Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века icon

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века



НазваниеОсновные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Дата конвертации04.07.2012
Размер302,43 Kb.
ТипРеферат
Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века


институт КАЛИНИНГРАДСКАя ВЫСШАя ШКОЛА УПРАВЛЕНИя. ФАКУЛЬТЕТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИя. РЕФЕРАТПРЕДМЕТ: КУЛЬТУРОЛОГИя.ТЕМА: “ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИя РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XIX ВЕКА: РОМАНТИЗМ В РОССИИ;КОРНИ РУССКОГО РОМАНТИЗМА; РУССКАя НАЦИОНАЛЬНАя МУЗЫКАЛЬНАя ШКОЛА ИЖИВОПИСЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА”.ВЫПОЛНИЛ: ШМЫРОВ А. В. , ГР. 00ВГ – 2ПРОВЕРИЛА: КАНД. ФИЛОЛОГ. НАУК, ДОЦЕНТ ЦВЕТКОВА Н. Е. Г. КАЛИНИНГРАД 2000 Г. СОДЕРЖАНИЕ I. Романтизм (стр 3)II. Живопись Эпохи “Передвижников” (стр 5)III. Русская Национальная музыка (стр 12 )IV. Заключение (стр 19) V. Литература. (стр 20) «Романтизм» РОМАНТИЗМ - (франц. romantisme), идейное и художественное направление вевропейской и американской духовной культуре конца 18 - 1-й пол. 19 вв.Отразив разочарование в итогах Французской революции конца 18 в., видеологии Просвещения и общественном прогрессе. Романтизм противопоставилутилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободеи «бесконечному», жажду совершенства и обновления, пафос личной игражданской независимости. Мучительный разлад идеала и социальнойдействительности - основа романтического мировосприятия и искусства.Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображениесильных страстей, одухотворенной и целительной природы, у многих романтиков- героики протеста или борьбы соседствуют с мотивами «мировой скорби»,«мирового зла», «ночной» стороны души, облекающимися в формы иронии,гротеска поэтику двоемирия. Интерес к национальному прошлому (нередко - егоидеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов,стремление создать универсальную картину мира (прежде всего истории илитературы), идея синтеза искусств нашли выражение в идеологии и практикеРомантизма. Романтизм в музыке сложился в 20-е гг. 19 в. под влиянием литературногоРомантизма и развивался в тесной связи с ним, с литературой вообще(обращение к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере и песне, кинструментальной миниатюре и музыкальной программности). Характерное, дляРомантизма, внимание к внутреннему миру человека, выразилось в культесубъективного, тяге к эмоционально-напряженному. Что определило главенствомузыки и лирики в Романтизме. В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился вживописи и графике, менее отчетливо - в скульптуре и архитектуре (например,ложная готика). Большинство национальных школ Романтизма в изобразительномискусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом. Главные представители Романтизма в России: в литературе - М.Н. Загоскин - Исторический роман «Юрий Милославский,или Русские в 1612 году» (1829), «Рославлев, или Русские в 1812 году»(1831), "Аскольдова могила" (1833; одноименная опера А. Н. Верстовского);А.И. ОДОЕВСКИЙ - князь, русский поэт-декабрист, корнет, участник восстанияна Сенатской площади. Приговорен к 8 годам каторги, отбывал в Нерчинскихрудниках. С 1837 рядовой на Кавказе. Поэзия характерна для гражданскоготечения русского романтизма: элегии, историческая поэма «Василько» (1829-1830), стихотворный отклик на «Послание в Сибирь» А.С. Пушкина, содержащийкрылатую строку «Из искры возгорится пламя»; К.Ф. РЫЛЕЕВ - русский поэт,декабрист. Член Северного общества, один из руководителей восстания 14декабря 1825. Создатель альманаха «Полярная звезда». Лирика, исторические«Думы», поэмы «Войнаровский», «Наливайко» и др. насыщены политическимиассоциациями, характерными для русского гражданского романтизма. Казнен;В.К. КЮХЕЛЬБЕКЕР - русский поэт, декабрист. Друг А. С. Пушкина. Участниквосстания на Сенатской площади (1825). Приговорен к тюремному заключению ивечной ссылке; А.С. Пушкин - русский поэт, родоначальник новой русскойлитературы, создатель современного русского литературного языка. Вюношеских стихах - поэт лицейского братства, «поклонник дружеской свободы,веселья, граций и ума», в ранних поэмах - певец ярких и вольных страстей:«Руслан и Людмила» (1820), романтичные «южные» поэмы «Кавказский пленник»(1820-21), «Бахчисарайский фонтан» (1821-23) и другие. Вольнолюбивые иантитиранные мотивы ранней лирики, независимость личного поведения,послужили причиной ссылок: южной (1820-24, Екатеринослав, Кавказ, Крым,Кишинев, Одесса) и в с. Михайловское (1824-26). Эстетическое освоениеконтекстов русской жизни (интеллектуального, социально-исторического,бытового) соединялось у Пушкина с живым восприятием разнородных европейскихвлияний, даром проникновения в другие культуры и эпохи. Многообразиеразработанных жанров и стилей (в т. ч. «неукрашенная» проза «ПовестейБелкина» - 1830, повесть «Пиковая дама» - 1833, и др. произведения,предвосхитившие развитие реалистичного письма), легкость, изящество иточность стиха, рельефность и сила характеров (в крупных формах),«просвещенный гуманизм», универсальность поэтического мышления и самойличности Пушкина, предопределили его первостепенное значение вотечественной словесности. Пушкин поднял ее на уровень мировой. Роман встихах «Евгений Онегин» (1823-31) воссоздает образ жизни и духовный состав«типического», преодолевающего байронизм героя и эволюцию близкого емуавтора, уклад столичного и провинциального дворянства; в романе и во многихдр. соч. Пушкин обращается к проблемам индивидуализма, границ свободы,поставленным еще в «Цыганах» (1824). Им были впервые определены (в поэмах,драматургии, в прозе) многие ведущие проблемы русской литературы 19 в.,нередко в их трагическом противостоянии и неразрешимости - народ и власть,государство и личность, роль личности и народа в истории: трагедия «БорисГодунов» (1824-25, опубл. в 1831), поэмы «Полтава» (1828) и «Медныйвсадник» (1833, опубл. в 1837), роман «Капитанская дочка» (1836). Вфилософской лирике 30-х гг., «маленьких трагедиях», созданных в 1830(«Моцарт и Сальери», «Каменный гость», опубл. в 1839, «Скупой рыцарь»,опубл. в 1836, и др.), постоянные для пушкинской поэзии темы «дружества»,любви, поэзии жизни, творческого призвания и воспоминаний дополняютсяобостренной постановкой коренных вопросов: смысла и оправдания бытия,смерти и бессмертия, душевного спасения, нравственного очищения и«милости». Умер от раны, полученной на дуэли с Ж. Дантесом, французскимподданным на русской военной службе; М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев;. в музыке - А.А. АЛЯБЬЕВ - российский композитор. Вокальное творчество в традициях русского городского фольклора начала 19 века Романсы («Соловей» и др.), в том числе на тексты социального звучания («Нищая»). Одним из первых воплотил в музыке лирику А.С. Пушкина. Среди др. соч. - оперы, балеты, камерно-инструментальная, театральная музыка, М.И. ГЛИНКА - композитор, родоначальник русской классической музыки. Опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842) положили начало двум направлениям русской оперы - народной музыкальной драме и опере- сказке, опере-былине. Симфонические сочинения, в т. ч. «Камаринская» (1848), «Испанские увертюры» - («Арагонская хота», 1845, и «Ночь в Мадриде», 1851), заложили основы русского симфонизма. Классик русского романса. «Патриотическая песня» Глинки стала музыкальной основой государственного гимна Российской Федерации, А.С. ДАРГОМЫЖСКИЙ - композитор, один из основоположников русской классической музыки. Последователь М. И. Глинки. Главные произведения - опера «Русалка» (1855, по драматической поэме А. С. Пушкина) знаменовала рождение нового жанра русской оперы - народно-бытовой психологической драмы. Творчество Д. отразило критические социальные тенденции (песни «Старый капрал», «Титулярный советник» и др.). Разработал метод т. н. интонационального реализма (воспроизведение интонаций речи посредством мелодизированного речитатива) в опере «Каменный гость», на неизмененный текст «маленькой трагедии» А. С. Пушкина. Оказал значительное влияние на музыку композиторов «Могучей кучки», П. И. Чайковского. Опера «Эсмеральда» (1841), опера-балет «Торжество Вакха» (1848), сочинения для оркестра (в т. ч. «Баба-яга», 1862, «Чухонская фантазия», 1867), для флейты, романсы и др.;. в изобразительном искусстве - живописцы - О.А. Кипренский - российский живописец и рисовальщик. Представитель романтизма. Содержание портретов Кипренского - духовность, сложная внутренняя жизнь человека, творческая индивидуальность («Автопортрет с кистями за ухом», ок. 1808-09; «А.А. Челищев», ок. 1809 или 1810-11, «Е.П. Ростопчина», 1809; «А.С. Пушкин», 1827), И.К. АЙВАЗОВСКИЙ - русский живописец-маринист. В романтических полотнах («Девятый вал», 1850; «Черное море», 1881) изображал море, мужество людей, борющихся со стихией, морские сражения; А.О. Орловский.. Теоретические основы Романтизма сформировали - Ф. и А. Шлегели и Ф. Шеллинг. Живопись эпохи «передвижников». Влияние общественной среды на работу и тенденции творчества русскиххудожников второй половине XIX века. Осознанный поворот новой русской живописи к демократическому реализму,национальности, современности обозначился в конце 50-х годов, вместе среволюционной ситуацией в стране, с общественным возмужанием разночиннойинтеллигенции, с революционным просветительством Чернышевского,Добролюбова, Салтыкова-Щедрина, с народолюбивой поэзией Некрасова. В“Очерках гоголевского периода” (в 1856 г.) Чернышевский писал: “Еслиживопись ныне находится вообще в довольно жалком положении, главноюпричиною того надобно считать отчуждение этого искусства от современныхстремлений”. Эта же мысль приводилась во многих статьях журнала“Современник”. Но живопись уже начинала приобщаться к современным стремлениям -раньше всего в Москве. Московское Училище и на десятою долю не пользовалосьпривилегиями петербургской Академии художеств, зато меньше зависело от ееукоренившихся догм, атмосфера была в нем более живая. Хотя преподаватели вУчилище в основном академисты, но академисты второстепенные и колеблющиеся,- они не подавляли своим авторитетом так, как в Академии Ф. Бруни, столпстарой школы, в свое время соперничавший с Брюлловым картиной “Медныйзмий”. Перов, вспоминая годы своего ученичества, говорил, что съезжались туда“со всех концов великой и разноплеменной России. И откуда у нас только небыло учеников!.. Были они из далекой и холодной Сибири, из теплого Крыма иАстрахани, из Польши, Дона, даже с Соловецких островов и Афона, а взаключение были и из Константинополя. Боже, какая, бывало, разнообразная,разнохарактерная толпа собиралась в стенах Училища!..”. Самобытные таланты, выкристаллизовавшиеся из этого раствора, из этойпестрой смеси “племен, наречий и состояний”, стремились, наконец, поведатьо том, чем они жили, что им было кровно близко. В Москве этот процесс былначат, в Петербурге он скоро ознаменовался двумя поворотными событиями,положившими конец академической монополии в искусстве. Первое: в 1863 году14 выпускников Академии во главе с И. Крамским отказались писать дипломнуюкартину на предложенный сюжет “Пир в Валгалле” и просили предоставить имсамим выбор сюжетов. Им было отказано, и они демонстративно вышли изАкадемии, образовав независимую Артель художников по типу коммун, описанныхЧернышевским в романе “Что делать?”. Второе событие - создание в 1870 годуТоварищества передвижных выставок, душою которого стал тот же Крамской. Товарищество передвижников не в пример многим позднейшим объединениямобошлось без всяких деклараций и манифестов. В его уставе лишь говорилось,что члены Товарищества должны сами вести свои материальные дела, не зависяв этом отношении ни от кого, а также сами устраивать выставки и вывозить ихв разные города (“передвигать” по России), чтобы знакомить страну с русскимискусством. Оба эти пункта имели существенное значение, утверждаянезависимость искусства от властей и волю художников к широкому общению слюдьми не только столичными. Главная роль в создании Товарищества ивыработке его устава принадлежала помимо Крамского Мясоедову, Ге - изпетербуржцев, а из москвичей - Перову, Прянишникову, Саврасову. 9 ноября 1863 г. большая группа выпускников Академии художествотказалась писать конкурсные работы на предложенную тему из скандинавскоймифологии и покинула Академию. Во главе бунтарей стоял Иван НиколаевичКрамской (1837—1887). Они объединились в артель и стали жить коммуной.Через семь лет она распалась, но к этому времени зародилось «Товариществохудожественных передвижных вставок», профессионально-коммерческоеобъединение художников, стоявших на близких идейных позициях. «Передвижники» были едины в своем неприятии «академизма» егомифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Они хотелиизображать живую жизнь. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые(бытовые) сцены. Особой симпатией «передвижников» пользовалоськрестьянство. Они показывали его нужду, страдания, угнетенное положение. Вту пору — в 60—70-е гг. XIX в.— идейная сторона искусства ценилась выше,чем эстетическая. Лишь со временем художники вспомнили о самоценностиживописи. Пожалуй, самую большую дань идейности отдал Василий Григорьевич Перов(1834—1882). Достаточно вспомнить такие его картины, как «Приезд становогона следствие», «Чаепитие в Мытищах». Некоторые работы Перова проникнутыподлинным трагизмом («Тройка», «Старики-родители на могиле сына»). КистиПерова принадлежит ряд портретов его знаменитых современников (Островского,Тургенева, Достоевского). Некоторые полотна «передвижников», писанные с натуры или подвпечатлением от реальных сцен, обогатили наши представления о крестьянскойжизни. В картине С. А. Коровина «На миру» показана стычка на сельском сходемежду богачом и бедняком. В. М. Максимов запечатлел ярость, слезы, и горесемейного раздела. Торжественная праздничность крестьянского труда отраженав картине Г. Г. Мясоедова «Косцы». В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись. Онписал Гончарова, Салтыкова-Щедрина, Некрасова. Ему принадлежит один излучших портретов Льва Толстого. Пристальный взгляд писателя не оставляетзрителя, с какой бы точки он ни смотрел на полотно. Одно из наиболеесильных произведений Крамского — картина «Христос в пустыне». Открывшаяся в 1871 году первая выставка «передвижников» убедительнопродемонстрировала существование нового направления, складывавшегося напротяжении 60-х годов. На ней было всего 46 экспонатов (в отличие отгромоздких выставок Академии), но тщательно отобранных, и хотя выставка небыла нарочито программной, общая неписаная программа вырисовываласьдостаточно ясно. Были представлены все жанры - исторический, бытовой,пейзажный портретный, - и зрители могли судить, что нового внесли в них«передвижники». Не повезло только скульптуре (была одна, и то малопримечательная скульптура Ф. Каменского), но этому виду искусства «невезло» долго, собственно всю вторую половину века. К началу 90-х годов среди молодых художников московской школы были,правда, те, кто достойно и серьезно продолжали гражданственнуюпередвижническую традицию: С. Иванов с его циклом картин о переселенцах, С.Коровин - автор картины «На миру», где интересно и вдумчиво раскрытыдраматические (действительно драматические!) коллизии дореформеннойдеревни. Но не они задавали тон: близился выход на авансцену «Мираискусства», равно далекого и от передвижничества и от Академии. Каквыглядела в ту пору Академия? Ее художественные прежние ригористическиеустановки выветрились, она больше не настаивала на строгих требованияхнеоклассицизма, на пресловутой иерархии жанров, к бытовому жанру относиласьвполне терпимо, только предпочитала, чтобы он был «красивым», а не«мужицким» (пример «красивых» неакадемических произведений - сцены изантичной жизни популярного тогда С. Бакаловича). В массе своейнеакадемическая продукция, как это было и в других странах, являласьбуржуазно-салонной, ее «красота» - пошловатой красивостью. Но нельзясказать, чтобы она не выдвигала талантов: очень талантлив был упоминавшийсявыше Г. Семирадский, рано умерший В. Смирнов (успевший создать впечатляющуюбольшую картину «Смерть Нерона»); нельзя отрицать определенныххудожественных достоинств живописи А. Сведомского и В. Котарбинского. Обэтих художниках, считая их носителями «эллинского духа» одобрительноотзывался в свои поздние годы Репин, они импонировали Врубелю, так же как иАйвазовский - тоже «академический» художник. С другой стороны, не кто иной,как Семирадский, в период реорганизации Академии решительно высказался впользу бытового жанра, указывая как на положительный пример на Перова,Репина и В. Маяковского. Так что точек схода между «передвижниками» иАкадемией было достаточно, и это понял тогдашний вице-президент АкадемииИ.И. Толстой, по инициативе которого и были призваны к преподаванию ведущие«передвижники». Но главное, что не позволяет вовсе сбрасывать со счетов роль Академиихудожеств, прежде всего как учебного заведения, во второй половине века, -это то простое обстоятельство, что из ее стен вышли многие выдающиесяхудожники. Это и Репин, и Суриков, и Поленов, и Васнецов, а позже - Серов иВрубель. Причем они не повторили «бунта четырнадцати» и, по-видимому,извлекли пользу из своего ученичества. Точнее, они все извлекли пользу изуроков П.П. Чистякова, которого поэтому и называли «всеобщим учителем».Чистякова заслуживает особого внимания. Есть даже что-то загадочное во всеобщей популярности Чистякова ухудожников очень разных по своей творческой индивидуальности.Несловоохотливый Суриков писал Чистякову длиннейшие письма из-за границы.В. Васнецов обращался к Чистякову со словами: «Желал бы называться вашимсыном по духу». Врубель с гордостью называл себя чистяковцем. И это, несмотря на то, что как художник Чистяков был второстепенным, писал вообщемало. Зато как педагог был в своем роде единственным. Уже в 1908 году Серовписал ему: «Помню вас, как учителя, и считаю вас единственным (в России)истинным учителем вечных, незыблемых законов формы - чему только и можноучить». Мудрость Чистякова была в том, что он понимал, чему учить можно идолжно, как фундаменту необходимого мастерства, а чему нельзя - что идет отталанта и личности художника, которые надо уважать и относиться спониманием и бережно. Поэтому его система обучению рисунку, анатомии иперспективе не кого не сковывала, каждый извлекал из нее нужное для себя,оставался простор личным дарованиям и поискам, а фундамент закладывалсяпрочный. Чистяков не оставил развернутого изложения своей «системы», онареконструируется в основном по воспоминаниям его учеников. Эта была системарационалистическая, суть ее заключалась в сознательном аналитическомподходе к построению формы. Чистяков учил «рисовать формой». Не контурами,не «чертежно» и не тушевкой, а строить объемную форму в пространстве, идяот общего к частному. Рисование по Чистякову, есть интеллектуальныйпроцесс, “выведение законов из натуры” - это он и считал необходимойосновой искусства, какая бы не была у художника «манера» и «природныйоттенок». На приоритете рисунка Чистяков настаивал и со своей склонностью кшутливым афоризмам выражал это так: «Рисунок - мужская часть, мужчина;живопись – женщина». Уважение к рисунку, к построенной конструктивной форме укоренилось врусском искусстве. Был ли тут причиной Чистяков с его «системой» или общаянаправленность русской культуры к реализму была причиной популярностичистяковского метода, - так или иначе, русские живописцы до Серова,Нестерова и Врубеля включительно чтили «незыблемые вечные законы формы» иостерегались «развеществления» или подчинения красочной аморфной стихии,как бы ни любили цвет. В числе передвижников, приглашенных в Академию, было двое пейзажистов- Шишкин и Куинджи. Как раз в то время начиналось в искусстве гегемонияпейзажа и как самостоятельного жанра, где царил Левитан, и какравноправного элемента бытовой, исторической, отчасти и портретнойживописи. Вопреки прогнозам Стасова, полагающего, что роль пейзажа будетуменьшаться, она в 90-е годы возросла, как никогда. Преобладал лирический«пейзаж настроения», ведущий свою родословную от Саврасова и Поленова. «Передвижники» совершили подлинные открытия в пейзажной живописи.Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) сумел показать красоту и тонкийлиризм простого русского пейзажа. Его картина «Грачи прилетели» (1871)заставила многих современников по-новому взглянуть на родную природу. Федор Александрович Васильев (1850—1873) прожил короткую жизнь. Еготворчество, оборвавшееся в самом начале, обогатило отечественную живописьрядом динамичных, волнующих пейзажей. Художнику особенно удавалисьпереходные состояния в природе: от солнца к дождю, от затишья к буре. Певцом русского леса, эпической широты русской природы стал ИванИванович Шишкин (1832—1898). Архипа Ивановича Куинджи (1841—1910)привлекала живописная игра света и воздуха. Таинственный свет луны в редкихоблаках, красные отсветы зари на белых стенах украинских хат, косыеутренние лучи, пробившиеся сквозь туман и играющие в лужицах на раскисшейдороге, — эти и многие другие живописные открытия запечатлены на егополотнах. Своей вершины русская пейзажная живопись XIX века достигла в творчествеученика Саврасова Исаака Ильича Левитана (1860—1900). Левитан — мастерспокойных, тихих пейзажей Человек очень робкий, стеснительный и ранимый, онумел отдыхать только наедине с природой, проникаясь настроениемполюбившегося пейзажа. Однажды приехал он на Волгу писать солнце, воздух и речные просторы. Носолнца не было, по небу ползли бесконечные тучи, и прекращались унылыедожди. Художник нервничал, пока не втянулся в эту погоду и не обнаружилособую прелесть сиреневых красок русского ненастья. С той поры ВерхняяВолга заштатный городок Плес прочно вошли в его творчество. В тех краях онсоздал свои «дождливые» работы: «После дождя», «Хмурый день», «Над вечнымпокоем». Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: «Вечер наВолге», «Вечер. Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель». В последние годы жизни Левитан обратил внимание на творчествофранцузских художников-импрессионистов (Э. Мане, К. Моне, К. Писарро). Онпонял, что у него с ними много общего, что их творческие поиски шли в томже направлении. Как и они, он предпочитал работать не в мастерской, а навоздухе (на пленэре, как говорят художники). Как и они, он высветлилпалитру, изгнав темные, землистые краски. Как и они, он стремилсязапечатлеть мимолетность бытия, передать движения света и воздуха. В этомони пошли дальше его, но почти растворили в световоздушных потоках объемныеформы (дома, деревья). Он избежал этого. «Картины Левитана требуют медленного рассматривания, — писал большойзнаток его творчества К. Г. Паустовский, — Они не ошеломляют глаз. Онискромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься вних, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек ипроселков». На вторую половину XIX в. приходится творческий расцвет И. Е. Репина,В. И. Сурикова и В. А. Серова. Илья Ефимович Репин (1844—1930) родился в городе Чугуев, в семьевоенного поселенца. Ему удалось поступить в Академию художеств, где егоучителем стал П. П. Чистяков, воспитавший целую плеяду знаменитыххудожников (В. И. Сурикова, В. М. Васнецова, М.А. Врубеля, В.А. Серова).Многому научился Репин также у Крамского. В 1870 г. молодой художниксовершил путешествие по Волге. Многочисленные этюды, привезенные изпутешествия, он использовал для картины «Бурлаки на Волге» (1872). Онапроизвела сильное впечатление на общественность. Автор сразу выдвинулся вряды самых известных мастеров. Репин был очень разносторонним художником. Его кисти принадлежит рядмонументальных жанровых полотен. Пожалуй, не меньшее впечатление, чем«Бурлаки», производит «Крестный ход в Курской губернии». Яркое голубоенебо, пронизанные солнцем облака дорожной пыли, золотое сияние крестов иоблачений, полиция, простой народ и калеки — все уместилось на этомполотне: величие, сила, немощь и боль России. Во многих картинах Репина затрагивалась революционная тематика («Отказот исповеди», «Не ждали», «Арест пропагандиста»). Революционеры на егокартинах держатся просто и естественно, чуждаясь театральных поз и жестов.На картине «Отказ от исповеди» приговоренный к смерти словно бы нарочноспрятал руки в рукава. Художник явно сочувствовал героям своих картин. Ряд репинских полотен написан на исторические темы («Иван Грозный и егосын Иван», «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» и др.). Репинсоздал целую галерею портретов. Он написал портреты - ученых (Пирогова иСеченова), - писателей Толстого, Тургенева и Гаршина, - композиторов Глинкии Мусоргского, - художников Крамского и Сурикова. В начале XX в. он получилзаказ на картину «Торжественное заседание Государственного совета».Художнику удалось не только композиционно разместить на полотне такоебольшое число присутствующих, но и дать психологическую характеристикумногим их них. Среди них были такие известные деятели, как С.Ю. Витте, К.П.Победоносцев, П.П. Семенов Тян-Шанский. Малозаметен на картине, но оченьтонко выписан Николай II. Василий Иванович Суриков (1848—1916) родился в Красноярске, в казачьейсемье. Расцвет его творчества приходится на 80-е гг., когда он создал трисамые знаменитые свои исторические картины: «Утро стрелецкой казни»,«Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова». Суриков хорошо знал быт и нравы прошлых эпох, умел давать яркиепсихологические характеристики. Кроме того, он был прекрасным колористом(мастером цвета). Достаточно вспомнить ослепительно свежий, искрящийся снегв картине «Боярыня Морозова». Если же подойти к полотну поближе, снег какбы «рассыпается» на синие, голубые, розовые мазки. Этот живописный прием,когда два три разных мазка на расстоянии сливаются и дают нужный цвет,широко использовали французские импрессионисты. Валентин Александрович Серов (1865—1911), сын композитора, писалпейзажи, полотна на исторические темы, работал как театральный художник. Нославу ему принесли, прежде всего, портреты. В 1887 г. 22-летний Серов отдыхал в Абрамцеве, подмосковной дачемецената С. И. Мамонтова. Среди его многочисленных детей молодой художникбыл своим человеком, участником их шумных игр. Однажды после обеда встоловой случайно задержались двое — Серов и 12-летняя Веруша Мамонтова.Они сидели за столом, на котором остались персики, и за разговором Верушане заметила, как художник начал набрасывать ее портрет. Работа растянуласьна месяц, и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова)заставляет ее часами сидеть в столовой. В начале сентября «Девочка с персиками» была закончена. Несмотря нанебольшой размер, картина, написанная в розово золотистых тонах, казаласьочень «просторной». В ней было много света и воздуха. Девочка, присевшая застол как бы на минуту и остановившая свой взор на зрителе, зачаровывалаясностью и одухотворенностью. Да и все полотно было овеяно чисто детскимвосприятием повседневности, когда счастье себя не сознает, а впереди —целая жизнь. Обитатели «абрамцевского» дома, конечно, понимали, что на их глазахсвершилось чудо. Но только время дает окончательные оценки. Оно и поставило«Девочку с персиками» в ряд лучших портретных работ в русской и мировойживописи. На следующий год Серов сумел почти повторить свое волшебство. Оннаписал портрет своей сестры Марии Симонович («Девушка, освещеннаясолнцем»). Название закрепилось немного неточное: девушка сидит в тени, алучами утреннего солнца освещена поляна на втором плане. Но на картине всетак слитно, так едино — утро, солнце, лето, молодость и красота, — чтолучшее название трудно придумать. Серов стал модным портретистом. Перед ним позировали известные писатели, артисты, художники, предприниматели, аристократы, даже цари. По- видимому, не ко всем, кого он писал, лежала у него душа. Некоторые великосветские портреты, при филигранной технике исполнения, получились холодными. Несколько лет Серов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он был требовательным педагогом. Противник застывших форм живописи, Серов вместе с тем считал, что творческие поиски должны основываться на твердом владении техникой рисунка и живописного письма. Многие выдающиеся мастера считали себя учениками Серова. Это - М.С. Сарьян, К.Ф. Юон, П.В. Кузнецов, К. С. Петров-Водкин. Многие картины Репина, Сурикова, Левитана, Серова, «передвижников» попали в собрание Третьякова. Павел Михайлович Третьяков (1832—1898), представитель старинного московского купеческого рода, был необычным человеком. Худой и высокий, с окладистой бородой и тихим голосом, он больше походил на святого, чем на купца. Собирать картины русских художников начал с 1856 г. Увлечение переросло в главное дело жизни. В начале 90-х гг. собрание достигло уровня музея, поглотив почти все состояние собирателя. Позднее оно перешло в собственность Москвы. Третьяковская галерея стала всемирно известным музеем русской живописи, графики и скульптуры. В 1898 г. в Петербурге, в Михайловском дворце (творение К. Росси) был открыт Русский музей. В него поступили произведения русских художников из Эрмитажа, Академии художеств и некоторых императорских дворцов. Открытие этих двух музеев как бы увенчало достижения русской живописи XIX века. Русская национальная музыка создание национальной русской музыки. С чьими именами связано этоважнейшее дело. Дело создания национальной русской музыки, начатое М. И. Глинкой, всередине XIX в. было еще далеко не закончено. На оперных сценах по-прежнемутон задавали итальянские артисты, в концертных залах почти не звучаларусская музыка. В 60-е гг. в Петербурге сплотилась небольшая группа композиторов,поставившая перед собой цель продолжить дело М. И. Глинки. Впоследствии этугруппу прозвали «могучей кучкой». Ее душой, главным организатором итеоретиком был Милий Алексеевич Балакирев (1836—1910). В 1866 г., послекропотливой работы, он издал «Сборник русских народных песен». В состав«могучей кучки» входили - М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П.Бородин. В 1873 г. была поставлена «Псковитянка» — первая опера НиколаяАндреевича Римского-Корсакова (1844—1908). Она занимает особое место в еготворчестве. По силе и глубине музыкального драматизма «Псковитянка»превосходит почти все другие его оперы. По верности же и последовательностив проведении национального колорита она стала в один ряд с операми Глинки.Народными песенными мелодиями пронизана вся музыка «Псковитянки», с особойсилой они звучат во втором акте, где изображается псковское вече. Многиедругие оперы Римского-Корсакова написаны на сказочные сюжеты. Акварельнойпрозрачностью отличается музыка «Снегурочки», грустной сказки о весне ипервой любви. Музыкальная драма занимала главное место в творчестве Модеста ПетровичаМусоргского (1839—1881). Влечение к музыке он почувствовал с шести лет. Нопрофессия музыканта считалась недостойной дворянина. Мусоргского отдали вШколу гвардейских подпрапорщиков (в которой когда-то учился Лермонтов).Мусоргский не забывал о музыке, брал частные уроки, а после знакомства сДаргомыжским и Балакиревым вышел в отставку и целиком посвятил себялюбимому делу. В 1869 г. он предложил дирекции императорских театров оперу«Борис Годунов» (по драме Пушкина). В 1874 г. она была поставлена впетербургском Мариинском театре. Постановка не имела успеха. Публика, привыкшая к итальянской опере,оказалась не готовой к восприятию русской музыкальной драмы. Критикиосыпали насмешками творение Мусоргского, преувеличивая недостатки изамалчивая достоинства. У композитора наступила длительная депрессия,связанная с непризнанием его творчества, одиночеством, бедностью. Умер он всолдатском госпитале. Мусоргский оставил незаконченной музыкальную драму «Хованщина» (изэпохи стрелецких бунтов при Петре I). Римский-Корсаков привел в порядокрукописи Мусоргского и по возможности доработал его произведение. Некоторыеместа в «Хованщине» (например, «Рассвет над Москвой-рекой») необыкновеннокрасивы. Кульминационные сцены полны захватывающего драматизма. «БорисГодунов» и «Хованщина» многие годы не сходят с оперных подмостков в нашейстране и за рубежом. «Князь Игорь», единственная опера Александра Порфирьевича Бородина(1833—1887), была поставлена после его смерти. Опера отличаетсяправдивостью и красотой национального колорита, которомупротивопоставляется восточный (половецкий) колорит. Бородин был профессором химии, музыкой же занимался в немногие часыдосуга. Тем удивительнее та легкость, с которой он решал сложныемузыкальные задачи и в опере, и в симфониях (вторую его симфонию критикиназвали «Богатырской»). Бородин стремился к широте и эпичности музыкальногоповествования. Это не лишало его музыку задушевности и тонкой лиричности. Деятельность «могучей кучки» — настолько яркое явление в русскойкультуре, что современники говорили о «музыкальной революции» 60—70-х гг. Сблеском справившись с поставленной задачей, «могучая кучка» окончательноутвердила в музыке русские национальные начала. Петр Ильич Чайковский (1840—1893) не входил в «могучую кучку». Онтяготел к общеевропейским музыкальным формам, в его музыке чувствуетсяпринадлежность к русской школе. Музыку Чайковского знают все. Во всём мирелюбители музыки восхищаются его операми и симфоническими произведениями.Его справедливо относят к числу величайших композиторов мира, а в Москвекаждые два года проводится Международный конкурс, который носит его имя. Кумиром Чайковского был Моцарт, являвшийся по глубокому убеждениюкомпозитора, высшей, кульминационной точкой, «до которой красота досягала всфере музыки». Идеалом для себя почитал Петр Ильич полифоническоемастерство великого мастера, обладавшего «способностью из ничтожногоматериала строить колоссальные здания», его умение «при самых сложныхконтрапунктических комбинациях, при самом широком симфоническом развитиитем и неисчерпаемом богатстве чередующихся эффектов контраста». Чайковский восхищался Бетховеном, который также мог «из простой, ночреватой бесчисленными гармонико - ритмическими комбинациями основной мысливозвести громадное музыкальное здание, поражающее и красивостью общеговида, и законченностью деталей, несмотря на разнообразие и контрасты вотдельных частях, проникнутое единством основного мотива». Зимние каникулы 1867 - 68 года Петр Ильич провел у родных в Петербурге.Там он познакомился с петербургским композитором, дирижером и пианистомМ.А. Балакиревым, приехавшим в январе 1868-го в Москву. Знакомство былоначалом дружеских и творческих отношений музыкантов на долгие годы. Когда Петр Ильич в апреле того же года был в Петербурге, МилийАлексеевич познакомил его с членами возглавляемой им «Могучей кучки» - Н.А.Римским-Корсаковым, А.П. Бородиным, М.П. Мусоргским, Ц.А. Кюи. Считая петербургских композиторов очень талантливыми, Чайковский неразделял их «ужасного самомнения и чисто дилетантской уверенности в своёмпревосходстве над остальным миром», пренебрежения к основампрофессионального музыкального образования, презрения к академической школеи к классической музыке. Вскоре, несмотря на различие творческих взглядов Николая Андреевича иПетра Ильича, между ними установились дружеские отношения. И когда Римский-Корсаков, поняв необходимость профессионального образования, стал усиленноизучать теорию музыки и композицию, то обратился за помощью к московскомудругу. В 1869 году Петр Ильич Чайковский создает увертюру-фантазию «Ромео иДжульетта», произведение, которому суждено было стать всемирно известнымшедевром. 7 марта 1870 года Чайковский присутствовал на первом исполнении «Ромеои Джульетты» в Москве. Дирижировал Николай Рубинштейн. И хотя композиторнаписал брату Анатолию, что это - лучшее из созданного им до тех пор,после премьеры он все-таки решил переработать сочинение. Несмотря навосторженные отзывы, композитор был не вполне удовлетворен своимсочинением. В 1880 году он снова обратится к нему и будет совершенствоватьпартитуру. На сюжет шекспировской трагедии – «этот старый, но вечно новый», пословам Петра Ильича, сюжет - он хотел написать и оперу, даже сделал уженаброски центральной сцены - дуэта Ромео и Джульетты . Однако произведениене было закончено. Широко известными стали и все шесть романсов, написанные в ноябре 1869года: «Не верь, мой друг», «Слеза дрожит», «Ни слова, о друг мой», «Ибольно, и сладко», «Отчего?» и «Нет, только тот, кто знал» (последнийроманс упоминает И.С.Тургенев в повести «Клара Милич»). Эти романсы (не считая трех юношеских) положили начало камернойвокальной лирике композитора - жанру, в котором он плодотворно работал всюжизнь и сочинил более ста произведений, составивших целую эпоху в русскоймузыке и исполненных поэтичности и выразительности мелодического начала. Еще в декабре 1872 года на заседании музыкального комитета притеатральной дирекции Мариинского театра Петр Ильич проиграл законченную имоперу «Опричник», над которой начал работу зимой 1869 года. Новоепроизведение получило единогласное одобрение, и было принято к постановке. На премьеру, состоявшуюся 12 апреля 1874 года, приехал профессорскийсостав Московской консерватории вместе с Николаем ГригорьевичемРубинштейном. Присутствовал весь музыкальный Петербург. Опера была хорошопринята, С успехом проходили и следующие спектакли в Петербурге. Слушателейпривлекали большие хоровые сцены и яркие музыкальные образы, страстный,пылкий Андрей, нежная, трогательная и вместе с тем волевая Наталья, сильнаядухом мать Андрея - боярыня Морозова. Испробовав свои силы в жанре народно-бытовой оперы «Воевода», лирико-фантастической «Ундина», в своей третьей опере композитор обратился ктрагедийному жанру. В основе сюжета, созданного по трагедии И. И.Лажечникова «Опричник»,- конфликтные, остродраматические ситуации, вкоторых раскрывается трагическая судьба молодого опричника Андрея Морозова,вступившего в неравную борьбу с грозным царем, отстаивая любовь и честьсвоей невесты Натальи. 26 июля того же 1874 года исполнение «Опричника» состоялось в Одессе сучастием артистов Мариинского театра. Это была первая постановка оперыЧайковского в провинции, и композитор стал свидетелем ее успеха -исключительного и даже триумфального. Вскоре после премьеры «Опричника», весной 1875 года, дирекцияимператорских театров заказала композитору балет. Стесненный в средствах,Петр Ильич принял заказ - работу нужно было закончить к весне следующегогода. Но не только материальные соображения привели его к согласию, а,прежде всего давнее желание «попробовать себя в этого рода музыке». Онрешительно берется за сочинение балета, потому что внутренне чувствует себяподготовленным к этому. За годы, прошедшие после сочинения «Ундины», Чайковский убедился, чтофантастический элемент в опере не вдохновляет его. Но в жанре балета онпредставлялся композитору не только возможным, но и необходимым (чтоподтвердится дальнейшим выбором сюжетов для других балетов – «Спящаякрасавица», «Щелкунчик»). Миру волшебных образов был посвящен детскийодноактный балет «Озеро лебедей», который Петр Ильич сочинил в 1871 годудля своих племянников, когда гостил у сестры в Каменке. Более других привлекал Петра Ильича балет А. Адана «Жизель», в музыкекоторого фантастика органически сочеталась с лиризмом. Образцом же для негобыли танцевальные сцены в операх Глинки: волшебные танцы в саду Черномораиз «Руслана и Людмилы», полонез, мазурка и краковяк из «Ивана Сусанина»,представлявшие собой законченные музыкальные произведения. Новаторство «Лебединого озера» - необычность и непохожесть его напредшествующее - если и было не до конца сразу понято, то сразу же отмеченои публикой и критикой, хотя порой и вызывало недоумение просвещенныхмеломанов. Одни упрекали композитора в бедности творческой фантазии,однообразии тем и мелодий, в некоторой монотонности. Другие считали, чтомузыка прекрасна, более того - даже слишком хороша для балета. Тем неменее, премьера балета в московском Большом театре (20 февраля 1877) прошлас успехом, и спектакль стоял в репертуаре до 1883 года, когда пришли вполную негодность декорации этой постановки. Первоначальное либретто «Лебединого озера» В.П.Бегичева и В. Ф.Гельцера несколько отличалось от либретто, которое сделал Модест Ильич в1895 году для новой постановки балета в Мариинском театре (созданнаяЛ.И.Ивановым и М.М. Петипа, она стала классикой мировой хореографии). Так, в первом варианте добрый волшебник превращает Одетту и ее подругв лебедей, чтобы охранить их от «злых козней» ведьмы, Мачехи-совы. Одеттузащищает талисман-корона: пока корона на голове девушки-лебеди, ничто неугрожает ее жизни. Не зная этого, принц, изменивший Одетте по злой волеведьмы, приходит искупить свою вину, но, срывая корону с головы своейвозлюбленной и думая этим удержать любовь девушки, он невольно губит ее.Когда Одетта умирает, то принц гибнет вместе с ней в волнах озера во времябури и наводнения. У М. И. Чайковского содержание балета изложено иначе: лебеди -принцесса Одетта с подругами, - заколдованные злым гением, лишь ночьюпринимают вид девушек. Спасти Одетту может только преданная любовь. Увидевдевушек-лебедей на охоте, принц Зигфрид полюбил Одетту и решил стать ееспасителем. Но злой гений привел на торжество выбора невест свою дочьОдиллию, придав ей облик Одетты. Зигфрид выбирает ее себе в невесты:изменив Одетте, он оставляет девушку навсегда во власти злого гения. Одеттабросается в озеро, а Зигфрид, узнав о своей роковой ошибке и о гибелиОдетты, закалывается. Так любовь побеждает злые козни. Это содержаниесохранилось и в современных постановках балета. За исключением трагическойразвязки. Гибель Одетты и Зигфреда заменена торжествующей победой принца вединоборстве со злым гением - Ротбартом, лебеди превращаются в девушек.Такое окончание в принципе не разрушает авторской концепции: и в том, и вдругом случае любовь торжествует над злобными силами и оказывается сильнеесмерти. В музыке балета композитор раскрывает глубокие человеческиечувства, сложную гамму душевных состояний во всём их многообразии,противоречивости. Несмотря на фантастический сюжет, «Лебединое озеро» воспринимается какнастоящая драма, правдиво рассказывающая о реальных и глубоких чувствах, иволнует она не меньше, чем подлинная лирическая драма - опера «ЕвгенийОнегин». Опера «Евгений Онегин», написанная для консерваторского спектакля вМоскве, вскоре была поставлена в театре, а затем завоевала мировоепризнание. Свежесть и изящество, тонкая отделанность, мелодическоебогатство и проникновенная ритмичность — основные черты музыки Чайковского.Особенно ярко они проявились в его симфонических поэмах «Ромео иДжульетта», «Буря», «Франческа да Римини». Как нередко бывало прежде, не успев окончить какое-либо произведение,Петр Ильич начинал работу над следующим (один замысел сменялся другим,приходили новые заказы), так случилось и теперь. Еще не завершив балет, онуступил просьбе редактора и издателя петербургского журнала «Нувеллист»,Н.М.Бернарда, и начал сочинять цикл пьес для фортепиано «Времена года». В истории мировой фортепианной литературы было немало произведений, вкоторых авторы «звукописали» картины природы, сельские пейзажи. Петр Ильичбыл знаком с фортепианными циклами Р.Шумана («Детские сцены», «Лесныесцены», «Бабочки»), Ф. Листа («Годы странствий», «Альбом путешественника»), Ф. Мендельсона («Песни без слов»). Он и сам уже писал подобные сочинения:«Развалины замка» и пьесы в сборнике «Детский альбом». В предложенном емуцикле «Времена года», ставшем уникальном в своем жанре, композиторапривлекала возможность выразить свою любовь к русской природе, которую онлюбил, по его словам, больше всякой другой, родной земле, людям, быту спраздничными обрядами и трудовыми буднями. Двенадцать пьес цикла - картинырусского быта в разное время года - создают лирическое настроение. Припечатании пьес названия месяцев не указывались. Эпиграфы к пьесам подбиралсам издатель, обратившись к произведениям русских поэтов, на стихотворенияхкоторых композитор наиболее часто писал свои романсы: В.А.Жуковского,А.Н.Майкова, Н.А.Некрасова, А.Н.Плещеева, А.С. Пушкина, А.К.Толстого,А.А.Фета. Чайковский много путешествует, подолгу живет за рубежом - в Швейцарии,Италии, в Париже, других городах Западной Европы. Его творческие интересыстановятся шире и разнообразнее, о чём говорят большинство крупныхпроизведений композитора: оперы «Орлеанская дева» (1879), «Мазепа» (1883),«Чародейка» (1887), программная симфония «Манфред» ( по Байрону, 1885),Пятая симфония (1888). Эти «годы странствий» стали для композитора периодом«накопления новых и новых творческих сил, художественного мастерства имудрости». Имя Чайковского становится известно во всем мире, его произведенияисполняются в Европе и Америке, иногда даже раньше, чем в России. В то же время, когда Пётр Ильич начал сочинение «Пятой симфонии», онполучил от И.А.Всеволожского письмо с предложением написать балет «Спящаякрасавица». А к августу либретто будущего балета, составленное самимВсеволожским, было готово. Сюжет сказки, написанной почти двести лет назад французским писателемШарлем Перро, показался композитору «так поэтичен, так благодарен длямузыки», что по приезду в Петербург в начале ноября он сразу же встретилсяс Иваном Александровичем для переговоров и вскоре начал с увлечениемработать над новым произведением. В этом фантастическом мире образов Чайковского привлекала прежде всеговозможность снова воплотить в музыке вечную проблему реальной жизни: борьбуДобра и Зла, победу светлых идеалов Красоты, Радости, Любви. Премьера балета в петербургском Мариинском театре прошла с триумфом.Постановку осуществил Мариус Петипа. В откликах на новый балет отмечалось,что «Спящая красавица» - «самое крупное явление в музыкально-театральнойобласти». Некоторые критики упрекали композитора в «излишней симфонизации»музыки. В последний период жизни (1887 -1893 гг.) композитор создал наиболеетрагическое произведение - оперу «Пиковая дама». «В настоящее время я осуществляю неслыханный подвиг: шесть недель томуназад я приехал сюда с оперным либретто в кармане, а через два месяцанужно, чтобы все было закончено. Я работаю со страстью и бесконечнымнаслаждением, так как сюжет мне нравится, есть настроение работать...», -писал Чайковский Арто из Флоренции 25 февраля 1890 года. Работая вместе с братом над либретто, Петр Ильич особое вниманиеобращал на краткость и лаконизм в изложении, стремясь избежать многословия. «Пиковую даму» Чайковский создавал как монооперу: через образ Германа- героя драмы, - как сквозь призму «пропускал» все события и развитиедействия. Начав писать оперу 19 января 1890 года, Петр Ильич уже через сорокчетыре дня (3 марта - срок небывалый!) окончил эскизы. Вслед за этим втечение месяца был сделан клавир, а к 8 июня и вся оркестровка. В августевесь нотный материал «Пиковой дамы» был передан в дирекцию театров. Вместес ним Петр Ильич привез в Петербург еще одну партитуру - секстет«Воспоминания о Флоренции», который начал сочинять сразу же после окончанияоркестровки оперы. В 1892 году были написаны опера «Иоланта» и балет «Щелкунчик». В «Иоланте» продолжились поиски композитора в создании лирико-психологической драмы. Здесь, вслед за «Пиковой дамой», Чайковскийсконцентрировал многое, типичное для своего оперного и симфоническогомышления. Прежде всего - идею и трактовку сюжета оперы, а также приемымузыкальных характеристик действующих лиц, принципы музыкальнойдраматургии. В «Иоланте» он также воплощает светлые образы, «порыв ксчастью». Главная ее тема, которую композитор называет «мотивом света»,определяет неуклонное движение в музыке от тьмы к свету: от мрачноститаинственной интродукции (вступления) к дуэту Иоланты и Водемона «Чудныйдар природы вечной» и финалу оперы - ликующим гимнам в честь радости жизни. В основу музыки двухактного балета-феерии «Щелкунчик» леглаподробнейшим образом разработанная программа Мариуса Петипа, созданная посюжету сказки Э.Т.А. Гофмана и А.Дюма-отца. Сказка о Добре иСправедливости нашла свое выражение в жанре лирико-характеристическогобалета, где классический танец чередуется с характерным танцем ипантомимой, где еще большую роль играет симфонизация, насыщениетанцевальной музыки подлинно симфоническими и оперными приемами развитиямузыкальных образов, а содержание - внутренним психологизмом. Из симфоний особо выделяется последняя, Шестая, написанная незадолго досмерти и пронизанная предчувствием надвигающейся трагедии. Балеты Чайковского («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»)вошли в мировую балетную классику. Чайковский написал более ста романсов,много других произведений. Все их трудно перечислить. Музыка его, вевропейских одеждах и с русской душой, — гордость России и достояние всегомира. Заключение Вся жизнь и творческая деятельность великих мастеров культурыраскрывается будущим поколениям в их наследии. Наследие художников,композиторов, музыкантов, посвятивших себя служению искусству - поражаетисключительной многогранностью и разносторонностью. Их произведения учат доброте, пониманию прекрасного в жизни, вприроде, в искусстве. Она учат любить свою Родину, осмысливать и ценить ееисторию, ее достояние и ценности. Они помогают формированию гармоничнойличности человека. Вторая половина XIX века — время окончательного утверждения изакрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. Наиболееуспешно это произошло в музыке, менее успешно — в архитектуре. В живописи«русская тема» выражалась в жанровых сценках из крестьянской жизни, висторических полотнах Репина и Сурикова, в пейзаже «проселочной России».Русская культура не замыкалась в национальных рамках, не отделялась откультуры остального мира. Достижения зарубежного искусства находили откликв России. В свою очередь русская культура (прежде всего литература имузыка) получила всемирное признание. Русская культура заняла почетноеместо в семье европейских культур. Литература:1. Романтизм в России2. Русская Национальная живопись конца XIX века3. Культура и быт России конца XIX века4. Большая Энциклопедия K&M5. История России




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века icon1. Основные конкретные экономические причины возникновения городских и сельских кредитных и сбытоснабженческих кооперативов в Европе во второй половине XIX века
Европе во второй половине XIX века. Особые условия зарождения кредитной городской и сельской кооперации, мелких торговцев, ремесленников...
Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века iconВременные границы романтизма
Романтизм это художественное направление, которое возникает в начале XIX в Европе и продолжается до 40-х годов XIX века. Романтизм...
Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века iconПричины возникновения романтизма
Романтизм это художественное направление, которое возникает в начале XIX в Европе и продолжается до 40-х годов XIX века. Романтизм...
Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература»
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...
Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века iconПоложение Западных армян во второй половине XIX века положение западных армян во второй половине XIX века план: Усиление национального гнета Освободительное движение в 1860-1870-х годах 3

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века iconXv. Взлет отечественной культуры XIX века как выражение национального самосознания русского народа XIX век – великая эпоха в развитии русской национальной культуры, по праву названная «золотым веком»
Цессе, оказать огромное благотворное влияние на культурное «поле» Европы, на движение всего человечества вперед по пути социального...
Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века iconРоссия во второй половине XIX века
Вторая половина XIX века занимает особое место в истории России. По значимости период можно сравнить разве только с эпохой Петровских...
Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века iconРоссия во второй половине XIX века
Вторая половина XIX века занимает особое место в истории России. По значимости период можно сравнить разве только с эпохой Петровских...
Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века iconВнешняя политика России во второй половине 19 века
Развитие отношений России и Америки во второй половине XIX в а) Роль России в период Гражданской войны в сша(1861-1865 гг.) б) Историография...
Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века iconЗемство в России в середине XIX начале XX века
Крестьянская реформа 1861 г открыла ряд буржуазных преобразований в России во второй половине XIX в. Правительством Александра II...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы