Тюркское влияние на этническую динамику русского народа icon

Тюркское влияние на этническую динамику русского народа



НазваниеТюркское влияние на этническую динамику русского народа
Дата конвертации04.07.2012
Размер223,46 Kb.
ТипРеферат
Тюркское влияние на этническую динамику русского народа


Обоснование. Тема «Тюркское влияние на этническую динамику русского народа» выбрананами неслучайно, т.к. монголо-татарское нашествие сыграло значительную рольв истории русского народа и оказало влияние на формирование этническойдинамики славян, а следовательно и русской культуры. Появлялись и исчезалиремесла, численность населения достаточно резко сократилась, упалкультурный уровень нации (впоследствии Россия отставала по культурному итехническому развитию от стран Европы), разрушение производительных сил,развитие местных культурных центров со спецификой монголо-татарскоговлияния. Основная тема рассматриваемого периода - борьба с монголо-татарами завыживание великорусской народности. Происходит ассимиляция тюркского этносасо славянами. Цель: - выявление форм влияния на формирование русского этноса; - выделение тюркского влияния как фактора русской культуры. Задачи: - оценка теоретической проработки проблемы; - выделение критериев и индикаторов исследуемого явления; - подведение итогов достижения цели исследования, оценка, заключение. Инструментарий: - Ключевский В.О. «Курс лекций». - Энциклопедический словарь. - «Современная зарубежная социология - теория культурного обмена». - Журнал «Социологические исследования». - Детская энциклопедия по истории. - Детская энциклопедия по искусству. - «Чингис-хан» Ян. - анализ документов; - сравнительный анализ культурных образцов; - методы источниковедения; - методы классификации. - «Монголы» - побеждающие. «Монголы» и «татары» - названия не 2-х разных народов, а два названияодного и того же народа. Только значительно позднее название «татары» сталоприменяться исключительно к тюркским народностям Восточной Европы. ПослеВозвышения Чингис-хана (Посланный небом), повелел назвать «монголами» всеподчиненные ему татарские племена Центральной Азии. Слово «татар» настолькодревнее, что сейчас уже трудно установить его первоначальное значение.Многие ученые доверяют объяснение из книги среднеазиатского писателя Х1 в.Махмуда Калигари: «татар» переводится как «чужак», «иноземец». Название«татары» сближали с греческим словом «татар» (ад),, а потому считали татарвыходцами из ада. Урус, орос, урусут - так монголы называли русских. Домашняя жизнь русских носила на себе отпечаток той религиозности,которая составляла основание всего просвещения их. Знатные и незнатные людиобоего пола были искренне набожны и благочестивы, почтительны к родителям ивообще ко всем старшим; усердно молились дома и в церкви, были глубокопреданы государю как власти, происходящей от Бога; любили отечество какстрану, заключавшую в себе все, что было дорого для них с детства. Татары не притесняли веры православной, несмотря на свою дикость, ониуважали ее: на духовенство русское они никогда не налагали дани, неподвергали его даже и переписи. К концу ХП - началу ХШ вв. Монголы занимали обширную территорию отБайкала и Амура на востоке до верховья Иртыша и Енисея на западе, отВеликой Китайской стены на юге до границ Южной Сибири на севере.Преобладающим занятием монголов было экстенсивное кочевое скотоводство, всеверных районах охота, земледелие и ремесла были развиты слабо.Монгольское общество переживало период разложения патриархальных отношений.В процессе становления государственности выделился слой знати (нойонов),рядовых воинов-дружинников (нукеров), простых кочевников (корачу). ДержаваЧингис-хана была поделена по десятеричному принципу. Десятки, сотни, тысячии «тумены» (тьмы) считались не только военными подразделениями, но иадминистративными единицами, могущими выставить определенное количествовоинов. Войско было сковано жесткой системой круговой поруки; за нарушениедисциплины, трусость в бою одного казнился десяток, десяти - сотню и т.д. Древнеславянское государство VI - IХ вв. Религиозные верования - язычество. В языческой традиции потусторонний, загробный мир очень близок кземному (устраивались праздники на могилах умерших родственников). Племена верят в духов. Береза, дуб, осина - выступали как определенный оберег (те украшения,которые делали из этих деревьев). Кольцо - типичный оберег, который существовал у славян. При рождении надетей надевали пояс - оберег. Дух, который материализован в какой либопредмет - фетишизм (был перенесен в быт крестьян в более позднее время).Чудотворные иконы, икона Божьей матери. Волхвы, кудесники - промежуточная стадия между будущими монахами,церковниками. Славянские божества. Наши предки получали от богов определенныедействия и поступки, т.е. они ориентировались на то, как поступают боги. Боги, в честь которых устраивали праздники: Даждь-бог - распределял богатство. Рода богиня-роженица. Макошь - богиня плодородия. С 988 г. - православие. Описание иерархии. князь (назначаемый при наличие ярлыка от монголо-татар), земские бояре, военно-торговые аристократы (вооруженное купечество, торговаяаристократия), служивое княжеское боярство-княжеская дружина, средняя прослойка - рядовые дружинники, боярство, низшая прослойка - городское и сельское простонародье (смерды, закупы), холопы (челядь) - рабы. Описание лингвистических структур: Письменность основывалась на славянском алфавите, составители азбукиКирилл и Мефодий вторая половина IX в. Существовали берестяные грамоты(Новгород). XIV в. - использование бумаги, а не пергамента., XV в. - скоропись. В летописях писались только согласные буквы.Ритуальные отправления. Самоубийцы не отпевались в церкви, их не хоронили на кладбище. Чтобыпопасть в рай человек должен был заслужить праведной жизнью, соблюдатьхристианские традиции, догматы церкви. Умерших естественной инеестественной смертью хоронили на кладбище. Существовал институт вдов. Вдовы (сокральная функция) окапывалипоселения от набегов, перед войной. С принятием христианства запрещено многоженство, семья должна состоятьиз мужа, жены и детей. Устойчивые образцы символы: старец, отец - чли старшее поколение. Земля-матушка, богатырь-русский воин, защитник отечества. Внешняя политика. Тесное сотрудничество с Византией. Заимствование русскими культурныхтрадиций из Византии, а так же религии. Принятие христианства сыграловажную роль в появлении сильного и независимого государства на ВостокеЕвропы. Ордынское иго. Попавшим под власть завоевателей, руским людям пришлось учиться жить вновых условиях, при новой государственной системе. Князьям и населениюбыло объявлено , что отныне высшим правителем Руси является главаМонгольской империи, а непосредственное управление осуществляет хан Бату.За ордынским ханом закрепилось название «царь». Каждое княжество считалосьтеперь в первую очередь «царевым улусам» (ханским владением) и лишь вовторую - «княжеской вотчиной» (т.е. наследственным владением князя). Всоответствии с порядками, принятыми в Монгольской империи, все князьяобязаны были явиться к Бату и получить от него ярлык - жалованную грамоту,которая подтверждала полномочия на управление княжеством. Вся территориязахваченной страны делились на тумены (или тьмы) - округа, способныевыставить в ополчение на случай войны по 10 тыс. Боеспособных мужчин. Народв туменах распределялся по тысячам, сотням, и десяткам. В Северо-ВосточнойРуси, где «старейшим» считался великий князь владимирский, завоевателиобразовали 15 туменов; в Южной Руси , которая находилась под формальнымглавенством великого князя киевского - 14 туменов. Страна облагаласьколоссальной данью - выходом . Кроме «выхода» существовали экстренныевыплаты - запросы. За выплатой дани следили монгольские наместники -баскаки. Два с половиной столетия ордынского ига не были сплошной полосойневзгод и лишений для русского народа. Воспринимая завоевание какнеизбежное временное зло, наши предки научились извлекать пользу из тесныхотношений с Ордой. Русские перенимали у татар некоторые боевые навыки,тактические приемы военных операций, кое-что перешло в Россию и изордынской экономики: всем известное слово «таможня» происходит от названияордынского налога «тамга» (торговая пошлина), да и само слово «деньги»пришло к нам в те годы с Востока. Кафтан башмак, колпак - эти и другиепредметы одежды вместе с их названиями были переняты у восточных соседей.На несколько столетий пережила Золотую Орду ямская служба на дорогахРоссии. Взаимному проникновению культур способствовали и смешанные браки.Нередко русские юноши - москвичи, новгородцы, рязанцы - женились нататарках. Слияния народов при этом не происходило, но таких русско-тюркскихсемей становилось все больше. Иногда действовал и политический расчет -ведь породниться с ордынской знатью или даже с самим ханом считалосьчрезвычайно престижным для княжеских родов. Позднее, после падения ЗолотойОрды, татарские вельможи стали переселяться в Россию и положили началомногим известным в нашей истории и культуре фамилиям. Предки Годуновых,Глинских, Тургеневых, Шереметевых, Шахматовых, Урусовых перешли вправославие, стали считаться российскими аристократами, и уже в XVШ в.Никто на считал их потомков татарской знатью. Обычаи монголов. Неуютно чувствовали себя русские визитеры в ханском кочевье. Всеприезжавшие к Бату должны были «очиститься» от дурных помыслов и враждебныхнамерений, да еще и обезвредить свои подарки и подношения от возможныхзаклятий, наговоров и отравы. Достигалось это с помощью обязательнойпроцедуры: князья и бояре по пристальными взглядами хмурых шаманов гуськомпроходили между двумя большими кострами. Огонь считался у монголоввместилищем божественных сил, охраняющих монгольский народ и егоправителей. Следом между кострами вели под узцы лошадей, запряженных вповозки с кладью. Шаманы хватали с повозок часть даров и швыряли в огонь -в жертву богам. Затем начинались вереницы войлочных и деревянных идолов,священных животных у стойл и коновязей. Всем им нужно было кланяться. Однаиз фигур символизировала Чингис-хана, духу которого русские посетителитакже обязаны были отвешивать поясной поклон. Золотая Орда. Во времена своего наивысшего могущества Золотая Орда простиралась отсибирской реки Обь на востоке до Дуная на западе и от заволжских лесов насевере до Азербайджана и Хорезма на юге. На этой огромной территорииобитали многие народы, говорившие в основном на тюркских языках. Общимназванием кочевых жителей Золотой Орды стало слово «татары». Кроме татарордынским ханам подчинялись башкиры и ханты, молдаване и волжские булгары,марийцы и мордва, удмурты и народы Северного Кавказа; вассальным владениемОрды стали русские земли. Первоначально Золотая Орда (Улус Джучи) входила всостав громадной Монгольской империи. Ханы Золотой Орды в первыедесятилетия ее существования считались подчиненными верховному хану вКаракоруме. Как русские князья ездили к ним за ярлыками, так и самиордынские правители получали в Монголии ярлык на право царствовать в УлусеДжучи. Однако со временем империя распалась на несколько враждующихгосударств- улусов. Хан Улуса Джучи Менгу-Тимур в 1266 г. Впервые приказалотчеканить на монетах свое имя вместо имени главного все монгольскогогосударя. С этого времени можно отсчитывать самостоятельное существованиеЗолотой Орды. Во главе западной части этого государства стоял хан изпотомков Бату, на востоке правили зависившие от него наследники Орду (братаБату). Русь непосредственно соприкасалась и контактировала с западнойполовиной Улуса Джучи. Сначала монголы организовали управление этойподвластной им территории в соответствии со своими привычными порядками.Завоеванные степи были распределены между братьями Бату и превратились вудельные владения. Удельные правители выставляли для ханского войскаопределенное количество вооруженных всадников и отчисляли в ханскую казнучасть податей, собираемых с населения удела. В XIV в Золотая Орда быларазделена на четыре большие провинции, которые тоже назывались улусами.Наместники этих провинций (улусбеки) являлись командирами больших армий иодновременно ведали всеми вопросами управления в подвластных районах. Всейордынской армией командовал военачальник - беклярибек. Он считался главойкочевой знати, и иногда его влияние могло превышать власть хана. Время отвремени могущество беклярибеков (Ногая, Мамая, Едигея) усиливалосьнастолько, что они назначали ханов по своему усмотрению. По мере развитиягос-го строя в З.О. усиливалось чиновничество. В этой части своей империимонголы взяли за образец администрацию мусульманских государств СреднейАзии. В соответствии с этими образцами при хане появился везир, которыйотвечал за все сферы невоенной жизни государства. Везир и возглавляемый имдиван (гос-ный совет) распоряжались налогами, финансами, торговлей. Именнов канцелярии дивана хранились девтери - податные списки, по которымвзимался «выход» (дань) с русских княжеств. Внешней политикой занималисьобычно хан со своими ближайшими советниками и беклярибек. Золотая Ордадолгое время была самым сильным гос-вом Восточной Европы, потому ототношений с ней зависели судьбы многих стран. С ханским двором пыталисьзавязать дружественные контакты европейские короли и Папы римские,византийские императоры и турецкие султаны. Огромная территория,многочисленное население, сильная центральная власть, большое войско,умелое использование торговых караванных путей, выколачивание дани изпокоренных народов - все это создавало мощь ордынской державы. Она крепла иусиливалась и в первой половине XIV в. пережила апогей своего могущества.Рассвет государственности и культуры Золотой Орды связан с именами хановУзбека (правил в 1312 - 1342 гг.) и его сына Джанибека (1342 - 1357 гг.).Важной мерой укрепления Золотой Орды стало ее обращение в ислам. Однакосами монголы в большинстве своем оставались язычникаими-шаманистами. Еслиже кто-то из высокопоставленных монгольских аристократов и начиналпоклоняться Христу или Аллаху, это ни кого не задевало и считалось часнымделом. К середине XIV в. в Золотой Орде существовало более ста городов.Ордынское правительство было заинтересовано в бесперебойном движениикараванов, в работе рынков, наполнении страны товарами, а казны - доходамиот торговых пошлин. Другие города были основаны самими монголами. Дело втом, что в Орде становилось все больше чиновников. Они не могли кочевать вслед за ханскими стойбищами. Работа над административными делами требоваласпокойной обстановки и места для хранения документов, а походные юрты неочень подходили для этого. Обычно для такого города выбирались местности,где хан или улусбек останавливались на зимовку. Именно таким образомпоявились обе столицы Золотой Орды - Сарай (слово «сарай» по - татарскиозначает «дворец»), основан при Бату, и Новый Сарай, который построилУзбек. Некоторые города, возникшие в ордынский период, до сих порсуществуют в России: Тула, Тюмень, Азов, Астрахань и др. При Узбеке иДжанибеке Золотой Орды переживали расцвет. Возведенные трудами сотен тысячневольников дворцы, мечети, карквон-сараи (постоялые и торговые дворы),богатые кварталы знати и купечества, все более многочисленные поселенияремесленников превращали их в сосредоточие экономической и культурнойжизни. Сарай и Новый Сарай принадлежали к числу крупнейших городов мира. ВXV в., когда Золотая Орда ослабла и распалась, на ее территории возниклонесколько самостоятельных государств. Самым важным из них для дальнейшейсудьбы татар оказались Казанское, Крымское, Астраханское и Сибирскоеханства. Все они имели приблизительно одинаковое устройство. Во главегосударства стоял хан из потомков Чингис-хана; подвластные ему землиделились на улусы под управлением знатных владетелей-мурз, которые собиралиподати (ясак) с зависимого населения.Славяне. Инкультурация: т.е. вхождение тюрского этноса в культуру славянскогоэтноса : - ассемиляция с тюрским этносом; - появление новых ремесел; - массовая миграция населения; - сокращение численности населения; - утрата ремесел; - в языке - заимствование новых слов; - становление русской государственности; - система «делегирования» правительства; - защита Запада от монголо-татар; - расовая дискриминация. Монголо-татары. - оседлый образ жизни; - ассимиляция со славянским этносом; - появление ремесел; - формирование государства (Золотая Орда); - контроль за всей сферой жизнедеятельности славянского этноса. Национольное самосознание в период монголо-татарского нашествия. Становление русского самосознания началось с древнейших времен ипродолжается по сей день. Оно заключается в любви к своей земле, в уважении к делам отцов и предков, в любви к работе и делу, в служении своемународу. Особенно на формы развития самосознания влияют трудные периоды вжизни народа. Для русских людей таким периодом стало монголо-татарское иго. У России было мощное государство равное всем другим народам - КиевскаяРусь. Но распри и междоусобицы разрушили это мощное государство. Тень варварства, омрачившая горизонт России скрыла от нас Европу в тосамое время, когда народ освобождался от рабства, города входили в теснуюсвязь между собой для взаимной защиты от внешних врагов, развивалосьмореплавание и торговля, возникали университеты, нравы смягчились,дворянство стыдилось разбоев, в людях зарождалось милосердие, великодушее,честь. Россия направила все свои силы на борьбу с татарами. Нашествие Батыя могло вообще загасить последнюю искру жизни великогонарода. От времен Василия Ярославовича до Иоанна Калиты, в государстве правилатолько сила. Грабили все кто только мог: не только чужие, но и свои, небыло безопасности «ни в пути ни дома». Выход из этого положения был один -прибегнуть к жестокости. Дмитрий установил смертную казнь, т.к. не видел другого способаустрашить преступников. Нет сомнения что жестокие казни ведут к ожесточениюсердец. Во времена правления Ярослава русский человек знал побои только вдраке, татарское иго ввело телесные наказания: за первую кражу -клеймили,за вину перед государством - секли кнутом. Россия видела много жестокости в разные исторические эпохи, но вовремена правления монголо-татарского ига мы видим черты княжеской инародной злобы; чувство угнетения, страх, ненависть, господствуя в душахлюдей производят мрачную суровость во нравах. И в то время, когдаЕвропейские народы двигались вперед - русские напрягали силы для того,чтобы не исчезнуть вообще. Но период монголо-татарского ига не только нанес ущерб Руси. Он и помогей собраться в единое мощное государство Московское. Да, татары разрушилигорода, забрали себе ремесленников и специалистов, просто забрали людей врабство. Но, они и не остались на нашей земле, а вернулись к себе, обложиврусских данью. А если бы пришли шведы, немцы. Они бы не ушли, и не было бы единогогосударства. И русские вообще перестали бы быть русскими. Татары не тронулии веры, и церковь сохранила русский дух. Татары приучили русских к необходимости единой сильной власти, заложивоснову Русской империи. В тоже время происходило деление на русских, украинцев и белорусов. Обогатила русских людей и торговля этого периода. Торгуя своимибогатствами с немцами, греками и др. русские их товары отдавали в орду, аиз орды доставались и восточные достижения, которые попадали к немцам и др. Так Русь приобретала свое важное геостатическое положение. Ордынское иго ввело у нас единую денежную единицу - серебро, т.к.монголы признавали только его. Нападения татар заставляло строить каменные, а не деревянныесооружения. Развивалась живопись, архитектура, песни, сказки, легенды,былины, т.е. развивался сам язык. Критерии и индикаторы влияния монголо-татарского нашествия на Русь. Возвышение роли Москвы. В период монголо-татарского ига Владимиро-Суздальская земля распаласьна мелкие княжества. В XIV в. Москва стала крупным феодальным центром. Причины возвышения Москвы: выгодное географическое положение, ее прикрывали от монголо-татарскоговторжения соседние княжества, труднопроходимые леса. Сюда устремился потокнаселения. Москва стала центром ремесла, сельскохозяйственного производстваи торговли. Москва оказалась узловым центром сухопутных и водных путей дляторговых и военных дел. Объединение земель вокруг Москвы. За три года (1301 - 1304 гг.) территория Московского княжества вырослапочти вдвое. После освобождения русской земли, Московское княжество включило в свойсостав земли, оставшиеся еще самостоятельными. В 1485 г. - Тверь, в 1489 г.- Смоленск, в 1521 г. - Рязанское княжество. Изменение структуры власти. Князь Московский - князь всея Руси. Иван Данилович (1325 - 1340 гг.) за подавление восстания в Твериполучил ярлык на великое княжение, который стал постоянно принадлежатьмосковским князьям. Иван Данилович укрепил союз с церковью, митрополит Петрпереехал в Москву. Верховная власть в Русском государстве принадлежала великому князю, ноон был ограничен Боярской Думой в принятии важнейших решений по вопросамзаконодательства, внешней политики и судопроизводства. Отсталость России в развитии. Монголо-татарское иго затормозило развитие русских земель на 200 слишним лет, что явилось причиной отставания их от Западной Европы. Былнанесен огромный ущерб экономической, политической и культурной жизни Руси.Русь беднела, т.к. значительная часть доходов уходила в виде дани Орде.Русские народы были разорены и частью уничтожены. Исчезали многие ремесла,что тормозило создание мелкотоварного производства. Монголо-татарское игоукрепило феодальную раздробленность. Ослабило связи между различнымичастями государства, нарушило политические и торговые отношения с другимистранами. Культурное развитие страны замедлилось. Потребовалось более 100 лет борьбы и труда народа, чтобы возродитьэкономическую жизнь. Летописание. Летопись продолжала оставаться в XIV - XV вв. ведущим жанром русскойлитературы. Со второй половины XIV в. московское летописание приобрелообщерусский характер и последовательно проводит идею преемственности властимосковских князей от великих князей киевских и владимирских, ведущей ролиМосквы объединительном процессе и сопротивлении ордынцам. Подъем народногосамосознания после Куликовской битвы отразился во всех сферах жизни иособенно в литературе и устном народном творчестве. Куликовской битве билипосвящены целый цикл летописных повестей и сказаний: «Сказание о Мамаевомпобоище» и поэма «Задонщина». В XIV - XV вв. формируется московская архитектурная школа. Уникальнымипамятниками архитектуры являются построенные в начале XV в. Собор Успения вЗвенигороде, храмы Троице-Сергиева, Саввико-Сторожевского и Андронниковамонастырей. Архитектор Аристотель Фиораванти - строительство Успенского собора вКремле, Архангельский собор и храм Иоанна Лествинина, Гранатовая палата. Расцвет русской живописи. Андрей Рублев - фрески Успенского сабора во Владимире и икона «Троица»,написанная в память Сергия Родонежского. Феофан Грек - фрески новгородской церкви Спаса. Дионисий - расписал храмы Пафнутьева-Боровского, Иосифа-Волокаламскогои Ферапонтова манастыря. Житийные иконы, посвященные русским митрополитамПетру и Алексею, Сергию Радонежскому, Дмитрию Прилутскому. Великий художник Древней Руси - Феофан Грек. Дата рождения Феофана - около первой половины XIV столетия. Феофаприбыл в Россию уже большим мастером. Летом 1378 г. он расписал в НовгородеСпасо-Преображенский собор на Ильине, Епифаний Премудрый, хорошо знавшийФеофана писал о нем «Преславный мудрец, философ дело хитрый, Феофан, родомгрек, книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец ...Умом обдумывает высокое и мудрое, чувствительными же очами разумными видитдоброту ...» (около 1415 г.). В Троицкой летописи говорится, что в МосквеФеофан расписал три церкви. Лишь в одной из них, в Благовещенском собореМосковского Кремля, можно теперь видеть ряд икон деисусного чина,исполненных мастером. Феофан в истории искусства. Феофан Грек обладал даром не только заинтересовать людей своимискусством. Он умел еще заставить современников самих показать свои силы.Одним словом Феофан, был прекрасным педагогом. Совсем другое мы видим в творчестве Андрея Рублева. Нельзя себевообразить более решительную противоположность, чем Феофан и Рублев. Если уФеофана человек не теряет свои достоинства и даже гордости, то Рублевразвивает в нем чувство ангельской любви. Это находит свое отражение и вколорите: у Феофана - насыщенном, у Рублева - мягком, и в манере держаться;у Феофана - в твердости характера, у Рублева - в покорности и послушании.Феофан был защитником линии прямой, Рублев всегда предпочитал линиюзакругленную. Можно сказать, что Рублев не стал бы Рублевым, если бы он не встетилсяс Феофаном, Феофан показал Рублеву, что в состоянии сотворить в искусствегений живописи. Феофан был в глазах Рублева тем светом, который помогал емувыразить свои чувства. Рублев в искусстве не редко брался за те же сюжеты, что и Феофан.Рублев умел в своей практике идти по стопам старшего. Но противополагаянайденное им Феофану, сказал в искусстве нечто свое. Сравним иконостасы Благовещенского собора в Москве и Успенского собораво Владимире. В одном случае - девять икон, во Владимире число их достигаетдвадцати пяти. Мы убедились, что у Рублева в ряде мотивов есть общее сФеофаном; в частности, рублевский Павел в Троицком соборе Загорска похож наПавла Феофана. Это не просто отзвук и не точная копия. Павел Рублева -просветленный, уверовавший. Рублев написал Накария Египетского в Успенском соборе Владимира так же,как и Феофан, но в нем суровость уступила место утонченности чувств, егонагота теряет свое действие, т.к. все его тело закрыто волосами. В спасе на Ильине «Троица» - это византийское видение, в котором триперсонажа собрали за столом и принимают участие в том, что знаменуетсовершенно новое звучание. Здесь и только здесь талантливый ученик итоварищ превзошел своего учителя. Может быть, «Преображение» Рублева из иконостаса Благовещенского соборабыло выполнено через несколько лет после «Преображения» Феофана. Светлое«Преображение» Рублева, проникнутое праздничным духом, могло явитьсяответом на «Преображение» Феофана с его темными тонами. Феофан был образцом безупречности для русских, пока не явился Рублев.Рублев стал совершенством потому, что знаменует новую высоту на Руси,общение с Феофаном означало напоминание о том, что в искусстве надоговорить не только правду, а еще надо быть подлинным художником. Русскоеискусство XIV в. знало много средних произведений. И вот появлениехудожника чародея, художника, владевшего редким даром раскрытия «добротыискусства» способно было поднять искусство. Поэтому Феофан был так отличенлетописью, как ни один русский мастер. Византийская живопись была всегда средством воспроизведения человека,конечно, в нем раскрывалось всегда божественное начало. Поскольку человексоединил в себе две природы - духовную и телесную, искусство так жеотражало его двоякость. Византийское искусство может быть величаво, дажебожественно, но при всем том плотское начало всегда выступает в нем. Оносурово, безрадостно, мрачно, ни когда не без мятежно, не наивно.Византийская икона отличается сумрачным колоритом, приглушенностью красок,даже при изображении праздников. Человеческие образы всегда серьезны истроги. Искусство Феофана может показаться однообразным. Ведь все его образыбыли созданы в усилии добиться совершенства в пределах одного образа.Феофан был в этом более похож на тех мастеров Греции, которые стремилисьнайти своего Зевса или своих героев Эллады. Вот почему его искусство можноназвать «странным и несказанным и ум превосходящим». Среди первых известных нам произведений Феофана в городе Новгороде мывидим образ Христа Пантократого, написанный в куполе храма СпасаПреображения на Ильине. Христа, окруженного ангелами и праотцами. Среди нихгордые величественные фигуры Мельхиседека, Ноя и Авеля. В Троицком пределе собора изображены столетние старцы на столбах,ушедшие в себя, простирающие руки перед собою, не видящие ни чего кромеТроицы. Написаны все эти фрески в золотом тоне. Свет как бы пронизываетфигуры, будто льется из ржавых оттенков одежды. Трудно понять и определитьзначение каждого представленного в приделе лица. На них лежит печать тоскии тревоги, особенно на мучительно искаженном лице Акакия. Подобные лица встречаются в античных Помпеях и Стабиях. Византийцыналожили на них свой отпечаток. Соотнося творчество Феофана с современнымему искусством Византии и Западной Европы, мы не находим такого высокогоубеждения в лицах, как у Феофана. На Западе в эти годы царил стиль«международной готики». Там даже в витражах не знали такого монументальноговыражения, которое есть во фресках Феофана. Искусство Феофана Грека меняет свой характер с переездом его в Москву.Можно подумать, что мастер увидел все в другом свете. ИконостасБлаговещенского собора Московского Кремля, который он создал всотрудничестве с русским мастером Прохором из Городца и Андреем Рублевым,явился тому свидетельством. В серии праздников и более всего в молящихся издеисуского ряда мы видим небесную иерархию, спокойно ожидающую прощения загрехи всего человечества. В иконостасе Благовещенского собора, в новгородском Спаса-Преображенском храме святых повторяется лишь фигура Иоанна Предтечи. Нафреске Иоанн изображен с высоко поднятой рукой и в короткой одежде. Виконостасе Благовещенского собора Иоанн Креститель покорно стоит с поникшейголовой в длиной милоте до пят. Торжественность, спокойствие, безмолвиехарактеризует всю деисусную группу святых. Недаром этот иконостас стал наРуси примером, образцом, которому подражали. Сходство архангела Гавриила из благовещенского иконостаса с ангелом,написанным Андреем Рублевым в иконе «Троица», тоже знаменито. Лица обоихангелов обрисованы схожим образом - они округлы. Таким образом Феофан Грекотошел от образа сурового ангела, представленного им в новгородской фреске.Этот факт тоже огромного значения. В связи с изменением художественных задач, в иконостасе фигурывыполнены не фресковой техникой, а иконописным письмом, что изменило весьего образный строй. Каждая фигура передана своим колоритом, имеетсвойственную лишь ей тональность. Фигуры вырисовываются четким силуэтом назолотом фоне. Свет выступает так, как в фигурах седых старцев в Новгороде,он проникает всюду и объемлет все. В его искусство вошли присущие русской иконописи красочность исветозарность. В его время никто не пользовался чисто живописнымикритериями оценки искусства. Но, говоря о Феофане Греке, все понимали, чтотакой красоты и чистоты форм не знали еще в Европе. Культура Руси IX - XIII вв. Культура Руси IX - XIII вв. отражает период перехода от племен к единойдревнерусской народности, от раннефеодального общества к феодальному, отединой Руси с центром в Киеве к раздробленности. В это время господствовалисначала языческие, а затем христианские представления. Накопленные знанияеще не обобщались, не получали научного объяснения. Развивалась самобытнаякультура Руси, на которую оказало влияние принятие христианства, культурныесвязи с Византией, Западной Европой, с Востоком. Образование было доступношироким слоям населения. Успешно развивалось ремесло, строительство. Уже вXI в. велось летописание, иконопись, внутреннее и наружное украшениехрамов. С XIII в. известны странствующие актеры - скоморохи. Народомсоздавались былины, сказания, песни, пословицы, поговорки, сказки,переходившие из поколения в поколение. Особенностью культуры Киевской Руси можно считать соединение славянскойязыческой культуры с византийской христианской. Еще в начале X в. на Русьпришла славянская письменность( созданная Кириллом и Мефодием. С XI в. донас дошли «Остромирово евангелие»( «Изборники»( «Слово о законе иблагодати» митрополита Иллариона. Нестор в начале XII в. завершиллетописный свод «Повесть временных лет». В домонгольской Руси периодараздробленности создавались местные центры летописания( написано «Слово ополку Игореве». В архитектуре господствовал храмовый византийский крестово-купольныйстиль (Софийские соборы в Киеве и Новгороде). Позже( период начавшейсяраздробленности возникли местные школы. Особое изящество у храма Покрова вНерли( Успенского и Дмитриевского соборов Владимира. В основномиспользовался романский стиль. Отстраивались центры самостоятельныхкняжеств. Искусство. Искусство Византии XIV в. дает нам очень сложную картину.Художественные памятники отличаются большим разнообразием. И эторазнообразие в искусстве объясняется различными тенденциями и влияниями(которые давали себя знать в работах художников. Во всяком случае, мозаики и фрески начала XIV в. дают самый надежныйкритерий для определения для понимания исканий Феофана. В работе над фреской Феофан Грек пользуется различными приемаминанесения краски. Прежде всего у него замечается противопоставление каждоголица святого( написанного тонкой кистью( и складок одежды( написанныхширокой кистью. Он стремится и архитектурные мотивы писать широкой кистью.Феофан передает складки ткани легко и беззаботно( шутя преодолеваяпрепятствия( справляясь с трудностями. Художник проявляет все своеискусство( когда затем поверх широких обобщенных плоскостей одежды наноситмелкие складки. Мы видим ткани( состоящие из треугольников и квадратов( тообразующие прямые линии( то ложащиеся ломающимися складками. Всякая формаэтих линий и геометрических фигур кажется осмысленной и рождается из самойткани( как правило( пятном. Одним из приемов Феофана( который выделяет его работы( состоит всвоеобразном решении проблемы времени. Многие головы святых изображенныеФеофаном( остро воспринимались его современниками( казалось( что эти образыво время их создания возникли в результате моментального творческоговдохновения. Фрески Феофана написаны так( что зритель дивится быстротойкисти. Сохранившихся до нашего времени работы художника подкупают нас издалисвоим общим контуром( хрупкими формами. Рассматривая вблизи( эти формы(оказывается распадаются на подробности( тщательно разработанные(разложенные на отдельные части. Феофан сумел сохранить в своих работах свежесть фресковой техники( дажевпечатление незаконченности. Это было новым явлением для древнерусскоймонументальной России. Новшеством было то( что Феофан Грек создавал в своихпроизведениях впечатление вспышки( движения( феерии( сияния света. Русь была под татарским владычеством 242 года. И этот период ее истории(особенно первые полтораста лет до победы Дмитрия Донского на Куликовомполе( которая значительно ослабила иго завоевателей и фактически прекратилаих вмешательство во внутренние дела страны) ознаменовался чрезвычайнотяжелыми материальными жертвами и полным упадком русской культуры( котораядотоле блестяще развивалась и опережала культуру западноевропейских стран.Привыкший к победам русский народ( попав под тяжелую пяту завоевателей(разумеется не смог испытывать к ним ни чего кроме ненависти( и в те годыкощунством показалась бы всякая попытка дать беспристрастную оценкунационального характера татар и особенностей их правления. Татарин мог бытьтолько «поганым» - диким( коварным( бесчеловечным( грабителем инасильником. И подобный образ его( далекий от истины( сделался традиционнымв нашей литературе и в представлении русских людей. А вместе с тем( есливзглянуть на дело без предвзятости( следует признать( что кромеотрицательных качеств татары обладали и многими положительными - и каклюди( и как правители. Прежде всего они отличались не превзойденнойчестностью( и в этом отношении влияние их на русский народ могло бытьтолько хорошим. Иго их было несомненно тяжелым( но( помимо всех принесенныхими бедствий( косвенно оказало Руси и большую услугу: из губившего странуудельного раздробления привело ее к единству( вызванному необходимостьюобщими силами свергнуть это иго. Список литературы. 1. Ключевский В.О. «Курс лекций». 2. Энциклопедический словарь. 3. «Современная зарубежная социология - теория культурного обмена». 4. Журнал «Социологические исследования». 5. Детская энциклопедия по истории. 6. Детская энциклопедия по искусству. 7. Ян «Ченгис-хан». 8. Гумилев «От Руси к России». 9. Осетров «Живая древняя Русь». 10. Карамзин «Об истории государства Российского». 11. Алпатов «Феофан Грек». МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Контрольная работа группы студентов III курса д/о факультета Социальной педагогики Кудряшовой Е. Мурашиной Е. Поспеловой А. Пениной Ю. Шведовой Л. Якуниной Ю. Тема: «Тюркское влияние на этническую динамику русского народа» Научный руководитель Климов А.Г., Троицкая Т.А. Москва 1997 г.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Тюркское влияние на этническую динамику русского народа iconТюркское влияние на этническую динамику русского народа
Россия отставала по культурному и техническому развитию от стран Европы, разрушение производительных сил, развитие местных культурных...
Тюркское влияние на этническую динамику русского народа iconВоспитание учащихся на традициях русского народа
Мною предпринята попытка восполнения этого пробела. Её результатом стала программа “История, традиции, культура и быт русского народа”,...
Тюркское влияние на этническую динамику русского народа iconБыт русского народа XVI -xvii веков
Чтобы понять истоки условий и причин, определяющих образ жизни, быт и культуру русского народа, необходимо рассмотреть общественно-политическую...
Тюркское влияние на этническую динамику русского народа iconНазвание работы
Даля является его сборник «Пословицы русского народа», во многих пословицах его правдиво и ярко запечатлена жизнь русского народа....
Тюркское влияние на этническую динамику русского народа iconВведение 3 значение принятия христианства для русской культуры 4
России. Культурное наследие русского народа формировалось в процессе становления и развития самосознания нации, постоянно обогащалось...
Тюркское влияние на этническую динамику русского народа iconУрок №. 23. Центральная Россия: особенности населения
России как регионе формирования русского народа. Расширить знания об обычаях, традициях русского народа. Дать знания о народных художественных...
Тюркское влияние на этническую динамику русского народа iconВлияние индивидуальных особенностей на динамику тренировки внимания

Тюркское влияние на этническую динамику русского народа iconКлассный час Традиции русского народа. Пасха
Баранова Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы моу цнинской сош №1
Тюркское влияние на этническую динамику русского народа iconОсвободительный характер войны 1812г. Мужество и героизм русского народа реферат по истории Отечества. Освободительный характер войны 1812 г. Мужество и героизм русского народа

Тюркское влияние на этническую динамику русского народа iconЗадание №10
Я начал своё ремесло с путешествия за сказками в край сегодняшнего Беломорского канала без всякой корысти. Тогда писатели брали больше...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы