Развитие транспорта и торговли в первой половине XIX века icon

Развитие транспорта и торговли в первой половине XIX века



НазваниеРазвитие транспорта и торговли в первой половине XIX века
Дата конвертации04.07.2012
Размер330,17 Kb.
ТипРеферат
Развитие транспорта и торговли в первой половине XIX века


Министерство образования Российской Федерации Рязанский государственный педагогический университет имени С.А. Есенина Cоциально-экономический факультет РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТА И ТОРГОВЛИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА РЕФЕРАТ Дисциплина: "История предпринимательства и меценатства в России" Рязань, 2002 год. ПЛАН РЕФЕРАТАВведение……………………………………………………………………….…1Глава I. Колебания торговой политики при Александре I……………..3Глава II. Внутренняя торговля………………………………………………8Глава III. Внешняя торговля…………………………………………...……15Глава IV. Транспорт…………………………………………………………...19Глава V. Итоги развития транспорта и торговли………………………….22Заключение……………………………………………………………………...24Примечания……………………………………………………………………..26Cписок литературы…………………………………………………………….27Приложение……………………………………………………………………..28 Введение В первой половине XIX века процесс разложения феодализма в России носилкрайне острый и противоречивый характер, что было обусловлено многообразиемсоциально-экономических условий огромной по террито-риальным масштабамстраны и тормозящим влиянием господствующего класса помещиков-крепостниковво главе с царским самодержавием. В этот исторический период в недрахфеодально-крепостнической России уси-ливается вызревание новых,капиталистических отношений, под давлением которых рушились старые,отживающие формы хозяйства. Этот прогрес-сирующий процесс имел глубокиепричины: рост общественного разделения труда и внутреннего рынка, широкоераспространение крестьянских неземле-дельческих промыслов, усилившеесяпервоначальное накопление капитала, развитие капиталистической мануфактуры,рост торгово-промышленных го-родов и селений, укрепление международныхторговых отношений. Первая половина XIX века явилась для нашей страны временем значи-тельного расширения и развития внутреннего рынка. Важнейшим фактором этихпроцессов в экономике России стало прогрессирующее общественное разделениетруда, которое выражалось во все большем отделении промыш-ленности отземледелия, в четком размежевании промышленных и земле-дельческих районов,в широкой порайонной производственной специали-зации, росте промышленныхгородов, в усиливающейся диверсификации промышленного производства,возрастающей мобильности населения. Важно заметить, что с точки зрения хозяйственного прогресса рынок недолжен пониматься исключительно в смысле территориально ограниченной сферыторгового обращения. В таком случае можно сказать, что нацио-нальный рынок- простая, невзаимосвязанная совокупность местных рынков. Однако, когда вподобном приведенному ниже исследовании идёт речь о едином национальном(всероссийском) рынке, то имеется в виду не просто совокупность местныхрынков, а ещё и нечто другое: наличие органической взаимосвязи ивзаимозависимости местных рынков, образующих такую систему, в которойкаждый местный рынок является необходимым элемен-том большогохозяйственного организма - общенационального рынка, и в которойэкономические отношения между производителями и потребите-лями выражаютсячерез существующие на общенациональном рынке соотно-шение спроса ипредложения, а также структуру цен. С этих позиций именно первая половинаXIX века представляет интерес для исследования торговых отношений в Россиии, в частности, особенностей функционирования уже сложившегося в ту эпохуединого национального рынка. Развитие общественного разделения труда ярко выражалось в ростетерриториального разделения труда, в углублении межрайонной специа-лизациив сферах промышленности и сельского хозяйства, что имело след-ствиемповышение производительности труда, а в конечном счете увели-чениетоварности всех ведущих отраслей народного хозяйства России, и какрезультат этого процесса - рост товарной массы, увеличение объема внут-реннего всероссийского рынка. В свою очередь, складывание единоговнутреннего рынка способствовало успешной мобилизации материальных и при-родных ресурсов страны для повышения ее экономического потенциала,усиливало углубление общественного разделения труда, стимулировало раз-витие капиталистических отношений. Прогрессирующее общественное разделение труда, рост общерос-сийскогорынка разлагающе действовали на феодально-крепостническое хозяйство,разрушая постепенно его территориальную обособленность и связывая его узамитоварно-денежных отношений: с ростом городов и промышленных селенийувеличивался спрос городского и промышленного населения на продукциюсельского хозяйства. Развитие товарного производства все более втягивало дореформеннуюРоссию в систему мирового капиталистического рынка. Внешняя торговля сталаприобретать новое содержание и значение для экономики страны. Помещичийхлеб стал составлять основную статью российского экспорта. К середине XIXвека Россия становится одним из главных поставщиков хлеба на европейскомрынке. Особенно быстро стал расти хлебный экспорт из России после отмены в1846 году хлебных законов в Англии, ограни-чивавших ввоз хлеба наанглийский рынок. Период первой половины XIX века в научной литературе в целом, говоряоб углублении тенденций к дальнейшему развитию внутреннего рынка и внешнейторговли, получил положительную оценку в иссле-дованных мной работах такихавторов, как профессор Ф.Я. Полянский ("Пер-воначальное накопление капиталав России"), Б.Н. Миронов ("Внутренний рынок России во второй половине XVIII- Первой половине XIX века"), про-фессоров Российской экономическойакадемии имени Г.В. Плеханова М.В. Конотопова и С.И. Сметанина("История экономики") и других. В то же время время перечисленные мнойавторы отмечают недостаточность и сла-бость развития конкурентоспособного всравнении с европейским фабрич-ного производства в стране, что,естественно, могло бы явиться серьёзным стимулом к более глубокомукачествеенному и количественному росту этих сфер российской экономики. Глава I. Колебания торговой политики при Александре I. Вступление на престол Александра I, как известно, было встреченорусским обществом с самыми широкими надеждами. Новое правительстводеятельно принялось за преобразовательную работу в либеральном духе. Судя по дневнику Александра I, он имел достаточно развёрнутую прграммупо реформированию российской общественной и экономической реальности. Осеръёзности его намерений свидетельствует тот факт, что сра-зу же повступлении на императорский престол он прекратил раздачу го-сударственныхкрестьян в частую собственность, чем остановил распрос-транениекрепостничества вширь (удельный вес крепостного населения в общей егочисленности с того времени стал устойчиво сокращаться - с 50% в начале XIXвека до 1/3 к моменту освобождения крестьян). А ведь именно крепостническиеустои являлись колоссальной тормозящей силой на пути развития капитализма вРоссии. В последствии Александр I продолжил движение реформ в этомнаправлении (указ о вольных хлебопашцах 1803 года, практическое уничтожениекрепостного права в Эстляндии, Лифлян-дии и Курляндии), что к сожалению неполучило достойного развития.1 Новый курс политики сказался и на отношении правительства к эконо-мическим вопросам (к примеру, по приказанию министра финансов был сделанперевод знаменитой книги Адама Смита "О богатстве народов", а в 1803 годубыла открыта первая в России кафедра политической экономии в Академиинаук).2 Предполагалось поднятие общего уровня купечества путем расширенияего прав, заведения коммерческой газеты, издания коммерческих отчетов. Уже на третий день нового царствования (14 марта 1801 года) был отменёнзапрет Павла I на вывоз русских товаров за границу и снято эмбарго санглийских торговых кораблей. Вслед за тем был заключен новый тор-говыйдоговор с Англией, а с Францией мир и договор на основаниях трак-тата 1786года. Во внешней торговле было решено руководствоваться тамо-женным тарифом1797 года. В 1807 году Александр I выпускает манифест "О дарованных купечествуновых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распро-странениюи усилению торговых предприятий". По нему следовало доби-ватьсяпреобладания русского купечества во внешней торговле России, он разрешалорганизовывать для этой цели "товарищества". Дворянам было рекомендовановходить в состав товариществ и записываться в гильдии. Был введен рядограничений для иностранных купцов. В 1809 году последовали указы о ссудахкупцам и мещанам, основывающим суконные фабрики и вла-девющим ими.3 Однако мирное течение хозяйственной жизни вскоре было прервановступлением России в состав третьей коалиции против Франции, в резуль-татевойн против которой был заключен Тильзитский мир 1807 года. По Тильзитскому миру Россия обязывалась примкнуть к континен-тальнойблокаде Англии и закрыть порты для торговли с ней. Введение континентальнойсистемы тяжело сказалось на состоянии русской хо-зяйственной жизни. Главнойпотребительницей наших сырых продуктов была Англия, и прекращение торговлис ней было равносильно почти полному прекращению российской внешнейторговли. Вывоз русского сырья остановился. Огромные массы русскихотпускных товаров лежали без дви-жения в приморских городах, и цены на нихстрашно упали. Между тем иностранные товары, в особенности колиниальныепродукты, привозившиеся английскими купцами, резко вздорожали. Многие этипродукты вовсе перестали ввозится в Россию (например, красильные вещества).Прави-тельство лишилось большей части таможенных доходов. Упал вексельныйкурс, ослабела и внутренняя торговля. Страна повернула свою экономику к земледелию, в противовес торговле ифабрикам, и к проповеди высокого покровительства своей промышлен-ности.Даже более того, характерными стали запретительные меры: "торго-выезапрещения сугубо споспешествуют внутренней промышленности", " за-прещенияполезны, когда они облегчают для народа средства удовлетворять егонуждам".4 Такая метаморфоза курса имеет много причин, но основные из ниххарактерны для России: желание в трудных (хронически) для России условияхсосредоточить в руках государства все средства, не допуская "распыления" ихв частные руки; несоответствие состояния нарождавшейся богатой буржуазии ибеднейшего дворянства, основной массы крестьянства; боязнь царя упустить изсвоих рук власть… Болезненно на хозяйственных отношениях сказывалось и снижение цен-ности денег, вызванное выпуском правительством ассигнаций, необходимых дляпокрытия военных расходов на компании против Персии, Турции и Швеции. Курсассигнационного рубля упал до 25 копеек серебром, а количе-ство ассигнаций,находившихся в обращении возросло до 577 миллионов рублей.5 Государственныйбюджет начал трещать по швам. М.М. Сперанский в 1808 году писал, что "необъятная масса долгов за-ставляет страдать торговлю и промышленность, увеличивается дороговизна,затруднено заключение контрактов, кроме, как по винному откупу, так какневозможно исчислить, что будет стоить рубль через два месяца", "прави-тельству не будет никакого способа исчислить свлои расходы…".6 Так как сам Наполеон, строго требуя от своих союзников выполненияконтинентальной системы, в то же время допускал ввоз во Францию не-которыхколониальных продуктов и даже английских товаров, то в 1810 году АлександрI издает новый тариф, разработанный при участии М.М. Спе-ранского. По немус 1811 года разрешался ввоз в Россию колониальных то-варов и английскихфабрикатов под нейтральным флагом и в то же время воспрещался или облагалсявысокими пошлинами ввоз иностранных пред-метов роскоши, шедших к нам сухимпутем, главным образом, из Франции. Эти меры равнялись почти полной отменеконтинентальной системы и стали одной из причин разрыва отношений сФранцией и войны 1812 года. И, хотя Россия и вышла из этой войныпобедительницей, стране был нанесен тя-желый удар. Москва, являвшаясяэкономическим центром страны, была сож-жена. Местность, по которойпроходили французы, была опустошена. Коли-чество ассигнаций возросло до 836миллионов рублей. Это отчасти было связано с тем, что французы, вступившиев пределы России, пустили в российское денежное обращение ассигнаций нанесколько десятков мил-лионов рублей. Курс ассигнаций упал до 20 копеексеребром.7 На Венском конгрессе 1815 года предполагалось введение по всей Европесистемы свободной торговли, и Александр I охотно дал своё согласие напостепенное смягчение таможенных тарифов 1810 года. Тариф 1816 года значительно ограничил перечень товаров, запрещенных кпривозу, а на остальные иностранные товары полагал умеренную пошлину в 15-20% их стоимости.8 Либеральная политика правительства с пониманием былавстречена общественным мнением, живо помнившим все неудобства колониальнойсистемы и увлекавшимся в этот момент идеями Адама Смита. Поэтому вслед затарифом 1816 года правительство сделало дальнейший шаг в этом направлении.По одной из статей венского трактата Россия, Австрия и Пруссия взаимнообязывались для покровительства земледелию и про-мышленности во всех частяхпрежней Польши допустить полную свободу торговли между всеми польскимиобластями. Во исполнение этого по-становления Австрии и Пруссии былипредоставлены особые льготы по торговле с Россией, а в 1819 году был изданновый тариф, самый ли-беральный из всех, когда-либо существовавших вРоссии. Он разрешил к привозу все ранее запрещенные товары и сновазначительно понизил пошлины. Тарифы 1816 и 1819 годов сильно облегчили внешнюю торговлю, и ежегодныеобъёмы торговых оборотов стали быстро расти. Но вместе с тем привели ктому, что резко возрос ввоз иностранных товаров (импорт) в Россию. Этооказалось губительным для отечественной промышленности, так как русскиеизделия не могли выдержать конкуренции с иностранными как по дешевизне, таки по качеству. Многие фабрики должны были за-крыться. С другой стороны,европейские державы и не думали осуществлять положения Венского конгесса освободной торговле. Франция издала зап-ретительный тариф, Пруссия повысилапошлины на ввозимые сырые про-дукты. Встревоженное всем этим русскоеправительство вскоре было вы-нуждено сделать несколько поправок к тарифу1819 года, а затем был издан новый, строго покровительственный(протекционистский) тариф 1822 года, в выработке которого принимал участиеКанкрин, вскоре после этого наз-наченный министром финансов. Тариф 1822года облагал высокими пош-линами иностранные фабрикаты, полуобработанныематериалы (полуфаб-рикаты) и предметы роскоши, умеренными - сырые продукты.Правитель-ство вступило на путь торгового протекционизма: пошлинный сборбыл поднят до 27%, в 30-е годы он возрос до 45%, а в 40-е был снижен до30%.9 С целью приведения в порядок товарно-денежных отношений Канкрин, ужебудучи министром финансов, проводит реформу по возвращению в экономическуюжизнь страны металлических денег, заменивших ассигнации. Вместо 600миллионов ассигнаций их владельцам было выдано 170 мил-лионов звонкоймонетой или кредитными билетами, обеспеченными соот-ветственнымметаллическим фондом и безостановочно разменивавшимися в государственномбанке.10 Реформа позволила стабилизировать курс бумаж-ных денег, чтоблагоприятно сказалось на деловой жизни страны. Глава II. Внутренняя торговля. Успехи русской промышленности отразились в свою очередь и на развитиирусской внутренней торговли. Территориальные присоединения в царствованиеАлександра I и Николая II (Кавказ, Бессарабия, Финляндия, Царство Польское)привели к дальнейшему расширению района внутренней торговли, хотя и неимели для её развития таких значений, как присое-динения XVIII века.Вдобавок, Польша оставалась в таможенном отношении для России заграничнымгосударством, отделенным таможенной линией, до 1850 года, а Финляндияпродолжала им оставаться и до 1917 года. Тем не менее, внутренняя торговлясделала большие успехи. Прежде не только в крестьянском, но и в дворянском быту потребностиудовлетворялись предметами домашнего производства, вырабатывавшимися своимидворовыми людьми; для одежды, например, пользовались домаш-ними сукнами иполотнами. Теперь повсюду грубые домашние продукты стали заменяться болеетонкими покупными. В начале XIX века рост су-конной промышленности привёл кпревышению производства тканей над спросом на них со стороны государства(на нужды армии), и с 1809 года суконным фабрикам было разрешено продаватьсвою продукцию в частные руки. Таким образом натуральное хозяйство сталовытесняться денежным. В развитии капиталистических отношений в крепостной деревне важную рольиграл торговый капитал. Трудность реализации своих изделий на рынкахнеизбежно вызывала власть скупщика товаров. Дореволюционный авторкапитального труда об особенностях строя русского деревенского товарногопроизводства А.К. Корсак отмечал, что продукция мелкой текс-тильнойпромышленности в России «в чрезвычайно редких случаях» продается самимитоваропроизводителями, даже самым самостоятельным из них «часто недостаетважного условия - прямой связи производителей с рынком; отсюда вторгаютсямонополисты-перекупщики, которые уничто-жают выгоды этой формыпромышленности и для производителей и для потребителей».11 Следующейступенью в подчинении крестьян-кустарей тор-говому капиталу являласьраздача сырья скупщиком в кредит за повы-шенную плату. В результате кустарьпостепенно становился наемным рабо-чим, работающим у себя на дому накапиталиста, а торговый капитал скуп-щика перерастал здесь в промышленныйкапитал. С развитием товарно-денежных отношений углублялось имущественное исоциальное расслоение в среде крестьянства. Особенно интенсивно этотпроцесс шёл в промыслово-земледельческих регионах, где верхушка кре-стьянства сочетала предпринимательскую деятельность, торговлю и ростов-щичество с мелкотоварным земледелием. Из среды предприимчивых кре-стьянвышли родоначальники ряда крупнейших торгово-промышленных ди-настий.Напротив, обедневшие крестьяне превращались в наёмных рабочих с наделом, вих среде широкое распространение получило отходничество, многие крестьянецентральных губерний уходили зимой на заработки в города. Внутренняя торговля являлась основным источником первоначальногонакопления капитала в России. Основной причиной, заставлявшей купцоввкладывать капиталы в промышленное предпринимательство, являлась пер-спектива получения огромных прибылей. История текстильной промышленностиРоссии дает множество примеров перерастания скупщика в капита-листическогопредпринимателя. При этом большинство крупных фабри-кантов были выходцамииз крепостных крестьян. Что касается оценки объёмов внутренней торговли России, то известныйстатистик Е. Зябловский исчислял его в начале XIX века (1808 год) в 500миллионов рублей, к концу же второго десятилетия того же века оценивал егов 900 миллионов рублей. При этом доминирующее значение принадле-жалохлебной торговле. К примеру, тамбовский губернатор в 1804 году доно-сил,что из собранных в его губернии 10 433 000 четвертей хлеба на рынок быловывезено 63,5%.12 В 30-х годах XIX века товарооборот ещё более возрастает. Так, например,в конце этого десятилетия только по рекам Оке и Москве ежегод-но поступалов столицу до 350 000 кулей ржаной муки, 300 000 четвертей пшеничной, 360000 четвертей овса, 20 000 четвертей гороха, 130 000 четвер-тей гречневыхкруп, 50 000 пудов меди, 350 000 пудов железа, 200 000 пудов сала, 90 000пудов поташа, 60 000 пудов алебастра, 2 миллиона штук брёвен и брусков.Ценность этих товаров в сумме составляла приблизительно 22 миллиона рублей.Значительное увеличение товарооборота в то время приве-ло к созданию вМоскве товарной биржи.13 Но главное, что обращало на себя внимание, это рост разделения трудамежду отдельными областями государства, приводивший к обмену услуг и коживлению торговли. Северные и центральные губернии, вследствие непло-дородности почвы, стали принимать промышленный характер и нуждаться вподвозе хлеба и скота, которые в изобилии производились южными и восточ-ными губерниями. В Ярославской губернии, например, в 40-х годах половина потреб-ляемогонаселением хлеба привозилась с юга. В свою очередь, черноземные области югануждались в товарах промышленного севера. Товары вели-корусских губерний вбольшом количестве привозились на многочисленные ярмарки Малороссии иНовороссии. В 1854 году, например, здесь их было продано на 80 миллионоврублей серебром. Таким образом север и юг России уже оказывались не всостоянии жить один без другого и были соединены в одно экономическоецелое.14 Огромное количество привозного хлеба потреблял в предреформенные годыПетербург. Купцы ежегодно доставляли туда около 1,3 миллиона чет-вертейовса, 1,07 миллиона кулей ржаной и пеклеванной муки, 95 000 четвер-тей ржи,143 000 четвертей гречневой крупы и гречихи, 375 000 мешков пшеничной муки,101 000 четвертей пшеницы, 95 000 четвертей солода и ячменя, 22 000четвертей овсяных круп, 18 000 четвертей гороха, 17 000 чет-вертей пшена ит.д.15 Крупнейшими производителями товарного хлеба были губернии черно-земнойполосы. Так, одна лишь Курская губерния в 40-х годах производила дляпродажи до 5 миллионов четвертей разного хлеба. Только по водным пу-тям изчерноземных губерний отправлялось ежегодно более 25 миллионов пудов разногохлеба. В этих губерниях много хлеба продавалось на вывоз на местныхярмарках, которых к концу 40-х годов в одной лишь Воронежской губерниинасчитывалось 320. В середине XIX века ежегодная продажа хлеба достигалавнутри страны 40 миллионов четвертей, составляя в денежном выражении 320миллионов рублей.16 С моршанских пристаней (Тамбовская губерния) в конце 30-х годов XIXвека "хлебные припасы" отправлялись в Рыбинск, Ярославль, Кострому, НижнийНовгород, Муром, Москву, на Клязьму и т.д.; туда шли сало, льня-ное масло,пенька и другие товары на общую сумму до 20 миллионов рублей. На пристань вКостроме доставлялось разнообразной продукции на сумму до 3,5 миллионоврублей. Сюда привозили муку ржаную (до 20 000 кулей), рожь (до 30 000четвертей), пшеницу (до 50 000 четвертей) и другие продоволь-ственныетовары, москательные товары (на сумму в 160 000 рублей), лес строевой (до 1000 плотов), дрова (до 2 000 плотов). Сама Кострома от-пускала товаров на4,5 миллиона рублей: "фламское" полотно (до 25 000 пудов), парусное полотно(до 5 000 пудов), холст (до 15 000 пудов), сал-феточное полотно (до 5 000пудов), кожевенный товар (до 15 000 пудов), москательные товары (до 100 000рублей), рогожи и кули (до 500 000 штук), лес строевой (до 1 000 плотов).17 Крупным центром торговли в 30-х годах XIX века являлся Рыбинск. Сюдасъезжались торговцы "верховых городов" (Мологи, Мышкина, Углича, Калязина,Кашина, Твери, Ржева, Торжка, Устюжны, Весьегонска, Тихвина, Белозёрска,Петрозаводска и других) и покупали "хлебные товары" не только длявнутреннего потребления, но и для "отпуска в разные места".18 Хлебная торговля Рыбинска требовала много тары, и из Бежецка (Твер-ской губернии) ежегодно доставлялось около миллиона мешков, а из Кост-ромской губернии и с Ветлуги много рогожи и кули. Астрахань в конце 30-хгодов отправляла по Волге около миллиона пудов рыбы, до 60 000 пудов икры идо 100 000 пудов ворвани.19 К этому времени помещики стали продавать на внутреннем рынке огромноеколичество сельскохозяйственных продуктов. Так, Усольская вот-чина Орловых-Давыдовых (на территории Самарской Луки) стала выбра-сывать на рыноккрупные партии хлеба. За 1837 год общий доход имения вы-разился в 369 709рублях 29 копейках ассигнациями, причем оброк дал лишь 129 606 рублей,между тем как доход от продажи хлеба достиг 181 138 рублей. В 1841 году всясумма дохода оказалась уже на уровне 642 252 рублей (208 000 рублейсеребром). Из волостей Усольской вотчины ежегодно поступало на продажу в 40-50-х годах до 500 000 пудов хлеба. Его скупали купцы-оптовики. ПомещикиМежаковы, владевшие селом Никольским в Во-логодском уезде, сбывали в первойполовине XIX века в Вологде, Белозёр-ске, Вытегре, Каргополе, селах Устье иБережное Кадниковского уезда, Во-логодской губернии, а иногда продавали ивинокуренным заводам.20 Даже в одном из захолустных поместий Смоленской губернии (имениеКолочицких в Бобровке Бельского уезда), расположенном за 50-60 вёрст отближайших городов, 90% денежных доходов было получено в 1834 году отпродажи продуктов на рынке. В 1841 году доходы рыночного происхождения вэтом имении достигли уже 93,5% всех денежных поступлений.21 В начале 50-х годов в Иванове и примыкающих к нему деревнях ежегоднопроизводилось до 700 000 кусков хлопчатобумажных тканей на сумму в 4,5миллиона рублей. В самом Иванове имелось 110 ситцевых "фабрик", причем 60из них принадлежало крестьянам графа Шереметева. В основном продукциясбывалась в Москву, а также на Нижегородскую, Ир-битскую, Ростовскую,Харьковскую, Роменскую (Полтавская губерния), Хо-луйскую (на Тезе),Урюпинскую (на земле донских казаков), Нижне-Шор-томскую (Шуйский уезд),Рождественскую (в Коврове), Коренную (в Кур-ске), Сумскую, Саратовскую,Корсунскую, Котельническую, Мещалинскую, Крещенскую (в казачьей станицеМихайловской), и Павскую ярмарки и, на-конец, в "складочные места": Рязаньи Тифлис.22 В одном статистическом описании отмечалось, что в предреформенныйпериод весьма обширной была торговля Полтавской губернии. Так, хлеботправлялся в Херсон, Одессу, Великие Луки, Оршу, в Бердянск, водка - вНовороссийский край, селитра - в Шостну, табак - в Сибирь, Ригу, Петер-бург, Москву, сырые кожи - в Петербург, шерсть - в Харьков, Ромны, Пе-тербург, Одессу, за границу, сукно - в Грузию, Ромны (на Ильинскую ярмар-ку), керамические изделия - в Новороссийский край, мёд, воск, щетина, мас-ло - в порты Чёрного моря, сало - в Одессу, западные губернии, плоды - вМоскву, харьков, на Дон, сахарный песок - в Москву, на Синюлянские заво-ды(в Киевской губернии). В Полтавскую губернию ввозились лес, камни дляжерновов, известь, алебастр, юфть, железные орудия, фабричные изделия,предметы роскоши (из Киевской, Черниговской, Могилевской, Харьковскойгуберний).23 Однако сбыт товаров ограничивался преобладанием в стране нату-ральногохозяйства, усилением крепостнической эксплуатации и фискальным грабежомнаселения правительством. Не случайно на ярмарках часто про-давалась лишьнезначительная часть привозимых товаров: в начале 30-х го-дов XIX века на10 первоклассных ярмарок ежегодно доставлялось товаров на 303 миллионарублей, а продавалось только на 55,7 миллиона рублей. Привоз товаров на 10второклассных ярмарок достигал 55,1 миллиона рублей, а сбыт - только 17миллионов рублей; наконец, на 44 третьекласные ярмарки завозилось товаровна общую сумму 81,4 миллиона рублей, а реализовывалось лишь на сумму 30,54миллиона рублей.24 Первая половина XIX века - время распространения торгового земледе-лияв центрально-промышленных губерниях (Московской, Владимирской, Калужской,Тверской, Ярославской, Костромской, Нижегородской). В это время здесь сталохарактерным выращивание на продажу технических куль-тур и огородничество. Кпримеру, для Московской губернии самыми рас-пространенными былихмелеводство, луководство, огородничество. Ростов-ские же огородникиторговали зелёным горошком (он являлся предметом импорта в Германию,Голландию и Англию), а также лекарственными трава-ми (до 85 наименований).Ростовские огородники заводили свои дела не только по всей России, но и вПольше, Пруссии, Вене. Торговой культурой Ярославской губернии к концупервой половины века стал картофель, в других губерниях центрального районастраны торговое значение приобре-тали льноводство, коноплеводство, пенька.Помимо растительных культур торговое приобретало и выращивание скота(Ярославская, Тверская губер-нии).25 Медленное развитие искуссвенных путей сообщения приводило к тому, чтоторговля по-прежнему носила по преимуществу ярмарочный характер, и главныерусские ярмарки имели первенствующее экономическое зачение. В 20-х годахXIX века в стране функционировало свыше 4 000 ярмарок, к 30-м годам - 1705.Из них 64 ярмарки были с привозом товаров на сумму свыше миллиона рублей.Наиболее крупной по своим торговым оборотам про-должала быть Макарьевскаяярмарка, являвшаяся главным пунктом для обмена товарами между ЕвропейскойРоссией и Сибирью и привлекавшая громадное количество купцов. В 1816 годупроизошел пожар, уничтоживший на ней гостиный двор и все прилегавшие к немупостройки. Ввиду некоторых неудобств прежнего местоположения ярмарки,правительство восполь-зовалось этим случаем, чтобы с 1817 года перевести еев Нижний Новгород, причем на постройку там гостиного двора было ассигновано6 миллионов рублей. В первый год открытия Нижегородской ярмарки на ней былопродано товаров на сумму свыше 20 миллионов. К середине столетия её оборотыувеличились вдвое: в 1841-1850 годах здесь продавалось ежегодно товаров на44,5 миллиона. После Нижегородской выжнейшими ярмарками были Ирбитская вСибири, Коренная в 30 вёрстах от Курска (в 1814 году сюда было доставленотоваров на 7 616 600 рублей, а с 1816 по 1847 год приток товаров возрос в 3раза), Крещенская в Харькове и Cретенская в Киеве.26 В Пермской губернии в1832 году существовало 39 ярмарок и торжков, а в 1860 году уже 129. Привозтоваров на российские ярмарки в целом оценивался в 234 миллиона рублей, асбыт составлял 138 миллионов рублей.27 Сами ярмарки становятся более продолжительными, в товарном ассор-тименте повышается роль промышленных изделий, а некоторые из них пе-рерастают в постоянные рынки. В Москве ярмарок не было, но товарооборот вконце 40-х годов превысил 60 миллионов рублей. Превалирующее значение вторговле имели по-прежнему сельскохозяйственные товары: хлеб, сахарнаясвекла, кожи. Промышленные товары на рынке в основном были пред-ставленыпредметами широкого потребления: тканями, галантереей, метал-лическимиизделиями. Широкое распространение в XIX веке получают ко-робейники и"ходебщики", разносившие по деревням промышленные товары, закупленные нагородских ярмарках.28 Со времени разрешения торговли крестьянам купеческое сословиеперестало быть замкнутым. Купцом мог быть всякий, раз только он платилгильдейские пошлины. Организация купечества не подвергалась крупнымизменениям со времени законодательства Екатерины II. Повышены были толькоразмеры объявляемых капиталов: для первой гильдии - до 50 000 рублей, длявторой - до 20 000 рублей, и для третьей - до 8 000 рублей (в 1807 году).Купечество имело ряд важных привилегий. Оно было освобождено от некоторыхподатей и от рекрутчины. Самые богатые купцы (первой гильдии) имелипреимущественное право вести внешнюю и внутреннюю торговлю. Купцы второйгильдии обладали привилегиями в крупной внутренней тор-говле, а третьей - вмелкой городской и уездной. Но, всё равно, положение купечества оставалосьнедостаточно устойчивым, да и составляли купцы в 1811 году 201 200 человек(7.4% городского населения).29 Глава III. Внешняя торговля. Размеры русской внешней торговли за первую половину XIX века тожезначительно возросли. Но преобладающую роль в ней продолжали играть нерусские, а иностранные купцы. В 30-х годах из всего числа судов за-граничного плавания, только 14% принадлежало русским со включением финнов.При этом даже те немногочисленные русские суда, которые попа-дали взаграничные порты, далеко не пользовались там тем гостериимством, котороеиздавна встречали иностранные корабли в России.30 Торговые отношения с большинством европейских государств регу-лировались соответственными торговыми договорами. Такие договоры за-ключались с Англией, Австрией, Пруссией, Швецией и Норвегией, Францией идругими более мелкими государствами. Но несмотря на это, русские тор-говыесуда за границей подвергались иногда серьезным стеснениям. Так, например, вАнглии в 30-х годов русским судам позволялось приходить только с грузомрусских товаров, и они обязаны были платить корабельные сборы в двойномсравнительно с другими судами размере. Такие же надбавочные пошлины бралисьс русских судов во Франции, Нидерландах, Италии и Испании. Наибольшим значением в нашей торговле продолжала пользоваться Англия.По сухопутной границе главенствующую роль играла Пруссия, обороты торговликоторой с Россией за второю четверть XIX века уве-личились более чем в 4раза (с 6 до 25 миллионов рублей в год). Пруссия покупала в России хлеб,лен, пеньку, лес, сало, кожи и щетину, но не столько для своихпотребностей, сколько для вывоза в Англию, Голландию и Францию. Увеличиласьи торговля с Австрией. Кроме вышеназванных това-ров, туда вывозились изРоссии еще меха и скот. Меха составляли важный предмет торговли наЛейпцигской ярмарке, а скот направлялся в Буковину, Ольмюц и Вену. Привозиз Австрии и Пруссии состоял, главным образом, из мануфактурных товаров,некоторых металлических изделий и вин.31 Особенных успехов достигла в это время наша торговля на Черном море.Победы над Турцией дали России, преобладающее положение на Ближнем Востоке,а русским судам наиболее благоприятствуемое положение в турецких портах.Главным торговым городом на юге сделалась Одесса. Уже при Александре I, вовремя управления герцога Ришелье, она пре-вратилась в большой иблагоустроенный город, ставший торговым центром для всей южной России. В1803 году в целях содействия развитию черноморской торговли таможенныепошлины, взимаемые во всех портах этого региона, снижаются на 25%. В 1804году последовало разрешение отправлять через Одессу товары в Молдавию,Австрию и Пруссию. В 1812 году Бухарестский мир подтвердил право русскихсудов свободно посещать Килийское устье Дуная и плавать по этой важной сточки зрения торговли реке.32 В 1817 году право порто-франко ("свободнойторговли" - права бес-пошлинного ввоза-вывоза товаров), дарованное Павлом IТаврическому полуострову, было распространено и на Одессу. Порто-франкопросущество-вало до 1849 года. Благодаря ему, Одесса стала важнымскладочным местом для иностранных товаров, отправлявшихся отсюда не тольков Россию, но и в Австрию и Придунайские княжества, а через Кавказ - и вПерсию. Главным предметом вывоза из Одессы был зерновой хлеб,преимущественно пшеница. Привозились сюда южные фрукты, вина, оливковоемасло, шелк, хлопок и колониальные товары. За период 1776-1812 годовторговые обороты черно-морских и азиатских портов России увеличились в 50раз.33 Гораздо меньшее значение для торговли имели сношения России с Азией.Торговля с азиатскими государствами продолжала носить преиму-щественноменовой и караванный характер, вдобавок, в Средней Азии и особенно в Персиирусские купцы встречались теперь с серьезной конку-ренцией англичан. ИзПерсии русские по-прежнему вывозили шелк (хотя один из главных центровшелковой торговли - Шемаха, после присоединения Кавказа, принадлежал ужеРоссии), из Средней Азии - хлопок, бумажную пряжу и "мягкую рухлядь", изКитая (торговали через Кяхту) - хлопок и чай, сделавшийся с начала XIX векапредметом общего потребления в России. Предметами русского ввоза в Азиюслужили, главным образом, ману-фактурные изделия и металлы, как вобработанном, так и в необработанном виде. Кроме Азии, в XIX веке Россия вступила в правильные торговые сношенияс Америкой. Российско-Американская компания, возникшая в конце XVIII века,постепенно заняла в Северной Америке полуостров Аляску и завела здесьторговлю с местными жителями, добывая от них преиму-щественно меха изанимаясь, кроме того, раболовством. Торговля с новым американскимгосударством - Соединенными Штатами, стала играть важную роль начиная с1807 года, когда во время союза с Францией были прерваны сношения сАнглией, так как английские товары получались в это время на американскихсудах. Но это продолжалось только до восстановления отношений с Англией в1812 году. В 1824 году с Соединенными Штатами был заключен торговый договор,который предоставлял подданным обоих государств свободу плавания и рыбнойловли в Тихом океане и установил границу русских владений в Америке. Сэтого времени начал быстро увеличиваться ввоз в Россию американского хлопкаи к 50-м годам достиг значительных размеров. В характере русского вывоза и ввоза произошли некоторые изменениясравнительно с XVII веком. Россия по-прежнему вывозила преимущественносырье, а получала из-за границы материалы для обработки и изделия загра-ничных фабрик. Несмотря на высокие пошлины по тарифу 1822 года, привозиностранных товаров вообще за вторую четверть XIX века удвоился, а привозизделий даже учетверился. В XVIII веке значительную часть русского вывозаза границу составляли русские изделия (преимущественно из льна и пеньки). Всередине XVIII столетия, например, они составляли 40% русского вывоза. Но кконцу XVIII века их вывоз начинает быстро падать и в XIX веке играет ужесовсем ничтожную роль: в 1802-1804 годах они составляют уже 10% вывоза, а в1851-1853 годах - только 2,5%. Взамен этого, со времени присоединенияНовороссии, начинает быстро возрастать экспорт хлеба за границу, и хлебмало-помалу становится главным предметом русского вы-воза. Особенно великбыл вывоз хлеба за границу в 1816-1817 и 1845-1846 годах, когда вбольшинстве стран Западной Европы были сильные неурожаи. В конце XVIII векав среднем вывозилось хлеба на 1 миллион рублей еже-годно, в 1812-1815 годах- на 4,3 миллиона рублей серебром, в 1826-1830 годах - на 9,1 миллиона, в1846-1850 годах - на 33,3 миллиона.34 В начале XIX века вывоз хлебасоставлял 10,5, а в 1846-1850 годах - уже 31,3% всего вывоза. В весовомвыражении динамика вывоза хлеба была следующей: за 1801-1805 годы быловывезено 19,783 миллиона пудов, а за 1845-1850 годы - уже 51,21 миллионапудов. В целом за сто лет, с 1759 по 1860 год, вывоз хле-ба в натуральномвыражении возрос в 125 раз, а в стоимостном - в 460 раз.35 Общий оборот русской внешней торговли за первую половину XIX векавозрос более, чем вдвое: в 1801-1805 годах он достигал в среднем 84,3миллиона рублей серебром (вывоз - 50,1 миллиона, ввоз - 24,2 миллиона). В1846-1850 годах вывоз был равен 100,2 миллиона рублей серебром, ввоз 87,7миллиона, а общий оборот 187,9 миллиона.36 В это же время прекратился вывоз железа и парусного полотна (важнаястатья российского экспорта в XVIII века). В импорте преобладали про-мышленные товары и предметы роскоши, тогда же начался ввоз машин.Крупнейшими портами, через которые велась внешняя торговля, являлись Санкт-Петербург, Рига на Балтийском море и Одесса на Чёрном море. При этом баланс торговли оставался активным (см. приложение), хотя и непозволял российскому правительству стабильно наращивать золотые запа-сы всвязи с тем, что был подвержен заметным колебаниям. Так, во время министерской деятельности Канкрина (по 1838 год) актив-ное сальдо составляло около 1 миллиарда рублей. Поэтому с 1817 по 1838 годбыло начеканено золотой монеты на 200 миллионов рублей.37 Правда, вывоз благородных металлов из России был огромным, так какдворянство "блуждало" по курортам и "злачным местам" Западной Европы. В 50-х годах XIX века экспорт товаров по европейской границе значительнопревышал импорт, но одновременно вывоз благородных металлов превзошёл ввозв 1857 году на 9,34 миллиона рублей, в 1858 году - на 19,6 миллиона, в 1859году - на 20,97 миллиона рублей.38 Всё это показывает, что в сфере внешней торговли России тоже моглиформироваться крупные капиталы. Русские купцы втридорога продавали в глухихместах иностранные товары. Вместе с тем они по дешёвке скупали сырьё ихлеб, сбывая их экспортёрам по более высоким ценам. Как отме-чалось вматериалах одной комиссии, чердынские купцы в торговле с пе-чорцамиполучали прибыль в размере 150% на вложенный капитал. На Нижегородскойярмарке купцы продавали свои товары по разным ценам в одной и той же лавке,в одно и то же время. И, хотя купцам приходилось списывать со своих счетовсотни тысяч неоплаченных векселей, эти потери компенсировались"чрезвычайными прибылями".39 Глава IV. Транспорт. Развитие внутренней торговли в России сдерживалось состояниемтранспорта. В первой половине XIX века основной поток грузов внутри страныперевозился по рекам. Еще в XVIII века была построена Выш-неволоцкаясистема каналов, связавшая с Петербургом реки Волжского бас-сейна. В 1810году открылся новый путь в том же направлении - Мариинская система. Наследующий год стала действовать Тихвинская система. Судо-ходство на юге и вцентре страны, где реки были полноводны, глубоки и неторопливы, сильноотличалось от судоходства на северных реках, мелких, узких и порожистых.Поэтому на юге и севере применялись разные типы судов. Местом перегрузкибыл Рыбинск. Пристани между Петербургом и Рыбинском назывались верхними, аболее отдаленные от столицы - низовыми. Караваны, отправлявшиеся от верхнихпристаней, достигали Пе-тербурга в одно судоходство. Грузы из низовыхпристаней, перезимовав в пути, доставлялись в Петербург лишь на следующийгод. По рекам в Пе-тербург шли хлеб, лес, пенька из центральных губерний,железо с Урала. В обратном направлении отправлялись изделия столичной изарубежной про-мышленности. Основные грузовые перевозки осуществлялись порекам в летнее время года. Суда перемещались бурлаками (вместе с портовымигруз-чиками их численность в 1850-х годах достигала 500 000 человек).Перевозка грузов на подводах по плохим дорогам обходилась гораздо дороже изани-мала больше времени. Кроме того по реке товары можно было перевозитьтолько летом, а сухим путем - преимущественно зимой, на санях. Летомгрунтовые дороги часто становились непроезжими. Скорость передвижениягрузов была очень мала. Довести барку с кладью с низовьев Волги доПетербурга, как было уже сказано выше, можно было только за две нави-гации:за первое лето суда доходили только до Рыбинска и здесь зимовали. Поэтому иоборот капитала был замедленным: товары в дороге значительно дорожали.Назрела острая необходимость в промышленном перевороте на транспорте. В местах пересечения торговых путей устраивались ярмарки. В 1816 годусгорел волжский городок Макарьев, и знаменитая Макарьевская яр-маркапереехала в Нижний Новгород. Ежегодно в июле-августе сюда стека-лосьмножество товаров, отечественных и зарубежных, из стран Европы и Востока,вплоть до Китая. Общая сумма проданного товара достигала нес-колькихмиллионов рублей. Действовали и другие ярмарки - в Ростове Великом, вИрбите, на Урале. На ярмарках и базарах Северного Кавказа встречалиськазаки, русские переселенцы, горцы, купцы из Центральной России. Горскиетовары (скот, шерсть, кожи, ремесленные изделия) обме-нивались на зерно,ткани, чай, сахар. И все-таки на ярмарки и торжища вывозились далеко не все товарныеизлишки, производившиеся в России. У помещиков и некоторых зажиточныхкрестьян скапливались нереализованные запасы хлеба за несколько лет. Технический переворот на транспорте проходил успешнее, чем в про-мышленности, потому что транспорт был сферой наемного труда. В 1813 го-дуна заводе Берда в Петербурге был построен первый пароход, пущенный по Невев 1815 году. В 1833 году на водных путях работали 40 грузопас-сажирских ибуксирных пароходов, в 1860 году - около 400 (в том числе около 200 наВолге, которая оставалась главной транспортной артерией стра-ны). К 1860году только по Волге и её притокам ходило уже около 350 пароходов, иосновная часть грузов перевозилась паровой тягой.40 Морские пароходы появились у нас в 30-х годах XIX века, а в 40-х годахуже существовали регулярные рейсы между Петербургом и гаванями Бал-тийскогоморя, но в большинстве случаев эти суда принадлежали ино-страннымпредпринимателям. В 1837 году открыта первая в России Царскосельская железная дорога(протяженностью около 27 км). Эта дорога была построена, в сущности, какувеселительный аттракцион для столичной публики, поэтому на паровозе былустановлен органчик, игравший популярные мелодии. Но дорогойзаинтересовались и деловые люди, потому что, как писали газеты, выпи-санныеиз Англии паровозы "ходили при 18 градусах мороза, в бурю, в дождь иужасную метель, и, кроме пассажиров, перевозимы были лошади, овцы, свиньи,строевой, дровяной лес и разные экипажи".41 До этого существовалопредставление, что в России железные дороги смогут действовать тольколетом: зимой рельсы утонут в снегу. В 1843-51 годах построена первая железная дорога хозяйственногозначения Санкт-Петербург - Москва (с 1855 года - Николаевская железнаядорога, протяжённостью 644 км). В 1839-1848 годах строится Варшавско-Венская железная дорога, связавшая Россию с Западной Европой. Всего же в середине XIX века в России имелось 1004 км железных дорог (вВеликобритании 10 000 км, в Германии свыше 6 000 км). С 1817 года правительство начало строить первое в России шоссе междуСанкт-Петербургом и Москвой. Строительство его было окончено в 1830 году. Развитие транспорта в итоге привело к значительному скачку в развитииторговых отношений, новое значение стала приобретать ярмарочная торгов-ля,ускорение товарооборота стимулировало складывание в стране цен одно-гопорядка, страна получила новые возможности в сфере регионального раз-деления труда, повышения эффективности своего хозяйства. Глава V. Итоги развития транспорта и торговли. С развитием транспорта, а следовательно, и экономических связей, вовнутренней торговле России первой половины XIX века происходят ка-чественные сдвиги. Падает купеческая прибыль. Прежде купечество получало неэкви-валентновысокие прибыли именно из-за слабых торговых связей и гигант-ской разницыцен в разных городах. Теперь торговые связи растут, стано-вятся все болеестабильными, и разница цен все более уменьшается. К тому же в процессеимущественного расслоения деревни появляется мощный слой "торгующихкрестьян", которые конкурируют с купцами, сбивая цены. В связи со всемэтим купеческая прибыль падает. Продавать товары намного дороже стоимостиуже невозможно.42 Неэквивалентно высокие прибыли были характерны для периода перво-начального накопления, и падение прибыли свидетельствовало, что этот пе-риод заканчивается. Теперь для увеличения прибыли надо было включаться впроизводство. И в первой половине XIX века купеческие капиталы пере-ливаются в промышленность. В середине века свыше 90% купцов 1-й гильдии,т.е. богатейших купцов России, владело промышленными пред-приятиями.43 Теряют свое значение ярмарки. В середине столетия через ярмаркипроходило меньше 10% внутреннего товарооборота страны. Теперь купец черезсвоих комиссионеров закупает товары на месте производства и до-ставляетпотребителям, минуя ярмарку, чтобы получить торговую прибыль полностью.Ведь при ярмарочной торговле прибыль делится между двумя купцами: тем,который доставил товар на ярмарку, и тем, который привез его с ярмарки наместо потребления. Когда прибыль достигала 50-100 % на ка-питал, её можнобыло делить между двумя контрагентами, но когда она падала до 7-9%, это ужетеряло смысл.44 Правда, крупнейшие ярмарки Нижегородская (бывшая Макарьевская) иИрбитская увеличивали обороты. Но характер торговли на этих ярмаркахсущественно изменился - теперь это были, в сущности, временные товарныебиржи, где заключались предварительные торговые сделки без товара. "Заодним обедом или чаем, - писал экономист Безобразов о Нижегородскойярмарке, - принимаются важнейшие решения, заключаются миллионные сделки,самое выполнение которых будет вовсе не на ярмарке, а у себя дома, или,скорее, в Москве".45 Внешняя торговля по-своему отразила кризис феодально-крепостни-ческойсистемы: в экспорте резко сократилась доля промышленных товаров (железа,парусины). Главной статьей экспорта, составив его третью часть, стал хлеб.Россия стала господствовать на европейском хлебном рынке (только в 50-хгодах с ней начинают конкурировать США). Пока в мировой промышленности господствовала мануфактура, про-дукция,производимая в России дешевым крепостным трудом, легко завое-вывалазаграничные рынки. Но теперь эта продукция уже не могла конку-рировать сфабричной продукцией Запада. К тому же внутренний рынок быстро расширялся ипоглощал все больше промышленных товаров. Прогрессивными были изменения в составе импорта. Если в XVIII векеввозились, в основном, потребительские товары - предметы роскоши, ткани ит.п., то теперь на первое место выдвинулся хлопок, на второе - машины, т.е.товары производственного потребления. Это изменение состава импортаотражало рост российской промышленности. Итак, итогом полувекового развития российской экономики этого пе-риодастало значительное расширение масштабов товарно-денежных отно-шений,усиление торговых связей между различными регионами страны вследствиеразвития транспорта, появление качественно новых особенностейфункционирования рынка в направлении его дальнейшей капитализации. Однакодо полного исчерпания феодализма в России дело еще не дошло, так как,несмотря на желание довольно существенных сил, не поддавался рефор-мированию. Заключение Итак, мы рассмотрели особенности развития внутренней и внешней тор-говли России, а также транспорта на протяжении первой половины XIX века.Каковы же основные выводы в этом отношении? Во-первых, время 1801-1850 годов стало временем становления единогонационального рынка России. Критерием, позволяющим дать подобную оценку,является, к примеру, согласованность изменения уровня цен на те или иныетовары в различных регионах России в тот период. Система взаимосвязанных местных рынков, которую в это время ужепредставлял внутренний рынок страны в целом, включала три сферы торгов-ли -периодическую (ярмарочную и базарную), стационарную и развозно-раз-носную.Причем, вследствие примерно равномерного развития ярмарочной, базарной,лавочной и развозно-разносной торговли на протяжении большей части первойполовины XIX века относительное значение отдельных сфер российского рынкарадикально не изменилось. Роль периодических форм торговли оставаласьведущей, и только во второй трети XIX века удельный вес стационарнойторговли увеличился. Отдельные сферы внутреннего рынка при этом мало конкурировали междусобой и потому не подавляли, а скорее дополняли друг друга на основеразделения сфер деятельности: стационарная торговля обслуживалапреимущественно город, а развозно-разносная и периодическая - деревню. Важно заметить, что внутрероссийскому рынку было присуще единство,несмотря на то, что он, являясь весьма сложным и громоздким организмом,создавал условия для широкого распространения многоступенчатой посред-нической торговли, а также, вследствие этого, замедленного товарооборота.Это единство обеспечивалось складыванием специализации хозяйств отдель-ныхрайонов страны, формированием территориального разделения труда. Здесь важно заметить, что образование единого внутрероссийского рын-каещё не означало победы капиталистических отношений, а лишь, по-ви-димому,совпало со складыванием в недрах феодально-крепостнической эко-номикиРоссии базиса нового хозяйственного уклада и содействовало его развитию. В первой половине XIX века были заложены основы дальнейшего фор-мирования единого товарного рынка России и его преобразования в единыйкапиталистический. Факторами этих процессов и стали углубление общест-венного и территориального раздления труда, а также прогресс в областитранспорта и передачи информации. В это время российская экономика продолжает интегрироваться в миро-вую. Развиваются экспортные отрасли торговли. В первую очередь - хлебная.Свои торговые обороты увеличивают черноморские и балтийские порты страны(как я уже указал, за полвека они возросли в 50 раз), развивается торговляс Европой (лидирующее место здесь принадлежало Англии), Азией (торговляздесь по-прежнему сохранялась преимущественно в меновой и караваннойформе), Америкой (посредством торговых договоров и деятель-ности Российско-Американской компании, главным предметом импорта в Россию отсюда постепенностал хлопок). К основным промблемам, возникавшим в это время у России в отно-шенииразвития международной торговли, стоит отнести неконкуренто-способностьотечественных товаров в сравнении в дешевыми и качествен-ными импортными, а также часто возникавшие факты притеснения российс-ких торговцев зарубежом, выражавшиеся, к примеру, в накладывавшихся на российские судадополнительных таможенных пошлинах (корабельных сбо-рах). Итак, в целом первую половину XIX века можно оценить как периодзначительного качественного и количественного роста внутренней и внеш-нейторговли, чему в значительной степени способствовало развитие транс-порта,период серьёзного шага вперед к дальнейшему капиталистическому развитиюроссийской экономики, шага в том числе и со стороны власти (вспомним первыегоды торгового либерализма в период правления Алек-сандра I), аследовательно и к дальнейшему укреплению позиций России на международнойарене, в международной торговле, что в свою очередь неиз-бежно ведёт кдальнейшему внутреннему росту. ПРИМЕЧАНИЯ1. "Экономические развитие России" (В.Т. Рязанов) - Санкт-Петербург, 1999 год.2. См. выше.3. "История предпринимательства и меценатства в России" (Е.П. Хорькова) - Москва,1998 год.4. См. выше.5. "Гермес: торговля и реклама" (В.А. Бутенко, М.И. Соболев, В.В. Уперов) -Санкт-Петербург, 1994 год.6. "История предпринимательства и меценатства в России" (Е.П. Хорькова) -Москва, 1998 год.7. "Гермес: торговля и реклама" (В.А. Бутенко, М.И. Соболев, В.В. Уперов) -Санкт-Петербург, 1994 год.8. См. выше.9. "Экономические развитие России" (В.Т. Рязанов) - Санкт-Петербург, 1999год.10. "Гермес: торговля и реклама" (В.А. Бутенко, М.И. Соболев, В.В. Уперов)- Санкт-Петербург, 1994 год.11. “История СССР” (И.А. Федосов) - Москва, 1992 год.12. "Первоначальное накопление капитала в России" (Ф.Я. Полянский) -Москва, 1958 год.13. См. выше.14. "Гермес: торговля и реклама" (В.А. Бутенко, М.И. Соболев, В.В. Уперов)- Санкт-Петербург, 1994 год.15-24. "Первоначальное накопление капитала в России" (Ф.Я. Полянский) -Москва, 1958 год.25. "История предпринимательства и меценатства в России" (Е.П. Хорькова) -Москва, 1998 год.26. "Гермес: торговля и реклама" (В.А. Бутенко, М.И. Соболев, В.В. Уперов)- Санкт-Петербург, 1994 год.27. "Первоначальное накопление капитала в России" (Ф.Я. Полянский) -Москва, 1958 год.28. "История предпринимательства и меценатства в России" (Е.П. Хорькова) -Москва, 1998 год.29. "Городское гражданство дореформенной России" (П.Г. Рындзюнский) -Москва, 1958 год.30. "Гермес: торговля и реклама" (В.А. Бутенко, М.И. Соболев, В.В. Уперов)- Санкт-Петербург, 1994 год.31. См. выше.32. "Первоначальное накопление капитала в России" (Ф.Я. Полянский) -Москва, 1958 год.33. См. выше.34. "Гермес: торговля и реклама" (В.А. Бутенко, М.И. Соболев, В.В. Уперов)- Санкт-Петербург, 1994 год.35. "Первоначальное накопление капитала в России" (Ф.Я. Полянский) -Москва, 1958 год.36. "Гермес: торговля и реклама" (В.А. Бутенко, М.И. Соболев, В.В. Уперов)- Санкт-Петербург, 1994 год.37. "Первоначальное накопление капитала в России" (Ф.Я. Полянский) -Москва, 1958 год.40-45. "История экономики" ( М.В. Конотопов, С.И. Сметанин) -"Академический проект", 2001 год. CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. "Гермес: торговля и реклама" (В.А. Бутенко, М.И. Соболев, В.В. Уперов) - Санкт-Петербург, 1994 год.2. "Экономические развитие России" (В.Т. Рязанов) - Санкт-Петербург, 1999 год.3. "История экономики" ( М.В. Конотопов, С.И. Сметанин) - "Академический проект", 2001 год.4. "Первоначальное накопление капитала в России" (Ф.Я. Полянский) - Москва, 1958 год.5. "История предпринимательства и меценатства в России" (Е.П. Хорькова) - Мос-ква, 1998 год.6. "Внутренний рынок России во второй половине XVIII - первой половине XIX века" (Б.Н. Миронов) - Ленинград, 1981 год.7. "История экономических учений. Экономическая история России” (Н.Н. Хме- левский) - Москва, 1995 год.8. "Лекции по русской истории XIX века" (Н.А. Троицкий) - Саратов, 1994 год.9. "Городское гражданство дореформенной России" (П.Г. Рындзюнский) - Москва, 1958 год. ПРИЛОЖЕНИЕБаланс внешней торговли России в первой половине XIX века(в тыс. руб., в среднем за пятилетие)|Годы |Вывоз |Ввоз |Сальдо ||1801-1805 |75 108 |52 765 |22 343 ||1806-1810 |43 169 |31 819 |11 350 ||1811-1815 |61 986 |39 106 |22 880 ||1816-1820 |91 712 |70 049 |21 663 ||1821-1825 |81 372 |72 250 |9 122 ||1826-1830 |85 715 |79 687 |6 028 ||1831-1835 |94 319 |80 999 |13 320 ||1836-1840 |118 435 |101 096 |17 339 ||1841-1845 |132 323 |119 864 |12 459 ||1846-1850 |151 757 |131 522 |20 235 ||1851-1855 |133 173 |129 962 |3 211 ||1856-1860 |225 594 |205 866 |19 728 |




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Развитие транспорта и торговли в первой половине XIX века iconРазвитие транспорта и торговли в первой половине XIX века
С этих позиций именно первая половина XIX века представляет интерес для исследования торговых отношений в России и, в частности,...
Развитие транспорта и торговли в первой половине XIX века iconЭкономическое развитие России в первой половине XIX века

Развитие транспорта и торговли в первой половине XIX века iconОбщественные движения в России XIX века
Общественно-политическое развитие России в первой половине XIX в. Выбор пути общественного развития
Развитие транспорта и торговли в первой половине XIX века icon1. Основные конкретные экономические причины возникновения городских и сельских кредитных и сбытоснабженческих кооперативов в Европе во второй половине XIX века
Европе во второй половине XIX века. Особые условия зарождения кредитной городской и сельской кооперации, мелких торговцев, ремесленников...
Развитие транспорта и торговли в первой половине XIX века iconРоссия в первой половине XIX века

Развитие транспорта и торговли в первой половине XIX века iconКодификация Русского Права в первой половине XIX века

Развитие транспорта и торговли в первой половине XIX века iconАпология рабовладения на Юге США в первой половине XIX века

Развитие транспорта и торговли в первой половине XIX века iconКультура России начала XIX века
В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский,...
Развитие транспорта и торговли в первой половине XIX века iconУсловия формирования военно-административной системы Южного Зауралья в XVII- первой половине XIX века

Развитие транспорта и торговли в первой половине XIX века iconРазвитие науки и техники в России в первой половине XVIII века

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы