Органы, осуществляющие финансовый контроль icon

Органы, осуществляющие финансовый контроль



НазваниеОрганы, осуществляющие финансовый контроль
Дата конвертации05.07.2012
Размер327.31 Kb.
ТипРеферат
Органы, осуществляющие финансовый контроль


Владимирский заочный сельскохозяйственный техникум Контрольная работа по дисциплине: Финансовое право Учащегося 42 группы отделения правоведения Смирнова А.Г. Шифр ______ Владимир 2002г. Содержание: 1. Понятие, виды и методы финансового контроля. Органы осуществляющие финансовый контроль. 2. Государственный внешний долг. 3. Правовое регулирование страхования РФ. 4. Литература. 1. Понятие, виды и методы финансового контроля. Органы осуществляющие финансовый контроль. Государственный финансовый контроль - неотъемлемая частьгосударственного устройства, одна из важнейших функций управления страной,обязательное условие нормального функционирования финансово-кредитнойсистемы. Основная его цель - контроль за исполнением государственногобюджета и внебюджетных фондов, организацией денежного обращения,использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннегои внешнего долга, государственных резервов, осуществлению финансовых иналоговых льгот. В странах с социально ориентированной экономикой какприоритетными выделены задачи контроля за своевременным и полнымпоступлением всех видов государственных доходов, использованием кредитных ипривлеченных средств на покрытие дефицита государственного бюджета,своевременным финансированием затрат на социальную сферу, структурой ицелевым назначением, в том числе, на оплату труда, выплаты пенсий,стипендий и других социальных выплат. Развитие рыночных отношений не только не отменяет необходимостисуществования государственного финансового контроля, а и с усилениемсоциальной ориентации в дальнейшем усложняется, на государственные органыложится все большее количество функций по защите финансовых прав иинтересов членов общества, введение способов по предотвращению ипредупреждению злоупотреблений и краж. Все цивилизованные развитые страныразрешили и продолжают постоянно разрешать проблемы усовершенствованиясистемы контрольных органов, совокупности их функции и полномочий и методовконтрольной деятельности. Рыночные отношения сопровождаются появлением предприятий новых формсобственности, сменой источников финансовых ресурсов, принциповфинансирования и кредитования, ценообразования, денежные расчеты,разделение доходов, состава финансово-кредитной системы и взаимоотношениймежду ее частями. В этих условиях появилось много новых направленийфинансового контроля, отсутствующих в планах контрольных органах, которымне уделялось надлежащего внимания при административной системе управления.Сформировалась большая сфера деятельности для финансового контроля, чтотребует решительных изменений существующих систем контрольных органов. Изучение зарубежного опыта организации государственного финансовогоконтроля и хозяйственного контроля в целом может стать примером дляукраинской экономике. Изучение их достижений и ошибок безусловно можетпомочь на нашем собственном пути к цивилизованному рынку и финансовомуправопорядку. Акцентируя внимание на направлениях усовершенствования системыгосударственного финансового контроля в национальном хозяйстве на ближайшуюперспективу, необходимо учесть, что она: -является способом осуществлением народом его личных и экономическихправ; -соответствующим способом взаимодействуют с контролирующимиинститутами органов местного самоуправления и субъектами аудиторскогоконтроля. Таким образом, разрешение проблемы повышения эффективностигосударственного финансового контроля следует осуществлять с позициисистемного подхода, а именно:финансовый контроль должен рассматриваться как важнейший элементобщегосударственного контроля, который в свою очередь является сложнойсистемой общественного контроля;в процессе усовершенствования государственного финансового контроля должныучитываться принципы такой структуризации контроля в обществе, котораяозначает необходимость разворачивания взаимодействия системыгосударственного финансового контроля с контролирующими органами местногосамоуправления;дополнение финансового контроля, исполнителями которого являются органыгосударственной власти и местного самоуправления, независимым финансовымконтролем, который осуществляют аудиторы и аудиторские фирмы;получение субординаций при построении органов финансового контроля вструктуре общегосударственных контрольных институтов. Чтобы глубже понять сущность финансового контроля, мы разберемтеоретические аспекты этой категории. Сущность финансового контроля Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономическихпроцессов в обществе является важной сферой деятельности по управлениюнародным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовыйконтроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализациифинансовой политики государства, обеспечении процесса формирования иэффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньяхнародного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынкумногократно возрастает. Таким образом, финансовый контроль, с одной стороны, является одной иззавершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступаетнеобходимым условием эффективности управления ими. Сложность пониманияфинансового контроля обусловлена сложностью самой категории финансов. Также как финансы являются основой любой сферы общественной деятельности и вто же время отражают их материальную результативность, так и финансовыйконтроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляетсявесь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формированияфинансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности влюбой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности. Можно сказать, что финансовый контроль - это совокупность действий иопераций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельностисубъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм иметодов его организации. Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольныеорганы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права,обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и взаконодательном порядке. Финансовый контроль как особая область контроля, связанная сиспользованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения исоответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроляявляются денежные, распределительные процессы при формировании ииспользовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежныхсредств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства. Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые(стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленнуюстоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления наразличные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер,поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает всестороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельностиобъединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитныхвзаимосвязей. Сферой финансового контроля являются практически все операции,совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них(бартерные сделки и т. п.). Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия иорганизации, но и имеющие нормальные результаты деятельности. Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требованийэкономических законов, оптимальности пропорций распределения иперераспределения стоимости валового общественного продукта и национальногодохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансовогосостояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовыхресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговыйконтроль; другие направления. Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействиесбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерамиденежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременностии полноты выполнения финансовых обязательств перед государственнымбюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовыхресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежныхресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а такжеправильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечениесоблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в областиналогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельностипредприятий, в том числе по валютным операциям и др. Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий,организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковскихструктур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность можетбыть выражена как в административных, так и в экономических (материальных)мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины. Экономические мерывоздействия конкретно проявляются через финансовые санкции, являющиеся темирычагами финансового механизма, которые содействуют повышению эффективностипроизводства, его интенсификации, экологическому оздоровлению и т.д. Проблема усиления финансовой ответственности, действенностифинансового контроля требуют, с одной стороны, сокращения количестваприменяемых санкций, а, с другой, повышения их результативности. Сферы финансового контроля. Необходимым условием эффективности финансового контроля являетсясистема бухгалтерского учета, обеспечивающая достоверность и полнотуотражения стоимостных показателей деятельности подотчетного юридическогоили физического лица. Только при таком условии результаты финансовогоконтроля дают возможность для анализа и объективной оценки динамикифинансовых показателей и корректировки хода реализации финансовой политикина определенный период развития как отдельной сферы деятельности , так ивсего государства. В странах с рыночной экономикой сфера государственного финансовогоконтроля обеспечивает реализацию финансовой политики государства.Государственный финансовый контроль распространяется только на звеньясистемы государственных финансов и охватывает только обобществленную частьвалового продукта. Это прежде всего, составление и исполнениегосударственного бюджета, внебюджетные правительственные фонды, местныефинансы и финансы государственных предприятий. Деятельность монополий ичастнопредпринимательская деятельность является объектом государственногофинансового контроля лишь в части соблюдения финансовой дисциплине привыполнении монополиями государственных заказов, при предоставлениимонополиям и частным предпринимателям субсидий и кредитов, при составленииими налоговых деклараций. За сферу государственного контроля выходит финансовый контроль,осуществляемый в сфере деятельности монополий и частногопредпринимательства самим владельцами финансового капитала или егоотдельных компонентов. Здесь финансовый контроль осуществляется, пожалуй,самым бескомпромиссным, ибо от его повседневности и строгостинепосредственно зависит финансовая результативность деятельности самихвладельцев капитала. Конечной целью предпринимательской деятельности влюбой сфере, как правило, является обогащение, т.е. ни что иное каквозрастание первоначального капитала. Стоимостным звеном финансового контроля является финансовый контрольнезависимых аудиторских служб. Аудиторская проверка направлена на оценкудостоверности финансовой отчетности, глубокий экономический анализфинансовой деятельности, оценку финансовой надежности фирмы, предприятия,банка, страховой организации или другого контролируемого юридического лицаи подготовку соответствующего заключения. Классификация финансового контроля. Специфика любого контроля как элемента управления - его вторичность:контролировать можно только то, что уже имеется независимо от контроля.Финансовый контроль не является сам по себе инструментом непосредственнойорганизации финансовой деятельности. Он имеет целью устранение илипредотвращение ошибок в этой деятельности или улучшение ее. Дляосуществления контроля необходимы критерии, с которыми сравниваетсядействительность. Такие критерии определяются финансовым законодательствоми другими правовыми нормами организации финансовой деятельности.Теоретической концепцией, определяющей сущность и организацию финансовогоконтроля, является прежде всего отличие этих сравнительных критериев играниц вмешательства в финансовую деятельность различных структурконтролирующих органов в различных государствах. Этим определяется иразличие в системе органов финансового контроля и конкретных форм и методовработы. Под финансовым контролем понимается наблюдение, определение иливыявление фактического положения финансовых показателей деятельности посравнению с заданным. По времени проведения финансового контроля онподразделяется на предварительный, текущий и последующий. Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадиисоставления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, сметдоходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстовдоговорных соглашений, учредительских документов и т. д. Таким образомон способствует предотвращению неправильного, нерационального расхожденияматериальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательныхфинансовых результатов деятельности хозорганов в целом. Еще на стадиисоставления финансовых планов (прогнозов) и смет доходов и расходов с егопомощью могут быть выявлены дополнительные ресурсы, что особенно важно вусловиях усиления ответственности предприятий за свое финансовое состояние.Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов инормативных актов. Осуществляется он при проверке обоснованности расчетовприбыли, потребности в источниках финансирования капитальных вложений. Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполненияфинансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций,когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствие отпуска средстввыполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов. Этаформа финансового контроля предполагает системный факторный анализдеятельности предприятий и организаций в целях выявления полноты исвоевременности расчетов с бюджетом. Важное значение текущий финансовыйконтроль имеет в изыскании внутрихозяйственных резервов роста накоплений.Он производится повседневно финансовыми службами для исключения нарушенийфинансовой дисциплины в процессе исполнения финансовых планов предприятий,организаций и учреждений, при открытии кредитов финорганами, проверкедокументации по совершаемым операциям бухгалтерами предприятий, организацийи т.д. Последующий финансовый контроль осуществляется после завершенияотчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразностьрасходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов,выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетныхучреждений. Оценка проведенных мероприятий производится в результатеанализа использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов,законности совершенных хозяйственно-финансовых операций на основе проверкиотчетных бухгалтерских и расходных документов, конечных финансовыхрезультатов. Последующий финансовый контроль взаимосвязан с предварительнымконтролем, базирующимся на нем. По приемам и способам осуществления финансового контроля различают:проверки, обследования, анализ, ревизии. Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственнойдеятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов.Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия поустранению их негативных последствий. Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятия,организаций, учреждений, но в отличие от проверок- по более широкому кругупоказателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы ихразвития, необходимость реорганизации лил переориентации производства.Производятся опросы, анкетирование. Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофакторным. Он проводится по периодической или годовой отчетности.Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств,финансовая дисциплина и т.д. Ревизия выступает одним из важнейших методов финансового контроля ипредставляет проверку финансово- хозяйственной деятельности предприятий,организаций за отчетный период. В зависимости от объекта различают ревизии полные, частичные,тематические и комплексные. При этом они могут быть плановые и внеплановые.По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются сплошныепроверки, когда контролируются все документы и материальные ценности, ивыборочные, суть которых заключается в контроле части документов. По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, ониподразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных документови записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежныхсредств и материальных ценностей в натуре). Для проведения любого вида ревизий составляется программа, в которойуказывается цель, объект, тема и основные вопросы ревизии. Виды финансовых органов. Субъектами финансового контроля являются особые органы и организации,наделенные контрольными функциями. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательныеорганы власти, налоговые и кредитные учреждения, страховые организации,госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных Советов народныхдепутатов, финансовые службы предприятий, организаций, учреждений,ревизионные комиссии в кооперативных и общественных объединениях. Законодательные органы страны осуществляют контроль при рассмотрении иутверждения государственного прогноза экономического и социального развитиянародного хозяйства государственного бюджета по звеньям бюджетной системы,отчетов по его исполнению. Контролируется законность и эффективностьиспользования государственных средств, целесообразность осуществлениярасходов. Производится финансовый контроль законодательными органами черезкомитеты и комиссии, в частности, через плановые и бюджетно-финансовыекомиссии. При законодательных органах создаются также Контрольные палаты. Финансовые органы, возглавляемые министерствами финансов, контролируютпроцессы мобилизации и использования средств бюджетных фондов. Поэтому этотвид финансового контроля называют бюджетным. Бюджетный контрольспособствует разработки оптимальной финансовой и бюджетной политики,обеспечивающий максимальный рост поступлений в государственный бюджет иразвитие экономики. В состав аппарата министерств финансов функционируют контрольно-ревизионные управления, а в территориальных финансовых органах - аппаратглавного контролера- ревизора. Контрольно-ревизионные управления и аппаратыконтролеров-ревизоров проводят все виды ревизий производственно-финансовойдеятельности предприятий, организаций и учреждений. Кредитные учреждения осуществляют финансовый контроль при выдаче,проверке, обеспеченности и взыскании ссуд. Госкомиссии, госкомитеты,министерства и ведомства, отделы местных Советов народных депутатовпроводят финансовый контроль специальным ревизорским аппаратом.Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется структурнымиподразделениями предприятий, организаций. Как правило, на предприятиях, ворганизациях финансовый контроль выполняется главными (старшими)бухгалтерами, работниками финансовых отделов. Налоговые инспекции - это органы оперативного финансового контроля.Возглавляет систему налоговых органов Государственная налоговая служба.Налоговые инспекции на местах подчиняются только своему вышестоящемуоргану. Задачи налоговых служб являются: контроль за соблюдениемзаконодательства о налогах, обеспечение полноты и своевременности внесенияв бюджет налоговых платежей. Одновременно налоговые инспекции осуществляютпроверку финансового состояния предприятия и организаций независимо отведомственной подчиненности и их организационно-правовой формы; проводятконтроль за правильностью определения налогооблагаемой прибыли (дохода) сцелью недопущения ее занижения; ведут регистрацию всех субъектов, а такжереальных, потенциальных объектов налогообложения. Налоговые инспекции имеют право: заключать в организациях различныхформ собственности необходимые документы и сведения, за исключением тех,которые составляют коммерческую тайну, определяемою законодательством;контролировать соблюдение законодательства о предпринимательстве граждан;обследовать все помещения, используемые для извлечения доходов;приостанавливать операции предприятий и граждан в случае непредставлениядокументов; изымать документы, свидетельствующие о сокрытии доходов;применять санкции и штрафы; предъявлять в суд и арбитраж иски о ликвидациипредприятий, признании сделок недействительными. Вместе с тем налоговые инспекции обязаны не разглашать сведения оразмере вкладов предприятий и граждан. Граждане и предприятия могут податьв суд или арбитраж жалобы на действия государственных налоговых инспекций. Развитие товарно-денежных отношений порождают разнообразие формсобственности, способствует появлению финансового рынка, что определяетнаправления дальнейшего развития и возникновения новых форм и средствфинансового контроля. Аудиторство - новое в нашей стране организационнаяформа финансового контроля за финансово-хозяйственной и коммерческойдеятельностью предприятий и организаций. Контрольные и консультационныеуслуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям наплатной основе. Аудиторские фирмы - это независимые организации, призванныеспособствовать повышению качества контроля, его объективности. При проведении финансового контроля в современных условиях все вбольшей мере используется с вычислительной также и информационно-компьютерная техника; широкое применение находят экономические нормы инормативы. 2. Государственный внешний долг. Одной из болезней российской экономики времен переходного периодастал непомерно возросший долг, как внешний, так и внутренний. Однако ни длякого не секрет, что многие высокоразвитые западные страны, члены Парижскогои Лондонского клубов, являются не только кредиторами, но и крупнейшимидолжниками, в первую очередь, конечно же, речь идет о внутреннейзадолженности, и наиболее классическим примером здесь являются СоединенныеШтаты. Поэтому не следует так уж драматически и болезненно восприниматьпроблему относительно высокого уровня государственной задолженности как этоделают некоторые особо ретивые российские политики, обвиняя реформаторов втом, что они “продали Родину за кредиты МВФ, выданных на проведениепреступных реформ антинародного режима” (большая часть внешнего долгаРоссии - это наследство СССР, а именно, экономической политики правительствРыжкова-Павлова в 1985-1990 годах. Ведь именно правительству Рыжкова мыобязаны уменьшением золотого запаса, обретением гигантской скрытойинфляции, тотальному дефициту и т.д.) История государственного долга РоссииКредитная история России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделалапервый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российскаяимперия заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средствнакануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами всоставе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 гг.Их нарицательный капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1января 1913г. равнялась 38 млн. руб. На графике отражена динамикагосударственного долга Российской империи в начале XX в.: суммазадолженности возросла в период русско-японской войны и революции, а затемстабилизировалась. [pic] На протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государствапревышали его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активнофинансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казнучастные линии. Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структурубюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первыйпополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.),доходную часть второго на 90% составляли средства полученные от внутреннихи внешних займов. Именно заемные средства шли на финансированиестроительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийнымибедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла напокрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи позаймам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета. Выпуск новых займов был в непосредственной компетенции царя иминистерства финансов. Однако после созыва Государственной Думы онаполучила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по-прежнему определялись по решению правительства. По большей части государственных долгов выплачивалось 4% годовых. Суммавсех бумаг с такой доходностью составляла более 2,8 млрд. золотых рублей —около 2/3 всего рынка. Все ценности, размещаемые в то время на рынке, разделялись на 3категории: краткосрочные; долгосрочные; бессрочные; Срок обращения краткосрочных обязательств ограничивался законом иколебался от 3 месяцев до 1 года. Купюры выпуска не должны были превышать500 руб. Право эмиссии по краткосрочным обязательствам предоставлялосьлично министру финансов с условием, что общая сумма обязательств в каждыймомент не превысит 50 млн. руб. В 1905 г. права министра были расширены до200 млн. руб. с правом выпуска краткосрочных обязательств, в том числе и наиностранных рынках. Государственное казначейство и частные лица имели правоучитывать эти обязательства в Государственном банке, проценты считались ввиде дисконта. Основу государственного долга составляли долгосрочные и бессрочныезаймы. Долгосрочные займы могли заключаться на достаточно длительные сроки— 50-80 лет. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когдагосударство обязывалось выплачивать только договорный процент, т.е. длядержателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой правопринудительной скупки данного инструмента по номинальной стоимости. В этомслучае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации набирже. Также существовало формальное определение внутренних и внешних займов.Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей.Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имелоникакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупкуиностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев несуществовало. В 1906 г. в Основном законе имелась статья 114: “При обсуждении государственной росписи не подлежат исключению илисокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другимпринятым на себя Российским Государством обязательствам.” Законодателизаранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка — платитьвовремя и полностью. Российское правительство в результате длительных и кровопролитныхусилий сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует нарынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом. Заимствование финансовых ресурсов использовалось с разными целями, идалеко не всегда целью для реализация какого-либо конкретного проекта.Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имелипервостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной экономическойполитике, не меняя ее курса. Отказавшись платить долги своим и иностранным гражданам, правительствоСоветской России заложило основу новой финансовой культуры. В результатеоблигации, выдаваемые как часть заработной платы, оказались простобумажками. Современная ситуация на рынке государственного долга Определение. Общая сумма обязательств государства по выпущенным инепогашенным государственным займам, полученным кредитам и процентам поним, выданным государством гарантиям представляет собой государственныйдолг. В зависимости от рынка размещения, валюты и других характеристикгосударственный долг делится на внешний и внутренний. К первому относятсякредиты иностранных государств; международных финансовых организаций;государственные займы, деноминированные в иностранной валюте и размещенныена зарубежных рынках. Ко второму относятся кредиты от национальных банков;государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещенныена национальном рынке. Он состоит из задолженности прошлых лет и вновьвозникшей задолженности.Лет пятнадцать тому назад вряд ли кто-нибудь мог предположить, что Россияокажется в весьма неприглядном положении ненадежного должника, вынужденногопросить отсрочки по непосильным для нее долговым платежам, и что проблемауправления внешним долгом станет постоянной заботой ее экономических ифинансовых органов. С одной стороны, подтвердились опасения ненадежнойплатежеспособности наших должников их развивающихся стран и стран СЭВа, а сдругой — по ряду причин оказалось невозможным избежать быстрого нарастаниявалютной задолженности западным кредиторам. Связано это было в основном сдефицитностью платежного баланса и государственного бюджета, ухудшениемценовых условий внешней торговли, общим сокращением товарного экспорта ипоставок военной техники. После распада СССР в конце 1991г. России в срочном порядке пришлосьвзять на себя долговые обязательства перед иностранными кредиторами. Витоге внешний долг увеличился с 29 млрд. долл. (50% экспорта) в 1985 г. до119 млрд. долл. (260%) в 1994 г. и в 1995 г. — 130 млрд. долл.(265%). Приняв на себя все внешние долги, Россия по условиям “нулевоговарианта” стала одновременно правоприемником и по всем зарубежнымфинансовым активам СССР. Вроде бы общие размеры этих активов превышаютсумму контрактных обязательств по полученным иностранным кредитам, однакореальная ситуация сейчас складывается таким образом, что с позиций текущегоплатежного баланса России весьма незначительные поступления от указанныхфинансовых активов далеко не равнозначны крупным платежам по обслуживаниювнешней задолженности. И дело здесь отнюдь не в расхождении графиковсоответствующих поступлений и платежей. Общая задолженность третьих стран по государственным кредитам бывшегоСССР оценивается ориентировочно в 170 млрд. долл. При этом следуетучитывать, что подавляющая часть кредитов выражена в прежних инвалютныхрублях, и их пересчет в современные доллары связан с немалыми сложностями ипротиворечиями. Поэтому иногда предлагается считать, что нам должны по этимкредитам примерно 100 млрд. инвалютных рублей и 7 млрд. долл. По некоторымоценкам, более половины долгов можно отнести к безнадежным. По различнымоценкам, Россия может получить от своих должников лишь от 15 до 20 млрд.долл., да и то в течение 20-25 лет. Как видно, взятые на себя Россиейсоюзные долги намного весомей противостоящих им финансовых активов. Еслипринять ориентировочно эту разницу на уровне 50 млрд. долл., то приреальной доле России в кредитных обязательствах СССР около 60% убыток отнулевого варианта определяется в 20 млрд. долл. (40% от 50 млрд. долл.).Реальная цифра может оказаться еще более весомой. Кредиторы государства объединены в Парижский клуб, в котором всевопросы решаются исходя из политической точки зрения, в отличие от чистокоммерческого подхода участников Лондонского клуба, куда входят в основномзарубежные банки-кредиторы. До 1991г. Внешэкономбанк считался первоклассным заемщиком, ему даваликредиты крупные банки Японии, США, Швейцарии и, особенно, Германии. В итогеони оказались обладателями крупных просроченных задолженностей на миллионыдолларов. Естественно, что многие из них захотели продать эти долги. Другиеже, рассчитывая на погашение в ближайшем будущем этих задолженностей,приобретали их. Возникновению рынка способствовало обезличивание долгов,т.е. вне зависимости от срока погашения и процентной ставки они сталипредставлять собой единый инструмент. Некоторые банки стремились избавиться от этих кредитных соглашений,другие их покупали с большим дисконтом от номинальной стоимости, по которойвыдавался этот кредит. Солидный объем внешнего долга и достаточно большоеколичество банков, желающих купить и продать долговые обязательства,обусловили высокую ликвидность инструмента внешних долгов. За четыре года функционирования рынка внешнего долга России выработанмеханизм торговли. Заключенная дилерами сделка оформляется соглашением между покупателем ипродавцом. Затем происходит переоформление долга Внешэкономбанка с одногокредитора на другого. ВЭБ ведет реестр кредиторов и дает согласие наподобную перезапись. И хотя случаев отказа в таком переоформлениизафиксировано не было, сам процесс занимает длительное время. Формальностороны оставляют 21 рабочий день, для того чтобы переписать правасобственности с продавца на покупателя. При этом в соглашение включеноположение о том, что стороны приложат максимум усилий для соблюдения этогосрока. Однако на практике это не всегда удается — сделка требуетдлительного обмена письмами: сначала происходит подтверждение сделки междуконтрагентами, затем продавец посылает запрос на reassignment(перерегистрацию) во Внешэкономбанк, получает от него положительный ответ,после чего вместе с покупателем переписывает сам кредит. Для упрощения сделок время от времени создаются синдикаты, куда входятосновные западные инвестиционные банки, торгующие данным инструментом. Этисиндикаты при посредничестве крупных аудиторских фирм, таких как ArthurAnderson, Price Waterhouse и др., клирингуют сделки между собой. Врезультате вместо тысяч перерегистраций возникает необходимость лишь внескольких с участием начальных и конечных владельцев. Существует и более простой способ торговли, который предпочитаютотечественные банки, — нейтинг (netting): банк продает купленный кредитпрежнему владельцу до истечения стандартного срока в 21 день, производятаким образом подобие арбитражной сделки, которая не требует никакогооформления. Привлекательность таких сделок с точки зрения российских банковв том, что можно получить прибыль, не привлекая дополнительные средства. Влияние внешнего долга на национальную экономику Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большеймере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированиемвсей национальной экономики и ее финансовой сферы. Обозначим характер взаимодействия внешних заимствований ссоответствующими сферами экономики страны. Прежде всего важен характеропасности чрезмерного роста внешнего долга с позиций государственногобюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособностистраны. Для государственного бюджета в 3-х звенном кредитном цикле(привлечение, использование, погашение) неблагоприятные последствиячрезмерного возрастания внешнего долга связаны в основном со стадией егопогашения; новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, сулятвозможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходныеисточники, позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетногопроцесса. В то же время неблагоприятно может складываться график платежейпо внешнему долгу. В любом случае степень и последствия взаимодействиязависят главным образом от относительной величины накопившегося внешнегодолга. У платежного баланса аналогичный характер взаимодействия с долговымциклом: на смену желанным дополнительным валютным поступлениям приходитпериод расплаты по долгу. Здесь в целом высокая степень взаимодействия,поскольку именно сальдо по текущим статьям платежного баланса можетвыступать основным ограничителем во внешних заимствованиях и управленииинвалютным долгом, а при определенных обстоятельствах — даже диктоватьнеобходимость отсрочки долговых платежей. В условиях обременительноговнешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия кнациональной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимымивалютными резервами и валютной конвертируемости. Особое место при этомзанимает вопрос о возможных неблагоприятных последствиях в случаечрезмерной девальвации национальной валюты, относительно занижения еереального курса. Увеличение в подобных условиях реального бремени платежейпо внешнему долгу подтверждается практикой ряда стран. Согласно введенному в 1994г. порядку формирования российскогогосударственного бюджета все платежи в нем по внешнему долгу учитываютсятеперь в рублевом эквиваленте. Это ограничивает возможности Россииувеличивать долговые выплаты, поскольку она имеет обязательства перед МВФ вотношении предельных размеров бюджетного дефицита. При заниженном курсерубля искусственно завышается рублевый эквивалент бюджетных расходов подолговым платежам, а тем самым и размеры бюджетного дефицита. Одним из элементов управления внешним долгом страны являетсяразработка программы внешних заимствований. Ряд основных положений по этомувопросу предусмотрен правительственным постановлением от 16 октября 1993г.№1060 и федеральным законом от 26 декабря 1994г. №76-Ф3. Предельнымразмером государственных внешних заимствований является ежегодноутверждаемый в форме федерального закона максимальный объем использованиякредитов на предстоящий финансовый год. Как правило, он не должен превышатьгодового объема платежей по обслуживанию и выплате основной суммыгосударственного внешнего долга. В предельных размерах не учитываютсякредиты и заимствования в отношениях с другими государствами-участникамиСНГ; их суммы определяются в законе о федеральном бюджете. Ежегодноправительством подготавливается программа государственных внешнихзаимствований и предоставляемых внешних кредитов с выделением кредитов(займов), каждый из которых превышает 100 млн. долл. Ограничителем размеров внешних заимствований может служить установкана поддержание в определенных пределах показателей долговой зависимости,используемых в мировой практике, в том числе на основе сопоставлениязадолженности и долговых платежей с ВВП и экспортом. Необходимо учитывать,что для России, как и для других стран с большой территорией, объективнозакономерен относительно низкий удельный вес экспорта в национальномпродукте. Именно по этой причине, а также из-за неполной еще интеграции вмировую экономику нам, видимо, следует отдавать предпочтение не ВВП, аэкспорту в качестве базы для индикатора уровня долговой зависимости. Для оценки остроты долговой проблемы существуют разные критерии.Наиболее типичные из них связывают размер долга и потребности его погашенияи выплаты процентов с величиной экспорта, от которого зависят потенциальныевозможности обслуживания кредитов. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению сэкспортом в 2 раза, повышенной опасности - в 3 раза. По данным за 1995 год,величина задолженности превышала общую сумму экспорта немногим более чем в1,5 раза, а экспорта в страны дальнего зарубежья - примерно в 1,9 раза. Онапо этому критерию не достигла еще опасной черты, хотя нужен тщательныйконтроль, чтобы вплотную не приблизиться к ней. Сложнее ситуация с проблемой погашения долга и уплаты процентов понему. Границей опасности считается отношение процентных платежей к экспорту15-20%, границей повышенной опасности: 25-30%. В 1995 году обязательствастраны по погашению кредитов и платежам процентов составляли (без учетареструктуризации) 27,6 млрд. долларов (35% к общей сумме экспорта и 43% кэкспорту в дальнее зарубежье), фактически было выплачено 14,4 млрд.долларов (18 и 25% соответственно). Поскольку указанные суммы содержат нетолько проценты, но и погашение долга, пока ситуация с учетом отсрочекплатежей еще не достигла критической черты, хоть и приближается к ней. Внастоящее время полное обслуживание внешнего долга стране не по силам.Отказ же от платежей означал бы неплатежеспособность государства, что нетолько стало бы тяжелым ударом по его престижу в мире, но и парализовало быимпорт, оголив внутренний рынок и нанеся непоправимый урон населению,поставив на повестку дня вопрос о введении карточной системы. Недавно достигнута беспрецедентная долгосрочная (на 25 лет)реструктуризация задолженности перед иностранными государствами (Парижскийклуб, общая сумма долга которому составляет около 40 млрд. долларов,реструктуризуемая часть - 37,6 млрд.) и банками (Лондонский клуб, долгкоторому достигает 25 млрд. долларов), которая явилась, по общей оценке,крупнейшим достижением российской экономической дипломатии. В соответствии с условиями погашение реструктуризуемой части долганачнется в 2002 году и должно завершиться в 2020 году. Нереструктуризованными остались лишь долги коммерческим фирмам, на долюкоторых приходится порядка 5-6% суммы долга бывшего СССР. Все это принципиально облегчает ситуацию на ближайшую перспективу.Так, в 1996 году Россия должна будет выплатить Парижскому клубу в качествепроцентов 2 млрд. долларов вместо 8 млрд. долларов по первоначальнымобязательствам. Становится реальным уложиться в общую сумму платежей в 8,5млрд. долларов, предусмотренную в бюджете на 1996 год. При благоприятном сценарии дальнейшего развития есть все возможностидостичь в 2002 году, когда начнется период погашения, принципиально новойситуации в экономике, делающей эти выплаты не столь критическими. Однако проблема требует постоянного внимания и контроля. Посильность ктому времени погашения долга будет зависеть от трех основных факторов:масштабов роста производства и доходов бюджета, темпов роста экспорта,обеспечения устойчивого активного сальдо торгового и платежного балансов инакопления валютных резервов. Особого внимания требует ограничение наращивания нового долга.Целесообразно также использовать при необходимости такую форму уменьшениязадолженности, как продажа в обмен на долг части акций российскихпредприятий. 3. Правовое регулирование страхования РФ. Особенности организации страхования в Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике Чтобы характеризовать положение страхового рынка России в условияхперехода к рыночной экономике необходимо сказать несколько слов остановлении и развитии страхования в стране, о его появлении. Известно, что страхование появилось еще во времена царской России,примерно в XVIII в. Однако зарождение национального страхового рынкаотносится ко второй половине XIX в. после отмены крепостного права. Причемстраховой рынок этого периода был представлен акционерными и взаимнымистраховыми компаниями, но помимо этого существовало и государственноестрахование. После революции 1917 года страхование во всех видах и формах объявлялосьгосударственной монополией. Все частные страховые компании былиликвидированы. А в 20ых гг. Было отменено имущественное страхование, чтоозначало начало разгрома страхового дела в стране. Поэтому, говоря об особенностях сегодняшнего страхового рынка России,надо понимать, что они обусловлены полнейшим изменением и восстановлениемнормальной системы страхования. Законодательную базу правового регулирования национального страховогорынка заложил Закон РФ «О страховании» от 27 ноября 1992г., вступивший всилу 12 января 1993г. В это же время был создан Росстрахнадзор -Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, которойбыли приданы контрольные функции за отечественным страховым рынком. В1996г. Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзораМинистерства финансов РФ. Можно рассмотреть особенности современного российского страхового рынкана примере наиболее доступного пониманию личного страхования. Естественно,что особенности его состояния (так же, как и других отраслей страхования)определены общей экономической нестабильностью в стране, глубокимиинфляционными процессами, затронувшими все сферы производства и услуг. Главными моментами, характеризующими особенности развития личногострахования в 90ых гг. явились:увеличение доля рисковых, краткосрочных видов личного страхования;появление на рынке вариантов договоров страхования, заключаемых сроком отодного месяца до года на условиях долгосрочного смешанного страхованияжизни[1];заключение основной массы договоров личного страхования в коллективнойформе за счет средств предприятий. Все три указанных момента в основном связаны с инфляцией, существеннымобразом обесценивающей все отсроченные страховые выплаты, делающейдолгосрочное страхование невыгодным ни для страхователя, ни длястраховщика. В мае 1994г. приказом еще существующего тогда Росстрахнадзора № 02-02/08от 19.05.94 г., утвердившим новые Условия лицензирования страховойдеятельности на территории Российской Федерации. По существу был введензапрет на проведение страхования жизни сроком менее одного года. Этопривело к необходимости поисков страховщиками путей привлечениястрахователей к договорам страхования жизни на год и более. Говоря о социальном страховании, необходимо подчеркнуть его особуюважность для России. К сожалению, особенности, характеризующие современнуюсистему социального страхования в стране довольно плачевны. Из фондов, традиционно относящихся к учреждениям социального страхования,у нас действуют только следующие:пенсионный фонд, имеющий довольно разнообразные функции, относящиеся побольшей степени не к сфере социального страхования;фонд социального страхования, также не могущий служить основой для созданияв России стройной системы социального страхования;фонд занятости, основной задачей которого должно быть страхование на случайбезработицы;фонд медицинского страхования, который фактически так же к страхованиюимеет весьма отдаленное отношение, воплощая в себе все ту же бюджетнуюмедицину с несколько иными источниками формирования бюджета.Нет в России такого важного вида социального страхования, как страхованиеот несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,которые по сути есть в любой стране. Нет фонда страхования заработнойплаты, который существует в некоторых странах мира и который был бы весьмаактуален в нынешних условиях повсеместной задержки заработной платы. А тефонды, которые есть, не связаны между собой в систему. Но не все особенности и признаки современного страхования в России такпечальны. К особенностям современного страхования в целом можно отнести и то, чтосейчас формируются крупные государственные коммерческие компании,специализирующиеся на проведении отдельных видов страхования. В связи сэтим проводится активная деятельность по образованию новых формвзаимодействия между ними. Создаются добровольные ассоциации страховыхорганизаций, устав которых помимо координации работ и оказания взаимопомощипредусматривает возможность взаимного перестрахования. Преобладающей формой собственности на страховом рынке России становитсяакционерная форма. Конечно, проблем в формировании нового страхового рынка в стране довольномного, поэтому необходимо поговорить и о путях дальнейшего развития Россиив отношении страхования, отметить наиболее подходящие модели страховогорынка. Проблемы дальнейшего развития страхового рынка России Анализ показывает, что на страховом рынке России доминируют тенденцииотрицательного характера. Так, по данным за девять месяцев 1996г. в общемобъеме страховых взносов на долю обязательного страхования приходится 46,6% (в 1995г. - 30,5%) при этом свыше 91% платежей обязательного страхованиядает обязательное медицинское страхование. Соответственно доля взносовдобровольного страхования за девять месяцев 1996г. составила 53,4% (в1995г. - 69,4%). Безусловно через страхование государство должно участвовать в решениисоциальных проблем развития общества. Совершенно закономерно и экономическиоправдано в сегодняшних условиях проведение за счет средств бюджетаобязательного личного страхования военнослужащих и членов их семей,страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.Это определяется сегодняшним экономическим состоянием страны и вытекает изнеобходимости повышения социальной защищенности населения в условиях рынка.Но обязательное страхование следует рассматривать как временную меру,переходный этап в решении социальных проблем общества. В то же времяобязательное медицинское страхование по своей экономической сущностиявляется более вопросом социального обеспечения граждан, нежелистрахования. Определяющими в развитии страхования должны быть добровольныевиды. Вызывает большую озабоченность сокращение размеров и снижение их ролии значения. Одной из главных причин медленного развития страхования имуществаюридических лиц является отсутствие правового регулирования. Развитие страхового рынка России требует значительной поддержки состороны государства. Необходимо решить вопрос о налогообложении страховойдеятельности и ее государственном регулировании. Ликвидация Федеральнойслужбы страхового надзора как самостоятельного органа и передачи ее функцийМинистерству финансов России может рассматриваться как временная мера посовершенствованию страхового надзора. Очевидно, что страховой надзор долженбыть самостоятельным федеральным органом с более широкими полномочиями.Финансирование его содержания следует решать через внебюджетный фонд,создаваемый за счет отчислений от страховых взносов. На страховом рынке наметилась также тенденция к сокращению числастраховых организаций и численности агентов. За девять месяцев 1996г. посравнению с 1995 годом количество страховых организаций уменьшилось на 6%.В том числе филиальная сеть сократилась более чем на 15%. Численностьстраховых агентов уменьшилась почти на 26%. В настоящее время сложилось крайне неравномерное распределение страховыхкомпаний по регионам России. В Центральном районе их насчитывается более35% общего числа. Только в Москве - 530 страховых организаций, в то времякак в регионах Западно-Сибирского, Уральского, Восточно-Сибирского,Дальневосточного районов число страховых организаций незначительно. Сейчас получают развитие финансово-промышленные группы, численностькоторых на 01.01.97г. равнялось 46 единицам. Среди них такие гиганты, как«Волжско-Камская финансово-промышленная группа» - производство легковых игрузовых автомобилей; «Межгосударственная финансово-промышленная группаИнтеррос» - производство и экспорт химических удобрений, алюминия и др.Финансово-промышленные группы получают развитие, растет удельный веспродукции, производимой ими. Кроме промышленных предприятий, в группувходят банковские и страховые структуры. Но организация самостоятельнойстраховой компании для каждой финансово-промышленной группы сдерживаетразвитие страхования рамками группы. Страхование должно развиваться как самостоятельный экономическийинструмент, постоянно расширяя операции. Для российского страхового рынкабыло характерно появление кэптивных страховых организаций в рамкахотдельных бывших министерств и ведомств. Этот процесс, безусловно,положительно складывается на развитии страхового рынка, но только впереходный период. Страхование в своем развитии не должно сдерживатьсяграницами отрасли или предприятий, объединенных в финансово-промышленнуюгруппу. Страховые компании должны идти по пути объединения между страховщиками:обмен акциями, взаимное участие в уставных капиталах. Это наиболее реальныйпуть развития страхового бизнеса в условиях российского рынка. Вопрос взаимоотношения страхового и банковского рынков имеет огромноезначение для цивилизованного развития экономики. 4. Литература:1.”Деньги и кредит”, №6/1996, А.Ю.Симановский, статья “Государственныйдолг: бремя цивилизации”2.“Рынок ценных бумаг”, №12/1995, Алексей Грабаров, статья “Новыеинструменты на рынке государственного долга”3.”Финансы”, №7/1995, Г.П.Рыбалко, статья “О внешних заимствованиях России”4. Страховое дело. Учебник под редакцией профессора Рейтмана Л. И. М., 1992г.5. Страховой портфель. Рубина Ю. Б., Солдаткин В. И. - М. :“СОМИНТЕК”, 1994 г.6. Федеральный закон РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 “О страховании” -----------------------[1] Смешанное страхование жизни - это комбинация страхования на случайжизни и случай смерти. Его преимущество заключается в том, что онопредлагает застрахованным за меньшую цену заключить договор о покрытиириска и обеспечения сбережений с помощью одного единственного полиса.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Органы, осуществляющие финансовый контроль iconОрганы государства, осуществляющие финансовый контроль

Органы, осуществляющие финансовый контроль iconОрганы, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка

Органы, осуществляющие финансовый контроль iconДолжностные лица и органы, осуществляющие ведомственный процессуальный и судебный контроль, прокурорский надзор
В круг участников уголовного судопроизводства Уголовно-процессуальный кодекс РФ включает все государственные органы и всех лиц, в...
Органы, осуществляющие финансовый контроль iconФинансовый контроль: формы, методы, органы

Органы, осуществляющие финансовый контроль iconФинансовый контроль в условиях перехода к рынку
Субъекты финансового контроля: организации и органы власти, их характеристики 7
Органы, осуществляющие финансовый контроль iconФинансовый контроль
Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности го­сударства и муниципальных образований является финансовый контроль
Органы, осуществляющие финансовый контроль iconКурсовая работа по дисциплине "Финансы" на тему "Финансовый контроль в условиях перехода к рынку"
Субъекты финансового контроля: организации и органы власти, их характеристики 7
Органы, осуществляющие финансовый контроль iconОрганы осуществляющие финансовую деятельность

Органы, осуществляющие финансовый контроль iconТема Аудит в системе финансового контроля в Российской Федерации
Система финансового контроля подразделяется на государственный финансовый контроль, общественный контроль и аудит (независимый контроль)....
Органы, осуществляющие финансовый контроль iconПрограмма дисциплины Государственный финансовый контроль для направления 080500. 68-Менеджмент
Афанасьев М. П. Государственный финансовый контроль (материалы к лекциям), М., Вшэ, 2001
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы