Гражданская война в произведениях русских писателей ХХ века icon

Гражданская война в произведениях русских писателей ХХ века



НазваниеГражданская война в произведениях русских писателей ХХ века
А.А. Фадеев
Дата конвертации05.07.2012
Размер370.62 Kb.
ТипРеферат
Гражданская война в произведениях русских писателей ХХ века


Волгоград 2004 Реферат по литературе « Гражданская война в произведениях русских писателей ХХ века» Выполнил: ученик 11А класса Архипов Алексей Преподаватель: Скоробогатова О.Г.СодержаниеВведение………………………………………………………………….3Глава 1. Тема революции и гражданской войны в творчестве русских писателей. 1.1. А.А. Фадеев – «важнейший зачинатель советской литера- туры, певец юности нового мира и нового человека». Роман «Разгром»………………………………………………__1.2. Свойственные жизни противоречия эпохи классовой борьбы, изображаемые в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»…….__1.3. Конфликт между человеческой судьбой из интеллигенции и ходом истории в произведениях М.М. Булгакова «Дни Турбинных» и «Белая гвардия»………………………………__1.4. «Конармия» И.Э. Бабеля – «летопись будничных злодеяний», времён революции и гражданской войны…………………...__Заключение……………………………………………………………….__Список литературы………………………………………………………__ Введение Здесь Бог с дьяволом борется, а поле битвы — сердца людей! Ф. М. ДостоевскийГражданская война 1918—1920 годов — один из самых трагичных периодов вистории России; она унесла жизни миллионов, заставила столкнуться вжестокой и страшной борьбе народные массы разных сословий и политическихвзглядов, но одной веры, одной культуры и истории. Война вообще, агражданская в частности — действо изначально противоестественное, но ведь уистоков любого события стоит Человек, его воля и желание: еще Л. Н. Толстойутверждал, что объективный результат в истории достигается путем сложенияволь отдельных людей в единое целое, в одну результирующую. Человек —крохотная, порой невидимая, но вместе с тем незаменимая деталь в огромном исложном механизме войны. Отечественные писатели, отразившие в своихпроизведениях события 1918—1920 годов, создали ряд жизненных, реалистичныхи ярких образов, поставив в центр повествования судьбу Человека и показаввлияние войны на его жизнь, внутренний мир, шкалу норм и ценностей.Любая экстремальная ситуация ставит человека в крайне сложные условия изаставляет его проявить самые значительные и глубинные свойства характера;в борьбе доброго и злого начал души побеждает сильнейшие, а совершаемыйчеловеком поступок становится итогом и следствием этой борьбы. Революция – слишком огромное по своим масштабам событие, чтобы не бытьотраженным в литературе. И лишь считанные единицы писателей и поэтов,оказавшиеся под ее влиянием, не коснулись этой темы в своем творчестве. Надо также иметь в виду, что Октябрьская революция – важнейший этап вистории человечества – породила в литературе и искусстве сложнейшиеявления. Много бумаги было исписано в ответ на революцию и контрреволюцию, нолишь немногое, что вышло из-под пера творцов рассказов и романов, смогло вполной точности отразить все то, что двигало народом в столь трудныевремена и именно в том направлении, в котором нужно было наивысшим постам,не имеющим единого лица.
Также не везде описана моральная ломка людей,попавших в наитруднейшее положение зверя революции. А тот, кто возбудил,развязал войну.… Разве им стало лучше? Нет! Они тоже оказались в руках тогочудовища, которое они сами же и породили. Эти люди из высшего света, цветвсего русского народа – советская интеллигенция. Они подверглись тяжелейшимиспытаниям со стороны второй, большей части населения страны, перехватившимпрогресс, дальнейшее развитие войны. Некоторые из них, особенно молодыелюди, сломались… Многие писатели использовали различные приемы воплощения и передачи всехсвоих мыслей по поводу революции в полном объеме и в той форме, которую онисами испытали, будучи в самих центрах гражданской войны. К примеру, сам А.А. Фадеев был таким же человеком революционного дела,как и его герои. Вся его жизнь и ее обстоятельства были таковы, что А.А.Фадеев родился в семье сельских прогрессивно настроенных интеллигентов. Асразу же после школьной скамьи ринулся в битву. Про такие времена и такихже молодых ребят, втянутых в революцию он писал: «Вот мы все разъехались налето, а когда вновь съехались осенью 18 года, уже совершился белыйпереворот, шла уже кровавая битва, в которую был, втянут весь народ, мирраскололся… Молодые люди, которых сама жизнь непосредственно подвела креволюции – такими были мы, - не искали друг друга, а сразу узнавали другдруга по голосу; тоже происходило с молодыми людьми, шедшими вконтрреволюцию. Тот же, кто не понимал, кто плыл по течению, увлекаемыйневедомыми ему быстрыми или медленными, иногда даже мутными волнами, тотгоревал, обижался, почему так далеко оказался он от берега, на котором вотеще были видны вчера еще близкие люди…» Но выбор еще не определял судьбы. Среди тех, кто ушел вместе с А.А.Фадеевым в партизаны, были и «соколята», были и такие, кто «пришел невоевать, а просто прятаться от возможности быть мобилизованным в армиюКолчака». Другой пример - М.А. Булгаков «человек поразительного таланта, внутреннечестный и принципиальный и очень умный» производит большое впечатление.Следует сказать, что он не сразу принял и понял революцию. Он, как и А.А.Фадеев, во время революции много видел, ему довелось пережить сложнуюполосу гражданской волны, описанную затем в романе «Белая гвардия», пьесах«Дни Турбинных», «Бег» и многочисленных рассказах, в том числе – гетманщинуи петлюровщину в Киеве, разложение деникинской армии. В романе “Белаягвардия” много автобиографического, но это не только описание своегожизненного опыта в годы революции и гражданской войны, но и проникновение впроблему “Человек и эпоха”; это и исследование художника, видящегонеразрывную связь русской истории с философией. Это книга о судьбахклассической культуры в грозную эпоху лома вековых традиций. Проблематикаромана чрезвычайно близка Булгакову, “Белую гвардию” он любил более другихсвоих произведений. Булгаков всецело принял революцию и не мог себепредставить жизни вне культурного подъема, постоянно, напряженно исамозабвенно работал, внес свой вклад в развитие литературы и искусства,стал крупным советским писателем и драматургом. Наконец И.Э. Бабель, работая в качестве корреспондента газеты «Красныйкавалерист» под псевдонимом К. Лютов в первой Конной армии, написал наоснове дневниковых записей цикл рассказов «Конармия». Литературоведы отмечают, что И.Э. Бабель очень сложен в человеческом илитературном понимании, в связи, с чем он подвергался гонению еще прижизни. После его смерти вопрос о произведениях, созданных им, до сих пор неразрешен, поэтому отношение к ним не однозначное.Согласимся с мнением К. Федина: «Если биография художника служит конкретнымруслом его представления о мире, то на житейскую долю Шолохова выпало одноиз самых бурных, самых глубоких течений, какое знает социальная революция вРоссии».Путь Б. Лавренева: осенью я ушел с бронепоездом на фронт, штурмовалпетлюровский Киев, ходил в Крым». Известны также слова Гайдара: «когда меняспрашивают, как это могло случиться, что был таким молодым командиром, яотвечаю: это не биография у меня не обыкновенная, а время былонеобыкновенное».Таким образом видно, что многие писатели не могли находиться в стороне отсобытий своей Родины, среди множества социальных, политических, духовныхразногласий и царящего сумбура, но всегда честно выполняли свойписательский и гражданский долг.Чем, какими веками различаются этапы движения искусства? Особенностямиконфликта? Возникновением не разрабатывавшихся ранее, сюжетов, жанров?Прогрессом художественной техники, наконец?Конечно, всем этим, да и многим другим тоже. Но, прежде всего появлениемнового типа личности, выражающей ведущие черты времени, воплощающейнародное стремление к будущему, к идеалу.Человек в истории, литературе, философии, искусстве - это всегдапервоочередное, весомее всего остального, во все времена актуально. Именнос этой позиции расцениваем возрастание актуальности исследуемой темы,потому что на фронтах гражданской войны, во главе, прежде всего люди,описанные в художественных произведениях – Чапаев, Клычков, Левинсон,Мелехов…Литература в ярких образах запечатлела черты реальных героев, создаласобирательные фигуры современников писателей, отразив мысли, чаяния,идейные мытарства и мировоззрение целого поколения русского общества, изкоторого складывается его менталитет.Эти литературные аспекты позволяют потомкам обосновать многие историческиепроцессы, объяснить духовный потенциал, психологию и нынешнего поколения. Вот почему данная тема является значимой и актуальной. Нами поставлены следующие задачи:Раскрыть формирование исторического представления о литературном процессе,раскрывающем тему революции и гражданской войны в России, значениеисторической обусловленности данной тематики и проблематики в русскойлитературе.Изучить и проанализировать тему революции и гражданской войны в творчествеА.А.Фадеева, М.А.Шолохова, И.Э.Бабеля, М.А.Булгакова, взгляды и оценкулитературных критиков на отражение исторической проблемы данными авторами.Создать представление и выявить наиболее характерные черты личности данногопериода, основные общественно-духовные конфликты и ценности, отразившиеся влитературе о революции и гражданской войне.Ценность рассматриваемых нами художественных произведений состоит вправдивом изображении революции и гражданской войны, тех, кто, втянутыйэпохой, совершал революцию и сражался на фронтах.Каким был человек времен революции и гражданской войны? Почему он шел вбой? О чем он думал? Как менялось его отношение к происходящему? Людямнашего поколения интересно узнать, как изменялся этот человек, чтопоявилось в нем нового, как окрепли и утвердились в нём те качества,которых требовало от них жестокое, кровавое время, какие уроки историивынесло из пережитого человечество.С этой целью мы приступаем к изложению проведенного исследования.Глава 1. Тема революции и гражданской войны в творчестве русских писателей.1.1. А.А. Фадеев – «важнейший зачинатель советской литературы, певецюности нового мира и нового человека». Роман «Разгром» А где он, бог-то? –усмехнулся хромой. – Нетбога-то… нет, нет, нет, ядрена вошь! А.А. Фадеев,Роман, который и поныне находится в обращении, выдержавший проверкувременем, - это «Разгром» А.А. Фадеева. В романе «тесный мирокпартизанского отряда представляет собой художественную миниатюру реальнойкартины большого исторического масштаба. Система образов «Разгрома», взятаяв целом, отразила реально-типическое соотношение основных социальных силнашей революции». Не случайно, что ядро партизанского отряда составлялирабочие, шахтёры, «угольное племя» составляли наиболее организованную исознательную часть отряда. Это Дубов, Гончаренко, Бакланов, беззаветнопреданные делу революции. Всех партизан объединяет единая цель борьбы. Со всей своей страстью писателя-коммуниста и революционера А.А. Фадеевстремился приблизить светлое время коммунизма. Эта гуманистическая вера впрекрасного человека пронизывала самые тяжелые картины и положения, вкоторые попадали его герои. Для А.А. Фадеева революционер не возможен без этой устремленности всветлое будущее, без веры в нового, прекрасного, доброго и чистогочеловека. Характеристика большевика Левинсона, героя романа «Разгром», какчеловека стремящегося и верующего в лучшее, заключена в следующей цитате:«…все, о чем он думал, было самое глубокое и важное, о чем он только могдумать, потому что в преодолении этой скудости и бедности заключалсяосновной смысл его собственной жизни, потому что не было никакогоЛевинсона, а был бы кто-то другой, если бы не жила в нем огромная, несравнимая ни с каким другим желанием жажда нового, прекрасного, сильного идоброго человека. Но какой может быть разговор о новом, прекрасном человекедо тех пор, пока громадные миллионы вынуждены жить такой первобытной ижалкой, такой несмыслимо-скудной жизнью». Романы А.А. Фадеева становились огромными событиями в литературнойжизни, вокруг них нередко возникали споры, и они ни кого не оставлялиравнодушными. И «Разгром» не исключение из этого полемического списка. Если брать чисто внешнюю оболочку, развитие событий, то этодействительно история разгрома партизанского отряда Левинсона. Но А.А.Фадеев использует для повествования один из самых драматических моментов вистории партизанского движения на Дальнем Востоке, когда объединеннымиусилиями белогвардейских и японских войск были нанесены тяжелые удары попартизанам Приморья. Оптимистическая идея «Разгрома» не в финальных словах: «…нужно было житьи исполнять свои обязанности», не в этом призыве, объединившем жизнь,борьбу и преодоление, а во всей структуре романа, именно в расположениифигур, их судеб и их характеров. Можно обратить внимание на одну особенность в построении «Разгрома»:каждая из глав не только развивает какое-то действие, но и содержит полнуюпсихологическую развертку, углубленную характеристику одного из действующихлиц. Некоторые главы так и названы по именам героев: «Морозка», «Мечик»,«Левинсон», «Разведка Метелицы». Но это не значит, что эти лица действуюттолько в этих главах. Они принимают самое активное участие во всех событияхжизни всего отряда. Фадеев, как последователь Льва Николаевича Толстого,исследует их характеры во всех сложных и порой компрометирующихобстоятельствах. В то же время, создавая все новые психологическиепортреты, писатель стремится проникнуть в самые сокровенные уголки души,пытаясь предвидеть мотивы и поступки своих героев. С каждым поворотомсобытий обнаруживаются все новые стороны характера. Чтобы определить основной смысл романа я выбрал способ нахожденияосновного героя произведения. Таким образом, можно рассмотреть, как изобыкновенных, повседневных ребят, как из нормальных, ничем не отличающихсядруг от друга рабочих вырастают дети революции. Но не так легко ответить на такой, казалось бы, наивный вопрос. Одногоглавного героя можно видеть в командире партизанского отряда Левинсоне.Другую личность можно вообразить, сливая воедино образы Левинсона иМетелицы, потому что своими особенными чертами они вместе воплощаютистинный героизм борьбы. Третья композиционная окраска романа лежит всознательном противопоставлении двух образов: Морозки и Мечика, и в связи стаким замыслом писателя личность Морозки выдвигается на первые места.Существует даже такой вариант, где подлинным героем романа становитсяколлектив – партизанский отряд, слагаемый из множества более или менеедетально описанных характеров. Но все-таки тему такого многогеройного романа «ведет» Левинсон, емуотдан голос в самых важных размышлениях о целях революции, о характеревзаимоотношений между руководителями и народом. С ним соотнесены, сравненыи противопоставлены почти все основные персонажи. Для молодого Бакланова, «геройского помощника» командира отряда,Левинсон «человек особой, правильной породы», у которого следует учиться иза которым надо следовать: «…он знает только одно – дело. Поэтому нельзя недоверять и не подчиняться такому правильному человеку…» Подражая ему вовсем, даже во внешнем поведении, Бакланов вместе с тем незаметно перенимали ценный жизненный опыт – навыки борьбы. К таким же людям «особой,правильной породы» Морозка относит командира взвода шахтера Дубова,подрывника Гончаренко. Для него они становятся примером, достойнымподражания. Кроме Бакланова, Дубова и Гончаренко, сознательно и целеустремленноучаствующих в борьбе, с Левинсоном соотнесен и образ Метелицы, бывшегопастуха, который «весь был огонь и движение, и хищные его глаза всегдагорели ненасытным желанием кого-то догонять и драться». Со слов Бакланова,намечен и возможный путь Метелицы: «Давно ли коней пас, а годика через два,гляди, всеми нами командовать будет…» Это человек, для которого революция –цель и смысл существования. Соотнесены с образом Левинсона также Морозка и Мечик – две важнейшиефигуры в романе. Как писал сам А.А. Фадеев: «В результате революционнойпроверки оказалось, что Морозка является человеческим типом более высоким,чем Мечик, ибо стремления его выше, - они и определяют развитие еголичности как более высокой». Что же касается юного Мечика, то перед ним был один из главных моментоввыбора жизненного пути. И как человек молодой и неопытный он избрал длянего романтический путь. О таких моментах в жизни А.А. Фадеев сказал: «…ужесвершился белый переворот, шла уже кровавая битва, в которую был втянутвесь народ, мир раскололся, перед каждым юношей уже не фигурально, ажизненно вставал вопрос: «В каком сражаться стане?» А.А. Фадеев, ставя Мечика в различные положения, показывает, что егодрама не в столкновении романтической мечты с суровой реальностью жизни.Сознание Мечика воспринимает лишь внешнюю, поверхностную сторону явлений исобытий. Завершающим для понимания юноши и его судьбы становится ночной разговорс Левинсоном. К этому времени накопилось не мало обид. Мечик оказался малоприспособленным к партизанской жизни. Как человек посторонний, смотревшийна отряд со стороны он с предельной, ожесточающей откровенностью говоритЛевинсону: «Я теперь никому не верю… я знаю, что, если бы я был сильнее,меня бы слушались, меня бы боялись, потому что каждый здесь только с этим исчитается, каждый смотрит только за тем, чтобы набить себе брюхо, хотя быдля этого украсть у своего товарища, и никому нет дела до всего остального…Мне даже кажется иногда, что, если бы они завтра попали к Колчаку, они также служили бы Колчаку и так же жестоко расправлялись со всеми, а я не могу,а я не могу этого делать!..» Есть у А.А. Фадеева и еще одна идея: «Цель оправдывает средства». В этомотношении перед нами предстает Левинсон, который не останавливается ниперед какой жестокостью, чтобы спасти отряд. В этом вопросе ему помогаетСташинский, давший клятву Гиппократа! А сам доктор и, казалось бы, Левинсонпроисходят из интеллигентного общества. До какой степени нужно измениться,чтобы убить человека. Этот процесс «ломки» человека можно наблюдать,принимая во внимание то, как преображается Мечик: «Люди здесь другие, надои мне как-то переломиться…» В конце романа перед нами плачущий Левинсон, командир разгромленногопартизанского отряда: «…он сидел потупившись, медленно мигая длинными мокрыми ресницами, ислезы катились по его бороде… Всякий раз, как Левинсону удавалось забыться,он начинал снова растерянно оглядываться и, вспомнив, что Бакланова нет,снова начинал плакать. Так выехали они из леса – все девятнадцать». Сам А.А. Фадеев, определил основную тему своего романа: «В гражданскойвойне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметаетсяреволюцией, все не способное к настоящей революционной борьбе, случайнопопавшее в лагерь революции отсеивается, а все поднявшееся из подлинныхкорней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растет,развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей».В главной теме перевоспитания человека в революции полнее, чем в других,выражается идейное содержание романа; это находит отражение во всехэлементах произведения: композиции, отдельных образах, всей образнойсистемы. Подчеркивая эту мысль, ?А. Бушнин? пишет: «каждый из основныхперсонажей «Разгрома» имеет свой законченный, индивидуально выраженныйобраз. Вместе с тем сцепление человеческих фигур в романе, совокупностьвсех социальных, культурных, идейных и нравственных разновидностей(большевик Левинсон, рабочие – Морозка, Дубов, Гончаренко, Бакланов,крестьяне – Метелица, Кубрак, интеллигенты – Сташинский, Мечик и т.д.)образуют сложную «противоречивую картину духовного становления новогочеловека, советского гражданина, в практике революции» Непобедимость революции – в ее жизненной силе, в глубине проникновения всознание зачастую самых отсталых в прошлом людей. Подобно Морозке, эти людиподнимались к осознанному действию ради самых высоких исторических целей. ВМорозке А Фадеев показал обобщенный образ человека из народа,перевоспитания людей в огне революции и гражданской войны, «переделкучеловеческого материала», дал историю выработки нового сознания, пережитогомиллионами людей в первые годы новой власти.А. Фадеев писал: «Морозка – человек с тяжелым прошлым. Он мог украсть, моггрубо выругаться, мог грубо обойтись с женщиной, очень много в жизни непонимал, мог врать, пьянствовать. Все эти черты его характера, бесспорно,огромные его недостатки. Но в трудные, решающие моменты борьбы он поступалтак, как нужно для революции, преодолевая свои слабости. Процесс участияего в революционной борьбе был процессом формирования его личности». В этоми была главная оптимистическая идея трагического романа «Разгром», которыйи сейчас дает возможность обратиться к вопросу о революционном гуманизме,который, вобрав прогрессивных идей прошлого, явился новой степеньюнравственного развития человечества.Подведя итог всему выше сказанному, можно отметить, что писатель в романе«Разгром» утверждал торжество революционного дела, связывая его справдивым, исторически-конкретным воспроизведением действительности,которую изображал со всеми ее противоречиями, показывая борьбу нового состарым, проявляя при этом особый интерес к показу процесса рождения новогочеловека в условиях нового времени.Характеризуя эту особенность романа, К. Федин писал: «… в двадцатых годахА. Фадеев был одним из первых, кто поставил себе задачу коренной важностидля всей литературы – создание положительного героя – и выполнил этузадачу в романе «Разгром»…»Конкретизируя эту мысль, можно привести высказывание самого А. Фадеева,который, характеризуя свой творческий метод, говорил, что он стремилсяпрежде всего полнее «передать процессы изменения в ________, происходящие влюдях, в их желаниях, стремлениях, показать, под влиянием чего происходятэти изменения, показать, через какие этапы совершается развитие,формирование нового человека социалистической культуры».«Разгром» явился знаменательным событием в истории ранней советской прозы,став на время средоточием горячих споров о дальнейших судьбах литературы.Успех романа Фадеева, новаторского произведения, основывается на высокихидейно-художественных достоинствах. Талантливо изобразив процессстановления нового человека, в революции и гражданской войне, Фадеевзарекомендовал себя как превосходный мастер психологического анализа,вдумчивый проникновенный художник, воспринявший традиции классическойлитературы.1.2. Свойственные жизни противоречия эпохи классовой борьбы, изображаемые вромане М.А. Шолохова «Тихий Дон»«Я хотел бы, чтобы мои книгипомогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждать любовь к человеку, стремление активно бороться за идеи гуманизма и прогресса человечества».М.А. Шолохов М.А. Шолохов пришел в литературу с темой рождения нового общества внакале и трагедиях классовой борьбы. Его романы «Тихий Дон» и «Поднятаяцелина» получили единодушное и широкое признание миллионов людей какправдивая художественная летопись исторических судеб, социальных стремленийи духовной жизни народа, совершившим революцию, построившим новое общество.Писатель стремился воплотить героику и драматизм революционной эпохи,раскрыть силу и мудрость родного народа, донести читателям « очарованиечеловечности, и отвратительную сущность жестокости и вероломства, подлостии стяжательства как страшного порождения порочного мира. В годы гражданской войны Шолохов жил на Дону, служил впродовольственном отряде, участвовал в борьбе с бандами белых. Послеокончания гражданской войны Шолохов работает каменщиком, чернорабочим,статистиком, счетоводом. Шолохов принадлежит к тому поколению советских писателей, которыхсформировала революция и гражданская война. В (Тихом Доне( Шолохов выступает, прежде всего, как мастер эпическогоповествования. Широко и свободно развертывает художник огромнуюисторическую панораму бурных драматических событий. (Тихий Дон( охватываетпериод в десять лет - с 1912 по 1922 год. То были годы небывалойисторической насыщенности: Первая Мировая Война, февральский переворот,Октябрьская революция, гражданская война. Со страниц романа вырисовываетсяцелостный образ эпохи величайших перемен, революционного обновления. Героиживут той жизнью, которая является идеалом миллионов и миллионов людей. Ктоже они? Казаки, труженики, земледельцы и воины. Все они живут в хутореТатарском, расположенном на высоком берегу Дона. Немалое расстояниеотделяет этот хутор от ближайшего города, не сразу долетают вести избольшого мира до казачьих куреней. Но именно хутор с его укладом итрадициями, нравами и обычаями, именно мятущаяся душа, «простой ибесхитростный ум «Григория Мелехова, пламенное сердце Аксиньи, нетерпеливаяи угловатая натура Мишки Кошевого, добрая душа казака Христони явились дляхудожника тем зеркалом, в котором отразились события большой истории иперемены в быту, сознании и психологии людей».В «Тихом Доне» развеяна легенда о сословной монолитности, социальной икастовой замкнутости казачества. На хуторе Татарском действуют те жезакономерности социального расслоения, классовой дифференциации, что и влюбом месте крестьянской России. Повествуя о жизни хутора, Шолохов, посуществу, дает социальный срез современного общества с его экономическимнеравенством и классовыми противоречиями. Неотвратимо «шагает» по страницам (Тихого Дона( история, в эпическоедействие втягиваются судьбы десятков персонажей, оказавшихся на перепутьяхвойны. Грохочут грозы, в кровопролитных схватках сталкиваются враждующиестаны, и на фоне разыгрывается трагедия душевных метаний Григория Мелехова,который оказывается заложником войны: он всегда в центре грозных событий.Действие в романе развивается в двух планах – историческом и бытовом,личном. Но оба плана даны в неразрывном единстве. Григорий Мелехов стоит вцентре (Тихого Дона( не только в том смысле, что ему уделено большевнимания: почти все события в романе либо происходят с самим Мелеховым,либо так или иначе связаны с ним. «Наша эпоха – эпоха обострения борьбы заМелеховых…в условиях всемирной популярности шолоховской эпопеи особеннобросаются в глаза неточность и ограниченный подход к образу Мелехова какобразу отщепенца, морально деградирующего человека, которого ждет, якобы,неизбежная гибель. Это противоречит отношению к нему самого автора ибольшинства читателей. Шолохов учит мудрому соединению политическойпроницательности и принципиальности с гуманностью и чуткостью», - эти словапринадлежат А.И. Метченко, который высоко оценил роман-эпопею Шолохова всвоих статьях « Великой силой слова» и «Мудрость художника». Шолохов сшекспировской глубиной лепит образ, нигде и никогда не теряющий такогочеловеческого качества, как очарование личности. А.И. Метченко утверждает,что перед нами не только образ заблудившегося на перепутьях историидонского казака, но и тип эпохи и та распространенная психологическая иполитическая ситуация, при которой человек должен сделать свой выбор:прошлое или будущее, уже испытанное и пережитое или неизвестное, неясное.В последнее время высказывается мнение, что «воспитательное воздействиеобраза Мелехова возрастает». В чем же состоит оно, прежде всего? Наверное,в исступленном правдоискательстве, в этической бескомпромиссности. На нашвзгляд эта книга тем поучительна и важна молодым читателям , что напоминаето праве и обязанности каждого на свой выбор. При всем том, что ГригорийМелехов тяжело ошибается в поступках, он никогда не кривит душой. ВеличиеМелехова состоит в том, что в нем нет «второго человека». Мелехов охарактеризован в романе разносторонне. Юношеские годы егопоказаны на фоне жизни и быта казачьей станицы. Шолохов правдиво рисуетпатриархальный строй жизни станицы. Характер Григория Мелехова формируетсяпод воздействием противоречивых впечатлений. Казачья станица воспитывает внём с ранних лет отвагу, прямодушие, смелость, и вместе с тем она внушаетему многие предрассудки, передающиеся от поколения к поколению. ГригорийМелехов умён и по-своему честен. Он страстно стремится к правде, ксправедливости, хотя классового понимания справедливости у него нет. Этотчеловек яркий и крупный, с большими и сложными переживаниями. Нельзя понятьдо конца содержание книги, не уяснив сложности пути главного героя,обобщающей художественной силы образа.Немалое достоинство роману «Тихий Дон» придает сочетание эпическогоизображения великих исторических событий с удивительной лиричностьюповествования, передачей тончайших интимных переживаний людей, раскрытиемих самых сокровенных чувств и мыслей, и в большей мере это относится I кописанию женских образов простых русских женщин.Смолоду был добрым, отзывчивым к чужой беде, влюблённым во всё живое вприроде. Как-то на сенокосе случайно зарезал дикого утёнка и «с внезапнымчувством острой жалости глядел на мёртвый комочек, лежавший у него наладони». Писатель заставляет нас запомнить Григория в гармоничной слитностис миром природы.Как трагедия пережита Григорием первая пролитая им человеческая кровь. Ватаке он убил двух австрийских солдат. Одного из убийств можно былоизбежать. Сознание этого страшной тяжестью легло на душу. Скорбный обликубитого являлся потом и во сне, вызвал «нутряную боль». Описывая лицапопавших на фронт казаков, писатель нашёл выразительное сравнение: онинапоминали «стеблинки скошенной вянущей и меняющей свой облик травы». Такимскошенным вянущим стеблем стал и Григорий Мелехов: необходимость убиватьлишала его душу нравственной опоры в жизни.Григорию Мелехову много раз приходилось наблюдать жестокость и белых, икрасных, поэтому лозунги классовой ненависти стали казаться емубесплодными: (Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью,враждебного и непонятного мира … Тянуло к большевикам – шёл, других вёл засобой, а потом брало раздумье, холодел сердцем(.Междоусобицы измотали Мелехова, но человеческое в нём не угасло. Чем большевтягивал Мелехова водоворот гражданской войны, тем вожделённее его мечта омирном труде. От горя утрат, ран, метаний в поисках социальнойсправедливости Мелехов рано постарел, утратил былую удаль. Однако нерастерял «человеческое в человеке», его чувства и переживания – всегдаискренние – не притуплялись, а пожалуй, обострялись.Проявления его отзывчивости и сочувствия людям особенно выразительны взавершающих частях произведения. Героя потрясает зрелище убитых: «обнаживголову, стараясь не дышать, осторожно» объезжает он мёртвого старика,растянувшегося на рассыпанной золотой пшенице. Проезжая местами, гдекатилась колесница войны, печально останавливается перед трупом замученнойженщины, поправляет на ней одежду, предлагает Прохору похоронить её. Онпохоронил невинно убитого, доброго, трудолюбивого деда Сашку под тем жетополем, где в своё время последний похоронил его и Аксиньи дочь. В сценепохорон Аксиньи перед нами предстаёт убитый горем, выпивший до краёв полнуючашу страданий, до срока постаревший человек, и мы понимаем: ощутить стакой глубинной силой горе утраты могло только великое, хотя и израненноесердце.В заключительных сценах романа Шолохов обнажает страшную опустошенностьсвоего героя. Мелехов потерял самого любимого человека – Аксинью. Жизньутратила в его глазах весь смысл и всё значение. Ещё раньше осознаваятрагизм своего положения, он говорит: «От белых отбился, к красным непристал, так и плаваю как навоз в проруби…». В образе Григория заключёнобольшое типическое обобщение. Тот тупик, в котором он оказался, разумеется,не отражал процессов, происходивших во всём казачестве. Типичность героязаключается не в том. Трагично поучительна участь человека, не нашедшегосвоего пути в жизни. Нелегко сложилась жизнь Григория Мелехова, трагическизавершается его путь в «Тихом Доне». Кто же он? Жертва заблуждений,испытавший всю тяжесть исторического возмездия, или индивидуалист,порвавший с народом, ставший жалким отщепенцем? Трагедия Григория Мелеховазачастую воспринималась критикой как трагедия человека оторвавшегося отнарода, ставшего отщепенцем, или как трагедия исторического заблуждения.Казалось бы, ничего, кроме неприязни и презрения, не может вызвать такойчеловек. У читателя же остается впечатление о Григории Мелехове какчеловеке ярком и сильном; недаром в его образе писатель стремился не толькопоказать пагубность решений и поступков, обусловленных иллюзиямисобственнического мира, но и передать «очарование человека».В сложной обстановке гражданской войны Григорий не может найти верного путис силу политической малограмотности, предрассудков своей страны. Шолохов,изображая путь мучительных исканий правды, которым шел Григорий,прочерчивая дороги, уводившие его в лагерь врагов революции, и суровоосуждая героя за преступление перед народом и человечностью, все жепостоянно напоминает, что по своим внутренним задаткам, глубоко коренящимсянравственным стремлениям этот самобытный человек из народа постояннотянулся к тем, кто боролся в лагере революции. Поэтому не случайно егократковременной пребывание у красных сопровождалось обретением душевногоравновесия, нравственной устойчивостью.Образ Григория невозможно понять, анализируя лишь его поступки и неучитывая состояние его внутреннего мира, тех мотивов, которые объясняют егопоступки.Трагично завершается путь героя в романе, и все сильнее и напряжениезвучит мотив страдания, неотступнее становится наше желание благополучногоисхода его судьбы. Особого напряжения этот мотив достигает в сцене гибелиАксиньи. Психологически проникновенный портрет Григория и образбесконечного космического мира, перед которым он предстал один на один,передает глубину трагедии.Но все же трагедия не заслоняет в романе мотив исторического оптимизма,мысли о реальной возможности преодоления трагических конфликтов в ходеисторических катаклизмов. Именно таков пафос « Тихого Дона» как эпопеинародной жизни на крутом историческом рубеже. Шолохов показал, что процессвсякого обновления, перестройки, требует напряжения всех сил, приноситлишения, порождает острые конфликты и смятение народных масс. Это отраженов судьбе Григория Мелехова. Его образ выступает как олицетворение высокихчеловеческих возможностей, которые в силу трагических обстоятельств неполучили своего полного осуществления. Григорий Мелехов проявил незаурядное мужество в поисках правды. Но длянего она – не просто идея, некий идеализированный символ лучшегочеловеческого бытия. Он ищет её воплощение в жизни. Соприкасаясь смножеством маленьких частиц правды, и готовый принять каждую, онобнаруживает их несостоятельность при столкновении с жизнью.Внутренний конфликт разрешается для Григория отказом от войны и оружия.Направляясь к родному хутору, он выбросил его, «тщательно вытер руки о полушинели».Проявлениям классовой вражды, жестокости, кровопролития автор романапротивопоставляет извечную мечту человека о счастье, о согласии междулюдьми. Он последовательно ведёт своего героя к той правде, в которойзаключена идея единства народа как основы жизни.Что же будет с человеком, Григорием Мелеховым, который не принял этоговраждующего мира, этого «недоумённого существования»? Что с ним будет, еслион, как самка стрепета, которую не в силах спугнуть залпы орудий, пройдявсеми дорогами войны, упрямо стремится к миру, жизни, труду на земле? Авторне отвечает на эти вопросы. Трагедия Мелехова, усиленная в романе трагедиейвсех родных и дорогих ему людей, отражает драму целого края, подвергшегосянасильственной «классовой переделке». Революция и гражданская войнаизорвала и исковеркала жизнь Григория Мелехова. Память об этом страшноммесиве незаживающей раной ляжет на душу Григория.«Тихий Дон» – эпопея народной жизни в исторически знаменательные годывоспроизведенная писателем с ее героикой и трагизмом. Шолохов показал, какв ходе революции и гражданской войны открывается возможность претворениявысших идеалов человечности, вековых народных чаяний. Шолохов изобразил этуэпоху как историческое действие, овеянной героикой и трагизмом.1.3. Конфликт между человеческой судьбой из интеллигенции и ходом истории впроизведениях М.А. Булгакова «Дни Турбиных» и «Белая Гвардия» А почему давноне идут «Дни Турбиных» драматургаБулгакова? И.В. Сталин В 1934 году в связи с пятисотым спектаклем “Дней Турбиных” друг М.Булгакова П. С. Попов писал: “"Дни Турбиных" — одна из тех вещей, которыекак-то входят в собственную жизнь и становятся эпохой для самого себя”.Ощущение, выраженное Поповым, испытали едва ли не все люди, которые имелисчастье видеть спектакль, шедший в Художественном театре с 1926 по 1941год. Ведущей темой этого произведения стала судьба интеллигенции вобстановке гражданской войны и всеобщего одичания. Окружающему хаосу здесь,в этой пьесе, противопоставлялось упорное стремление сохранить нормальныйбыт, “бронзовую лампу под абажуром”, “белизну скатерти”, “кремовые шторы”.Пьеса «Дни Турбиных» М.А. Булгакова изначально имела цель показать, какреволюция меняет людей, показать судьбу людей, принявших и не принявшихреволюцию. В центре оказывается трагическая судьба интеллигентной семьи нафоне развала белой гвардии, бегства гетмана, революционных событий наУкраине. В центре пьесы - дом Турбиных. Его прообразом во многом стал домБулгаковых на Андреевском спуске, сохранившийся до наших дней, апрототипами героев - близкие писателю люди. Так прототипом Елены Васильевныбыла сестра М.Булгакова, Варвара Афанасьевна Карум. Все это и придалобулгаковскому произведению ту особую теплоту, помогло передать тунеповторимую атмосферу, которая отличает дом Турбиных. Дом их - это центр,средоточие жизни, причем в отличие от предшественников писателя, например,поэтов-романтиков, символистов начала XX века, для которых уют и покой былисимволом мещанства и пошлости, у М.Булгакова Дом - это средоточие духовнойжизни, он овеян поэзией, его обитатели дорожат традициями Дома и даже втрудное время стараются их сохранить. В пьесе "Дни Турбиных" возникаетконфликт между человеческой судьбой и ходом истории. Гражданская войнаврывается в дом Турбиных, разрушает его. Емким символом становятся не разупоминаемые Лариосиком "кремовые шторы" - именно эта грань отделяет дом отохваченного жестокостью и враждой мира. Композиционно пьеса строится покольцевому принципу: действие начинается и заканчивается в доме Турбиных, амежду этими сценами местом действия становятся рабочий кабинет украинскогогетмана, из которого сам гетман бежит, бросая людей на произвол судьбы;штаб петлюровской дивизии, которая входит в город; вестибюльАлександровской гимназии, где собираются юнкера, чтобы дать отпор Петлюре изащитить город.Именно эти события истории круто изменяют жизнь в доме Турбиных: убитАлексей, искалечен Николка, да и все обитатели турбинского дома оказываютсяперед выбором. «Дни Турбиных», конечно, пьеса психологическая. Вместе с сильно выраженнымлирическим началом дает себя знать юмор в изображении разоблачения гетмана,бандитского существования петлюровцев. И трагическим концом заканчиваетсякрушение убеждений честного и сильного человека – Алексея Турбина. Старыймир рушится и перед оставшимися героями пьесы встает проблема выбора.Остановимся подробнее на героях этой бессмертной пьесы. Семья Турбиных,типичная интеллигентная семья военных, где старший брат — полковник,младший — юнкер, сестра — замужем за полковником Тальбергом. И все друзья —военные. Большая квартира, где есть библиотека, где за ужином пьют вино,где играют на рояле, и, подвыпив, нестройно поют российский гимн, хотя ужегод как царя нет, а в Бога никто не верит. В этот дом всегда можно прийти.Здесь вымоют и накормят замерзшего капитана Мышлаев-ского, который бранитна чем свет стоит и немцев, и Петлюру, и гетмана. Здесь не очень удивятсянеожиданному появлению “кузена из Житомира” Лариосика и “приютят и согреютего”. Это дружная семья, все любят друг друга, но без сентиментальности. Для восемнадцатилетнего Николки, жаждущего битв, старший брат являетсявысшим авторитетом. Алексей Турбин, на наш теперешний взгляд, очень молод:в тридцать лет — уже полковник. За его плечами только что закончившаясявойна с Германией, а на войне талантливые офицеры выдвигаются быстро. Он —умница, думающий командир. Булгакову удалось в его лице дать обобщенныйобраз именно русского офицера, продолжая линию толстовских, чеховских,купринских офицеров. Особенно близок Турбин к Рощину из “Хождения помукам”. Оба они — хорошие, честные, умные люди, болеющие за судьбу России.Они служили Родине и хотят ей служить, но приходит такой момент, когда имкажется, что Россия гибнет, — и тогда нет смысла в их существовании. В пьесе две сцены, когда Алексей Турбин проявляется как характер.Первая — в кругу друзей и близких, за “кремовыми шторами”, которые не могутукрыть от войн и революций. Турбин говорит о том, что его волнует; несмотряна “крамольность” речей, Турбин сожалеет, что раньше не мог предвидеть,“что такое Петлюра”. Он говорит, что это “миф”, “туман”. В России, помнению Турбина, две силы: большевики и бывшие царские военные. Скоро придутбольшевики, и Турбин склонен думать, что победа будет за ними. Во второйкульминационной сцене Турбин уже действует. Он командует. Турбин распускаетдивизион, приказывает всем снять знаки отличия и немедленно скрыться подомам. Турбин говорит горькие вещи: гетман и его подручные бежали, бросивармию на произвол судьбы. Теперь уже некого защищать. И Турбин принимаеттяжелое решение: он не хочет больше участвовать в “этом балагане”, понимая,что дальнейшее кровопролитие бессмысленно. В его душе нарастают боль иотчаяние. Но командирский дух в нем силен. “Не сметь!” — кричит он, когдаодин из офицеров предлагает ему бежать к Деникину на Дон. Турбин понимает,что там та же “штабная орава”, которая заставляет офицеров драться ссобственным народом. А когда народ победит и “расколет головы” офицерам,Деникин тоже убежит за границу. Турбин не может сталкивать одного русскогочеловека с другим. Вывод таков: белому движению конец, народ не с ним, онпротив него. А ведь как часто в литературе и кино изображали белогвардейцевсадистами с болезненной склонностью к злодействам! Алексей Турбин,потребовав, чтобы все сняли погоны, сам остается в дивизионе до конца.Николай, брат, верно понимает, что командир “смерти от позора ждет”. Икомандир дождался ее — он погибает под пулями петлюровцев. Алексей Турбин —трагический образ, это цельный, волевой, сильный, смелый, гордый человек,который пал жертвой обмана и предательства тех, за кого он сражался. Стройрухнул и погубил многих из тех, кто ему служил. Но, погибая, Турбин понял,что был обманут, что сила у тех, кто с народом. Булгаков обладал большим историческим чутьем и верно понималрасстановку сил. Долго не могли простить Булгакову его любви к своимгероям. В последнем действии Мышлаевский кричит: “Большевики?..Великолепно! Мне надоело изображать навоз в проруби... Пусть мобилизуют. Покрайней мере буду знать, что я буду служить в русской армии. Народ не снами. Народ против нас”. Грубоватый, громкоголосый, но честный и прямой,хороший товарищ и хороший солдат, капитан Мышлаевский продолжает влитературе известный тип русского военного — от Дениса Давыдова до нашихдней, но он показан в новой, небывалой еще войне — гражданской. Онпродолжает и заканчивает мысль старшего Турбина о гибели белого движения,мысль важную, ведущую в пьесе. В доме есть “крыса, бегущая с корабля”, — полковник Тальберг. Онвначале пугается, врет о “командировке” в Берлин, потом о командировке наДон, дает лицемерные обещания жене, за которыми следует трусливое бегство. Мы так привыкли к названию “Дни Турбиных”, что не задумываемся над тем,почему так названа пьеса. Слово “Дни” означает время, те считанные дни, вкоторые решалась судьба Турбиных, всего уклада жизни этой русскойинтеллигентной семьи. Это был конец, но не оборванная, погубленнаяуничтоженная жизнь, а переход к новому существованию в новых революционныхусловиях, начало жизни и работы с большевиками. Такие, как Мышлаевский,будут хорошо служить и в Красной Армии, певец Шервинский найдет благодарнуюаудиторию, а Николка, наверное, будет учиться. Финал пьесы звучит мажорно.Нам хочется верить, что все прекрасные герои булгаковской пьесыдействительно станут счастливыми, что минует их участь многих интеллигентовстрашных тридцатых, сороковых, пятидесятых годов нашего непростого века. М.А. Булгаков мастерски передал события, произошедшие в Киеве и впервую очередь сложнейшие переживания Турбиных, Мышлаевского, Студзинского,Лариосика. Перевороты, волнения и им подобные происшествия накаляютобстановку, после чего мы видим не только судьбу интеллигентных людей,которые втянуты в эти события и вынуждены решать вопрос: принимать или непринимать большевиков? – но и то скопище людей, которое противостоялореволюции – гетманщину, ее хозяев – немцев. Как гуманист, Булгаков непринимает дикое начало Петлюры, с гневом отвергает Болботуна и Галаньбу.Также М.А. Булгаков высмеивает гетмана и его «подданных». Он показывает, докакой низости и бесчестия доходят они, предавая Родину. Человеческаяподлость имеет свое место в пьесе. Таковыми событиями являются бегствогетмана, его низость перед немцами. В сцене с Болботуном и Галаньбойавтором с помощью сатиры и юмора раскрыто не только античеловеческоеотношение, но и разгулявшийся национализм. Болботун говорит дезертиру-сечевику: «А ты знаешь, що роблють з нашимихлеборобами германские офицеры, а там комиссары? Живых у землю зарывают!Чув? Так яж тебя самого закопаю у могилу! Самого!» Драматическое действие в «Днях Турбиных» развивается с огромнойскоростью. А двигающей силой является народ, отказывающийся поддерживать«Гетмана всея Украины» и Петлюру. И от этой основной силы и зависит судьбагетмана, и судьба Петлюры, и судьба честных интеллигентов, в том числебелых офицеров – Алексея Турбина и Виктора Мышлаевского. В знаменитой сцене, когда Алексей Турбин распускает артиллерийскийдивизион, состоящий из юнкеров и студентов, действие достигает своегонаивысшего состояния. Все готово взорваться. Юнкера готовы разорвать, убитьАлексея Турбина. Но вдруг он прямо спрашивает: «Кого вы желаете защищать?»И отвечает: «Гетмана? Отлично! Сегодня в три часа утра гетман, бросив напроизвол судьбы армию, бежал, переодевшись германским офицером, вгерманском поезде, в Германию… Одновременно с этой канальей бежала по томуже направлению другая каналья – его сиятельство командующий армией князьБелокуров…» Сквозь гул, смятение и растерянность юнкеров и студентов прорываетсяголос разума. Алексей Турбин отказывается участвовать «в балагане»,начавшегося еще в три часа утра, не хочет вести дивизион на Дон, кДеникину, как предлагают капитан Студзинский и некоторые юнкера, потому чтоон ненавидит «штабную сволочь» и говорит юнкерам в открытую, что и на Донуони встретят « тех же генералов и ту же штабную ораву». Как честный иглубоко осмысливающий события офицер он понял, что белому движению пришелконец. Остается только подчеркнуть, что основным мотивом, двигавшимТурбиным, является осознание им одного события: «Народ не с нами. Онпротив нас». Также Алексей говорит юнкерам и студентам о деникинцах: «Они васзаставят драться с собственным народом». Он предсказывает неизбежную гибельбелого движения: «Я вам говорю: белому движению на Украине конец. Ему конецв Ростове-на-Дону, всюду! Народ не с нами. Он против нас. Значит, кончено!Гроб! Крышка!..» Заглядывая в историю гражданской войны, нами замечено интересноевысказывание генерала Пётра Врангеля, писавшего о наступлении АнтонаДеникина: «Население, встречавшее армию при её продвижении с искреннимвосторгом, исстрадавшееся от большевиков и жаждавшее покоя, вскоре сталовновь испытывать на себе ужасы грабежей, насилия и произвола. В итоге –развал фронта и восстание в тылу»… Пьеса заканчивается трагической безысходностью. Петлюровцы покидаютКиев, в город входит Красная Армия. Каждый из героев решает вопрос, как емубыть. Происходит столкновение Мышлаевского со Студзинским. Последнийсобирается бежать на Дон и там драться с большевиками, а другой емувозражает. Мышлаевский, как и Алексей уверен в крахе белого движения вцелом – он готов перейти на сторону большевиков: «Пусть мобилизуют! Покрайней мере буду знать, что я буду служить в русской армии. Народ не снами. Народ против нас. Алешка прав!» Не случайно, что в заключении Мышлаевскому уделено особое внимание.Уверенность Виктора Викторовича, что за большевиками есть правда, что онито и способны построить новую Россию, - эта убежденность, характеризующаявыбор нового пути героя, выражает идейный смысл пьесы. Поэтому образМышлаевского оказался так близок М.А. Булгакову.Михаил Афанасьевич Булгаков — писатель сложный, но в то же время ясно ипросто излагающий самые высокие философские вопросы в своих произведениях.Его роман “Белая гвардия” рассказывает о драматических событиях,разворачивающихся в Киеве зимой 1918-1919 годов. Писатель диалектическирассуждает о деяниях рук человеческих: о войне и мире, о враждечеловеческой и прекрасном единении — “семье, где только и можно укрыться отужасов окружающего хаоса”.Эпиграфом из “Капитанской дочки” Пушкина Булгаков подчеркнул, что речь идето людях, которых настиг буран революции, но которые смогли найти вернуюдорогу, сохранить мужество и трезвый взгляд на мир и свое место в нем.Второй эпиграф носит библейский характер. И этим Булгаков вводит нас в зонувечного времени, не внося в роман никаких исторических сопоставлений. Развивает мотив эпиграфов эпический зачин романа: “Велик был год истрашен по рождестве Христовом 1918, от начала революции второй. Был онобилен летом солнцем, а зимой снегом, и особенно высоко в небе стояли двезвезды: звезда пастушеская Венера и красный дрожащий Марс”. Стиль зачинапочти библейский. Ассоциации заставляют вспомнить о вечной Книге бытия, чтосамо по себе своеобразно материализует вечное, как и образ звезд на небесах.Конкретное время истории как бы впаяно в вечное время бытия, обрамлено им.Противостояние звезд, природный ряд образов, имеющих отношение к вечному,вместе с тем символизирует коллизию времени исторического. В открывающемпроизведение зачине, величавом, трагическом и поэтическом, заложено зерносоциальной и философской проблематики, связанной с противостоянием мира ивойны, жизни и смерти, смерти и бессмертия. Сам выбор звезд дает спуститьсяиз космической дали к мир у Турбиных, поскольку именно этот мир будетпротивостоять вражде и безумию. В “Белой гвардии” милая, тихая, интеллигентная семья Турбиных вдругстановится причастна великим событиям, делается свидетельницей и участницейдел страшных и удивительных. Дни Турбиных вбирают вечную прелестькалендарного времени: “Но дни и в мирные, и в кровавые годы летят какстрела, и молодые Турбины не заметили, как В крепком морозе наступил белый,мохнатый декабрь.Дом Турбиных противостоит внешнему миру, в котором царят разрушение, ужас,бесчеловечность, смерть. Но Дом не может отделиться, уйти из города, ончасть его, как город — часть земного пространства. И вместе с тем этоземное пространство социальных страстей и битв включается в просторы Мира. Город, по описанию Булгакова, был “прекрасный в морозе и в тумане нагорах, над Днепром”. Но облик его резко изменился, сюда бежали “...промышленники, купцы, адвокаты, общественные деятели. Бежали журналисты,московские и петербургские, продажные и алчные, трусливые. Кокотки, честныедамы из аристократических фамилий...” и многие другие. И город зажил“странною, неестественной жизнью...” Внезапно и грозно нарушаетсяэволюционный ход истории, и человек оказывается на ее изломе. Изображение большого и малого пространства жизни вырастает у Булгаковав противопоставление разрушительного времени войны и вечного времени Мира. Тяжкое время нельзя пересидеть, закрывшись от него на щеколду, какдомовладелец Василиса — “инженер и трус, буржуй и несимпатичный ”. Таквоспринимают Лисовича Турбины, которым не по нраву мещанская замкнутость,ограниченность, накопительство, отъединенность от жизни. Что бы там нислучилось, но не станут они считать купоны, затаившись в темные, какВасилий Лисович, который мечтает только пережить бурю и не утратитьнакопленного капитала. Турбины иначе встречают грозное время. Они ни в чемне изменяют себе, не меняют своего образа жизни. Ежедневно собираются в ихдоме друзья, которых встречают свет, тепло, накрытый стол. Звенитпереборами Николкина гитара — отчаянием и вызовом даже перед надвигающейсякатастрофой. Все честное и чистое, как магнитом, притягивается Домом. Сюда, в этотуют Дома, приходит из страшного Мира смертельно замерзший Мышлаевский.Человек чести, как и Турбины, он не покинул поста под городом, где встрашный мороз сорок человек ждали сутки в снегу, без костров, смену, которая так бы и не пришла, если бы полковник Най-Турс, тоже человекчести и долга, не смог бы, вопреки безобразию, творящемуся в штабе,привести двести юнкеров, стараниями Най-Турса прекрасно одетых ивооруженных. Пройдет какое-то время, и Най-Турс, поняв, что он и его юнкерапредательски брошены командованием, что его ребятам уготована судьбапушечного мяса, ценой собственной жизни спасет своих мальчиков.Переплетутся линии Турбиных и Най-Турса в судьбе Николки, ставшегосвидетелем последних героических минут жизни полковника. Восхищенныйподвигом и гуманизмом полковника, Николка совершит невозможное — сумеетпреодолеть, казалось бы, непреодолимое, чтобы отдать Най-Турсу последнийдолг — похоронить его достойно и стать родным человеком для матери и сестрыпогибшего героя. В мир Турбиных вмещены судьбы всех истинно порядочных людей, будь томужественные офицеры Мышлаевский и Степанов, или глубоко штатский понатуре, но не уклоняющийся от того, что выпало на его долю в эпохулихолетья Алексей Турбин, или даже совершенно, казалось бы, нелепыйЛариосик. Но именно Лариосик сумел достаточно точно выразить самую сутьДома, противостоящего эпохе жестокости и насилия. Лариосик говорил о себе,но под этими словами могли бы подписаться многие, “что он потерпел драму,но здесь, у Елены Васильевны, оживает душой, потому что это совершенноисключительный человек Елена Васильевна и в квартире у них тепло и уютно, ив особенности замечательны кремовые шторы на всех окнах, благодаря чемучувствуешь себя оторванным от внешнего мира... А он, этот внешний мир...согласитесь сами, грозен, кровав и бессмыслен”. Там, за окнами, — беспощадное разрушение всего, что было ценного вРоссии. Здесь, за шторами, — непреложная вера в то, что надо охранять исохранять все прекрасное, что это необходимо при любых обстоятельствах, чтоэто осуществимо. “... Часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен иСаардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая скана, в самоетяжкое время живительный и жаркий”. А за окнами — “восемнадцатый год летит к концу и день ото дня глядитвсе грознее, щетинистей”. И с тревогой думает Алексей Турбин не о своейвозможной гибели, а о гибели Дома: “Упадут стены, улетит встревоженныйсокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а КапитанскуюДочку сожгут в печи”. Но, может быть, любви и преданности дана сила оберечь и спасти и Домбудет спасен? Четкого ответа на этот вопрос в романе нет. Есть противостояние очага мира и культуры петлюровским бандам, на сменукоторым приходят большевики. Одна из последних зарисовок в романе — описание бронепоезда“Пролетарий”. Ужасом и отвращением веет от этой картины: “Он сипел тихонькои злобно, сочилось что-то в боковых снимках, тупое рыло его молчало ищурилось в приднепровские леса. С последней площадки в высь, черную исинюю, целилось широченное дуло в глухом наморднике верст на двадцать ипрямо в полночный крест”. Булгаков знает, что в старой России было многотакого, что привело к трагедии страну. Но люди, нацелившие дула пушек иружей на свое отечество, ничуть не лучше тех штабных и правительственныхмерзавцев, которые посылали на верную гибель лучших сынов отечества. Убийц, преступников, грабителей, предателей всех рангов и мастейистория неминуемо сметает с пути, и имена их будут символом бесчестия ипозора. А Дом Турбиных как символ нетленной красоты и правды лучших людейРоссии, ее безымянных героев, скромных тружеников, хранителей добра икультуры, будет согревать души многих поколений читателей и доказыватькаждым своим проявлением, что настоящий человек остается человеком и наизломе истории. Те, кто нарушил естественный ход истории, совершили преступление передвсеми, — в том числе перед усталым и замерзшим часовым у бронепоезда. Врваных валенках, в рваной шинели зверски, не по-человечески, озябшийчеловек засыпает на ходу, и снятся ему родная деревня и сосед, идущийнавстречу. “И тотчас грозный сторожевой голос в груди выстукивал три слова: “— Прости... часовой... замерзнешь...” Зачем отдан этот человек бессмысленному кошмару? Зачем отданы этому тысячи и миллионы других? Можно не быть уверенным, что маленький Петька Щеглов, который жил вофлигеле и увидел замечательный сон о сверкающем алмазном шаре, дождетсятого, что сон обещал ему, — счастья? Кто знает? В эпоху битв и потрясений хрупка, как никогда, отдельнаячеловеческая жизнь. Но тем и сильна Россия, что есть в ней люди, длякоторых понятие “жить” равносильно понятиям “любить”, “чувствовать”,“постигать”, “думать”, быть верным долгу и чести. Эти люди знают, что стеныДома — не просто жилище, а место связи поколений, место, где сохранена внетленности душевность, где никогда не исчезает духовное начало, символкоторого — главная часть Дома — книжные шкафы, наполненные книгами. И как в начале романа, в его эпилоге, глядя на яркие звезды в морозномнебе, автор заставляет нас думать о вечности, о жизни будущих поколений, обответственности перед историей, друг перед другом: “Все пройдет. Страдания,муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда итени наших тел и дел не останется на земле”. 1.4. «Конармия И.Э. Бабеля – летопись будничных злодеяний» времен революциии гражданской войны. Эта летопись будничныхзлодеяний, которая теснит менянеутомимо, как порок сердца. И.Э. Бабель Последняя книга принадлежит И.Э. Бабелю. Это наследие, дошедшее до нашихвремен, стало заметным событием литературной жизни первогопослереволюционного десятилетия. По словам Н. Берковского: «Конармия» - одно из значительных явлений вхудожественной литературе о гражданской войне». Идея этого романа – выявить и показать все изъяны революции, русскойармии и безнравственность человека. Роман И.Э. Бабеля «Конармия» - это ряд казалось бы не связанных междусобой эпизодов, выстраивающихся в огромные мозаичные полотна. В «Конармии»,несмотря на ужасы войны, показана свирепость тех лет, - вера в революцию ивера в человека. Автор рисует пронзительно-тоскливое одиночество человекана войне. И.Э. Бабель, увидев в революции не только силу, но и «слезы икровь», «вертел» человека так и этак, анализировал его. В главах «Письмо» и«Берестечко» автор показывает разные позиции людей на войне. В «Письме» онпишет о том, что на шкале жизненных ценностей героя, история о том, как«кончали» сначала брата Федно, а потом папашу, занимает второе место. Вэтом заключается протест самого автора против убийства. А в главе«Берестечко» И.Э. Бабель старается уйти от реальности, потому что онаневыносима. Описывая характеры героев, границы между их душевнымисостояниями, неожиданные поступки, автор рисует бесконечную разнородностьдействительности, способность человека одновременно быть возвышенным иобыденным, трагическим и героическим, жестоким и добрым, рождающим иубивающим. И.Э. Бабель мастерски играет переходами между ужасом ивосторгом, между прекрасным и ужасающим. За пафосом революции автор разглядел ее лик: он понял, что революция -это экстремальная ситуация, обнажающая тайну человека. Но даже в суровыхбуднях революции человек, имеющий чувство сострадания, не сможетпримириться с убийством и кровопролитием. Человек, по мнению И.Э. Бабеля,одинок в этом мире. Он пишет о том, что революция идет «как лава, разметаяжизнь» и оставляя свой отпечаток на всем, чего коснется. И.Э. Бабеляощущает себя «на большой непрекращающейся панихиде». Еще ослепительносветит раскаленное солнце, но уже кажется, что это «оранжевое солнцекатится по небу, как отрубленная голова», и «нежный свет», который«загорается в ущельях туч», уже не может снять тревожного беспокойства,потому что не просто закат, а «штандарты заката веют над нашимиголовами...» Картина победы на глазах приобретает непривычную жестокость. Икогда вслед за «штандартами заката» автор напишет фразу: «Запах вчерашнейкрови и убитых л




Похожие:

Гражданская война в произведениях русских писателей ХХ века iconПредмет исследования Сны литературных героев в произведениях писателей 19 века
Выявить, исследуя сны в произведениях русских писателей, как через них автор художественно постигает и отражает действительность
Гражданская война в произведениях русских писателей ХХ века iconТема чести в произведениях русских писателей 19 века

Гражданская война в произведениях русских писателей ХХ века iconЛишний человек в произведениях русских писателей 19 века

Гражданская война в произведениях русских писателей ХХ века iconВеликая Отечественная война в произведениях писателей ХХ века

Гражданская война в произведениях русских писателей ХХ века iconА. Т. Твардовского «Василий Тёркин». Великая Отечественная война в художественных произведениях русских писателей. Внеклассное мероприятие
В литературной игре принимают участие 2 команды по 6 учащихся, а также зрители (болельщики). Каждая команда должна придумать себе...
Гражданская война в произведениях русских писателей ХХ века icon«Лишний человек» в произведениях русских писателей XIX века
Это не от них самих; тут есть fatum, заключающийся в действительности, которою окружены они, как воздухом, и из которой не в силах...
Гражданская война в произведениях русских писателей ХХ века iconОбраз дома в произведениях русских писателей. Л. Н. Толстой «Война и мир»
Если хочется плакать они плачут, хочется смеяться смеются. Второй дом Болконских. Сдержанные в проявлении чувств, закрытые для мира,...
Гражданская война в произведениях русских писателей ХХ века iconПроявление «толерантности» в произведениях русских писателей 19-20 веков: А. С. Пушкина «Кавказский пленник», Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», В. С. Маканина «Кавказский пленный». Цели
Проявление «толерантности» в произведениях русских писателей 19-20 веков: А. С. Пушкина «Кавказский пленник», Л. Н. Толстого «Кавказский...
Гражданская война в произведениях русских писателей ХХ века iconРоссия в 1918-1928 годах. Гражданская война
Гражданская война – это активная, ожесточённая и вооружённая борьба за власть внутри страны, между различными социальными, политическими...
Гражданская война в произведениях русских писателей ХХ века iconТекста А. Пирожквой; Коммент. С. Поварцова; Худож. В. Векслер. М.: Худож. Лит., 1990. 574 с. Булгаков М. А. Пьесы
Гражданская война в произведениях А. А. Фадеева Разгром, И. Э. Бабеля Конармия, М. А. Булгакова Дни Турбиных
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы