Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства icon

Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства



НазваниеРоль бюджета в социально-экономическом развитии государства
Дата конвертации04.07.2012
Размер264.83 Kb.
ТипРеферат
Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства


Министерство образования РФ КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ К У Р С О В А Я Р А Б О Т А по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит» на тему: «Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства» выполнил студент группы, Допущен к защите ______________________ Руководитель курсовой работы, профессор Защищена с оценкой __________________ Члены комиссии___________________ ___________________ Краснодар 2003 Реферат Страниц 24, рисунков 1, таблиц 2, использованных источников 12.Бюджет, расходы и доходы бюджета, бюджетная система, бюджетное устройство,консолидированный бюджет, уровни бюджетной системы Содержание| |Введение ……………………………………………………………… |4 ||1.|Социально-экономическая сущность и роль бюджета ……………. |5 || |1.1. Формирование бюджета и его функции ……………………….. |5 || |1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система ………………… |8 || |1.3. Федеральный бюджет и его роль в решении | || |общегосударственных задач ……………………………………. |13 ||2.|Анализ федерального бюджета РФ …………………………………. |16 || |2.1. Анализ доходов федерального бюджета РФ …………………... |17 || |2.2. Анализ расходов федерального бюджета РФ …………………. |19 ||3.|Бюджетная политика РФ и направления ее | || |совершенствования ………………………………………………….. |21 || |Заключение …………………………………………………………… |23 || |Список использованной литературы ………………………………... |24 | Введение Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономическойструктуры любого современного общества играет государственноерегулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономическойполитики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государствуосуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовыймеханизм – финансовая система общества, главным звеном которой являетсягосударственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государствообразует централизованные и воздействует на формирование децентрализованныхфондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных нагосударственные органы функций. Экономические и политические реформы, проводимые в России с началадевяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственныхфинансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет,являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства,дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику,финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитиеприоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименеезащищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране вбольшой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразованиефинансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будетотвечать требованиям времени.
Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором насегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновленияфинансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризисаявилось принятие 17 июля 1998 года нового Бюджетного кодекса РоссийскойФедерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства иправовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процессаРоссийской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетногопроцесса, теоретических и законодательных основ и реальной практикифункционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особуюактуальность. Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета какважнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетнойсистемы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическомразвитии государства, выявления наиболее значительных проблем вфункционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей ихрешения. 1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета 1.1. Формирование бюджета и его функции Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектовсоздаются валовой внутренний продукт и национальный доход. Произведенный всфере материального производства национальный доход проходитпоследовательно стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль вперераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играетбюджет. В процессе перераспределения национального дохода страны часть егов денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фондфинансовых ресурсов. Бюджет представляет собой форму образования и расходования фондаденежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач ифункций государства. Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Онвыражает часть распределительных отношений между государством, с однойстороны, предприятиями и населением – с другой, которые связаны сформированием и использованием общегосударственного фонда финансовыхресурсов. Содержание этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государствомв тот или иной исторический период. Формирование бюджета самым непосредственным образом связано с развитиемнационального дохода страны и его перераспределением. Основными финансовымиметодами перераспределения национального дохода являются: 1) образование и использование денежных накоплений (прибыли, налог на добавленную стоимость, платежи в социальные внебюджетные фонды); 2) организация налогов; 3) финансирование отраслей народного хозяйства; 4) формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов. Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджетагосударственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы длясодержания аппарата управления, армии, осуществления социальныхмероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнениявозложенных на них функций. В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическуюкатегорию, которая выражает определенные экономические отношения.Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментовобеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качествеважнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики. Как экономическая категория бюджетные отношения являются составнойчастью финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функциифинансов. Бюджет выполняет следующие задачи:1) перераспределение национального дохода;2) государственное регулирование и стимулирование экономики;3) финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств. 1. Распределительная функция бюджета проявляется через формирование ииспользование централизованных фондов денежных средств по уровнямгосударственной и территориальной власти и управления. В развитых странахчерез бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50 % национальногодохода. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизньстраны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержкуили развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономическиеотношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживатьтемпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуруспроса и потребления. Перераспределение национального дохода через бюджет имеет двевзаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии: 1) образование доходов бюджета; 2) использование бюджетных средств (расходы бюджета). 2. В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетныхсредств решаются задачи государственного регулирования экономических исоциальных процессов в стране. Доходы бюджета – это экономические отношения между государством, содной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами – с другой.Одновременно с этим доходы бюджета – это денежные средства, поступающие враспоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. В процессе образования доходов бюджета происходит императивное изъятиев пользу государства части национального дохода. На этой основе возникаютфинансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением. Бюджет активно участвует в распределении прибыли предприятий ихозяйственных организаций. Существует известная зависимость между формами ивеличиной изъятия в бюджет части прибыли предприятий и заинтересованностьюпоследних в результатах работы. От того, насколько совершены формы изъятияв бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшемиспользовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности иувеличении прибыли. Расходы бюджета – это экономические отношения, возникающие междугосударством, с одной стороны, организациями учреждениями и гражданами – сдругой, в ходе использования централизованных фондов денежных средств. Путем централизации в бюджете части финансовых ресурсов государствополучает возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственныепотребности – ускоренное развитие прогрессивных отраслей народногохозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки итехники, обеспечение обороноспособности страны. 3. Посредством бюджета национальный доход перераспределяется потерритории, а также из производственной в непроизводственную сферу, длячего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансированияпотребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления,обороны. Через бюджеты путем бюджетного финансирования перераспределяютсяфинансовые ресурсы между отраслями производственной сферы в целях ихпропорционального развития. Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национальногодохода, государство направляет средства в первую очередь в те отраслинародного хозяйства и те экономические районы, которые требуют на данномэтапе первоочередного развития, т. е. посредством бюджета производитсямежтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода.Тем самым соблюдаются интересы экономического развития страны в целом иинтересы пропорционального развития регионов. Через государственный бюджет проходит финансирование научныхучреждений, осуществляющих фундаментальные научные исследования, которые, всвою очередь, являются основой для развития прикладной науки и созданияновой техники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболееперспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитиепроизводительных сил страны. Все это позволяет координировать экономическую жизнь государства,рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народномхозяйстве, способствует техническому прогрессу и усиливает экономическийпотенциал государства. Большую роль в экономическом и культурном строительстве на местахиграет бюджетное регулирование. При помощи бюджетного регулированияосуществляется в широком масштабе межтерриториальное распределение средств,наделение необходимыми источниками доходов региональных и местных бюджетов,которые являются финансовой базой территориальных органов власти, и темсамым укрепляет их связь со всей экономикой страны. Велика роль бюджета в непроизводственной сфере, где он является главнымисточником финансирования. Именно через государственный бюджет приходитфинансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет, имеютпервостепенное значение для формирования и распределения общественныхфондов потребления (свыше 86 % от общей суммы общественных фондовпотребления). Как известно, основной формой распределения фонда потреблениянационального дохода является распределение по труду. Одновременно с фондомоплаты труда существуют общественные фонды потребления, которыепредназначаются для совместного удовлетворения потребностей и содержаниянетрудоспособных членов общества, то есть потребления в сфере народногообразования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного хозяйстваи др. Бюджет составляется на основе народнохозяйственного плана. Все статьибюджета определяются показателями народнохозяйственного плана, а всерасходы производятся в строгом соответствии с планом. В свою очередь,бюджетное планирование оказывает активное воздействие нанароднохозяйственное планирование. 4. И наконец, бюджеты выполняет контрольную функцию, котораяпредполагает возможность и обязанность государстве иного контроля запоступлением и использованием бюджетных средств. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства,дает органам власти реальную экономическую возможность осуществлениявластных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государствуфинансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране.Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств,перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, чтопозволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики исоциальных процессов в стране. 1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета ибюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями,правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему,состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования ииспользования бюджетных средств и др. Основы бюджетного устройства определяются формой государственногоустройства страны, действующими в ней основными законодательными актами,ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах. Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства,административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетномотношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономическихотношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная системаявляется главным звеном финансовой системы государства. Схема бюджетнойсистемы Российской Федерации приведена на рис. 1. Рис. 1. Бюджетная система РФ Построение бюджетной системы Российской Федерации основано наКонституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии сКонституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетнаясистема Российской Федерации состоит из трех уровней: 1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; 2) бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; 3) местных бюджетов. В настоящее время бюджетная система Российской Федерации включает:федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга,один областной бюджет автономной области, десять окружных бюджетом,автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские,поселковые и сельские бюджеты). Консолидированный бюджет РФ представляет собой свод республиканскогобюджета РФ и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований. Этот бюджет используется для сводастатистических показателей и анализа показателей бюджетной системы, вчастности, при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов вбюджеты национально-государственных и административно-территориальныхобразований. Консолидированный бюджет РФ не утверждается законодательныморганом власти. Советы министров республик составе РФ, исполнительныеорганы субъектов Федерации также составляют консолидированные бюджеты,представляющие собой свод бюджетов соответствующих территорий. Следует отметить, что в состав федерального и территориальных бюджетов(бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) входят целевые бюджетные фонды,формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходованиесредств. В числе таких фондов – дорожный, экологический, воспроизводстваминерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др. Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации,самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектовРоссийской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджетыне включаются в региональные бюджеты. Кроме федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектовРоссийской Федерации и местных бюджетов), в бюджетную систему входятгосударственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социальногострахования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральныйвнебюджетный фонд и внебюджетные фонды, субъектов РФ обязательногомедицинского страхования). Средства этих фондов по экономическомусодержанию и направленности их использования мало чем отличаются отбюджетных средств. До 1991 г. они входили в состав государственногобюджета, в настоящее время имеется тенденция включения внебюджетных фондовв бюджет. Так, в 1999 г. в бюджет включены средства внебюджетногоФедерального дорожного фонда РФ. Принципы функционирования бюджетной системы РФ Функционирование бюджетной системы Российской Федерации основано наследующих основополагающих принципах: 1) единство бюджетной системы; 2) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; 3) самостоятельность бюджетов разных уровней; 4) полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; 5) сбалансированность бюджета; 6) эффективность и экономность использования бюджетных средств; 7) общее покрытие расходов бюджета; 8) гласность; 9) достоверность бюджета; 10) адресность и целевой характер использования бюджетных средств. 1. Принцип единства бюджетной системы – это единство правовой базы,денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетногопроцесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единыйпорядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы,ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональныхбюджетов и местных бюджетов. 2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетнойсистемы Российской Федерации означает закрепление (полностью или частично)соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов заорганами власти Российской Федерации, органами государственной властисубъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. 3. Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов, которыйозначает: 1) право законодательных (представительных) органов государственнойвласти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системысамостоятельно осуществлять бюджетный процесс; 2) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровнябюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации; 3) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов,полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов; 4) право органов государственной власти и органов местногосамоуправления самостоятельно определять направления расходования средствсоответствующих бюджетов; 5) право органов государственной власти и органов местногосамоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитовсоответствующих бюджетов; 6) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходеисполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов надрасходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов. 4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетовгосударственных внебюджетных фондов предполагает, что все доходы и расходыбюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательныепоступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственныхвнебюджетных фондов в обязательном порядке и полном объеме. Всегосударственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счетбюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов,аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. 5. Принцип сбалансированности бюджета означает, что каждый бюджетдолжен быть сбалансирован, т. е. объем предусмотренных бюджетом расходовдолжен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений изисточников финансирования его дефицита. 6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средствпредполагает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти иполучатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижениязаданных результатов с использованием определенного бюджетом объемасредств. 7. Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджетадолжны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования егодефицита. 8. Принцип гласности предполагает: 1) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов иотчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходеисполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решениюзаконодательных (представительных) органов государственной власти, органовместного самоуправления; 2) обязательную открытость для общества и средств массовой информациипроцедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числепо вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного(представительного) органа государственной власти, либо междузаконодательным (представительным) и исполнительным органамигосударственной власти. 9. Принцип достоверности бюджета – это надежность показателей прогнозасоциально-экономического развития соответствующей территории иреалистичность расчета доходов и расходов бюджета. 10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает,что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателейбюджетных средств с обозначением направления их на финансированиеконкретных целей. 1.3. Федеральный бюджет и его роль в решении общегосударственных задач Основные функции управления государством возложены на центральныеорганы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансовогообеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованныйфинансовый фонд – федеральный бюджет. Федеральный бюджет РоссийскойФедерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет– основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собраниемв виде федерального закона. В Конституции РФ (ст. 71) зафиксировано, что введении Российской Федерации находится федеральный бюджет, федеральныеналоги и сборы, федеральные фонды регионального развития. Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения иперераспределения внутреннего валового продукта и созданного национальногодохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальнымислоями населения. На федеральный бюджет возложено финансированиеобщегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных собеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовкойвысококвалифицированных специалистов. Средства федерального бюджета являются главным источникомфинансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятийвоенно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сферепроизводства, пионерного освоения новых территориально-производственныхкомплексов. Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитииискусства, культуры, средств массовой информации. Для решения этих задач федеральный бюджет в соответствии с Законом «Обосновах налоговой системы» 1991 г. и Налоговым кодексом РоссийскойФедерации наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами. Между уровнями бюджетной системы РФ разграничиваются доходные ирасходные части бюджета. Для покрытия расходов нижестоящих бюджетов вслучае недостатка закрепленных за ними доходов могут перечислятьсядополнительные средства в различных формах из вышестоящих бюджетов. Доходы федерального бюджета. В соответствие с бюджетным кодексом РФ,доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном ибезвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством враспоряжение органов государственной власти субъектов РФ и органов местногосамоуправления. Все доходы государства от способа из извлечения могут быть объединены в2 группы : - налоги и другие обязательные платежи; - прочие доходы. К налоговым доходам федерального бюджета относятся:1) федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяютсяналоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции ихраспределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разныхуровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральнымзаконом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;2) таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;3) государственная пошлина в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации. К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:1) доходы от использования имущества, находящегося в государственнойсобственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетнымиучреждениями, находящимися в ведении органов государственной властиРоссийской Федерации;2) доходы от продажи имущества, находящегося в государственнойсобственности, – в порядке и по нормативам, которые установленыфедеральными законами и другими нормативными правовыми актами органовгосударственной власти Российской Федерации;3) часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией,остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, – в размерах,устанавливаемых Правительством РФ;4) прибыль Банка России – по нормативам, установленным федеральнымизаконами;5) доходы от внешнеэкономической деятельности;6) доходы от реализации государственных запасов и резервов. Расходы федерального бюджета. Под расходами бюджета понимаются денежныесредства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функцийгосударства и местного самоуправления. Расходы госбюджета – это экономические отношения, связанные сраспределением и использованием централизованных денежных фондовгосударства по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Расходы бюджета тесно связаны с функциями государства. У каждогогосударства есть 4 первоочередные функции : экономическая, социальная,управления, военная. Поэтому и в расходах бюджета основное место занимают 4группы : экономического назначения (на финансирование НХ), расходы насоциально-культурные мероприятия – финансирование отраслей, обслуживающихнаселение , в основном, путем предоставления бесплатных услуг(здравоохранение , образование, расходы на предоставление социальной помощиотдельным слоям и категориям населения; расходы на управление – связаны сфинансированием органов исполнительной и законодательной власти,осуществляющих управление страной. В условиях государственного кредита естьи расходы на обслуживание государственного долга; военные расходы. В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательствомисключительно из федерального бюджета финансируются следующие видырасходов: - обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов; - функционирование федеральной судебной системы; - осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества); - национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности; - фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; - и т. д. 2. Анализ федерального бюджета РФ Так как федеральный бюджет является ведущим звеном финансовой системы ив нем объединяются главные доходы и расходы государства, то, на мой взгляд,важно проследить основные источники этих доходов и расходов. Проведя анализ доходной части федерального бюджета РФ, мы сможемувидеть значимость и доходность тех показателей, которые приносятгосударству доход и тем самым позволяют ему успешно функционировать инаращивать свой социально-экономический потенциал. Анализ расходной части даст на картину тех необходимых затрат, которыевозникают в процессе выполнения государством своих функций. Эти затратывыражают экономические отношения, на основе которых происходит процессиспользования средств централизованного фонда денежных средств государствапо различным направлениям. 2.1. Анализ доходов федерального бюджета РФ Состав и структура доходов федерального бюджета РФ на 2002 и 2003 года|Наименование |2002 год |2003 год ||показателей | | || |сумма, |% к |сумма, |% к || |тыс. руб. |общей |тыс. руб. |общей || | |сумме | |сумме ||I. Налоговые доходы |1726310100,|81,21 |1892363700,|78,27 ||1. Налог на прибыль |0 |9,76 |0 |7,43 ||1.1. Налог на игорный бизнес |207443700,0|0,05 |179550500,0|0,05 ||2. Налог на товары и услуги. | | | | ||Лицензионные и регистрационные |1009200,0 |47,0 |1255200,0 |48,76 ||сборы | | | | ||2.1. НДС на товары, |999127100,0|27,19 |1178971200,|28,56 ||производимые на территории РФ | | |0 | ||2.2. НДС на товары, ввозимые на| |9,20 | |10,58 ||территорию РФ |577987500,0|10,58 |690453600,0|9,57 ||2.3. Акцизы | | | | ||2.4. Лицензионные и | |0,04 | |0,06 ||регистрационные сборы |195520500,0|0,27 |255764900,0|0,35 ||3. Налог на совокупный доход | |0,04 | |0,03 ||4. Налог на операции с ЦБ |224815000,0| |231368300,0| ||5. Платежи за пользование | |8,64 | |7,57 ||природными ресурсами | | | | ||6. Налог на внешнюю торговлю и |804100,0 |15,25 |1384400,0 |13,90 ||внешнеэкономические операции |5677600,0 |5,58 |8478400,0 |6,22 ||6.1. Ввозные таможенные пошлины|920000,0 |9,66 |840000,0 |7,68 || | |0,12 | |0,22 ||6.2. Вывозные таможенные |183715700,0| |183129500,0| ||пошлины | | | | ||7. Прочие налоги, пошлины и | | | | ||сборы |324108900,0| |335975500,0| || | | | | || |118669000,0| |150355900,0| || | | | | || |205439900,0| |185619600,0| || | | | | || |2458500,0 | |5418600,0 | ||II. Неналоговые сборы |104284200,0|4,91 |145721800,0|6,03 ||1. Доходы от имущества, | | | | ||находящегося в гос. и муницип. | | | | ||собственности и от их | |2,37 | |3,44 ||деятельности |50472500,0 | |83158800,0 | ||2. Доходы от продажи | |0,01 | |10-6 ||нематериальных активов |290000,0 | |200,0 | ||3. Административные платежи и | |0,04 | |0,06 ||сборы |804100,0 | |1406500,0 | ||4. Штрафные санкции, возмещение| |0,08 | |0,06 ||ущерба |1691400,0 | |1353600,0 | ||5. Доходы от | |2,25 | |2,31 ||внешнеэкономической |47911900,0 |0,15 |55932700,0 |0,16 ||деятельности |3114300,0 | |3870000,0 | ||6. Прочие неналоговые доходы | | | | ||III. Доходы целевых бюджетных |13893900,0 |0,65 |14066300,0 |0,58 ||фондов | | | | ||IV. Единый социальный налог, |281230000,0|13,23 |365640000,0|15,12 ||зачисляемый в федеральный | | | | ||бюджет | | | | ||ВСЕГО ДОХОДОВ |2125718200,|100 |2417791800,|100 || |0 | |0 | | Как видно из бюджетов на 2002 и 2003 года главным источником доходовфедерального бюджета являются налоговые доходы (81 % и 78 %). Из налоговыхдоходов государства наиболее весомыми налогами являются налог надобавленную стоимость и акцизы – почти достигают половины всех доходов,поступающих в бюджет. Налог на прибыль составляет примерно 10 %. Налоги навнешнюю торговлю и внешнеэкономические операции – 14-15 %. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являютсярегулирующими, т. е. часть из них направляются в бюджеты субъектов РФ иместные бюджеты. Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги,как, например, акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенныепошлины, таможенные сборы и иных таможенные платежи. Вторую группу составляют неналоговые доходы, причем на 2003 годзапланировано собрать примерно на 1 % больше, чем было запланировано в2002 году. Это очень важный источник дохода, так как казалось бы такойнезначительный прирост дает возможность получения дохода на 41437600 тыс.рублей больше предыдущего года. Третья группа – поступления от целевых бюджетных фондов (Федеральныйдорожный фонд, Федеральный экологический фонд, Фонд развития таможеннойсистемы и др.). Особой группой поступления доходов является единый социальный налог,зачисляемый в федеральный бюджет, который взимается с налогоплательщиков-работодателей (организаций, индивидуальных предпринимателей, крестьянскиххозяйств, физически лиц). В 2003 году единый социальный налогпредполагается собрать примерно на 2 % больше, чем в 2002 году, а этопринесет немалые доходы. 2.2. Анализ расходов федерального бюджета РФ Состав и структура расходов федерального бюджета РФ на 2002 и 2003 года|Наименование |2002 год |2003 год ||показателей | | || |сумма, |% к |сумма, |% к || |тыс. руб. |общей |тыс. руб. |общей || | |сумме | |сумме ||1. Государственное управление | | | | ||и местное самоуправление |56745563,3 |2,914 |66506919,0 |2,864 ||2. Судебная власть |19111999,8 |0,981 |1820393,8 |0,078 ||3. Международная деятельность |42858764,5 |2,201 |44384236,4 |1,911 ||4. Национальная оборона |284157831,5|14,592|344525270,0|14,838||5. Правоохранительная | | | | ||деятельность и обеспечение | | | | ||безопасности гос-ва |173863288,3|8,928 |244793714,7|10,542||6. Фундаментальные | | | | ||исследования и содействие НТП | |1,557 | | ||7. Промышленность, энергетика |30317957,1 | |40206000,0 |1,732 ||и строительство | |2,963 | | ||8. С/х и рыболовство |57707669,7 |1,377 |63404306,6 |2,731 ||9. Охрана окружающей природной|26821500,0 | |31167644,8 |1,342 ||среды и ресурсов | |0,501 | | ||10. Транспорт, связь и |9758799,8 |0,361 |10807748,2 |0,465 ||информатика |7034319,7 |0,001 |6087130,0 |0,262 ||11. Развитие рын. |20000,0 | |100000,0 |0,004 ||инфраструктуры | |0,446 | | ||12. Предупреждение и |8693085,0 |4,113 |21208074,0 |0,913 ||ликвидация последствий ЧС и СБ|80088334,7 | |97671999,7 |4,206 || | |0,529 | | ||13. Образование |10292505,8 |0,528 |14056249,1 |0,605 ||14. Культура, искусство и |10264830,2 |1,639 |11954913,8 |0,515 ||кинематография |31908141,6 |22,099|39344750,0 |1,694 ||15. СМИ |430350521,5| |150685036,0|6,49 ||16. Здравоохранение и | |14,635| |11,951||физкультура |285009298,7| |277510056,5| ||17. Социальная политика | | | | ||18. Обслуживание гос. и мун. | |0,027 | |0,903 ||долга |527305,2 | |20956350,0 | ||19. Пополнение гос. запасов и | |13,629| |30,776||резервов |265406554,4| |714610237,1| ||20. Финансовая помощь другим | |0,530 | |0,463 ||бюджетам бюджетной системы |10315350,0 | |10759750,0 | ||21. Утилиз. и ликвид. | |0,026 | |0,022 ||вооружения |500000,0 | |500000,0 | ||22. Мобилизационная подготовка| |0,50 | |0,330 ||экономики |9742000,0 |0,850 |7651300,0 |0,680 ||23. Исследование и |16544982,8 |3,519 |15800311,0 |3,407 ||использование космического |68519404,0 |-0,158|79111700,0 |-0,332||пространства |-3067652,2 | |-7710498,9 | ||24. Военная реформа |13893900,0 |0,713 |14066300,0 |0,606 ||25. Дорожное хозяйство | | | | ||26. Прочие расходы | | | | ||27. Целевые бюджетные фонды | | | | ||ВСЕГО РАСХОДОВ |1947386255,|100 |2321979891,|100 || |4 | |8 | | Через федеральный бюджет проходит 100 % общегосударственных расходов наоборону и международную деятельность, 93 % – на фундаментальные научныеисследования, 76 % – на правоохранительную деятельность, 89 % – напредупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийныхбедствий. Первое место в расходах федерального бюджета на 2003 год занимаютрасходы на финансовую помощь бюджетам других уровней, что почти на 17 %больше, чем в 2002 году. Существенный объем средств в расходах федерального бюджета занимаютассигнования на национальную оборону, вместе с расходами направоохранительную деятельность и обеспечение безопасности они составляютпримерно четверть всех бюджетных расходов. Наиболее значительный рост расходов в последние годы произошел попогашению и обслуживанию государственного долга (с 6,9 до почти 14,7 % кобщему объему расходов) и по расходам на финансовую поддержку территорий (с10 до 13 % к общему объему расходов федерального бюджета).Государственным внутренним долгом Р.Ф. являются долговременныеобязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами,обеспечиваемые всеми активами находящимися в распоряжении государства. Обслуживание государственного долга по сравнению с 2002 годомуменьшилось на 7499242,2 тыс. руб. Следующее место и немаловажное занимают расходы на социально-культурныемероприятия в бюджете на 2002 год они составляли 22 % от общих расходов, вбюджете на 2003 эти расходы сократились до 6,5 %. Рассмотрев основные источники расходов следует помнить, что расходылюбого бюджета осуществляются за счет средств налогоплательщиков и,следовательно, государство взяло на себя ответственность перед ними завыполнение определенных функциональных обязательств. 3. Бюджетная политика РФ и направления ее совершенствования Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства поопределению основных задач и количественных параметров формирования доходови расходов бюджета, управления государственным долгом является одним изосновных инструментов экономической политики государства. Бюджетнаяполитика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланиемПрезидента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднеемарта) предшествующего года. Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сборбюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетнымдефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетнойполитики может быть оценена по результативности деятельности органовисполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственныхфинансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику,поэтому динамика основных макроэкономических показателей также можетвыступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетнойполитики. В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложитьследующие:уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;уровень выполнения бюджетных обязательств;величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственногобюджета;уровень монетизации бюджетного дефицита;величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетногодефицита;динамику валового внутреннего продукта;уровень безработицы;степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете. В условиях России к вышеназванным показателям можно добавить критерии,характеризующие специфику современного этапа в развитии российскойэкономики:масштабы эмиссии денежных суррогатов (КО, КНО, зачеты);величину просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствиябюджетного финансирования;величину просроченной задолженности по оплате государственного заказа. Основные направления бюджетной политики, разработанные Министерствомфинансов РФ, в качестве приоритетных направлений бюджетной политикиназывают следующие:13. осуществление налоговой реформы на основе принятия Налогового кодекса и повышение на этой основе собираемости налогов;14. осуществление бюджетной реформы на основе принятия Бюджетного кодекса и упорядочения бюджетного процесса в Российской Федерации;15. полномасштабный переход на казначейское исполнение бюджетов РФ и ее субъектов, местных бюджетов и внебюджетных фондов;16. сокращение государственных расходов при полном выполнении бюджетных обязательств;17. сокращение дефицита федерального бюджета до 2 % ВВП;18. снижение государственных заимствований, увеличение сроков их погашения при уменьшении доходности государственных ценных бумаг процентных ставок до уровня, обеспечивающего движение финансовых ресурсов в реальный сектор экономики;19. совершенствование межбюджетных отношений. Анализ экономики России за последние несколько лет позволяетподтвердить действенность и в российских условиях важнейших составляющихуспешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта.Это – базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательствполитика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающаянизкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующаяподдержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличениюфинансирования частного сектора. Такая политика содействует достижениюустойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, аследовательно, и повышению уровня народного благосостояния. Заключение Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства,главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политическойвласти реальную возможность осуществления властных полномочий, даетгосударству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны,бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых однойветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию– фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной.Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политикеявляется производным продуктом, он полностью зависит от избранного вариантаразвития общества и самостоятельной роли не играет. Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государствуфинансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговыйклимат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходованиясредств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям,является конкретным выражением экономической политики государства. Черезбюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннеговалового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования истимулирования экономики, инвестиционной активности, повышенияэффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальнаяполитика. Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории(налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущимзвеном финансовой системы любого государства и играет как важнуюэкономическую, так и политическую роль в любом современном обществе. Список использованной литературы 1. Общая теория финансов: Учебник / Л. А. Дробозина, Ю. Н. Константинова, Л. П. Окунева и др.; Под ред. Л. А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 256 с. 2. Финансы: Учебник для вузов. Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. – М.: Издательство «Перспектива»; Издательство «Юрайт», 2000. – 520 с. 3. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г. Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2001. – 512 с. 4. Илларионов А. Эффективность бюджетной политики России в 1994-1997 г.г. // Вопросы экономики, 1998, № 2. – с. 22-23. 5. Российская газета. – 2002. – 28 декабря; Приложения 5, 6 к Федеральному закону «О Федеральном бюджете на 2003 год». 6. Собрание законодательства РФ № 53. – 31 декабря 2001 г. часть I. 7. Конституция Российской Федерации. – Ростов н/Д. – Изд-во «Фениес», 1999. – 64 с. 8. Финансы: Учебник; Под ред. В. М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 1995. Финансово-кредитный словарь; Под ред. Гарбузова В. Ф., Финансы и статистика, 1994. 9. Федеральный закон РФ “О федеральном бюджете на 2002 год” № 194-ФЗ от 30.12.01. 10. Федеральный закон РФ “О федеральном бюджете на 2003 год” № 176-ФЗ от 24.12.02. 11. www.akm.ru - официальный сайт Министерства финансов РФ.----------------------- Бюджеты сельские Бюджеты поселковые Бюджеты внутригородских районов Бюджеты городские Бюджеты районные Бюджеты городов Бюджеты районов Федеральные целевые бюджетные фонды Федеральный бюджет Бюджеты муниципальныхобразований (местные бюджеты) Территориальные целевые бюджетные фонды Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) Консолидированные бюджеты субъектов РФ(территориальные бюджеты)Федеральный бюджет РФКонсолидированный бюджет РФ




Похожие:

Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства iconРоль местного бюджета в социально-экономическом развитии региона

Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства iconРоль кредита в социально-экономическом развитии страны

Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства iconМагдебургское право и его роль в социально-экономическом развитии городов Беларуси

Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства iconГосударственный финансовый контроль в Казахстане на новый качественный уровень
Обоснованность такой позиции следует объяснять наличием нормативно-правовой основы по осуществлению финансового контроля, его направленностью...
Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства iconРоль гражданской и религиозной идентичности в экономическом сознании россиян
Одним из культурообразующих факторов, оказывающих влияние на экономику, является религия. Не менее важным фактором в экономическом...
Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства iconЭкзаменационные вопросы по Правоведению для студентов 3 курса (2-е высшее образование)
Понятие права. Его роль в социально-экономическом развитии общества Правовые отношения. Субъекты, содержание, юридические факты Источники...
Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства iconРоль и место малых предприятий в экономическом развитии общества

Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства iconРоль рабства в экономическом развитии Древней Греции и Древнего Рима

Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства iconСоциально-экономическое развитие
За период существования Усть-Ордынского Бурятского округа как территориальной единицы, входящей в состав Иркутской области (2007-2010гг.),...
Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства iconВведение теоритические основы расходов бюджета
Содержание и роль расходов бюджета на экономическую сферу государства
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы