С. Ю. Витте и его экономическая политика Содержание I. Введение. II. Начало профессиональной карьеры Витте в качестве служащего на железнодорожной станции. Государственная служба в министерстве путей сообщения icon

С. Ю. Витте и его экономическая политика Содержание I. Введение. II. Начало профессиональной карьеры Витте в качестве служащего на железнодорожной станции. Государственная служба в министерстве путей сообщения



НазваниеС. Ю. Витте и его экономическая политика Содержание I. Введение. II. Начало профессиональной карьеры Витте в качестве служащего на железнодорожной станции. Государственная служба в министерстве путей сообщения
Дата конвертации04.07.2012
Размер370.55 Kb.
ТипРеферат
С.Ю. Витте и его экономическая политика


Содержание I. Введение. II. Начало профессиональной карьеры Витте в качестве служащего на железнодорожной станции. Государственная служба в министерстве путей сообщения. III. Политика Витте на посту министра финансов. Основные реформы на этом этапе. Столкновения Витте с высокопоставленными чиновниками по вопросам этих реформ. Отношение общественности к реформам министра. IV. Отставка Витте. Попытки вернуться к власти. Манифест 17 октября. Неприятие политики Витте царем и основными политическими партиями. V. Заключение. VI. Примечания. Список использованной литературы. Введение. Каждому поколению, каждому времени присущ свой взгляд на мир, но креформаторам отношение, как правило, складывается единодушно отрицательное,даже при понимании необходимости перемен. Отчего же так? Это люди особойпороды. Они смело идут наперекор общепринятым взглядам, бесстрашно ломаютустаревшие экономические и правовые нормы, не боятся методом проб и ошибокготовить почву для новой идеологии, которая лишь годы спустя приживается иобретает силу материальных и нравственных законов. И в этом смысле судьбареформаторов прошлых лет весьма поучительна для нынешних. В истории Россииедва ли найдется такой человек, который, будучи политиком, историком,философом или кем-то еще, кто шел наперекор общественному мнению,пропагандируя свои взгляды, не был бы преследуем при жизни правительством,сослан на каторгу или в лучшем случае забыт обществом. Но после смерти жеэтот человек получает всеобщую известность, возводится в ранг великогопровидца и признается чуть ли не вторым Спасителем. Таким людям уготованоработать, не ожидая благодарности современников: оценят потомки, если,конечно, помыслы реформаторов чисты и направлены на то, чтобы Россияоставалась великой Сергей Юльевич Витте (1849 -1915 гг.), безусловно, может быть причисленк крупным государственным деятелям в отечественной истории. Будучи в концеXIX - начале XX вв. министром финансов, а затем председателем кабинетаминистров, он успел сделать чрезвычайно много. Время Витте - этозначительная и яркая страница модернизации России. Роль реформатора,модернизатора особенно важна и вместе с тем трудна в странах такназываемого запоздалого развития. 'Ускоренное движение вдогонку"[1] дляэтих обществ остро необходимо, поскольку более развитые страны являются дляних не только примером, но и угрозой. Однако внутренние предпосылки длямодернизации в обществах Периферии слабее, чем в странах Центра, они неуспели вызреть органически. Ценности модернизации и ее институты еще тольконачинают кристаллизоваться, причем преимущественно в образованных слоях.Исторически же сроки, отпущенные на модернизацию, очень коротки, - а всякоефорсированное развитие чревато различными дисбалансами и социальнымиконфликтами. Реформатор в этих условиях должен быть профессионалом. Причемпрофессионализм предполагает здесь не просто некую сумму знаний или дажеизучение аналогичных реформ в других странах, но главное - понимание того,как, с какими поправками рецепты, взятые из иного опыта, могут бытьприменены в конкретных условиях собственной страны, в контекстесоответствующих социальных и культурных традиций. Если деятельность реформатора не находится на уровне этих требований,то реформы могут не только не дать большой пользы обществу, но даже нанестизначительный вред. Так не раз бывало в истории. Увы, именно так происходити сейчас, когда предпринимаются попытки реформ в сегодняшней России.Поэтому сегодня фигура Витте вызывает нечто большее, чем простоисторический интерес. Его не отнесешь к реформаторам - неудачникам, хотяего деятельность не была свободна ни от определенных просчетов, ни отдраматических падений. В общем, опыт Витте - как слагаемые его достижений,так и препятствия, о которые он споткнулся, - не может не быть для нас ввысшей степени поучительным. Думаю, что сейчас для правительства России было бы очень полезнооглянуться назад и задуматься о том, как же Витте удалось вытащить странупрактически из такого же кризиса, ну, конечно же, в соответственныхисторических условиях, ведь в его времена Россия находилась не в лучшемположении. У меня складывается такое впечатление, что нынешние реформаторынапрочь забыли весь наш исторический опыт. Однако, все новое - это хорошозабытое старое. Будем надеяться, что Дума недолго будет ломать голову надвыходом из сложившейся ситуации. А ведь, наверное, сейчас можно было быповторить реформу Витте в сообразном временном преломлении. К тому же, нам,с одной стороны, будет легче, ведь не нужно прокладывать длинные километрыжелезной дороги через всю Россию, но, с другой стороны, будет сложнее, вовремена Витте у России не было такого громадного внешнего государственногодолга. Я, конечно, не утверждаю, что у России вообще не было долга, он был,но об этом порассуждаем далее. Итак, целью написания своего реферата я хочу назвать следующее:рассказать о С. Ю. Витте как о крупном государственном деятеле, о егозаслугах и ошибках, о его жизни и общественной деятельности, ибо егореформы представляют для меня некоторый интерес в отношении сегодняшнегофинансового положения России. Интерес к Витте возникает у всех в последнее время именно в этойобласти, поэтому в перечень использованной мною литературы в процессенаписания реферата в основном входят периодические издания: различныежурналы: "Мировая экономика и международные отношения", "Свободная мысль","Новое время", "Родина", "Звезда", газеты: "Экономика и жизнь" и"Юридический вестник'. В журналах описываются в основном реформы Витте; ихсуть, цели, причины, которые их вызывают, а также приводится некотораякритика этих реформ. Но чтобы наиболее полно представить политическуюситуацию, сложившуюся вокруг этих преобразований, я использовала такженекоторые книги, это; "Россия на рубеже веков: исторические портреты", "С.Ю. Витте - дипломат" и "История Отечества: люди, идеи, решения. Очеркиистории России IX - начала XX в.", а также конечно "Воспоминания" С.Ю.Витте. Многие критики по поводу этой книги говорят, что в ней искажаютсямногие факты, события представлены исключительно с субъективной точкизрения. Однако мне было интересно узнать, что думал Витте о своихсовременниках, хотя конечно я не прочла эту книгу полностью, а ограничиласьлишь теми главами, в которых речь шла именно о реформах. П. Начало профессиональной карьеры Витте в качестве служащего нажелезнодорожной станции. Государственная служба в министерстве путейсообщения. Родился Витте 17 июня 1849 года в Тифлисе в семье крупного чиновника,служившегося в аппарате Кавказского наместничества. Его отец Юлий Федорович- член совета наместничества - был потомком выходцев из Голландии,переселившихся в Прибалтику. Российское потомственное дворянство фамилияполучила в середине XIX в. Мать, урожденная Е. А. Фадеева, вела своюродословную по женской линии от старинного княжеского рода Долгоруких. Детские и юношеские годы С.Ю. Витте провел в доме дяди генерала Р.А.Фадеева, известного военного историка и публициста, человека отнюдь непрогрессивных взглядов, но достаточно образованного, начитанного, близкогок славянофильским кругам. Получив домашнее образование, Витте экстерномсдал выпускные экзамены в кишиневской гимназии и в 1866 г. поступил нафизико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. Встуденческие годы он обнаружил неординарные способности к математике, но вобщественном плане ничем себя не проявил, хотя и был некоторое время водной компании с будущим известным народовольцем А.И. Желябовым. Подвлиянием своего дяди он в это время увлекался славянофильскими идеями. Ихвлияние было столь глубоко и так отвечало его воспитанию, характеру,мировоззрению, что в значительной мере, хотя и в своеобразном преломлении,сохранилось на всю жизнь. Под воздействием различных обстоятельств, в томчисле, смерть отца, дяди, осложнившееся материальное положение семьи, таксложилось, что по окончании университета Витте поступает на государственнуюслужбу. В 1869 г. он был зачислен в канцелярию новороссийского ибессарабского генерал - губернатора, где занимался вопросами службыдвижения железных дорог. Почти одновременно Витте поступил на службу вуправление казенной Одесской железной дороги. Освоив работу практическивсех звеньев аппарата, начиная с кассирской должности, он вскоре сталначальником конторы движения. Деятельность будущего реформатора в министерстве путей сообщенияначалась вполне успешно, что объяснялось как его связями (министр путейсообщения граф В.А. Бобринский был близко знаком с Р.А. Фадеевым и знал егоплемянника), так и собственными незаурядными способностями. За сравнительнокороткий срок он быстро продвинулся по служебной лестнице и в 1877 г. былуже начальником эксплуатации Одесской железной дороги, перешедшей к томувремени в собственность частного общества. В годы русско-турецкой войнымолодой специалист зарекомендовал себя распорядительным и умелымадминистратором, за что был удостоен высочайшей благодарности. ВскореОдесская дорога вошла в состав Общества Юго-западных железных дорог, иперед Витте открылись более широкие перспективы. В 1880 г. он становитсяначальником отдела эксплуатации, а с 1886 г. - управляющим этими дорогами.Будучи еще начальником отдела, он пишет книгу" Принципы железнодорожныхтарифов". В, казалось бы, сугубо специальном труде Сергей Юльевич излагаетконцепцию экономического переустройства России, отдавая приоритет развитиюжелезнодорожного дела. Витте убежден, что строительство гигантской сети"чугунок" поможет задействовать промышленный потенциал Российской империи,оживить внутреннюю и внешнюю торговлю во всех ее "медвежьих углах". Особыйакцент он делает на протекционизме, когда частник - железнодорожникполучает всестороннюю поддержку правительства при выполнениигосударственных заказов, но под жестким контролем сверху. Возглавив управление Юго-западной железной дороги, Витте принялсяпретворять в жизнь свою концепцию и начал с технических новшеств: увеличилскорость грузовых поездов, построил склады и запасные пути, ввел таможенныеагентства на границах с Австрией, Германией, Румынией и тем самым за девятьлет поднял доходы своей фирмы на небывалую высоту. Если в 1880 г - чистаяприбыль управления составляла 470 тыс. руб., то в 1889-м - уже 13 млн. руб. Авторитет С. Ю- Витте как теоретика и практика железнодорожного делапривлек к себе внимание тогдашнего министра финансов И. А. Вышнеградского,который обратился к нему с просьбой представить свои соображения оликвидации дефицитности казенных железных дорог. Глубоко изучив этотвопрос, Витте заявил, что корень зла - в хаосе, царившем в области тарифов.Он предложил разработать специальный закон, который поставил бы тарифноедело под контроль правительства, и создать в министерстве новый департаментдля заведования тарифной частью железных дорог и регулирования ихфинансовых отношений с государством. Предложения были приняты. Встал вопросо назначении их автора главой нового министерского подразделения.III. Политика Витте на посту министра финансов. Основные реформы на этомэтапе. Столкновения Витте с высокопоставленными чиновниками по вопросамэтих реформ. Отношение общественности к реформам министра. 10 марта 1890 г. Витте был назначен директором департамента спроизводством, минуя все ступени чиновничьей иерархии, сразу в чиндействительного статского советника и с доплатой к жалованью из средствКабинета. С этого момента началась его головокружительная карьера. Менеечем через год новый начальник департамента был введен представителем отминистерства финансов в совет министерства путей сообщения, а 15 февраля1892 г. он уже назначается МПС. Не прошло и года - и он уже управляющийминистерством финансов, а с 1893 г. в связи с болезнью Вышнеградского,министр финансов с производством в чин тайного советника, почетный членимператорской Академии наук. На государственной службе Витте развивает бурную деятельность.Теоретическая и практическая подготовка, широта взглядов, опыт,приобретенный в сферах частнопредпринимательской деятельности, выгодновыделяет его на фоне бюрократического окружения - Он сразу же становитсядеятельным сотрудником Вышнеградского. При его активном участии былразработан покровительственный тариф 1891 г., сыгравший исключительную рольво внешнеторговой политике России и ставший защитным барьером дляразвивающейся отечественной промышленности. Витте входит в различныекомиссии - по проблемам торгового мореплавания и судоходства, помелиоративному и мелкому кредиту и т. д. В качестве директора департамента, а затем и министра Витте проявилнедюжинные административные способности и организаторский талант. Пользуясьположением царского выдвиженца, он ведет необычную для госаппарата кадровуюполитику: набирает людей, отдавая приоритет не происхождению, чинам ивыслуге, а прежде всего профессиональной подготовке, знаниям, деловитости,резко меняет стиль работы руководимых им подразделений. Его поведение,отношение к подчиненным были необычны, выпадали из привычных стереотипов,многим казались чрезмерно демократичными. Как вспоминали впоследствии егосотрудники, он позволял не соглашаться с собой, спорить, ценилсамостоятельность и инициативу. "Доклады Витте происходили при весьмалюбопытной обстановке, У докладчика нет с собой ни бумаг, ни карандаша, ивот в течение двух часов докладчик и Витте ходят из угла в угол по кабинетуи яростно спорят. Витте при этом вводит собеседника в круг своих идей игорячо отстаивает защищаемый им проект. Если Витте сдавался на доводысобеседника, то обыкновенно он начинал горячиться и кричать: " Я вас непонимаю, что вы хотите делать, - и после некоторого раздумья: - Ну, даделайте, делайте ..."[2] Стремительное появление Витте в среде высшей бюрократии и столичногообщества произвело сильное, но далеко не однозначное впечатление.Небезызвестный князь В.П. Мещерский, близкий ко двору реакционнейшийпублицист и издатель, так вспоминал свою первую встречу с новой "звездой",внезапно вспыхнувшей на петербургском небосклоне: " Я увидел перед собойвысокого роста, хорошо сложенного с умным, живым и приветливым лицомчеловека, который сильнее всего впечатлил меня полным отсутствием всякогочиновничьего типа ... Витте мне сразу стал симпатичен своейестественностью, безыскусностью в проявлении им своей личности". Правда,другим он показался несколько примитивным. Генеральша А.В. Богдановичписала в своем дневнике, "что на вид он похож скорее на купца, чем начиновника". Беседа с ним сразу обнаруживала его природную даровитость. Впрофессиональной области он был хорошо знаком с научной литературой. Всфере же гуманитарной у него была масса серьезнейших пробелов. В частностион слабо владел французским, литературу и историю знал плохо, хотя истарался пополнить свое образование.[3] Не блистал он и манерами. Весь егооблик выдавал в нем провинциала. "Приехал он из Юго-Западной России спривычками, мало приспособленными к той среде, в которой ему приходилосьработать; даром слова совершенно не обладал; формы речи были неправильнымии носили отпечаток долгого пребывания на Украине. Сама фигура его, манераговорить резко и категорично, его угловатые жесты производили разнообразноевпечатление на официальные круги и вылощенную публику столицы ..."[4] У Александра III, который сам был груб и резок, новый министр вызвалсимпатию. И Витте до конца дней своих с уважением и признательностьювспоминал о нем как о настоящем монархе, хотя и не без недостатков ислабостей ("ниже среднего ума, ниже средних способностей и ниже среднегообразования"), но в целом отвечавшем его представлению о носителе верховнойвласти ("громадный характер, прекрасное сердце, благодушие, справедливость,твердость").[5] В высшем свете "выскочка" из провинции фактически так и не стал своим.О нем ходили анекдоты, создавались легенды, разные "вицмундирные" люди непереставали изощряться в остроумии по поводу его французского произношения,поведения, громоздкой фигуры, его семейной жизни. Министерство финансов, которое возглавил Витте с 1 января 1893 г.,представляло собой конгломерат ведомств. В руках министра сосредоточивалосьуправление не только финансами, но и промышленностью, торговлей, торговыммореплаванием, отчасти народным образованием, коммерческим и аграрнымкредитом. Под его контролем фактически находилось министерство путейсообщения. Оказавшись на столь влиятельном посту, Витте дал волюраспиравшей его энергии. Правда, вначале у него не было сколько-нибудьчеткой экономической программы. В какой-то мере он руководствовался идеяминемецкого экономиста первой половины XIX в. Ф. Листа, исследованию взглядовкоторого Витте посвятил специальную брошюру "Национальная экономия иФридрих Лист" (Киев, 1889 г.), а также наследием своих предшественниковН.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского - ученых с мировым именем. Критическоеосмысление идейно-теоретических постулатов системной модели развитияэкономики, в основе которой лежал принцип покровительства отечественнойпромышленности, анализ с этой точки зрения практики пореформенныхдесятилетий послужили отправным моментом для выработки Витте собственнойконцепции экономической политики. Главной его задачей стало созданиесамостоятельной национальной индустрии, защищенной на первых порах отиностранной конкуренции таможенным барьером, с сильной регулирующей рольюгосударства, что должно было в конечном итоге укрепить экономические иполитические позиции России на международной арене. В целом на этом этапе он попытался приспособить экономическую политикук общеполитической доктрине царствования Александра II! с ее курсом наотставание консервативных начал во всех сферах жизни страны, к укреплению ирасширению роли самодержавного государства. Усиление государственноговмешательства в хозяйственную жизнь страны нашло отражение в ряде мер - отразработки и широкого внедрения тарифного законодательства, чрезвычайногоусиления регулирующей роли государства во внутренней и внешней торговле довыкупа в казну почти всех железных дорог, расширения казенногопромышленного сектора и усиления роли Государственного банка во всейнароднохозяйственной системе и т.д. Вместе с тем он попыталсяактивизировать и частный сектор, ввести новую систему налогообложения,облегчить порядок возникновения и деятельности акционерных предприятий. Став министром финансов, Витте получил в наследство российский бюджет сдефицитом в 74,3 млн. руб. Расходные статьи бюджета при активной политикепо развитию промышленности быстро росли: с 1893 г. по 1903 г, они возрослипочти вдвое - с 1040 до 2071 млн. руб. Первое время он носился с мысльюполучить дополнительные средства просто за счет усиления работы печатногостанка. Идея выпуска ничем не обеспеченных бумажных денег буквально вызвалапанику среди финансистов. Новый министр скоро понял ошибочность такого шагак оздоровлению бюджета. Теперь ликвидация дефицита связывалась им сповышением рентабельности промышленности и транспорта, пересмотром системыналогового обложения, с ростом прямых и косвенных налогов. Немалую роль вувеличении статьи доходов сыграло введение с 1894 г. государственноймонополии на продажу вино - водочных изделий, дававшей до четверти всехпоступлений в казну. Витте также сумел увеличить доходы государственныхпредприятий и имуществ. Так, используя свой опыт железнодорожных тарифов,он сначала уменьшил убыточность действовавших железных дорог, а затем дажеполучил от них небольшую прибыль. Ему удалось также существенно понизитьдолю бюджетных отчислений на армию и флот. Это дало ему возможностьнаправлять в народное хозяйство (главным образом в промышленность истроительство) до 55 % бюджетных ассигнований. Одновременно продолжалась подготовка денежной реформы,разрабатывавшейся еще М.Х. Рейтерном, Н.Х. Бунге и Н.А.Вышнеградским иимевшей целью введение в России золотого обращения. Витте продолжил сериюконверсионных займов за границей, задачей которых был обмен имевшиххождение на иностранных рынках 5- и 6 - процентных облигаций старых займовна займы с более низкими процентами и более длительным сроками погашения.Ему удалось это сделать, расширив для размещения русских ценных бумагфранцузский, английский и немецкий денежные рынки. Наиболее удачными былизаймы 1894 и 1896 гг., заключенные на парижской бирже. Это позволилоосуществить ряд мер по стабилизации курса рубля и с 1897 г. перейти назолотое обращение. Металлическое содержание рубля было уменьшено на 1/3 -кредитный рубль был приравнен к 66 2/3 копейки золотом. Данная реформа проводилась в несколько этапов. В мае 1895 г. былоразрешено заключать сделки на золотую монету. В следующие месяцы золото ужепринималось на текущие счета банков, и в конце года был установленфиксированный курс для империала (10- рублевой золотой монеты) и дляполуимпериала (5-рублевой золотой монеты). А 3 января 1897 г. вышел указ "Очеканке и выпуске в обращение золотых монет". Новые монеты с прежнимсодержанием золота имели другой номинал: 15 рублей - империал и 7,5 -полуимпериал. Таким образом, произошла девальвация рубля на одну треть (окоторой только что упоминалось). Окончательно был введен свободный размензолота на кредитные билеты. Последние согласно закону от 29 августа 1897 г.выпускались по схеме; до 600 млн. руб. они обеспечивались золотом наполовину, свыше - на 100 %, Серебряная монета была сохранена каквспомогательная. Проводимая Витте реформа почти сразу же вызвала бурю негодования: "Против нее была вся мыслящая Россия". Если отмести неприязнь кличности самого Витте, то основные возражения его противников сводились ктому, что с появлением в обращении золотых монет все сбережения, хранящиесяв кредитных рублях, будут обменены на золото, которое вследствие исчезнет,и что, кроме того, золото сделается объектом скупки иностраннымигосударствами и уйдет из России. Витте возражал, что если золото уйдет за границу, то не "просто так".Разве не получим мы в обмен на него кредиты, товары, услуги? Разве не будетвсе это способствовать росту промышленности, ради которой и затеянареформа?! Спор между Витте и его противниками был разрешен самим временем. Кконцу XIX в. по темпам прироста промышленной продукции (более 12 % в год!)Россия обгоняла Европу, лидируя и на мировом рынке сельскохозяйственнойпродукции. Иностранные инвестиции текли рекой. Россия ширилась и богатела.Золото прочно вошло в обиход, и на него приходилось до 2/3 всей денежноймассы- Опасения о его скупке не оправдались, напротив, "публика частопредпочитала пользоваться кредитками как более удобными в обиходе". И всеже все было не так безоблачно, хотя эти меры позволили укрепитьконвертируемость русской валюты на мировых рынках и облегчить приток встрану иностранных капиталов. Со второй половины 90-х гг. экономическая программа Витте приобретаетвсе более отчетливые контуры. Этому в немалой степени способствовала егоборьба с оппонентами из дворянско-помещичьих кругов и их сторонниками ввысших эшелонах власти. Виттевский курс на индустриализацию страны вызвалпротест поместного дворянства. И либералов, и консерваторов объединялонеприятие методов реализации этого курса, затрагивавших коренные интересыаграриев. Что касается претензий помещиков, то они были и реальными, инадуманными. Действительно, покровительственная таможенная система,особенно четко проявившаяся в таможенном тарифе 1891 г. и в русско-германских торговых договорах, вела к росту цен на промышленные товары, чтоне могло не затрагивать сельских хозяев. Ущемление своих интересов онивидели также и в перекачке средств в торгово-промышленную сферу, что немогло не сказаться на модернизации сельского хозяйства. Даже золотоеобращение, повысив курс рубля, оказалось для помещиков-экспортеровневыгодным, так как повышение цен на сельскохозяйственные продукты снижалоих конкурентоспособность на мировом рынке. Но более всего раздражалиреакционное дворянство взгляды Витте на будущее России, в котором высшемусословию не отводилось прежней роли. Особенно массированным нападкамминистр и его политика подверглись в ходе работы Особого совещания по деламдворянского сословия (1897 -1901 гг.), созданного по велению Николая II длявыработки программы помощи высшему сословию. Критика была стольожесточенной, претензии реакционно-консервативных сил, требовавшихвосстановления прежнего социально-экономического и политического статусадворянства как правящего сословия, так противоречили проводимой политике,что фактически стал вопрос о том, в каком направлении и каким путем идтидальше России.[6] В своих выступлениях на совещаниях и во всеподданнейших записках Виттепоказал, что поместное дворянство вовсе не было обойдено заботамиправительства. В ряду мер помощи помещикам были перечислены: организациядешевого и льготного кредита, особая тарифная политика правительства,ограждавшая помещичий хлеб от конкуренции дешевого сибирского зерна,закупка фуража интендантством и т.п. Главной же причиной оскуденияпоместного дворянства он считал его неумение приспособиться к новымусловиям, понять перспективы развития страны. В одном из первых своихвыступлений на совещании 29 ноября 1897 г. Витте, еще сравнительно недавнопридерживающийся идеи об исключительности и самобытности России, развитиекоторой, как он считал ранее, шло и должно было идти своим путем, отличнымот Запада, теперь заявил, что существуют закономерности, общие для всегомира, с которыми необходимо считаться "В России теперь происходит то же,что случилось в свое время на Западе: она переходит к капиталистическомустрою, - говорил он. - ...Россия должна перейти на него. Это мировойнепреложный закон". Заявление смелое и весьма ответственное. Самодержавие,развивая промышленность, модернизируя сельское хозяйство, серьезно незадумывалось о сущности преобразований, о тех социально-экономическихпоследствиях, к которым неизбежно должна была привести эта политика. Виттеубеждал своих оппонентов, что решающая роль в жизни страны переходит отземлевладения, сельского хозяйства к промышленности, банкам. "Мы находимсяу начала этого движения, которого нельзя остановить без риска погубитьРоссию".[7] Гигантская сила современной промышленности, банков и в Россииподчиняет себе аграрный сектор экономики. Выход, по его мнению, длядворянства один - обуржуазиться, заняться помимо земледелия и этимиотраслями хозяйства. Однако то, что стало очевидно для министра финансов, почти не встретилосочувствия у участников совещания. Большинство никак не отозвалось на егоречь, не видя, видимо, и смысла в обсуждении этой проблемы. Лидер жеконсерваторов-охранителей В К Плеве, в то время товарищ министра внутреннихдел отмел все выводы и аргументацию Витте. "Россия, - утверждал он. - имеетсвою отдельную историю и специальный строи". Указанные оппонентом законыразвития он пренебрежительно называл "гадательными". По его мнению,"имеется полное основание надеяться, что Россия будет избавлена от гнетакапитала и буржуазии и борьбы сословий". Ближайшие же годы показали, какгрубо ошибался Плеве. Но тогда его позиция вызвала сочувствие в правящихверхах, да и у самого царя. Совещание приложило массу усилий, совершенно, как оказалось, бесплодныхи безуспешных, чтобы поддержать и восстановить прежнее положение высшегосословия, считавшегося "первой опорой престола". Витте не отказался отсвоих идей, и ему пришлось отстаивать свой курс на индустриализацию страны,развивая и дополняя его новыми элементами. Ускоренное промышленное развитиестраны Витте рассчитывал обеспечить за счет привлечения иностранныхкапиталов в виде займов и инвестиций, за счет повышения рентабельностинародного хозяйства и таможенной защиты промышленности от зарубежныхконкурентов, за счет активизации русского экспорта. Витте удалось в какой-то мере добиться реализации своих планов. Вроссийской экономике произошли значительные сдвиги. За время промышленногоподъема 90-х гг., с которым совпала его деятельность, промышленноепроизводство фактически удвоилось, в строй вступило около 40 % всехдействовавших к началу XX в. предприятий и было построено столько жежелезных дорог, в том числе великая Транссибирская магистраль, в сооружениекоторой Витте внес немалый личный вклад. Ведь железнодорожное строительствоспособствовало формированию рынка индустриального труда. Кроме того, спроведением Сибирской магистрали начиналось перемещение населенияцентральных и южных губернии на Восток, освоение сибирских недр, вывозместной сельскохозяйственной продукции в Европу, а также экспорт российскойпродукции в Китай и Восточно-Азиатский регион. С этой целью было начатостроительство Восточно-Китайской дороги в Маньчжурии. Все это были звеньяединой стратегии, направленной на преодоление отсталости России. В итогеРоссия по важнейшим экономическим показателям приблизилась к ведущимкапиталистическим странам, заняв пятое место в мировом промышленномпроизводстве, почти сравнявшись с Францией. Но все же отставание от Западаоставалось еще весьма значительным. С ростом промышленности и модернизацией социальной структуры всебольшее место в деятельности министра финансов занимала проблемавзаимоотношении предпринимателей и рабочих. В царствование Александра 111политина правительства в этой области, отражая общую направленностьсоциальной политики самодержавия, носила сугубо попечительный характер.Правительством был издан ряд законов, регулировавших отношения междуфабрикантами и рабочими, и создан орган по контролю за соблюдением этихзаконов - фабричная инспекция. При Витте последняя была существеннореорганизована. В ее компетенцию входил контроль за техническим состояниемпредприятий, точным оформлением документации при получении их владельцамиссуд из Государственного банка и наблюдение за правильным использованиемкредитов. Вместе с тем фабричным инспекторам вменялось в обязанность"следить и своевременно доводить до сведения министерства финансов... онездоровых проявлениях и неустройствах на фабриках, которые могут породитьбеспорядки".[8] Первоначально Витте, полностью разделявший попечительный характерправительственной рабочей политики, склонен был видеть причину стачечногодвижения почти исключительно в подстрекательстве антигосударственныхэлементов, которые якобы искусственно стремились внести рознь в отношениямежду трудом и капиталом во имя "отвлеченных или заведомо ложных идей...совершенно чуждых народному духу и складу русской жизни". Однако вскорерост забастовочного и революционного движения послужил достаточноубедительным доказательством несостоятельности его прежних представлений опричинах социальной напряженности на предприятиях. Это побудилоправительство вернуться на путь усовершенствования фабричногозаконодательства. При активном участии Витте были разработаны и принятызаконы об ограничении рабочего времени на предприятиях (2 июня 1898 г.), овознаграждении рабочих, потерявших трудоспособность в результатенесчастного случая на производстве (2 июня 1903 г.), о введении на фабрикахи заводах института фабричных старост (10 июня 1903 г.), которые были ужепервым шагом вперед в разработке рабочего законодательства. Таким образомВитте, видимо, рассчитывал установить полный контроль над положением дел впромышленности, начиная от технического состояния предприятий и кончаясферой социальных отношений. Политика эта встречала упорное сопротивление МВД, пытавшегося, в своюочередь, полностью подчинить себе фабричную инспекцию, расширив ееполицейские функции. Витте удалось удержать за собой общее руководствофабричными инспекторами и председательство в Главном по фабричным игорнозаводским делам присутствии - межведомственном органе, созданном в1899 г. Но на местах инспектора оказались в подчинении у губернаторов, чтобыло вынужденным компромиссом. Оказались урезанными и принятые законы, что,как отмечал впоследствии Витте; послужило причиной социальнойнапряженности. В целом он, конечно, не относился к тем, кто благоволил крабочим. "В деле организации рабочего труда он терпеть не мог "крайностей"по поводу "утрирования" гигиены труда".[9] Менее успешной была деятельность Витте в сфере аграрного сектораэкономики. При всем своем неприятии дворянских претензий к правительству онпредпринял немало усилий по обеспечению помещиков средствами длямодернизации их имений. Продолжая линию своих предшественников, онактивизировал деятельность кредитных учреждений по выдаче ссудземлевладельцам и сельским хозяевам. Условиями кредита и строгим контролемза их выполнением Витте пытался форсировать капиталистическую перестройкупомещичьих хозяйств. Однако этот процесс в силу сохранения крепостническихпережитков, последствий мирового аграрного кризиса, ряда тяжелых неурожаеви т. д. шел крайне медленно. В крестьянском вопросе Витте долгое время оставался ярым сторонникомконсерваторов славянофильской закваски, полностью разделяя законодательныемеры Александра III по сохранению патриархально-попечительных начал вроссийской деревне. По его мнению, "общинное землевладение наиболееспособно обеспечить крестьянство от нищеты и бездомности".[10] Витте знал,что тяжелое экономическое положение деревни ведет к падениюплатежеспособности крестьян, а это, в свою очередь, подрываетгосударственный бюджет и внутренний рынок промышленности. Таким образом,выход из обострившегося кризиса он видел в ликвидации правовойобособленности крестьян, их имущественной и гражданской неполноправности. В октябре 1898 г. он обращается к Николаю II с запиской, в которойуговаривает царя "завершить освобождение крестьян", сделать из крестьянина"персону", освободить его от давящей опеки местных властей и общины. Лишьразразившийся финансовый и промышленный кризис, неурожаи 1899 и 1901 гг.,крупные крестьянские выступления 1902 г - заставили Николая II создать рядкомиссий и совещаний для пересмотра крестьянского законодательства ивыработки мер по подъему сельского хозяйства. Витте возглавил один из важнейших таких межведомственных органов -Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности (1902 -1905гг.), сыгравшее заметную роль в разработке нового курса аграрно-крестьянской политики правительства. И опять свою программу ему пришлосьразрабатывать и отстаивать в ожесточенной борьбе с реакционно-консервативными помещичьими и бюрократическими кругами, настроения которыхотражала Редакционная комиссия по пересмотру крестьянскогозаконодательства, возглавлявшаяся В. К. фон Плеве, ставшим министромвнутренних дел. Основные столкновения Витте и Плеве заключались вследующем. Витте считал, что "сельскохозяйственный вопрос", затрагивавший иразорявшихся помещиков и вечно полуголодных обезземеленных крестьян, вполнеможет быть решен на основе личной инициативы и капиталистическойпредприимчивости самих предпринимателей - "сельских хозяев". Виттерешительно возражал против сохранения общинного землевладения, выступая зачастную собственность на землю, за то, чтобы крестьянин чувствовал себя еехозяином. Все должны быть "равноправными" собственниками: крестьянин -клочка земли в несколько десятин, помещик - колоссальных латифундий всотни, тысячи, а то и миллионы гектаров. Витте предлагал такжеактивизировать деятельность Крестьянского банка, расширить его ссуднуюдеятельность для всех желающих и способствовать переселению крестьян нанеосвоенные земли. Вторая альтернатива самодержавию была предложена Плеве и отражалаинтересы крайне правых помещичьих кругов, цеплявшихся за отжитыеполукрепостнические методы эксплуатации крестьянства. По мнению Плеве,крестьянская община должна быть обязательно сохранена, вся экономическаяполитика повернута на прямую поддержку государственными средствами иметодами разорявшейся дворянской верхушки. Все это делалось с конечнойцелью - ослабить борьбу крестьян с помещиками, защитить интересы последних.Этому же должна была способствовать и переселенческая политика, цельюкоторой было: не лишая помещичьи хозяйства дешевых рабочих рук, избыток ихнаправить в те районы страны, где были излишки земли, и тем ослабитьземельный голод в центре страны. И хотя Плеве поддержало меньшинство членовсовещания, курс, предложенный Витте, не был одобрен царем: для этого нужнобыло такое мощное воздействие на всю общественную жизнь страны, каккрестьянская революция 1905 -1907 гг. В конце XIX - начале XX в. особое место во внутренней политикеправительства заняла земская тема, которая стала предметом самых острыхспоров в правящих верхах в связи с поисками выхода из обострявшегосяполитического кризиса. Поводом к полемике послужили разрабатывавшиеся в МВДпроекты распространения земств на неземские губернии и некоторогорасширения их хозяйственной компетенции. Определенная децентрализацияуправления и расширение местного самоуправления рассматривались некоторымипредставителями российской бюрократии, в частности министром внутренних делИ.Л. Горемыкиным, как средство укрепления основ самодержавия, местнойхозяйственной организации и одновременно как способ удовлетворениянекоторых претензий оппозиционных кругов общества. Витте выступилрешительным противником этих проектов. Им была подготовлена специальнаязаписка "Объяснение министра финансов на записку министра внутренних дел ополитическом значении земских учреждений" (1898 г.), в которойдоказывалось, что самоуправление не соответствует самодержавному строюгосударства. Он категорически возражал против введения новых земскихучреждений и предлагал реорганизовать местное хозяйственное управление,усилив бюрократический аппарат и допустив лишь некоторое представительствоместной общественности. В ответ на новые доводы Горемыкина, что "местноесамоуправление не стоит в противоречии с началом самодержавной монархии" ичто его нельзя смешивать с народным представительством, Витте представилеще одну записку, в которой, изложив, по сути, свою прежнюю позицию,развернул аргументацию своих взглядов. Однако Витте сразу же вслед за этимпоспешил объяснить свои взгляды. Он говорил, что он не предлагает ниупразднения земств, ни коренной ломки существующих порядков, что егопредложения сводятся в основном к реформированию местной правительственнойадминистрации- Наряду с этим он утверждал, что в настоящее время "Россия непредставляет еще окончательно сложившегося государства и целостность ееможет поддерживаться только сильной самодержавной властью". Присамодержавном же строе, с неизбежной при этом сильной бюрократизацией всехсторон жизни общества, земство - непригодное средство управления. И нетолько потому, что оно менее эффективно в сфере хозяйственного управления,но и главным образом потому, что оно неизбежно приведет к народномупредставительству, к конституции. Последняя же, по глубокому убеждениюВитте, вообще "великая ложь нашего времени". В России введениеконституционных начал неизбежно приведет к разложению "государственногоединства". IV. Отставка Витте. Попытки вернуться к власти. Манифест 17 октября.Неприятие политики Витте царем и основными политическими партиями. Такой взгляд на самодержавие могущественного министра вполнесоответствовал взглядам Александра III, который был доволен Витте. Однакоситуация начала меняться с восшествием на престол Николая II. Последнему небыли приятны манеры министра финансов. Все это наряду с нараставшимирасхождениями по ряду важных аспектов внутренней и внешней политики,особенно по поводу дальневосточных дел, русско-японских отношений, а такжев связи с установившейся в правых кругах репутацией "красного","социалиста", "опасного масона" привело в августе 1903 г. к отставке Виттес поста министре финансов. Учитывая, однако, его высокую международнуюрепутацию, необходимость иметь под рукой компетентного советника посложнейшим проблемам, Николай II обставил свое решение внешне вполнеблагопристойно: Витте получил крупное единовременное вознаграждение и былназначен председателем Комитета министров. Должность эта была почетная, нофактически маловлиятельная, так как Комитет занимался в основном мелкимитекущими делами. Оказавшийся не у дел министр, еще недавно считавший себя едва ли невершителем судеб России, крайне тяжело переживал опалу. Однако он незахотел вернуться в мир бизнеса, хотя без особого труда мог получитьруководящее кресло в совете или правлении какого-либо предприятия илибанка. Прерогативы власти, вероятно, теперь ценились им выше материальныхблаг. После убийства эсерами 15 июля 1904 г. В.К. фон Плеве он, посвидетельству современников, предпринимал энергичные попытки возглавитьМВД. Осенью 1904 г. процесс нарастания революционной ситуации вступил вновую фазу, захватив широчайшие слои российского общества. В таких условияхцаризм помимо ужесточения репрессий попытался сбить волну недовольства,став на путь лавирования. В качестве одной из важнейших мер выхода изкризиса предлагалось допустить участие выборных представителей в работеГосударственного совета. Царь созвал специальное совещание сановников, накоторое был приглашен и Витте. В целом Витте вроде бы поддержал такоемнение, но по вопросу о приглашении выборных представителей общественностив Государственный совет он заявил, что, с одной стороны, такая мера,видимо, нужна, но при этом, с другой стороны, необходимо иметь в виду, чтоона не может не поколебать существующий государственный строй. Его позиция,несомненно, укрепила царя во мнении об опасности и вредности предложенийминистра финансов, которым в это время стал П.Д. Святополк - Мирской.Трудно сказать, было ли это со стороны Витте шагом с целью восстановитьсвою репутацию в глазах Николая, или таким образом проявились егомонархические убеждения. Как бы то ни было, так была упущена еще однавозможность перевести назревающую революцию в русло реформ. 12 декабря 1904г. был издан указ, обещавший некоторые преобразования. Он был опубликованбез пункта о представительстве, но с твердым заявлением о "незыблемостиосновных законов империи". Более того, наряду с указом был опубликовантекст правительственного сообщения, в котором всякая мысль о политическихреформах и представительных учреждениях объявлялась "чуждой российскомународу, верному исконным основам существующего государственного строя".Однако все-таки в результате повторного обсуждения этого вопроса 18 февраля1905 г. Николай II рескриптом на имя министра внутренних дел А.Г. Булыгинапоручил последнему составить проект привлечения выборных народныхпредставителей к законосовещательной деятельности. На этот раз Витте пришлось смириться с "царской волей". Вместе с тем унего рождается комплексный план борьбы с разраставшейся революцией. Первыми необходимым условием подавления "смуты" должно было стать прекращениерусско-японской войны. Ибо она, по мнению Витте, "окончательно расстроитфинансы и подорвет экономику страны, усугубит бедность населения и увеличитего озлобленность, вызовет враждебные настроения среди зарубежныхдержателей русских ценных бумаг и как итог - потерю кредита"[11] и т.д.Советы Витте получили весомое подтверждение, когда французские банкирыотказались парафировать достигнутое, казалось бы, накануне соглашение озайме. И все же царское предубеждение к нему оставалось стойким. Однако 29июня император скрепя сердце вынужден был подписать указ о назначении Виттепервым уполномоченным для ведения переговоров, за неимением другихкандидатов. Резонанс на назначение Витте главой делегации на переговоры, которыедолжны были состояться в городе Портсмуте (США, т.к. они взяли на себяпосредничество между Россией и Японией), был неоднозначен. Если буржуазно -либеральная общественность отнеслась в целом к этому факту положительно, топравые круги не скрывали своего недовольства. За рубежом же выбор царярассматривался как свидетельство серьезности намерений русской сторонызаключить мир. Первоначально царь настроен крайне жестко - ни копейкиконтрибуции, ни уступки пяди земли. Однако, как выяснилось, великие державывыступали за заключение мира любой ценой и только на этих условиях готовыбыли предоставить России необходимые средства. В конце концов 23 августабыл подписан Портсмутский мир, по которому Яюния получил Южный Сахалин,Корея была признана сферой японских интересов и в Маньчжурии был установленпринцип "открытых дверей". Витте получил приветственную телеграммуимператора, благодарившего его за умелое и твердое ведение переговоров,приведших к хорошему для России окончанию. По возвращении в Петербург Витте был приглашен на царскую яхту, гдеНиколай II поблагодарил его за успешное выполнение сложного поручения иобъявил о возведении его в графское достоинство. Воодушевленный царскимприемом, новоявленный граф все усилия сосредоточил на борьбе с революцией,входившей с осени 1905 г. в полосу своего высшего подъема. Витте предлагалимператору реформистский путь освобождения от революции, который он видел всвоем назначении премьером и предоставлении ему подбора министров. Николайдолго колебался в своем решении, но в конце концов он поручил Виттепредставить развернутую программу действий и проект манифеста, которымгосударь намерен был объявить о своем решении приступить к преобразованиям.17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест, составленный князем АД.Оболенским и Н.И. Вуичем под руководством Витте. Издание манифеста иобещания преобразований предотвратили немедленное крушение самодержавия.Буржуазия получила возможность начать легальную организацию своихполитических партий. У части рабочих и особенно демократическойинтеллигенции манифест вызвал определенную конституционную эйфорию.Забастовка временно пошли на убыль. 3 ноября 1905 г. был издан манифест "Об улучшении благосостояния иоблегчения положения крестьянского населения" и два указа, целью которыхбыло прекращение захватов и разгромов крестьянами помещичьих имений.Объявлялось о снижении с 1906 г. наполовину и о полной отмене с 1907 г.крестьянских выкупных платежей. Однако все эти меры не ослабиликрестьянского движения. Осенью 1905 г. в правительственных и помещичьихкругах появляются проекты частичного отчуждения в пользу крестьян -конечно, за выкуп - некоторой части помещичьих земель, в основном изсдававшихся в аренду. Эту идею подхватил и Витте, поручивглавноуправляющему землеустройством и земледелием Н.Н. Кутлеру подготовитьсоответствующий проект. Такой документ был составлен. Но при егообсуждении, проходившем уже в начале 1906 г., когда налицо был некоторыйспад крестьянских выступлений, голос реакционно-помещичьего края зазвучалстоль мощно, что Витте испугался и сам выступил с критикой проекта и неколеблясь предал коллегу, Куглер был вынужден подать в отставку. Но маневрВитте не остался неразгаданным, став новым поводом для интенсивных нападокна него со стороны крайне правых. Таким образом, не спадающая волнастачечных движений вызвала в ответ карательные меры по урегулированиюобстановки в стране. Несмотря на успешную в целом деятельность Витте по подавлениюреволюции, напряженность между ним и обществом не спадала. Его двойственнаяполитика, вынужденные компромиссы не снискали ему популярности ни средилибералов, ни в право-консервативных кругах. "Каждый день Витте все большеи больше теряет почву под ногами, никто ему не верит. Пресса всех оттенковего ругает"[12] Особенно усердствовали черносотенцы, видевшие в немниспровергателя основ российского самодержавия, виновника позорного, по ихмнению, мира с Японией, наградившие его презрительной кличкой - графПолусахалинский. Старая неприязнь к нему Николая II и особенно императрицы вновьпереросла во враждебность, внешне до поры до времени маскируемую. В винуему теперь вменялось и вынужденное согласие царя на публикацию Манифеста 17октября, и то, что избранная по новому избирательному закону Дума оказаласькрайне оппозиционной. Все усилия Витте укрепить у трона свои позиции оказались бесплодными.Его еще какое-то время терпели, пока он не завершил переговоры о заключениикрупного заграничного займа. Дело в том, что Россия стояла на гранифинансового краха. Соглашение о займе на 8,4 млрд. руб. после сложных итрудных переговоров с французскими банками было подписано 4 апреля 1906г.,а 14 апреля Витте подал прошение об отставке, которая была принята НиколаемII с облегчением. Внешне и эта отставка была проведена вполнеблагопристойно. Император поблагодарил его за преданность и усердие. Виттебыл награжден высшим орденом - Святого Александра Невского с бриллиантами иполучил крупное денежное вознаграждение. Он остался членом Государственногосовета и Комитета финансов, но активного участия в государственных делахбольше не принимал, хотя попытки вернуться в правящие сферы предпринималисьим неоднократно, хотя они уже не увенчались успехом. В феврале 1915 г. Витте простудился и заболел. В ночь на 25 февраля онскончался, немного не дожив до 65 лет, и был похоронен на кладбище вАлександ-ро-Невской лавре. Кабинет его тотчас был опечатан, бумагипросмотрены и увезены чиновниками МВД. Однако рукописи мемуаров, в которыхсодержались мысли Витте о своих современниках не в самых приятных для нихвысказываниях, не были найдены царской охранкой. V. Заключение. В России путь преобразователя всегда был извилистым и тернистым. Вданном случае парадокс состоял в том, что, хотя объективные достиженияэкономической стратегии Витте, казалось бы, трудно было оспаривать,противодействие ей постепенно и отовсюду нарастало. Государственный контролер генерал П.Л. Лобко во всеподданнейшем докладеписал, что политика Витте, "базирующаяся на расширяющихся государственныхзаказах и спекулятивном росте дешевого иностранного капитала, вступает впротиворечие с развитием потребительского рынка, представленного главнымобразом массой сельскохозяйственного населения, к которому принадлежит 80 %нашего народа". В начале XX в. Российская империя была среднеразвитой аграрно-индустриальной страной с крайне многоукладной экономикой. Это былоследствием особенностей капиталистической модернизации страны: 1) сжатыесроки (Россия за полвека прошла путь, на который ведущим странам Западапотребовались века) не могли привести к сосуществованию различных формхозяйства - от передовых промышленно-капиталистических до разного родараннекапиталистических и полуфеодальных (мануфактурных, мелкотоварных,патриархально-натуральных); 2) смещение в связи с этим некоторых основныхстадий (этапов) складывания крупнокапиталистической индустрии имодернизации аграрного сектора (промышленный переворот завершился в Россиидо победы буржуазной революции, аграрная капиталистическая перестройка незавершилась и после этого переворота; 3) противоречивая роль государства,форсировавшего развитие отдельных отраслей промышленности и вместе с темтормозившего проявление частного предпринимательства, оказывавшеговсемерное содействие сохранению латифундиального помещичьего землевладенияи отвлекавшего громадные средства от производительного использования. Российская деревня оставалась средоточием феодальных пережитков.Важнейшими их проявлениями были, с одной стороны, помещичьи латифундии,практиковавшие отработки (прямой пережиток барщины), а с другой стороны -крестьянское малоземелье, средневековое надельное землевладение, община сее переделами, тормозившими модернизацию крестьянского хозяйства. Пережиткикрепостничества пагубно влияли на все стороны жизни страны. Ониконсервировали низкий уровень агрокультуры, обрекая на периодическиеголодовки огромные массы населения; снижали его покупательную способность,что вело к ограничению рынка сбыта и для промышленности; удерживая низкийжизненный уровень народных масс, они обусловили дешевизну рабочей силы итормозили техническое перевооружение предприятий и т.п. Наконец, онислужили питательной средой для сохранения феодальной по своей природеполитической надстройки - российского абсолютизма. В целом аграрный секторразительно отставал от промышленности, и это отставание все болееприобретало форму острейшего противоречия между потребностями буржуазноймодернизации страны и тормозящим влияние феодальных пережитков. Основные реформы Витте - это, во-первых, денежная реформа 1897 г.,которая позволила накопить достаточный золотой запас для сбережения разменагосударственных кредитных билетов; во-вторых, введение винной монополии дляувеличения государственных доходов и сократить дефицит» госбюджета; затемстроительство крупной сети железных дорог, начатое с 1891 г.; а такжеразработка и внедрение покровительственного тарифа. Они помогли развитиюкрупной фабрично - заводской промышленности. Выплавка чугуна в России в1887 г. составляла 35,6 млн. пудов, а в 1904 г. -152,6 млн. пудов. Добычакаменного угля в Донецком бассейне в 1887 г. составляла 125,6 млн. пудов, ав 1904 г. - 798,6 млн. пудов. Оборот внешней торговли составлял в 1881 г.1024 млн. руб. (вывоз 506 млн., ввоз 518 млн.), в 1903 г. - 1683 млн. руб.(вывоз 1001 млн., ввоз 682 млн.). Однако они не нравились всем слоямиобщества, все находили в них что-то неудовлетворительное. Хор критиков звучал все громче. Значительная часть купечества быланедовольна конкуренцией со стороны иностранного капитала. Владельцы -аграрии утверждали, что введение золотого рубля понизило цены на зерно.Деятели правого толка обвиняли Витте в том, что он продает Россиюиностранцам. Не менее резко отзывалась и левая пресса. Достаточнохарактерна, например, оценка В.И. Ленина, данная в "Искре" 1902 г.: Виттеведет "хищническое хозяйство" при помощи "увеличения займов и повышенияналогов", Нельзя сказать, что критики были совсем неправы. "Система Витте"действительно не был» свободна от хозяйственных диспропорций и достаточноострых противоречий. Если тяжелые отрасли индустрии росли быстро, то легкаяпромышленность заметно отставала. По пищевой промышленности, например темпыроста были ниже прироста населения. В текстильной же промышленности среднийгодовой прирост оказался в принципе неплохой, но в значительной мере - засчет экспорта в Персию, Китай и другие страны Внутреннее же потреблениехлопка на душу населения было более чем скромное - в 4 раза уступало США, ипочти в 8 раз - Англии. Точно также, несмотря на весьма высокий уровеньдобычи нефти и производства нефтепродуктов (сейчас в это трудно поверить,но в ту раннюю эпоху освоения "черного золота" на Россию приходилось почтиполовина мировой нефтедобычи), керосина в стране на душу населенияпотреблялось почти в 4 раза меньше, чем, например, в Германии. Явно нижевозможностей производства было непромышленное потребление угля, листовогожелеза и подобных предметов широкого спроса. Низкая покупательнаяспособность основной массы населения, таким образом, выступала лимитирующимфактором. Ограничение массового потребления обусловливалось и фискальными мерами.Например, акциз на сахар приводил к тому, что внутренняя цена егооказывалась почти в 3 раза меньше той, по которой экспортированныйроссийский сахар продавался в Лондоне. Короче говоря, "цепочкаиндустриализации" наталкивалась на узость внутреннего рынка. Видел ли Витте это противоречие? Не только видел, но и пытался егоразрешать. В ходе реализации своей программы развития он буквально "уперся"в крестьянский вопрос. Тогда он становится инициатором нового этапакрестьянской реформы. Главная идея, сформулированная в итоговой запискеВитте на высочайший адрес, фактически предвосхищала столыпинскиемероприятия: переход от общинной к личной собственности, переселениекрестьян на свободные земли, стимулирование государством фермерскиххозяйств. Различие состояло в том, что Витте предупреждал о недопустимостинасильственной ликвидации общины. Предлагалось также отменить выкупныеплатежи. Однако, эта программа не встретила поддержки наверху. Поддавлением министра внутренних дел В.К. Плеве и других консервативныхчиновников (за которыми стоял сам царь) Совещание в 1902 г. было закрыто. Данная акция была симптомом менявшегося отношения к министру финансов иего деятельности со стороны тогдашних российских верхов. Противодействиенарастало, и его все труднее было обходить. Можно предположить, что приболее или менее нормальном, благоприятном течении событий (мирной эволюциистраны) Витте скорее всего удалось бы произвести необходимые коррективы всвоей экономической политике - не только облегчить положение крестьянства,расширить емкость внутреннего рынка и пр., но и устранить другиедиспропорции (например, уже проявляющуюся тенденцию монополистическогоповедения крупных промышленников, поставленных государством в 'тепличные"условия государственной опеки). Во всяком случае, профессиональные качестваВитте предполагали, что он способен был справиться с этими проблемами. Но втом-то и дело, что в начале XX в, в России - и прежде всего усилиямиконсервативных вдохновителей самодержавия - события стали развиваться"ненормально". Соответственно усиливались расхождения министра -реформатора с большими сановниками и самим царем. Здесь заключался другойпарадокс реформ Витте: он натолкнулся на сопротивление режима, которому онискренне служил и во имя поддержки которого, собственно говоря, и проводилсвои экономические реформы. По мере того, как обнаруживались расхождения Витте с высшей бюрократиейи самим царем, становилось все более очевидным его положение "белой вороны"в структуре власти. В результате его вынужденная отставка с поста министрафинансов стали закономерным финалом, который одновременно фактическиозначал и конец его планов. В качестве премьер-министра Витте суждено было принять на себяреволюционный удар 1905 г. В последний раз им была предпринята попыткапослужить "царю и отечеству". Он делал все, чтобы защитить монархию. Но,увы, это не имело результатов, но показало лишь, что в политике Виттечувствовал себя менее уверенно, чем в хозяйственной деятельности. Им опятьбыли недовольны все - и справа и слева. Либералы упрекали его за защитупрерогатив царя перед Государственной думой. Консерваторы - за то, чтозакон о выборах в Государственную думу, автором которого он был, привел ктому, что Дума оказалась чересчур левой. О политических радикалах иговорить нечего - их не устраивало в премьере все. В 1906 г. С.Ю. Виттепришлось уйти в отставку - на этот раз окончательно. И еще один урок можно извлечь из опыта деятельности Витте -необходимость четкой "адресации" проводимых преобразований, социальнойопоры реформ. Как демократия должна уметь себя защитить, так и реформы, втом числе экономические, нуждаются в поддержке тех слоев населения, винтересах которых они проводятся. Отсутствие же такой поддержки,неспособность обеспечить ее могут стать преградой преобразованиям, которыев принципе, объективно отвечают интересам многих, и даже общества в целом. Я считаю, что Витте действовал вполне адекватно той хозяйственной исоциально - культурной реальности России конца XIX - начала XX в.. котораяего окружала. Именно поэтому он достиг столь значительных успехов в своейполитике экономического реформирования российского общества. И пусть дажеего реформы отвергались обществом, но главное, что они помогли развитиюРоссии, хотя не все шло гладко, но ведь никто не застрахован от ошибок. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:1. Витте С.Ю. Воспоминания В 3-х томах. М., 1960.2. Дейкин А. Великий эконом самодержавия. // Новое время. №4. 1997.3. Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. М., 1970.4. Золотой рубль графа Витте. // Экономика и жизнь. №52. 1997.5. Игнатьев А.В. С.Ю. Витте - дипломат. М., 1989.6. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX в./Сост.: С.В. Миропенко. М., 1991.7. Кризис самодержавия в России 1895 - 1917 п. Л., 1984.8. Незванова О. Реформатор: величие и трагедия графя Витте. // Юридический вестник. №24, 1997.9. Россия на рубеже веков: исторические портреты. М., 1991.10. Сироткин В. Граф Витте - цивилизованный индустриализатор страны. // Свободная мысль. №18. 1992.11. Соловьев Ю.Б- Самодержавие и дворянство в конце XIX а. Л., 1970.12. Хорос В. С.Ю. Витте: судьба реформатора // Мировая экономика и международные отношения. №10. 1998.----------------------- [1] По выражению О. В Ключевского. [2] По воспоминаниям преемника Витте на посту директора департаментажелезнодорожных дел В.В. Максимов. [3] По мнению князя В.П. Мещерского [4] По воспоминаниям бывшего товарища С.Ю. Витте В.И. Ковалевского. [5] Витте С.Ю. Воспоминания. В 3-х томах. М., 1960, Т.1. [6] Соловьев Ю.Б. Самодержавие и дворянство в конце XIX в. Л.. 1970. [7] По мнению С.Ю. Витте. [8] Кризис самодержавия в России 1895 - 1917 гг. Л., 1984. [9] Из заметки - некролога Н. Лаигового, вице - директора департаментаторговли и мануфактур. [10] Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия.М., 1970. [11] Из письма С.Ю. Витте Николаю П от 28 февраля 1905 г. [12] Из дневника А.В. Богдановича от 24 ноября 1905 г.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

С. Ю. Витте и его экономическая политика Содержание I. Введение. II. Начало профессиональной карьеры Витте в качестве служащего на железнодорожной станции. Государственная служба в министерстве путей сообщения iconС. Ю. Витте и его экономическая политика
Начало профессиональной карьеры Витте в качестве служащего на железнодорожной станции. Государственная служба в министерстве путей...
С. Ю. Витте и его экономическая политика Содержание I. Введение. II. Начало профессиональной карьеры Витте в качестве служащего на железнодорожной станции. Государственная служба в министерстве путей сообщения iconС. Ю. Витте Содержание Введение Глава I. Очерк жизни и деятельности С. Ю. Витте Глава II. Время и реформы С. Ю. Витте Денежная реформа 1895-1897 гг

С. Ю. Витте и его экономическая политика Содержание I. Введение. II. Начало профессиональной карьеры Витте в качестве служащего на железнодорожной станции. Государственная служба в министерстве путей сообщения iconРеформаторская деятельность С. Ю. Витте Реформаторская деятельность С. Ю. Витте
Витте. Он был министром путей сообщения и министром финансов, председателем Совета министров России, почетным членом Императорской...
С. Ю. Витте и его экономическая политика Содержание I. Введение. II. Начало профессиональной карьеры Витте в качестве служащего на железнодорожной станции. Государственная служба в министерстве путей сообщения iconПрограмма Модернизации России С. Ю. Витте Программа Модернизации России С. Ю. Витте Личность С. Ю. Витте
Значение и масштабы его исторической роли сравнимы только с личностью другого выдающегося администратора-преобразователя периода...
С. Ю. Витте и его экономическая политика Содержание I. Введение. II. Начало профессиональной карьеры Витте в качестве служащего на железнодорожной станции. Государственная служба в министерстве путей сообщения iconЭкономическая политика Витте

С. Ю. Витте и его экономическая политика Содержание I. Введение. II. Начало профессиональной карьеры Витте в качестве служащего на железнодорожной станции. Государственная служба в министерстве путей сообщения iconВведение Глава Реформы и иная деятельность С. Ю. Витте
Внешняя деятельность С. Ю. Витте. Портсмутский мирный договор
С. Ю. Витте и его экономическая политика Содержание I. Введение. II. Начало профессиональной карьеры Витте в качестве служащего на железнодорожной станции. Государственная служба в министерстве путей сообщения icon“реформистская деятельность с. Ю. Витте” Подготовил Томилин В. А. Казань, 2001. План введение роль крестьянской общины в дореформеное время время и реформы с. Ю. Витте заключение список использованной литератур введение каждое время для истории России было по-своему судьбоносным

С. Ю. Витте и его экономическая политика Содержание I. Введение. II. Начало профессиональной карьеры Витте в качестве служащего на железнодорожной станции. Государственная служба в министерстве путей сообщения iconДенежные реформы в России от Петра Первого до С. Ю. Витте Денежные реформы в России от Петра Первого до С. Ю. Витте План
Денежная реформа в России, проведенная под руководством министра С. Ю. Витте, считается очень успешной и не повлекшей за собой неблагоприятных...
С. Ю. Витте и его экономическая политика Содержание I. Введение. II. Начало профессиональной карьеры Витте в качестве служащего на железнодорожной станции. Государственная служба в министерстве путей сообщения iconПрограмма Модернизации России С. Ю. Витте Личность С. Ю. Витте. В истории России конца ХIХ начала ХХ в фигура Сергея ЮльевичаВитте занимает исключительное место

С. Ю. Витте и его экономическая политика Содержание I. Введение. II. Начало профессиональной карьеры Витте в качестве служащего на железнодорожной станции. Государственная служба в министерстве путей сообщения iconС. Ю. Витте 30 июня исполняется 150 лет со дня рождения Сергея Юльевича Витте. Преобразование тарифного дела, превращение России в крупнейшуюжелезнодорожную державу, управление финансами в сложную эпоху переходаст

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы