Административное принуждение icon

Административное принуждение



НазваниеАдминистративное принуждение
Дата конвертации05.07.2012
Размер285.71 Kb.
ТипРеферат
Административное принуждение


Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова Институт истории и права Кафедра государственного права Административное принуждение (Курсовая работа) 3 курс Юз-003 ЗФО Руководитель: Дата сдачи: 27.02.2003 г. Дата защиты: Оценка: Абакан, 2003 г. | | СОДЕРЖАНИЕВведение 3Понятие и особенности административного принужденя 5Виды административного принуждения, их правовая характеристика 9I. Административно-предупредительные меры 10II Меры административного пресечения их особенности и виды .. 13III. Меры взыскания…………………………………………………………………………….19Заключение…...………………………………………………………………………….……...21Список использованной литературы……………………………………………………….....24 Введение В системе отраслей российского законодательства важная рольпринадлежит административному законодательству. Административноезаконодательство есть отрасль российского законодательства, регулирующиеотношения, возникающие в процессе исполнительной и распорядительнойдеятельности органов государственного управления. Исполнительная деятельность представляет собой претворение в жизньтребований российских законов и других нормативных актов, принимаемыхорганами государственной власти. Распорядительная же деятельность органовуправления заключается в издании административно-правовых актов,обеспечиваемых в необходимых случаях мерами государственногопринуждения.[1] Убеждение и принуждение, как методы государственного управления,явления социальные, так как они находят свое проявление в содержании связеймежду участниками конкретных общественных отношений. “Принуждениесуществует во всяком человеческом общежитии и является необходимымэлементом всякой социальной организации. В доклассовом обществе онобазировалось на авторитете старейшин, вождей племен и т.п., в классовомобществе - на власти государства. Следовательно, принуждение теснейшимобразом связано с государственной властью и определяет качество этойвласти”[2]. “Интересы охраны законности и правопорядка, поддержаниягосударственной дисциплины требуют, чтобы органы государства обеспечивалипроведение в жизнь государственной воли, применяя в случае необходимости ктем, кто не следует этой воле добровольно, и принудительные меры,допускаемые законом.”[3] Например представители власти – этогосударственные служащие, в частности начальник районного отдела милиции,районный военком и др., которые наделены правами давать обязательныеуказания как лицам, им подчиненными по службе, так и лицам, не подчиненнымим по службе. В случае невыполнения их указаний они могут применитьопределенные меры административного принуждения.[4] Государственноепринуждение применяется на базе убеждения, в строгих рамках законности.“Важнейшими принципами борьбы с правонарушениями являются неотвратимостьвоздействия на правонарушителя законность, справедливость, гуманизм. Борьбуза законность необходимо вести строго законными средствами.
[5]Государственное принуждение - это средство защиты интересов общества,вынужденная реакция на антиобщественные действия, принудительнаядеятельность регулируется правом. Кроме правового принуждения существует,например, педагогическое принуждение, психическое принуждение, физическоепринуждение и его разновидность - дисциплина голода, семейное принуждение(главы семьи в отношении детей, иждивенцев); преступника в отношениижертвы, оккупантов в отношении населения оккупированной территории ит.п.[6] Необходимо различать принуждение как специфическую деятельностьорганов государственного управления и как один из методов управления.Первый из них применяется в основном лишь к тем, кто не выполняетдобровольно требования законодательства или законных органовгосударственного управления. Что же касается второго, то есть принуждениякак метода управления, воздействие на поведение людей или организаций, тоего элементы имеются во всех случаях, где используется государственнаявласть.[7] Понятие и особенности административного принуждения . Государственное принуждение - это внешнее воздействие на поведениелюдей, основанное на организованной силе государства и обеспечивающеебезусловное утверждение воли государства. Решающая роль борьбы с правонарушениями принадлежит государству. Оноимеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за чтогосударственные органы могут применять метод принуждения (основанияпринуждения), виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок ихприменения. Государственное принуждение, опосредствуясь в праве, выступаетв форме правового принуждения и, как правило, выражается в конкретных мерахпринудительного характера, применяемых уполномоченными на то органамигосударства (должностными лицами) в связи с неисполнением правовых норм. Вообще в праве выделяют четыре вида мер юридического (правового)принуждения: Административное принуждение является особой, самостоятельнойразновидностью правового принуждения. Административное принуждение играетважную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средствпресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.),использование прекращает антиобщественные действия, предотвращаетнаступление общественно вредных последствий.[8] Применениеадминистративного принуждения обусловлено: во-первых, необходимостью вустановленных законом случаях наказать правонарушителей, во-вторых,необходимостью пресечь и, в-третьих, предупредить правонарушения. Административное принуждение - это метод психического или физическоговоздействия на сознание, поведение людей, применяемый в сферегосударственного управления в целях привлечения виновных лиц кадминистративной ответственности, пресечения и предупрежденияадминистративных правонарушений. Административное принуждение - это особый вид государственногопринуждения, состоящий в применении органами государственного управления вустановленных законом случаях и порядке, закрепленном нормамиадминистративного права, принудительных мер к правонарушителю с цельюзащиты охраняемым правом общественных отношений. Под содержаниемпринуждения следует понимать систему мер, в которых проявляется управляющеевоздействие государства в целях обеспечения желаемого и необходимогоповедения. Административное правонарушение (проступок) - негативное социально-правовое явление, поскольку наносит вред охраняемым нормамадминистративного права общественным и личным интересам (благам). В силуэтого общество (государство) вынуждено вести борьбу с ними посредствомустановления соответствующих правовых запретов.[9] Поэтому целью применениямер административного принуждения является защита охраняемых правомобщественных отношений.[10] Меры административного принуждения могут применяться как при наличии,так и при отсутствии правонарушений (на пример, при чрезвычайныхобстоятельствах, при необходимости предупредить совершение правонарушения).В литературе высказывается и иное мнение. Так, Д.Н. Бахрах считает, чтоадминистративное принуждение - это особый вид государственного принуждения,состоящий в применении субъектами функциональной власти, установленныхнормами административного права принудительных мер в связи садминистративными правонарушениями.[11] Д.Н. Бахрах отмечает, что всякуюпринудительную меру следует рассматривать как дозволено в виде исключениянарушения неприкосновенности личности и ее прав. Мерой принуждения можетбыть только индивидуальный акт, имеющий конкретного адресата.[12] Административное принуждение применяется только к правонарушителям вслучаях и в порядке, указанном в законе".[13] Он указывает, что как ивообще все средства государственного принуждения, административные мерыприменяются в связи с правонарушениями. Но они применяются в связи сналичием особого основания - административного проступка. Посколькупроступки менее вредны, чем преступления той меры административногопринуждения, в общем, менее суровы, чем уголовное наказание.[14] Севрюгин В.Е. отмечает, что административное принуждение являетсяразновидностью юридического (правового) принуждения и состоит в примененииуполномоченными на то административно-юрисдикционными органами(должностными лицами), судами (мировыми судьями) установленных нормамиадминистративного права принудительных мер воздействия к правонарушителям всвязи с неисполнением правовых предписаний.[15] Административноепринуждение имеет свои индивидуальные особенности. Севрюгин В.Е. Выделяетследующие характерные черты административного принуждения: 1. Основанием применения мер административного принуждения являетсяадминистративный проступок, а в случаях, прямо предусмотренныхзаконодательством, - преступление, не представляющее большой общественнойопасности. 2. Меры административного принуждения применяются к лицам и органам, вотношении которых субъект административной власти не является вышестоящим впорядке подчиненности и не обладает по отношению к ним административнойвластью. 3. Субъект административной власти и нарушитель не являются членамиодного коллектива и последний непосредственно не подчинен по службе тем,кто применяет к нему меры административного принуждения. 4. Административное принуждение осуществляется органамигосударственного управления и только в некоторых специальных случаях судами(мировыми судьями), но в порядке, установленном нормами административногоправа. 5. Являются результатом реализации государственно-властных полномочий,и состоит в понуждении к исполнению гражданами и должностными лицамиустановленных правовыми нормами юридических обязанностей. 6. Применяется для прекращения противоправных действий, наказаниянарушителей в административном порядке, обеспечения общественнойбезопасности и установленного правопорядка. 7. Осуществляется в рамках административно процессуальных норм. 8. Способствует профилактике преступлений. 9. Осуществляется на строго правовой основе.[16] Как уже отмечалось, правом применения административно-принудительныхмер пользуются не все, а только специально уполномоченные органыгосударственного управления. Это облегчает контроль, и надзор заприменением мер принуждения. Произвольное присвоение правомочий поприменению административного принуждения является грубым нарушениемзаконности. Меры административного принуждения имеют профилактическуюнаправленность, являются средством предупреждения преступности, так какприменяются к лицам, не имеющим устоявшихся антиобщественных установок,совершающим малозначительные отклонения от правовых предписаний. Именно этои обуславливает множественность и многочисленность применяющихся различнымисубъектами правоприменения административно-правовых средств воздействия. Административное принуждение - широкое понятие, формы его конкретноговыражения очень разнообразны, что обуславливается разнообразием задачорганов государственного управления и условий, в которых они действуют. Административное принуждение служит целям обеспечения государственнойдисциплины, законности и правопорядка.[17] Виды административного принуждения, их правовая характеристика. Большое теоретическое и практическое значение имеет вопрос оклассификации мер административного принуждения, который до настоящеговремени не получил единого решения и в теории, ни на практике. По мнениюСеврюгина В.Е., четкая классификация мер административного принуждениянеобходима: Во-первых, для уяснения сущности разнообразных мер принуждения,применяемых органами управления, их цели, их взаимодействия. Во-вторых, это имеет большое значение для применения мер принуждения,обеспечения эффективности воздействия на правонарушителей. В-третьих, четкая и точная классификация необходима практическимработникам при решении вопросов о привлечении к уголовной либоадминистративной ответственности, а также при замене уголовнойответственности, административной по ряду преступлений, не представляющихбольшой общественной опасности. В-четвертых, правильная классификация является необходимойпредпосылкой для их научной кодификации. В административно-правовой литературе высказываются различные точкизрения о классификации мер административного принуждения. Так Бахрах Д.Н.различает среди них: меры пресечения, аминистративно-восстановительные мерыи наказания. Он отмечает, что меры пресечения направлены на прекращениепротивоправных действий и состояний, они используются для того, чтобы недопустить новых правонарушений, вредных последствий, восстановительные мерыприменяются с целью возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнегоположения вещей. Поэтому вид и размер этих мер зависит от характера иразмера вреда, причиненного правонарушителем. И.И. Веремеенко считает, что предложенная Бахрах Д.Н. классификация непроводит достаточно четкой границы между различными правовыми мерами. Вгруппе мер административного пресечения объединены и административно-процессуальные меры (административное задержание, задержание и арестимущества) и административно-правовые санкции, которые автор именуетсамостоятельными мерами административного пресечения (например,приостановление работы предприятия). Он также утверждает, что критерием классификации мерадминистративного принуждения, применяемых в связи с правонарушением, можетслужить непосредственная цель применения тех или иных мер, по указанномукритерию они делятся на две подгруппы: административно-процессуальные мерыи административно-правовые санкции. Из изложенного И.И. Веремеенко делаетвывод о том, что система мер административного принуждения состоит из трехсамостоятельных..подразделений:1.административно-процессуальные.2.административно-предупредительные.3.административно-правовые санкции. При этом он отмечает, что административно-правовые санкцииосуществляют охрану правопорядка и с помощью кары, восстановления ипринудительного исполнения правовой обязанности, обеспечивающей реальноеисполнение. Соответственно они могут носить карательный, восстановительныйи пресекательный характер. Под административно-правовой санкцией ВеремеенкоИ.И. предлагает понимать элемент нормы административного права,установленный в целях ее охраны, содержащей указание на те мерыгосударственного принуждения, которые применяются к нарушителям даннойнормы, выполняющей свою роль либо кары, либо восстановления, либо реальногоисполнения и применяемый, как правило, в административном порядке. В целом по вопросу о классификации мер административного принуждения внауке административного права выделяют две основные точки зрения (другие -это модификация этих двух точек зрения). Первая сводится к двухчленной классификации административногопринуждения: административные взыскания; иные меры административногопринуждения. Выдвинута в конце 40-х годов Студеникиным С.С., ЯмпольскойЦ.А. и др. В основу данной классификации положен формальный признак-наличиеадминистративных санкций. Вторая предложена М.И. Еропкиным в конце 50-х годов и получиланаибольшее распространение. В ней говорится о существовании трех видов мерадминистративного принуждения: пресечения, взыскания, предупреждения, орассмотрим каждую меру административного принуждения. I. Административно-предупредительные меры. Административно-предупредительные меры являются самостоятельным видом мерпринуждения, назначение которых - предупреждение правонарушений иобеспечение общественной безопасности. Административно-предупредительные меры имеют строго целевойпрофилактической характер и направлены на предотвращение созданияпротивоправных и иных, представляющих общественную опасность, ситуаций.Основанием для применения административно-предупредительных мер является неправонарушение, а наступление особых установленных законодательствомусловий.”[18] Особенности админиистраттивно-предупредупредитальных мер: - Административно-предупредительные меры являются средством охраныобщественного порядкка и безопасности. -Административно-предупредительные меры применяются с цельюпредупредить возможность совершения правонарушения. -Как правило, административно-предупредительные меры не связаны ссовершением административного правонарушения. - Административно-предупредительные меры предшествуют применению иныхмер. К административно-предупредительным мерам относят: -административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишениясвободы; - личный досмотр и досмотр вещей; - введения карантина; - прекращения движения транспортных средств и пешеходов привозникновении угрозы общественной безопасности; - проверка документов и административный досмотр (при обеспечениипаспортного режима, у водителей автотранспортных средств, в погран–зоне идр.); - уничтожение недоброкачественных продуктов питания; - ограничение права водопользования и т.п. Администратино-предупредительные меры выступают в видеадминистративных ограничений (например, введение карантина при эпидемиях иэпизоотиях и т.д.) или в виде определенных административных действий вотношении той или иной категории организаций и лиц (например, досмотр). Характерные особенности личного досмотра и досмотр вещей. Онпроводится уполномоченным на то должностным лицом ( ОВД, таможни, и т.д.)как правило в присутствии двух понятых и досматриваемого одного и того жепола, однако закон разрешает досмотр и без досматриваемого «в случаях нетерпящих отлагательства». О досмотре, закон обязывает составить протокол,либо соответствующую надпись. [19] Остановимся более подробно на такой предупредительной мере как надзорза лицами, освободившимися из мест лишения свободы. Эта мера возложена наорганы внутренних дел (ОВД) ст. 11 Закона о Милиции, и регламентируетсяУказом Президиума Верховного Суда СССР от 26.07.1966 года. Контроль осуществляется с целью наблюдения за поведением лиц ранеесудимых и оказание на них необходимого воспитательного воздействия с цельюпредупреждения совершение ими новых правонарушений. Административный надзор может применятся отношении следующих лиц: -особо опасные рецидивисты, -судимых за тяжкие преступления, -судимых два и более раза, либо условно досрочно освобождённых и вновьсовершивших преступление если их поведение свидетельствует о упорномнежелании встать на путь исправления, -если после освобождения лицо систематически нарушает общественныйпорядок. Сроки административного надзора могут быть установлены на срок отшести месяцев до одного года, а при определённых условиях может бытьпродлён ОВД с уведомления прокурора на срок шесть месяцев каждый раз. Административный надзор связан с ограничением административногостатуса поднадзорных лиц и возложение на них определённых обязанностей. - поднадзорные лица обязаны являться в органы внутренних дел вуказанный срок и время. - уведомлять о перемени места жительства, работы и т.д. Особые ограничения. - запрещение ухода из дома в определённое время, - запрещение пребывания в определённых местах, - запрещение выезда по личным делам за пределы города, - обязанность являться в органы внутренних дел. Постановление об установлении административного надзора вручаетсяподнадзорному лицу под роспись. Основания прекращения административного надзора. - по окончании срока, - досрочно, - в случае погашения или снятия судимости. О прекращении административного надзора выносится специальноепостановление.[20] Итак, меры административного предупреждения являются разновидностьюадминистративно-принудительных средств воздействия. Их главной особенностьюявляется четко выраженный профилактический характер, что позволяетиспользовать эти меры для предупреждения правонарушений, обеспеченияобщественной безопасности в специфических условиях, когда интересамобщества создается известная угроза. В то же время, меры административногопредупреждения применяются при отсутствии правонарушений, в особых иличрезвычайных обстоятельствах. Реальных правонарушений при этом нет, но онимогут появиться, если не будут применены меры административногопредупреждения, что позволяет им быть важнейшим средством превенцииадминистративных и иных правонарушений. II. Меры административного пресечения их особенности и виды . Меры административного пресечения используются как средствопринудительного прекращения правонарушений и предотвращения их вредныхпоследствий. Эти меры направлены на принудительное прекращениепротивоправного поведения, недопущение, устранение вредных его последствий,на создание условий для возможного привлечения виновных лиц кадминистративной ответственности. По своей цели меры административногопресечения отличаются от административных взысканий и административно-предупредительных мер. Главная их цель состоит в прекращениипротивоправного поведения, устранении противоправной ситуации, принужденииправонарушителя вести себя правомерно, в рамках, установленных правил. В отличие от административно-предупредительных мер меры пресеченияприменяются в связи с совершенными правонарушениями и к субъектам, ихсовершившим. Эту точку зрения разделяет Севрюгин В.Е., который утверждает,что меры пресечения применяются только при наличии правонарушений, и каквсе принудительные средства являются предусмотренной законом реакцией нанеправомерные действия. В одних случаях пресекается конкретноенеправомерное действие, поведения, образ действий. В других случаяхоснованием для применения меры пресечения служит конкретныйадминистративный поступок, например мелкое хулиганство, в-третьих,систематические нарушения, антиобщественный образ жизни (например, занятиепроституцией или появление в общественных местах в нетрезвом виде).Отдельные авторы считают, что меры административного пресечения могутприменяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений. Во всехслучаях они являются средством охраны. Общественных отношений от наличныхили возможных на них посягательств. Основное назначение пресекательных мерв системе правоохранительных средств состоит в принудительном прекращениипротивоправных действий. Превенция их пресекательными мерами сближаетпоследние с мерами административно-предупредительными. Л.Л. Попов и А.П.Шергин резонно замечают: “Разумеется, мерами пресечения общественныеотношения охраняются от правонарушений, более того, осуществление этойзадачи является основным назначением некоторых из них задержаниенарушителей и.т.п. Однако отдельные меры административного пресечения могутприменяться при отсутствии виновного противоправного деяния. Таковыпринудительные действия, пресекающие общественно-опасную деятельностьдушевнобольных и малолетних” (см. Попов Л.Л., Шергин А.П. Управление,гражданин, ответственность, с. 31). Но в отличие от последних, основаниемприменения мер пресечения является не возможная, а непосредственнаяопасность, угрожающая охраняемым административным правом отношениям. Меры административного пресечения могут применяться как самостоятельно(закрытие в связи с антисанитарным состоянием предприятия общественногопитания), так и в совокупности с административными взысканиями, при этомони обеспечивают возможность взыскания и как правило им предшествуют(задержание нарушителя общественного порядка с последующим наложением нанего административного штрафа).[21] Исходя, из выше изложенного можно выделить следующие особенности мерадминистративного пресечения: - применяются для немедленного пресечения нарушения закона -носит волевой и достаточно жёсткий характер - носит, как правило, кратко временный характер -применяются различными исполнительными органами Меры административного пресечения многообразны. Это. по мнениюСеврюгина В.Е., обусловлено тем, что в различных условиях, в отношенииразных субъектов различные государственные органы должны применять наиболееэффективные средства для прекращения антиобщественных действий. Мерыадминистративного пресечения используются не только для защиты интересовобщества, но и для защиты интересов, здоровья, жизни самого правонарушителя(например, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии и т.п.). В административно-правовой литературе существуют различные перечни мерадминистративного пресечения. Так, Пикотин М.И. относит к админитративно-пресекательным мерамследующие: - Задержание применяется как средство прекращения правонарушения(например, поведение, оскорбляющее общественную нравственность) длядоставления нарушителя в милицию, установления личности и составленияпротокола (акта) о правонарушении. - Арест и изъятие имущества применяются в отношении предметов,находящихся в неправомерном владении (например, незаконных средств охоты,рыбной ловли). - Приостановление работ может быть применено в отношении предприятий,допускающих такие нарушения установленного порядка деятельности, которыеугрожают здоровью и жизни людей (например, правил техники безопасности,противопожарных и санитарных правил.) Особым случаем такого приостановленияявляется прекращение эксплуатации автомобилей, техническое состояниекоторых создает угрозу безопасности движения.[22] - Временное отстранение от работы используется как средствоадминистративного пресечения в отношении лиц, состояние здоровья которыхугрожает окружающим, а также в отношении водителей средств автотранспорта,находящихся в состоянии опьянения. - Требования прекратить неправомерное поведение может применятьсяуправомоченными на то органами управления в случае обнаружения такогоповедения (нарушений общественного порядка и др.) Такого рода требованиеносит юридически обязательный характер, его невыполнение влечет за собойнадлежащую ответственность. - Ликвидация результатов неправомерных действий является средствомвосстановления положения, существовавшего до таких действий. Примером можетслужить снос самовольно возведенных строений. - Принудительное лечение может применяться в отношении лиц, больныхвенерическими болезнями, СПИДом, психически больных, совершившихобщественно - опасные деяния. Ряд авторов (Еропкин М.И.) одной из мер административного пресечениясчитает применение оружия. Севрюгин В.Е. полагает, что это не так,утверждая, что огнестрельное оружие может применяться только к лицам,совершившим преступление, и, причем тяжкое преступление. Поэтому применениеоружия является мерой уголовного, а не административного принуждения.Другое дело, что организационные вопросы применения табельногоогнестрельного оружия регулируются ведомственными административными актами:приказами, Уставами о службе. Но от того, где записаны правила примененияоружия, фактические и юридические основания его не меняются, а поэтомуприменение последнего против лиц, совершающих административные проступки,незаконно и является грубейшим нарушением законности. Остановимся более подробно на административном задержании граждан (ст.27.3. КоАП РФ). Общим основанием административного задержания служит административныйпроступок. Помимо общей предпосылки-совршения проступка - для задержаниянеобходимо одно из следующих условий (дополнительных): -наличие серьезных оснований предполагать, что активные противоправныедействия будут продолжаться, что правонарушитель может причинить ущербобщественным интересам, другим гражданам, себе; -отсутствие возможности составить протокол о проступке и иныедокументы непосредственно на месте (личность виновного не установлена,нужно провести медицинское обследование и т.д.); -отказ уплатить штраф на месте или расписаться в квитанционной книжкеи указать свой адрес, если отсутствуют свидетели, которые могут сообщитьнеобходимые данные о нарушителе. Административное задержание является мерой административно-процессуального характера, применяемой в связи с совершением правонарушенияи состоящей в кратковременном ограничении свободы правонарушителя. Косновным нормативным актам, регламентирующим задержание, относятся Закон от18.апреля 1991 г. “О милиции”, в котором сказано, что милиции предоставленоправо задерживать лиц, допустивших нарушения, влекущие административнуюответственность. В главе 27 КоАП РФ указываются случаи, при которых допускаетсяадминистративное задержание лица в целях пресечения административныхправонарушений. Административным правонарушением признается посягающее нагосударственный или общественный порядок, собственность, права и свободыграждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновноеумышленное или неосторожное действие либо бездействие, за котороезаконодательством предусмотрена административная ответственность (ст. 2.1.КоАП РФ). Административному задержанию не подлежат иностранные граждане,пользующиеся дипломатической неприкосновенностью. Как правило,административное задержание не применяется к военнослужащим и сотрудникаморганов внутренних дел, а также к депутатам, судьям и прокурорам. Следует отличать административное задержание от личного задержаниялиц, подозреваемых в совершении преступных действий. Последнее производится в случаях прямо предусмотренных уголовнымзаконом: Орган дознания вправе задерживать лицо, подозреваемое в совершениипреступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишениясвободы, только при наличии одного из следующих оснований: - когда это лицо застигнуто непосредственно после его совершения; - когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данноелицо, как на совершившее преступление; - когда на подозреваемом или его одежде, при нем или в его жилищебудут обнаружены явные следы преступления (УПК). Задержание производится, если совершено правонарушение и имеется хотябы одно из названных выше дополнительных условий необходимых для: - составления протоколов; - обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела; - обеспечения исполнения постановления по делу об административномправонарушении. Административное задержание по основаниям, целям и срокам разделяют надве группы: задержание на общих основаниях и специальные виды задержания. Специальное задержание продолжается более длительный срок, чем общее,поэтому оно может производиться только в случае совершения лицомопределенного, прямо указанного в законе проступка (например, мелкогохулиганства.) К задержанию на общих основаниях обычно относят такое задержание,которое производится работниками милиции на срок не более трех часов, азадержанных содержат в дежурной комнате или ином служебном помещении. Законодательство закрепляет несколько специальных видовадминистративного задержания среди них такие как: - задержание лиц, находящихся в состоянии опьянения; - задержание лиц, совершивших мелкое хулиганство; - задержание лиц, уклоняющихся от явки в суд, рассматривающий дело осовершенных ими проступках; - задержание нарушителей пограничного режима. В целом административно-присекательные меры направлены напринудительное прекращение противоправного поведения, при наличииправонарушения. Нарушитель в процессе задержания может оказывать сопротивление, длячего законодатель в определенных случаях разрешает применение специальныхсредств в плоть до оружия. По этому более подробно остановимся на такойприсекательной мере как непосредственное воздействие с применениемспециальных средств.[23] Применение специальных средств регламентируется ст. 14 иогнестрельного оружия ст. 15 Закона о Милиции. Милиционер имеет правоприменять следующие специальные средства: - резиновые палки - наручники - слезоточивый газ - светозвуковые средства отвлекающего действия - средства нарушения преград - средства принудительной остановки транспорта - специальные окрашивающие средства В случаях: - для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции. - для пресечения сопротивления. - для задержания лица застигнутого на месте преступления, и другихслучаях. Запрещено применять специальные средства в отношении женщин, а такжелиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних при условии еслиэти лица не оказывают сопротивление. Применение к использованию огнестрельного оружия как меры пресечения.Применения огнестрельного оружия - самая серьёзная мера пресечения, котораяможет повлечь причинение телесных повреждений смерть, поэтому установленыдополнительные гарантии законности: сотрудник милиции обязан в каждомслучае применения оружия в течение 24 часов с момента его примененияпредоставить рапорт начальнику ОВД по месту службы. Каждый раз в результатеслужебных проверок проверяется правомерность применения оружия. Служебнаяпроверка назначается, когда кому-либо причинён физический илиимущественный вред, либо поступила жалоба на соответствующие действиясотрудника милиции, либо по факту применения огнестрельного оружиявозбуждено уголовное дело. Обо всех случаях смерти или ранения должен бытьуведомлён прокурор. Ст. 15 закона о Милиции. Сотрудники милиции имеют право применять огнестрельное оружие вследующих случаях: - для защиты граждан от нападения опасного для жизни и здоровья - для отражения нападения на сотрудника милиции, а также для отраженияпопытки завладеть его оружием - для освобождения заложников - для задержания лица застигнутого на месте совершения преступления - для пресечения побега из-под стражи - для остановки транспортного средства путём его повреждения, есливодитель создаёт реальную опасность жизни и здоровью людей и отказываетсяостановиться - для защиты граждан от угрозы нападения опасных животных - для предупреждения о намерениях применить оружие Запрещено применять специальные средства в отношении женщин, а такжелиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних при условии,если эти лица не оказывают сопротивление. III. Меры взыскания. Меры административного взыскания представляют собой видюридической (административной) ответственности, применяется за совершениеопределенных правонарушений. Административное взыскание является меройответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившегоадминистративное правонарушение, в духе законопослушного гражданина, атакже предупреждения новых правонарушений, как самим правонарушителем, таки другими лицами. Административное взыскание занимает особое место в системе мерадминистративного принуждения. Их особенность состоит в следующем: - они носят ярко выраженный санкционированный характер, чем отличаютсяот других видов мер административного принуждения, которые этим качествомне обладают; - воспитательное воздействие от их применения наиболее высоко,поскольку достигается простым, быстрым и наглядным способом; - взыскания могут применять не только органы государственногоуправления, но и другие субъекты правоприменения; - все административные взыскания налагаются на основе специальногоиндивидуального акта управления - постановления или решения; - наложение административных взысканий осуществляется уполномоченнымина то органами милиции в определенном процессуальном порядке, при которомучитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя,степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие иотягчающие ответственность. Являются эффективным средством реализацииинститута ответственность, под которой понимается обязанность гражданинаили должностного лица дать отчет о своем неправомерном поведении в сферегосударственного управления и понести наказание в виде административноговзыскания. Под системой административных взысканий понимается перечень различныхпо степени тяжести и правовым последствиям видов наказаний. В настоящее время применяются следующие административно-наказательныесредства: 1. Меры морального воздействия. Они связаны с малозначительнымипроступками, совершенными обычно людьми случайно и не имеющими каких-либостойких антиобщественных установок. К ним относятся предупреждение. 2. Меры личностного воздействия. Они состоят в ограничениисубъективных прав и вложении на нарушителя определенных претерпеваний. В соответствии со ст. 3.2. КоАП РФ выделяют следующие видыадминистративных взысканий: - предупреждение (ст. 3.4.); - штраф (ст. 3.5.); - возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения илинепосредственным объектом административного правонарушения (ст. 3.6.); - конфискация предмета, явившегося орудием совершения илинепосредственным объектом административного правонарушения (ст. 3.7.); - лишение специального права, предоставленному данному гражданину(права управления транспортными средствами, права охоты (ст. 3.8.); - административный арест (ст. 3.9.); - выдворение из пределов РФ иностранных граждан и лиц без гражданстваза совершение административных правонарушений (ст. 3.10.). -дисквалификация (ст. 3.11.). Итак, административное взыскание – это мера наказания, применяемаяуполномоченными на-то государственными органами (должностными лицами), а впредусмотренных законом случаях судами (мировыми судьями). Заключение Итак, правильное использование метода принуждения органамигосударственной власти, в том числе органами внутренних дел, обеспечиваетэффективность управленческой деятельности, функционирования административно-правовых институтов, незыблемость правопорядка. Создает условия дляпостепенного сокращения и ликвидации правонарушений. Несомненно, законодательством органы власти наделены достаточноширокими полномочиями в области принуждения, что не исключает и нарушениядопускаемые уполномоченными органами, осуществляющих государственноеуправление. В свези с этой проблемой законодательство в определённыхслучаях осуществляет защиту граждан, организаций чьи права и интересы былинарушены. Согласно закону РФ. Об обжаловании в суд действий и решений,нарушающих права и свободы граждан от 27 апреля 1993 года. Каждыйгражданин имеет право обратится с жалобой в суд, если считает что его правабыли нарушены неправомерными действиями или решениями органов управления.К ним закон относит: - нарушены права и свободы - созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод - незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или оннезаконно привлечён к какой-либо ответственности. Законом определяется следующий порядок подачи жалоб, либонепосредственно в суд, либо вышестоящему государственному органу, лицу. Этодаёт право выбора гражданину, чьи права были нарушены. Жалоба может бытькак в письменной, так и в устной форме, её может подать как само лицо, таки уполномоченное. Приняв жалобу, суд или вышестоящее звено по общемуправилу приостанавливает исполнение обжалуемого действия или решения. Сроки подачи жалобы в суд согласно закону: -3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении егоправа. - месяц со дня получения письменного отказа выше стоящего органа. А сроки обжалования постановления согласно КоАП -10 дней со дня вынесения постановления. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановленсудом или правомочным лицом. Общий срок рассмотрения жалобы вышестоящего органа один месяцСпециальный срок - 15 дней (в без отлагательных случаях). Срок рассмотренияжалоб военнослужащих и членов их семей общий 15 дней, специальный 7 дней содня поступления жалобы или заявления.[24] Жалоба в суде рассматривается в порядке гражданского судопроизводства.По результатам рассмотрения жалобы в суд выносит решение. Установивобоснованность жалобы, суд признаёт обжалуемое действие или решениенезаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяетприменённые к нему меры ответственности либо иным путём восстанавливает егонарушенные права и свободы. А также согласно ст.7 закона гражданин имеетправо на возмещение понесённым им убытков и морального вреда, которыйвозмещается в порядке установленным ГК РФ. Если обжалованные действия илирешение признаются законными, суд отказывает в удовлетворении жалобы. [25] Следует отметить, что судебное рассмотрение облагается государственнойпошлиной, в установленном размере. Однако суд может освободить гражданинаот уплаты пошлины или уменьшить её размер. Судебные издержки в конечномитоге возлагается на проигравшую в суде сторону. (Однако государственныеорганы освобождаются от уплаты государственной пошлины, согласно ст.5 ФЗ «Огосударственной пошлине».) Что является отличительным моментом отрассмотрения жалобы вышестоящего органа управления. Который долженрассмотреть жалобу в срок один месяц. Практика показывает, что судебноерассмотрение является более правильным в отличие от рассмотрения жалобывышестоящего органа. Принуждение в сфере управленческой деятельности направлено к тому.Чтобы обеспечить: - правомерность поведения участников управленческих отношений; - функционирование и защиту такого режима, при котором бынеукоснительно выполнялись правовые предписания; - существования устойчивой системы управленческих отношений,базирующихся на основах законности. Единое по свей природе государственное принуждение предполагает егодифференциацию, вызванную разнородностью тех общественных отношений,которые регулируются правом и характером посягательств на эти отношения.Административное принуждение самостоятельная разновидностьгосударственного принуждения, методвнешнего государственно-правового воздействия на поведение и сознаниелюдей, применяемый в сфере государственного управления в целях наказанияправонарушителей. В зависимости от своего целевого назначения и способа обеспеченияправопорядка все меры административного принуждения можно свести в триклассификационные группы: [pic] Таким образом, подводя итог, можно сказать, что административноепринуждение – это предусмотренная нормами административного права системамер физического, психологического либо экономического воздействия насознание, поведение правонарушителей, применяемая компетентными субъектамиуправления в целях предупреждения, пресечения правонарушений и привлечениявиновных лиц к административной ответственности. В основном меры административного принуждения имеют профилактическуюнаправленность и являются средством предупреждения преступности. Список использованной литературы и нормативных актов:1. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Полный сборник кодексов РФ. М.: 2002. -1000 с.2. Гражданский кодекс РФ. Полный сборник кодексов РФ. М.: 2002. -1000 с.3. Уголовно процессуальный кодекс РФ. Полный сборник кодексов РФ. М.: 2002. -1000 с.4. ФЗ «О государственной пошлине» от 31.12.95. Сборник основных законов РФ. М.: 2002. -1550 с.5. Закон РСФСР от 18.04.91 о Милиции. Сборник основных законов РФ. М.: 2002. -1550 с.6. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: Закон РСФСР от 27.04.93. Сборник основных законов РФ. Москва. 2002. -1550 с.7. Об оружии: Закон РФ от 20.05.93. Сборник основных законов РФ. М.: 2002. -1550 с.8. О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан: Указ Президиума ВС СССР от 12.04.68. М.: Известия, 1968. -56 с.9. Положение об административном надзоре ОВД за лицами освободившимися из мест лишения свободы. Указ Президиума ВС СССР от 26.07 66. М.: Известия, 1966. -49 с.10. Умановский Я.Н. Советское государственное право. М.: Высшая школа. 1970. -195 с.11. Веремеенко И.И. Администратино-правовые санкции. М.: Юридическая лититература, 197512. Бахрах Д.Н., Серегин А.В. Ответственность за нарушение общественного порядка. М. Юридическая лититература. 1977. -89 с.13. Советское административное право. Части Общая и Особенная: Учебник под ред. Еропкина М.И., - Киев, 1978. -200 с.14. Боботов С.В. Основы правоведения. М.: Юридическая литература. 1982. -201 с.15. Комментарий с Основам законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях под ред. Лазарева Б.М. - М.: Юридическая лититература. 1983. -210 с.16. Севрюгин В.Е. Понятие правонарушения (проступка) по административному законодательству. Учебное пособие. М., 1988. -120 с.17. Советское административное право: Учебник под ред. Василенкова П.Т. – М.: Юридическая лититература. 1990. -210 с.18. Бибиков В.Г. Административное право. М.: Юридическая литература. 1993. -215 с.19. Севрюгин В.Е. Проблемы административного права. Учебное пособие. - Тюмень: ТВШ МВД РФ, ТГУ, 1994. -110 с.20. Черноголовкина Н.В. Основы законодательства. М.: «Просвещение», 1994. -80 с.21. Бахрах Д.Н. Административное право. М.: Юридическая литература. 1996. -95 с.22. Чикин А.А. Государственное право. М.: Просвещение. 1996. -230 с.23. Борькин В.В. Административное право. М.: Юридическая литература. 1999. -110 с.24. Гурвич В.Д. Административное правонарушение. М.: Юридическая литература.1999. -122 с.-----------------------[1] Черноголовкина Н.В. Основы законодательства. М.: «Просвещение», 1994с.54.[2] Севрюгин В.Е. Проблемы административного права. Учебное пособие. -Тюмень: ТВФ МВД РФ, ТГУ, 1994 с. 89.[3] Советское административное право: Учебник/под ред. П.Т. Василенкова. -М.: Юрид.лит., 1990, с.170-171.[4] Боботов С.В. Основы правоведения. М.: Юридическая литература, 1982с.172[5] Бахрах Д.Н., Севрюгин А.В. Ответственность за нарушение общественногопорядка. М.: Юридическая .литература, 1977,с.23.[6] Севрюгин В.Е. Указ. раб. с.90[7] Советское административное право: Учебник/под ред. П.Т. Василенкова. -М.: Юрид.лит., 1990, с.173.[8] Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР, 1989, с.18.[9] Севрюгин В.Е. Понятие правонарушения (проступка) по административномузаконодательству. Учебное пособие М., 1988, с. 11.[10] Севрюгин В.Е. Указ. раб. с.90;[11] Д.Н. Бахрах Указ. раб. с. 18.[12] Д.Н. Бахрах Административное принуждение в СССР, его виды и основныетенденции развития. М., 1972, с. 22[13] Д.Н. Бахрах Советское законодательство об административнойответственности. Пермь, 1969, с. 33.[14] Л.Н. Бахрах, А.В. Серегин Указ. раб. с. 24.[15] Севрюгин В.Е. Проблемы административного права. Уч. пособие. - Тюмень:ТВШ МВД РФ, ТГУ, 1994, с. 90.[16] Севрюгин Указ. раб. с. 90-91.[17] Бибиков В.Г. Административное право. М.: Юридическая литература. 1993с.201[18] Умановский Я.Н. Советское государственное право. М.: Высшая школа.1970 с.18519 Ст. 27.7. КоАП.[19] Указ Президиума ВС СССР от 26.07.66 г.[20] Борькин В.В. Административное право. М.: Юридическая литература. 1999с.87[21] Чикин А.А. Государственное право. М.: Просвещение. 1996 с.197[22] Гурвич В.Д. Административное правонарушение. М.: Юридическаялитература.1999 с.99[23] Указ от 12.04.68. О порядке рассмотрения жалоб.20 Веремеенко И.И. Администратино-правовые санкции. М.: Юрид. лит., 1975-----------------------2. Мерыадминистративногопресечения3. Меры административноговзыскания1. Меры административногопредупреждения Меры административного принуждения4. Уголовное. Меры юридического (правового) принуждения1. Дисциплинарное.3. Административное2. Гражданское.




Похожие:

Административное принуждение icon«утверждаю» Проректор по умр проф. Е. А. Утешева (подпись) 20 г. Учебная программа (Syllabus)
Учебная программа (Syllabus) дисциплины «Административное принуждение» составлена на основе госо по специальности юриспруденция,...
Административное принуждение iconАдминистративное принуждение

Административное принуждение iconАдминистративное принуждение

Административное принуждение iconАдминистративное принуждение

Административное принуждение iconПрограмма дисциплины Административное принуждение для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» подготовки специалиста
Председатель Зав кафедрой
Административное принуждение iconБиблиографический указатель книг, поступивших в библиотеку в феврале 2011 г. Административное право зарубежных стран 67. 81 Б 26
Барциц, И. Н. Административное право зарубежных стран : учеб метод комплекс : направление подгот. "Юриспруденция". Магист программа...
Административное принуждение iconПрограмма дисциплины Административное право для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» подготовки специалиста
Введение в административное право
Административное принуждение iconПрограмма дисциплины Административное право для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» подготовки специалиста
Введение в административное право
Административное принуждение iconПрограмма дисциплины «Административное право» Для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» подготовки специалиста
Введение в административное право
Административное принуждение iconПрограмма дисциплины Административное право для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» подготовки специалиста
Введение в административное право
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы