцентрального учреждения заключались в организации развития торговли ипромышленности в городах и управление посадским населением. Юстиц -коллегия (1717-1718гг.) руководила деятельностью губернскихнадворных судов; осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям,гражданским и фискальным делам; возглавляла разветвленную судебную систему,состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также надворныхсудов; действовала как суд первой инстанции по спорным делам. Ее решениямогли быть обжалованы в Сенате. Вотчинная коллегия образованная в 1721г. разрешала земельные споры итяжбы, оформляла новые пожалования земель, рассматривала жалобы на спорныерешения по поместным и вотчинным делам. Тайная канцелярия (1718г.) ведала сыском и преследованиями пополитическим преступлениям (дело царевича Алексея). Синод был главным центральным учреждением по церковным вопросам. Онназначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинамии отправлял судебные функции в отношении таких преступлений как ересь,богохульство, раскол и т.д. Особо важные решения принимались общимсобранием - конференцией. Компетенция Синода ограничивалась светскойвластью. Преобразованный государственный аппарат был призван укрепитьгосподство дворянства и самодержавную власть, способствовал развитию новыхпроизводственных отношений, росту промышленности и торговли Коллегии не охватывали всех отраслей управления. По-прежнемудворцовое, ямское, строительное, медицинское дело и некоторые другиенаходились в ведении специальных приказов, палат и контор. Поначалу каждая коллегия руководствовалась своим регламентом, но в1720 был издан обширный “Генеральный регламент”, определивший ихединообразное организационное устройство и порядок деятельности. Всю пирамиду государственной власти венчал император. После подписанияништадского мира со Швецией. Россия стала империей. 22 октября 1721 г.Петру I был присвоен титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, ПетраВеликого. Принятие этого титула соответствовало юридическому оформлениюнеограниченной монархии. Монарх не был ограничен в своих полномочиях иправах никакими высшими административными органами власти и управления.Император обладал всей полнотой власти в государстве. Авторитарностьправления абсолютного монарха характеризовалась нетерпением к инакомыслию,введением единообразования в систему государственных органов, стремлениемрегламентировать быт, нравы, всю общественную жизнь, развитие культуры. Власть императора в такой мере была широка и сильна, чтоПетр I преступал сложившиеся обычаи, касавшиеся персоны монарха. Втолковании к 20 артикулу Воинского устава 1716г. и в Морском уставе 1720г.провозглашалось: "Его величество есть самовластный монарх, который никому всвоих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет свои государстваи земли яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять". ВРегламенте духовной коллегии (1721, 25 января) говорилось: "Монарховавласть есть власть самодержавная, которой повиноваться сам бог за совестьповелевает". Монарх был главою государства, церкви, высшим судьей,верховным главнокомандующим, в его исключительной компетенции былообъявление войны, заключение мира, подписание договоров с иностраннымигосударствами. Монарх рассматривался как верховный носитель законодательнойи исполнительной власти. Система государственного управления, созданая в первой четверти XVIIIв. сохранилась и после смерти Петра 1. Во второй четверти XVIII в. в неевносились лишь частичные изменения, не затрагивавшие главных принциповуправления. Наиболее крупные изменения при преемниках Петра1 были связаны ссозданием Верховного Тайного совета в 1726 г. и реформой местногоуправления в 1727 г. Реформы местного управления проводились с целью укрепления властидворянства путем создания на местах бюрократических учреждений снаделением их широкими полномочиями. Историческая литература выделяеттри этапа в реформе областного управления: первый – до 1708г., второй – с1709 по 1718 (первая областная реформа), и третий – с 1719 по 1725 (втораяобластная реформа).На первом этапе произошли незначительные изменения в системе местногоуправления: с созданием Бурмистерской палаты (1699г.) из ведения воеводбыло изъято посадское население; 1702-1705гг. - местные дворяне привлеченык воеводскому управлению. Указом от 18 декабря 1708г. вводится новоеадминистративно-территориальное деление, по которому необходимо "учинить 8губерний и к ним расписать города". Вначале было образованы Московская,Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельскаяи Сибирская губернии. В 1713-1714 еще три: из Казанской выделеныНижегородская и Астраханская губернии, из Смоленской - Рижская губерния. Во главе губерний стояли губернаторы, генерал-губернаторы, которыеобъединяли в своих руках административную, военную и судебную власть.Губернаторы назначались царскими указами только из числа близких к Петру Iдворян. У губернаторов были помощники, контролирующие отрасли управления:обер-комендант – военное управление, обер-комиссар и обер-провиантмейстер –губернские и др. сборы, ландрихтер – губернская юстиция, финансовые межевыеи розыскные дела, обер-инспектор – сборы налогов с городов и уездов. Губерния делилась на провинции (во главе – обер-комендант), провинции- на уезды (во главе - комендант). Коменданты были подчинены обер-коменданту, комендант – губернатору, последний Сенату. В уездах городов, где не было крепостей и гарнизонов – органомуправления были ландарты. Местным органам принадлежала видная роль ввыполнении важнейшей функции феодально-абсолютистского государства –поддержании и укреплении господства дворян. Вторая областная реформа проводилась на основе тех преобразований,которые уже были сделаны. В 1718г. Сенат установил штаты иноменклатуру должностей для губернских учреждений, а в мае 1719г. былодано четкое расписание губерний, провинций и городов по губерниям ипровинциям. С этого периода деление на провинции вводится на территориивсей страны. Провинция становится основной единицей областного управления. Былосоздано 50 провинций, которые в свою очередь делились на округа –дистрикты. Инструкции возлагали на губернаторов широкий круг полномочий(включая прежние), которые обязывали их осуществлять надзор за губернскими"камерными служителями" и земскими судьями, приводить в действие наказания,контролировать городское управление. Провинциальные воеводы подчинялись губернаторам только по военнымделам, в остальном они были независимы от губернаторов. Воеводы занималисьрозыском беглых крестьян и солдат, строительством крепостей, сбором доходовс казенных заводов, заботились о внешней безопасности провинций, а с 1722г.осуществляли судебные функции. Воеводы назначались Сенатом и подчинялиськоллегиям. Камериры и комиссары являлись органами Камер-коллегии на местах. Главной особенностью органов местного управления I четверти ХVШ в.,было то, что они наряду с административными исполняли и полицейскиефункции. В ХVП в. посадское население находилось в подчинении приказов иместных органов власти, но введение в 1681г. стрелецкой подати подчинилогородское население в финансовом вопросе Стрелецкому приказу. В 1699г. была проведена городская реформа. Была создана Бурмистерскаяпалата (Ратуша) с подведомственными земскими избами. В их ведениинаходилась торгово-промышленное население городов по части сбора податей,повинностей и пошлин. Цель реформы - улучшение условий развития торговли ипромышленности. Создание Ратуши способствовало обособлению городскогоуправления от органов местной администрации, но губернская реформа 1708-1710гг. вновь подчинила земские избы губернаторам и воеводам. Однако в 20-х гг. ХVШ в. городское управление принимает формумагистратов. В 1722-1723гг. были образованы Главный магистрат и местныемагистраты при непосредственном участии губернаторов и воевод. Магистратыподчинялись им в вопросах суда и торговли. Провинциальные магистраты имагистраты городов, входящих в провинцию, представляли собой одно иззвеньев бюрократического аппарата с подчинением низших органов высшим.Выборы в магистраты бурмистров и ратманов были возложены на губернатора.Иногда принцип выборности нарушался и назначение проводились царскими илисенатскими указами. В обязанности магистратов входили вопросы полицейскойслужбы, благоустройство городов, продажа отписного имущества, окладные инеокладные сборы, обеспечение мануфактур компанейщиками, учреждениеполиции, контроль за правосудием.Расширение дворянских привилегий. “Указ о единонаследии” и “Табель орангах”. В первой четверти XVIII в. произошло слияние двух форм феодальнойземельной собственности – вотчины и поместья. В 1714 г. был издан указ оединонаследии. Отныне поместье, как и вотчина, передавалось по наследствустаршему сыну. Другие сыновья должны были идти в военную или гражданскуюслужбу. Дворянская служба при Петре1 была пожизненной. Анна Иоановнасократила ее до 25 лет. поместья нельзя было продавать и закладывать. В1722 г. Петром I был издан Устав о престолонаследии, по которому монарх могопределять своего преемника "признавая удобного" и имел право, видя"непотребство в наследнике", лишить его престола "усмотря достойного".Законодательство того времени определяло действия против царя и государствасамыми тяжкими преступлениями и всякий "кто какое зло умышлять будет" и те,которые "вспомогали или совет подавали или ведая не известили" наказывалисьвырыванием ноздрей, смертной казнью или высылкой на галеры – в зависимостиот преступления. Государственная служба регулировалась введенной в 1722 г. “Табелью орангах”. Новый закон разделил службу на гражданскую и военную. В нем былоопределено 14 рангов, которые служащие должны были проходить со ступенькина ступеньку. Вместо отмененного в 1682 г. местничества вводился принципслужебной выслуги. “Табель о рангах” давала возможность не дворянам,получать потомственное дворянство. Всякий получивший чин 8-го классастановился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-ый тоже давалидворянство, но только личное. Все дворяне, новой и старой формации,получали земли и крестьян. В Петровскую эпоху сотни тысяч крестьян из числагосударственных и дворцовых перешли в частное владение. Политика в области мануфактурного производства, во внутренней и внешней торговле. Политика меркантилизма. В сфере экономики господствовала концепция меркантилизма – поощрениеразвития внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговомбалансе. Поощрение “полезных и нужных” с точки зрения государства видовпроизводства и промыслов сочеталось с запрещением и ограничением выпуска“ненужных” товаров. Развитие промышленности диктовалось исключительнонуждами ведения войны и было особой заботой Петра. Война со Швецией особенно остро поставила вопрос о развитиимануфактурного производства. До начала XVIII в. Россия ввозила из заграницы железо, медь, ружья, сукно, серебро, олово. Основным поставщикомметалла была Швеция. Естественно, с началом войны поставки из Швециипрекратились. Развитие металлургического производства стало жизненной потребностьюстраны. Правительство предпринимало лихорадочные меры по строительствузаводов. Вместо 15-20 допетровских мануфактур за первую четверть XVIII вбыло создано около 200 предприятий. Главный металлургический центрпереместился на Урал. Железоделательные и медеплавильные заводыобеспечивали заказы армии и флота. Появились Невьянский и Тобольский заводы Н. Демидова, в Петербурге -Сестрорецкий завод выпускал оружие, якоря, гвозди. За период с 1700 г. по1725 г. выплавка чугуна увеличилась со 150 до 800 тыс. пудов в год. Встолице выросли Арсенал и Адмиралтейская верфь, со стапелей которой прижизни Петра сошло 59 крупных и свыше 200 мелких судов. В Нерчинске в 1704г. был построен первый сереброплавильный завод. Активно строились предприятия легкой промышленности. В Москве идругих районах центра России росли суконные, парусно-полотняные, кожевенныемануфактуры, снабжавшие армию обмундированием, а флот – парусиной. К1725 г. в стране имелось 25 текстильных предприятий, канатные ипороховые мануфактуры. Впервые были построены бумажные, цементные, сахарныйзаводы и даже шпалерная фабрика для производства обоев. Об успехах русскойметаллургии в Петровскую эпоху свидетельствует и тот факт, что к концуПетровского правления экспорт русских товаров вдвое превышал импорт. Приэтом высокие таможенные тарифы (до 40% в иностранной валюте) надежноограждали внутренний рынок. Рост промышленного производства сопровождался усилением феодальнойэксплуатации, широким применением принудительного труда на мануфактурах:использование крепостных, купленных (посессионных) крестьян, а также трудгосударственного (черносошного) крестьянства, которые приписывались кзаводу как постоянный источник рабочей силы. Но далеко не все изделия, необходимые стране, могли изготовлять намануфактурах. Огромную роль продолжало играть ремесленное производство.Городские и сельские ремесленники производили башмаки, полотна, сукна,кожи, седла и т. д. Появлялись новые виды ремесла. В городах появилисьпозументщики, табакерщики, каретники, шляпочники, парикмахеры. Реформы охватили и эту сферу производства. По указу 1722 г. мастеракаждой ремесленной специальности объединялись в цехи. В цехах избиралистаршин, которые наблюдали за качеством изделий и приемом в мастера.Устанавливался срок в 7 лет для учеников, после чего они переводились надва года в подмастерья. В Москве насчитывалось 146 цехов. Создание цехов, содной стороны, отразило высокий уровень развития ремесла, а с другой,затрудняло его развитие, выделяло ремесленников в особое сословиефеодального общества. В области внутренней и внешней торговли в Петровские время большуюроль играла государственная монополия на заготовку и сбыт основных товаров(соль, лен, меха, сало, икра, хлеб, вино, воск, щетина и др.), чтозначительно пополняло казну. Всячески поощрялось создание купеческих”кумпанств” и расширение торговых связей с заграницей. Одновременно падалозначение богатейших купцов “торговой сотни”. Важными пунктами обменатоваров оставались ярмарки. Развитию торговли и всероссийского рынкаспособствовало совершенствование путей сообщения, устройство каналов наводных магистралях (Вышневолоцкий, Ладожский и др.), а также отмена в1754г. внутренних таможенных пошлин. В общем в первом десятилетии XVIII в. промышленная и торговая политикахарактеризовалась активным вмешательством государства в экономику. К концуправления Петра изменений в области экономической политики почти ненаблюдалось, Если в начале века воздействие государства на экономикуосуществлялось через систему запретов, пошлин, налогов, то с конца 1710-хгодов государство воздействовало на экономику через административно-контрольную, бюрократическую машину. Судебная реформа. Судебная реформа, проведенная в 1719г., упорядочила, централизовала иусилила всю судебную систему России. Основная задача реформы – отделениесуда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, которыйрешал самые важные государственные дела. Он был верховным судьей и разбиралмногие дела самостоятельно. По его инициативе возникли "канцеляриирозыскных дел", которые помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали суду царя. Следующим судебным органом был Сенат, который являлся апелляционнойинстанцией, давал разъяснения судам и разбирал некоторые дела. Суду Сенатаподлежали сенаторы (за должностные преступления). Юстиц-коллегия была апелляционным судом по отношению к надворнымсудам, являлась органом управления над всеми судами, разбирала некоторыедела в качестве суда первой инстанции. Областные суды состояли из надворных и нижних судов. Президентаминадворных судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили изнижнего суда в надворный в порядке аппеляции, если суд решал делопристрастно, по распоряжению высшей инстанции или по решению судьи. Еслиприговор касался смертной казни, дело передавалось также в утверждениенадворного суда. Некоторые категории дел решались иными учреждениями в соответствии сих компетенцией. Камериры судили за дела касавшиеся казны, воеводы иземские комиссары судили за побег крестьян. Судебные функции исполняли почти все коллегии, исключая коллегиюИностранных дел. Политические дела рассматривали Преображенский приказ иТайная канцелярия. Порядок прохождения дел по инстанциям путался,губернаторы и воеводы вмешивались в судебные дела, а судьи – вадминистративные. В связи с этим была проведена новая реорганизация судебных органов:нижние суды были заменены провинциальными (1722г.) и переходили враспоряжение воевод и асессоров, были ликвидированы надворные суды и ихфункции были переданы губернаторам (1727г.). Таким образом, суд и администрация вновь слились в один орган.Некоторые категории дел полностью были изъяты из общей судебной системы ибыли отданы в ведение других административных органов (Синоду, приказам идругим). На Украине, в Прибалтике и в мусульманских областях существовалиособые судебные системы. Особенностью развития процессуального законодательства и судебнойпрактики в России являлась замена состязательного принципа принципомследственным, который обуславливался обострением классовой борьбы. Говоря о развитии процессуального права при Петре I необходимоотметить бесплановость, сумбурность реформ в сфере судоустройства исудопроизводства. Существовало три закона процессуального законодательстваконца ХVП - начала ХVШ в. Одним из них был Указ от 21 февраля 1697г. "Оботмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных распросу ирозыску...", главным содержанием которого являлась полная замена сударозыском. В апреле 1715г. вышло "Краткое изображение процессов или судебныхтяжеб" (одним томом вместе с Артикулом воинским). "Краткое изображение"являлось военно-процессуальным кодексом, устанавливало общие принципырозыскного процесса. В нем закреплялась система судебных органов, а такжесостав и порядок формирования суда. В "Кратком изображении" содержатсяпроцессуальные нормы; дается определение судебного процесса,квалифицируются его виды; дается определение новым институтам процесса тоговремени (салф кондукт, утверждение ответа); определяется системадоказательств; устанавливается порядок составления оглашения и обжалованияприговора; систематизируются нормы о пытках. Указом от 5 ноября 1723г. "О форме суда" была отменена розыскная формапроцесса, вводится принцип состязательности процесса. Впервые требуется,чтобы приговор основывался на "приличных" (соответствующих) статьяхматериального закона. Изменения внесенные Указом "О форме суда" были нестоль принципиальными. По сути указ был создан в развитие "Краткогоизображения". Судебная система периода петровских реформ характеризоваласьпроцессом усиления централизации и бюрократизации, развитием сословногоправосудия и служила интересам дворянства. Военная реформа. Началом формирования флота и армии можно считать то время, когдаПетр стал царем и предоставил руководство страной родственникам своей жены(Лопухины), юный царь все силы отдавал “нептуновым да марсовым потехам”,для проведения которых активно привлекал “ служивых иноземцев ”, живших вНемецкой слободе. Петр окружил себя способными, энергичными помощниками испециалистами, особенно военными. Среди иностранцев выделялись: ближайшийдруг царя Ф. Лефорт, опытный генерал П. Гордон и др. А среди русскихпостепенно формировалась сплоченная группировка сподвижников, сделавшихвпоследствии блестящую политическую карьеру: А. М. Головин, братья П. М. иФ.М. Апраксины, А.Д.Меньшиков. С их помощью Петр устраивал маневры “потешных “ войск, которые проводились в селе Преображенском. Особоевнимание уделялось Петром становлению российского мореплавания. Уже в мае1692 г. на Переславском озере был спущен на воду его первый “ потешный“корабль, построенный при участии самого царя. В 1694 г. во времянастоящего морского похода, устроенного царем, впервые был поднятроссийский красно-сине-белый флаг. За петровскими “военными забавами”скрывалась далеко идущая цель: борьба за выход России к морю. Военные преобразования ХVШ в. имели целью создать новую организациюармии. К этому периоду правительство вооружило войска однообразным оружием,армия успешно применяла линейную тактику ведения боя, производилосьвооружение новой техникой, проводилась серьезная военная подготовка,большое значение имели маневры 1689-1694гг. и Азовские походы 1695-1696гг.Русская стратегия отличалась активным ведением военных действий, большоезначение придавалось генеральному сражению, линейной тактике и различнойтехнике ведения боя для разных родов войск. Организация и устройство армии сложились в ходе Северной войны (1700-1721гг). Петр I превратил отдельные наборы "даточных людей" в ежегодныерекрутские наборы и создал постоянную обученную армию, в которой солдатыслужили пожизненно. Указ 1699г. "О приеме в службу в солдаты из всяких вольных людей"положил начало наборам в рекрутскую армию. Оформление рекрутской системыпроходило в период с 1699 по 1705гг. Рекрутская система основывалась наклассовом принципе организации армии: офицеры набирались из дворян, солдаты- из крестьян и иного податного населения. Всего за период 1699-1725гг.было проведено 53 набора в армию и флот (23 основных и 30 дополнительных).Они дали более 284 тыс. человек, призванных на пожизненную военную службу.И если в 1699 г. было фактически создано помимо двух гвардейских 27пехотных и 2 драгунских полка, то к 1708 г. Петровская армия была доведенадо 52 пехотных полков. После победы под Полтавой штаты армии несколько уменьшились: почти 100- тысячная армия состояла из 42 пехотных и 35 драгунских полков. Однаконовая табель 1720 г. определила в составе армии 51 пехотный и 33 конныхполка, что к концу правления Петра составляло 130-тысячную армию из трехродов войск – пехоты, кавалерии и артиллерии. Кроме того, около 70 тыс.находилось в гарнизонных войсках, 6 тыс.– в ополчении, и свыше 105 тыс.– вказачьих частях. Для обучения солдат и офицеров был издан “ Устав воинский “,обобщивший 15-летний опыт непрерывной вооруженной борьбы. Для обученияофицеров, еще в 1698 – 1699 гг., была основана бомбардирская школа приПреображенском полку, а в начале нового столетия создавалисьматематическая, навигацкая, артиллерийские, инженерные, иностранных языкови даже хирургическая школы. В 20-х годах для подготовки унтер-офицеровдействовало 50 гарнизонных школ. Широко практиковалась стажировка молодых дворян за границей дляобучению воинскому делу. Одновременно правительство отказывалось от наймаиностранных военных специалистов. Указ от 20 февраля 1705г. завершилскладывание рекрутской системы. Были созданы гарнизонные внутренниевойска, которые обеспечивали "порядок" внутри страны. Вновь созданнаярусская регулярная армия показала свои высокие боевые качества в битвах подЛесной, Полтавой и других сражениях. Реорганизация армии сопровождалась изменением системы ее управления,которую осуществляли Разрядный приказ, Приказ военных дел, Приказ генерал-комиссара, Приказ артиллерии и др. Впоследствии были образованы Разрядныйстол и Комиссариат, а в 1717г. создана Военная коллегия. Рекрутскаясистема дала возможность иметь большую однородную армию, обладавшуюлучшими боевыми качествами, чем армии Западной Европы. Одновременно с проведением военной реформы был подготовлен рядзаконов, положенных в основу "Устава воинского": 1700г. - "Краткоеобыкновенное учение", 1702г. - "Уложение, или право воинского поведениягенералам, средним и меньшим чинам и рядовым солдатам", 1706г. - "КраткийАртикул" Меньшикова. В 1719г. были опубликованы “Устав воинский” вместе с“Артикулом воинским” и другими военными законами. “Артикул воинский” содержал главным образом нормы уголовного права ипредназначался для военнослужащих. Воинские артикулы применялись не тольков военных судах и по отношению к одним военным, но и в гражданских судах поотношению ко всем остальным жителям. Военно-морской флот создавался в процессе войн с Турцией и Швецией. Спомощью российского флота Россия утвердилась на берегах Балтики, чтоподняло международный престиж и сделало ее морской державой. Его жизнь идеятельность определял “Морской устав “. Флот строился и на юге, и насевере страны. Основные усилия были сосредоточены на создании Балтийскогофлота. В 1708 г. был спущен первый 28- пушечный фрегат на Балтике, а через 20лет российский флот на Балтийском море был самым мощным: 32 линейныхкорабля, 16 фрегатов, 8 шняф, 85 галер и другие мелкие суда. Набор во флотосуществлялся также из рекрутов. Для обучения морскому делу составлялисьинструкции: “Артикул корабельный”, “Инструкции и артикулы военныеРоссийскому флоту” и др. В 1715 г. в Петербурге была открыта Морская академия, готовившаяморских офицеров. В 1716 г. было положено начало подготовке офицерскихкадров через гардемаринскую роту. Тогда же была создана морская пехота.Вместе с тем, армия и флот составляли неотъемлемую часть абсолютистскогогосударства, были орудием укрепления господства дворянства. Церковная реформа. Крупнейшим феодалом в России оставалась церковь, которая все ещесохраняла некоторую политическую самостоятельность, не совместимую сразвивающимся абсолютизмом. Когда в 1700 г. умер патриарх Андриан, Петррешил не назначать нового. Временно во главе духовенства был поставленрязанский метрополит Стефан Яворский, который по-прежнему должен былсозывать на советы епископов – “освященный соборы”, но эти совещания носиличисто формальный характер. Патриарший разряд был упразднен, а его функциипереданы восстановленному в1701 г. Монастырскому приказу. Этому приказубыли подчинены патриаршие Казенный и Дворцовый приказы. Доходы, полученныйот хозяйственной деятельности монастырей и других церковных учреждений, шлив основном на государственные нужды. Так, с 1701 по 1711 гг. казна получилас монастырских вотчин свыше 1 млн. руб. Одновременно государствоограничивало число монахов, запрещало им переход из одного монастыря вдругой. На церковь было возложено устройство и содержание начальных школ ибогаделен для увечных и больных, а также отставных солдат.Наконец, 25 января 1721 г. Петр утвердил “ Духовный регламент“, согласнокоторому была проведена коренная церковная реформа, ликвидировавшаяавтономию церкви и полностью подчинившая ее государству. Патриаршество вРоссии было упразднено, а для управления церковью был образован Святейшийправительствующий Синод. Всего в ведении находились чисто церковные дела:толкование церковных догм, распоряжения о молитвах и церковной службе,цензура духовных книг, борьба с ересями, заведование учебными заведениями исмещение церковных должностных лиц и т. д. Синод также имел функциидуховного суда. 11 мая 1722 г. для надзора за деятельностью Синода Петр назначил изчисла близких ему офицеров обер-прокурора (И.В.Болдина), которомуподчинялось синодальная канцелярия и церковные фискалы – “инквизиторы”. Всеимущество и финансы церкви находились в ведении Монастырского приказа,подчиненного Синоду. Таким образом, Петр 1 полностью подчинил церковь своейвласти. Культура при Петре 1. Развитие торговли и промышленности, создание регулярной армии и флота,формирование совершенно новых структур чиновничье-бюрократического аппаратаабсолютизма и другие реформы в стране требовали коренной перестройки всейсистемы образования, подготовки большого числа квалифицированныхспециалистов. В петровское время были открыты Медицинская школа, а такжеинженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. Впровинции начальное образование осуществлялось в трех типах школ: 46епархиальных, готовящих священнослужителей; 42 цифирных – для подготовкиместных, мелких чиновников; в гарнизонных школах – для обучения солдатскихдетей. Светское образование потребовало массу новых учебников. В созданиеновых учебников и учебных пособий большой вклад внесли Ф. П. Поликарпов,Ф.Прокопович и др. Одновременно с реформой в сфере образования бурное развитие получилоразвитие издательское дело. В 1708 г. Петр ввел вместо церковнославянскогоновый гражданский шрифт. Были созданы новые типографии в Москве и другихгородах. Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованнойкниготорговли, была открыта государственная библиотека. Большие собраниякниг принадлежали князю Д. М. Голицину, графу Б. П. Шереметеву, графу А. А.Метвееву и др. С декабря 1702 г. стало выходить первое периодическоеиздание- газета “Ведомости”. В основе развития науки и техники, в Петровскую эпоху, лежали в первуюочередь практические потребности государства. Большие успехи былидостигнуты в геодезии, гидрографии, картографии, в изучении недр и полезныхископаемых. Большими успехами была отмечена деятельность русских изобретателей,был написан целый ряд ценных исследований по отечественной истории. Поинициативе Петра в Росси было положено начало собиранию научных коллекций.В 1719 г. для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера, собрание“раритетов” которой послужило основой для коллекций будущих музеев:Эрмитажа, Артиллерийского, Военно-морского и др. В Петровскую эпоху, в градостроительстве осуществлялся переход крегулярной застройке городов, созданию крупных архитектурных ассамблей, восновном гражданского, а не культого назначения. Наиболее ярким примеромэтого является строительство Петербурга. В эпоху Петра1, коренной ломке подверглись все традиционныепредставления о бытовом укладе жизни российского общества. Царь в приказномпорядке ввел брадобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундировдля военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществерегламентировалось западноевропейскими нормами, изложенными в переводнойкниге “Юности честное зерцало”. Патриархальный образ жизни постепенно уступал место “светскости” ирационализму. В 1718 г. Петр1 издал указ о проведении ассамблей собязательным присутствием женщин. Ассамблеи устраивались не только длязабав и увеселений, но и для деловых встреч. Поощрялось употребление вбеседах иностранных слов, преимущественно французских. Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов носилиярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственнымиметодами. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства,которое строилось по жесткому плану монаршей воли. Чисто внешние атрибутыПетровской эпохи, проявившиеся в декретивном введении европейских обычаев инравов, в отрыве от вековых традиций русской культуры должны былиподчеркивать принципиальные отличия созданной за четверть века Российскойимперии – великого государства европейского типа. Внешняя политика Основным направлением внешней политики России в эпоху Петра 1сталаборьба за выход к Балтийскому морю, а ее содержанием явилась длительная,занявшая почти все годы правления Петра Северная война со Швецией. Врезультате дипломатических усилий Петру удалось привлечь к предстоящейвойне с северным соседом в качестве союзников Речь Посполитую, а такжеСаксонию и Данию (Северный союз был оформлен в 1699 г.) Для развертывания военных действий против Швеции требовалосьдобиться мира с Турцией, дабы избежать войны на два фронта. Еще в правленииСофьи под руководством В. В. Голицына, русские войска в соответствие свечным миром с Польшей предприняли в 1687 и 1689 гг. два неудачных походапротив Крымского ханства. Став фактическим правителем государства, Петр 1продолжил войну с Турцией и Крымским ханством. В 1695 г. была осаждена турецкая крепость Азов, но взять ее русскимвойскам не удавалось. Отсутствие флота не позволило блокировать морскуюкрепость, и она могла получать помощь извне. С осени 1995года по весну 1696г. в районе Воронежа было построено 30 военных кораблей, которые по Донубыли переведены в Азовское море. Второй Азовский поход, предпринятый в томже 1696 г., закончился взятием Азова и основанием крепости Таганрог.Союзники России (Австрия и Венеция ) по антитурецкой коалиции были ненамерены оказывать помощь России в войне с Турцией. Россия не могла вестидальнейшие боевые действия с Турцией, с этой целью в Константинополь нарусском 46-пушечном фрегате было направлено посольство дьяка Е. И.Украинцева, который 13 июля 1700 г. заключил перемирие с султаном на 30лет, причем отстоял для России устье Дона с крепостью Азов и добился отменывыплаты унизительной дани крымскому хану. Лишь только сообщение о перемирии с Турцией достигло Москвы, Петробъявил войну Швеции. К этому времени Карл XII разгромил Данию и двинулся вПрибалтику. В октябре русские войска начали осаду шведской крепости Нарва.Неожиданным ударом 12- тысячный отряд под командованием Карла XII 19 ноября1700 г. нанес им сокрушительное поражение, в значительной мере благодаряпредательству иностранных офицеров и слабой выучке большинства русскихвойск. Но Карл XII не стал продолжать военные действия против России,считая ее полностью разбитой, а направил армию в Польшу против Августа II. Однако Петр, не терял зря времени, энергично реорганизовывал армию. ВАрхангельске строят военные корабли, которые волоком через Карелиюпереправляют в Ладожское




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Реформы Петра iconПетр I. Реформы Петра I петр I. Реформы Петра I
Икону написал знаменитый живописец Симон Ушаков: с одной её стороны была изображена Троица, а с другой – лик апостола Петра. Ни при...
Реформы Петра iconРеформы Петра 1: «Россия молодая мужала гением Петра»

Реформы Петра iconДенежные реформы в России от Петра Первого до С. Ю. Витте Денежные реформы в России от Петра Первого до С. Ю. Витте План
Денежная реформа в России, проведенная под руководством министра С. Ю. Витте, считается очень успешной и не повлекшей за собой неблагоприятных...
Реформы Петра iconРождение Российской Империи и реформы Петра Первого
Регенство должно было завершится. Не желая расставаться с властью, Софья подняла стрельцов против Петра, однако восстание было подавлено....
Реформы Петра iconРождение Российской Империи и реформы Петра Первого
Регенство должно было завершится. Не желая расставаться с властью, Софья подняла стрельцов против Петра, однако восстание было подавлено....
Реформы Петра iconРеформы Петра I

Реформы Петра iconРеформы Петра

Реформы Петра iconРеформы Петра I

Реформы Петра iconРеформы Петра I

Реформы Петра iconРеформы Петра 1

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы