Шпаргалки по истории отечественного гос и права 18-19 века icon

Шпаргалки по истории отечественного гос и права 18-19 века



НазваниеШпаргалки по истории отечественного гос и права 18-19 века
Дата конвертации04.07.2012
Размер393.84 Kb.
ТипРеферат
Шпаргалки по истории отечественного гос и права 18-19 века


Кризис феод 1Главное противоречие в развитии российского общества, родившееся еще впредыдущий век, вытекало из назревающих формацией-ных изменений: на сменуфеодализму надвигался капитализм. Уже в предыдущий период обнаружилсякризис крепостнической системы хозяйства. Теперь он идет с нарастающейсилой. Феодализм все больше показывает свою экономическуюнесостоятельность. При этом кризис феодально-крепостнической системыстановится всеобъемлю-шим, охватывая все важнейшие сферы экономики.В промышленности крепостная мануфактура не может выдержать конкуренции скапиталистической мануфактурой, с буржуазной организацией производства.Капитализм обеспечивает неизмеримо большую производительность труда иработает с необычайной гибкостью и изворотливостью в сложных условиях,когда ему препятствуют все устои феодализма, прежде всего крепостничество,мешающее привлекать в производство рабочую силу и сужающее внутреннийрынок. Победа буржуазного производства обеспечивается применением наемноготруда и введением машин. Наемный труд создавал стимул для повышенияпроизводительности заинтересованного в результатах производства работника,а применение машин экономило рабочую силу, столь дефицитную в условияхфеодализма, крепостничества.Другие помещики пытаются повысить доходность своих имений путемнововведений, но и это не дает им успеха. Нововведения терпят крах из-затой же незаинтересованности крестьянина в своем труде.Всесторонний нажим на крестьянина порождает лишь рост классовогосопротивления. После некоторого затишья в самом начале века растуткрестьянские волнения, особенно усиливающиеся в определенные моменты. Так,после Отечественной войны 1812 г., породившей некоторые иллюзии вкрестьянстве, разлилось широкое возмущение крестьян, когда их надежды наоблегчение жизни не оправдались. Новая волна крестьянских выступленийпрокатилась в связи с вступлением Николая 1 на престол. Только в 1826 г.было зарегистрировано 178 крестьянских выступлений. В конце царствованияНиколая I количество крестьянских волнений выросло в 1,5 раза.Все большее развитие буржуазных отношений в экономике, кризискрепостнического хозяйства не могут не найти отражения в соци-альнойструктуре общества, где в недрах феодализма вызревает капитализм.Расширение территорийобщим итогом внешнеполитических усилий России явилось заметное расширениеее территории не только по размерам, но и по характеру присоединенныхрайонов. В общем территория Российской империи увеличилась примерно на 20%,а население достигло 70 млн. человек. В первой половине XIX в. изменилисьзападная, южная и юго-восточная границы России.Начатая в 1808 г. война с давним соперником России Швецией завершилась в1809 г. подписанием мира в Фридрихсгаме, по которому к России отошлаФинляндия. Это существенно укрепило позиции России на Балтийском море,прикрыло ее столицу, на протяжении столетия стоявшую по существу на границеимперии.
Широкое самоуправление имела в составе Российской империиФинляндия. Став частью России, она не только ничего не потеряла, но ивпервые в своей истории приобрела государственность, хотя и с определеннымиограничениями. Эти льготы были обусловлены исторической обстановкой, вкоторой произошло присоединение и дальнейшее ее развитие. Финляндия вошла всостав России не без поддержки определенных кругов финского общества,компенсацией за что и стало самоуправление. Самоуправление Финляндии небыло источником особого беспокойства для царизма, этот край не причинялцарскому правительству столько хлопот, как, скажем, Польша или Кавказ.Существовало и определенное давление на царязападноевропейскихкругов.Она официально именовалась Великим княжеством, имела органы власти, в томчисле и сейм, правда, не собиравшийся с 1809 по 1863 г. В Финляндии быланезависимая от России судебная и правовая системы. В 1813г. был выработандаже проект Конституции Финляндии, однако силу закона он не получил.Конечно, титул великого князя финляндского перешел к императору России, а вФинляндии его особу представлял генерал-губернатор. Больше всеговзаимоотношения Финляндии с Российской империей походили на классическифеодальную систему персональной унии. Финляндия получила даже особыйтаможенный статус. Она смогла с выгодой для себя торговать как с Западом,так и с Россией. Между Финляндией и Россией в 1811 г. была восстановленатаможенная граница, создавшая льготный режим для финской буржуазии. Эти,как и другие, обстоятельства привели к тому, что акономика Финляндии,особенно ее отсталых восточных районов, в составе Российской империи резкопошла в гору.Польша получившая после присоединения к России Герцогства Варшавскогоназвание Царства Польского. Царство Польское получило конституцию, которойАлександр I даже присягнул, что создало своеобразное положение, когдасамодержавный в империи монарх стал ограниченным в ее части. КонституцияЦарства Польского была более либеральной, чем конституция ГерцогстваВаршавского, дарованная ему Наполеоном. Она вообще была наиболеелиберальной из конституций тогдашней Европы. В Центральной Европе Польшабыла единственным государством, обладавшим парламентом, избираемым прямымивыборами всеми общественными классами, хотя и с незначительным участиемкрестьян. В Царстве Польском была сохранена своя армия, в качествеофициального государственного языка выступал польский, органы властиформировались, как правило, из поляков. Существовал герб Царства Польского,католическая религия была объявлена пользующейся «особым покровительствомправительства». Сохранилось гражданское законодательство, введенное вГерцогстве Варшавском в 1808 г., по образцу кодекса Наполеона.Правда, на практике отнюдь не все положения польской конституциисоблюдались, что явилось одной из причин восстания 1830 — 1831 гг. Однаковосстание привело к потере и существовавших вольностей. Уния смениласьинкорпорацией. Был упразднен сейм. Правовое положение края сталоопределяться Органическим статутом, изданным Николаем I в 1832 г. Изгосударства Царство Польское превратилось в провинцию, даже ееадминистративное деление было в конце концов изменено: вместо воеводствбыли учреждены губернии.С завершением вхождения Закавказья в Российскую империю существовавшаяздесь ранее государственность была постепенно упразднена. Уже в 1801 — 1802гг. было упразднено Карталино- Кахетинское царство и из его территорииобразована Грузинская губерния. В 1810г. было упразднено Имеретинскоецарство, а в 1829 г. — Гурийское княжество. Некоторые мелкие феодальныевладения в Грузии сохранились, однако, до самого конца периода (до 1857 г.— Мегрелия, до 1858 г. — Сванетское княжество). Управление Грузией быловверено командиру отдельного Кавказского корпуса, который одновременно был«главноуправляющим Грузии». Непосредственное управление Грузией былососредоточено в Верховном грузинском правлении, во главе которого стоялцарский генерал, он же — помощник главнокомандующего по гражданскомууправлению.Государственность в Северном Азербайджане не сохранилась. Его территорияпосле перехода в состав России была разделена на провинции, а последние —на магалы. Однако магальное управление возглавлялось чиновниками из местныхфеодалов (во главе провинции стояли русские чиновники). Правда,первоначально и в Азербайджане, подобно Грузии, сохранялись мелкиефеодальные владения. Но уже в 1804 — 1806 гг., в ходе присоединения, былиликвидированы Ганджинское, Бакинское и Кубинское ханства. Позднее былиупразднены ханства, признавшие сюзеренитет русского царя: в 1819 г.-Шекинское, в 1820 г.— Ширванское, в 1822 г.— Карабахское, в 1826г.—Талышское.Сходные процессы проходили и в Казахстане. Однако в силу значительноменьшей развитости этого района они шли медленнее. Сказались, конечно, инеобъятные просторы казахских степей, и их большая отдаленность от центраимперии.Расширились пределы Российской империи и на Кавказе. Еще в 1783 г. поГеоргиевскому трактату Восточная Грузия перешла под покровительство России.Однако Россия не смогла уберечь ее от персидского завоевания в 1795г. Всамом начале XIX в. карталино-кахе-тннский царь Георгий XII, подобно егоотцу Ираклию Пробивается вновь включения Восточной Грузии в состав России.Вслед за тем к Российской империи была присоединена и Западная Грузия: в1804г. — Мегрелия и Имеретия, а в 1810г. — Гурия.Прибалтика была инкорпорирована еще в предыдущем веке. В данный период онаделилась на три губернии — Эстляндскую, Лиф-ляндскую и Курляндскую,объединенные одним генерал-губернаторством. Управление Остзейским краемстроилось на общеимперских началах, однако, здесь были и свои особенности,преимущественно в организации сословного управления и суда. Для Прибалтикибыл издан даже свод местных узаконений, гарантирующий древние привилегиидворянству, мещанству, духовенству.Процесс добровольного присоединения Казахстана к России, начатый еще вXVIII в., завершился в данный период переходом Старшего жуза подсюзеренитет русского царя. Уже в XVIII в. отношения Казахстана с Российскойимперией строились как типично феодальные отношения сюзеренитета-вассалитета. Правда, современные казахские исследователи видят здесь и протекторат1.Однако вряд ли в это время можно говорить о протекторате, свойственномболее развитым, буржуазным империям.Со временем власть казахских ханов все более слабеет. Устанавливаетсяпорядок, по которому ханы, избранные местными султанами, должныутверждаться российским правительством. А царь утверждает только угодныхему, т. е. более покорных лиц. В XIX в. ханская власть вообще упраздняется.Казахстан включается в общую систему управления империи, хотя сохраняетсвои существенные особенности, связанные с кочевым хозяйством иродоплеменной организацией. При этом единого статуса для разных районовКазахстана установлено не было, западные и восточные его областиуправлялись на основе различных специальных законов (Устав о сибирскихкиргизах 1822 г., Положение об управлении оренбургскими казахами 1844 г. идр.).Кризис ф-к система и революц ситЭкономика России неуклонно и закономерно развивалась по пути дальнейшегостановления капиталистических отношений. К середине XIX в. кризисфеодальных отношений стал очевидным. Посессионная промышленностьокончательно показала свою экономическую несостоятельность, в силу чего поинициативе самих заводчиков была перестроена на новый лад. Владельцыпосессионных предприятий получили право увольнять крепостных, которые затемпереводились в разряды государственных крестьян или городских жителей. Ихже после увольнения охотно брали на предприятия по вольному найму.Вотчинная промышленность, основанная на труде крепостных крестьян, такжеприходила в упадок.В то же время активно развивалась капиталистическая промышленность —купеческая и крестьянская. Однако феодализм мешал ее свободному росту,затруднял привлечение наемных работников, сужал рынок сбыта.В 30 — 50-е годы XIX в. в России произошел промышленный переворот. Развитиекапиталистической промышленности, тесно связанной с выработкой товаров нарынок, приводило к увеличению городского населения. Однако процессрасширения внутреннего рынка проходил значительно медленнее, чем развитиепромышленности. Это объяснялось тем, что подавляющая часть населения странывела натуральное хозяйство. Крепостные крестьяне не могли быть полноценнымипотребителями промышленной продукции.Страна переживает кризис крепостнического хозяйства. Многие помещикиразоряются. Растут нужда и обнищание крестьян. Положение в еще большей мереобостряется в связи с тяжелой и неудачной для России Крымской войной. В.это время усиливаются рекрутские наборы, увеличиваются налоги. Сама жевойна показала всю гнилость экономики России, наглядно продемонстрировалаотсталость страны, что в конечном счете привело к возникновению в 1859—1861 гг. революционной ситуации в стране.Стихийные массовые выступления и восстания крестьян становятся стольмощными и опасными для царизма, что царь и многие его приближенные понимаютнеобходимость принять срочные меры для спасения самодержавия.Революционнаяситуация 1859 — 1861 гг. дала непосредственный толчок, который ускорилрешение вопроса об отмене крепостного права, обусловленное объективнымизакономерностями экономического развития.Отмена крепостного права произошлане мгновенно. Проведению крестьянской реформы предшествовала длительнаяработа по выработке проектов законодательных актов об отмене крепостногоправа. В начале января 1857 г. по указанию царя был образован Секретныйкомитет, которому поручалась разработка основного проекта об отменекрепостного права. В январе 1858 г. Секретный комитет был переименован вГлавный комитет по устройству сельского населения. В его состав вошлидвенадцать высших царских сановников под председательством царя. Прикомитете возникли две редакционные комиссии, на которые возлагаласьобязанность собрать и систематизировать мнения губернских комитетов. В ихсостав вошли представители министерств внутренних дел, юстиции,государственных имуществ и второго отделения канцелярии царя.На содержаниепроекта крестьянской реформы значительное влияние оказало мнение губернскихкомитетов, которые выражали интересы реакционных крепостников.1861 г. царь подписал манифест об освобождении крестьян от крепостнойзависимости и комплекс законов об отмене крепостного права.С момента обнародования манифеста крестьяне получили личную свободу.Помещики потеряли право вмешиваться в личную жизнь крестьян, не моглипереселять их в другие местности, тем более не могли продавать другим лицамс землей или без земли. За помещиками сохранялись лишь некоторые права понадзору за поведением вышедших из крепостной зависимости крестьян.Изменились также и имущественные права крестьян, прежде всего их право наземлю. Однако в течение двух лет сохранялись по существу прежниекрепостнические порядки. За это время должен был совершиться переходкрестьян во временнообязанное состояние. Наделение землей производилось всоответствии с местными положениями, в которых для различных районов страныОдним из самых трудных и сложных вопросов в деле крестьянской реформы былоопределение размеров крестьянского полевого надела. Земледелие не вездебыло главным занятием крестьян. Только в южном черноземном районе крестьянеусиленно пахали и на себя, и на помещиков, отбывая на барское поле тяжелую"барщину". В центральных же областях, гд« земледелие не было прибыльно,крестьяне чаше "ходили на оброке", т.е. занимались промыслами на стороне ивместо барщинного труда платили ежегодно помещикам условленную сумму –оброк..На юге помещику было выгодно отпустить крестьян на волю без земли, а землюудержать за собой, потому что именно земля там и представляла главнуюценность. На севере же помещикам была невыгодна потеря крестьянскогооброка, а не земли. Поэтому одни помещики старались по возможностиуменьшить крестьянские земельные наделы, а другие были к этому равнодушны.Размеры наделов определялись от 1 до 12 десятин на "душу", т.е. па лицо,записанное в крестьянах за помещиком по ревизии. Средний размер "душевого"надела помещичьих крестьян составлял 3,3 десятины, В общем, во владениекрестьян поступили те земли, которые они обрабатывали при крепостном праве,и лишь в некоторых (многоземельных) губерниях крестьянские наделы былинесколько уменьшены (так называемые "отрезки").Дворовые люди, находившиеся в личном услужении помещикам и не пахавшиеземли, освобождались без земельного надела, и по прошествии двух летвременно-обязанного состояния под властью помещиков могли приписаться ккакому-нибудь сельскому или городскому обществу.В 1863 г, основные положения крсаьянской реформы были распространены на"удельных крестьян", а в 1866 г, - на крестьян государственных,составлявших около 10 млн. душ мужского пола, т.е. около половины всегокрестьянского населения России. Последние должны были вносить выкупныеплатежи за свои земельные наделы в казну.Земельное обеспечение удельных и государственных крестьян было значительнолучше, чем у бывших помещичьих крестьян: средний рашер надела на душумужского пола составлял у крестьян удельных 4,8 десятины, у государственных-около 6 десятин. Временнообязанный крестьянин получал землю не в собственность, а только впользование. За пользование он должен был расплачиваться повинностями —барщиной или оброком,.которые мало отличались от прежних его крепостныхповинностей.Следующим этапом освобождения крестьян был переход их в состояниесобственников. Для этого крестьянин должен был выкупить усадебную и полевыеземли. Цена выкупа значительно превышала действительную стоимость земли.Следовательно, крестьяне платили не только за землю, но и за свое личноеосвобождение.Чтобы обеспечить реальность выкупа земли, правительство организовало такназываемую выкупную операцию. Оно заплатило за крестьян выкупную сумму,предоставив крестьянам, таким образом, кредит. Этот кредит должен былпогашаться в течение 49 лет с выплатой ежегодно 6% на ссуду.После заключения выкупной сделки крестьянин именовался собственником.Однако его собственность на землю была обставлена разного родаограничениями. Полным собственником крестьянин становился лишь послевыплаты всех выкупных платежей.Реформа предусматривала организацию крестьянского самоуправления. Крестьянеосвободились от власти помещиков и вотчинной полиции. Их место в большоймерезаняли сельские волостные органы самоуправления. Для выколачивания изкрестьянвыкупных платежей был использован старинный институт — сельская община с еекруговой порукой. Органом общинного самоуправления был сельский сход. Онрешал вопросы, связанные с распределением земли среди членов общины наоснове уравнительного землепользования. Староста следил главным образом засвоевременным и точным выполнением крестьянами повинностей. Он могподвергать аресту или принудительным общественным работам на срок до двухдней, штрафовать на сумму до одного рубля.Главным органом в волости был волостной сход из выборных от сел — одинвыборный от десяти дворов. Волостной сход принимал решения, которыекасались всей волости. На волостном сходе выбирали волостного старшину,который выполнял решения схода и различные полицейские функции (задерживалбродяг, дезертиров, принимал другие меры по охране порядка). Старшинуизбирали, как правило, из кулаков. Волостной сход избирал волостной суд длярассмотрения малозначительных уголовных и гражданских дел.Крестьянское общественное самоуправление функционировало под контролемполицейских органов. В контакте с ним действовали старосты и особенноволостныестаршины. Крестьяне и после выкупа земельных наделов относились к сословиюссущественными ограничениями прав по сравнению с другими слоями населения.В 1862 г.была проведена полицейская реформа, которая внесла некоторыеизменения в организацию местной полиции. В связи с тем что послеосвобождения крестьян произошло упразднение вотчинной полиции,потребовалось укрепить уездные полицейские органы. Вместо городских иземских исправников создавались уездные полицейские управления во главе сисправниками. Одновременно усиливалась полиция и в более мелкихтерриториальных единицах — - (лакач. В помощь стсиюному приставу вводиласьдолжность полицейского урядника.В городах полицейские органы возглавляли градоначальники (более крупныегорода) и полицмейстеры. Они имели специальные канцелярии, которые и ведалиполицейскими вопросами. Города делились на части или участки и околотки, аво главе этих территориальных единиц стояли участковые и околоточныенадзиратели. Жандармские округа были упразднены. В каждой губерниипоявилось жандармское губернское управление.Земская реформа 1864 г. была проведена на основе Положения о губернских иуездных земских учреждениях, принятого I января 1864 г. Необходимостьвведения местного самоуправления была обусловлена политическими (ростдворянского либерализма! и социально- 'экономическими причинами (упадокпромышленности и торговли в первые пореформенные годы, слабость путейсообщения, плохая организация продовольственного дела, фактическоеотсутствие медицинской помощи населению, неграмотность, отсутствиерациональной системы налогообложения). В ходе реформы создавалисьвсесословные органы местного самоуправления: в губерниях и уездахизбирались земские собрания и управы, призванные решать вышеуказанныепроблемы. Избирательная система земств, строилась по буржуазному принципуимущественного ценза, по куриям: 1-я курия - уездных землевладельцев,независимо от их сословной принадлежности, владевших минимумом земли впределах от 200 до 800 десятин, и крупных владельцев, имевших в сельскойместности различную недвижимость стоимостью свыше 15 тыс. рублей.2-я курия - городская. Собственники городских промышленных и торговыхзаведений с оборотом не ниже 6000 рублей в год, а также владельцы,располагавшие имуществом меньших размеров, в пределах 1/20 части ценза. 3-якурия - сельских крестьянских обществ. Выборы в ней были многоступенчатые:сельские общества выбирали представителей на волостные сходы, которыеизбирали выборщиков, а те в свою очередь участвовали в уездном съезде.Выборы гласных я уездное земское собрание производилось на уездных съездахтрех курий. Губернские гласные избирались на уездных земских собраниях.В уездах и губерниях земские органы делились на распорядительные иисполнительные. Распорядительные органы - собрания гласных заседали одинраз в год. Они решали хозяйственные вопросы, утверждали сметы, земскиеналоги, а также выбирали исполнительные органы - земские управы, состоявшиеиз председателя и нескольких членов. Выборы в земства производились каждыетри года.В компетенцию земств входили: местное хозяйство, распределениегосударственных податей и назначение честных сборов, устройствоблаготворительных заведений, здравоохранение и народпоеобразование. Приэтом в области народного образования земствам предоставлялось правозаниматься только хозяйственными и организационными вопросами, но несодержанием обучения. Закон о земствах первоначально распространялся на 33[уберНИИ. К концу 1870-х гг. земства были открыты в 35 губерниях (из 59губерний и 16 областей). Законом от 13 марта 1867 г. "О порядкепроизводства дед в сословиях и общественных собраниях" запрещалосьобсуждать вопросы, не относящиеся непосредственно к делам земств,ограничивалась публичность их деятельности. Вводилась цензура со стороныгубернатора.Земская реформа положительно сказалась на развитии местного хозяйства,промышленности, средств связи, системы здравоохранения и народногопросвещения. Земские органы способствовали становлению общественно-политической жизни в провинции. Недостатка реформы:1) не было сформировано централизованной системы управления земствами,2) деятельность земских органов контролировалась губернаторами и министром внутренних дел, которые могли отменять любые их решения;3) отсутствие достаточных материальных ресурсов усиливалозависимость земств от правительственных органов,.Проект городской реформы был подготовлен в 1864 г., однако Городовыеположение было утверждено только 16 июля 1870 г.Положение предусматривало создание- следующей системы органов городскогосамоуправления: городскоеизбирательное собрание, Городская дума и городская управа. Главой думы иуправы был городской голова, утверждаемый в своей должности губернаторомили министром внутренних дел.Городская дума и управа избирались на срок в четыре года, причем половинасостава управы должна была обновляться через каждые два года. Споры междудумой и управой разрешал губернатор.Компетенция Городской думы включала вопросы о назначении выборныхдолжностных лиц, установлении городских, сборов (на правоI торговли, насодержание трактиров и т.п.), о приобретении городскойI недвижимости, ведИзбирательные права предоставлялись купцам,промышленникам и владельцам недвижимойсобственности в пределах данного города. Кроме того, избирательным правомобладали только лица, достигшие25-летнего возраста.В зависимости от размеров уплачиваемого налога избиратели делились на трикурии:- первая - налогоплательщики, уплачивающие треть городских сборов;- вторая - более мелкие налогоплательщики;- третья - еше более мелкие налогоплательщики.Рабочие, низшие служащие, подследственные, лишенные духовного сана • и ряддругих категорий городского населения -к выборам не допускались.Голосование было тайным.Городская реформа проводилась постепенно. В 1871 г. самоуправление быловведено'только в 104 городах, а к 1892 г., когда правительство уже издалоновое городовое положение - только в 621 юроде из 707. ение местныххозяйственных дел.Полиция6 августа 1880 г. при МВД создается департамент полиции — важнейшая частьминистерства. Руководство им возлагалось на товарища (заместителя)министра. В контакте с ним действовал Отдельный корпус жандармов, которыйвошел в МВД. Шефом жандармов стал министр внутренних дел.В составе департамента полиции было семь делопроизводств. Главную рольсреди них играло третье делопроизводство, ведавшее политическим сыском иохраной царя. В 1898 г. вместо этого делопроизводства образовался Особыйотдел департамента полиции.В 80-е годы, особенно после убийства Александра II, усилилась рольгубернаторов, которые получили право запрещать собрания, закрывать печатныеорганы. Особые права они имели в местностях, объявленных на положенииусиленной охраны. Губернаторы могли арестовывать и высылать из таких мест вадминистративном порядке неблагонадежных лиц.В 1862 г.была проведена полицейская реформа, которая внесла некоторыеизменения в организацию местной полиции. В связи с тем что послеосвобождения крестьян произошло упразднение вотчинной полиции,потребовалось укрепить уездные полицейские органы. Вместо городских иземских исправников создавались уездные полицейские управления во главе сисправниками. Одновременно усиливалась полиция и в более мелкихтерриториальных единицах — станах. В помощь становому приставу вводиласьдолжность полицейского урядника.В городах полицейские органы возглавляли градоначальники (более крупныегорода) и полицмейстеры. Они имели специальные канцелярии, которые и ведалиполицейскими вопросами. Города делились на части или участки и околотки, аво главе этих территориальных единиц стояли участковые и околоточныенадзиратели.Жандармские округа были упразднены. В каждой губернии появилось жандармскоегубернское управление.Судебная реформа. По мнению исследователей, реформой, в которой наиболееполно отразились буржуазные принципы, явилась судебная. Если в XVIII в.делались лишь попытки отделить суд от администрации, то теперь эта идеябыла осуществлена достаточно полно.Реформа была проведена изданием четырех важнейших законов; Учреждениясудебных установлений, уставов гражданского и уголовного судопроизводства иУстава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. По этим законам судьиобъявлялись несменяемыми, частично вводилась выборность.Судебная система по реформе включала местные суды и общие судебныеустановления. Местные суды состояли из мировых и волостных судов. Судебныйокруг делился на несколько участков. Каждый участок имел мирового судью ипочетного мирового судью (работал на общественных началах, без казенногожалованья). Мировые судьи рассматривали дела единолично и избирались срокомна три года из лиц, которые удовлетворяли определенным условиям (возраст,образование, наличие имущества, как правило, недвижимого). Порядок выборовбыл достаточно сложным. Земские уездные управы составляли список кандидатовв мировые судьи (в том числе и почетные), который утверждал губернатор.После этого список представлялся на голосование уездному земскому собранию.Избранные судьи утверждались Сенатом. Несмотря на все препятствия, всоставе мировых судов оказалось все же значительное число либерально-демократических деятелей. К ведению мировых судей относилась основная массадел: мелкие уголовные (до полутора лет лишения свободы) и гражданские дела(с ценой иска до 500 руб.).Волостные суды были созданы не судебной, а еще крестьянской реформой. Этобыли сословные суды по чисто крестьянским делам.К общим судебным органам реформа относила окружные суды и судебные палаты,Окружной суд функционировал в составе коронного суда либо коронного судавместе с присяжными заседателями. Члены коронного суда назначались из числадворян царем по представлению министра юстиции. В силу принципанесменяемости считалось, что они могут быть судьями до тех пор, пока самине подадут в отставку.Списки присяжных составлялись земскими и городскими управами,согласовывались с губернатором или градоначальником. Окружной судрассматривал уголовные дела в составе коронного суда (из трех членов) и 12присяжных. Гражданские дела рассматривались без присяжных. Введение вРоссии суда присяжных являлось большим достижением демократическойобщественности, которая вела борьбу за создание объективного исправедливого суда.При рассмотрении уголовных дел присяжные решали в принципе вопрос овиновности или невиновности подсудимого, после чего коронный суд определялконкретную меру наказания для виновного.Судебная палата рассматривала апелляции на решения окружных судов.Приговоры по уголовным делам, рассмотренные окружными судами с участиемприсяжных, не подлежали апелляции, а вступали в законную силу немедленно.Их мог рассматривать только Сенат в кассационном порядке..Судебная палата в качестве суда первой инстанции рассматривала дела огосударственных и некоторых должностных преступлениях. Эти дела онарассматривала с участием сословных представителей. К последним относились,как правило, губернский и уездный предводители дворянства (от дворян),городской голова (от горожан), волостной старшина (от крестьян).Были реформированы и прокурорские органы. Во главе прокуратуры стоялминистр юстиции, получивший звание генерал-прокурора. В каждом департаментеСената был обер-прокурор. Прокуроры имелись в судебных палатах и окружныхсудах. В их задачу входило поддержание обвинения в суде и принесениепротестов на приговоры и решения судов.Изменилась организация и предварительного следствия. Была учрежденадолжность судебного следователя, назначаемого министром юстиции. Наследователей распространялся принцип несменяемости, хотя его пыталисьобходить.Новшеством являлось введение относительно независимой адвокатуры. Особенновелика была роль адвокатов в уголовном процессе. Многие из них смело ирезультативно выступали на политических судебных процессах.Важное значение имело введение нотариата, в задачу которого входилоудостоверение различных деловых бумаг.Судебная реформа не упразднила полностью сословные суды. Кроме волостныхкрестьянских судов продолжали функционировать особые церковные суды.Появились коммерческие суды для рассмотрения споров по торговым ипромышленным делам.В некоторых районах России судебная реформа вообще не проводилась(отдельные губернии Сибири), в некоторых проводилась в урезанном виде (безмировых судов и без окружных судов с присяжными).Демократические принципы организации и деятельности суда очень скоро пришлив противоречие с царским режимом. Даже су-Тюрьмы были одним из орудий самодержавия в борьбе с революционным движениемв стране. Несмотря на довольно разветвленную сеть тюрем, какого-либозаконодательства о них долго не было, что усиливало произвол тюремщиков.Первым общегосударственным актом в этой области явился “Свод учреждений иуставов о содержащихся под стражей и ссыльных” 1832 года, дополненный иизмененный в 1842 году. В этом Своде закреплялась зависимость положенияарестантов от их классовой принадлежности. Дворяне, чиновники, купцы первойи второй гильдий отделялись от “прочих арестантов”. Их бытовые условия,питание, обращение с ними были не такими, как арестантов из народа.Помещикам для услужения разрешалось брать в тюрьмы своих крепостныхкрестьян. Тюремная политика соответствовала общей политике самодержавия.Исследователь истории царской тюрьмы М.Н.Гарнет писал: “Все эти этапыклассовой борьбы отзывались громким эхом под сводами крепостей и тюрем, гдев одиночку и стройными рядами проходили и умирали борцы революционногодвижения”[1]. Лица, совершившие государственные преступления, содержались вполитических тюрьмах. Мрачную известность приобрела Петропавловскаякрепость, особенно ее Алексеевский равелин, где арестанты гибли в сырыхказематах от недостатка питания и воздуха. Узниками Петропавловскойкрепости были Радищев, солдаты Семеновского полка - участники восстания1820 года, декабристы. В Шлиссельбургскую крепость был заключен в 1751 годуБатырша, вождь восставших башкир, убитый затем якобы при попытке к бегству.В той же крепости 15 лет томился писатель Н.И. Новиков, изобличавшийкрепостное право, а позднее - декабристы и другие революционеры. В монастырские тюрьмы (Кирило-Белозерского монастыря, Соловецкогомонастыря и т.д.) заточались “преступники против веры”, а также и другиелица, опасные для государственного строя. В общеуголовных тюрьмах страдали тысячи трудящихся. В 1829 годутолько в Петербурге содержались в тюрьмах 3358 крепостных крестьян,присланных туда помещиками “за грубость”. Для рабочих заводчики (напримерДемидовы) иногда строили свои тюрьмы. В тюрьмах господствовал суровыйрежим, широко практиковались телесные наказания, применявшиеся в основном ктрудящимся, использовались рогатки, “стулья”, колодки, цепи[2].Церковь. Основные преобразования по огосударствлению церкви былиосуществлены в первой половине XIX в. Организационная сторона этой политикипредусматривала дальнейшее приведение коллегиального церковного аппарата всоответствие с общим уровнем централизации государственного аппарата иперестройку на основе принципа единоначалия, но единоначалия не духовноголица, а светского чиновника - обер-прокурора Синода. Сначала самодержавие стремилось создать собственный идеологический ипропагандистский аппарат, управляющий в том числе и подчиненным светскойадминистрации бюрократизированным духовенством. Высшую иерархиюпредполагалось отстранить от управления церковью как в центре, так и наместах, передав эти функции государственным органам. В 1817 году былосоздано Министерство духовных дел и народного просвещения. Синодунамечалось отвести роль подчиненного органа. Министру передавалисьадминистративные функции Синода и устанавливался контроль за его судебнойдеятельностью. Однако министерство фактически не функционировало и вскоребыло упразднено (в 1824 году), поскольку решение о его создании не принялов расчет экономические условия существования духовенства, сословностьцерковной организации, исторические и философские корни религии. Во второй четверти XIX в. проводилась более реалистичная политикаогосударствления церкви “изнутри” путем передачи в ведение обер -прокуроранекоторых сфер деятельности Синода. Это было вызвано также оформлениемновой политической доктрины “православие, самодержавие, народность”,предусматривавшей укрепление неуклонно утрачиваемого авторитетагосподствующей церкви. К 30-м годам XIX в. в непосредственное подчинениеобер-прокурора перешли канцелярия Синода и комиссия духовных училищ. В 1836году были созданы канцелярия обер-прокурора Синода и хозяйственный комитет,также подчиненные обер-прокурору. Тем самым Синод фактически лишалсяфинансово-хозяйственной функции и контроля за собственнымделопроизводством. В итоге исполнительные органы Синода были подчинены обер-прокурору, и высший орган церковного управления практически утратиладминистративные связи с местным аппаратом. Синод оказался отделенным отцеркви промежуточными светскими органами. Однако преобладание в аппаратецеркви государственных подразделений над собственно церковными не получилозаконодательного закрепления. Это устраивало обе стороны - самодержавие идуховенство, заинтересованные в затушевывании процесса огосударствленияцеркви с целью сохранения ее престижа и значения в социально-политическойжизни. Таким образом, изменение правовых норм в рассматриваемый периодпреследовало цель дальнейшего укрепления феодально-крепостнического строя.Вместе с тем царизм был вынужден при этом учитывать в определенной степениинтересы развивавшейся торговой и промышленной буржуазии.Судебная реформа. По мнению исследователей, реформой, в которой наиболееполно отразились буржуазные принципы, явилась судебная. Если в XVIII в.делались лишь попытки отделить суд от администрации, то теперь эта идеябыла осуществлена достаточно полно.Реформа была проведена изданием четырех важнейших законов; Учреждениясудебных установлений, уставов гражданского и уголовного судопроизводства иУстава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. По этим законам судьиобъявлялись несменяемыми, частично вводилась выборность.Судебная система по реформе включала местные суды и общие судебныеустановления. Местные суды состояли из мировых и волостных судов. Судебныйокруг делился на несколько участков. Каждый участок имел мирового судью ипочетного мирового судью (работал на общественных началах, без казенногожалованья). Мировые судьи рассматривали дела единолично и избирались срокомна три года из лиц, которые удовлетворяли определенным условиям (возраст,образование, наличие имущества, как правило, недвижимого). Порядок выборовбыл достаточно сложным. Земские уездные управы составляли список кандидатовв мировые судьи (в том числе и почетные), который утверждал губернатор.После этого список представлялся на голосование уездному земскому собранию.Избранные судьи утверждались Сенатом. Несмотря на все препятствия, всоставе мировых судов оказалось все же значительное число либерально-демократических деятелей. К ведению мировых судей относилась основная массадел: мелкие уголовные (до полутора лет лишения свободы) и гражданские дела(с ценой иска до 500 руб.).Волостные суды были созданы не судебной, а еще крестьянской реформой. Этобыли сословные суды по чисто крестьянским делам.К общим судебным органам реформа относила окружные суды и судебные палаты,Окружной суд функционировал в составе коронного суда либо коронного судавместе с присяжными заседателями. Члены коронного суда назначались из числадворян царем по представлению министра юстиции. В силу принципанесменяемости считалось, что они могут быть судьями до тех пор, пока самине подадут в отставку.Списки присяжных составлялись земскими и городскими управами,согласовывались с губернатором или градоначальником. Окружной судрассматривал уголовные дела в составе коронного суда (из трех членов) и 12присяжных. Гражданские дела рассматривались без присяжных. Введение вРоссии суда присяжных являлось большим достижением демократическойобщественности, которая вела борьбу за создание объективного исправедливого суда.При рассмотрении уголовных дел присяжные решали в принципе вопрос овиновности или невиновности подсудимого, после чего коронный суд определялконкретную меру наказания для виновного.Судебная палата рассматривала апелляции на решения окружных судов.Приговоры по уголовным делам, рассмотренные окружными судами с участиемприсяжных, не подлежали апелляции, а вступали в законную силу немедленно.Их мог рассматривать только Сенат в кассационном порядке..Судебная палата в качестве суда первой инстанции рассматривала дела огосударственных и некоторых должностных преступлениях. Эти дела онарассматривала с участием сословных представителей. К последним относились,как правило, губернский и уездный предводители дворянства (от дворян),городской голова (от горожан), волостной старшина (от крестьян).Были реформированы и прокурорские органы. Во главе прокуратуры стоялминистр юстиции, получивший звание генерал-прокурора. В каждом департаментеСената был обер-прокурор. Прокуроры имелись в судебных палатах и окружныхсудах. В их задачу входило поддержание обвинения в суде и принесениепротестов на приговоры и решения судов.Изменилась организация и предварительного следствия. Была учрежденадолжность судебного следователя, назначаемого министром юстиции. Наследователей распространялся принцип несменяемости, хотя его пыталисьобходить.Новшеством являлось введение относительно независимой адвокатуры. Особенновелика была роль адвокатов в уголовном процессе. Многие из них смело ирезультативно выступали на политических судебных процессах.Важное значение имело введение нотариата, в задачу которого входилоудостоверение различных деловых бумаг.Судебная реформа не упразднила полностью сословные суды. Кроме волостныхкрестьянских судов продолжали функционировать особые церковные суды.Появились коммерческие суды для рассмотрения споров по торговым ипромышленным делам.В некоторых районах России судебная реформа вообще не проводилась(отдельные губернии Сибири), в некоторых проводилась в урезанном виде (безмировых судов и без окружных судов с присяжными).Демократические принципы организации и деятельности суда очень скоро пришлив противоречие с царским режимом. Даже су-Революция в случае ее победы должна была решить следующие основные задачи:свержение самодержавия, установление демократической республики, ликвидациюпомещичьего землевладения, введение 8-часового рабочего дня, проведениедемократических преобразований в стране (установление выборностигосударственных органов, обеспечение прав и свобод граждан и т. д.).Политический кризис, вызванный обострением внутренних противоречий иусугубленный неудачным для России ходом войны с Японией, вылился в события9 января 1905 г. в Петербурге — Кровавое воскресенье, когда войсками быларасстреляна мирная демонстрация рабочих, организованная священникомпетербургской пересыльной тюрьмы Георгием Талоном. В разгар всеобщей стачкив Петербурге (в ней участвовало до 111 тыс. человек) Гапон предложилустроить мирное шествие к Зимнему дворцу для подачи царю петиции о нуждахрабочих. Петиция начиналась словами: «Государь! Воззри на наши страдания!»— а заканчивалась требованием созыва Учредительного собрания. Гапон заранееуведомил власти о предстоящей демонстрации, и правительство спешноподготовилось к подавлению «беспорядков».. Утром 9 января, когда рабочие сженами и детьми направились к Зимнему дворцу, полиция и войска открыли поним огонь. Было убито около 1 тыс. и ранено более 2 тыс. человек.Весть о событиях в столице разнеслась мгновенно, в разных концах страныначались грандиозные забастовки. В ходе революции 1905 — 1907 гг. возникаетпринципиально новая форма организации трудящихся -Советы, которым былосуждено политическое будущее. Родившись как органы руководства стачкой,Советы рабочих депутатов переросли в штабы вооруженного восстания. Онистали и зародышем новой власти. Советы явочным порядком вводили (приблагоприятном соотношении сил) 8-часовой ра бочий день на предприятиях,проводили изъятия денежных средств на нужды революции, решали различныегосударственные и хозяйственные вопросы в пределах той территории, которуюони контролировали, создавали отряды рабочей милиции, обеспечивавшиереволюционный порядок.Советы рабочих депутатов возникли в результате революционного творчестватрудящихся. Эта была форма организации власти, открытая непосредственносамими массами. Практическое значение Советов в разных районах страны было,однако, различным. Среди них были такие, которые выступали в качествеподлинных руководителей восстания. К ним относился Московский Совет рабочихдепутатов, проделавший большую работу по организации вооруженной борьбырабочих с царизмом. Однако были и другие советы. Так, Петербургский Советрабочих депутатов, оказавшись под влиянием оппортунистов, не смогобеспечить действенную помощь московским рабочим, сражавшимся справительственными войсками в декабре 1905 г.Важное место в первой российской революции занимал крестьянский вопрос,вопрос о земле, борьба крестьянства за уничтожение помещичьегоземлевладения и остатке» крепостничества. В ходе революции началскладываться союз рабочего класса и крестьянства. Руководящая роль в немпринадлежала пролетариату. Однако в 1905 — 1907 гг. этот союз не достигдостаточной прочности.Главной ударной силой первой российской революции являлся русскийпролетариат, но активное участие в революции принимал также рабочий классБаку, Варшавы, Киева, Риги и других промышленных центров национальныхрайонов России. В революции участвовало и нерусское крестьянство,боровшееся против царизма.Движущие силы первой российской революции предопределили формы и методыразвернувшейся в ходе нее борьбы. Эта революция была буржуазно-демократической по своему содержанию, но по формам и методам она оказаласьспецифически пролетарской1.В 1900 г. разразился мировой экономический кризис, который распространилсяи на Россию. В 1902 г. кризис достиг наибольшей глубины, а в последующеевремя, вплоть до 1909 г., промышленность пребывала в состоянии застоя, хотяформально кризис продолжался лишь до 1903 г.Кризис начался в легкой промышленности, но с наибольшей силой он поразилотрасли тяжелой индустрии — металлургическую и машиностроение, Если в целомпромышленное производство в России в 1900—1903 гг. сократилось на 5%, апотребление хлопка совсем незначительно — на 0,6%, то выплавка чугунауменьшилась на 15%, прокат рельсов — на 32%, производство паровозов ивагонов — на 25—37%. За эти три года было закрыто более 3 тыс. предприятий,на которых работали 112 тыс. рабочих.В первые годы XX в. монополии возникали преимущественно в наиболееконцентрированных отраслях тяжелой промышленности. Но сосредоточение в ихруках важнейших источников сырья и топлива оказало глубокое воздействие навсю структуру промышленности. В процесс монополизации включились инекоторые отрасли, производившие предметы потребления. В текстильнойпромышленности, в частности, возникло большое число регионально-отраслевыхобъединений картельного типа.Кризис 1900—1903 гг. явился переломным моментом и в процессе сращиваниябанков и промышленности. Крупным банкам, понесшим значительные потери впериод кризиса, правительство оказало поддержку, опираясь на которую онипринимали активное участие в «финансовой реорганизации» пошатнувшихсяпредприятий. Петербургский международный банк, например, не толькосохранил, но и расширил свою «сферу интересов». В первый ряд выдвинулсяАзовско-Донской банк, прибравший к своим рукам многие предприятия ЮгаРоссии, в основном горнопромышленные и сахарные. Экономическое развитиестраны было, однако, противоречивым. Наряду с достаточно высоким уровнемкапитализма в промышленности существовали значительные пережитки феодализмав сельском хозяйстве.Сочетание капиталистическихпротиворечий_неустраненными до конца феодальными привело к революции 1905 —1907 гг., .буржуазно-демократической по характеру и народной по движущимсилам.К середине октября обстановка в стране настолько накалилась, чтоправительство уже теряло контроль над ситуацией. С. Ю. Витте и великийкнязь Николай Николаевич уговорили царя пойти на уступки. 17 октября 1905г. высочайшим манифестом России были дарованы «незыблемые основыгражданской свободы»: неприкосновенность личности, свобода совести, слова,печати, собраний и союзов, законодательная Государственная дума.Одновременно создавалось объединенное правительство — Совет министров воглаве с С. Ю. Витте, на который возлагалось введение «конституционныхпорядков» в стране.Манифест внес раскол в революционное движение. Либералы, получившиевозможность легально организовать свои силы, создав политические партии,призывали прекратить революционную борьбу и возложить все надежды напарламент. Подавляющее большинство эсеров и меньшевиков склонны былисчитать, что отныне Россия стала конституционной страной и все усилия надонаправить на создание гарантий для выполнения обещаний правительства.Большевики призывали к продолжению вооруженной борьбы. У значительной частирабочих и демократической интеллигенции манифест вызвал конституционныенадежды. В результате революционное движение стало терять массовость.Учреждение Государственной думы. Революционная волна, поднявшаяся в странепосле кровавого воскресенья, заставила царя искать компромиссы. В этихцелях министру внутренних дел Буяыгину было поручено подготовить проектчакона о создании Государственной думы. 6 августа 1905 г. царь подписалманифест об учреждении булыгинской думы.В законе о Думе указывалось, что она создается для предварительнойразработки и обсуждения законопроектов, которые затем должны поступать вГосударственный совет. Таким образом, предполагалось созданиезаконосовещательного органа дополнительно к Государственному совету.Отличие Думы от Государственного совета было в том, что в ней должны былиучаствовать не назначаемые, а избранные населением лица,В избирательном законе, подписанном в тот же день, предусматривались выборыпо трем куриям от землевладельцев, городских жителей и крестьян. Рабочиевообще лишались избирательных прав. Явное преимущество предоставлялосьпомещикам и крупной буржуазии.Выборы в булыгинскую думу, однако, не состоялись. Ее бойкотировалоподавляющее большинство населения. Народ уступку царизма не принял. Дажелиберальную буржуазию она не устраивала.Революционное движение продолжалось, и царизм был вынужден пойти на болеесущественную уступку. Так появился известный Манифест 17 октября 1905 г.,обещавший созыв законодательной Думы,Проект царского Манифеста не обсуждался на заседании Государственногосовета, как это тогда полагалось. Против проекта яростно выступили наиболееблизкие к царю сановники, минисгр императорского двора Фредерике и др.Однако времени на дебаты и размышления не было. Николай II это прекраснопонимал.Царизму пришлось изменить и систему выборов в Думу. 11 декабря 1905 г. визбирательный закон были внесены существенные изменения. Право избирать вДуму было предоставлено и рабочим с целью их успокоить. По новому законупредусматривались уже не три, а четыре избирательные курии (отземлевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих). Женщины неимели избирательных прав во всех куриях.Для землевладельческой и городской курии устанавливался имущественный ценз,в соответствии с которым право избирать и быть избранными имели помещики, атакже представители крупной и средней буржуазии. Крестьянская курия неимела имущественных ограничений. Очень хитроумно предоставлялисьизбирательные права рабочим. Их получали рабочие предприятий, насчитывавшихне менее 50 человек мужского пола. Были и региональные ограничения.Для всех курий выборы были многостепенными. Для первых двухпривилегированных курий—двухстепенные. Вначале выбирались выборщики, азатем уже члены Государственной думы.У рабочих выборы осуществлялись сложнее — там они были трехстепенные.Вначале выбирались уполномоченные от предприятий по такой схеме: от мелкихпредприятий с числом 50 и более рабочих по одному уполномоченному, открупных предприятиях —• один уполномоченный от полной тысячи рабочих. Сразуже давалось преимущество мелким предприятиям, явно ограничивалосьпредставительство от крупных заводов и фабрик, где был особенноорганизованный пролетариат. Уполномоченные от предприятий выдвигаливыборщиков, из которых избирались члены Думы.Для крестьян устанавливались четырех степенные выборы (от села, волости,затем выборщики в губернии и, наконец, выборы членов Думы).Сложной была система распределения количества выборщиков по куриям. Врезультате получалось, что явное преимущество имели эксплуататорскиеклассы. При помощи этой махинации с выборщиками голос помещика равнялсятрем голосам городских избирателей, пятнадцати голосам крестьян, сорокапяти голосам рабочих.Основные законы20 февраля 1906 г. были утверждены законы «Учреждение Государственной думы»и «О переустройстве учреждений Государственного совета». Первый определялсрок деятельности Думы (5 лет), при этом царь мог досрочно распустить ее иназначить новые выборы; он же определял продолжительность сессий и срокиперерыва в их работе. Статья I определяла «предмет ведения» Государственнойдумы: «обсуждение законопредложений, восходящих к верховной самодержавнойвласти», в том числе вопросы, требующие издания законов и штатов, а такжеих изменения, дополнения, приостановления и отмены, государственную росписьдоходов и расходов и т. д. «Учреждение» ограничивало право законодательнойинициативы: «Государственная дума может возбуждать дело об отмене илиизменении действующих или издании новых законов, за исключением основныхгосударственных законов». Изданные в марте 1906 г. «Бюджетные правила»ограничивали права Думы в области утверждения бюджета. Члены Думыраспределялись по партийным группам -фракциям. Начиная со IIГосударственной думы практиковались совещания представителей фракций игрупп. На заседаниях Думы могли присутствовать и выступать министры.Депутаты (не менее 50 человек) имели право обращаться с запросами кпредседателю Совета министров.Рассказать о выступлении Столыпина 3 июня 1907 г. был опубликован царскийманифест о роспуске I! Государственной думы и изменении положения овыборах. Издание нового закона о выборах явилось фактическигосударственным' переворотом, поскольку оно нарушало «Основныегосударственные законы», по которым ни один закон не мог последовать безодобрения его Думой.Государственная дума первых двух созывов лишь формально являласьзаконодательным органом. За 72 дня деятельности I Государственной думыНиколай II утвердил 222 законодательных акта, но из них только одинрассматривался в Думе и Государственном совете и был ими одобрен. В течение102 дней существования II Думы император утвердил 390 законов, и только дваиз них прошли через Государственную думу и Государственный совет.Новый избирательный закон почти на 33% увеличил число выборщиков отпомещиков, а число выборщиков от крестьян уменьшилось на 56%. Единаягородская курия была разделена на две, права избирателей во второйгородской курии были урезаны. Рабочие большинства губерний России (заисключением 6 могли участвовать в выборах только по второй городской курии— как квартиронаниматели или в соответствии с имущественным цензом. Закон 3июня 1907 г. предоставлял министру внутренних дел право изменять границыизбирательных округов и на всех стадиях выборов делить избирательныесобрания на самостоятельные отделения. Резко сократилось представительствоот национальных окраин. Общее число депутатов Думы сокращалось с 524 до442.Избирательный закон 3 июня, его сенатские «разъяснения», действия местнойадминистрации, широкая избирательная кампания правых и черносотенныхпартий, обстановка разочарования в революции, репрессии далисоответствовавший надеждам правительства результат выборов.Карательные органы. В годы реакции царизм для расправы с революционнымдвижением ввел военно-полевые суды, которые в упрощенном порядкерассматривали дела и приговаривали главным образом к смертной казни(расстрел или повешение). Широко применялась и внесудебная репрессия,осуществлявшаяся непосредственно войсками. Особенно ярким примером такихдействий явился расстрел мирной демонстрации рабочих на ленских приисках в1912 г. Несмотря на очевидность допущенного беззакония, организаторырасстрела остались безнаказанными, хотя на место и выезжала специальнаясенатская комиссия.В годы реакции усилилась роль карательных органов, особенно департаментаполиции и жандармерии. Создается также широкая сеть специальных охранныхотделений, положение о которых было утверждено Столыпиным в феврале 1907 г.Формально они создавались при губернаторах и градоначальниках. Однакопоследние не вмешивались в деятельность этих органов, которые фактическинепосредственно подчинялись департаменту полиции.Каждое охранное отделение состояло из канцелярии, отдела наружногонаблюдения и агентурного отдела. В отделе наружного наблюдения состоялифилеры—специальные наружные сыщики, которые систематически тайно наблюдализа революционерами.Работа агентурного отдела проводилась через секретных сотрудниковосведомителей и провокаторов. В большинстве случаев ими были авантюристы,готовые за плату делать что угодно. Часто охранка использовалакомпрометирующие кого-либо материалы для вербовки. При этом допускалосьнарушение законности. Если какое-либо лицо совершало преступление(возможно, даже серьезное), охранка гарантировала ему непривлечение куголовной ответственности, если оно согласится быть секретным сотрудником.Наиболее ценными с точки зрения охранки секретными сотрудниками являлисьпровокаторы. Они действовали непосредственно в революционных организациях,будучи их членами. Провокаторам разрешались активные действия вплоть доучастия в террористических актах и в подстрекательстве на совершениетаковых. Одновременно провокаторы информировали охранку, которая изобличалареволюционеров в совершенных деяниях. Такое поведение охранки противоречилодаже царскому закону, поскольку основная задача политической полициисостояла в предотвращении преступлений. Дело доходило до того, что охранкадопускала даже совершение отдельных террористических актов в отношениивысших должностных лиц.Первая мировая война, начавшаяся летом 1914 г., была вызвана резкимобострением противоречий между сложившимися задолго до нее двумявраждебными группировками крупных империалистических государств —Германией, Австро-Венгрией и Италией (Тройственный союз) и Англией,Францией и Россией (Антанта). Обе враждующие группировки преследовалиимпериалистические, захватнические цели, особенно воинственно былинастроены германские империалисты.Россия вступила в войну 19 июля 1914 г. В планы господствующих классовРоссии входили захват принадлежавших Турции Константинополя и проливов изЧерного моря в Средиземное — Босфора и Дарданелл, отторжение от Австро-Венгрии Галиции, овладение Турецкой Арменией. Русская армия провела рядуспешных операций. Однако хозяйственно-политическая отсталость России,обнаружившийся в первые же дни недостаток вооружения и снаряженияобусловили многочисленные неудачи и поражения, огромные человеческиепотери.Господствующие классы России надеялись обеспечить себе в ходе войны высокиеприбыли путем захвата новых территорий, рынков сбыта, источников сырья ивыгодных военных поставок, а также отвлечь трудящихся от революционнойборьбы. Стремление к достижению этих целей определяло внутреннюю и внешнююполитику царизма и активную поддержку буржуазией и помещиками ведениявойны. Они развернули широкую пропагандистскую кампанию, стремясь убедитьмассы, что война носит оборонительный характер и ведется ради защиты своегоОтечества и братьев-славян. Шовинистические настроения в начале войныохватили все слои буржуазии, помещиков, значительную часть интеллигенции,студенчества, даже крестьянства.Во всех странах буржуазные партии призывали народ поддерживать войну. Почтивсе партии II Интернационала, вопреки интересам трудящихся, также выступилиза ведение войны. Большевистская партия была единственной из всех партий,которая активно выступила против войны, в том числе с трибуныГосударственной думы, за что ее думская фракция была подвергнутарепрессиям.Война тяжело отразилась на экономике страны. Народное хозяйство началоразрушаться. Отвлечение рабочей силы в армию вызвало значительноесокращение промышленного и сельскохозяйственного производства. В своюочередь кризис в промышленности и сель ском хозяйстве отрицательноотразился на боеспособности царской армии. Первая империалистическая войнаусилила революционную борьбу в стране.В России, как и в других воюющих странах, возникла революционная ситуация.Обострение ее вызывалось нуждой и бедствиями народных масс, гибелью тысяч итысяч солдат на фронтах. Бедственное положение рабочего класса итрудящегося крестьянства усугублялось ужесточением политического режима, ав национальных районах России и национальным гнетом. В широких народныхмассах все больше росло недовольство войной и политикой царизмаЗемгор. В начале войны царизм вынужден был дать буржуазии разрешение насоздание Всероссийского союза земств и Российского союза городов,объединившихся затем в единый Всероссийский союз земств и городов (Земгор).Этот орган первоначально занимался организацией госпиталей, производствоммедикаментов, заботой о раненых и больных солдатах, а позднее был допущен кучастию в снабжении фронта продовольствием и снаряжением.Местными органами Земгора были его областные и местные комитеты.Правительство предоставило Земгору права полувоенной организации. Егочиновники носили полувоенную форму и освобождались от военной службы. Припомощи Земгора буржуазия добивалась усиления своего влияния нагосударственные дела, получила возможность более активного проникновения вгосударственный аппарат.Военно-промышленные комитеты. В мае 1915 г. было начато созданиевлиятельной организации буржуазии -военно-промышленных комитетов. онисоздавались для содействия правительственным учреждениям в деле снабженияармии и флота снаряжением и довольствием. Были созданы центральный,областные и местные военно-промышленные комитеты.Военно-промышленные комитеты имели право приобретать движимое и недвижимоеимущество, вступать в договоры с частными и государственными учреждениями иобщественными организациями, принимать на себя обязательства, в частности,по поставкам и подрядам по заказам казны, организовывать по соглашению своенным и морским ведомствами приемку и сдачу предметов для нужд армии ифлота и т. д. Они имели право предъявлять иски в суде и отвечать по искам.По своему составу и характеру деятельности военно-промышленные комитетыбыли организациями крупного финансового капитала, при помощи которыхкапиталисты извлекали огромные прибыли из военных заказов.. Развернувкампанию по выборам представителей рабочих в комитеты и организации рабочихгрупп, буржуазия надеялась таким образом подчинить своему влиянию рабочийкласс, отвлечь его от революционной борьбы, создать видимость классовогомира.Корниловский мятеж. 25 августа Л.Г. Корнилов начал наступление на Петроград с цельюустановления военной диктатуры. Эта угроза заставила А.Ф. Керенскогообратиться за поддержкой к народу и даже пойти на сотрудничество сбольшевиками. Против корниловщины выступили все социалистические партии,Советы и подчинявшиеся им отряды рабочей Красной гвардии. К 30 августамятежные войска были остановлены, Л.Г. Корнилов арестован.Провалкорниловского мятежа вновь решительно изменил политическую ситуацию исоотношение сил. Правые были разгромлены, престиж А.Ф. Керенского икадетов упал. Влияние большевиков усилилось, численность партиистремительно росла (до 350 тыс. членов). Началась большевизации Советов. Вконце августа – начале сентября Петроградский и Московский Советы принялирезолюции о взятии всей полноты государственной власти.В ответ правительство предприняло еще одну попытку стабилизироватьобстановку. Не дожидаясь Учредительного собрания, чтобы успокоитьобщественное мнение, 1 сентября А.Ф. Керенский провозгласил Россиюреспубликой. 14 сентября в Петрограде было созвано Всероссийскоедемократическое совещание. В нем участвовали представители всехполитических партий, земств и городских дум. Цель совещания – подорватьвлияние большевизированных Советов. На совещании был созданДемократический Совет Республики (Предпарламент). От его имени А.Ф.Керенский в конце сентября сформировал 3-е коалиционное правительство наоснове компромисса "умеренных социалистов" с кадетами. Однако его властьстановилась все более призрачной. Правительство утратило поддержку правых,которые обвиняли его в пособничестве "революционной анархии", развалеармии, беспомощности и политиканстве. Лидеры Советов критиковали А.Ф.Керенского за союз с кадетами. Все это означало, что революция вступила вновую фазу. Большевики во главе с В.И. Лениным начали подготовку к захватуполитической власти.В феврале 1917 г. в России началась вторая буржуазно-демократическаяреволюция. В отличие от первой она закончилась победой — свержениемцаризма. Российское государство сделало новый шаг на пути превращения изфеодального в буржуазное. К февралю 1917 г. резко обострилась обстановка вПетрограде, где сложилось критическое положение с продовольствием (снежныезаносы не позволили своевременно подвезти в столицу вагоны с мукой). 23февраля, недовольство переросло в стихийные митинги, демонстрации изабастовки, охватившие 128 тыс. рабочих. Социалистические партии и группыразвернули революционную пропаганду, связывая продовольственные трудности сразложением режима и призывая к свержению монархии. 25 февраля выступленияпереросли во всеобщую политическую стачку, охватившую 305 тыс. человек ипарализовавшую Петроград.26 февраля — критический день революции. В ночь на 26 февраля властипровели массовые аресты, а днем на Знаменской площади была расстрелянакрупная демонстрация. Столкновения с войсками и полицией, сопро вождавшиесяжертвами, происходили по всему городу. Это вызвало возмущение не толькорабочих и интеллигенции, но и солдат. Личный состав 4-й роты запасногобатальона лейб-гвардии Павловского полка открыл огонь по полицейским. 27февраля к революционным массам присоединились ок




Похожие:

Шпаргалки по истории отечественного гос и права 18-19 века iconЭкзаменационные вопросы по курсу «История отечественного государства и права». Дооктябрьский период
Предмет, содержание и методология истории отечественного государства и права как науки и учебной дисциплины
Шпаргалки по истории отечественного гос и права 18-19 века iconШпаргалки по истории государства и права Казахстана

Шпаргалки по истории отечественного гос и права 18-19 века iconКонтрольная работа По Истории отечественного государства и права
Охватывает весьма обширную сферу тогдашних отношений. Она представляет собой свод развитого феодального права, в котором нашли отражение...
Шпаргалки по истории отечественного гос и права 18-19 века iconПланы семинарских занятий по Истории отечественного государства и права для студентов I курса Института права социального управления и безопасности Удмуртского государственного университета на II семестр 2010/2011 учебного года
Планы семинарских занятий по Истории отечественного государства и права для студентов I курса Института права социального управления...
Шпаргалки по истории отечественного гос и права 18-19 века icon1. Взаимосвязь права и гос
Любое гос в процессе развития для упорядочения своих отношений нуждается в опред системе правил поведения. Т. О гос и право тесно...
Шпаргалки по истории отечественного гос и права 18-19 века iconПланы семинарских занятий по Истории отечественного государства и права для студентов I курса Института права социального управления и безопасности Удмуртского
Правовое положение основных категорий населения по Русской Правде и церковному Уставу Ярослава Мудрого
Шпаргалки по истории отечественного гос и права 18-19 века iconВопросы для поступающих в аспирантуру по специальности 12. 00. 01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
Проблема периодизации истории отечественного государства и права. Типологизация и классификация форм государства
Шпаргалки по истории отечественного гос и права 18-19 века iconИстория отечественного государства и права
Программа учебной дисциплины «История отечественного государства и права» составлена в соответствии с требованиями к обязательному...
Шпаргалки по истории отечественного гос и права 18-19 века iconИсследование социокультурных трансформаций в России выполнялось (1996-1998) на материалах отечественной истории с IX века до конца ХХ века, в Германии и Франции на материалах всемирной истории с VIII века до конца ХХ века,
Возможно ли взаимопонимание и взаимопомощь между Россией, сша, Францией и Германией?
Шпаргалки по истории отечественного гос и права 18-19 века iconИсследование социокультурных трансформаций в России выполнялось (1996-1998) на материалах отечественной истории с IX века до конца ХХ века, в Германии и Франции на материалах всемирной истории с VIII века до конца ХХ века,
Возможно ли взаимопонимание и взаимопомощь между Россией, сша, Францией и Германией?
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы