Буржуазная революция в Японии. Конституция Японии 1889г icon

Буржуазная революция в Японии. Конституция Японии 1889г



НазваниеБуржуазная революция в Японии. Конституция Японии 1889г
Дата конвертации04.07.2012
Размер254.25 Kb.
ТипРеферат
Буржуазная революция в Японии. Конституция Японии 1889г.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТДисциплина: История государства и права зарубежных странРеферат на тему: Буржуазная революция в Японии. Конституция Японии 1889г. Выполнил: студент 1-го курса гр.231 Кузнецов М.В. Принял: преподаватель кафедры Шевляков А.С. ТОМСК - 2004 Содержание:1. Географическая справка. стр.32. Введение. стр.33. Сословия и их место в обществе. стр.34. Предпосылки буржуазной революции в Японии. стр.45. Внешнеэкономические отношения Японии. стр.66. Свержение сегуната. стр.67. Антифеодальные реформы. Развитие промышленности. стр.78. Разработка и принятие Конституции Японии 1889г. стр.89. Судебная реформа. стр.1110. Политические партии. стр.1211. Заключение. стр.1312. Источники. стр.1413. Литература. стр.14 1. Географическая справка. Япония - островное государство, длинной дугой протянувшееся на 3400кмс севера на юг вдоль восточной части азиатского материка. Она занимаетчетыре больших острова ( Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку ) и около 900небольших островов общей площадью 372,6 тыс. кв. км . По количеству населения - 123,9 млн. человек - эта страна занимаетшестое место в мире. На 1 кв.км площади в Японии в среднем приходится 340человек. 2/3 территории страны занимают горы и холмы. Примерно 57%населения Японии концентрируется в равнинной части, обращенной к Тихомуокеану, на площади, составляющей всего 2,2% территории страны. Здесьплотность достигает 7712 человек на 1 кв. км. В Японии имеется 8 городов, население которых превышает 1 млн.человек. Это прежде всего столица страны, один из крупнейших городов мира -Токио, в котором живут 8323 тыс. человек, а с пригородами - 11373 тыс.человек. По 2,7 млн. человек насчитывают Осака и Иокогама, в Нагое - 2,1млн. и в Киото - 1,5 млн. жителей . По 1,3 млн. человек проживают в городахСаппоро и Кобе и 1 млн . - в Китакюсю . Япония бедна полезными ископаемыми. Имеются сравнительно большиезапасы лишь битуминозного каменного угля, серы, меди. Добываются также внезначительных количествах железная руда, руды цветных и редких металлов,каменная соль. 2. Введение. В XIX веке на арену мировой истории выходит Япония. РассматриваяЯпонскую буржуазную революцию, следует обратить внимание на ее особенности.При изучении основного юридического документа этой эпохи - Конституции1889г. - важно не только знание основных конституционных институтов Японии,но и уяснение реального значения так называемых внеконституционных органови социальных группировок, стоящих за ними. Только в этом случае возможноправильное понимание особенностей политического режима, установившегося впослереволюционной императорской Японии. Особенностью развития Японского государства является то, что онодовольно поздно встало на путь капиталистического развития. 3. Сословия и их место в обществе. Верховным правителем Японии являлся император.
Уже в VIII веке всознании японцев прочно укрепился принцип легитимности императорскойвласти. То есть император, и никто другой может быть главой государства. Вконечном счете, именно это позволяло держать народ в относительнойпокорности. Высшая государственная власть в Японии принадлежал Государственномусовету, выполнявшему функции правительства. Непосредственные управленческиефункции в Совете осуществляли два министра, опирающиеся в свою очередьтакже на советников. В правительстве находилось 8 ведомств (двора, культа,складов и финансов, верховных дел, гражданских дел, церемоний и чинов,военных и публичных дел). Японский феодальный класс не был однороден. Его верхушку составляли: > правивший Японией сегун и его род (Токугава). В тот период в Японии устанавливается новая форма правления – сёгунат – своеобразная форма военной диктатуры, при которой власть сосредоточена в руках сёгуна – «великого полководца». Система сёгуната с некоторыми перерывами просуществовала с 1192 по 1868 год. Новый военно-бюрократический аппарат назывался «бакуфу» (правительство). Эпоха Токугава (1603-1867) была эпохой внутреннего мира. Такогодлительного периода без войн, который воцарился в Японии с приходом квласти дома Токугава, не знала ни одна другая страна. Характерной чертой сёгуната стало сохранение императора какноминального главы государства, обладающего некоторыми представительскими ицеремониальными функциями. Императору отводились все причитающиеся по рангупочести, однако реальной политической силы у него не было. Главной функциейимператора было отправление религиозных обрядов. Забегая вперёд, можносказать, что до сих пор в Японии, в отличие от Китая, не признаётся сменадинастий, считается, что правит клан, установившийся ещё в VI веке. Сёгунский период является важным компонентом для понимания спецификияпонского госаппарата. Сёгун, военный правитель, не пошёл на низложениеимператора, потому что в этом случае возникло бы подозрение внелегитимности новой власти. Теперь создалось двоевластие: император исегун. Разумеется, эти два титула не были равноправными в глазах японцев –в данном случае речь идёт о политической ситуации. Император стал править вКиото, а сёгун создал свою столицу в Камакура. Двоевластие было юридическизакреплено указом императора 1205 года, согласно которому все апелляцииневассалов сёгуна надлежало направлять в Киото на рассмотрение экс-императора. Черты абсолютистского правления сёгунат приобретает лишь в XVII-XVIII веках, когда при третьем сёгунате Токугава (1603-1867) происходитужесточение методов управления, создаётся полицейский аппарат, землифеодалов («даймё» - «большое имя») конфискуются государством. > вассалы сегуна, а также полузависимые от центральной власти князья (даймьо). > известное под названием самураев мелкое дворянство владело сравнительно небольшими земельными участками или же вовсе не имело земли, существуя на выделяемый сеньорами рисовый паек или на доходы от занятий торговлей, интеллигентными профессиями и т.п. В это время наиболее законченные формы приобретает сословное деление,скреплённое законом и властью сёгуна, выраженное формулой «си-но-ко-сё»:самураи, крестьяне, ремесленники, торговцы. У самураев была одна важная привилегия – они и только они моглизанимать административные и военные должности. Исключительно самурайскимзанятием была военная служба. В дворянском сословии самураев имелось двегруппы – высшая и низшая. Высший слой делился на: > «фудай-дайме» - занимали все административные посты при сегуне, в том числе при его правительстве «бакуфу» > «тодзама-дайме» - внешние князья, отстраненные от дел управления. В Японии существовали фактическое прикрепление крестьян к земле иполная зависимость от феодала. Уплачиваемая крестьянином продуктовая рентадостигала 60-80% урожая. Помимо нее существовали денежная рента иотработки. Система пятидворок связывала крестьян круговой ответственностью, круговаяпорука была и в самой японской семье: брат отвечал за брата, отец за детейи т.д. В городах существовали феодальные цехи и купеческие гильдии. Цеховыеи гильдийские уставы регламентировали не только производство товаров, но иличную жизнь своих членов. 4. Предпосылки буржуазной революции в Японии. Революция, открывшая дорогу буржуазному развитию, совершилась в Япониив конце 60-х годов XIX столетия. Она известна под названием "реставрацииМейдзи" или «Мэйдзи-исин», что переводится как "просвещенное правление". Феодальные отношения, в течение многих веков господствовавшие вЯпонии, в своих основных чертах были сходны с европейскими. Историкизамечают, что "Япония с ее чисто феодальной организацией землевладения и сее широко развитым мелкокрестьянским хозяйством дает гораздо более вернуюкартину европейского средневековья, чем все наши исторические книги,проникнутые по большей части буржуазными предрассудками". В первой половине XIX века еще более обострился кризис феодально-абсолютистского режима Токугавского сегуната, причем в Японии в отличие отдругих стран Азии в недрах феодального общества формировалсякапиталистический уклад. В Японии совершается процесс первоначальногонакопления капитала, отмеченный теми же чертами, что и в Европе. Возникаюткрупные состояния. Товарно-денежные отношения захватывают не только город,но и деревню. К этому времени натуральный оброк уже принял в японскойдеревне смешанную, денежно-натуральную форму. Потребность в деньгахусиливала зависимость крестьян от ростовщиков, купцов, кулаков. Несмотря нагосподство цехов, появляются капиталистические мануфактуры. Феодальныеотношения вступают в полосу разложения. В первой половине XIXв. значительно увеличилось число и размерымануфактур. Если за весь XVIIIв. было основано 90 мануфактур, то за первыедве трети XIXв. их возникло 300. Расширялись крупные горные разработкимеди, золота, железа. Особенно значительное распространение мануфактурныепредприятия получили в юго-западных районах. В большинстве мануфактурприменялся труд наемных рабочих. В 1854 г. в Японии насчитывалось свыше 300промышленных предприятий с числом рабочих более 10. На некоторыхмануфактурных предприятиях имелось по нескольку десятков ткацких станков. Появление капиталистических мануфактур означало, что в Японии нарядусо сложившейся ранее торговой буржуазией начала формироваться ипромышленная буржуазия. В своеобразных условиях происходил процесс первоначального накоплениякапитала. Обнищавшие крестьяне устремились в города. Тяжелый гнет,непосильные налоги, усилившаяся эксплуатация со стороны торгово-ростовщического капитала приводили к массовому разорению ремесленников. Такскладывалась категория людей, лишенных собственных средств производства ивынужденных продавать свою рабочую силу. Первая половина XIXв. характеризовалась почти непрерывными массовымивосстаниями японского крестьянства. Только в 1833 г. в различных районахЯпонии произошло 30 крестьянских восстаний. Восставшие боролись заликвидацию феодального гнета. Во время восстания 1842 г. в провинции Омиповстанцы уничтожили кадастровые книги. Хотя крестьянские восстания носилинеорганизованный и локальный характер, они подрывали японский феодализм. Все чаще происходили волнения в городах. Нередко поводом к ним былинедостаток риса или резкое повышение цен на него в результате спекулятивныхмахинаций оптовых купцов и властей. В 1837 г. в Осака вспыхнуло восстание,возглавленное Хэйхатиро Осио - выступавшего против спекуляции,дороговизны, произвола властей. Проявившееся в ходе осакского восстаниястремление объединить городские низы и крестьянство показывало, чтоантифеодальная борьба народных масс поднималась на более высокую ступень.Восстание в Осака не было единичным. Волнения охватили многие города. Обострялись также противоречия между буржуазными и феодальнымикругами. Но формировавшаяся буржуазия, связанная в той или иной мере сфеодальным землевладением и ростовщичеством, как правило, враждебноотносилась к восстаниям крестьянства и городской бедноты. Недовольны были и самурайские элементы, одни - из-за стремленияпоправить свои материальные дела за счет крупных сеньоров, другие - в силусвоего отношения к промышленности и торговле, с которыми они уже былипрочно связаны. Наиболее организованные, лучше других вооруженные самураиприбрали к своим рукам движение буржуазии. Последняя и сама искала союза сдворянством, ибо не менее самураев страшилась революционных стремленийяпонского крестьянства. В отличие оттого, что было в Европе, японскаябуржуазия выступала в революции не в союзе с крестьянством, а против него.Этим обстоятельством объясняется компромиссный характер революции: японскийкапитализм оказался оплетенным густой сетью феодальных отношений. Правительство сегуната сурово расправлялось с крестьянскимреволюционным движением. Японская буржуазия была недовольнараздробленностью Японии и относительной слабостью центральной власти(крупные феодалы содержали собственное войско, чеканили монету иполновластно распоряжались в своих владениях), наличием цехов и гильдий,мелочной регламентацией ремесла и торговли и т.п. Но самую большуюопасность она видела в иностранном капитале. 5. Внешнеэкономические отношения Японии. Капиталистические державы Запада все более настойчиво стремилисьпокончить с самоизоляцией Японии. В связи с усилением колониальной агрессииАнглии, Франции и США на Дальнем Востоке их взоры обращались и в сторонуЯпонских островов. Особенно большой интерес к Японии как базе дляразвертывания колониальной агрессии в Китае и других районах ДальнегоВостока проявили США. В 1845 г. американский конгресс уполномочилпрезидента установить торговые отношения с Японией. В резолюции конгрессаоткровенно говорилось, что США нуждаются в базе на морях, омывающих Китай. В 1853 году США послали в Японию эскадру, командующий которойпредъявил японскому правительству ультимативное требование об установленииторговых отношений. Под давлением решающего военного превосходстваправительство сегуна вынуждено было удовлетворить это требование. В 1858году был подписан неравноправный договор, по которому Япония не моглаустанавливать пошлины на ввозимые из США товары выше определенного процента(от 5 до 35), должна была признать экстерриториальность американцев вЯпонии (то есть их неподсудность японским судам) и т.д. Вслед за тем неравноправные договоры были заключены Японией с Англией,Францией, Голландией и другими странами. Не довольствуясь возможностями открытого грабежа Японии, иностранныедержавы стремились к превращению ее в колонию. В 1862 году английский флотподверг разрушительной бомбардировке город Кагосима, чтобы вынудитьяпонские власти уплатить огромную контрибуцию за убийство английскогогражданина. В 1864 году соединенный флот США, Англии, Франции и Голландии -главных колониальных держав того времени - обстрелял город и крепостьСимоносеки, вынудив японские власти к удовлетворению требований обеспрепятственном прохождении судов через Симоносекский пролив. Опасностьколониального порабощения Японии была очевидной. 6. Свержение сегуната. Буржуазия поддержала антисегунскую группировку князей и самураев.Военно-политическими центрами антисегунской оппозиции стали южные княжестваСацума, Тесю, Тоса и Хидзэн. Объединившись, эти княжества возглавилисильную коалицию, требовавшию ликвидации сегуната и восстановленияимператорской власти. Франция энергично поддерживала сегуната. Англичане женадеялись, что победа антисегунской коалиции приведет к раздроблению иослаблению Японии, и установили поэтому контакт с Сацума и другими южнымикняжествами. После событий 1862 - 1864 гг. значительно усилились антифеодальныевыступления народных масс. В 1865 г. особенно сильное крестьянскоевосстание охватило район Осака. Восстание вспыхнуло даже в сегунскойстолице Эдо. В этих условиях руководители южных княжеств склонились кликвидации сегуната. В 1867 г. на императорский престол вступилпятнадцатилетний Муцухито. Летом 1869 г. сегунат прекратил своесуществование. Была провозглашена феодально-самурайская "республика". 7. Антифеодальные реформы. Развитие промышленности. Во второй половине 60-х годов глубочайший кризис японского феодализмаи политический кризис режима Токугава переросли в революционную ситуацию. Формировавшаяся японская буржуазия также стремилась к ликвидациифеодальных порядков. Появившаяся в городах разночинная интеллигенция,главным образом самурайского происхождения, в известной мере выступаланосительницей буржуазной идеологии. Установление тесных связей с Европой иАмерикой способствовало распространению среди интеллигенции европейскихбуржуазно-освободительных идей. Первое императорское правительство, созданное 3 января 1868 г.,возглавил принц Арисугава, но руководящую роль в нем играли представителисамурайства южных княжеств. 6 апреля 1868 г. император сделал заявление, вкотором выдвинул следующую программу: 1. Будет создано широкое собрание, и все государственные дела будутрешаться в соответствии с общественным мнением. 2. Все люди, как правители, так и управляемые, должны единодушнопосвятить себя преуспеянию нации. 3. Всем военным и гражданским чинам и всему простому народу будетдозволено осуществлять свои собственные стремления и развивать своюдеятельность. 4. Все плохие обычаи прошлого будут упразднены; будут соблюдатьсяправосудие и беспристрастие, как они понимаются всеми. 5. Знания будут заимствоваться во всем мире, и таким путем основыимперии будут упрочены. В апреле 1868 года, то есть в год революции, император Японии далклятвенное обещание отбросить отжившие обычаи прошлого и установить по всейстране "право и справедливость" в той форме, "как они признаются", открытьдорогу способностям (взамен привилегий) и, самое главное, организоватьсовещательное собрание, с тем чтобы решать все дела управления "согласно смнением общества". В 1868 году были декретированы уничтожение цехов и гильдий,предоставление всем и каждому права свободно избирать профессию, свободаторговли. Феодальные рогатки между областями были ликвидированы. По всейстране были введены единые законы, отменены сословные привилегии,установлена формально равная ответственность перед законом, разрешены бракимежду лицами разного происхождения. В 1868 г. был принят указ о "единстве отправления ритуала и управлениягосударством", создано по старому образцу "Управление по делам небесных иземных божеств" (Дзингикан). Явная противоречивость политики духовноговоспитания японцев и "заимствования знаний во всем мире", а такженачавшееся движение под лозунгом "культуры и просвещения народа" заставилоправительство принять в 1872 г. Закон о всеобщем образовании, ослабитьдавление на буддизм, преобразовать "Управление по делам небесных и земныхбожеств" в Министерство религиозного образования, чиновники которого сталиназываться не проповедниками, а "моральными инструкторами", призваннымираспространять как религиозные, так и светские знания. Закон о всеобщем образовании 1872 г. не привел к осуществлениюпровозглашенного демагогического лозунга "ни одного неграмотного", так какобучение оставалось платным и по-прежнему очень дорогим, но он послужилцелям обеспечения развивающейся капиталистической промышленности и новогоадминистративного аппарата грамотными людьми. В 1870 г. принимаются два новых императорских указа о введенииобщенациональных богослужений, а также о пропаганде великого учения "тайкё"— доктрины о божественном происхождении японского государства, ставшегоидеологическим оружием японского воинствующего национализма. В 1871 году разрешается свободная купля-продажа земли, что означалопревращение феодальной земельной собственности в буржуазную. Реформазакрепила землю за теми, кто ею фактически распоряжался, но на условияхвыкупа, т.е. привела к образованию «новых помещиков» - новой денежнойзнати, состоявшей из ростовщиков, рисоторговцев, сельских предпринимателей,зажиточной сельской верхушки – фактически сконцентрировавшей землю в своихруках. В том же 1871 году правительство упразднило феодальные уделы, введяделение на губернии во главе с назначенными из центра губернаторами. В 1872 году был принят также закон о ликвидации старых званий,упрощавшее сословное деление на высшую знать (кидзоку) и низшее дворянство(сидзоку); все остальное население было отнесено к "простому народу"."Равенство сословий" не шло дальше военных целей, разрешения смешанныхбраков, а также формального уравнения в правах с остальным населением кастыотверженных ("эта"). Офицерские должности и в новой армии замещалисьсамураями. Воинская повинность не стала всеобщей, от нее можно былооткупиться. Освобождались также от воинской повинности чиновники, студенты(в основном дети из состоятельных семей), крупные налогоплательщики. В 1885 году создается кабинет министров, неизвестный всей прежнейпрактике Японии. Новым было министерство торговли и промышленности - знаквнимания к буржуазии. Копируя Германию, восхищавшую японскихконституционалистов "идеальным" смешением феодальных и буржуазных начал,кабинет министров поставили в зависимое положение от сильного главы -министра-президента, которого хотели видеть похожим на Бисмарка. Японская правительственная бюрократия трусила перед коллегиальныморганом власти: в противовес кабинету министров было создано министерствоимператорского двора (собственно, три лица - министр двора, хранительпечати и главный камергер), которое не входило в состав кабинета, не былоему подчинено и не зависело от его падения. В следующем году создается Тайный совет - совещательный орган приимператоре, задуманный в качестве противовеса "крайностям" представительныхорганов власти. В последствии этот орган рассматривал Конституцию Японии. В 1888 году правительство окончательно устанавливает административноеделение страны и разрешает деятельность совещательных органов на местах впрефектурах, городах и уездах, позаботившись, конечно, о том, чтобыподчинить их власти назначенного из центра губернатора. Наконец, следует указать на создание титулованной аристократии - меры,осуществленной, как это ни странно, в плане подготовки конституционногоправления. Титулами князей, маркизов, графов, виконтов и баронов,заимствованными у Европы, были наделены представители старой феодальнойзнати и немногие из представителей чиновного самурайства, выдвинувшихся входе революции (всего 500 человек). Таким образом была создана наследственная и "непоколебимая" палатапэров - оплот японского консерватизма. 8. Разработка и принятие Конституции Японии 1889г. Обещание созвать в 1890 г. парламент, прозвучавшее в императорскомуказе от 12 октября 1881 г., заметно оживило политическую обстановку встране. В самые кратчайшие сроки были сформированы политические партии —либеральная и конституционных реформ. Они отражали в основном интересыпомещиков, средней части буржуазии, мало связанных с правительственнымисферами и надеявшихся добиться хоть небольшой, весьма умереннойлиберализации существовавшего строя, при котором в правительстведоминировала клика выходцев из княжеств Сацума и Тёсю. Примечательно, что,в отличие от европейских стран, политические партии в Японии былисформированы не после, а до появления парламента. В 1882 г. за рубеж была отправлена правительственная миссия во главе содним из наиболее консервативных деятелей Ито Хиробуми для изученияконституционного опыта европейских стран. Через полтора года Ито вместе соспутниками вернулся на родину и, затворившись на своей загородной вилле, вполном секрете от общественности начал работу над проектом КонституцииЯпонии. Он исходил из принципа, что, так как в Японии нет «объединяющейрелигии», подобно западному христианству, то центром конституционногоправления должна стать императорская династия, олицетворяющая государство инацию. За образец им был выбран самый реакционный вариант — КонституцияПруссии. Но прежде чем проект был предложен на рассмотрение правительства иимператора, пришлось провести некую подготовительную работу, чтобыисключить возможность хотя бы малейшей радикализации планируемогопарламента. > Во-первых, либерализм выборной нижней палаты было решено изначально ограничить безусловным консерватизмом верхней, назначаемой. Для этого в 1884 г. в стране был создан институт пэров и установлены аристократические титулы (князь, маркиз, граф, виконт и барон), которыми наделялись бывшие даймё, придворная знать и некоторые наиболее ревностные сторонники трона. > Во-вторых, произошла реорганизация правительства по европейскому образцу. Первый кабинет министров Японии, возглавленный Ито Хиробуми, состоял из 10 человек — премьера и 9 министров (8 из них были выходцами из консервативных кругов). Кроме того, из Токио власти выслали около шестисот представителей оппозиции. Наиболее радикальные из них были посажены в тюрьму. Подготовка Конституции Мэйдзи была закончена лишь к 1888 г. Проектрешили не выносить на широкое обсуждение, как этого добивалась оппозиция, арассмотреть на Тайном совете, созданном при императоре и состоявшем из 12представителей бывшей феодальной аристократии, в основном из княжествСацума, Тёсю, Тоса и Хидзэн. Тайный совет возглавил все тот же ИтоХиробуми, отказавшийся ради этого от поста премьер-министра. Около полугодаТайный совет за закрытыми дверями занимался шлифовкой текста Конституции.Наконец в ноябре 1888 г. она была зачитана императором во дворце вприсутствии членов правительства, высших сановников и иностранныхпредставителей. И лишь 11 февраля 1889 г. во исполнение обещания император«дарует» своим подданным Конституцию, отменить или изменить которую могтолько он сам. Дата для этого была выбрана не случайно. 11 февраля Япония отмечалаКигэнсэцу — памятную, но весьма условную дату восшествия на престол в 660г. до н.э. легендарного императора Дзимму. Само появление в ЯпонииКонституции, предусматривавшей открытие парламента, конечно же, можнорассматривать как событие почти революционное. Хотя при ближайшемрассмотрении оказалось, что если император и поступился своими правами впользу народа, то крайне незначительно. Основным принципом, пронизывающимвсю систему Конституции Мэйдзи, является принцип суверенитетадинастического монарха (династия «непрерывна на вечные времена») —императора, имеющего божественное происхождение. В Конституции императорбыл провозглашен священным и неприкосновенным. Конституция 1889г. юридически утвердила статус императора как главыгосударства, наделенного очень широкими полномочиями. > императорская особа объявлялась священной и неприкосновенной; > император обладал правом объявлять войну и мир; > заключать международные договоры; > вводить осадное положение, сосредотачивая при этом в своих руках чрезвычайные полномочия; в качестве верховного главнокомандующего устанавливать структуру и численность вооруженных сил; > в сфере гражданского управления - определять структуру министерств, назначать и увольнять всех должностных лиц. Император обладал полнотой исполнительной власти. Он назначал министра-президента (премьера) и по его представлению всех остальных министров.Кабинет министров нес ответственность только перед императором. Его немогли свалить ни вотум недоверия, поскольку последний не был предусмотренконституцией, ни отставка отдельных министров, поскольку законодательствоне предусматривало коллегиальной ответственности министров, ни отклонениепарламентом бюджета, так как конституция разрешала в этом случае применениебюджета предшествующего года. А вот права подданных, например свобода слова, переписки, печати,собраний и союзов, были прописаны в Конституции гораздо скромнее, спостоянной оговоркой: «...в пределах, установленных законом». Столь же урезанными были и возможности, открывшиеся перед будущимипарламентариями. По своей структуре парламент был определен двухпалатным.Каждая палата имела право выступать с представлениями правительству,"касающимися законов и другого рода предметов", но ст. 71 Конституциизапрещала парламенту какие-либо обсуждения относительно изменений в статусеимператорского дома. Для решения вопросов в палатах требовалось абсолютноебольшинство голосов. По избирательному закону 1890 г. нижняя палата избиралась на основевысокого (в 25 лет) возрастного ценза, а также имущественного ценза (15 иенпрямого налога) и ценза оседлости (1,5 года). Женщины и военнослужащие неполучили избирательных прав. Избирательным правом, таким образом,пользовалась незначительная часть населения Японии, около 1%. Срокполномочий нижней палаты определялся в 4 года, верхней — в 7 лет. Верхняя палата пэров состояла из: 1) принцев императорской фамилии; 2) титулованной аристократии: всех князей и маркизов и представителей от графов, виконтов и баронов; 3) депутатов, назначаемых императором "за заслуги перед государством"; 4) представителей императорской академии наук; 5) выборных представителей, избираемых лицами, платящими высший прямой поземельный налог или высшие торговые и поземельные пошлины.Влиятельность ее была гораздо выше, чем у нижней палаты представителей. Депутаты нижней палаты - палаты представителей - избирались на основевысокого возрастного, имущественного ценза. В первых выборах участвовал 1 %населения, что следует считать нормальным для общества, еще неподготовленного к демократическим процедурам. Нижняя палата имела правозаконодательной инициативы. Фактически у японского парламента отсутствовал и такой мощный рычагдавления на правительство, как контроль над финансами, так как конституцияне предусматривала ежегодного парламентского вотирования бюджета. В случаеотклонения бюджета парламентом правительство могло применить бюджетпредыдущего года. Кроме того, ст. 68 Конституции предусматривала постоянныйрасходный фонд, утверждаемый на несколько лет, а также денежные суммы "дляосуществления правомочий самого императора" и для расходов, "связанных собязательствами правительства". Расходы правительства без согласияпарламента могли быть узаконены и самим императором. Парламентский контрольвыражался только в праве запроса правительству не менее чем 30 депутатами,при этом министры могли уклоняться от ответа на запрос, который мог бытьотнесен к разряду "секретных". О силе императорской власти говоритотсутствие в Конституции понятия «вотум недоверия». Конституция определила также права кабинета министров и назначаемогоимператором Тайного совета, ответственных только перед троном и никак независящих от парламента - они могли собираться на заседания не пособственному усмотрению, а лишь по повелению императора. Император созывалпарламент и закрывал его, переносил сроки парламентских заседаний, мограспустить палату депутатов. Император также имел право на амнистии,помилования, смягчения наказания и восстановления в правах. За парламентомне признавалось право проводить расследования или давать оценки ответамправительства на парламентские запросы. Министры были призваны лишь"подавать совет императору" Законодательная власть принадлежала императору совместно спарламентом. Однако, император мог издавать обязательные для исполненияуказы по любому поводу, не консультируясь с парламентом, а законы, принятыепарламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению безимператорского утверждения и подписи. В промежутках между сессиямипарламента император мог издавать указы, имеющие силу закона. Таким образом, конституция 1889 г. носила формальный характер причрезмерном значении императора. Крайняя консервативность сочеталась в ней скрайней прогрессивностью. По ней формально в стране существовал стройдуалистической монархии, а на деле - крепостной, варварский абсолютизм,прикрытый конституционным "приличием". Слабость парламента идемократических институтов привела к захвату власти военщиной,милитаризации государственного строя и установлению фашистского режима. Конституция 1889 г. заложила государственно-правовые основыкапиталистического развития страны. Однако в дальнейшем развитие Японииидет по пути милитаризации государства. В 1889 году император установил,что все наиболее значимые вопросы, относящиеся к армии и флоту, начальникисоответствующих штабов докладывают ему, минуя правительство, даже военногои морского министров. Позиции военных были очень сильны в неконституционныхучреждениях - Тайный совет и генро: > Тайный совет, состоящий из президента, вице-президента и 25 советников, назначался императором из высших военно-бюрократических кругов. Он был независим как от парламента, так и от кабинета министров. Ему предписывалось по ст. 56 Конституции обсуждать государственные дела по запросам императора. Фактически каждое сколько- нибудь важное решение в государстве должно было согласовываться с членами Тайного совета, от него же исходило одобрение императорских указов и назначений. > Внеконституционный орган Генро, оказывавший решающее влияние на политику страны в течение полувека, состоял из пожизненно занимающих свои места представителей знати бывших Юго-Западных княжеств. В 1895г. был законодательно подтвержден порядок, по которому на постывоенного и военно-морского министров назначались только чины высшеговоенного и военно-морского командования. Тем самым силовые структурыполучили дополнительную возможность давления на правительство и парламент. 9. Судебная реформа. В 1880 году серьезные новшества коснулись судебного ведомства. Спомощью иностранных консультантов были созданы и введены в действиеуголовный и уголовно-процессуальный кодексы, копировавшиезападноевропейские образцы. Конституция 1889 г. определила лишь общие принципы будущей перестройкисудов в Японии, формально установив несменяемость и независимость судей,деятельность которых осуществлялась "от имени императора и согласнозаконам". Компетенция общих судов была ограничена, они не моглирассматривать жалобы на действия администрации. Статья 60 Конституциипредусматривала создание особых, административных судов, деятельностьчиновников была выведена за рамки судебного контроля. Право амнистии,согласно ст. 16 Конституции, принадлежало императору, так же как и заменанаказания по суду. Конституция ограничила компетенцию судов общей юстиции рассмотрениемгражданских и уголовных дел, то есть административные дела были вне ихкомпетенции. В области внутригосударственных нововведений наиболее важнойбыла реорганизация на европейских началах судебной системы. По закону 1890г. учреждаются единые по всей стране суды. Ее территорияделится на 298 округов, в каждом из которых создается местный суд.Следующими инстанциями стали 49 губернских судов, 7 аппеляционных судов иВысокий имперский суд, в компетенции которого входило рассмотрение наиболееважных дел, высшая аппеляция и разъяснение законов. Из судей апелляционныхсудов и Большого суда правосудия образовались коллегии административныхсудов. Закон в соответствии с конституцией формально закрепил принципнесменяемости и независимости судей предусмотрев возможность смещения,понижения судьи в должности только в случаях привлечения его к уголовнойответственности или наказания в дисциплинарном порядке. С этой целью в этомже году был принят Закон о дисциплинарной ответственности судей. Длязамещения должности судьи требовались юридические знания и профессиональныйопыт. Судьями становились лица, успешно сдавшие соответствующие экзамены ипрошедшие испытательный срок службы в органах прокуратуры и суда в течениетрех лет. Непосредственные рычаги давления на судей сохранялись у министраюстиции, обеспечивающего общий административный надзор за японскимправосудием, обладающего правом выдвижения судей на высшие судебные иадминистративные посты. Законом 1890 г. предусматривалось также создание Высшего публичногодепартамента прокуратуры со штатом местных прокуроров, подчиняющихсястрогой субординации. К прокурорам предъявлялись те же квалификационныетребования, что и к судьям, на них также распространялся контроль министраюстиции, которому принадлежало право давать указания прокурорам по тем илииным судебным делам. Был создан Высший публичный департамент прокуратуры.Одновременно конкретизировался статус прокуратуры, расширялись ееправомочия. На прокуратуру возлагалось: > руководство предварительным расследованием; > поддержание обвинения в суде; > опротестование приговоров и осуществление надзора за судами. В 1890 г. получил новую редакцию уголовно-процессуальный кодекс.Судебное следствие должно было основываться на принципах гласности,устности, состязательности. В 1893 году был принят Закон об адвокатуре. Адвокаты стали участвоватьв работе суда. Адвокатский корпус находился под жестким контролем какминистра юстиции, так и прокуратуры. Адвокаты также подпадали подюрисдикцию дисциплинарных судов. Право привлекать их к дисциплинарнойответственности принадлежало прокурорам. Несмотря на все эти нововведения,"правоохранительная" система Японии еще долго оставалась репрессивнымпридатком имперской власти. В начале ХХ в. в Японии был введен суд присяжных заседателей. 10. Политические партии. Возникновение первой буржуазной политической партии в Японии относитсяк 1881 г. Она была названа "дзиюто", что означает "либеральная партия". Кней примыкали умеренно настроенная часть крестьянства и мелкиесобственники. В 1898 г. императорское правительство, умудренное опытомпарламентского правления, решило превратить дзюито в полуправительственнуюпартию. В 1900 г. партия была переименована в сейюкай ("ассоциацияполитических друзей"). Членами ее могли стать депутаты парламента,чиновники местных органов власти, главы торговых палат, председателиакционерных обществ с капиталом не ниже 50 тыс. иен, директора банков,капитал которых превышает 100 тыс. иен, адвокаты, крупныеналогоплательщики. Покровителем партии становится крупнейший промышленный концерн"Мицуи". Интересы другого крупного концерна - "Мицубиси" - выражала партияминсейто ("партия народной политики"). Таким образом, хотя слабостьяпонского парламента исключала строгость партийных кабинетов, ноприближение к партийной системе все же было. В 1882 году была сделана попытка создать социалистическуюпартию – Партию конституционных реформ – «Кайсинто», в которую вошлипредставители средних слоев, буржуазии и интеллигенции, но правительство еенемедленно задушило. В целях борьбы с рабочим и крестьянским движением былиизданы террористический закон "об охране государства" и императорский указо запрещении стачек. 11. Заключение. Иными словами, в Японии сохранялась традиционная самодержавнаямонархия. 1 июля 1890 г. в стране прошли первые парламентские выборы. Несмотряна существование различных цензов и ограничений, более половины из 300избранных в нижнюю палату депутатов принадлежали к антиправительственнойоппозиции — Либеральной партии и Партии конституционных реформ. В палатупэров было назначено 250 ее постоянных и временных (на срок 7 лет) членов. Конституция Мэйдзи определила более чем на полстолетия основныепринципы правления Японией, лейтмотивом внутренней политики стало полноеподчинение императору. Установленная в результате победы императора вгражданской войне 1863-1867 годов она не могла быть иной. Наличие острейшихпротиворечий между уровнем развития общества и существующими формами егоорганизации диктовали необходимость принятия такого документа. И здесь уже имеет место специфика - не попытка изменения существующейсистемы, а укрепление существующего строя, структур власти прирегулировании и регламентации их связей с новыми явлениями и формами вжизни общества. Особо следует отметить, что лозунгом реформ был "возврат кстарине", к временам начала династии (довольно типичный для Японии случай,когда переход к новому опирается на традиционное). Однако в эту систему нена первый взгляд не вписывается цель реформ времен Мэйдзи - "модернизация".Реально же потребность в этом была вызвана необходимостью скорейшегоусиления страны с целью сохранения независимости Японии. Таким образом,опять же возникает типично японский вопрос о "традициях", стремлении "непотерять лицо. Революция и последовавшие за ней реформы создали благоприятные условиядля быстрого роста японской промышленности и торговли. Но он был купленценой неимоверной эксплуатации японского пролетариата. Рабочий деньпродолжался 15 и более часов в сутки, заработная плата составляла ничтожнуюсумму, едва обеспечивавшую полуголодное существование. Она была в несколькораз ниже заработной платы европейского рабочего. В целом ряде отраслейпромышленности безраздельно господствовал женский труд и важное местозанимал детский. Заработная плата детей и женщин была наполовину меньшемужской. Хозяева имели право физического наказания своих рабочих. Массадевушек покупалась в деревне у родителей для работы на фабриках ипомещалась в закрытые казармы. Возрастание экономической и военной мощи Японии открывало передяпонским империализмом дополнительные возможности для расширения своихтерриторий и с 79-х гг. ХIХ в. Япония становится на путь агрессивных войн иколониальных захватов. 12. Источники: 1. Конституция Японии 1947 года. Опубликована на сайте http://www.japantoday.ru/japanaz/k112.shtml 2. Статья «сёгунат» // опубликовано на сайте «Япония сегодня» Статья «Конституция 1889 года» // опубликовано на сайте http://www.japantoday.ru/japanaz/k111.shtml 3. Статья «Мэйдзи»// опубликовано на сайте http:// samurai3000.narod.ru/Jpan/meydzi.htm 4. Ясуо Наито, В.Головнин, Д.Косырев «Японией по-прежнему управляют по самурайским законам» / опубликовано на сайте http:// nadzor.vvsu.ru/analit/show_a.asp?id=334 5. А.В.Филиппов. «Специфика проведения реформ в Японии: цели, предпосылки и формы» //доклад на XX научной конференции по историографии и источниковедению истории стран Азии и Африки 6-7 апреля 1999 г. Санкт- Петербург СПбГУ. Опубликовано на сайте http://orient.pu.ru/conferences/april1999/061.html 13. Литература:Отечественная: 1. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Под редакцией К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М. Юрист. 1996, 2. История государства и права зарубежных стран. Под общ. ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. М. 1998 г. ч.2 3. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М. 1996 г., 4. Галанза П.Н. История государства и права зарубежных стран. М. 1961 г 5. Попов К.А. Законодательные акты средневековой Японии. М. 1984. 6. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. М. 1998 г.Зарубежная: 1. Эйдус Х.М. История Японии с древнейших времен до наших дней. М. 1965. 2. Конрад И.И. “Все о Японии”, М., 1989г. Харнский К. “Япония в прошлом и настоящем”, М., 1996г.




Похожие:

Буржуазная революция в Японии. Конституция Японии 1889г icon1. Автомобильная промышленность Японии. 5 Японские компании автомобильной промышленности. 11
Японии. В результате американские компании были вынуждены свернуть свою деятельность в Японии. Автомобильная промышленность Японии...
Буржуазная революция в Японии. Конституция Японии 1889г iconКультура японии
Практикум предназначена студентам специальности «Регионоведение», а также может представлять интерес для всех, интересующихся историей...
Буржуазная революция в Японии. Конституция Японии 1889г iconРеферат по курсу «Экономика Японии» студента 524-эя группы Прасола Е. А. Владивосток 2000 Оглавление
Инвестиции Японии в китайскую экономику 4 Глав Научно-техническое сотрудничество 13
Буржуазная революция в Японии. Конституция Японии 1889г iconТуры в Японию
Если углубится в историю Японии, то она скорее покажется легендой, чем реальностью. Отдых в Японии привлекает своими природными красотами...
Буржуазная революция в Японии. Конституция Японии 1889г iconВариант №8 План работы. 1
...
Буржуазная революция в Японии. Конституция Японии 1889г iconКонституция Японии 1947 года
Либерально-демократические преобразования в области государственного строя были утверждены новой конституцией
Буржуазная революция в Японии. Конституция Японии 1889г iconПейзажи Японии Презентацию создала Н. А. Абращёва мбоу «Советская сош» Алтайский край
Это один из знаменитых пейзажей Японии. Песчаная коса длиной 3,3 км. Если перевести дословно, то Аманохасидатэ переводится как «Мост...
Буржуазная революция в Японии. Конституция Японии 1889г iconКонтрольная работа по дисциплине: «История мировой экономики» на тему: «Сопоставьте особенности буржуазных революций в США и Японии Как решался аграрный вопрос в США и почему он оказался не под силу в Японии?»
«Сопоставьте особенности буржуазных революций в США и Японии – Как решался аграрный вопрос в США и почему он оказался не под силу...
Буржуазная революция в Японии. Конституция Японии 1889г iconТрадиционная игрушка Японии
В традиционной культуре Японии игрушки с раннего времени заняли видное место. Их использовали в различных магических и экзорцистских...
Буржуазная революция в Японии. Конституция Японии 1889г iconВнутренняя и внешняя политика Японии в послевоенные годы
Японии образовалось в IV в н э на базе племенного союза Ямато. С конца XII в до середины XIX в. (с некоторыми промежутками) государственная...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы