Выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации icon

Выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации



НазваниеВыборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации
Дата конвертации04.07.2012
Размер321.47 Kb.
ТипЗакон
Выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации


|Самарский муниципальный институт управления ||Специальность «Государственное и муниципальное управление» ||Кафедра права ||Курсовая работа ||по системе государственного управления ||на тему: ||Выборы в законодательные (представительные) ||органы государственной власти ||субъектов РФ. ||Выполнила |Научный руководитель: ||студентка 4 курса |Старший преподаватель ||факультета ГМУ |кафедры права СМИУ ||группы 143 |Абрамов С.В. ||заочного отделения | ||Доронина Е.В. | || || || | Самара 2003 Содержание Введение ……………………….…………………………………………...стр.3 Глава 1. Нормативные источники, регулирующие выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ ……………………………………………………………...стр.5 § 1. Характеристика нормативных источников ….……………….….стр.5 § 2. Проблемы современного избирательного законодательства …..стр.9 Глава 2. Избирательный процесс ………………………………………стр.13 § 1. Понятие и основные стадии избирательного процесса ………..стр.13 § 2. Порядок проведения голосования ……………………………….стр.15 § 3. Порядок подсчета голосов ………………………………………..стр.18 Глава 3. Основные гарантии прав граждан при осуществлении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ ……………………………………………………………..стр.23 § 1. Обеспечение избирательных прав граждан при составлении списков избирателей ……………………………………………………………..стр.23 § 2. Обеспечение избирательных прав граждан избирательными комиссиями ……………………………………………………………..стр.26 § 3. Обжалование решений избирательных комиссий …...………стр.28 Заключение ………………………………………………………………..стр.30 Список литературы ………………………………………………………..стр.32 Введение Ни одна страна не может долго наслаждаться счастьем и спокойствием, если народ ее не увеличивает постепенно свою власть, не расширяет своих прав и, так сказать, не внедряется в жизнь государственной машины. Бокль Т. Представительная демократия неосуществима вне и без избирательногопроцесса, обеспечивающего через систему избирательных правоотношенийвозможность выбора между различными кандидатами, претендующими напроведение в течение определенного в законе срока санкционированнойизбирателями государственной политики. Выборы - это необходимый и важнейшиймеханизм осуществления демократии. Выборы - это хотя и недостаточный, нонеобходимый признак демократического государства. Органы государственной власти могут формироваться двумя способами:путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты ворганах исполнительной и судебной власти в демократическом обществе,осуществляются выборными органами или лицами, занимающими выборнуюдолжность. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимностьвсей структуре органов государственной власти. Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямогонародного волеизъявления, важнейшее проявление демократии.
Через выборыграждане оказывают воздействие на формирование органов государственнойвласти и тем самым реализуют свое право на участие в управлениигосударственными делами. В любой стране гражданское общество, основанное наплюрализме мнений и интересов людей, в состоянии обеспечить добровольноезаконопослушание граждан, избежать острых социальных взрывов и кровавыхстолкновений, только если органы государственной власти будут образованына справедливой выборной основе с участием большинства граждан этой страны. В данной курсовой работе, посвященной выборам в законодательные(представительные) органы государственной власти субъектов РФ, ярассмотрела регулирующие выборы этого уровня нормативные источники, порядокорганизации и проведения выборов и основные гарантии субъективных правграждан, которые должны соблюдаться при проведении выборов. Глава 1. НОРМАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВЫБОРЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ) ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ§ 1. Характеристика нормативных источников. При осуществлении выборов в законодательные (представительные) органыгосударственной власти субъектов РФ источниками избирательного праваявляются правовые акты, которые содержат нормы, устанавливающие содержаниеконституционного права граждан РФ избирать и быть избранными в органыгосударственной власти субъектов РФ и регулирующие порядок осуществленияэтого права. Наивысшую юридическую силу имеют нормы избирательного права,содержащиеся в Конституции Российской Федерации. Именно в КонституцииРоссийской Федерации проводится разграничение компетенции между РоссийскойФедерацией и субъектами Российской Федерации в сфере избирательногозаконодательства. Статьей 71 Конституции Российской Федерации установлено, чторегулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (п. «в»), а,следовательно, и избирательных прав, а также формирование федеральныхорганов государственной власти (п. «г») находятся в ведении РоссийскойФедерации. В то же время защита прав и свобод человека и гражданинанаходится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РоссийскойФедерации (п. «б» ч.1 ст. 72). Установление общих принципов организациисистемы органов государственной власти и органов местного самоуправления вРоссийской Федерации также относится к совместному ведению РоссийскойФедерации и субъектов Российской Федерации (п. «н» ч. 1 ст. 72). Этоозначает, что в соответствии с федеральными законами субъекты РоссийскойФедерации осуществляют детальное регулирование всех вопросов организацииэтой системы, что включает и определение конкретных способов формированияорганов государственной власти в субъектах Российской Федерации[1]. Из статьи 73 Конституции Российской Федерации следует, что ряд вопросовизбирательного права относится к исключительному ведению субъектовРоссийской Федерации. Так, субъект Российской Федерации самостоятельноопределяет избирательную систему, применяемую при выборах в законодательный(представительный) орган государственной власти, а также самостоятельноустанавливает ряд конкретных параметров избирательных процедур и институтовв соответствии с особенностями субъекта Российской Федерации. Естественно,что при этом должны соблюдаться стандарты избирательных прав граждан,установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.[2] Конституция Российской Федерации определяет также содержаниеизбирательных прав граждан Российской Федерации[3] и устанавливает общиймеханизм защиты конституционных норм, определяющих избирательные праваграждан[4]. Проведение выборов в органы государственной власти субъектов РоссийскойФедерации регулируется Федеральными законами. Также ими устанавливаютсяосновные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права научастие в референдуме граждан Российской Федерации» имеет более высокуююридическую силу, нежели другие законы. Согласно пункту 7 статьи 1 этогоФедерального закона «федеральные законы, законы субъектов РоссийскойФедерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемыев Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральномузакону. В случае, если федеральные законы, законы субъектов РоссийскойФедерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемыев Российской Федерации, противоречат настоящему Федеральному закону,применяются нормы настоящего Федерального закона»[5]. Очевидно, что послепринятия данного Федерального закона принятые ранее акты федеральногозаконодательства и законодательств субъектов Российской Федерации должныбыть приведены в соответствие с его положениями. В настоящее время этаработа проводится на уровне Федерального Собрания Российской Федерации изаконодательных органов субъектов Российской Федерации, но до полногосоответствия, на мой взгляд, еще далеко. При проведении выборов в законодательные (представительные) органыгосударственной власти субъектов Российской Федерации применяются и многиедругие федеральные законы. Они регулируют отдельные институтыизбирательного права, упорядочивают некоторые стороны избирательногопроцесса и определяют правовые категории, наиболее важные для построенияизбирательного законодательства. Если федеральные законы с различной степенью полноты регулируют выборыво все органы государственной власти и местного самоуправления в стране, тозаконы субъектов РФ устанавливают порядок выборов только в органыгосударственной власти субъектов Федерации и в органы местногосамоуправления. Важными источниками избирательного права субъектов Российской Федерацииявляются конституции республик, уставы краев, областей, городовфедерального значения, автономной области, автономных округов. В этихнормативных актах, являющихся основополагающими для всей системызаконодательства субъектов Российской Федерации, закрепляется ряд важнейшихнорм избирательного права. В частности, здесь определяется срок полномочийвыборных органов государственной власти, порядок назначения выборов ворганы государственной власти, а также условия осуществления гражданами РФпассивного избирательного права при выборах в органы государственной властисубъектов Российской Федерации. Устав Самарской области согласно вст.82,83 и 84 соответственно определяет, что: - «Самарская Губернская Дума состоит из 25 депутатов, избираемых в одномандатных округах; - Депутаты Самарской Губернской Думы избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Самарской области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; - депутаты Самарской Губернской Думы избираются сроком на 5 лет; - порядок подготовки и проведения выборов депутатов Самарской Губернской Думы определяется законом Самарской области»[6]. В системе избирательных законов каждого субъекта Российской Федерации внастоящее время можно, как правило, выделить закон о выборахзаконодательного (представительного) органа государственной власти (вСамарской области - Закон Самарской области «О выборах депутатов СамарскойГубернской Думы»[7]). Некоторые субъекты провели кодификацию своегоизбирательного законодательства. В частности, избирательные кодексы принятыв Воронежской и Свердловской областях. В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы об избирательнойкомиссии субъекта Федерации, о гарантиях избирательных прав граждан. Законсамарской области об избирательной комиссии Самарской области определяетположение данной избирательной комиссии в системе государственных органовСамарской области, ее статус, порядок формирования (расформирования) идеятельности, полномочия при подготовке и проведении выборов в том числе ворганы государственной власти Самарской области[8]. На мой взгляд, принятиеподобных законов на уровне субъектов Федерации лишь усиливает путаницу ввыборном законодательстве, и гораздо продуктивнее было бы доработатьосновные законы на федеральном уровне, привести их окончательно всоответствие с основным Законом Российской Федерации – КонституциейРоссийской Федерации. Именно в них, как в законах, действующих натерритории всей Российской Федерации в целом, я считаю, нужно уделитьбольшее внимание гарантиям избирательных прав граждан. Что же касаетсязаконов об избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, то, ядумаю, этот по преимуществу процедурный вопрос можно осветить в законе овыборах законодательного (представительного) органа государственной власти.Таким образом можно было бы несколько упростить современную системузаконодательства. Правом принимать инструкции и некоторые иные нормативные актынаделяются также избирательные комиссии субъектов Российской Федерациизаконами субъектов Российской Федерации. Такие нормативные акты не создаютновых избирательных процедур, их принятие направлено на обеспечениеединообразного применения соответствующих законов.§ 2. Проблемы современного избирательного законодательства. В своем развитии избирательное законодательство все более оформляется вдостаточно самостоятельную, обособленную отрасль российскогозаконодательства. В этом, безусловно, есть положительные моменты:развивается специфический инструментарий правового регулированияизбирательных правоотношений, уточняются основные понятия и терминыизбирательного права, осуществляется детальная проработка избирательныхпроцедур и мер ответственности за их нарушение. Это способствует, с однойстороны, универсализации, а с другой, конкретизации порядка подготовки ипроведения выборов всех уровней. Однако в настоящее время выявились иотрицательные стороны разрастания обособленного регулирования выборовисключительно средствами избирательного законодательства. Оно ведет кразрыву системных связей избирательного права и конституционного праваРоссийской Федерации. Между тем избирательное право прежде всего являетсяподотраслью конституционного права. Содержание важнейших институтов избирательного права в первую очередьдолжно определяться теми принципами и нормами, которые заложены восновополагающих конституционно-правовых актах, устанавливающихизбирательные права граждан именно как права конституционные, и в этомкачестве не подлежащих необоснованным ограничениям. Избирательноезаконодательство как федеральное, так и субъектов РФ должно также в большейстепени учитывать конституционные основы организации государственнойвласти, существующее конституционное разграничение предметов ведения междуРоссийской Федерацией и ее субъектами. Более полный учет этих правовыхреалий должен в немалой степени составлять содержание современного этапасовершенствования российского избирательного законодательства. Кроме того, следует учитывать, что собственно избирательные законы неисчерпывают всего многообразия нормативных актов, регулирующих порядокпроведения выборов. В полном объеме избирательный процесс определяетсясистемой законодательных актов, некоторые из которых до сих пор не приняты,а иные во многом устарели. Насущная задача состоит в том, чтобы восполнить пробелызаконодательства, добиться синхронного развития норм всех его отраслей, втой или иной степени затрагивающих вопросы выборов, достичь положения, прикотором они были бы взаимно дополняющими и ни в коей мере не противоречилидруг другу. В свою очередь, законодательным органам субъектов Российской Федерацииважно обеспечить соответствие принципов избирательного законодательства,заложенных в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации,Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Для этого данныеконституционные (уставные) нормы должны одновременно учитывать полномочияРоссийской Федерации по регулированию вопросов избирательного права, атакже особенности построения и функционирования избирательных системсубъектов Российской Федерации[9]. Нормы конституций, уставов субъектов Российской Федерации должнывыражать наиболее общие, безусловно необходимые принципы и нормыизбирательного права. Избыточность нормативного регулирования вопросовизбирательной системы в конституциях и уставах субъектов РоссийскойФедерации может привести к девальвации самого этого регулирования и явитьсяфактором, необоснованно сдерживающим законотворчество данных субъектовРоссийской Федерации. Наряду с особенными моментами в конституционном (уставном)регулировании основ избирательной системы в различных субъектах РоссийскойФедерации, выражающими специфику организации государственной власти иместного самоуправления в данных субъектах, можно выделить общие принципыэтого регулирования, которые имеют одинаковую ценность для всех субъектовРФ: - закрепление обязательности всеобщего равного и прямогоизбирательного права при тайном голосовании для всех выборов в органыгосударственной власти субъекта Российской Федерации, их периодическоепроведение; - установление основных принципов ведения избирательных кампанийкандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками,гарантирующих проведение выборов в условиях многопартийности (право навыбор форм предвыборной агитации, создание кандидатами, избирательнымиобъединениями, избирательными блоками собственных избирательных фондов,равенство статуса всех кандидатов, зарегистрированных кандидатов инекоторых других); - определение статуса избирательной комиссии субъекта РоссийскойФедерации, основ ее взаимодействия с иными органами государственной властисубъекта Российской Федерации; - установление условий осуществления пассивного избирательного правагражданами при проведении выборов в субъекте Российской Федерации; - закрепление основных гарантий открытости избирательного процесса,гласности в деятельности избирательных комиссий (законодательные гарантиистатуса наблюдателей на выборах, публикация решений избирательных комиссий,сведений о ходе избирательной кампании и некоторых других)[10]. Глава 2. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС § 1. Понятие и основные стадии избирательного процесса. Понятие «избирательный процесс» означает технологическую инфраструктуруи форму реализации конституционных принципов организации периодическихсвободных выборов и обеспечения избирательных прав человека и гражданина врамках предусмотренной законом последовательности комплекса избирательныхдействий и избирательных процедур. Организация и проведение выборовосуществляется в рамках избирательной кампании как основного временногофактора совершения избирательных действий и выполнения избирательныхпроцедур, обеспечивающих реализацию и защиту конституционного праваграждан Российской Федерации избирать и быть избранными, в данном случае, ворганы государственной власти субъектов Российской Федерации. Избирательный процесс в Российской Федерации включает в себяустановленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретныхизбирательных процедур и избирательных действий. Основными стадиямиизбирательного процесса являются: 1. Назначение выборов (принятие уполномоченным на то государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом решения о назначении даты выборов); 2. Образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей; 3. Выдвижение кандидатов и их регистрация; 4. Предвыборная агитация; 5. Голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование. При этом факультативными стадиями являются: проведение впредусмотренных законом случаях повторного голосования, повторных выборов,выборов депутатов вместо выбывших, новых выборов. В целях обеспечения прав граждан на участие в свободных периодическихвыборах федеральный законодатель вправе установить в качестве общегопринципа максимальные сроки полномочий выборных органов. УстановленныйФедеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права научастие в референдуме граждан Российской Федерации» срок полномочийзаконодательных (представительных) органов государственной власти субъектовРФ не может быть более пяти лет[11]. Определение конкретного срокаполномочий остается прерогативой законодателя самого субъекта РФ. Изменениедействующих в рамках первоначально установленного срока полномочий органовне допускается. При этом норма об изменении вводится в действие послеистечения срока полномочий действующего органа государственной власти либопосле прекращения указанных полномочий[12]. Голосование может бытьназначено только на календарный выходной день. Не допускается назначениеголосования на праздничный день. Конституция Российской Федерации закрепляет порядок назначения выборовтолько в федеральные органы государственной власти. Порядок назначениярегиональных выборов закрепляется в конституциях (уставах) и законахсубъектов Российской Федерации. В федеральном и региональном избирательном законодательстве закрепленонесколько основных моделей регулирования порядка назначения выборовсоответствующего уровня и видов. Так, в рамках одной из них выборы взаконодательные (представительные) органы субъектов РФ назначаютсязаконодательным (представительным) органом либо исполнительным органомгосударственной власти. В рамках других моделей выборы в случаях,предусмотренных законами, проводятся избирательной комиссией субъекта РФлибо дата проведения региональных выборов назначается в судебном порядке ивыборы проводит временная избирательная комиссия. Решение избирательнойкомиссии о назначении выборов публикуется не ранее чем за 120 дней, но непозднее чем за 90 дней до дня голосования[13]. В целом совместное федеральное и региональное законодательноеконституционно-правовое регулирование порядка назначения выборов являетсяодной из существенных организационно-правовых гарантий реализацииизбирательных прав граждан.§ 2. Порядок проведения голосования. Основные пункты проведения голосования на выборах в законодательные(представительные) органы государственной власти субъектов РоссийскойФедерации совпадают с общими правилами проведения голосования по всейРоссийской Федерации. Их подробное процедурное описание для Самарскойобласти можно найти в гл.8 «Организация и порядок голосования, подсчетголосов избирателей, установление результатов выборов и опубликование их»Закона Самарской области «О выборах депутатов Самарской ГубернскойДумы[14]. Голосование на выборах в Российской Федерации проводится в один извыходных дней, обычно в воскресенье. Исключения в установлении дняголосования могут быть предусмотрены федеральными законами, законами ииными нормативными правовыми актами законодательных (представительных)органов государственной власти субъектов Российской Федерации[15]. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссииобязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня егопроведения через средства массовой информации. Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно потем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и несможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в списокизбирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно,путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной илиучастковой избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этомобеспечить тайну голосования, исключить возможность искаженияволеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеняи учет голоса избирателя при установлении итогов голосования. Именно избирательная комиссия в Самарской области: - устанавливает единую нумерацию избирательных участков при проведении выборов депутатов Самарской Губернской Думы на всей территории Самарской области; - регистрирует избирательные блоки, инициативные группы избирателей; - устанавливает форму избирательного бюллетеня и других избирательных документов, утверждает образцы печатей нижестоящих избирательных комиссий, порядок пересылки и хранения избирательных документов; - утверждает текст избирательного бюллетеня при выборах депутатов Самарской Губернской Думы[16]. Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательномбюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату(кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор, либо кпозиции "против всех кандидатов (списков кандидатов)". По закону каждый избиратель должен голосовать лично, голосование задругих лиц не допускается, но практика, к сожалению, показывает, чтосуществуют нарушения закона и иногда (вне закона) разрешается проголосоватьродственникам. Этому служит пример выборов в Самарскую Губернскую Думу в2001 году. Мне известен случай, когда на избирательном участке некоторымлюдям было разрешено проголосовать по чужим паспортам, отданным наперерегистрацию в районный паспортный стол. Такие нарушения не единичны. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в списокизбирателей, по предъявлению паспорта или иного документа,удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязанаобеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в томчисле лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительнымпричинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях уучастковой избирательной комиссии должно быть необходимое количествопереносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружнойизбирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможностипроголосовать вне помещения для голосования должно быть подтвержденоизбирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковойизбирательной комиссии. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающиепо заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве,соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей,использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается вотдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения дляголосования, дополнительно вносятся в список. При проведении голосованиявне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. Организацияголосования вне помещения для голосования должна исключать возможностьнарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявленияизбирателя. Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специальнооборудованных кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иныхлиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень,вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегосячленом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательныйбюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии илиподписи не менее двух ее членов. Получение избирательного бюллетеняизбиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей. Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями визбирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членовучастковой избирательной комиссии и наблюдателей. Член участковойизбирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, анаблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайнуголосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение обэтом принимается участковой избирательной комиссией.§ 3. Порядок подсчета голосов. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковойизбирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданныхизбирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателейучастковая избирательная комиссия признает недействительными избирательныебюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, атакже избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковойизбирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы об итогахголосования следующие данные[17]: > число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список; > число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; > число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования; > число погашенных избирательных бюллетеней; > число избирательных бюллетеней, поданых избирателями, проголосовавшими досрочно; > число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому; > число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках; > число действительных избирательных бюллетеней; > число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; > число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, включая и позицию "против всех кандидатов (списков кандидатов)". При принятии решения о признании избирательного бюллетенянедействительным участковая избирательная комиссия указывает на егооборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждаетсяподписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии.Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числаизбирателей, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются. В целях исключения возможности фальсификации итоговголосования подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончаниявремени голосования и проводится без перерыва до установления итоговголосования, о которых должны быть извещены все члены участковойизбирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов,избирательные объединения, и иностранные (международные) наблюдатели. После подсчета голосов избирателей участковая избирательнаякомиссия заполняет в двух экземплярах протокол об итогах голосования. Приподписании протокола об итогах голосования члены участковой избирательнойкомиссии, не согласные с его содержанием, вправе составить особое мнение,прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись. По требованию любого члена участковой избирательной комиссииили наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предоставить имзаверенную копию протокола об итогах голосования. Один экземпляр протоколаучастковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписанияего всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии справом решающего голоса немедленно направляется в вышестоящую избирательнуюкомиссию. На основании подлинных протоколов участковых, территориальных(районных, городских и других) избирательных комиссий путем сложениясодержащихся в них данных окружная избирательная комиссия в соответствии сфедеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актамизаконодательных (представительных) органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации устанавливает результаты выборов по избирательномуокругу. Члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голосаустанавливают результаты выборов лично. О результатах выборов поизбирательному округу составляется протокол, который подписывается всемиприсутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающегоголоса. Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными,если допущенные при проведении голосования или установлении итоговголосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результатыволеизъявления избирателей. По требованию любого члена окружнойизбирательной комиссии или наблюдателя окружная избирательная комиссияпредоставляет им возможность ознакомиться с протоколом о результатахвыборов и снять с него копию в помещении окружной избирательной комиссии.Копия протокола заверяется окружной избирательной комиссией. Вся документация избирательных комиссий всех уровней, включаяизбирательные бюллетени, подлежит хранению в течение сроков, установленныхфедеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актамизаконодательных (представительных) органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации. При этом устанавливаемые сроки хранения избирательныхбюллетеней не могут быть менее одного года, а протоколов избирательныхкомиссий - менее одного года со дня объявления даты следующих выборов. Итоги голосования по каждому избирательному участку,результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся впротоколе соответствующей избирательной комиссии и непосредственнонижестоящих избирательных комиссий, должны предоставляться для ознакомлениялюбому избирателю, кандидату, наблюдателю и представителю. При Центральнойизбирательной комиссии Российской Федерации действует Федеральный центринформатизации, созданный для комплексного решения вопросов, связанных сдеятельностью Государственной автоматизированной системы РоссийскойФедерации «Выборы», и действующий в соответствии с Положением о нем,утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995г.Недавно (10 января 2003 года) вступил в действие новый Федеральный закон:«О государственной автоматизированной системе РФ «Выборы»[18]. Этот законоснован на новой, для российского избирательного права концепции – “честнойтехнической системы». По замыслу авторов закона эта концепция должна вызывать довериеизбирателя, потому что она якобы честная и беспристрастная. Авторы исторонники этого закона, восторженно перечисляя достоинстваавтоматизированной системы ГАС «Выборы», дополнительно оснащенной сканерамиизбирательных бюллетеней, скромно умалчивают о многочисленных проблемах,возникающих при ее внедрении в практику российских выборов. «Внедрение ГАС«Выборы» вместе с техническими средствами для голосования на территориивсей страны потребует огромных материальных и финансовых затрат. Затрат нетолько на создание, но и на эксплуатацию, в том числе и затраты на поискперед каждыми выборами возможных аппаратных и программных «закладок»,предназначенных для фальсификации итогов голосования»[19]. Процедура поиска«закладок» является весьма сложной, трудоемкой и требует наличияквалифицированного персонала и специфического уникального, оченьдорогостоящего оборудования. В качестве эксперимента сканеры ужеустанавливались, например, во время выборов депутатов в СамарскуюГубернскую Думу по Промышленному избирательному округу. «Беспристрастность»этих машин вызывает очень большие сомнения. Только очень наивные люди моглиполагать, что, имея потенциальную возможность контролировать ходголосования и корректировать итоги голосования, определенные властныеорганы этой возможностью не пользовались или не могли воспользоваться вбудущем. Сейчас при проведении выборов одна меньшая часть населения страныделает вид, что она проводит свободные, демократические выборы и честноустанавливает их итоги, а вторая большая часть населения страны делает вид,что верит в это. Пора руководителям и политикам России понять, что волянарода, выраженная в итогах голосования, священна и неприкосновенна. Апостоянные попытки корректировать итоги голосования могут привести страну кбольшой беде. Глава 3. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВЫБОРОВ В ЗАКОНОДАЕТЛЬНЫЕ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ) ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕНННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ Избирательное право граждан России гарантируется КонституциейРоссийской Федерации и другими законодательными актами. Наиболее полно, как было уже сказано выше, гарантииизбирательных прав граждан Российской Федерации отражаются в Федеральномзаконе Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ «Об основныхгарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гражданРоссийской Федерации».§ 1. Обеспечение избирательных прав граждан при составлении списковизбирателей. В списки избирателей включаются все граждане РоссийскойФедерации, обладающие на день голосования активным избирательнымправом[20]. Список избирателей составляется участковой избирательнойкомиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений,представляемых по установленной форме главой местной администрации.Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главойместной администрации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года.Указанные сведения направляются в соответствующие избирательные комиссиисразу после назначения дня выборов[21]. Основанием для включения гражданина Российской Федерации всписок избирателей на конкретном избирательном участке является егопроживание на территории этого избирательного участка, определяемое всоответствии с федеральным законом, устанавливающим право гражданРоссийской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания ижительства на территории Российской Федерации.Гражданин Российской Федерации может быть включен в список избирателейтолько на одном избирательном участке. Основания и порядок составлениясписков избирателей устанавливаются в соответствующих федеральных законах,законах и иных нормативных правовых актах законодательных(представительных) органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомленияне позднее чем за 30 дней до дня выборов. Каждый гражданин Российской Федерации, обладающийизбирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию оневключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточностив списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссияобязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителюписьменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решениеучастковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящуюизбирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или всуд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в деньвыборов - немедленно. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчетаголосов избирателей запрещается. Для проведения выборов образуются избирательные округа на основанииданных, предоставляемых исполнительными органами государственной власти иорганами местного самоуправления. Границы избирательных округов и числоизбирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующейизбирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительныморганом не позднее чем за 60 дней до дня выборов. При проведении выборов в Российской Федерации избирательныеокруга должны образовываться при соблюдении следующих требований: примерноеравенство избирательных округов по числу избирателей с допустимымотклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более 15процентов; при образовании избирательных округов на территориях компактногопроживания коренных малочисленных народов отклонение от средней нормыпредставительства в соответствии с законами и иными нормативными правовымиактами законодательных (представительных) органов государственной властисубъектов Российской Федерации может превышать указанные пределы, но неболее чем на 30 процентов. Данное требование не применяется при выборах вфедеральные государственные органы в случае, если федеральными законамиустанавливается обязательность образования не менее одного избирательногоокруга на территории каждого субъекта Российской Федерации; избирательныйокруг составляет единую территорию: не допускается создание избирательногоокруга из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев,установленных федеральными законами, законами и иными нормативнымиправовыми актами законодательных (представительных) органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации. При соблюдении указанных требований образования избирательныхокругов учитывается административно-территориальное деление. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателейобразуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главой местной администрациипо согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетомместных и иных условий, в целях создания максимальных удобств дляизбирателей из расчета не более 3 000 избирателей на каждом участке и непозднее чем за 45 дней до дня выборов. Границы избирательных участков недолжны пересекать границы избирательных округов. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местахвременного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах,на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на полярных станцияхмогут образовываться избирательные участки в тот же срок, а висключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня выборов; такиеизбирательные участки входят в избирательные округа по месту ихрасположения или по месту приписки судна. Военнослужащие голосуют на общихизбирательных участках. В воинских частях избирательные участки могутобразовываться в случаях, установленных федеральными законами, законами ииными нормативными правовыми актами законодательных (представительных)органов государственной власти субъектов Российской Федерации; при этомдолжен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членамизбирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресовучастковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующейизбирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до днявыборов.§ 2. Обеспечение избирательных прав граждан избирательными комиссиями. Избирательные комиссии в Российской Федерации обеспечиваютреализацию и защиту избирательных прав граждан. Подготовку и проведение выборов в законодательные(представительные) органы власти Российской Федерации осуществляют: > Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; > избирательные комиссии субъектов Российской Федерации (в Самарской области – Избирательная комиссия Самарской области, председатель – Садчиков Ф.И.); > окружные избирательные комиссии; > территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии (в пределах одной административно-территориальной единицы с большим количеством избирателей создаются несколько территориальных избирательных комиссий); > участковые избирательные комиссии. Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам ворганы государственной власти субъектов Российской Федерации и в выборныеорганы местного самоуправления устанавливаются законами и иныминормативными правовыми актами законодательных (представительных) органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии впределах своей компетенции должны быть не зависимы от государственныхорганов и органов местного самоуправления. На практике нередкоизбирательные комиссии все же зависят от определенных органов власти. Акты избирательных комиссий, принятые в пределах ихкомпетенции, установленной федеральными законами, законами и иныминормативными правовыми актами законодательных (представительных) органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации, обязательны дляисполнительных органов государственной власти, органов местногосамоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений,организаций и должностных лиц, а также нижестоящих (соответственно уровнюпроводимых выборов) избирательных комиссий. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации,избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются юридическимилицами. Иные избирательные комиссии могут признаваться юридическими лицамив соответствии с законами и иными нормативными правовыми актамизаконодательных (представительных) органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации. Государственные органы, органы местного самоуправления,общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, средствамассовой информации, а также их должностные лица обязаны оказыватьизбирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности,предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническоеоборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращенияизбирательных комиссий в срок, установленный федеральными законами,законами и иными нормативными правовыми актами законодательных(представительных) органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, а также предоставлять возможность для размещения печатнойинформации избирательных комиссий в порядке, установленном федеральнымизаконами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных(представительных) органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации. На мой взгляд, необходимо более жестко контролироватьисполнение органами власти, учреждениями, СМИ и т.д. вышеперечисленныхобязанностей, так как они также соблюдаются не всегда.§ 3. Обжалование решений избирательных комиссий. В соответствии с Конституцией Российской Федерации решения идействия (или бездействие) органов государственной власти, органов местногосамоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающиеизбирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решение суда посуществу жалобы заявления является окончательным. Согласно ст.70 Закона Самарской области от 29 июня 1999 г. «Овыборах депутатов самарской Губернской Думы» решения и действия (илибездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающиеизбирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящуюизбирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или всуд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии неявляется обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам,поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в деньвыборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуютдополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем вдесятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправепринять самостоятельное решение по существу жалобы[22]. Заключение В переходный период развития российской государственности возможностьвыборов, в том числе и на региональном уровне, выходит за рамки обычной ирутинной избирательной практики, которая характерна для стран с устойчивымидемократическими традициями. Для России она является одновременносоциокультурной проблемой, проблемой сознания и поведения, правопонимания иобщественного восприятия публичной власти как политического института иценности гражданского общества. Необходимый минимум культуры участия в избирательном процессепредполагает повсеместное осознание того, что полномочия на власть – всеголишь отражение волеизъявления граждан, выраженного в ходе конкурентныхпериодически проводимых законных выборов. Освоение демократических политико-правовых ценностей участия в избирательном процессе – важный элементсовременной государственной политики общественных изменений в этой области. К сожалению, вслед за декларированием редко наступают конкретныедействия. Избиратель не доверяет институту выборов. Нередко, особенно врамках выборов в законодательные (представительные) органы субъектов РФ,происходит «срыв» выборов в связи с «неявкой» необходимого для того, чтобывыборы считались состоявшимися, числа избирателей на избирательные участки.Довольно часто мы слышим часто оправданные неодобрительные высказывания вадрес кандидатов в депутаты, непрекращающейся череды выборов, «грязных»избирательных технологий. Немалую роль в предвыборных избирательных компаниях стали играть средствамассовой информации. Они умело формируют мнение граждан, подстегивают их кподдержке того или иного кандидата (партии) либо к игнорированию выбороввообще. Контроль за центральными средствами массовой информацииобеспечивает победу на выборах. Я считаю, что такие выборы нельзя в полноймере назвать демократичными. Избирательная компания со стороны представителейгосударственной власти ведется отнюдь не демократичным способом:осквернение чести и достоинства возможных конкурентов; компрометирующиематериалы; использование госаппарата и государственных средств массовойинформации сугубо в одностороннем порядке для выражения своих интересов. Созданы опасные прецеденты манипулирования мнением гражданРоссийской Федерации, что отнюдь не идет на пользу престижа выборов,развития демократии и государственности России. Я считаю, что необходимо заново пересмотретьзаконодательство Российской Федерации в части избирательного права с цельювнесения всех необходимых поправок для исправления сложившейся ситуации.Избирательное право Российской Федерации требует дальнейшегосовершенствования и доработки для обеспечения истинно демократичных выборовв стране. Список литературы. Нормативные источники: 1. Закон Самарской области от 13 марта 2001 г. № 23-ГД «Об избирательной комиссии Самарской области». 2. Закон Самарской области от 29 июня 1999 г. «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы». 3. Конституция Российской Федерации. М.: Юристъ, 2000. 4. Устав (Основной Закон) Самарской области от 28 декабря 1995 г. 5. Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». 6. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2003 г. “О государственной автоматизированной системе РФ “Выборы”. Литература: 1. Веденеев Ю.А. Избирательный процесс в РФ: политико-правовые и технологические аспекты// Государство и право. 1997, №8. 2. Иванченко А.В. Избирательные комиссии в Российской Федерации: История. Теория. Практика. М.: Весь Мир, 1997. 3. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации/Отв.редактор А.В. Иванченко. М.: Издательство НОРМА, 1999. 4. Конституция Российской Федерации: Науч.-практ. комментарий/Под ред. Б. Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1999 5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2001. 6. Макаров Б.А. Прозрачные технологии тайного голосования избирательными бюллетенями//Политический маркетинг. 2002, №1. 7. Постников А.Е. Избирательное право России. М.: ИНФРА М-НОРМА, 1999.----------------------- [1] См.: Конституция Российской Федерации. М.: Юристъ, 2000. Ст.71,ст.72, ст.73. [2] Конституция Российской Федерации: Науч.-практ. комментарий / Под ред.Б. Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1999. С.34-36. [3] См.: Конституция Российской Федерации. М.: Юристъ, 2000. Ст.32,ст.55. [4] См.: Там же. Ст.15, ст.125. [5] Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумеграждан Российской Федерации». Ст. 2 [6] Устав (Основной Закон) Самарской области от 28 декабря 1995 г. Ст.82,ст.83, ст.84. [7] См.: Закон Самарской области от 29 июня 1999 г. «О выборах депутатовСамарской Губернской Думы». [8] См.: Закон Самарской области от 13 марта 2001 г. № 23-ГД «Обизбирательной комиссии Самарской области». Ст.1. [9] Постников А.Е. Избирательное право России. М.: ИНФРА М-НОРМА, 1999.С.34-35. [10] Там же.С. 42-46. [11] Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие вреферендуме граждан Российской Федерации». Ст.12. [12] См.: Избирательное право и избирательный процесс в РоссийскойФедерации/Отв.редактор А.В. Иванченко. М.:Издательство-ИНФРА, 1999. С.282. [13] См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.:Юристъ, 2001. С.317. [14] См.: Закон Самарской области от 29 июня 1999 г. «О выборах депутатовСамарской Губернской Думы». Ст.54, ст.55, ст.56, ст.57, ст.58, ст.59. [15] Постников А.В. Избирательное право России М.: ИНФРА М-НОРМА , 1996.С.32. [16] Закон Самарской области от 13 марта 2001 г. № 23-ГД «Обизбирательной комиссии Самарской области». Ст.10. [17] Иванченко А.В. Избирательные комиссии в РФ. История, теория,практика М.: Весь Мир, 1997. С.28.[18] См.: Федеральный закон от 10 января 2003г. “О государственнойавтоматизированной системе РФ “Выборы”.[19] Макаров Б.А. Прозрачные технологии тайного голосования избирательнымибюллетенями//"Политический маркетинг". 2002, № 1. С.8. [20] См.: Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г.№124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие вреферендуме граждан Российской Федерации». Ст.18. [21]См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.:Юристъ,1999. С.319.[22] См.: Закон Самарской области от 29 июня 1999 г. «О выборах депутатовСамарской Губернской Думы». Ст.70.




Похожие:

Выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации iconБилет №16 Органы государственной власти Российской Федерации
Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, ис­полнительную и судебную (ст. 10 Конституции...
Выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации iconЛекция 16. Организация государственной власти субъектов Российской Федерации
Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов Российской Федерации
Выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации iconУказ президента российской федерации вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов российской федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
В соответствии со статьей 77 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-фз "Об общих принципах...
Выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации // Наука и инновации
В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,...
Выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации iconИсполнительной власти субъектов российской федерации
В целях реализации положений Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-фз "Об общих принципах организации законодательных (представительных)...
Выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации iconИсполнительной власти субъектов российской федерации
В целях реализации положений Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-фз "Об общих принципах организации законодательных (представительных)...
Выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации iconЗакон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации
Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается...
Выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации iconПравовые ресурсы интернет содержание
Интернет для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Здесь ссылки...
Выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации iconПравовые ресурсы интернет содержание
Интернет для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Здесь ссылки...
Выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации iconПлан работы Молодежного совета Федерации профсоюзов Республики Башкортостан на 2012 г. I. Взаимодействие с органами государственной власти
Разработка и внесение в законодательные органы власти РФ и рб предложения по совершенствованию нормативной правовой базы социально-трудовых...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы