Отношения рпц и советского государства в период 1917-1985 icon

Отношения рпц и советского государства в период 1917-1985



НазваниеОтношения рпц и советского государства в период 1917-1985
Дата конвертации04.07.2012
Размер212.67 Kb.
ТипРеферат
Отношения РПЦ и советского государства в период 1917-1985


Реферат по предмету «Новая история» на тему: Отношения Церкви и государства в большевистский период. _______________________Преподаватель_______________________ Санкт-Петербург 1999 г. План.Введение. 1. Краткий обзор отношений Русской Православной Церкви (РПЦ) и русского государства. 2. Особенности исторического периода.Основная часть. 3. Краткая биографическая справка наиболее видных церковных деятелей рассматриваемого периода. - Патриарх Тихон - Митрополит Сергий (Страгородский) - Введенский Александр Иванович 4. Период политики государства, направленной на уничтожение РПЦ путем открытого террора (1917 – 1941 гг.) 1. Физическое уничтожение безоружных священнослужителей и верующих. 2. Кампания вскрытия мощей - особенности борьбы государства с РПЦ. 3. Кампания изъятия церковных ценностей «для помощи голодающим Поволжья». 4. Церковный раскол как средство борьбы государства с церковью. 5. Декларация 1927 г. и последующие годы. 6. Война – общее бедствие. Послевоенное возрождение. 7. Возобновление гонений на РПЦ (1958 – 1970 гг.)8. Заключительный период большевизма в России (1970 – 1985 гг.)Заключение.9. РПЦ сегодня. Государство и РПЦ. Введение1. Вся история русского народа является переплетением взаимоотношенийРусской Православной Церкви (РПЦ) и русского государства. Поэтому многиесовременные историки считают, что истоки проблем, возникшие вовзаимоотношениях Русской Православной Церкви (РПЦ) и государством в началеХХ века во многом были заложены в предыдущие периоды. Поэтому необходимосовершить краткий обзор отношений РПЦ и русского государства, начиная с Хвека до революции 1917 года. Формально датой крещения Руси считается 988 год. Но по свидетельствуисториков христианство на территории Руси появилось задолго до этой даты. Вэтот период государство равнодушно относилось к христианству среди своихподданных. 988 г. фактически является годом признания за христианством статусагосударственной религии. Благочестивые Киевские князья, беря пример со св.равноапостольного князя Владимира (в крещении Василия), строили иблагоустраивали храмы, организовывали монастырскую жизнь, выделяя для этихцелей часть государственных доходов, а также часть своих княжеских средств.В свою очередь православная церковь всеми силами способствовала развитиюрусского народа и русского государства. Православные монастыри становятсякультурными центрами, церковь способствует развитию общерусского мышления.Это был первый (домонгольский) период развития РПЦ. Второй период – монгольский (XIII – XV века) можно характеризоватьраздроблением единого государства на мелкие княжества и подпадения их подвлияние более сильных государств (Золотая Орда, Литва, Польша). РПЦ в этотпериод всей своей деятельностью стремиться противостоять центробежнымтенденциям и служить центром объединения патриотических русских сил.
Онавыступает силой, сохраняющей единство русской нации, сохраняя и возможностьобъединения раздробленных княжеств в единое государство. Третий период (автокефальный) – период самостоятельного управления РПЦ(1448 – начало XXVIII века). Церковь продолжает поддерживать усилияМосковских князей по укреплению Русского государства и объединению русскогонарода под властью Москвы. Однако «благодарность» государства оказаласьвесьма своеобразной. Государство все больше и больше стремится руководитьцерковной жизнью, взимать налоги с монастырских и церковных земель, решатьвопросы перемещения епископов и т. д. Именно в этот период царь Иоанн IV(Грозный), недовольный постоянными обличениями своей жестокости со сторонымитрополита Филиппа (Колычева), посылает своего приближенного МалютуСкуратова убить сосланного митрополита. Четвертый период (синодальный) это период максимального подчинения РПЦгосударственным структурам (начало XXVIII века – 1917 год). В это время надцерковью довлел обер-прокурор – государственный чиновник, подчас не простоневерующий человек, но и откровенный масон, активно стремящийся уничтожитьРПЦ. Государство принуждает церковь признать интересы государства вышеинтересов паствы. В этот период ни разу не собирался поместный собор (вдругое время соборы проводились каждый год). Под давлением государства РПЦпринимает противоречащие православию постановления – нарушение тайныисповеди (при наличии признака государственной измены), лишение церкви иприхода права вести самостоятельную экономическую деятельность и иметьсобственность и т. д. Нужно отметить, что большинство священников свозмущением отвергали возможность разглашения тайны исповеди, напримерсвященник, исповедовавший Каракозова, отказался предоставить следствиюсведения полученные им на исповеди.2. Горькие результаты развития взаимоотношений РПЦ и государства кначалу XX века:- интеллигенция идет путем нецерковных религиозных исканий (основнаямасса русской интеллигенции была настроена антиклерикально, к их числу приходится отнести Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева);- духовенство считалось сословием неуважаемым (большинство приходских священников не получали жалованья, священники стремились отдать своих детей в светские учебные заведения);- жизнь рабочих и крестьян все больше становится бездуховной,приземленной;- пропаганда радикальных политических реформ сопровождается антицерковными лозунгами;- ухудшается материальное положение церковных учреждений (церковно- приходских школ, воскресных школ, кружков религиозного образования);Вместе с тем на рубеже XIX – XX веков в РПЦ появляется целая плеядаталантливых архиепископов, таких как митрополит Тихон (Белавин), митрополитСергий (Страгородский), митрополит Антоний Храповицкий и другие.Высокообразованные, преданные своему служению, эти церковные деятели вомногом определили события 20х – 30х годов и взаимоотношения РПЦ игосударства. Для понимания происходивших в РПЦ процессов необходимо хотя быкратко познакомиться с биографиями некоторых церковных деятелей. Основная часть3. Краткие биографические сведения о видных церковных деятелей: А) Патриарх Тихон. Василий Иванович Белавин родился 31 января 1865 года в городе Торопец Псковской губернии в семье священника. Учеба: Торопецкое Духовное училище, Псковская Духовная семинария, Санкт- Петербургская Духовная академия. Служба: преподаватель в Псковской семинарии (в это время следует его постриг в монахи с именем Тихона), инспектор Холмской семинарии, архиепископ Люблинский Холмской епархии, архиепископ Алеутский и Аляскинский (за время его управления епархия из Алеутской и Аляскинской выросла в Русскую Православную Церковь в Америке), архиепископ Ярославский, архиепископ Виленский и всей Литвы. Как видно из послужного списка будущего патриарха Тихона он почти всегда служил в епархиях удаленных, сложных и всегда блестяще справлялся с порученной должностью. Б) Митрополит Сергий (Страгородский). Иван Николаевич Страгородский родился 11 января 1867 года в городе Арзамас в семье священника. Учеба: Арзамасское Духовное училище, Нижегородская Духовная семинария, Санкт-Петербургская Духовная академия (в это время следует монашеский постриг с именем Сергия). Служба: Японская православная миссия – священник в Киото, доцент в Санкт-Петербургской Духовной академии, инспектор в Московской Духовной Академии, настоятель посольской церкви в Афинах, помощник начальника Японской православной миссии, инспектор, а чуть позже ректор Санкт-Петербургской Духовной академии, архиепископ Финляндский, В) Введенский Александр Иванович. Родился 1889 году в городе Витебск, отец – директор гимназии. В 1911 году заканчивает Санкт-Петербургский университет посещает религиозно-философские кружки, пишет стихи, прекрасно музицирует. В 1914 году рукоположен в военные священники. В 1922 году оказывается в группе «прогрессивного духовенства». 4. Период попыток государства физического уничтожения РПЦ (1917 – 1941 гг.).4.1. Православное сознание осмысляет государство как богоустановленныйинститут:«нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены»(послание апостола Павла к Римлянам 3, 1). Поэтому церковь предписываетсвоим чадам не только повиноваться государственной власти - повиноватьсянезависимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, независимо от ихотношения к церкви, но и молиться за власть, исключая случаи прямогобогоборчества государства. Коалиция же партий, пришедших к власти врезультате октябрьского переворота 1917 года, изначально гордо утверждаласебя, как отстраненную от всякой религиозности общность людей. Достаточносказать, что РСДРП(б) вообще никак не рассматривала вопрос своихвзаимоотношений с церковью в случае прихода к власти. С другой стороны, этоне единственный темный вопрос программы РСДРП(б). К октябрю 1917 годапрограмма РСДРП(б) не имела конструктивной части, т. е. все чаяниябольшевиков заканчивались свержением монархии (программа минимум) и взятиемвласти путем вооруженного восстания (программа максимум). Что делать дальшени партия, ни ее деятели не знали. В условиях отсутствия конструктивныхпрограмм сразу после взятия власти в свои руки большевики и их союзникизапустили массу программ деструктивных - уничтожительных. Одна из них –полное уничтожение церкви и полное изжитие из народа всякой религиозности.Простейший способ решить эту задачу – физическое уничтожениецерковнослужителей и массовый террор против верующих. 25 января 1918 года в Киеве происходит бессмысленное и зверское убийствомитрополита Владимира. По свидетельству современников м. Владимир был проств обращении со всеми, но тверд и настойчив в своих требованиях ираспоряжениях. Желал, чтобы столичное духовенство возможно ближе стояло кнароду, чаще совершало богослужения и проповедывало. В целях усиления иоживления пастырской деятельности московского духовенства митрополитВладимир стал открывать новые вакансии при столичных приходах и назначатьновых священников. Также Владыка пытался внести истинное христианскоенравственное учение в среду рабочего класса, который в то время был увлеченсоциалистическим мировоззрением. Он посещал собрания московских рабочих,обращался к ним со словом христианского наставления, сам печатал свои словаи речи, переводил с иностранных языков лучшие литературные произведения повопросам, касающимся социализма. В период службы митрополитом Петроградскимна личной аудиенции у императора Николая II он изложил свое мнение опагубном влиянии деятельности Г. Распутина. За открытое неприятие Г.Распутина был переведен на Киевскую кафедру. Страшные события начались с того, что митрополит Владимир был взят вкелии настоятеля Киево-Печерской Лавры группой во главе с комиссаром-матросом. После допроса убийцы повели митрополита в его спальню. Что тампроисходило неизвестно, только потом келейники нашли на полу в разныхместах комнаты, разорванный шелковый шнурочек, ладанку и серебрянуюнательную иконку. На место расстрела его видимо привезли на автомобиле,хотя это место было совсем близко от Лавры. Митрополит попросил время намолитву, воздел руки вверх и сказал: "Господи! Прости мои согрешения,вольные и невольные, и прими дух мой с миром". Потом благословилкрестообразно своих убийц и еще не успел опустить руки, как послышалисьвыстрелы. Помимо огнестрельных ран на теле покойного было найдено множествоколотых ран. Тело мученически скончавшегося м. Владимира оставалось наместе убийства до утра следующего дня. Митрополиту Владимиру было тогдасемьдесят лет. Петроградский протоиерей Алексей Ставровский после убийства председателяПетроградского ЧК Урицкого был арестован, в числе многочисленных заложникови вывезен в Кронштадт. Большевики расстреляли каждого десятого заложника.Будучи в преклонных летах, протоиерей Алексей Ставровский поменялся жребиемс молодым священником и был расстрелян. 16 июня 1918 года убит большевиками архиепископ Тобольский Ермоген. Также как и м. Владимир он был сослан за обличение Г. Распутина. ЧКарестовывает его без предъявления каких бы то ни было обвинений, носоглашается освободить под залог крупной суммы. Когда деньги были верующимисобраны, чекисты забирают деньги, но архиепископа с камнем на шее бросают вТобол. Убивали не только священнослужителей но и мирян, перечислим хотя бынекоторых из погибших в 1918 - 1919 годах. Архиепископ Пермский Андроник,Воронежский Тихон, Черниговский Василий, Астраханский Митрофан, ВяземскийМакарий, Енотаевский Леонтий, Ревельский Платон, епископ Амвросий,протоиерей Иоанн Кочуров, Петр Скипетров, Иосиф Смирнов, Павел Дернов,игумен Гервасий, иеромонах Герасим, священники Михаил Чафранов, ПавелКушников, Петр Покрывало, диакон Иоанн Касторский и многие другие.Страшные, жестокие убийства служителей алтаря Господня и мирян! Многиесвященнослужители, монахи и монахини были зверски замучены бандитами вкожанках: их распинали на Царских вратах, варили в котлах с кипящей смолой,скальпировали, душили епитрахилями, топили в прорубях. Никто из убитых недержал в руках оружия, никто из них не был осужден судом даже в виде фарса. Всего же к 1921 г. погибло более 12 тысяч мирян, несколько тысячприходского духовенства и монашествующих, 28 архиереев.2. Еще не закончилась гражданская война, еще не решен окончательно вопрос, быть или небыть большевистскому государству, но большевики развертывают кампанию повскрытию мощей. Вызывает удивление тот факт, что в сложнейший длябольшевистской власти период,16 февраля 1918 г., принимается постановление о вскрытии мощей –православной святыни. Можно спорить о том, было ли необходимо в тот периодпроизводить массовое вскрытие мощей, но очевидно, что цель этой кампаниисовершенно другая – спровоцировать выступление верующих против этой«государственной» акции. Поэтому, согласно инструкции, вскрытие мощейдолжно было производиться при массовом стечении верующих, во времябогослужений. Но и подобные провокации не смогли изменить соотношенияподдержки народом РПЦ и большевистского правительства. К исходу гражданской войны даже правительству большевиков стало ясно: продолжать красный террор против священнослужителей – окончательнодискредитировать себя. Поэтому государство прибегает к другим формамуничтожения Церкви.4.3. Летом 1921 г. на русский народ обрушилось еще одно бедствие – голод. Вконце года голодало 20 миллионов человек. Уже в августе 1921 г. было ясно– голод неизбежен, и патриарх Тихон обращается к народам мира с просьбой опомощи. Он просит помочь стране (а значит и правительству - большевикам),которая в течение двух лет физически уничтожала Церковь. «Помогите стране,кормившей многих и ныне умирающей от голода» (послание патриарха Тихона кнародам мира). Под председательством патриарха организуется общественныйкомитет помощи голодающим – Помгол, но уже 27 августа ВЦИК распустил Помголи образовал свою Центральную комиссию помощи голодающим. В декабре 1921 г.эта Комиссия обратилась к Патриарху с просьбой о пожертвовании. В ответ наэту просьбу Патриарх Тихон 19 февраля 1922 г. издает воззвание, призывающееприходы жертвовать драгоценные церковные украшения, не имеющиебогослужебного характера. Казалось бы, вопрос разрешен миром, но мирбольшевикам был не нужен. Поэтому 23 февраля 1922 г. ВЦИК издает декрет обизъятии церковных ценностей. То, что не помощь голодающим была целью этогодокумента, видно из секретных инструкций, дополняющих этот декрет. Иззаписки Троцкого от 17 марта 1922 г. явствует, что параллельно основнойкомиссии по изъятию церковных ценностей большевики создают другую –секретную, в которую входят карательные органы ЧК и армия. Роль этихкомиссий становится ясна на примере Петрограда. 19 марта 1922 В. И. Ленинпишет письмо в политбюро: «Именно теперь и только теперь, когда в голодныхместах едят людей… мы можем и, поэтому должны провести изъятие церковныхценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь передподавлением какого угодно сопротивления». Из записки заместителяпредседателя ГПУ от 20 марта 1922 г.: «…провести работу по подготовке куспешному экспроприированию этого имущества путем разного рода налетов инападений на церкви и нападений на хранилища церковного имущества и пр.». Иэто государственный документ! Однако далеко не все изъятые ценностииспользовались государством большевиков для помощи голодающим. В это времяКрасин строит в Лондоне роскошный особняк для советского торгпредства, а внедрах ГПУ возникает такая записка: «…выдать два чемодана драгоценностейдля организации помощи германской компартии по проведению мировойреволюции…». Наверное, только большевики мерили драгоценности чемоданами. Сдругой стороны, большевики используют изъятие ценностей как предлог длярасправы со священнослужителями. В Москве было приговорено к смертной казни11 человек. Особенно хорошо видно назначение кампании по изъятию ценностейна примере нашего города. Митрополитом Петроградским в это время былВениамин. Он был избран на Петроградскую кафедру в марте 1917 года вопрекижеланию Временного Правительства по желанию приходских собраний и рабочихПутиловского и Обуховского заводов. При возникновении необходимости вестидиалог с Петроградской комиссией помощи голодающим м. Вениамин выставил 3требования: 1. Передача ценностей должна быть осуществлена в форме пожертвования, а не изъятия; 2. В органы по контролю за использованием изъятых ценностей включить верующих; 3. Разрешить верующим выкупать церковные предметы богослужебного назначения.Петроградская комиссия помощи голодающим согласилась с этими требованиями,надеясь отличиться мирным выполнением декрета. На другой и на третий день вразных газетах (в том числе и в московских «Известиях») появились сообщенияо состоявшемся соглашении.Газетные заметки имели благожелательный тон по отношению к м. Вениамину ипетербургскому духовенству. Но по прошествии несколько дней в комиссиипроизошли кадровые изменения, и представителям м. Вениамина было заявлено,что пожертвования не будет, а будет изъятие. Позже было сфабриковано делопротив митрополита Вениамина и целого ряда его соратников. В результате судприговорил митрополита Вениамина (Казанского), епископа Венедикта(Плотникова), архимандрита Сергия (Шеина), протоиерея Чукова, протоиереяНовицкого, Ковшарова, профессора Огнева, Елачича к расстрелу.4.4 Большевики постоянно говорят о том, что всякая религия – «опиум длянарода» и внешне действительно более менее одинаково относятся к разнымвероисповеданиям и религиям. Но на практике особую ненависть они питают кправославию. Поэтому в этот период основным методом ЧК в борьбе с РПЦстановится поддержка ЧК обновленческого раскола. Прочтем резолюцию коллегииВЧК: «Выяснить характер отдельных епископов, викариев, дабы на чертечестолюбия разыгрывать всякие варианты…» - вот так государство планируетподрывную работу в РПЦ – как будто в тылу врага. Так, при арестемитрополита Вениамина вместе с сотрудниками ГПУ прибывает и лидеробновленческого движения Введенский – ведет он себя, по свидетельствуочевидцев, как штатный чекист. Отношение государства к обновленческомудвижению видно из протокола заседания комиссии ВЦИК по отделению Церкви отгосударства. «Взять более твердую ставку на группу «живой церкви», коалируяс ней левую группу» (речь идет об объединении двух обновленческих движений,которые поддерживаются государством в противовес РПЦ). Проанализируем ещеодин документ - записку Ем. Ярославского в Политбюро ЦК РКП(б) 19 июня 1923г.:«Прошу поставить в порядок дня ближайшего заседания следующие вопросыантирелигиозной комиссии:1) Директива по поводу обращения Тихона в Верховный суд.2) Информация о съезде мусульманского духовенства и съезде Буддийскогодуховенства Калмыцкой области.3) Просьба антирелигиозной комиссии об ускорении утверждения резолюцииXII-го съезда об антирелигиозной пропаганде.Председатель Комиссии Е. ЯРОСЛАВСКИЙ»Из документа видно, что государство интересуется исламом и буддизмом,причем слово «Буддизм» написано почему-то с большой буквы (наверное, этовероисповедание большевики уважали больше других). А вот отношениегосударства большевиков к католицизму. Посмотрим еще два документа. Первый:«Протокол антирелигиозной комиссии. (т.Попов Н.Н.)П о с т а н о в и л и :42. 1) Принять следующие предложения антирелигиозной комиссии:а) Разрешить групповое преподавание католическим детям катехизиса передконфирмацией;б) добиваться замены польских ксендзов немецкими или итальянскими.в) Продлить следствие по делу Тихона и не возражать против изменения мерыпресечения и тем из сопроцессников его, которые публично покаятся в своихпреступлениях.»И второй: «Секретарь ЦК Отпечат. в 1 экз. Секретарю ЦК РКП тов.СТАЛИНУ.ИЗ САНТА МАРГЕРИТА ЛИГАРЕ № 3 90 мин. 17/V. 0,40 НАРКОМИНДЕЛ, Москва.Пиццадо помощник Гаспарри от имени Папы просит освободить Тихона кстатипредлагает купить взятые из церквей предметы культа и отставит их как(пропуск I группы) у епископа Цеплека зпт а деньги немедленно вручат намабзац Это соблазнительно зпт но передача православных церковных предметовкатоликам вызовет бурю в России тчк Ответьте немедленно НрIII (спец Цибизов16/V-22) Ч И Ч Е Р И Н».Как видно, к католической церкви большевистское правительство относитсявполне лояльно и даже готово идти на сотрудничество, если бы не опасение«бури в России».Также лояльно (если не более того) большевистское правительство относится ик евангельским христианам баптистам. Вот что пишет в своих мемуарах первыйпрезидент Всероссийского Союза Евангельских христиан баптистов г. Проханов:«В основе политики большевиков в отношении религиозных организаций быласвобода для всех, за исключением тех групп и священства, которыеучаствовали в политической оппозиции новому режиму. Одним из первыхшагов советского правительства был декрет об отделении церкви отгосударства. В соответствии с провозглашенным декретом православная церковьтеряла финансовую поддержку государства... Миллионы рублей были изъяты изцерковных касс и это подорвало средства существования Священного Синода,Духовной академии и других церковных институтов. Большинство священниковбыли удалены от служения. Но в то же время некоторые из просвященныхсвященников поняли эти реформы правильно и приняли их...Таким образом низвержение православной церкви было значительнымдостижением, главной базой религиозной свободы... Упомянутый выше декрет оботделении церкви от государства содержал ясные и недвусмысленные положения,запрещающие любой вид преследований порелигиозным мотивам и гарантировавшие полную свободу совести... Впрактической жизни мы, евангельские христиане, видели факты, подтвердающиев общем благоприятное отношение советской власти к религиозным группам...Общим убеждением верующих в России в те годы было и остается, что если быЛенин был жив, то в нашей стране не было бы ужасных гонений на христиан состороны атеистов." И это христианин пишет о времени, когда по егособственным словам «…согласно официальной статистике, которая былаопубликована с 1917 по 1922 год в Советской прессе, в общем 1 млн. 800 тыс.казней было совершено, в том численад 28-ю архиепископами, 1404-мя священниками и 8800-а врачами."»Большевистское правительство пошло так далеко, что выдавало баптистамудостоверения о праве проведения массовых богослужений и миссионерскихмероприятий. Тот же г. Проханов пишет: «В некоторых местах, когда нашипроповедники и миссионеры показывали удостоверения, выданные Советами вПетрограде, им немедленно оказывалась помощь и в аренде, по возможностикрупных залов, и в разрешении печатать объявления о приглашении людей наБогослужения, и в развешивании этих объявлений на улицах". Приходит напамять меткая русская поговорка «Кому война, а кому мать родна»5. Существование РПЦ в условиях государства, объявившего уничтожениеЦеркви своейзадачей, становилось все более и более сложным, и руководство РПЦ в 1927 г.добивается, наконец (путем значительных уступок), признания за РПЦлегального положения. 29 июля 1927 года заместитель патриаршегоместоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) издает «Послание кпастырям и пастве», известное как «Декларация 1927 года». В Декларации подчеркивалась патриотическая позиция РПЦ в новыхисторических условиях: «Мы хотим быть православными и в то же времясознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехикоторой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи». До сегодняшнего дня многие не понимают значения этого документа и подчасосуждают м. Сергия за этот шаг навстречу богоборческой власти большевиков.Но именно этот шаг позволил сохранить Православную Церковь не как музейныйэкспонат, не как ушедшую в подполье секту, а как Церковь – Богочеловеческийорганизм. Но эти значительные уступки государству не сильно повлияли наотношения большевиков к православной вере. В начале 1929 года за подписьюКагановича на места была отправлена директива, в которой подчеркивалось,что религиозные организации являются единственной легально действующейконтрреволюционной силой, имеющей влияние на массы. Этим фактически быладана команда к широкому применению административных и репрессивных мер вборьбе с религией. Верующим родителям запрещалось обучать началам религиисвоих детей. Началось массовое закрытие храмов. Из сохранившихся к 1928году 30 тысяч приходов в 1928 г. было закрыто 534 церкви, в 1929 г. – 1119.И далее нарастающими темпами. В Москве из 500 храмов к 1 января 1930 г.осталось только 224. В 1931 г. был взорван храм Христа Спасителя. Закрытиехрамов и уничтожение святынь сопровождалось арестами, ссылками и высылкамисвященнослужителей и мирян, этапированием их в места заключения, где ужетомились тысячи священников и десятки архиереев. В 1932 году «Союзвоинствующих безбожников» принял пятилетний план:1 год – добиться закрытия всех духовных школ и лишить священнослужителейпродовольственных карточек;2 год – провести массовое закрытие церквей запретить изготовление предметовкульта;3 год – выслать всех служителей культа «за границу» (все, конечно, понималичто значит эта «заграница»);4 год – закрыть оставшиеся храмы всех религий;5 год – закрепить достигнутые успехи.Однако план «воинствующих безбожников» провалился. Даже после невиданных,кровавых репрессий 1936-1937 годов (т.н. «ежовские» репрессии), непрошедших мимо членов РПЦ, перепись 1937 показала, что 2/3 сельскогонаселения и 1/3 городского продолжают считать себя верующими! После этогобольшевистское государство отказалось от метода совмещения репрессий иантирелигиозной пропаганды и снова перешло к физическому уничтожению РПЦ.За 1937 год было закрыто более 8 тысяч храмов. По ложным обвинениям былирасстреляны тысячи священников и мирян. Многие погибли в застенках НКВД, влагерях и в ссылках.К 1939 году во всей стране оставалось около 100 открытых храмов. Скороочень скоро ожидалось торжественное закрытие последнего храма.6. 22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз. И впервые за всюисториюбогоборческого государства его руководитель – И. В. Сталин начал свою речьне обращением “товарищи”, а давно забытым “братья и сестры”. РПЦоткликнулась на призыв о защите отечества, верная традициям св. князяАлександра Невского, св. князя Дмитрия Донского и других защитников русскойземли. Наша Церковь, забыв о нанесенных ей большевистским государствомранах, призвала верующих встать на защиту родной земли. Митрополит Сергий впервый же день войны написал и собственноручно напечатал на машинке“Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви”. В нем он пишет“Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа…Благославляет онанебесным благословением и предстоящий всенародный подвиг… Церковьблагословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины.Господь нам дарует победу”. За годы войны РПЦ не только призывала верующих исполнить свой долг защитыродной земли, но и собирала денежные средства на вооружение. На собранныеверующими средства была построена танковая колонна имени Дмитрия Донского.Всего за годы войны было собрано более двухсот миллионов рублей. Грозная опасность, нависшая над самим существованием нашего государства,необходимость всенародного единения для победы над врагом, патриотическаяпозиция Русской Церкви побудили Советское правительство к изменениюрелигиозной политики. Начали открываться приходы, многие из оставшихся в живых священников былиосвобождены из лагерей и смогли возобновить служение в храмах. В советскойпечати практически прекратилась антирелигиозная пропаганда. Особое значениеимела беседа трех митрополитов (м. Сергия, м. Алексия и м. Николая) с И. В.Сталиным, состоявшаяся 31 августа 1943 года. Результатом беседы явилосьвозобновление архиерейских соборов, открытие духовных школ, началасьподготовка Поместного собора. Показательны в этом отношении слова,сказанные Председателем Совета по делам РПЦ при Совнаркоме Г. Г. Карповымна встрече с членами архиерейского собора 24 ноября 1944 года: «Те явления,которые сейчас происходят в жизни Церкви, не носят временного характера».Эти слова выражали основной принцип новой религиозной политикигосударственной власти, которая продолжалась 15 лет. Но этот мирный вотношениях РПЦ и государства период не мог продолжаться долго в условияхбольшевистской власти.7. В 1958 году большевистское государство, руководимое в тот период Н.С. Хрущевым, вновь изменило свою политику в отношении РПЦ. По всейвидимости причиной этого стали обнаружившиеся тогда разногласия внутрируководства коммунистической партии и экономические трудности в управлениистраной. В связи с этим руководство решило отвлечь народ от насущныхпроблем, заменив эти проблемы борьбой с религией и РПЦ в первую очередь.Впервые после эпохи “Воинствующего безбожника” журналы и газеты наполнилисьантирелигиозными статьями с кощунственными выпадами против святынь. Этакампания отличалась широким привлечением ренегатов. Вышла в печать брошюра,составленная бывшим преподователем Одесской семинарии Е. Дулуманом. Впечати появились заявления бывших священников П. Дарматского, А. Спасскогои А. Осипова об отречении от Бога. После такой подготовки по странепрокатилась волна закрытия храмов под разными предлогами: ветхостью зданий,тем, что вблизи храма находится школа, что храм мешает движению транспортаи т. д. Всего за период хрущевских гонений было закрыто около половиныхрамов – если в 1959 году насчитывалось 14 тысяч приходов, то к 1961 годутолько 8 тысяч. Одновременно сокращается количество служащих священников.Необходимо отметить, что второй особенностью хрущевских гонений была ихбескровность. Почти не было арестов, только несколько священников былиосуждены по сфабрикованным делам в основном за финансовые нарушения. Однако в связи с происшедшими перестановками в руководстве страны,хрущевские репрессии в отношении РПЦ постепенно сошли на нет. Но тот подъемдуховной жизни народа, который происходил в период 1943 – 1958 годов, ужене вернулся. 8. Наступил последний период в эпохе большевистского управления страной. Этот период затишья в отношениях государства и РПЦ характеризовался медленным сокращением количества храмов, закрывавшихся по необходимости (например, прекращение существования деревни). Новые храмы открывались очень редко. Снижалась посещаемость храмов, т.к. пожилые люди умирали, а большую часть населения страны стало составлять поколение, выросшее в эпоху жесткой антирелигиозной пропаганды. Вместе с тем участились случаи обращения людей, воспитанных в атеистических семьях. В результате частичной нормализации отношений РПЦ и государства был открыт ряд Духовных учебных заведений, увеличилось число обучающихся в них. Московская Патриархия несколько раз осуществляла издание Библии, общий тираж Библии за период с 1976 по 1983 год составил 300 тысяч экземпляров.Объявление государством перемен во всех сферах жизни общества, получившихназвание «перестройки», позволило изменить к лучшему положение дел в РПЦ.Подготовка к юбилейным торжествам – Тысячелетию крещения Руси в 1988 годупозволила увеличить число приходов, государство стало передавать Церквиотобранные ранее храмы, разрешило открыть воскресные школы. Заключение 9. Сегодня Церковь восстанавливает свое значение в среде народа в сложных условиях.В отличие от условий большевистского периода, РПЦ получила большую свободу,но еще большей свободой пользуются всевозможные культы, секты, обществаколдунов и астрологов. В наших школах часто с большим удовлетворениемприглашают последователей Муна или Свидетелей Иеговы, чем православногосвященника. В условиях сложной экономической ситуации в стране РПЦ,существующая исключительно на средства прихожан, не может состязаться поколичеству и полиграфическому качеству миссионерской литературы смиссионерами-протестантами, несущими учение чуждое нашему народу. Многиерасценивают принятие закона о свободе совести, как «огосударствлениецеркви», но практика показывает, что при внешнем уважении к традиционнойрусской религии и ее носительнице – Русской Православной Церкви,сегодняшнее руководство государством совершенно безразлично к нуждам РПЦ.Примером может быть ситуация с показом фильма «Последнее искушение Христа».И католики, и протестанты, и даже мусульмане предупреждали, что фильм -недопустимо кощунственный, но правительство так и не запретило его показ потелевидению. Отказ НТВ выполнить просьбу Патриарха (отказаться от показаэтого фильма) лишает кого бы то ни было возможности утверждать, будтоправославие в России является чем-то государственно-обязательным. Другойпример. Несмотря на многочисленные просьбы о передаче РПЦ в Санкт-Петербурге одной из великих святынь русского православия – храма «Спаса-на-крови» правительство продолжает удерживать его в качестве музея. И все жеРПЦ живет и развивается. Из года в год открываются новые храмы, создаютсяновые приходы, открываются воскресные школы, православные классы в обычныхгосударственных школах. Проводятся православные конференции, выставки,фестивали (например Рождественские чтения, которые проводятся каждый год вМоскве). В этом году восстановлена традиция предпасхальной Лазаревойярмарки, на которой были выставлены изделия, изготовленные детьми ивзрослыми в кружках рукоделия воскресных школ Санкт-Петербурга. РПЦнасчитывает на сегодняшний день 125 епархий, на всех континентах естьприходы РПЦ. Во всех часовых поясах проводятся православные богослужения и,потому, ни на минуту не прерывается православное богослужение.Литература:1. Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. «Стояние в вере».2. Владимир Цыпин, протоиерей. «История Русской Православной Церкви».3. Георгий Митрофанов, протоиерей. «Лекции по истории Русской Православной Церкви ХХ век».4. Дмитрий Поспеловский. «Православная Церковь в истории Руси, России и СССР».5. Проханов И.С. «В котле России», изданна в 1992 году Всемирным союзом евангельских христиан.




Похожие:

Отношения рпц и советского государства в период 1917-1985 iconI. IX-XVI века
Октябрь 1917 декабрь 1991 года Становление и развитие Советского государства ( с 1922 года СССР )
Отношения рпц и советского государства в период 1917-1985 iconCоздание советского государства и права
Февральской революции 1917 г в России сделал вывод, что для России лучшей формой дикта
Отношения рпц и советского государства в период 1917-1985 iconЭкономика Советского государства в период гражданской войны и интервенции 1918-1920 гг

Отношения рпц и советского государства в период 1917-1985 iconКнига английского историка Джеффри Хоскинга «История Советского Союза. 1917-1991»
Только усилиями миллионов можно было поднять из руин разрушенные города, заводы, восстановить инфраструктуру. Этот период не может...
Отношения рпц и советского государства в период 1917-1985 iconВозникновение и развитие Советского права (1917-1940)

Отношения рпц и советского государства в период 1917-1985 iconРеферат по предмету «Новая история» на тему: Отношения Церкви и государства в большевистский период. Преподаватель
Краткая биографическая справка наиболее видных церковных деятелей рассматриваемого периода
Отношения рпц и советского государства в период 1917-1985 iconС. В. Кортунов Метаморфозы либеральной идеи1
Так было и в 1862-1917 гг., и в 1985-1991 гг. На грани распада Россия оказалась и в 1999 г., после либеральных реформ ельцинского...
Отношения рпц и советского государства в период 1917-1985 iconС. В. Кортунов Метаморфозы либеральной идеи1
Так было и в 1862-1917 гг., и в 1985-1991 гг. На грани распада Россия оказалась и в 1999 г., после либеральных реформ ельцинского...
Отношения рпц и советского государства в период 1917-1985 iconПравославие в современной России. Экономические аспекты социального учения рпц
В этой связи встает вопрос о влиянии учения Русской Православной Церкви (рпц) на умы и сердца верующих и о содержании этого учения....
Отношения рпц и советского государства в период 1917-1985 iconПравославие в современной России. Экономические аспекты социального учения рпц
В этой связи встает вопрос о влиянии учения Русской Православной Церкви (рпц) на умы и сердца верующих и о содержании этого учения....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы