Становление и формирование научных знаний в России в XVIII столетии icon

Становление и формирование научных знаний в России в XVIII столетии



НазваниеСтановление и формирование научных знаний в России в XVIII столетии
Дата конвертации04.07.2012
Размер91.42 Kb.
ТипРеферат
Становление и формирование научных знаний в России в XVIII столетии


Московский Государственный Технический Университет имени Н.Э.Баумана Реферат по культурологии. Тема: “Становление и формирование научных знаний в России в XVIII столетии”. Расстрыгин В.А. Курс I Группа ПИУ1-21 Калининград, 1995 г.В представлении современников-иностранцев Россия в научном отношении еще ив начале XVIII века “как бы новина, которую хотят распахать”. Так считалкрупный ученый Лейбниц. Так же думали о допетровском времени и в самойРоссии. Однако, Лейбниц судил о России понаслышке. Знали нашу страну в Европеплохо. Русский врач П.Постников, служивший за границей, с досадой писал вначале XVIII века из Франции, что французы представляют Москву чуть ли нена “раю света”, “и дъявол их знает, что говорят. Едва слышать Москву нашу,чают, что она с Индиями граничит.” А Постников общался с дипломатическими,придворными кругами, т.е. с верхушкой французского общества. Мнение Феофана Прокоповича и Ломоносова о малокультурности, чуть лине дикости России, было характерно для людей XVIII века. Такоепредставление поднимало в собственных глазах и позволяло строить похвальные“слова” и оды на яркой антитезе старой и новой России. Феофан утверждал, что в России до Петра не было никакихматематических “орудий”, даже циркулей. Но известно и другое. Всего черезнесколько лет после изобретения астрономической зрительной трубы былаприобретена у московского гостя Смывалова для царя Михаила Федоровича“трубочка, что дальнее, а в нее смотря, видитца блиско”. А в середине XVIIв. зрительные трубы можно было купить не только в Москве, но и вАрхангельске и в Холмогорах. Интерес к астрономии возник у многих. Известенодин из любителей астрономии — архиепископ холмогорский Афанасий (1641-1702гг.). У него в библиотеке были книги по астрономии, он регулярно веластрономические наблюдения через “трубки окозрительные”. Или вот еще свидетельство осознанного государственного интереса кастрономии и географии. Михаил Федорович обращался в 1639 г. к ученому ипутешественнику А.Олеарию с предложением поступить на русскую службу:“Ведомо нам учинилось, что ты гораздо научен и навычен в астроломии игеографус и небесного бегу и землемерию, и иным многим мастерствам имудростям; а нам, великому государю, таков мастер годен”. Фактов, доказывающих, что Россия отнюдь не была дикой страной, что вней распространялись знания, появлялось все больше образованных,интересующихся наукой людей, можно привести немало. Однако, значительноеотставание научных знаний в России от передовой науки неоспоримо. Одним из серьезнейших препятствий на пути распространения научныхистин была церковь. Препятствовали развитию науки стародавние обычаи исуеверия, за которые еще держалась немалая часть населения страны. Научные знания носили во времена средневековья, как правило,узкопрактический характер.
Так, изучение свойств различных растений былосвязано с применением их в народной медицине, географические иастрономические знания были необходимы для купцов, проникавших со своимитоварами во все более отдаленные области страны и в зарубежные страны, ит.п. Такой узкий практицизм, отсутствие теоретической постановкиестественно научных проблем ограничивали кругозор и тоже тормозили развитиенаучных знаний. Словом, препятствий на пути развития науки было множество. Но вемсколь-нибудь наблюдательным и дальновидным людям становилась все болееочевидной опасность отсталости России в научном и техническом отношении. Развитие науки — процесс сложный, требующий и соответствующейматериально-технической базы, и людей, которые могут и хотят заниматьсянаукой, и общественной Среды, способной проявить понимание и оказатьподдержку научным изысканиям. В условиях феодально-крепостнического строябыстрых изменений произойти не могло, даже когда созревала настоятельнаяпотребность в научных знаниях и эта потребность была осознана вправительственных кругах. Главные усилия направлялись на развитие военного дела, фортификации,овладение астрономическими знаниями, необходимыми для мореходства, напоиски полезных ископаемых, новых речных и морских путей, картографированиестраны и т.д. Систематическое научное исследование природных условий страны,организованное государством, началось уже при Петре I. Изучение природных условий и картографирование в целом взаимосвязаны,поэтому, начиная с первой четверти XVIII в. государство организуетэкспедиции в различные районы страны, в частности с целью ихкартографирования. Русские рудознатцы разыскали немало различных полезных ископаемых.Развитие промышленности, резко возросшие потребности армии и флота вызвалинеобходимость расширить и сделать более целенаправленными эти поиски. На Урале на реках Тагил и Нейва было найдено “самое доброе” железо.Это позволило в первые же годы XVIII в. создать на Урале промышленность,поставлявшую русской армии первоклассную артиллерию. Шла разведка богатств и европейского центра страны, бассейна Печоры,Якутии и других районов. На первых порах все, что выходило за рамки непосрественнойполезности, отвергалось или, по крайней мере, считалось второстепенным.Переводились и печатались книги, посвященные практическим, в первую очередьтехническим, вопросам. Школьное обучение носило в это время большей частьюузкопрактический, профессиональный характер. Первостепенную ролю играло усвоение передового технического опыта инаучных достижений европейских стран: посылали за границу своих людей иученых, приглашали иностранных ремесленников, инженеров, ученых. Теоретической разработки научных проблем не велось вплоть дооснования академии наук в 1725 г. “В истории мировой культуры в пршлых веках нельзя указать другойпример столь же быстрого и эффективного выращивания науки, как это было вРоссии в первой половине XVIII в. через посредство Петербургской Академии”— писал С.И.Вавилов. Масль о необходимости создания Академии наук в Россиивысказывалась в 10-х годах XVIII в. не раз и русскими “прожекторами”(Ф.Салтыковым, например), и иностранными учеными (Лейбницем и др.). Втечение нескольких лет этот вопрос обсуждался с различных сторон.Определялись и уточнялись цели и задачи академии, изучался опыт иностранныхакадемий (в особенности французской, почетным членом которой с 1717 г. былПетр I). Некоторые подразумевали под академией учебное заведение, другиевидели в ней общество ученых, разрабатывающих научные проблемы. Россия действительно нуждалась в научном центре, который мог быобобщать данные интенсивно проводившегося изучения страны. Необходимо былотакже научное учреждение, которое организовало бы перевод научно-технической литературы. Кроме того, вставали задачи, сформулированные в1724 г. Петром I: “Во Академии, которая имеет быть, мастерствам чтоб учитьвсех мастерств…” Под мастерствами или “художествами” понимались механика,живопись, скульптура, архитектура, геометрия, оптика и т.д., “кроме мелких,как сапожное и портное и протчее тому подобное”. Создание Академии наук должно было наглядно показать миру, что Россия— лтнюдь не варварская страна, что в ней ценят и развивают науку, суважением относятся к ученым. В результате всех размышлений и обсуждений в начале 20-х годовсформировалась мысль создать оригинальное учреждение, так как “…невозможно,чтоб здесь следовать в протчих государствах принятому образу, но надлежитсмотреть на состояние здешнего государства…”. Оригинальность заключалась втом, чтобы Академия одновременно выполняла функции научные и учебные, т.е.была бы и собственно Академией, и университетом, и гимназией. Итак, на Академию возлагались большие задачи и большие надежды. В 1725 г. в Россию начали съезжатся приглашенные иностранные ученые.В августе этого года состоялись первые конференции. В числе первых академиков нашей Академии оказались крупные ученыетого времени. Долгие годы в ней работал крупнейший математик XVIII в.Леонард Эйлер (1707-1783 гг.). Наконец, именно в Академии наук развернуласьдеятельность Михаила Васильевича Ломоносова.[pic] Ломоносовский период — ярчайшая сираница в истории ПетербургскойАкадемии наук. М.В.Ломоносов Это был период борьбы за научное мировоззрение. Кризис средневековогомировоззрения, начавшийся в России в XVII в., а в передовых европейскихстранах в эпоху Возрождения, не привел немедленно к полной победе нового,рационалистического объяснения природных явлений. Средневековье отрицалоисследование природы, поиск причин и закономерностей — все объяснялосьбожественным провидением. Чтобы освободить человеческий разум от средневековых религиозныхоков, нужно было все объяснить с позиций разума, проникнуть в глубьявлений, т.е., как писал Ломоносов, “сыскать причины видимых свойств, втелах на поверхности происходящих, от внутреннего их сложения”. Для этоготребовалось время и колоссальное напряжение сил. Жгучая потребность истремление все исследовать и объяснить рационалистически и делало ученыхмасштаба Ломоносова энциклопедистами. Действительно, нет,кажется, такойобласти тогдашней науки, которой бы не занимался Ломоносов. “Ломоносовобнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сейдуши, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог,художник и стихотворец, он все испытал и все проик…”1 Борьбу с пережиткамисредневекового мировоззрения, с его защитниками в лице церковных властей,Ломоносов вел вполне сознательно и открыто. Сломить антинаучную реакцию втех условиях было нелегко, и Ломоносов добивался по крайней мере, чтобыневежды не могли “ругать наук в проповедях”. Нужно оговориться, что Ломоносов, подобно большенствуестествоиспытателей того времени, не был атеистом. Наука XVIII в. все ещеглубоко увязает в теологии, так как в качестве последней причины повсюдуищет и находит “толчок извне, необъяснимый из самой природы”. Этопротиворечило стремлению все объяснить рационалистически, но таким было этовремя — оно полно противоречий. Везде искали рационалистических причин, ноостанавливались — перед первым толчком. Известно, сколько энергии отдавал Ломоносов распространению науки,основанию Московского университета, проблемам “сохранения и размноженияроссийского народа” — просветительству в самом высоком смысле этого слова. О методах научных исследований Ломоносова дают понятие отзывы о егоработах Л.Эйлера. Эйлер отмечает, что Ломоносов выбирает для исследованияактуальные проблемы, не останавливаясь при этом перед трудностями: ”…Онпишет о материях физических и химических весьма нужных, которые поныне незнали и истолковать не могли самые остроумные люди…” Эйлер говорит обостроумии научных гипотез Ломоносова, о смелости его теоретической мысли,не замыкающейся в эмпиризме. Гипотезы Ломоносова не беспочвенны, они“правдоподобны”, т.е. основаны на понимании законов природы. Количество выполненных Ломоносовым исследований, широта охвата имразличных наук и научных проблем поразительны. Ломоносов был в силахсделать еще больше, а сделанное им могло бы оказать несравненно большеевлияние на развитие науки. Но слишком много было препятствий, обусловленныхв конечном счете, феодально-крепостническим строем, засилиембюрократических методов руководства наукой. Ряд важнейших трудов Ломоносовабыл впервые издан только в XX веке. Ломоносов разрабатывал в той или иной степени почти все отраслитогдашней науки. Другие ученые, работавшие тогда в России, не были такэнциклопедичны, но и они трудились над разработкой важных теоретических ипрактических проблем. Одной из важнейших задач русской науки продолжало оставатьсявсестороннее изучение природных условий страны, населяющих ее народов,путей сообщения и в том числе исследование Великого Северного морскогопути. Для изучения страны снаряжались многочисленные экспедиции.Крупнейшими исследовательскими предприятиями в XVIII в. были первая (1725-1730 гг.) и особенно вторая (1733-1743 гг.) Камчатские экспедиции во главес капитан-командором Витусом Берингом (1681-1741 гг.). Экспедиции должныбыли дать ответ на вопрос, издавна волновавший правительства, купцов иученых многих стран: соединяется ли Азия на северовостоке с Америкой илинет? Результаты камчатских экспедиций (главным образом второй, которуюзаслуженно называют Великой Северной экспедицией) — практические и научные— были грандиозны. Был открыт пролив, названный по имени начальникаэкспедиции Беринговым, открыта северо-западная Америка, всестороннеисследована Камчатка иприлегающие районы. В последующие годы экспедициитакого размаха не проводились. Благодаря трудам российских ученых, таких как Крашенинников, Гмелин,Паллас, Озерецковский, Зуев, получили значительное развитие география,ботаника, зоология, минералогия. Это способствовало развитиюпромышленности, сельского хозяйства, сельского хозяйства, промыслов, путейсообщения и т.д. В свою очередь развитие промышленности и других отраслей народногохозяйства стимулировало научную и техническую мысль. Это находило выражениев многочисленных изобретениях и усовершенствованиях машин, станков,инструментов, в создании технической литературы. Широко известны именавыдающихся изобретателей XVIII в.: А.Нартова, И.Ползунова, И.Кулибина,Фроловых и многих других. Научная и техническая мысль русских людей напряженно работала. Однаконаука в те времена оказывала на производственную и хозяйственную жизньгораздо меньшее влияние, чем могла бы. Причина этого — в крепостническомстрое, все более тормозившем развитие как производства, так и науки. Русская наука сделала к концу XVIII века большой шаг вперед.Развиваются не только естественные науки, но и гуманитарные. И все же, какни велики были успехи, как ни значительны достижения, Россия продолжалаотставать от передовых стран. Особенно это казсается внедрения достиженийнаучной мысли в производство. Много было препятствий на путираспространения передовых научных взглядов. Запрещалось или задерживалось издание книг, противоречащих учениюцеркви, их содержание подвергалось жесткой цензуре. В Московскомуниверситете шла острая борьба между передовой научной мыслью иреакционной. Помощь реакционерам охотно и деятельно оказывал Синод. И в заключение несколько слов об исторической науке. К концу XVII в.летописная форма изложения исторического материала изжила себя. Пересталоудовлетворять традиционное объяснение исторических событий и явлений божьейволей (провиденциализм). Возникла потребность найти земные причины сложныхи не всегда ронятных современникам событий, перемен, происшедших в XVII в.и особенно в начале XVIII в. Литература: 1. Б.И.Краснобаев. Очерки истории русской культуры XVIII в. М.,“Просвещение”, 1972 г.1 А.С.Пушкин. Полн.собр.соч., в 10-ти т., т. VII. М., 1985, стр. 28.




Похожие:

Становление и формирование научных знаний в России в XVIII столетии iconСтановление и формирование научных знаний в России в XVIII столетии
В представлении современников‑иностранцев Россия в научном отношении еще и в начале XVIII века “как бы новина, которую хотят распахать”....
Становление и формирование научных знаний в России в XVIII столетии iconВ XVIII столетии территория России значительно расширилась за счет включения в нее новых земель, особенно в южном и западном направлениях. Население страны к середине XVIII в составляло 18 млн
Население страны к середине XVIII в составляло 18 млн человек, а к концу века оно удвоилось и достигло 36 млн человек. Основную массу...
Становление и формирование научных знаний в России в XVIII столетии iconУрока истории в седьмом классе на тему: Россия в XVII столетии
Программа: История России XVII-XVIII в в. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина – М., «Просвещение», 2009
Становление и формирование научных знаний в России в XVIII столетии iconСтановление и развитие банковской системы в России в xviii-xixвв

Становление и формирование научных знаний в России в XVIII столетии iconЛекция 7 Российская империя в XVIII веке. Вопросы: Правление Петра I. Становление системы абсолютизма и светского государства в России
Правление Петра I. Становление системы абсолютизма и светского государства в России
Становление и формирование научных знаний в России в XVIII столетии iconРазвитие научных исследований в России в XVIII в
Естественно, всё это создавало предпосылки для развития отечественной науки, которая была просто необходима для поднятия военной...
Становление и формирование научных знаний в России в XVIII столетии iconРабочая программа дисциплины 050400. 68 М в. 10 История православной церкви в сибири в XVIII- 1 половине XIX вв
Целью изучения дисциплины является формирование системы знаний об истории распстранения православия в Сибири в xviii-1 половине XIX...
Становление и формирование научных знаний в России в XVIII столетии iconИнформационное письмо 7-я Международная научно-практическая конференция экономика, экология и общество россии в 21-м столетии
Институт «Международная Высшая Школа Управления» спбгпу проводят 17-19 мая 2005года 7-ю Международную научно-практическую конференцию...
Становление и формирование научных знаний в России в XVIII столетии iconУвеселительные сады и вокзалы в России до середины XIX века
Англии в середине XVII века. Так называлось небольшое поместье недалеко от Лондона, принадлежавшее Воксу де Броте, где устраивались...
Становление и формирование научных знаний в России в XVIII столетии iconОрганизация молодежных научных мероприятий, проводимых на территории России 2012
Фондом поддерживаются прошедшие по конкурсу проекты проведения в 2012 году молодежных научных мероприятий на территории России, в...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы