Социально-экономическое и политическое развитие страны в 90-е гг. XX в icon

Социально-экономическое и политическое развитие страны в 90-е гг. XX в



НазваниеСоциально-экономическое и политическое развитие страны в 90-е гг. XX в
Дата конвертации05.07.2012
Размер234.03 Kb.
ТипРеферат
Социально-экономическое и политическое развитие страны в 90-е гг. XX в.


МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Пермский институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный торгово-экономический университет" КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По Отечественной истории на тему: «Социально-экономическое и политическое развитие страны в 90-е гг. XX в.» Выполнила студентка 1курса гр. Кз - 11 Ефремова М.В Проверил: Суслов М.Г. Дата проверки ____________ Оценка___________________ Подпись_________________ Пермь 2005 СОДЕРЖАНИЕ Введение…3 1. Проблема формы правления в России. Радикальные и экономические реформы 1990-93 г.г…..4 2. Показатели первых реформ начала 90 г.г. XX века……7 3. Дорога к кризису. Кризис……11 4. Принципы внешней политики. Итоги……18 Заключение……22 Список литературы…...24 ВВЕДЕНИЕ Современная Россия. Ведь это то время и та страна, в которой мы живем.У каждого человека есть своя точка зрения на творящуюся вокруг негоисторию, и она может отличаться от моей. Вообще очень трудно писать ополитических, экономических и социальных процессах проходящих в настоящеевремя, потому что мы не знаем, а только можем прогнозировать ихисторическую значимость. "Три пути ведут к познанию: путь размышления - самый благородный, путь подражания - самый легкий, путь опыта - самый горький!" КОНФУЦИЙ На историческом опыте видно что Россия похоже выбрала тритий (взять кпримеру реформы Горбачева), может быть по этому на сегодняшний день Россия,из 150 стран мира находиться месте так на сотом с лишнем. Слишком многоосталось пережитков старого, и слишком мало решено нашим правительствомновых проблем.С конца 1991г. на международной политической арене появилось новоегосударство-Россия, Российская федерация (РФ). В её составе находилось 89субъектов Федерации, включая 21 автономную республику. Руководству Россиипредстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества исоздание нового государства. В числе первоочерёдных было принятие мер повыходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создатьновые органы управления народным хозяйством, сформулировать российскуюгосударственность. В политической сфере все тоже вроде не к лучшему. Если вдуматься в точто говорят наши “политики”, то кажется что они сами не понимают, чтопроисходит. Правящая элита России, включая ее президента, говорит и пишет о том,что Россия - великая держава, и о том, что она, т.е. Россия, должна занять"достойное место" в мировом сообществе. Не очень тогда становится понятно:если Россия – “великая держава”, то это уже само по себе "достойное место"в мире. Тогда тут что-то не клеится. В своей контрольной работе я бы хотела изложить это самое “становлениеи формирование” России в 90-ые годы 20-го века. Я выбрала эту тему потому,что- это “новейшая история”- это время , в котором мы живём в данныймомент, и осознаём всё до мельчайших подробностей т.к.
это происходило нанаших глазах, тем более в наше время гораздо больше источников информации,таких как радио, телевидение, газеты, журналы и др. 1. Проблема формы правления в России. Радикальные и экономические реформы 1990-93 г.г. Важным вопросом для России начала 90-х был, выбор формы правления:президентская республика (сильный президент, формирующий правительство иимеющий право на роспуск парламента при определенных условиях) илипарламентская республика (сильный парламент, назначающий правительство) илисмешанная форма — президентско-парламентская республика. На протяжении 1992года шла борьба между законодательной и исполнительной ветвями власти.Разочарование ходом радикальных реформ значительной части общества,экономические трудности лишили реформаторские силы поддержки многими слояминаселения и усилили блок старой номенклатуры. В условиях, когда властьпродолжала оставаться главным источником собственности, стратегия оппозицииизменилась. Ее перестала устраивать возможность влиять на исполнительнуювласть за счет численного преобладания в парламенте. Целью становиласьвласть и возможность контролировать правительство. Именно эту цель отражаллозунг митингов "Трудовой России" и Фронта национального спасения -– "Всявласть Советам". В свою очередь, к весне 1992 года сторонники жесткой линиив окружении Президента взяли курс на роспуск парламента. В феврале 1992 года Президент предложил законодательной власти сделатьвыбор: или заключить с исполнительной властью соглашение о продолжениирадикальных реформ, или предоставить возможность избирателям на референдумевыбрать, кому вручить власть: Президенту или парламенту. На протяжении 1992 года борьба вокруг конституционного строя Россиишла с переменным успехом. Верховный Совет во главе с Хасбулатовым все болееактивно вмешивался в дела исполнительной власти. Исполнительная власть и вцентре и на местах была представлена органами Советской власти. В странефактически возникло двоевластие. 12 декабря 1993 года состоялся первые выборы законодательной власти иреферендум по одобрению проекта новой конституции. Проект получилодобрение. Конституция установила принцип разделения властей на 3самостоятельные ветви власти (исполнительную, законодательную и судебную).Главой государства становился Президент, избираемый прямым голосованием на4 года, определяет основные направления внутренней и внешней политики,формирует Правительство. В декабре 1993 г. состоялись выборы в новый орган государственнойвласти - Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двухпалат: Совета Федерации и Государственной Думы. В канун выборов возниклинесколько политических блоков и коалиций. Широкую известность приобрелиблоки "Выбор России" и "Явлинский, Болдырев, Лукин" ("Я-Б-Л"), Российскоедвижение демократических реформ, предвыборное объединение "Отечество".Большинство объединений и партий выступали за многообразие формсобственности, усиление социальной защиты населения, за единство ицелостность России. Однако в вопросах национально-государственногостроительства их позиции основательно расходились. Блок "Я-Б-Л" отстаивалидею конституционной федерации, КПРФ - восстановление на новой основесоюзного государства, ЛДПР - возрождение российского государства в рамкахдо 1977 г. В результате проведенных на многопартийной основе выборов в парламентвошли представители 8 партий. Наибольшее число мест получили "ВыборРоссии", ЛДПР, Аграрная партия и КПРФ. Первым председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко, в прошломдиректор одного из крупных промышленных предприятий страны. ГосударственнуюДуму возглавил И.П. Рыбкин. С первых дней работы Государственной Думы в еесоставе возникли несколько партийных фракции, наиболее многочисленной средикоторых являлась фракция "Выбор России" (председатель Е.Т. Гайдар). 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята КонституцияРоссийской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент. Всостав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и С.-Петербург)и 49 областей. Были определены принципы построения высших органовгосударственной власти и управления. Законодательно закрепляласьдвухпалатная структура Федерального собрания — постоянно действующегозаконодательного органа РФ. К ведению высших органов власти России былиотнесены: принятие законов и контроль за их выполнением, управлениефедеральной государственной собственностью, основы ценовой политики,федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней политики имеждународных отношений, объявление войны и заключение мира, руководствовнешнеэкономическими связями. Подчеркивалась самостоятельность органов трехветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Законодательнозакреплялись политическая многопартийность, право свободы труда и правочастной собственности. Конституция создавала условия для достижения вобществе политической устойчивости. Высшие органы власти Российской Федерации (с декабря 1993г.) глава государства Президент РФИсполнительная власть Законодательнаявласть Правительство РФ Федеральное Собрание –парламент РФ Советфедерации Государственная Дума Судебная властьКонституционный суд Верховный суд Высший арбитражныйсуд 2.Показатели первых реформ начала 90 г.г. XX века. В конце 1991-начале 1992 годов Президент России выступил впервые повнешнеполитическим проблемам. Он официально заявил, что ядерные ракеты ненаправлены на территорию США. В подписанной во время визита ПрезидентаЕльцина с США кэмп-дэвидской декларации 1992 года было зафиксированоокончание "холодной войны" и заявлено, что "Россия и Соединенные Штаты нерассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношенияхарактеризуются отныне дружбой и партнерством, основанными на взаимномдоверии, уважении и общей приверженности демократии и экономическойсвободе". Стремление внешнеполитических ведомств укрепить связи с Западомлюбой ценой вело к тому, что Россия в те годы следовала в фарватере США. Формально РФ была суверенной, хотя и в составе СНГ, но страна неимела ни границ, ни армии, ни таможни, ни понятия гражданства, ни системыуправления экономикой. В отношениях с партнерами по СНГ Россия отошла отдвух крайних позиций – имперских попыток силового восстановления союзногогосударства и самоустранения от проблем бывшего Союза. Именно благодаряэтому удалось избежать серьезного конфликта в рамках СНГ. Все бывшиереспублики СССР, став членами ООН, несколько “отдалились” от России. Однакопродолжалось это не долго, у каждой из этих стран появилось множествопроблем, решить которые им было не под силу. Возникли и обострилисьвооруженные конфликты в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдове. В этих условиях другого выхода, чем укрепление СНГ не виделось. За1992 год было принято свыше 250 документов, регулирующих отношения в рамкахСодружества. Тогда же был подписан Договор о коллективной безопасностиподписанный 6 странами из 11 (Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан,Таджикистан, Туркмения). Но с началом экономических реформ в России Содружество пережило в 1992году первый серьезный кризис. Экспорт российской нефти сократился вдвое (вто время как в другие страны вырос на треть). Начался выход стран СНГ изрублевой зоны. Провал ГКЧП и крах перестройки означал не только конецсоциалистического реформирования экономики, но и победу сторонниковлиберальных реформ. Руководство России выбрало либеральный путь,провозгласив в октябре 1991 года переход к рыночным отношениям, а затем клиберальной политической модели. В мировой практике существует 2 моделиперехода от командно-административной к рыночной экономике: постепенная и"шоковая терапия". Главным архитектором "шоковой терапии" стал вице-премьерправительства Гайдар со своими единомышленниками, молодыми экономистами,сторонниками монетаристских методов управления экономикой Чубайсом, Шохиными др. Их программа экономических реформ включала 3 основные направления:либерализация цен, свобода торговли, приватизация . В результатеосвобождения цен с 1.1.92 года денежные средства населения практическиобесценились, в результате оказалось, что покупать акции приватизируемыхпредприятий уже было не на что. С 1.10.92 года началась выдача всемунаселению ваучеров (приватизационных чеков на которые затем можно покупатьакции предприятий). Началась неконтролируемая скупка ваучеров у населения новымипредпринимателями, банкирами. С помощью ваучеров сколачивалсяпервоначальный капитал, а в процессе приватизация возникли многие огромныесостояния. Одновременно с освобождением цен упразднялась системацентрализованного распределения ресурсов. Правительство пыталось добитьсястабилизации прежде всего на макроэкономическом уровне (т.е.стабилизировать показатели экономики всей страны, контролируя основныепоказатели — ВВП, дефицит бюджета, инфляцию, объемы производства). Микроэкономические показатели (на уровне предприятий) выпали из полязрения правительства и предприятия, в условиях свободных цен, взлетевших всотни раз, испытывали огромные трудности — не могли закупить сырье икомплектующие, сбыть товар. В российской экономике существовали огромныеперекосы: доминировали сырьевые отрасли и ВПК (военно-промышленныйкомплекс) процветали монополии, многие устаревшие производства выпускалиненужную продукцию, а потребительский рынок был пуст. После распада СССРРоссии достались не только его проблемы, но и проблемы, связанные с егораспадом: остался огромный внешний и внутренний долг, предприятия,связанные ранее производственным циклом оказались в разных государствах,исчезли рынки сбыта многих товаров. В результате положение в экономике ухудшалось. Промышленноепроизводство упало в 1992 году на 35%. Эта тенденция сохранялась до 1996года. При высокой степени монополизации производства, производителидиктовали свои цены, что привело к их увеличению в 100-150 раз, при ростесредней зарплаты в 10-15 раз. Наиболее сильно пострадали «бюджетники»,начался отток научных кадров и специалистов ВПК в коммерческие структуры иза границу. Медленно разворачивалась приватизация госсобственности и еедецентрализация, в отличие от приватизации сферы торговли. Условия были таковы, что значительная доля госсобственности напредприятиях отошла управленческому аппарату, трудовые коллективы, которымпредоставлялись преимущества, не смогли ими воспользоваться. Акции многихперспективных предприятий были скуплены новыми предпринимателями ибанкирами. Снизился жизненный уровень населения (сократилось потребление,ухудшилась структура питания, отсутствие у малообеспеченных получитьквалифицированную медицинскую помощь и лекарства), что привело к сокращениюпродолжительности жизни. Растет безработица. Итоги первого (92) года реформ:1. спад промышленного производства — 35%, взаимные неплатежи предприятий достигли 3,5 трлн. рублей;1. не удалось добить успеха в финансовой реформе — жесткая кредитная политика под давлением директорского корпуса, депутатов, профсоюзов сменилась политикой уступок (даны новые кредиты убыточным предприятиям, денежная масса увеличивалась в 4 раза);2. увеличение денежной массы привело к новой волне инфляции;3. внешний долг рос, на его обслуживание уходило треть годового дохода страны;4. снижение жизненного уровня, рост социальной напряженности, рост безработицы, забастовки. 3.Дорога к кризису. Кризис. В 1993 году чековая приватизация продолжалась, росло количествокоммерческих банков, в сельском хозяйстве государственными остались неболее 15% колхозов, но фермеры без поддержки государства разорялись.Продолжался спад производства промышленности (16%) и сельского хозяйства(4%), сократились грузовые перевозки. В негосударственном секторе былозанято уже 40% работающих. Дефицит бюджета — 12 трлн. руб. Цены выросли в 9раз, происходит расслоение населения на богатых и бедных, 10% богатых имеетдоходы в 11 раз превышающие доходы остальных. Но число забастовокпостепенно сокращается. Хотя официально численность безработных не велика,но растет скрытая безработица (неполный рабочий день, вынужденные отпуска). К концу 1993 года завершилась первая стадия приватизации(«ваучерная»), в результате реально появился частная собственность,возникают экономические методы регулирования. Произошла частичная адаптацияпроизводителей и потребителей к рынку, заработал потребительский рынок.Центр деловой активности переместился в негосударственный сектор. Удалось обеспечитьконвертируемость рубля, пополнить золотовалютный запас. Россия постепенноинтегрировалась в мировое хозяйство. В 1994 году правительство сосредоточило свои усилия на стабилизацииуровня жизни населения, поощрении предпринимательской деятельности, целевойподдержки наиболее незащищенных слоев населения, получении западныхкредитов и инвестиций. В 1995 году приоритетной задачей была жесткая финансовая политика сцелью обуздать инфляцию. В 1996 году — прекращение падения производства и стабилизацияэкономики. Уровень инфляции удалось снизить, но связанные с этим надежды наинвестиции и подъем производства не оправдывались. Нестабильнаяполитическая обстановка (выборы в Государственную Думу 1995 года иПрезидента 1996 года), непоследовательная финансово-кредитная политика неспособствовали стабилизации экономики и отпугивала западных инвесторов. Проводимый 2 этап приватизации (денежный) выявил противоречия вполитической и промышленно-финансовой элите, разразились скандалы по поводуусловий приватизации и ее результатов. На фоне падения производства (многиеотрасли с высоким уровнем технологий угасали) все заметнее становилсяперекос в сторону производства сырья. Например, доля отчислений в бюджеттакого монополиста как Газпром составляет 25%. Росла доля импорта, особеннопродовольствия на фоне снижения производства продуктов питания. В 1997 году удалось остановить падения производства, но инвестицийбыло недостаточно для подъема. Высокая энергоемкость промышленности Россиии устаревшее оборудование делали товары неконкурентоспособными. Экспортединственное что росло в годы реформ, теперь уже сокращается, в 1997 годуэкспорт упал на 2%. Дефицит бюджета в 1997 году составил 6,8%. Падение за все предыдущие годы производства достигло 50%, 45%предприятий стали убыточными, взаимонеплатежи между предприятиями иневыплаты налогов в бюджет, при отсутствии инвестиций в производство,замены и обновления оборудования. Инфляция была не высока, курс доллара восновном стабилен благодаря достаточным золотовалютным запасам Центробанка,но на обслуживание внутреннего и внешнего долга уходило 30% доходов.Сохранялась высокая социальная напряженность, вызванная скрытойбезработицей невыплатой зарплат, пенсий и социальных пособий. За чертойбедности оказались от 30 до 40 млн. человек (по разным оценкам),забастовки, голодовки, перекрытие железных дорог. Издержки реформ можно объяснить следующим:1. Плохие стартовые условия реформ, экономика находилась на грани краха, с распадом СССР распались хозяйственные связи, рухнул прежний механизм управления и нужно было создавать новый. Обесцененный рубль, отсутствие золотовалютных запасов, долги СССР, отсутствие в стране продовольственных запасов, высокая социальная напряженность, диспропорция в промышленности с перекосом к ВПК и добывающей промышленности и тяжелой индустрии.1. Политическая нестабильность, борьба законодательной и исполнительной властей, а затем между финансово-промышленными группировками.2. Ошибки теоретиков и исполнителей реформ в выборе стратегии и в оценке ситуации и последствий принимаемых решений ("хотели как лучше, а вышло как всегда"). Например, расчеты на приток инвестиций и подъем производства после стабилизации курса рубля и победой над инфляцией не оправдались. Нельзя сказать, что данный курс не дал обществу каких-либо позитивныхимпульсов. Может быть, самым существенным сдвигом было преодоление трудногопсихологического барьера перехода к рынку, возникновение предпринимателей ипоявление рыночных механизмов. Теперь хочется сказать несколько слов о той напасти, которая постигланас не так давно, и которую мы еще хорошо помним. Это очередной кризис,потрясший экономику России. В 96 году, впервые за последние три года, мы ощутили, - что такое ростцен по 10-100% в неделю, покупка продуктов питания «про запас», очереди вмагазинах, обесценение банковских вкладов, банкротство самих банков.Незнакомое слово «дефолт» стало вполне понятным и привычным. Пошлиразговоры о национализации банковских учреждений, крупных фирм, чуть ли нео диктатуре.Принято считать, что кризис начался 17 августа, с решением правительстваСергея Кириенко о моратории на выплату долгов иностранным кредиторам, а также с расширением валютного коридора до 9.5 рублей за один доллар.Но большинство аналитиков говорит о другом: 17 августа всего лишь открылсянарыв, который зрел очень давно, и достоянием общественности стала таинформация, которая уже довольно давно была известна избранным деятелямполитики и экономики. Итак, 1996 год. «Черный вторник» благополучно забылся. Доллар взят вкоридор, и валюта спокойно продаются на каждом углу по цене около 6 рублейза одну условную единицу. Только что закончилась кампания по выборам вГосударственную Думу, и полным ходом идет подготовка к выборам Президента.Уровень жизни постепенно повышается, зарплаты выплачиваются вовремя,торговля процветает. Но при этом продолжают падать объемы производства наотечественных предприятиях, что и не удивительно - из-за низкой стоимостидоллара импорт вполне доступен массам, а говорить о том, что он почтивсегда красивее и качественнее наших товаров не приходится. Задолженностипредприятий также продолжают расти, и, кажется, никто не волнуется по этомуповоду. А из-за границы продолжают поступать кредиты, потому что испуганныеиностранцы не хотят видеть “русского Ивана’’ с красной звездой во лбу иядерной ракетой за спиной голодным, - лучше его подкормить, чтобы не дайБог воевать не захотелось. На эти кредиты, об источниках возврата которыхникто, кажется, даже не задумывается, государство поддерживает видимостьстабильности и даже некоторого подъема. Первый звоночек для всех должен был прозвенеть еще осенью 1996 года.Борис Ельцин с трудом заявил о том, что он очень серьезно болен, предстоитсложная операция. Оппозиция радостно готовится к досрочным выборам. А набиржах полное спокойствие. Рубль не дешевеет, стоимость акций предприятийостается стабильной. А ведь на Западе, где экономика намного стабильнеенашей, серьезные колебания стоимости акций происходят даже тогда, когдавыясняется, что президент США еще и мужчиной бывает в рабочее время. Сразупадает индекс “Доу-Джонсона”, и все говорят о кризисе. У нас же известие оболезни Президента на экономике не сказывается совершенно. Странно?Конечно! Но отчего ни один из экономистов не задался вопросом - почему всеэто происходит? Почему наша экономика такая устойчивая? Теперь мы можемответить на этот вопрос: а потому, что она являлась ПОЛНОСТЬЮ регулируемой,но не административными, а псевдо-экономическими методами, когда наподдержку курса акций и национальной валюты расходывались колоссальныесредства, получаемые из иностранных кредитований. В 1997 году Президент вроде бы выздоравливает. В правительствоприходят молодые реформаторы, которые начинают реформировать Россию во всетяжкие. То пересаживаем чиновников на «Волги», собранные из импортныхкомплектующих, и стоящих подороже «Мерседеса», то собирают звезд эстрады, иуговаривают их платить налоги, то проводят деноминацию, потому что в России-де начался рост, и старые деньги при таком росте не подходили. И правда - рост начинается. Проявляется он очень странно - почему-тоувеличивается стоимость акций ряда российских предприятий, в основном,разумеется, добывающих отраслей. Опять ни у кого не возникает вопросов -почему, скажем, так дорожают акции Газпрома, когда на мировом рынкепродолжается падение цен на нефть? А ведь нефть - это, пожалуй,единственный товар, торговля которым приносила России реальную прибыль (оторговле оружием говорить не стоит, потому что, как выяснилось совсемнедавно, казна от этого бизнеса несла лишь убытки, а вся прибыльдоставалась кому угодно, но не государству), и уменьшение поступлений вбюджет от реализации «черного золота» явно должно было пробить в немсерьезную брешь. Но правительство продолжает заявлять о том, что трудныевремена закончились, и мы вступаем в эпоху процветания России. Только вотпочему-то возобновляются с новой силой задержки зарплат и пенсий. Инаселение, которое совсем недавно «выбрало сердцем», опять начинаетроптать. Промышленные мероприятия не заработали, жалования рабочимпредпочитают не платить, но и банкротиться никто не собирается. Получаетсястранная картина: ничего не работает, но граждане страны живут, в целом,неплохо, да вот и рост наметился. Пожалуй, последним широким жестом правительства времен эпохи “новогозастоя” стала кампания по возврату долгов по пенсиям в конце 1997 года.Выглядело это довольно убедительно: изыскали резервы, и смогли сразу всеотдали. Официально. На практике далеко не все и не всем. Как выяснилось,деньги на погашение долгов были просто НАПЕЧАТАНЫ, а выпуск необеспеченныхденег лишь значительно усилил давление на стабильность рубля, но не решилмакроэкономических проблем. Итак, подведем итог под периодом относительной стабильности 1996 -1997 годов. Этому времени, как ни какому другому, подходит термин«виртуальная экономика». И действительно, экономика России превратилась внекую искусственную реальность, которая имело мало общего с истиннымположением дел. Нельзя сказать, что создание такой экономики имело лишьотрицательные стороны. Ведь сохранялись рабочие места, пусть и приминимальных заработках. В результате мы имели социальную стабильность,которую трудно было бы достичь в случае массовых банкротств, массовой исвободной продаже предприятий в частные руки и т.д. Но, к сожалению,мирное сосуществование социалистической и капиталистической моделейэкономики в рамках одного общества невозможно, что и привело квозникновению дисбаланса, вызвавшего нынешний глобальный кризис.Государство, собирая по всему миру огромные кредиты, истратило их наподдержание остатков старого, ожидая, что они дадут новые, жизнеспособныевсходы. Увы, чуда не произошло, и сегодня нам приходится начинать всепочти сначала, но уже в гораздо более сложных условиях. События 1998 года можно воспринимать, как последние попытки удержатьэкономическую ситуацию в прежнем русле. Несмотря на то, что курс акцийроссийских предприятий начал катастрофически падать, рубль продолжалиудерживать на прежнем, малореальном, но таком желанном уровне - около 6рублей за доллар. Смена правительств, переговоры по получению новыхкредитов, написание новой красивой программы, выполнять которую последемонстрации западным кредиторам явно никто не собирался - мы знаем, к чемуэто привело. А заявление Президента за день до объявления о девальвациирубля, о том, что девальвация невозможна в принципе, окончательно лишилоего доверия даже тех, кто продолжал питать некоторые иллюзии по поводу егокомпетентности. Рост курса доллара, который привел к резкому подорожанию товаров какимпортного, так и отечественного производства. Полное недоверие к России,как к партнеру на мировом поприще. Реальные перспективы банкротствастраны. Серьезный кризис банковской системы и крушение самых, казалось бынезыблемых, монстров, вроде «Инкомбанка» и прочих. А самое главное -невозможность попыток исправить ситуацию ПРЕЖНИМИ методами. Ведь на Западеочень боялись, что если Россия останется совсем без средств ксуществованию, то она потянет за собой и всю мировую экономику. Но этого непроизошло. Да, есть некоторые неприятные нюансы от наших неурядиц, но вцелом - ничего глобального и непоправимого не произошло. И теперь получатькредиты, пугая Запад заклинаниями, вроде «Лучше дайте, а то всем плохобудет!», не получится. Мы так и не вписались в мировую экономику, и всенаши беды касаются только нас самих. 31 декабря 1999 года президент России Борис Николаевич Ельцин снимаетс себя обязанности главы государства и как он сам говорит, оставляетдостойную себе замену. Владимир Владимирович Путин – новая фигура вправительстве. Страна узнала его буквально пол года назад, но ему верятнародные массы, как мне кажется необоснованно. Есть ли гарантии того, чтоновое будет лучше старого? Путин побеждает на выборах неверное лишь потомучто о всех минусах других кандидатов кроме у него страна уже давно знает.Ну а “Путинские ” минусы страна еще познает (мнение экспертов). 4.Принципы внешней политики. Итоги Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средствпреодоления хозяйственного кризиса в стране. Россия и страны дальнего зарубежья. После августовских событий 1991 г.началось дипломатическое признание России. Для переговоров с российскимпрезидентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялсяпервый официальный визит Б.Н. Ельцина за рубеж - в ФРГ. О признаниисуверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССРзаявили страны Европейского Сообщества. В 1993-1994 гг. были заключенысоглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС иРоссийской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложеннойНАТО программе "Партнерство во имя мира". Страна была включена в составМеждународного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшимибанками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россиявступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросыкультуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государстваподдерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировуюэкономику. Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России.Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР ираспад Совета Экономической Взаимопомощи вызвали переориентациювнешнеэкономических связей. После долгого перерыва России был предоставленрежим наибольшего благоприятствования в торговле с США. Постояннымиэкономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и ЛатинскойАмерики. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участииРоссии строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане иВьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургическиепредприятия и сельскохозяйственные объекты. Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, потерритории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу.Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам.Ответными предметами торговли выступали медикаменты, продовольственные ихимические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российскойторговли сократилась к 1994 г. до 10%. Отношения с государствами СНГ. Развитие взаимоотношений сСодружеством Независимых Государств занимало важное место вовнешнеполитической деятельности правительства. В 1993 г. в состав СНГвходили, кроме России, еще одиннадцать государств. На первых порахцентральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам,связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с темииз стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры,определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж. Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшимиреспубликами. В 1992-1995 гг. падал товарооборот с государствами СНГ. Россия продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы,прежде всего нефть и газ. В структуре импортных поступлений преобладалитовары народного потребления и продовольствие. Одним из препятствий на путиразвития торговых отношений являлась образовавшаяся в предшествующие годыфинансовая задолженность России со стороны государств Содружества. Всередине 90-х годов ее размер превышал б млрд. долл. Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связимежду бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был созданМежгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве.Между шестью (Россией, Белоруссией, Казахстаном и др.) государствами былзаключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден уставСНГ. Вместе с тем Содружество стран не представляло собой единойоформленной организации. Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССРскладывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за разделаЧерноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты справительствами государств Прибалтики вызывались дискриминациейпроживающего там русскоязычного населения и нерешенностью некоторыхтерриториальных вопросов. Экономические и стратегические интересы России вТаджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженныхстолкновениях в этих регионах. Наиболее конструктивно развивалисьвзаимоотношения между Российской федерацией и Белоруссией. Деятельность российского правительства внутри страны и на международнойарене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях сгосударствами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Его усилия былинаправлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода отпрежней, советской, модели развития к новой общественно-политическойсистеме, к демократическому правовому государству. Итак, анализируя все вышесказанное, можно подвести итог. Россия, начиная с 1991 года. оказалась в принципиально новой ситуации.Каковы результаты проводимой нашей страной политики в последнее десятилетиеXX века? Существует разные мнения на этот счет, как пессимистичные, так иоптимистичные. Я же придерживаюсь нейтральной точки зрения. Наиболееважные, поистине эпохальные события произошли в конце столетия. Именно 90-е годы стало вполне очевидно, что исторический спор между большевистскоймоделью социализма и капитализмом промышленно развитых стран решен в пользуЗапада. После 1991 года коренным образом изменился внешнеполитический курсРоссии, ее отношения с НАТО: покончив с политикой экспансии и конфронтации,Москва внесла решающий вклад в оздоровление международного климата,обеспечила достижение успехов в развитии диалога, взаимопонимания,сотрудничества и партнерства с демократическими странами Запада, произошлозначительное продвижение на пути интеграции Росси в мировое сообщество. Ликвидация раскола мира на две антагонистические системы устраняетосновы конфронтационной блоковой политики в Европе. Именно этот факт, а также развитие международного сотрудничества открыли перспективу построениянового мирового порядка, в котором Россия будет частью мирового общества. С1992 года Россия занята поисками своего места в постконфронтационном мире,внося по мере необходимости определенные коррективы в свои отношения состранами мира. Так же немало было достигнуто по отношению к СНГ. Именно благодарянашему государству начался процесс реинтеграции внутри Союза. Однако, наэтом фронте была допущена масса ошибок приведших к усилению антироссийскихнастроений в бывших союзных республиках. Это показывает сомнительностьоднозначного отношения к проводимой политике как в СНГ, так в Азии иЕвропе. Не стоит идеализировать реальную ситуацию и замалчивать очевидное:у России и Запада (в частности) есть нерешенные проблемы, несовпадениеинтересов и взглядов, различные оценки тех или иных событий. Плюс к томусуществует немало фактов наводящих мысли о том, что НАТО все еще пытаетсясмотреть на нас как на врага. В общем еще много остается недосказано инерешено. Одно точно ясно: Россия, явившись в мир в новом качестве,стремлением наладить конструктивный диалог с другими странами открываетпуть к укреплению сотрудничества между членами многообразной, но единойчеловеческой цивилизации, ибо оно основано на реалиях современного мира иотвечает коренным интересам всего человечества. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключении реферата мне хочется показать Россию с иной стороны,чем обычно мы её видим. Слишком много осталось пережитков старого, слишкоммало решено нашим правительством новых проблем Сложившаяся социально-экономическая система была в последнее время недостаточно эффективной.Отсутствовала юридическая защита прав собственности и отечественныхпроизводителей. Не был разработан план социальной защиты населения. Неуменьшались размеры внешнего долга; ежегодные платежи по нему превышали ужеполовину федерального бюджета. Так же продолжается углубляться сотрудничество РФ с государствами –членами СНГ. Однако развитию интеграциональных процессов препятствовал рядфакторов. Среди них немаловажное место занимала нестабильность руководства внекоторых странах содружества. Распад СССР изменил положение России на международной арене, еёполитические и экономические связи с внешним миром. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации выдвигалаприоритетными задачами сохранение территориальной ценности и независимости,обеспечения благоприятных условий для развития рыночной экономики ивключения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России вкачестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а так же помощизападных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами,поэтому сейчас внешнеэкономические связи рассматриваются как одно изсредств, преодоления хозяйственного кризиса в стране. Реформы 90-х годов оказали глобальное воздействие на жизнь российскогообщества. В результате радикальных преобразований резко повысился уровеньпреступности, выросла безработица, высокая смертность населения, низкийуровень рождаемости, а так же уровень реальных доходов. И всё же вступив в третье тысячелетье, следует надеяться наисправления социально-экономической ситуации в нашей стране, тем более, чтоположительные сдвиги во всех сферах нашей жизни нельзя не принимать вовнимание. Каждому нужно приложить усилия и сделать нашу страну процветающейи великой. Переход к рынку, как я уже отмечала,- очень сложный и длительныйпроцесс. Пройдёт ещё немало лет, прежде чем перед нами предстанутрезультаты реформ Российской экономики. Но это уже показатель возраженияРоссии. И пусть переход к рынку у нас происходит очень болезненно, медленночто впрочем естественно, однако я уверена, если мы пройдём этот трудныйпуть до конца, Россия будет современным, цивилизованным государством вовсех отношениях.Список литературы: . Суринов А.Е. “Социально-экономическая ситуация в 1992-2000 гг., воздействие на население России” . Август 2001г. Понять Россию умом. Сборник. – М., 2001.. Орлов А.С. «История России. Учебник для ВУЗов.» - М., 2002.. “Проблемы и перспективы.Развитие федеративных отношений в России ” // Независимая газета 20 янв.1998г. . Борисов Н.С. ”Ключ к истории отечества” . Февраль 1997г . Селезнёв Г.К. Новейшая история России и Запада . Октябрь 1998г




Похожие:

Социально-экономическое и политическое развитие страны в 90-е гг. XX в iconСоциально экономическое политическое развитие России в начале 20 века

Социально-экономическое и политическое развитие страны в 90-е гг. XX в iconГ) Начало войны (1775) 15
I. Социально-экономическое и политическое развитие колоний в XVII и первой половине XVIII веков 4
Социально-экономическое и политическое развитие страны в 90-е гг. XX в iconСевероамериканская буржуазная революция
I. Социально-экономическое и политическое развитие колоний в XVII и первой половине XVIII веков 4
Социально-экономическое и политическое развитие страны в 90-е гг. XX в iconВопросы к зачету по истории стран азии и африки
Социально- экономическое и политическое развитие Османской империи во II пол. XVIII в
Социально-экономическое и политическое развитие страны в 90-е гг. XX в iconБилеты по истории отечественной журналистики
Экономическое и социально-политическое развитие России в начале XX в. Система периодической печати конца XIX – начала XX вв
Социально-экономическое и политическое развитие страны в 90-е гг. XX в iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Отечественная история» Дневное отделение (основной вопросник)
Монголо-татарское иго в судьбе России, его влияние на экономическое и политическое развитие страны
Социально-экономическое и политическое развитие страны в 90-е гг. XX в iconСоциально-экономическое и политическое развитие после рестав­рации Мэйдзи 1868 г. Капиталистическое развитие Японии в по­следней трети XIX в ускорилось
Реформы 1870—1880-х гг вырвали Японию из международ­ной изоляции, приобщили к мировому хозяйству, способствовали капиталистическому...
Социально-экономическое и политическое развитие страны в 90-е гг. XX в iconСоциально экономическое политическое развитие России в начале 20 века
При поддержке науки ускорялось техническое перевооружение промышленности и других отраслей народного хозяйства. Механизация затронула...
Социально-экономическое и политическое развитие страны в 90-е гг. XX в iconЁнович социально-экономическое и военно-политическое развитие советского государства в условиях «холодной войны» (1953-1964 гг.) (Исторический аспект исследования)
Работа выполнена на кафедре истории Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова
Социально-экономическое и политическое развитие страны в 90-е гг. XX в iconСтраны брик, шос и современный миропорядок
Курс «Страны брик, шос и современный миропорядок» в рамках магистерской программы «Социально-политическое развитие и вызовы современной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы