Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение мопо рфргпу им. С. ЕсенинаКафедра культурологииРефераттема:\"Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение\"Выполниластудентка 1 курсаотделения журналистикиТворогова Е. В icon

Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение мопо рфргпу им. С. ЕсенинаКафедра культурологииРефераттема:"Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение"Выполниластудентка 1 курсаотделения журналистикиТворогова Е. В



НазваниеРелигия Древнего Китая. Конфуций и его учение мопо рфргпу им. С. ЕсенинаКафедра культурологииРефераттема:"Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение"Выполниластудентка 1 курсаотделения журналистикиТворогова Е. В
Е.В.Научный
Дата конвертации04.07.2012
Размер112.2 Kb.
ТипРеферат
Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение


МОПО РФРГПУ им. С. ЕсенинаКафедра культурологииРефераттема:"Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение"Выполниластудентка 1 курсаотделения журналистикиТворогова Е.В.Научный руководительЛедовских Н.П.Рязань 2003 г.СодержаниеСодержание 2Введение. Восток - дело тонкое. 3Общее понятие о конфуцианстве. 4У истоков учения. 5"Государственная этика" Конфуция. 6Ритуал – священный закон Конфуция. 7Что есть человеколюбие и гуманность. 8Благородный и культурный человек в понимании Конфуция. 10Школа Конфуция. 11Власти и Конфуций. 12Заключение. 14Список литературы. 15 Введение. Восток - дело тонкое. Восток всегда таил для европейцев множество неожиданностей. Человеку,воспитанному в традициях современной культуры, усвоившему определенныенормы поведения и склад мышления вряд ли удастся полностью понять, как и покаким законам живут люди востока. Что лежит в основе их миропонимания,мироощущения, определения места и роли человека в этой жизни? Каков он,восточный характер и темперамент? Почему они не такие, как мы? При ответена все эти вопросы неизбежно обращение к восточной религии, имеющей вековыетрадиции. Древний Китай – одна из колыбелей зарождения и причудливогопереплетения учений о человеке, объединенных общей идеей. Великих УчителейДревнего Китая мало интересовали абстрактные, отвлеченные суждения обыстротечности и конечности земного бытия. В китайской религии невозможнообнаружить даже понятия Бога как такового. В начале и основе формированиянациональных китайских религий – человек, его суть, его внутренняя природа,его место в этом мире. Как же определить это неведомое место, во что веритьи на что опираться в исканиях истины о самом себе? На эти вопросы ипытались ответить себе и другим Учителя Древнего Китая. Общее понятие о конфуцианстве. Сегодня во всем мире вряд ли найдется человек, не слышавший оконфуцианстве и его знаменитом основателе Конфуции (551-479 гг. до н.э.),имя которого в китайском произношении звучит как Кун-цзы или Кун-фуцзы(Мудрец Кун). В древних книгах его порой называют просто Учителем, ичитателю сразу становится ясно, что речь идет о великом наставнике, которыйстал нравственным идеалом миллионов людей. На высказывания Конфуцияссылаются философы, политики, ученые всего мира. Фразы его сегодня можноуслышать даже от малограмотного китайского крестьянина. По конфуцианским принципам в настоящее время живет не только Китай, нои некоторые страны Восточной и Юго-Восточной Азии: Япония, Корея, Вьетнам,Сингапур; причем принципы эти настолько органично вошли в плоть ихнациональной культуры, что люди часто сами не замечают, что говорят словамиКонфуция. Ученики Конфуция записали его высказывания, обобщив их в книге "ЛуньЮй" (6 в. до н.э.), название которой принято переводить как "Беседы исуждения". В основном она состоит из коротких записей бесед Учителя споследователями, из лаконичных высказываний Конфуция.
Свой жизненный путьон сумел описать в нескольких строчках: В 15 лет я обратил свои помыслы кучебе. В 30 лет я обрел самостоятельность. В 40 – сумел освободиться отсомнений. В 50 лет я познал волю Неба. В 60 лет научился отличать правдуото лжи. В 70 лет – я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушалРитуала". В этом высказывании весь Конфуций как человек и как идеал традиции.Его путь от учебы через познание "воли Неба" к "свободному следованиюжеланиям сердца" и добровольному соблюдению норм поведения, которые онсчитал священными, стал нравственным ориентиром всей китайской традиции.Его учение многогранно. Оно включает в себя совокупность духовных исоциальных норм, которые передавались из поколения в поколение напротяжении почти 2,5 тысяч лет. Правили эти касались воспитания человека,определяли его поведение в семье, на службе, в обществе. В течение многих веков трактовка учения Конфуция не раз менялась,придавая ему порой самые причудливые черты. В конце концов, конфуцианствопревратилось в политическое и социальное учение о принципах справедливого игармоничного управления государством и взаимоотношениях между людьми. Вэтом виде оно существует до сих пор. Однако интерес вызывает не столькоисторический путь конфуцианства, сколько само учение Конфуция – то, чтопроповедовал человек, которого сегодня не без основания именуют наставникомнации. У истоков учения. Зарождение великих китайских учений относится к концу 6-5 вв. дон.э., когда на смену Чжоуской правящей династии, на смену золотого века вистории Китая приходят смута и хаос. В то время был нарушен один из главныхпринципов государства: "Кто богат – тот знатен". Используя появившеесянесколькими веками ранее железо, люди, не обладавшие знатностью, богателиза счет обработки новых земель. Все это привело к нарушению гармонииобщественных отношений и, соответственно, к новым междоусобицам. В результате кровопролитных войн выделилось 7 "сильнейших царств": Чу,Ци, Чжао, Хань, Вей, Ян и Цинь. Многие государства оказались поглощенысильными соседями. Так, царство Лу, где родился Конфуций, попало под властьцарства Чу. Что-то разладилось в Поднебесье. Разрушился стержень взаимоотношениймежду людьми. Великую страну ожидал Хаос. На этой войне возникало множестводуховных, философских и политических учений. Некоторые из них угасали занесколько столетий и даже десятилетий. Другие – легизм, даосизм,конфуцианство – настолько внедрились в культуру Китая, что китайскаяцивилизация сегодня просто немыслима без них. Но появление примерно в одно и то же время всех крупнейших религиозно-философских систем обусловлено не только социальной и политическойситуацией. Духи – существа, помогавшие человеку, - которым всегдапоклонялся Китай, оказались не способны привести страну к гармонии.Наступил кризис архаического сознания, духообщение уже не давало человекуполноты истины, а человек стремился именно к ней, его больше не устраивалопросто спасение от бед и несчастий. Не случайно Конфуций однажды заметил,что "если утром постигнешь истину, то к вечеру можно и умереть". Итак, учение Конфуция возникает не на пустом месте. В момент великогобедствия мудрый Учитель размышляет над способами, которые могли бы привестистрану к порядку и процветанию и одним из первых предлагает способырегулирования государства, а главное, способы воспитания человека. Люди жев силу своих новых потребностей идут за Конфуцием, принимая предлагаемый импорядок. "Государственная этика" Конфуция. Как же привести в порядок государственные дела, как избежать хаоса иразрухи? В связи с этими проблемами Конфуций предлагает людям не столькополитическое или духовное учение, сколько чисто этическую систему. Важносначала исправить людей, очистить их, вернуть к нормам поведения, а всеостальное – и государство в том числе – постепенно само придет вравновесие. Надо больше интересоваться не политикой или экономикой, асостоянием души человека. Таким образом, Конфуций смотрит на решениегосударственных проблем через призму человека. Время показало, что это наиболее удачный вариант "жизненнойфилософии": с одной стороны, он признавал мир "тонких" материй, мир духов,общение с Небом, с другой – призывал больше обращать внимание насоблюдение простейших этических норм в повседневной жизни. Правда, самим посебе эти нормы, или особые правила поведения, - Ритуал – имелиисключительно священный, надчеловеческий характер. Но воплотить в реальность самые простейшие нормы поведения не таклегко, как кажется. Даже если очень подробно и доступно объяснить человеку,как он должен себя вести, то вряд ли стоит ожидать, что он тотчасизменится. Нужен был особый подход к душе человека, и Конфуций нашел его. Великий учитель воспользовался одним из самых древних культов Китая –культом предков. Пример этих людей, их светлые и одновременно окутанныемифами образы стали для конфуцианцев более значимыми, чем поклонениедалекому абстрактному Небу. Легендарные предки в Китае в Китае занимаютместо неких образцов для подражания, являются мерилом человеческихпоступков. Они же превращаются в символ китайской нации. Таким символомпозже стал и сам Конфуций. Ритуал – священный закон Конфуция. Ритуал по Конфуцию – это не правила поведения человека, придуманные имсамим же, а правила высшие, осмысленные человеком и переведенные им на языкслов и жестов. Ритуал – явление самостоятельное, данное природой, каквсякий естественный закон. Понятие "Ритуал" весьма сложно и многогранно. Сам Конфуций признавал,что "нелегко следовать Ритуалу, древние – и те не все следовали". Но, темне менее, есть определенные нормы поведения, которых способенпридерживаться каждый. Это человеколюбие, долг, преданность, искренность,сыновья почтительность, забота о младших. Вот на этих качествах иосновывалось этическое учение Конфуция, которое переросло в мощнуюсоциальную и политическую доктрину. Нормы поведения в семье Конфуций переносил на правила поведения вгосударстве, считал, что "вся Поднебесная – одна страна". Залог гармонииотношений в стране в том, чтобы каждый находился в предназначенном емуместе. Конфуций называл это да лунь – основными принципами взаимоотношениймежду людьми. Стержнем же этих отношений должно стать человеколюбие. Что есть человеколюбие и гуманность. Эти понятия, по мнению Учителя, должны отличать человека от любогодругого существа и, прежде всего, от некитайского "варвара". Именночеловеколюбие должно царить в мире гармонии. Какой же человек может считаться человеколюбивым? По идеи Конфуция,для этого необходимо обладать пятью главными качествами. "Тот, кто держитсяс достоинством, не попадет впросак, широта завоевывает толпы, довериевнушает доверие другим, сообразительность ведет к успеху, милосердиепозволяет управлять другими". В основе гуманности лежат сыновья почтительность, братская любовь иуважение к древности. Именно гуманность оказывается тем чувством, котороевыделяет благородного мужа. Оказывается, не официальный пост, невоспитание, даже не образование, а такое эфемерное чувство, вечноускользающее качество как человеколюбие, определяет истинность человека. Между тем, Конфуций не осмеливался назвать себя по истинечеловеколюбивым. Он также не боялся признать, что точно не знает, что этоза чувство, и не способен словами объяснить всю мистическую глубинузаданного понятия. Много раз ученики задавали Конфуцию хитроумные вопросы отом, можно ли назвать того или иного человека гуманным. Однажды Конфуцийсказал, что человеколюбие означает "любить людей". А знание, или мудрость,- это "знать людей". Одному из учеников не удалось понять смыслвысказывания, и тогда Учитель уточнил: "Воспитывать прямоту и избегатьискривлений. И тогда можно кривое выпрямить". Человеколюбие – это отнюдь некачество "для себя", для удовлетворения собственного тщеславия, но "дляисправления кривого", т.е. для служения людям. Но человеколюбие для Конфуция – это не просто особая способностьценить людей и любить их. Это даже не гуманность как признание высшейценности человеческой жизни. Оно весьма выборочно. Однажды Конфуций осудилчеловека зато, что он соблюдал траур по родителям в течение одного годавместо положенных трех лет, назвав его при этом не обладающимчеловеколюбием. А был ли гуманен сам Конфуций? Кто бы мог усомниться в неискренностиУчителя. Но в жизни его есть эпизод, который поможет нам, западным людям,понять тот смысл, который вкладывал Конфуций в понятие "человеколюбие".Однажды Учитель в качестве знатока всех тонкостей и особенностей Ритуалабыл приглашен в дом одного аристократа. Когда началось представление изазвучала "музыка четырех сторон света", Конфуций потребовал прекратитьэто, так как культурным людям не подобает слушать музыку "варваров". Когдаже на площадку выбежали скоморохи и акробаты, Конфуций повелел придатьсмерти простолюдинов, которые осмелились насмехаться над знатными особами.В итоге актеров подвергли страшной казни – им отрубили руки и ноги. Разве это не жестокость? Ведь исполнять песни и танцы – работаактеров, к тому же простолюдины не обязаны разбираться во всех тонкостяхРитуала. В этом и заключается особенность восточных религий. Человек обязанстрого подчиняться установленным правилам, иначе его считают "варваром" ижестоко наказывают. Благородный и культурный человек в понимании Конфуция. Итак, каждый уважающий себя человек обязан был соблюдать Ритуал. Нокаким же , по представлениям Учителя, должен быть человек в идеале? Думы благородного мужа всегда о возвышенном, о самом трепетном инепостижимым в культуре. По сути это и есть размышления о смысле самойкультуры: "Благородный муж думает о Пути (Дао) и не думает о еде. Когдапашут – то за этим стоит страх голода. Когда учатся – за этим стоитстремление к жалованью. Благородный муж печалится о пути и не печалится обедности". Есть и другой критерий проявления культуры в человеке – это знаниемеры. Животное, увидев пищи, стремится съесть столько, сколько сможет.Хищник будет преследовать жертву, пока сам не упадет от истощения. Ночеловеку должно быть свойственно осознание меры, или, как однажды назвалэто Конфуций, "золотой середины". Правда, по словам того же Конфуция,"золотая середина – это добродетельный принцип, народ давно уже утратил" О себе Конфуций отзывался критически. Ни разу он не назвал себяблагородным мужем, считая это состояние пределом стремлений. Философговорил: "У благородного мужа три пути. Но ни по одному из них я не смогпройти до конца: человеколюбивый не беспокоится; знающий не сомневается;смелый не боится". Перед нами три пути – отшельника и одинокого подвижника(человеколюбие), чиновника (знание) и военного (смелость). Но Конфуцийдействительно не стал ни одним из них – он стал Учителем. Школа Конфуция. Процесс обучения составляет для Конфуция немаловажную часть Ритуала.Конфуций вновь и вновь подчеркивает необходимость учения, это становитсяважнейшим моментом его проповеди. Именно с учением он связываетсовершенствование человека, а точнее, "выявление человеческого в человеке".Пустые раздумья без изучения канонов губительны. Внутри себя все равно ненайдешь того, чем обладала "высокая древность", поэтому ей следуетцеленаправленно обучаться. Конфуций одним из первых открывает бесплатные школы, подчеркиваяблаготворительно-возвышенный характер своего обучения. Интересно, чтоУчитель не передает информацию, в нашем понимании он, ничему, собственно неучит. Он не расскажет, как надо жить. Он существует в этом мире какнравственный ориентир, как указатель Пути. Сам указатель еще негарантирует, что человек сумеет дойти до конца Пути, но это уже залог того,что дорога выбрана верно. Метод обучения Конфуция кажется странным. Он говорит ни о чем, всюжизнь проводит в беседах, а не в чтении лекций. Он заставляет ученикасоучаствовать в работе своей мысли, требует от него живого сопереживания,добивается передачи знаний "от сердца к сердцу". Конфуций часто учит напримерах древности, рассказывает о великих мудрецах прошлого. Своей цельюУчитель ставит воспроизведение древних порядков в современной жизни. Что примечательно, Конфуций отличался немалым терпением и дажеснисходительностью к людям, в том числе и к своим ученикам. Он прекраснознал, с кого можно требовать "великого действа", а кто не способен даже намалое. Власти и Конфуций. Отношения Конфуция с государством были странными и необычными. Оннесколько раз занимал официальные посты, но понимал, что ни на одном из нихтак и не смог добиться воплощения своего нравственного идеала. Однажды егооткрыто спросили: "Почему вы не занимаете высокий пост?". Конфуцийобъяснил, как обычно сославшись на одну из самых древних книг: <<"Книгаистории" говорит: "О! Будучи просто добропорядочным сыном и испытываявоистину братские чувства к своим братьям, человек может оказывать влияниена правителя". Делая это, человек фактически участвует в управлении. Таккак же может возникнуть вопрос о том, почему я не занимаю высокий пост?". В другой раз Конфуций согласился принять пост. Какие же аргументыпонадобились, чтобы убедить его? К мудрецу обратился некий Ян Хо,занимавший одну из высших чиновничьих должностей в царстве Ци и влиявшийдаже на политику царства Лу: Можно ли назвать человеколюбивым человека, который, накопив богатства,позволяет государству сбиться с пути? Я бы таковым не назвал его. Можно линазвать мудрым такого человека, который, будучи всегда готовым участвоватьв общественной жизни, всегда отклоняет такую возможность? Я бы таковым неназвал его. Дни и месяцы уходят. Время не на нашей стороне. Конфуций ответил кратко: Хорошо, я приму пост. Но что может составить тот нравственный стержень, тот движитель,который заставляет человека служить в этой жизни? Конечно же, долг. Неприказ, не закон, а внутренний нравственный долг. А подчинение приказам –это просто выполнение долга. Долг – ключевое понятие в проповеди Конфуция.Подданный должен служить государю, государь – заботиться о подданных. Где истоки этого долга? Естественно, в глубокой древности, когда всежили, опираясь на нравственные понятия, которые и старался вернуть к жизниКонфуций.Заключение. Сегодня Конфуций превратился в живой символ нации, подаривший Китаюдуховное долголетие. На народных картинках он чаще всего изображается ввиде седого старца, окруженного десятками детей. Это символ того, что всянация собирается вокруг Конфуция. Прошли тысячелетия, реальный образ великого Учителя скрыли легенды имифы. Современное конфуцианство значительно отличается от того учения,который проповедовал Конфуций, но, в тоже время, оно превратилось в особыйстиль китайской жизни и во многом определяет поведение непонятной дляевропейцев восточной нации. Даже современные китайские чиновники – слойвесьма многочисленный и влиятельный – старается вести себя по предписаниямКонфуция: они "не торопливы в словах и делах". Вряд ли большинство из нихпомнят это высказывание Учителя, но стиль делопроизводства именно такой –вполне традиционный. Таким образом, влияние на менталитет современного восточного человеканесомненно оказали древние культурные традиции, в том числе и заложенныеВеликим Учителем Конфуцием.Список литературы. "Всеобщая история искусств", т.1, М., 1993 г. Энциклопедия "Аванта+" "Религии мира", т.6, ч.2, М., 1996 г. "Основы современной цивилизации", под ред. Боголюбова и Лазебникова,М., 1986 г. "Феномен Востока", под ред. Семенниковой, Брянск, 1995 г.




Похожие:

Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение мопо рфргпу им. С. ЕсенинаКафедра культурологииРефераттема:\"Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение\"Выполниластудентка 1 курсаотделения журналистикиТворогова Е. В iconРеферат тема: "Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение"
Что лежит в основе их миропонимания, мироощущения, определения места и роли человека в этой жизни? Каков он, восточный характер и...
Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение мопо рфргпу им. С. ЕсенинаКафедра культурологииРефераттема:\"Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение\"Выполниластудентка 1 курсаотделения журналистикиТворогова Е. В iconРелигия и мифология Древнего Китая

Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение мопо рфргпу им. С. ЕсенинаКафедра культурологииРефераттема:\"Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение\"Выполниластудентка 1 курсаотделения журналистикиТворогова Е. В iconИстория теоремы Исторический обзор начнем с древнего Китая
Исторический обзор начнем с древнего Китая. Здесь особое внимание привлекает математическая книга Чу-пей. В этом сочинении так говорится...
Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение мопо рфргпу им. С. ЕсенинаКафедра культурологииРефераттема:\"Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение\"Выполниластудентка 1 курсаотделения журналистикиТворогова Е. В iconРеферат по Философии Тема: «Древневосточная философия» Содержание. 1 Специфика философии древнего Китая и древней Индии. 3 1 Специфика философии древнего Китая. 3
В древнем Китае мифология была развита слабо. Древние китайцы были для этого слишком практичными людьми
Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение мопо рфргпу им. С. ЕсенинаКафедра культурологииРефераттема:\"Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение\"Выполниластудентка 1 курсаотделения журналистикиТворогова Е. В iconИскусство Древней Индии. Система ценностей китайской культуры. Церемонии и ритуалы. Конфуций и его учение. Вавилонская башня и «висячие сады» Семирамиды литература
Зарождение и распространение христианства. Новое представление о мире и человеке
Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение мопо рфргпу им. С. ЕсенинаКафедра культурологииРефераттема:\"Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение\"Выполниластудентка 1 курсаотделения журналистикиТворогова Е. В iconI. Введение Конфуцианство философское учение, появившееся в Древнем Китае. Создателем конфуцианства был Кун Цю (Конфуций)
Конфуцианство — философское учение, появившееся в Древнем Китае. Создателем конфуцианства был Кун — Цю (Конфуций)
Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение мопо рфргпу им. С. ЕсенинаКафедра культурологииРефераттема:\"Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение\"Выполниластудентка 1 курсаотделения журналистикиТворогова Е. В iconКультура древнего Китая
Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а...
Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение мопо рфргпу им. С. ЕсенинаКафедра культурологииРефераттема:\"Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение\"Выполниластудентка 1 курсаотделения журналистикиТворогова Е. В iconРелигия и мифология Китая

Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение мопо рфргпу им. С. ЕсенинаКафедра культурологииРефераттема:\"Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение\"Выполниластудентка 1 курсаотделения журналистикиТворогова Е. В iconМ. В. Петрова Восточная преднаука (преднаука древнего Египта, преднаука Междуречья, преднаука Древней Индии, преднаука Древнего Китая). Охарактеризовать основные черты преднауки и исторически первые отрасли научног
Восточная преднаука (преднаука древнего Египта, преднаука Междуречья, преднаука Древней Индии, преднаука Древнего Китая). Охарактеризовать...
Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение мопо рфргпу им. С. ЕсенинаКафедра культурологииРефераттема:\"Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение\"Выполниластудентка 1 курсаотделения журналистикиТворогова Е. В iconСемья Древнего Китая (12 6 вв до н э.)

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы