Принятие христианства на Руси (988г.) icon

Принятие христианства на Руси (988г.)



НазваниеПринятие христианства на Руси (988г.)
Дата конвертации04.07.2012
Размер172.73 Kb.
ТипРеферат
Принятие христианства на Руси (988г.)


Министерство общего и профессионального образования Российской ФедерацииТомский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники (ТУСУР) Реферат по дисциплине История России на тему «Принятие христианства на Руси (988г.)» Выполнил студент: Филатов Артемий Константинович Код доступа:te991FAK Пароль:34715814 Принял: Дата: Томск-2000. I.Источники. Время и место. Основным источником по наиболее древнему периоду историихристианства является новозаветная часть Библии. В нее входят, еслиперечислять в порядке, канонизированном церковью, четыре Евангелия,Деяния апостольские, двадцать одно послание апостолов и Апокалипсисили Откровение Иоанна Богослова. Большинство новозаветных произведений псевдонимны. Они написанына греческом народном («койне») языке; гипотеза об арамейском илидревнееврейском языке их оригиналов ничем не подтверждается. Труднопредставить себе, чтобы авторы-евреи, проживавшие в Палестине,писали для палестинских же евреев на чужом для них языке. У евреевже эллинистической диаспоры обиходным и литературным языком былгреческий. К тому же новозаветные произведения изобилуют ошибками инеточностями, свидетельствующими о том, что их авторы плохо зналигеографию Палестины и ту общественную обстановку, в которой жилипалестинские евреи. Первым по времени произведением Нового завета, как доказалЭнгельс, пользуясь исследованиями Бенари, является Апокалипсис. Егодатировка 68-69гг. основана на неопровержимом фактическомматериале. «Звериное число» 666, которым зашифровано имя грядущегоАнтихриста, раскрывается как обозначение императора Нерона(37-68).Другим отправным пунктом можно считать указание о семи царях ипредсказание прихода восьмого, который уже раньше был в числе семи.Эта схема находится в полном соответствии с атмосферой политическойжизни тогдашнего Рима, где были распространены слухи о том, чтоНерон не погиб и что скоро опять появится. Для автора Апокалипсисаожидаемое новое появление Нерона отождествлялось с появлениемАнтихриста. Все эти данные указывают на время царствования Гальбы-ссередины 68 до первой трети 69г. Представляются заслуживающими внимания соображения, которыевысказал в связи с Энгельсовской датировкой Апокалипсиса академикР.Ю.Виппер. Он исходил из того, что в разных местах текста этогопроизведения два разных термина для обозначения миссии: Христос иАгнец. В первых трёх главах речь идёт только о Христосе; в IV-XIXговорится только об Агнеце; в XX главе вновь появляется Христос, впоследней XXII главе ещё раз упоминается Агнец, а со стиха 16вступает опять Христос. Это даёт основание считать, что вАпокалипсисе соединены два разных произведения, причём его«агнецева» часть является основой и относится к 68г., а «христова»присоединена в конце I или начале II века. История становления христианства охватывает период с середины Iв. до V в. включительно.
Верхний предел этого периода фиксируетсясобытиями, связаными с окончательным оформлением христологичнскойдогмы на Халкидонском соборе и христиализации варварскихкоролевств возникших на западе Римской империи. В течениеуказанного периода раннее христианство пережило ряд этапов своегоразвития, которые могут быть сведены к трём стадиям: Стадия актуальной эсхатологии (вторая половина I века).1. Стадия приспособления (II век).2. Стадия борьбы за господство империи (III-V века). На протяжении каждой из этих стадий переживали серьёзную эволюциюи вероучение, и культ, и организация (церковь). Менялся социальныйсостав верующих, возникали и распадались различные новообразованиявнутри христианства в целом, непрестанно вспыхивали внутренниестолкновения, за вероисповеданной и культовой формой которыхскрывалась борьба социальных и национальных группировок по поводуреальных общественных интересов. II. «Крещение» Руси. Не следует полностью связывать христианизацию восточных славян стем единовременным актом, который был осуществлён киевским княземВладимиром около 988г. Христианизация Руси представляла собойдлительный процесс, начало которого относится к более раннимвременам, княжение Владимира, а конец датируется несколькимистолетиями позже его княжения. «Крещение Руси» Владимиром являлосьлишь одним из эпизодов этой эпопеи. Наивному представлению об одноактном крещении, якобы начавшемхристианизацию Руси, противостоит таже, имеющая распространениеконцепция, по которой христианство было известно славянам снезапамятных времён. Здесь сказывается тенденция к изображениюславян в ореоле не только интенсивного, но и давнишнего,традиционного христианного благочестия - не хуже, мол, и не позжедругих народов они были просвещены светом христианской истины. Вугоду этой тенденции в своё время в «Начальный свод» летописи1116г. была сделана вставка об апостоле Андрее, который совершил –де в своё время путешествия на север вплоть до Киева и Новгорода,проповедуя христианство. Царь Иван Грозный с гордостью заявил: «…мы получили христианскую веру при начале христианской церкви, когдаАндрей, брат апостола Петра, пришёл в эти страны, чтобы пройти вРим…». Легенда о проповеди Андреем христианства среди славян и ихпредков, конечно, совершенно безосновательна. Достаточно сказать,что апостол вынужден, был в соответствии с ней «заходить» натысячевёрстные расстояния в Киев и Новгород по пути из Греции вРим. Отвергая такое безрассудное удревнение начала христианизацииРуси, нельзя, однако, не видеть того, что этот процесс началсязадолго до Владимира. Систематические набеги славян на Византию,происходившие начиная с VI века, должны были неминуемо знакомить ихс господствовавшей в этом государстве верой и с нравами егообитателей. В том же направлении и, конечно, ещё более эффективнодолжны были действовать торговые связи славян с Византией и составшимися после Великого периселения народов христианизированнымиплеменами, а также сношения с частично христианизированнымихазарами. Существует придание о том, что в 60 – е годы IX века принялихристианство в Константинополе киевские князья Аскольд и Дир.Однако свидетельства об этом весьма ненадёжны, и с большой долейвероятности можно предположить, что первой русской христианской накняжеском троне была княжна Ольга. Приняла она христианство уже взрелом возрасте, каковому событию предшествовала сложнаядипломатическая игра с византийским императором КонстантиномБагрянородным. Как бы ни старались церковные и близкие к нимисторики изобразить княгиню Ольгу благочестивой и убеждённойпоборницей христианской веры, эпопея её обращения выглядит какоткровенный торг из-за вполне земных благ и интересов. «Крещение» проведённое киевским князем Владимиром около 988г.,явилось всё же серьёзным качественным сдвигом в процессехристианизации Руси. После смерти князя Святослава один из его сыновей – Владимиродержал победу в междоусобной борьбе с братьями, убил восседавшегона киевском княжеском пристоле своего брата Ярополка и сталединоличным главой большого славянского государства с центром вКиеве. Одним из первых актов своей деятельности на новом посту былоустановление на холме близ собственного дворца святилища в честьгруппы древнеславянских божеств. Летопись так сообщает об этомсобытии: «И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумирына холме за дворцом: деревянного Перуна с серебреной головой изолотыми усами, затем Хорса, Стрибога и Молошь. И приносили имжертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей идочерей…». Чтобы понять смысл культового рвения молодого князя, надообратить внимание на то, что рядом с идолом центрального киевскогобога Перуна были поставлены и периферийные боги: предполагалосьучреждение культа, призванного завершить религиозным объединениемто политико-государственное единство Руси, которого Владимируудалось добиться. Для иллюстрации этого замысла я приведу ещё одинфрагмент летописи: «Владимир посадил Добрыню, своего дядю, вНовгород. И приедя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекойВолховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу». До этогоПерун явно не пользовался общим почтением, Владимир же решил, чтоон должен сделать культ этого киевского бога обще могущественным,не исключая культов местных богов, а подчиняя их центральному.Вскоре, однако, Владимир соблазнился возможностью более эффективнойреализацией идеи единого общегосударственного культа. В концеконцов, эта идея была осуществлена насаждением христианства. Источники рассказывают о данном событии весьма пространно, нодостаточно запутанно и противоречиво. Следует, правда отметить, чторусских источников, современных описываемым событиям, несуществует. Самый ранний из них - «Слово о законе и благодати»митрополита Илариона-написана между 1037 и 1050гг., следующий повремени - «Память и похвала князю русскому Володимеру» Иакова Мниха– датируется 1070г., летописное же сообщение, как и современные ему«Сказания о святых Борисе и Глебе» Нестора Печорского, появилось нераньше 1113г. Напомню, что крещение Владимира и всё, связанное сэтим событием стоят иностранные источники: сообщение ТитмараМерзебурского, ряда византийских и арабских авторов, даже одногоармянского. Летопись сообщает о том, что к Владимиру являлись послы отнародов, исповедующих различные веры, и убеждали его каждый впревосходстве именно своей религии. Е.Е.Голубинский, а за ним ибольшинство историков считают всё повествование о соревнованиипослов неисторичным, основываясь на том, что в более ранних посравнению с летописью источниках никаких сведений о приходемиссионеров разных вер к Владимиру не имеется. Историки по существу единодушно пришли к тому, что установитьточную картину крещения Владимира невозможно. С.В.Бахрушин говорито четырёх вариантах этой картины. Е.Е.Голубинский писал ещё болеекатегорично: «Кто любит занимательные повести, не заботясь ни о чёмдругом, для кого сказка предпочтительнее всякой действительнойистории, того сейчас переданная повесть о крещении Владимира должнаудовлетворить вполне, ибо достоинство замысловатости ейпринадлежит, бесспорно». Ясно, что в конце 80-х годов Х века князь Владимир принялхристианскую веру в её византийской разновидности от византийскогоже духовенства, выполнявшего поручения светских властей империи.Понятны и мотивы, которые побуждали обе стороны действовать вуказанном направлении. Византия стремилась привязать к себерелигиозными узами своего сильного и беспокойного северного соседа,обретя в нём если не вассала, то, во всяком случае, союзника вборьбе с другими, не менее беспокойными и сильными соседями. Киевуже было нужно получить религиозно-идеологическое оружие дляукрепления начал государственности в формировавшемся феодальномпорядке. Для Владимира собственное крещение явилось лишь вступлением ирешению огромной задачи, которую он поставил перед собой –христианизация населения всего княжества. Речь могла идти, преждевсего, о совершении внешнего акта, которым символизировалосьпринятие новой веры, то есть о водном крещении. Поворот врелигиозном сознании людей, связанный с убеждениями в ложностистарой веры и в истинности новой, притом такой поворот, который былбы основан на знании содержания христианского вероучения, мог бытьдля подавляющего большинства лишь делом отдалённого будущего.Изменения в быту, связанные с отказом старых культов и ихпраздников и обрядов, с распространением специфически христианскихформ культа и быта, могли происходить чрезвычайно медленно, напротяжении ряда столетий. Но формально акт перехода в новую верусимволизировался простым и единственным обрядом, совершениекоторого давало право властям считать данного подданногохристианином. В этом плане киевский князь развил бурную активностьсразу после собственного крещения. Прежде всего, перед ним стояла задача обращения самих киевлян.Летопись содержит довольно красочный рассказ об этом событии.Вернувшись из Корсуни с новоявленной княжной Анной-сестройвизантийских императоров и с группой «священников корсунских смощами святого Климента и Фива», а также с иконами и с «сосудамицерковными», Владимир сразу распорядился ниспровергнуть всех идолов- «одних изрубить, а других сжечь». Досталось и Перуну: егопривязали к хвосту лошади и поволокли к реке, причем двенадцатьчеловек били по нему «жезлами». Сочувствие населения было, видимо,на стороне преданного бога: «… оплакивали его неверные, так как непринесли они ещё святого крещения». Бывшего бога бросили в Днепр, аВладимир приказал, чтобы за его маршрутом вниз по реке непрерывноследили с тем, чтобы отпихивать его от берега, если он будетприставать к нему, и чтобы он был оставлен в покое после, того, какминует пороги. Тут же было отдано распоряжение всему населению Киева собраться вопределенный день и час к берегу Днепра и его притока Почайны длякрещения: «Если не придет, кто завтра на реку, – будь то богатыйили бедный, или нищий, или раб – да будет враг мне». Людиповиновались этому приказу, причём летописец утверждал, что они «срадостью шли». На реке же ничего больше не оставалось, как делатьто, что приказано: «Вошли в воду и стали там одни до шеи, другие погрудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы жесовершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и наземле по поводу стольких спасённых душ; а дьявол говорил, стеная:«Увы, мне! Прогоняют меня отсюда!..». С Днепра и Печойны толпа,заключавшая в себе «людей без числа», разошлась по домам. Масштаб мероприятия, проведённого Владимиром в Киеве, сильнопреувеличены летописцем, так что в указанный день и час крестилисьне «без числа», а всего несколько сот человек, но это событие,видимо, имело место и послужило началом систематической ипоследовательной христианизации населения всей Киевской Руси. После киевлян Владимиру надо было крестить новгородцев. Этазадача имела большое государственное значение, так как Новгород былвторым центром восточного славянства, конкурировавшим с Киевом ипостоянно проявлявшем сепаратистские тенденции. Незадолго докрещения Владимир поручал своему дяде Добрыне установить вНовгороде культ Перуна, что шло по той же линии политического иидеологического подчинения Новгорода Киева. ХристианизацияНовгорода была ещё более сложной задачей, чем его «перунизация»;она решалась на протяжении длительного времени, притом с немалымитрудностями. Дальше предстояло распространить новую веру на перифериюгосударства. Естественными каналами её распространения были водныепути – по Днепру и Волхову и их притокам. Особые трудности вызвалахристианизация неславянских племён и народностей, населявшихКиевское княжество, - угро-финских и тюркских. Ведь помимогеографических и этнических факторов имели значение и признакисоциальной принадлежности. Формально, может быть, и простой народв Киеве под страхом наказаний от князя и его дружины крестилсясразу, по существу заинтересованной в христианизации были именнознать, которая много выигрывала в результате такого политико –идеологического переворота, с которым было связано установленияхристианства на Руси. Что же касается социальных низов, тохристианство завоевало их постепенно, подавляя их временами упорноесопротивление, в основе которого лежали не только и даже не столькорелигиозные факторы, сколько причины социально - политическогохарактера и порядка. С новым деликатным поручением Владимир послал в Новгород опятьсвоего дядю Добрыню вместе с епископом Иоанном. Новгородцы на вечерешили не пускать в город ни Добрыню, ни епископа Иоанна иорганизовали вооружённое сопротивление. Уличные бои продолжались дотех пор, пока киевляне не подожгли кварталы, в которых жилиосновные массы повстанцев. Те бросились тушить свои дома, и этопозволило дружине Добрыни одержать верх. Деревянные боги былисожжены, а каменные брошены в Волхов. Всем новгородцам приказаликреститься, а уклоняющихся приволокли к реке силой. Сопротивление христианизации на севере государства было упорнее иожесточённее, чем на юге, ибо север больше тяготел к Новгороду, чемк Киеву. В течение ХI века в разных пунктах Киевской Руси имели место актысопротивления народа христианизации. В 1024г., как свидетельствует «Повесть временных лет», вспыхнуловосстание в Суздале. В 1071г. произошло крупное восстание и в Новгороде. Через 80 летпосле того, как Добрыня окрестил новгородцев, они не испытывалисимпатий к христианству, и все стали на сторону апологета старой,языческой веры! Особый интерес представляет летописное повествование о движении,поднятом двумя волхвами на Волге и Шексне. В условиях очереднойголодовки они обвиняли «лучших жён», то есть представительницнаиболее зажиточныхДомов, в том, что они в собственном теле – очевидно, магическимспособом – прячут запасы продовольствия и предметы первойнеобходимости. В сопровождении трехсот примкнувших к ним людей онидвигались по разным рекам и, останавливаясь в населённых пунктах,чинили суд и расправу над женщинами, «говоря, что эта жито прячет,а эта – мёд, а эта - рыбу, а эта – меха». Много женщин было убитобез сопротивления их же родственников, причём имущество казнённых,по свидетельству летописцев, волхвы присваивали. III. Древнерусская литература – как следствие «крещения» Руси. «Крещение» Руси повлекло за собой такой положительный аспект, каквозникновение Древнерусской литературы, так как до этогосуществовал только лишь фольклор. Как же возникла литература? Когда христианство было провозглашено на Руси государственнойрелигией, когда стали строиться церкви, а в них совершатьсябогослужения, когда возникла необходимость в кратчайшие срокипознакомить обращённую в христианскую паству со Священным писаниями его толкованиями, с житиями святых и проповедями, с христианскойинтерпретацией мироздания и историей христианской церкви, именнотогда и потребовалось принести на Русь («трансплантировать») ужесуществовавшую в других странах культовую, христианскую литературу.Это и явилось первым этапом развития, создания Древнерусскойлитературы. Литература – письменная форма воспроизведенияпамятников словесности – возникает как возможность ознакомленияДревнерусского общества с чужими и чуждыми текстами. Чужими, таккак на первых порах все без исключения произведения христианскойлитературы были иноземными – переведёнными с греческого (наболгарской или русской почве) или созданными инославянскими –болгарскими или чешскими писателями. Чуждыми, потому, что излагалисовершенно новые, неведомые доселе славянам – язычникам идеи,содержали неизвестные ранее факты, незнакомые сюжеты, былинаполнены непривычной символикой и так далее. Разумеется, чуждыми ичужими эти тексты были лишь в первые десятилетия после принятияхристианства, но нам важно пока лишь подчеркнуть, что Древнерусскаялитература возникла не как постепенное расширение функций деловойписьменности, а именно как качественно новое явление. Когда же под пером Древнерусских книжников первые оригинальныепроизведения (летопись, жития, поучения, повести и так далее), онисразу же оформляются как произведения литературные, то естьзаписываются и распространяются исключительно в письменном виде.Записываются и существовавшие ранее в устной форме юридическиепамятники. Итак, ясно видно, что литература возникла, как прямое следствиепринятия христианства и по функции своей должна была быть сугубокультовой литературой, ибо иные «мирские» жанры художественной речисуществовали и продолжали существовать в устной форме. Идействительно, именно потребностями христианского культа отвечалобольшинство жанров литературы – посредницы, перенесённой на Русьодновременно с принятием христианства. IV. Русская церковь в XI – XII века. Несмотря на то, что «креститься Руси» и прозвания новогоравноапостольного Константина приписывается князю Владимиру,действительным основателем русской церкви был его приемник ЯрославМудрый(1015 – 1054). Его роль в этом отношении так охарактеризоваллетописец: «При нём начала вера христианская плодиться ираспространяться, и черноризцы стали множиться, и монахипоявляться… Как бывает, что один землю распашет, другой же засеет,а третьи пожинают и едят пищу неоскудевающую, так и здесь». Дальшеаналогия разъясняется таким образом, что Владимир землю вспахал иразмягчил, а Ярослав её засеял. Шёл к концу дофеодальный период, и доживала последнее десятилетиеогромная «империя Рюриковичей». При жизни Ярослава оно сохраняласвоё единство, но уже давали себе знать те центробежные тенденции,основой которых является феодальная раздробленность. Ярославпонимал, что церковь может оказать ему большую помощь в целисохранения единства государства и реальной мощи центральной властив нём. Сама собой церковь возникнуть не могла, её должна быласоздавать княжеская власть, причём в сложившихся условиях онавынуждена была пользоваться помощью и руководством Византии. В 1037г. Русь получила из Византии первого митрополита – грекаФеопемта. Киевская митрополия являлась богатейшей в составеВизантийской патриархии, так что последней приходилось ею особеннодорожить. Через назначаемых и поставляемых ею митрополитов патриархия моглаоказывать влияние и на политические отношения в Древнерусскомгосударстве, на взаимоотношения между князьями, на ход и исходборьбы между ними за владения и столы. Отсюда вытекало настороженное отношение князей, в том числе иЯрослава, и Византийской патриархии. Ярослав делал всё, чтобыизбавиться в церковном отношении от установившейся вначалезависимости. Он даже воспользовался удобным случаем в 1047г.поставил митрополитом русского священника Иллариона, человека,кстати сказать, выдающихся дарований и большой по тому времениобразованности. Ярослав понимал, что фундаментом церкви являютсяпадры низшего духовенства – приходские священники, и считал своейзадачей подготовку возможно большего их количества из русскихлюдей. Летописец сообщает, что в 1030г. только в Новгороде Ярославсобрал «от старост и поповских детей» триста человек для «учениякнижного». Важным делом для князей было замещение епископских кафедр.Понятно, что среди епископов должно было со временем оказыватьсявсё больше русских людей. Но это были такие командные посты,которые не могли доверяться князьями «выдвиженцами» из священников,выходцам из крестьян и поповских детей. Для комплектования кадроввысшего духовенства требовался другой социальный источник. Уже Ярослав основал два первых на Руси монастыря, мужской иженский: святого Георгия и святой Ирины. Оба они были воздвигнутыпоблизости от княжеского дворца и являлись по существу придворнымидуховными учреждениями. В XI веке возник ещё ряд монастырей, в томчисле знаменитый Киево – Печорский, сыгравший в дальнейшем большуюроль, как в церковной, так и в общественной жизни страны. Вскоре после своего возникновения русская церковь превратилась вмощный хозяйственный организм. Источники её доходов былимногообразны. Здесь и десятина от всех доходов населения, ипожалования от князей и бояр – землями «с челядью» и со всемиугодьями, золотом серебром, целыми сёлами и даже городами.Известную роль в обогащении духовенства играла и плата за требы.Церковь умела извлечь доход даже из такого источника, какбезнравственность населения и совершаемые кем бы то ни былопреступления. В документе, именуемом «Церковным уставом Ярослава» иотносящимся, может быть, к более позднему времени, чемрассматриваемый период, перечисляются те наказания, которымподлежат преступники разных родов. В большинстве случаев каждое изнаказаний сводится к штрафу в пользу митрополита. Не так легко представить себе логику мышления тех людей, которымподобное положение представлялось не только нормальным, но иугодным богу. Почему, собственно, если один человек побил илиобидел другого он должен вознаграждать митрополита?! Какая связьмежду преступлением или проступком, с одной стороны, и обогащениеммитрополичьей казны – с другой?! Нельзя к тому же не заметить, чтов этой обстановке церковь должна была быть заинтересована не вуменьшении преступности, а в её росте. Отсюда следует вывод, чтоцерковь являлась, в этом случае, лишь объектом наживы! Стяжательство церкви находило нередко в проповеди и впублицистике благовидное оправдание в том, что она – де накопляетимущество не для своих нужд, а для милостыни. Использоваласьвизантийская формула, по которой богатства церкви принадлежатнищим. Это являлось, конечно, самым низкопробным обманом. Вместе с христианством из Византии на Русь пришла идеябожественного происхождения власти. Пропаганда этой идеи занималаво всей церковной проповеди ещё большее место, чем популяризацияосновных догматических истин христианства. В своих проповедях и публицистических выступлениях церковныеидеологи активно пропагандировали её. Примером может служитьзнаменитое «Слово о знании и благодати», принадлежащее первомурусскому митрополиту Иллариону. Он безудержно возносит, вчастности, князя Владимира и возносит его, чуть ли не вбожественное достоинство. Митрополит ставит Владимира в один ряд симператором Константином. Вскоре киевскому князю было и официальноприсвоено тоже звание равноапостольного, которая раболепнаяВизантийская церковь преподнесла своему императору. Не толькоВладимира, но и Ольгу русская церковь причислила к лику Святых. Вся церковная проповедь рассматриваемого периода была направленана то, чтобы окружить княжескую власть в глазах верующих ореоломсвятости и божественности. Типичным в это отношении настойчивыетребования к княжеским подданным, содержащиеся в Поучении ЛукиШидяты.V. Историзация образа Христа.Христианство не могло возникнуть без людей, которые выполняли быисторическую миссию формирования и пропаганды его учения. Если ссамого начала это была небольшая группа, то и среди них должны былибыть некто, возглавлявший её. Другое дело, звали ли его Иисусом,такова ли была его биография, как она изложена в Евангелиях, погибли он на кресте в начале тридцатых годов I века. Решающего значениядля судеб христианства это вопрос не имел, ибо они определялись нехарактером деятельности того или иного человека или даже группылюдей, а социально – исторической обстановкой, создавшейблагоприятные условия для распространения нового учения. Тем неменее, поскольку вопрос об историчности или мифичности Христавызывает и в настоящее время острые споры, необходимо всё жеостановиться на нём. Жившие в I веке нашей эры Плутарх, Сенема, Плиний Старший,Ювенал, Морциал, Филон, Юст, Перский, Лукан не зафиксировали всвоих сочинениях ни имени Иисуса Христа, ни какого бы то ни былособытия, связанного с этим именем. Впервые о нём упоминает Тауит,Светоний, Плиний Младший и Иосиф Флавий. Некоторые историкисчитают, что свидетельства этих авторов относятся не к I веку, а коII веку нашей эры; к этому времени христианская традиция ужесложилась, так что упомянутые авторы могли брать из неё своисведения. До семидесятых годов ХХ века среди учёных не было разногласий поповоду этого свидетельства: все считали его не подлинным в томсмысле, что оно либо целиком было вставлено в текст Флавияхристианскими переписчиками, либо было ими основательно переделано,ибо невозможно было допустить, чтобы правоверный иудей, Иосиф, могвсерьёз писать об Иисусе как Христе, воскресшим после смерти,вознёсшимся на небеса и так далее. Однако в начале восьмидесятыхгодов появился новый материал. Существует, оказывается, цитата из интересующего нас текста,найденная в рукописи ХI века, принадлежавшей арабскому монаху –христианину Агапию; в ней свидетельство Иосифа звучит по-иному, чембыло известно до сих пор. Вот этот текст: «В это время жил мудрыйчеловек, которого звали Иисус. Он вёл безупречный образ жизни и былизвестен как добродетель. Пилат осудил его на распятие. Но егоученики не отказались от его учения. По их рассказам он явился имчерез три дня после своей смерти живым; может быть он был Мессия,чудесные учения которого возвещались пророками». Из это следует, как мне кажется, единственный правильный вывод:Иисус Христос действительно существовал и творил различные добрыедела в течение своей земной жизни. И он был обречён на смерть воимя Всеобщего Спасения. И воскрес Иисус из мёртвых, первенец изумерших.Список используемой литературы.И.А.Крывелев «История религий» Т.1 1988г.«Введение христианства на Руси» 1987г.




Похожие:

Принятие христианства на Руси (988г.) iconЛекция Государство Киевская Русь (ix-xш века) Вопросы: Принятие христианства на Руси
Изначально слабая централизация Руси, договорной характер отношений центра и уделов
Принятие христианства на Руси (988г.) iconПринятие христианства на Руси

Принятие христианства на Руси (988г.) iconПринятие Христианства на Руси

Принятие христианства на Руси (988г.) iconПринятие христианства на Руси

Принятие христианства на Руси (988г.) iconПринятие христианства на Руси

Принятие христианства на Руси (988г.) iconПринятие христианства на Руси

Принятие христианства на Руси (988г.) iconПринятие христианства на Руси и его историческое значение

Принятие христианства на Руси (988г.) iconПринятие Христианства на Руси
Руси, приводя к покорности еще разрозненные славянские племена, с другой стороны перманентная внешняя угроза требовала большого напряжения...
Принятие христианства на Руси (988г.) iconДокументы
1. /Принятие христианства на Руси и его историческое значение.doc
Принятие христианства на Руси (988г.) iconПо истории древняя Русь IX xiii вв
Основные этапы становления государственности. Особенности социально-экономического и политического развития Киевской Руси. Внутренняя...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы