Искусство древнего Рима icon

Искусство древнего Рима



НазваниеИскусство древнего Рима
Дата конвертации04.07.2012
Размер71.63 Kb.
ТипРеферат
Искусство древнего Рима


Римское искусство. Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамкахрабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонентаимеют ввиду, когда говорят об "античном искусстве". Искусство Рима считаютзавершением художественного творчества античного общества. Правомерноутверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали традицииэллинских, все же искусство древнего Рима -- явление самостоятельное,определявшееся ходом и ходом исторических событий, и условиями жизни, исвоеобразием религиозных воззрений, свойствами характера римлян, и другимифакторами. Римское искусство как особое художественное явление стали изучатьлишь в ХХ веке, по существу только тогда осознав всю его самобытность инеповторимость. И все же до сих пор многие видные антиковеды полагают, чтоистория римского искусства еще не написана, еще не раскрыта вся сложностьего проблематики. В произведениях древних римлян, в отличие от греков, преобладалисимволика и аллегория. Соответственно пластические образы эллионов уступилиу римлян место живописным, в которых преобладала иллюзорность пространстваи формы -- не только во фресках и мозаиках, но и в рельефах. Изваяния,подобные Менаде Скопаса или Нике Самофракийской, уже не создавались, заторимлянам принадлежали непревзойденные скульптурные портреты с сисключительно точной передачей индивидуальных особенностей лица ихарактера, а также рельефы, достоверно фиксировавшие исторические события.Римский мастеров отличие от греческого, видевшего реальность в еепластическом единстве, больше склонялся к анализированию, расчленениюцелого на части, детальному изображению явления. Грек видел мир как бысквозь все объединявшую и связывавшую воедино поэтическую дымку мифа. Дляримлянина она начинала рассеиваться, и явления воспринимались в болееотчетливых формах, познавать которые стало легче, хотя это же приводило кутрате ощущения цельности мироздания. В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческимрельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства силлюзорной трактовкой объемов и форм -- фреска, мозаика, станковаяживопись, слабо распространенные у греков. Архитектура достигла небывалыхуспехов как в ее строительно-инженерном, так и в ансамблевом выражении.Новым было у римлян и их понимание взаимосвязи художественной формы ипространства. Предельно компактные, концентрические в своей сущности формыклассического Парфенона не исключали, а напротив, выражали открытостьздания просторам, окружавшим Акрополь. В римской архитектуре, поражающейобычно своими ансамблевыми размахами, предпочтение отдавалось замкнутымформам. Зодчие любили псевдоперипетры с колоннадой, наполовину утопленной встену. Если древнегреческие площади всегда были открыты пространству,подобно Агоре в Афинах или других эллинистических городах, то римские либообносились, как форумы Августа или Нервы, высокими стенами, либоустраивались в низинах. Тот же принцип проявлялся и в скульптуре.
Пластичные формы греческихатлетов всегда представлены открыто. Образы, подобные молящемуся римлянину,набросившему на голову край одеяния, большей частью заключены в себе,сосредоточены. Римские мастера в скульптурных портретах концентрироваливнимание на личных, индивидуальных особенностях человека. Система римских архитектурно-пластических образов глубокопротиворечива. Компактность форм в них только кажущаяся, искусственная,вызванная, видимо, подражанием классическим образцам эллинов. Отношениеримлян к форме, объему, пространству совершенно иное, нежели у греков,основанное на принципе прорыва границ и рамок, на эксцентрической, а неконцентрической динамике художественного мышления. В этом смысле римскоеискусство -- качественно новый этап эстетического освоения человекомреальности. Тяготение римских художников к классическим эллинским формам,вызывающее ощущение двойственности римских памятников, воспринимаетсясейчас как проявление своего рода реакции на заявлявшие о себе новшества.Осознавшаяся римлянами утрата цельности художественных форм нередкозаставляла их создавать постройки громадные по размерам, порой грандиозные,чтобы хоть этим восполнить противоречивость или ограниченность образов.Возможно, именно в связи с этим римские храмы, форумы, а нередко искульптурные произведения значительно превосходили размерамидревнегреческие. Важный фактор, воздействовавший на характер древнеримскогоискусства, -- огромное пространство его поля действия. Динамичность ипостоянное расширение территориальных рамок древнеримского искусства совключением в его сферу уже в V веке до н.э. этрусских, италийских,галльских, египетских и других форм, с особенным значением греческих, -- неможет быть объяснено только свойствами римского художественного потенциала.Это процесс, связанный с развитием общеевропейского искусства, в которомримское начало играть роль особенную -- интерпретатора и хранителяхудожественного наследия античной эпохи при одновременном выявлениисобственно своих римских принципов. В римском горниле сплавлялись различныехудожественные ценности, чтобы в итоге появилась совершенно новая, неисключавшая, однако, традиций античности, средневековая эстетическаяпрактика. От пиренейских берегов Атлантического океана до восточных границСирии, от Британских островов до Африканского континента племена и народыжили в сфере влияния художественных систем, которые диктовались столицейимперии. Тесное соприкосновение римского искусства с местным приводило кпоявлению своеобразных памятников. Скульптурные портреты Северной Африкипоражают по сравнению со столичными экспрессивностью форм, некоторыебританские -- особенной холодностью, почти чопорностью, пальмирские --свойственной восточному искусству затейливой орнаментикой декоративныхукрашений одежд, головных уборов, драгоценностей. И все же нельзя неотметить, что к середине I тысячелетия н.э., в конце античности, вСредиземноморье дали о себе знать тенденции к сближению различныхэстетических принципов, в значительной степени определившие культурноеразвитие раннего средневековья. Конец римского искусства формально и условно может быть определенпадением Империи. Вопрос же о времени возникновения римского искусства -- весьма спорный. Распространение на территории Апеннинского полуострова в Iтысячелетии до н.э. высокохудожественных произведений этрусков и грековспособствовало тому, что только начинавшее формироваться римское искусствооказывалось незаметным. Ведь долгое время, c VIII до VI в.в. до н.э., Римбыл небольшим поселением среди множества других италийских, этрусских игреческих городов и поселений. Однако даже из этого отдаленного прошлого,куда уходят истоки римского искусства, сохраняются фибулы с латинскимиименами, цисты и такие монументальные бронзовые изваяния, как Капитолийскаяволчица. Вряд ли поэтому правомерно начинать историю искусства древнегоРима, как это иногда делают, с I в. до н.э., не учитывая хотя и небольшойколичественно, но очень важный материал, который со временем, нужно думать,будет возрастать. Периодизация римского искусства -- одна из самых сложных проблем егоистории. В отличие от принятой и широко распространенной периодизациидревнегреческого искусства, обозначающей годы становления архаикой, времярасцвета -- классикой и кризисные века -- эллинизмом, историкидревнеримского искусства, как правило, связывали его развитие лишь сосменами императорских династий. Однако далеко не всегда смена династий или императора влекла за собойизменение художественного стиля. Поэтому важно определить в развитииримского искусства границы его становления, расцвета и кризиса, принимая вовнимание изменение художественно-стилистических форм в их связи с социально-экономическими, историческими, религиозно-культовыми, бытовыми факторами. Если наметить основные этапы истории древнеримского искусства, то вобщих чертах их можно представить так. Древнейшая (VII - V вв. до н.э.) иреспубликанская эпохи (V в. до н.э.-I в. до н.э.) -- период становленияримского искусства. В этих широких временных границах медленно, часто впротивоборстве с этрусскими, италийскими, греческими влияниямиформировались принципы собственно римского творчества. Из-за недостаткавещественных материалов, весьма слабого освещения этого длительного периодав древних источниках дифференцировать более детально этот этап невозможно.В VIII - V вв. до н.э. римское искусство еще не могло соперничать не толькос развитым художественным творчеством этруссков и греков, но, очевидно, и сдостаточно отчетливо заявлявшей о себе художественной деятельностьюиталиков. Расцвет римского искусства приходится на I -II вв. н.э. В рамкахэтого этапа стилистические особенности памятников позволяют различить:ранний период -- время Августа, первый период -- годы правления Юлиев - Клавдиев и Флавиев, второй -- время Траяна, поздний период -- времяпозднего Адриана и последних Антонионов. Времена Септимия Севера, как ранееПомпея и Цезаря, при этом, очевидно, следует считать переходными. С концаправления Септимия Севера начинается кризис римского искусства. Все художественное творчество Европы от средневековья до наших днейнесет на себе следы сильного воздействия римского искусства. Внимание кнему всегда было очень пристальным. В идеях и памятниках Рима многоепоколения находили нечто созвучное своим чувствам и задачам, хотя спецификаримского искусства, его своеобразие оставались нераскрытыми, а казалисьлишь позднегреческим выражением античности. Историки от Ренессанса до ХХвека отмечали в нем различные, но всегда близкие их современности черты. Вобращении итальянских гуманистов XV - XVI вв. к древнему Риму можно видетьсоциально-политические (Кола ди Риенцо), просветительско-моралистские(Петрарка), историко-художественные (Кирияк Анконский) тенденции. Однакосильнее всего воздействовало древнеримское искусство на архитекторов,живописцев и ваятелей Италии, по-своему воспринимавших и трактовавшихбогатейшее художественное наследие Рима. В XVII в. древнеримским искусствомзаинтересовались ученые других европейских стран. Это было времяинтенсивного сбора художественного материала, период "антикварный",сменивший гуманистический, ренессансный. Революция XVIII в. во Франциипробудила внимание французских ученых и художников к римскому искусству.Тогда же возникло научно-эстетическое отношение к древнему наследию.И.Винкельман, в отличие от деятелей "антикварного" периода, выступилпредставителем просветительской философии своего времени, создателемистории древнего искусства. Правда, он еще относился к римскому искусствукак к продолжению греческого. В конце XVIII - начале XIX в. древнеримскимискусством начали заниматься уже не частные лица, а государственныеучреждения Европы. Финансировались археологические раскопки, основывалиськрупные музеи и научные общества, создавались первые научные труды одревнеримских произведениях искусства. Попытки философского осмысления сущности и специфики древнеримскогоискусства были сделаны в конце XIX в. Ф.Викгофом и А.Риглем. Ценным теоретическим исследованием явилась также книга О.Бренделя"Введение в изучение искусства древнего Рима", где рассмотрены различныеточки зрения на древнеримское искусство от Ренессанса др наших дней.




Похожие:

Искусство древнего Рима iconРеферат по культурологии Тема: Искусство античного Рима. Сорокин Константин Эдуардович
Правомерно утверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали традиции эллинских, все же искусство древнего Рима явление самостоятельное,...
Искусство древнего Рима iconОраторское искусство древнего Рима

Искусство древнего Рима iconХрамовое искусство Древнего Рима

Искусство древнего Рима iconАмпир, или "стиль империи"
Древнего Рима. Это существенное различие часто опускают, когда говорят о преемственности стилей и об Ампире как о высшей стадии развития...
Искусство древнего Рима iconИскусство Древнего Рима с его оригинальными и совершенными памятниками живописи, архитектуры и скульптуры принадлежит к высшим достижениям мировой культуры
Перемена в общественном строе – смена республики империей, смена династий правителей Рима – непосредственно влияли на изменения в...
Искусство древнего Рима iconИстория Древнего Рима Начало Рима

Искусство древнего Рима iconКонтрольная работа по дисциплине «История экономических учений» на тему «Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима»
«Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима»
Искусство древнего Рима iconКонтрольная работа по дисциплине «История экономических учений» на тему «Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима»
«Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима»
Искусство древнего Рима iconСамостоятельная работа по теме : «История государства Древнего Рима» Студента 1 курса 102 б группы
Древнейшее поселение Рима жило родами, которыми управляли старейшины. Род первоначально представлял собой сплоченный коллектив, связанный...
Искусство древнего Рима iconЛитература древнего Рима

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы