Сословно-представительная монархия в России в XVII веке icon

Сословно-представительная монархия в России в XVII веке



НазваниеСословно-представительная монархия в России в XVII веке
Дата конвертации04.07.2012
Размер168.74 Kb.
ТипРеферат
Сословно-представительная монархия в России в XVII веке


Международный университет природы, общества и человека «Дубна» Кафедра гуманитарных наук [pic] Контрольная работа по истории на тему Сословно-представительная монархия в России в XVII веке ………………….. Преподаватель: Строковская Т.Е. Дубна 2000Начальной формой политической централизации в России явилась сословно-представительная монархия, сложившаяся на рубеже XV - XVI веков. Вцарствование Ивана Грозного, в середине XVI века, формируется органсословного представительства—земский собор. Дальнейшая история земскихсоборов на протяжении второй половины XVI - XVII веков тесно связана сизменениями в социальной структуре и сословном строе, с развитием классовойборьбы, с эволюцией государственного аппарата. Включали членов Освященногособора (архиепископы, епископы и др. во главе с митрополитом, с 1589—спатриархом), Боярской думы, «государева двора», выборных от провинциальногодворянства и верхушки горожан. На земских соборах рассматривались важнейшиеобщегосударственные вопросы. В памятниках XVI века термин «земский собор» не встречен. Он редкоупотребляется и в XVII столетии. Документы XVII века, трактующие о созывеземских соборов, чаще говорят просто «собор», «совет», «земский совет».Слово же «земский» в XVI веке значит «государственный». Собор, являвшийся в XVI веке «вполне законченным, выработанным типомполитического учреждения», оставался таковым и в XVII столетии. Только он«осложнился... новым, выборным элементом», который «присоединился к нему состороны, и представляет собой продукт, выросший совсем на другой почве». В литературе можно встретить два взгляда на земские соборы. Одни видятв них только вспомогательное орудие администрации, никогда не выступавшеедеятельным и самостоятельным двигателем политической жизни, никогда неимевшее собственного направления и потому не оказавшее никакого влияния наход управления и законодательства; отыграв свою кратковременную ималозначительную роль, земские соборы сами собою исчезли вследствиевнутреннего ничтожества, чрезмерной слабости представительного начала вдревней России. Другие же придают земским соборам важное политическоезначение как органу народной оппозиции: служа орудием непосредственногообщения государя с землей, представляя интересы народа, соборы, собственноземские выборные, являвшиеся на соборах, противодействовали высшим классам,боярам и духовным властям, которые и уговорили царя Алексея Михайловича несозывать больше соборов; но прежде чем эти сторонние влияния успеливытеснить их из государственной жизни, земские соборы оказали значительноевлияние на законодательство и правительство в оппозиционном противобоярскомнаправлении. Различные историки по-разному дают определение земских соборов. В. О. Ключевский: земские соборы—это «особый тип народногопредставительства, отличный от западных представительных собраний». С. Ф. Платонов: земский собор—это «совет всей земли», состоящий «изтрех необходимых частей»: 1) «освященного собора русской церкви смитрополитом, позднее с патриархом во главе», 2) боярской думы, 3) «земскихлюдей, представляющих собой различные группы населения и различныеместности государства». С. О. Шмидт: «... Соборы XVI века—это не представительные учреждения вобычном понимании, а скорее бюрократические». Соборы времени ИванаГрозного— «органы территориальной централизации, признак объединения земельпод властью одного государя». Соборы были нужны «укрепляющемусясамодержавию как орудие сопротивления сохраняющейся еще феодальнойраздробленности». Р. Г. Скрынников считает, что Русское государство XVI века до земскогособора 1566 года было самодержавной монархией с аристократической боярскойдумой, а с этого времени пошло по пути превращения в сословно -представительную монархию. До 1566 года соборные совещания «представлялисравнительно немногочисленную верхушку господствующего класса в лице членовбоярской думы и руководства церкви». Участниками собора 1566 года были,«помимо бояр и церковников, многочисленные представители дворян, приказнойбюрократии и купцов». Причину «расцвета соборной практики в мрачную эпохуопричнины» автор объясняет «первым серьезным кризисом опричной политики» ипопытками монархии найти «непосредственную опору в более широких слояхгосподствующих классов, в среде дворянства и богатейшего купечества». Но«полоса компромисса» была кратковременной, на смену «пришел террор, надолгопокончивший с соборной практикой». Характерная черта Земских соборов после Смутного времени, почти всейпервой половины XVII столетия,—сильно выросшее представительство низшихсословий. Соборные депутаты получали от избирателей «полные и крепкиедостаточные приказы», то есть наказы, представляли интересы своих сословий,своего «мира» и могли говорить об их нуждах «вольно и бесстрашно». Происхождение земских соборов При кочевой жизни населения в древней Руси долго не могли установитьсякрепкие общественные союзы, долго не могли завязаться корпоративные связи,которые сомкнули бы людей одинакового общественного положения в плотныеклассы, в сословия с крепкими сословными правами. При отсутствии такихклассов не могло возникнуть из жизни и сословное представительство,требующее связности и дружной деятельности сословий. Дело соединенияразрозненных общественных сил должна была взять на себя государственнаявласть, смыкая разобщенные элементы в корпорации, в сословные и местныесоюзы не правами, а обязанностями, строя весь государственный быт на началеповинности, на государственном тягле. В этом деле власть не могла обойтисьбез содействия самого общества, не имея достаточно своих средств, нерасполагая ни достоверными сведениями о положении народа, ни надежнымиисполнителями своих мероприятий. Для этого она соединяет население впрочные союзы и посредством выборного начала призывает их к участию вгосударственных делах, сперва в местной администрации и суде, а потом и ввысшем центральном управлении в форме земских соборов. Таким образом,земское представительство возникло у нас из потребностей государства, а неиз усилий общества, явилось по призыву правительства, а не выработалось изжизни народа, наложено было на государственный порядок действием сверху,механически, а не выросло органически, как плод внутреннего развитияобщества. 1549 год можно считать годом рождения земских соборов—условно, потомучто корни сословно-представительных учреждений восходят к более раннемувремени. Собор середины XVI века относится к решающему моменту в историиРоссии, когда началось проведение крупных реформ, направленных к укрощениюгосударственного аппарата, когда определился курс внешней политики навостоке. Земские соборы, всея земли», как их называли современники, возникаютодновременно с московским или «советы царством. Первый московский царь,через три года после принятия царского титула созвал (в 1550 году) земскийсобор, на котором он хотел примирить представителей населения с бывшимиобластными правителями, «кормленщиками», перед отменою «комлений»(управлений, функции которых соединены были с доходами в пользу управителя.Эти доходы состояли из кормов в собственном смысле, особых урочных сборов впользу кормленщика, или из пошлин свадебных, торговых, судебных, писчих,или из доли общих казенных налогов и пошлин, которая в дворцовом ведомственазывалась путем). Впрочем, наши сведения о первом земском соборе слишкомкратки и неопределенны, и нам ничего не известно о его составе идеятельности. Зато нам известен, по документам, состав второго земскогособора, который Иван IV созвал в 1566 году (во время Ливонской войны) длярешения вопроса о том, следует ли мириться с королем польским и великимкнязем литовским на предложенных им условиях. Собор высказался запродолжение войны, предоставляя решение вопроса царю: «а во всем ведает Богда государь наш...; а нам ся как показало, и мы государю своему изъявилисвою мысль...». Земский собор был «парламентом чиновников». Форма земскогособора, возможно, была навеяна городовыми советами, о существовании которыхможно догадываться на основе докладов начала XVII века. Земские соборы общегосударственного характера, требовавшие участияпредставителей господствующего класса всей земли, в какой-то мере замениликняжеские съезды и вместе с думой унаследовали их политическую роль. В тоже время земский собор—это орган, пришедший на смену вечу, воспринявтрадиции участия общественных групп в решении правительственных вопросов,но заменив присущие ему элементы демократизма началами сословногопредставительства. Типы соборов1. Соборы, занимающиеся вопросами общегосударственными. Так сказать «большой политики». Это земские соборы в полном смысле этого слова.2. Совещания царя с войнами накануне походов. Их лучше именовать «войсковыми собраниями» (это название предложил Н. Е. Носов).3. Третью группу соборов составляют такие, на которых разбирались дела как церковные, так и государственные, в частности судебные.4. Была, очевидно, еще одна категория собраний, на которых Иван IV обращался с воззваниями или политическими декларациями к людям разных чинов. Периодизация земских соборов. Историю земских соборов можно разделить на 6 периодов:1) Время Ивана Грозного (с 1549 года). Соборы, созываемые царской властью, уже сложились. Известен и собор, собранный по инициативе сословий (1565 год).2) Со смерти Ивана Грозного до падения Шуйского (с 1584 до 1610 года). Это время, когда складывались предпосылки гражданской войны и иностранной интервенции, начинался кризис самодержавия. По смерти царя Федора Ивановича, с которым прекратилась династия Рюрика на русском престоле, земский собор должен был получить учредительный характер: на Москве не стало более «природного» царя, и собору предстояло избрать нового царя и основать новую династию (1598 год). Собор, которым руководил патриарх Иов, избрал царем Бориса Годунова; правда, чтобы обосновать и оправдать акт избрания царя подданными, избирательная грамота содержит фантастическое утверждение, что оба последних царя старой династии «приказали» или «вручили» свое царство Борису, и подчеркивает родственную связь Бориса с «царским корнем», но в то же время грамота заявляет: «...и вся земля снидохомся и поставихом достойна суща царя и великого князя Бориса Федоровича, всея Руси самодержца, Российской земли государя»; мало того: «патриарх же глаголя: глас бо народа, глас Божий...» Таким образом, соборы выполняли функцию избрания на царство, причем иногда становились орудием враждебных России сил. В наступивших затем бурях Смутного времени «глас народа» из риторической фикции должен был превратиться в реальную политическую силу. Когда в 1606 году вступил на престол боярин князь Василий Шуйский «без воли всея земли», то страна отказалась признать его своим царем и повсюду вспыхнули восстания против него: «всеа России земля восколебася нань ненавистью, за еже без воли всех градов воцарился бе».3) Земский собор при ополчениях превращается в верховный орган власти (и законодательной, и исполнительной), решающий вопросы внутренней и внешней политики. Это время, когда земский собор играл наиболее крупную и наиболее прогрессивную роль в общественной жизни. В 1610 году, когда московские бояре и «служилые и жилецкие люди», находясь «между дух огней» (между поляками и русскими «воровскими людьми») согласились принять на царство польского королевича Владислава, они заключили с ним договор, который формально ограничивал его власть и который предусматривал совет всей земли, как нормально действующий законодательный орган: ...«суду быти и совершатись по прежнему обычаю и по судебнику Российского Государства; а будет похотят о чем пополнити для укрепления судов, и Государю на то поволити, с думою бояр и всей земли, чтоб было все праведно». В ляпуновском ополчении 1611 года «строить землю и всяким земским иратным делом промышлять» должны были трое воевод, «которых избрали всеюЗемлею по сему всее Земли приговору»; «а буде бояре, которых выбрали ныневсею землею для всяких земских и ратных дел в правительство, о земскихделах радети и расправы чинити не учнут во всем в правду, ...и нам всеюЗемлею вольно бояр и воевод переменити, и в то место выбрати иных, говорясо всею Землею». Во втором земском ополчении князя Пожарского, во время егопребывания в Ярославле (весной 1612 года) образовался постоянный «советвсея земли», который представлял собою временное правительство дляополчения и для значительной части страны. В переписке городов между собоюи военных вождей с городами в 1611—1612 гг. постоянно выражается мысль онеобходимости избрания государя «общим советом», «всею Землею», «всемирнымсоветом», «по совету всего государства) и так далее. Такой «всемирныйсовет» и был созван в Москву немедленно по освобождении ее от поляков, «ивсякие служилые и посадские и уездные люди, для государского обиранья вцарствующий град Москву на совет съехалися». Мы знаем, что после долгихспоров и разногласий, выборные люди согласились на кандидатуре МихаилаРоманова, и собор «по всему мирному благосоюзному общему совету»провозгласил Михаила царем (21 февраля 1613 года).4) 1613-1622Собор действует почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органапри царской власти. Возвратившийся из польского плена отец царя МихаилаФиларет, ставший в 1619 году патриархом Московским и соправителем своегосына, также находил нужным сотрудничество правительства и земских людей. В1619 году правительство разослало по городам «окружную грамоту» о присылкев Москву от духовенства и от служилых и посадских людей, выборных «добрых иразумных, которые б умели рассказать обиды и насильства и разоренье, и чемМосковскому и устроить бы Московское государство, чтобы пришло всёгосударству полниться, и ратных людей пожаловать в достоинство, ...—чтобнам и отцу нашему и богомольцу Филарету Никитину, патриарху Московскому ивсея Руси, всякие их нужи и тесноты и разоренья и всякие недостатки быливедомы; а мы, великий государь, с отцем своим... советовав, по ихчелобитью, учнем о Московском государстве промышляти, чтоб во всемпоправити, как лучше». Однако стремления правительства устранить недостаткив управлении и «во всем поправити как лучше» не увенчались успехом. Черезних проходит большое количество вопросов текущей действительности.Правительство стремится опереться на них при проведении финансовыхмероприятий (сбор пятинных денег), при восстановлении подорванногохозяйства, ликвидации последствий интервенции и предотвращении новойагрессии со стороны Польши.С 1622 года деятельность соборов прекращается до 1632 года.5) 1632 - 1653 Когда в 1642 г. царь Михаил созвал собор для решения Азовского вопроса(гл. 8 § 1), то выборные люди высказались, в общем, за принятие Азова, но вто же время представили в своих письменных мнениях («сказках») резкуюкритику приказно-бюрократического управления. Одна группа служилых людей,между прочим, писала: «а твои государевы диаки и подьячие пожалованы твоимгосударским денежным жалованьем и поместьями и вотчинами, и, будучибеспрестанно у твоих государевых дел и обогатев многие богатствомнеправедным своим мздоимством, покупили многие вотчины и домы своисостроили многие, палаты каменные такие, что неудобьсказуемые, при прежнихгосударех и у великородных людей таких домов не бывало»... Другая группаслужилых людей заявила царю: «а разорены мы, холопы твои, пуще турских икрымских бусурманов московскою волокитою и от неправд и от неправедныхсудов». Преемник царя Михаила Алексей Михайлович решил устранить беспорядкии злоупотребления в приказно-бюрократическом управлении путем изданиянового свода законов (Уложения); для этого правительство снова обратилось ксодействию «земского собора; всем областям государства было предложеноприслать в Москву выборных «добрых и смышленых людей» для этого великого«государева царственного и земского дела». Под вопросом остается, был ли созван в 1645 г. после смерти царяМихаила Федоровича «избирательный собор», утвердивший на престоле его сынаАлексея Михайловича. Такое предположение отвечает реальной ситуации тойпоры, когда смена лиц на троне после кончины Ивана Грозного происходила приучастии земских соборов. Новый Земский собор открылся в начале сентября 1648 года и заседал доконца января 1649 г. Число его участников приближалось к 350, из них 316человек подписали «Уложение». В состав собора входило 14 представителейвысшего духовенства, 40—от бояр, столичных дворян и приказных дьяков,153—от провинциального дворянства, 3—от гостей, 12—от московских посадскихсотен и слобод, 15—от московских стрелецких полков, 79 выборныхпредставляли посадское население других городов. На соборе не былопредставителей крестьянства, не было также выборных от Сибири и из районаНижней Волги. Характерной чертой собора было преобладание на нем провинции.Собор делился на две палаты. Нижняя палата объединяла «земскихлюдей»—депутатов от городов и рядового дворянства, верхнюю составляли царь,патриарх с «освященным собором» (высшими иерархами), Боярская дума. В октябре 1648 г. выборные люди собрались в Москву, причем некоторые изних привезли с собой «челобитные», т. е. наказы от избравших их обществ,заключавшие в себе изложение тех пожеланий, которые должны были бытьвнесены в новый свод законов. Речь в этих петициях шла о ликвидации вгородах беломестных слобод. Дворяне упрекали правительство в том, что онодопускало переход на посады помещечьих крестьян, утверждая, будто ранеетакого порядка не было «и мятежу такова и междоусобия не бывало ж». Дворяневидели зло в притоке на посады крепостных крестьян. Представители посадовсо своей стороны жаловались, что беломестные слободы вносят смятение вторги и промыслы, отягощают положение тех, кто со своих занятий вынужденплатить налоги, тогда как беломестные тягла не тянут. В пункте о судьбебеломестных дворов требования дворянства и посадов совпадали, и этовозымело действие. Представители дворянства и городов усиленно добивались такжесекуляризации (обращение церковной и монастырской собственности всобственность светскую) церковных земель. За счет конфискуемого церковногоземельного фонда рекомендовалось обеспечить дворянскую мелкоту. Ноцентральная власть затормозила решение этого вопроса, не считая возможным внапряженной обстановке тех дней ущемлять интересы церкви. Ей уже былнанесен ощутимый урон отпиской тягло-беломестных городских слобод.Дворянство же было удовлетворено щедрым денежным жалованием. Получилидвойной денежный оклад стрельцы. Кроме того, в процессе подготовки«Уложения» издаются царские указы о разрешении обмена поместий на «кормовыеденьги», детям боярским «украинных» городов дозволено раздавать во владение«порозжие» земли и «из диких поль». В интересах широких слоев дворянстваиздается указ о раздаче оброчных земель, с которых в казну поступает оброкне более 3 руб. в год. Им даже обещано преимущество перед крупнымипомещиками, они получают земли в первую очередь - правительство стремитсяукрепить и расширить свою социальную опору. «Уложение» было утверждено Земским собором 29 января 1649 г. Оноотвечало интересам прежде всего дворянства и верхушки торгово-промышленногонаселения посадов. Новый закон в оперативном порядке был напечатан иразослан по стране. Новое законодательство не разрешало, да и не могло разрешить социальныепроблемы. Введение крепостного права предельно обострило противоречия вобществе и таило в себе источник грозных стихийных движений народа. Вместес тем, удовлетворение основных требований дворянства и городской верхушкипозволило царю и его окружению как-то сгладить ситуацию. Выборные люди прослушали и одобрили проект свода, составленныйправительственной комиссией; к нему было добавлено около 60 статей,составленных вновь на основании челобитий, поданных выборными. После этогоУложение было подписано членами боярской думы и выборными людьми. В 1653 г.был созван земский собор для решения вопроса о принятии гетмана БогданаХмельницкого с войском «под высокую государеву руку» и о войне с Польшей.Собор высказался за войну и за принятие в подданство казаков «дляправославные христианские веры». Таким образом, в этот период соборысобираются сравнительно редко, но по большим вопросам политики—внутренней(составление Уложения, восстание в Пскове) и внешней (русско-польские, ирусско-крымские отношения, присоединение Украины, вопрос об Азове). В этотпериод активизируются выступления сословных групп, предъявляющих требованияправительству, помимо соборов, также через челобитные.6) После 1653 до 1684Время затухания соборов (небольшой взлет был в 80-х годах). С 1654 до 1667г. все силы и все внимание правительства и общества были поглощены внешнимивойнами. Во время войны и после нее правительство созывало несколько разсовещания представителей служилого или торгового класса особо дляобсуждения некоторых частных вопросов, но оно уже не созывало большеземских соборов полного состава. После 1653 г. царское правительство предпочитает созывать не соборы, асовещания с представителями отдельных сословий. Даже критические условиязавершающего периода провалившейся денежной реформы (1660-1663 гг.) неповлекли за собой нового Земского собора. Последующие Земские соборы начала80-х годов свидетельствуют о затухании этих сословно-представительныхучреждений. Но это не мешает царизму сохранять некое подобие сословно-представительного начала в отношениях Украины с Россией. Во времягетманства Д. Многогрешного не раз ставился вопрос, чтобы в Москву дляпереговоров приезжали не только представители казацкой старшины идуховенства, но также от «служилого и мещанского чину и от поселян». В 1684 году состоялся созыв и роспуск земского собора о вечном мире сПольшей. Тем самым и закончилась история земских собраний, созывавшихся напротяжении более ста лет. Из представленного обзора видим, что значение и характер земскихсоборов в Московском государстве были различны в разные эпохи. Большинствособоров носило лишь совещательный и осведомительный характер; выборные людиизлагали правительству свои «нужи и всякие недостатки» и затемпредоставляли решение вопроса царю. В начале царствования Михаила Земскиесоборы, по существу, превратились в орган распорядительной власти, вкотором большую, даже решающую роль играли представители дворянства ипосадских людей. Соборы принимали решение о введении новых налогов, безкоторых слабое правительство Михаила не могло бы восстановить военную силуи административную организацию государства. «Уложенный» собор 1648—1649 гг.имел законодательный характер. Наконец, избирательные соборы 1598 и 1613гг. имели учредительный характер и олицетворяли верховную власть вгосударстве. В эпоху Смутного времени и непосредственно после негодеятельность земских соборов сыграла весьма важную роль в делевосстановления разрушенного Смутой «великого Российского царствия» и былаих крупной исторической заслугой. С усилением государственной власти во 2-й половине XVII в., с ростомбюрократизации управления и с ослаблением земского самоуправления на местахземские соборы приходят в упадок. Какие же вопросы рассматривались на земских собраниях? Если присмотреться к вопросам, которыми занимались соборы, созывавшиесяцерковной властью, то, прежде всего надо выделить из них четыре, которыеутвердили проведение крупных государственных реформ: судебных,административных, финансовых и военных. Это соборы 1549, 1619, 1648, 1681-82 годов. Таким образом, история земских соборов тесно связана с общейполитической историей страны. Приведенные даты падают на узловые моменты вее жизни: реформы Ивана Грозного, реставрация государственного аппаратапосле гражданской войны начала XVII века, создание Соборного уложения,подготовка петровских преобразований. Судьбам политического устройствастраны были посвящены, к примеру, и совещания сословий в 1565 году, когдаГрозный уехал в Александрову слободу, и приговор, вынесенный земскимсобранием 30 июня 1611 года в «безгосударное время». Наиболее часто на соборах рассматривались вопросы внешней политики иналоговой системы (по преимуществу в связи с военными нуждами). Такимобразом, через обсуждения на заседаниях соборов проходили крупнейшиепроблемы, стоявшие перед Российским государством. Состав представительства на земских соборах и правила их проведения В состав земских соборов входили три элемента: «освященный собор» изпредставителей высшего духовенства, боярская дума и представители служилогои посадского классов Московского государства (обыкновенно около 300—400человек). В XVI веке в качестве представителей от населения приглашались неспециально избранные депутаты, но преимущественно должностные лица,стоявшие во главе местных дворянских и посадских обществ. Принимая то илииное решение, члены собора обязывались в то же время быть ответственнымиисполнителями этого решения. В эпоху Смутного времени соборноепредставительство могло быть, конечно, только выборным, и при новойдинастии главным элементом на соборе являются те «добрые, разумные ипостоятельные люди», которых выберет земля. «Вообще состав собора был оченьизменчив, лишен твердой, устойчивой организации» (Ключевский). Постояннымиэлементами соборного представительства были представители служилого ипосадского населения (в разном числе и в разных комбинациях). Свободноесеверное крестьянство, которое образовало с посадскими людьми общие«всеуездные миры», было также представлено на соборах, но голос массывладельческих крестьян там не был слышен... В XVI веке высшее московскоекупечество, нося общее звание гостей, разделялось на два разряда—на сурожани суконников. В XVII веке гости составляли особый первый разряд, или чин, всоставе высшего купечества, которое делилось еще на две сотни—гостиную исуконную. Нередко гости также обозначались по именам местностей, где имелипостоянное место жительство или недвижимое имущество, хотя они всечислились уже в составе высшего столичного купечества. Таким образом,высшее московское купечество было, если можно так выразиться, финансовымштабом правительства, составленным из сосредоточенных в столице местныхкапиталистов, руководивших областными рынками и торгово-промышленнымимирами. Обычным порядком совещаний на земских соборах было обсуждение вопросапо «чинам» и по группам. Правительство обращалось к выборным людям спредложением: ...«и всяких чинов служилым и жилецким людям помыслить о томнакрепко, и государю царю... мысль свою объявити на письме, чтоб емугосударю про то про все было известно» (Азовский собор 1642 г.). Обсудиввопрос, выборные люди подавали по группам свои письменные мнения (такназываемые «сказки»). Земские соборы в России как орган сословного представительства не стализаконодательным учреждением в полном смысле слова. Лишь иногда Земскийсобор составлял приговор, который имел силу закона, и только в том случае,если в его работе принимала участие Боярская дума во главе с царем. Земскиесоборы имели очень большое значение в истории России, этим и объясняетсятот факт, что их изучению посвящено огромное количество работ различныхученых - историков. Создание земских соборов было большим шагом всовершенствовании государственной системы управления и стало ключевыммоментом в развитии нашей страны как демократического государства. Список использованной литературы1. Черепнин Л.В. Земские соборы русского государства в XVI-XVII веках. М., 19722. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Ставрополь, 19933. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. М., 19974. Ключевский В.О. сочинения в 9 томах. Том 8. Статьи. М., 1990




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Сословно-представительная монархия в России в XVII веке iconСословно-представительная монархия в России в XVII веке
Включали членов Освященного собора (архиепископы, епископы и др во главе с митрополитом, с 1589—с патриархом), Боярской думы, «государева...
Сословно-представительная монархия в России в XVII веке iconВопросы к экзамену. Причины и этапы закрепощения крестьян (конец XV середина XVII в.)
Реформы 50-х гг. XVI в. Сословно-представительная монархия в России: понятие, хронологические рамки, сущность, историография
Сословно-представительная монархия в России в XVII веке iconСословно-представительная монархия в России

Сословно-представительная монархия в России в XVII веке iconСословно-представительная монархия в России

Сословно-представительная монархия в России в XVII веке iconВопросы к экзамену по дисциплине «История России»
Реформы 50-х гг. XVI в. Сословно-представительная монархия в России: понятие, хронологические рамки, сущность, историография
Сословно-представительная монархия в России в XVII веке iconСословно-представительная монархия во Франции

Сословно-представительная монархия в России в XVII веке iconСословно-представительная монархия во Франции
Изучение именно французского варианта дает возможность для типологического анализа сословной монархии, так как многие стороны феодальной...
Сословно-представительная монархия в России в XVII веке iconАбсолютная монархия в россии содержание
Отмирание сословно-представительных учреждений и вызревание предпосылок абсолютизма
Сословно-представительная монархия в России в XVII веке iconСодержание курса литература XVII века I. XVII
Европы в XVII веке. Формирование науки в XVII веке как формы общественного сознания. Философская мысль (учения Ф. Бэкона, Б. Паскаля,...
Сословно-представительная монархия в России в XVII веке iconУрок по теме «Россия в XVII веке». Используемый умк
Программа: История России XVII-XVIII в в. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина – М., «Просвещение», 2009
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы