Концепция отчуждения личности и общества в философии Альбера Камю (на примере повести Посторонний) icon

Концепция отчуждения личности и общества в философии Альбера Камю (на примере повести Посторонний)



НазваниеКонцепция отчуждения личности и общества в философии Альбера Камю (на примере повести Посторонний)
Дата конвертации04.07.2012
Размер159,5 Kb.
ТипРеферат
Концепция отчуждения личности и общества в философии Альбера Камю (на примере повести Посторонний)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ Херсонский государственный педагогический университет КОНЦЕПЦИЯ ОТЧУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА В ФИЛОСОФИИ АЛЬБЕРА КАМЮ (на примере повести «Посторонний») Научное сочинение Студентки 3-го курса факультета иностранной филологии группы 341 Молдован Елены Преподаватель: Невярович Наталья Юрьевна Херсон -1998 СОДЕРЖАНИЕ: 1. Вступление. Альбер Камю - один из моралистов со- временной французской литературе XX столетия........ 4 с. 1.1. «Посторонний» - бестселлер, вошедший в лицейские и университетские программы....................................... 4 с. 1.2. Разнообразная литература о «Постороннем»........ 5 с. 2.0. Глава І. Общие положения................................... 6 с. 2.1. Творческая история «Постороннего»................... 6 с. 2.2. Герой «Постороннего» - выразитель чувств поколения Камю................................................................... 6 с. 2.3. Проблема абсурда в произведении....................... 7 с. 2.3.1. Двуплановость романа...................................... 7 с. 2.3.2. Определение жанра романа............................... 7 с. 2.3.3. Позиция героя в романе.................................... 7 с. 2.3.4. «Психология тела» в «Постороннем»................. 8 с. 2.3.5. Ключевая сцена романа..................................... 8 с. 2.3.6. «Индифферентизм» героя.................................. 9 с. 2.4. Язык романа «Нулевой градус письма»............... 10 с. 2.5. «Посторонний» - одно из произведений модернизма.............................................................. 10 с. 3.0. Глава ІІ. Непосредственный анализ произведения............................................................ 12 с. 3.1. События первой части романа............................ 12 с. 3.2. Сообщение о смерти матери............................... 12 с. 3.3. В приюте для престарелых.................................. 12 с. 3.4. Отображение душевного состояния героя при помощи стихии природы........................................................ 13 с. 3.5. События второй части........................................ 14 с. 3.5.1. Раздумья героя об отношении к матери............ 15 с. 3.5.2. Встреча с Мари, телесные наслаждения............ 15 с. 3.5.3. Преступление Мерсо - переломный момент в композиции романа............................................................ 16 с. 3.5.4. Мерсо в зале суда............................................ 17с. 3.5.5. В ожидании казни. Смерть............................... 18 с. 4.0. Вывод. Вклад Камю в мировую литературу, раскрытие «экзистенциалистической» личности при создании «Постороннего»........................................................ 19 с. Литература.............................................................. . 21 с. ВСТУПЛЕНИЕ Альбер Камю – один из моралистов в современной французской литературе ХХ столетия 1.0. С давних пор культура Франции была щедра на «моралистов», тоесть назидателей, нравоучителей, проповедников добродетели. Прежде всегоэто мастера пера и мыслители, обсуждающие в своих книгах загадкичеловеческой природы с остроумной прямотой, подобно Монтеню в ХVIв.,Паскалю и Ларошфуко в ХVIIв., Вальтеру, Дидро, Руссо в XVIII в. ФранцияXX столетия выдвинула очередное созвездие таких моралистов: Сент-Экзюпери,Мальро, Сатр... Среди первых в ряду этих громких имен должен быть по правуназван и Альбер Камю. В своем творчестве он рассмотрел концепцию отчужденияличности и общества. Он - глашатай множества разрозненных фишочек, которыев мире, расколотом на лагеря, ведут судорожные поиски собственногосерединного пути. В своих произведениях он придерживался умозаключений«философии существования», экзистенциализма. Понять жизнь - значит, поКамю, различать за ее изменчивыми малодостоверными обликами лик самойСудьбы и истолковать в свете последней очевидности нашего земного удела.Все книги Камю претендуют на то, чтобы быть трагедиями метафизическогопрозрения: в них ум тщится пробиться сквозь толщу преходящего, сквозьжитейско-исторический пласт к прямоугольной бытийной правде существованияличности на земле. 1.1. К одной из таких книг относится и произведение Камю «Посторонний»,о котором уже написаны тысячи станиц. Он вызвал живой интерес как воФранции, так далеко за ее рубежами. Но и сегодня, более сорока лет послеего выхода а свет, книгу продолжают читать, она остается во Франциибестселлером. «Посторонний» прочно вошел в лицейские и университетскиекурсы, где трактуется как «капитальная дата» в истории французскойлитературы. Эта книга Камю называется и «лучшим романом поколения Камю», и«одним из больших философских мифов в искусстве этого века» и даже одним изнаиболее захватывающих, убедительных и наилучшим образом построенныхроманов в мировой литературе. 1.2. Литература о «Постороннем» настолько разнообразна, что знакомствос ней дает довольно полное представление о возможностях различныхнаправлений в методологии современного западного литературоведения. Повестьподвергалась разного рода прочтению - метафизическому,экзистециалистическому, биографическому, политическому и социологическому.К ней обращались представители многих областей знаний. ГЛАВА І Общие положения 2.1. Творческая история «Постороннего» довольно легко прослеживается по«Записным книжкам» Камю. Он отмечает, что главный герой повести -человек, не желающий оправдываться. Он предпочитает топредставление, которое люди составили о нем. Он умирает, довольствуясьсобственным сознанием своей правоты. Примечательно, что уже в этой первойзаписи как ключевое звучит слово «правда», в июне 1937г. появился набросоктемы о человеке, приговоренном к смертной казни. Узник парализованстрахом, но не ищет никаких утешений. Он умирает с глазами, полными слез. Виюле 1937г. вновь появляется запись о человеке, который всю жизнь защищаетнекую веру. Умирает его мать. Он все бросает. В августе 1937г. в егодневниках появляется запись: «человек, который искал свою жизнь там, гдеона обычно и проходит (женитьба, положение в обществе). Однажды он осознал,насколько чужим был по отношению к собственной жизни. Ему свойственен отказот компромиссов и вера в правду природы». (4, 135) 2.2. По запискам Камю, герой - хранитель правды, но какой? Ведь этотчеловек странный, на что некоторым образом намекало название романа -«Посторонний». Когда «Посторонний» вышел в свет, целое поколение с жадностью прочлоэту книгу - поколение, жизнь которого не покоилась на традиционных основах,была замкнутой, лишенной будущего, совсем как жизнь «Постороннего».Молодежь сделала из Мерсо своего героя. 2.3. Как писал Камю, основной проблемой был абсурд. Главное, чтоопределяет поведение Мерсо, считал писатель -это отказ от лжи. Психология Мерсо, его поведение, его правда - результат долгихразмышлений Камю над эстетикой абсурда, которая по-своему отражала егособственные жизненные наблюдения. 2.3.1. «Посторонний» - произведение сложное, его герой «ускальзывает»от однозначной трактовки наибольшая сложность в повести заключается в еедвуплановости. Повесть разбита на две равные, перекликающиеся между собойчасти. Вторая - зеркало первой, но зеркало кривое. Однажды пережитое в ходесудебного разбирательства, и «копия» до неузнаваемости искажает натуру. Содной стороны, Камю стремится показать столкновение «обычного человека»лицом к лицу с судьбой, от которой защиты нет - и это метафизическаяплоскость романа. С другой стороны, своим негативизма Мерсо поверяетобщепринятые ценности, чтобы своей внутренней правдой осудить внешнюю ложь. 2.3.2. Жанр романа близится к моралистическому роману, поэтомуфилософско-эстетическая система автора не отделима от его личности. Полноту«Постороннему» придает его философский подтекст. В «Постороннем» Камюстремится придать истории универсальный характер мифа, где жизнь изначальноотмечена печатью абсурда. Действительность здесь является скорее метафорой,необходимой для раскрытия образа Мерсо. 2.3.3. Механически размеренно течет жизнь молодого героя на городскойокраине Альшера. Служба мелкого клерка в конторе, пустая и монотонная,прерывается радостью возвращения Мерсо к пляжам «залитым солнцем, к краскамвечернего южного неба». Жизнь и здесь под пером Камю предстает своей«изнанкой» и своим «лицом». Сама фамилия героя содержит для авторапротивоположность сущности: «смерть» и «солнце». Трагизм уделачеловеческого, сотканный из радости и боли, и здесь с недоступностью законаохватывает все круги жизни героя». (1, 140) Мерсо не требует много от жизни и по-своему он счастлив. Следуетотметить, что среди возможных названий романа Камю отметил в своихчерновиках «Счастливый человек», «Обыкновенный человек», «Безразличные».Мерсо - скромный, уступчивый и благожелательный, правда, без особогорадушия, человек. Ничто не выделяет его из числа обитателей бедныхпредместий Алжира, кроме одной странности - он удивительно бесхитростен иравнодушен ко всему, что обычно представляет интерес людей. 2.3.4. Жизнь алжирца сводится Камю до уровня непосредственночувственных ощущений. Он не видит оснований менять свою жизнь, когда хозяин конторыпредлагает ему подумать о карьере, где для него нашлась интересная работа.В Париже Мерсо уже бывал, у него нет не малейшего честолюбия никакихнадежд. Ведь жизнь, считает он, не поменяешь, та или иная жизнь в конечномсчете равноценна. Но, когда-то в начале жизни Мерсо учился, был студентом и, как все,строил планы на будущее. Но ученье пришлось оставить, и тогда он оченьскоро понял, что все его мечты в сущности не имели смысла. Мерсо отвернулсяот того, что прежде казалось преисполненным значения. Он погрузился впучину равнодушия. 2.3.5. Вероятно, именно здесь надо искать причину поразительнойбезчувственности Мерсо, секрет его странности, Но об этом Камю молчит допоследних страниц, до той ключевой сцены в романе, когда выведенный из себядомогательствами священника Мерсо лихорадочно выкрикивает слова своей верыв лицо служителю церкви: «Я был прав, я и теперь прав, я всегда прав. Я жилвот так, а жил по-другому. Я де лал то, и не делал этого. Ну и что? Яславно жил в ожидании той минуты бледного рассвета, когда моя правдаобнаружиться. Из бездны моего будущего в течение всей моей абсурдной мукиподымалась во мне сквозь еще не наставшие годы дыхание мрака, оно всеуравнивало на своем пути, все, что доступно моей жизни, - такойненастоящей, такой призрачной жизни». (2, 356). Занавес над тайной Мерсоприподнят: смерть неотразимый и бессмысленный факт, лежит на основе правды. 2.3.6. Секрет «индивидуума» героя заключается в выводах, которых онуехал, осознав конечность и абсурдность жизни. Он желает просто быть, житьи чувствовать сегодня, здесь на земле, жить в «вечном настоящем». Все жеостальное, что связывает человека с другими, - мораль, идеи, творчество, -для Мерсо обесценено и лишена смысла. Спасение для героя может быть в том,чтобы погасить сознание, не сознавать самого себя, разорвать формальнуюсвязь с другими Мерсо выбирает отрешенность, отделяется от общества,становится «чужаком». Его рассудок, кажется, поддернут легким туманом, иуже при чтении начальных глав романа создается впечатление, что геройпребывает в состоянии полусна. Хотя, слово «абсурд» встречается в романе всего лишь один раз в концепоследней главы, уже первые страницы «Постороннего» поручают читателя ватмосферу абсурда, которая не перестают сгущаться до последней сцены. 2.4. Рассказ ведется от первого лица, и в то же время он парадоксальнобезразличен. Разговорную заурядность и оголенную прямоту этого вызывающебедного по словарю, подчеркнуто однообразного по строю, с видубесхитростного нанизывания простейших фраз один из истолкователей«Постороннего» метко обозначенный как «нулевой градус письма».Повествования тут дробится на бесчисленное множество предложений,синтаксически предельно упрощенных, едва соотнесенных друг с другомзамкнутых в себя и самодостаточных, - своего рода языковых «островов» .(Сартр) (1, 390) 2.5. «Посторонний» Камю служит примером для всех, кто склонен судить опроизведении, о писателя исходя из рассказывания, стиля, из формы, если онаусложнена, «разорвана», значит это модернист, а если проста, если присущаей некая цельность-реалист. К тому же если все так просто таким прозрачнымязыком написано. Какова же основная идея повести? Безмятежно-равнодушный, инертный Мерсо- это человек которого не вывело из сонного равновесия даже совершенное имубийство, однажды все-таки впал в неистовство. Случилось это именно включевой сцене романа, когда тюремный священник попытался вернуть героя влоно церкви, приобщить к вере, будто все вертится по воле божьей. И Мерсовытолкал священника за двери своей камеры. Но почему этот пароксизм яростивызвал у него именно священник, а не жестокий, загонявший его в тупикследовать, не скучающий судья, вынесший ему смертный приговор, небесцеремонная, пялившаяся на него, как на одинокое животное, публика? Дапотому, что все они лишь утверждали Мерсо в его представлении о сущностижизни и только священник, призывал уповать на божественное милосердие,довериться божественному промыслу, развернул перед ними картину бытиягармонического, закономерного, предопределенного. И картина эта угрожалапоколебать представление о мире - царстве абсурда, мире - первозданномхаосе. Взгляд на жизнь как на нечто бессмысленное - модернистический взгляд.Поэтому «Посторонний» - произведение для модернизма классическое. ГЛАВА II Непосредственный анализ произведения 3.1. Примечательно, что развитие действия в романе почти ненаблюдается. Жизнь Мерсо – скромного обывателя из пыльного предместьяАлжира – мало чем выделяется из сотни ей подобных, так как это жизньбудничная, невзрачная, скучноватая. И выстрел явился толчком в этомполудремном прозябании, это было своеобразной вспышкой, которая перенеслаМерсо в другую плоскость, пространство, в другое измерение, разрушившим егобессмысленное растительное существование. 3.2. Следует отметить главную особенность Мерсо - это полное отсутствиелицемерия, нежелание лгать и притворяться, даже если это идет в противовесего собственной выгоде. Данная черта проявляется прежде всего тогда, когдаон получает телеграмму о смерти матери в богадельне. Формальный тексттелеграммы из приюта вызывает у него недоумение, он не совсем понимает ипринимает, то, что его мать умерла. Для Мерсо мать умерла намного раньше, аименно: когда он поместил ее в богадельню, представив заботу о ней служащимзаведения. Поэтому горестное событие и отрешенность, безразличие, с которымоно воспринимается главным героем усиливает чувство абсурда. 3.3. В приюте для престарелых Мерсо снова не понимает необходимостьследовать положенному принципу и создать хотя бы видимость, иллюзиюсострадания. Мерсо смутно чувствует, что его осуждают за то, что онпоместил свою мать в богадельню. Он пытался оправдать себя в глазахдиректора, но он его опередил: «Вы не могли взять ее на иждивение. Ей нужнабыла сиделка, а вы получаете скромное жалованье. И в конце концов ей жилосьздесь лучше». (1, 142). Однако в приюте для престарелых поступают несообразно с желаниями, просьбами, привычками стариков – только лишь состарым распорядком и правилами. Шаг в сторону был неприемлим, исключениябыли только в редких случаях, да и то с предварительными отговорками. Какэто произошло в случае с Пересом, когда ему позволили участвовать впохоронной процессии, так как в приюте он считался женихом умершей. Для Мерсо голоса стариков, зашедших в приютский морг звучат«приглушенной трескотней попугаев», у сиделок вместо лица - «белая марлеваяповязка», на старческих лицах вместо глаз среди густой сетки морщин - «лишьтусклый свет». Перес падает в обморок, как «сломавшийся палец» Участникипохоронной процессии похожи на механических кукол, стремительно сменяющихдруг друга в нелепой игре. Механическое соседствует в «Постороннем» с комическим, что еще болееподчеркивает отчуждение героя от окружающего: распорядитель процессии -«маленький человек в белом одеянии», Перес - «старичок актерскойвнешности», нос Переса - «в черных точках», у него «огромные дряблые иоттопыренные уши, к тому же багрового цвета». Перес суетится, срезает углы,чтобы поспеть за сопровождающими гроб. Его трагикомический видконтрастирует с преисполненной достоинства внешностью директора приюта,столь же нелепого в своей нечеловеческой «официальности». Он не делает неединого лишнего жеста, даже не вытирает пот со лба и с лица». (4, 172) 3.4. Но Мерсо как непричастен, отрешен от происходящего на его глазахдейства, обряда похорон. Ему чужда эта ритуальность, он просто исполняетобязанность, всем своим видом показывая, что он делает именно это, непытаясь даже скрыть свой отрешенный, безразличный взгляд. Но отрешенностьМерсо носит избирательный характер. Если сознание героя не воспринимаетсоциальный ритуалы, то оно очень живо по отношению к миру природы. Геройвоспринимает окружающее глазами поэта, он тонко чувствует краски, запахиприроды, слышит едва уловимые звуки. Игрой света, картиной пейзажа,отдельной деталью вещного мира Камю передает состояние героя. Здесь Мерсо -самозабвенный поклонник стихий - земли, моря, солнца. Пейзаж такжетаинственным образом связывает сына с матерью. Мерсо понимает привязанностьматери к местам, где она любила гулять. (2, 356) Именно благодаря природе возобновляется связь между людьми -обитателями приюта, - которая непостижимо рвется в быту. 3.5. Во второй части повести происходит перестановка жизненных силгероя и перелицовка его заурядной, обыденной жизни в житие злодея ипреступника. Его называют нравственным уродом, так как он пренебрегсыновним долгом и отдал мать в богадельню. Вечер следующего дня,проведенным с женщиной, в кино, в зале суда истолковывают как святотатство;то что он был на короткой ноге с соседом, у которого было не слишком чистоепрошлое, свидетельствует о том, что Мерсо был причастен к уголовному дну. Взале заседаний подсудимых может отделаться от ощущения, что судят кого-тодругого, кто отдаленно смахивает на знакомое ему лицо, но никак не на егосамого. И Мерсо отправляют на эшафот, в сущности, не за совершенное имубийство, а за то, что пренебрег лицемерим, из которого соткан «долг». (4,360) 3.5.1. Создается впечатление, что суд над Мерсо происходит не зафизическое преступление - убийство араба, а за нравственное преступлениенад которым не властен земной суд, суд человека. В этом человек - сам себесудья, только сам Мерсо должен был ощутить меру ответственности засодеянное. А вопрос о том, любил ли Мерсо свою мать не должен был открытообсуждаться, дебатироваться в зале суда, а тем более самым веским доводомдля вынесения смертного приговора. Но для Мерсо не существует абстрактногочувства любви, он предельно «заземлен» и живет ощущением настоящего,быстротекущего времени. Доминирующим влиянием на натуру Мерсо являются егофизические потребности, именно они определяют его чувство. Следовательно, слово «любить» для «Постороннего» не имеет никакогосмысла, так как принадлежит к словарю формальной этики, он знает о любвилишь то, что это смесь желания, нежности и понимания, соединения его с кем-нибудь». (4, 180) 3.5.2. «Постороннему» не чужд разве что вкус к телесным «растительным»радостям, потребностям, желаниям. Ему безразлично почти все, что выходит запределы здоровой потребности в сне, еде, близости с женщиной. Этоподтверждается тем, что на следующий день после похорон он отправилсякупаться в порт и встретил там машинистку Мари. И они спокойно плавают иразвлекаются и, в частности Мерсо, не испытывает никаких угрезений совести,которые должны были естественно возникнуть у него по поводу смерти матери.Его индиффирентное отношение к этому переломному в жизни каждого человекамомента и составляет постепенно нагнетающееся чувство абсурда на первыйвзгляд реального произведения. 3.5.3. Итак бездумно, не зная цели, отрешенный Мерсо бредет по жизни,глядя на нее, как человек абсурда. В преступлении Мерсо решающими являлись силы природы, которым Мерсо такпоклонялся. Это «нестерпимое», палящее солнце, которое делало пейзажбесчеловечным, гнетущим. Символ мира и покоя - небо становится враждебнымчеловеку, являет собой соучастника, пособника в преступлении. Пейзаж здесь, то есть на арене преступления, и раскаленная равнина, изамкнутое пространство, где Мерсо отдан во власть жестоких лучей солнца иоткуда нет выхода, поэтому главный герой чувствует себя в западне, пытаясьпрорваться сквозь эту пелену и безысходность. Враждебная стихия испепеляеттело и дух Мерсо, создает атмосферу рокового насилия, затягивает жертву всвою бездну, откуда нет пути назад. В аллегорическом смысле солнце стаетпалачем Мерсо, насилует его волю. Мерсо чувствует себя на краю безумия(данный момент является характерной чертой человека в произведенияхмодернистов). Чтобы вырваться из круга насилия и зля нужен взрыв, и онпроисходит. И взрыв этот - убийство араба. Сцена убийства араба является поворотным моментом в композиции«Постороннего». Эта глава делит роман на две равные части, обращенные однак другой. В первой части - рассказ Мерсо о его жизни до встречи с арабамина пляже, во второй - повествование Мерсо о своем пребывании в тюрьме, оследствии и суде над ним. «Смысл книги, писал Камю, - состоит исключительно в параллелизме двухчастей». Вторая часть - это зеркало, но такое, которое искажает донеузнаваемости правду Мерсо. Между двумя частями «Постороннего» - разрыв,вызывающий у читателей чувство абсурда, диспропорция между тем, как Мерсовидит жизнь и как ее видит судьи, становиться ведущей ассиметрией вхудожественной системе «Постороннего». (1, 332) 3.5.4. В зале суда следователь яростно навязывает Мерсо христианскоепокаяние и смирение. Он не может допустить мысли, что Мерсо не верит вБога, в христианскую мораль, единственной моралью для него действенной исправедливой является рацио и окружающие его явления и процессы. Он неверит в то, что нельзя проверить, увидеть, ощутить. Поэтому в зале судаМерсо предстоит в личине Антихриста. И вот звучит приговор: «председательсуда объявил в довольно странной форме, что именем французского народа мнена городской площади будет отрублена голова». (1, 359) В ожидании казни Мерсо отказывается от встречи с тюремным священником:духовник - в стане его противников. Отсутствие надежд на спасение вызываетнеодолимый ужас, страх смерти неотступно преследует Мерсо в тюремнойкамере: он думает о гильотине, об обыденном характере экзекуции. Всю ночь,не смыкая глаз, узник ждет рассвета, который может быть для него последним.Мерсо бесконечно одинок и бесконечно свободен, как человек у которого нетзавтрашнего дня. Загробные надежды и утешения не поняты и не приемлемы для Мерсо. Ондалеко от отчаяния и верен земле, за пределами которой ничего несуществует. Тягостная беседа со священником заканчивается внезапным взрывомгнева Мерсо. В жизни царствует бессмысленность, никто не в чем не виноват,или же все виноваты во всем. Лихорадочная речь Мерсо, единственная на всем протяжении романа, где онраскрывает душу, как будто очистила героя от боли, изгнав всякую надежду.Мерсо чувствовал отрешенность от мира людей и свое родство с бездуховным икак раз, поэтому прекрасным миром природы. Для Мерсо уже нет будущего, естьлишь сиюминутное настоящее. Круг горечи в финале романа замкнулся. Затравленный всесильноймеханикой лжи «Посторонний» остался со своей правдой. Камю, видимо, хотел,чтобы каждый поверил, что Мерсо не виновен, хотя он и убил незнакомогочеловека, и если общество послало его на гильотину, значит совершило онопреступление еще более страшное. Жизнь в обществе организована не праведнои бесчеловечно. И Камю-художник немало делает чтобы внушить доверие кнегативной правде своего героя. (4, 200) 3.5.5. Существующий косный миропорядок подталкивает Мерсо к желаниюуйти из жизни, так как он не видит выхода из сложившегося порядка вещей.Поэтому последним словом романа все-таки остается «ненависть». В судьбе Мерсо ощущается абсурд: молодой и влюбленный в «яства земные»,герой не мог найти ничего, кроме бессмысленной работы в какой-то конторе;лишенный средств, сын вынужден поместить свою мать в богадельню; послепохорон он должен скрывать радость близости с Мари; судят его не за то, чтоон убил (об убитом арабе по существу речи нет), а зато, что он не плакал напохоронах своей матери; на пороге смерти ему навязывают обращение к богу, вкоторого он верует. ВЫВОД Вклад Камю в мировую литературу, раскрытие «экзистенциалистической» личности при создании «Постороннего» 4.0. Выходя за пределы понятий, которые были нужны Камю для созданияэкзистенциалиского типа «невиновного героя», мы сталкиваемся с вопросом:можно оправдать убийство только на том основании, что произошло онослучайно? Концепция абсурда не только уживала художественное видениеписателя, но и не освобождала героя от присущего ему порока нравственнойиндиффирентности. В трактате «Человек блуждающий» Камю строго оценит то,что со временем ему прийдется преодолевать. Чувство абсурда если пытатьсяизвлечь из него правило действия, делает убийство по меньшей меребезразличным и, следовательно, возможным. Если не во что верить, если ни вчем нет смысла и нельзя утверждать ценность чего бы то ни было, то вседопустимо и все неважно Нет «за» и «против», убийца ни прав ни неправ.Злодейство или добродетель - чистая случайность или прихоть» . В «Постороннем» Камю сделал попытку встать на защиту человека. Оносвободил героя от фальши, если вспомнить, что свобода для Камю - это«право не лгать». Чтобы выразить чувство абсурда, у него самого достижениевысшей ясности, Камю создал типичный образ эпохи тревог и разочарований.Образ Мерсо жив и в сознании современного французского читателя, длямолодежи эта книга служит выражением их бунта. И вместе с тем Мерсо - это свобода бунтаря, замкнувшего вселенную насамом себе. Окончательной инстанцией и судьей остается определенныйчеловек, для которого высшим благом является жизнь «без завтрашнего дня».Борясь с формальной моралью, Камю поставил алжирского клерка «по ту сторонудобра и зла». Он лишил своего героя человеческой общности и живогопроживания морали. Любовь к жизни, поданная в ракурсе абсурда, слишкомочевидно вызывает смерть. В «Постороннем» нельзя не почувствовать движениеКамю вперед: это жизнеутверждающий отказ от отчаяния и упорная тяга ксправедливости. Работая над романом Камю уже решил проблему свободы в ее связи спроблемой правды. ЛИТЕРАТУРА: 1. Камю Альбер. Избранное. Вступительная статья Великовского С.,Москва. Издательство «Правда», 1990 год. 2. Камю Альбер. Избранное. Сборник. Предисловие Великовского С.,Москва. Издательство «Радуга», 1989 год. 3. Камю Альбер. Избранные произведения. Послесловие Великовского С.,«Проклятые вопросы» Камю. Москва. Издательство «Панорама», 1993 год. 4. Кушкин Е.П., Альбер Камю. Ранние годы. Ленинград. ИздательствоЛенинградского университета, 1982 год. 5. Затонский Д. В наше время. Книга о зарубежной литературе ХХ в.Москва. Издательство «Просвещение», 1979 год.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Концепция отчуждения личности и общества в философии Альбера Камю (на примере повести Посторонний) iconСвоєрідність творів Альбера Камю
Світова література багата на талановитих письменників-філософів. До них сміло можна віднести письменника-сучасника Альбера Камю....
Концепция отчуждения личности и общества в философии Альбера Камю (на примере повести Посторонний) iconПонятия абсурда и бунта в творчестве Альбера Камю
Рассматривая понятия абсурда и бунта, Камю анализировал идеи современных ему философских школ, полемизируя с ними некоторыми своими...
Концепция отчуждения личности и общества в философии Альбера Камю (на примере повести Посторонний) iconПонятия и проблемы абсурда и бунта в творчестве Альбера Камю

Концепция отчуждения личности и общества в философии Альбера Камю (на примере повести Посторонний) iconФілософія абсурду Альбера Камю” зміс т вступ
Вступ
Концепция отчуждения личности и общества в философии Альбера Камю (на примере повести Посторонний) iconМихаил Сергеевич
Тема звучит так: проблема снятия отчуждения человека в общественных науках и философии и связь ее с практикой деятельностного образования....
Концепция отчуждения личности и общества в философии Альбера Камю (на примере повести Посторонний) iconПланы семинарских занятий по философии Обеспечивающая кафедра кафедра философии Курс 3 Семестр 5 Учебный план набора 2007 года
Понятие личности в философии. Проблема свободы и ответственности личности. Отчуждение и конформизм
Концепция отчуждения личности и общества в философии Альбера Камю (на примере повести Посторонний) iconРеферат по психологии Психологические факторы отчуждения в подростковом возрасте
«выбыл» какой-нибудь человек. Причины же отчуждения осознаются и проговариваются подростками очень редко. Отчуждение же переживается...
Концепция отчуждения личности и общества в философии Альбера Камю (на примере повести Посторонний) iconРеферат по психологии Психологические факторы отчуждения в подростковом возрасте
«выбыл» какой-нибудь человек. Причины же отчуждения осознаются и проговариваются подростками очень редко. Отчуждение же переживается...
Концепция отчуждения личности и общества в философии Альбера Камю (на примере повести Посторонний) iconРеферат по психологии Психологические факторы отчуждения в подростковом возрасте
«выбыл» какой-нибудь человек. Причины же отчуждения осознаются и проговариваются подростками очень редко. Отчуждение же переживается...
Концепция отчуждения личности и общества в философии Альбера Камю (на примере повести Посторонний) iconРеферат по философии на тему: Диалектико-материалистическая концепция в философии К. Маркса и Ф. Энгельса
К. Маркса и Ф. Энгельса, противоречия буржуазного общества проявились столь явно, а давление социально-экономических факторов на...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы