Русская Правда icon

Русская Правда



НазваниеРусская Правда
Дата конвертации04.07.2012
Размер218,81 Kb.
ТипРеферат
Русская Правда


Общая характеристика Русской Правды. СОДЕРЖАНИЕ:ВВЕДЕНИЕ 2 РАЗДЕЛ I. «Русская Правда»: общая характеристика документа 2 1.1.Источники древнерусского права. 5 1.2.Правовое положение населения. 14ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22I. «Русская Правда»: общая характеристика документаВВЕДЕНИЕ Крупнейшим памятником древнерусского права и основнымправовым документом Древнерусского государства был сборник правовыхнорм ,получивший название Русской Правды , сохранивший свое значение ив более поздние периоды истории . Ее нормы лежат в основе Псковской иНовгородской судных грамот и последующих законодательных актов не только русского, но и литовского права . До наших дней дошло более стасписков Русской Правды . Первоначальный текст Русской Правды ксожалению до нас не дошел . Первый текст был обнаружен иподготовлен к печати известным российским историком В.Н. Татищевым в1738 г. Название памятника отлично от европейских традиций , гдеаналогичные сборники права получали чисто юридические заголовки -закон , законник . На Руси в это время были известны понятия«устав» , «закон» , «обычай» , но документ обозначен легально-нравственным термином « Правда » . Он представляет собой целыйкомплекс юридических документов X I - XII вв., составными частямикоторого являлись Древнейшая Правда (около 1015 г.) , ПравдаЯрославичей (около 1072 г.) , Устав Мономаха (около 1120-1130 гг.).Русская Правда в зависимости от редакции подразделяется на Краткую ,Пространную и Сокращенную. Краткая Правда - древнейшая редакция Русской Правды , котораясостояла из двух частей. Её первая часть была принята в 30-е гг. XI в. . Место издания этой части Русской Правды спорно , летописьуказывает на Новгород , но многие авторы допускают , что онабыла создана в центре земли Русской - Киеве и связываютее с именем князя Ярослава Мудрого ( Правда Ярослава ) . Она включала в себя 18 статей (1- 18 ) и целиком посвященауголовному праву . Скорее всего, она возникла во время борьбы запрестол между Ярославом и его братом Святополком ( 1015 – 1019 гг. ). Наемная варяжская дружина Ярослава вступила в конфликт сновгородцами, сопровождавшийся убийствами и побоями. Стремясьурегулировать ситуацию, Ярослав задобрил новгородцев « дав им Правдуи устав списав, тако рекши им: по ее грамоте ходите» За этимисловами в Новгородской 1 летописи помещен текст Древнейшей Правды.Характерными особенностями первой части Русской Правды являютсяследующие : действие обычая кровной мести , отсутствие четкойдифференциации размеров штрафов в зависимости от социальнойпринадлежности потерпевшего . Вторая часть была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов после подавлениявосстания низов 1086 г. и получила название ПравдыЯрославичей . Она состояла из 25 статей ( 19- 43 ) , но внекоторых источниках статьи 42-43 являются отдельными частями иименуются соответственно: Покон вирный и Урок мостников. В еезаголовке указано, что сборник разрабатывался тремя сыновьямиЯрослава Мудрого при участии крупнейших лиц из феодальногоокружения. В текстах есть уточнения, из которых можно заключить, что сборник утвержден не ранее года смерти Ярослава (1054 г.) и непозднее 1077 г. (год смерти одного из его сыновей ) Вторая часть Русской Правды отражает процесс развитияфеодальных отношений : отмена кровной мести , защита жизни иимущества феодалов повышенными мерами наказания . Большая часть статейКраткой Правды содержит нормы уголовного права и судебного процесса. Пространная Правда была составлена после подавления восстанияв Киеве 1113 год. Она состояла из двух частей - Суда Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Пространная редакция РусскойПравды содержит 121 статью. Пространная Правда - это более развитый кодекс феодальногоправа, в котором закреплялись привилегии феодалов, зависимое положениесмердов, закупов, бесправие холопов. Пространная Правда свидетельствовалао процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяямного внимания охране права собственности на землю и другоеимущество. Отдельные нормы Пространной Правды определяли порядокпередачи имущества по наследству , заключения договоров.Большинство же статей относятся к уголовному праву и судебномупроцессу. Сокращенная Правда сложилась в середине XV в. из переработанной Пространной Правды. Бесспорно , что , как и любой другой правовой акт , РусскаяПравда не могла возникнуть на пустом месте , не имея под собойосновы в виде источников права . Мне остается перечислить ипроанализировать эти источники , оценить их вклад в создание Русской Правды . Хочется добавить , что изучение процесса права имеет нетолько чисто познавательный , академический , но и политико-практический характер . Оно позволяет глубже понять социальнуюприроду права, особенности и черты , дает возможностьпроанализировать причины и условия возникновения и развития .1.1. ИСТОЧНИКИ ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА Древнейшим источником любого права, в том числе и русского,является обычай , то есть такое правило, которое исполнялось в силу многократного применения и вошло в привычку людей. В родовомобществе не было антагонизмов, потому обычаи соблюдалисьдобровольно. Отсутствовали специальные органы для охраны обычаев отнарушения. Обычаи изменялись очень медленно, что вполнесоответствовало темпам изменения самого общества. Первоначально правоскладывалось как совокупность новых обычаев, к соблюдению которыхобязывали зарождающиеся государственные органы, и прежде всего суды.Позднее правовые нормы ( правила поведения ) устанавливались актамикнязей. Когда обычай санкционируется государственной властью, онстановится нормой обычного права.В IX – X веках на Руси действовала как раз система норм устного, обычного права. Часть этих норм, к сожалению, не былазафиксирована в дошедших до нас сборниках права и летописях . о них можно лишь догадываться по отдельным фрагментам в литературныхпамятниках и договорах Руси с Византией X века. Одним из самых известных древнерусских правовых памятников тоговремени , в котором эти нормы нашли отражение , как я ужеупоминал в введении, является крупнейший источник древнерусскогоправа - Русская Правда. Источниками ее кодификации явились нормыобычного права и княжеская судебная практика .К числу норм обычногоправа зафиксированные в Русской Правде относятся прежде всегоположения о кровной мести ( ст. 1 КП ) и о круговой поруке . (ст.20 КП ). Законодатель проявляет различное отношение к этим обычаям:кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) иливовсе отменить, заменив денежным штрафом – вирой (наблюдается сходствос «Салической правдой» франков, где кровная месть также была замененаденежным штрафом) ; в отличие от кровной мести круговая порукасохраняется как мера , связывающая всех членов общиныответственностью за своего члена, совершившего преступление ( «Дикаявира» налагалась на всю общину ) В нашей литературе по истории русского права нет единогомнения о происхождении Русской Правды. Одни считают ее не официальнымдокументом, не подлинным памятником законодательства, а приватнымюридическим сборником, составленным каким-то древнерусским законоведом или группой законоведов для своих личных целей.. Другие считаютРусскую Правду официальным документом, подлинным произведениемрусской законодательной власти, только испорченной переписчиками,вследствие чего появилось множество различных списков Правды,которые различаются количеством, порядком и даже текстом статей.Одним из источников Русской Правды был Закон Русский (нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуальногоправа). До сих пор не прекращаются споры о его сущности. В историирусского права нет единого мнения об этом документе. По мнениюнекоторых историков, сторонниками норманнской теории происхожденияДревнерусского государства , Закон Русский являлся скандинавским правом ,а известный российский историк В.О. Ключевский считал, что Закон Русскийявлялся «юридическим обычаем» , а в качестве источника Русской Правдыпредставляет собой не « первобытный юридический обычай восточных славян , аправо городской Руси , сложившееся из довольно разнообразных элементов в 9-11 веках.» По мнению других историков Закон Русский являлся обычнымправом , создававшимся на Руси в течение веков и отражал отношениясоциального неравенства и был правом раннефеодального общества ,находящегося на более низкой стадии феодализации , чем та , на которойвозникла Древнейшая Правда. Закон Русский был необходим для поведениякняжеской политики, в присоединенных славянских и неславянских землях. Онпредставлял собой качественно новый этап развития русского устногоправа в условиях существования государства. Известно, что он также частично отражен в договорах Руси с греками. Договоры с греками – совершено исключительный по важностиисточник, позволивший исследователю проникнуть в тайны Руси IX – Xвеков. Договоры эти – ярчайший показатель высокого международногоположения Древнерусского государства, они являются первымидокументами истории Руси средних веков. Само их появление говорито серьезности отношений между двумя государствами, о классовомобществе, а детали достаточно ясно знакомят нас с характеромнепосредственных отношений Руси с Византией. Это объясняется тем .что на Руси был уже мощный класс, заинтересованный в заключениидоговоров. Они были нужны не крестьянским массам, а князьям, боярам и купцам. В нашем распоряжении их четыре : 907, 911, 944 , 972годов. В них много внимания уделено регулированию торговыхотношений, определению прав, которыми пользовались русские купцы вВизантии, а так же норм уголовного права . Из договоров с греками,мы имеем частное имущество, которым его собственник вправераспоряжаться и между прочим передавать его по завещанию . По мирному договору 907 года византийцы обязались выплатитьРуси денежную контрибуцию, а затем ежемесячно уплачивать еще идань, предоставлять для приходящих в Византию русских послов икупцов, как и для представителей других государств, определенноепродовольственное содержание . Князь Олег добился для русских купцовправа беспошлинной торговли на византийских рынках . Руссы дажеполучили право мыться в константинопольских банях , до этого ихмогли посещать только свободные поданные Византии. Договорбыл закреплен во время личной встречи Олега с византийскимимператором Львом VI. В знак окончания военных действий, заключения мира,Олег повесил свой щит на воротах города. Таков был обычай многих народоввосточной Европы. Этот договор представляет нам россиян уже не дикимиварягами, но людьми, которые знают святость чести и народных торжественныхусловий, имеют свои законы, утверждающие безопасность личную,собственность, право наследия, силу завещаний, имеют торговлю внутреннюю ивнешнюю.В 911 году Олег подтвердил свой мирный договор с Византией. Входе длительных посольских договоров был заключен первый в историивосточной Европы развернутый письменный договор между Византией иРусью. Этот договор открывался многозначной фразой : «Мы от родарусского … посланные от Олега великого князя русского и от всех кто под рукой его - светлых и великих князей и его великих бояр…» В договоре подтверждены “мир и любовь” между двумя государствами. В13-ти статьях стороны договорились по всем интересующим их экономическим,политическим, юридическим вопросам, определили ответственность своихподданных в случае совершения ими каких-либо преступлений. В одной изстатей шла речь о заключении между ними военного союза. Отныне русскиеотряды регулярно появлялись в составе византийского войска во время егопоходов на врагов. Надо отметить, что между именами 14 вельмож,употребленных великим князем для заключения мирных условий с греками, нетни одного славянского. Ознакомившись с этим текстом, можно подумать, чтотолько варяги, окружали наших первых государей и пользовались ихдоверенностью, участвуя в делах правления. Договор 944 года упоминает всех русских людей для того, чтобы крепче подчеркнуть непосредственно следующую за этой фразой мысльоб обязательности договоров для всех русских людей. Не от именивече заключались договоры, а от имени князя и боярства . Сейчас мыможем не сомневаться , что все эти знатные и обличенные властьюмужи были крупными землевладельцами, не со вчерашнего дня, аимеющими свою длительную историю, успевшими окрепнуть в своихвотчинах. Об этом говорит тот факт, что со смертью главы семьи воглаве такого знатного дома становилась его жена. Русская Правдаподтверждает это положение: « Что на ню муж возложил, тому же есть госпожа » ( Троицкий список , ст. 93 ) . Значительная часть норм обычного устного права в обработанном виде вошла в РусскуюПравду. Например, статья 4 договора 944 года в целом отсутствует вдоговоре 911 года, где установлено вознаграждение за возвращениебеглого челядина, но аналогичное установление включено в Пространную Правду (ст 113). Анализируя русско-византийские договоры , нетрудноприйти к выводу, что о ни о каком господстве византийского праване может быть и речи . В них или дается так называемоедоговорное , на основе компромисса между русским и византийскимправом ( типичным примером является норма об убийстве ) илипроводятся принципы русского права - закона русского, как это мынаблюдаем в норме об ударах мечом « Аще ли ударить мечем илибьет кацем или сосудом , за то ударение или бьенье да вдасть литр 5 сребра по закону Русскому » или в норме о краже имущества .Они свидетельствуют о достаточно высоком развитии наследственногоправа на Руси . Но особое влияние на развитие права древней Руси , я считаю оказало принятие Русью христианства. В 988 году, во время княжения вКиеве князя Владимира, происходит так называемое "Крещение Руси". Процессперехода Руси в новую веру протекает постепенно, сталкиваясь сопределёнными трудностями, связанными с переломом старого, устоявшегосямировоззрения и нежеланием части населения переходить в новую веру. В конце X - начале XI века вместе с новой религией на языческую Русьприходят новые законодательные акты, преимущественно византийские июжнославянские, содержащие в себе фундаментальные основы церковного -византийского права, которое впоследствии стало одним из источниковизучаемого мною правового памятника. В процессе укрепления позицийхристианства и его распространения на территории Киевской Руси особоезначение принимает ряд византийских юридических документов - номоканонов,т.е. объединений канонических сборников церковных правил христианскойцеркви и постановлений римских и византийских императоров о церкви.Наиболее известными из них являются: а) Номоканон Иоанна Схоластика, написанный в VI веке и содержащий всебе важнейшие церковные правила, разбитые на 50 титулов, и сборниксветских законов из 87 глав; б) Номоканон 14 титулов; в) Эклога, изданная в 741 году Византийским императором ЛьвомИосоврянином и его сыном Константином, посвящённая гражданскому праву (16титулов из 18) и регулировавшая в основном феодальное землевладение; г) Прохирон, изданный в конце VIII века императором Константином,называвшийся на Руси Градским Законом или Ручной Книгой законов; д) Закон Судный Людем, созданный болгарским царём Симеоном. Со временем эти церковно-юридические документы, называвшиеся на РусиКормчими Книгами, принимают силу полноправных законодательных актов, авскоре за их распространением начинает внедряться институт церковных судов,существующих наряду с княжескими. А сейчас следует более подробно описатьфункции церковных судов. Со времени принятия христианства русской Церквибыла предоставлена двоякая юрисдикция. Во-первых, она судила всех христиан,как духовных лиц, так и мирян, по некоторым делам духовно-нравственногохарактера. Такой суд должен был осуществляться на основе номоканона,привезённого из Византии и на основании церковных уставов, изданных первымихристианскими князьями Руси Владимиром Святославовичем и ЯрославомВладимировичем. Второй же функцией церковных судов было право суда надхристианами (духовными и мирянами), по всем делам: церковным и нецерковным, гражданским и уголовным. Церковный суд по не церковнымгражданским и уголовным делам, простиравшийся только на церковных людей,должен был производиться по местному праву и вызывал потребность вписьменном своде местных законов, каким и явилась Русская Правда. Я бы выделил две причины необходимости создания такого свода законов:1) Первыми церковными судьями на Руси были греки и южные славяне, незнакомые с русскими юридическими обычаями, 2) В русских юридических обычаяхбыло много норм языческого обычного права, которые зачастую несоответствовали новой христианской морали, поэтому церковные судыстремились если не совсем устранить, то хотя бы попытаться смягчитьнекоторые обычаи, наиболее претившие нравственному и юридическому чувствухристианских судей, воспитанных на византийском праве. Именно эти причиныподтолкнули законодателя к созданию изучаемого мною документа.Я считаю, что создание писаного свода законов непосредственно связано спринятием христианства и введением института церковных судов. Ведь раньше,до середины XI века княжескому судье не был необходим писаный свод законов,т.к. ещё были крепки древние юридические обычаи, которыми князь и княжескиесудьи руководствовались в судебной практике. Также господствовалсостязательный процесс (пря), при котором тяжущиеся стороны фактическируководили процессом. И, наконец, князь, обладая законодательной властью,мог в случае необходимости восполнить юридические пробелы или разрешитьказуальное недоумение судьи. Также для большей убедительности утверждения о том, что на созданиеРусской Правды оказали влияние памятники церковно-византийского права,можно привести следующие примеры: 1) Русская Правда умалчивает о судебных поединках, несомненно,имевших место в русском судопроизводстве XI - XII веков, утвердившихся ещёв указанном мною ранее "Законе Русском". Также замалчиваются и игнорируютсямногие другие явления, имевшие место быть, но противоречившие Церкви, либодействия, подпадавшие под юрисдикцию церковных судов, но на основании неРусской Правды, а церковных законоположений (например, обида словом,оскорбление женщин и детей и др.). 2) Даже своим внешним видом Русская Правда указывает на своюсвязь с византийским законодательством. Это небольшой кодекс вроде Эклоги иПрохирона (синоптический кодекс). В Византии по традиции, шедшей от римской юриспруденции, усерднообрабатывалась особая форма кодификации, которую можно назвать кодификациейсиноптической. Образец её был дан Институциями Юстиниана, а дальнейшимиобразчиками являются соседи Русской Правды по Кормчей книге - Эклога иПрохирон. Это - краткие систематические изложения права, скореепроизведения законоведения, чем законодательства, не столько уложения,сколько учебники, приспособленные к легчайшему познанию законов. Сравнивая Русскую Правду с памятниками византийского церковногоправа, суммируя вышеизложенные наблюдения, я пришел к выводу, что текстРусской Правды сложился в среде не княжеского, а церковного суда, в средецерковной юрисдикции, целями которой и руководствовался в своей работесоставитель данного памятника права.Русская Правда принадлежит к числу крупнейших юридических произведенийсредневековья. По времени своего возникновения она является древнейшимпамятником славянского права, целиком основанным на судебной практикевосточных славян. Еще Прокопий Кессарийский в VI веке заметил, что уславян и антов “вся жизнь и узаконения одинаковы”. Конечно, подразумеватьздесь под “узаконении” Русскую Правду нет никаких оснований, но признатьналичие каких-то норм, по которым текла жизнь антов и которые запоминалисьзнатоками обычаев и сохранялись родовыми властями необходимо. Недаромрусское слово “закон” перешло к печенегам и было у них в обиходе в XIIвеке. Можно с уверенностью сказать, что кровная месть была хорошо известнав то время, хотя и в урезанном виде в Русской Правде. Не приходитсясомневаться и в том, что родовая община с обычаями в процессе разложения,происходящим под влиянием развития института частной собственности наземлю, превратилась в общину соседскую с определенным кругом прав иобязанностей. Эта новая община нашла отражение в Русской Правде. Всепопытки доказать какое - либо влияние на Русскую Правду со сторонывизантийского, южнославянского, скандинавского законодательства оказалисьсовершенно бесплодными. Русская Правда возникла целиком на русской почве ибыла результатом развития русской юридической мысли X -XII веков.1. 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ Все феодальные общества были строго стратифицированы, то есть состояли из сословий, права и обязанности, которых четкоопределялись законом, как неравные по отношению друг к другу ик государству. Иными словами, каждое сословие имело свой юридический статус. Было бы большим упрощением рассматривать феодальноеобщество с точки зрения эксплуататоров и эксплуатируемых. Сословиефеодалов, составляя боевую силу княжеских дружин, несмотря на всесвои материальные выгоды, могло потерять жизнь – самое ценное – прощеи вероятнее, нежели бедное сословие крестьян. Класс феодаловформировался постепенно . В него входили князья, бояре, дружина,местная знать, посадники, тиуны . Феодалы осуществляли гражданскоеуправление и отвечали за профессиональную военную организацию. Онибыли взаимно связаны системой вассалитета, регулирующей права иобязанности друг перед другом и перед государством. Дляобеспечения функций управления население платило дань и судебныештрафы . Материальные потребности военной организации обеспечивалисьземельной собственностью. Феодальное общество было религиозно-статичным, не склонным крезкой эволюции. Стремясь закрепить эту статичность, государствоконсервировало отношения с сословиями в законодательном порядке. В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовоеположение отдельных групп населения. Особое место занимает личностькнязя . Он рассматривается в качестве физического лица , чтосвидетельствует о его высоком положении и привилегиях . Но дальшепо ее тексту достаточно трудно провести грань, разделяющую правовой статус правящего слоя и остальной массы населения.. Мы находимлишь два юридических критерия, особо выделяющих эти группы всоставе общества : нормы о повышенной (двойной ) уголовнойответственности – двойная вира ( 80 гривен ) за убийство представителя привилегированного слоя ( ст. 1 ПП ) княжескихслуг, конюхов , тиунов , огнищан. Но о самих боярах и дружинникахкодекс молчит . Вероятно, за посягательство на них применяласьсмертная казнь. В летописях неоднократно описывается применениеказни во время народных волнений. И также нормы об особом порядке наследования недвижимости (земли) для представителей этого слоя(ст.91 ПП). В феодальной прослойке раннее всего произошла отменаограничений на женское наследование. В церковных уставах за насилиенад боярскими женами и дочерьми устанавливаются высокие штрафы от 1до 5 гривен серебра. Также ряд статей защищает собственность феодалов. Устанавливается штраф в 12 гривен за нарушение земельной межи ,также штрафы взимаются за разорение пчельников , боярских угодий ,за кражу ловчих соколов и ястребов. Основная масса населения разделялась на свободных и зависимыхлюдей , существовали также промежуточные и переходные категории.Городское население делилось на ряд социальных групп: боярство,духовенство, купечество. «низы» ( ремесленники, мелкие торговцы,рабочие и пр. ) В науке вопрос о его правовом положении вдолжной мере не решен из-за недостатка источников. Трудноопределить, в какой степени население русских городов пользовалосьгородскими вольностями, аналогичными европейским., способствующих и вдальнейшем развитию капитализма в городах. По подсчетам историкаМ.Н. Тихомирова, на Руси в до монгольский период существовало до300 городов. Городская жизнь была настолько развита, что это позволилоВ.О. Ключевскому выступить с теорией «торгового капитализма» в ДревнейРуси. М.Л. Тихомиров полагал, что на Руси «воздух города делал человекасвободным», и в городах скрывалось множество беглых холопов. Свободные жители городов пользовались правовой защитой РусскойПравды, на них распространялись все статьи о защите чести, достоинства ижизни. Особую роль играло купечество. Оно рано начало объединяться вкорпорации (гильдии), называвшиеся сотнями. Обычно «купеческое сто»действовало при какой-либо церкви. «Ивановское сто» в Новгороде было однойиз первых купеческих организаций Европы. Юридически и экономически независимой группой были такжесмерды – общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинноститолько в пользу государства). . В науке существует ряд мнений о смердах, их считаютсвободными крестьянами, феодально - зависимыми, лицами рабскогосостояния, крепостными и даже категорией сходной с мелкимрыцарством. Но основная полемика ведется по линии: свободные илизависимые (рабы). Многие историки, например С.А. Покровский ,рассматривают смердов , как простолюдинов, рядовых граждан, вездевыставляемых Русской Правдой, свободным неограниченным в своейправоспособности человеком. Так С.В. Юшков видел в смердах особыйразряд закрепощенного сельского населения, а Б.Д. Греков считал, что были смерды зависимые и смерды свободные. А.А. Зимин отстаивал идею о происхождении смердов от холопов.Важное место в обосновании мнений имеют две статьи Русской Правды. Статья 26 Краткой Правды, устанавливающая штраф за убийстворабов, в одном прочтении гласит : «А в смерде и в холопе 5гривен» ( Академический список ) В Археографическом списке читаем : «А всмерди в холопе 5 гривен» В первом прочтении получается, что вслучае убийства смерда и холопа выплачивается одинаковый штраф. Из второго списка следует, что смерд имеет холопа, которого убивают. Разрешить ситуацию невозможно. Статья 90 Пространной Правды гласит: « Если смерд умрет, тонаследство князю; если будут дочери у него, то дать имприданное» Некоторые исследователи трактуют ее в том смысле, чтопосле смерти смерда его имущество переходило целиком к князю и ончеловек « мертвой руки» , то есть не способный передаватьнаследство. Но дальнейшие статьи разъясняют ситуацию- речь идетлишь о тех смердах, которые умерли, не имея сыновей, аотстранение женщин от наследства свойственно на определенном этапевсем народам Европы. Из этого мы видим , что смерд вместе семьей вел хозяйство. Однако трудности определения статуса смерда на этом некончаются. Смерд по другим источникам , выступает, как крестьянин ,владеющий домом, имуществом, лошадью За кражу его коня законустанавливает штраф 2 гривны. За « муку» смерда устанавливаетсяштраф в 3 гривны. Русская Правда нигде конкретно не указывает наограничение правоспособности смердов, есть указания на то , что онивыплачивают штрафы ( продажу) характерные для свободных граждан. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки ипреступления, а также по обязательствам и договорам он нес личнуюи имущественную ответственность , за долги смерду грозило превращениев феодально-зависимого закупа , в судебном процессе , смерд выступалполноправным участником. Русская Правда всегда указывает при необходимости напринадлежность к конкретной социальной группе ( дружинник , холоп ит.д.) В массе статей о свободных людях, именно свободныеподразумеваются , о смердах, речь заходит лишь там, где их статуснеобходимо выделить. Дани, полюдье и прочие поборы подрывали устои общины, имногие ее члены, чтобы уплатить дань сполна и самим как-нибудьпросуществовать были вынуждены иди в долговую кабалу к своимбогатым соседям. Долговая кабала стала важнейшим источникомформирования экономически зависимых людей. Они превращались в челядь и холопов, гнувших спины на своих хозяев и не имевшихпрактических никаких прав Одной из таких категорий были рядовичи(от слова «ряд» – договор) - те кто заключает договор о своемвременном холопском положении, а жизнь его оценивалась в 5 гривн.Быть рядовичем было не всегда плохо, он мог оказаться ключникомили распорядителем.. Более сложной юридической фигурой является закуп.Краткая Правда не упоминает закупа, зато в Пространной Правде помещенспециальный устав о закупах. Закуп- человек, работавший в хозяйстве феодалаза “купу”, заем, в который могли включаться различные ценности: земля,скот, деньги и прочее. Этот долг следовало отработать, причем несуществовало нормативов. Объем работы определялся кредитором. Поэтому снарастанием процентов на заем, кабальная зависимость увеличивалась и моглапродолжаться долгое время. Первое юридическое урегулирование долговыхотношений закупов с кредиторами было произведено в Уставе ВладимираМономаха после восстания закупов в 1113 г. Устанавливались предельныеразмеры процентов на долг. Закон охранял личность и имущество закупа,запрещая господину беспричинно наказывать и отнимать имущество. Если самзакуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой: господинуплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть выдан головой,т.е. превращен в полного холопа. Его правовой статус резко менялся.За попытку уйти от господина не расплатившись закуп обращался вхолопа .В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать тольков особых случаях.: по малозначительным делам ( «в малых исках») или вслучае отсутствия других свидетелей ( « по нужде» ) . Закуп был тойюридической фигурой, которая наиболее ярко иллюстрировала процесс«феодализации», закабаления, закрепощения бывших свободных общинников. В Русской Правде «ролейный» (пахотный) закуп , работавший начужой земле, по своему правовому статусу не отличался от закупа«неролейного». От наемных работников те и другие отличались, вчастности тем, что получали плату за работу впрок, а не послевыполнения. Ролейные закупы, работая на чужой земле, обрабатывали еечастью на господина, частью на себя. Неролейные закупы оказывалиличные услуги господину в его доме. В феодальном хозяйстве широкоприменялся труд рабов- холопов, ряды которых пополнялись пленными, а такжеразорившимися соплеменниками. Положение холопов было крайне тяжким - они“ниже хлеба ржаного ели и без соли от последней нищеты”. Феодальные путыцепко держали человека в рабском положении. Иногда, вконец отчаявшись иизверившись во всех земных и небесных надеждах, холопы пытались разорватьих, поднимали руку на обидчиков- хозяев. Так, в 1066 году, сообщаетНовгородская летопись, был удавлен собственными холопами один из церковныхизуверов епископ Стефан. Холоп - наиболее бесправный субъект права. Егоимущественное положение особое: все, чем он обладал, являлосьсобственностью господина. Его личность как субъекта права не защищаласьзаконом, В судебном процессе холоп не может выступать в качестве стороны. (истца , ответчика, свидетеля ). Ссылаясь на его показания в суде, свободныйчеловек должен был оговориться, что ссылается на “слова холопа”. Законрегламентировал различные источники холопства Русской Правды ипредусматривал следующие случаи: само продажа в рабство, рождение от рабы,женитьба на рабе, “ключничество”, т.е. поступление в услужение к господину,но без оговорки о сохранении статуса свободного человека. Наиболеераспространненым источником холопства, не упомянутым однако ВРусской Правде , был плен. Но если холоп был пленным - “от ративзят”, то соплеменники могли выкупить его. Цена за пленного была высока- 10златников, полновесных золотых монет русской или византийской чеканки. Некаждый надеялся, что заплатят за него такой выкуп. А если раб происходил изсвоего русского рода- племени, тогда ждал он и желал он смерти своегогосподина. Хозяин мог завещанием своим духовным, надеясь искупить земныегрехи, отпустить холопов на волю. После этого превращался холоп впущенника, то есть отпущенного на волю. Холопы стояли на низшей ступени ужеи в те древние времена лестницы социальных отношений. Источники холопствабыли также: совершение преступления( такое наказание, как «поток иразграбление» предусматривало выдачу преступника «головой» , превращениев холопа) , бегства закупа от господина, злостное банкротство ( купецпроигрывает или транжирит чужое имущество ) Жизнь становилась сложнее,дани и оброки увеличивались. Разорение непосильными поборами смердов-общинников породило еще одну категорию зависимых людей- изгоев. Изгой- эточеловек, изгнанный силой тяжелых жизненных обстоятельств из своего круга,разорившийся, потерявший дом, семью, хозяйство. Название изгоя происходит,по-видимому, от древнего глагола “гоить”, равнозначному в старину слову“жить”. Уже само возникновение особого слова для обозначения таких людейговорит о большом количестве обездоленных. Изгойство как социальное явлениешироко распространилось в Древней Руси, и феодальным законодателям пришлосьвключить в своды древних законов статьи об изгоях, а отцам церкви то и делопоминать их в своих проповедях Так что из всего вышеизложеного можно получить некотороепредставление о правовом положении основных категорий населения наРуси. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Бесспорно, Русская Правда является уникальнейшим памятникомдревнерусского права. Являясь первым писаным сводом законов, она, тем неменее, достаточно полно охватывает весьма обширную сферу тогдашнихотношений. Она представляет собой свод развитого феодального права, вкотором нашли отражение нормы уголовного и гражданского права и процесса. Русская Правда является официальным актом. В самом её текстесодержатся указания на князей, принимавших или изменявших закон (ЯрославМудрый, Ярославичи, Владимир Мономах). Русская Правда - памятник феодального права. Она всесторонне защищаетинтересы господствующего класса и откровенно провозглашает бесправиенесвободных тружеников - холопов, челяди. Русская Правда во всех её редакциях и списках является памятникомгромадного исторического значения. На протяжении нескольких веков онаслужила основным руководством при судебном разбирательстве. В том или иномвиде Русская Правда вошла в состав или послужила одним из источниковпозднейших судных грамот: Псковской судной грамоты, Двинской уставнойграмоты 1550 года, даже некоторых статей Соборного Уложения 1649 года.Долгое применение Русской Правды в судебных делах объясняет нам появлениетаких видов пространной редакции Русской Правды, которые подвергалисьпеределкам и дополнениям ещё в XIV и XVI век. Русская Правда настолько хорошо удовлетворяла потребности княжескихсудов, что её включали в юридические сборники вплоть до XV в. СпискиПространной Правды активно распространялись ещё в XV - XVI вв. И только в1497 году был издан Судебник Ивана III Васильевича, заменивший ПространнуюПравду в качестве основного источника права на территориях, объединённых всоставе централизованного Русского государства. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1. ГРЕКОВ Б.Д. Киевская Русь. Политиздат. 1953. 2. ЗИМИН А.А. Холопы на Руси. М. Наука. 1973. 3. ИСАЕВ И. А. История государства и права России. М. 1999. 4. СВЕРДЛОВ М.Б. От закона русского к Русской Правде. М. 1988. 5. ТИХОМИРОВ М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. Издательство Московского Университета. 1953. 6. ХРЕСТОМАТИЯ по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. Под редакцией ТИТОВА Ю.П. и ЧИСТЯКОВА И.О. М. 1990. 7. КЛЮЧЕВСКИЙ В.О. Курс русской истории ч.1 .5-изд .М 8. ЩАПОВ Я.Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси 9- 14 века. 9. ЮШКОВ С.В. Русская Правда: Происхождение, источники, ее значение. М. 1950.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Русская Правда iconРусская правда: общая характеристика документа
Древнейшая Правда ( около 1015 г.), Правда Ярославичей ( около 1072 г. ), Устав Мономаха (около 1120-1130 гг. ). Русская Правда в...
Русская Правда iconРусская правда
Русская Правда была кодексом древнерусского феодального права Ее нормы лежат в основе Псковской и Новгородской судных грамот и последующих...
Русская Правда iconРусская Правда кодекс древнерусского права
Крупнейшими памятником русского права является Русская Правда. Списки Русской Правды дошли до нас в большом количестве но их единая...
Русская Правда iconКафедра правоведения Курсовая работа по Истории государства и права рсфср. На тему: Русская Правда кодекс древнерусского права
Крупнейшими памятником русского права является Русская Правда. Списки Русской Правды дошли до нас в большом количестве но их единая...
Русская Правда iconРусская правда

Русская Правда iconРусская правда

Русская Правда iconРусская правда

Русская Правда iconРусская Правда кодекс древнерусского права

Русская Правда iconРусская правда: общая характеристика документа

Русская Правда iconРусская правда как источник раннефеодального права

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы