Формы народовластия icon

Формы народовластия



НазваниеФормы народовластия
Дата конвертации04.07.2012
Размер73.33 Kb.
ТипРеферат
Формы народовластия


1. ВступлениеНа Руси народовластие зародилось раньше княжеского правления. Каксвидетельствуют летописи, до установления княжеской власти народныесобрания были “древним обыкновением в городах, доказывали участие граждан вправлении и могли давать им смелость, неизвестную в державах строгонеограниченного единовластия”. То есть, народ славянский, хотя и покорилсякнязьям, но сохранил некоторые вольности и в делах и опасностяхгосударственных сходился на общий совет.Демократия (греч. demokratia – власть народа)-форма политического строя,основанного на принципах народовластия, свободы и равенства. Демократияпредполагает признание принципа подчинения меньшинства большинству ,выборность основных органов гос. власти, ведущую роль представительныхвыборных органов власти в системе гос. учреждений, равноправие граждан,наличие широких политических и социальных прав и свобод и т.д. Различаются институты представительной демократии(выборные учреждения – парламенты и др.) и непосредственной демократии(референдумы и т.д.) 2. Референдум Референдум, как форма непосредственной демократии является далеко не новой формой непосредственного участия населения в решении глобальных социально-экономических и политических вопросов, а также в разрешении территориальных и иных внутренних и межгосударственных проблем. «За время существования института референдума в Европе (исключая Швейцарию, где первый референдум был проведен в 1439 г.) на национальном уровне проведено более 100 народных голосований». После I Мировой войны институт референдума вошел в конституции ряда европейских государств. «После II Мировой войны был дан новый толчок процессу дальнейшего развития и совершенствования референдума практически во всех высокоразвитых странах. Заметно возросла интенсивность использования данного института особенно в 60-80 г.г.» В настоящее время «…референдум предусмотрен Конституциями более 20 государств. еще в 13 он проводился, не будучи закрепленным в Основном Законе этих стран». 3. Понятие референдума и его классификация. В мировой политической и государственно-правовой теории и практике референдум трактуется не всегда одинаково. «Он нередко отождествляется со всенародным опросом и плебисцитом и рассматривается как утверждение того или иного государственного решения путем народного голосования, придающего ему окончательный и обязательный характер». Различия между референдумом и плебисцитом. В ходе референдума избирательный корпус высказывается по поводу какого- либо законопроекта, поправок к Конституции, решающих шагов во внутренней и внешней политике. В ходе плебисцита (от лат. «plebs» –простой народ, «scitum» -решение, постановление.) избирательный корпус голосует за доверие личности. Различия между референдумом и «всеобщими выборами» Если в ходе выборов избираются выборщики или кандидаты, то в ходе референдума избиратель отвечает «да» или «нет» на поставленный вопрос.
Если выборы непосредственно связаны с представительной демократией, то референдум – институт прямой, непосредственной демократии. Законодательство по референдумам развитых демократических стран выделяют референдумы: 1. Конституционный (голосование по новой Конституции или поправкам к ней) 2. Обычный законодательный (по любому законопроекту, предложенному к ратификации в установленном порядке) 3. Дозаконодательный или консультативный. «…Мнение, высказанное на консультативном референдуме, т.е. до утверждения законопроекта не является обязательным ни для парламента, ни для правительства и используется лишь как орудие политического воздействия на них») 4. Послезаконодательный (ратифицирующий). «…После ратифицирующего референдума законопроект приобретает силу закона, даже если нет согласия представительных органов». 5. Обязательный (при наступлении точно установленных законом условий). 6. Факультативный (по усмотрению правомочного на это действие субъекта права). Также оговорен и территориальный принцип. В современном государстве референдум проводится и на общенациональном и на региональном и на местном уровнях. Референдум – важный институт непосредственной демократии: закон, получивший поддержку населения в ходе голосования обладает такой же силой, как и принятый в обычном порядке.Решение принятое на референдуме является общеобязательным и не нуждается вдополнительном утверждении. В большинстве стран воспрепятствовать проведению референдума может только Конституционный Суд.Референдум в любой стане будет политически и идеологически эффективен сточки зрения интересов прогрессивных социальных сил и классов лишь в томслучае, «…если он по природе своей как весьма важный демократическийинститут будет правильно понят и поддержан широкими слоями населения, будетиметь своей целью при решении политических вопросов четко выраженнуюгуманную цель, если общественное мнение не будет увлечено идезориентировано псевдодемократическими лозунгами и призывами, а такжеложными социальными ценностями…», и наконец, если будут созданы всенеобходимые организационно-технические и иные условия для подготовки ипроведения всенародных опросов. 4. ПарламентПарламент (англ. parliament, фр. parlement, oт parler-говорить )-представительный выборный (иногда частично назначаемый )законодательныйорган Понятие “парламентаризм” применяется к системе государственногоустройства, при которой парламент занимает центральное место в политическомуправлении и только он имеет право принимать законы. На парламентскихвыборах, на выборах в центральные и местные органы власти избирателиголосуют за кандидатов, выдвигаемых политическими партиями. В современномобществе партии стали неотъемлемой частью демократической политическойсистемы. Между тем возникновение партий не отвечало представлениямбольшинства сторонников теории естественного права и общественного договорао политическом строе демократии. Они полагали, что цель разумно устроенногообщества состоит в достижении наибольшего блага для наибольшего числаграждан и потому противоречия между интересами общества и отдельногочеловека или социальной группы не существует, а значит, и нет основы длявозникновения нескольких партий. Исторический опыт показал, что вдемократическом обществе различие социальных интересов сохраняется, потому-то политическая практика демократических стран и создала механизмвыявления, защиты и согласования интересов основных социальных групп,центральным звеном которого стали политические партии. Партии возникают всвязи с необходимостью вести избирательную борьбу в условиях быстрогоувеличения числа граждан, получающих право голоса, и установления практикирегулярного проведения выборов. Свою роль организатора избирательногопроцесса партии сохранили идо настоящего времени. Наряду с этим постепенно определилась и их основнаяв демократическом обществе роль инструмента связи гражданского общества игосударства. Согласно законам и политической традиции в демократическом обществе,партии должны бороться за власть и за политическое влияние легальнымипарламентскими методами. 5. Права человека в демократическом обществе Права и свободы, признаваемые в настоящее время демократическимигосударствами, условно можно подразделить на три основные группы: социально-экономические права и свободы, определяющие отношения индивидов внутригражданского общества, политические права и свободы, признаваемые заиндивидом как членом политической общности, и личные права и свободы,которые предоставляются каждому человеку как физическому лицу. Личные права и свободы защищают индивида от произвола со стороныгосударственных органов и со стороны частных лиц. К группе личных прав исвобод относятся права человека на жизнь, свободу и неприкосновенностьличности, на сопротивление насилию. В демократическом обществе никто недолжен подвергаться обыску, аресту без решения суда или санкции прокурора,всем обвиняемым должно быть обеспечено право на справедливый суд.Государство не должно иметь право лишать человека гражданства, высылать запределы страны или запрещать въезд. Политические права и свободы, которыми наделяются гражданедемократических государств, предоставляют им возможность избирать и бытьизбранными, свободно выражать свое мнение, создавать политические партии,проводить митинги, собрания, демонстрации. Государство признает свободусовести граждан, и их право исповедовать любую религию. Вместе с тем,законом предусмотрены и ограничения цель которых создать правовой барьер,препятствующий превращению свободы во вседозволенность. В группу социально-экономических прав и свобод входят право назаключение коллективных договоров, право трудящихся на участие в управлениипредприятием,право на труд, отдых, на забастовку, страхование, на образование,медицинское обслуживание, право на жилище. Смысл социально экономическихправ и свобод состоит в том, чтобы экономически активное население страныимело гарантии устойчивости своего положения, было защищено от последствийбезработицы, болезни, потери трудоспособности. Подобная политика не впоследнюю очередь обеспечивает стабильность современных западныхдемократий. 12 декабря 1993 года в России состоялся референдум: большинствограждан нашей страны с одобрением высказалось за новую Конституцию. В нейправа и свободы человека и гражданина провозглашены в качестве основконституционного строя. Человек признан источником своей свободы,существующей не с соизволения государства. Права и свободы человека закреплены в главе 2-ой Конституции. Ихинтерпретация в целом соответствует международным документам, таким какДекларация прав и свобод человека и гражданина, Всеобщая декларация правчеловека и т.д. Российское государство обязано, по Конституции, через деятельностьорганов власти, управления, суда, прокуратуры, охраны правопорядкаосуществлять их реализацию и защиту. В Конституции Российской Федерации подчеркивается (статья 5, п.2),что в России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие правачеловека и гражданина. За соблюдением прав человека следят суд и правозащитные организации.В России не так давно создана должность уполномоченного по правам человека,который должен помогать охранять свободу граждан. В СССР, где права человека часто нарушались в массовом порядке(репрессии, насильственные переселения народов, отсутствие свободы слова)были люди, которые боролись за их соблюдение. Среди этих людей наиболееизвестны писатель Александр Солженицын и академик Андрей Сахаров. Таким образом, соблюдение важнейших основных прав человека - свободуслова, печати, вероисповедания, собраний, права на равную защиту законом,на соблюдение законности и справедливое судопроизводство, культурные,политические и экономические права - являются неотъемлемой частьюдемократического государства. Степень их соблюдения свидетельствует обуровне демократизации общества. Но не только государство должно бытьограничено в своих возможностях лишить или сузить права человека, но икаждый отдельный человек не должен позволять хоть в чем-то попирать правадругих. То есть взаимозависимость и взаимная ответственность граждан игосударственных структур создает основу демократического развития. ЛИТЕРАТУРАКраткий политический словарь / М. Политиздат 1978г./Референдум – оружие обоюдоострое /Российские вести 1993г. 6. Апреля/Марченко М.Н. Референдум как форма непосредственной демократии.Учебное пособие для средних школ , лицеев и гимназий «Демократия: гос-во иобщество»Журнал «Свободная мысль» №14,1991г.; №4, 1992г.ПЛАН1.Вступление.2.Референдум.3.Понятие референдума и его классификация.4.Парламент.5.Права человека в демократическом обществе.




Похожие:

Формы народовластия iconФормы осуществления народовластия

Формы народовластия icon1. Введение стр. 2
Российской Федерации, других законодательных актов, закрепляющих отдельные институты и формы народовластия, чтобы объективно оценить...
Формы народовластия iconСеминар «Квадратичные формы»
Задание Для следующих квадратичных форм: 1 записать матрицу квадратичной формы, 2 матричный вид квадратичной формы, 3 вычислить ранг...
Формы народовластия iconПравила заполнения формы
«заставки» для формы можно скачать с сайта www step-into-the-future ru (раздел «Инновационный конкурс»); параметры текста: шрифт...
Формы народовластия iconСодержание Стр. Теория Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения Формы государственного правления и формы государственного устройства.
Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства
Формы народовластия iconФормы государства
Цель данной работы — показать, как связаны формы государства с его историческим типом, раскрыть само понятие “формы государства”,...
Формы народовластия iconСправочник для студентов Часть III (Неличные формы глагола. Синтаксис) Неличные формы глагола
Причастие и герундий (Participle & Gerund)– неличные формы глагола, не имеющие категории времени, числа, лица
Формы народовластия iconДокументы
1. /Формы отчетности для кафедр за 2011г/Аналитическая записка к отчету.doc
2. /Формы...

Формы народовластия iconEffects of various shape parameters on packing of aggregate particles
В результате, фактор формы и отношение выпуклости – самые важные параметры формы, оказывающие сильное влияние на плотность упаковки....
Формы народовластия iconПлан. Типы и формы присвоения. Классификация собственности, ее типы и формы
Истории известно большое количество типов и форм собственности на средства и продукты производства. Чтобы разобраться в этом разнообразии,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы