Материальная и духовная культура восточных славян в VI-VIII веках icon

Материальная и духовная культура восточных славян в VI-VIII веках



НазваниеМатериальная и духовная культура восточных славян в VI-VIII веках
Дата конвертации04.07.2012
Размер323.08 Kb.
ТипРеферат
Материальная и духовная культура восточных славян в VI-VIII веках


Министерство образования Российской Федерации Омский государственный ветеринарный институт Реферат «Материальная и духовная культура восточных славян в VI – VIII в.в.» Выполнил: ст. гр. 118 Мухин В.В. Проверил: _________ Омск 2004 Содержание.1. Введение………………………………………………………32. Теории происхождения Древнерусского государства….43. Соседи восточных славян…………………………………..54. Хозяйственная деятельность восточных славян………..65. Искусство - Рождение фольклорного творчества……………………...9 - Письменность……………………………………………….12 - Образование в Древней Руси……………………………..13 - Архитектура. Строительство……………………………..14 - Живопись……………………………………………………15 - Музыка восточных славян……..…………………………196. Принятие христианства…………………………………...207. Значение принятия христианства……………………….218. Заключение………………………………………………....219. Литература………………………………………………….22 Введение «Варвар ленив и отличается от культурного человека тем, что он тупо и безучастно глядит перед собой, ибо практическая культура и состоит именно в привычке и потребности в занятии» Гегель Историческое развитие человечества всегда шло неравномерно. И этонеудивительно, ведь человек в те далекие времена полностью зависел отприроды. Особенности ландшафта, животного и растительного мира, климатаопределяли всю жизнь человека: его внешний вид (формирование рас), типхозяйства, особенности языка, культурные различия, мировоззренческие основыи самую скорость развития цивилизации. И чем тяжелее, суровее былижизненные условия - тем медленнее темпы исторического развития. В наиболееблагоприятных для человека районах развивались локальные цивилизацииДревности, которые заложили основы цивилизаций Средневековья. Ученые полагают, что историческими и этническими предшественникамирусских славян были племена актов, жившие в Приазовье, Причерноморье и наДнепре. Античные авторы (Геродот «История») упоминают славян под именемвенедов и склавинов, говоря о них как о «великом народе». Славянскаяколонизация шла из Прикарпатского края (VI век). В течение VII и VIII вековславяне расселяются по русской равнине по линии Днепра - Волхова. В 1Х-Хвв. существуют следующие славянские племена: на юго-западе Восточно-европейской равнины - уличи и тиверцы (по южному Днепру); «белые» хорваты(Карпаты); дулебы, волыняне, бужане (на Волыни и по Западному Бугу); поляне(средний Днепр); древляне (Припять); дреговичи (между Припятью иБерезиной); северяне (по Десне), радимичи (по Сожи); кривичи (верх. Волги,Днепра, Западной Двины), вятичи (по Оке). Северную русскую группусоставляли славяне ильменские (или новгородские), жившие вокруг озераИльмень по реке Волхов. С севера на юг по славянской территории проходитвеликий водный путь «из варяг в греки» (т. е. по линии Волхова - Днепра),главный стержень экономической, политической, культурной жизни восточногославянства. По словам В. 0.
Ключевского, "по Днепру с незапамятных временшло оживленное торговое движение; меха, мед и воск стали главными статьямирусского вывоза». Возникают русские торговые города: Киев, Чернигов,Смоленск, Любеч, Новгород, Псков, Полоцк, Витебск, Ростов. Онирасположились по главному водному пути, подчинили себе окрестные области исоздали первую политическую форму на Руси - городовые области или «волости»(Киевская волость, Полоцкая волость и др.). Главным занятием восточныхславян было земледелие, значительную роль играли промыслы: охота,рыболовство, бортничество. Основные сельскохозяйственные культуры: пшеница,рожь, ячмень, просо, овес, горох, бобы. Из орудий земледелия появляютсясоха с железным наконечником, серп, мотыга, плуг с железным лемехом. Нарядус подсечной системой земледелия распространяется и скотоводство. До расселения славяне жили родовыми общинами, где власть принадлежаластарейшинам, но при колонизации примитивный патриархально-родовой бытбыстро разрушался. Типичной формой поселения становятся деревни, а основнойобщественной организацией - семья, включающая близких родственников и частопосторонних лиц, принятых в хозяйство. Религиозные верования древних славян представляли собой поклонениеявлениям природы, культ предков. Главные языческие боги славян: Дажьбог -бог солнца; Перун - бог грома и молнии; Стрибог - бог воздуха и ветра;Белее - покровитель скотоводства, Сварог - бог неба и огня и его сыновьяСварожичи. Природа представлялась населенной духами и душами умерших(лешие, русалки, водяные). Почитались также умершие предки, позднеепокровитель рода - дедушка домовой. Общественная организация восточных славян включает в себя понятия:община, род, племя. Уже с VI века нашей эры восточные славяне вступили встадию разложения рода, ибо участок земли при совершенствовании технологийземледелия могла обработать одна семья. Появление излишков продуктов трудапривело к имущественному неравенству и возникновению частной собственности.Славяне пошли прогрессивным путем становления феодальных отношений. Возникают крупные племенные объединения славян (VI-VIII века),княжества Куявия, Славия, Артания. Появляются предпосылки для образованиягосударства. Славянские народы (русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, словаки,болгары, сербы, хорваты и др.), населяющие современную Восточную Европу,составляли некогда этническую общность, которую условно принято называтьпраславяне. Около II тыс. до н.э. праславяне выделились из еще более древнейиндоевропейской общности. Поэтому все славянские языки относят киндоевропейской языковой семье. Вопрос о том, какую территорию считать прародиной славян, однозначногоответа в исторической науке не имеется. Однако когда славяне присоединилиськ мировому миграционному процессу II-VII вв. - «Великому переселениюнародов», - они расселялись по трем основным направлениям: на юг - наБалканский полуостров; на запад - в междуречье Одера и Эльбы; на восток исевер - по Восточно-европейской равнине. Таким образом, когда-то единые, в VI-VIII вв. праславяне разделилисьна южных, западных и восточных славян. В дальнейшем их исторические судьбыхоть и были неизбежно связаны друг с другом (и зачастую весьмадраматически!), все же каждая ветвь славянских народов созидала уже своюсобственную историю. История нашего Отечества - это история восточных славян, прародителейсовременных русских, украинцев, белорусов. Теории происхождения Древнерусского государства Летописный сюжет о призвании варягов на русскую землю стал основойнорманнской теории. Ее авторы Байер, Миллер, Шлетцер и их последователинастаивали на достоверности легенды, утверждали, что государство на Русибыло создано варягами - выходцами из Скандинавии, известными в ЗападнойЕвропе как норманны, викинги. Противники норманнской теории отрицали скандинавское происхождениеДревнерусского государства, стараясь найти другие корни происхожденияправящей династии. При этом называли и Финляндию (Татищев, Болуян), иПруссию (Ломоносов), и Фрисландию (Гольшан), и Литву (Костомаров), иХазарию (Эверс), и Мордву (Щеглов), и Балтику (Савелии, Гедеонов, Забелин).В настоящее время большинство ученых указывают на длительный, объективныйпроцесс возникновения государства и субъективный, второстепенный фактор. Факт участия выходцев из Скандинавии в образовании правящего слояДревнерусского государства не вызывает сомнений. Однако бесспорно и то, чтоваряги не создавали у восточных славян новых властных структур, а лишьприняли участие в протекавших здесь естественным путем процессахвозникновения государства. [pic] Соседи восточных славян Соседство одних народов с другими имеет в истории огромное значение:взаимное расположение или нерасположение друг к другу, общность интересовили их противоречие, религиозное единство или, напротив, антагонизм религий- это во многом и есть тот скрытый механизм, который заставляет колесоистории вертеться так, а не иначе. Кроме западных и южных славян, на землях которых в VI-VIII вв. такжешел процесс образования государственности, соседями восточных славян былипредки современных балтийских народов: ливы, латгалы, пруссы, ятвяги, идр., заселившие эти земли еще в те древние времена, когда с них сходилледник. На северо-востоке жили финские племена: эсты, сумь, карелы, чудьзаволочская и др. Это были мирные народы, и со славянами у ни складывалисьвполне добрососедские отношения, чего нельзя сказать о морских разбойниках- варягах, сделавших разбой средства существования своего народа.Взаимоотношения наших предков с варягами - очень важный и крайне спорныйвопрос в исторической науке, но то, что эти взаимоотношениях сыграли вистории государства огромнейшую роль - бесспорно. В V-VII вв. в Европе шел процесс расселения германских племен иобразования «варварских» королевств (Франкского, Вестготского и других),который сопровождался грабительскими походами на соседние территории. Таксведения о славянах появляются в готских письменных источниках. Вождь готовГерманарих, прославленный в песнях и сказаниях, объединил не только готскиеплемена, но и подчинил соседние финские и славянские. Существенное влияние на развитие славян оказывал также и Хазарскийкаганат - сильное, могучее, богатое государство, располагавшееся в низовьяхВолги и по берегам Каспия. Нашествия хазар - существенная опасностьнесколько столетий угрожавшая славянам. Соседство с Великой степью, вообще часто угрожало самому существованиюславян, так разорительны и беспощадны были бесчисленные набеги кочевников:киммерийцев (VII в. до н.э.); скифов (VI-IV вв. до н.э.); гуннов (IV в.н.э.); аваров (VI в. н.э.); хазар (сер. VII в. н.э.) Однако это же соседство с кочевниками заставляло славян объединятьсядля совместной обороны, строить укрепления, развивать ремесла, особеннокузнечное, чтобы делать оружие И, наконец, огромное влияние на судьбы не только славян, но и многихдругих народов тогдашней Европы оказывало самое развитое и сильноегосударство эпохи раннего Средневековья - великая Византия. Возникшая в IVв. н.э. на территории Восточной Римской империи, она унаследовала многиедостижения античной культуры и, безусловно, стояла на более высокой ступениисторического развития, во многом определяя ход истории. Хозяйственная деятельность восточных славян Славянские племена занимались обычными для оседлого населения видамидеятельности: земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством,бортничеством. Различия в хозяйственной жизни отдельных племен определялись природно-климатическими условиями. На черноземных землях полян, в условиях мягкогоклимата, основу хозяйства составляло пашенное земледелие. Обладая достаточными запасами железной руды, славяне быстро освоилижелезо и с VI в. делали из него не только оружие, но и, что не менее важно,сельскохозяйственные орудия: плуги с железными лемехами, железные серпы. Однако земледелие было не единственным занятием полян. Они занималисьтакже и скотоводством (разводили коров, свиней, коз, выращивали лошадей),огородничали. Кроме того, по землям полян, а также северян и тиверцев проходил«днепровский» торговый путь, благодаря которому стали формироваться торгово-ремесленные центры. Обилие в лесах пушного зверя, а в реках и озерах - прекрасной рыбыспособствовало развитию у славян пушного и рыбного промыслов, а близость кторговым путям Балтики - развитию мореходства. Древляне, вятичи и дреговичи, селившиеся среди непроходимых болотлесов, занимаясь в основном охотой, рыбной ловлей, бортничеством, собиралигрибы и ягоды. Но удаленность их земель от оживленных торговых путей,некоторая изолированность замедляли развитие хозяйства в этих племенныхсоюзах. Заниматься земледелием жителям лесов было очень непросто. Для этогонужно было сначала вырубить вековые деревья или непроходимые заросликустарников, затем сжечь их, чтобы получить, таким образом, золу - крайненеобходимое для бедной нечерноземной почвы удобрение, да еще выкорчевыватьогромные пни. Чтобы все это проделать, требовались усилия всего рода втечение нескольких лет. Такой способ земледелия называют подсечно-огневым,он гораздо более трудоемкий, чем пашенный, когда просто распахивали степнуюцелину. Уже с VII-VIII вв. господствовавшее в хозяйстве восточных славянземледелие соседствовало с высокоразвитым ремеслом. В поселениях, особеннона пересечении торговых путей, концентрировались ремесленные мастерские:кузнечные, гончарные, кожевенные. Впоследствии на месте таких поселенийобразовались русские города - политические, военные, религиозные, торговыеи ремесленные центры, обнесенные укреплениями. «Повесть временных лет»называет к IX веку около 30 крупных городов. Однако именно земледелие былотем основным занятием, которое во многом определило структурудревнеславянского общества, его характер. Место для города выбирали, сообразуясь с его безопасностью. Крепостьобычно строили на холме, в некотором отдалении от реки. Но развитиеремесел, торговли тянуло людей с «горы» в «подол». Так и делился древнийгород на аристократический, более защищенный «детинец» (центральную часть)и торгово-ремесленный подол — менее безопасный, но зато более выгодный иудобный. Городские: посады (предградья) возникают на Руси с конца X —начала XI веков. Именно тогда появились названия, обозначающие городскоенаселение: горожанин, гражанин и гражданин. Почти все города Киевской Руси (в отличие от западноевропейских) имелине каменные, а деревянные укрепления. Вместо выражения «построить город»говорили «срубить город». Городские укрепления состояли из деревянныхсрубов, наполненных землей, которые приставлялись один к другому, образуякольцо укреплений. Слово «город» имело в то время несколько значений:крепость, крепостная стена, ограда, населенный пункт. В город вели ворота. Количество ворот зависело от размеров города. ВКиеве было пять ворот. Самые торжественные — Золотые. Над ними быласооружена надвратная церковь. Много легенд связано с Золотыми воротами.Через них стремился войти в город враг, чтобы продемонстрировать свою силу,через них же въезжали и самые почетные гости. В детинце находились все крупные сооружения. Главным среди них былсобор, возвышавшийся посреди площади. В соборе хранили городскую казну,принимали послов, здесь создавалась библиотека и работали переписчики,здесь «сажали на стол» князя. Был храм и последним прибежищем защитниковгорода. Словом, это было главное здание и принадлежало оно всему городу.Где святыня — там и город, сердце города. Жители Новгорода говорили: «ГдеСвятая София (главный новгородский храм) — там и Новгород». Одной из главных частей города был торг. Обычно торг раскидывался подкремлевскими (крепостными) стенами и становился связующим звеном междукремлем и посадом. Торговая площадь была местом не только оживленным, но инеспокойным. Поэтому на ней очень часто строили церковь. Само присутствиецеркви сдерживало страсти. Церкви принадлежал контроль за правильностью мери весов — в храмах на торгу хранились торговые мерила. Транзитные торговые пути «из варяг в греки» (Балтика-Днепр-Черноеморе), «из варяг в персы» (Балтика-Волга-Каспийское море) способствовалиразвитию хозяйственной жизни славян. Зерно, воск, меха, мед становилисьпредметами внешней торговли. Искусство Зарождение фольклорного творчества Своими корнями русская культура уходит в древнюю языческую эпоху.Язычество — комплекс первобытных воззрений, верований и обрядов — имелосвою историю. Поначалу славяне, очевидно, одушевляли различные стихии,поклонялись духам лесов, водных источников, солнца, грозы и пр. Постепенностала проявляться тенденция к единобожию: огромное значение приобрели Род —земледельческое божество, управлявшее дождями, земными водами, подземнымогнем и пр. — и тесно связанные с ним богини плодородия — рожаницы. По мерестановления государственных отношений на первый план вышел культ Перуна —княжеско-дружинного бога войны (первоначально почитался как бог грозы).Свое художественное выражение язычество нашло в народном фольклоре:сказках, заговорах и заклинаниях, пословицах и поговорках, обрядовых песняхи пр., хранящих следы магических представлений. В X— XI вв. складываетсябылинный эпос, связанный со становлением Киевского государства, защитой егоот врагов. Развитие устной поэзии предшествовало появлению письменной литературы,формировало и определяло ее идейную направленность и художественнуюособенность. «От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразносопутствует истории», — говорил М. Горький, оценивая значение устноготворчества народа. Песни, былины, пословицы, сказки, плачи-причеты,загадки, различного рода легенды долго сохранялись в народной памяти. И,хотя, письменные источники времен Древней Руси сохранили их толькочастично, а большинство литературных записей сделано в XVII—XIX вв., все-таки по ним можно представить основной характер и содержание фольклораX—XII вв. Значительное место в фольклорном творчестве Руси занималимифологические сюжеты, корнями своими уходящие в языческие представлениядревних славян о природе, жизни и смерти, в культовые обряды доклассовогообщества. Обрядовый фольклор был тесно связан с календарными и некалендарнымипраздниками. Праздновали встречу зимы — коляду и проводы зимы — масленицу.Праздник красной горки и радуницы означал встречу весны, которую провожалина семик. Были летние праздники — русалии и Купала, осенние - обжинок и др.Кроме того, определенным обрядом обставлялись свадьбы, похороны. Эти идругие события сопровождались специально, к тому приуроченными песнями иплясками, гаданиями и заклинаниями. Особенно широко были распространены на Руси песни. Их пели насвадьбах. Песенные причитания — «плачи»— входили в похоронный обряд.Исполнялись песни на тризнах - и пирах. Источники, отрицательно относившиеся ко всякого рода языческимпережиткам, называя многие праздники «бесовскими», «сатанинскими», донеслидо нас рассказы об играх и плясках, песнях, загадках, гаданиях напраздниках, в которых участвуют «мужи и жены», которых якобы прельщал«трубами и скоморохами» дьявол. Так же описывается и свадьба: «И егда же укого их будет брак и творять с бубьны и с сопельми и с многыми чюдесыбесовьскыми». Наиболее живучими формами фольклорного творчества были заговоры изаклинания. В них наши предки видели средство магического воздействия навнешний мир. Они были тесно связаны с повседневной жизнью человека, состремлением обеспечить свое хозяйственное благополучие, сохранить здоровьеблизких людей и т. п. Летопись донесла до нас блестящие образцы заговора-заклинания. В договоре князя Игоря с греками от 944 г. мы читаем: «А кто изрусской стороны замыслит разрушить эту любовь, то пусть те из них, которыеприняли крещение, получат возмездие от бога, вседержителя, осуждение напогибель в загробной жизни, а те из них, которые не крещены, да не имеютпомощи и от бога, и от Перуна, да не защитятся они собственными щитами, ида погибнут они от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия, и дабудут рабами во всю свою загробную жизнь». То же можем мы увидеть и в договоре, заключенном в 971 г. Святославом:«Если же не соблюдем мы чего-либо из сказанного раньше, пусть я и те, ктосо мною и подо мною, будем прокляты от бога, в которого веруем,— от Перунаи Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото и пусть посечет нассобственное наше оружие». Конечно, бытовые заговоры и заклинания носили несколько другойхарактер и имели другую форму. В них обращались к силам природы, к духам, кбогам-покровителям. Они сопровождались определенными обрядами, которые впредставлениях жителя Древней Руси должны были способствовать хорошемуурожаю, удачной охоте, выздоровлению, исполнению желаний и т. п. Существовали на Руси сказки, предания, легенды. Вполне возможно, чтобольшинство сказочных сюжетов своими корнями уходит глубоко в толщу веков.Таковы многочисленные сказки о борьбе со змеем, вплетенные и в былинныйэпос, сказки о вещей деве, о бабе-яге, сказки о зверях, например о хитройлисице, медведях, волке. В них также ясно видно стремление людей силойслова, заговора, заклинаний повлиять на стихийные, враждебные людям силыприроды. В то же время жители Древней Руси в сказках выражали свою мечту охорошей, счастливой жизни. Отсюда сказки о ковре-самолете, сапогах-скороходах, скатерти-самобранке, о дворцах, вырастающих в одну ночь, очудесной прялке. Сказочные мотивы нашли свое отражение и в летописном материале, впамятниках житийной литературы, в различных литературных сочинениях. Следы многочисленных преданий и легенд донесли до нас письменныеисточники. Большинство легенд имеет религиозный характер и трактует вопросыо сотворении мира, крещении Руси, деяниях церковников. Однако есть илегенды другого, светского содержания. К числу таких относятся предания оКие, Щеке, Хориве и сестре их Лыбеди и основании Киева, сказания об Олеге иего смерти, о мести Ольги древлянам, о призвании варягов на Русь и др. Знала и любила Русь пословицы, поговорки, загадки. Они вплетены вписьменные источники. Авторы литературных произведений по-разномупользуются пословицами и поговорками. В одних случаях это своеобразныепримечания для описываемых событий, в других — изречения исторических лиц.«Погибоша аки обри», рассказывает «Повесть временных лет» о гибели племениобров, воевавших со славянами. Выражение «беда аки в Родне» напоминало оголоде в городе, осажденном Владимиром в 980 г.. «Мир стоит до рати, арать до мира», «мертвии бо сраму не имуть», «един камень много горньцев(горшков) избиваеть», «аще ся волк овця ввадит, то выносит все стадо, ащене убиют его», «безумных ни орют, ни сеют, сами ся рожают»— все этипословицы: исторического, политического, военного, бытового характеравозникли именно в Древней Руси. Отзвуком бытовой поговорки веет от изречения князя ВладимираСвятославича: «Руси есть веселье пити, не можем бес того быти». Взначительной степени использованы бытовавшие в то время пословицы,поговорки, афоризмы, поучения в двух, связанных между собой сюжетно,памятниках XII и XIII вв.— «Слове» и «Молении» («Послании») ДаниилаЗаточника, что создало им большую популярность на Руси. Народные загадки также использовались летописцами. Новгородская 1-ялетопись под 1016г. рассказывает о борьбе сыновей Владимира — Ярослава иСвятополка. Однажды Ярослав направил в лагерь противника разведчика,который должен встретиться с тайным сторонником Ярослава и спросить его:«...что ты тому (т. е. Ярославу) велиши творити? Меду мало варено, адружины много». Посланец получил ответ также в форме загадки: «Рци такоЯрославу: «да аще меду мало, а дружины много, да к вечеру дати». И Ярославпонял, что в ночь нужно идти в бой. Среди памятников устного творчества особое место занимают былины,известные в народе под названием «старинок». Сюжеты большинства былинзародились в эпоху Древнерусского государства и отражают историческиефакты, идеологию и бытовые черты того времени. Возникновение былинного эпоса в Древнерусском государстве было неслучайным явлением. Если первоначально в устном творчестве преобладалилегенды, загадки, предания, песни, пословицы и поговорки, то с образованиемгосударства и складыванием древнерусской народности с ее определеннойязыковой, территориальной, экономической, культурной общностью возникаетпотребность для создания широких эпических произведений устного народноготворчества. Былины создавались как исторические произведения. В них всинтезированном виде отражалось представление народа о князе и его власти,о дружине и ее ратных делах, о богатырях-героях, отвечавших идеаламтрудовых масс. Характерно, что одно из главных мест в былинах занимает идеяборьбы народа за свою независимость. Былины проникнуты духом патриотизма игордостью за свою родину. Нет никакого сомнения, что большинство сюжетов былин возникло иразрабатывалось в народе. В них отражалось отношение народа к историческимсобытиям, фактам и явлениям, давалось свое понимание социальных отношений,сложившихся в Древнерусском государстве. Как правило, большинство былин, даже возникших в более позднее время,переносит своих героев в эпоху Древнерусского государства в Киев, ко дворуВладимира Святославича. Именно это время в народной памяти приобрелоэпические черты, с ним связываются богатырские подвиги, прославлениеисторического прошлого. Устное, фольклорное творчество Руси, сформировавшееся задолго допоявления письменности, оказало большое влияние на развитие древнерусскойлитературы. Литературные письменные памятники не просто использовалибогатейший материал народного творчества, но и восприняли в определеннойстепени его формы, поэтический стиль, языковую традицию. Легенды,записанные в Киево-Печерском патерике, десятки лет были известны в устнойпередаче, прежде чем приняли письменную форму. Отзвуки устного творчествавидны и в «Слове о полку Игореве», автор которого вспоминает далекое отнего «время Бусово», «вещего Бонна»— творца и певца песен; «Жития» Бориса иГлеба, несомненно, были составлены на основе устных рассказов об их гибели.Устным творчеством, как источником пользовались авторы «Повести временныхлет». Страницы летописи пестрят передачей прямой речи, котораяпроизносилась до появления письменных источников, и сохранялась впамятниках устного характера. Летописец использовал и многочисленныесказания, предания, легенды о походах на Константинополь, о князьях-варягах, о вещем Олеге и мудрой Ольге и др. Возникнув ранее появления письменности, фольклорное творчествопродолжало жить и развиваться. Наслаивались новые темы и элементы,совершенствовалась форма, вкладывались новые идеи и содержание, но характертворчества оставался прежним, отражая прошлое, события настоящего, надеждынарода на лучшее будущее. ПИСЬМЕННОСТЬ Вопрос о появлении русских письменных памятников тесно связан спроблемой возникновения письменности у восточных славян. Эта проблема доконца еще не решена, однако основные пути и особенности зарожденияписьменности могут быть прослежены. Составление упорядоченной славянскойазбуки относится ко второй половине IX в. Тогда же великие славянскиепросветители братья Кирилл и Мефодий перевели с греческого на славянскийязык многие, в первую очередь богослужебные, книги. Эти переводы, дошедшиедо нас в рукописях X—XI вв., были написаны на старославянском языке. Помере своего развития этот язык претерпевал значительные изменения подвлиянием живых языков, на которых говорили славянские народы,пользовавшиеся церковными книгами на старославянском языке. Рядисследователей, особенно дореволюционных, (А.X.Востоков, Ф.И.Буслаев,Л.А.Шахматов и др.) полагали, что утверждение христианства па Руси в 988г., как государственной религии, требовало установления письменности,прежде всего, путем распространения церковных, богослужебных книг. Принятие христианства дало мощный толчок развитию культуры. XI в. —время рождения древнерусской литературы. Древнейшее из известных нампроизведений «Слово о законе и благодати» (около середины XI в.) будущегомитрополита Иллариона. Оно содержит рассказ о том, как слово Божиераспространялось в мире, как оно достигло Руси, и утвердилось в ней.Большую роль в древней литературе играли жития святых; особенно почиталисьна Руси князья Борис и Глеб, сыновья Владимира, убитые своим братомСвятополком. Блестящим образцом светской литературы стало «ПоучениеВладимира Мономаха» (конец XI — начало XII в.) — рассказ о своей жизнимудрого государственного деятеля, боровшегося за единство Руси. Идеяединения, преодоления княжеских междоусобиц во имя общерусских интересовпронизывает «Слово о полку Игореве» (около 1187 г.). Своеобразиемотличается «Слово», или «Моление Даниила Заточника» (начало XII в.),обедневшего мелкого феодала, который просит князя о милости, используявыразительные аллегории, остроумные присказки и пр. Важнейшую роль врусской литературе играло летописание: помимо погодных записей о важнейшихсобытиях, в летописи входили поэтические легенды и предания: о призванииварягов, походе князя Олега на Царьград и пр. Самым значительным памятникомявляется «Повесть временных лет», составленная около 1113 г. монахом Киево-Печерского Монастыря Нестором. По мере раздробления Руси летописание терялообщерусский характер, дробясь на летописи Владимиро-Суздальские, Галицко-волынские и пр. Существование письменности на Руси до принятия христианстваподтверждается археологическими находками. Глиняный сосуд, найденный вовремя раскопок в районе Старой Рязани в конце XIX в., носит на себе, какпредполагают, знаки письмен. Сходные знаки имеются на медных бляхах изТверских курганов XI в. Аналогичные «чертам» и «резам» знаки — на кости изЧерниговских курганов X в. Но особый интерес для решения вопроса о древнерусской письменностиимеет находка, сделанная советским археологом Д.А.Авдусиным во времяраскопок так называемых Гнездовских курганов под Смоленском. На глиняномсосуде типа амфоры первой четверти X в. рукой русского человекакирилловским алфавитом сделана надпись. Она прочитывается ирасшифровывается учеными по-разному. Одни считают, что написано «гороухща»,другие читают, как «горушна». И в том, и в другом случае это слово означаетгорчичные семена, горькую пряность. Таким образом, перед нами сосуд дляхранения или перевозки горчичного семени, пряности. Приведенные материалы позволяют утверждать, что появление письменностина Руси не связано с принятием христианства. Восточные славяне были знакомыс письменностью еще раньше. Возможно, на первых этапах в разных районахбыли свои письменные знаки. Развитие языка, являющегося продуктом целогоряда эпох, вызывало к жизни потребность не только в устной передаче мыслей,но и фиксацию их в письменной форме. Разложение первобытнообщинныхотношений способствовало распространению письменности, сближению различныхформ письма, появившихся у разных племен. Как и письменность других народов, русское письмо прошло сложный путьот рисунка, изображавшего образ или понятие, звуковому, фонетическомуписьму. Все дошедшие до нас памятники древнерусской письменности используюталфавит, получивший распространение среди ряда славянских народов вовторой половине IX в. Вопрос о создании этого алфавита весьма сложен. Обычно его появлениесвязывают с именами Кирилла и Мефодия — византийских монахов. Будучи вкачестве миссионеров в Моравии, Паннонии, они переводили на славянский языкцерковные книги, готовили местные кадры церковнослужителей. Оба брата былиизвестны своей ученостью, знали славянские языки. Разрабатывая славянскийалфавит, Кирилл и Мефодий, очевидно, приспосабливали уже имевшиесяславянские письмена для передачи церковных, греческих текстов. Образование в Древней Руси Существовало в Древней Руси и школьное образование. Ярослав Мудрыйсоздал школу в Новгороде для детей духовных лиц: учили письму, счету,богословию. Имелись школы высшего типа, готовившие лиц для государственнойи церковной деятельности. Одна из них существовала при Киево-Печерскоммонастыре: Наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика.Преподавание велось на родном языке. «Книжными мужами» были Ярослав Мудрый,Всеволод Ярославич, Владимир Мономах и др. Получали образование и некоторые женщины в княжеских семьях.Новгородские берестяные грамоты, найденные археологами, доказывают наличиеграмотности среди простых горожан, ремесленники оставляли надписи на своихизделиях. Образованность ценилась высоко: «именье книг паче злата». В XII в.возникло ремесло «книжных описателей». При монастырях создавалисьбиблиотеки: древнейшими из сохранившихся книг являются два «Изборника»князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 гг. Большинство же памятниковдомонгольской культуры Киевской Руси погибло в многочисленных иноземныхнашествиях и феодальных войнах. Отмечая любовь Ярослава к книгам, летописец особо подчеркиваетсоздание им библиотеки при Софийском соборе. Такое большое участие Ярославав книжных делах, просвещении могло быть связано и с делом летописания.Однако большинство современных исследователей отмечают, что события этоговремени отражены в летописи неполно, фрагментарно, что затрудняет решениевопроса о создании нового летописного свода. Вероятно, что уже в первой половине XI в. летопись получила погоднуюформу изложения событий. Считают, что первой датой было сообщение о победеСвятослава над печенегами в 968 г. В летописи оформилось сказание о трехбратьях: Кие, Щеке, Хориве и сестре их Лыбеди. Сказание легендарногохарактера повествует о построении Киева. Внимание летописца обращалось наописание соседей славян, княжения Олега, Ольги, Владимира, крещение Руси,истории Бориса и Глеба. Одним из главных сюжетов, занимавших мысль составителей летописи, былапобеда христианства на Руси. Поэтому и подбор материала проводился с этойточки зрения. В центре этого повествования стоит речь греческого«философа», убеждающего Владимира принять христианство. Летописец стремилсянарисовать картину образования и роста Древнерусского государства. Онпоказывал объединение земель, могущество киевского князя, большоемеждународное значение Руси. Устные сказания и легенды, подвергавшиеся подпером летописца переработке, вплетались в историческую канву летописи. Возникшая летопись была историко-литературным произведением,отражавшим высокий уровень русской культуры. Архитектура. Строительство. Сохранившиеся памятники архитектуры свидетельствуют о высоком уровнестроительной техники, мастерстве живописцев, тонком художественном вкусенародных умельцев. Шедевры древнерусской архитектуры вызывают восхищение простотой иблагородством форм, оригинальным решением строительных вопросов, богатствомвнутренней отделки. Русские мастера, в течение веков возводившие в городе и деревне жилыеи хозяйственные постройки, хоромы феодалов, городские башни, стены, мосты,накопили большой опыт и выработали свой архитектурный стиль. С принятием христианства получает развитие каменная, прежде всегоцерковная, архитектура. Из Византии в качестве образца был заимствованкрестово-купольный тип храма (четыре свода, сгруппированные в центре храма,в плане давали крестообразную структуру), однако на Руси он получил своеразвитие. [pic] Так, самый грандиозный архитектурный памятник Киевской Руси — 13-купольный Софийский собор в Киеве (около 1037 г.) имел ярко выраженнуюступенчато-пирамидальную композицию, которая так же, как и многоглавье,была несвойственна византийским храмам. По несколько упрощенному образцукиевской Софии, Софийские соборы были построены в Новгороде и Полоцке (сер.XI в.). Постепенно русская архитектура получает все большее многообразиеформ. В Новгороде в XII—XIII вв. создается множество церквей — Бориса иГлеба в Детинце, Спаса-Нередицы, Параскевы Пятницы и пр., которые принебольших размерах и максимальной простоте убранства обладают поразительнойкрасотой и величественностью. Во Владимиро-Суздальском княжествескладывается своеобразный тип архитектуры, отличавшейся изяществомпропорций и нарядностью декора, в частности белокаменной резьбой: Успенскийи Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли. Живопись В период расцвета Киевской Руси первое место принадлежаломонументальной живописи — мозаике и фреске. В киевской Софии мозаикипокрывали купол (Христос Вседержитель) и алтарь (Богоматерь Ораната, т.е.молящаяся); остальная часть храма была покрыта фресками — сцены из жизниХриста, изображения проповедников и пр., а также светские сюжеты: групповыепортреты Ярослава Мудрого с семьей, эпизоды придворной жизни. Из болеепоздних образцов монументальной живописи наиболее известны фрески церквиСпаса-Нередицы и Дмитриевского собора. Оригинальные русские произведенияиконописи известны лишь с XII в.; большую известность приобрела в это времяновгородская школа («Спас Нерукотворный», «Успенье», «Ангел златые власы»). Первый каменный храм Благовещения был построен сыном ДимитрияДонского, великим князем Василием, в 1397—1416 гг. В 1405 г. его расписализнаменитые художники того времени — Андрей Рублев, Феофан Грек и Прохор сГородца. В 1482 г. за ветхостью собор разобрали до подклета, и на его месте приИване III в 1484—1489 гг. псковские мастера построили новый трехглавый храмиз кирпича. С трех сторон его окружала открытая паперть-гульбище. В пожар 1547 г. собор сгорел и был восстановлен при Иване Грозном в1562—1564 гг. Паперть перекрыли сводами, на углах образовавшейся галереивозвели четыре небольшие церковки в память христианских праздников. С юго-восточной стороны собора пристроили крыльцо, получившее впоследствииназвание Грозненского. Купола и кровли покрыли медными листами ипозолотили. Новый девятиглавый собор получил название Златоверхого. Большую художественную ценность представляет настенная живопись всоборе. Впервые она была выполнена русскими художниками в 1508 г. Об этомговорят слова из летописи, написанные на южной стене собора: «Лето 1508повеле князь великий Василий Иванович всея Руси подписывати церковьБлаговещения святые Богородицы у себя на дворе; а мастер Феодосии Деонисьевсын с братнею». На протяжении многовековой истории фрески в соборе много разобновлялись. В 1882 г. была сделана попытка расчистить их от всех записей.Работу поручили художнику В. Д. Фартусову. Открывшаяся живопись отличаласьвысоким мастерством и яркостью колорита. Но Фартусов, мало знакомый стехникой реставрации и стилем древней живописи, не распознал ее, и работапо расчистке была приостановлена. Иконописцы-ремесленники во главе сСафоновым вновь записали фрески грубой живописью. Долгое время считали, что древние фрески Благовещенского соборапогибли безвозвратно, но первые пробные расчистки, сделанные в 1946 г.,показали, что это не так. Полная расчистка стенописи была проведена в 1947г. бригадой художниковЦентральной реставрационной мастерской Академии строительства и архитектурыСССР и села Палеха. Древняя живопись по характеру композиций, трактовке образов икрасочному колориту близка к фрескам Ферапонтова монастыря, которые былинаписаны художником Феодосией совместно с отцом Дионисием и братомВладимиром. Достоверность летописных данных о росписи собора 1508 г.художником Феодосией «с братнею» подтвердилась. Фрески Благовещенского собора посвящены многочисленным темамапокалипсиса, основным богословским проблемам средневековья (борьба добра изла и т. д.), рассказывают о преемственности власти московских князей откнязей киевских, а через них — от византийского императора. На стенах изображены византийские императоры (император Константин иего мать Елена, император Михаил и др.) и русские князья (Владимир «Красноесолнышко», его сыновья Борис и Глеб, княгиня Ольга, Димитрий Донской). Большую историко-художественную ценность представляет иконостассобора. Два яруса его (2-й и 3-й), как говорят письменные источники,написаны в 1405 г. художниками Феофаном Греком, Андреем Рублевым и Прохоромс Городца. Кисти Феофана Грека приписывают иконы деисусного чина — «Богоматерь»,«Спас на престоле», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел» и др., а кистиАндрея Рублева — «Апостол Петр» и, как предполагают многие искусствоведы,«Архангел Михаил». Андреем Рублевым написаны также шесть икон праздничного чина (3-й ряд)— «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Сретение», «Рождество Христово»,«Крещение» и «Благовещение». Они отличаются светлым, радостным ипраздничным колоритом. В 4-м ярусе иконостаса также сохраняются интересные памятники живописиXVI в.В первом ряду расположены иконы, разного времени, на них в 1946 г.были сделаны пробные расчистки, открывшие великолепное искусстводревнерусских художников XIV—XVII вв. Здесь иконы: «Спас на престоле» 1337г., «Благовещение» XVI в. и др. Эти драгоценные произведения долгое времянаходились под поздними записями и считались утраченными. Оклад иконостаса сделан в XIX в. из чеканной позолоченной бронзы, ацарские врата — из чеканного серебра. Интересен пол собора, выполненный в XVII в. из разноцветныхполированных плиток агатовидной яшмы. По своему цвету он хорошо гармонируетс древней росписью стен. Благовещенский собор — неповторимый памятник раннемосковскойархитектуры. По сравнению с Успенским собором он носит более домашнийхарактер. Ступенчатые своды собора покоятся на четырехгранных столбах. С папертив центральную часть ведут три входа — северный, западный и южный. Два изних, северный и западный, в XVI в. были украшены белокаменными, резными,расписанными красками порталами (по типу порталов Архангельского собора). Тяжелые медные двери с золотой наводкой сделаны на подобие дверейУспенского собора. Портал с южной стороны собора восстановлен в 1950 г. по сохранившимсяфрагментам порталов XV в. В это же время в южной галерее у Грозненскогокрыльца открыта резная белокаменная колонка, которую по характеру резьбы ираскраске орнамента относят к периоду перестройки галереи в 1560-х годах. Своды и стены галереи богато украшены росписью, которая носитотпечаток разных времен и разных школ. Самой ранней росписью являетсякомпозиция «Троица», которая относится к XVI в. На пилястрах стен в галерее изображены условные портреты московскихкнязей, начиная с князя Даниила Александровича и кончая Василием III, атакже эллинских мудрецов и философов — Аристотеля, Платона, Гомера,Виргилия и других. Узкая каменная лестница в толще северной стены храма ведет на хоры,где обычно находилась женская половина царской семьи. Хоры соединялисьспециальной площадкой-переходом с великокняжескими палатами. Этот переходвоспроизведен в XIX в. при постройке Большого Кремлевского дворца исохраняется до наших дней. В древности Благовещенский собор непосредственно примыкал к жилымпокоям великих князей и был их домовой церковью. Первый этаж-подклет, сохранившийся от белокаменного собора XIV в.,представляет собой небольшие сводчатые помещения, служившие в древностиказнохранилищем. В 1404 г. рядом с Благовещенским собором на великокняжеском дворе былиустановлены первые в Москве часы. Об этом чрезвычайно важном событиимосковский летописец писал с восхищением: «...сии же часник наречетсячасомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и расчитаячасы нощные и дневныя, не бо человек ударяше, но человековидно самозвонно исамодвижно, страннолепно некако сотворено есть человеческою хитростью,преизмечтано и преухищрено...» Самым древним архитектурным памятником в Пскове является Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Фресковая роспись его, чемособенно славен этот монастырский храм,— редчайший памятник монументальнойживониси Руси XII века, известный далеко за пределами нашей страны. Монастырь расположен около устья Мирожи — маленькой речки, впадающей вВеликую напротив Покровской башни. Это отдаленное от- города место быловыбрано основателем обители архиепископом новгородским и псковскимНифонтом. Со времени основания (середина XII века) на протяжении многихстолетий слабо укрепленный монастырь подвергали опустошениям немцы, поляки,шведы при безуспешных попытках захватить Псковскую крепость. Необычайной массы купол собора довлеет над всем сооружением;архитектурные формы последнего близки греческим храмостроительным канонам,а также приемам новгородского церковного зодчества. На связь сновгородскими традициями указывает и строительный материал — плинфа,плоский кирпич, слои которого чередуются с основной кладкой из местногоизвестняка. Храм построен в 1156 году. Первоначально он имел в верхней частикрестообразную форму и позакомарное покрытие основного объема. Пониженныезападные углы имели плоские двускатные крыши. Однако вскоре углы былинадстроены, фасады выровнены по высоте. Эти переделки значительно изменилипропорции собора, он стал менее строен и, несмотря на увеличение общегообъема, менее строг и монументален. Разновысокие арочные деления насеверном и южном фасадах соответствуют внутренним формам собора, повторяяконтуры рукавов креста (высокие арки) и угловых отделений (низкие арки).Вершиной креста соборного плана служит алтарная апсида — объемная, мощная,достигающая высоты основной стены. В XVI веке на продолжении северной стены была возведена звонница в дваверхних и три нижних проема. Огражденный с севера основанием звонницыпритвор построен в XVII веке; закомарные плоскостные углубления на егонаружной стене соответствуют первоначальным угловым понижениям здания.Конструкция звонницы указывает на то, что притвор вначале был меньшейширины и вытянут до боковых фасадов позже. Опорных столбов храм не имеет, внушительный барабан держится настенах, опираясь северной стороной непосредственно на стену, апротивоположной — на систему арок. Над узкими окнами у карниза куполавыложен выступающий арочный пояс, типичный для древних новгородских храмови почти не встречающийся в других церквах старого Пскова. Глава —луковичной формы, несколько сплюснута. Главной достопримечательностью памятника являются его знаменитыефрески, выполненные вскоре после постройки собора и бывшие долгое времяскрытыми слоем позднейшей штукатурки. Их случайно обнаружили при ремонтехрама в 1858 году, а в конце XIX века очистили от наслоений. Характерросписи — типы лиц, традиционные византийские одежды, надписи — выдает ееблизость к греческим образцам. Однако некоторые черты стиля исполненияфресок — в особенности четкость линий, графичность — позволяютпредположить, что исполнителями их были не византийские, а русские мастера.По разнообразию композиций, по высоте художественного исполнения, подревности стенописи и объему работы (росписью заняты все внутренниеповерхности собора) мирожские фрески принадлежат к числу редчайшихпамятников монументальной русской живописи древнейшей поры. Ныне монастырь обнесен каменной стеной. Ограда эта недавняя — сделанана рубеже XVIII — XIX столетий. До той поры монастырская территория былаогорожена бревенчатым частоколом. На месте нынешней церкви Стефана, ввосточной части главного корпуса, построенной в конце XVII века, полторавека стояла ее предшественница — церковь Стефана постройки 1404 года, а с1546 года — другой возведенный заново одноименный храм. Монастырские ворота находились западнее Стефановской церкви, а ещедальше к реке Мироже стояли рубленые покои настоятеля. Южнее соборарасполагалось каменное здание (его остатки ныне расчищены), служившее, повсей вероятности, трапезной, а над ним возвышались деревянные кельи ималенькая церковка при них. Напротив собора, у северной границы нынешнегофруктового сада, до сих пор сохраняется нижний каменный этаж здания, надкоторым в деревянном верхе с 1800 года размещались жилые покои настоятеля.Дальше к югу занимали место разного рода хозяйственные постройки и обширные«черные» дворы. Перестройка фасада — объединение церкви Стефана с новымиворотами и построенным на месте старых покоев настоятеля тяжелым каменнымзданием,— законченная к концу XIX века, привела к тому, что вид на основнуюценность монастыря — его собор — был с севера закрыт. После ВеликойОтечественной войны новые ворота (над ними в конце прошлого века соорудиликолокольню) были заделаны, а древние «раскрыты». Мирожский монастырь,являвшийся в свое время крупным культурным центром древнего Пскова, сыгрализвестную роль в развитии культуры общерусской. В его стенах мастерафресковой живописи и иконописания сохраняли и развивали русскиенациональные традиции этого вида искусства, копиисты манускриптовразмножали произведения древнерусской литературы, сберегаемые в монастыре.Существует мнение, что копия, донесшая до нас великое творение славянскойлитературы «Слово о полку Игореве», была выполнена в монастыре на Мироже. Элементы прикладного искусства нашли отражение и в резьбе по камню.Шиферные плиты пола храмов, каменные наличники и другие украшения имелиплоский растительный или геометрический орнамент. Бесспорно, что прикладное искусство оказало влияние на развитиеискусства в целом. Музыка восточных славян. В жизни людей Древней Руси большое место занимали музыка, песни ипляски. Песня сопровождала работу, с ней ходили в поход, она была составнойчастью праздников, входила в обряды. Плясками и инструментальной музыкойсопровождались «игрища межю селы», княжеские развлечения. Нестор в «ЖитииФеодосия Печерского» так описывает это зрелище: «многыа играюща перед ним(князем): овы (одни) гусленыа гласа испущающим и инем мусикыискыа гласящем,иныа же органныа — и тако всем играющим и веселящимся, яко же обычай естьпред князем». Красочная картина описания пира богача дается в «Слове обогатом и убогом», где описывается выступление артистов — музыкантов «сгусльми и свирельми», певцов, танцоров, шутов. Церковные круги отрицательно относились ко всем этим развлечениям,видя в них «пакость», «бесовство», связанное с религиозным языческимвоззрением, отвлекающее людей от церкви. Песенные мелодии, мотивы инструментальной музыки, танцы пока намнеизвестны. Однако некоторые суждения о них мы можем вывести на основезнакомства с сохранившимися источниками. Источники свидетельствуют и о том, что на Руси очень рано появилисьнотные записи. Этому способствовало распространение христианства.Богослужение сопровождалось пением, которое велось по специальным певческимрукописям-книгам. Принятие христианства На укрепление единства восточнославянских земель была направлена ирелигиозно-реформаторская деятельность князя Владимира: Была проведена попытка унификации языческих божеств: их числосокращено до шести. Возглавлял пантеон Перун. Одна стать полноценнойгосударственной религией язычество уже не могло. В 988 г. в качестве государственной религии принято христианство.Процесс общения в новую веру растянулся на несколько лет (приблизительно с990 по 1015 гг.) и часто сопровождался сопротивлением населения. Решение Владимира о принятии Русью христианства, конечно, не былослучайностью. Тому было много причин. Вот важнейшие из них: Принятие единобожия способствовало укреплению великокняжеской власти ивсего государства в целом. Религия становилась мощным фактором духовногоединения людей. Рост имущественного и социального неравенства неизбежно приводил кобострению противоречий между различными слоями общества. Христианство сего гуманистическими идеалами несколько снимало это напряжение испособствовало общественному прогрессу. С принятием христианства Русь естественно становилась на одну позициюс другими государствами Европы. Это очень помогло росту ее международногоавторитета, что не замедлило сказаться в династически браках. Итак, принятие христианства было объективно необходимо для Руси иоткрывало перед ней новые перспективы развития. Но почему же Владимир избрал именно православие? Вероятно, из-затесных культурных и политических контактов с Византией. Кроме того, первыерусские христиане (княгиня Ольга, например) крестились в Византии. В Киевебыла православная община еще до всеобщего принятия христианства. Оченьважно также то, что православие допускало ведение службы на родном языке.Это делало религиозные обряды понятными для простых людей. И, наконец,ориентация на Византию позволила Руси приобщиться к ее высокоразвитойкультуре. Значение принятия христианства Крещение Руси привело к появлению особого общественного института -церкви, деятельность которой постепенно стала оказывать заметноевоздействие на жизнь русских людей. Во-первых, это было духовно-нравственное влияние: на смену «злым»языческим богам с их кровавыми жертвоприношениями пришла проповедьжертвенной любви Бога к людям и, как следствие, братской любви междулюдьми, равенства их перед Богом. Во-вторых, огромная просветительскаядеятельность: монастыри стали центрами книжности и грамотности, котораязатем распространялась среди самых широких слоев населения. В-третьих,экономическое, и политическое влияние: церковь способствовала сближениюплемен, формированию древнерусской народности, развитию общерусскогопатриотизма. Заключение Приведенные материалы свидетельствуют о высоком уровне развитияматериальной и духовной культуры восточных славян. История этой культуры неразрывно связана с историей создавшего еенарода. Истоки ее уходят в глубь веков, она впитала в себя опыт и традициивосточнославянских племен. Развитие феодальных отношений, формированиедревнерусской народности повлекло за собой изменения в областидревнерусской культуры. Принятие и утверждение христианства способствовалоразвитию письменности и просвещения, литературы, искусства, созданию основобщерусской культуры, ярко проявившихся в последующем в новых историческихусловиях. ЛИТЕРАТУРА o Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. Муравьев А.В., Сахаров А.М., М., «Просвещение», 1984 o Пособие по истории России. СПб, «Тригон», 1996 o Хрестоматия по истории СССР. Епифанов П.П., Епифанова О.П., М., «Просвещение», 1989 o Справочник школьника 5-11 классы. Соболева О.Л., М., «АСТ-Пресс», 2001 o Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. «Человечество - это народы». М., 1990 o Я познаю мир. История. Чудакова Н.В., Громов А.В., М., «Издательство АСТ- ЛТД», 1997 o Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории.-----------------------[pic][pic]




Похожие:

Материальная и духовная культура восточных славян в VI-VIII веках iconМатериальная и духовная культура древних славян по языковым данным

Материальная и духовная культура восточных славян в VI-VIII веках iconДокументы
1. /МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН ПО ЯЗЫКОВЫМ ДАННЫМ.doc
Материальная и духовная культура восточных славян в VI-VIII веках iconРабовладение у восточных славян VIII-Х вв

Материальная и духовная культура восточных славян в VI-VIII веках iconКазанский государственный университет Исторический факультет Кафедра этнографии и археологии полевая этнографическая практика часть 1 материальная культура и фольклор методическое пособие Казань 2008
Предметом изучения этнографической науки являются материальная, соционормативная и духовная культура народов, их семейный, общественный...
Материальная и духовная культура восточных славян в VI-VIII веках iconГосударственность у Восточных славян
Истоки государственности у восточных славян. Норманнская и славянская школы в истории 5
Материальная и духовная культура восточных славян в VI-VIII веках iconДуховная культура Москвы в XV-XVI веках

Материальная и духовная культура восточных славян в VI-VIII веках iconЯзыческая Культура Восточных Славян (особенности архаического сознания)

Материальная и духовная культура восточных славян в VI-VIII веках iconПроисхождение восточных славян. Образование Древнерусского государства План: Происхождение древних славян
Это были предки современных славянских народов. По их имени Балтийское море называлось тогда Венедским заливом Северного океана....
Материальная и духовная культура восточных славян в VI-VIII веках iconПримерный перечень вопросов к зачёту по дисциплине «Основы досуговой деятельности пожилых людей»
Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их развитие в 10-17 веках
Материальная и духовная культура восточных славян в VI-VIII веках iconДуховная культура Солнечные боги славян
Слово "культура" происходит от слова "культ" – вера, обычаи и традиции предков. Тот, кто забывает это,– не имеет права считаться...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы