Принятие христианства на Руси icon

Принятие христианства на Руси



НазваниеПринятие христианства на Руси
Дата конвертации04.07.2012
Размер305.48 Kb.
ТипРеферат
Принятие христианства на Руси


Министерство общего и профессионального образования Российской федерации Волгоградский государственный технический университет Кафедра истории, культуры и социологии Реферат по историиТема: Принятие христианства на Руси Выполнил студент КудряшовП. группы ИВТ-262 Руководитель работы Тащилкин Е.Ю. Волгоград 1999 План реферата:|Введение | стр. || |3-5 ||Причины принятия христианства | стр. || |5-8 ||Зарождение христианства | стр. || |8-11 ||Владимир-христианин | стр. || |11-20 ||Крещение киевлян | стр. || |20-21 ||Благоприятные условия для введения | стр. ||христианства на Руси |22-24 ||Русь православная | стр. || |24-25 ||Вывод | стр. || |25-26 ||Список литературы | стр. 27| И услышал я громкий голос с неба, говорящий: Се скиния Бога с человеками, и Он будетобитать с ними, и они будут Его народом, и самБог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезус очей их, и смерти уже не будет, ниплача, ни вопля ни болезни, ИБО ПРЕЖНЕЕПРОШЛО. Откровение Иоанна Богослова 21,3,4 Введение. Древняя, дохристианская религия славянских народов известна нам далеконедостаточно. Это связано с тем, что ученые начали интересоваться ею толькос конца 18 века, когда пробудилось национальное самосознание у многихславянских народов. Но к этому времени они, уже давно обращенные вхристианство, успели позабыть свои древние верования, сохранились лишьнекоторые народные обычаи и обряды, некогда связанные с ними."Древние славяне никогда не были объединены ни политически, ниэкономически, и едва ли они могли иметь общих богов, общие культы.Очевидно, у каждого племени были свои предметы почитания, и даже у каждогорода свои. Но конечно многое было одинаково или сходно у разных племен."[1]Число богов древних славян велико и каждый из богов относился к той илииной стороне быта славян – например Перун – бог грозы, Велес (Говядо) – богскотоводства, Даждьбог и Хорс – солнечные боги, и.т.д.Вследствие значительного количества богов, а также разобщенностирелигиозных ценностей и верований "особенно убого было язычество Руси,жалки ее боги, грубы культ и нравы".[2]Это несомненно понимала Ольга, жена погибшего князя Игоря, одна из первыхна Руси в 957 году принявшая христианство. Именно с того времени – совторой половины 10 века начинается принятие христианства на Руси. Этотпроцесс отнюдь не был прост и безболезненнен – это была борьба, борьба двухрелигий – христианской, пришедшей из Византии и чуждой Руси, и славянскогоязычества. Он сопровождался многочисленными гонениями и бунтами. С X по XVIвек шел постепенный упадок ведической и языческой религий, это времярелигиозных междоусобиц, двоеверия, иноземного ига, зависимости отиноземцев и иноплеменников. С XVII века и поныне - преследования язычников,угасание древней веры, время последних хранителей веры. Сейчас можносказать, что язычество "ПРЕЖНЕЕ ПРОШЛО".[3] Но об этом я поговорю позже...
В любой религии делается попытка "установить "обратную связь" с тойсокровенной Сущностью, которая коснулась человека своим веянием. В самом жечувстве присутствия Божественного большинство религий обнаруживаютвнутреннюю общность".[4] Однако тогда возникает резонный вопрос – еслиедина Божественная Реальность, к которой человек приобщается в религиозномопыте, то почему опыт истолковывается так различно ?Первый ответ на этот вопрос ссылается на несомненное сходство многихверований. "Разнообразие религий, - говорят его сторонники, - явлениепериферическое, поверхностное. На самом же деле по существу есть лишь однаистинная Религия, разлитая всюду под разными формами." Именно такаяконцепция помогает как бы сгладить непримиримость различных религий,сгладить бесконечные разногласия. Наиболее четко и последовательнопридерживались такой точки зрения индийский философы: Рамакришна,Вивекананда,Радхакришнан, а также многие европейские теософы, такие какЛессинг, Новалис, Эмерсон, Толстой. Однако такой подход приводит кобезличиванию разных религий, а кроме того, стирание границ вольно илиневольно ведет к замалчиванию важных противоречий в различных религиях.Наглядным примером этому служит сравнение христианства и буддизма, сходныхлишь во второстепенных чертах, в главных же они почти диаметральнопротивоположны.Сторонники второго взгляда,"считающие себя строгими последователями Библии,впадают в другую крайность. Они признают, что есть лишь единственноеОткровение, данное Израилю и от избранного народа перешедшее к Сверх-Израилю, т.е. Церкви. Все, что лежит за пределами этого духовного потока,объявляется либо чисто человеческими домыслами, либо суевериями."[5]Нельзя отрицать, что данную позиция действительно имеет основание в Библии.Этот радикализм проповедовал раннехристианский писатель Тертуллиан, внастоящее время его возродил известный протестантский богослов Карл Барт.Однако нельзя отождествлять это порождение кризисных эпох с целостным духомбиблейского учения.Существует и другие мнения, но они менее распространены.Как же относятся к христианству нынешние потомки славян ? Как и тысячелетиеназад существует два мнения – за и против, как бы банально это не звучало.Однако "чаша - За" в настоящее время перевешивает – это единственноеизменение в этом вопросе за 10 веков. Большинство считает, что Христианство– есть действительно правдивая, справедливая и гуманная вера. Эту точкузрения поддерживает А.Мень, В.Соловьев, Н.Бердяев многие другие, с другойстороны в настоящее время есть люди, цель которых опорочить Христианство,основные доводы таких людей можно понять, прочитав статью ДмитрияЯнковского и Ярослава Добролюбова "Чем христианство плохо ?". Они состоят втом, что: Христианство ЧУЖАЯ, навязанная религия, все христиане – РАБЫ,монотеизм абсурден, а также в большом количестве вымышленных "противоречий"в Библии, связанных с отрывом цитат от контекста книги. Конечно многие люди– анархисты, а самое страшное, в виду своей многочисленности, - секты,заинтересованные в том, чтобы опорочить и очернить христианскую религию,отделить русского человека от Иисуса Христа. Однако любой здравомыслящийчеловек должен выбирать религию не на основе скоропалительных решений,навязанных прочтением брошюры "Башня" братства Иеговы, а из собственныхдуховных побуждений, своей близости к той или иной религии, осознанием еероли в истории развития своего государства. Ведь именно принятиеХристианства тысячу лет назад на Руси коренным образом повлияло на ееисторию, быт, характер и мировоззрение русских людей. Итак, с чего же всеначалось? Причины принятия христианства.В настоящее время многие люди думают о принятии Христианства на Руси оченьпросто – дескать пожелал Владимир чтобы все русские люди стали христианамии только по его воле Русь вдруг стала христианской. Однако на самом делечтобы рассуждать об этом, необходимо учесть историческое положение, вкотором находилась Русь в то время и конечно же нельзя недооцениватьвлияние исконно русского язычества на этот процесс. Существует две основные причины принятия Христианства на Руси:Первая заключается в следующем… Со временем древние славянские племена "помере классового расслоения стали переходить к государственным формам жизни,возникли и условия превращения племенных культов в государственные. Бытьможет культ Святовита у поморских славян распространился именно в связи сэтим."[6] И как известно к 9 веку образовалось Киевское государство.Физическое и географическое объединение восточных славян вызвало болеетесное межплеменное взаимодействие, а также перемешивание различныхкультурных, материальных и религиозных ценностей. В связи с этиместественно возникали трения между различными племенами, вызванныеразличными ценностными воззрениями. Таким образом вставала объективнаянеобходимость также и религиозного объединения народов Киевской Руси. Каквсегда, следуя русскому менталитету, эта попытка объединения былапроизведена силовым путем. Так киевский князь Владимир попытался создатьобщегосударственный пантеон и государственный культ: "по рассказу летописи,он в 980 г. собрал на одном из холмов Киева целый сонм кумиров различныхбогов (Перуна, Велеса, Даждьбога, Хорса, Стрибога, Мокоши) и велел молитьсяим и приносить жертвы. Некоторые исследователи, гиперкритически настроенные(Аничков), считали, что эти "Владимировы боги" были с самого началакняжескими или дружинными богами и культ их не имел корней в народе. Но этомаловероятно. Солнечные божества Хорс, Даждьбог и другие, женская богиняМакошь, видимо, были и народными божествами; Владимир лишь пытался сделатьиз них как бы официальных богов своего княжества."[7] Однако по-видимомуэта попытка не удовлетворила Владимира. Причинами его неудачи стало попыткачастного изменения язычества, принуждение людям верить в того, в кого онине верят. Однако сама суть – политеизм так и оставался нетронутым.Язычество к моменту образования сильного централизованного и сплоченногоКиевского государства уже изжило себя и нужна была совершенно другаярелигия, способная придать княжеству идеологическое единство, объединитьлюдей в служении единому богу. Именно такая религия как Христианствонаиболее подходила для решения задачи становления религиозного единствагосударства, а также соответствовала формировавшимся феодальным отношениям.К этому надо добавить, что гуманное Христианство легко сливалось свнутренним, духовным содержанием русского человека.Однако возникает вопрос – откуда же русичи могли узнать о существованииХристианства и почему именно оно было принято в качестве государственнойрелигии?С этим на прямую связана вторая причина принятия Христианства на Руси:К 10 веку нашей эры Русь представляла собой очень молодое, но быстроразвивающееся государство. С чем же было связано это быстрое развитие ?Дело в том, что развитие практически любого государства зависит от развитияремесла. Русское же ремесло развивалось в основном вследствие активнойторговли. В то время Русь граничила на юге с Византией – государством,имевшим двух- тысячелетнюю историю, и являющимся обширным кладезем знаний.Конечно же Византия намного обгоняла Русь в развитие и с этим связанраспределение потока товаров – из Руси шло в основном сырье – мех, зерно, аиз Византии – предметы ремесла – различные приспособления, оружие, книги,картины. Но вместе с материальными товарами, Русь получала от Византиитехнологии, научные открытия, знания, культуру, ИДЕИ. Русские люди "питаливсегда благоговейное уважение к Империи, к блестящим формам ее жизни,которые так поражали их воображение; таковы бывают постоянно отношениянародов необразованных к образованным."[8] Они, приезжавшие вКонстантинополь неизмеримо удивлялись культурным достижениям византийцев,величию христианских храмов. "Не одна надежда корысти могла привлекать нашуРусь в Константинополь, но также и любопытство посмотреть чудесаобразованного мира; сколько дивных рассказов приносили к своим очагамбывальцы в Византии. Как вследствие этого возвышался тот, кто был вКонстантинополе, и как у других разгоралось желание побывать там!" [9] Таким образом процветающая Византия демонстрировала пример тому, что можетсделать монотеистическая религия для развития государства. Как важноидеологическое единство народа, живущего в нем. Именно эти две причины повлияли на решающий выбор Владимира в пользуХристианства, как религии, просто необходимый Киевской Руси для дальнейшегосуществования и развития. Зарождение христианства."Разумеется то, что всего резче отличало греков от Руси - религия;известно, что греки обыкновенно сами обращали внимание варварских князей ипослов на свою религию, показывали им храмы, священные сокровища;разумеется, при этом и основные догматы веры были объясняемы искуснымитолковниками." [10]Несомненно, что церковные пастыри, представителихристианской религии, а также греческие правители были очень заинтересованыв ее распространении и усилении влияния Христианства на ход мирской жизни.Поэтому служители церкви стремились обратить в свою веру как можно большелюдей. Для этого пастыри беседовали со всеми, кто приходил к ним излюбопытства поглядеть на торжественность обрядов Христианства. И зерноНОВОЙ религии попало на подготовленную к этому благодатную почву Руси. Ивзошли ростки Христианства на земле языческой и "многие из мужчин, воиноврусских, принимали христианство в Греции".[11] Надо отметить, что еще издревле на Руси было великое множестворазличных верований и богов, и поэтому к русским людям, обращенным вхристианство, их сородичи относились вполне терпимо. Однако такоепостепенное, самопроизвольное замещение язычества Христианством навернякарастянулось бы на сотни и тысячи лет (хотя оно до сих пор так и незавершено), что не смогло бы обеспечить дальнейшее быстрое развитие Руси.Но значительный толчок к принятию христианства на Руси сделала Ольга –вдова убитого древлянами князя киевского. После кровной мести древлянам,как говорит Карамзин, она "достигла уже тех лет, когда смертный,удовлетворив главным побуждениям земной деятельности, видит близкий конецее перед собою и чувствует суетность земного величия. Тогда истинная Вера,более нежели когда-нибудь, служит ему опорой или утешением в печальныхразмышлениях о тленности человека. Ольга была язычница, но имя БогаВседержителя уже славилось в Киеве. Она могла видеть торжественностьобрядов Христианства; могла из любопытства беседовать с ЦерковнымиПастырями и, будучи одарена умом необыкновенным, увериться в святости ихучения. Плененная лучом сего нового света, Ольга захотела быть Христианкоюи сама отправилась в столицу Империи и Веры Греческой, чтобы почерпнуть егов самом источнике. Там Патриарх был ее наставником и крестителем, аКонстантин Багрянородный - восприемником от купели."[12]Ольга, поехавшая в Константинополь язычницей, возвратилась христианкой,возвратилась с богатыми дарами от императора, и как упоминает Соловьев,лишь одно омрачило ее визит в Византию – уж очень подозрительны были греки,уж очень надменен был двор византийский.Следует также отметить, что послужило причиной принятия Ольгой именноХристианства. Конечно же это несомненные способности Ольги как лидера,способного понять, что нужно его государству, а также существованияхристиан и зачатков Христианства на земле русской, ведь " Ольга была уже вКиеве знакома с христианством и предубеждена в его пользу, этопредубеждение в пользу христианства могло сильно содействовать к принятиюего в Царе-граде, но от предубеждения в пользу до решительного шага ещедалеко. Есть известие, что Ольга еще в Киеве была расположена кхристианству видя добродетельную жизнь исповедников этой религии, дажевошла с ними в тесную связь и хотела креститься в Киеве, но не исполниласвоего намерения, боясь язычников".[13] Однако, приняв христианство вКонстантинополе, Ольга отнюдь не собиралась скрывать это, что было в любомслучае невозможно. Она не могла безучастно смотреть на то, как ее сынСвятослав, ее окружение, весь народ русский остается в язычестве. Онапыталась уговорить сына принять христианство, однако он упорствовал и нехотел этого. Однако отказ Святослава уже не мог повлиять на общий процессобращения Руси в христианство. Это было связано с тем, "что новая религияначала принимать видное положение, обратила на себя внимание древнейрелигии, и это враждебное внимание выразилось насмешками. Борьбаначиналась: славянское язычество, принятое и руссами, моглопротивопоставить христианству мало положительного и потому должно былоскоро преклониться пред ним, но христианство само по себе без отношения кславянскому язычеству встретило сильное сопротивление в характере сынаОльгина, который не мог принять христианства по своим наклонностям, а не попривязанности к древней религии. Ольга, по свидетельству летописи, частоговорила ему: «Я узнала бога и радуюсь; если и ты узнаешь его, то такжестанешь радоваться», Святослав не слушался и отвечал на это: «Как мнеодному принять другой закон? Дружина станет над этим смеяться». Ольгавозражала: «Если ты крестишься, то и все станут то же делать». Святославунечего было отвечать на это; не насмешек дружины боялся он, но собственныйхарактер его противился принятию христианства. Он не послушался матери,говорит летописец, и жил по обычаю языческому (творил норовы поганские).Эта самая невозможность отвечать на возражение матери должна былараздражать Святослава, о чем свидетельствует и летопись, говоря, что онсердился на мать. Ольга даже ожидала больших опасностей со стороныязычников, что видно из ее слов патриарху: «Народ и сын мой в язычестве;дай мне бог уберечься от всякого зла!»."[14] Таким образом, можно сказать, что во времена правления Ольгихристианство стало занимать видное положение и с ней уже были обязанысчитаться язычники. Оно представляло собой альтернативу устаревшемуязычеству, способную объединить и сплотить русский народ. Однако дляобращения большинства русичей в христианство нужна была сильная рука, рука,имевшая большую власть и способная силой заставить креститься русский люд.Именно таким человеком, такой сильной личностью, приведшей Русь кхристианству, стал Великий Князь Киевский Владимир, прозванныйРавноапостольным. Владимир - христианинКнязь Владимир Святославович, как и его отец, отнюдь не был приверженцемхристианства, напротив, он был истинным язычником, что подтверждаетсясловами Соловьева: "торжество Владимира над Ярополком сопровождалосьторжеством язычества над христианством, но это торжество не могло бытьпродолжительно: русское язычество было так бедно, так бесцветно, что немогло с успехом вести спора ни с одною из религий, имевших место в юго-восточных областях тогдашней Европы, тем более с христианством; ревностьВладимира и Добрыни в начале их власти, устроение изукрашенных кумиров,частые жертвы проистекали из желания поднять сколько-нибудь язычество, датьему средства, хотя что-нибудь противопоставить другим религиям, подавляющимего своим величием; но эти самые попытки, эта самая ревность и вела прямо кпадению язычества, потому что всего лучше показывала егонесостоятельность."[15]Несомненно следует отметить, что Владимир, как и Ольга, понимал всюущербность и упадочность состояния язычества и пытался найти новую религию,способную встать на место язычество и объединить народ русский. Однакотрудным был путь единодержавного правителя Руси - князя Владимира кхристианской вере. Дело в том, что в конце X века на Руси господствовалоязычество. В жертву богам могли приноситься и человеческие жизни. Однаждыкнязь Владимир, желая отблагодарить идолов, изъявил согласие на такоежертвоприношение. Жребий пал на сына одного христианина-варяга. Нохристианин не только отказался отдать сына, но и обличал безумиеидолопоклонничества: «У вас не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниет,ни едят, ни пьют, ни говорят, но сделаны руками человеческими из дерева; абог один, которому служат греки и кланяются, который сотворил небо и землю,звезды и луну, и солнце, и человека, дал ему жить на земле; а эти боги чтосделали? сами деланные; не дам сына своего бесам!». Толпа растерзала отца исына. Князь Владимир, присутствовавший при этом, был поражен их бесстрашиеми проникся уважением к этой вере, которая так укрепляет дух своихпоклонников, что они без колебания идут на смерть ради своей веры.Постепенно Владимир пришел к мысли о замене языческой веры своего народа наодну из религий соседних народов. Об этом слышали многие иноземцы, и отмногих вер приходили миссионеры с проповедями. По словам Соловьева:"Греческий проповедник и произвел также сильное впечатление на Владимира;после разговора с ним Владимир, по преданию, созывает бояр и городскихстарцев и говорит им, что приходили проповедники от разных народов, каждыйхвалил свою веру; напоследок пришли и греки, хулят все другие законы,хвалят свой, много говорят о начале мира, о бытии его, говорят хитро, любоих слушать, и о другом свете говорят: если кто в их веру вступит, то,умерши, воскреснет и не умрет после вовеки, если же в другой закон вступит,то на том свете будет в огне гореть. Магометанские проповедники такжеговорили о будущей жизни, но самое чувственное представление ее ужеподрывало доверенность: в душе самого простого человека есть сознание, чтотот свет не может быть похож на этот, причем раздражала исключительностьизвестных сторон чувственности, противоречие, по которому одно наслаждениедопускалось неограниченно, другие совершенно запрещались. Владимиру, попреданию, нравился чувственный рай магометов, но он никак не соглашалсядопустить обрезание, отказаться от свиного мяса и от вина: «Руси естьвеселье пить, говорил он, не можем быть без того»."[16] Кроме того,непременным фактором, повлиявшим на непринятие магометанства заключалось втом, что кроме бедности своего содержания, оно не могло соперничать схристианством из-за удаленности своих религиозных центров от Руси.Христианство было к тому времени уже "давно знакомо в Киеве вследствиечастых сношений с Константинополем, который поражал руссов величием религиии гражданственности. Бывальцы в Константинополе после тамошних чудес спрезрением должны были смотреть на бедное русское язычество и превозноситьверу греческую. Речи их имели большую силу, потому что это были обыкновенномногоопытные странствователи, бывшие во многих различных странах, и навостоке, и на западе, видевшие много разных вер и обычаев, и, разумеется,им нигде не могло так нравиться, как в Константинополе; Владимиру не нужнобыло посылать бояр изведывать веры разных народов: не один варяг могудостоверить его о преимуществах веры греческой перед всеми другими." [17]Призвав на совет бояр и старцев, Владимир просил у них помощи в выбореверы. Ему посоветовали послать собственных мудрых мужей в разные страны,чтобы они узнали какая из вер лучше подходит его народу. В итоге выбор пална греческую православную веру. Послов поразила особая красота и пышностьбогослужения в Византии.Остановив выбор на греческой вере, Владимир выбрал довольно своеобразный истранный путь к крещению. Он решил завоевать веру для своего народа,сблизить свою страну с Византийской империей и заполучить высшихсвященников, учителей веры и другие средства просвещения для своего народа.Владимир опасался, что сильные и образованные цари не захотят добровольнопородниться с ним, князем незнатного и варварского народа, и тем болеепобоится выйти за него замуж порфирородная царевна, как это и обнаружилосьвпоследствии.Рассуждение чисто человеческое и языческое, но приведшее к той же цели, ккоторой вел Владимира Промысел Божий!Собрав свою дружину, "Владимир отправился в поход против греческого городаКорсуня (Херсонеса) на Таврическом полуострове (Крыму, вблизи нынешнегоСевастополя). Для такого похода на Корсунь Владимир имел множество причин:и выгодное расположение и необходимость беспрепятственного выхода награницу Греческой империи и вышеуказанную причину."[18]Итак, Владимир решил идти в поход против Корсуня. Корсунь, хотя инебольшой, но важный торговый пункт, находившийся при Черном море ипринадлежавший Греческой империи, был издавна известен Русским. Он былукреплен с сухого пути толстыми стенами и имел в своем распоряжениизначительное войско и торговый флот. С моря к нему невозможно было подойтиблизко, а от находившихся с востока и запада заливов (известных ныне подименами Карантинной и Стрелецкой бухт) он также был огражден стенами, такчто мог считаться неприступною крепостью. Но Владимир все таки решилсяосадить этот город. На легких челнах, с не очень большим войском (6000-8000чел.), он смело подступил к Корсуню, высадился в одной из близлежащих бухтего и стал осаждать его с сухого пути. Корсуняне, заранее запасшись хлебоми другими необходимыми продуктами, а может быть, и ожидая помощи изстолицы, долго не сдавались. Не смотря на это, Владимир угрожал городустоять даже более трех лет; но, не имея стенобитных орудий и других осадныхсредств, он долго не мог привести своей угрозы в исполнение. Простояв подстенами Херсонеса 6 месяцев, Владимир, наконец, приказал своим воинамделать приспу (насыпь) к стене города, располагая по ней взобраться настену и проникнуть в город. Но и этот план взятия города оказалсянеудачным. Корсуняне, подкопав стену против делаемой насыпи, тайно уносилисыплемую воинами Владимира землю и рассыпали ее по городской площади.Насыпь, таким образом, никак не могла достигнуть желаемой высоты, иВладимир находился в недоумении о причинах этой неудачи. Наконец, почтипосле 9-месячной осады, на помощь Владимиру подоспело одно обстоятельство:один из осажденных, грек Анастас, неизвестно по каким побуждениям, но,конечно, по воле божьей, пустил в стан Владимира стрелу с привязанной к нейзапиской, в которой советовал Владимиру перекопать находившиеся позади егок востоку от стана, трубы, по которым проведена была пресная вода в городиз колодезей, находившихся вне города. Узнав об этом, Владимир сблагодарностью возвел глаза к небу и воскликнул: "если это сбудется, то я исам крещуся тут". - Действительно, водопроводные трубы скоро были отысканыи перекопаны, и Корсунь, изнемогая от жажды, вследствие прекращения притокаводы, должен был сдаться Владимиру.Примечание: "При новейших раскопках в Херсонесе и вокруг Херсонеса открытыостатки указанного водопровода. Трубы проходили через югозападный уголгородской стены и проводили воду из тех высот, которые находятся на юге июго-западе Херсонеса и господствуют над городом. Так как другоговодопровода не найдено, то археологи и предполагают, что это тот самыйводопровод, не который грек Анастас указал Владимиру. Но здесь возникаетнедоумение. По указанию Анастаса, водопровод должен находиться на восток отстана Владимира, а если предположить, что стан Владимира находился в долинепротив главных городских ворот, подле Карантинной бухты, следовательно,тоже на востоке, - то указание Анастаса должно признать совершенноошибочным: водопровод должен был находиться не на востоке, а на западе отВладимира. Так именно некоторые (Б. Делагард) и предполагают, тем более,что местность, находящаяся вблизи Карантинной бухты и далее к югу, нанесколько саженей ниже города, - и по ней не могли быть проведены трубыводопровода. Но это недоумение легко разрешается, если предположить, чтоВладимир и высадку сделал не в Карантинной, а в Стрелецкой бухте, - и осадуХерсонеса вел не с юга, а с запада: тогда указанный водопровод у негодействительно будет не на западе, а на востоке."[19]Тотчас по взятии Корсуня Владимир послал в Константинополь к греческимимператорам послов с требованием выдать за него в замужество сестру ихцаревну Анну, угрожая в противном случае сделать и с Цареградом то же, чтоон сделал с Корсунем.В ответ на это императоры написали Владимиру, что у христиан не дозволяетсявыдавать девиц-христианок замуж за язычников, и потому, если он крестится,то и просимую невесту получит и царство Божие наследует и сделаетсяединоверным с ними. Тогда Владимир отвечал, что он давно испытал греческуюверу, и ему очень понравилось богослужение их, как передали ему посланныеим для испытания веры мужи. И потому просил прислать скорее священников длякрещения его и с ними царевну Анну. Сначала царевна очень долго несоглашалась идти замуж за варвара, опасаясь - может быть - его жестокости;но императоры убедили ее согласиться на этот брак, говоря, что она послужиторудием обращения ко Христу сильного царя и целого народа, и избавитгреческую страну от опасного врага, который много зла делал Грекам и впредьможет сделать. Уступая просьбе братьев и покоряясь воле Божьей, царевна,наконец, решилась отправиться к Владимиру. Императоры проводили ее накорабль с большой свитой и многими священниками в Херсонес. ЖителиХерсонеса с радостью встретили ее на берегу и поместили в одном из лучшихдомов на городской площади за алтарем соборной церкви. У этой же церкви, сзападной стороны, по свидетельству летописи, была и палата Владимира.Перед прибытием царевны, Владимир сильно разболелся глазами и уже сталдумать, что языческие боги, гневаясь на него за то, что он хочет переменитьверу, наслали на него болезнь. Но это случилось по Божьему усмотрению,чтобы Владимир и сам сильнее убедился в истинности веры христианской иокружающие его увидели, что перемена их князем религии не есть только егоприхоть или политический расчет. Случилось именно так, что когда прибылацаревна, то Владимир уже не мог ничего видеть. Царевна, узнав о болезниВладимира, послала ему сказать, что если он крестится, то скоровыздоровеет. Владимир сказал: "если это сбудется, то христианский Богистинно велик!," - и потребовал скорей крестить его. Херсонесский епископогласил его и крестил. И действительно, едва только во время крещенияепископ возложил руку на Владимира, то он подобно тому, тотчас прозрел и врадости воскликнул: "Теперь я увидел Бога истинного!" Многие из егодружины, видя такое чудо, немедленно последовали его примеру и крестились.Так исполнилось желание Владимира! Господь, соблаговоливший сделать его"избранным сосудом благодати Своей" и все премудро устраивающий, устроил икрещение Владимира так, что и он сам убедился в истинности и святостипринимаемой им веры, и окружающие его увидели на нем явное действие"благодати Божией", просветившей его! В самом деле, с тех пор, как Владимиррешился принять св. крещение по верованию Греческой церкви, всеобстоятельства его жизни "Промыслом Божиим" располагались так, что он болееи более понимал истинность и величие христианской веры, и в частности -православия. Уже посланные Владимиром мужи для испытания веры указали ему,что там, с православными последователями Христа, Бог пребывает и чтослужение Греков лучше всех виденных ими, так что не даром и бабка егоОльга, мудрейшая из жен, приняла христианскую веру по Греческому обряду.Еще более открылось для Владимира действие христианского Бога при осадеХерсонеса. Монах Иаков (в житии св.Владимира) говорит, что когда Владимирзамыслил идти на греческий град Корсунь, то так молился Богу: "ГосподиБоже, Владыко всех! Сего у тебя прошу: дай мне взять этот город, чтобы ямог привести христиан и священников в свою землю, и они научили бы мойнарод закону христианскому". - Бог услышал молитву его, - и он взял городКорсунь. Эта божественная помощь Владимиру открылась, впрочем, не тотчаспри начале осады, но спустя долгое время, после того, как были испытаны иоказались безуспешными бывшие в распоряжении Владимира обыкновенныечеловеческие средства, и когда Владимир, по-видимому, уже отчаивался вуспехе своего предприятия. Из сличения сказаний и летописей об этом событииможно заключить, что только после 9-месячной осады, когда Владимир снедоумением осматривал делаемую его воинами насыпь к городской стене, емунеожиданно подали стрелу с запиской Анастаса, указавшей ему возможностьскорейшего взятия города. При этом у него невольно вырвалось восклицание:"Если это сбудется, тогда я и сам крещусь тут". И это сбылось и заставилоВладимира твердо уверовать в промыслительное действие христианского Бога онем. Наконец, окончательно он убедился в величии и истинности христианскойверы, когда, по предсказанию прибывшей в Херсонес царевны Анны, во времякрещения он сразу исцелился от слепоты телесной и вместе душевной. "Теперья увидел Бога истинного!", - в радости воскликнул Владимир, выходя изкупели крещения здравым духом и телом. И кто не увидит, кто не признаетдействие "благодати Божией" в этом чудесном событии? Кто не заметит, какГосподь постепенно привел князя Владимира к св. купели и сделал егохристианином, и облек его силою свыше к просвещению и всего Русскогонарода? Владимир сам видел и понимал это и постоянно, бросая взгляд на своюжизнь, говорил о своем обращении, как о величайшем деле "милости Божией" кнему. Вот, например, что он пишет в своем церковном уставе, данном имРусскому духовенству: "Вот я князь Владимир, нареченный во святом крещенииВасилий, посылал во все страны испытать с большим вниманием веру каждогонарода. И, рассмотрев со всеми боярами своими законы всех земель, нашел,как светлый и бесценный бисер, истинную одну веру христианскую, которая, посмотрению пришедшего (на землю) Христа, неизреченно просвещает всякогочеловека, верующего во святую Троицу. Поэтому и я, приняв св. крещение,просвещен был душою и телом и, внезапно исцелившись от постигшей меняболезни, прославил Бога за то, что Он сподобил меня принять таковуюблагодать".После крещения владимира состоялся и брак его с царевной Анной. Вблагодарность за свое крещение и за полученную жену Владимир возвратилгреческим императорам, вместо брачного выкупа, Корсунь и взятые им городаТавриды; а, по свидетельству греческих и арабских писателей, тотчас послекрещения отправил в Цареград 6000 человек войска в помощь императорампротив мятежника Варды Фоки, который уже приблизился к Константинополю истоял на азиатском берегу Константинопольского пролива. ПосланноеВладимиром войско быстро (в апреле 989г.) разбило мятежника и избавилостолицу и императоров от большой опасности .В крещении Владимир принял имя св.Василия, вероятно, по совету своей новойжены, в честь ее брата, императора Василия, и в память своего крещенияпостроил в Корсуни церковь во имя св.Василия, как говорил летописец, на тойсамой насыпи, которая образовалась из земли, краденной корсунянами изнасыпи Владимира. Возвращаясь из Корсуни в Киев, Владимир взял с собойсвященников, присланных из Константинополя, грека Анастаса, указавшего емуводопроводные трубы, и, на благословение своему народу, мощи св.КлиментаРимского и ученика его Фива, много икон, крестов и священных сосудов, ипросил греческого патриарха прислать к нему в Киев епископа для крещенияРусского народа. Патриарх исполнил его просьбу и прислал епископа Михаила,назначив его митрополитом для новокрещенной Русской земли.По приезде в Киев Владимир прежде всего крестил своих сыновей, ближайшихродственников, бояр и слуг. Затем стал посылать священников и знающихлюдей, из обращенных уже ко Христу, по ближайшим городам и селам с цельюобращения в христианство. В Киеве же он сам ходил между народом, разъяснялему нелепость и ложность язычества и склонял киевлян к принятиюхристианства, а чтобы еще сильнее подействовать на народ, велел рубить иистреблять идолов, самим же им поставленных на холмах и площадях киевских."Бога Велеса велел бросить в реку Почайну, а главного идола Перуна велелпривязать к конскому хвосту, бить его палками и стащить к Днепру и,сбросивши в реку, приказал нескольким воинам проводить его далеко запределы Киева, отталкивая его шестами в тех местах, где он будет приставатьк берегу. Делать же это с идолом Владимир приказал не потому, чтобы идолчувствовал удары, но на посрамление беса, который посредством сего идоладолго прельщал неразумных людей, и вместе для того, чтобы народ, видя такоепосрамление своего главного бога, понял его бессилие и ничтожество и темохотнее принимал новую веру. Впрочем, летописец не скрывает и того, что,когда Перуна влекли ко Днепру, то некоторые неверные плакали по нем; но этислезы, по замечанию Карамзина, были последнею данью их суеверия."[20] Крещение киевлянКогда же прибыл в Киев епископ Михаил и Владимир увидел, что народ ужедостаточно подготовлен к принятию крещения, тогда в назначенный день велелнароду собраться на берег Днепра (при устье реки Почайны) для крещения. Еговестники ходили по городу и объявляли от имени князя: "Если кто завтра непридет на реку, богатый или убогий, нищий или рабочий, тот будет считатьсямоим противником". И стал собираться народ на указанном месте, необнаруживая никакого сопротивления или возражения княжескому приказу и нестараясь уклониться от исполнения, а напротив, как говорит летописецНестор, "спешил с радостью ко крещению как бы издавна убежденный внеобходимости его". Те же немногие, которые еще не понимали важностипредстоящего действия, с покорностью говорили "если бы это не добро было,то ни князь ни бояре не приняли бы сего" (т.е.крещения). Утром князь ссвященниками царицы и с прибывшими из Корсуня пришли на берег реки. Народгруппами разместился по берегу: мужчины отдельно, женщины отдельно; однивошли в воду по грудь, другие по пояс; некоторые же стояли у самого берега;родители держали младенцев на руках. Принявшие крещение прежде ходили международом, чтобы показывать крещащимся, что и как делать. Священники стоялина берегу и читали молитвы и давали крещаемым имена по группам. Владимир,полный восторга, возведши очи к небу, молился: "Боже великий, сотворившийнебо и землю, призри на новых людей Твоих и дай им, Господи, познать Тебя,истинного Бога, как познали Тебя христианские страны, и утверди в них веруправую и несовратную, - и помоги мне, Господи, одолеть сопротивного врага(дьявола), чтобы я, надеясь на Тебя и на Твою державу, мог победить козниего".Так совершилось одно из величайших событий в жизни Русскаго народа! "И быларадость великая на небеси и на земли, замечает летописец, при виде того,как множество народа погрузилось во святую купель и освятилось крещением!"Радовались ангелы, радовались и земные жители христиане. Наиболее жерадовался сам виновник торжества, князь Владимир, когда увидел, что егосвятое желание исполнилось, и весь его народ, без сопротивления, но объятыйДухом Святым, принял святое крещение.Два важнейшие события в жизни Владимира и в истории Русского народа:крещение самого Владимира и крещение киевлян, по свидетельству летописи,совершились в 988 г.; при чем летописец не показывает точно в каком месяцепроизошло это событие; но приняв во внимание, что Владимир перед своимкрещением предпринял поход в Корсунь, отправившись к нему на лодках поДнепру и Черному морю, чего он не мог сделать раньше июня или даже июлямесяця, можно считать, что он выступил в поход еще в 987- году, и простоялпод стенами Корсуня всю осень и зиму 987 г., и с весною, 988 г., когда поморю открылось судоходство, отправил в Цареград посольство с требованиемневесты и священников для крещения. В начале апреля, пред Пасхою (бывшею в988 г. 8 апр.), как думают некоторые, Владимир был крещен и к летувозвратился в Киев, где и крестил народ, может быть, 15 июля, или какполагает Степенная книга, 1 августа того же 988 года. Благоприятные условия для введения христианства на РусиРешение Владимира принять крещение от Греков не могло встретить ни откудапрепятствия. Выше было сказано, что у Русских Славян не было ни храмов,этих очагов язычества, ни жрецов, которые обыкновенно, в своих интересах,поддерживали и распространяли язычество среди народа и выступали на борьбус проповедниками всякой иной религии. Приносили жертвы и совершали другиеобряды у Русских старцы и главы семейств. И потому, когда сами старцы ибояре изъявили согласие на перемену религии, то народ, не задумываясь и безвсякого спора, должен был в этом случае идти за ними и за князем. И этобыло так естественно, что сомневаться справедливости рассказа обеспрепятственном крещении всего рода, по одному приказу князя, нет нималейшего основания.Но не только со стороны религиозной, а и со стороны нравственной, принятиехристианства Русскими славянами не мог встретить особенного препятствия."Поляне, киевские Славяне, как говорит летописец, были нрава тихого икроткого, сели семейную жизнь честную и правильную. В христианстве онидолжны были увидеть сродные их нравам и привычкам нравственные требования,нисколько не унижающие, а напротив, возвышающие и облагораживающие их дух,что, при всей своей малообразованности, самый грубый язычник легкопонимает. Новгородские Славяне, привыкшие к обращению с иноземцами ипонимавшие выгоды и преимущества благоустроенной общественной жизни, так невидели ничего враждебного в христианстве, а напротив склонны были подражатьварягам, между которыми, как известно, было очень много христиан."[21] Этиваряги, которые имели постоянные сношения с Новгородскими Славянами,склоняли их к принятию христианской веры и, так сказать, подготовляли их ктому. Что касается Древлян, Северян и других славянских племен, то они,очень рано подчинившись Русским князьям, скоро смешались с Полянами иНовгородцами и в принятии христианской веры не могли оказать сопротивленияпосылаемым к ним миссионерам. Таким образом можно с уверенностью сказать,что на всем обширном пространстве Русского княжества Владимировараспространение христианства не могло встретить препятствий. Необходимоотметить, что принятие христианства на Руси сопровождалось законодательнымидокументами в поддержку церкви, так Устав князя Владимира Святославовича одесятинах, судах и людях церковных:"Ст. 3. И по том летом минувшим создав церковь святую Богородицю и дахдесятину к ней во всеи земли Рускои княжения от всего суда 10-тыи грош, и сторгу 10-тую неделю, из домов на всякое лето 10.е всякаго стада и всякагоживота чюдной матери Божии и чюдному Спасу."Это начало знаменитой церковной десятине – то есть каждый человек долженотдавать десятую часть дохода своего (денежного, материального)христианской церкви, что должно было поддерживать саму церковь и давать ейденег на дальнейшее существование и расширение своего влияния. Конечно, дляразвития новой религии было необходимо построение святых мест – храмовбожьих, где люди могли бы молиться Господу нашему. Именно этим и занялсяВладимир: "Владимир тотчас после крещения велит строить церкви и ставить ихпо тем местам, где прежде стояли кумиры: так, поставлена была церковь св.Василия на холме, где стоял кумир Перуна и прочих богов Владимир велелставить церкви и определять к ним священников также и по другим городам иприводить людей к крещению по всем городам и селам. "[22] Стоит задатьсядвумя вопросами, первым, в каких городах происходило крещение, и второе,откуда взялись первые священники? Христианство в основном "былораспространено вдоль узкой полосы, прилегавшей к великому водному пути изНовгорода в Киев; к востоку же от Днепра, по Оке и верхней Волге, даже всамом Ростове, несмотря на то что проповедь доходила до этих мест,христианство распространялось очень слабо". Однако следует отметить, чтокрещение даже этой узенькой полоски было сопровождено огромнымитрудностями. Все было связано с нежеланием народа отдавать своих богов напоругание, ярким и кровавым примером этому может служить крещениеНовгорода, который «Путята крестил мечом, а Добрыня - огнем».Откуда же взялись священнослужители ? По словам Соловьева :"Митрополит иепископы были присланы из Царя-града; в Киеве, если прежде были христиане,была церковь, то были, разумеется, и священники; Владимир привел из Корсунятамошних священников".[23] Однако этого было слишком мало, и тогда былиприсланы священники из Болгарии, которые могли учить народ на понятном емуязыке. Однако все равно было слишком мало священников, и единственнымвыходом из создавшейся ситуации было как можно более скорое "книжное"обучение русских священников. Этот процесс происходил жестоким, но скореевсего, неизбежным методом – детей лучших горожан отнимали у матерей иотдавали их в книжное учение. Это было неотвратимым шагом, так как матери,не утвердившись еще в новой вере, воспитывали сыновей своих в прежнемязыческом духе. Русь православнаяПреподобный летописец упоминает, что перед крещением Владимир был оглашен,т.е. наставлен епископом Херсонесским в истинах христианской веры, конечно,по символу Никео-Цареградскому. А после крещения ему преподан был болееподробный символ Михаила Синкелла (около 835 г.). В этом символе краткоизложены все главнейшие догматы православной веры, - и потому на негодолжно смотреть, как на руководственное начало, данное ГреческоюПравославною Церковью Церкви Русской, как на завет, данный матерью своейдуховной дочери. В символе изложены: "догмат о Пресвятой Троице, воплощенииСына Божия, о Его крестной смерти, воскресении, вознесении на небо, овтором пришествии; а также догматы о св. таинствах Церкви, о церковныхпреданиях, о поклонении иконам, кресту, мощам святых и священным сосудам."Все эти догматы изложены по разуму Православной Восточной Церкви. Взаключение, к символу Синкелла прибавлены были два особых наставления,очевидно, переведенные собственно для князя Владимира. Первое наставлениепоказывает, что для того, чтобы быть истинно православным, "нужно держатьсясеми вселенских соборов. При этом перечислены самые соборы, с показанием,где и когда какой собор был, против кого он был созван сколько на нем былособрано святых отцов." Другое наставление состояло в показании того, чегоРусские должны остерегаться, чтобы не потерять православия. Это именно- непринимать учения Латинян, причем показаны главнейшие их заблуждения,- исказано, что прежде Латиняне учили правильно и согласно с Греками, авпоследствии совратились и уклонились от.Этот символ и наставления, преподанные Владимиру, важны в том отношении,что с самого начала введения христианства в России не только точно выражалисодержание веры, преподанной Русским, но сразу же полагали резкое различиемежду православием и учением Латинян, что, между прочим, давало возможностьРусским, не смотря на недавность обращения их ко Христу, твердо стоять вправославии и противиться всем попыткам Римских пап склонить наших предковк принятию учения Западной Церкви. И такими же непоколебимыми в своей вереоставались, и- благодарение Богу, остаются и теперь православныепоследователи Русской Церкви, не смотря ни на какие политические колебанияв царстве Русском. Такими же преданными православию остались они и тогда,когда Реформация, проведенная Лютером и его последователями, охватила почтивсю Западную Европу и отняла у Римского папы почти половину егопоследователей. Вывод. Итак, подведем итог долгому пути Руси к принятию Христианства.Принятие христианства, сменившего собой изжившее себя, жестокое ижертвоненасытное язычество, позволило продолжить дальнейший экономическийрост страны, позволило значительной увеличить вес Руси в окружающем еемире, превратив варварскую страну язычников в просвещенную нацию. Принятиемонотеистического Христианства способствовало объединению и сплочению людейрусских под началом непоколебимой веры в БОГА,- Высшего творца иХриста–спасителя. Христианство, как наиболее гуманистическая религия,способствовала духовному и моральному росту нашего народа. Недаром А. С.Пушкин сказал: "Там русский дух, там Русью пахнет …". Здесь он хотелподчеркнуть огромную силу духа и широту души русской. В настоящее времяименно гуманистические идеалы христианства приняты за основу многочисленныхорганизаций, защищающих права человека (ООН, ЮНЕСКО). Важным аспектомпринятия Христианства является то, что Христианство проповедовало жизньпосле смерти. Но самое главное заключалось в зависимости жизни душичеловека после физической его смерти, от того, как он провел жизнь вбренном мире. Если он жил праведно и уважал каноны церкви, усердно молился,то в награду он получал вечное блаженство в рае, если же он богохулил,совершал преступления и злодеяния, то он был обречен мучиться в аду. Этовызывало уменьшение числа злодеяний, ведь преступник, даже не наказанный всуде, обязательно должен предстать пред лицом божьим. Христианскоедуховенство влияло "прямо уже на строй общественный: не в церковных делах,не о средствах распространения христианства советовался Владимир сепископами, но о том, как наказывать преступников; вместе с старцамиепископы предлагали князю о том, куда употреблять виры, заботились овнешней безопасности, и князь соглашался с ними." [24] Христианская религия давала веру и надежду каждому человеку, бедномуи богатому, что ему поможет Бог, Бог – заступник и благодетель. И верилрусский человек, что "И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти уже небудет, ни плача, ни вопля ни болезни"[25]. И вера эта помогала ему жить. Список используемой литературы:1. Карамзин Н.М. История государства Российского в 4 книгах. Книга первая.- Ростов н/Д: Издательство "Феникс",1994. - 512 с.2. Соловьев С.М. Об истории древней России (сост., авт., предисл., примеч., А.И. Самсонов.) – 2е изд. – М.:Просвещение, 1993. – 544 с.3. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - 4-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1986. - 576 с.4. Мень. А.В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т. 2: Магизм и Единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей. – М.: СП "Слово", 1991. – 462 с.5. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. – М.: Политиздат, 1984. – 384 с.6. Еженедельник "Абсолютно все" NN 43-53'97,1'98 ст. "История возникновения Христианства на Руси".7. Письмо Иллариона Троицкого (архиеп.) г. Роберту Гардниеру,секретарю комиссии для устройства мировой конференции христианства, 1916 г.-----------------------[1] Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - 4-е изд., испр. и доп. –М., 1986., с. 202[2] Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. – М., 1984., с. 43[3] Откровение Иоанна Богослова 21,3,4[4] Мень. А.В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т.2: Магизм и Единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великихУчителей. – М., 1991., с. 6[5] Мень. А.В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т.2: Магизм и Единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великихУчителей. – М., 1991., с. 7[6] Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - 4-е изд., испр. и доп. –М., 1986., с. 210[7] Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - 4-е изд., испр. и доп. –М., 1986., с. 202[8] Соловьев С.М. Об истории древней России М.:1993. – с. 38[9] Там же с. 39[10] Карамзин Н.М. История государства Российского в 4 книгах. Книгапервая.- Ростов н/Д:,1994., с. 136[11] Соловьев С.М. Об истории древней России М.:1993. – с. 39[12] Соловьев С.М. Об истории древней России М.:1993. – с. 41[13] Соловьев С.М. Об истории древней Росси М.:1993. – с.43[14] Там же с. 43[15] Соловьев С.М. Об истории древней России М.:1993. – с.47[16] Соловьев С.М. Об истории древней России М.:1993. – с. 51[17] Там же с. 51[18] Еженедельник "Абсолютно все" NN 45'97, ст. "История возникновенияХристианства на Руси"., с.19[19] Еженедельник "Абсолютно все" NN 49'97 ст. "История возникновенияХристианства на Руси"., с. 18[20] Соловьев С.М. Об истории древней России М.:1993. – с. 50[21] Соловьев С.М. Об истории древней России М.:1993. – с.50[22] Соловьев С.М. Об истории древней России М.:1993. – с.51[23] Соловьев С.М. Об истории древней России М.:1993. – с.51[24] Карамзин Н.М. История государства Российского в 4 книгах. Книгапервая.- Ростов н/Д:,1994., с. 172[25] Откровение Иоанна Богослова 21,3,4




Похожие:

Принятие христианства на Руси iconЛекция Государство Киевская Русь (ix-xш века) Вопросы: Принятие христианства на Руси
Изначально слабая централизация Руси, договорной характер отношений центра и уделов
Принятие христианства на Руси iconПринятие христианства на Руси

Принятие христианства на Руси iconПринятие Христианства на Руси

Принятие христианства на Руси iconПринятие христианства на Руси

Принятие христианства на Руси iconПринятие христианства на Руси

Принятие христианства на Руси iconПринятие христианства на Руси (988г.)

Принятие христианства на Руси iconПринятие христианства на Руси и его историческое значение

Принятие христианства на Руси iconПринятие Христианства на Руси
Руси, приводя к покорности еще разрозненные славянские племена, с другой стороны перманентная внешняя угроза требовала большого напряжения...
Принятие христианства на Руси iconДокументы
1. /Принятие христианства на Руси и его историческое значение.doc
Принятие христианства на Руси iconПо истории древняя Русь IX xiii вв
Основные этапы становления государственности. Особенности социально-экономического и политического развития Киевской Руси. Внутренняя...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы