Духовная культура icon

Духовная культура



НазваниеДуховная культура
Дата конвертации24.07.2012
Размер180.72 Kb.
ТипРеферат
Духовная культура


Духовная культура Солнечные боги славян Слово "культура" происходит от слова "культ" – вера, обычаи и традициипредков. Тот, кто забывает это,– не имеет права считаться культурнымчеловеком. До христианства и другими монотеистических религий все народы былиязычниками. Культура землян насчитывает тысячелетия. У нас же отсчётотечественной культуры, в лучшем случае, ведётся от крещения Руси, вхудшем – с 1917 года. И в том, и в другом случае древнейшая историянародов, а, главное, – их воззрений на космос, природу и человека,исключаются из сферы знаний простых людей. В частности, о язычестве вшколах не говорят ни слова. О язычестве не имеют представления не толькоученики, но и учителя. Язычество – от «языки» (суть: народы, племена); эта слово объединяет всебе принцип веры разных народов. Сама же вера этих народов, даже в рамкахсоюза племен, могла быть меж собой весьма различной. Славянские язычество развивалось по разным руслам: одни племена верили всилы космоса и природы; другие – в Рода и Рожаниц, третьи – в души умершихпредков и в духов (одухотворённые силы); четвёртые – в тотемных животных -пращуров и т. д. Одни хоронили (хранили) своих умерших предков в земле,считая, что те потом помогают живым с Того Света, оставляли им что-нибудьв пищу. Другие – сжигали умерших в ладьях (лодьях), отправляя их души внебесное плавание, полагали, что, если тело сжечь,– душа быстрее подниметсяна небо и там приставится каждая к своей звезде (отсюда – преставился). Для сжигания умерших и для приношения языческих жертв в древности уславян существовали определённые места – алтари под открытым небом в видетреугольника, квадрата ила круга, которые именовались крада (ср.санскритская священная жертва в честь мёртвых), крадой назывался такжегорящий жертвенный костёр. "Крады и требища идольские",– писал Нестор-летописец. Было и божество, охранявшее алтарь, вероятно, оно называлосьКрада (Кродо). Существовало поверье, что сожжённый уносится в рай-вырий (ирий, арий;отсюда древнее название арийцев) немедленно, на глазах любящих его близких. Душа ассоциировалась с дыханием и дымом (о том, у кого прекратиласьдыхание, говорили: отдал Богу душу). Далее душу подхватывали жаворонки,первые птицы, прилетавшие весной из вырия-рая. День прилёта жаворонков – 9марта – считался днем поминовения предков и назывался Радуница. В периодборьбы с языческими богами им приписывалась худшие демонические черты;говоря современным языкам, создавался образ врага, поэтому день поминовенияумерших по славянским обычаям вначале, в связи с насаждавшимся пасхальнымкалендарём, был перенесён на 1 мая и считался бесовским, нечистым днём,вернее – ночью (Вальпургиева ночь). Но позже, незаметно славянский деньпоминовения умерших и христианская Пасха сблизились. Христианство, зародившееся вдали от славянских племён, воспринялославянское язычество как чуждую религию, и она жестоко уничтожалась сверху.
Народ же несколько веков сопротивлялся этому и разными путями вносилязычество в христианство (путём иносказания, кодирования, намеков,переименования но созвучию или внутренней близкой сущности и т. д.), вконце концов, народное (изначальное языческое) мировоззрение, этика,растворились в христианстве, создав уникальный сплав – РусскоеПравославие. Так или иначе, во сегодня древняя вера наших предков (разных племен)похожа на клочки старинных кружев, забытый узор которых надо восстановитьпо обрывкам. Полной картины славянских языческих мифов ещё никто невосстановил, хотя существует немало серьёзных исследований. Сегодня можно дать лишь общее (собранное из того, что удалось сохранить)представление о славянском языческом мифе. Причем, если отдельных боговможно более или менее подробно охарактеризовать, то от других сохранилисьлишь имена. Наиболее древние неперсонифицированные боги славян – Род а Рожаницы. Родиногда отождествлялся с фаллосом, иногда с зерном (в т. ч. солнечным идождевым зерном, оплодотворяющим землю). Рожаницы – женское рождающееначало, дающее жизнь всему живому: человеку, растительному и животномумиру. Позже Род и Рожаницы стали выполнять больше функций, унифицировалисьв верховных богов и в разных племенах славян персонифицировались –получили имена собственные: Яровит, Световид, Ригевит, Макошь, Златая Баба, Дидилия, Зная и т. д. К древнеславянским относятся поклонения упырям и берегиням. Берегини(наподобие греческих пенатов) хранили благополучие разных мест и видовприроды, а также дом. Домовых духов тоже было множество: домовой, кутныйбог, дед, спорыньи и спехи (духи, способствующие человеческим делам), дрема(домашнее мирное божество сна), баюнок (сказочник, песенник колыбельной),лень, отеть (крайняя степень лени), окоемы, прокураты, прокуды (плуты,неслухи, проказники), банник (дух бани), злыдни (украинское "бодай васзлыдни побылы!"), бесы, черти, шишиги (черти с торчащими шишом волосами),кикимора или шишимора (чертиха с торчащими шишом волосами, божествонеспокойных снов и ночных явлений)". Берегинь было много, они оберегали человека повсюду: дома, в лесу, вполе, на воде, оберегали посевы, скотные дворы и. т. д. Дед - прародитель,предок. Баба Яга - изначально древнее положительное божество славянскогопантеона, хранительница рода и традиций, детей, а в период насажденияхристианства превращена в злобного демона. Семаргл - священная крылатаясобака, охраняющая семена и посевы и др. Стратим - мать всем птицам,старейшая и большая. Сирин - сладкозвучная птица, возрождающаяся из пеплаФеникса. Чур - божество границ, он освящает и защищает право собственности"чур-мое". Стрибог - бог воздушных течений и стихий. Сварог - бог неба.Хорс - бог солнца. Ярило, Даждьбог, Световид - присущие богу солнца. Коло- солнце-младенец отсюда "коляда". Среча - ночная богиня. Белбог -хранитель, податель добра, удачи, справедливости, имя означает благо, тоесть доброго бога. Перун - громовержец, бог западных славян. Велес и Тур -скотий бог, бог богатства. Триглава - богиня земли. Макошь - матьнаполненных кошей, мать хорошего урожая (ее имя состоит из "ма" - мать и"кошь" - кошелка.). Ладо - богиня красоты, любви, любовных удовольствий иочарования. Лелио - маленький бог любви, подобный римскому Купидону. Лешие- лесные божества, подобные греческим Сатирам. Марцана - богиня жатвы. Ния- бог преисподней. Услад - бог пиршеств и развлечений. Похвист - божествобури. Чернобог - властитель темного царства, представитель тьмы. Мара (Мор)- настоящая богиня смерти в отличие от Кащея, власть которого недолговечна.Дидилия - богиня супружества и удачной беременности и.т.д. Славянская мифология Вступление Изображения богов находили иногда, но не везде. В Прильвице вырыливеликое множество; господин Маш подарил нам весьма важное описание их; нокуда девались самые изображения? Они верно в руках частных людей, где невсякий может пользоваться ими. И в Госларе нашли истукан, который однако ждавно уже без сомнения пропал. В Герлице, после многих поисков, увидели сдосадою, что не осталось никаких памятников древнего богослужения; нашлитолько на одном доме льва и почли его за Флинца. Предки наши весьма ревностно принялись за новую свою веру; они разбили,уничтожили все, и не хотели, чтобы потомству их остались признакизаблуждения, которому они дотоле предавались. Когда б сего не случилось,то можно б было соорудить музей из одних наших древних истуканов. Утвари, предметы богослужения, во множестве найдены в Прильвице, но онипо большей части уже были испорчены. В Госларе и поныне еще можно видетьжертвенник Крадов. Храмов не только у славянских народов совсем не осталось, но угерманских и других наций произошло то же самое, выключая одной Италии. Обычаев языческих славян сохранились еще некоторые остатки в России,Украине, Богемии, Польше и других местах. Без сомнения к тому, чтобыпочитать их такими, нужно глубокое, основательное познание древностей. Происхождение богов Наверно не было у славянина с самого начала столько богов, скольконаконец у него появилось. История человечества показывает нам, что до тогоеще, как человек не знал искусства делать себе изображения богов, чтил оннекоторые предметы, предлагаемые ему природою. С удивлением смотрел он наогненный шар, катящийся над его головою, стоял у порывистого ручья, шумнониспадающего с горы в долину, чувствовал приятное дуновение воздуха,изумлялся, был вне себя от восторга; он не примечал, чтобы существо,подобное ему, всем этим управляло. Тут стал он в первый раз умствовать очудном мироздании: солнце, вода, ветер казались ему существами особенной ипритом высшей, нежели он сам, природы. Изумление его перешло в почтение ибоготворение. Сам того не зная, познакомился он с чувствами зла и блага:иногда был он целый день несчастлив на охоте, а на другой день чувствовалон физическую боль. Он не усматривал тому причины, и думал, что есть какое-то злое существо, которое находит в том удовольствие, чтобы ему вредить. Вдругой раз поймал или убил он необыкновенно много дичи – душа его былаоткрыта для радости; он столь же мало примечал тому причины и создал себедоброе божество. Так произошли у него Белбог и Чернобог, без сомнениядревнейшие божества, какие знал славянин. Впоследствии ему не довольнобыло сего малого числа богов своих: он творил себе беспрестанно новых;каждая новая потребность приносила с собою новое божество, и таким образом произошло то множество, которое мы скоро увидим. Общежитие породило гениев по тогдашнему вкусу. Храбрость и благоразумиебыли привлекательны; в людях, отличавшихся сими достоинствами, примечаликакое-то сходство с вымышленными божествами; и так вообразили, что они имродственники. По тому самому в вышеупомянутой песне воинству Игореву иповествуется о внуках Дожбога. Таким же образом в этой песне Боян,древнейший известный русский стихотворец, именуется внуком Велеса. Изображение богов Простая жизнь доставляла грубому славянину много праздных часов – емупришло на мысль испытать свои силы в образующих искусствах. Первое, в чемон здесь успел, было конечно не Медицейская Венера; но он может быть неменьше радовался своей работе, как Пракситель и Апеллис восхищались своимитворениями. Скоро потом одушевил он свои идеальные божества, и тут сталауже некоторая система царствовать в его баснословии. Хотя славянин вобразующих искусствах никогда не доходил так далеко, как греки и римляне,однако ж нельзя оспорить у него некоторую степень совершенства. Истуканы,вырытые из земли в Прильвице, доказывают, что наши предки довольно былиискусны, умев даже чертами лица изображать характер божества. О Световидеговорил нам Саксон Грамматик, что он имел вид глубокомысленный; Сива, поописанию господина Маша, отличалась приятною физиономиею, а Чернобогстрашною и т. д. Что касается до вещества, из какого составлялись сии изображения, то этобыло дерево и металл. Из дерева были вероятно сделаны все славянскиеистуканы богов, так как и по большей части на острове Рюген. Для этоговыбирали всегда самое крепкое дерево, потому что такие изображения долгоевремя были боготворимы на открытом воздухе. Что ноги Световидовы былисделаны из другого дерева, нежели самая статуя: то причина этому состоитвероятно в понятиях, какие имели люди об этом божестве. Из металла сделанывсе истуканы, вырытые в Прильвице. Большая часть их составлены из смесиметаллов и содержат много серебра,так что некоторые выдерживают пробу отдвух до десяти лотов серебра. На всех изображениях, описанных господиномМашем, находится везде имя божества, какое представляет изображение.Некоторые истуканы были вместе сделаны из дерева и из металла; так уПеруна, в Киеве, сделанного из дерева, были железные ноги. Вид истуканов был свойствен грубому народу, боготворившему этиизображения. Необыкновенною величиною старались всегда выражать силубожества; в Арконе большая часть богов были сплошь огромного виду, что унекоторых из них епископ Абсалон не мог жезлом своим достать до бороды. Унемногих была одна только голова; но щедрые славяне дарили им по три, почетыре, даже и по пяти голов. Может быть хотели они через то изобразитьвсеведение богов своих, но верно не думали они никогда о святой Троице приобразе Триглавы, хотя иные так и думали объяснить три главы сей богини.Что касается до драгоценности изображений, то конечно, иное слишкомувеличено, однако ж вероятно, что славяне не упустили возможность какможно лучше украсить богов своих, к чему подавала им случай приобретеннаяими на войне победа. А потому и не удивительно, если мы слышим, что уПеруна в Киеве был в руках луч молнии, украшенный драгоценными каменьями. Храмы Не вместе с происхождением истуканов произошли и храмы; давно ужеопределены были на то открытые поля и рощи. Обыкновение боготворить идоловв густоте лесов было так употребительно у славян, что даже когда боги ихполучили храмы, то они по большей части все еще воздвигаемы были в лесах.Первые храмы были только места, окруженные кольями; потом четыре столбанакрылись кровлею и со всех сторон окружались завесами; наконец стали дажестроить храмы из одного дерева. Наружные стены украшались различнымирезными образами, внутри были стены обиты пурпуровыми коврами; там женаходилось много рогов от разных зверей, покрытых резной работой ислуживших для украшений храма. Народные и языческие праздники древней Руси "Верно, для каждого божества было назначено по одному или несколькодней для поклонения. Некоторые из сих празднеств, остались почти у всехславянских народов. Они выдержали столько перемен, что только взор критикаможет приметить истинное значение их. Так, например: кто поверил бы, чторусский Семик, этот любимый день наших крестьянских девушек, был некогдаязыческим празднеством? Но это действительно правда, что и доказываютпесни, обыкновенно в этот день припеваемые, в которых встречаются именанекоторых богов". Возникновение религиозных праздников у славян "Научные знания о жизни и быте племен и народов, населявших древниеземли Руси, весьма невелики. Известно, что наши далекие предки жилиотдельными племенами вдоль берегов лесных и степных рек Восточной Европы.Основными источниками их существования были собирание естественныхдаров природы, охота, бортничество (собирание меда диких пчел) и какдополнительный источник существования – примитивное, мотыжное земледелие.Добывание пищи составляло в ту далекую пору главное содержание всей жизничеловека. Несмотря на это, пиши не хватало, короткие периодыотносительного изобилия в теплое время года сменялись длительнымнедоеданием, а часто и голодовками. Первобытные общины вынуждены былисовершать изнурительные переселения в поисках мест, богатых пищей. Когдасозревали дикие плоды, после удачного лова рыбы или охоты, родственныеплемена отмечали эти радостные события тем, что сходились вместе, съедалипринесенную с собой пищу, устраивали пляски вокруг костров, обменивалисьподарками и т. п. Поскольку такие события были неразрывно связаны ссоответствующим временем года, то и празднование их постепеннозакреплялось за этим временем года, превращаясь со временем в традицию.Суровая зима была самым тяжелым периодом в жизни древних славян, поэтомуони особенно радостно отмечали приход весны. Так сложился цикл весеннихпраздников. В эти праздники и праздничные обряды люди первоначально невкладывали никакого религиозного содержания. Традиционные народныеторжества естественно возникли из производственных и бытовых условий жизнидревних людей еще до возникновения религиозных верований. С развитием религиозных представлений у древних предков славянпраздничные обряды стали приобретать колдовской, магический смысл.Совершая, например, охотничий танец, люди подражали охоте на зверей илиптиц, воспроизводили их движения, повадки. Во время танца поражали копьямии стрелами фигурки или изображения животных, на которых предстояла охота.Люди были уверены, что, правильно совершив этот обряд, они обеспечатудачу в охоте. Древние славяне стали наделять сверхъестественнымисвойствами те силы и явления природы, от которых в ту пору в огромной мерезависело их существование. Люди начали приписывать магическую силу солнцу,грому, дождю, рекам, начали верить в различных духов, добрых и злых,стараясь почитанием и жертвоприношениями привлечь на свою сторону и тех идругих. С развитием земледелия и переходом к оседлому образу жизни произошлодальнейшее изменение быта древних славян, а отсюда и их религиозныхверований, обрядов и праздников. Начиная с периода IV – VI вв. до нас дошло значительное количествопамятников материальной культуры, которые помогли воссоздать достаточнополную и достоверную картину жизни наших предков. Эти памятники свидетельствуют о том, что к IV – VI вв. земледелие сталоосновой производства и достигло значительного развития, В этот период уславян уже господствовало пашенное земледелие и оседлое скотоводство. На смену разлагавшемуся первобытнообщинному строю формировались новыеотношения феодального общества. Рядом с деревнями, появились укрепленныежилища богатых землевладельцев, которые использовали труд попавших к ним вэкономическую зависимость неимущих землепашцев. В VI - VIII вв. на Руси возникли города, получили свое дальнейшееразвитие ремесла и торговля. Все это, вместе взятое, определило дальнейшееразвитие культуры, быта и религии восточных славян, в основе которой лежалкульт природы и культ предков. Земледельческий религиозный культ древних славянПрактика умилостивления духов и богов жертвоприношением и поклонениемпривела к созданию довольно сложного религиозного культа. Отметим, что длядохристианской религии древних славян характерным являлось преобладаниепрактики-магии и культа над мифологией. Эта практика имела богатоеоформление и подробно разработанный, освященный ритуал. Мифология же былаотносительно отрывочной и бессистемной. Совершенно очевидно, что народные праздники, игравшие весьма заметнуюроль в жизни древнеславянских народов, не могли оказаться в стороне отформирования магических и религиозных обрядов. С развитием религиозногокульта в первую очередь народные праздники все больше и больше наполнялисьрелигиозным содержанием, а обряды принимали религиозный характер. Главную роль в земледельческой религии славян играли обряды и праздники, связанные с различными периодами сельскохозяйственного производства. По своему характеру эти обряды носили преимущественно магический характер и составляли целостный календарный цикл. Цикл этих обрядов и праздников начинался зимой, в то ее время, когдадни становятся заметно длиннее, когда "солнце поворачивает на лето". Поверованиям земледельческих религий, это был момент рождения богасолнца. С этим периодом связывалось множество обрядов и праздников. Срединих были святки, праздники коляды с заключительным моментом этого цикла –масленицей, содержавшей такие обряды, как зазывание, или призывание весны,проводы зимы (сожжение ее соломенного чучела) и т. д. Цель зимних праздников и обрядов заключалась в стремлении земледельцевобеспечить себе благоприятный хозяйственный год. Поэтому в хату кпраздничному столу зазывали мороз, чтобы угостить его и таким образомобезопасить себя от прихода его весной, когда он может приморозить молодыепобеги посевов. Приглашались также "ржа" (ржавчина) и "бель", портящиеколос. Будущий урожай символизировался на празднике выставленным впереднем, "красном", челу снопом. Хозяин и хозяйка, садясь за праздничныйстол, перекликались между собой, делая вид, что не видят друг друга, иприговаривали: "Чтобы так же не видеть друг друга осенью за стогами ивозами хлеба, грудами овощей". В праздничных обрядовых песнях содержалисьзаклинания, якобы обеспечивавшие хороший урожай и большой приплод скота: Главным обрядовым кушаньем праздников этого цикла была кутья, род кашииз вареных зерен,– растительное блюдо, появившееся тогда, когда люди еще не умели размалывать зерна и печь хлеб. Главным блюдом масленицы были блины.Они, несомненно, более позднего происхождения и своим румяным желто-красным цветом и круглой формой символизируют "нарождающееся" веснойсолнце. Со встречей весны и проводами зимы были связаны многие другиеочистительные обряды. Основаны они были на вере, что за темную, холоднуюзиму собралось множество разной нечисти, которую следовало обезвредить иизгнать из жилища и с полей. Для этого славяне мыли свои хаты и мылись сами. Собирали во дворе весьмусор и сжигали его на костре. Костер устраивали как можно более дымным исмрадным. Все это якобы отгоняло нечисть. Считалось, что магической силойотгонять злых духов обладала и верба – дерево, первым распускавшее веснойпочки. Глава дома запасался ветками вербы и стегал ими всех домочадцев,приговаривая: "Здоровье – в хате, хвороба – в лес!" Очистив, таким образом, себя, дом и двор, люди шли на поля и посыпали ихзолой от очистительных костров. По углам поля расставляли ветки вербы. Считалось, что после выполнения всех этих обрядов нечистая сила изгнанаи можно спокойно приступать к весенним работам. Чтобы не навлечь на себягнев весны и полнее использовать ее милости, старались, прежде всего,накормить весну. Поэтому в некоторых местностях, как только снег начиналтаять, женщины клали на проталинах куски пирога или хлеба, приговаривая:«Вот тебе, весна-матушка». Приход весны знаменуется общим оживлениемприроды, прилетом птиц. В связи с этим возник и сохранился до наших днейобычай выпускать весной из теста фигурки птиц – жаворонков, аистов. Этонесомненный пережиток тех далеких времен, когда «весну» в виде птицыловили и приносили в жертву, т. е. попросту съедали, веря, что лучшеесредство воспользоваться благодетельными силами весны – это съесть ее. С приходом весны люди получали возможность расстаться с темной и смраднойкурной избой, выйти на свежий воздух и вздохнуть полной грудью, понежиться в теплых лучах солнца. Человек переживал радостное, приподнятоенастроение. Не случайно весна всегда была периодом праздников. Одним изтаких весенних праздников на Руси был праздник «красная горка», получившийсвое название от «красной» весны, от «красных», т. е. красивых горок,холмов, возвышенностей, первыми покрывавшихся травой под лучами яркоговесеннего солнца. На этих горках собственно, и отмечался праздник; играли внародные игры, пели песни, плясали, водили хороводы. «Красная горка» – это также пора заключения брачных союзов. По твердоукоренившемуся в среде крестьянства обычаю свадьбу можно было сыграть илиранней весной, на «красную горку», или осенью, после окончания полевыхработ. Весна все больше вступала в свои права. Надвигались новыехозяйственные заботы. Надо было выгонять скот на пастбища, проводитьвесенние полевые работы, начинать сев, Все это также сопровождалосьмагическими обрядами. Перед выгоном скота на пастбище его окуривали дымом можжевельника.Погоняли скотину обязательно вербой, произнося заклинания и молитвы,обращенные к солнцу и месяцу, с просьбой охранить скот «от стрелывогненной, от зверя бегучего, от гада ползучего, от змеи попилухи», атакже от водяных и лесных духов, Озимые посевы обходили с яйцом и костной мукой. Муку сыпали в траву намеже, полагая, что это предохранит поля от града. Яйцо зарывали в землю,как магический символ плодородия. Вспашку поля и сев также производили скостной мукой, яйцом и заговорами. К магическим обрядам присоединяли и жертвоприношения. Считалось, чтоземле при пахоте, когда ее разворачивают сохой, причиняют боль (ведь длянаших древних предков земля была живым существом, божеством). Ее надо былозадобрить. Поэтому в борозды ставили хлеб и пироги, поле обходили с брагойи угощениями, а после посева устраивали жертвенный пир – праздникокончания сева. В то же время люди считали, что весной с оживлением растительностиоживают растительные духи, с вскрытием рек и озер появляются водяные духи,русалки, из-под земли выходят духи мертвых. В общем, духи были везде. И ихнабиралось множество. Одних надо было изгнать и обезвредить при помощиочистительных обрядов, других надо было привлечь на свою сторону,задобрить. Особенно нужно было задобрить духов предков. Для этогосовершались сложные обряды, отправление которых требовало уже участияволхвов, кудесников, «умевших» вступать в общение с богами и духамипосредством (вертимого плясания). Как только хлеба начинали колоситься, вновь наступал критический момент,требовавший помощи сверхъестественных сил. Для этого существовали вдревности особые обряды, носившие название «колосяница». Центральное местов этих обрядах занимала береза, русская красавица, покрытая нежнойлиствой, вся в сережках. Быстрый и пышный расцвет березки приписывался ееособой плодоносящей силе, и люди пытались перенести эту силу на поля. Дляэтого девушки гурьбой шли в лес, где под облюбованной березкой ставилипироги, яичницу и устраивали пиршество: пели песни, водили хороводы.Иногда березу срубали и ставили где-либо в поле на меже или возле селения,и здесь совершалось празднество. Когда хлеба начинали дозревать и приближалась пора их жатвы, начиналсяновый цикл земледельческих обрядов, заклинаний, празднеств, якобыспособствовавших успешному созреванию и уборке хлебов. Началом этого цикла были праздники, посвященные божествам Купале иЯриле. Купало был богом обилия и урожая, богом созревших плодов земных. Емуприносили жертвы в начале жатвы. Празднества в честь бога Купалы сзажиганием костров «живым огнем», т. е. огнем, добытым путем трения, былиочень широко распространены среди славянских народов. Поля в купальскуюночь обходили с произнесением нараспев специальных заговоров. Целью всехэтих обрядов было предохранение созревающих хлебов от злых духов.Пережитком еще более древних верований, восходящих к эпохе, когда люди незнали земледелия и только собирали дикорастущие плоды и злаки, были обрядысобирания в купальскую ночь волшебных трав, и в частности поискилегендарного цветка папоротника Бог Ярило, как и Купало, считался богомплодородия. Во многих местах праздник, посвященный Яриле, соединялся сярмарками и торжками. Во время праздника устраивались игры, пляски,кулачные бои. Жатва отмечалась специальными праздниками: зажинками – в начале жатвы идожинками – в конце сбора урожая. В центре празднеств были снопы: первый –о время зажинок, последний – во время дожинок. Эти снопы торжественноприносились в село. Из зажиночного снопа пекли первый хлеб нового урожая,дожиночный сноп ставили в избе, в переднем углу. Зерно с него при севесыпали в первую борозду или смешивали с семенным зерном. Прежде чем начатьжатву, приносили жертву полевому духу, особыми заклинаниями изгоняли изснопов якобы сидящих там злых духов. Примерно такие же обряды выполнялисьи по окончании жатвы, Таковы в самых общих чертах праздники и обряды той частидревнеславянского населения, которая занималась хлебопашеством, т.е., егобольшинства. Религиозный культ в славянском городеРелигиозные празднества жителей развивавшихся городов Древней Руси,купечества, воинских дружин, рыбаков, охотников имели некоторыеособенности. Эти особенности определялись прежде всего характеромэкономической жизни этих слоев населения. Город требовал постоянныхпокровителей, а воинские дружины и купцы – постоянных помощников-охранителей в походах. Жители городов, и прежде всего купцы, частосоприкасались с иноземными народами, знакомились с их верованиями,культами, праздниками. Это также накладывало некоторый отпечаток нарелигиозные воззрения горожан. У славян появились изображении богов в виде идолов. Эти идолы со временемприобрели значение сверхъестественных существ, обладающих собственнойчудесной силой и святостью богов. Поклонение идолам привело к появлению на Руси специальных мест для ихпочитания – святилищ. Арабский писатель-путешественник Ибн-Фацлану оставилнам описание такого святилища, принадлежавшего русским купцам. Святилищаустраивались обычно на месте торга днепровских купцов с другими народами,Это был огороженный частоколом участок, в центре которого стоял высокий столб с высеченным на его конце человеческим лицом. Вокруг или позадивысокого столба, изображавшего главного бога, стояли более мелкиеизображения его «жены и дочек». До начала торга каждый купец приносилглавному долу жертву – хлеб, мясо, молоко, хмельной напиток – и просилпослать богатого покупателя. Если торговля шла плохо, то жертвыповторялись, но приносились они уже родственникам главного идола с просьбойзаступиться за купца перед главным богом. В случае удачи приносиласьблагодарственная жертва. Такое распределение идолов в святилище на главных и второстепенных, атакже стремление внести какую-то систему во взаимоотношения междудревнеславянскими божествами (Даждьбог, Сварог, Сварожич – сын богаСварога, люди – дети солнца, или даждьбожьи внуки, и т. д.) свидетельствуюто зарождении самобытной славянской религиозной системы. Однако она неполучила развития, будучи вскоре вытеснена христианской религией. Итак, мы видели, что праздники славян, возникнув в глубокой древностикак народные праздники на базе экономических и социальных отношений,первоначально не были связаны с какими-либо, религиозными верованиями. Даи сложились они раньше, чем появились религиозные верования. В процесседальнейшего развития эти глубоко народные производственно-бытовые праздникиоказались пронизанными, наполненными магическим, религиозным содержанием.Русская православная церковь особенно много «потрудилась» над тем, чтобывытравить из древнеславянских праздников все народные бытовые черты иподчинить их своим целям".




Похожие:

Духовная культура iconУрок по обществознанию11 класс «Духовная культура»
Слово «культура» в переводе с латыни означает «обработка», «возделывание», можно сказать, что все созданное человеком, от простейшей...
Духовная культура iconПлан: Сущность и содержание духовной жизни общества
Основные понятия темы. Духовная культура, духовная жизнь, антогенез, филогенез, идеалы, ценности, сознание, массовое сознание, идеология,...
Духовная культура iconДуховная культура Солнечные боги славян
Слово "культура" происходит от слова "культ" – вера, обычаи и традиции предков. Тот, кто забывает это,– не имеет права считаться...
Духовная культура iconДуховная культура тюрков

Духовная культура iconДуховная культура первобытного общества

Духовная культура iconДуховная культура Москвы в XV-XVI веках

Духовная культура iconРусская духовная культура дохристианского периода

Духовная культура iconМатериальная и духовная культура древних славян по языковым данным

Духовная культура iconМатериальная и духовная культура восточных славян в VI-VIII веках

Духовная культура iconДокументы
1. /Духовная культура.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы