Татария в составе русского централизованного государства icon

Татария в составе русского централизованного государства



НазваниеТатария в составе русского централизованного государства
Дата конвертации04.07.2012
Размер281.18 Kb.
ТипРеферат
Татария в составе русского централизованного государства


Тема: Татария в составе русского многонационального централизованного государства С середины XVI в. историческая судьба населения Татарии неразрывносвязана с историей России, ставшей к этому времени мощным централизованныммногонациональным государством. В XVI в. на Руси создались все предпосылкик началу формирования внутреннего национального рынка и включением ее вевропейско-азиатскую торговую схему. Под влиянием этого феодализм на Руси иподчиненных ей землях вступил в новый этап своего господства, которыйхарактеризуется значительным развитием производственных сил и торговли каквнешней, так и внутренней, а в области социальных отношений усилениемкрепостного гнета для крестьян и введением поместной системы для служилыхлюдей. Дальновидная внешняя политика Русского государства в условияхстолкновения с Турцией увенчалась полным успехом: Россия овладев Казанскими Астраханским ханствами, создала могучий плацдарм для русской колонизациив Башкирии, на Урале, с Западной Сибири и на северном Предкавказье.Присоединение татарских ханств и Башкирии вполне обеспечило спокойствие втылу для наступления и берегам Балтийского моря. Политика правительства в Татарии После падения Казани организация управления краем, существовавшая вбывших Казанском и Астраханском ханствах, была ликвидирована. В Казани иСивряжске были поставлены русские «Большие воеводы» с двумя-тремя «меньшимивоеводами», с толмачами (переводчиками), со стряпчими (следователями посудебным делам), с дьяками и подъячими. Воеводы были в крае наместникамигосударя. Гарнизон Казани состоял из 600 стрельцов и более 20 пушкарей.Около 400 стрельцов было в Сивряжске. Воеводы подчинялись приказуКазанского дворца, как центральному московскому учреждению. Среди приказной администрации распространен был старинный взгляд наслужбу государю как кормление, вследствии того каждый стремился увеличитьсвои доходы и поднять благосостояние незаконными поборами с подсиненногонаселения. Взирая же на покоренных как на объект колониальной эксплуатации,жажда наживы у администрации была безгранична. Вместе с воеводами, дьяками и подъячим, вместе с купцами и военныминачальниками, вместе с посадскими и русскими крестьянами появилось в крае иправославное духовенство. Оно было призвано вести идеологическую«обработку» нерусского населения, попавшего в колониальную эксплуатацию,распространять христанство среди местных народов с целью русификациинаселения. Православие становилось средством подчинения российскомуправительству и господствующему классу России, средством закабаления изакрепощения присоединенного населения. В 1555 г. в Казани учреждается епархия во главе с архиепископом,которому были пожалованы обширные владения с крестьянским населением.Архирей являлся крупнейшим вотчинником в крае. Основано было несколькомонастырей (Зилантовский и Спасо-перображенский в Казани, Богородицкий вСивряжске), которые также получили крупные угодия, населенные русскимикрестьянами.
Монастыри стали опорными пунктами миссионерской деятельностидуховенства среди нерусского населения края. Строительство городов было одним из важнейших мероприятийправительства. Большинство их основывалось как военные пункты русскоговладычества над местным населением края. Некоторые из них возникали дляохраны от нападений крымских и ногайских татар. Вскоре после постройкиукреплений в городах селились купцы и посадские, занимавшиеся ремеслом,промыслами и мелким производством на рынок и торговлей. Город Казань превратился в первоклассную крепость. В 1556 г. в городеначалось строительство стен кремля из «белого камня». С этой целью изНовгорода и Пскова прислали 200 каменьщиков. Кремлевская стена имела 13башен, вооруженных пушками и пищалями. Вблизи Булака были расположеныпороховой, а вскоре и артиллерийские дворы. Строились укрепленные крепости - Арск, Чебоксары (1555 г.) и Лаишев(1557 г.). Укреплен был прежний татарский город Тетюши. В 1573 г. строитсягород Кокшайск, а вскоре на Вятке – Уржум и Малмыж. В 80-х годах появилисьгорода Козьмодемьянск и Уфа, слобода Кукарка, в 1590 г. – город Цивильск, авскоре Ядрин. В гуще марийского населения возник Царевококшайск. Во всех этих городах допускались к поселению только русские. Колониальный гнет. Русская колонизация территории бывшего казанского ханства развернуласьочень широко. Русские служилые люди, явившиеся в казанский край изцентральных уездов, быстро стали помещиками, так как им были отведены землитатарских феодалов, из котрых многие были убиты в боях, а другие бежали вБашкирию и Сибирь. Земли всех татарских вотчинников и помещиков объявлялисьгосударственными и передавались русским служилым людям, особенно вблизиКазани, вокруг других городов, по рекам Каме и Волге. На эти земли сажалисьрусские крепостные. Иногда в поместье русским служилым людям передавали и деревни статарским населением. Так, С.М.Койсаров получил в поместье деревню Ковали,где было 5 дворов ясачных татар и 3 двора служилых татар. В таких случаяхтатарам предстояло переселение в другую деревню. Кроме помещичьей и монастырской колонизации в селах и деревняхселились буглые русские крестьяне, приходившие из центральных и верховныхуездов и часть черносошных крестьян из северных уездов. Они селились надворцовых и государевых землях, сохраняя свои права ясачников. В течении первых 15 лет русская колонизация охватила 206 селений и 60пустошей, ранее находившихся у татар. Царское правительство установило размер ясака не выше, чем собиралитатарские ханы (полуполтину со двора), но местная администрация ввела целыйряд других сборов, и часто в свою пользу, что в несколько раз превышалоясак. Делопроизводство и суд производились только на русском языке, анезнание его сопровождалось большими платежами и взятками в пользуадминистрации. Судебная волокита и судопроизводство сопровождались великимвымогательством со стороны судебных лиц. Военные из русских служилыхбезплатно пользовались подводами, позволяли себе всякие насилия, присвоениеи вымогательство, особенно при наборе ратных людей и лошадей. Каждыйсборщик налогов разъезжал с воинской командой, обирая население в своюпользу. Купцы и посадские, проникая в деревню, скупали за бесценок дорогуюпушнину, хлеб, сено и всякие изделия. Часть татарских феодалов остались в своих деревнях, относилась крусским властям совершенно лояльно, и даже поступало на службу российскогогосударя, становилась в ряды служилых людей и сохраняла свои владения.Служилые татары обладали некоторыми правами русских служилых людей, имразрешено было поселиться за пределами посада Казани в Татраской слободе заБулаком (до 150 дворов). Писцовая книга Казанского уезда 1602-1603 гг.указывает 73 деревни, где жили служилые татары. Переселение городского татарского населения имело большое значение длятатарской деревни. Продолжая заниматься своим ремеслом, татары и тамсоздали различные производства: кожевное, шубное, валяльное,деревообделачное, слесарное и ювелирное. Иные занимались торговымиоперациями с местным нерусским населением, овладевали местными рынками ивыходили на отдаленные. В татарских, башкирских, удмуртских и марийскихселах и деревнях торговые татары заняли господствующее положение, но наказанском и всех отдаленных рынках они должны были уступать господстворусским купцам и их приказчикам. На восточных рынках татарские купцывыступали в роли приказчиков русских купцов, но вели торговлю и от себя.Таким образом в области производства и в торговых операциях колониальнаязависимость сильно ощущалась татарами и другими народами. Колониальный режим проявился в стремлении царского правительстваобратить в православие все нерусское население присоединенного к Руси края.В первое время русское православное духовенство ограничивалось лобровольнымобращением в православие, предоставляя целый ряд льгот крестившимся. Норедко кто соглашался добровольно оставить веру отцов и своего народа. Тогдаправославное духовенство стало изыскивать меры принуждения, пользуясьполной поддержкой администрации и правительства. Под страхом потери земель,служебного и общественного положения почти за полстолетие небольшая группататар приняла христианство, но лишь формально, для вида. В 1593 годумитрополит Гермоген писал, что крещенные в православии не утвердились, чтоони не отстают от мусульманских обычаев, а другие народы – от языческихобычаев. Поэтому религиозное насилие православного духовенства значительноусилилось: в татарских деревнях стали разрушать мечети, а в деревняхчувашей, мари и удмуртов – священные рощи, где происходили моленияязыческим богам. Это мероприятие не могло не вызвать народного гнева. Классовый состав населения Населения края резко делилось на 2 класса. К первому относилисьнемногочисленное господствующее население: русские помещики и вотчинники,воеводы и военноначальники, высшее духовенство, особенно черное (архиреи иигумены монастырей) и некоторые дьяки, имевшие поместья. В 60-х годах XVIвека последних было более 200 семей. Число помещиков и купцов к XVII столетию увеличилось. До 600 семей.Увеличилось и количество служилиых татар, чувашей, мари и удмуртов. Тольков казанском уезде в 1603 году последних числилось более 300 семей, да иСивряжском уезде – более 60 семей. Основную часть эксплуатируемого класса составляло крестьянство, восновном ясачное и государевое. Уплачивая натуральный денежный оброк и ясак в государеву казну,ясачники пользовались государственной землей (пашенной, луговой и лесной),снимали в аренду за оброк мельницы, рыбные ловли, бортные угодья. Винтересах государевой казны ясачников помещикам не отдавали, как игосударевых русских крестьян, плативших налоги с выти пашни (8-12 десятин).Бежавшие в Камско-Волжский край помещичьи крестьяне старались записатьсяили в государевы крестьяне или в ясачники. Если это им не удавалосьселились на монастырских землях, и только в последнюю очередь поневолерядились к помещикам, ибо форма крепостной зависимости в помещичьихвладениях была наиболее тяжелой. Во второй половине XVI века приток русскихкрестьян из центральных уездов был хотя и значительный, но далеко недостаточный для обеспечения рабочей силой хозяйств служилых людей;последним приходилось переводить сюда крестьян из своих центральныхвладений. Во второй половине XVI века значительно выросли группы бобылей исоседей из крестьян, лишившихся земли и попавших в зависимость отземлевладельцев. Кроме крестьянского населения, во второй половине XVI века выделяютсяхолопы, или дворовые люди, как у русских помещиков, так и у служилых татар.Они большей частью обслуживали помещичью усадьбу и семью помещика. Холопыне имели гражданских прав, и помещики распоряжались ими по своемуусмотрению. Как среди посадского населения, так и у сельских жителей имущественнаяобеспеченность была сильно различна. Это объяснялось не только различнойнаделенностью пашей, лугами и лесами, не только производственной ихозяйственной инициативой крестьян и бобылей, но и степенью крепостнойэксплуатации, практиковавшимися государственными учреждениями и монастырямии разных рангов помещиками и вотчинниками. Экономика края Присоединение края к русскому государству стимулировало развитиеместных производительных сил, в значительной степени обогащенных за чсетпритока русского ремесленного и крестьянского люда. Казанский край сталтеперь поставщиком некоторых товаров на отдаленные рынки государства. Всвою очередь и российские товары получили возможность распространения наобширной территории края и за его восточными и южными пределами. Через 15 лет после завоевания Казани наблюдается значительноеоживление экономической жизни: из 300 семей ремесленников особенновыделились кожевники, металлисты, деревообделочники, каменщики. Возниклиразличные мастерские, которые производили продукцию не только по заказупотребителя, но и для внутреннего и особенно внешнего рынка: товары шли ив Среднюю Азию, и на запад (до Москвы), и на юг (в Астрахань), и в Сибирь. Несмотря на то, что крупнейшим торжищем была Макарьевская ярмарка, вКазани почти во всякое время года можно было найти купцов из Хивы, Бухары,Ирана, Грузии и Армении. Они закупали меха, кожи, воск и продавали главнымобразом шелковые изделия. Помещичьи хозяйства во второй половине XVI века только ещераспространялись и укреплялись. Они занимали довольно значительные площади,особенно воеводские, но обеспеченность их крестьянами была ещенедостаточна. Последним определялось и направление эксплуатации природныхбогатств края во второй половине XVI века: основной доход помещикуприносила не пашня, не зерновое хозяйство, а луговодство, лесоразработки иразличные оброчные угодья. Товарную продукцию составляли пушнина, сено илес; помещик сдавал в аренду мельницы, рыбные угодья, кабаки в селениях побольшим дорогам и т.п. Преобладал денежный оброк. Нельзя не отметить значительность монастырского хозяйства. Межеваякнига Кикина называет 36 селений, которые через 15 лет после завоеванияКазани уже находились в распоряжении монастырей. Монахам отдали рыбныеловли на Волге от устья Казанки и вниз по Волге до устья Камы.Эксплуатировались и берега рек; за причал судов к монастырским берегамвзымалось от 2 денег до 1 рубля . В первые годы переписи на монастырскихземлях насчитывалось 158 крестьянских дворов, в которых проживало 170 душ.Крестьяне после льготных лет должны были платить по полтине со двора оброкаили пахать десятинную пашню на архиепископа. Росло число служилых людей из татар. Так, если в Казанском уезде попереписи 1565 г. их было только в 13 селах, то к 1601-1603 гг. в этом жеуезде они отмечаются в 70 селениях. Из 217 семей служилых татар избыточнобыли обеспечены угодьями 16, средне – 35, ниже среднего – 83, недостаточное количество имели 83. Абсолютное большинство не имело крепостных. Земельные угодья служилых татар обрабатывались ясачниками или подоговору об аренде, или за часть урожая. В аренду отдавались мельницы,рыбные ловли, кабаки и другие угодья. Товарная продукция сельского хозяйства имелась лишь у крупных исредних помещиков: сено, лес, продукция животноводства давали значительныйдоход. Мелкопоместным приходилось иногда брать в оброк угодья от казны,особенно луговые. Большая часть служилых татар вышла из ясачников. Ясачные татары попереписи 1565 года отмечены в Казанском уезде в 28 селениях, а в Сивряжском– в 25 селениях. В 1602 году только в Казанском уезде описано их былоболее 800 дворов. Больше половины ясачников имели пашни от 5 до 10 десятинв доном поле, 38% ясачников обладали недостаточным наделом. Богатаяпрослойка, в руках которой было от 10 до 15 десятин и больше, быланезначительной (6,2%). Имущественное расслоение татар ясачников было довольно значительным иуступало только русским крестьянам. Много слабее расслоение имело место умари и удмуртов. Социально экономическое развитие края шло по пути укрепления хозяйстварусских служилых людей, крупных торговцев, русских промышленных людей,высшего духовенства и администрации. Во второй половине XVI века в товарно-денежные отношения быливовлечены не только посадские люди и русские крестьяне, но и местноенаселение: и татары, и мари, и чуваши, и удмурты. Однако это вовлечениегосподствующего класса – многонационального крестьянства Среднего Поволжья. Правительство и господствующий класс поставили крестьян в условиякрепостного права: ясачники и дворцовые крестьяне были закрепощеныправительством; крестьяне жившие на монастырских и архирейских землях,закрепощались духовенством; а крестьяне жившие на землях служилых людей, -помещиками, которые в большинстве своем мелкопоместными были самыми ярымикрепостниками и эксплуататорами. Правительство овладело землями и угодьямитатар, мари и прочих народов, присвоило себе законодательство, суд иуправление всеми народами, стало регулировать социальные взаимоотношения,пытаясь изменить религиозно-нравственный быт населения всех не русскихнародов. Колониальный режим, сказывающийся прежде всего в злоупотребленияхадминистрации своей судебной, военной и административной властью, вызвалграбеж подчиненного населения под видом сбора ясака, налогов и сборов,подвидом исполнения натуральных повинностей. Беззаконие и вымогательство,насилие и нравственные издевательства над угнетенными сопровождали вседействия гражданских, военных и духовных властей. Такая Колониальная основа классовых взаимопониманий породилаожесточенную классовую борьбу, направленную против феодального иколониального гнета. Восстание крестьян Классовая борьба во второй половине XVI века в Казанском царствеопределялась общими политическими событиями, развернувшимися на территориибывшего Казанского ханства. Феодалы не церемонились в выборе средств длянаживы. Летописец правдиво зафиксировал что посланные с государственнымзаданием обеспечить политическую лояльность покоренного населенияроссийскому правительству, они совершенно забыли об этом задании. Дальшебольше: они не только отложили в дальний ящик государственные задания, он«многие грады и волости пусты учинили». Львовская летопись под 1553 г. сообщает, что «луговые казанские людиизменили, ясаков не дали и ясатчников, которые Луговой собирали, МисаряЛихорева да Ивана Скуратова побили, прошли на арское соодиначилися вси содного и стали на Высокой горе у засеки». Восстание 1552-1557 гг. быстро охватило огромную территорию,колониальный грабеж кормленщиков вызвал всех пострадавших на активноесопротивление. Казанские воеводы попытались подавить это восстание силой оружия. Онипослали стрельцов и казаков в разных направлениях под командой ВасилияЕлизарова и Ивана Ершова. Поход этих отрядов окончился плачевно: стрельцовбыло ранено и убито – 350, казаков – 450. После этих сражений восстаниеохватило и правый берег Волги. Летопись отмечает еще одно поражение русскихвойск под командованием воеводы Салтыкова, который не только был разбит,но в числе 200 человек попал в плен к восставшим. Восставших возглавлялибатыры Зензеит и Сарый. А.Курбский писал в своих сочинениях, что восстаниераспространилось от Нижнего Новгорода и даже до Муромской земли. А этолишний раз убеждает, что восстание было крестьянским, а неаристократическим или феодальным. Восставшие были не только татары,марийцы, чуваши и мордва, но и русские крестьяне особенно вокруг НижнегоНовгорода. Наступил 1554 год. Учитывая слабость военных сил в районевосстания, царское правительство решило отправить для подавления 30-титысячный отряд. Воевода С.Микулинский начал свой марш на Арск – Нурма –Уржум. Вместе с ним шли воеводы Кашин и Плещеев, которые «воевали ии жгливо всех местах», например городок на Меше и взяли в плен татарских «робят иженок». 15000 душ. Успех воевод ярко подчеркивает колониально-истребительский характер похода. Воеводы Мстиславский и Плещеев направились по луговой стороне вмарийские волости по рекам Ветлуге и Рутке. Расправа правительственныхвойск 1554 года хотя и была «победоносной», но волнения местамипродолжались еще и в 1555 и 1556 гг. Антифеодальная классовая борьба слилась с антиколониальной борьбойугнетенного народа. В стороне от этой борьбы не могли быть татарские имарийские феодалы, преследовавшие свои классовые корыстные цели. Они немогли примириться с уничтожением Казанского ханства, с потерей своегогосподствующего положения в нем, как класса, который фактическиликвидирован с завоеванием ханства. А так как народ поднялся на восстаниепротив колониального насилия, то эта группа феодалов прежде всегопопыталась использовать восстание в своих интересах, и можно думать, что небез их участия потерпели поражение казаки и стрельцы, посланные подкомандой Елизарова, Ершова и Салтыкова. Первые победы и успехи восставших внушили этой группе и мысли ореставрации Казанского ханства. Но так как их силы были весьманедостаточны, то они хотели опереться на помощь ногайцев, сибирских икрымских татар, даже на Турцию, чтобы вернуть себе власть. Об этих надеждахмного говорят исторические источники. В действительности ничего конкретногоне получилось: из Ногайского ханства приехал в Казанское Поволжье кандидатв ханы во главе 300 человек, но он возбудил недовольство крестьянских массвосставшего народа, в результате чего в 1556 г. был убит, а его ставленникМамич-Бердей выдан Москве как изменник. Это событие со всей определенностьюпоказало, что восстание и его направление не соскальзывало с антифеодальнойи антиколониальной колеи. Оно не ориентировалось на реставрацию Казанскогоханства, не было проникнуто стремлением выйти из сферы влияния России, нооно показало силу сопротивления крестьянских масс феодально-колониальнойэксплуатации. Поэтому это восстание и было поддержано русскими крестьянамиНижегородской области. Однако, несмотря на сравнительно широкий размах, и это восстание, каки все крестьянские выступления, было подавлено. Хотя и дано было местнымвластям указание не «жесточить» местное население, не захватывать их земельи ограничить кормленческие аппетиты, колониальный гнет сохранялся. Черезнесколько лет аппетиты к наживе снова разгорелись. Количество помещиковросло, и они не хотели считаться с прошлыми уроками истории. В 1573 г. народ черемисский, луговой и горный явно отложился отРоссии. Были подозрения, что восставшие имели тайные связи с крымским ханомДевлет-Гиреем. Может быть какая-то группа и стремилась установить такиесвязи, но во всяком случае это нельзя приписать широким народным массамвосставшего крестьянства, которые как только узнали, что муромская ратьждет распоряжения двинуться на среднюю Волгу с карательными целями, тут жепрекратили свои выступления и изъявили верность московскому царю. Прошло 8 лет, и снова поднялось восстание, о котором Карамзин писал:«Общий бунт внезапно вспыхнул в земле луговых черемысов, столь опасный ижестокий, что казанские воеводы никак не могли усмирить его». В 1582 г. дляподавления восставших из Мурома двинулся отряд войск под командованиемВоротынского и Хворостина. Часть войска расположилась заслоном от вторженийна Оке, другая направилась на Каму, а третья в Сивряжск. Восставшиеозлобленные жестокостью царских чиновников, «резалась с московскимивоинами на пепле жилищ своих, в лесах, летом и зимой», но не сдавались.Только в 1584 году, когда восставшие узнали о смерти Ивана IV, то «безвойны и без крови приидоша вси покорением и прошаху милости», надеясь, чтоновый царь не допустит насильственного крещения в православие.Следовательно и это восстание было направлено против колониального режима исоциального неравенства. Таким образом все эти восстания представляли собою борьбу нерусскихнародов, главным образом с колониальным насилием царской администрации,что было прогрессивным явлением, так как это оберегало население отзакрепощения помещиками. Эти восстания всегда были народными, так какглавную роль в них играли угнетенные крестьяне, а остатки бывшей феодальнойаристократии Казанского ханства стремились использовать народные восстанияв своих классовых интересах, но безрезультатно. Народы края в крестьянской войне начала XVII в. Продолжительные военные действия в связи с Ливонской войной вызвалисильную эксплуатацию крестьян, что повлекло за собой громадные побеги изпоместий на юг и на восток, в пределы недосягаемости помещиков. Врезультате этого правительство в 1581 г. отменило Юрьев день, а в 1597 г.установило 5 летний срок сыска беглых крестьян. С 1602 и1603 гг. наступилголод: хлеб не созревал от избытка влаги. Голод принес крестьянам не толькоизнурение, но для многих и смерть. Правительственные мероприятия по борьбес голодом были ничтожны. Начались народные волнения, которые в 1606 годувылились в войну под предводительством Ивана Болотникова. Колонизация края в XVII в. После иностранной интервенции и подавления крестьянских волнений сновой силой проявился крепостной и национальный гнет. В XVII веке очень интенсивно шлостроительство монастырей. Около Казани открыты были три монастыря: Раифский, Семиозерный иКизический. Всего за XVII столетие основано было более 20 монастырей,которые отстраивались как крепости и в которых во время крестьянскойвойны отсиживались помещики и администрация, чтобы избежать народнойрасправы. Подселом Мамадыш Спасский монастырь в 1617 г. построил острог формальнодля защиты от ногайцев, а в действительности от напора тяглого населенияв моменты обострения классовых противоречий. В XVII веке монастырипревратились в громадные феодальные латифундии. Например, КазанскийПреображенский монастырь по переписи 1646 года имел земли и угодья в 28населенных пунктах. Национальный гнет царизма, ослабевший в первоедвадцатилетие XVII века, усиливается с новой силой. Некрещенымпомещикам запретили кабалить крещеных и владеть ими. Имуществонекрещеных переходило по наследству в первую очередь к крещенымродственникам, минуя некрещеных. Эти распоряжения были направлены ктому, чтобы ослабить экономическую состоятельность некрещеных помещиков иобращением в православие отвлечь от них их крестьян. С другой стороны,указы должны были побуждать креститься самих помещиков и всехкрестьян. Царская администрация вновь стала проявлять высокомерие,пренебрежение к нерусскому населению. Она не стеснялась получать и двойныеясаки и подношения даже особым сбором в свою пользу. Помещики незаконно захватывали земли и угодья местного населения, арусское купечество стремилось не допускать некрещеных к оптовым торговымоперациям не только в городах, но и в селах и деревнях. После крестьянской войны в начале XVII в. строительство укрепленных линий, или «засечных черт», стало важной задачей царского правительства, так как постройка городов не обеспечивала подчинения нерусских народов и не гарантировала от набегов ногайцев, калмыков и крымских татар. Сторожевые укрепленные линии должны были обеспечить помещикам безопасность их усадеб и оборону во время народных восстаний. Возведение укрепленных линий началось с постройки «Тетюшской черты», которая проходила около деревни Пролей-Каши на Кильнинский острожек, где соединялась с ранее возведенной «'Карлинской чертой», проведенной вдоль речки Карлы, впадающей в Свиягу. В 40-х годах XVII в. началось строительство Симбирской линии по направлению к Саранску, на Тамбов, Воронеж и Харьков. Симбирск стал сильной крепостью. По линии были основаны военные слободы с малыми крепостями. Вслед за Симбирской ведется постройка Закамской черты, которая начиналась на левом берегу Волги: Белый Яр -- Ерыклинск -- Тиинск -- Новошешминск -- Кичуев -- Заинек -- Мензелинск. Работы производились с 1652 до 1656 года. Ногайцы в 1654 г. прорвали линию между Тиинском и Новошешминском, но ее восстановили, при этом укрепили и острог Билярск. Для постройки этой линии привлекались татары, чуваши, мари и удмурты. На сторожевых линиях ежегодно занято было от 3 до 5 тысяч крестьян, которых мобилизовали по одному человеку с 6 русских и с 3 нерусских дворов. Эти работы были очень тяжелы для ясачников, которые временами оказывали сопротивление администрации. Экономика края в XVII в. Сельское хозяйство. Социально-экономическое развитие Татарии в XVII веке шло по путиобщего развития России. В это время наблюдается усиление мелкотоварногопроизводства в городах и промышленных селах, возникают зачаткикапиталистических 'мануфактур. Эта общая линия развития происходила вусловиях господства феодально-крепостнического строя. В этот период вТатарии окончательно сложились поместно- вотчинное, церковно-монастырское,дворцовое и ясачное землевладения. Поместно-вотчинное землевладение русскихи татарских служилых людей увеличилось более чем в два раза. В 1646 г.только в Казанском уезде русских помещиков было 334. Значительно вырослимонастырские земли: в разных местах Казанского и Свияжского уездовмонастырям и архиерею принадлежало более 50 сел и деревень. Очень многобыло дворцовых земель, большая часть которых переходила к служилым людям.Самым значительным было ясачное землепользование. Послекрестьянской войны русские помещики переводили крепостных изцентральных уездов и привлекали беглых кресть ян, которых было много тогдав Поволжье. Администрация не так сурово преследовала беглых, так какрусские крестьяне являлись оплотом владычества России. Помещики стремилисьналадить свое хозяйство таким образом, чтобы привлечь больше крестьян. Этодостигалось введением сначала оброчной системы эксплуатации, а потом ужеоброчники переводились на барщи ну. Такая тактика имела своим следствиемзаметное развитие производительных сил: распаханы были многие переложныеи поросшие лесом земли, построены сотни крупных мельниц, трехпольестало преобладающей системой хозяйства. Многие крестьяне в малоземельныхпоместьях стали заниматься ремеслом: деревообделочным, гончарным,валяльным, кожевенными салотопенным и др. Охота и рыболовство приобрелитоварный характер. Землевладение и землепользование татарских помещиков отражено вписцовых книгах 1646 года. По Свияжскому уезду записано 498 помещиков, изкоторых 378 не имели крестьян. У многих помещиков жили бобыли и соседи.Служилые татары имели поместья в 136 селениях. То же самое наблюдалось в 1646 г. и в Казанском уезде. Писцоваякнига отметила 619 дворов татарских помещиков, из которых 449 совсем неимели крестьян и бобылей, а у остальных 170 человек записано 575 дворовкрестьян и людей в них 1672 души. Кроме того, были бобыли, дворовые,задворные люди, соседи и наймиты. Большинство наймитов было у служилыхтатар, у которых в основном практиковались феодально- арендные отношения. В этом заключалась особенность татарского поместья. Атак как подавляющее большинство служилых татар крестьян и бобылей неимели, то это сближало их в классовой борьбе больше сантикрепостническими элементами, то есть с ясачниками. В самом начале XVII века писцовая книга Ивана Болтана зафиксироваладо 50 крупных татар-помещиков, а в половине XVII века их было вдвое меньше. Нет сомнения, что это - результат национальной политики царизма, котораянаправлялась на то, чтобы служилых татар свести постепенно на положениеясачных; поэтому так много было служилых, но не «верстанных поместьями».Это подтверждается положение служилого Урукчея Утешева, который «живет заБогданом мурзою Яушевым, наймуя пашенные земли», а «не верстан де забедностью». У татар-ясачников хозяйство было земледельческое. Их наделы,например, в Свияжском уезде равнялись 10четвертям (5 десятинам) пашни в одном поле и 10 десятин лугов (100 коленсена). В лесах ясачники имели бортные угодья. Лес отводился для всейобщины. С целого ясака платили 2 алтына 4 деньги и 20 пудов хлеба. Ясачные татары платили ясак деньгами и натурой. Натуральные взносыпредусматривались хлебом, медом, пушниной. В ясачных хозяйствахпреобладала трехпольная система. В середине XVII века перелог начительноуменьшился. Если в XVII веке товарную продукцию составляли сено и лес,то со второй четверти XVII века товарную продукцию составило зерно.Доказательством тому служит оптовая хлебная торговля, перешедшая в рукикупцов, которые скупали хлеб у скупщиков, действовавших по деревням.Ясачное хозяйство татар не было исключительно зерновым: кроме хлебныхпродуктов и льняного семени, на рынок шли мед и воск, беличьи, лисьи икуньи меха, кожи, овчины и козловые шкуры. Во второй половине ХVII века количество земли на душу уменьшилось,а платежи сильно возросли. На ясак в 1685 г. полагалось меньше земли: 24чети в трех полях вместо 30; лугов считалось на ясак 8 десятин вместо 10-ти. В деревне Черемышевой не было ни одного ясачника, платившего целыйясак. Если хозяйство полуясачника трудно признать 'рентабельным, то болеемелкие хозяйства были очень слабые и толкали ясачников на развитие ремеслаи торговли. Города и промышленное развитие Социальный состав населения казанских городов был сложный. Попереписной книге 1646 г. Казань стала большим городом, в некоторыхотношениях превзошла даже соседний Нижний Новгород. Население городадоходило до 17 тыс. человек. Служилых людей, администрации и духовенствабыло До 3000 душ, что составляло меньшинство перед посадским тяглым населением, составлявшим2597 дворов с населением почти в 10400 душ. Вокруг Казани возникли многие слободы: Засыпкина, Горшечная, Кирпичная, Ямская, Ягодная, Козья иКизическая. Казань стала крупным административным и экономическимцентром, в котором сосредоточены были многочисленные производственные и торговыепредприятия. Тяглое посадское население состояла из купцов, ремесленников,торговцев, бобылей, соседей и наймитов. В 1654--1656 гг. тяглое население города стильно пострадало от«морового поветрия» (чума), потеряв несколько тысяч человек. Прочиегорода были значительно меньше Казани. Самым Крупным городом послеКазани был Лаишев - 1736 душ, который еще не потерял своего военногозначения, так как гарнизонсостоял из 776 душ. В Свияжске население было 903 души, а в Тетюшах - 906 душ, ноесли в Свияжске посадских и бобылей было подавляющее большинство, то вТетюшах первое место занимали стрельцы и казаки, а посадских и бобылейбыло лишь 345. Таким 'образом, городское население в 'половине XVII века было весьма незначительным, но растущим. Промышленное развитие в середине XVII века шло по пути ростамелкотоварного производства на рынок. В Казани мы наблюдаем очень много различных производств. Переписнаякнига 1646 г. зарегистрировала здесь 4460 ремесленников. В XVII веке идобывающая и обрабатывающая промышленности в связи с запросамивнутреннего всероссийского рынка и более глубоким разделением общественноготруда принимают новые формы и более глубокую специализацию с цельюпроизводства товаров на рынок. Так, возникновение капиталистическоймастерской в городах знаменовало собою создание условий для зарождениякапиталистического способа производства, а рост наемных рабочих вмастерских вел к возникновению капиталистической мануфактуры. В пищевой мелкой промышленности были заняты ремесленники из 149дворов. Пищевики представлены по 28 специальностям. Это обстоятельствоуказывает, что шло интенсивное разделение труда: хлебников было 27 дворов,Калашников --26, пирожников --7 и т. д. Большинство пищевиков создавалосемейную кооперацию, работающую на рынок. Таких пекарен .было 120. У Минки Макарьева в овощном хозяйстве были заняты сын и двоекрепостных его людей. Это уже не семейная кооперация, а крепостноехозяйство типа мастерской, тесно связанное с рынком. Но хозяйств скрепостным трудом было только три. У С. Иванова-калашника работало два наймита и «приемыш:». Семейнаякооперация выросла в этом случае в капиталистическую мастерскую,изготовлявшую калачи для рынка. Таких мастерских в переписной книге 1646г. по Казани указано 30, количество наймитов доходило до 4 человек.Следовательно, двадцать процентов предприятий мелкой пищевой промышленности носили капиталистический характер да и многиемастерские типа семейной кооперации были на этом же пути. Во второйполовине XVII века количество капиталистических мастерских увеличилось. Довольно значительная специализация и в кожевенном производстве:кожевников указывается 46 дворов, строгальщиков-27, сапожников ибашмачников -- 64, сыромятников -- 15, овчинников -- 15, скорняков -- 20,бобровников--4 двора, пушников -- 6 дворов и т. д. Мастеров-одиночек имастерских типа семейной кооперации значится 162 производства. Тримастерских эксплуатировали холопов и крепостных; у одного хозяина работалкупленный татарин, у другого--ногаец, а у третьего - 5 дворовых, 2крепостных и 1 наймит. Тринадцать мастерских имели только наемныхработников. Такие мастерские пока составляли малый процент всехпредприятий, но будущее было за ними. Следовательно, кожевенная промышленность в общем была в сферефеодального способа производства, но с XVII века началось возникновениекапиталистических мастерских и рост наймитов, которые представляли собоюлишенных средств производства специалистов-кожевников. Писцовая книга1646 г. указывает 129 дворов текстильщиков, 80 дворов металлистов, 34 двора химического производства, 41 двор деревообделочников и т. д. В дополнение к этому следует иметь в виду промышленные слободы и села,где и ремесло и мелкая промышленность составляли главное занятиенаселения. Архивные материалы позволяют констатировать, что из 37 селмитрополичьих 17 были промышленными. В селе Дмитриевоком (Ятодная слобода) было 35 дворов крестьянских и 85 бобыльских. Среди 'бобылей былиплотники, горшечники, сапожники, овчинники. В 1678 г. появилисьсафьяннкюн, сыромятники и крашенники. Особенно 'много 'было кожевенныхмастерских. Село Архангельское под Казанью состояло из 26 бобыльских дворов,принадлежавших преимущественно кожевникам и сыромятникам. В деревнеАметьевой изготовляли одежду и рукавицы. В селе Омарах действоваликапиталистическая кузница с наемными рабочими и скорняжная мастерская. Вселе Кирельском Свияжского уезда развилась кожевенная промышленность.Овчинники и санники были в Матюшкином починке. Многочисленные ватагирыболовов были в селах Богородское. Капердико. Рыбная Слобода. Татарскиедеревни Атня и Алаты тоже известны были кожевенным производством. У татарбыло разиню швейное дело. С 40-х годов XVII в. стали возникать предприятия типа мануфактуры, вкоторых было сосредоточено большое количество работников. В Казани иКукморе появились медеплавильные «заводы». Ими руководил присланный изМосквы мастер Онофреев. На этих мануфактурах работало более сотнирабочих из крестьян. Около села Спасского помещик выделил до 200 крепостных крестьян дляпроизводства селитры. Это предприятие действовало и в XVIII столетии. Начали возникать мануфактурные предприятия и у частных лиц: у купцов,крестьян и посадских. На казанской мельнице у ее арендатора было 18наемных рабочих. На квасоварном заводе наемных было 12 человек, не считаяподсобных. В Услоне действовала судостроительная артель. Некоторыекожевенные и мыловаренные мастерские, увеличивая оборудование ипроизводство, вырастали в крупные мануфактурные предприятия. В конце первой половины XVII в. действовала доменная печь с двумягорнами «выше Мурзинской слободы на Каме», построенная татариномТумашевым, а в конце второй половины XVII в. началось производствокирпича в Казани. Мануфактуры частных лиц были капиталистическими.Свободный труд в мелкотоварном производстве Казани был почти вдвое сильнеекрепостного. Резервом для найма были 405 дворов бобылей. Анализ 1034 дворов посадских товаропроизводителей приводит к выводу,что 829 дворов работали на рынок. Феодальное ремесло уступает местомелкотоварному производству на рынок. Это производство от семейнойкооперации переходило к капиталистической мастерской, выражая стремление кукрупнению. Казанская мелкая промышленность половины XVII века убедительнодоказывает, что в товарном производстве капиталистический способпроизводства уже возник в мелкотоварных мастерских. Преобладаютколичественно мастерские ремесленников, работающих по заказу, и мастерскиесемейной кооперации, работающие на рынок. Капиталистическая мастерскаяпоявляется тогда, когда семейная кооперация, работая на рынок и следуя егозапросам, пополняется наемными работниками. Документы подтверждают наличиев половине XVII века капиталистических мастерских как в городе, так и вслободах и селах, но еще в небольшом количестве. В. И. Ленинподчеркивает, что «семейная кооперация» является, таким образом, основаниемкапиталистической кооперации. Само собою разумеется, конечно, что этот«закон» относится только к самым мелким товаропроизводителям, только кзачаткам капитализма; этот закон доказывает, что тенденция крестьянствасостоит в превращении в мелкого буржуа. Тем более это можно отнести ккапиталистической мануфактуре, так как она представляет собоюрасширенную мастерскую с увеличенным числом работников, которуювозглавляет капиталист-буржуа. Зародившееся капиталистическое производство начало действовать и наформирование классовой структуры общества. Капиталистическоемелкотоварное производство с самого начала своего возникновения заявилотребование на свободный труд, требование ликвидировать крепостничество,так как рынок рабочей силы не мог сформироваться без этого условия. Вответ на это господствующий класс в лице феодального правительст ва сталусиливать и расширять крепостное право. Конфликт между производительнымисилами и производственными отношениями обострил классовую борьбу.Феодальный строй начинал приобретать консервативный характер. Будущеебыло за капиталистическим способом производства, который шел на сменуфеодальному. Торговля Торговля а XVII веке развивалась успешно. Значительное развитиепроизводительных сил края, интенсивный рост ремесла и мелкойпромышленности, наконец, очень удобное географическое положение наважнейших путях сообщения еще в XVI веке выдвинули Казань как экономический и торговый центр обширного края, связанного с Москвой, Вятским краем, Уралом и Сибирью, с Ногаями и Крымом, с Персией, Хивой иБухарой. В XVII столетии связи торговые расширились: Киев, Смоленск,Ярославль, Тверь, Кастрома, Великий Устюг, Архангельск посылали своитовары в Казань и покупали казанские. Многие иногородние купцы имелипостоянную торговлю в Казани, посылая сюда своих приказчиков. В ХXII веке из Казанского края много вывозилось хлеба, льняногосемени, мяса, рыбы, кожи, овчин, козловых шкур, мехов, меда и воска. ИзСибири поступали дорогие меха, с юга--соль, фрукты и вино, изАрхангельска—заграничные промышленные товары, из Москвы--товарырусского промыш ленного производства. Торговля Казани как центра обширного края в XVII веке со всейочевидностью доказывает слияние местных рынков в единый национальныйвсероссийский рынок. Таможенные книги Московского государстваподтверждают, что уже в ЗО-х годах XVII в. определилась большая группаКазанцев, состоящая преимущественно из русских торговых людей, державшая всвоих руках оптовую торговлю с северными центрами страны. Вместе с нимидеятельное участие принимали карийские татары, жившие в бассейне Вятки. Вовторой половине XVII века на рынках Устюга и Сольвычегодска вместе срусскими появляются варзинские (елабужские), казанские и уфимские татары. Возникли новые заготовительные и скупочные центры как чебоксарский,козьмодемьянский, мензелинский, варзинский пьяноборский, сарапульский.Торговцы-оптовики появляются не только из городов, но п из сел: Кукарка,Мамадыш, Елабуга, Салмачи, Клыки и др. Подъем производства и торговли наносил сильный удар господствунатурального хозяйства, особенно в городах и в промышленных слободах иселениях, охватывая не только хозяйства русских, но и татар, чувашей,мари и удмуртов. Это свидетельствует о прогрессивном хозяйственном развитиимногонационального Казанского края. Законы экономического развитиянеуклонно 'вели к новым успехам товарно-денежных отношений и подрывуфеодального способа производства. В этих условиях происходило постепенноеслияние местных рынков в один национальный внутренний рынок, связи внутрикоторого все более приобретали капиталистический характер. В. И. Ленинписал: «Только новый период русской истории (примерно сXVII века) характеризуется действительно фактическим слиянием всех такихобластей, земель и княжеств в одно целое». Это слияние «вызывалосьусиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарнымобращением, кон центрированием небольших местных рынков в одинвсероссийский рынок.Так как руководителями и хозяевами этого процесса были капиталисты-купцы,то создание этих национальных связей было ничем иным, как созданиемсвязей буржуазных. Татаро-башкирские восстания Классовая борьба в XVII веке имела очень широкий размах впредедах современной Татарии и в ее соседних областях. Начиная с побеговпомещичьих крестьян, с мелких выступлении против помещиков и монастырских'властей, 'начиная с отказов ясачников платить налоги и выполнятьналагаемые повинности, классовая борьба во второй половине XVII 'века сновадостигла высшей своей формы -- крестьянской войны под предводительствомСтепана Разина. Как особенность Камско-Волжского и Уральского края, необходимоуказать башкирские восстания, направленные против колониальных захватов иэксплуатации, в которых горячее участие принимали татары, мари, удмуртыи мордва. В 1645 г. башкиры и татары сожгли Мензелинскнй острог. Это былвооруженный протест против действий царской администрации, основавшей этотострог на башкирской земле и открывшей путь для русской помещичьейколонизации в этом районе. Весьма значительное башкирское восстание происходило в 1661--1665гг. Отзвуки его выразились в отдельных вспышках в 1666 и 1667 гг. Кромебашкир, в восстании участвовали татары, мордва, мари, чуваши и Маней(вогулы). Вспыхнув в Кунгурском и Соликамском уездах, восстаниераспространилось, от зауральской Башкирки на востоке до берегов Волги назападе. Хотя восстание в Поволжье носило не стольупорный характер, но все же под Уфой и вдоль закамской укрепленной линиибыло весьма неспокойно. Калмыки и ногайцы совместно с башкирами ходилипод Уфу, Мензелинск и Шешминск. Движущей силой восстания были башкиры, ясачные татары, тептяри, тоесть податные и тяглые люди. И хотя башкирские феодалы и тарханы дваждысговаривались с русскими властями и прекращали борьбу, восстание народныхмасс не прекращалось. В 1667--1669 гг. происходят набеги башкир на городкиШешминск, Билярск, Ерыклинск, село Садилово и вотчину Черемшан,окрестности городов Самары и Саратова. В 1670 г., когда развертывалисьдействия Степана Разина -на Волге, башкиры перебирались на правый берегВолги и доходили почти до Пензы, оттягивая на себя царские войска, которыенаправлялись на борьбу со Степаном Разиным. Башкиры и татары готовы были поддержать Разина, так как у нихклассовый враг был один и тот же. Но массовой поддержки крестьянской'войне они не могли оказать вследствие того, что восстание не охватилолевобережья Волги. В течение последних 6 лет они уже были обескровленыкарательными походами царских войск. Татаро-башкирские восстания были лишьпрелюдией к более мощному движению.




Похожие:

Татария в составе русского централизованного государства iconТатария в составе русского многонационального централизованного государства
Россия овладев Казанским и Астраханским ханствами, создала могучий плацдарм для русской колонизации в Башкирии, на Урале, с Западной...
Татария в составе русского централизованного государства iconОбразование русского централизованного государства

Татария в составе русского централизованного государства iconКонтрольная работа по истории Отечественного государства и права (вариант II) Выполнила студентка 1 курса заочного отделения
Русского государства. "Ликвидация феодальной раздробленности и возникновение централизованного государства были закономерным и неизбежным...
Татария в составе русского централизованного государства iconОбразование Русского централизованного государства в XV-XVI вв

Татария в составе русского централизованного государства iconОбразование русского централизованного государства (14 начало 16 вв.)

Татария в составе русского централизованного государства iconСоциально-экономические предпосылки образования русского централизованного государства

Татария в составе русского централизованного государства iconОрганизация делопроизводства в XV-XVII века
Государственное управление периода укрепления русского централизованного государства. 8
Татария в составе русского централизованного государства iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий
Образование русского централизованного государства. Роль Ивана III в объединении страны
Татария в составе русского централизованного государства iconСистема государственного управления России в XV-XVII веках и её документационное обеспечение
Система государственного делопроизводства начинает складываться в период формирования русского централизованного государства, с середины...
Татария в составе русского централизованного государства iconСередина хvп века это период начала формирования буржуазного общества, период абсолютизма
Поскольку абсолютная монархия является одной из форм централизованного государства, очевидно, начнем рассмотрение вопроса с проблемы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы