Поэт и поэзия в обществе в творчестве Пушкина и Рылеева icon

Поэт и поэзия в обществе в творчестве Пушкина и Рылеева



НазваниеПоэт и поэзия в обществе в творчестве Пушкина и Рылеева
Дата конвертации04.07.2012
Размер252.21 Kb.
ТипРеферат
Поэт и поэзия в обществе в творчестве Пушкина и Рылеева


Поэт и поэзия в обществе в творчестве Пушкина и Рылеева Русская литература XIX века - бессмертное создание творческогогения русского народа, художественная история его жизни, ярчайшеевоплощение его свободолюбивых стремлений и чаяний, любви к родине,бесценный вклад в отечественную и мировую культуру. Литература XIX векапредставляла собой не единый поток, а процесс сложного взаимодействияактивно борющихся литературных направлений. В этой ожесточенной борьбеписателям охранительного лагеря противостоят писатели прогрессивнойидейности. Родоначальники новой русской литературы говорили о ее связи ссудьбой народной , сознавали ответственность русской литературы передродиной, высокое назначение писателя. Ее характерные черты - это народностьи патриотизм. В этих великих чертах развивалась вся прогрессивная русскаялитература. Наиболее передовые из прогрессивных писателей сознательноподчиняли свое творчество непосредственным задачам и целям освободительнойборьбы. «Святая правда - долг его» - так сказал о поэте К.Ф. Рылеев. Историческим событием, ускорившим социально-политическое развитиеРоссии и глубоко отразившимся в ее культурной и художественной жизни,явилась Отечественная война 1812 года. «Дети 1812 года» - так именовалисебя декабристы. В формировании национального и в особенности социальногосамосознания, несомненно, сыграло роль пребывание русских солдат и офицеровза границей, где они увидели иные общественные отношения. Дворянскиеофицеры, составлявшие основное ядро тайных декабристских обществ, испыталиогромное влияние демократических идей Европы во время наполеоновских войн.Первой тайной декабристской организацией стал «Союз спасения, или Обществоистинных и верных сынов Отечества». Он возник 9 февраля 1816 года ираспался осенью 1817года. В него входило около тридцати человек. Этаорганизация ставила своей целью ликвидацию крепостничества и установлениеконституционной монархии. Причина ее распада - бесконечные споры о способахдействия и признание «скудности» средств, находящихся в распоряжении «Союза...» для реализации своих намерений. Наиболее активные члены «Союзаспасения» создали новый устав и в 1818 году организовали «Союзблагоденствия», объединявший более двухсот человек. Его явная цель -распространение просвещения и благотворительности, а тайная - ликвидациякрепостничества и самодержавия. В феврале 1821 года на основе «Союзаблагоденствия» были созданы Северное и Южное общества. В Северном обществебыло два течения: монархическо-конституционное, руководимое Н. М.Муравьевым, и республиканское, возглавленное К. Ф. Рылеевым. С 1924 годаК.Ф. Рылеев был наиболее активным и авторитетнейшим деятелем Северногообщества. Выступая против самодержавия и крепостничества, декабристы выражалиинтересы не только передового дворянства, но и широких трудовых масс,крестьянства. Н. А. Бестужев писал: «До сих пор история писала только оцарях и героях...- нынешний только век понял, что сила государствасоставляется из народа» (7, с.93). Но, поставив общенародные задачи,декабристы избрали методом борьбы военный переворот, возглавляемый группойоппозиционного дворянства, опирающегося на лично ему преданные, специальноотобранные и подготовленные войска. Летом 1825 года выяснилось, что правительству стало известно осуществовании тайной организации. Предупреждая его действия, руководителиЮжного общества решили выступить в начале 1826 года, много ранеезадуманного срока, сообщив свой план Северному обществу. Но внезапнаясмерть императора нарушила и этот слишком ранний срок. Северное обществонаметило днем выступления дату «переприсяги» - 14 декабря 1825 года. Вестьо поражении декабристов на Сенатской площади вскоре дошла до Южногообщества и явилась сигналом для его действий. Началось восстаниеЧерниговского полка под руководством С. И. Муравьева-Апостола, черезнесколько дней разгромленное. К следствию по делу декабристов было привлечено около шестисотчеловек. П. И. Пестеля, С. И. Муравьева-Апостола, М. П. Бестужева-Рюмина,П. Г. Каховского и К. Ф. Рылеева как самых активных участников приговорилик четвертованию, замененному повешением. Большинство других восставшихсослали в Сибирь на каторгу или поселение. Социально-политическая борьба первой четверти 19 века, обусловленнаянарастанием общественных противоречий после Отечественной войны 1812 года,нашла глубокое отражение в художественной литературе. «Социально-политический романтизм декабристов, естественно, породил и их романтизм вискусстве. В пору подготовки декабристского восстания гражданский,революционный романтизм - ведущее течение прогрессивной литературы» (5, с.18). Гражданские романтики входили в «Вольное общество любителей российскойсловесности», возникшее в 1816 году. С 1821 года «Вольное общество...»фактически выполняло функции самораспущенного «Союза благоденствия» повопросам литературы, просвещения, науки и превратилось в центр объединениянаиболее прогрессивных писателей. Гражданские романтики объединились в нелегальное литературно-политическое содружество «Зеленая лампа» (весна 1819 - осень 1820),негласное отделение «Союза благоденствия». Собрания «Зеленой лампы»происходили в доме Н. В. Всеволожского, друга А. С. Пушкина. Пушкин,посещавший эти собрания, писал, что в этом «приюте любви и вольных муз» закруглый стол «садилось милое равенство» и разгорались споры «насчет глупца,вельможи злого... Насчет небесного царя, А иногда насчет земного» («В. В.Энгельгардту»). На заседаниях, носивших характер дружеских встреч, читалисьдоклады по русской истории, велись откровенные беседы на общественные ифилософские темы. Здесь Пушкин и Дельвиг читали свои стихи. Члены «Зеленойлампы», не посвященные в замыслы «Союза благоденствия», не знали, чтодекабристское руководство общества ставило целью влиять на них в духеосвободительного движения. Но Пушкин ощущал это влияние и впоследствии всвоих стихах вспоминал красный якобинский колпак, в который облекалисьчлены «Зеленой лампы». Самым значительным из литературных изданий декабристов был альманах«Полярная звезда», выходивший в Петербурге в 1823 - 1825 годах. Егоорганизаторам - Рылееву и Бестужеву - удалось привлечь к участию в немвыдающихся писателей того времени: в разделе поэзии был напечатан рядстихотворений и отрывки из поэм Пушкина, произведения Кюхельбекера, басниКрылова.. «Осознавая высокую социально-нравственную роль литературы,декабристы особое внимание уделяли теме предназначения поэта -вдохновенного барда и пламенного социального трибуна, глашатая,провозвестника высоких истин и неутомимого борца за свободу. Поэт -гражданин, пророк, борец, он своими высокими стремлениями противостоитпорокам современности, его обязанность - поднимать мужество борцов.Определяющими темами гражданско-героических романтиков стали темы родины,ее истории, общественного долга, гражданского подвига, жертвенности во имянародного блага» (12, с. 8). Но участь «прозорливцев вдохновенных»трагична: дерзостно сдавила петля шею Рылеева, других морят морозом вбезнадежной ссылке, ничтожный любезник посылает пулю в священное человеликого художника Пушкина (В. Кюхельбекер. «Участь русских поэтов»). Итак, между освободительным движением и отечественной литературойс самого начала установилась тесная связь. Величественная борьба русскогонарода за свои человеческие права стала неиссякаемым источником,питательной почвой прогрессивной литературы. Русская литература оказалагромадное плодотворное влияние на духовное и нравственное развитие русскогообщества. Как отметил Герцен, она была трибуной, с которой раздавался голоспротеста против деспотизма и произвола, призыв к свободе, к борьбе за честьи достоинство человека. Русская литература и критика являлись органомобщественного самосознания. Русский писатель был учителем и наставникомподрастающих поколений. 20 ноября 1825 года, в преддверии трагических событий декабрьскоговосстания, в последнем письме к А.С. Пушкину К.Ф. Рылеев написал:«Справедливость должна быть основанием и действий и самых желаний наших...На тебя устремлены глаза России; тебя любят, тебе верят, тебе подражают.Будь Поэт и Гражданин». Для самого Кондратияй Федоровича Рылеева (1795-1826) понятия «Поэт»и «Гражданин» всегда были синонимами. Будущий декабрист с юных летвыделялся независимостью, смелым и непокорным духом, чувством товарищества,рано пробудившийсяпробудившейся склонностью к поэзии. Отечественная войнавоспламенила патриотизм Рылеева. В своих ранних стихотворениях онвосхищается мощью России, воспевает Кутузова. Объясняя матери причинусвоего ухода из военного сословия, Рылеев говорил: «...в наше время светуже утомился от военных подвигов и славы героев, приобретаемой не заблагородное дело помощи страждущему человечеству, но для его угнетения...нынче наступил век гражданского мужества, я чувствую, что мое призваниевыше, - я буду лить кровь свою, но за свободу отечества, за счастьесоотрочей, для исторжения из рук самовластья железного скипетра, дляприобретения прав угнетенному человечеству» (9, с.10). С 1823 года принятыйв состав Северного общества декабристов, он развернул широкую деятельность:принимал новых членов, ездил в Кронштадт и в Москву для организацииотделений общества. Вначале Рылеев стоял на позицияхконституциализмаконституционализма, но после встречи с Пестелем в 1824 годуРылеев осознал необходимость республиканского строя. Сразу после восстанияон был арестован, и заключен в Петропавловскую крепость. Он был одним изпяти казненных декабристов. . Продолжая вместе с другими поэтами-декабристами традиции,восходящие к Радищеву, Рылеев смотрит на искусство как на трибуну агитатораи на поэта как на бойца. Современники именно так воспринимали общуюнаправленность творчества Рылеева. «Единственная мысль, постоянная его идеябыла пробудить в душах своих соотечественниках чувствования любви котечеству, зажечь желание свободы»,- говорил о нем Н. Бестужев . (7, с.38). В стихотворном «Извинении перед Н. М. Т-вой» Рылеев уверяет: Не лира мне дана в удел угрюмым КронамКроном, А острый меч, чтобы ужасным быть врагу! Он и в дальнейшем настаивает на том, что он прежде всего гражданин.Рылеев ценил в своих произведениях их гражданственность, боевой характер,революционный дух. Отдавая плоды своих поэтических трудов на суд А. А.Бестужеву, он афористически определял свою роль в литературе,противопоставляя себя сторонникам «поэзии для немногих»: «Я не поэт, аГражданин» («А.А.Бестужеву», посвящение поэмы «Войнаровский»). Так понимаяназначение искусства, Рылеев считает, что художник должен отрешится от темузких и личных. Лишь то, что способствует счастью отечества, может статьпредметом вдохновения поэта. Любовная тематика чужда ему. В дни, когда«отчизна страждет», только тревоги боевые могут дать отраду борцу-поэту. В своих стихах Рылеев рисует образ истинного поэта. Каков же он?Это не жрец Аполлона, произносящий «бессвязные аккорды». Его обликопределяется эстетической программой «Союза Благоденствияблагоденствия».Это пламенный отчизнолюбец, вдохновенный трибун и неутомимый проповедникдобра, бесстрашный общественный борец, народный вождь. Его всегдашний удел- «борение с толпой совместников , врагов . Ии с предрассудками и завистьюдокучной» («Послание к Н. И. Гнедичу»). Подлинный поэт призван воспеватьвеликие «деяния предков» («Рогнеда»), славить героические подвиги во имяотечества, вызывающие восторг и трепет внуков («Гражданское мужество»).Истинный поэт – вещий провидец будущего («Боян»). Подлинный поэт спрезрением отвергает ложь и избирает лишения во имя истины. Исполненныйдостоинства и чести, готовый на любые муки, он с гордостью произносит:«Нет, нет! не уступлю за блага жизни сей, Ни добродетели, ни совести моей!»(«Путь к счастью»). Впервые гражданский патриотизм Рылеева проявился в егостихотворении «К вВременщику» (1820). Оно было направлено против временщикаАракчеева, царского любимца, организатора военных поселений. Вынося деспотичному фавориту[pic] беспощадное осуждение, поэт обращается ксамым резким эпитетам: «надменныенадменный», «подлый и коварный» временщик,«неистовый» тиран, «хитрый льстец», наконец – подлец. Но рядом с образом временщика в стихотворении возникает образПоэта, Гражданина, гордой, независимой личности. В стихотворении отчетливопроявляется гражданская позиция Рылеева - оценивать государственногодеятеля не по занимаемому им чину, а по той пользе, которую он принесОтечеству, по тому, что он сделал для народа: Когда во мне нет доблестей прямых, Что пользы в сане мне и почестях моих? Не сан, не род - одни достоинства почтенны; Сеян! и самые цари без них - презренны, И в Цицероне мной не консул - сам он чтим За то, что им спасен от Каталины Рим... Гражданское мужество Рылеева проявилось в его гневных словах,обращенных к тирану: О, как на лире я потщусь того прославить, Отечество мое кто от тебя избавит! Впечатление, произведенное сатирой «К временщику», было огромно.«Нельзя представить изумления, ужаса, даже, можно сказать, оцепенения,каким поражены были жители столицы при сих неслыханных звуках правды иукоризны, при сей борьбе младенца с великаном, - вспоминал Н.А. Бестужев.- Все думали, что кары грянут, истребят и дерзновенного поэта, и тех,которые внимали ему; но изображение было слишком верно, очень близко, чтобыобиженному вельможе осмелиться узнать себя в сатире. Он постыдился признатьявно, туча пронеслась мимо; оковы оцепенения пали, мало-помалу расторглись,и глухой шепот одобрения был наградою юного праведного стихотворца. Этобыл первый удар, нанесенный РылеевомРылеевым самовластью. Многие не видятнравственных последствий его сатиры, но она научила и наказала, что можноговорить истину, не опасаясь; можно судить о действиях власти и вызыватьсильных на суд народный» (7, с.12). Наиболее значительным из произведений Рылеева, в которых проявиласьгражданственность его поэтический позиции, является стихотворение«Гражданин», написанное в 1824 году, накануне восстания декабристов.Другое заглавие стихотворения, находящееся в некоторых списках, - «Кмолодому русскому поколению» -, определяет адресованность его. Этопроизведение - призыв к сердцу, разуму, совести молодых современниковпоэта. Это социально-политическая речь общественного трибуна, построеннаяна противопоставлении изнеженного, переродившегося племени с «хладноюдушой» и «хладным взором» гражданину с «кипящею душой». Оно направленопротив колеблющейся трусливой молодежи, безразличной к неизбежнонадвигающимся событиям. Рылеев считает, что истинный Гражданин не может втяжелое для страны время оставаться равнодушным к судьбе Отчизны: Я ль буду в роковое время Позорить гражданина сан И подражать тебе, изнеженное племя Переродившихся славян? Нет, неспособен я в объятьях сладострастья, В постыдной праздности влачить свой век младой И изнывать кипящею душой Под тяжким игом самовластья. Лирический герой гневно осуждает молодежь своего поколения, нежелающую постичь «предназначенье века», и уверяет, что: Они раскаются, когда народ, восстав, Застанет их в объятьях праздной неги, И, в бурном мятеже ища свободных прав, В них не найдёт ни Брута, ни Риеги. Стихотворение «Гражданин» - это поэтический манифест Рылеева, вкотором он определяет свою задачу поэта и гражданина - бороться «заугнетенную свободу человека». Это Стихотворение «Гражданин» – вершинное произведение декабристскойлирики. В этот периодНезадолго до восстания декабристов Рылеевзадумывает поэму о национально-освободительных восстаниях украинскогонарода в XVI и XVII веках под предводительством Наливайки и Палея. Втечение 1824-1825 годов в печати появляются отрывки из этих поэм, в одномиз которых - «Исповедь Наливайки» - были и ставшие особо знаменитымистроки: Известно мне: погибель ждет Того, кто первый восстает На утеснителей народа, - Судьба меня уж обрекла, Но где, скажи, когда была Без жертв искуплена свобода? Погибну я за край родной, - Я это чувствую, я знаю... И радостно, отец святой, Свой жребий я благословляю! «Когда Рылеев писал «Исповедь Наливайки», - рассказывает Н.А.Бестужев в «Воспоминании о Рылееве», - у него жил больной брат мой, МихаилБестужев. Однажды он сидел в своей комнате и читал, Рылеев работал вкабинете и оканчивал эти стихи. Дописав, он принес их брату и прочел.Пророческий дух отрывка невольно поразил Михаила. - Знаешь ли, - сказал он, - какое предсказанье написал ты самому себе и нам с тобою? Ты как будто хочешь указать на будущий свой жребий в этих стихах. - Неужели ты думаешь, что я сомневался хоть минуту в своем назначении, - сказал Рылеев. - Верь мне, что каждый день убеждает меня в необходимости моих действий, в будущей погибели, которою мы должны купить нашу первую попытку для свободы России, и вместе с тем в необходимости примера для пробуждения спящихй россиян». (7, с.27). А.И. Герцен в статье «Русский заговор 1825 года», приводя пересказаз заключительных строк «Исповеди Наливайки» и выделяя в них тему"«великого самопожертвования», пишет: «В этом весь Рылеев». Пафосом гражданственности проникнут и цикл исторических «Дум»,Рылеева , написанных в духе гражданско-героического романтизма в 1821 -1823 годах. В печатном предисловии поэт разъяснил их цель словами польскогописателя Ю.У. Немцевича: «напоминать юношеству о подвигах предков,знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь котечеству с первыми впечатлениями памяти». Исторический диапазон дум очень широк - от X до начала XIX века,от подвигов Олега Вещего до смерти Державина. Так была создана своеобразнаярусская история в стихах - ряд картин, восстанавливающих героические деламинувших веков. Поэт славит мужественность, проявленную в борьбе занациональную самостоятельность и независимость родины, за освобождениенарода от иноземного владычества. И вВ его думах воссоздаются образы Вадима(«Вадим»), Ольги («Ольга при могиле Игоря»), Дмитрия Донского («ДмитрийДонской»), Ермака («Ермак»), Сусанина («Иван Сусанин»), БогданаХмельницкого («Богдан Хмельницкий»), борцов против внутренних тиранов,попирающих права и свободы личности (: образы А. Курбского («Курбский»),иА. Волынского («Волынский»)), патриотов, ознаменовавших себя военнымиподвигами ради величия своего отечества: (образы Святослава («Святослав») иОлега («Олег Вещий»)). Обращаясь к прошлому, поэт хотел показать, что идеалы наиболеепрогрессивных людей его времени опираются на лучшие традиции народа в егобитвах за национальную независимость и свободу. Ради этой цели онсознательно пренебрегал исторической достоверностью и сознательнопреображал своих героев, наделяя их чертами своего времени. Воскреситьисторию, для того чтобы возбудить доблесть современников славными деламипредков - таково основное намерение Рылеева. В гражданско-патриотическом плане в ддумах истолкован Рылеевымпоэт Державин: он выступает в думе как гражданин, защитник «народных благ,везде гонимых оборона». Чрезвычайно удачно вводя в свое произведение цитатыиз Державина, Рылеев делает поэта героем-гражданином. Державину «неведомнизкий страх», «он на смерть с презрением взирает», и творческая задача его- зажигать «доблесть в молодых сердцах стихом праведным». Наиболее знаменитые среди дум Рылеева - «Смерть Ермака» и «ИванСусанин». Дума «Смерть Ермака» превратилась в народную песню. Оназахватывает целостностью могучего образа богатыря Ермака, грозно бушующейприроды, трагическим сюжетом и динамической его композиции. Эпитеты в этойдуме подчеркнуто -эмоциональны и гиперболичны: «громозвучная слава»,«ревущая буря», «буйная жизнь», «грозная дружина», «мощная рука», «кипящийИртыш». Легендарный Иван Сусанин приобрел у Рылеева историческуюконкретность как собирательный образ крестьянства, трудового народа,объятого любовью к отечеству. Сусанин гибнет здесь не как верноподданныймонарха, а как верный сын своего отечества. В жертвенном подвиге радисохранения царя он мыслит спасение родины, ее спокойствие, конецмеждоусобицы и интервенции. Его молитва за царя - молитва гражданина, а нераба. Проникновенно-торжествеенно он произносит: «Предателя, мнили, во мневы нашли: Их нет и не будет на Русской земли!». Высшее достижение политической эволюции Рылеева - это поэма«Войнаровский». Это произведение, воскресившее эпизоды изменническойполитики Мазепы, было подготовлено всей литературной практикой Рылеева, аего сюжет намечен в думах «Волынский», «Наталья Долгорукова», «Меньшиков вБерезове», в особенности в трагедии «Мазепа», замыслы которой поэтнабрасывал в 1822 году. Основная тема поэмы - борьба за национальнуюнезависимость Украины. Поэт рисует своего героя Войнаровского отважнымтираноненавистником, привыкшим с детства «чтить Брута», душою «истинносвободного» и благородного «защитника Рима». Это пламенный патриот, готовыйради родины на любые жертвы. На прямой вопрос Мазепы о его готовности прислучае не пожалеть себя за Украину он без раздумья восклицает: ... стране родимой Отдам детей с женой любимой; Себе одну оставлю честь. Для современников Рылеева эти слова звучали как клятва на верностьродине и как призыв к гражданской жертвенности. В рылеевском творческом наследии есть небольшая группапроизведений, занимающих особое место. Это - агитационные по содержанию,народные по складу песни, написанные Рылеевым вместе с его другом,декабристом А. Бестужевым. Они сложены на популярные в те годы мотивыпесен, что должно было обеспечить им широкое распространение. Из этих песенособенно интересна одна, являющаяся переработкой романса конца XVIII -начала XIX века. Это романс о любовнике, тоскующем на чужой стороне посвоей милой («Ах! скучно мне на чужой стороне»). Авторы переделкипереосмыслили эти слова, и чем популярнее был романс, тем остреевоспринималось его изменение: скучно не только на чужой, но и на роднойстороне («Ах тошно мне...»). Популярная невинная песенка любовногохарактера наполнялась совершенно новым содержанием. В ней отчетливослышится стихийное возмущение закабаленного крестьянства, его ненависть кпоработителям-барам и царю. Рылеев звал себя не поэтом, а гражданином, но был истинным поэтомгражданского мужества и героизма. Он создал стиль мятежно-ораторскойпатетики, трибунно-героической проповеди и революционного призыва. Пушкин,признавая огромные возможности Рылеева, в марте 1825 года писал А. А.Бестужеву: «Он в душе поэт» - и требовал, чтобы создатель «Войнаровского»писал - «да более, более!» (13, с. 70). Пушкин формально не состоял членом декабристского общества, но онстал одним из первых и наиболее ярких пропагандистов идей декабризма.Смелый певец вольной мысли, он осознавал себя поэтом-гражданином,выразителем общенациональных чаяний и с полным правом писал: И неподкупный голос мой Был эхо русского народа. ( «К Н.Я.Плюсковой») Вольнолюбивыми идеями проникнуты уже ранние произведения поэта,созданные в петербургский период: «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня». Ода«Вольность», написанная в декабре 1817 года, обозначила собой важный этаптворчества Пушкина, связанный с окончательным подчинением его музыреволюционно-освободительному движению. Родившаяся в атмосфере дружескихбесед поэта с Н.И. Тургеневым и другими передовыми людьми, эта ода выразилаосновные социально-политические принципы организационно подготовляемоготогда «Союза благоденствия». В ее начальной строфе поэт отрекается отэлегической («изнеженной») лиры и провозглашает свое желание служитьгражданской поэзии: Приди, сорви с меня венок, Разбей изнеженную лиру... Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок. По смыслу и форме ода «Вольность» - первое последовательноедекабристское произведение, художественная декларация и прокламация. Следуяво многом за Радищевым, Пушкин направил ее против венценосных деспотов. Ноесли Радищев в своей оде «Вольность» руководствовался идеей народногосуверенитета, святости народной власти, определяющей истинные законы, тоПушкин исходил из абстрактной законности, стоящей выше царей и народа.Сокрушительной силой обличения самодержавной деспотии, властвовавшей вРоссии, ода вошла в круг самых замечательных произведений революционнойподпольной литературы. Расходившаяся в огромном количестве списков, онамобилизовала лучшую часть молодежи на вступление в тайные декабристскиесоюзы и общества на борьбу против царского режима. Впервые этостихотворение было опубликовано Герценом в «Полярной звезде» за 1856 год(Лондон), а в России полностью лишь в 1906 году. К 1818 году относится стихотворение «К Чаадаеву», в котором идеясвободы сливается с идеей патриотизма, любви к родине. Пушкин выражаетразочарование в надеждах на «тихую славу», то есть на мирное достижениесвободы, и в стихотворении звучат революционные мотивы. «Пушкин не зналконфликта между личным чувством и общественным долгом..., для него не быловыбора между личным и общественным, революционным. Об этом ясно говорит тосмелое сравнение, которым он выразил силу и непосредственность своей мечтыо свободе отчизны» (9, с. 20): Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Поэт выражает твердую уверенность в падении самовластья, в том, что«Россия вспрянет ото сна», что они сами с Чаадаевым прославят себя какучастники борьбы за свободу. Глубоко лирическое, интимное сливается встихотворении с возвышенно-патриотическим. Летом 1819 года в селе Михайловском Пушкин пишет стихотворение«Деревня». В «Деревне» отразились антикрепостнические настроения передовоймолодежи и шире - настроения всего русского народа. В декабристской средесоставлялось немало записок царю относительно вреда рабства в России, вродезаписки Н.И. Тургенева «Нечто о крепостном состоянии в России». Своего родапоэтической запиской о крепостном праве является и стихотворение Пушкина«Деревня». Оно начинается идиллическим изображением деревенской природы вдухе сентиментальной литературы. Поэт мечтает на лоне природы погрузиться визучение трудов великих мыслителей, но дух его не может быть спокоен привиде страданий человека. Друг человечества, преданный закону (здесь«Деревня» перекликается с одой «Вольность»), поэт возмущен тем, что на лонепрекрасной природы свирепствует «барство дикое», присваивая «и труд, исобственность, и время земледельца». «Деревня» как бы отвергает идеалсентименталистов - сельскую идиллию. Начавшись созерцательно-элегическимразмышлением, постепенно приобретая негодующие интонации, стихотворениезаканчивается как гражданско-патетическая речь общественного трибуна -«друга человечества»: Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И Рабство, падшее по манию царя, И над отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря? Поражение декабристов на Сенатской площади отозвалось и на судьбеПушкина. В процессе следствия над декабристами обнаружилось огромноевлияние его вольнолюбивой поэзии на молодежь. 12 апреля 1826 годаЖуковский уведомлял поэта, находившегося в ссылке в Михайловском: «Ты ни вчем не замешан - это правда. Но в бумагах каждого из действовавшихнаходятся стихи твои... не просись в Петербург. Еще не время». Николай I, признавая талант и влияние Пушкина на читателей,замыслил обезоружить его. Он решил превратить михайловского изгнанника впридворного поэта. Пушкин срочно вызывается в Москву, где происходилакоронация. 8 сентября 1826 года поэт прибыл туда и в тот же день «самымлюбезным образом» был принят Николаем I. Царь сказал ему: «Ты меняненавидишь за то, что я раздавил ту партию, к которой ты принадлежал, новерь мне, я также люблю Россию, я не враг русскому народу, я ему желаюсвободы, но ему нужно сперва укрепиться». На вопрос самодержца: «Чтосделали бы вы, если бы 14 декабря были в Петербурге?» - поэт не колеблясьответил: «Стал бы в ряды мятежников». Пушкин оставался верным вольномыслию. Поражение декабристовукрепило его разочарование в их методе борьбы за свободу, но не подорвалопреданности самой свободе. Пушкин оценивал свою революционную поэзию какважный вклад в дело освободительной борьбы русского народа. В стихотворении«Арион» (1827) он говорит о себе как об одном из пловцов на корабледекабристов, воодушевляющем их в их опасном плаванье: ...Иные парус напрягали, Другие дружно напрягали В глубь мощны веслы... ...А я - беспечной веры полн, - Пловцам я пел...Он признается в верности свободомыслию: «Я гимны прежние пою». Поэт открытои смело сочувствует рыцарям 14 декабря и после их поражения. Его послание,направленное в 1827 году в «каторжные норы» Сибири, исполнено веры вторжество свободы: Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. Понимание сущности и назначения поэта Пушкин связывал с идеямисвободы. 13 июля 1826 года казнили руководителей декабристского восстания,а 24 июля он замыслил стихотворную декларацию «Пророк».В этом стихотворении Пушкин «в образной, аллегорической форме рассказал,как после мучительного кризиса новое устремление, новая задача его поэзии,мобилизация новых скрытых в нем поэтических сил спасла его и воскресила егодушу» (9, с.142). В стихотворении «Пророк» Пушкин обращается к образамбиблейской мифологии: вместо поэта - пророк, вместо музы - посланник бога,шестикрылый серафим. В торжественном стиле библейского сказания выдержановсе стихотворение «Пророк» В первых строках Пушкин говорит о той душевной опустошенности,которая так мучила его в годы «кризиса»: Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился. Далее рассказывается о чудесном преображении всех чувств испособностей пророка, которое совершает посланец бога - шестикрылыйсерафим, и о новой задаче, новой миссии преображенного, обновленного душойи телом пророка. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замерзшие мои Вложил десницею кровавой... «Жало мудрыя змеи» - этот образ понадобился Пушкину для того,чтобы показать каким тонким, необычайно гибким, умным должен быть языкпоэта, желающего превратить в человеческое слово те тончайшие оттенкижизненных явлений, которые он наблюдает, подмечает, те глубокие, мудрыеобобщения, которые он создает на основе этих наблюдений» (9, с.145). И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Без громадной интенсивности чувств, «жара сердца» невозможнаподлинная поэзия. Поэту-реалисту это особенно необходимо. Только оченьвысокий накал чувства может переплавить обыденную, «прозаическую жизнь» вчистое поэтическое золото... Преображение пророка совершено. Теперь он все видит, все слышит,его язык стал мудрым и утонченным, вместо трепетного сердца в груди егоуголь, пылающий огнем. Кажется, что сейчас и начнется выполнение его новоймиссии. Но у Пушкина мы читаем в следующей строке: Как труп в пустыне я лежал.Почему «как труп»? Чего не хватало поэту, уже одаренному таким совершеннымаппаратом восприятия и выражения? «Пушкин знал, что одной острой наблюдательности и уменьяпоэтически рассказать о том, что видишь, недостаточно для настоящего,большого искусства. Это мертвое фотографирование, натурализм, а не реализм.Нужно какое-то активное отношение к наблюдаемому, уменье оценивать его сопределенной точки зрения, нужна глубокая и верная идея, наполняющая душупоэта... Эту-то большую идею, подлинную душу поэта, свою «божественнуюволю» вкладывает в пророка-поэта Бог. Так завершается его преображение.Поэт готов для своей миссии» (9, с. 146). Как труп в пустыне я лежал. И бога глас ко мне воззвал: «Восстань пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей» «Поэт, провозглашает Пушкин, - избранник, учитель и провидец,призванный на гражданское служение. Его задача - просветительская, вещим,мудрым словом зажигать сердца людей, поднимать их на борьбу за правду исвободу» (11, с. 234). В конце 20-х - начале 30-х годов определился разлад Пушкина слитературной критикой. Многие из современников продолжали смотреть наПушкина как на романтического поэта. Простота пушкинского стиля казалась импадением таланта поэта. Гений Пушкина перерос его время. Пушкин былраздражен несправедливостью большинства своих критиков, не понимавших задачразвития русской литературы, и не желал идти навстречу требованиям света,видевшего в литературе средство для нравоучений в духе верноподданническойморали. В стихотворениях «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту»(1830) Пушкин провозглашает идею свободы и независимости поэта от толпы,черни, понимая под этими словами светскую чернь, людей, глубоко равнодушныхк истинной поэзии. Защищая свою независимость от посягательств правящейклики превратить его в придворного поэта, в простого иллюстратораофициозных моральных нравоучений, в служителя практических задач,определяемых потребностями царизма, Пушкин провозглашает творческий процессбожественным откровением, наитием («Поэт», «Поэту»), а поэзию - чуждоймелочей текущей повседневности и грубого утилитаризма («Поэт и толпа»). Встихотворении «Поэт и толпа» поэт с негодованием отвергает «требования»толпы, «тупой черни»: Мы малодушны, мы коварны, Бесстыдны, злы, неблагодарны; Мы сердцем хладные скопцы, Клеветники, рабы, глупцы; Гнездятся клубом в нас пороки. Ты можешь, ближнего любя, Давать нам смелые уроки, А мы послушаем тебя. Поэт на это отвечает: Подите прочь - какое дело Поэту мирному до вас! В разврате каменейте смело, Не оживит вас лиры глас!.. Поэт отвергает предлагаемую им задачу - разоблачать людские пороки,быть воспитателем людей, указывать им правильный путь. Как отмечает С.Бонди, слова «Глаголом жги сердца людей!» имеют для Пушкина совершенно инойсмысл. Ведь и в стихотворении «Поэт и толпа» действие поэзии определяетсяпочти теми же словами. Толпа упрекает поэта: Зачем сердца волнует, мучит, Как своенравный чародей?.. В «Пророке» поэт «жжет сердца», в стихотворении «Поэт и толпа» -волнует и мучит. В обоих произведениях речь идет об одной и той же задачепоэзии. «Новая задача Пушкина (с 1825 г.) в том, чтобы с максимальнойглубиной и тонкостью проникать в действительность и со всей точностьюрассказывать о ней такой, какая она есть, не прикрашивая, не приспосабливаяее образы... к той или иной своей концепции - пессимистической илиоптимистической... он должен был рассказывать правду такую, какую он видел.Не для того, чтобы кого-то разоблачить..., не для того, чтобы научить кого-то правильной жизни... Он чувствовал... свое великое призвание в том, чтоон несравненно глубже других видит подлинную действительность в ееособенностях, что он умеет подмечать в ней новое, еще не замеченное, что онумеет безошибочно выбрать в хаосе жизненных впечатлений объективносущественное, выражающее главную, самую важную черту данного явления, - исоздать на основе этих наблюдений важные обобщения» (9, с. 149 -150). В стихотворениях «Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа» Пушкин защищалсвободное искусство, подчиненное не дидактическим задачам, навязываемымпоэту извне, со стороны, царской властью, а высоким целям, осознаваемымсамим поэтом. Пушкин не оставил ни одного стихотворения, практическивоплощающего теорию «чистого искусства», и все его творчество служитнепререкаемым свидетельством и защитой высокой гражданственности искусства. Теме поэзии посвящено стихотворение «Разговор книгопродавца споэтом» (1824). Здесь в роли «демона», «вливающего хладный яд» в душупоэта, выступает книгопродавец. Он - пошляк, обыватель, он ценит поэзиютолько с точки зрения дохода. О самой поэзии книгопродавец отзывается ввысшей степени пренебрежительно: Стишки для вас одна забава, Немножко стоит вам присесть ... Стишки любимца муз и граций Мы в миг рублями заменим И в пучок наличных ассигнаций Листочки ваши обратим... Книгопродавец тщетно уговаривает поэта писать ради славы - поэт еюгнушается, ради успеха у женщин - поэт их призирает, ради любви - поэтзнает только неразделенную любовь... Если не считать недостижимого идеалалюбви, у поэта остается незыблемым только один романтический идеал -свобода. Высокую оценку своей роли как поэта освободительного движенияПушкин сохранил до самой смерти. В стихотворении «Я памятник себе воздвигнерукотворный», написанном за полгода до смерти, Пушкин, говоря обессмертии, ожидающем его поэзию, и о народной любви к ней в грядущем, -вспоминает революционные стихи своей молодости: ... И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал... Пушкин убежден в том, что его поэзия, всегда внутренненезависимая, руководствовавшаяся самыми высшими требованиями своегоназначения, пробуждавшая добрые, гуманные, истинно человеческие чувства иславящая свободу найдет отзыв в сердцах благородных почитателей и к ней «незарастет народная тропа». К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Здесь прямо говорится о неразрывной связи поэта с широкимчитателем, о свободном, «непокорном» характере его творчества, о том, чтоисторическая слава Пушкина гораздо выше («вознесся выше он») славы еготезки - императора Александра I. Пушкин пишет: И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.Это значит, что, пока будет существовать в мире поэзия, слава Пушкинабудет жить... В поэзии Пушкина и Рылеева отразились лучшие, благороднейшие чертыистинного поэта-гражданина: его свободолюбие, гуманность, его уважение ккультуре и просвещению, его неутомимое стремление к социальной правде.Рылеев и Пушкин являются величайшими провозвестниками идеала свободного,гармоничного человека, идеала, который впервые в истории осуществляется внашем обществе. Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы, -писал Пушкин в самом начале своей творческой деятельности, и всю жизнь оноставался верен своему юношескому призыву. Поэзия Рылеева и Пушкина дороганам страстной любовью к отчизне, воодушевлявшей все их творчество. Своимипроизведениями они утверждают чувство любви и уважения к личности человека,веру в могучею силу его разума, все те чувства добрые, которые глушились иподавлялись в жестокий век самодержавия. Гражданская поэзия Рылеева и Пушкина оказала значительное влияниена русских поэтов и общественных деятелей. Продолжая традиции Рылеева,поэты-декабристы способствовали развитию русской гражданской поэзии. Всвоих стихах они с большей поэтической силой говорили о революционизирующейроли поэзии, о преобладающем значении идеи в художественном произведении. Влирике и поэмах они показали образ положительного героя, который долженстать образцом патриотизма, мужества, свободолюбия. Наследие декабристовперешло к людям 60-х годов. Н.В. Шелгунов помещает стихотворение Рылеева«Гражданин» в своей прокламации «К молодому поколению». Некрасовоткликается на рылеевскую формулу гражданского служения своимипрославленными словами: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином бытьобязан» - и пишет поэму о декабристах. Именно в вольнолюбии, в гражданственности, в защите правугнетенного человека состоит величие исторического дела Рылеева и Пушкина,их поэтического подвига. ЛИТЕРАТУРА1. Декабристы. Антология в 2-х т. Сост. В. Орлов. Л., 1975.2. Поэзия декабристов. Л., 1950 («Библиотека поэта», большая серия).3. Пушкин А. С. Сочинения в трех томах. М., 1985.4. Рылеев К. Ф. Думы. Поэмы. Стихотворения. Проза. М., 1988.5. Базанов В. Г. Очерки декабристской литературы. Поэзия. М. - Л., 1961.6. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. Избранные статьи. Л., 1975.7. Бестужев Н. А. Статьи и письма. М. - Л., 1933.8. Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина. М., 1967.9. Бонди С. М. О Пушкине. Статьи и исследования. М., 1983.10. Воспоминания Бестужевых. М.- Л., 1951.11. Петров С. М. А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. М.,1973.12. Пигарев К. Жизнь Рылеева. М.. 1947.13. Пушкин в воспоминаниях современников. Л., 1950.14. Рудый В. А.. К.Ф. Рылеев. Л.,1979.15. Светлое имя Пушкин. Проза, стихи, пьесы о поэте. М.,1988.16. Степанов Н. Л. Лирика Пушкина. М., 1959.17. Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. М., 1968.18. Цейтлин А.Г. Творчество Рылеева. М.,1955. План реферата «Поэт и поэзия в обществе в творчестве Рылеева и Пушкина»Русская литература XIX века и ее связь с общественным движением.Народность и патриотизм – характерные черты русской литературы.Влияние войны 1812 года на русскую литературу.Гражданский романтизм – одно из ведущих направлений русской литературы первой четверти XIX века.Образование тайных обществ и литературный процесс.Гражданственность поэзии Рылеева.-Судьба Рылеева.Взгляды Рылеева на задачи искусства (поэт как борец, искусство как трибунаагитатора).Образ поэта в произведениях Рылеева («Я не поэт, а Гражданин»). Проявление гражданского патриотизма Рылеева в стихотворениях «Квременщику», «Гражданин».Тема «великого самопожертвования» в «Исповеди Наливайки».Гражданско-героический романтизм «Дум».Поэма «Войнаровский» (тема борьбы за свободу, самопожертвования).Агитационные песни.Роль творчества Рылеева в формировании традиций гражданственности в русскойлитературе.Гражданственность поэзии Пушкина.Пушкин – пропагандист идей декабризма. Вольнолюбивые стихотворения,написанные в петербургский период («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»).Верность идеям декабристов после поражения восстания («Арион», «Во глубинесибирских руд»).Стихотворение «Пророк» как программное произведение, посвященное назначениюпоэта и поэзии.Идеал свободного и независимого поэта в стихотворениях «Поэт», «Поэту»,«Поэт и толпа».«Памятник» – поэтический итог творчества Пушкина.Значение гражданской поэзии Пушкина и Рылеева для русской литературы.




Похожие:

Поэт и поэзия в обществе в творчестве Пушкина и Рылеева iconI в творчестве А. С. Пушкина Реферат по литературе Образ Петра I в творчестве А. С. Пушкина Ученицы 9 «Б» класса ппк отделения гимназии Научный Псков 1998 г. Из предложенных тем реферат

Поэт и поэзия в обществе в творчестве Пушкина и Рылеева iconРомантизм в творчестве А. С. Пушкина Романтизм в творчестве А. С. Пушкина
«. Ни в одной области литературоведения нет стольких противоречий, такой разногласицы, как в области понимания романтизма»[2]. Что...
Поэт и поэзия в обществе в творчестве Пушкина и Рылеева iconСоветского района саратовской области «это было со мной и с моею страной» ( поэзия а. А. Ахматовой). (урок литературы в 11 классе)
Рассказать о жизни и творчестве Анны Ахматовой – одной из величайших русских поэтесс. Показать, как история страны преломляется и...
Поэт и поэзия в обществе в творчестве Пушкина и Рылеева iconТема: Поэт и любовь
А. С. Пушкину и Н. Н. Гончаровой, выбрали тему «Поэт и любовь». Показали жизненный путь гениального поэта,познакомили учащихся с...
Поэт и поэзия в обществе в творчестве Пушкина и Рылеева iconАлександр Сергеевич Пушкин на Пресне
Весной 1999 года, в годовщину 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина, мы с папой организовали с папой экскурсию для учеников 10б...
Поэт и поэзия в обществе в творчестве Пушкина и Рылеева iconРомантизм в творчестве Пушкина

Поэт и поэзия в обществе в творчестве Пушкина и Рылеева iconГеография в жизни и творчестве А. С. Пушкина

Поэт и поэзия в обществе в творчестве Пушкина и Рылеева iconГеография в жизни и творчестве А. С. Пушкина

Поэт и поэзия в обществе в творчестве Пушкина и Рылеева iconВремена года в творчестве А. С. Пушкина
Изучение творчества Александра Сергеевича Пушкина началось еще при его жизни, и, наверное, не осталось ни одной темы, которая не...
Поэт и поэзия в обществе в творчестве Пушкина и Рылеева iconО назначении поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы