Промышленный переворот в России icon

Промышленный переворот в России



НазваниеПромышленный переворот в России
Дата конвертации04.07.2012
Размер377.38 Kb.
ТипРеферат
Промышленный переворот в России


СПбГАСУ 1997г писал я его сам, так что без подвоха пользуйтесь на здоровье.Сергей Хорев horev@peterlink.ruНапишите что вы получили за него.Промышленная революция в России. Введение. В утверждении капитализма в России важнейшее значение имела промышленнаяреволюция, которая вызвала коренной переворот производительных сил. Этотисторический процесс утвердил фабрично-машинную систему капиталистическогопроизводства с гигантским обобществлением труда рабочего класса, которыйстал в ходе классовой борьбы ведущей социальной силой и главным факторомреволюционно-освободительного движения в стране. Этот радикальный переворот в развитии производительных сил началсяс внедрением рабочих машин и паровой энергетики сначала в отраслях легкойпромышленности, захватив затем все основные сферы материальногопроизводства — тяжелую промышленность, транспорт и в последнюю очередьсельское хозяйство. Причем машинизация проходила в различных формах: какпутем замещения традиционных ремесленных или мануфактурных производств, таки в ходе создания принципиально новых отраслей капиталистической индустрии.Заключительная фаза промышленной революции — начало регулярногопроизводства «машин машинами», обусловив доминирующий рост производствасредств производства, завершала перевод капиталистической экономики наиндустриальную основу. В результате промышленной революции была созданаадекватная капиталистическому строю материально-техническая базаКлассикимарксизма придавали большое значение промышленной революции в России. К.Маркс рассматривал первые два десятилетия после падения крепостничествав России как переломную эпоху, когда в стране все более полно и необратимопроявилась тенденция «стать капиталистической нацией по образцу нацийЗападной Европы». Широкий комплекс материалов, используемый Марксом,позволил ему сделать вывод, что Россия, используя опыт капиталистическогоЗапада, сократила «долгий инкубационный период развития машинногопроизводства», способствуя введению машин, пароходов, железных дорог, и«весь механизм обмена (банки, акционерные общества и пр.), выработкакоторого потребовала на Западе целых веков» . Быстрое преодоление барьеравосприятия современного фабрично-машинного производства экономикойпореформенной России Маркс связывал также и с активной ролью государства,которое «оказало свое содействие ускоренному развитию технических иэкономических средств, наиболее способных облегчить и ускорить эксплуатациюземледельца, т. е. наиболее мощной производительной силы России, иобогатить “новые столпы общества"». Создание железных дорог явилось мощным толчком к разрушениюдокапиталистических форм производства, форсировало рост крупнойкапиталистической промышленности и «ускорило социальное и политическоеразмежевание» .В литературе не решен вопрос и о времени завершения промышленной революциив пореформенной России. Здесь противопоставляются обычно две даты рубеж70—80-х годов и середина 90-х годов XIX в.
Основным аргументом сторонниковускоренного завершения промышленного переворота является определениеудельного веса фабричного производства продукции шести ведущих отраслейобрабатывающей промышленности (преимущественно легкой и пищевой), гдеглавным критерием служит превышение свыше 50 % общего ее объема. Основнымисточником этих подсчетов является статистика «Указателя фабрик и заводовЕвропейской России», составленного П. А. Орловым, за 1879 г. Часть 1 ПРЕДЫСТОРИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ДОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ Промышленная революция началась в буржуазной Англии в последней третиXVIII в. и приняла в первой половине XIX в. всеобъемлющий характер,захватив повсеместно капиталистические страны Европы и Америки.Стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустриивсемерно способствовал утверждению капитализма как господствующей мировойсистемы хозяйства. В этот исторический период в недрах феодально-крепостнической Россииусиливается вызревание новых, капиталистических отношений, под давлениемкоторых рушились старые, отживающие формы хозяйства. 'Этот прогрессирующийпроцесс имел глубокие причины: рост общественного разделения труда ивнутреннего рынка, широкое распространение крестьянских неземледельческихпромыслов, усилившееся первоначальное накопление капитала, развитиекапиталистической мануфактуры, рост торгово-промыш- ленных городов иселений, укрепление международных торговых отношений. В первой половине XIX в. процесс разложения феодализма и развитиякапиталистического уклада в России носил крайне острый и противоречивыйхарактер, что было обусловлено многообразием социально-экономическихусловий огромной по территориальным масштабам страны и тормозящим влияниемгосподствующего класса помещиков-крепостников во главе с царскимсамодержавием. Прогресс капитализма наиболее ярко проявлялся в областипромышленности, где капиталистическая мануфактура становилась главнойформой производства. В передовых отраслях промышленности созревалиобъективные условия для появления первых капиталистических фабрик,эксплуатирующих наемный труд. Вторая четверть XIX в. вошла в историю России как период подготовки квнедрению машинного производства в ведущих отраслях промышленности итранспорта, завершающий этап складывания предпосылок промышленнойреволюции. 1. Складывание предпосылок машинного производства. Важнейшим фактором расширения и развития внутреннего рынка в дореформенной России стало прогрессирующее общественное разделение труда, которое выражалось во все большем отделении промышленности от земледелия, в четком размежевании промышленных и земледельческих районов, в широкой порайонной производственной специализации, росте промышленных городов, в усиливающейся диверсификации промышленного производства, возрастающей мобильности населения. Развитие общественного разделения труда ярко выражалось в росте территориального разделения труда, в углублении межрайонной специализации в сферах промышленности и сельского хозяйства, что имело следствием повышение производительности труда, а в конечном счете увеличение товарности всех ведущих отраслей народного хозяйства России, и как результат этого процесса — рост товарной массы, увеличение объема внутреннего всероссийского рынка. В свою очередь, складывание единого внутреннего рынка способствовало успешной мобилизации материальных и природных ресурсов страны для повышения ее экономического потенциала, усиливало углубление общественного разделения труда, стимулировало развитие капиталистических отношений. Прогрессирующий процесс отделения промышленности от земледелия отчетливо проявлялся и в самой дореформенной деревне. Мелкие крестьянские промыслы, выраставшие из ремесла, достигали значительного распространения. В ходе генезиса капитализма на рост крестьянских неземледельческих промыслов особенно большое воздействие оказала денежная оброчная система в конце XVIII в. в крепостной и казенной деревне, ставшая мощным фактором их дальнейшего развития. Прогрессирующее общественное разделение труда, рост общероссийского рынка разлагающе действовали на феодально-крепостническое хозяйство, разрушая постепенно его территориальную обособленность и связывая его узами товарно-денежных отношений. С ростом городов и промышленных селений увеличивался спрос городского и промышленного населения на продукцию сельского хозяйства. Развитие товарного производства все более втягивало дореформенную Россию в систему мирового капиталистического рынка. Внешняя торговля стала приобретать новое содержание и значение для экономики страны. Помещичий хлеб стал составлять основную статью российского экспорта. К середине XIX в. Россия становится одним из главных поставщиков хлеба на европейском рынке. Особенно быстро стал расти хлебный экспорт из России после отмены в 1846 г. хлебных законов в Англии, ограничивающих ввоз хлеба на английский рынок. Главным источником повышения доходности помещичьего хозяйства было все более безграничное увеличение феодальной эксплуатации крестьянства. Помещики черноземных губерний стали усиленно расширять барщину при увеличении барской и сокращении крестьянской запашки. Многочисленные формы усиления феодально-крепостнической эксплуатации, идущей параллельно с сокращением земельных наделов крестьян вплоть до принудительного обезземеливания, вели к массовому разорению крестьянства. Повышение товарности помещичьих хозяйств шло не за счет прогрессивного развития производительных сил, не за счет улучшения техники и производительности труда, а путем подрыва основы феодальной экономики — мелкого крестьянского хозяйства. Повышая феодальную эксплуатацию и урезая земельные наделы до минимума, помещик способствовал отрыву мелких производителей от средств производства, превращая их фактически в экспроприированное крестьянство. В этом смысле процесс массового разорения крестьянского хозяйства помещиками в предреформенный период носил явные черты первоначального накопления капитала, где «экспроприация земли у сельскохозяйственного производителя, крестьянина, составляет основу всего процесса» ^ Бесспорно, что процесс первоначального накопления в дореформенной России носил далеко не классическую форму, как в Англии, где имело место полное обезземеливание крестьянства. Но в данном случае это был начальный этап процесса первоначального накопления, характерный для ряда стран Западной Европы. Развитие капитализма в предреформенной России, разрушаяпатриархально-натуральный уклад крепостнической деревни, предъявлялобольшой спрос на рабочие руки. В этих условиях частичное лишениекрестьянства средств производства, малоземелье и рост относительнойперенаселенности деревни вызывали интенсивный рост промыслового отхода,получивший наибольшее развитие в центрально-промышленных губерниях России.По обобщающим подсчетам В. А. Федорова, в конце 50-х годов XIX века толькоиз семи губерний промышленного Центра на заработки уходило 887 тысяччеловек, что составляло 26,5 % мужского населения деревень, при этомнаивысший процент отходников был в Московской и Тверской губерниях — до 43% работников-мужчин, во Владимирской, Костромской и Ярославской — 30—36 %Из Вышневолоцкого и Кашинского уездов Тверской губернии, а также, изРыбинского уезда Ярославской губернии на заработки уходило почти всевзрослое мужское население . Основная масса крестьян-отходников из центрально-промышленных губернийнаправлялась в Москву и Петербург, играя важную роль в развитии этихведущих промышленных центров страны. В 1841 г. пришлые крестьяне-отходникисоставляли 46 % жителей Петербурга . Промысловый отход играл важную роль в процессе отрыва крестьянина отземледелия и пополнении армии наемного труда. Отходничество усиливалопроцесс социального расслоения крестьянства. Из массы отходников постепенновыделялась небольшая прослойка зажиточных «хозяев» в лице скупщиков,подрядчиков, светелочников и торговцев, применявших наемный труд искапливающих нередко значительный капитал. Имущественное неравенство перерастало в прямое разложение крепостногокрестьянства как класса феодального общества. Интенсивные формы этотпроцесс принял в нечерноземных промышленных губерниях, особенно близстолиц, на больших речных магистралях, в портовых городах, связанных скапиталистическим рынком. В результате отходничество создавало рынокрабочей силы и являлось базой для формирующейся буржуазии.В первой половине XIX в. быстро растущая крестьянская промышленность Россиихарактеризуется тенденцией «к все большему употреблению наемного труда, кобразованию капиталистических мастерских», несмотря на крепостническиепреграды. Примером разложения мелкотоварного производства и перерастанияего в капиталистическую мануфактуру служит история многочисленныхпромышленных селений Центрально-Промышленного района России. Так, ввотчинном с. Иванове Владимирской губернии уже в конце 80-х годов XVIII в.действовали 226 набоечных «изб» с 633 работниками, где производиласьнабойка красками по холсту и миткалю. Из них только в 73 «избах» набойкапроизводилась силами своей семьи, что характерно для домашнегомелкотоварного производства. В остальных набоечных мастерских применяласьнаемная рабочая сила, при этом большинство нанимало 1 —2 работников. Но ужев этот период действовали 7 заведений, где работало до 25 наемных рабочих,что превращало их в капиталистическую мастерскую. Наличие значительнойчасти рабочих позволяло ввести здесь рациональное разделение труда,повышающее производительность труда и прибыль предпринимателя. В результатечерез несколько лет они выросли уже в крупные капиталистическиемануфактуры, которые возглавляли «крестьяне-фабриканты» Гарелин, Грачев,Ямановский и др. Через 20 лет в 1808 г. в Иванове насчитывалось всего 81заведение с 3 тыс. работников, из них на 13 крупных мануфактурах былозанято свыше 2,7 тыс. человек, или более 90 % всех наемных рабочих . Капиталистическая эксплуатация в этих ранних крестьянских мануфактурахнередко сочеталась с крепостническими формами закабаления наемных рабочих. В развитии капиталистических отношений в крепостной деревне важную рольиграл торговый капитал. Трудность реализации своих изделий на рынкахнеизбежно вызывала власть скупщика товаров. Дореволюционный авторкапитального труда об особенностях строя русского деревенского товарногопроизводства А. К. Корсак отмечал, что продукция мелкой текстильнойпромышленности в России «в чрезвычайно редких случаях» продается самимитоваропроизводителями, даже самым самостоятельным из них «часто недостаетважного условия — прямой связи производителей с рынком; отсюда вторгаютсямонополисты-перекупщики, которые уничтожают выгоды этой формыпромышленности и для производителей и для потребителей» Следующей ступеньюв подчинении крестьян-кустарей торговому капиталу являлась раздача сырьяскупщиком в кредит за повышенную плату. В результате кустарь постепенностановился наемным рабочим, работающим у себя на дому на капиталиста, аторговый капитал скупщика перерастал здесь в промышленный капитал . Одновременно с формированием рынка наемной рабочей силы в первойполовине XIX в. в России развивался и другой процесс, составляющий вторуюсторону первоначального накопления, — сосредоточение денежных богатств вруках немногих предпринимателей и прочих лиц для последующего вложения их вкрупные капиталистические предприятия. Основным источником накопления в России являлась внутренняя торговля.Основной причиной, заставлявшей купцов вкладывать капиталы в промышленноепредпринимательство, являлась перспектива получения огромных прибылей.История текстильной промышленности России дает множество примеровперерастания скупщика в капиталистического предпринимателя. При этомбольшинство крупных фабрикантов были выходцами из крепостных крестьян. Кроме внутренней торговли, крупными источниками первоначальногонакопления в России являлись откуп и разного рода монополии на продажу,получившие широкое распространение еще в XVIII в. Откупами были охваченымногие отрасли хозяйства: производство соли, соды, поташа, дегтя, продажатабака. Однако самым значительным из источников накопления были винныеоткупа, которые были введены еще во времена Петра 1 и просуществоваливплоть до 1863 г. Доход казны от винных откупов достигал значительнойсуммы: в 1859—1863 гг. — 128 млн. руб., или 40 % всех государственныхдоходов. Прибыли откупщиков были громадны: одни только легальные доходы всередине XIX в. ежегодно составляли 600—780 млн. руб. Они положили началогромадным капиталам таких крупных предпринимателей, как Яковлевы,Сапожниковы, Кокоревы, Бенардаки и др. Большую роль в накоплении крупных денежных состояний в дореформенную эпохуиграла система государственного долга. За период с 1843 по 1861 г.государственный долг России вырос более чем в 2,7 раза, достигнув 1264 млнруб. Государственный долг в основном возрастал за счет непроизводительныхвоенных расходов, но в форме внутренних займов оседал в стране, способствуяконцентрации капиталов. Банковские операции с государственными займамиприносили большие доходы горстке банкиров, основателей крупных промышленно-финансовых ^ фирм, таких, как Штиглицы, Лазаревы и др. Источником огромных обогащений являлась грабительская политика царизма втак называемых внутренних колониях на ^раинах России, таких, как Башкирия,Туркестан, Сибирь и т. действия здесь монопольных предприятий типа Русско-Американской торговой компании на Дальнем Востоке приносили их вла-зльцаммиллионные барыши.К источникам первоначального накопления в России следует гнестизначительные обогащения на военных казенных поставках, особенно во времявойны. Громадные состояния крупнейших военных поставщиков Яковлевых,Шемякиных, Шепелевых, Мальцевых других имели своим важным источникомвоенные поставки и ицепия. Энгельс отмечал, что русская буржуазияобразовываясь из откупщиков водочных заводов, военных подрядчиков иказнокрадов. Источниками массового накопления денежных богатств в 'реформенной Россииявлялись и широко распространенное ростовщичество и спекуляция валютой. Вусловиях крайне слабой шаткой финансовой системы в годы николаевскогорежима ростовщический кредит принял поистине чудовищные размеры начале 50-х годов предприниматели, пользующиеся ростовщическим кредитом, вынужденыбыли платить до 72% в год . Определенные сдвиги наметились в развитии кредитных учреждений длякупечества. В 1818 г. в Петербурге был открыт первый Коммерческий банк сотделениями в Москве, Одессе, Нижнем Новгороде, Риге, Архангельске иАстрахани, которые принимали вклады и выдавали ссуды «под товарыроссийского произведения». Однако Коммерческий банк испытывал сильноедавление крепостнических тенденций: ассигнования получали преимущественногорнопромышленники, владельцы вотчинных и посессионных предприятий, а такжекупцы первой гильдии ^. В 30—40-х годах расширилась сеть городскихкупеческих банков, общая численность которых к 1857 г. достигла 150.Последние открывались не только в промышленном Центре, но и на окраинахстраны, в частности в Сибири, что свидетельствовало о вовлечении их вобщекапиталистический процесс, хотя по указу царского правительствадеятельность этих банков носила крайне ограниченный характер. Проблемаразвития коммерческого кредитования для развивающейся капиталистическойпромышленности и торговли оставалась одной из самых острых впредреформенную эпоху. К мерам, стимулирующим развитие промышленности, относилось учреждениеМануфактурного и Коммерческого советов — совещательных буржуазныхорганизаций при Министерстве финансов. Важнейшим показателем вызревания объективных условий для развитиямашинного производства являлся значительный рост капиталистическоймануфактуры. Возникновение мануфактуры в промышленном производстве России, так же каки на Западе, относится к феодальному периоду. Мануфактура являлась вершинойпроизводительных сил в эпоху феодализма, наиболее прогрессивным элементом,несущим в себе залог будущей перегруппировки общественных сил. Капиталистическая мануфактура в значительной степени способствоваларасширению внутреннего рынка. Главным орудием для завоевания спроса намануфактурную продукцию являлось удешевление товаров. Последнееосуществлялось путем совершенствования производства за счетсистематического разделения труда, внедрения новых инструментов и орудий,повышения квалификации части рабочих и грубой эксплуатации рабочей силы.Однако сохранение ручного труда как базиса мануфактуры при возрастающихтребованиях рынка на определенном этапе развития капитализма становилосьтормозом для действия основных экономических законов капиталистическоговоспроизводства — получения прибавочной стоимости и накопления капитала.Сфера применения техники в условиях мануфактурного капитализма быладовольно узка. Неизбежно наступал поворотный момент, когда введение машиныи новых организационных форм становилось объективной необходимостью длякапиталистического производства. Благодаря машине создавалась безграничнаявозможность увеличения производства прибавочной стоимости. Вводя впервыемашину и тем самым увеличивая производительность труда, капиталистзначительно понижал индивидуальную себестоимость товара, получая избыточнуюприбавочную стоимость, что являлось главным стимулом внедрения машин.Маркс указывал, что «в течение того переходного периода, когда машинноепроизводство остается своего рода монополией, барыши достигают чрезвычайныхразмеров, и капиталист стремится как можно основательнее использовать“первой страсти миг златой " посредством возможно большего удлинениярабочего дня. Большой барыш обостряет неутолимую жажду еще большегобарыша». Немаловажным фактором, усиливающим начальный процесс внедрения машин впромышленное производство, являлось сосуществование России на мировом рынкес развитыми капиталистическими странами Запада, где бурно развиваласьпромышленная революция. Индустриальная экономика западных государствусиливала свой спрос на техническое сырье, зерно, экспортируемые из России.Первое место во внешней торговле России занимала капиталистическая Англия.По европейской границе доля Англии составляла около трети ввоза и дополовины вывоза. 2. Появление первых хлопчатобумажных фабрик. Главным моментом в техническом перевороте являлась замена ручноготруда машиной, что знаменовало собой переход от мануфактуры к фабрике. Но вранний период развития машинной индустрии не только в России, но и встранах капиталистического Запада первоначально встречались предприятия,оснащенные рабочими машинами, приводимыми в действие водяными двигателями,конным приводом и даже человеческой силой. Подобного рода предприятияпереходного типа были широко распространены в дореформенной России. Первой отраслью промышленности, захваченной техническим переворотом,стало хлопчатобумажное производство. Капиталистическая организацияхлопчатобумажной промышленности стимулировала и обусловливала необходимостьсовершенствования производства, широкий внутренний рынок и быстрый обороткапитала, высокопроизводительный труд вольнонаемных рабочих обеспечивалибыстрый прогресс этой отрасли. Решающую роль в этом прогрессирующемразвитии играл фактор отрыва значительной части беднейшего крестьянства отнатурального хозяйства, зависимость его от товарного производства и рынка.Современники отмечали, что именно широкие слои «народных низов» сталипотреблять хлопчатобумажные ткани и этим способствовали увеличению этогопроизводства. Хлопчатобумажное производство включает три основные отрасли:бумагопрядение, ткачество, набивку и окраску тканей. В Россиихлопчатобумажная промышленность стала развиваться первоначально с набойкиткани. В последние десятилетия XVIII в. ситценабивное производство получилораспространение под Петербургом, где имелась значительная по размерамШлиссельбургская мануфактура, а также в промышленном селе ИвановеВладимирской губ., где еще с 1776 г. стала действовать первая крупнаяситценабивная мануфактура М.И.Гарелина. В первой половине XIX в.ситценабивное производство и ткачество бумажных изделий получили широкоераспространение в Московском промышленном районе, вызвав широкий спрос набумажную пряжу. Машинное производство в хлопчатобумажном деле впервые было внедрено вбумагопрядении на импортном хлопке в Петербургском районе. Первойхлопчатобумажной фабрикой в России стала Александровская казеннаямануфактура близ Петербурга на Шлиссельбургском тракте. Основанная в 1798г. предпринимателем Осовским, она на следующий год после его смерти былапередана в казенное ведомство и финансировалась «сохранной казной». В 1821 г. на мануфактуре впервые развернулось машинное льнопрядение. Кконцу 20-х годов Александровская мануфактура представляла собой крупнуюмеханизированную фабрику с несколькими корпусами. Здесь действовала системамашин, оснащенная тремя паровыми двигателями общей мощностью в 89 л. с.Несколько сот прядильных машин имели до 35,5 тыс. веретен, на которых в1828 г. было произведено 20,7 тыс. пуд пряжи, что составляло в среднем 23,3фунта пряжи на веретено. Это свидетельствует, что за 1810—1828 гг.производительность прядильного производства на этой фабрике в ходетехнического прогресса возросла в 2,3 раза. Александровская мануфактура вэти годы производила свыше 55 % всей отечественной пряжи. Ее продукцияпродавалась через комиссионеров ткацким предпринимателям Центральногопромышленного района. В 20-е годы значительно расширилась деятельностьмеханической мастерской при Александровской мануфактуре, сыгравшейзначительную роль в оснащении первых частных бумагопрядилен машиннымоборудованием и техническими кадрами. Вторая половина 30-х и начало 40-х годов XIX в. были важным периодом вистории российского бумагопрядения, связанным с началом притока в это делокрупных капиталов. Необходимо учитывать, что доминирующее положение Англиикак «промышленной мастерской мира» оказывало постоянное воздействие нанеобходимость расширения размеров первых бумагопрядильных предприятий, чтообусловливалось как импортом английского оборудования, так и конкуренциейанглийских товаров. Новая техника была рентабельна только на крупныхкапиталистических предприятиях с массовым производством. Значительную рольв относительно слабых темпах внедрения машинного производства играла идешевизна рабочей силы. В этом отношении характерно замечание гамбургскогомануфактур-корреспондента Ф. Буссе в письме министру финансов в 1838 г. поповоду внедрения новейших машин в российское бумагопрядильное производство,который риторически пишет: “…везде ли в России годны сельфакторы, еслипринять в соображение, что заработная плата в России вообще очень умеренна,а разность в цене сельфактора перед обыкновенными мюль-дженни оченьзначительна". Начиная с 1843 г. в России ежегодно возникает по несколькобумагопрядильных фабрик. В конце 1843 г. в стране их насчитывалось 59, онибыли оснащены 324 тыс. веретен с общей выработкой 325 тыс. пуд. пряжи. Изних на Московскую губ. приходилось 22 предприятия со 138 тыс. веретен ипроизводством до 132 тыс. пуд. пряжи. Через четыре года, в 1847 г., вРоссии насчитывалось 64 бумагопрядильни, оснащенных 765,3 тыс. веретен, изкоих полностью действовали 650 тыс. Из них на долю восьми бумагопрядиленПетербурга приходилось 279 тыс. веретен, или 43 % от числа всех действующихв России '^. В результате частные бумагопрядильные фабрики завоевалипрочные позиции в хлопчатобумажной промышленности, оставив далеко позадипроизводство казенной Александровской мануфактуры, удельный вес которой вотечественном производстве в эти годы снизился до 3 % пряжи. В Центральномрайоне насчитывалось 55 бумагопрядилен, из них 35 купеческих и 20вотчинных. Из капиталистических предприятий выделялось восемь наиболеекрупных, оснащенных 20—30 тыс. веретен, в их число входили бумагопрядильни3. С. Морозова (Богородско-Глуховская мануфактура, основанная в 1842 г.)купцов Лепешкина, Мазурина, Малютина, Симонова, Хлудова. Коншина. Средивотчинных бумагопрядилен доминировали мелкие предприятия, оснащенные 2—3тыс. веретен. В результате значительного прилива капитала в бумагопрядение усилиласьконкуренция между фабрикантами, вызывая значительное снижение цен состороны наиболее мощных фирм и ликвидацию маломощных предприятий. Важными показателями утверждения фабричного бумагопрядения в Россииявляется динамика ввоза хлопка-сырца и бумажной пряжи из-за границы. Только с конца 40-х годов XIX в. наметился незначительный сдвиг вмеханизации ткачества. Во Владимирской губ. первая ткацкая машинная фабрикабыла основана в 1846 г. в г. Шуе фабрикантом Поповым как отделение на егодействующей бумаго-прядильне, где первоначально были поставлены 108станков. Рост прибыльности позволил предпринимателю через 5 лет увеличитьчисло ткацких станков до 150 . В 1848 г. начинается постройка механическойткацкой фабрики на Никольской мануфактуре Саввы Морозова в пос. Никольскомв Орехово-Зуеве. Однако механическое ткачество в этот период имелоничтожную величину. Начальный этап машинизации хлопчатобумажной промышленности стимулировал иобусловливал рост первых капиталистических фабрик. Прогрессирующий процессразвития хлопчатобумажной промышленности был общеевропейским явлением. 1.3 Начальные шаги машиностроения Начало технического перевооружения текстильной промышленности вызывалонастоятельную потребность в машинном производстве. Но в условиях отсталойфеодально-крепостнической системы хозяйства создание отечественногомашиностроения наталкивалось на объективные, сложно преодолеваемыетрудности, связанные с требованием высоких капиталовложений в новуюорганизацию производства, наличием инженерно-технических кадров иквалифицированной рабочей силы. Поэтому новая отрасль промышленности —машиностроение до середины XIX в. находилась в зачаточном состоянии.Изготовление машин и усовершенствованных орудий в этот период производилосьна трех типах предприятий: на казенных заводах и мануфактурах, вмеханических мастерских при крупных частных мануфактурах и фабриках испециализированных механических заводах. Но на всех этих типах предприятийновые машины изготовлялись ремесленно-мануфактурными методами, что являлосьобщемировым явлением. Основным центром зарождающейся машиностроительной промышленности издавнабыл Петербург. Здесь в пригородном районе были расположены ИжорскиеАдмиралтейские заводы, оснащенные усовершенствованным оборудованием иквалифицированным контингентом рабочих. На этих заводах строились первыеметаллообрабатывающие станки, канатные машины и паровые двигатели. Здесьбыла изготовлена первая в стране самоходная паровая землечерпалка. С 1804 г. началась постройка паровых двигателей на первом частноммашиностроительном предприятии заводчика Ф. Берда в Петербурге. К 1820 г.это предприятие имело 3 паровых двигателя общей мощностью в 42 л. с. и 70металлообрабатывающих станков. Завод выпускал ежегодно до 10 паровых машинпреимущественно для пароходов. Имя Торогута фигурировало на дебатах в английском парламенте в 1825 г.,когда один из его членов — Галловейт назвал его «искуснейшим механиком» вКомитете по рассмотрению вопроса о запрещении вывоза машин из Англии ^.Машинами с завода Торогута была оснащена писчебумажная Ярославская фабрикакн. Гагарина. Несмотря на высокое качество машинной продукции заводаТорогута, предприятие оказалось малорентабельным и было ликвидировано. Апредприниматель вынужден был перейти на службу в Луганский механический илитейный завод. Этот казенный завод в Екатерино-славской губ., основанныйеще в конце XVIII в., длительное время являлся убыточным предприятием из-заотсталой социальной структуры, базируемой на подневольном труде.Обстоятельное исследование Е. И. Дружининой свидетельствует, что в 30-егоды на Луганском заводе был проведен ряд мероприятий по его техническому исоциальному подъему. Был упразднен архаический институт непременныхработников. Заводские мастеровые были объединены в артельную организациютруда на сдельной оплате, что вызвало известную заинтересованность вработе, более бережном отношении к инструментам. В результате заводскаяпродукция стала выпускаться, более высокого качества при более низкой еесебестоимости. В 1847 г. по ходатайству Московского отделения Мануфактурного совета вМоскве был открыт машиностроительный завод предпринимателей Риглея иГоппера. В отчете Департамента мануфактур и внутренней торговли за 1847 г.отмечалось, что это новое механическое заведение «будет приготовлятьбольшую часть машин, выписываемых доселе из чужих краев, и вместе с темпочинять уже находящиеся на фабриках английские и другие иностранные машины». Это предприятие, получившее денежное пособие от казны, возглавиланглийский инженер-механик Л. Риг-лей, который получил привилегию отправительства на беспошлинный ввоз в Россию машинного оборудования из-заграницы. Первоначально на заводе было занято 115 рабочих и здесь же«безвозмездно» практиковались воспитанники Технологического института.Однако это предприятие оказалось малорентабельным. После 4-летнего действиязавода его предприниматели в 1852 г. подали прошение в Департаментмануфактур и торговли о ликвидации его «по невыгодности и даже убытку» .Среди главных трудностей в организации отечественного машиностроения былосохранение в стране крепостного права. Господство принудительных форм трудав горнодобывающей и металлургической промышленности в сильнейшей степенитормозило внедрение машинного производства и развитие машиностроения. За1830—1850 гг. число машиностроительных предприятий в России возросло с 7 до25 заводов.Но в целом это были небольшие предприятия с общим числом рабочих в 1475человек с производительностью в 423,4 тыс. руб. Несмотря на известный ростотечественного производства, в оснащении развивающейся капиталистическойпромышленности главное место принадлежало импорту машинного оборудования,который к 1850 г. почти в 2,5 раза превосходил отечественное производство. Таким образом, в 30-40-е годы XIX в. общий рост продукциимашиностроительных заводов по сравнению с бурным развитиемхлопчатобумажного производства, особенно бумагопрядения, следует признатьничтожным, особенно учитывая возросший спрос на машиностроительнуюпродукцию этой отрасли. Подготовительный период промышленного переворота протекал в условияхразложения и кризиса феодально-крепостнической системы, что налагало свойотпечаток на этот исторический процесс. Часть 2 НАЧАЛО ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ В РОССИИ 50-х ГОДОВ XIX в. 50-е годы XIX в. занимают особое место в мировой истории и в историиРоссии. Именно в эти годы окончательно созревают внутренние и внешниефакторы, ускорившие падение крепостничества. В эти же годы промышленный переворот в капиталистических странах Европы иСША ускоряет свои темпы. Начало крупномасштабного железнодорожногостроительства и парового судостроения в этих странах усиливает производствопродукции тяжелой индустрии и общий промышленный потенциал. Эти факторыоказывали сильное воздействие на феодально-крепостническую Россию,экономический строй которой переживал тяжелый кризис. В 50-е годы вэкономической структуре России, глубоко втянутой в мировойкапиталистический рынок, окончательно укрепляется буржуазный уклад введущих сферах хозяйства. Резкое обострение международных противоречий привело к Крымской войне1853—1856 гг., окончившейся поражением царизма» и продемонстрировавшей«гнилость и бессилие крепостной России». Острая экономическая иполитическая необходимость введения новых капиталистических форм хозяйства,нарастающая непримиримая антифеодальная борьба народных масс заставилицарское правительство пойти на отмену крепостного права. Нарастающая промышленная революция в стране повлекла за собой не толькоизменения в технике и организации промышленного производства, но и вызвалаглубокие общественные перемены. 2.1. Переход к массовой машинизации текстильного производства Общемировой процесс промышленной революции в середине ХIХ. в. глубокозахватил развитые отрасли промышленной экономики дореформенной России.Массовое внедрение машинной техники началось с ведущих отраслей текстильнойпромышленности, где наблюдалось наибольшее применение форм наемного труда сего высокой производительностью в отличие от крепостнических мануфактур. Как и в других странах Запада, главной сферой распространения фабрикистала молодая хлопчатобумажная промышленность, которая по темпам роста шлавпереди всех других отраслей. На хлопчатобумажных предприятиях почти неприменялся крепостной труд, что было одним из важнейших факторов высокихтемпов развития. Благодаря внедрению машинной техники, концентрациипроизводств и применению вольнонаемного труда хлопчатобумажнаяпромышленность стала обладать важными преимуществами над другими отраслями,сдавленными оковами феодально-крепостной монополии. Для быстрой механизациихлопчатобумажных предприятий большое значение имело использованиероссийскими предпринимателями передового технического прогресса машиннойиндустрии Англии, где с 1842 г. был снят запрет на вывоз машин за границу. Наивысший прогресс в становлении крупного фабричного производства былдостигнут в наиболее прибыльной отрасли хлопчатобумажной промышленности — вхлопкопрядении. За 50-е годы механизация бумагопрядильного производстваРоссии приняла особо бурные формы. В середине XIX в. наиболее отчетливо проявилась важнейшая особенностьроссийского фабричного бумагопрядения — высокая концентрация производствапри дальнейшей усиленной машинизации последнего. Главной причиной усиленной концентрации бумагопрядильного производства вРоссии в этот период являлась всевозрастающая капиталистическаяконкуренция, выдерживали только крупные рентабельные конкурентоспособныепредприятия с более совершенной машинной техникой. Большинство мелкихбумагопрядильных предприятий в начале 60-х годов оказались неконкурентоспособными и вынуждены были прекратить свое существование. Наиболее интенсивно развивалась хлопчатобумажная промышленностьПетербурга, большинство фабрик которой были акционированы, и давалиогромные прибыли. Высокая механизация производства на петербургских бумагопрядильняхспособствовала высокой норме производительности труда, которая была в 2—2,5раза больше, чем в других промышленных центрах страны. В ходе концентрациихлопчатобумажного производства в 50-х годах стал развертыватьсяпрогрессирующий процесс комбинирования, связанный с устройством на крупныхбумагопрядильных фабриках механического ткачества и ситцепечатания.Комбинированные фабрики отличались высокой рентабельностью в темпахнакопления капитала и роста производительности труда, а также большимивозможностями в конкурентной борьбе. Массовое внедрение машин икомбинирование машинного производства обеспечили скачок впроизводительности труда. В конце 1857 г. было учреждено Товарищество Кренгольмскойбумагопрядильной и ткацкой мануфактуры, главным учредителем и акционеромкоторой стал обрусевший немецкий предприниматель Л. Г. Кноп, фирма которогос 40-х годов держала монополию на поставку английского машинногооборудования для текстильных фабрик России. Это крупнейшее в тот периодхлопчатобумажное предприятие не только в России, но и в Европе быловыстроено в конце 1859 г. близ г. Нарвы на водопаде р. Нарвы, где быласооружена вначале система 3 мощных водяных колес в 1,5 тыс. л. с.Использование в качестве производственной энергетики силы водопадаобеспечивало низкую стоимость производства. На этой комбинированной фабрикедействовали два отделения: бумагопрядильное и бумаготкацкое. Первое былооснащено 61,8 тыс. механических веретен. Здесь было занято почти 1 тыс.прядильщиков, еже годно выделывавших до 62 тыс. пуд. пряжи. Нормаобщегодовой выработки кренгольмского прядильщика достигла 930 руб., или на44 % превышала общероссийскую. Второе, бумаготкацкое отделение былооснащено 800 механическими станками, где было занято до 700 рабочих,вырабатывавших приблизительно 130 тыс. кусков миткаля, общегодовая нормавыработки которых на 20 % превышала норму выработки на фабриках Московскогорайона. В последующие годы это предприятие непрерывно расширяется, широкоиспользуя льготы, предоставлявшиеся учредителям царским правительством, втом числе 10-летнее освобождение от оплаты гильдейских платежей,беспошлинный ввоз оборудования, сырья и пр. В 50-е годы значительный сдвигпроизошел в становлении фабричного бумагопрядения на хлопчатобумажныхпредприятиях Московского промышленного района, где происходилареконструкция предприятий на базе современной механизации и усилениепаровой энергетики фабрик. В 1860 г. в бумагопрядильном производстве Московской губ. было занято до37 % рабочих всей хлопчатобумажной промышленности, которые вырабатывали до24 % всей стоимости годовой продукции российского бумагопрядения, в товремя как петербургские прядильщики, составлявшие 22 % всех занятых рабочихэтой отрасли, давали 39 % всей стоимости годовой продукции в связи сбольшей технической оснащенностью и паровой энерговооруженностьюпредприятий. Всего в хлопчатобумажной промышленности России в 1861 г. имелосьприблизительно до 10 тыс. механических станков. Таким образом, на долюмосковской промышленности приходилось около 22 %, а Петербургской — до 39 %^Начало систематического введения механического ткачества не означало ещеконца домашней системы ткацкого производства; Капиталистическаяэксплуатация домашних рабочих-ткачей возрастает в этот период в большихразмерах. Слабый удельный вес машинного труда по сравнению с ручнымпозволял мануфактурным капиталистам успешно конкурировать с фабрикой,продавая подчас на рынках товары по ценам более низким, чем фабричные, и вто же время, получая высокие барыши. В результате развитаядомашнекапиталистическая система в ткацком производстве длительное времяслужила мощным тормозом введения машинного ткачества. В результате если механическое бумагопрядение при самом своем появлениисразу заняло господствующее положение в производстве, то механическоеткачество длительное время далеко уступало ручному, более 80 %хлопчатобумажной продукции производилось ручным способом. Начало массовой механизации бумагопрядения в 50-е годы обусловилонеизбежность технического переворота в отраслях хлопчатобумажногопроизводства. В российской хлопчатобумажной промышленности механизациябумагопрядения в первую очередь способствовала введению машинногопроизводства в ситценабивном деле. Центрами ситценабивного и красильного производства России являлисьМосковская и Владимирская губернии. В конце 50-х годов здесь былососредоточено около 54 % всех российских предприятий этой отрасли с 87 %всех рабочих, производящих 91 % всей продукции. В 50-е годы усиливается процесс концентрации ситцевой промышленностиРоссии. Начало технической революции в хлопчатобумажном производстве немогло не оказать революционизирующего влияния и на другие отраслитекстильной промышленности. Внедрение машин в бумагопрядение вситцепечатное дело, вызванное здесь повышением производительности труда, аследовательно, и резкое снижение цен на бумажные товары, способствовалипрочному завоеванию хлопчатобумажной продукцией внутреннего рынка изначительному вытеснению всех других текстильных товаров. Все этостимулировало другие отрасли, в первую очередь шерстяную, усилитьперестройку на основе механизации производства. В отличие от бумагопрядильного производства с его наивысшим прогрессоммеханизации шерстопрядение в предреформенную эпоху было механизированочастично и еще не выделилось в самостоятельную отрасль. Вначале низкаяэффективность производительности механического станка по сравнению с ручнымслабо стимулировала капиталистов к машинизации шерстяного производства.Только внедрение паровых двигателей резко усилило эффективность рабочихмашин, ,в том числе и механических ткацких станков. Прогресс механизации хлопчатобумажной и шерстяной промышленности в 50-хгодах XIX в. не мог не отразиться на полотняной промышленности,переживавшей длительный кризис. В эти годы положение меняется в связи сначалом механизации этой отрасли промышленности. Этому способствовализначительное таможенное облегчение возможности импорта льнопрядильных машиниз-за границы при их большом удешевлении в этот период, а также ряд новыхфинансовых льгот правительства предпринимателям механических льнопрядилен. 2.2 Усиление технической перестройки тяжелой промышленности Первые проявления технического переворота в российской промышленностивызвали объективную необходимость в организации массового машинногопроизводства. Длительное время российское машиностроение существовало каквспомогательное производство на предприятиях легкой промышленности иметаллургических заводах. Но в 50-х годах с началом железнодорожногостроительства и развитием пароходства и под влиянием возрастающихтребований развивающейся текстильной промышленности постепенно сталивозникать самостоятельные машиностроительные предприятия. Наибольшееисторическое значение имели заводы, возникшие в эти годы в Петербурге иПоволжье. Ведущая группа машиностроительных заводов России была сконцентрирована вПетербурге. Они были созданы при помощи правительственных субсидий и льгот,выполняя нередко выгодные казенные заказы. В 1860 г. здесь насчитывалось 16предприятий с 6695 рабочими, составлявших 56 % от всех рабочих этойотрасли, вырабатывающих продукцию на 7261 тыс. руб., или более 91% от всейсуммы производства российских механических заводов. К числу крупнейшихмеханических заводов России относился старейший завод Франца Берда, гдестроились пароходы, железнодорожное оборудование, паровые машины дляфабрично-заводской промышленности. В зарождающемся отечественном машиностроении преобладали мелкиепредприятия, значительная часть которых производила сельскохозяйственныемашины, машинное оборудование для бурно развивающегося в эти годысвеклосахарного производства, винокуренной промышленности. К 1861 г.насчитывалось 53 предприятия по изготовлению сельскохозяйственных машин иорудий. При сохранении крепостного строя все попытки модернизации техникипроизводства в базисной отрасли промышленности не могли принестисущественных результатов. Основная металлургическая базаРоссии—горнозаводский Урал продолжал пребывать в кризисном состоянии. 3. Обострение ломки социально-экономической структуры Начало массового внедрения машинного производства в передовых отрасляхпромышленности явилось качественно новым этапом в развитии производительныхсил, резко увеличивших масштабы общественного производства, подчиненногодействию основных экономических законов капитализма. Начало наступательного развития крупной машинной индустрии было связано,как и во всем капиталистическом мире, с ростом хлопчатобумажнойпромышленности, которая явилась своеобразным «рычагом, перевернувшимпромышленность России с мертвой точки на путь более быстрого развития итехнического прогресса». В 50-е годы наметился крупный сдвиг в развитии отечественногомашиностроения, связанного с механизацией производств. Накануне 1861 г. почти все отрасли обрабатывающей промышленности, гдеимелось крупное капиталистическое производство, были захвачены техническойперестройкой. Развитие промышленного капитализма сопровождалось ростомпроизводительности труда. Но в условиях феодально-крепостнической Россиивозможности повышения производительности труда длительное время были крайнеограничены как самой организацией общественного труда, так и низкимсостоянием техники производства. Российская промышленность до середины XIXв. развивалась главным образом экстенсивно, рост техники ипроизводительности труда, за исключением отдельных передовых отраслей, былнезначительным, только отрасли, основывавшиеся на вольнонаемном труде, и впервую очередь хлопчатобумажное производство, дали значительное увеличениепроизводительности за первую половину XIX века. В середине XIX в. с внедрением машинного производства становитсянепреодолимым рост капиталистических отношений, неуклонно завоевывающиходну отрасль промышленности за другой, повсеместно суживая и вытесняяотжившие феодально-крепостнические отношения. Главную роль в этомпрогрессирующем процессе играло всевозрастающее рабочее движение,принимающее массовый характер. Именно с началом промышленной революции в 50-х годах XIX в. связанзначительный подъем рабочего движения в предреформенной России. Аграрно-крестьянская реформа 1861 г. об отмене крепостного праваюридически оформила неуклонно нарастающий процесс развитиякапиталистических производственных отношений. Эта буржуазная реформаявилась решающим моментом ломки общественных отношений в производстве,обусловив превращение их в господствующие. Часть 3 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД (60-70-е годы XIX в.) Падение крепостничества в России, положило начало утверждению нового,капиталистического строя. Система наемного труда стала отныне основойразвития народного хозяйства страны, обусловив действие объективных законовкапиталистического производства — получение прибавочной стоимости инакопление капитала. Этот главный фактор способствовал ускорениюпромышленной революции, в ходе которой в ведущих отраслях экономики сталоутверждаться крупною капиталистическое промышленное производство. Промышленный переворот в России в первые десятилетия после реформыразвивался крайне неравномерно. Наивысшие темпы становления крупноймашинной индустрии наблюдались в ведущих промышленных городских центрах, вто время как в развитие промышленного производства проходило в условияхдлительного сохранения сильнейших пережитков крепостничества «с большойпостепенностью, среди массы переплетающихся, переходных форм». Широкоераспространение получила домашнекапиталистическая система фабрики, что былосвязано с баснословной дешевизной труда закабаленных сельских рабочих,тормозившей технический прогресс большой постепенностью, среди массыпереплетающихся, переходных форм». 3.1 Проблемы транспортной революции Прогрессирующее развитие машинной техники и рост производительности трудавызвали глубокие преобразования в отраслевом и территориальном размещениипроизводительных сил. Центральное место в этом генеральном процессепринадлежало железнодорожному транспорту. Став общим условиемпроизводственного процесса железные дороги стали играть относительносамостоятельную роль мощного фактора, стимулирующего быстрый рост основныхотраслей тяжелой промышленности в странах капитализма. Революция транспорта, вызвав гигантское распространение железных дорог ипарового флота, явилась важнейшей основой циклических подъемов производствамирового капитализма. Железнодорожное строительство в этот период былоглавной сферой массового расширения основного капитала капиталистическогопроизводства в международном масштабе. В отстающих, аграрных странах, к числу которых принадлежала пореформеннаяРоссия, введение железнодорожной системы транспорта явилось поистинепредвестником современной индустрии, могущественнейшим факторомпромышленной революции как в смысле ускорителя разрушениядокапиталистических форм производства, так и в смысле стимулятора созданиясовременной передовой машинной индустрии. После падения крепостного права перестройка экономики России в новых,капиталистических условиях хозяйства в первое пореформенное десятилетиеносила сложный и затяжной характер. Падение производства в начале 60-хгодов распространилось почти на все ведущие отрасли тяжелой и легкойпромышленности. С целью создать постоянный источник финансирования частногожелезнодорожного строительства царское правительство в 1867 г. создалоспециальный кредитный «железнодорожный фонд» формально обособленный отгосударственного бюджета.. Главным источником его пополнения являлисьоблигационные железнодорожные займы с правительственной гарантией дохода наобщую сумму в 600 млн. руб., выпускаемые на лондонском и парижском денежныхрынках по ростовщически низким курсам. Из средств этого фонда царская казнапокупала акции частных железных дорог, выдавала всевозможные ссуды,субсидии и «вспомоществования» учредителям и правлениям железнодорожныхобществ, доплачивала казенные заказы, выдавала премии за выделку рельсов иподвижной состав заводам. Массовому привлечению иностранного ссудного капитала в железнодорожноедело России способствовала благоприятная конъюнктура заграничного денежногорынка в период промышленного подъема 1868—1872 гг. с его повсеместнымакционерным учредительством, кредитной экспансией, грюндерством и биржевойспекуляцией. Этот период вошел в историю российского капитализма подназванием концессионной горячки. Железнодорожное строительство приобрелохарактер спекулятивного грюндерства на основе массового расхищениягосударственных средств. Железнодорожная горячка вызвала появление целойкогорты крупнейших капиталистических воротил — железнодорожных «королей»,тесно связанных с банками, иностранным капиталом, правительственнойбюрократией и придворными кругами. За 1861— 1880 гг. протяженность железных дорог выросла в 14 раз,достигнув 21 тыс. верст. В результате была создана первая разветвленнаяжелезнодорожная сеть Европейской России с центром; в Москве, котораяделилась на четыре основных, взаимосвязанных между собой узла железныхдорог: Московский, Прибалтийский, Азово-Черноморский и Западный. Московскийжелезнодорожный узел стал главным центром сети российских железных дорог, внего входило 18 линий длиной в 8 тыс. км. Чрезвычайно важное значение для развивающейся капиталистической экономикиРоссии имело создание железнодорожной сети в Южном горнопромышленном районеРоссии. Железнодорожная сеть в Южном горнопромышленном районе создаваласьнесколькими этапами. Первый из них приходится на конец 60-х и 70-е годы XIXв., когда была завершена постройка первых южных железнодорожныхмагистралей, связавших Донецкий бассейн с промышленным Центром и вывознымипортами на Черном и Азовском морях. В 1878 г было завершено строительствоХарьково-Николаевской магистрали, связывавшей промышленные центры НижнегоПриднепровья с общей железнодорожной сетью страны. К концу 60-х годов XIX в. железнодорожный транспорт стал заниматьрешающее место в грузообороте России. Из года в год железнодорожныеперевозки наращивали свои темпы и объем, вытесняя речной транспорт навторостепенные позиции. В 1861—1877 гг. грузооборот на железных дорогахвозрос в 25 раз, а на речном транспорте всего лишь на 59 %. Эти показателисвидетельствуют об относительной слабости развития речного пароходства вэтот период. Подавляющее число пароходов было сосредоточено на главнойводной артерии страны — Волге и Волжском бассейне. Внедрение усовершенствованной техники в пароходное дело на Волгепозволило крупным акционерным компаниям захватить важные позиции в развитиисрочного товаро-пассажирского пароходства.Однако до середины 80-х годовтехнический прогресс водного транспорта России тормозился из-замалорентабельного древесного топлива, используемого повсеместно речнымипароходами. Создание первой сети железных дорог в пореформенной России превратиложелезнодорожный транспорт в важнейшую отрасль общественного производства,от уровня развития его организации, техники и экономики стала зависетьторгово-промышленная жизнь капиталистически развивающейся страны. С конца 70-х годов остро встал вопрос о коренной реорганизациижелезнодорожного хозяйства в плане его централизации и огосударствления. 2. Утверждение текстильной фабрики В начале пореформенной эпохи российская текстильная промышленность вцелом находилась на мануфактурной стадии развития. Здесь были накопленызначительные капиталы и сложились первые кадры квалифицированной рабочейсилы, имелся широкий рынок сбыта надежно защищенный охранительнымитаможенными пошлинами. Капитал, вложенный в текстильное производство,оборачивался быстрее и давал более эффективный результат, чем на фондоемкихпредприятиях тяжелой промышленности. Эти важные факторы обеспечивалибольшие и надежные прибыли, привлекали в эту ведущую отрасль экономикизначительные внутренние и иностранные капиталы, способствуя быстромуразвитию текстильной промышленности в пореформенную эпоху. Среди отраслей текстильной промышленности пореформенной России ведущимпродолжало оставаться передовое хлопчатобумажное производство. Наканунереформы 1861 г. на предприятиях хлопчатобумажной отрасли былосконцентрировано свыше 54 % всех рабочих-текстильщиков, производивших до 68% всей ценности производства текстильной промышленности России. В 1879 г.хлопчатобумажное производство продолжало сохранять ведущих позиции: здесьбыл сосредоточен 51 % всех рабочих текстильщиков, производивших 55,4 %ценности текстильного производства. Широкое применение системы домашнекапиталистического труда в Центральномпромышленном районе тормозило технический прогресс хлопчатобумажногопроизводства. В общем, выводе тканье наших бумажных материй, — отмечалось вофициальном обзоре 1871 г.,— как в отношении устройства ткацких станков,так и в отношении скорости работы находится еще далеко не на той степенисовершенства, как за границею... Машинное же тканье и понынераспространялось в России еще мало. Низкий уровень техники поддерживался стабильно высокими ценами нахлопчатобумажные изделия на внутреннем рынке, на котором господствующиепозиции принадлежали крупному капиталу, диктующему цены. Низкий уровень техники поддерживался стабильно высокими ценами нахлопчатобумажные изделия на внутреннем рынке, на котором господствующиепозиции принадлежали крупному капиталу, диктующему цены. Несмотря на широкое использование крепостнических пережитков крупнымкапиталом, в ходе капиталистической конкуренции и развивавшегося рабочегодвижения усиливались объективные процессы, обусловливающие внедрениесистемы машин и механизации труда на хлопчатобумажных фабриках. За 14тлет,с 1866 по 1879 г., коренной поворот в становлении фабричио-машинногопроизводства в хлопчатобумажной промышленности вызвал падение удельноговеса ручных станков в производстве «фабричных» тканей более чем в 3 раза,численность ручных ткачей/на централизованных мануфактурах сократилась на53 %. На комбинированных прядильно-ткацких фабриках за 1866— 1879 гг. числомеханических ткацких станков возросло на 160,3 %, на среднихмеханизированных ткацких фабриках число механических ткацких станковвозросло за указанный период на 422,7 %, что свидетельствует о крупныхпроцессах перестройки этой отрасли. С 1859 по 1879 г., число механических ткацких станков на цензовыхпредприятиях увеличилось в 5,6 раза, а число ручных сократилось в 4,2 раза. В 70-е годы особенно характерны экстенсивным развитием промышленнойреволюции, когда все больше и больше промышленных селений втягиваются всложноподчиненную систему зависимости от крупного капиталистическогопроизводства. Таким образом, становление крупного фабричного производства в развитойхлопчатобумажной промышленности в первые пореформенные десятилетиясопровождалось двумя противоречивыми процессами: с одной стороны, в ходеобострившейся конкурентной борьбы усилилась массовая ликвидациясамостоятельных мануфактурных предприятий, а с другой — крупный фабричныйкапитал широко использовал выгодную ему систему ручного труда домашнихзакабалённых рабочих. Общие условия развития российского капитализма, отягощенного пережиткамикрепостничества, давили даже на такую передовую отрасль промышленности, какхлопчатобумажное производство, в значительной степени обусловливаяживучесть отсталых форм и застойность капиталистической организациипроизводства. Это явление нашло свое отражение в низкой энерговооруженноститруда, слабых темпах модернизации технического оборудования и застойностипроизводительности в общероссийских масштабах. Защищенные стеной покровительственных таможенных тарифов от иностраннойконкуренции, российские капиталисты в условиях слабости рабочего Движения икрайней дешевизны рабочей силы предпочитали экстенсивные формы развитияпредприятий, связанные с максимальной эксплуатацией живого труда идлительным использованием промышленного оборудования. В результате в первыйпореформенный период развития российского капитализма главной тенденциейроста промышленного производства являлся непрерывный рост абсолютного числарабочих в текстильной промышленности при низких темпах машино-, фондо- иэнерговооруженности труда. В отличие от западноевропейских стран, где внедрение машинногопроизводства сопровождалось резким падением цен на фабричную продукцию, вРоссии крупный капитал широко использовал выгоды охранительного таможенногопротекционизма и господствовал на внутреннем рынке. Внедрение машинногопроизводства в хлопчатобумажной промышленности России значительно удешевилосебестоимость продукции, однако цены на внутреннем рынке держались наотносительно высоком уровне. Текстильная промышленность России в 60-70-х годах XIX в. переживаласложный переходный период от мануфактуры к фабрике. 3. Трудности перестройки тяжелой промышленности В первые пореформенные десятилетия наиболее сложно и противоречиво шлатехнико-экономическая перестройка предприятий тяжелой индустрии, являвшихсяосновой военно-промышленного потенциала страны. Длительный застой иотсталость производства были характерны для базисной отрасли — чернойметаллургии России. К концу 60-х годов восемь обширных горнозаводских округов Урала оказалисьполностью несостоятельными и были переданы в казенное управление либо вказенную опеку. Только к 1870 г. уральские частные заводы достигли уровня1860 г. по выпуску чугуна, а железа лишь к 1872 г. Резкий подъемгорнозаводской промышленности, возможно, было осуществить только на основесовременной технической реорганизации производства. Н




Похожие:

Промышленный переворот в России icon1. Промышленный переворот в Англии 4 Промышленный переворот во Франции 14
В XVIII в в Западной Европе все еще продолжали господствовать феодальные отношения или их довольно заметные пережитки. Но завершение...
Промышленный переворот в России iconПромышленный переворот в россии в XIX в.: Этапы, особенности
Первый подъем: Наибольший рост: текстильная, сахарная (раньше перешли на вольнонаемный труд)
Промышленный переворот в России iconА. Смит и промышленный переворот

Промышленный переворот в России iconПромышленный переворот в США

Промышленный переворот в России iconПромышленный переворот в Англии

Промышленный переворот в России iconАнглия: промышленный переворот

Промышленный переворот в России iconПромышленный переворот в Англии

Промышленный переворот в России iconПромышленный переворот, капиталистическая индустриализация и ее особенности в Германии

Промышленный переворот в России iconПромышленный переворот в Англии
Интенсификация сельскохозяйственного производства, развитие капиталистического фермерства
Промышленный переворот в России icon1. 1 Процесс первоначального накопления капитала Промышленный переворот и капиталистическая индустриализация
Причины и характер Мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. "Новый курс" Ф. Рузвельта
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы