Экономические реформы в странах с переходной экономикой icon

Экономические реформы в странах с переходной экономикой



НазваниеЭкономические реформы в странах с переходной экономикой
Дата конвертации05.07.2012
Размер286,07 Kb.
ТипРеферат
Экономические реформы в странах с переходной экономикой


Содержание.ВВЕДЕНИЕ…………...……………………………………………………………2-3ГЛАВА I. Экономические реформы в странах с переходной экономикой.1.1. Национальные экономические программы………………………..………..4-51.2. Особые аспекты пенсионных реформ…………………………………….....5-81.3. Реформы банковской системы…………………………………………..….8-17ГЛАВА II. Страны с переходной экономикой: итоги проведенных реформ иПерспективы дальнейшего развития……………….……………………….…17-182.1. Факторы роста………………………………………………………….…..18-232.2. Перспективы развития стран с переходной экономикой……….……….24-26ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....27-28СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..…………………29ВВЕДЕНИЕ. Целью данной курсовой работы является рассмотрение экономических реформ,проводимых в ходе мирового развития и трансформации той или иной страны вмировом хозяйстве, а также модернизации, итогов проведенных реформ иперспектив дальнейшего развития стран. В первой главе объясняется необходимость в составлении и реализациинациональных экономических программ, так как они являются одним из наиболеедейственных способов реформирования экономики той или иной страны. Такжеприводятся примеры использования и применения соответствующих программ встранах с переходной экономикой, где основная масса национальныхэкономических программ сводится к изменениям налогового, социального,банковского законодательства. В большинстве развивающихся стран составлениенациональных программ обычно связано с попытками создать условия дляустойчивого экономического роста после очередного экономического кризисаили перехода от авторитарного режима к демократии в данной стране. Ониобычно предполагают попытку решить несколько крупных экономических проблемв обстановке высокой популярности того или иного лидера, в благоприятнойполитической ситуации (“окно возможностей”). Пакет реформ, проводимый втаких случаях, обычно охватывает очередную попытку макростабилизации,несколько структурных реформ, меры по привлечению иностранных инвестиций(приватизация). В этом же разделе данной курсовой работы рассматриваются особые аспектыпенсионных реформ в странах с переходной экономикой. Актуальность данноговопроса подтверждается тем, что наряду с другими радикальнымиэкономическими реформами в рассматриваемых странах существуют одновременнои неотложная необходимость исправить ситуацию с пенсиями. К тому же одна изцелей пенсионной реформы состоит именно в том, чтобы положить началопоявлению отечественных инвесторов и развитию рынков, что является задачейпервой необходимости для стран с переходной экономикой. Банковская система выполняет важнейшие макроэкономические функции,связанные с трансформацией сбережений в инвестиции и обеспечениембесперебойного функционирования системы расчетов в народном хозяйстве.Именно поэтому заключительная часть первой главы курсовой работыпредставлена анализом проводимых банковских реформ. Во второй главе освящаются итоги проведенных реформ и перспективыдальнейшего развития стран с переходной экономикой. Одним из наиболеезначительных итогов признается результат умеренного роста ВВП, улучшенияпоказателей производительности, эффективности, издержек и соотношениякачества и цен. Для наиболее подробного рассмотрения динамики ипоследовательности проходимых изменений в работе представленыстатистические данные в таблицах и графиках.На основе вводимых соответствующих национальных экономических программ, ихчастичной и полной реализации, реформирования и модернизации отдельныхсекторов экономики необходимо рассмотреть ближайшие перспективыэкономического развития стран. Одной из перспектив является предстоящеевступление определенных стран с переходной экономикой в ЕС. Это,безусловно, принесет вступающим странам ряд полезных результатов, например,в виде прямых иностранных инвестиций, трансфертов и облегчения доступа ккредитным ресурсам. Однако стоит указать на возможные краткосрочныетрудности. Одна из них связана с высокими финансовыми затратами навнедрение различных стандартов ЕС. Если вступающие в ЕС страны попытаютсяочень быстро адаптироваться к маастрихтским критериям, они должны будутпроводить более жесткую политику, чем при прочих условиях. Нет сомнения,что это не будет благоприятствовать ускорению роста. Однако в данный моменттрудно сказать, насколько серьезно страны, вступающие в ЕС, воспримутпровозглашенные намерения относительно соблюдения маастрихтских требований.ГЛАВА I. Экономические реформы в странах с переходной экономикой.1.1. Национальные экономические программы. Составление и реализация национальной экономической программы являетсяодним из наиболее действенных способов реформирования экономики той илииной страны. Национальные экономические программы распадаются на три группы по ихцелям и содержанию в зависимости от исторических условий и типа стран ихпринимающих. Национальные программы в большинстве стран с переходной экономикой обычносвязаны с попытками создать условия для устойчивого экономического ростапосле очередного экономического кризиса или перехода от авторитарногорежима к демократии в данной стране. Они обычно предполагают попытку решитьнесколько крупных экономических проблем в обстановке высокой популярноститого или иного лидера, в благоприятной политической ситуации (“окновозможностей”). Пакет реформ, проводимый в таких случаях, обычно охватываеточередную попытку макростабилизации, несколько структурных реформ, меры попривлечению иностранных инвестиций (приватизация). В 80–90-х годах такиепрограммы обычно сопровождались поддержкой международных финансовыхорганизаций. Как правило, они требуют существенных изменений взаконодательстве и иногда – даже изменений в конституции (сокращениесоциальных обязательств государства, допуск иностранцев в те или иныесектора экономики, бюджетные ограничения и др.). Программы национального возрождения или радикальной модернизации страныбыли типичны для популистских лидеров; ситуации послевоенноговосстановления или обретения независимости. “Харизматические” программыобычно направлены не столько на решение некоторого конечного наборапроблем, сколько на создание атмосферы единства нации вокруг лидера инеобходимости решения крупных национальных проблем (восстановление,развитие и проч.), формулирования интересов и целей страны. К этому типупрограмм в общем можно причислить и первые трансформационные программыстран Восточной и Центральной Европы 90-х годов, базировавшиеся на идеяхтрансформации экономики и общества. Такие программы не могут ограничиватьсяэкономическими рамками и реформами. Они идут дальше, и успех такихтрансформационных программ определялся национальной спецификой истории,религии, реальной политической ситуации. В этой классификации будущие российские программы выполняют двоякую роль.Во-первых, это завершение процесса самоидентификации страны в новыхгеополитических условиях, возрождение страны на основе политическойконсолидации. В этом отношении – это как бы завершение харизматическихпрограмм постсоциалистической трансформации. С другой стороны – этонеизбежно будет новая программа типичных для развивающейся страныструктурных реформ.1.2. Особые аспекты пенсионных реформ. В странах с переходной экономикой существуют одновременно и неотложнаянеобходимость исправить ситуацию с пенсиями, и возможность осуществитьизменения наряду с другими радикальными реформами. Проще получитьполитическую поддержку реформам, так как отсутствуют группы, преследующиечастные интересы (размер пенсий в старой системе мал). Страны с переходной экономикой открыты иностранным консультантам, таким,как специалисты Всемирного Банка, которые имеют опыт в отношении пенсионнойреформы. В странах с переходной экономикой начало пенсионной реформы приходится напериод, когда рынки капитала еще отсутствуют. Ликвидность на внутреннихрынках низка, набор инструментов скуден, квалификация и опыт отечественныхуправляющих ограничены. Органы регулирования и надзора не совсем готовы квыполнению своих функций. Привлекательный момент: благодаря рыночной эффективности, частныепенсионные фонды смогут обеспечивать более высокую пенсию. Для этогонеобходима "благоприятная цепочка": фонды идут на долгосрочные вложения,принимая краткосрочные колебания; формируется надежная база отечественныхинституциональных инвесторов, которая поддерживает отечественные рынкикапитала в неблагоприятные периоды. Одна из целей пенсионной реформы состоит именно в этом: положить началопоявлению отечественных инвесторов и развитию рынков. Но также существуетопасность создания "порочного круга": вложения в основном носяткраткосрочный характер (из-за мер регулирования или других ограничений),фонды избирают консервативную стратегию, и их подходы начинают напоминатьдруг друга. Таким образом, отдача в долгосрочной перспективе оказываетсяниже оптимальной, и отечественные институциональные инвесторы играют менеезначительную роль, чем та, что от них требуется. Переход неизменно связан с наличием долга - как его финансировать. Еслигосударство (органы регулирования) желают продать фондам слишком большойобъем государственного долга, то такой шаг может стать простым решением вкраткосрочной перспективе, однако он не обеспечивает эффективности фондов вдолгосрочной. Требуется смотреть за четырехлетний горизонт, которым оперируетбольшинство политиков, чтобы понять, что хорошо диверсифицированныйпортфель отвечает только целям частных фондов: получению более высокогодохода в долгосрочной перспективе. Что понимается под риском с точки зренияпенсионного фонда? Соответствует ли это традиционному определениюнестабильности? Являются ли акции более рискованными, чем облигации? Реальное определение риска в том, что фонд может не достичь своей цели вдолгосрочной перспективе (достаточно высокого размера пенсий по сравнению сгосударственными пенсиями, или с обещанными уровнями при плане УВ). Важно,чтобы и фонды, и органы регулирования быстро уяснили концепциюсопоставления с "ориентиром". Сигналом к смене управления фондом являетсяпостоянная более низкая доходность по сравнению со сбалансированным"ориентиром". Если доходность такого портфеля оказывается ниже доходностигосударственных облигаций в течение года-двух, то это не обязательно должностать причиной для паники. Ежегодная "требуемая" доходность привязана киндексу государственных облигаций. Методика привязки к "ориентиру" пока неслишком распространена, инвестиционные стратегии не доводятся дообщественности. Наблюдается конкуренция среди абсолютных ставок доходности,что приводит к чрезмерной осторожности и "стадному поведению". А инвестицииза рубежом еще больше затрудняют финансирование долга перехода. Вложения зарубежом обеспечивают необходимую диверсификацию для небольшой страны. В условиях неразвитого рынка годовой доход может быть очень нестабильным,так как на него могут влиять глобальные тенденции и представленияинвесторов, причем это влияние практически не зависит от внутреннихаспектов. Возможно, вложение всех пенсионных сбережений там, где ужеприсутствуют все прочие типы риска, может оказаться слишком рискованным:уровень жизни, стабильность работы и т.д. зависят от экономической ситуациив собственной стране. С другой стороны, экономическая реформа и рост могут привести к развитиювнутренних рынков: почему бы не инвестировать только в них? Установлено ограничение на инвестиции за рубежом: 20-30%. Для фондоввторого уровня предусмотрен постепенный подход (0% в первые два года, до30% в течение пяти лет). Такой компромисс был необходим, чтобы идеяполучила поддержку. Основное препятствие - жесткое ограничение наинвестиционные фонды. "Молодым" пенсионным фондам особенно рекомендуется осуществлятьинвестиции за рубежом через инвестиционные фонды. С точки зрениясоотношения риска и отдачи, желательно как можно скорее отменитьограничения на классы активов, инвестиции за рубежом, лицензии иностраннымкомпаниям на право управления фондами, и т.п. Из-за недостаточного развитиярынков и квалификации управляющих (а также - недостаточных знаний у членових фондов) в первые несколько лет могут потребоваться некоторыеограничения. Эти ограничения должны быть максимально разумными, не иметьполитической направленности и не носить разового характера. Если этиположения не будут соблюдены, то вся система - включая инвестиции - небудет оптимальной. В странах континентальной Европы либерализация жесткихинвестиционных норм идет медленно. Ограничения на инвестиции за рубежомтоже не исчезают стремительно (здесь помогает введение евро). Идеяпредоставления иностранным компаниям свободы в управлении фондами такжередко оказывается популярной.1.3. Реформы банковской системы. БАНКОВСКАя СИСТЕМА ВЫПОЛНяЕТ ВАЖНЕЙШИЕ МАКРОЭКОНОМИчЕСКИЕ ФУНКЦИИ,СВяЗАННЫЕ С ТРАНСФОРМАЦИЕЙ СБЕРЕЖЕНИЙ В ИНВЕСТИЦИИ И ОБЕСПЕчЕНИЕМБЕСПЕРЕБОЙНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИя СИСТЕМЫ РАСчЕТОВ В НАРОДНОМ ХОЗяЙСТВЕ. ВДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СФЕРЕ ЕЕ ОСНОВНАя РОЛЬ ЗАКЛЮчАЕТСя В СОЗДАНИИ ДЕНЕГ,НАРяДУ С ЦЕНТРАЛЬНЫМ БАНКОМ, И ФОРМИРОВАНИИ ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКИ ПО ДЕПОЗИТАМИ КРЕДИТАМ. ОДНАКО ВЫПОЛНЕНИЕ БАНКАМИ ИХ ФУНКЦИЙ В ЗНАчИТЕЛЬНОЙ МЕРЕЗАВИСИТ ОТ ХАРАКТЕРА ЭКОНОМИчЕСКОЙ СИСТЕМЫ. В административно-командной системе деятельность банковской сферы былаподчинена основной задаче - выполнению народнохозяйственных планов. Какследствие, природа денег и кредита отличалась от свойственной рыночнойэкономике. В частности, в советские времена кредит был "системноневозвратным"1. В современной рыночной экономике банковская системастановится составной частью более сложной - финансовой, включающей в себямногочисленные финансовые рынки (валютный и рынок ценных бумаг). Банковскийкредит перестает быть преобладающим источником внешнего финансирования дляпредприятий, поскольку развиваются рынки долговых ценных бумаг, преждевсего облигаций.Проблемы реформирования банковской системы и способы ее решения. Перед странами с переходной экономикой встала задача трансформироватьбанковскую систему. Сложность ее определялась тем, что изначально банки небыли готовы взять на себя функции, свойственные финансовым институтам врыночной экономике. Одной из первых проблем банковских систем в странах с переходнойэкономикой стали "плохие кредиты". Ее причинами были, с одной стороны,системно невозвратный характер кредита в прежней плановой экономике, а сдругой - резкое ухудшение положения предприятий и снижение реальных доходовнаселения в условиях трансформационного кризиса. Существовало несколько вариантов решения этой проблемы: списание долговбанкам с последующим прекращением кредитования убыточных предприятий,списание долгов и продолжение кредитования, сохранение долгов на балансахкоммерческих банков и помощь им со стороны государства, переложение всейтяжести проблемы на коммерческие банки. Практически в странах с переходной экономикой на различных этапахприменялись все перечисленные варианты, а также их комбинации. Но в любом случае проблема "плохих долгов" сохранялась надолго. Постоянновозникали своеобразные "порочные круги", например, списание долгов -продолжение кредитования убыточных предприятий - накопление новых "плохихдолгов"; списание долгов - прекращение кредитования - ухудшение положенияпредприятий – сокращение депозитной базы банков; сохранение долгов набалансах банков - временное ослабление остроты проблемы в связи с высокойинфляцией — снижение1См.: Ростовский Я. Макроэкономическая нестабильность впосткоммунистических странах. М., 1997.темпов инфляции — возобновление проблемы. Добавим, что не исключеновозникновение и других "порочных кругов". Решение проблемы "плохих долгов" на первом этапе не гарантировало от ееповторного появления. Во многих странах продолжался трансформационный спад,обусловленный, в частности, и институциональными факторами. Чешский ученыйМ. Хорчикова выделяет те из них, которые приводили к накоплению "плохихдолгов" - отсутствие независимой кредитной политики у коммерческих банков иплохое управление государственными компаниями2. На начальном этапе переходного периода эти проблемы уже породили кризисыв банковских системах Венгрии и Хорватии. Создание двухуровневой банковскойсистемы в Венгрии в конце 80-х годов сопровождалось специализацией банковпо отраслевому признаку. Это позволило сохранить определенные взаимосвязимежду предприятиями и банками, но предопределило и продолжение кредитованияубыточных предприятий. В то же время банки могли получать дополнительную прибыль вследствиеинфляции, которая обесценивала ранее выданные и оказавшиеся безвозвратнымикредиты и увеличивала в номинальном выражении ресурсную базу банков за счетдепозитов предприятий. Коммерческие банки не стремились и не поощрялисьналоговой политикой государства к созданию резервов по ссудам. Ситуация в корне изменилась в конце 1991-1992 гг. После вступления в силу в конце 1991 г. Банковского закона коммерческие банки были вынуждены улучшить свои кредитные портфели и создать резервы под определенные виды предоставленных ссуд. Тогда же вступил в действие жесткий закон о банкротстве предприятий. В 1992 г. были изменены положения, позволявшие учитывать неполученные проценты как прибыль. В результате к концу 1992 г. все государственные банки и банки, обслуживавшие промышленность, потеряли свой капитал, часть клиентов и оказались несостоятельными.2 См.: Horcicova М. The Old Loans Problem: The Czech Experience. EasternEuropean Economics. March-April. 2002. Государство начало активно помогать банкам, попавшим в стользатруднительную ситуацию. В конце 1992 г. в обмен на необеспеченные кредитыбанкам с нормативом достаточности капитала ниже 7% были предоставленыгосударственные облигации. Общая сумма сделок по этой операции составила98.4 млрд. форинтов. Государство, в свою очередь, продало часть "плохихдолгов" с дисконтом Венгерскому банку развития.Однако положение банков продолжало ухудшаться, и правительство вновьпредприняло шаги по улучшению ситуации, подойдя к проблеме с позицийдолжников. Долги снова были изъяты из портфелей банков в обмен нагосударственные облигации. Тем не менее, объем необеспеченных кредитов по-прежнему рос и составил к концу 1993 г. 30% всей суммы банковских кредитов.Поэтому в 1993-1994 гг. была проведена масштабная рекапитализациябанковской системы. Ее осуществляли в форме увеличения государствомрегистрируемого капитала банков и выкупа им вновь выпущенных акций. Врезультате отношение капитала к активам в четырех крупных государственныхбанках было доведено до 8%, то есть стало соответствовать стандартам Банкамеждународных расчетов. Издержки государства на эти меры составили около10% ВВП. Таким образом, Венгрии удалось справиться с кризисом в банковскойсистеме, основной причиной которого специалисты считают спад в экономике.Заметим, что завершение рекапитализации в 1994 г. действительно совпало свозобновлением экономического роста. Однако вопрос о характере связиположения предприятий (и шире - макроэкономической ситуации) с состояниембанковской системы в странах с переходной экономикой теоретически не решендо сих пор.Некоторые исследователи считают, что здоровые банки могут помочьпредприятиям в решении их сложных проблем, а окрепшие предприятия, в своюочередь, станут активными потребителями кредитных ресурсов коммерческибанков3. Логика исследователей из Международного валютного фонда несколько иная.Развитая банковская система помогает странам добиться более высоких3 См.: Tkacova D. Banking Sector in the Slovak Republic: Deve. opment,Restructuring and Privatisation. Biatec, 2003 № 10.темпов экономического роста, поскольку финансовые посредники мобилизуюсбережения, трансформируют их сроки, влияют на корпоративный контроль инаправляют средства в наиболее производительные сферы их использования4.Другую точку зрения, представляющуюся более верной, высказывают Э. Берглоф(Швеция) и П. Болтон (США). Они пишут, что "в целом финансовый сектор игралнебольшую роль в реструктуризации промышленного сектора в странах спереходной экономикой, а в некоторых случаях финансовая либерализация могладаже подорвать развитие реального сектора"5. Роль банковской системы,весьма значительная в развитых рыночных экономиках, на начальном этапепреобразований в трансформирующихся экономиках была гораздо менее важной.Но эту роль необходимо было неуклонно повышать, создавая условия длявыполнения банковской системой ее обычных макроэкономических функций.Тем более, что источники проблем лежали главным образом за ее пределами.Венгерский исследователь Шапарг считает, что сравнительно низкий уровеньиздержек на борьбу с банковским кризисов в Венгрии объясняется именноотносительно низ кой степенью глубины финансового посредничества6.В Хорватии постепенная реформа банковского сектора началась еще в середине80-х годов рамках прежней СФРЮ. Бывшие предприятия учредители сталиакционерами трансформировавшихся банков. В такой ситуации "плохие кредиты "были скорее правилом, чем исключением. Так, в 1989 г. плохие активы банковв два раза превышали размер их капитала. Правда, положение в значительнойстепени облегчала высокая инфляция. К решению проблемы "плохих долгов"правительство обратилось в 1991-1992 гг. выпустив так называемые крупныеоблигации, которыми определенные предприятия выплачивали банкам номинальнуюстоимость своих просроченных обязательств. Стоимость выпущенных крупныхоблигаций составила около 990 млн. долл.Еще одной серьезной проблемой для хорватской банковской системы были старые4. См.: IMF Staff Country Report № 00/54. April 2003. P. 64.5 Berglof E., Bolton P. The Great Divide and Beyond: Financial Architecturein Transition. Oct. 2002.6 См.: Szapary G. Banking Sector Reform in Hungary: Lessor Learned, CurrentTrents and Prospects. № 5/2001. December 2002. P. 14.валютные сбережения. В рамках бывшей СФРЮ в 1991 г. депозиты населения ипредприятий в банках были переведены в Национальный банк Югославии, чтобыиспользовать их для финансирования бюджета. С распадом СФРЮ в конце 1991 г.хорватские банки имели в составе своих обязательств валютные депозиты, ноне обладали активами для их покрытия. Тогда было решено блокировать счетанаселения в иностранной валюте, выпустив против них облигации. В июне 1992г. эти облигации составляли 44.7% активов банков, а блокированные валютныедепозиты - 41.5% пассивов. Таким образом, сбережения в иностранной валютебыли отнесены к государственному долгу. В то же время значительная частьденежной массы автоматически стала неработающей. Оздоровление банковской системы в конце 1991 г. потребовало значительныхиздержек (по оценкам, 22.6% ВВП). Государственный долг, возникший врезультате оздоровления банков, составлял 96.5% всего госдолга. Тем неменее, окончательно решить проблемы банковской системы не удалось,поскольку продолжалось падение производства; распад СФРЮ уменьшил рынкисбыта для хорватских предприятий; кроме того, на территории страны началисьвоенные действия. Эти проблемы проявились снова в 1994-1995 гг. после финансовойстабилизации, когда проводилась крайне жесткая денежно-кредитная политика.В конце 1994 г. по сравнению с концом 1993 г. доля квазиденег (они включаютв себя срочные и сберегательные депозиты в национальной валюте и депозиты виностранной валюте в отечественной банковской системе) в составе денежноймассы в широком смысле (сюда помимо квазиденег входят наличные деньги идепозиты до востребования) снизилась в Хорватии с 68.7 до 61.6 % 7. Тем не менее, правительство долго не вмешивалось в функционированиебанковского сектора, и лишь в 1996 г. начался процесс оздоровления трех изчетырех крупнейших банков страны. В них "плохие кредиты" превышали размерсобственного капитала. Наибольшие проблемы для системы в целом представлялPrivredna Banka, поскольку на его долю приходилось свыше 25% всех "плохих7Рассчитано по: International Financial Statistics. December 1997. IMF.Wash., 1997. P. 226-227.кредитов" в банковской системе страны. Во всех трех банках в процессеоздоровления одна часть таких кредитов была передана специальному агентству(55%совокупных "плохих кредитов" трех банков), а остальное было списано путемдебетования банковского капитала и резервов (45%).7 После этогоправительство провело рекапитализацию каждого банка, доведя уровенькапитала до минимально достаточного.В результате проведенной рекапитализации процентные ставки по депозитам внациональной валюте (куна) начали снижаться. Если в 1995 г. реальныепроцентные ставки по этим депозитам составляли 1.6%, то в 1996 г. они упалидо 1.2, в 1997 г. - до 0.2%, а в 1998 г. даже переместились в областьотрицательных значений (-1.7%). Начальный этап реформирования банковской системы в России прошел безсущественных потрясений. Этому в первую очередь способствовали высокиетемпы инфляции, обесценивавшие номинальную стоимость накопленных "плохихкредитов". В то же время в банковских балансах отражались переоцененные кредиты иликапитализация процентов, что искусственно завышало стоимость кредитов.Дальнейшее распространение "плохих кредитов" во многом было обусловленоструктурой банковской системы - многочисленные вновь образовавшиесякоммерческие банки создавались отдельными предприятиями или группамипредприятий для решения своих проблем, в том числе связанных с нехваткойоборотного капитала. Тем самым получал дополнительный импульс процесснеобеспеченного эндогенного создания денег8, поскольку сами банки, выдаваякредиты, понимали, что они могут стать невозвратными. В депозитной базе коммерческих банков на начальном этапе переходногопериода возросла роль вкладов предприятий, поскольку склонность населения ксбережению значительно уменьшилась (из-за существенного сокращения реальныхдоходов), и к тому же сбережения все чаще осуществлялись в8Эндогенное создание денег происходит внутри экономической системы иосуществляется коммерческими банками в отличие от экзогенного созданияденег центральным банком.неорганизованных формах. Общая норма сбережения (% от доходов),составлявшая 29.5% в 1991 г., сократилась до 14.6% в 1994 г. При этомсклонность к сбережению в рублевых вкладах сначала резко снизилась - с19.3% в 1991 г. до 4.7% в 1992 г., а затем выросла до 6,8 % в 1994 г.9 С одной стороны, население не доверяло банковской системе послеинфляционного обесценения вкладов в Сбербанке, с другой - высокая инфляцияповысила долю наличных денег в структуре денежной массы. Сказывалосьстремление держать запас ликвидных средств в условиях быстро меняющихсяотносительных цен, чтобы иметь возможность приобрести тот или иной товар,пока он сравнительно дешев. Подрыв доверия населения к банковской системе в России был связан скрахом так называемых финансовых пирамид в середине 1994 г. Он оказалкрайне негативное воздействие на дальнейшее развитие финансовой системы -население перешло к неорганизованным формам сбережений и стало отрицательноотноситься к различным формам финансовых инноваций. Еще в 1994—1996 гг. в Москве вкладчики недобросовестных финансовыхорганизаций потеряли около 200 млн. долл. Кризис доверия, возникший в результате краха финансовых пирамид, вызвализменения в структуре вкладов населения - увеличилась доля Сбербанка,усилив монополистические тенденции. Высокий уровень монополизма на этомсегменте рынка, особенно на начальном этапе трансформации, свойственпрактически всем странам с переходной экономикой. Так, в Венгрии индексГерфинделя для банковских услуг сектору домохозяйств равнялся в 1994 г. 7тыс. (максимальное значение индекса для ситуации чистой монополии -10тыс.), а в 2000 г. - около 2 тыс. Высокое значение для 1994 г. объяснялосьдоминированием Национального сберегательного банка. В 1993 г. в Польше банк«Польска каса ощченднощци» сосредоточивал около 85% сбережений граждан взлотых, а в Румынии Сберегательный банк аккумулировал почти 95% депозитовчастных лиц.9См.: Акиндинова Н. Склонность населения России к сбережению: тенденции1990-х годов // Вопросы экономики. 2002. № 10. Монополизм на рынке вкладов, в первую очередь срочных, без должногорегулирования со стороны государства ведет к занижению процентных ставок подепозитам и, как следствие, к возможности установления более высокойразницы с процентными ставками по кредитам. Складывается ситуация,сдерживающая одновременно и депозитную, и кредитную активность банков.Возникает еще одно ограничение для нормального эндогенного создания денегбанковской системой. К середине 1995 г. банковская система России исчерпала возможностиразвития в условиях высокой инфляции. Тем не менее, ей удалось пройти этотрубеж без серьезного кризиса. Кризис на межбанковском рынке в августе 1995г. был достаточно быстро преодолен путем предоставления коммерческим банкамдополнительной ликвидности со стороны Банка России. Подобного сценарияразвития, отличного от свойственного странам ЦВЕ, удалось добитьсяблагодаря сочетанию нескольких факторов. Во-первых, появился рынокгосударственных ценных бумаг с высокой доходностью. Во-вторых, банкиотносительно меньше (по сравнению со странами ЦВЕ) участвовали вфинансировании убыточных предприятий, поскольку уже был запущен механизмэндогенного создания своеобразных «квазиденег» - неплатежей, минуябанковскую систему. В-третьих, увеличился приток иностранного капитала,начиная с 1995 г. и особенно в 1996 и 1997 гг. В результате развития банковской системы в России возник высокий уровеньсегментированности. Сбербанк фактически обладал монопольным положением нарынке вкладов населения. Создание предприятиями "карманных" банков сделалоих в значительной степени зависимыми от финансового положения ограниченногокруга клиентов. Кроме того, к ним, а также к бывшим спецбанкам, входившим всистему Промстройбанка и Агропромбанка, зачастую предъявлялись требованиясоздавать эндогенные необеспеченные деньги путем выдачи заведомоневозвратных кредитов. В ряде регионов складывались замкнутые финансовыепотоки, которые, как правило, обслуживались одним банком. К концу 1996 г. сформировалась следующая конфигурация потоков движениясредств. Сбербанк привлекал наиболее долгосрочные пассивы в форме вкладовнаселения и размещал средства в наиболее ликвидные активы (государственныеценные бумаги). Таким образом, он обслуживал кругооборот "сбережениянаселения - финансирование дефицита государственного бюджета'' Большоеколичество "корпоративных" банков обслуживало другой кругооборот: "средствареального сектора - его кредитование"10. Потенциально эти банки были менееустойчивы, поскольку их пассивы состояли в основном из депозитов довостребования, а активы - из низколиквидных и рискованных кредитов. Такая система движения средств была нестабильна и приносила потериреальному сектору. Но стимулом для ее сохранения стал приток иностранногокапитала, выступивший в качестве дополнительного источника финансированияпредприятий и государственного бюджета.ГЛАВА II. Страны с переходной экономикой: итоги проведенных реформ иперспективы дальнейшего развития.• Основным источником экономического оживления в странах ЦВЕ выступалапромышленность, а двигателем – внешняя торговля.• Нынешнее оживление характеризуется появлением новой структурной модели. В результате проведения последних экономических реформ экономическаяситуация, так же как и краткосрочный прогноз практически для всех стран спереходной экономикой в настоящее время лучше, чем когда-либо на протяжениипрошедшего десятилетия. Эти страны благодаря воздействию высокого спроса наимпорт со стороны Западной Европы переживают экспортный бум, который питаетрост их ВВП. Экономические реформы первой половины 2002 года внесли значительныеизменения в хозяйственную систему развивающихся стран. Здесь можно10См.: Солнцев О. Российская банковская система: модели развития //Проблемы прогнозирования. 2001. № 2.выделить реформирование Румынии, Болгарии, Хорватии и Украины. Определенныерезультаты основаны на практике предшествующих лет – тогда проявиласьопределенная корреляция темпов роста в большинстве стран с переходнойэкономикой. Неожиданным оказался некоторый скачок, произошедший во второй половине2002 г. в большинстве стран с переходной экономикой при отсутствии сильногоускорения в ЕС. С этого момента рост промышленного производства и экспортав рассматриваемых государствах в целом усилился, хотя в некоторых из нихусиление было лишь временным. Изменения экономической политики, вероятно, ограничили последствия техявлений, которые имели место в течение прошедшего года. Так, только вВенгрии и Словакии бюджетно-налоговые стимулы содействовали подъему деловойактивности. Отметим, что в названных странах в 2002 г. прошли парламентскиевыборы, которые послужили поводом для демонстрации предвыборной щедрости.Во второй половине 2002 г. некоторое ослабление денежно-кредитной политикиосуществила также Польша, что выразилось в более решительном снижениипроцентных ставок и понижении валютного курса. Однако указанные меры покане смогли оказать какого-либо воздействия на ускорение развитияпроизводства, поскольку для этого требуется более длительный период.2.1. Факторы роста. Основным фактором экономического роста в государствах ЦВЕ в 2002 г.послужило увеличение внутреннего потребления. В то же времякапиталовложения в целом находились на низком уровне (табл. 1). Представляет интерес тот факт, что в прошлом году можно было наблюдатьболее высокие темпы роста капиталовложений в прежде отстававших Румынии,Болгарии, Хорватии и Украине. Сравнительно низкими они были в России.Серьезный спад в этой сфере продолжался в Польше. Предполагается, чтоотносительно высокие темпы в Венгрии не отражают динамику производственныхкапиталовложений: в корпоративном секторе инвестиции значительносократились. Таблица 1|Темпы роста валовых инвестиций в основной капитал, % || |2000 г. |2001 г. |2002 г. ||Чешская |5,4 |5,5 |0,6 ||Республика | | | ||Венгрия |7,7 |3,1 |6 ||Польша |2,7 |– 8,8 |– 7,2 ||Словакия |1,2 |9,6 |– 0,9 ||Словения |0,2 |– 1,9 |3,5 ||Болгария |15,4 |19,9 |7,4 ||Румыния |4,6 |6,6 |8,3 ||Хорватия |– 3,8 |9,7 |10 ||Македония |– 3,2 | | ||Сербия и |13,3 | | ||Черногория | | | ||Россия |17,7 |8,7 |2,6 ||Украина |14,4 |20,8 |6,2 | Вклад внешней торговли в увеличение ВВП в 2002 г. в регионе в целомоказался позитивным, за исключением некоторых стран, возникших послераспада Югославии (табл. 2). Таблица 2|Торговый баланс, млн евро || |2000 |2001 |2002 || |г. |г. |г. ||Чешская |– |– 3 |– 2 ||Республика |3393 |424 |416 ||Венгрия |– |– 3 |– 3 || |4312 |572 |416 ||Польша |– 18 |– 15 |– 14 || |739 |848 |907 ||Словакия |– 980|– 2 |– 2 || | |372 |263 ||Словения |–1 |– 997|– 608|| |491 | | ||Болгария |– 1 |–2 |– 2 || |832 |414 |364 ||Румыния |–2 |– 4 |– 4 || |909 |652 |220 ||Хорватия |– 3 |– 5 |– 6 || |770 |022 |134 ||Македония |– 835|– 595|– 899||Сербия и |– 2 |– 3 |– 4 ||Черногория |084 |291 |253 ||Россия |65 |53 |49 || |120 |423 |123 ||Украина |667 |547 |1 037|Несмотря на незначительные импульсы роста в ЕС, экспорт государств,собирающихся вступить в него (а также Украины), характеризуется хорошимирезультатами. В частности, они увеличили поставки продукции в Евросоюз(табл. 3). Это является чрезвычайно важным достижением, поскольку импорт ЕСиз других регионов в 2002 г. сократился почти на 5%. Странам с переходнойэкономикой явно удалось выиграть конкуренцию с неевропейскими государствамии повысить свою долю на данном рынке. Таблица 3.|Темпы роста экспорта в страны ЕС, %|| |2000 |2001 |2002 || |г. |г. |г. ||Чешская |26,6 |19,0 |8,2 ||Республика | | | ||Венгрия |28,1 |10,4 |8,4 ||Польша |32,6 |16,2 |6,7 ||Словакия |33,3 |11,1 |9,3 ||Словения |14,3 |6,2 |1,3 ||Болгария |38,2 |16,5 |5,9 ||Румыния |37,4 |20,3 |14,2 ||Хорватия |33,6 |7,7 |– 2,8||Македония |21,1 |2,6 |– 4,8||Сербия и |38,7 |28,1 |9,5 ||Черногория | | | ||Россия |71,4 |2,4 | ||Украина |41,7 |18,1 |1,7 |Показатели внешней торговли особенно удивительны, учитывая, что в реальномвыражении валюты стран с переходной экономикой на протяжении 2002 г., какправило, продолжали укрепляться (рис. 1 и 2).Хорошие результаты внешней торговли государств ЦВЕ в условияхсоответствующей экономической ситуации в ЕС и реального укрепления их валютобъясняются следующими причинами: . умеренным ростом ВВП; . улучшением показателей производительности, эффективности и издержек; . улучшением соотношения качества и цен.[pic] Отметим, что в странах, вступающих в ЕС, реальный прогресс с точки зренияуменьшения удельных трудозатрат в промышленности был весьма незначительным.Улучшения в области производительности труда и удельных трудозатрат лишькомпенсировали последствия укрепления валют. В то же время существенноепродвижение в этой области могло бы иметь и отрицательные побочные эффекты.Повышение производительности труда, как правило, связано с сокращениемзанятости и ростом безработицы, которая по региону в целом находится навысоком (а в некоторых странах на очень высоком) уровне и ее ощутимоеснижение маловероятно даже в среднесрочной перспективе (табл. 4).|Уровень безработицы, % || |2000|2001|2002|| |г. |г. |г. ||Чешская |8,8 |8,1 |7,3 ||Республика | | | ||Венгрия |6,4 |5,7 |5,8 ||Польша |16,1|18,2|19,9||Словакия |18,6|19,2|18,5||Словения |7,0 |6,4 |6,4 ||Болгария |16,9|19,7|17,8||Румыния |7,1 |6,6 |8,5 ||Россия |10,5|9,1 |7,8 ||Украина |11,7|11,1|9,8 |Таблица 4. Безработицу будет трудно преодолеть из-за жизненно важного значенияценовой конкурентоспособности. Ее сохранение требует, чтобы повышениезаработной платы находилось под строгим контролем, иначе возникаютсложности с дефицитом внешнеторгового и текущего платежного баланса. Нотакой контроль означает также сдерживание спроса на продукты и услуги,производимые внутри страны. В 2002 г. происходило дальнейшее снижение уровня инфляции (табл. 5). Вбольшинстве случаев оно шло постепенно и фактически не было результатомфинансово-бюджетной политики. Инерционное регулирование соотношения“издержки – цены” будет, по всей вероятности, продолжаться и в обозримомбудущем. Очень низкие показатели инфляции характерны, в частности, дляПольши и Чешской Республики. Данная ситуация, по всей видимости, означаетнаступление дефляции, нарастание которой может привести к разрушительнымпоследствиям для корпоративного и банковского секторов (особенно в Польше). Нет сомнения в том, что во многих государствах рассматриваемого регионаукрепление валютных курсов сдерживало инфляцию. Возможно, что тенденциипоследних лет в этой области отразили финансовые (или даже спекулятивные)явления, поэтому правомерно говорить о наличии потенциала для коррективов,включая девальвацию. Однако вероятность существенных изменений довольномала, поскольку солидный приток капиталов будет продолжаться даже всреднесрочном аспекте, особенно в связи с перспективой вступления рядастран ЦВЕ в ЕС. Тем не менее, если уменьшение уровня инфляции продолжится,а именно это, я думаю, будет происходить, процентные ставки также будутстремиться к снижению, что, по-видимому, будет сдерживать тенденции кповышению валютных курсов.2.2. Перспективы развития стран с переходной экономикой. Учтем, что расширение частного потребления оказывает стабилизирующеевоздействие на общие показатели роста – даже если частные доходы растутнезначительно, инвестиции увеличиваются средними темпами. При таких условиях результаты внешней торговли по-прежнему будутиметь очень большое значение. Также сохраняют силу общие соображенияотносительно потенциального снижения конкурентоспособности в результатезавышенности валютных курсов. В то же время увеличение производительности иэффективности, вероятно, сможет компенсировать негативные последствияповышения реальной стоимости национальных денег. К тому же уже наметилосьнекоторое ослабление такой повышающейся динамики, в частности в Венгрии иПольше. Кроме того, будет продолжаться улучшение качественных характеристикэкспорта, даже в условиях некоторого замедления притока прямых иностранныхинвестиций в некоторых странах.Таблица 5| Инфляция и бюджетный |2000 г. |2001 г. |2002 г. ||баланс, | | | ||бюджетные балансы в % к | | | ||ВВП | | | || |Инфляци|Бала|Инфляци|Бала|Инфляци|Бала|| |я |нс |я |нс |я |нс ||Чешская |3,9 |– |4,7 |– |1,8 |– ||Республика | |2,3 | |3,1 | |2,0 ||Венгрия |9,8 |– |9,2 |– |5,3 |– || | |2,8 | |2,7 | |9,1 ||Польша |10,1 |– |5,5 |– |1,9 |– || | |2,2 | |4,3 | |5,1 ||Словакия |12,0 |– |7,1 |– |3,3 |– || | |3,0 | |4,5 | |4,8 ||Словения |8,9 |– |8,4 |– |7,5 |– || | |1,4 | |1,4 | |2,9 ||Болгария |10,3 |– |7,4 |– |5,8 |0,0 || | |0,7 | |2,2 | | ||Румыния |45,7 |– |34,5 |– |22,5 |– || | |3,6 | |3,1 | |3,1 ||Хорватия |6,2 |– |4,9 |– |2,2 |– || | |4,0 | |2,7 | |2,3 ||Македония |10,6 |2,3 |5,2 |– |1,5 |– || | | | |2,5 | |0,5 ||Сербия |85,6 | |89,0 | |16,5 | ||и Черногория | | | | | | ||Россия |20,8 |1,4 |21,6 |2,9 |16,0 |2,1 ||Украина |28,2 |0,4 |12,0 |– |0,8 |0,6 || | | | |0,3 | | |Предстоящее вступление в ЕС принесет вступающим ряд полезных результатов,например, в виде прямых иностранных инвестиций, трансфертов и облегчениядоступа к кредитным ресурсам. Однако стоит указать на возможныекраткосрочные трудности. Одна из них связана с высокими финансовымизатратами на внедрение различных стандартов ЕС. Новые члены должны принятьвнешние тарифы ЕС, что, вероятно, окажет негативное влияние на внутреннеепроизводство многих видов товаров, прежде всего это коснется продукциитекстильной и обувной промышленности. Но, предположительно, самая большаяугроза связана с задачами внутренней бюджетно-налоговой политики. Есливступающие в ЕС страны попытаются очень быстро адаптироваться кмаастрихтским критериям, они должны будут проводить более жесткую политику,чем при прочих условиях. Нет сомнения, что это не будет благоприятствоватьускорению роста. Однако в данный момент трудно сказать, насколько серьезностраны, вступающие в ЕС, воспримут провозглашенные намерения относительнособлюдения маастрихтских требований. Есть также и другие неопределенности. В частности, следует с большойосторожностью подходить к перспективам роста в самом Евросоюзе. Кроме того,нет уверенности относительно окончательных экономических последствий войныв Ираке. Так, повышение цен на нефть негативно повлияет на рост ВВП во всехстранах ЦВЕ, за исключением России, которая от этого, безусловно, выиграет. По мнению специалистов Венского института международных экономическихсопоставлений, в рассматриваемых странах ускорение роста в 2003-2004 гг.возможно при условии улучшения делового климата в ЕС. Спомощью табл. 6 можно проследить соответствующие темпы роста ВВП в 2003 и2004 гг.Таблица 6|Прогноз темпов роста ВВП в 2003 и 2004 гг. || |2002 г. |2003 г. |2003 г.|2004 г. || |основной |предварительные |"нефтян|основной || |сценарий |данные |ой |сценарий || | | |шок" | ||Чешская|2,0 |2,5 |2,3 |3,3 || | | | | ||Республ| | | | ||ика | | | | ||Венгрия|3,3 |3,7 |3,6 |4,0 ||Польша |1,3 |2,0 |1,6 |3,0 ||Словаки|4,4 |3,5 |2,4 |4,5 ||я | | | | ||Словени|3,0 |3,3 |2,7 |4,0 ||я | | | | ||Болгари|4,3 |4,5 |3,2 |5,0 ||я | | | | ||Румыния|4,9 |4,0 |3,8 |4,0 ||Россия |4,3 |4,0 |5,9 |4,0 ||Украина|4,6 |4,0 |2,7 |4,0 |ЗАКЛЮЧЕНИЕ.Исходя из анализа проводимых экономических реформ, можно сделать следующиевыводы: . В любой стране с переходной экономикой национальные экономические программы выполняют двоякую роль. Во-первых, это завершение процесса самоидентификации страны в новых геополитических условиях, возрождение страны на основе политической консолидации. В этом отношении – это как бы завершение харизматических программ постсоциалистической трансформации. С другой стороны – это неизбежно будет новая программа для типичных структурных реформ. . Положительный момент пенсионной реформы: благодаря рыночной эффективности, частные пенсионные фонды смогут обеспечивать более высокую пенсию. Для этого необходима "благоприятная цепочка": фонды идут на долгосрочные вложения, принимая краткосрочные колебания; формируется надежная база отечественных институциональных инвесторов, которая поддерживает отечественные рынки капитала в неблагоприятные периоды. . Одной из первых проблем банковских систем в странах с переходной экономикой стали "плохие кредиты". Ее причинами были, с одной стороны, системно невозвратный характер кредита в прежней плановой экономике, а с другой - резкое ухудшение положения предприятий и снижение реальных доходов населения в условиях трансформационного кризиса. Но на разных этапах страны справлялись с подобной проблемой по-разному. Например, путем списания долгов банкам с последующим прекращением кредитования убыточных предприятий, списания долгов и продолжение кредитования, сохранения долгов на балансах коммерческих банков и при помощи государства, переложения всей тяжести проблемы на коммерческие банки. В результате различных подходов к решению проблемы реформирования банковской системы произошла значительная трансформация в экономических секторах развивающихся стран, что привело к образованию множества вариантов и комбинаций по решению этой проблемы. В результате проведения последних экономических реформ экономическая ситуация, так же как и краткосрочный прогноз практически для всех стран с переходной экономикой в настоящее время лучше, чем когда-либо на протяжении прошедшего десятилетия. Эти страны благодаря воздействию высокого спроса на импорт со стороны Западной Европы переживают экспортный бум, который питает рост их ВВП. Экономические реформы первой половины 2002 года внесли значительные изменения в хозяйственную систему развивающихся стран. Здесь можно выделить реформирование Румынии, Болгарии, Хорватии и Украины. Определенные результаты основаны на практике предшествующих лет – тогда проявилась определенная корреляция темпов роста в большинстве стран с переходной экономикой. Основным фактором экономического роста в государствах ЦВЕ в 2002 г. послужило увеличение внутреннего потребления. В то же время капиталовложения в целом находились на низком уровне. Предстоящее вступление в ЕС принесет вступающим странам ряд полезных результатов, например, в виде прямых иностранных инвестиций, трансфертов и облегчения доступа к кредитным ресурсам. Однако стоит указать на возможные краткосрочные трудности. Одна из них связана с высокими финансовыми затратами на внедрение различных стандартов ЕС. Новые члены должны принять внешние тарифы ЕС, что, вероятно, окажет негативное влияние на внутреннее производство многих видов товаров, прежде всего это коснется продукции текстильной и обувной промышленности. По мнению специалистов Венского института международных экономических сопоставлений, в рассматриваемых странах ускорение роста в 2003-2004 гг. возможно при условии улучшения делового климата в ЕС. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1) Мироненко Н.С. Опыт экономических реформ в развивающихся странах. — М.: Наука, 2000. 2) Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т.II. 3) Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Юрист, 2001. 4) Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: учебное пособие для студентов вузов / Елова М.В., Муравьева Е.К. и др. под ред. А.И. Журкалина. – М.: Логос, 2000. 5) Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи: Учебное пособие для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. – М.: Финансы и статистика, 2000. 6) Мировая экономика: экономика зарубежных стран: Учебник для студентов экономических специальностей вузов / Авдокушин Е.Ф., Бойченко А.В., Железова Ю.Ф., под ред. Колесова В.П. – М.: Флинта, 2000. 7) Экономика зарубежных стран: Капиталистические и развивающиеся страны: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1998. 8) Звонова Е.А. «Международное внешнее финансирование в современной экономике» , 2003. № 4. 9) Петер Гавлик «Страны с переходной экономикой: состояние и перспективы роста», 2003. 10) Петер Хольцер «Особые аспекты инвестиций пенсионных фондов в странах с переходной экономикой», Бюллетень, 2003. №2, 3. 11) Плисецкий Е.Л. «Россия и страны с переходной экономикой: география внешнеэкономических связей», 2003. 12) Юрий Полунев «Мировая конъюнктура и перспективы стран с переходной экономикой», 2003.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Экономические реформы в странах с переходной экономикой iconТемы контрольных работ
Характерные черты теневой экономики в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. 
Экономические реформы в странах с переходной экономикой iconЭкономические реформы М. Тэтчер Экономические реформы М. Тэтчер
Такая стратегия экономического развития вошла в историю под названием неоконсерватиз­ма. Она отвергала жесткое государственное регулирова­ние...
Экономические реформы в странах с переходной экономикой iconЦели и информационное обеспечение анализа
В странах с развитой рыночной экономикой банкротство предприятий на 1/3 обусловлено внешними факторами и на 2/3 внутренними. В условиях...
Экономические реформы в странах с переходной экономикой iconСодержание Центр и периферия мирового хозяйства
Основные группы стран: развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой, развивающиеся страны
Экономические реформы в странах с переходной экономикой icon2008 606 Список
Евро­пы с переходной экономикой (Чехия, Румыния, Венгрия, Болгария, Эстония, Латвия и Литва). С нач. 1990-х гг вступи­ли в полосу...
Экономические реформы в странах с переходной экономикой icon2008 606 Список
Евро­пы с переходной экономикой (Чехия, Румыния, Венгрия, Болгария, Эстония, Латвия и Литва). С нач. 1990-х гг вступи­ли в полосу...
Экономические реформы в странах с переходной экономикой iconЭкономические и политические реформы И. В. Сталина Экономические и политические реформы И. В. Сталина
Я не собираюсь здесь начинать полемику по политическим вопросам, связанным с тем периодом, когда страной управлял И. В. Сталин. Моя...
Экономические реформы в странах с переходной экономикой iconПлан работы Стр. Введение Сущность валютного курса, его виды Факторы, определяющие валютный курс Тесты Список используемой литературы Введение
В странах с переходной экономикой при осуществлении программ стабилизации валютный курс может использоваться в качестве «номинального...
Экономические реформы в странах с переходной экономикой iconГосударственная поддержка в мсп в странах с рыночной экономикой

Экономические реформы в странах с переходной экономикой iconНалогообложение в развитых странах Запада
Основные цели современной налоговой политики государств с развитой рыночной экономикой
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы