Отражение норм морали в нормативно-правовых актах высших органов государственной власти российской федерации icon

Отражение норм морали в нормативно-правовых актах высших органов государственной власти российской федерации



НазваниеОтражение норм морали в нормативно-правовых актах высших органов государственной власти российской федерации
Дата конвертации04.07.2012
Размер374.69 Kb.
ТипРеферат
ОТРАЖЕНИЕ НОРМ МОРАЛИ В НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТАХ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И ПОЛИТОЛОГИИ ОТРАЖЕНИЕ НОРМ МОРАЛИ В НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТАХ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Курсовая работа студента IV курса дневного отделения Доброчинского Д.П. Научный руководитель кандидат юридических наук Орехова Т.Р. Москва 2000 План работы: Введение § 1. Общие вопросы отражения норм морали в нормативно-правовых актахвысших органов государственной власти Российской Федерации § 2. Отражение норм морали в нормативно-правовых актах ПарламентаРоссийской Федерации § 3. Отражение норм морали в нормативно-правовых актах ПрезидентаРоссийской Федерации и Правительства Российской Федерации Заключение Список используемых источников и литературы Введение Тема взаимоотношения права и морали – одна из классических в мировойфилософско-правовой мысли. Исследовательский интерес к этой теме не угасаетс античных времён до наших дней. Во многих томах фундаментальных научныхтрудов рассматриваются вопросы общности происхождения, эволюции, ценностнойосновы морали и права, смысла их взаимодействия. В то же время в отечественной юридической науке проблема отражениянорм морали в правовых актах рассматривается не так активно. Такие научныетруды можно “пересчитать по пальцам”. К тому же они были посвященыотражению моральных норм в какой-то отдельной отрасли российского права.Отсутствие литературных источников было одной из проблем, с которымистолкнулся автор данной работы. Предметом исследования данной курсовой работы является рассмотрениепроблемы отражения норм морали в нормативно-правовых актах высших органовгосударственной власти Российской Федерации. Автор ставит задачу доказать,что нормы морали пронизывают всю систему права, находят отражение вразличных нормативных актах. Целью проведённой работы не являлось исследование всех аспектовотражения норм морали в нормативно-правовых актах. Это не представляетсявозможным сделать, во-первых, из-за установленных рамок курсовой работы, аво-вторых, из-за большого количества самих нормативно-правовых актов, числокоторых постоянно растёт. Именно поэтому автор ограничил областьисследования лишь нормативно-правовыми актами, принятыми ФедеральнымСобранием Российской Федерации, Президентом Российской Федерации иПравительством Российской Федерации. Полагаю, что представленные в курсовой работе примеры исформулированные выводы дадут определённые возможности для дальнейшегоисследования темы отражения норм морали в российском праве. § 1.
Общие вопросы отражения норм морали в нормативно-правовых актах высших органов государственной власти Российской Федерации Прежде чем приступить к рассмотрению конкретных примеров отражениянорм морали в нормативно-правовых актах необходимо, как представляется,дать определение самого понятия “мораль”, а также в общем виде представитьхарактер взаимоотношений морали с правом. Термин “мораль” по содержанию – латинский аналог древнегреческогоethos (этика). В латинском языке есть слово “mos” (множественное число –“mores”), обозначающее нрав, обычай, моду, устойчивый порядок. На его базеЦицерон с целью обогащения языка образовал прилагательное “моральный”(moralis) для обозначения этики, назвав её philosophia moralis. Ужепозднее, предположительно в IV веке, появляется слово “мораль” (moralitas),в качестве собирательной характеристики моральных проявлений[1]. В словаре русского языка мораль определяется как “правиланравственности и сама нравственность”, а нравственность в свою очередь как“правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимыечеловеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение”[2]. В философском словаре сказано, что “мораль, нравственность – способсамоосуществления личности, её самоуправления и упорядочения отношениймежду людьми на основе обобщённых представлений о нормах, принципах иидеалах, возводящих к “ценности добра” ”[3]. Другое определение морали даёт С.А. Комаров: “Мораль (нравственность)- это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственноеотражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорийсправедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного,поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства ит.д.”[4] Мораль и право в процессе осуществления своих функций “поддерживаютдруг друга в упорядочении общественных отношений, формирования у граждандолжной юридической и нравственной культуры, правосознания”[5]. Воздействие морали на право реализуется в процессе формированияприоритетов правовой системы при помощи моральных ценностей. Именно с точкизрения морали формируются ценностные критерии правовой деятельности, правооценивается как справедливое и несправедливое, складывается представление оправе как о гуманистической ценности. От степени восприимчивости правомморальных принципов во многом зависит эффективность его действия.Большинство правовых норм представляют собой, в конечном итоге,законодательное закрепление позитивных и негативных норм поведения, имеющихвыраженную морально-нравственную оценку со стороны общества. Исторически можно проследить, как нравственное начало уважения и любвик ближнему, влияя на законодательство, постепенно видоизменяло действующееправо. Требуя, чтобы правами наделялись все члены общества, чтобы личностьуважалась всегда и во всем, оно содействовало ниспровержению рабства икрепостничества, гуманизации карательной системы, установлению правосудия,равного для всех. Под влиянием альтруистических начал эгоизм немногих,первоначально пользовавшихся всеми правами, постепенно ограничивается. Воздействие морали на право сказывается, наконец, и на самомприменении права на практике. Как бы ни была совершенна известная правоваясистема, она все же требует известного смягчения в своем приложении кжизни. По своему характеру, требуя однообразного и неукоснительногоисполнения, право в своих общих требованиях не может принимать во вниманиеиндивидуальных особенностей отдельных случаев, а между тем индивидуальнаясторона отношения часто препятствует применению закона во всей его силе истрогости. Вот почему не только в требованиях отдельных лиц, но и всудебных решениях отвлеченная правда закона смягчается действием милости поотношению к конкретным случаям. Право, в свою очередь, также влияет на мораль. Справедливоорганизованный правопорядок, обеспечивающий формальное равенство создаётусловия для нормальной жизнедеятельности общества, является условиемреализации моральной свободы. Право вносит в общественные отношения твердость и устойчивость. Однихвнутренних мотивов для людей недостаточно, чтобы устранить возможностьобщественных столкновений. Необходима твердая правовая организация, котораямогла бы присоединить к внутренним мотивам сдерживающую силу внешнегозакона и охранительный надзор власти. По мнению В.Д. Попкова, с помощью права государство добиваетсяутверждения в сознании граждан, всего населения прогрессивных норм морали,борется с несправедливостью, злом и пороками[6]. Право, активно воздействуя на мораль, “способствует более глубокому еёукоренению в обществе, в то же время оно само под влиянием моральногофактора постоянно обогащается: расширяется его нравственная основа,повышается авторитет, возрастает его роль как социального регулятораобщественных отношений. Таким образом, воздействию права на моральсопутствует процесс обратного влияния морали на право”[7]. Исследуя вопрос о взаимодействии права и морали, большинствоправоведов отмечают, что все, регулируемое правом, так или иначе,регулируется моралью, т.е. подлежит моральной оценке. Иную позицию занимаетП.Е. Недбайло, который считает, что “имеются такие области общественныхотношений, регулирование которых является безразличным в нравственномотношении в силу того, что они не требуют нравственной оценки, гдедостаточным является лишь правовое воздействие. К ним относится, например,порядок осмотра места происшествия, правила ведения судебных протоколов,нотариальное засвидетельствование документов, процессуальные сроки, многиедействия по управлению и пр.”[8] Наиболее характерной чертой взаимодействия права и морали является ихсближение, взаимопроникновение, усиление их согласованного воздействия наобщество. В процессе совместного регулирования общественных отношенийвозникает качественно новое явление – морально-правовое воздействие. Правои мораль как составные части этого явления, в совокупности образуют реальносуществующую социальную ценность. Отражение норм морали в нормативно-правовых актах являетсямногоплановым и может рассматриваться на различных уровнях. В данной работерассматриваются проблемы отражения норм морали только в нормативно-правовыхактах высших органов государственной власти Российской Федерации. В научной и справочной литературе государственные органы понимаютсянеодинаково. Например, в одних случаях под государственным органом понимается“учреждение, выполняющее определенные задачи в той или иной областиобщественной жизни (здравоохранения, образования и др.)”. В других случаяхгосударственный орган рассматривается как “составная часть механизмагосударства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строгоопределенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизнии органически взаимодействующая с другими частями государственногомеханизма, образующими единое целое”. В третьих же случаях государственныйорган трактуется как “определенным образом организованная группа людей,действующая в соответствующей сфере, в рамках своей компетенции иучаствующая в реализации определенных государственных функций”[9]. Систему органов государства можно рассматривать по-разному. Так теория социалистического народовластия исходит из единства властии разнообразия форм её осуществления, т.е. форм деятельности государства. Всоответствии с этими формами деятельности государства имеется пять видоворганов государства: органы государственной власти, органы государственногоуправления, органы правосудия, органы прокуратуры, органы конституционногосуда.[10] При этом органы государственной власти отличаются от всех другихвидов государственных органов тем, что избираются всем народом,осуществляют государственную власть, широко применяя нормотворческуюдеятельность, создают другие государственные органы, а также тем, что передними, как правило, несут ответственность и им подотчётны другиегосударственные органы. Органы государственной власти подразделяются навысшие и местные. К высшим органам государственной власти относятсяпарламент и в некоторых странах создаваемые парламентом и подчинённые емувысшие коллегиальные органы государственной власти[11]. Другая теория – теория разделения властей исходит из того, что дляобеспечения процесса нормального функционирования государства, в нём должнысуществовать относительно независимые друг от друга власти:законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть должнапринадлежать парламенту, исполнительная – правительству, судебная – суду,чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшойгруппы лиц.[12] Теория (или принцип) разделения властей был воплощён в КонституцииРоссийской Федерации[13] (далее – Конституции РФ) и получил закрепление вкачестве основы конституционного строя, согласно которой “государственнаявласть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения назаконодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной,исполнительной и судебной власти самостоятельны” (ст.10 Конституции РФ). В Российской Федерации органы государственной власти подразделяются нафедеральные органы государственной власти и органы государственной властисубъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ,“органы местного самоуправления не входят в систему органов государственнойвласти”. В ч. 1 ст. 11 Конституции РФ содержится перечень федеральных органовгосударственной власти: “государственную власть в Российской Федерацииосуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (СоветФедерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, судыРоссийской Федерации”. В упомянутой статье Конституции РФ ПрокуратураРоссийской Федерации, Центральный банк Российской Федерации и другиефедеральные органы не названы в качестве федеральных органовгосударственной власти. Их полномочия как федеральных органовгосударственной власти вытекают из соответствующих Федеральных законов.Поэтому автор данной курсовой работы считает, что приведённые в ч. 1 ст. 11Конституции РФ органы государственной власти можно считать высшими органамигосударственной власти. Далее следует отметить, что не все высшие органы государственнойвласти Российской Федерации вправе издавать нормативные правовые акты.Нормативный акт – наиболее важная разновидность юридического акта.Нормативный акт это официальный письменный документ, выражающийволеизъявление полномочного органа государственной власти по установлению,изменению или отмене норм права – общеобязательных правил, рассчитанных намногократное применение. Система нормативных актов в Российской Федерации включает в себя актыобщефедеральных органов, акты органов субъектов Российской Федерации, актыорганов местного самоуправления, а также акты прямого народноговолеизъявления. В зависимости от юридической силы различаются конституция(основной закон), иные законы (конституционные и обыкновенные), принимаемыеорганом законодательной власти или непосредственно путём референдума, атакже подзаконные акты. В соответствии с частью 1 статьи 90 Конституции РФ ПрезидентРоссийской Федерации издаёт указы и распоряжения. Нормативными актамиПрезидента Российской Федерации можно считать только нормативные указы. В соответствии со статьями 101, 102, 103, 105, 108 Конституции РФюридическими актами Федерального Собрания являются (в порядке их упоминанияв Конституции): регламенты палат Федерального Собрания, постановления палатФедерального Собрания, федеральные законы, федеральные конституционныезаконы. Нормативными актами Федерального Собрания можно считать федеральныеконституционные законы, федеральные законы, регламенты палат ФедеральногоСобрания (утверждаются постановлениями палат). В соответствии со статьёй 115 Конституции РФ Правительство РоссийскойФедерации издаёт постановления и распоряжения. Нормативными актамиПравительства Российской Федерации можно считать только постановления. Большинство учёных считает, что акты судов Российской Федерации неявляются нормативными актами. Но ряд исследователей все же признаёт решенияКонституционного Суда Российской Федерации нормативными актами.Рассмотрение этого вопроса не входит в рамки настоящей курсовой работы, иавтор опирается на общепринятую точку зрения. Так как основной нормативный акт Федерального Собрания – федеральныйзакон имеет большую юридическую силу, чем подзаконные нормативные актыПрезидента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, тосначала в данном научном труде будет рассматривается отражение норм моралив нормативных правовых актах Парламента Российской Федерации, а затем внормативных правовых актах Президента и Правительства Российской Федерации. Изложив ряд общих положений об отражении норм морали в нормативно-правовых актах высших органов государственной власти Российской Федерации,теперь следует перейти к конкретным примерам отражения норм морали. § 2. Отражение норм морали в нормативно-правовых актах Парламента Российской Федерации Рассмотрение вопроса отражения норм морали в нормативных актахФедерального Собрания – парламента Российской Федерации является, на мойвзгляд, наиболее важным. В России закон занимает ведущее место среди другихисточников права. Он наделён большей юридической силой по сравнению сдругими нормативными актами, которые поэтому и называются подзаконными.Соответственно и нормы морали, закреплённые в законах, имеют особоезначение. Нормы морали находят своё выражение в каждой отрасли права. Идеальнобыло бы рассмотреть данные нормы в каждой отрасли права по порядку. Однакомногие указанные ниже правовые акты нельзя было отнести только к однойотрасли и вычленить из других. В данной работе нормы материального правапереплетаются с нормами процессуального права, что ещё раз говорит окомплексности российского права. Проблема соотношения права и морали имеет особое значение в связи срастущим признанием основных прав человека, ценности и достоинствачеловеческой личности.[14]Соответствующие современные требования в этомплане нашли своё надлежащее выражение в статье 2 и главе 2 Конституции РФ.В свою очередь конституционные нормы дублируются в российскомзаконодательстве. В соответствии со статьёй 7 федерального конституционного закона “Осудебной системе Российской Федерации”[15], все равны перед законом исудом. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим впроцессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой,расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо взависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения,места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений,принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим основаниям.Закреплённый в данной статье принцип равноправия касается всех сфер жизни.Он означает одинаковый подход, равную мерку при решении вопроса о правах исвободах, обязанности и ответственности всех людей, относящихся к той илииной категории, указанной в законе. Принцип равноправия может распространяться и на объединения людей,например, в соответствии со статьёй 15 федерального закона “Об общественныхобъединениях”[16], общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Конституционный принцип равенства всех перед законом и судом закреплёни конкретизирован в процессуальном законодательстве. В частности это статья14 Уголовно-процессуального кодекс РСФСР[17] (далее – УПК РСФСР)“Осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом исудом”, статья 5 Гражданского процессуального кодекса РСФСР[18] (далее –ГПК РСФСР) “Осуществление правосудия только судом и на началах равенстваграждан перед законом и судом”, статья 6 Арбитражного процессуальногокодекса Российской Федерации[19] (далее АПК РФ) “Равенство перед законом исудом”, а также статья 228 Кодекса РСФСР об административныхправонарушениях[20] (далее – КоАП) “Рассмотрение дела об административномправонарушении на началах равенства граждан”. Закреплённое в Конституции РФ[21] право на жизнь обеспечиваетсякомплексом правовых средств, установленных в отраслевом законодательстве.Например, это нормы, определяющие границы применения опасных для жизни издоровья людей препаратов, орудий, механизмов, физической силы. В соответствии со статьями 12-15 закона РФ “О милиции”[22], приприменении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружиясотрудник милиции обязан: предупредить о намерении их использовать; …стремиться к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, былминимальным; обеспечить лицам, получившим телесные повреждения,предоставление доврачебной помощи и уведомление в возможно короткий срок ихродственников; уведомить прокурора обо всех случаях смерти или ранения.Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явнымипризнаками инвалидности и несовершеннолетних, когда возраст очевиден илиизвестен сотруднику милиции, кроме случаев оказания ими вооруженногосопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения,угрожающего жизни людей, а также при значительном скоплении людей, когда отэтого могут пострадать посторонние лица. Допускается возможность лишения жизни человека в связи с исполнениемнаказания в виде смертной казни. В соответствии со статьёй 59 Уголовногокодекса Российской Федерации[23] (далее – УК РФ), смертная казнь какисключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкиепреступления, посягающие на жизнь. Смертная казнь не назначается женщинам,а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, имужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговорашестидесятипятилетнего возраста. Нормы уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации[24] (далее– УИК РФ) (статьи 185 и 186) предусматривают, что осужденный к смертнойказни вправе: в предусмотренном законом порядке оформить необходимыегражданско-правовые и брачно-семейные отношения; получать необходимуюмедицинскую помощь; … получать и отправлять письма без ограничения; иметьежемесячно одно краткосрочное свидание с близкими родственниками; иметьсвидания со священнослужителем; … пользоваться ежедневно прогулкойпродолжительностью 30 минут… Смертная казнь исполняется непублично путемрасстрела. Исполнение смертной казни в отношении нескольких осужденныхпроизводится отдельно в отношении каждого и в отсутствии остальных…Администрация учреждения, в котором исполнена смертная казнь, обязанапоставить в известность об исполнении наказания суд, вынесший приговор, атакже одного из близких родственников осужденного. Наличие у человека права на жизнь не означает, что у него есть июридическое право на смерть. История свидетельствует о том, что желаниечеловека уйти из жизни, как правило, встречало осуждение со стороныобщественного мнения, церкви и даже государства. Можно сказать, что натаких же позициях остаётся и действующее российское законодательство. Такстатья 45 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровьяграждан[25] (далее – Основы) запрещает медицинскому персоналу осуществлениеэвтаназии - удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мерпо поддержанию жизни. Статья 21 Конституции РФ предусматривает охрану государствомдостоинства личности. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другомужестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским,научным или иным опытам. Эта норма дублируется в статье 7 УК РФ. В части 2статьи 12 УИК РФ сказано, что осужденные имеют право на вежливое обращениесо стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должныподвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Человек тем более не может быть умалён в своём достоинстве до тогомомента, как он будет признан виновным в совершении преступления, что нашлоотражение в целом ряде положений УПК РСФСР. Так, статья 20 запрещаетдомогаться показаний обвиняемого и других участвующих в деле лиц путемнасилия и угроз, статьи 181 и 183 не допускают при освидетельствовании илипроведении эксперимента действий, унижающих достоинство или опасных дляздоровья освидетельствуемого и иных лиц, статьи 172 и 181 требуют проводитьсоответственно личный обыск и освидетельствование в присутствии понятыходного пола с обыскиваемым (освидетельствуемым). Ряд правовых норм, обеспечивающих достоинство человека, закреплен взаконодательстве о здравоохранении. При обращении за медицинской помощью иее получении пациент, согласно статье 30 Основ, имеет право, в частности,на: уважительное и внимательное отношение; обследование, лечение исодержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинскимвмешательством, благодаря чему, даже находясь в тяжелом состоянии, он можетсохранять достоинство. Уважительное и гуманное отношение, исключающееунижение человеческого достоинства, должно обеспечиваться всем лицам,страдающим психическими расстройствами, при оказании им психиатрическойпомощи (часть 2 статьи 5 Закона Российской Федерации “О психиатрическойпомощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”[26]). В законодательстве предусмотрены определённые механизмы защитычеловека от проведения пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающему егодостоинство обращению и наказанию. Законодатель, в частности, записал встатье 30 Основ, что пациент имеет право на информированное добровольноесогласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинскоговмешательства. Этим же законом ограничивается (как по кругу медицинскихучреждений, так и по основаниям и условиям) применение методов диагностики,лечения и лекарственных средств, не разрешенных к применению, а такжебиомедицинские исследования (статья 43). В законе “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ееоказании” в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, сказано,что они имеют право на предварительное согласие и отказ на любой стадии отиспользования в качестве объекта испытаний медицинских средств и методов,научных исследований или учебного процесса, от фото-, видео- или киносъемки(часть 2 статьи 5). Основы (часть 8 статьи 43), а также Закон Российской Федерации “Осредствах массовой информации”[27] (часть 2 статьи 4) запрещают пропагандуметодов профилактики, диагностики, лечения и лекарственных средств, непрошедших проверочных испытаний в установленном порядке, а такжеиспользование в теле-, видео- и кинопрограммах, в информационныхкомпьютерных файлах и программах обработки информационных текстов скрытыхвставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредноевлияние на их здоровье. В законодательстве находит своё закрепление норма статьи 21Конституции РФ, говорящая о том, что никто не может быть без добровольногосогласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Основы устанавливают, что любое медицинское вмешательство допускаетсятолько с согласия пациента или его законных представителей (если речь идето несовершеннолетних, не достигших 15 лет, или недееспособных гражданах).Без согласия пациента медицинская помощь может оказываться лишь в случаях,когда его состояние не позволяет ему выразить свою волю (статья 32 Основ). Сходное правило закреплено и в статье 11 Закона “О психиатрическойпомощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”, в соответствии с которой,лечение без согласия лица, страдающего психическим расстройством, или безсогласия его законного представителя может проводиться лишь в случаях,предусмотренных УК, или когда, как сказано в статье 29, психическоерасстройство обусловливает: опасность лица для себя или окружающих; егобеспомощность или существенный вред его здоровью вследствие ухудшениясостояния. Трансплантация органов или тканей человека согласно статье 1 ЗаконаРоссийской Федерации “О трансплантации органов и (или) тканейчеловека”[28], допускается лишь при наличии согласия на то донора и толькопри условии, что его здоровью не будет причинен значительный вред. Федеральный закон “О предупреждении распространения в РоссийскойФедерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)”[29], вводя комплекс мер, обеспечивающих профилактику и лечениеэтого заболевания, предусматривает, что медицинское освидетельствованиеграждан с целью выявления ВИЧ-инфекции проводится только добровольно(статья 7), за исключением случаев обязательного освидетельствованияотдельных категорий лиц (доноры, работники медицинских учреждений,учреждений общественного питания и т.п., осужденные, отбывающие наказание вместах лишения свободы). Нормы морали нашли своё отражение в нормативных актах, посвященныхрегламентированию деятельности правоохранительных структур. В частности вФедеральном законе “Об органах федеральной службы безопасности в РоссийскойФедерации”[30] среди принципов деятельности данных органов в статье 5названы: принцип уважения прав и свобод человека и гражданина, принципгуманизма. Государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека игражданина при осуществлении органами федеральной службы безопасности своейдеятельности. Полученные в процессе деятельности органов федеральной службыбезопасности сведения о частной жизни, затрагивающие честь и достоинствогражданина или способные повредить его законным интересам, не могутсообщаться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина (статья6). Запреты для лиц, которым конфиденциально были доверены сведения,касающиеся частной жизни, предавать эти сведения огласке содержатся также вдругих нормативных актах. В частности, согласно статье 61 Основ недопускается разглашение составляющей врачебную тайну информации о фактеобращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозеего заболевания и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении.Требование о необходимости хранить в тайне сведения, которые стали известнынотариусу в связи с осуществлением им его профессиональной деятельности,содержится в статье 16 Основ законодательства Российской Федерации “Онотариате”[31]. Сходные положения, предусматривающие необходимость хранениячужой тайны, ставшей известной лицу в связи с выполнением профессиональныхобязанностей, содержатся также в статье 9 Закона Российской Федерации “Опсихиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”, статьях 5и 72 УПК РСФСР и ряде других законов. В Федеральном законе “О почтовой связи”[32] конкретизируются нормыКонституции РФ о праве на тайну переписки. В статье 15 сказано, что тайнапереписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферудеятельности операторов почтовой связи, гарантируется государством. Осмотри вскрытие почтовых отправлений, осмотр их вложений, а также иныеограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения.Все операторы почтовой связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи. В Федеральном законе “Об информации, информатизации и защитеинформации”[33] раскрываются положения Конституции РФ о недопустимостисбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизнилица без его согласия. Информация о гражданах (персональные данные), т.е.сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющиеидентифицировать его личность, относится к категории конфиденциальной(статья 2). Персональные данные не могут быть использованы в целяхпричинения имущественного и морального вреда гражданам, затрудненияреализации прав и свобод граждан Российской Федерации (статья 11). Похожая норма содержится в статье 41 Закона Российской Федерации “Осредствах массовой информации”: редакция не вправе разглашать враспространяемых сообщениях сведения, предоставляемые гражданином сусловием сохранения их в тайне. В данном законе также содержится моральнаянорма о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации (часть1 статьи 4). Не допускается использование средств массовой информации… дляраспространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия ижестокости. Важно отметить наличие норм морали в Федеральном законе “О свободесовести и о религиозных объединениях”[34]. В статье 3 сказано, что вРоссийской Федерации гарантируются свобода совести и свободавероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместнос другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать именять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать всоответствии с ними… Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии ине может подвергаться принуждению при определении своего отношения крелигии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию илинеучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, вдеятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещаетсявовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучениемалолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, ихзаменяющих… Тайна исповеди охраняется законом… Священнослужитель не можетбыть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний пообстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди. Необходимо отметить, что в УИК РФ также существует норма, согласнокоторой тяжело больным осужденным, а также осужденным к смертной казниперед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможностьсовершить все необходимые религиозные обряды с приглашениемсвященнослужителей (часть 6 статьи 14). Моральные нормы нашли отражение в требованиях, предъявляемых кгосударственным служащим. В статье 9 Федерального закона “О статусе члена Совета Федерации истатусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РоссийскойФедерации”[35] предусмотрено, что члены Совета Федерации, депутатыГосударственной Думы обязаны соблюдать этические нормы. Ответственность занарушение членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы указанныхнорм устанавливается регламентами палат Федерального Собрания РоссийскойФедерации. Статья 45 Регламента Государственной Думы Федерального СобранияРоссийской Федерации[36] конкретизирует положения закона: выступающий вГосударственной Думе не вправе нарушать правила депутатской этики –употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущербчести и достоинству депутатов Государственной Думы и других лиц, допускатьнеобоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложнуюинформацию, призывать к незаконным действиям. В случае нарушения указанныхправил председательствующий предупреждает выступающего, а в случаеповторного нарушения лишает его права выступления в течение всего днязаседания. В случае нарушения указанных правил депутат может быть такжелишен права выступления на срок до одного месяца решением палаты,принимаемым большинством от общего числа депутатов. В Федеральном законе “О прокуратуре Российской Федерации”[37]содержатся требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должностипрокуроров и следователей: прокурорами и следователями могут быть гражданеРоссийской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное вобразовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющемгосударственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными иморальными качествами, способные по состоянию здоровья исполнятьвозлагаемые на них служебные обязанности (статья 40.1). Присягая, прокурорили следователь торжественно клянётся… постоянно совершенствовать своемастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцомнеподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножатьлучшие традиции прокуратуры… (статья 40.4). Одним из оснований дляналожения дисциплинарных взысканий на прокурорского работника, являетсясовершение проступков, порочащих честь прокурорского работника (статья41.7). Далее будут рассмотрены, различные уровни отражения морально-правовыхнорм в российском уголовном законодательстве. Именно уголовно-правоваярегламентация людских поступков и уголовное преследование наиболее тесносвязаны с моралью. Прежде всего, видимо, следует отметить, что само построениероссийского уголовного права, построено на законодательной фиксации какпреступлений тех деяний, которые одновременно оцениваются обществом какоднозначно негативные, противоречащие морали и нравственности. Так, достаточно перечислить некоторые из положений правовых нормраздела VII УК РФ, рассматривающего преступления против личности, ивключающего убийство, убийство матерью новорожденного ребенка, доведение досамоубийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, побои,истязание, угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью,принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации,другие деяния, чтобы отметить, что каждое из этих деяний воспринимаетсяобществом как противоречащее морали и нравственности. Таким образом, уже само содержание правовых норм российскогозаконодательства может восприниматься как преломление моральных инравственных воззрений законодателей (которые, в свою очередь, должнывыполнять волю избирателей, отражая их морально-нравственные нормы), апотому целиком восприниматься как отражение норм морали и нравственности. С другой стороны, многие общие принципы, лежащие в основе уголовногозаконодательства Российской Федерации, являются отражением явленийморального плана. Ответственность в форме наказания в правовой практике нашла своеотражение в части 2 статьи 43 УК РФ, где говорится, что наказаниеприменяется в целях восстановления социальной справедливости, а также вцелях исправления осужденного и предупреждения совершения новыхпреступлений. Необходимо сказать, что чёткого понятия справедливости (и тем болеепонятия справедливости, зафиксированного юридически) в отечественном правене существует, поэтому при рассмотрении восстановления социальнойсправедливости, как одной из выраженных целей наказания, приходитсяруководствоваться достаточно расплывчатыми формулировками, описывающимипонятие справедливости, как этическую категорию, характеризующуюсоотношение определенных явлений с точки зрения распределения добра и зламежду людьми, соотношение между деянием и его следствиями для совершившегоего лица (частным случаем такого соотношения и является соотношение междупреступлением и наказанием). В то же время, следует отметить, что справедливость в правовой областиможет быть описана, как определенный уровень соотношений прав иобязанностей человека, что позволяет считать любое нарушение праванарушением справедливости. Восстановление социальной справедливости путем наказания осужденногопроизводится, как в приложении к обществу в целом, так и в приложении кконкретному потерпевшему, пострадавшему в результате совершения осужденнымпреступления. При этом механизм восстановления социальной справедливости вобществе включает в себя не только экономические аспекты (например,частичного возмещения государством ущерба за счет штрафа, конфискацииимущества, исправительных работ и т. д.), но и за счет социально-психологических аспектов, проявляющихся в том, что граждане убеждаются вспособности государственных органов осуществить наказание преступника,причем наказание осуществляется на основе принципов законности. Тем не менее, необходимо заметить, что вопрос о том, является ли вданном случае карательное содержание наказания лишь средством достиженияцели восстановления справедливости, или может быть расценена и как одна изсамостоятельных целей при определении кары, как незафиксированной вдействующем УК РФ, но подразумевающейся с моральной точки зрения целинаказания – можно все же считать не до конца закрытым, поскольку вюридической литературе встречаются различные взгляды на эту тему (например,А.В. Наумов и И.И. Карпец высказывали по этому поводу прямо противоположныеточки зрения)[38]. При этом, наказание, применяемое к лицу, осужденному за преступление,для соответствия его указанным в части 2 статьи 43 УК РФ целям, должновоздействовать в морально-психологическом плане и на иных лиц, выполняя вданном случае помимо функции восстановления социальной справедливости ифункцию устрашения. Крайне интересным примером отражения влияния морально-нравственныхнорм в нормах законодательства является отделение преступных деяний от непреступных по моральным основаниям в условиях, когда сама физическаясоставляющая деяния совершенно одинакова. В некоторых случаях деяние, хотя и имеющее некоторые формальные чертыпреступности (например, подобное деяние в иных обстоятельствах может бытьзапрещено уголовным законом под угрозой наказания), не может являтьсяпреступлением в силу того, что обстоятельства, при которых оно совершено,предусмотрены уголовным законодательством, как исключающие преступностьдеяния. В то же время причины, по которым такие деяния, хотя и сходные спреступлениями, вынесены за рамки преступлений, являются, по сути,причинами морального характера. В действующем в настоящее время УК РФ, обстоятельства, исключающиепреступность деяния, перечислены в главе 8, где дается шесть различныхвидов подобных обстоятельств. Прежде всего, обстоятельством, исключающимпреступность деяния, является, согласно статье 37 УК РФ, необходимаяоборона: не является преступлением причинение вреда посягающему лицу всостоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и правобороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества илигосударства от общественно опасного посягательства, если при этом не былодопущено превышения пределов необходимой обороны. Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимоот их профессиональной или иной специальной подготовки и служебногоположения. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежатьобщественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другимлицам или органам власти. Превышением пределов необходимой обороны признаются умышленныедействия, явно не соответствующие характеру и степени общественнойопасности посягательства. Определение обстоятельства крайней необходимости приведено в статье39: не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным закономинтересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устраненияопасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица илииных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если этаопасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не былодопущено превышения пределов крайней необходимости. Еще одним обстоятельством, исключающим преступность деяния,рассмотренным УК РФ, является обоснованный риск, развернутое и сравнительноподробное определение которого приведено в статье 41: не являетсяпреступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам приобоснованном риске для достижения общественно полезной цели. Риск признается обоснованным, если указанная цель не могла бытьдостигнута не связанными с риском действиями (бездействием) и лицо,допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вредаохраняемым уголовным законом интересам. Риск не признается обоснованным, если он заведомо был сопряжен сугрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы илиобщественного бедствия. Следует отметить, что в силу своей социально-правовой природы данныеобстоятельства превращают соответствующее деяние, даже обладающееформальными внешними чертами преступления, в общественно полезное,поскольку причинение определенного вреда компенсируется полезнымипоследствиями для личности, общества и государства, вытекающими из фактасовершения данного деяния, а, следовательно, – являются с точки зренияобщества моральными. Таким образом, деяния, удовлетворяющие моральным стандартам, принятымв обществе, даже при условии, что они внешне сходны с преступлениями, могутфиксироваться, как правомерные. Еще одним уровнем отражения моральных норм в российском уголовномзаконодательстве, является внесение в правовые нормы установлений,отражающих позитивные моральные стандарты общества, например такие, какпроявление снисхождения к отдельным категориям людей в силу ихнезащищенности, особой жизненной ситуации. Примером такого положения может,в частности, служить статья 81 УК РФ, согласно которой лицо может бытьосвобождено от наказания в связи с болезнью: лицо, у которого послесовершения преступления наступило психическое расстройство, лишающее еговозможности осознавать фактический характер и общественную опасность своихдействий (бездействия) либо руководить ими, освобождается от наказания, алицо, отбывающее наказание, освобождается от дальнейшего его отбывания.Таким лицам суд может назначить принудительные меры медицинского характера.Лицо, заболевшее после совершения преступления иной тяжелой болезнью,препятствующей отбыванию наказания, может быть судом освобождено ототбывания наказания… Поскольку очевидно, что факт тяжелой болезни не изменяет самого фактасовершения противоправного действия и не служит основание снятияответственности, освобождение от отбывания наказания производится, видимо,по соображениям морального характера, поскольку противоречит принципамгуманности, воспринимаемым сейчас как одна из основ всей системы морали инравственности. Наконец, еще одним уровнем отражения норм морали в российскомуголовном законодательстве, являются правовые нормы, непосредственноотражающие господствующие представления в области нравственности и морали. В УК РФ к таким нормам можно отнести нормы, содержащиеся в главе 25 УКРФ “Преступления против здоровья населения и общественной нравственности”. Сравнительно типичными примерами таких правовых норм, служащихотражением именно моральных воззрений общества по данному предмету,являются, например, статья 242 “Незаконное распространение порнографическихматериалов или предметов”: незаконные изготовление в целях распространенияили рекламирования, распространение, рекламирование порнографическихматериалов или предметов, а равно незаконная торговля печатными изданиями,кино- или видеоматериалами, изображениями или иными предметамипорнографического характера – наказываются…; а также статья 244“Надругательство над телами умерших и местами их захоронения”:надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение илиосквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенскихзданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или ихпоминовением, наказываются... В данном случае правовые нормы прямо посвящены защите именно моральнонравственных аспектов жизни общества, что означает признание обществомвозможной реальной опасности для своего существования в результатесерьезного нарушения норм морали. Вряд ли надругательство над теламиумерших способно причинить какой-либо вред кроме морального, однако такоедеяние зафиксировано в УК РФ, как преступление, то есть общественно опасноедеяние, запрещенное под угрозой наказания. Как представляется, такаяситуация служит хорошей дополнительной иллюстрацией особой роли именноморально-нравственных норм в формировании правовой системы, содержанияправовых установлений. Нормы морали содержатся в гражданском законодательстве. В первуюочередь они нашли отражение в ряде принципов (основных началах)гражданского законодательства, закрепленных в 1 статье Гражданского кодексаРоссийской Федерации[39] (далее – ГК РФ): гражданское законодательствоосновывается на признании равенства участников регулируемых им отношений,неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимостипроизвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимостибеспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечениявосстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают иосуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Онисвободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и вопределении любых, не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федеральногозакона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основконституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересовдругих лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всейтерритории Российской Федерации. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствиис федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности,защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Содержащиеся в гражданском законодательстве нормы права сформулированына базе общего правила: “разрешено всё то, что не запрещено законом”.Действующее законодательство устанавливает соответствующие пределыосуществления гражданских прав. В соответствии со статьёй 10 ГК РФ, недопускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемыеисключительно с намерением причинить вред другому лицу, а такжезлоупотребление правом в иных формах. Несоблюдение моральных норм,выраженных в использовании права в противоречии с его назначением, можетповлечь за собой отказ в защите права именно потому, что такого родапоследствия указаны в законе[40]. В правовой литературе можно отметить различное отношение к самомупонятию “злоупотребление правом”. В буквальном понимании термин“злоупотребление правом” означает употребление права во зло. По мнению М.М.Агаркова и М.В. Самойловой, поскольку лицо в своём поведении вышло запределы предоставленного ему субъективного права, постольку его нельзясчитать лицом, осуществляющим своё право[41]. С этой позиции термин“злоупотребление правом” выглядит противоречивым и едва ли приемлемым. Сточки зрения В.П. Грибанова, понятие злоупотребления правом можно и нужноиспользовать в науке гражданского права для характеристики определенноготипа гражданского правонарушения. Злоупотребление правом есть особый типгражданского правонарушения, совершаемого управомоченным лицом приосуществлении им принадлежащего ему права, связанный с использованиемнедозволенных конкретных форм в рамках дозволенного ему законом общего типаповедения[42]. В соответствии со статьёй 30 ГК РФ, гражданин, который вследствиезлоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставитсвою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом вдееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальнымзаконодательством. Над ним устанавливается попечительство. Соответственно,если гражданин проживает один, не имеет семьи, он не может быть ограничен вдееспособности. В части 4 статьи 26 закреплено, что при наличии достаточных основанийсуд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опекии попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрастеот четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжатьсясвоими заработком, стипендией или иными доходами… Необходимость такого родаограничений может быть вызвана различными причинами: неразумная тратасредств, расточительство, увлечение азартными играми. Нормы морали нашли отражение в части 1 статьи 29 ГК РФ. Гражданин,который вследствие психического расстройства не может понимать значениясвоих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособнымв порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Надним устанавливается опека. Опека устанавливается над недееспособным для защиты их прав и законныхинтересов. Опекуны обязаны заботиться о содержании свих подопечных, обобеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы (часть 3статьи 36 ГК РФ). Одним из основополагающих принципов гражданского права, являетсяпринцип неприкосновенности собственности. Принудительное изъятие усобственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренныхзаконом. Например, в случаях, когда собственник домашних животныхобращается с ними в явном противоречии с установленными на основании законаправилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным,эти животные могут быть изъяты у собственника путем их выкупа лицом,предъявившим соответствующее требование в суд (статья 241 ГК РФ). Ещё одним важным положением ГК РФ, является вопрос онедействительности сделки. В соответствии со статьёй 169, “сделка,совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка илинравственности, ничтожна”. В статьях 151, 1099-1101 ГК РФ содержатся положения о компенсацииморального вреда. Если гражданину причинен моральный вред (физические илинравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественныеправа либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальныеблага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд можетвозложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает вовнимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие вниманияобстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических инравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица,которому причинен вред. Статья 152 ГК РФ посвящена защите чести, достоинства и деловойрепутации. Понятия «честь», «достоинство», «репутация» определяют близкиемежду собой нравственные категории. Различия между ними лишь в субъективномили объективном подходе при оценке этих качеств: если имеется в видуобъективная оценка человека - речь идет о чести, а если субъективная - одостоинстве. Репутация представляет собой сложившееся о человеке мнение,основанное на оценке его общественно значимых качеств. Деловая репутация -это оценка его профессиональных качеств. Для защиты чести, достоинства и деловой репутации гражданинаустановлен особый гражданско-правовой способ защиты: опровержениераспространенных не соответствующих действительности сведений, порочащихчесть, достоинство и деловую репутацию. Наконец важно отметить положения ГК РФ о возмещении вреда,причинённому жизни или здоровью гражданина (статьи 1084-1094). Припричинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещениюподлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либоопределенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванныеповреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительноепитание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств,подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждаетсяв этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение… Тесную связь с общепринятыми, сложившимися веками нормами морали имеютнормы семейного права. Какой бы сложностью не отличалось их содержание, в любом случае онивключают в себя представление о добре и зле, справедливости инесправедливости, честности и бесчестности, что имеет прямое отношение ксуществу норм именно семейного права. Так, беречь семью, выполнять свойдолг по воспитанию детей, заботиться о несовершеннолетних и нуждающихся впомощи нетрудоспособных членах семьи – значит быть честным семьянином[43].При этом семейное право влияет на поведение человека – участника семейныхотношений с помощью своего арсенала средств, а нормы морали имеют своиметоды воздействия. Но если нормы морали способны проникать во все уголкисемейных отношений, то сфера действия норм семейного права четко очерченастатьёй 2 Семейного кодекса Российской Федерации[44] (далее – СК РФ). К основным началам семейного законодательства СК РФ относит:необходимость укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствахвзаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всехее членов, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в деласемьи. Осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своихобязанностей не должно влечь за собой нарушение прав, свобод и законныхинтересов других членов семьи и иных граждан (пункт 1 статьи 7 СК РФ). Впротивном случае будет иметь место явная несправедливость. Предоставляемаяпунктом 1 статьи 11 СК РФ возможность заключения брака в день подачизаявления при наличии особых обстоятельств (беременности женщины, рожденияребенка и т.п.) служит примером гуманного отношения к чувствам тех, кторешил создать семью. То же можно сказать относительно правил о снижениибрачного возраста (пункт 2 статьи 13 СК РФ). Оберегает беременную женщину иее ребенка статья 17 СК РФ, запрещающая мужу без согласия жены возбуждатьдело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года послерождения ребенка. Отвечает требованиям справедливости и дифференцированный подход кпорядку расторжения брака в зависимости от желания (нежелания) прекратитьсемейные отношения, наличия или отсутствия совместных несовершеннолетнихдетей, различного рода разногласий, связанных с прекращением брака, и т.п.(статьи 19 – 23 СК РФ). Признание брака недействительным, его правовыепоследствия, предусмотренные статьёй 30 СК РФ, есть реакция государства наобман. Однако справедливости ради СК РФ выделяет добросовестного супруга,который не должен нести все тяготы преднамеренного нарушения одной изсторон требований семейного права, касающихся условий заключения брака(пункты 4 и 5 статьи 30 СК РФ). К числу справедливых относятся и семейно-правовые нормы, наделяющиеправом на общее имущество супругов того из них, кто в период брака велдомашнее хозяйство, ухаживал за детьми или по другим уважительным причинамне имел самостоятельного дохода (пункт 3 статьи 34 СК РФ). Владение,пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляется по ихобоюдному согласию (пункт 1 статьи 35 СК РФ), определение принципов иусловий раздела общего имущества супругов как принадлежащего им напаритетных началах (статьи 38 и 39 СК РФ), возможность заключения брачногодоговора, определяющего имущественные права и обязанности супругов в бракеили в случае его расторжения (статья 40 СК РФ). В области семейных отношений, касающейся несовершеннолетних детейналицо правовое оформление норм сугубо нравственного порядка, идет ли речьо праве ребенка жить и воспитываться в семье, знать своих родителей либо оправе на уважение его человеческого достоинства, праве на общение не толькос родителями, но и с другими родственниками, а также о праве на защитусвоих прав и интересов (пункт 2 статьи 54, пункт 2 статьи 56 СК РФ). Содержать своих несовершеннолетних детей, а также нуждающихся в помощинетрудоспособных членов семьи – это не только правовая обязанностьродителей и других членов семьи. Налицо одна из разновидностей обязанностейнравственного свойства, правовая интерпретация которых находит своеотражение в правилах, посвященных алиментным обязательствам родителей,супругов, бывших супругов, других членов семьи[45]. Права и обязанности родителей, затрагивают ли они семейное воспитание,защиту прав ребенка или ответственность за его духовное, нравственноеразвитие, своими корнями уходят в область нравственности. Чем прочнееморальный фундамент бережного отношения родителей к своимнесовершеннолетним детям, тем больше оснований считать, что с выполнениемкак родительских прав, так и родительских обязанностей дело обстоитблагополучно. Вместе с тем зафиксированные в СК РФ правила относительноосуществления родительских прав основываются также на заповеди “не сотворизла” – особенно ребёнку[46]. Нормы морали нашли своё отражение и в трудовом праве. Кодекс законов о труде РСФСР[47] (далее – КЗоТ) в статье 2провозглашает право каждого на труд, который он свободно выбирает или накоторый свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями ктруду, выбирать профессию и род занятий, а также право на защиту отбезработицы. Запрещается принудительный труд. В главе III КЗоТ также содержатся нормы о свободе труда, свободетрудового договора. Запрещено требовать от работника выполнения работы, необусловленной трудовым договором (контрактом). Глава X КЗоТ посвящена правуработников на здоровые и безопасные условия труда. Весьма важным являетсязакрепление права на отдых, как одного из основных прав человека (глава VКЗоТ). Работники нуждаются в предоставлении им свободного от работы времениотдыха для восстановления затраченных сил, повышения культурного иобразовательного уровня и обеспечения, таким образом, всестороннегоразвития личности. Особое значение имеют нормы об охране труда женщин, несовершеннолетнихи лиц с пониженной трудоспособностью. В целях фактического обеспечения равноправия женщин КЗоТ в главе XIустанавливает дополнительные специальные нормы для работающих женщин,учитывающие физические и физиологические особенности женского организма,социальную роль женщины в семье и особую охрану труда в связи сматеринством[48]. В соответствии со статьёй 160 КЗоТ, запрещается применение трудаженщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда,запрещается переноска и передвижение женщинами тяжестей, превышающихустановленные для них предельные нормы. Привлечение женщин к работам вночное время не допускается, за исключением тех отраслей хозяйства, где этовызывается особой необходимостью и разрешается в качест




Похожие:

Отражение норм морали в нормативно-правовых актах высших органов государственной власти российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации // Наука и инновации
В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,...
Отражение норм морали в нормативно-правовых актах высших органов государственной власти российской федерации iconУказ президента российской федерации вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов российской федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
В соответствии со статьей 77 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-фз "Об общих принципах...
Отражение норм морали в нормативно-правовых актах высших органов государственной власти российской федерации iconПравовые ресурсы интернет содержание
Интернет для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Здесь ссылки...
Отражение норм морали в нормативно-правовых актах высших органов государственной власти российской федерации iconПравовые ресурсы интернет содержание
Интернет для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Здесь ссылки...
Отражение норм морали в нормативно-правовых актах высших органов государственной власти российской федерации iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Иметь представление об основных проблемах рассмотрения в судах дел, возникающих из административно-правовых отношений, об официальных...
Отражение норм морали в нормативно-правовых актах высших органов государственной власти российской федерации iconПрезидент российской федерации указ от 3 сентября 1997 г. №983 о дополнительных мерах по подготовке
В целях обеспечения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов...
Отражение норм морали в нормативно-правовых актах высших органов государственной власти российской федерации icon«функции мцниципальных служащих» содержание
Регламентация муниципальной службы в нормативно – правовых актах Российской Федерации 4
Отражение норм морали в нормативно-правовых актах высших органов государственной власти российской федерации iconЗакон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации
Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается...
Отражение норм морали в нормативно-правовых актах высших органов государственной власти российской федерации iconЗакон от 12 февраля 1998 г. N 28-фз "О гражданской обороне" (с изменениями от 9 октября 2002 г., 19 июня, 22 августа 2004 г.) Принят Государственной Думой 26 декабря 1997 года Одобрен Советом Федерации 28 января 1998 года
Настоящий Федеральный закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской...
Отражение норм морали в нормативно-правовых актах высших органов государственной власти российской федерации iconЭкологическая доктрина Российской федерации
Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных экологических...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы