Дается общая характеристикаЭпохи Возрождения. Пособие может быть использовано студентами техническихвузов, изучающими курс “Россия в мировой истории” для подготовки ксеминарским занятиям, контрольным работам, зачетам и экзаменам. Эпоха Возрождения и ее роль в истории человечества icon

Дается общая характеристикаЭпохи Возрождения. Пособие может быть использовано студентами техническихвузов, изучающими курс “Россия в мировой истории” для подготовки ксеминарским занятиям, контрольным работам, зачетам и экзаменам. Эпоха Возрождения и ее роль в истории человечества



НазваниеДается общая характеристикаЭпохи Возрождения. Пособие может быть использовано студентами техническихвузов, изучающими курс “Россия в мировой истории” для подготовки ксеминарским занятиям, контрольным работам, зачетам и экзаменам. Эпоха Возрождения и ее роль в истории человечества
Дата конвертации05.07.2012
Размер168,42 Kb.
ТипСеминар
Эпоха возрождения и ее роль в истории человечества. Реформация о курсу Россия в мировой истории(Учебно-методическое пособие)


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ Московский государственный институт электроники и математики (Технический университет) Кафедра истории и политологии ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. РЕФОРМАЦИЯ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ “РОССИЯ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ” МОСКВа 1998 Составитель канд. ист. наук Попова Т.Г., Оганесян М.Н. Эпоха Возрождения и ее роль в истории человечества. Реформация: учебно-методическое пособие по курсу “Россия в мировой истории” / Московскийгосударственный институт электроники и математики; Сост. Попова Т.Г.,Оганесян М.Н. М.,1998. В учебно-методическом пособие даются рекомендации по изучениюисточников и исторической литературы по теме, дается общая характеристикаЭпохи Возрождения. Пособие может быть использовано студентами техническихВУЗов, изучающими курс “Россия в мировой истории” для подготовки ксеминарским занятиям, контрольным работам, зачетам и экзаменам. Эпоха Возрождения и ее роль в истории человечества. Реформация В процессе самостоятельной работы по этой теме вам предстоит изучитьследующие вопросы: 1. Европа на пороге Нового времени. Великие географические открытия и их последствия. 2. Эпоха Возрождения в поисках новой личности. 3. Смысл и результаты Реформации в Европе. Из прошлого материала Вам известно, что закат средневековья начался в15 веке . Не случайно этот период называют временем великого прорыва. Хотядля многих историков границей, отделяющей одну эпоху от другой, являетсяанглийская буржуазная революция, во время которой была разрушена стараяполитическая система и открылся свободный путь для развития капитализма.Тем не менее, именно с 15 века кардинальные изменения охватили все сферыгосударственной и общественной жизни. Поэтому исторический период, окотором пойдет речь, правильно назвать этапом перехода к Новому времени,или ранним Новым временем, ибо уже тогда закладывались основы современнойзападноевропейской цивилизации, буржуазного производства. Благодарятехническим нововведениям ускорились темпы экономического развития. Великиегеографические открытия раздвинули границы западного мира, ускорилсяпроцесс формирования национальных рынков, общеевропейского и мирового.Появился новый социальный тип, представленный дельцом, предпринимателем. Врелигии, литературе и искусстве происходили изменения, разрушавшие системусредневековых ценностей. Это не означает, что средневековье отступило перед новыми веяниями: вмассовом сознании традиционные представления сохранялись. Противостоялановым идеям церковь, используя средневековое средство - инквизицию. Идеясвободы человеческой личности продолжала существовать в обществе,разделенном на сословия. Не исчезала до конца феодальная форма зависимостикрестьян, а в некоторых странах (Германии, в Центральной Европе) произошелвозврат к крепостничеству. Феодальная система проявляла достаточно большуюжизнестойкость. Каждая европейская страна изживала ее по-своему и в своиххронологических рамках. Капитализм долгое время существовал как уклад,охватывая лишь часть производства и в городе, и в деревне . Тем не менеепатриархальная средневековая медлительность стала отступать в прошлое. Обратите внимание на следующее высказывание : “...На Западе произошелтот единственный, значимый, существенный для всего мира прорыв, чьиследствия привели к ситуации наших дней и чье окончательное значение всееще не проявилось полностью.” (К. Ясперс. Истоки истории и ее цель, 1948г.) Огромную роль в этом прорыве сыграли Великие географические открытия.Назовите главные из них ( В 1456 году португальские корабли достиглиЗеленого мыса, а в 1486 г. экспедиция Б. Диаса обогнула Африканскийконтинент с юга, миновав мыс Доброй Надежды. Осваивая побережье Африки,португальцы одновременно посылали корабли в открытый океан, на запад и юго-запад. В результате на картах появились неизвестные раньше Азорские островаи острова Мадейра. В 1492 г. свершилось великое событие - Х. Колумб,итальянец, перебравшийся в Испанию, в поисках пути в Индию пересекАтлантический океан и высадился у Багамских островов, открыв новыйконтинент - Америку. В 1498 г. испанский путешественник Васко да Гама,обогнув Африку, успешно привел свои корабли к берегам Индии. С XVI в.европейцы проникают в Китай и Японию, о которых раньше имели лишь самоесмутное представление. С 1510 г. начинается завоевание Америки. В XVII в.была открыта Австралия.) Изменилось представление о форме земли: кругосветное путешествиепортугальца Ф. Магеллана (1519-1522) подтвердило догадку о том, что онаимеет форму шара. Границы мира как бы раздвинулись. Торговые пути теперь пролегли черезокеаны, связывая между собой континенты. Так благодаря Великимгеографическим открытиям началась первая фаза создания глобальнойцивилизации. Для самой Европы эта бурно развернувшаяся экспансия имела крайне важныепоследствия. Сместились торговые центры: Средиземноморье стало терять своепрежнее значение, уступая место Голландии, а позже - Англии. Важнейшимследствием открытия и колонизации новых земель явилась “революция цен” , ихрезкое повышение на товары в связи с ростом добычи золота и другихблагородных металлов и снижения их стоимости . Она понизила реальнуюзаработную плату рабочих , ускорила первоначальное накопление капитала вЕвропе , вынуждая множество лишенных средств к существованию людей дешевопродавать свою рабочую силу . Усложнились финансовая система и банковскоедело. Новые рынки сбыта дали мощный импульс развитию промышленности иторговли . Вместе с тем, важно понять, что социально-экономические последствияВеликих географических открытий далеко не однозначны. Племена майя, ацтекови инков, жившие в Америке, уже имели свою государственность, но по уровнюцивилизованности неизмеримо отставали от Европы. В процессе колонизации,которая продолжалась примерно до середины XVII в., эти древние цивилизациипогибли. Из-за недостатка рабочих рук в Америку стали ввозиться негры.Португалия, а вслед за ней Голландия, Англия и Франция реанимировали,казалось бы, давно отжившее явление - работорговлю. Численность населенияАфриканского континента резко сократилась, особенно в западных его районах;распадались сложившиеся внутри континента торговые связи, замедлялосьсоциально-экономическое и политическое развитие. Несколько иначе сложились в ту эпоху отношения Запада с древнимивысокоразвитыми цивилизациями Китая, Японии и Индии. Китай и особенноЯпония “закрыли” свои страны, запретив въезд иностранцам. В течениенекоторого времени, пока сохранялся определенный баланс сил между этимистранами и Западом, европейцам приходилось мириться с такой ситуацией.Гораздо большего успеха португальские, а потом английские, голландские ифранцузские купцы добились в политически раздробленной Индии, где приходилав упадок некогда сильная держава Моголов. Европейские компании утвердилисьтам к середине XVII в., постепенно добившись и политического влияния, чтово многом определило дальнейшую судьбу древней цивилизации. В разрушении средневекового мира огромная роль принадлежит развитиюнаучной мысли Европы, достижениям в технике и естественных науках.Аргументируйте это положение фактическим материалом . Среди многочисленныхоткрытий, которыми была так богата та эпоха, одно занимает особое место посвоему воздействию на умы людей. Это гелиоцентрическая теория польскогоученого Н. Коперника (1473-1543), которая дала новое видения Вселенной иновое понимание места в ней Земли и человека. Раньше центром мира считаласьнеподвижная Земля с обращающимися вокруг нее светилами. Теперь точкаотсчета сместилась; Земля превратилась в ничтожную пылинку в космосе,повисшую в пустоте. Картина мира стала пугающе сложной. Идею Коперникаподтвердили его последователи - итальянский мыслитель Дж. Бруно (1548-1600)и астроном, физик Г. Галилей (1564-1642). Какое же впечатление произвели эти открытия на современников? Смелыетеории рождались в рамках средневекового общества, тяготевшего ктрадиционным, устойчивым схемам. Прорыв, сделанный наукой, углубил ееразрыв с церковью. Конфликты с ней часто заканчивались для ученыхтрагически: вспомним судьбу Дж. Бруно, которого сожгли как еретика, и Г.Галилея, которого заставили отречься от своих взглядов. Произведения, вкоторых высказывались новые идеи, вносили в списки запрещенных книг.Прочитайте документы Хрестоматии №44,45 , подтверждающие это положение . Огромное влияние естествознание оказало на философию: новая картинамира требовала философского осмысления. Для многих ученых успехи наукиявлялись подтверждением безграничных возможностей человека. Французскийматематик и физик Рене Декарт (1596-1650) создал новую картину мироздания ивывел законы, которые им управляют. При этом он основывался на данныхестественных наук, вводя их в философию. Мир представлялся ему огромныммеханизмом, движение которого определено Богом - “великим геометром”, какназывал его Декарт. Английский ученый и политик Ф. Бэкон (1561-1626) в своем знаменитомтруде “Новый Органон” доказывал, что окружающий мир, природу следуетизучать, доверяя только опыту, научному эксперименту. Ему же принадлежитидея, которой суждено было сыграть ключевую роль в интеллектуальной жизниXVIII в., о том, что наука даст человеку власть над миром, изменит жизнь идаже общественные отношения. Вступление в новую эпоху сопровождалось своего рода революцией вдуховной жизни Западной Европы. Это два явления в культуре XIV-XVI вв. -Ренессанс и Реформация. Казалось бы, между ними мало общего. Ренессанс -это возрождение античного наследия, мирского начала. Реформация явиласьобновлением церкви и сопровождалась всплеском глубоких религиозных чувств.Тем не менее объединяет их то, что они разрушали старую средневековуюсистему ценностей и формировали новый взгляд на человеческую личность. Изучение этого раздела темы поможет знакомство с содержаниемотдельных глав из книг и монографий А.. Ф. Лосева “Эстетика Возрождения” (М. 1978) C. Д. Сказкина “Из истории социально-политической и духовной жизниЗападной Европы в Средние века ”(М.1981), C. М. Стама “Гуманизм и церковно-реформационная идеология”, М.Т.Петрова “О критериях сопоставленияВозрождения и реформация” (М. 1981), “Истории политических и правовыхучений” под редакцией В. С. Нерсесянца М.1997 (“Политические и правовыеидеи Реформации” ). Культура Ренессанса зародилась во второй половине ХIVв. И продолжаларазвиваться на протяжении ХV и ХVI вв., постепенно охватывая одну за другойвсе страны Европы . Возникновение культуры Возрождения было подготовленорядом общеевропейских и локальных исторических условий . В XIV - XV вв. зарождались раннекапиталистические , товарно - денежныеотношения . Одной из первых вступила на этот путь Италия , чему в немалойстепени способствовали : высокий уровень урбанизации , подчинение деревнигороду , широкий размах ремесленного производства , финансового дела ,ориентированных не только на внутренний , но и на внешний рынок . Складывание новой культуры было подготовлено и общественным сознанием ,изменениями в настроениях различных социальных слоев ранней буржуазии .Аскетизм церковной морали в эпоху активного торгово - промышленного ифинансового предпринимательства серьезно расходился с реальной жизненнойпрактикой этих социальных слоев с их стремлением к мирским благам ,накопительству , тягой богатству . В психологии купечества , ремесленнойверхушки отчетливо проступали черты рационализма , расчетливости , смелостив деловых начинаниях , осознания личных способностей и широкихвозможностей .Складывалась мораль , оправдывающая “честное обогащение” ,радости мирской жизни , венцом успеха которой считались престиж семьи ,уважение сограждан , слава в памяти потомков . Этот процесс имел наряду с собственно историческими и историко -культурные предпосылки. Исторической задачей деятелей новой культуры сталовосстановление преемственной связи с высокоразвитой культурой античности.У культуры Возрождения были и средневековые корни-светские традициигородской , народной , рыцарской культуры . Идейной основой ренессансной культуры был гуманизм, светски -рационалистическое по своей главной направленности мировоззрение .Онолишь частично отражало интересы и насторения социальной верхушки, будучипо содержанию мировоззрением демократическим, антифеодальным, ибоосвобождало сознание человека от сословных, корпоративных, церковно-схоластических пут, способствовало активной, деятельной жизни . Ранние гуманисты: поэт философ Ф. Петрарка (1304(1374), писатель Дж.Боккаччо (1313(1375) ( хотели создать прекрасную человеческую личность,свободную от предрассудков средневековья, и поэтому прежде всего пыталисьизменить систему образования: ввести в нее гуманитарные науки, сделавакцент на изучении античной литературы и философии. При этом гуманистыотнюдь не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее служителибыли объектами насмешек. Скорее, они стремились совместить две шкалыценностей. В своей “Исповеди” Петрарка писал, что аскетическая мораль христианстваочищает душу, но не менее важно и осознание ценности земного бытия,унаследованное от греков и римлян. Таким образом устранялось средневековоепротивопоставление плоти и духа. Реабилитация земного проявлялась в туэпоху прежде всего в апологии красоты мира и человеческого тела, плотскойлюбви. Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесныеизображения средневекового искусства уступили место трехмерному,рельефному, выпуклому пространству. Рафаэль Санти (1483(1520), Леонардо даВинчи (1452(1519), Микеланджело Буонарроти (1475(1564) воспевали своимтворчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красотасливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики. Человек с его земными страстями и желаниями появился и в литературе.Запретная прежде тема плотской любви, натуралистические ее описанияполучили право на существование. Однако плотское не подавляло духовного.Как и философы, писатели старались создать гармонию двух начал, или, покрайней мере, их уравновесить (см . : документы №42,46,47 Хрестоматии ) . Взнаменитом “Декамероне” Боккаччо озорные фривольные новеллы о сластолюбцахчередуются с трагическими рассказами о безответной или самоотверженнойлюбви. В сонетах Петрарки, посвященных прекрасной Лауре, небесной любвиприданы земные черты, но и земные чувства возвышены до небесной гармонии. Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали еедоброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новыймир. Непременным условием для этого итальянские гуманисты Лоренцо Валла(1407(1457) и Л. Альберти (1404(1472) считали накопленные знания, которыепомогают человеку сделать выбор между добром и злом. Высокое представлениео человеке было неразрывно связано с идеей свободы его воли: личность самаизбирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу. Ценностьчеловека стала определяться его личными достоинствами, а не положением вобществе : “Благородство ( словно некое сияние, исходящее от добродетели иозаряющее ее обладателей, какого бы происхождения они не были.” ( Из “Книгио благородстве” Поджо Браччолини , итальянского гуманиста XV в.) Наступала эпоха стихийного и буйного самоутверждения человеческойличности, освобождающейся от средневековой корпоративности и морали,подчиняющей индивида целому. Это было время титанизма, который проявился ив искусстве, и в жизни. Достаточно вспомнить героические образы, созданныеМикеланджело, и самого их творца ( поэта, художника, скульптора. Люди,подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи, являли собой реальные образцыбезграничных возможностей человека. Принципиально важно обратить внимание на предупреждение выдающегосярусского ученого А.Ф. Лосева о необходимости избегать узкой одноплановости,абсолютизированной точки зрения на содержание искусства и литературыРенессанса. “Эстетика Ренессанса,( пишет А. Ф. Лосев,( базировалась на человеческойличности, но она прекрасно понимала ограниченность этой личности. Она буйнои бурно заявляла о правах человеческого субъекта и требовала егоосвобождения ( и духовного, и душевного, и телесного, и вообщематериального. Но эстетика Ренессанса обладала одним замечательнымсвойством, которого не было в последующей эстетике буржуазно-капиталистического мира: она знала и чувствовала всю ограниченностьизолированного человеческого субъекта. И это навсегда наложило печатьтрагизма на всю бесконечно революционную стихию возрожденческогоиндивидуализма”. По мысли Лосева, самую глубокую критику индивидуализма дал в XVI в.Шекспир, титанические герои которого столь полны возрожденческогосамоутверждения. Герои Шекспира (Гамлет, Макбет) показывают , каквозрожденческий индивидуализм обнаруживает свою собственную недостаточностьи свою трагическую обреченность. Ренессанс, который так глубоко пронизываетвсе существо творчества Шекспира, в каждой его трагедии превращается лишь вцелую гору трупов, потому что такова страшная, ничем неодолимая иубийственная самокритика всей возрожденческой эстетики. Шекспир, (утверждает Лосев, ( колоссальное детище возрожденческого индивидуализма, назаре буржуазного индивидуализма дал беспощадную критику этого абсолютногоиндивидуализма, хотя только в XIX и XX вв. стали понимать всю егоограниченность и невозможность. Лосев приводит и иные примеры, из другой области человеческих знанийэпохи Ренессанса. Гелиоцентрическая система Коперника, ее развитие у Бруно( пишет он, ( основаны вовсе не на выдвижении вперед цельной человеческойличности, напротив, на толковании человека, да и всей той планеты, накоторой он обитает в качестве незаметной “песчинки” в бесконечноммироздании. Коперник, Кеплер, Галилей отнимают у человека его жизненнуюпочву в виде неподвижной Земли, а готика заставляет человеческую личностьрваться вверх вплоть до потери своей земной тяжести и веса. Разве этостихийное самоутверждение человеческой личности( А. Ф. Лосев делает в высшей степени важный вывод, касающейся самойтенденции исторического развития: сам Ренессанс еще не был этапом буржуазно-капиталистической формации. Он только ее подготавливал, и притомбессознательно, независимо от себя. Культура частной собственности икультура производства на основе эксплуатации рабочей силы в эпохуРенессанса начиналась, но она здесь была еще слишком юной и наивной, и онавсе еще ставила выше всего красоту человеческой личности, красотучеловеческого тела и возвышенную картину космических просторов. Вдальнейшем, после Ренессанса, этот юный и красивый индивидуализм, прекраснои честно чувствующий свою ограниченность, будет прогрессировать в своейизолированности, в своей отдаленности от всего внешнего и от всего живого,в своей жесткости и жестокости, в своей бесчеловечности ко всемуокружающему. Иначе вопрос об индивидуальной свободе решала Реформация (от понятия“реформа”, “преобразование”). Родиной Реформации стала Германия. Ее началомсчитают события 1517г., когда доктор богословия Мартин Лютер (1483(1546)выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. С этого моментаначался его длительный поединок с католической церковью. Реформация быстрораспространилась в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. ВГермании Реформация сопровождалась Крестьянской войной, которая шла с такимразмахом, что с ней не может сравниться ни одно социальное движениесредневековья. Своих новых теоретиков Реформация обрела в Швейцарии, гдевозник второй после Германии крупнейший ее центр. Там окончательно оформилреформационную мысль Жан Кальвин (1509(1564), которого прозвали “женевскимпапой”. Прочтите документы Христоматии №29,30,31,32,33,34 , ксерокопию раздела“Политические и правовые идеи Реформации” из “Исторических, политических иправовых учений” (М.1997). Выделите следующие основные направленияРеформации и дайте им характеристику: буржуазное (М. Лютер, Ж. Кальвин, У.Цвингли); народное , соединяющее требование упразднения католической церквис борьбой против феодализма, за установление равенства (Томас Мюнцер,анабаптисты); королевско-княжеское, отражавшее интересы монархов и светскихфеодалов, стремившихся укрепить свою власть и захватить земельные богатствацеркви. В конечном итоге Реформация породила новое направление в христианстве,которое стало духовной основой западной цивилизации - протестантизм. Откатоличества отошла часть населения Европы: Англия, Шотландия, Дания,Швеция, Норвегия, Голландия, Финляндия, Швейцария, часть Германии, Чехии ит. д. Да и в самом католичестве происходили существенные изменения. Протестантизм освободил людей от давления религии в практической жизни.Религия стала личным делом человека. Религиозное сознание сменилосьсветским мировоззрением. Религиозная обрядность упростилась. Но главноедостижение Реформации было в той особой роли, которая придавалась личностив ее индивидуальном общении с Богом. Лишенный посредничества церкви человектеперь сам должен был отвечать за свои поступки, т. е. на него возлагаласьгораздо большая ответственность. Реформация возвышала значение мирскойжизни и деятельности, проповедуя возможность общения с Богом черезустроенное соответствующим образом общество. Кальвин учил, что знак Божественного благоволения к человекураскрывается в его практической деятельности: успех или неуспех – критерий,позволяющий понять, проклятие или благодарность лежит на человеке. Трудоваяэтика реформации освещала практицизм, предпринимательство, что былонаиболее адекватным западному образу жизни. “Результатом реформации… былопрежде всего то, что в противовес католической точке зрения моральноезначение мирского профессионального труда и религиозное воздаяние за негочрезвычайно выросли”. (М. Вебер. Протестантская этика). Продумайте вопрос о соотношении Ренессанса и Реформации. Разнымиисториками он решается по-разному. Изучение литературы, которая вампредложена для самостоятельной работы, позволяет сделать вывод, что иРеформация и Ренессанс поставили в центр человеческую личность, энергичную,устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. НоРеформация при этом имела более дисциплинирующее воздействие: она поощрялаиндивидуализм, но вводила его в строгие рамки морали, основанной нарелигиозных ценностях. Есть и другие различия. Так С. Б. Сказкин полагает, что гуманизм иВозрождение выражают жизнь во всем ее многообразии, ибо классовая основагуманистической интеллигенции различна. Более того, гуманизм далеко невсегда враждебен церкви (знаменитое Эразмовское: Сократ, молись за нас!).Реформация же в своей основе – буржуазное явление. Она вызвана появлением иразвитием буржуазии, выступающей против феодализма и его освещенияцерковью. Буржуазия на этом этапе своего развития еще слишком слаба, чтобысамостоятельно выступать или организовывать движение всего “третьегосословия”. Она борется только против специфической формы феодальнойэксплуатации, но не против феодальной эксплуатации вообще. Феодально-абсолютическое государство для нее еще не пройденная ступень, а, наоборот,прогрессивная форма политической организации. Пройденной ступенью для нееявляется лишь феодальная форма религии в виде католической церкви, и лишьпротив католической религиозности и католической религиозной организацииона выступает революционно. Сопоставьте эту оценку с точкой зрения С. М. Стама, который утверждаетпротивоположность двух идейных систем с несколько иных позиций. Он неотрицает того очевидного факта, что и те и другие были противникамисредневековой схоластики и духовной диктатуры католической церкви. Лютер иКальвин признавали известную ценность земной жизни и практическойдеятельности, полезность некоторого светского знания. Невозможно отрицатьиндивидуалистическую тенденцию: признания права собственного решения, азначит – разума и воли человека (кальвинистская идея божественногоизбранничества и обязанности каждого проявить максимум энергии в своем“призвании”). На этом сходство заканчивается, и начинаются противоположности:христианство стремилось ограничить человеческую любознательность, тогда какгуманизм всячески стремился ее развить. Гуманисты были убеждены вовсемогуществе человеческого разума, напротив, реформаторы вдохновлялисьидеей всемогущества веры. “Пусть никто не думает, - писал Лютер, - что онможет постичь веру разумом… . То, что говорит Христос, - истина, независимоот того, могу ли я или какой либо иной человек понять это”. Гуманистам был ненавистен аскетизм, составляющий стержень религиознойморали. Человек может достигнуть совершенства не в силу искупления и особойбожественной милости, а собственным разумом и волей, направленной намаксимальное раскрытие всех своих естественных способностей. Напротив, Лютер исходил из “коренной и общей испорченности человеческойприроды”. Снискать божью благодать человек может только покаянием,самоуничижением и самопопранием перед богом, подавлением собственныхжеланий и стремлений. Наконец, доминантой ренессансного гуманизма была идея человека, чьевысокое достоинство определялось не знатностью происхождения, не званиямиили богатством, но только личной доблестью, благородством в делах ипомышлениях. Новое понимание человека объективно противостояло феодально-сословной дискриминации как программа человеческого равенства. Отсюда,гуманизм Возрождения – идеология раннебуржуазная, т. е. антифеодальная,народная. Напротив близость церковно-реформационной идеологии к массам итем более ее революционность представляются С. М. Стаму весьмаотносительными. Говоря о свободе христианина , Лютер имеет в виду толькодуховную, а отнюдь не мирскую свободу. Сопоставьте точки зрения С.Б.Сказкина и С.М.Стама . Какая из них вамближе? Аргументируйте свою позицию. Разберитесь, чем отличаетсяиндивидуализм реформации от индивидуализма Возрождения. Реформация оказала огромное влияние на массовое сознание европейцев,дала Европе новый тип личности и новую систему ценностей. В Европе, быстроохваченной идеями Реформации, стали образовываться новые, реформированныецеркви. Однако утверждение новых религиозных идеалов влекло за собойинквизицию, кровопролитные гражданско-религиозные войны , религиозныйфанатизм .Прочитайте документ №36 Хрестоматии “Устав ордена иезуитов”.Имейте представления о религиозных войнах во Франции , Англии , Испании ,Нидерландах . Ответьте на вопросы для самопроверки: 1.Расскажите о значениях и последствиях Великих географических открытий. 2.Что привлекало гуманистов в культуре античности? 3.Что такое Реформация? Какие новые представления о роли церкви, вере и смысле жизни она выработала? 4.Оказало ли Европейское Возрождение влияние на культурно- историческое развитие России? Как итог самостоятельной работы по изучению данной темы вы должныприобрести соответствующие знания и умения: а) понимать последствия великих географических открытий для Европы имира в целом ; б) иметь представления о том, что в эпоху “Европейской гегемонии”,прологом которой стало открытие Нового света, шел процесс первоначальногонакопления капиталов; в) уметь оценить основные достижения эпохи Возрождения и результатыРеформации.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Дается общая характеристикаЭпохи Возрождения. Пособие может быть использовано студентами техническихвузов, изучающими курс “Россия в мировой истории” для подготовки ксеминарским занятиям, контрольным работам, зачетам и экзаменам. Эпоха Возрождения и ее роль в истории человечества iconМетодическое пособие по курсу " россия в мировой истории" москва 1998 Составитель канд ист наук Попова Т. Г., Оганесян М. Н
Эпоха Возрождения и ее роль в истории человечества. Реформация: учебно-методическое пособие по курсу “Россия в мировой истории” /...
Дается общая характеристикаЭпохи Возрождения. Пособие может быть использовано студентами техническихвузов, изучающими курс “Россия в мировой истории” для подготовки ксеминарским занятиям, контрольным работам, зачетам и экзаменам. Эпоха Возрождения и ее роль в истории человечества iconРеферат по истории Ученика 7 класса «А» Воробьева Алексея Эпоха возрождения
Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры
Дается общая характеристикаЭпохи Возрождения. Пособие может быть использовано студентами техническихвузов, изучающими курс “Россия в мировой истории” для подготовки ксеминарским занятиям, контрольным работам, зачетам и экзаменам. Эпоха Возрождения и ее роль в истории человечества iconУчебное пособие томск 2009
Учебное пособие предназначено для студентов всех факультетов тпу дистанционной формы обучения и может быть использовано для подготовки...
Дается общая характеристикаЭпохи Возрождения. Пособие может быть использовано студентами техническихвузов, изучающими курс “Россия в мировой истории” для подготовки ксеминарским занятиям, контрольным работам, зачетам и экзаменам. Эпоха Возрождения и ее роль в истории человечества iconЭпоха Возрождения и ее роль в истории человечества. Реформация
В процессе самостоятельной работы по этой теме вам предстоит изучить следующие вопросы: Европа на пороге Нового времени. Великие...
Дается общая характеристикаЭпохи Возрождения. Пособие может быть использовано студентами техническихвузов, изучающими курс “Россия в мировой истории” для подготовки ксеминарским занятиям, контрольным работам, зачетам и экзаменам. Эпоха Возрождения и ее роль в истории человечества iconЛеонардо Да Винчи
Возрождения. И. П. Павлов об этом времени писал: «Прорвавшейся страстью дышит период, недаром названный эпохой Возрождения, период...
Дается общая характеристикаЭпохи Возрождения. Пособие может быть использовано студентами техническихвузов, изучающими курс “Россия в мировой истории” для подготовки ксеминарским занятиям, контрольным работам, зачетам и экзаменам. Эпоха Возрождения и ее роль в истории человечества iconViii. Эпоха Возрождения как начало новой европейской культуры
Эпоха Возрождения – социальный и культурный переворот средневековых традиций в Европе XIII-XVI вв
Дается общая характеристикаЭпохи Возрождения. Пособие может быть использовано студентами техническихвузов, изучающими курс “Россия в мировой истории” для подготовки ксеминарским занятиям, контрольным работам, зачетам и экзаменам. Эпоха Возрождения и ее роль в истории человечества iconВведение 2 Общая характеристика эпохи 3 Гуманистическая мысль эпохи Возрождения 5 Эпоха Возрождения и Реформация 8
Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся раз­ных...
Дается общая характеристикаЭпохи Возрождения. Пособие может быть использовано студентами техническихвузов, изучающими курс “Россия в мировой истории” для подготовки ксеминарским занятиям, контрольным работам, зачетам и экзаменам. Эпоха Возрождения и ее роль в истории человечества iconМетодическое пособие по курсу " россия в мировой истории" москва 1998 Составитель канд ист наук Ларионова И. Л
Древневосточные цивилизации: учебно-методическое пособие по курсу “Россия в мировой истории” / Московский государственный институт...
Дается общая характеристикаЭпохи Возрождения. Пособие может быть использовано студентами техническихвузов, изучающими курс “Россия в мировой истории” для подготовки ксеминарским занятиям, контрольным работам, зачетам и экзаменам. Эпоха Возрождения и ее роль в истории человечества iconМетодическое пособие по курсу " россия в мировой истории" москва 1998 Составитель канд ист наук Ларионова И. Л
Античный мир: учебно-методическое пособие по курсу “Россия в мировой истории” / Московский государственный институт электроники и...
Дается общая характеристикаЭпохи Возрождения. Пособие может быть использовано студентами техническихвузов, изучающими курс “Россия в мировой истории” для подготовки ксеминарским занятиям, контрольным работам, зачетам и экзаменам. Эпоха Возрождения и ее роль в истории человечества iconМетодическое пособие по курсу " россия в мировой истории" москва 1998 Составитель канд ист наук Ларионова И. Л
Европейское средневековье: учебно-методическое пособие по курсу “Россия в мировой истории” / Московский государственный институт...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы