Становление и развитие анархии icon

Становление и развитие анархии



НазваниеСтановление и развитие анархии
Дата конвертации04.07.2012
Размер76,06 Kb.
ТипРеферат
Становление и развитие анархии


АНАРХИЗМ Рождение российского анархизма затянулось на несколько десятилетий.Лишь в 80-е годы XlX в. он сформировался в революционное движение и началиграть определяющую роль в системе общественно-политических взглядовнародников. Большинство из них поначалу, находились под влияниембакунистских идей. М.А.Бакунин, на первое место выдвигал борьбу всемидозволенными способами с государством и его институтами и громогласнообъявил себя врагом любой власти. В манифесте-книге “Государственность иАнархия” - он предложил своим последователям единственную формуреволюционной борьбы - немедленное всенародное восстание для разрушениягосударственного строя. Взамен предлагалось организация вольного братскогосоюза“производительных ассоциаций, общин и областных федераций, обнимающихбезгранично, потому свободно, людей всех языков и народностей” По мнению Бакунина, долгом каждого честного революционера должна быластать поддержка в народе инстиктунтивного духа протеста, его постояннойготовности к революции. “ Живой ток революционной мысли, воли и дела”должен был разбить традиционную замкнутость крестьянского мира, наладитьсвязь между фабричными работниками и селянами и создать на их основенесокрушимую силу, способную одним махом произвести в стране социальнуюреволюцию. Развивая теоретические построение Бакунина, члены кружка А.В. Долгушинавскоре предложили идею “хождение в народ” с целью подготовки крестьянскихвосстаний для осуществления социальной революции. Через “хождение в народ”прошли многие видные люди эпохи, искавшие действительные способы борьбы ссамодержавием. Дальнейшее развитие анархические построения нашли в лице П.А, Кропоткина.Осенью 1873 г. по поручению “чайковцев”м ( членов кружка Н.В. Чайковского)- он составил программный документ организации, манифест -- “Должны ли мызаняться рассмотрением идеала будущего строя ?“ В этом документе идеаломбудущего строя объявлялась“ анархия “ - т.е. “союз вольных коммун”, без центральной государственнойвласти. Движущими силами для проведения в жизнь анархической программыКрапоткин считал не только крестьян, но и городских рабочих:“Здесь мы должны распространять наши воззрения, здесь должны мы подыскатьтоварищей. Прежде всего восстание должно произойти в самом крестьянстве игородских рабочих только тогда может оно рассчитывать на успех”. Насколько сильна была вера в осуществимость анархических построений уроссийской молодежи той поры, показывает тот факт, что в первых большихсудебных процессах 70-х годов, организованных правительством противреволюционеров ( процессы “50-ти” и “193-х” ), наиболее видные обвиняемыепочитали за честь называть себя анархистами. В 70-- 90-е годы прошлого века П.А. Крапоткин осуществил разработкуконцепции анархо-комунизма, воспринятую значительным большинствоманархистов. Система Крапоткина привлекали внимание современников своейглубоко гуманистической направленностью, попытками синтеза и гормонии мира,стремлением объяснить все явления в области общественной жизни объективнымизаконами природы. Под анархией он понимал “ мировоззрение основанное намеханическом понимание явлений “, Охватывающее всю природу, включая сюда ижизнь человеческих обществ. В своих построениях новый теоретик российскогоанархизма значительное место уделил вопросам революции. Он не считал народготовым к немедленному революционному выступлению и ставил вопрос осоздание анархической партии для “ тихой подготовительной идейной работы ”.Социальную революцию он считал закономерным явлением историческогопроцесса, “ резким скачком вверх “, который должен привести к полномууничтожению все институтов власти и гос. учреждений. По его мнению, анархо-комунизм можно было вводить сразу после разрушению старых порядков в ходереволюции. Кто же совершит эту великую революцию? “ Ее могут сделатьтолько сами трудящийся - рабочие и крестьяне и трудовые элементы изинтеллигенции”, - писал Кропоткин. Он так же отрицал необходимостьреволюционного правительства, не признавал ни какой революционнойдиктатуры, так как при ней, по его мнению, “ революция неизбежновырождается в произвол и в деспотизм”. В начале ХХ в. в России, в условиях общего революционного подъема иневиданной накалу классовой борьбы, анархизм - вечный спутник революций исоциальных потрясений вновь заявил о себе, как об общественно-политическомдвижении, обединяющем леворадикально, демократически настроенные слоиобщества. Первые шаги к усилению роли анархизма в общественно-политической жизнистраны были сделаны за границей. В 1900 г. в Женеве возникает организацияроссийских анархистов-эмигрантов “Группа русских анархистов за границей“,издавшее воззвание с призывом к свержению самодержавия и социальнойреволюции. Ее лидерами были Мендель Дайнов, Георгий и Лидия Гогелия.Супруги Гогелия в 1903 г. в Женеве создали группуанархистов-комунистов “Хлеб и Воля”, принесшую известность Российскомуанархизму. “Хлебовольцам” при поддержке Кропоткина, М. И. Гольдсмит и В. Н.Черкезова удалось в томже году организовать первого российскогоанархического печатного органа за границей - - газеты “Хлеб и Воля”. В самой России первые анархистские группы появляются весной 1903 г. вг.Белостоке Гродненской губернии среди еврейской интеллигенции иприсоединившихся к ней ремесленных рабочих; летом - в г. НежинеЧерниговской губернии в среде учащийся молодежи. Начавшийся процессобразования анархистских групп на территории страны шел по восходящийлинии, и уже к концу 1903 г. функционировало 12 организаций в 11 городах, ав 1904 г. - 29 групп в 27 населенных пунктах северо-запада, Юго-запада иЮга страны. География российского анархизма четко обрисовалась в 1905-1907 годах.“Столицами” движения считались Белосток, Екатиринослав и Одесса. Социальную основу анархического движения составляли преимущественнокустари, ремесленники, торговцы, крестьяне, деклассированные элементы,часть интеллигенции, а также немногочисленные группы рабочих недовольныесуществующими порядками, но слабо представляющие пути и средства борьбы сними. Если попытаться составить обобщенный портрет анархист периода первойроссийской революции, то он бы выглядел так: это был бы молодой человек(или девушка) 18-24-летнего возраста, имевший начальное образование ипредставлявший, представлявший как правило демократические слои общества.Касаясь модного сегодня национального вопроса, заметим, что ванарходвижении преобладали евреи (по отдельным выборкам их число достигает50%), русские (до 41%), украинцы (до 35%). Среди анархистов практически не было лиц зрелого возраста. Самым пожилым в движение были - егооснователь Кропоткин (1842) и его ближайшая последовательница М. И.Гольдсмит (1858). Основная масса крупных организаторов движения -М. Э. Данилов, Н. И. Музиль,Я. И. Кирилловский, А. А. Боровой,В. И. Федоровловский (Д. Новомирский), - родились в середине - конце 70-хгг. XIX в., т.е. к моментуреволюции им было около 25 - 32 лет. В основном руководители и теоретикианарходвижение имели высшее или среднее специальное образование, большиенавыки агитационной работы. Июльский политический кризис 1917 г. закончился поражением сил революциии частичным разгромом анархических организаций. В этот период на переднейкрай борьбы вновь выходит Кропоткин. Его фигура привлекла внимание нетолько революционеров, но и сторонников правительства, пытавшився в своихцелях авторитет великого ученого и мыслителя.А. Ф. Керенский делал невероятные усилия, чтобы уговорить Кропоткина войтиво Временное правительство, предлагая ему на выбор любой пост министра.Крапоткин отказался ответив:” Я считаю ремесло чистильщика сапог болеечестным и полезным”. Очевидно, результатом длительных размышлений стало егоучастие в работе Государственного совещания в Москве,15 августа 1917г.Консервативные круги вряд ли ожидали услышать от теоретика анархизмапроповедь идеи классового примирения всех сил “и правых и левых”,действующих в революции. Возможно это был хитрый ход политика считавшего,что достичь царства анархии можно будет только в условиях мира идемократии. Но за такое положение дел анархистам еще предстояло бороться. Накануне Октября 1917 г. они были все еще в значительной степениразрозненны. Колебание различных частей анархического движения не спасли его отподчинения решительной и властной тактике большевиков. В дни Октябрябольшевики использовали анархистов в качестве боевой, разрушительной силыпротив буржуазии, оказывая им всемерную помощь оружием, продовольствием ипр. Анархисты окунувшись в родную стихию борьбы и разрушения, участвали воктябрьских событиях 1917 г. в Петрограде, Москве, Иркутске и другихгородах. Но для большевиков утвердившихся у власти, анархизм, с его лозунгамиборьбы за свободу личности и против государственных институтов, был хороштолько до той поры, пока не мешал осуществлению собственных плановгосударственного строительства. Большевики опосались соединения идейанархии с лозунгами своих противников из среды демократических слоевобщества. Для борьбы с анархистами и их попутчиками были использованы всеметоды: от обвинения их в поддержке “буржуазных контрреволюционеров”, ворганизации “пьяных погромов” до попыток формирования ими собственныхотрядов. 17 декабря в газете петроградских анархистов появился призыв к созданиюсобственных вооруженных сил. “Вольные анархические дружины” нужны былианархистам ”для организованного удара... по власти, для смертельной засоциальную революцию”. В публикации содержалась прямая угроза большевикам:”Если вы станите на нашем пути к анархии, к камуне, мы растопчем и вас”.Весной 1918 г. анархисты приступили к созданию постоянных боевых отрядов.Кадры “боевиков” предназначались для борьбы “за идеалы анархизма”, с“контрреволюцией” в России, а также для подавления выступлений “германскихбелогвардейцев”. Постоянная нацеленность анархистов на задач мирового революционногоразвития не мешала им устраивать прозаические налеты на квартиры, грабитьсклады и магазины, и даже захватывать здания. Московские анархическиегруппы зимой 1918 г. устроили настоящие соревнование по захвату особняковв городе. Почувствовав за собой некую силу, анархисты решили добитьсяокончательного своего признания Советской властью. Весьма важной для нихбыла задача обеспечения оружием и продовольствием в равных пропорциях скрасногвардейцами. Власти Москвы и Петрограда признали требованияанархистов недопустимыми и запретили им выдачу оружия. Анархисты не могли смирится с таким решением властей. В конце марта 1918г. члены Московской Федерации анархических групп официально уведомилиМоссовет о захвате помещения купеческого собрания на Малой Дмитровке дом №6 и размещении там своих организаций. Такая позиция создала угрозувозможных насильственных действий против большевиков. Насколько такаязадача была реальной и выполнимой для анархистов?Сейчас трудно ответить на этот вопрос. Во всяком случае, в Москве сталиусиленно распостранятся слухи о готовящемся выступление анархистов. В ночь с 11 на 12 апреля в городе силами ВЧК, воинских частей и латышскихстрелков из охраны Кремлябыл проведен захват зданий, занимаемых анархистами, и разоружениесторонников анархии. В некоторых местах анархисты оказывали сильноесопротивление, но в основом застигнутые врасплох, здавались. Вскоре былопроведено разоружение анархических групп в Петрограде, Вологде, подавленанархо-мятеж в районе Бугуруслана-Самары. Верхушка движения не имевшая после смертиП. А. Крапоткина в 1921 г. подлинного руководителя и теоретика, раскололасьна несколько частей.Многие анархисты заявило о кризисе движения, его перерождение своем желаниитрудится на благо большевиков и вступило в РКП(б). Другая часть духовномугнету и лжи предпочла эмиграцию и выехала или была выслана за границу.Наконец, оставшийся в стране приверженцы анархии пытались проводить какую-то работу но их было ничтожно мало. Многие анархисты тяжело переживая разрыв с родиной, одиночество, иусталость от бесполезной борьбы, принимают решение вернуться в СССР. Кто-товозвращался по своей воле, кто-то из-за связей с чекистами, но как правилоконец жизни эти в прошлом идейные анархисты проводили одинаково - настройках и лагеряхГУЛАГа. В 1929 г. на воле уже практически ни кого не было. Анархическиеорганизации в стране прекратили свое существование.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Становление и развитие анархии iconСтановление и развитие социальной психологии

Становление и развитие анархии iconСтановление и развитие Экономической Теории

Становление и развитие анархии iconДемократия: сущность, становление и развитие

Становление и развитие анархии iconСтановление и развитие менеджмента в России

Становление и развитие анархии iconСтановление и развитие государственности Республики Адыгея

Становление и развитие анархии iconСтановление и развитие фашизма в Италии. Бенитто Муссолини

Становление и развитие анархии iconСтановление и развитие Римской республики (история цивилизаций)

Становление и развитие анархии iconСтановление и развитие банковской системы в России в xviii-xixвв

Становление и развитие анархии iconВыдающиеся отечественные и зарубежные учёные, внёсшие существенный вклад в развитие и становление информатики

Становление и развитие анархии iconСтановление и развитие системы управления Военно-Морским флотом в Петровский период Российской истории

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы