Основные формы правления в Древнем Риме icon

Основные формы правления в Древнем Риме



НазваниеОсновные формы правления в Древнем Риме
Дата конвертации04.07.2012
Размер176.95 Kb.
ТипРеферат
Основные формы правления в Древнем Риме


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Красноярский аграрный университет Основные формы правления в Древнем Риме Выполнил: студент Проверил: Красноярск 98Содержание| Введение |3 ||Период правления рексов |4 ||Реформа Сервия Туллия |6 ||Политическая организация рабовладельческой аристократической| ||римской республики |7 ||Магистратура |8 ||Диктатор |9 ||«Коллективные» органы |10 ||Сенат |10 ||Особенности римской аристократической республики |11 ||Кризис римской республики и переход к монархии |13 ||Государственная организация Рима в период империи: принципат| ||и доминат |14 ||Принципат |15 ||Доминат |16 ||Заключение |18 ||Список литературы |20 || | | Введение. История Древнего Рима восходит к восьмому веку до н.э. (754-753гг.).Римский народ поделен на роды (генсы), союзы родов (курии) и три племени -рамнов, тициев и люцеров. Главой города являлся рекс (царь). Всего царейбыло семь - начиная с Ромула и кончая Тарквинием Гордым. В 509 г. до н.э. Тарквиний Гордый был свергнут, главой города был избранконсул Юний Брут. Завершается царский период и начинается периодреспублики, занявший около 500 лет (509-27гг. до н.э.). С 27г. и до 476г. нашей эры Рим переживает период империи, в своюочередь распадающийся на период принципата (27г. до н.э. - 193г. н.э.) идомината (193-476гг.). 1. Период правления рексов. Римская община периода военной демократии неоднородна по своейсоциальной структуре. Выделились знатные фамилии, аристократы-патриции. Изих среды выходят военачальники, городские магистраты. Свое происхождениеони выводили от богов, царей, героев. Мало-помалу аристократия обзаводитсязависимой от себя клиентеллой, а ещё раньше рабами. В определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племенсходились на собрания для рассмотрения дел, отнесенных к их компетенции; оспорных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах о смертной казни ит.д. Всего родов было 300, по 100 в каждом племени. 10 родов образовываликурию, 10 курий - трибу (племя). Такая организация была и остаетсяпредметом научной дискуссии, ибо её искусственное происхождение бросается вглаза. Это - по сути дела - армия, рационально устроенная, на раннем этапе,при Ромуле, завоевавшая и отстаивающая захваченную землю, а затемприступившая к планомерному захвату Италии. Род был естественно сложившейся единицей и был отцовским. Сородичиносили одно имя. Это родовое имя производилось от имени реального илимифического предка. Сородичи не должны вступать в брак внутри рода. Как член рода и племени римский гражданин: 1. являлся участником общей земельной собственности в виде выделенного ему и его семье надела; 2. получал право на наследование надела и родового имущества вообще; 3. мог требовать себе от рода помощи, и должной защиты; 4. участвовал в общих религиозных празднествах и т.д.
В свою очередь курия, племя и союз племен в целом могли требовать откаждого гражданина исполнения его военных и других публичных обязанностей.Права и обязанности граждан находились до известного времени в своеобразнойгармонии. Главы родов составляли совет старейшин или сенат, с течением времениприобретший значение главной правительственной власти. Как родовладыки, ониназывались отцами. Сенат имел право предварительного обсуждения всех техдел, которые выносились на решение народного собрания. Он же ведал многимитекущими делами по управлению Римом. Всего сенаторов было сначала 100,затем 300 человек. Сенат существовал и при царях, как ровно и народное собрание, бывшеепервоначально собранием римских курий. По куриям же производилось иголосование. Наконец главой римской общины, её гражданским управителем иверховным военачальником был рекс - царь. То была выборная должность,подотчетная народу. Рексу принадлежали функции военного вождя, верховногожреца и иногда верховного судьи. Также, общее собрание римского народа было помимо сказанного войсковымсобранием, смотром военной силы Рима. По своим подразделениям оно строилосьи голосовало. Члены родов, а через них и триб составляли римский народ. Благодаряросту производительных сил, появлению патриархального рабства и возникшейна этой базе имущественной дифференциации в среде римлян развивалосьнеравенство как между родами, так и внутри родов. В противовес родуусилилась патриархальная семья. Выделились отдельные знатные семьи. Членыих стали претендовать на лучшую долю добычи, а также на исключительноеправо вступать в сенат, становиться военными вождями и т.д. Эта родоваяверхушка обособилась в качестве патрициев. Напротив, более бедные семьи,поставляли слой кабальных рабов и людей, находящихся в разных видахзависимости, зачастую сходным с патриархальным рабством. Родовая организация римлян разрушалась. Этот процесс усугублялся тем,что на расширившейся, благодаря завоеваниям, территории Рима оказалосьновое поселение из покоренных и из добровольно обосновавшихся в городечужаков. Эти поселенцы, число которых росло получили название плебс, т.е.множество. Плебеи были свободны, они добились права частной собственности на землю,занимаясь ремеслом и торговлей. В имущественном отношении они былинеоднородны. В их среде, не стесненной родовыми узами, быстрее развиваласьчастная собственность. В силу этого одна часть их богатела, а другая нищалаи легко попадала в долговую кабалу. Первоначально плебеи не входили вродовые организации коренных римлян, были политически бесправными. Иногданекоторые из плебеев обращались к могущественным патрициям, ища защиты ипомощи. На этой основе возникли отношения зависимости - «клиентелы». Патрон- покровитель-патриций принимал клиента в свой род, давал ему свое имя,выделял ему часть земли, защищал его в суде. «Клиент» (т.е. верныйпослушный) во всем подчинялся патрону, обязан был участвовать вместе с егородом в войне. Узы клиентелы считались священными и нерушимыми. В число клиентов и даже кабальных рабов попадали преимущественно плебеи,но в такой зависимости оказывались и коренные римляне. В конце царской эпохи (6 век до н.э.) римское общество уже хорошо зналонеравенство и угнетение, родоплеменные отношения уступали место классовым,а родовые институты преобразовывались в государственные. Реформа Сервия Туллия. Важным этапом на пути римской государственности была реформа, которуюримская традиция связывает с именем шестого рекса Сервия Туллия. При немплебеи были введены в состав римской общины, а территориальные трибынесколько потеснили родоплеменные. Произведено это было так, Сервий Туллий поделил всё мужское населениеРима, и патрициев и плебеев, на шесть имущественных разрядов. Критериемимущественного состояния был земельный надел, скот инвентарь и прочее. К 1-му классу были отнесены люди, имущество которых оценивалось не менее чем в100000 медных ассов. Минимальным размером для 2-го класса было имущество в75000 ассов; для 3-го - 50000, для 4-го - 25000, для 5-го - 11500 ассов.Все бедняки составляли 6-ой класс - пролетариев, богатством которых былолишь их потомство. Каждый класс выставлял определенное количество войсковых единиц -центурий (сотен): 1 класс - 80 центурий тяжеловооруженных и 18 центурийвсадников, всего 98 центурий; 2 класс - 22; 3 - 20; 4 -22; 5 - 30 центурийлегковооруженных и 6 класс - 1 центурию, в общем 193 центурии. Посколькукаждая центурия имела один голос, соединенное мнение самых богатых центурийдавало 98 голосов из 193, то есть большинство. Поэтому при согласованномголосовании первых двух разрядов остальных не спрашивали. Таким нехитрым образом было положено начало господству богатых изнатных, независимо от того были они патрициями или плебеями. Наряду со всем этим устройством было введено еще одно важное новшество кнесомненной выгоде плебеев: территория города была разбита на 4территориальных округа - трибы, что служит свидетельством победы принципатерриториального деления населения над родо-племенным. Значение реформ Сервия Туллия огромно. Решение всех важнейших вопросов вжизни римской общины перешло к центуриатным комициям, в которых участвоваловсе военнообязанное население, куриатные же комиции потеряли значение.Слиянием патрициев и плебеев в единый народ, введением территориальныхокругов, выдвижением на передний план людей богатых, а не просто родовитых,реформа Сервия Туллия разрушила общество, основанное на кровном родстве, ивместо него создало государственное устройство, основанное, как писал Ф.Энгельс, на имущественном различии и территориальном делении. 2. Политическая организация рабовладельческой аристократической римской республики. Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям, но она далеко еще неуравняла их с патрициями. Особенно в том, что касалось в наделении землей,которой становилось все больше по мере завоевания Италии. Другая проблемакасалась отмены долгового рабства, неизбежного при несвоевременной уплатедолга. Но чтобы добиться и того, и другого плебеи нуждались в политическихправах. Дело доходило до острых столкновений, но в конце концов, плебеидобились удовлетворения всех своих требований: 1. Учреждения особой плебейской магистратуры т.н. народного трибуната, призванного защищать плебеев от произвола патрициев; 2. Доступа к общественной земле наравне с патрициями; 3. Защиты от произвола патрицианских судей ( введением кодекса законов, известных как Законы 12 таблиц ); 4. Разрешения браков между патрициями и плебеями; 5. Права занимать сначала некоторые, а затем и все главные государственные должности, включая военные. В 287 г. до н.э. было постановлено, что решения плебейских сходок имеютту же силу, что и решения центуриатных комиций, т.е. обязательны для всехбез исключения римских граждан и всех государственных учреждений Рима. Ктому же, эти решения не подлежали ни утверждению сената, ни его ревизии. Конечно, уважение древности происхождения, знатности исчезло не сразу ипатрицианские семьи сохранили несомненное преимущество при замещении - хотяи по выборам - всех главных должностей в государстве, но юридическогопреобладания старой римской аристократии в отношении плебеев не стало.Таким образом, завершился процесс формирования рабовладельческойгосударственности: пережитки родоплеменных отношений ушли в прошлое. Магистратура. Во главе Рима стояли центуриатные комиции и плебейские сходки, затемсенат. Из магистратур оставались, как и в прежние времена, консулы, преторыи народные трибуны. Все они избирались народными собраниями сроком на год ибыли ответственны за свои действия - по истечении срока своих полномочий.Держась принципа коллегиальности магистратур, римляне избирали ежегоднодвух консулов, двух (а затем и более) преторов, плебеи же несколькихнародных трибунов. Магистраты (начальники) по общему правилу не вмешивалисьодин в дела другого, но за одним исключением: если, скажем, консул находил,что что распоряжение его коллеги неверно и вредно, он мог приостановить егосвоим «вето». Из этого следовало, что магистраты должны были советоватьсямежду собой прежде чем решаться на сколько-нибудь важную меру (приказ). Консулы занимались всеми первостепенными делами по гражданской и военнойчасти, а во время войны один из них оставался в Риме, другой командовалвойском. Преторы, приобретшие значение самостоятельной магистратуры (4 в. дон.э.), занимались судебными спорами. По своему значению претура следовалаза консулатом. Начиная с 3-2 вв. до н.э. преторы стали толкователями праваи его творцами. Задача народных (плебейских) трибунов первоначально заключалась в защитеплебеев от произвола патрицианских магистратов, но с течением времени,когда эта обязанность практически отпала, они взяли на себя функциюблюстителей законности, защитников всякого невинно обиженного гражданина. Восуществление этой функции народный трибун был снабжен важным правом -налагать запрет на действия магистратов, которые он считал противоправными.Постепенно, на должности плебейских трибунов стали претендовать ипатрицианские политики, вроде братьев Гракхов, поскольку трибуны могливходить с законодательными предложениями во все виды народных собраний. Важную роль в политической жизни Рима играла и коллегия цензоров. Онасостояла из пяти человек и избиралась на пять лет. Цензоры должны были распределять людей по центуриям с определением ихимущественного ценза. Отсюда и их название. Затем им доверили назначениесенаторов, что придало коллегии цензоров важный вес в политической системегосударства. Другая функция цензоров заключалась в наблюдении за нравами.Безнравственный поступок давал основание цензорам вычеркивать недостойноелицо из числа сенаторов или всадников и переводить его в более низкиецентурии. Диктатор. Все указанные выше магистратуры, были ординарными, обычными.Экстраординарной считалась единственно должность диктатора, назначаемогоодним из консулов по соглашению с сенатом. Поводами для назначениядиктатора могли быть любые кризисные ситуации на войне и внутри страны,требовавшие неотложных, непререкаемых и быстрых действий. Лицо, назначенноедиктатором обладало высшей гражданской, военной и судебной властьюодновременно. Диктатор имел законодательную власть, ему не страшны былиникакие законные способы противодействия, включая вето плебейских трибунов. Все прочие магистраты продолжали функционировать, но под властьюдиктатора. По истечении шестимесячного срока диктатор был обязан сложить своиполномочия. Последняя из известных республиканских диктатур имела место в220г. до н.э. Прямо противоположными республиканской диктатуре были «диктатуры»,возникшие с грубым нарушением республиканской конституции - бессрочныедиктатуры Суллы, Цезаря и др. «Коллективные» органы. Что касается «коллективных» органов власти, то их было несколько. На первое место следует поставить центуриатные собрания. Они былиполномочны - с древнейших времен - принимать или отвергать законопроект,представленный кем-либо из магистратов - консулом, претором, народнымтрибуном. Голосовали по центуриям. Помимо законодательных функций центуриатные комиции избирали илиотвергали кандидатуры предложенных им должностных лиц, решали вопросы войныи мира, судили особо тяжкие преступления, угрожавшие смертной казньюпричинителю, и т.д. Трибутные комиции обладали в принципе той же компетенцией, что ицентуриатные, но по делам меньшей значимости (избирали низших магистратов,решали вопросы о наложении штрафов и т.д.). Однако, эти собрания не были регулярными и собирались по воле одного измагистратов - консула, претора, народного трибуна, верховного жреца. Ихпостановления чаще всего были предрешены магистратами. Сенат. Действительно важное значение принадлежало Сенату, возникшему еще приримских царях в качестве строго патрицианского консультативного органа.Переход к республике усилил влияние сената, как единственного постоянногоконституционного органа власти, выражавшего волю патрициата. Созывал сенат один из магистратов, сообщавший собравшимся и причинусозыва, и предмет обсуждения. Речи и решения сенаторов заносились в особыекниги. Первоначально сенат имел право утверждать или отклонять решения комиций. Но уже с 4 в. до н.э. сенат стал высказывать свое согласие или несогласиес законопроектом, вынесенным на утверждение комиций предварительно. Мнениесената было и в данном случае далеко не формальностью, ибо за ним стояли имагистраты, и соответствующие комиции (и раньше всего первые 98). Но исполнительной властью сенат не обладал и в этом отношении емуприходилось обращаться к помощи магистратур. К особенной компетенции сената относились прежде всего международныедела, финансовые (доходы и расходы), вопросы культа, объявление и ведениевойны, внешняя политика вообще и пр. Вершина власти сената, когда без него не принималось ни одной сколько-нибудь значительной меры в ообласти внешней и внутренней политики,приходится на 300-135гг. до н.э. Падение же роли сената началось в эпохугражданских войн (2-1 вв. до н.э.), когда государственные дела вершилисьсильными личностями (Марий, Сулла, Цезарь). В период империи сенат,сохраняя внешнее величие, утратил свою власть в пользу императоров. Особенности римской аристократической республики. В чем же состоят принципиальные особенности римской аристократическойреспублики лучших лет ее существования? Что мешало ее переходу к демократииафинского типа, монархии, олигархии? На этот вопрос может быть сказано: система сдержек и противовесов вфункционировании правящей магистратуры, во-первых, а в более широком планеустойчивое, разумное распределение власти между демократией иаристократией, пусть даже и при явном преобладании последней. Системасдержек и противовесов проходит чрез всю систему римской формы правления: - Два собрания, одно из которых было по началу чисто плебейским. - Коллегиальность магистратур с правом интерцессии одного из магистратов в дела другого, своего коллеги. - Невмешательство одной магистратуры в дела другой (своего рода разделение властей). - Строго проведенная срочность всех без исключения магистратур и ответственность магистратов за злоупотребления. - Отделение судебной власти от власти исполнительной. Исключительные полномочия народных трибунов. - Наличие сената, как назначаемого органа, обладающего высшим авторитетом, но лишенного исполнительной власти. - и др. В течении всех лет республики (до эпохи диктатур) армия была народнымополчением и уже по одному этому силой, стоявшей на пути к царской властиили олигархической формы правления. Когда с широкой завоевательной политикой Рима, Римская армия сделаласьпостоянным инструментом политики, наемной силой, содержащейся за счетзавоеванных народов, разрушилась преграда на пути военных диктатур, а вследзатем и переходу к монархическому правлению. Кризис римской республики и переход к монархии. Во втором веке до н.э. после победы над Карфогеном Рим господствуетпрактически над всеми землями, омываемыми Средиземным морем. Эти земли,помимо своей особенной ценности, сделались источником, из которого Римчерпал новые и новые массы рабов, находивших себе широкое применение вобширных поместьях старой и новой знати - всех этих сенаторов и всадников,трансформировавшихся в 4-3 веках до н.э. в сословие нобилей. В 1-ом веке до н.э. Рим оказался втянутым в тяжелую для негоСоюзническую войну, в результате которой был вынужден пойти напредоставление римского гражданства всему населению Италии. Союзническая война не принесла ни Риму, ни Италии подлинного мира.Наступала эпоха личной власти, эпоха диктатур. Первым среди диктаторов былполководец Сулла, который, опираясь на преданную ему армию, установил вРиме режим единоличной власти или диктатуры. Она была бессрочной и ужеодним этим отличалась от республиканской диктатуры. Кроме того, Суллаприсвоил себе законодательные функции и право произвольного распоряженияжизнью и имуществом граждан. Он предоставил новые права сенату и резкоограничил полномочия народных собраний. Трибуны были лишены политическихфункций. Диктатура Суллы означала наступление новой исторической эры вримской истории и раньше всего конец республики. Отречение Суллы (79г. до н.э.) возвратило было Риму республиканскуюконституцию, но не надолго. Новая Римская диктатура оказалась в руках ГаяЮлия Цезаря. Она пришлась на время, наступившее после спартаковскоговосстания рабов (74 г. до н.э.), со всей очевидностью обнажившего кризисреспубликанской формы правления и нужду в авторитарном государстве. Особенность диктатуры Цезаря в том, что она соединяла в одних руках нетолько консульскую и трибунскую власти, но также цензорскую и высшуюжреческую власти. По своему положению командующего армией Цезарь получилтитул императора. Поставленные в зависимость от него комиции, хотя ипродолжают существовать, имитируя сохранение республики, следуют указаниямимператора, включая и те, которые относятся к избранию на должности. Помимо этого, Цезарь получил полномочия, распоряжаться войском и казнойгосударства, право распределять провинции между проконсулами ирекомендовать половину кандидатов в магистраты вообще, право первымголосовать в сенате, что было немаловажным, и т.д. 3. Государственная организация Рима в период империи: принципат и доминат. Принципат. После победы внучатого племянника и приемника Юлия Цезаря - Октавиана -над своими политическими противниками (при Акции 31г. до н.э.) сенат вручилОктавиану верховную власть над Римом и его провинциями (да еще преподнесему почетный титул Августа). Весте с тем в Риме и провинциях установилсягосударственный строй, который мы называем принципатом. От «принцепссенатус» - первого сенатора, которым ещё в предшествующие времена называлипервого в списке сенаторов (обычно старейшего из бывшего цензоров), первымвысказывавшего свое мнение. Для Августа «принцепс» означал «первогогражданина римского государства», а в соответствии с неписаной римскойконституцией - пост императора. Историю монархического Рима принято делить на два периода: первый -период принципата, второй - домината. Границей между ними служит 3 векнашей эры. Принципат сохраняет ещё видимость республиканской формы правления ипочти все учреждения республики. Собираются народные собрания, заседаетсенат. По-прежнему избираются консулы, преторы и народные трибуны. Но этовсе уже не более, чем прикрытие постреспубликанского государственногостроя. Император-принцепс соединяет в своих руках полномочия всех главныхреспубликанских магистратур: диктатора, консула, претора, народноготрибуна. В зависимости от рода дел он выступает то в одном, то в другомкачестве. Как цензор он комплектует сенат, как трибун он отменяет по своейволе действие любого органа власти, арестовывает граждан по своемуусмотрению и т.д. Как консул и диктатор, принцепс определяет политикугосударства, отдает распоряжения по отраслям управления; как диктатор онкомандует армией, управляет провинциями и т.д. Народные собрания, главный орган власти старой республики, приходят вполный упадок и Цицерон пишет по этому поводу, что гладиаторские игрыпривлекают римских граждан в большей степени, чем собрания комиций.Обыкновенным явлением стали такие признаки крайней степени разложениякомиций как подкуп голосов, разгоны собраний, насилия над их участниками ипр. Император Август, хотя и реформировал комиции в демократическом духе(ликвидировал цензовые разряды, допустил заочное голосование для жителейитальянских муниципий), отнял у собраний судебную власть - важнейшую из ихбылых компетенций. Вместе с тем собрания лишаются своего исконного права избирать надолжности магистратов. Сначала было решено, что кандидаты в консулат ипретуру проходят проверку в специальной комиссии, составленной из сенаторови всадников, т.е. апробацию, затем, уже после смерти Августа, при егоприемнике Тиверии выборы магистратов были переданы в компетенцию сената. Оставался, правда, сенат. Но уже при Августе он наполнилсяпровинциальной знатью, всем обязанной принцепсу, и в особенности те извсадников, которые достигли сенаторского звания. Из органа власти,распространяющейся на «город Рим», сенат сделался своего рода общеимперскиминститутом. При всем том, положение его было приниженным, а полномочияограниченными. Законопроекты, поступавшие в сенат, исходили от принцепса иобеспечивались его авторитетом. В конце концов возникает и утверждаетсянеписанное правило, согласно которому: «всё, что решил принцепс, имеет силузакона». Выборы самого принцепса принадлежали сенату, но и это сделалось чистойформальностью. Во многих случаях дело решалось армией. Средоточием высших учреждений империи сделался «двор» и именно дворпринцепса. Это и императорская канцелярия с юридическим, финансовым идругими отделами. Финансы занимают особое место: никогда ещё государство невыказывало такой изобретательности в отыскании источников обложения какэтому научились в ведомствах империи, никогда ещё - до Августа - не былостоль многочисленного количества имперских чиновников-бюрократов. Армия стала постоянной и наемной. Солдаты служили 30 лет, получаяжалование, а по выходе в отставку - значительный земельный участок.Командный состав армии комплектовался из сенаторского и всадническогосословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности командира сотни -центуриона. Доминат. В 3 веке нашей эры (с 284г.) в Риме устанавливается режим ничем неограниченной монархии - доминат (от доминус - господин). Старыереспубликанские учреждения исчезают. Управление империей сосредотачиваетсяв руках нескольких основных ведомств, руководимых сановниками, находящимисяв подчинении неограниченного главы империи - императора. Среди этих ведомств особого упоминания заслуживают два: государственныйсовет при императоре (обсуждение основных вопросов политики, подготовказаконопроектов) и финансовое ведомство. Военным ведомством командуютназначенные императором и только ему подчиненные генералы. Чиновники получают особую организацию: им присваивается форма одежды, ихнаделяют привилегиями, по окончании службы им назначается пенсия и пр. Среди многих реформ и законов империи особого внимания заслуживаютреформы императоров Диоклетиана и Константина. Диоклетиан, сын вольноотпущенника, стал римским императором в 284 г. (284-305 ). Время его правления ознаменовано двумя главными реформами.Первая касалась государственного устройства огромной империи, наилучшейформы управления ею. Реформа эта может быть сведена к следующему: 1. Верховная власть была разделена между 4-мя соправителями. Двое из них, носившие титул «августов», занимали первенствующее положение, управляя каждый своей половиной империи - Западной и Восточной. При этом сам Диоклетиан-август сохранил за собой право высшей власти для обеих частей империи. Августы избирали себе соправителей, которым присваивался титул «цезарей». Так возникла «тетрархия» - правление четырех императоров, считавшихся членами единой «императорской семьи». 2. Армия, увеличенная на одну треть, была поделена на две части: одна ее часть размещалась на границах империи, другая, мобильная, служила для целей внутренней безопасности. 3. Административная реформа привела к разукрупнению провинций (по одним сведениям до 101, по другим до 120). 4. Провинции, в свою очередь, были сделаны частью диоцезов, которых было 12. 5. Разделенная на провинции и диоцезы Италия в числе других земель империи была теперь окончательно лишена своего особенного значения и положения (хотя Рим продолжал еще некоторое считаться столицей империи). Другими своими реформами Диоклетиан усиливал власть землевладельцев надкрестьянством и прежде всего тем, что на землевладельце лежалаответственность за поступление налогов от крестьян. Землевладелец жеполучил право посылать по своему выбору определенное количество зависимыхлюдей на военную службу в императорскую армию. Начатое Диоклетианом дело продолжил император Константин (285-337). ПриКонстантине завершается процесс закрепощения крестьян-колонов иремесленников. Согласно императорской конституции 332г., колон был лишенправа переходить из одного имения в другое. Не подчинившийся этому законуколон заковывался в кандалы как раб и в таком виде возвращался прежнемусобственнику. Лицо, принявшее беглого колона, уплачивало его господинуполную сумму причитающихся с беглого колона платежей. Та же линияпроводилась и в отношении ремесленников. Непосредственное присвоение прибавочного продукта сделалось основнойформой эксплуатации крестьян и ремесленников. Именно при Константине столица римской империи была перенесена в старыйВизантий, названный затем Константинополем. Соответственно с тем сюда былипереведены из Рима высшие правительственные учреждения и воссоздан Сенат. Окончательное разделение империи на две части - Западную, со столицей вРиме, и Восточную, со столицей в Константинополе, произошло в 395г.Заключение. С переводом столицы в Константинополь завершается история римскойгосударственности и начинается уже история Византии. Случалось, чтозападная и восточная части империи ещё соединялись под властью удачливогоимператора, но ненадолго. В 4 веке Рим и Византия обособляютсяокончательно. Римская империя существовала до 476г., когда глава германских наемниковОдоакр свергает римского императора малолетнего Ромула-Августула и занимаетего место. Этому событию предшествовал фактический распад всей западнойчасти империи. Что касается Восточной римской империи, то онапросуществовала еще около 1000 лет.Список литературы. 1. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права зарубежных стран. - М.: Наука,1996. 2. Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. - М.: Наука,1996. 3. Всеобщая история государства и права. /Под ред. К.И. Батыра. - М.: Былина, 1997. 4. История древнего Рима. / Под ред. В.И. Кузищина. - М.: Высшая школа, 1994. 5. История государства и права зарубежных стран. / Под ред. О.А. Жидкова. - М.: Норма, 1996. - Ч.I.




Похожие:

Основные формы правления в Древнем Риме iconСмешанные формы правления в Древнем Риме и Древней Греции

Основные формы правления в Древнем Риме iconСодержание Стр. Теория Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения Формы государственного правления и формы государственного устройства.
Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства
Основные формы правления в Древнем Риме iconЦарский социально-экономический сектор в древнем Израиле в период правления Давида
Рассмотрение социально-экономической жизни и выявление особенностей царского социально-экономического сектора в период правления...
Основные формы правления в Древнем Риме iconТема 4 Основы конституционного строя России (4 час.) Вопросы темы
Понятие, структура и общая характеристика формы государства. Понятие и основные конституционные разновидности форм правления. Республиканская...
Основные формы правления в Древнем Риме iconПедагогика в Древнем Риме

Основные формы правления в Древнем Риме iconСемья и брак в Древнем Риме

Основные формы правления в Древнем Риме iconПрирода и человек в Древнем Риме

Основные формы правления в Древнем Риме iconПраво собственности в Древнем Риме

Основные формы правления в Древнем Риме iconДеятельность юристов в Древнем Риме

Основные формы правления в Древнем Риме iconТрадиция обедов в Древнем Риме

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы