Устройство сцепления и кпп а/м газ-3110 icon

Устройство сцепления и кпп а/м газ-3110



НазваниеУстройство сцепления и кпп а/м газ-3110
Дата конвертации05.07.2012
Размер293.32 Kb.
ТипРеферат
Устройство сцепления и КПП а/м ГАЗ-3110


Министерство общего и профессионального образования РФ Вологодский государственный технический университет Кафедра Автомобили и автомобильное хозяйство Отчёт по первой технологической практике Выполнил: Кузнецов Сергей группа МАХ-31 Проверил: Фомягин Л.Ф. г. Вологда, 2000 г. СодержаниеВведение 31. Индивидуальное задание 32. Выбор автомобиля 33. Особенности устройства сцепления с периферийным расположением пружин 3 3.1 Снятие сцепления 5 3.2 Разборка нажимного диска 6 3.3 Осмотр и дефектовка деталей сцепления 6 3.4 Сборка сцепления 7 3.5 Регулировка положения отжимных рычагов 7 3.6 Установка сцепления 74. Особенности устройства пятиступенчатой коробки передач 7 4.1 Снятие коробки передач 9 4.2 Разборка коробки передач 9 4.3 Разборка вторичного вала 10 4.4 Разборка первичного вала 11 4.5 Разборка промежуточного вала 11 4.6 Разборка оси промежуточной шестерни заднего хода 11 4.7 Разборка рычага переключения передач 11 4.8 Разборка синхронизатора 11 4.9 Осмотр и дефектовка деталей коробки передач 11 4.10 Сборка синхронизатора 12 4.11 Сборка рычага переключения передач 12 4.12 Сборка оси промежуточной шестерни заднего хода 12 4.13 Сборка промежуточного вала 13 4.14 Сборка первичного вала 13 4.16 Сборка вторичного вала 13 4.17 Сборка коробки передач 13 4.18 Регулировка осевого зазора блока шестерён 15 4.19 Установка коробки передач 155. Техническое обслуживание агрегатов 15 5.1 Техническое обслуживание сцепления 15 5.2 Техническое обслуживание коробки передач 156. Применяемое оборудование и инструмент 16 6.1 Подъёмно-осмотровое оборудование 16 6.2 Специализированное оборудование для ТО и ТР 167. Нормы времени на выполнение работ по ТО и ТР 16 7.1 Нормы времени на ТО и Р сцепления 17 7.1 Нормы времени на ТО и Р коробки передач 178. Охрана труда на авторемонтных предприятиях 17 8.1 Основные положения по безопасности труда 17 8.2 Требования к технологическим процессам 17 8.3 Требования к рабочим помещениям 189. Автотранспорт и окружающая среда 1810. Список использованной литературы 19 Введение Цель первой технологической практики – формирование технологическихнавыков по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля. Её основныезадачи: . детальное изучение технологии и получение практических навыков на рабочем месте слесаря по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей; . изучение технологических процессов ТО-1, ТО-2 одной марки автомобилей: назначение операций, приёмы по их выполнению, применяемое оборудование и инструмент, нормы времени; . изучение технологического процесса текущего ремонта двигателя и остальных агрегатов автомобиля (переднего и заднего мостов, коробки передач, карданного вала, сцепления, рулевого управления), основных дефектов, технологических способов их устранения, назначение операций, применяемое оборудование и инструмент, нормы времени; . изучение должностных обязанностей бригадира, мастера, методы организационной работы в трудовом коллективе; .
изучение правил охраны труда непосредственно на рабочем месте и на участке. Изучение мероприятий по охране окружающей среды. Место прохождения практики: ООО "ВологдаАвтоДвигательСервис" –официальный представитель Заволжского моторного завода по Северо-западномурегиону Российской Федерации, расположено по адресу: ул. Клубова, д. 5 (натерритории ВМЗ). Характер выполняемой работы: проведение технического обслуживания иремонта автомобилей ГАЗ. 1. Индивидуальное задание Изучить конструкцию сцепления и коробки переключения передач автомобиляГАЗ. 2. Выбор автомобиля Для выполнения индивидуального задания выбраны агрегаты автомобиля ГАЗ-3110 с двигателем ЗМЗ-402: сцепление с периферийным расположением пружин ипятиступенчатая КПП. 3. Особенности устройства сцепления с периферийным расположением пружин Сцепление автомобиля однодисковое сухое, с периферийным расположениемпружин, с гидравлическим приводом. Подшипник 22 (рис. 3.1) выключениясцепления находится в постоянном контакте с тремя отжимными рычагами 19.Свободный ход вилки 2 выключения сцепления не регулируется. Девять комплектов нажимных пружин 6 и 7 установлены между кожухом 24сцепления и нажимным диском 15. Каждый комплект состоит из двух пружин 6 и7, вставленных одна в другую с противоположным направлением витков. Картер сцепления состоит из двух частей: верхняя отлита из алюминиевогосплава, нижняя изготовлена путём штамповки из стального листа. Верхняячасть 1 картера сцепления крепится к блоку цилиндров шестью болтами разнойдлины, а нижняя часть 4 – четырьмя болтами к верхней. Нажимной диск 15 соединён с кожухом 24 шарнирно через узлы отжимныхрычагов 19. Ведомый диск 18 состоит из ступицы с гасителем крутильных колебаний идиска с фрикционными накладками 20, которые приклёпаны к пластинчатымпружинам диска алюминиевыми заклёпками с обеих сторон. Рис. 3.1 Сцепление с периферийным расположением пружин: 1 – верхняя часть картера сцепления; 2 – вилка выключения сцепления; 3– шаровой палец; 4 - нижняя часть картера сцепления; 5 – грязезащитныйчехол; 6 – внутренняя нажимная пружина; 7 - наружная нажимная пружина; 8 –защитный чехол; 9 – толкатель; 10 – поршень; 11 – манжета; 12 – пружина; 13– клапан; 14 – рабочий цилиндр; 15 – нажимной диск; 16 – теплоизоляционнаяшайба; 17 – маховик; 18 – ведомый диск; 19 – отжимной рычаг; 20 –фрикционная накладка; 21 – опорная вилка; 22 – подшипник выключениясцепления; 23 – муфта выключения сцепления; 24 – кожух сцепления; 25 –крышка переднего подшипника переднего подшипника первичного вала снаправляющей втулкой. Гидравлический привод выключения сцепления аналогичен приводувыключения сцепления с диафрагменной пружиной и состоит из главного 18(рис. 3.2) и рабочего14 (см. рис. 3.1) цилиндров, педали 1 (см. рис. 3.2)сцепления, трубки гидропривода выключения сцепления и шланга 25. Педальсцепления соединена с главным цилиндром при помощи толкателя 5, которыйимеет регулировочный узел. Вилка 2 выключения сцепления (см. рис. 3.1) штампованная. Она передаётусилие от толкателя 9 рабочего цилиндра к подшипнику 22 выключениясцепления. Осью поворота вилки является шаровой палец 3, который прикреплёнк задней части картера сцепления болтом. Для защиты от пыли и грязи деталейсцепления применяется грязезащитный чехол 5, закреплённый к картерусцепления одним болтом. Подшипник 22 выключения сцепления закрытого типа и не требует смазки впроцессе эксплуатации. Он напрессован на муфту 23 выключения сцепления. Предельно допустимые величины и регулировочные размеры: Диаметр фрикционной накладки, мм: наружный ………………………….………… 225 внутренний ………………………………….. 150 Толщина фрикционной накладки, мм ……….. 3,5 Минимальный размер утопания головки заклёпки относительно фрикционной накладки, мм ……………....….. 0,2 Ход педали сцепления, мм ……………… 145-160 3.1 Снятие сцепления 3.1.1 Установить автомобиль на смотровую яму или подъёмник. 3.1.2 Снять коробку передач: . Отсоединить "минусовой" провод от аккумуляторной батареи. . Слить масло из коробки передач: 1). Сливать масло нужно непосредственно после поездки. 2). Перед сливом масла необходимо очистить сапун от загрязнения. 3). Подставить ёмкость под отверстие для слива масла коробки передач. 4). Отвернуть маслосливную пробку и слить масло. Завернуть маслосливную пробку. . Установить рычаг переключения коробки передач в нейтральное положение. . Изнутри салона подцепить отвёрткой и снять переднюю вставку консоли. . Сдвинуть вверх резиновый чехол. Отвернуть колпак рычага. Если колпак невозможно отвернуть рукой, необходимо воспользоваться клещами типа "кобра". Рис. 3.2 Привод сцепления: 1 – педаль сцепления; 2 – ось толкателя; 3 – проушина толкателя; 4 –гайка; 5 – толкатель; 6 – стопорное кольцо; 7 – манжета; 8 – поршень; 9 –клапан; 10 – внутренняя манжета; 11 – пружина; 12 – обойма клапана; 13 –упорное кольцо; 14 – прокладка; 15,16 – штуцера; 17 – бачок; 18 – главныйцилиндр; 19 – упорная шайба; 20 – защитный колпак; 21 – ось педалисцепления; 22 – кронштейн; 23 – возвратная пружина; 24 – трубка; 25 –шланг; 26 – педаль тормоза. . Вынуть рычаг переключения передач в сборе. . Снять карданную передачу: 1). Очистить от пыли и грязи резьбовые соединения крепления карданной передачи. 2). Отвернуть две гайки крепления кронштейна промежуточной опоры к кузову, два болта крепления кронштейна к промежуточной опоре и снять кронштейн. 3). Отвернуть четыре болта крепления карданной передачи к фланцу ведущей шестерни заднего моста, промаркировав предварительно взаимное расположение фланцев. 4). Снять карданную передачу. . Для предотвращения вытекания масла из коробки передач вставить заглушку в удлинитель заднего картера коробки передач. . Отсоединить провода от контактов выключателя света заднего хода. . Отсоединить колодку с проводами от датчика скорости и вынуть провод из держателя. . Отвернуть болт и отсоединить приёмную трубу от кронштейна коробки передач. . Отвернуть две гайки крепления задней опоры силового агрегата к коробке передач. Отвернуть четыре болта крепления кронштейна задней опоры силового агрегата к кузову. . Отвернуть два болта крепления фланца выхлопной трубы к глушителю и разъединить глушитель и выхлопную трубу. . Отсоединить глушитель от кронштейна крепления его к кузову. . Отвернуть два болта крепления рабочего цилиндра к картеру сцепления. Отвернуть болт крепления рамки чехла вилки выключения сцепления и снять вилку вместе с рамкой и чехлом. . Отвернуть четыре гайки крепления коробки передач к картеру сцепления. . Снять коробку передач, повернув её по часовой стрелке. 3.1.3 Отвернуть четыре болта крепления и снять нижнюю часть картерасцепления. 3.1.4 Промаркировать маховик и кожух нажимного диска, если на нихотсутствуют метки. Проворачивая коленчатый вал двигателя, равномерно подиагонали отвернуть шесть болтов крепления кожуха сцепления к маховикучерез нижнее отверстие в картере сцепления. 3.1.5 Вынуть кожух с нажимным диском в сборе и ведомый диск. 3.2 Разборка нажимного диска 3.2.1 Промаркировать взаимное расположение кожуха сцепления, нажимногодиска и оттяжных рычагов. 3.2.2 Установить нажимной диск с кожухом в сборе на снятый или запасноймаховик, предварительно подложив под рабочую часть нажимного дискаметаллические прокладки толщиной 8 мм, и привернуть шестью болтами сдлиной резьбовой части не менее 45 мм к маховику. Подложить под маховикподставку, чтобы болты не упирались в рабочий стол. Постепенно и равномернозавёртывать болты, притягивая кожух к маховику. После того как отжимныерычаги будут разгружены, расконтрить регулировочные гайки и отвернуть их.Постепенно и равномерно отвернуть шесть стяжных болтов, тем самым, снимаяусилие в пружинах, и снять кожух сцепления. 3.2.3 Снять пружины с теплоизоляционными шайбами. 3.2.4 Расшплинтовать, вынуть пальцы с игольчатыми подшипниками и снятьотжимные рычаги и вилки. 3.3 Осмотр и дефектовка деталей сцепления 3.3.1 Очистить от пыли и грязи нажимной и ведомый диски, а такжерабочую поверхность маховика. 3.3.2 Осмотреть ведомый диск. Трещины на его деталях не допускаются.Проверить износ фрикционных накладок. Если головки заклёпок утоплены менеечем на 0,2 мм, поверхность фрикционных накладок замаслена или ослабленызаклёпочные соединения, то ведомый диск или фрикционные накладки заменяют.Проверить надёжность фиксации демпферных пружин в гнёздах ступицы ведомогодиска. Если пружины сломаны, диск также нужно заменить. На фрикционнойшайбе, расположенной под нажимной пружиной демпфера, не допускается наличиеследов износа, перегрева или механических повреждений. Проверить биениеведомого диска, если при визуальном осмотре обнаружено его коробление. Есливеличина биения превышает 0,7 мм, диск нужно заменить. 3.3.3 Осмотреть рабочие поверхности трения маховика и нажимного диска,обратив внимание на отсутствие глубоких рисок, надиров, забоин, явныхследов износа и перегрева. При их наличии дефектные узлы рекомендуетсязаменить. 3.3.4 Внешним осмотром оценить состояние нажимного диска. Местаконтакта отжимных рычагов с подшипником выключения сцепления должнынаходиться в одной плоскости и не иметь явных следов износа. Проверкурасположения концов отжимных рычагов и их регулировку производят наспециальном приспособлении или на снятом маховике. 3.3.5 Проверить состояние отжимных рычагов, опорных вилок, пружин,кожуха и вилки выключения сцепления. При обнаружении поломок, погнутостей,трещин, явных следов износа и перегрева детали заменить. 3.3.6 Проверить нажимные пружины по усилию. Поставляемые в запасныечасти пружины разбиты на две группы по упругости: А и Б. Группа Амаркируется серой краской, Б – чёрной. При сжатии пружины до размера 39 ммусилие на внутреннюю пружину должно быть 26,2-28 кгс для группы А и 29-29,4кгс для группы Б, а для наружной – 41-43 кгс для группы А и 39-41 кгс длягруппы Б. Если при проверке часть пружин не соответствует предъявляемымтребованиям, необходимо заменить комплект пружин или нажимной диск скожухом в сборе. Устанавливаемые пружины должны быть одной группы. 3.4 Сборка сцепления Сборку нажимного диска проводят в порядке, обратном снятию, всоответствии с ранее сделанным метками. Во избежание выпадения иглподшипников рекомендуется использовать резиновый шарик, поставляемый вкомплекте с подшипником, или пруток диаметром 8 мм с последующей егозаменой на палец. После сборки провести регулировку положения отжимныхрычагов. 3.5 Регулировка положения отжимных рычагов 3.5.1 Установить нажимной диск на снятый маховик и привернуть егоболтами, предварительно подложив под рабочую поверхность нажимного дискатри шайбы толщиной 8 мм, расположив их по отношению друг к другу под угломприблизительно 120(. Положить ровную пластину, замерив предварительно еётолщину, на торец маховика. При помощи регулировочных сферических гаекдобиться того, чтобы расстояние от торца маховика до контактной лапкикаждого из рычагов было 51(0,25 мм. Это расстояние определяют суммированиефактически измеренного размера А (рис. 3.3) и толщины пластины. 3.5.2 Закернить регулировочные сферические гайки. Рис. 3.3 Регулировка положения отжимных рычагов: 1 – шайбы; 2 – пластина; 3 – маховик. 3.6 Установка сцепления Устанавливают сцепление в порядке, обратном снятию. Болты креплениякожуха сцепления к маховику затягивают равномерно моментом 20-25 Н(м (2,0-2,5 кгс(м), предварительно отцентрировав ведомый диск с помощью запасногопервичного вала или оправки, сделанной по размерам первичного вала. 4. Особенности устройства пятиступенчатой коробки передач Пятиступенчатая коробка передач имеет трёхвальную схему (рис. 4.1). Картер коробки передач изготовлен из алюминиевого сплава и состоит издвух частей – передней 23 и задней 1. Для обеспечения соосности опор валови отверстий под штоки механизмов переключения передач картеры центрируютсяустановочными втулками, запрессованными в передний картер. Передний изадний картеры соединены между собой десятью болтами 6. Для герметичностимежду картерами установлена паронитовая прокладка 10 толщиной 0,33 мм. Шестерня первичного вала 30, а также шестерни 1-й, 2-й, 3-й, 5-йпередач и передачи заднего хода находятся в постоянном зацеплении с блокомшестерён 5. Эти шестерни косозубые и вращаются на игольчатых подшипниках 20с пластмассовыми сепараторами. Промежуточная шестерня 14 заднего ходавращается на насыпных роликах ( 3 мм на оси 12, опоры которых крепятся вобоих картерах болтами 11 и 16. Передачи переднего и заднего хода снабжены инерционнымисинхронизаторами. Торцы зубьев муфт синхронизаторов и блокирующих колецимеют внутренний скос под углом 4(. Осевые перемещения деталей вторичного вала 2 ограничены стопорнымикольцами 34 и 74, упорным кольцом 72, двумя упорными полукольцами 22,удерживаемыми стопорным кольцом 43, и буртиком вторичного вала. Шариковый подшипник первичного вала фиксируется в картере стопорнымикольцами 26 и 27. Задний подшипник 75 вторичного вала также фиксируетсястопорным кольцом. Рис. 4.1 Пятиступенчатая коробка передач: 1 – задняя часть картера коробки передач с удлинителем; 2 – вторичныйвал; 3 – привод спидометра; 4 – подшипник блока шестерён; 5 – блокшестерён; 6 – болт; 7 – блокирующее кольцо шестерни 5ой передачи; 8 –синхронизатор 5-ой передачи и передачи заднего хода; 9 – блокирующее кольцошестерни заднего хода; 10 – прокладка; 11 – болт крепления осипромежуточной шестерни заднего хода; 12 – ось промежуточной шестернизаднего хода; 13 – игольчатый подшипник; 14 – промежуточная шестернязаднего хода; 15 – штифт; 16 – болт крепления оси промежуточной шестернизаднего хода; 17 – блокирующее кольцо шестерни 1-ой передачи; 18 –синхронизатор 1-ой и 2-ой передач; 19 – блокирующее кольцо шестерни 1-ойпередачи1-ой передачи; 20 – игольчатый подшипник; 21 – маслозаливнаяпробка; 22 – полукольцо; 23 – передняя часть картера коробки передач; 24 –регулировочное кольцо; 25 – упорная шайба; 26,27 – стопорные кольца; 28 –сальник; 29 – крышка подшипника; 30 – первичный вал; 31 – выключатель светазаднего хода; 32 – подшипник первичного вала; 33 – передний роликовыйнасыпной подшипник вторичного вала; 34 – стопорное кольцо; 35 – блокирующеекольцо шестерни4-ой передачи; 36 – сапун; 37 – вилка переключения 3-ей и 4-ой передач; 38– болт; 39 – синхронизатор 3-ей и 4-ой передачи; 40 – блокирующее кольцошестерни 3-ей передачи; 41 – шток включения 3-ей и 4-ой передач; 42 –шестерня 3-ей передачи; 43 – стопорное кольцо полуколец; 44 – стопорныйшарик; 45 – шестерня 2-ой передачи; 46 – вилка переключения 1-ой и 2-ойпередач; 47 – шток включения 1-ой и 2-ой передач; 48 – вилка переключения 5-ой передачи и передачи заднего хода; 49 – шток включения шток включения 5-ой передачи и передачи заднего хода; 50 – шарик фиксатора; 51 – пружинафиксатора; 52 – болт; 53 – пластина фиксаторов; 54 – рукоятка; 55 – верхняячасть рычага переключения передач; 56 – упорный конус; 57 – верхняя подушкарычага; 58 – распорная втулка; 59 – нижняя подушка рычага; 60 – запорнаявтулка; 61 – уплотнитель верхней втулки; 62 – пружина рычага; 63 – штифт;64 – нижняя часть рычага переключения передач; 65 – стопорный палец штоков;66 - стопорный плунжер штоков; 67 – головка штока; 68 – болт; 69 –блокировочная втулка; 70 – пружина блокировочной втулки; 71 – корпус рычагапереключения передач; 72 – упорное кольцо; 73 – штифт; 74 – стопорноекольцо; 75 – задний подшипник вторичного вала; 76 – сталебаббитовая втулка;77 – сальник. Блок шестерён 5 вращается на шариковых подшипниках 4, установленных впосадочных местах передней и задней части картеров. Осевой зазор блокашестерён регулируют при сборке подбором толщины пакета регулировочных колец24, устанавливаемых в посадочное место переднего картера. Венцы блокашестерён 5 на промежуточный вал установлены с натягом. Блокировочное устройство механизма переключения передач состоит из двухстопорных плунжеров 66 и стопорного пальца 65. От случайного включенияпередачи заднего хода предусмотрена блокировочная втулка с пружиной. Штокипереключения передач фиксируются шариками 50, нагруженными пружинами 51. Рычаг переключения передач снабжён демпфирующим устройством,устраняющим его вибрацию при большой частоте вращения коленвала. Герметичность коробки передач обеспечивается тремя сальниками, один изкоторых 28 установлен на первичном валу в крышке подшипника первичного вала30, а два других 77 – в удлинителе заднего картера. Маслосливная пробка снабжена магнитом для улавливания металлическихпродуктов износа коробки передач. 4.1 Снятие коробки передач Описание процесса снятия коробки передач см. п. 3.1.2. 4.2 Разборка коробки передач 4.2.1 Очистить от грязи и вымыть снаружи коробку передач. 4.2.2 Снять выжимной подшипник сцепления и поролоновое кольцо снаправляющей втулки. 4.2.3 Вывернуть выключатель света заднего хода с прокладкой. 4.2.4 Отвернуть болт крепления стопора привода спидометра, снять стопори привод спидометра. 4.2.5 Вывернуть сапун. 4.2.6 Отвернуть четыре болта и снять корпус рычага переключения передачс прокладкой. 4.2.7 Отвернуть три болта и снять крышку подшипника первичного вала снаправляющей втулкой выжимного подшипника сцепления с прокладкой. 4.2.8 Отвернуть болт крепления оси промежуточной шестерни заднего ходана переднем картере коробки передач. 4.2.9 Снять стопорное кольцо с первичного вала. 4.2.10 Отвернуть десять болтов крепления переднего картера коробкипередач к заднему картеру. 4.2.11 Разъединить передний и задний картеры коробки передач. Для этогоможно зажать удлинитель в тисках с мягкими накладками на губки и ударятьмедным молотком по приливам с отверстиями крепления переднего картера ккартеру сцепления. При этом стараться не порвать прокладку. 4.2.12 Вынуть из посадочного места под передний подшипникпромежуточного вала на переднем картере коробки передач регулировочныекольца 24 (см рис. 4.1), если они были установлены. 4.2.13 Отвернуть два болта крепления и снять пластину фиксаторов штоковс прокладкой. 4.2.14 Вынуть три пружины фиксаторов. 4.2.15 Установить шток включения 5-й передачи и заднего хода вположение включения заднего хода. 4.2.16 Отвернуть стопорные болты крепления вилок переключения к штока. 4.2.17 Промаркировать вилки переключения передач (их принадлежность кштокам и ориентация). Выбить штоки выколоткой из мягкого материала и снятьих. Первым снимают шток 3 включения 5-й передачи и передачи заднего хода,вторым – шток 1 включения 1-й и 2-й передач, а последним – шток 2 включения3-й и 4-й передач. При снятии штока включения 3-й и 4-й передач следить затем, чтобы не потерять стопорный палец. Снять вилки переключения 1-й и 2-йи 3-й и 4-й передач со скользящих муфт синхронизаторов. 4.2.18 Вынуть шарики фиксаторов, подставив руку и протолкнув отвёрткойчерез отверстия внутрь картера шарики. 4.2.19 Вынуть два стопорных плунжера с помощью специального инструментаили проволоки, загнутой крючком. 4.2.20 Для разборки штока включения 5-й передачи и заднего хода нужносначала вывернуть стопорный болт, а затем снять со штока головку,блокировочную втулку и пружину. 4.2.21 Отвернуть болт крепления оси промежуточной шестерни заднего ходана заднем картере коробки передач. 4.2.22 Разжать щипцами стопорное кольцо наружного подшипника вторичноговала и, ударяя выколоткой из мягкого материала по торцу, выпрессоватьвторичный вал. 4.2.23 Вынуть одновременно из заднего картера коробки передач вторичныйвал в сборе с первичным, промежуточный вал и ось промежуточной шестернизаднего хода. 4.2.24 Проверить, что синхронизатор 3-й и 4-й передач установлен внейтральном положении. 4.2.25 Разъединить первичный и вторичный валы, обратив внимание на то,что насыпные ролики (14 шт.) переднего подшипника вторичного вала могутвыпасть из гнезда первичного вала. 4.2.26 Если в процессе эксплуатации выявилась течь масла из коробкипередач через сальники, дефектные сальники необходимо выпрессовать. 4.3 Разборка вторичного вала 4.3.1 Установить вторичный вал в вертикальное положение. 4.3.2 Снять стопорное и пружинное кольца синхронизатора 3-й и 4-йпередач. 4.3.3 Поддеть двумя отвёртками шестерню 3-й передачи и сдвинуть еёвверх вместе с синхронизатором. Снять синхронизатор 3-й и 4-й передач.Затем снять шестерню 3-й передачи с блокирующим кольцом. Промаркироватьблокирующее кольцо относительно шестерни. 4.3.4 Снять игольчатый подшипник шестерни 3-й передачи и промаркироватьего. 4.3.5 Снять стопорное кольцо упорных полуколец вторичного вала. 4.3.6 Снять два упорных полукольца. 4.3.7 Вынуть стопорный шарик. 4.3.8 Снять шестерню 2-й передачи с блокирующим кольцом. Промаркироватьблокирующее кольцо относительно шестерни. 4.3.9 Снять игольчатый подшипник шестерни 2-й передачи и промаркироватьего. 4.3.10 Снять синхронизатор 1-й и 2-й передач и шестерню 1-й передачи.Операция проводится аналогично снятию синхронизатора 3-й и 4-й передач ишестерни 3-й передачи (см. п. 4.3.3, 4.3.4). 4.3.11 Перевернуть вал. 4.3.12 Снять стопорное и пружинное кольца ведущей шестерни приводаспидометра. 4.3.13 Снять ведущую шестерню привода спидометра, вынув предварительностопорный шарик. 4.3.14 Спрессовать шариковый подшипник и снять упорную шайбу. Снятьшестерню 5-й передачи с блокирующим кольцом. Промаркировать блокирующеекольцо относительно шестерни. 4.3.15 Снять игольчатый подшипник и распорную втулку. Промаркироватьигольчатый подшипник. 4.3.16 Снять стопорное кольцо. 4.3.17 Снять синхронизатор 5-й передачи и передачи заднего хода.Операция производится аналогично снятию синхронизатора 3-й и 4-й передач ишестерни 3-й передачи (см. п. 4.3.3, 4.3.4). 4.4 Разборка первичного вала 4.4.1 Промаркировать блокирующее кольцо относительно шестерни 4-йпередачи и снять его. 4.4.2 Вынуть насыпные ролики (14 шт.) переднего подшипника вторичноговала. 4.4.3 Снять стопорное кольцо и пружинную шайбу шарикового подшипникапервичного вала. Спрессовать шариковый подшипник с первичного вала. 4.5 Разборка промежуточного вала Спрессовать с промежуточного вала шариковые подшипники и принеобходимости насадные венцы. 4.6 Разборка оси промежуточной шестерни заднего хода Выпрессовать пружинный штифт и снять втулку. После этого можно снятьпромежуточную шестерню заднего хода с игольчатым подшипником. 4.7 Разборка рычага переключения передач 4.7.1 Отвернуть рукоятку рычага переключения передач. 4.7.2 Снять чехол рычага переключения передач. 4.7.3 Отжать с помощью отвёрток лепестки пластмассовой запорной втулки. 4.7.4 Разъединить нижнюю и верхнюю части рычага переключения передач. 4.7.5 Отжать лепестки распорной втулки и снять её. Снять нижнююподушку. 4.7.6 Снять пластмассовую запорную втулку, колпак рычага суплотнителем, седло пружины и пружину. 4.8 Разборка синхронизатора 4.8.1 Проверить наличие совмещённых меток на ступице и скользящей муфтесинхронизатора и, если их нет, промаркировать. 4.8.2 Снять со ступицы скользящую муфту. 4.8.3 Вынуть три сухаря. 4.8.4 Вынуть из ступицы две пружины. 4.9 Осмотр и дефектовка деталей коробки передач 4.9.1 Промыть тщательно детали и узлы коробки передач и продуть сжатымвоздухом. 4.9.2 Произвести внешний осмотр деталей и узлов. 4.9.3 Заменить повреждённые прокладки. 4.9.4 Проверить состояние валов: при наличии питтинга (раковин) нашейках и гнёздах подшипников, следов видимого износа валы необходимозаменить. При замене первичного вала необходимо проверить лёгкость егоперемещения в ведомом диске сцепления: для этого нужно вставить его вотверстие ведомого диска (сцепление при этом можно не разбирать) ипродвигать первичный вал 4.9.5 Проверить состояние шестерён коробки передач. При наличии сколови выкрашивания зубьев, задиров во внутренних отверстиях шестерни заменить. 4.9.6 Проверить состояние подшипников. При наличии питтинга на беговыхдорожках и телах качения, следов вдавливания тел качения на беговыхдорожках, повреждения сепараторов подшипники заменить. 4.9.7 Проверить состояние синхронизаторов. При наличии сколов и забоинна шлицах ступицы и скользящей муфты, износа сухарей и поломки пружинысинхронизатор необходимо заменить. 4.9.8 Проверить зазор между шестернями и соответствующими блокирующимикольцами, который должен находиться в пределах 1,1-1,5 мм. В противномслучае блокирующее кольцо необходимо заменить. 4.9.9 Проверить состояние штоков включения передач. При наличиипогнутости, задиров и заусенцев, разбалтывания отверстия стопорный палец,выработки лунок под фиксаторы штоки необходимо заменить. 4.9.10 Проверить состояние вилок переключения передач. При наличииизноса лапок и погнутости вилки заменить. 4.9.11 При обнаружении в процессе эксплуатации течи масла черезсальники, а также износе рабочих кромок сальники заменить. 4.9.12 Проверить состояние картеров коробки передач. При обнаружениитрещин, забоин и глубоких рисок на сопрягаемых поверхностях, смятия ивыработки в гнёздах под подшипники картеры заменить. 4.9.13 При обнаружении задиров и деформации на упорных шайбах истопорных кольцах, а также при потере упругости стопорных колец ихнеобходимо заменить. 4.10 Сборка синхронизатора 4.10.1 Смазать детали синхронизатора тонким слоем трансмиссионногомасла. 4.10.2 Установить одну пружину в ступицу синхронизатора. 4.10.3 Установить сухари в ступицу синхронизатора. 4.10.4 Установить скользящую муфту на ступицу в соответствии с метками. 4.10.5 Установить вторую пружину так, чтобы загнутые концы обеих пружиннаходились в одном сухаре, в витки пружин были направлены в разные стороны. 4.10.6 Проверить лёгкость осевого перемещения деталей синхронизатора. 4.10.7 Боковой зазор между ступицей и скользящей муфтой должен быть впределах 0,01-0,05 мм. 4.11 Сборка рычага переключения передач Сборка рычага переключения передач производится в порядке, обратномразборке. 4.12 Сборка оси промежуточной шестерни заднего хода 4.12.1 Смазать детали оси промежуточной шестерни заднего хода опромежуточной шестерни заднего хода тонким слоем трансмиссионного масла. 4.12.2 Вставить иглы (21 шт.) подшипника в отверстие промежуточнойшестерни заднего хода. Для удобства их установки допускается смазатьпосадочное место консистентной смазкой. 4.12.3 Установить промежуточную шестерню заднего хода на ось. 4.12.4 Установить втулку на ось и повернуть её таким образом, чтобыфаски под крепёжные болты оси во втулке и головке находились в однойплоскости. 4.12.5 Запрессовать пружинный штифт. 4.13 Сборка промежуточного вала 4.13.1 Нагреть шестерни до температуры 150( С, а промежуточный валохладить в течении 30 мин и напрессовать шестерни на вал. 4.13.2 Смазать остывший вал и остальные детали тонким слоемтрансмиссионного масла. 4.13.3 Установить стопорное кольцо. 4.13.4 Напрессовать на вал подшипники, прикладывая усилие к внутреннимкольцам подшипников. 4.14 Сборка первичного вала 4.14.1 Смазать детали первичного вала тонким слоем трансмиссионногомасла. 4.14.2 Напрессовать на вал подшипник, прикладывая усилие к внутреннемукольцу подшипника. 4.14.3 Вставить насыпные ролики (14 шт.) в посадочное место первичноговала. Для удобства их установки допускается смазать посадочное местоконсистентной смазкой. 4.15.4 Установить блокирующее кольцо. Новое блокирующее кольцонеобходимо притереть к конусу шестерни. 4.16 Сборка вторичного вала Сборку вторичного вала производят в порядке, обратном разборке. Передсборкой смазать детали вторичного вала тонким слоем трансмиссионного масла.Обратить внимание на то, чтобы при сборке сухари синхронизаторов вошли впазы блокирующих колец. Шариковый подшипник необходимо напрессовывать навал, прикладывая усилие только к внутреннему кольцу подшипника. 4.17 Сборка коробки передач 4.17.1 Запрессовать в удлинитель заднего картера два сальника (если ихснимали и меняли) заподлицо с торцом удлинителя. 4.17.2 Установить в канавку заднего картера стопорное кольцо шариковогоподшипника вторичного вала, если его снимали. 4.17.3 Установить на вторичном валу скользящую муфту синхронизатора 5-йпередачи и передачи заднего хода в положение включения заднего хода. 4.17.4 Надеть на носик вторичного вала первичный вал так, чтобы невыпали насыпные ролики. При этом следить, чтобы выступы блокирующего кольцана первичном валу вошли пазы ступицы синхронизатора 3-й и 4-й передач. 4.17.4 Соединить между собой вторичный вал в комплекте с первичным,блок шестерён и ось промежуточной шестерни заднего хода, введясоответствующие шестерни в зацепление. Для удобства монтажа можно связатьполучившийся комплект верёвкой. 4.17.5 Установить в вертикальное положение в тисках заднюю частькартера. 4.17.6 Вставить в заднюю часть картера комплект валов, разжатьстопорное кольцо и запрессовать в посадочные места на задней части картерашариковые подшипники вторичного вала и блока шестерён, прикладывая усилиепопеременно на торец шестерни 1-й передачи вторичного вала и торецпромежуточного вала до тех пор, пока стопорное кольцо не будет обжиматьнаружное кольцо шарикового подшипника. После этого произвести окончательнуюзапрессовку до момента посадки стопорного кольца одновременно в канавкузадней части картера и в канавку подшипника. 4.17.7 Установить в посадочное место на задней части картера осьпромежуточной шестерни заднего хода и завернуть болт крепления, незатягивая его. 4.17.8 Установить заднюю часть картера коробки передач в горизонтальноеположение. 4.17.9 Вставить в пазы скользящих муфт синхронизаторов вилкипереключения соответствующих передач. 4.17.10 Установить стопорные плунжеры между отверстиями для штоков 3-йи 4-й, 1-й, 2-й, 5-й передачи и передачи заднего хода. Для монтажаплунжеров рекомендуется использовать оправку и бородок, но для этогопридётся удалить заглушку и после монтажа установить новую. 4.17.11 Установить в отверстие штока переключения 3-й и 4-й передач вотверстие картера и головку вилки переключения 3-й и 4-й передач. Закрепитьвилку на штоке стопорным болтом. 4.17.12 Установить шток переключения 1-й и 2-й передач в отверстиекартера и головку вилки переключения 1-й и 2-й передач. Закрепить вилку наштоке стопорным болтом. 4.17.13 Установить стопорный плунжер до упор в шток переключения 3-й и4-й передач. 4.17.14 Произвести сборку штока переключения 5-й передачи и передачизаднего хода, если он подвергался разборке. 4.17.15 Вставить шток в отверстие картера и головку вилки переключения5-й передачи и передачи заднего хода. Закрепить вилку на штоке стопорнымболтом. При монтаже штока необходимо обратить внимание на правильностьустановки пружины блокировочной втулки (один конец её должен быть вставленв отверстие в стенке заднего картера, а другой заведён в выемкублокировочной втулки так, чтобы ус блокировочной втулки был прижат кголовке штока переключения 5-й передачи и передачи заднего хода). 4.17.16 Установить шток переключения 5-й передачи и передачи заднегохода в нейтральное положение. 4.17.17 Установить шарики и пружины фиксаторов в соответствующиеотверстия. 4.17.18 Установить пластину фиксаторов штоков с прокладкой на место изатянуть два болта крепления пластины. 4.17.19 Если при ремонте коробки передач заменяли хотя бы одну изчастей картера коробки, а также блок шестерён (или его детали), тонеобходимо определить размер толщины регулировочных колец 24 (см. рис.4.1), чтобы обеспечить необходимый осевой зазор блока шестерён (см. п.4.18). После этого установить подобранный по требуемой толщине пакетрегулировочных колец в посадочное гнездо подшипника на передней частикартера. 4.17.20 Установить в вертикальное положение в тисках заднюю частькартера с валами. 4.17.21 Установить паронитовую прокладку. 4.17.22 Установить переднюю часть картера, совместив соответствующиеотверстия с установочными втулками, и напрессовать его на шариковыеподшипники первичного вала и блока шестерён, ударяя молотком из мягкогометалла по приливам передней части картера. При этом первичный валнеобходимо вытягивать вверх. 4.17.23 Завернуть десять болтов крепления переднего и заднего картеровравномерно по диагонали моментом 14-18 Н(м (1,4-1,8 кгс(м). При этом нужноучесть, что два верхних болта длинные (размер М8-6g(35), а остальные восемьболтов имеют размер М8-6g(30. 4.17.24 Установить стопорное кольцо в канавку шарикового подшипникапервичного вала. 4.17.25 Если заменялся сальник первичного вала, то его необходимозапрессовать в крышку подшипника до упора с помощью оправки. 4.17.26 Установить крышку подшипника с прокладкой и завернуть три болтакрепления моментом 14-18 Н(м (1,4-1,8 кгс(м). 4.17.27 Завернуть в передний картер болт крепления оси промежуточнойшестерни заднего хода и окончательно затянуть оба болта крепления осимоментом 44-56 Н(м (4,4-5,6 кгс(м). 4.17.28 Завернуть в передний картер сапун. 4.17.29 Ввернуть в передний картер выключатель света заднего хода спрокладкой. 4.17.30 Установить корпус рычага переключения передач с прокладкой изавернуть четыре болта крепления моментом 14-18 Н(м (1,4-1,8 кгс(м). 4.17.31 Смазать трансмиссионным маслом направляющую втулку выжимногоподшипника сцепления. 4.17.32 Установить поролоновую прокладку на направляющую втулку, смазавеё предварительно трансмиссионным маслом. 4.17.33 Установить на направляющую втулку выжимной подшипник с обоймой. 4.18 Регулировка осевого зазора блока шестерён 4.18.1 Регулировку осевого зазора блока шестерён выполняют подборомтолщины регулировочных колец, обеспечивающих необходимый осевой зазор.Толщину пакета регулировочных колец определяют по формуле Т=А-З-В+С, где А– расстояние от посадочного места под передний подшипник блока шестерён впереднем картере до заднего торца переднего картера (поверхности,сопрягающейся с задним картером), мм: З – необходимый осевой зазор блока шестерён, равный 0-0,2 мм; В – расстояние от переднего конца заднего картера (поверхности,сопрягающейся с передним картером) до торца наружного кольца переднегоподшипника блока шестерён; С – расчётная толщина паронитовой уплотнительной прокладки междукартерами в сжатом состоянии, равная 0,33 мм. 4.18.2 Подобрать в соответствии с рассчитанным размером Т пакетрегулировочных колец. 4.19 Установка коробки передач Устанавливают коробку передач в порядке, обратном снятию. При этомзатянуть гайки крепления коробки передач к картеру сцепления моментом 50-62Н(м (5,0-6,2 кгс(м). 5. Техническое обслуживание агрегатов Техническое обслуживание должно производиться в соответствии с"Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного составаавтомобильного транспорта" (Москва, "Транспорт", 1986 г.). Периодичность первого и второго технического обслуживанийустанавливается в зависимости от условий эксплуатации автомобиля:|Категория условий |Периодичность ТО-1 |Периодичность ТО-2 ||эксплуатации | | ||I |5000 |20000 ||II |4500 |18000 ||III |4000 |16000 ||IV |3500 |14000 | 5.1 Техническое обслуживание сцепления При ТО-1необходимо визуально проверить состояние и герметичностьгидропривода сцепления, при чём подтекание жидкости не допускается. 5.2 Техническое обслуживание коробки передач 5.2.1 При ТО-1необходимо визуально проверить состояние коробки передач,при чём подтекание масла не допускается. 5.1.2 При ТО-2 необходимо провести операции, проводимые при ТО-1, атакже через два ТО-2 заменить в коробке передач масло. 5.1.3 Порядок смены масла в коробке передач: 1). Сливать масло нужно непосредственно после поездки. 2). Перед сливом масла необходимо очистить сапун от загрязнения. 3). Подставить ёмкость под отверстие для слива масла коробки передач. 4). Отвернуть маслосливную пробку и слить масло. Завернуть маслосливную пробку и отвернуть маслозаливную пробку. 5). При сильно загрязнённом слитом масле или при наличии механических примесей в нём необходимо сделать следующее: залить в картер 0,9 л промывочного масла и установить маслозаливную пробку на место; вывесить одно или оба колеса, включить 1-ю передачу и запустить двигатель на 2-3 мин; слить промывочное масло; протереть маслосливную пробку и установить её на место. 6). Заправить с помощью шприца картер коробки передач свежим маслом. Заправку проводить до уровня маслосливного отверстия (1,2 л). 7). Установить маслосливную пробку на место. 6. Применяемое оборудование и инструмент Технологическое оборудование, используемое на СТО, в зависимости от егоназначения подразделяется на подъёмно-осмотровое, подъёмно-транспортное,специализированное оборудование для ТО и специализированное оборудованиедля ТР автомобилей. Первая группа включает оборудование и устройства, обеспечивающие при ТОи ТР удобный доступ к агрегатам, механизмам и деталям, расположенным снизуи сбоку автомобиля. Сюда входят осмотровые канавы, эстакады, подъёмники,опрокидыватели и гаражные домкраты. Вторая группа включает оборудование для подъёма и перемещенияагрегатов, узлов и механизмов автомобиля: передвижные краны,электротельферы, кран-балки, грузовые тележки и конвейеры. Третья группа – специализированное оборудование, предназначенное длявыполнения технологических операций ТО: уборочно-моечных, крепёжных,смазочных, диагностических, регулировочных и заправочных. Четвёртая группа – специализированное оборудование, предназначенное длявыполнения технологических операций ТР: разборочно-сборочное, слесарно-механическое, кузнечное, сварочное, медницкое, кузовное, шиномонтажное ивулканизационное, электротехническое и для ремонта систем питания. 6.1 Подъёмно-осмотровое оборудование К подъёмно-осмотровому оборудованию, применяемому при ТО и ТР сцепленияи коробки передач относится стационарный двухстоечный электромеханическийподъёмник П133 грузоподъёмностью 2 т или четырёхстоечныйэлектромеханический подъёмник П150. 6.2 Специализированное оборудование для ТО и ТР К специализированному оборудованию, применяемому при ТО и ТР сцепленияи коробки передач относится: моечная машина для мойки деталей и узловмодели М316, пистолет для обдува деталей сжатым воздухом, шприц для смазки,комплект инструмента модели 2446, штангенциркуль ШЦ-III, динамометрическийключ, ленточный щуп. 7. Нормы времени на выполнение работ по ТО и ТР Трудоёмкость представляет собой затраты труда на выполнение операцииили группы операций технического обслуживания или ремонта, измеряемые вчеловеко-часах или нормо-часах. Норматив трудоёмкости необходим для определения числа исполнителей иоплаты их труда за фактически выполненную работу с учётом требуемойквалификации рабочего (тарифной ставки). Фактическое время или трудоёмкость выполнения операций ТО и ремонтаявляется случайной величиной, имеющей значительную вариацию, зависящую оттехнического состояния и срока службы автомобиля, условий выполненияработы, применяемого оборудования, квалификации персонала и другихфакторов. При определении или измерении норм используют так называемую фотографиюрабочего времени, хронометражные наблюдения, метод микроэлементныхнормативов времени. 7.1 Нормы времени на ТО и Р сцепления|Операции |Норма времени, || |нормо-часов ||Диск сцепления нажимной и ведомый – снятие и | ||установка (снять, очистить, проверить и установить |3,85 ||диски сцепления нажимной и ведомый, отрегулировать | ||привод выключения сцепления со снятием и установкой | ||коробки передач). | ||Диск сцепления нажимной с кожухом в сборе |1,05 ||(разобрать, промыть, продефектовать, заменить | ||повреждённые детали, собрать и отрегулировать). |0,20 ||Регулировка нажимного диска | | 7.1 Нормы времени на ТО и Р коробки передач|Операции |Норма времени, || |нормо-часов ||Коробка передач в сборе – снятие и установка. |3,42 ||Коробка передач – сборка, разборка. |3,90 ||Вторичный вал – сборка, разборка. |1,40 ||Первичный вал – сборка, разборка. |0,33 ||Промежуточный вал – сборка, разборка. |0,25 ||Оси промежуточных шестерён заднего хода – сборка, | ||разборка. |0,30 ||Механизм переключения передач в сборе – снятие и | ||установка. |1,20 ||Рычаг переключения коробки передач в сборе – снятие | ||и установка. |0,43 | 8. Охрана труда на авторемонтных предприятиях 8.1 Основные положения по безопасности труда Под охраной труда понимают систему законодательных актов исоответствующих им мероприятий, направленных на сохранение здоровья иработоспособность трудящихся. Систему организационных и технических мероприятий и средств,предотвращающих производственный травматизм, называют техникойбезопасности. Систему организационных, гигиенических и санитарно-техническихмероприятий и средств, предотвращающих заболеваемость работающих, называютпроизводственной санитарией. Основные положения по охране труда изложены в Кодексе законов о труде(КЗоТ). На авторемонтных предприятиях организация работ по технике безопасностии производственной санитарии возложена на главного инженера. Одно из основных мероприятий по обеспечению безопасности труда –обязательный инструктаж вновь принимаемых на работу и периодическийинструктаж всех работников предприятия. Инструктаж проводит главныйинженер. Вновь принимаемых на работу знакомят с основными положениями поохране труда, правилами внутреннего распорядка, противопожарными правиламии особенностями работы предприятия, обязанностями работников по соблюдениюправил техники безопасности и производственной санитарии, порядком движенияна предприятии, средствами защиты работающих и способами оказаниядоврачебной помощи пострадавшим. 8.2 Требования к технологическим процессам При техническом обслуживании и ремонте автомобилей необходимо приниматьмеры против их самостоятельного перемещения. Запрещается техническоеобслуживание и ремонт автомобилей с работающим двигателем (кроме случаеврегулировки двигателя). Подъёмно-транспортное оборудование должно быть в исправном состоянии ииспользоваться только по своему прямому назначению. К работе с этимоборудованием допускаются лица, прошедшие соответствующую подготовку иинструктаж. Во время разборки и сборки узлов и агрегатов необходимо применятьспециальные съёмники и ключи. Запрещается загромождать деталями и узлами проходы между рабочимиместами, а также скапливать большое количество деталей на местах разборки. Повышенную опасность представляют операции снятия и установки пружин,поскольку в них накоплена значительная энергия. Эти операции необходимовыполнять на стендах или с помощью приспособлений, обеспечивающихбезопасную работу. Гидравлические и пневматические устройства должны быть снабженыпредохранительными и перепускными клапанами. Рабочий инструмент долженнаходиться в исправном состоянии. 8.3 Требования к рабочим помещениям Помещения, в которых рабочий должен находиться под автомобилем, должныбыть оборудованными осмотровыми канавами, эстакадами с направляющимипредохранительными ребордами или подъёмниками. Приточно-вытяжная вентиляция должна обеспечивать удаление выделяемыхпаров и газов и приток свежего воздуха. Рабочие места должны быть обеспечены естественным и искусственнымосвещением, достаточным для безопасности выполнения работ. На территории предприятия должны быть оборудованы санитарно-бытовыепомещения: гардеробные, душевые, умывальники (с обязательным наличиемгорячей воды при работе с этилированным бензином). 9. Автотранспорт и окружающая среда Воздействие транспорта и обеспечение функционирования егоинфраструктуры на окружающую среду сопровождается значительным еёзагрязнением. В качестве основных видов воздействия транспортно-дорожногокомплекса России можно отметить загрязнение атмосферного воздуха токсичнымикомпонентами отработавших газов транспортных двигателей, выбросы ватмосферу стационарных источников загрязнения, образование производственныхотходов и воздействие транспортного шума. С транспортно-дорожным комплексом связаны газообразные, жидкие итвёрдые отходы, поступающие в атмосферу, подземные воды и поверхностныеводоёмы. В результате сжигания органического топлива в двигателяхтранспортных средств в атмосферу поступает значительное количествоуглекислого газа и вредных веществ – свинца, углеводородов, оксидовуглерода, серы и азота. По данным Госкомстата РФ, ежегодно около 53% выбросов загрязняющихвеществ в атмосферу приходится на выбросы транспортных средств. Общий объёмвыбросов загрязняющих веществ автомобильным транспортом РФ составляет (70%от всех видов транспорта, или около 40% общего количества антропогенногозагрязнения атмосферы. Находящийся в эксплуатации автотранспорт в значительном числе случаевне отвечает экологическим требованиям. Доля автомобилей, не соответствующихнормативам по токсичности и дымности отработавших газов, составляет 14,5%.В отдельных регионах число таких автомобилей существенно больше: вЧитинской обл. – 51%, в Мордовии – 43,8%, в Вологодской обл. – 33,8%. Снижение токсичности отработавших газов реализуется путёмсовершенствования рабочего процесса двигателей, снижения концентрациивредных компонентов в отработавших газах (использование каталитическихнейтрализаторов и дожигателей), разработки новых двигателей, работающих наальтернативных топливах (природный газ, бензин в смеси с водородом,синтетические спирты, водород, метанол, использование электроэнергииаккумуляторных батарей и фотоэлементов), поддержания рациональных режимовработы, обеспечения исправного технического состояния. 10. Список использованной литературы 1). Автомобиль "Волга" ГАЗ-31029 и его модификации.: Руководство поэксплуатации/Под ред. С.А. Батьянова. – Н.Н.: Типография ОАО "ГАЗ", 1996. –177.: ил. 2). Грибков В.М., Карпекин П.А. Справочник по оборудованию длятехнического обслуживания и текущего ремонта автомобилей. – М.:Россельхозиздат, 1984. – 233 с., ил. 3). Карагодин В.И., Шестопалов С.К. Слесарь по ремонту автомобилей:Учеб. пособие для проф. обучения рабочих на пр-ве. – М.: Высш. шк., 1985. –192 с., ил. – (Профтехобразование). 4). Мазур И.И., Молдаванов О.И., Шишов В.Н. Инженерная экология. Общийкурс.: В 2 т. Т 1. Теоретические основы инженерной экологии: учеб. пособиедля втузов/Под ред. И.И. Мазура. – М.: Высш. шк., 1996. – 637.: ил. 5). Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного составаавтомобильного транспорта. М.: Минавтотранс РСФСР, 1986. 5). Руководство по ремонту автомобиля ГАЗ-3110 "Волга" – М.:"Издательский дом Третий Рим", 1999. – 168 с., табл., ил. 6). Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов/Е.С.Кузнецов, В.П. Воронов, А.П. Болдин и др.; Под ред. Е.С. Кузнецова. – 3-еизд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1991. – 413 с. 7). Третьяков А.М., Петров А.Д. Справочник молодого слесаря потехническому обслуживанию и ремонту автомобилей: Учеб. пособие для сред.проф.-техн. училищ. – М.: Высш. шк., 1980. – 192 с., ил. –(Профтехобразование. Автомобильный транспорт). 8). Якубовский Ю. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды:Пер. с пол. – М.: Транспорт, 1979. –198 с., ил., табл. 9). Справочник по нормам времени на техническое обслуживание и ремонтавтомобилей ГАЗ. – Н.Н.: Типография ОАО "ГАЗ", 1999.




Похожие:

Устройство сцепления и кпп а/м газ-3110 iconУстройство, проверка и регулировка карбюратора к-151 автомобиля газ-3110 Волга

Устройство сцепления и кпп а/м газ-3110 iconМинистерство образования Свердловской области Новоуральский профессиональный лицей Выпускная квалификационная работа Устройство, работа, неисправности, ремонт сцепления автомобиля КамАЗ
Тема Выпускной квалификационной работы Устройство, работа, неисправности, ремонт сцепления автомобиля КамАЗ
Устройство сцепления и кпп а/м газ-3110 iconДиагностика системы электрооборудования и регулировка углов установки управляемых колёс автомобиля газ-3110 Волга

Устройство сцепления и кпп а/м газ-3110 iconПреобразование энергии океана
Сначала рабочая жидкость попадает в камеру кипения. Здесь, нагреваясь от теплой океанской воды, она превращается в газ. Газ устремляется...
Устройство сцепления и кпп а/м газ-3110 iconДиагностический участок автомобилей (паз-672, газ-52, газ-53)

Устройство сцепления и кпп а/м газ-3110 iconРеферат федеративное устройство россии
Таким образом, административное устройство государства – есть основа всех других форм социальной жизни, поэтому в этой работе я ставлю...
Устройство сцепления и кпп а/м газ-3110 iconГаз-2008: почем опиум для промышленности?
Пока не будет озвучена четкая и прозрачная формула цены на импортный газ для Украины, рост стоимости топлива будет всецело зависеть...
Устройство сцепления и кпп а/м газ-3110 iconЦены на газ, рыночные и не очень
Россия заявила о переходе на рыночные принципы формирования цен на газ, поставляемый странам бывшего Советского Союза
Устройство сцепления и кпп а/м газ-3110 iconHttp://kp ua/daily/020310/217465/print/ Обязательно ли устанавливать счетчик на газ
У меня дома счетчик на газ не установлен. Заметил, что летом тарифы на газ почти в два раза больше, чем в зимнее время. Очевидно,...
Устройство сцепления и кпп а/м газ-3110 iconБюджетное устройство Российской Федерации Бюджетное устройство
Бюджетное устройство – организационные принципы построения бюджетной системы, структура бюджетной системы и взаимосвязь бюджетов,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы