Основной 60 летний ритм развития культуры ХХ века 1923-1983 гг icon

Основной 60 летний ритм развития культуры ХХ века 1923-1983 гг



НазваниеОсновной 60 летний ритм развития культуры ХХ века 1923-1983 гг
Дата конвертации04.07.2012
Размер371,86 Kb.
ТипРеферат
Основной 60 летний ритм развития культуры ХХ века 1923-1983 гг.


«Культурология» Реферат по теме: «Основной 60 летний ритм развития культуры ХХ века 1923-1983 гг.» Выполнил План контрольной работы: 1. Сравнительный анализ главных элементов материальной и духовной культуры 11,5 летних подритмов 1923-1983 годов 2. Пары полярных обществ как один из движущих механизмов культурного прогресса мирового сообщества. 3. Специфика эволюции правоприменительной практики в отношении к ультрапроявлениям различных направлений культуры от начала к концу 60 летнего ритма. Сравнительный анализ главных элементов материальной и духовной культуры 11,5 летних подритмов 1923-1983 годов Если рассматривать шестидесятилетний период истории, касающийсястановления и развития Советского государства то его условно можноразделить на пять подритмов и в каждом подритме можно выделить основныеэлементы развития Советской культуры, в итоге мы получим таблицу,показанную на странице №2 Более детальное объяснение и описание этойтаблицы приводится ниже.Архитектура Гражданская война и иностранная интервенция 20-х годов отодвигаютначало работ по осуществлению крупных хозяйственных строек. В это времяпроводились самые необходимые восстановительные и хозяйственные работы.Одной из первых задач периода восстановления была электрификация России;план ГОЭЛРО, утвержденный в 1921г. VIII съездом Советов. По этому планупредполагалось за 10 – 15 лет построить 30 крупных электростанций.Восстанавливались и расширялись действующие заводы, построенные ещё дореволюции. Разрабатываются планы реконструкции городов, типовые проектыжилищ. Проектируются посёлки при промышленных предприятиях, в которыхпланировочное слияние элементов архитектуры жилища, общественной среды ипроизводства рассматривается как необходимое условие гармоничного развитияновой личности. Многочисленные конкурсы стали главной ареной формирования творческихпозиций советских архитекторов. С 1923 г. начинается конкурсноепроектирование Дворца Труда, а с 1931 г. – Дворца Советов. Реализацию обширных планов строительства ограничивала нехватка ведущихконструкционных материалов: металла, цемента. Сооружения первойВсероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (1923г.) были деревянными. Но, несмотря на все сложности именно в это времявозникают такие смелые по замыслу и исполнению сооружения башнярадиостанции «Коминтерн» на Шаболовке (1922 г. инженер Шухов В.Г.). Очень своеобразным было творчество К.С. Мельникова. В его проектеклуба им. Русакова за образную основу объема здания принят сегментгигантской шестерни, в «зубцах» которой части зрительного зала моглисоставлять единое пространство или функционировать как отдельные аудитории.В проводившейся в Париже в 1925 г. выставке Советскую архитектурупредставлял павильон СССР, выполненный по проекту Мельникова и впоследствии включенный в золотой фонд мировой архитектуры. Революционныеидеи, могучий размах строительства в СССР стимулировали новаторство. Многиеидеи, опередившие своё время, остались неосуществлёнными. В СССР приезжаютпрогрессивно мыслящие архитекторы Западной Европы, США. А.В. Щусеву принадлежит авторство одного из наиболее яркого проявлениясоветской архитектуры – Мавзолея В.И. Ленина, в формах которого онпопытался создать величественный памятник основателю первойсоциалистической страны. Возведённый сначала в дереве (1924 г.) Мавзолейбыл перестроен в 1930 г. В годы первой пятилетки (1929-1932 гг.) разворачивается промышленноестроительство. Возводятся первые машиностроительные заводы, заводы тяжёлойиндустрии, металлургические комбинаты. Их строительством решалась задачаукрепления индустриальной и оборонной мощи страны. При заводахпроектировались клубы, спортивные комплексы и оздоровительные центры, быларазработана система культурно-бытового обслуживания. По плану ГОЭЛРО были сооружены Волховская ГЭС, ДнепроГЭС. Вмонументальной архитектуре плотин здания, был отражён героический трудсоветских людей. Скоростное строительство требовало перехода на сборное домостроение ииспользование металла и железобетона. Создаются первые заводы стандартныхдеталей и заводы железобетонных конструкций. С 1930 г. начинает строитсяБеломорско-Балтийский канал. По плану реконструкции Москвы начатой в 1935 г. планировалосьстроительство зелёных массивов парков, сливающихся с пригородными лесами(Измайловский, Сокольнический, Останкинский), ЦПКиО им. Горького на берегуМосквы-реки. Главная магистраль столицы – улица Горького была расширена изастроена жилыми многоэтажными зданиями. Опыт реконструкции Москвы использовался при проведенииградостроительных работ в Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Ереване, Новосибирскеи других городах. За период с 1932 по 1939 г. в Москве введены в строй две очередискоростной подземной железной дороги – метрополитена. В Московском метробыл создан грандиозный подземный архитектурный ансамбль. Тенденции тоговремени особенно ярко проявились в украшении сооружений ВСХВ (Всесоюзнойсельскохозяйственной выставки) в Москве (1937 – 1939 гг.). Богатая,насыщенная архитектура ВСХВ стала своеобразным форумом архитектурных форм инаходок. В строительстве жилого сектора применялись наиболее экономичныепланировочные варианты типовых секций, индустриальные способыстроительства. Война принесла колоссальные разрушения стране. В развалинах лежалисотни городов, тысячи деревень, десятки тысяч промышленных предприятий,школ и больниц, сотни вузов, музеев, театров, бесчисленное множествоархитектурных памятников. Главные усилия страны были направлены навосстановление самого необходимого – заводов, больниц, школ. Для ввода в строй новой жилой площади, запланированной в первойпослевоенной пятилетке, необходимо было переходить к индустриальным методамстроительства. Разрабатывались типовые проекты сборных жилых домов, и с1954 г. начато строительство новых заводов железобетонных конструкций. Высшим проявлением ведущих в 50-е годы позиций в отношениихудожественной образности советской архитектуры стали 7 высотных домов вМоскве, строившихся с 1948 по 1953 г. Эти здания придали новые масштабныесоотношения и своеобразие городскому пейзажу Москвы. В планах реконструкцииразрушенных городов: Минска, Киева, Волгограда и других, общегородскимицентрами стали главные магистрали с системой площадей, застроенные жилыми иобщественными зданиями. Продолжалось строительство метрополитена. В архитектуре станцийКомсомольская-кольцевая, Новослободская, Белорусская легко узнать стильэпохи по богатству украшений, обилию цвета, мрамора, тщательным отделочнымработам. В 1955 г вступил в строй Ленинградский метрополитен. К шестой пятилетке (1954 г.) был накоплен большой и разнообразный опытстроительства типовых жилых зданий различных конструктивных систем. Жилойдом превратился в рядовой «кирпичик» новой архитектуры. Все постройкитеперь решались как элементы взаимосвязанной городской среды. Свободнаяпланировка, в противовес традиционной городской квартальной строчнойзастройке, решала на новом уровне комфортных требований жилые пространствагорода, раскрывала их, придавала живописность и динамику архитектурномупейзажу. Стадион в Лужниках (1956 г.) превратился в крупный спортивно-зрелищный центр столицы. В 1963 г. с введением в строительство микрорайонов многоэтажных зданий(9-16 этажей) освобождались территории под зоны отдыха и озеленение.Несколько микрорайонов входили в состав жилого района, в системуобслуживания которого включались крупные универсальные магазины, кинотеатр,административные учреждения. По этому плану были построены такие районы вМоскве как Новые Черёмушки и Кузьминки в Москве. Но строительные работывыполнялись не всегда тщательно и в соответствии с архитектурным планом; недоводились до конца благоустройство, стихийно и неквалифицированнопроводилось озеленение, в результате чего новые районы вызывали удручающеевпечатление унылого однообразия. Строятся крупные широкоформатные кинотеатры. В Москве в 1961 г.зданием кинотеатра «Россия» композиционно завершился ансамбль площадиПушкина. Годом позже построены Дворец пионеров на Ленинских горах, комплексзданий аэровокзала в Москве, Шереметьевский аэропорт, здание панорамы«Бородинская битва». В конце 60-х годов в Москве был построен ряд объектов, таких какансамбля высотных зданий Нового Арбата, гостиницы «Россия». В1967 г.закончено строительство телевизионной башни, а затем и обширного комплексаОстанкинского телецентра. В70–80-х года основное строительство перенеслось на окраины городов,ставя перед собой задачу разуплотнения центра города. Застройка резервныхтерриторий (Ясенево, Медведково, Строгино, Южное Измайлово и др.) иреконструкция устаревшего жилого фонда предусматривались главным образомжилыми группами из многоэтажных крупнопанельных домов, обеспечивающихвысокую плотность заселения. Главной задачей того времени при строительстве жилых районов –одновременное возведение жилых зданий, сооружений обслуживающей группы,осуществление полноценного благоустройства. Переход к «супермаштабным» сооружениям был уже осуществлен в Москве вовремя подготовки к Олимпиаде-80, когда были выстроены такие грандиозныекомплексы как «Олимпийская деревня» на юго-западе столицы, крупнаягостиница и административный комплекс в Измайлове, спорткомплекс«Олимпийский» на проспекте Мира и другие сооружения.Кино После победы в Октябрьской революции кино как мощное пропагандистскоеоружие получило всестороннюю поддержку Советского правительства. Ленин,понимая всю значимость кинематографа как одного из наиболее сильногосредства политической агитации в одной из своих речей говорил, что «… извсех искусств для нас важнейшим является кино». Вопросам, связанным скинопроизводством много времени уделяли такие политические игосударственные деятели как Н.К. Крупская, А.В. Луначарский и другие. С момента образования нового государства во всех республиках страны,появляются различные государственные организации, в обязанность которыхвходит творческая и техническая перестройка кинопроизводства. На экранначинают выходить новые документальные фильмы, которые в годы Гражданскойвойны демонстрировались перед красноармейцами и крестьянами. В Москве,Петрограде, Киеве и Одессе начали выпускаться игровые агитационные фильмытакие как «Уплотнение» (1918) «За красное знамя» (1919) «На красном фронте»(1920). Как правило, в сюжеты первых игровых лент входили ситуациипосвящённые борьбе с пережитками прошлого и строительству новой жизни.Одной из наиболее ярких художественных лент этой направленности сталакартина, снятая в Грузии «Красные дьяволята» (1923 г. по П.А. Бляхину,режиссёр Перестиани). Для подготовки квалифицированных кадров в области кино в Москве в 1919г. создана Первая Госкиношкола в последствии ставшая техникумомкинематографии. Возглавлял киношколу Гардин, который со своими учениками в1921 г. снял первую полнометражную художественную картину на революционнуютему «Серп и молот». Ярким проявлением молодой кинематографии стала картинарежиссёра Кулешова «Необычайные приключения мистера Веста в странебольшевиков» (1924) в которой были применены новые методы постановки,актёрской работы и киномонтажа. С 1923 г. начался выпуск мультипликационныхфильмов. Величайшим кинохудожником того времени можно считать режиссёра С.М.Эйзенштейна создавшего шедевр киноискусства фильм «Броненосец “Потёмкин”»(1925), впоследствии отмеченный на Всемирной киновыставке в Брюсселе в 1958г. и названный из 12 выставленных фильмов лучшим фильмом всех времён.Новизна монтажных построений, метафоричность киноязыка, классическаястройность композиции отличали этот фильм. Режиссёр-новатор В.И. Пудовкин создал экранизацию повести М. Горького«Мать» (1926) считающийся одним из лучших произведений мирового экрана.Революционной борьбе и становлению новой жизни посвящались картинырежиссёра Протазанова «Его призыв» (1925), «Сорок первый» (1927) и другие.Крупнейший украинский кинорежиссёр А.П. Довженко создал революционнуюкиноэпопею «Звени Гора» (1928) и «Арсенал» (1929) В 20-е гг. заметно укрепилась производственная база советскогокинематографа. Были реконструированы крупнейшие киностудии страны –«Мосфильм», основанный в 1924 г., «Ленфильм» основанный в 1918 г. В 1928 гбыла создана Киевская киностудия ВУФКУ с 1958 г. Киевская киностудия им.А.П. Довженко. Одновременно в эти года создаются национальные киностудии вреспубликах Советского Союза и к началу 30-х гг. советская кинематографияпредставляла собой многонациональное и самобытное искусство. К этомувремени было поставлено около 1000 «немых» игровых и более 100мультипликационных фильмов. Введение звука в кино потребовало коренной технической и творческойперестройки кинематографии. В 1929 г. в Ленинграде открылся первый в странекинотеатр, где демонстрировали экспериментальные звуковые фильмы. Дляподготовки кадров в Ленинграде в 1930 г. был создан институт киноинженеровзвукового кино – ЛИКИ, в этом же году государственный техникумкинематографии преобразован в институт (ГИК, с 1938 г. – ВГИК). В 1934 г. Г.Н. и С.Д Васильевы снимают фильм-портрет по повести Д.А.Фурманова «Чапаев». Эта тема получила всестороннее развитие и на экранывыходят фильмы: «Яков Свердлов» (1940 г. режиссёр Юткевич), трилогия оМаксиме «Юность Максима» (1935) «Возвращение Максима» (1937) «Выборгскаясторона» (1939) режиссёров Козинцева и Трауберга «Щёрс» (1939 г. режиссёрДовженко) Создаются важные для того времени фильмы о Ленине рисующие образвождя и получившие в последствии в советском кинематографе названиеЛенинианы: «Ленин в Октябре» (1937), «Ленин в 1918 году» (1939) режиссёрМ.И. Ромм, «Человек с ружьём» (1938) режиссёр Юткевич. Кроме кинопортретов вождей режиссёры снимали фильмы о простыхтружениках страны. Формирование нового человека стало определяющей темоймногих кинокартин того времени: первый советский звуковой фильм «Путёвка вжизнь» (1931 г. режиссёр Н.В. Экк), «Семеро смелых» (1936) «Членправительства» (1940 г. режиссёры Зархи и Хейфиц) и другие. На экран выходили любимые народом кинокомедии высмеивающие порокичеловека того времени и в тоже время, показывая новые черты в психологиисоветского человека: «Весёлые ребята» (1934) «Волга-Волга» (1938) режиссёрГ.В. Александров, И.А. Пырьева – «Трактористы» (1939) «Свинарка и пастух»(1941), К.К. Юдина – «Девушка с характером» (1939) и многие другие. В предвоенные годы создавались картины, повышающие патриотический духи показывающие героическое прошлое советского народа, показывающие егоборьбу против чужеземных захватчиков, – «ПётрI» (1937-39 гг., режиссёр В.А.Петров), «Александр Невский» (1938 г. режиссёр Эйзенштейн) «Суворов» (1941г. режиссёр Пудовкин) и другие. Создание звукового кинематографа открыло большие возможности дляэкранизации произведений классической литературы. Были поставлены следующиефильмы: «Гроза» (1934 г. по А.Н. Островскому, режиссёр Петров),«Бесприданница» (1934 г. по А.Н. Островскому, режиссёр Протазанов),«Медведь»(1938) «Человек в футляре» (1939) (по А.П. Чехову режиссёр И.М.Анненский), и другие. В годы Великой Отечественной войны советская кинематография сыгралаогромную роль в воспитании боевого духа и высокого патриотизма. Создавалисьфронтовые киногруппы, которые создавали киножурналы и специальные выпуски смест боёв. Наиболее оперативной формой киноискусства стали «Боевыекиносборники», состоявшие из короткометражных игровых новелл, документально-хроникальных очерков, посвящённых борьбе народов против немецко-фашистскихзахватчиков. В их создании участвовали ведущие мастера художественного кино– Пудовкин, Юткевич, Савченко, Герасимов, Козинцев и другие. Фронтовыеоператоры самоотверженно снимали боевые действия, подвергая свою жизньопасности, от первых дней войны до взятия Берлина и капитуляции Японии.Документальная «Летопись Великой Отечественной войны» составила более 3,5млн. метров отснятой киноплёнки. Продолжался выпуск художественных фильмов. Киностудии западных ицентральных районов страны эвакуировались в Среднюю Азию и Казахстан:«Мосфильм» и «Ленфильм» перебазировались в Алма-Ату, где была организованнаЦентральная объединённая киностудия. В 1942 г. был выпущен первыйполнометражный художественный фильм о войне – «Секретарь райкома» (режиссёрПырьев). С большой страстностью решаемая тема народных мстителей-партизанпродолжена и развита в фильмах: «Она защищает родину» (1943), «Радуга»(1944), «Зоя» (1944) и другие. Высокой патриотичной и нравственной силойотличались фильмы о бойцах и командирах Советской Армии, снятые посценариям и пьесам К.М. Симонова. Трудовому героизму, неразрывной связифронта и тыла, стойкости советских людей посвящены кинокартины: «Машенька»(1942) «В 6 часов вечера после войны» (1944) «Большая земля» (1944). Традиции довоенных историко-биографических фильмов продолжилипостановки фильмов: «Иван Грозный» (1945 1-я серия режиссёр Эйзенштейн)«Кутузов» (1944 г. режиссёр Петров). Историко-революционным событиям былипосвящены киноленты о Гражданской войне 1918-1920 гг.: «Оборона Царицына»(1942) «Котовский» (1943). Победоносное окончание войны выдвигает перед киноискусством новыезадачи творческого отражения всенародного подвига в битве против фашизма,жизни советских людей, вернувшихся к мирному труду. Создаются киноленты:«Молодая гвардия», «Сказание о земле Сибирской» (1948). О подъёмесоветского киноискусства конца 50-х гг., притоке новых творческих сил,более углубленном решении военной темы свидетельствовали фильмы «Летятжуравли» «Дом в котором я живу» (1957), «Судьба человека» по М.А. Шолохову(режиссёр С.Ф. Бондарчук) «Баллада о солдате» (режиссёр Г.Н. Чухрай)(1959). Психологическое раскрытие нового послевоенного поколения нашлоотражение в фильмах «Чужая родня» (1956) «Дело было в Пенькове» (1958). Начатая в 30-е годы кинолениниана была продолжена документальнымфильмом «Владимир Ильич Ленин» (1949) включившим все сохранившиеся кадрыдокументальной съемки Ленина, и художественным фильмом «Рассказы о Ленине»(1957). В 50-е годы стал увеличиваться выпуск лент всех жанров. Вместе смастерами старшего поколения с конца 50-х годов на различных студиях странык творческой работе обратились молодые кинематографисты, главным образомвыпускники ВГИКа, Высших сценарных и режиссёрских курсов. Строгий отборвыразительных средств, интеллектуальность, разносторонность, глубокийпсихологизм, яркая характерность стали важнейшими чертами исполнительнойманеры наиболее видных представителей актёрской школы. В 60–70-е года советское киноискусство становится всё болеемногоплановым и углублённым в исследовании разнообразных сторон жизниобщества; обогащаются выразительные средства, совершенствуется киноязык. По-прежнему одной из ведущих остаётся тема Великой Отечественной войны.Выпускаемые картины в этот период времени с большой эмоциональной силойповествуют о бессмертных подвигах, моральной чистоте, гуманизме советскогонарода. К наиболее ярким можно отнести работы: «Мир входящему» (1961),«Иваново детство» (1962), «Живые и мёртвые» (1964), «Отец солдата» (1965),«А зори здесь тихие…» (1972), четырёхсерийная киноэпопея «Освобождение»(1970-71 гг. режиссёр Озеров). Центральное место занимают фильмы, посвящённые современнойдействительности. Их отличает широкий показ жизни страны, интересно имногогранно раскрытые образы современников – рабочих, колхозников,интелегенции. В лучших из них проявилось многообразие тем, художественныхманер, жанрово-стилических исканий: «Серёжа» (1960) «Доживём допонедельника» (1968) «Калина красная» (1974) «Любовь земная» (1974) идругие. О творческой зрелости советского кино 60–70-х годов свидетельствуютфильмы о революции и Гражданской войне. Литературным первоисточником многихисторико-революционных картин явились известные произведения советскойлитературы: «Оптимистическая трагедия» (1963), «Бег» (1971), и другие.Экранизировалась также классика русской и зарубежной литературы: «Дама ссобачкой» (1960), «Гамлет» (1964), «Война и мир» (1966-67) «Дон Кихот»(1967). Лучшие традиции советской кинокомедии продолжены и в значительноймере обогащены в картинах: «Берегись автомобиля» (1966), «Ирония судьбы,или С лёгким паром» (1976), «Кавказская пленница» (1976), в эксцентрическойкомедии Быкова «Айболит-66», лирическом детском фильме режиссёра Митты«Звонят, откройте дверь» (1966) и другие. Заметных успехов достигло документальное кино, характернымиособенностями которого стали высокая эмоциональность и художественность визображении событий. Лучшие советские фильмы, подтверждают высокий авторитет кинематографииСССР за рубежом, отмечаются премиями и наградами на Международныхкинофестивалях стран Европы, Америки, Азии, Африки. В стране проводятсяВсесоюзные и Международные кинофестивали.Скульптура Октябрьская революция коренным образом изменила содержание и рольискусства в частности скульптуры в жизни общества. Искусство былопроникнуто духом коммунистической партийности. Создание качественно новой художественной культуры социализма принялоформу возрастания идейно-воспитательной роли самого искусства. В период Гражданской войны и иностранной военной интервенции 1918-20острая необходимость в изображениях, способных наглядно разъяснить народуполитику Советской власти. Основным направлением скульптуры 20-х годов по-прежнему определялосьпринципами монументальной пропаганды; на первом плане стояла задачасоздания произведений, содержащих значительные исторические обобщения(Коненков, Матвеев, Меркуров, В.И. Мухина, И.Д. Шадр в РСФСР). Наряду смонументальными произведениями возникло немало замечательных работ в жанрескульптурных портретов (Голубкина, В.Н. Домогацкий, С.Д. Лебедева в РСФСР;Николадзе в Грузии и другие.). Особое значение для формирования скульптурыимело создание станковых произведений и монументов, посвящённых В.И.Ленину. Для скульптуры 30-х годов было характерно распространениемонументальных произведений, обусловленное, в частности, усилившимсясодружеством скульптуры и архитектуры в создании выдающихся сооруженийсоциалистической эпохи. Всемирную известность приобрело произведениеМухиной «Рабочий и колхозница», символичная монументальная группа,венчавшая павильон СССР на Всемирной выставку в Париже. Многочисленныепамятники и примечательные образцы монументально-декоративной скульптурысоздали также И.С. Ефимов, Манизер, Меркулов, Г.И. Мотовилов, Н.В. Томскийв РСФСР; М.Г. Лысенко на Украине; З.И. Азгур, А.О. Бемдель в Белоруссии;П.Сабсай в Азербайджане; Абакелия в Грузии. Типические образы современникавозникали в станковой пластике (работы В.Я. Боголюбского и В.И. Ингала,Синайского, Шервуда и других), а также в жанре скульптурного портрета(работы Б.Д. Королёва, Лебедевой, Мухиной, И.М. Чайкова и других). Для скульптуры периода войны большое значение имел портретный жанр, скоторым были связаны многие работы Е.В. Вучетича Мухиной, Томского в РСФСР;Азгура в Белоруссии; Николадзе в Грузии. Героизм народного подвига былзапечатлён и в станковой скульптуре (Е.Ф. Белашова, В.В. Лишев, Манизер) Победоносное окончание войны, работы по восстановлению и дальнейшемуразвитию народного хозяйства поставили перед советской художественнойкультурой новые задачи. Одним из важных жанров скульптуры этих летоставался портрет. Продолжалось выполнение монументальных портретных бюстовдля установки их в городах и сёлах. Возводились многочисленные памятники,посвящённые выдающимся лицам и событиям прошлого и современности и всовокупности, составляющие своеобразную летопись истории и культуры. Лучшимобразцом комплексного мемориального сооружения этого периода стал мемориалвоинов Советской Армии в Трептов-парке в Берлине (1946-49 гг. скульпторВучетич, архитектор Я.Б. Белопольский). В советском искусстве 60–70-х годов особенно интенсивным становитсятворческое взаимообогащение национальных школ. Развивая методсоциалистического реализма, мастера, работающие в различных республиках,краях и областях СССР, сочетают интернационалистическое содержание сформами, органически вобравшими в себя богатейшие традиции национальныххудожественных культур. Наряду с активно работающими мастерами,утвердившими своё место в искусстве ещё в 20–40-х годах, всё успешнеевыступают художники последующих поколений, что приводит к особомуразнообразию манер, творческих почерков, индивидуальных стилей. Усиливаетсятяготение к созданию значительных типических образов, к максимальномуиспользованию выразительных возможностей художественной формы. Широтой гуманистической проблематики, обострённым интересом кспецифичным особенностям материала, нередко романтической символикой,строгой конструктивностью форм отличаются лучшие произведения советскойскульптуры 60–70-х годов. В монументальной пластике, наряду смногочисленными памятниками традиционного типа, всё чаще создаютсявеличественные архитектурно-скульптурные мемориальные сооружения в памятьсоветских воинов и жертв фашистского террора, представляющие собой сложныепространственно-развитые комплексы архитектуры, скульптуры иорганизованного ландшафта (мемориалы – на Пискарёвом кладбище в Ленинграде(1960), жертвам фашистского террора в Пирчюписе (Литва) (1960), Хатыни(Белоруссия) (1968-69), комплекс на Мамаевом кургане в Волгограде (1963-67) и многие другие.Литература Большинству национальных литератур первых послереволюционных летсвойственно романтическое восприятие действительности, источником которогобыла сама жизнь. Этой атмосфере, прежде всего, отвечали лирические жанры.В.В. Маяковский говорил, что «… литература революции началась со стихов».Настроения народа запечатлены в стихах Маяковского «Ода революции» «Левыймарш», в поэмах А.А. Блока «Двенадцать» и других произведениях поэтов-революционеров. Поэзия – от агитки до высокой оды – обратилась к эстетикепредельных контрастов в сопоставлении прошлого с настоящим, к символическимобразам стихии, мирового пожара, к стилевой экспрессии. Использованиепоэтами фольклорных, мифологических, библейских образов и формулпоэтического мышления имело целью воссоздание грандиозности инеповторимости происходящих событий. Новаторский характер поэзии 20-х годовопределялся необходимостью найти художественные средства, соответствующиемасштабам эпохи. Маяковский и другие поэты, писавшие в стиле футуризма,создавали новый поэтический язык для выражения чувств и мыслейсовременника. Сложный путь проходила в своём развитии проза 20-х годов. Советскаялитература шла по пути показа противостояния и борьбы двухантагонистических миров. Психологическую картину превращения массы вреволюционный коллектив, показал Серафимович в романе «Железный поток»(1924). Яркий образ легендарного комдива, в котором воплотились черты всегонарода, создал Д.А. Фурманов в романе «Чапаев» (1923). Перед литературойвстала задача показать в художественных формах труд и жизнь народа.Создавались произведения, опиравшиеся на реальные события, факты, людей.Образы национальных героев в этих произведениях имели огромноевоспитательное значение. В остродраматической борьбе нового со старым, в отражении судьбынародной в судьбах индивидуальных черпала сюжеты драматургия 20-х годов; еёгероем стал человек, осознающий величие революции: «Бронепоезд 14-69»(1922) Вс. Иванова, «Любовь Яровая» (1926) К.А. Тренёва и другие. В пьесах«Дни Турбиных» (1926) и «Бег» (1928) М.А. Булгаков показал обречённостьбелогвардейского движения, трагедию белоэмигрантской среды. В 1928 г. М.А. Шолохов опубликовал 1-ю книгу романа «Тихий Дон»принёсший писатель мировую известность. Исторически и психологическидостоверный рассказ о жизни и быте донского казачества, воплощениедействительности в её противоречиях и конфликтах определили особое значение«Тихого Дона». Конец 20-х – середина 30-х годов – время индустриализации страны,время приобщения деревни к политической жизни страны. Создаютсяпроизведения, взгляд которых, обращён к жизни на земле, к деревне. Глубинахудожественного познания, предельная конкретность повествования о переломежизни в деревне отличают роман Шолохова «Поднятая целина». Непререкаемым авторитетом в литературной жизни, вдохновителеммногочисленных и плодотворных начинаний был Горький. В романе-эпопее «ЖизньКлима Самгина» Горький нарисовал многоплановую картину предреволюционнойжизни России. Многослойное живописное полотно, рисующее пути в революции иГражданской войне лучшей части старой русской интеллигенции, движениенародных масс, развернул в трилогии «Хождение по мукам» (1920-41) А.Н.Толстой. Призывом к подвигу во имя революции, яркой демонстрациейкоммунистических представления о смысле жизни и месте в ней человека сталроман Н.А. Островского «Как закалялась сталь» (1935) оказавший огромноевоспитательное воздействие на многие поколения молодёжи. В поисках форм широкого социально-философского осмыслениядействительности поэзия 30-х годов обнаруживала новые жанровые возможности,расширяла и углубляла исследуемые ею тематические пласты. Проблемынародного бытия, трудовые будни города и села, героизм, ставший нормойповедения – таково многообразие поэтической панорамы этих лет. Во второй половине 30-х годов обострившаяся международная обстановкапривлекла внимание советской литературы к темам патриотизма и антифашизма.В антифашиских романах Эренбурга и других писателей поднимается темасолидарности с борющейся Испанией. В годы Великой Отечественной войны советская литература внесла большойвклад в борьбу с фашизмом. Советские писатели показывали в своихпроизведениях чувство патриотизма, гордости, истинной правоты советскихлюдей, высокой миссии их подвига. Развеивание мифа о непобедимости «третьего рейха» в статьях Эренбурга,обращение к историческому прошлому народа, к национальным традициям,истокам русского национального характера в статьях А. Толстого,разнообразная по тематике и жанрам публицистика Шолохова, Фадеева и другихдейственно способствовала мобилизации всех духовных ресурсов народа наборьбу с фашизмом. С первых дней войны советская поэзия обратилась традиционнымфольклорным формам (заклинание, клятва, проклятье и прочими), которыенаходили живой отклик у массового читателя. Стихи Симонова, А.А. Ахматовой,Д. Бедного и многих других звучали как голос народа, произносившего клятвуочистить родную землю от захватчиков. Своего рода гимном ВеликойОтечественной войны стала песня Лебедева-Кумача «Священная война»(1941)Общим для всех национальных литератур этого времени было обращение кдокументальному материалу. Духовную основу литературы первых послевоенных лет образовываломироощущение, выстраданное и завоёванное народом победителем. Её идейныеустремления были направлены на создание благоприятной нравственно-психологической атмосферы всенародного трудового подъёма для скорейшеговосстановления страны от ран нанесённых войной. В условиях «холодной войны»советские писатели пропагандировали советский образ жизни. Получилаинтенсивное развитие литература, основанная на документальных событиях,ставя перед собой задачу – оповестить Родину о беспримерных подвигах еёгероев. Эти образы в характерах нарисованы в романе «Повесть о настоящемчеловеке» (1946) «Молодая гвардия» (1945-51) и других. На всех этапах советская литература ставила перед собой задачусоздания образа положительного героя. В конце 40-х начале 50-х годов такимгероем является коммунист, прошедший войну и принёсший в мирную жизнь свойи всей страной накопленный опыт ежедневной героической борьбы за эту жизнь. Значительные изменения, произошедшие в стране в 50-х годах в первуюочередь связанны с раскрытием и преодолением последствий культа личности. В 60-х годах опыт, накопленный советской литературой длямногопланового отражения основных конфликтов, создали предпосылки дляокончательного становления нового, современного этапа развития советскойлитературы. Важные изменения в литературной жизни страны выразились воживлении деятельности творческих союзов, в прохождении острых дискуссий. В конце 50-х – начало 60-х годов достижения советской поэзии былисвязанны в первую очередь с теми произведениями, в которых становилисьнаиболее масштабные, кардинальные для современной эпохи проблемы. Биографиявека, путь нового общества, личность в её соотношениях с историей – такиетемы стали предметом художественных исследований. Духовное богатство своегомолодого соплеменника, чуткость, многообразие и сложность егоинтеллектуальных и эмоциональных реакций отражали в своём творчестве Б.А.Ахмадуллина, А.А. Вознесенский, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Р.И.Рождественский и другие. В 60–70-е годы наблюдается новый подъём историко-революционной прозы.В произведениях этого жанра писатели ставят актуальные проблемы активногогероического отношения к жизни, в широком историко-философском контекстевскрывают важные тенденции общественного развития. Повести А.С. Иванова«Тени исчезают в полдень» (1963) и «Вечный зов»(1970) обращаются к истокамнародной жизни, стремясь художественно исследовать корни и предпосылкиновой исторической общности людей, её проблемы, перспективы грядущего. Всестороннее исследование сложных процессов, происходящих впослереволюционной деревне, сочетается в советской литературе с пристальнымвниманием к личности человека, его нравственному облику, его месту всистеме общественных отношений. Рассказы Е.И Носова, В.П. Астафьева идругих характеризуется точным знанием языка и быта колхозной деревни,содержательным художественным анализом жизни, характеров, взаимоотношенийлюдей, тонким пониманием родной природы. Широкую галерею самобытныхнародных характеров создал В.М. Шукшин, утверждавший в своих произведенияхнравственный максимализм, высокий пафос духовности. Важное место в литературном процессе по-прежнему занимает т.н. военнаяпроза. Художественно точное воплощение богатого фактического материала,углубленность размышлений о трагическом и героическом военном четырёхлетиии его месте в истории отличают трилогию Симонова «Живые и мёртвые» (1959-71). С глубокой психологической достоверностью анализируется внутренний мирчеловека на войне, социальные и нравственные мотивы его поведения врассказе Шолохова «Судьба человека» (1956-57), А. Кулаковского «А зориздесь тихие» (1969), в главах романа Шолохова «Они сражались за родину»(1943-69). Многоплановое изображение Великой Отечественной войны дали всвоих романах «Горячий снег» и «Берег» Бондарев, «Блокада» А.Б. Чаковский,«Война» И.Ф. Стаднюк и другие. Своё место в литературном процессе заняласобственно мемуарная литература, представленная книгами Эренбурга,Паустовского, Маршака, Каверина и других. Развиваются жанры научно-социальной фантастики – романы И.А. Ефремова,А.Н. и Б.Н. Стругацких и других.Музыка Советское музыкальное искусство – новый этап в развитии мировогомузыкального творчества, принципиально отличный от всех предшествующихэтапов. Появление первых музыкальных произведений, в основном песен,приходится на годы Гражданской войны. Создавались они как самодеятельнымиавторами, так и композиторами, связанными с красноармейской средой. С окончанием войны и переходом к мирному строительству музыкальноеискусство вступило в новую полосу развития. В 20-х и начала 30-х годовпроисходила интенсивная перестройка музыкального быта, деятельности всехмузыкальных учреждений и организаций. Возникли тысячи кружков и коллективовсамодеятельности, развивалось самодеятельное песенное творчество.Действовали исполнительные коллективы, созданные за годы Советской власти:Персимфанс («Первый симфонический ансамбль» – оркестр без дирижёра),украинская хоровая капелла «Думка», струнные квартеты им. Глазунова, им.Бетховена, им. Страдивари и другие. Рельефные музыкальные образы новых коллективных героев – революционныхмасс, созданные на интонационно-жанровой основе народных солдатских,пролетарских песен, предстали в хоровых сценах и фресках А.А. Давиденко(«Улица волнуется» «Море яростно стонало» На десятой версте от столицы» ипеснях «Конная Будённого», «Первая Конная», «Нас побить, побить хотели») ипроизведениях других авторов. В музыкальном творчестве 20-х – начала 30-х годов шли поиски методовотражения новой действительности, преобразования интернационального строя идругих сторон музыкального языка, обновления музыкальных жанров и форм наоснове самых разных стилевых первоисточников, таких как революционных исоветских песен, творчества русских и зарубежных композиторов конца 19 –начала 20 веков. В 30-е начале 40-х годов перестройка в советской музыкальной культурев основном завершилась и результатом этой работы стали работающиемузыкальные театры, создавались многочисленные камерные симфоническиеоркестры. Советская песня стала подлинно массовой, всенародной по содержанию иобщедоступной по форме, обобщив широкий круг направлений: от русскойкрестьянской песни и частушки до революционной рабочей песни, бытовогороманса, эстрадной музыки, советского песенного творчества. Полнее и ярчевсего новые качества проявились в гимнах и песнях-маршах Дунаевского наслова В.И. Лебедева-Кумача, передававших любовь к родной стране и оптимизмсоветской молодёжи: «Песня о Родине» (из кинофильма «Цирк»), «Марш весёлыхребят» (из кинофильма «Весёлые ребята»), «Спортивный марш» (из фильма«Вратарь»). Популярность приобрели песни о Родине, труде, Красной Армии илирические песни композиторов А.В. Александрова, М.И. Блантера, В.Г.Захарова и других. В годы Великой Отечественной войны деятели советской музыки, как идругих видов искусств, активно включались в борьбу с врагом. Композиторы иисполнители вели постоянную творческую деятельность в армии. В музыкальномтворчестве главное место заняла тема Родины и всенародной борьбы с врагом,впервые претворённая преимущественно на современном, нередко конкретном,документальном материале того периода. Па передний план выступилигероические образы. Усилился интерес к отечественной истории, кпатриотическим традициям народов. Песня сохранила ведущее положение внародном быту как самый действенный и быстро откликающийся на события жанр.Символом всенародной борьбы, её «музыкальной эмблемой» стала созданная впервые дни войны песня «Священная война» А.В. Александрова. Композиторышироко обращались к жанру симфонии. Уже в июле 1941 года, в Ленинграде,Шостакович приступил к созданию 7-й симфонии (Ленинградской), ставшей однимиз памятников эпохи. Патриотизм и жизнелюбие нашли отражение в музыкебалета «Гаянэ» Хачатуряна (1942), яркий пример развития традиций русскоймузыки – опера «Война и мир» Прокофьева (1944) его же музыка к первой сериикинофильма «Иван Грозный»(1942). В первое послевоенное десятилетие была восстановлена и расширенадовоенная сеть музыкальных театров, концертных учреждений, учебныхзаведений. Развернулась творческая работа хоровых деятелей Г.Р. Ширмы, Г.Г.Эрнесакса. Появилось новое поколение талантливых артистов: дирижёры – К.П.Кондрашин, Г.Н. Рождественский, Е.Ф. Светланов, Ниязи; хоровой дирижёр В.Г.Соколов; пианисты – С.Т. Рихтер, Т.П. Николаева и другие. С конца 1950-х годов, в 60-70-е годы советская музыка развивалась наоснове интенсивных творческих исканий, ведущих к многообразию стилей,жанров, форм. Активизировался обмен гастролями советских и зарубежныхмузыкантов. Выдвинулись исполнители, среди которых оперные и симфоническиедирижёры – Ю.И. Симонов, Ю.Х. Темирканов, Э.К. Федосеев; хоровой дирижёрА.А. Юрлов; скрипачи – В.Т. Спиваков, М.И. Вайман и ещё много другихмузыкантов. В операх, симфониях, ораториях продолжалось воплощение темОктябрьской революции, Гражданской и Отечественной войн, а также наразличные произведения литературы советских и зарубежных классиков.Костюм Одним из первых массовых костюмов, разработанных художниками послеОктябрьской революции, была красноармейская форма. Старинные мотивы в этойформе сочетались с символическим красным цветом. Обращение к традиционным формам русского национального костюма,использование его конструктивности, простоты, выразительности декоративногорешения характеризуют и работу по созданию гражданского бытового костюма. Глубокая народность, отказ от слепого подражания западной моде,соответствие костюма образу жизни, климатическим и природным условиям –таковы основные принципы деятельности первых советских моделирующих одеждуорганизаций. Основоположницей этих принципов заслуженно считают НадеждуПетровну Ломанову. Её модели, экспонированные на Всемирной выставке вПариже в 1925 году, получили высшие награды Гран при за национальнуюсамобытность в сочетании с современным модным направлением. Н. Ломановазаложила основы советского моделирования, создала своеобразное творческоенаправление. 1930 – 40-е годы были временем создания прочного фундамента лёгкойпромышленности в стране. Вопросы о роли моды в костюме социалистическогообщества, о роли художника и конструктора в швейной промышленности, обольшом воспитательном значении новых идей костюма интересовалиобщественность. В такой обстановке в Москве создавались ряд Домов моделей иотделений по конструированию одежды. Великая Отечественная война на несколько лет остановила начавшийсяпроцесс становления современного костюма. Однако уже в 1944 году в Киеве, апотом и в Ленинграде создаются дома моделей. Советский костюм первых послевоенных лет отразил дальнейшее развитиеассортимента и силуэтных форм предыдущего периода. В одежде остаютсягимнастёрки, френчи, брюки галифе, широкие кожаные пояса, строгие деловыеплатья и костюмы. В 1949–50 годах утвердившееся в европейской моде «мирные» формыодежды, сменяют военизированный силуэт и ассортимент костюма. Основнымизадачами ставиться: проектирование одежды для массового производства, еёконструктивная простота и функциональность, соответствие общемухудожественному стилю времени. Первым успехом деятельности советских модельеров совместно стекстильщиками было создание ярких, красочных, из недорогой ткани юбок,блузок и рубашек которые пользовались огромным успехом у молодёжи в годпроведения VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. 60-е годы были временем расцвета советского искусства костюма,совершенствования мастерства советских художников-модельеров. Советскоеискусство костюма, в эти годы, определило позиции в решении многих проблеммоделирования. К 50-летию Октября художник-модельер В. Зайцев создал сериюсарафанов по мотивам русской народной одежды. Их стилизация – от северныхрусских крестьянок, но в тоже время это модные модели, современные попокрою и методам обработки. В это время многие Дома моделей, переходят к разработке моделей поодной конструктивной основе. Этот метод стал основным методом приразработке промышленных коллекций моделей. 70-е годы – период промышленного моделирования советского костюма, егоразвития на индустриальной основе. Советскими художниками-модельерамисозданы новые формы и типы одежды, которые освоены массовым промышленнымпроизводством. Из модных стандартных изделий, взаимозаменяемых или носимыходновременно, создаётся современный костюм. В 80-е годы мода становится результатом работы больших коллективовхудожников, конструкторов, технологов. Её развитие определяется ежегодно надва года вперёд, для подготовки промышленности к массовому выпуску моднойодежды. Своеобразным штабом промышленной моды является эстетическая комиссияпо вопросам моды и культуры одежды, созданная в 1969 году. Её роль вформировании моды в 80-е годы становится центральной, как координатора ируководителя в развитии ассортимента тканей, материалов, одежды, обуви. Значительно обновляется ассортимент тканей и других материалов. Костюмвидоизменяется как комплект одежды. Основные признаки – удобство,функциональность и взаимозаменяемость предметов комплекта. Одежда 80-х годов представляет собой многопредметный многослойныйансамбль, в котором части одеваются одна на другую своеобразными ярусами.Наряду с молодёжным в одежде сохраняется классический стиль с чувствомстрогой меры в деталях, сдержанностью и элегантностью дополнений. Вразличных стилевых решениях костюма 80-х годов проявляется практичность иуниверсальность.Транспорт После Октябрьской революции в стране развернулись работы по подъёмупромышленности, сельского хозяйства. В.И. Ленин, говоря о восстановленииземледелия и промышленности в 1921 году писал: «Нам нужно восстанавливатьоборот земледелия и промышленности, а чтобы его восстановить, нужнаматериальная опора. Что есть материальная опора для связи междупромышленностью и земледелием? Это есть транспорт железнодорожных и водныхпутей». Необходимо было срочно развивать внешнюю торговлю страны и к томуже погасить спрос на возросшие потребности внутренних перевозок. Морской транспорт с каждым годом увеличивал объёмы перевозимых грузов.Расширились границы плаванья. В 1923 году первый рейс из Петропавловска наДальний Восток совершил пароход «Декабрист», моряки дальневосточникисделали несколько рейсов в Китай и Японию. С повышением товарного обменамежду странами возникает актуальный вопрос о строительстве советскоготоргового флота, и уже летом 1927 года вступил в строй первый советскийлесовоз «Товарищ Красин», и уже в 1931 году отечественная судостроительнаяпромышленность стала удовлетворять нужды морского и речного транспорта всамых различных типах судов. Кроме того суда начали закупаться за границей. В этот же период проводились экспедиционные исследования арктическихморей, результатом которых явилось возобновление плаванья в северных морях.В 1926 году на острове Врангеля был построен первый советский посёлок. За годы первой и второй пятилеток увеличилась провозная способностьсудов, осуществился переход к дизельным судовым установкам, было примененодиспетчерское управление перевозным процессом, в портах появились новыепричалы, склады, механизмы, началась специализация судоремонтныхпредприятий, создана система подготовки и переподготовки кадров. К концувторой пятилетки грузооборот морского транспорта превысил уровень 1928года. Широкая программа реконструкции хозяйства речного транспорта быланамечена в плане ГОЭЛРО. Эта программа предусматривала комплексноеиспользование водных ресурсов, в том числе значительное улучшение условийсудоходства на внутренних водных путях. К 1926 году протяжённость путей ссудоходной обстановкой превысила дореволюционную. Первым пятилетним планом развития народного хозяйства страны, былоположено начало реконструкции и развития речного транспорта. В эти годыначато и в основном закончено строительство Беломорско-Балтийскогосудоходного канала, развернулись работы по сооружению канала, соединяющегоВолгу с Москвой-рекой и в июне 1933 года открыто транзитное судоходство поБеломорско-Балтийскому каналу. Строительство флота требовало развития судостроительной базы.Расширялись действующие судостроительные заводы и верфи во многих портовыхгородах страны. Осуществление технической реконструкции речного транспорта,совершенствование управления и организации перевозок позволили значительноувеличить размеры перевозок грузов и пассажиров. С восстановлением, после гражданской войны, железных дорог и введениемв эксплуатацию новых серий паровозов, а позже и первых электровозов, атакже развитием отечественного автомобилестроения и расширением сетиавтомобильных дорог повышается интерес со стороны государства к этим видамтранспорта. Построенные паровозы в годы первых пятилеток более чем в два разапревысила мощность паровозов, построенных в дореволюционной России.Подвижной состав советских железных дорог был самым молодым в мире, что внемалой степени определило высокие показатели его использования в периодвойны и первые послевоенные годы. Начавшаяся в 1941 году война резко изменило характер работыжелезнодорожного транспорта. Железные дороги обеспечивали массовыеперевозки, связанные с мобилизацией и средоточением войск, с перестройкойна военный лад всего народного хозяйства, выполняли огромные перевозки поперебазированию промышленности и эвакуации населения. Высоких производственных показателей железнодорожники добивались вусловиях, когда работа дорог осложнялась не только острой нехваткойматериальных и трудовых ресурсов, но и жесточайшими воздушными налётамифашистских самолётов. Но железнодорожный транспорт не только выстоял, ноблагодаря упорному труду его работников сумел увеличить интенсивность иразмеры перевозок, бесперебойно обеспечивая фронт и тыл всем необходимым. После окончания Великой Отечественной войны на технически болеевысоком уровне и в кратчайшие сроки было осуществлено восстановлениежелезнодорожного транспорта страны. Около двух с половиной летпотребовалось СССР, для достижения в промышленном производстве довоенногоуровня. Промышленность стала поставлять железнодорожному транспортуэкономичные паровозы, налаживался серийный выпуск тепловозов ТЭ1. Этот годбыл по существу, годом массовой дизелизации железных дорог страны. Серийное производство грузовых автомобилей началось в годыиндустриализации страны сначала на заводах в Москве (АМО) и в Ярославле(ЯГАЗ), а затем на построенном в очень короткий срок (19 месяцев)Горьковском автозаводе. После реконструкции заводы АМО и ЯГАЗ сталивыпускать грузовые автомобили, автобусы и троллейбусы. Развитие автомобильной промышленности создало материальную основу дляформирования автомобильного транспорта как новой отрасли хозяйства, имеющейважное значение для экономики страны. Во время Великой Отечественной войны производство легковых автомобилейи автобусов было остановлено. Заводы переключились на выпуск танков,бронеавтомобилей, тягачей, на базе серийных автомобилей собиралась боеваятранспортная техника. Автомобили советских заводов обслуживали войска на всех фронтахВеликой Отечественной войны, участвовали во всех битвах, эвакуации раненыхи населения, перевозили боеприпасы и продовольствие. Автотранспортныеподразделения оперативно использовались для выдвижения боевых соединений ичастей к линии фронта. В конце войны автомобильная промышленность СССР переходит на выпускмирной продукции. Основными массовыми транспортными средствами становятсягрузовые и легковые автомобили, выпускаемые горьковском, ярославском и двухмосковских автомобильных заводах которые к 1954 году выпускали до 43наименований автомобильной техники. Начало развития метростроя в СССР было положено решением пленума ЦКВКП(б) от 15 июля 1931 года. Строительство было начато в 1932 году и черезтри года было сдано в эксплуатацию 13 станций Московского метрополитена.Таких темпов сооружения метро не знала мировая практика. Дальнейшее строительство метрополитена в Москве ведётся непрерывно,оно не прекращается даже в годы Великой Отечественной войны. По качествусооружений, выразительности архитектуры, техническому оснащению икомфортабельности Московский метрополитен значительно превосходитзарубежные метрополитены. В проектировании станций принимают активноеучастие видные советские архитекторы, которые стремились не только создатьне только комфортабельные условия для пассажиров, зрительно преодолетьугнетающее человека ощущение подземелья, но и придать каждой станцииМетрополитена индивидуальный архитектурный облик. Опыт строительстваМосковского метрополитена был использован в последующем, в сооруженииметрополитена в других городах СССР. 15 ноября 1955 года сдаётся первыйучасток Ленинградского метрополитена с 8-ю станциями. 6 ноября 1960 годаоткрылось движение на первой линии Киевского метро. В 1966 года построенометро в Тбилиси, а через год в Баку. С 1956 года на внутренних и международных воздушных линиях сталэксплуатироваться реактивный лайнер Ту-104, а затем – целая серияотечественных реактивных самолётов различного класса: Ил-18, Ту-114, Ан-10. Эксплуатация новых реактивных самолётов, позволили увеличить частотудвижения на воздушных линиях между многими населёнными пунктами страны.Десятилетие 1961-70 года ознаменовалось дальнейшим развитием гражданскойавиации. Значительный рост работы объясняется, прежде всего, поступлением вэксплуатацию большого количества скоростных многоместных самолётов,вертолётов, специальной авиационной техники. Были открыты местные линииАэрофлота в основном в тех районах, где развитие наземных видов транспортазатруднено из-за природных и климатических условий – в Заполярье, Сибири,на Дальнем Востоке, в горных районах Средней Азии и других. В связи с резким увеличением пассажирских авиаперевозок и массовойэксплуатацией турбовинтовых и турбореактивных самолётов возниклапотребность в коренном улучшении обслуживания пассажиров. В эти годы былисозданы новые проекты аэропортов. Только за 1964-65 года были построены исданы в эксплуатацию новые, отвечающие современным требованиям аэровокзалыВнуково-1, Домодедово, и Шереметьево. В 1962 году на международных авиалиниях начали эксплуатироватьсяреактивные лайнеры второго поколения – Ил-62, Ту-134. Продолжался ростпассажирских перевозок на внутрисоюзных линиях. За годы девятой и десятойпятилеток воздушный транспорт получил дальнейшее развитие. Пары полярных обществ как один из движущих механизмов культурного прогресса мирового сообщества. Культурная жизнь США с самого своего возникновения формировалась подвлиянием традиций европейской культуры. Через некоторое время Европаначинает испытывать обратное воздействие «американского вызова». Процесспритяжения и конфронтаций двух культур наблюдается и по сей день. Традиции критического отношения к Америке как к стране без культуры вевропейском понимании этого слова, как к «культурной пустыне» сохранились ив ХХ столетии. Правда в канун второй мировой войны положение делсущественно меняется. Приход к власти фашизма в Германии и Италии вызвалпоток эмигрантов, переселившихся в Америку, среди которых было многовыдающихся деятелей из областей культуры и науки, которые оказалисущественное влияние на американскую культуру. Всё это несколько изменило, в сторону потепления, взгляд европейцев наамериканскую культуру, хотя не изменило его окончательно. Особую тревогу, уевропейцев, вызывала американская массовая культура в её американскойупаковке: поставленная на поток, до предела стандартизированная икомерцилизированная. Надо заметить, что протест высоких представителейевропейской культуры против США никогда не распространялся на подлинныепроизведения культуры и искусства, потому, что эти произведения былидействительно достойным вкладом США в сокровищницу мировой культуры. Безобмена духовными ценностями между странами и народами не может бытьвзаимного обогащения всем тем, что составляет гордость национальныхкультур, духовная жизнь страны оказывается запертой, обречённойпревратиться в духовную провинцию мира. Культурный обмен предполагает обменкультурой в полном смысле этого слова. В послевоенные годы Европа для США представлялась своеобразнымбарьером для СССР и этого уже было достаточно для того, чтобы еёрассматривать как театр для ведения ограниченной политической иэкономической войны против Страны Советов. В 70-х годах вступила качественно новая стадия взаимоотношений-отношений экономической и конкурентной борьбы. Политика США в областикультуры, наметившаяся в период администрации Картера и нашедшая своёразвитие при Рейгане, характеризуется откровенной экспансией коммерческойкультуры, которой США наводняют мировой рынок. Американская концепция культурного обмена, претерпела существеннуютрансформацию. Первоначально перед второй мировой войной культурному обменуотводилась существенная роль для установления «мостов» с рядом стран. В егозадачу входило улучшение имиджа Америки и американцев, пропагандаамериканской культуры. В послевоенный период программа культурных связей приобрела ещё болееоткровенный пропагандистский характер. Её целью была пропаганда«американского образа жизни» конфронтация с Советским Союзом и другимисоциалистическими странами. В период «холодной войны» перед Американскойпропагандой стояло насколько задач: убедить бывших противников по второймировой войне, что их безопасность зависит от могущества американскойвоенной системы, вести всемирную пропаганду против СССР и другихсоциалистических стран. Главная роль в этой пропаганде отводилась ввозимойамериканской культуре. Попытки американизации западноевропейских стран постояннонаталкивались на препятствия, которые возникают в силу того, что междудвумя сторонами нет культурного единообразия, и того, что европейские нациине хотели отказываться от своих многовековых культурных традиций. Особенноостро экспансия американской «массовой культуры» даёт себя знать в областикинопроката. Голливуд стремится подчинить своему влиянию различные сферыкинобизнеса скупая в различных европейских странах кинотеатры и естественнопоказывая в них свои фильмы. Уже после первой мировой войны в культуре США произошли изменениявнутри страны. Возник массовый интерес к культуре, широко развилосьпотребление культуры, доступ к которой стал свободен и не ограниченникакими сословными и имущественными барьерами. В Америке благодаря широкому развитию средств массовой информации,колоссальному развитию сферы потребления, приведшему к созданию«консюмеризма» (потребительской идеологии), возник взрыв «массовойкультуры». Произошедшая революция в сфере американской культуры заключаетсяв акценте на потреблении, а не на производстве культуры. Подъём культурногопотребления может означать рост «консюмеризма», но не расцвет культуры вподлинном смысле этого слова. На мировой рынок индустрия культуры СШАвыбрасывает именно «массовую культуру», которая пропагандирует и навязываетопределённый образ жизни и в свою очередь сначала оттесняя, а потом и вовсеуничтожая родную, отечественную культуру, игнорирует всё национальное,самобытное и индивидуальное. По существу происходит «мягкое» вмешательствово внутренние дела страны посредством воздействия на сознание её граждан.Поэтому сейчас очень важно учитывая уроки и ошибки других стран и прошлыхлет не ошибиться сейчас и в том потоке культурного обмена не ошибиться ивыбрать именно самое зерно, то, что действительно может пополнитьсобственную культуру, а всю остальную «шелуху» игнорировать. Специфика эволюции правоприменительной практики в отношении к ультрапроявлениям различных направлений культуры от начала к концу 60 летнего ритма. После Октябрьской революции устраняются препоны мешавшие пролетариатупользоваться благами культуры и просвещения. Общественным достоянием сталикрупнейшие частные художественные и книжные собрания, музеи и дворцы знати,киностудии и театры. Конституция закрепляла за государством обязанность«предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее ибесплатное образование» В качестве долговременной перспективы большевистская партия выдвигалазадачу создания нового типа культуры – культуры социалистической.Считалось, что в основе новой социалистической культуры должна лежатьмарксистская идеология, выражающая интересы не только пролетариата, но ивсех трудящихся, а главная цель культуры – служить задачам классовой борьбыпролетариата за социализм. В это время на базе министерства народного просвещения сформировалосьновое центральное ведомство – наркомат просвещения во главе с А.В.Луначарским. Наркомат держал в поле своего внимания все сферы духовнойжизни общества, все учреждения культуры. Появление подобного административно-идеологического монстра не было,конечно, чисто революционной импровизацией. К жизни его вызвало стремлениекак можно быстрее реализовать главную цель большевиков в начатой ими«культурной революции»: опираясь на государственную власть, политизироватькультуру, превратить систему образования, гуманитарные науки, литературу,искусство, театр и другие общественные институты, формирующие образ мыслейи настроения в обществе, в инструмент «воспитательного» воздействияправящей партии на народные массы. Первые представители беспартийной интелегенции пошли на сотрудничествос властью вскоре после Октября. Среди них были деятели науки и культуры сгромкими именами: литераторы А.А. Блок, В.Я. Брюсов, В.В. Маяковский, В.И.Немирович-Данченко, В.Э. Мейерхольд и другие. В качестве инструмента вукреплении контроля правящей партии над политической и духовной жизньюобщества, решено было использовать органы ВЧК. 1921 году, в сфере культуры, большевики держали в центре вниманиястарую интелегенцию. В этой среде политические настроения выражались в двухмоментах: не борьба, а сотрудничество с советской властью в делехозяйственного и культурного возрождения России; глубокая и искренняяуверенность в том, что в ходе возрождения большевизм будет под напором«жизненной стихии» изживать экстремизм в экономике и политике,эволюционируя в сторону




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Основной 60 летний ритм развития культуры ХХ века 1923-1983 гг iconСоциокультурная ситуация в Средневековье. Отличительные особенности западноевропейской средневековой культуры Термин «Средневековье»
Она представляет собой качественно новую ступень развития европейской культуры, следующую после античности, охватывающую более чем...
Основной 60 летний ритм развития культуры ХХ века 1923-1983 гг iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Есть еще одно качество хорошей речи это её ритмичность. Ритм – это определенное, последовательное чередование звуков, слогов, слов...
Основной 60 летний ритм развития культуры ХХ века 1923-1983 гг iconЦель: Познакомить учащихся с особенностями развития русской архитектуры и живописи периода становления Российского централизованного государства
Задачи: представить наглядную целостную картину развития отечественной культуры XIV-XVI века
Основной 60 летний ритм развития культуры ХХ века 1923-1983 гг iconМинистерство здравоохранения СССР приказ 28 марта 1983 г
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 13 января 1983 г. N 38 утверждаю
Основной 60 летний ритм развития культуры ХХ века 1923-1983 гг iconУважаемые коллеги! 16 и 17 апреля 2010 года
Балтийская академия туризма и предпринимательства и Национальное агентство развития инвестиций, туризма и культуры проводят международную...
Основной 60 летний ритм развития культуры ХХ века 1923-1983 гг iconНаука и культура первой половины XIX в
Всю историю российской культуры XIX века можно поделить на первую половину века (предреформенная Россия) и вторую половину века(...
Основной 60 летний ритм развития культуры ХХ века 1923-1983 гг iconПрограмма дисциплины дпп. Дс. 03 Особенности развития культуры и общества запада цели и задачи дисциплины. Общей целью курса «Особенности развития культуры и общества Запада»
Общей целью курса «Особенности развития культуры и общества Запада» является выработка у студентов представления о понятии культуры...
Основной 60 летний ритм развития культуры ХХ века 1923-1983 гг iconПроблемы современной культуры
Уровень и состояние культуры можно понять, только исходя из развития истории культуры; в этом смысле говорят о примитивной и высокой...
Основной 60 летний ритм развития культуры ХХ века 1923-1983 гг iconПояснительная записка
...
Основной 60 летний ритм развития культуры ХХ века 1923-1983 гг iconИ. Н. Cеменов зарождение акмеологии в культуре серебряного века и
Рассмотрим характеризующиеся взаимопроникновением формы такого синтеза в человекознании и поэзии Серебряного века русской культуры,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы