Свободные экономические зоны: виды и цели создания icon

Свободные экономические зоны: виды и цели создания



НазваниеСвободные экономические зоны: виды и цели создания
Дата конвертации04.07.2012
Размер290.98 Kb.
ТипРеферат
Свободные экономические зоны: виды и цели создания


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Кафедра экономической теории Реферат по дисциплине «мировая экономика» на тему: “Свободные экономические зоны: виды и цели создания.” преподаватель Бордунова С.А. студент Гречухин А.Н. гр. 5292 Москва 2001 Содержание: Сущность свободных экономических зон………………………………………3 Разновидности свободных экономических зон и их основные черты………4 А) Cвободные таможенные зоны……………………………………………………4 Б) Зоны свободной торговли ………………………………………………………..5 В) Промышленно-производственные зоны…………………………………………5 Г) Технико-внедренческие зоны …………………………………………………….5 Д) Сервисные зоны …………………………………………………………………..6 Е) Комплексные зоны ………………………………………………………………..7 Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон… 8 А)Внешнеторговые льготы…………………………………………………………..8 Б)Административные льготы………………………………………………………..8 В)Налоговые льготы………………………………………………………………….8 Г)Финансовые льготы………………………………………………………………..8 Свободные экономические зоны в России…………………………………… ..11 Рекомендуема литература……………………………………………………...…16 1. Сущность свободных экономических зон, причины их создания и место в мирохозяйственных связях Неотъемлемой частью международных экономических в отношении второйполовины XX века становятся свободными (специальные) экономические зоны(СЭЗ). Для мировых хозяйственных связей свободные экономические зоныпредстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счетактивизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций,углубления интеграционных экономических процессов. Со времени подписания в 1973 г. Киотской конвенции, определившейсвободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаютсянаходящимися за пределами таможенной территории, СЭЗ получили широкоераспространение во многих странах. В 90-е годы в мире функционировалонесколько тысяч разного рода свободных экономических зон. По оценкамспециалистов, к 2000 году через различные СЭЗ будет проходить до 30%мирового товарооборота. Международные корпорации в поисках льготных условийдля своей деятельности рассматривают свободные экономические зоны какблагоприятные территории, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшиетранснациональные корпорации считают организацию собственного производствав свободных экономических зонах важнейшим направлением своей экспансии. Свободные экономические зоны представляют собой часть национальногоэкономического пространства, где используется особая система льгот истимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, свободнаяэкономическая зона— это в той или иной степени обособленная географическаятерритория. В научных публикациях и отчетах международных организаций дляхарактеристики разного рода зон используется термин "свободныеэкономические зоны". Однако этот термин не в полной мере отражает сущностьэтого явления.
Так, применяемые во многих из них экономические правила,рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают отопределенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его,предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактическигосударство в этих зонах лишь сокращает масштабы своего вмешательства вэкономические процессы. Для некоторых стран "свободные зоны" по существу являются специальными всмысле экстерриториальности, по условиям уровня жизни работников зоны,концентрации производственного потенциала и др. Для таких зон большеподходит термин "специальные экономические зоны". Для чего создаются свободные экономические зоны. Почему они получилитакое распространение в мире? Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развитияорганизующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др.Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждомконкретном случае могут отличаться друг от друга. Так в промышленноразвитых странах, таких как США, Великобритания, Франция, свободныеэкономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономическихсвязей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкогои среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональныхразличий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась наразного рода налоговых льгот, зафиксированных национальнымизаконодательствами, получила название "налоговой революции". Свободныеэкономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль. Фактически они представляют своеобразные ловушки для мигрирующих вмасштабах мирового хозяйства капиталов. 2. Разновидности свободных экономических зон и их основные черты Организационно-функциональная структура свободных экономических зондостаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту илииную свободную зону однозначно, поскольку они обладают чертами многих зон.Российскими специалистами разработана примерная классификация по признакухозяйственной специализации — профилю деятельности большинствахозяйствующих в зоне фирм (см. табл. 1). Центральное место в классификацииСЭЗ отводится зонам промышленной обработки. Они, в свою очередь,подразделяются на зоны замещения импорта, экспортозамещающие и экспорто-импортозамещающие зоны. При организации свободных экономических зон используют два различныхконцептуальных подхода: территориальный и функциональный (точечный). Впервом случае зона рассматривается как обособленная территория, где всепредприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственнойдеятельности. Согласно второму подходу, зона — это льготный режим,применяемый к определенному виду предпринимательской деятельностинезависимо от местоположения соответствующей фирмы в стране.Примером реализации первого подхода являются свободные экономические зоныКитая, зона "Манаус" (Бразилия), многие экспортно-производственные зоны вразвивающихся странах. Результатом второго подхода являются "точечные"зоны, предоставленные отдельным предприятиям (оффшорные фирмы, магазины"дьюти фри").Таблица 1:Разновидности СЭЗ в соответствии с хозяйственной специализацией ТОРГОВЫЕ |ПРОМЬ/ШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ |ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКИЕ |СЕРВИСНЫЕ| |1.Свободные таможенные 2. Бондовые склады 3. Свободные порты 4. Торгово-производственные |1.Импортозамещающие 2. Экспорто-ориентированные (ЭПЗ) 3. Промышленные парки 4. Научно-промышленные парки 5. Экспорто-импортозамещающие |1.Технополисы 2. Технопарки 3. Инновационные центры |1.Оффшорные 2. Банковских услуг и страховых услуг 3. Туристических услуг | |Комплексные СЭЗ |Международные СЭЗ | |1.Зонысвободного предпринимательства (Зап. Европа, Канада) 2. Специальные экономические зоны КНР 3. Территории особого режима (Бразилия, Аргентина) 4. Особые экономические зоны (Россия) |1.СЭЗ Туманган 2. Приграничные СЭЗ 3. Еврорегионы | |Разновидности СЭЗ к соответствии с размером и способоморганизации | |Территориальные |Функциональные (режимные) ||Административно-территориальные образования |Промышленные и научные парки|Торгово-складские комплексы |Оффшорные финансовые центры |«Точки»(предприятия | || | | Одной из простейших форм свободных экономических зон являются свободные(беспошлинные) таможенные зоны (СТЗ). Эти зоны, как и свободные торговыезоны, относятся к зонам первого поколения. Они существуют с XVII— XVIII;вв. Свободные таможенные зоны представляют собой транзитные иликонсигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработкитоваров, предназначенных для экспорта. Такие зоны часто называют бондовымискладами или свободными таможенными территориями. В них обычно открываютсвои филиалы нерезидентные для данной страны предприятия-импортеры.Свободные таможенные зоны освобождаются от таможенных пошлин на ввоз ивывоз товаров. Они имеются во многих странах, но наиболее распространены виндустриально развитых странах. Зоны свободной торговли (ЗСТ)[1] также широко распространены в мире.Наибольшее развитие они получили в США. Их создание предусмотреноспециальным законом США от 1934 г., целью которого было поощрение торговли,ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек. Такие зоныпредставляют собой ограниченные участки территории США, в пределах которыхустановлен льготный, по сравнению с общим, режим хозяйственной, в том числевнешнеэкономической, деятельности. Законом было установлено, что при каждомофициальном порте прибытия могут быть созданы одна или нескольковнешнеторговых свободных зон. В соответствии с существующим законодательством США свободные таможенныезоны, действующие на территории страны, подразделяются на зоны общегоназначения и специализированные (субзоны). Зоны общего назначения занимаютнебольшое пространство (несколько кв. км) и находятся за пределаминациональной таможенной территории. В них осуществляются операции поскладированию и переработке ввезенных товаров (упаковка, сортировка,маркировка, доработка и т. п.).Субзоны создаются для отдельных крупных компаний, деятельность которыхвыходит за рамки зон общего назначения. В субзонах производится экспортная;или импортозамещающая продукция. Субзоны являются результатом использованиякомбинации режимов, зон свободной торговли и импортозамещающихпроизводственных зон. К середине 90-х годов в США насчитывалось около 500зон свободной торговли. К числу простейших зон свободной торговли можноотнести специальные магазины "дьюти фри" в крупных международныхаэропортах. С точки зрения режима они рассматриваются как находящиеся запределами государственных границ. К зонам свободной торговли относятсятакже и традиционные свободные гавани (порты) с льготным торговым режимом. Промышленно-производственные зоны относятся к зонам второго поколения.Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозитьне только товар, но и капитал, заниматься не только торговлей, но ипроизводственной деятельностью. Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальнымтаможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающаяпродукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовымильготами. Наибольшее распространение, особенно в развивающихся странах,получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Современная модель такихзон берет начало от зональной структуры, созданной в 1959 г. в ирландскомаэропорту Шеннон. Наибольший эффект от таких зон был получен в "новыхиндустриальных странах". Логика образования экспортно-производственных зон была предопределенаэкономической стратегией развивающихся стран, когда с середины 60-х годоввозникла необходимость стимулирования промышленного экспорта и занятости засчет притока иностранных капиталов. Технико-внедренческие зоны относят к зонам третьего поколения (70—80-егоды). Они образуются стихийно (США) или создаются специально сгосударственной поддержкой вокруг крупных научных центров (Япония, Китай).В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские,проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системойналоговых и финансовых льгот. Наибольшее число технико-внедренческих зон функционирует в США, Японии,Китае. В США их называют технопарками, в Японии — технополисами, в Китае —зонами развития новой и высокой технологий. Самый известный в мире и крупнейший в США технопарк "Силикон Валли"(Кремниевая Долина) дает 20% мирового производства средств вычислительнойтехники компьютеров. В нем занято около 20 тыс. работников. В начале 90-хгодов в США функционировало около 150 технопарков. Родственных имобразований, именуемых "инкубаторами бизнеса", в начале 90-х годовнасчитывалось более одной тысячи. В Европе к концу 80-х годов было ужеболее 200 научных парков, причем они имелись практически в всех регионах. В Японии в рамках специальных правительственны программ создано двадесятка технополисов на базе ведущих научных организаций. В КНР подобныезоны создаются, как правило, в ходе реализации государственных планов поразвитию науки и техники. В середине 90-х годов Китае функционировало более50 зон развития новой высокой технологий. Характерно, что в азиатских "новыиндустриальных странах" технико-внедренческие зоны формируются какинновационные центры сложившихся экспортно-производственных зон, которыеуже находятся в достаточной степени развития и им требуется переориентацияна выпуск наукоемкой продукции. С 80-х годов к созданию научных парков подключились Индия, Малайзия,Таиланд и др. В результате в 90~х годах в мире функционировало более 7 тыс.научных парков включающих собственно научные парки, регионы науки,технополисы и "инкубаторы бизнеса". Сервисные зоны представляют собой территории льготным режимомпредпринимательской деятельности, для фирм и организаций, оказывающихразличные финансово-экономические, страховые и иные услуги. К числу сервисных зон относятся оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани(НГ), которые привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым,фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности,лояльностью государственного регулирования. Главное требование от компании, зарегистрированной оффшорной зоне ипретендующей на получение налоговых и иных льгот, — не быть резидентомстраны, где находится оффшорный центр и не извлекать на его территорииприбыль. Налоговые гавани отличаются от оффшорных зон тем, что в них (в НГ)все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготы на всеили некоторые виды деятельности. В настоящее время г. мире насчитываетсяболее 300 оффшорных центров. Среди них налоговых гаваней — около 70. К числу стран, где уже давно функционируют оффшорные компании, относятся:Лихтенштейн, Панама, Нормандские острова, остров Мэн (Британия), Антильскиеострова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария и др. В последнеедесятилетие оффшорные зоны появились на Мальте, Маврикии, Западном Самоа, вИзраиле, Малайзии (о. Лабуан) и других странах. Промышленные, торговые, банковские, страховые и другие компании в 03 либовообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаютсянебольшим паушальным налогом (Лихтенштейн, Антильские острова, Панама,остров Мэн и др.). В Швейцарии, например, установлен более низкий размерналога, который может и не взиматься при определенных условиях. Льготныйрежим в оффшорных зонах определяется также отсутствием валютныхограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем уставного капитала;отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора,экстерриториальностью и др. Для стран, организующих оффшорные зоны, выгодасостоит в привлечении дополнительных иностранных капиталов, получениидохода от пребывания зарегистрированной компании в этой зоне, созданиидополнительных рабочих мест для местных специалистов, что в целомспособствует развитию национальной экономики. Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в банковском, страховом,деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью, в трастовой(доверительной) деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций, вконсалтинге. По некоторым оценкам, капитал, задействованный в сфереоффшорного бизнеса, достигает 500 млрд. долл. В нем участвуют почти 2 млн.вкладчиков (юридических и физических лиц), и каждый год регистрируетсянесколько тысяч новых, компаний, увеличивающих объемы оффшорнойдеятельности. Деятельность оффшорных зон оценивается специалистами весьма неоднозначно.Признавая их важную роль в международном движении капитала, многие сходятсяво мнении, что оффшорные центры зачастую являются местом отмыва "грязныхденег" и разного рода банковских афер Комплексные зоны образуются путем установления особого, льготного посравнению с общим, режима хозяйственной деятельности на территорииотдельных административных образований. Комплексные свободные экономические зоны появились сравнительно недавно,в начале 80-х годов. Некоторые из них были созданы с нуля, а большинствосформировалисьна базе зон с экспортно-ориентированной обрабатывающей! промышленностью ипредставляют собой новую, более высокую ступень развития. Отличиекомплексных свободных экономических зон от других форм заключается вбольших пространственных масштабах, более высокой концентрации производстваи более широком поле деятельности. Их функции составляют единое целое:преимущественное развитие международной торговли экспортозамещающегопроизводства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма. К комплексным СЭЗ можно отнести пять специальных экономических зон Китая,"открытые районы" КНР, а также бразильскую зону "Манаус", территорию"Огненная Земля" в Аргентине, зоны свободного предпринимательства,создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах. В 90-е годы активизируются процессы по формированию международныхсвободных экономических зон. Так, подготовлен проект создания специальнойэкономической зоны Туманган (Туманцзян). Эта СЭЗ должна быть создана настыке границ России, Китая и КНДР (см. рис. 1). Проект рассчитан на 20 лет,его стоимость на первом этапе — 90-— 110 млрд. долл. Создание этой зоныпредполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР и России. Всвободной экономической зоне будет построен крупный порт, многочисленныепромышленные предприятия с использованием китайской и корейской рабочейсилы. Россия должна будет поставлять на эти предприятия сырье и материалыдля переработки. Предприниматели, организовавшие производство в СЭЗ, будутпользоваться рядом льгот. Предусматривается, что зона будет иметь гибкиеграницы, к участию в совместном освоении смогут подключиться также исопредельные районы. [pic] Рис. 1. Зона международного сотрудничества Туманган (обозначенапунктиром) Отработка деловых контактов не на межгосударственном, а на региональномуровне привела к появлению так называемых "еврорегионов" как формыорганизации внешнеэкономического взаимодействия. Еврорегион представляетсобой добровольное объединение пограничных областей различных государствапрежде всего в хозяйственной сфере, с целью интенсификациивнешнеэкономических связей друг с другом. Высшие органы каждой страны,осуществляющей свою деятельность в еврорегионе, делегируют данной областиполномочия, способствующие интенсификации приграничных хозяйственных и иныхсвязей. Активную роль создании еврорегионов играют Польша, Словакия, Чехия.Венгрия, а, также Украина и Беларусь. К середине 90-х годов созданыеврорегионы "Карпаты", "Буг", "Померания" В 1994 г. подписано соглашение о создании российско-китайской торговойприграничной зоны в районе китайского города Суйфэнхэ. Совместноеобразование или использование приграничных свободных экономических зон ссопредельными странами ближнего и дальнего зарубежья, особенно на границе сКитаем, Финляндией, Норвегией, в Калининградской области, можетспособствовать развитию приграничной торговли, реализации крупныхсовместных проектов на основе использования сырьевых ресурсов ипроизводственных мощностей обеих сторон, прежде всего российской. 3. Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон Общей характерной чертой различных видов свободных экономических зонявляется наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себятаможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению собщим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране.Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, по существуони, как правило, сходны. Выделяют четыре основные группы льгот: 1. Внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций. 2. Налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль, стоимость имущества и т. д.), отдельные ее составляющие (амортизационные отчисления, издержки на зарплату, научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы, транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения. 3. Финансовые льготы включают различные формы субсидий. Они предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и др. 4. Административные льготы предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг. Названные льготы применяются в самых различных комбинациях. Льготы, предоставляемые свободным экономическим зонам, не всегда являются главным стимулом для притока в страну иностранного капитала. Более существенными в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур и др. Вместе с тем при таких равных условиях на первый план выступают предоставляемые зоной льготы. Мировой опыт функционирования СЭЗ позволяет сформулировать основныевыводы об их достижениях, общих чертах и особенностях развития.Функционирование свободных экономических зон в промышленно развитых странахсвидетельствует, что в основе их успеха лежит, с одной стороны, хорошеепланирование начальных стадий их развития, ас другой — гибкость управлениязонами. Изменяющаяся ситуация в мировом хозяйстве (научно-техническаяреволюция, конкуренция между международными корпорациями, изменения вкурсах валют, в системе международного обмена и др.), влияет на развитиесвободных экономических зон и соответственно требует адекватногореагирования на эти изменения. Социально-экономические выгоды от создания зон (внешнеторговых в США,"Шеннон" в Ирландии и др.) достаточно весомы. Эти зоны создали значительноечисло рабочих мест, оживили международный торговый обмен, повысили,внешнеторговую результативность, научно-производственный потенциал этихстран и др. Важным аспектом деятельности СЭЗ в промышленно развитых странахявляется то, что они работают не только на мировой, но и на внутреннийрынок. Свободные экономические зоны, функционирующие в развивающихся странах,имеют ряд общих черт и моментов развития. Так, наибольшее распространение вэтих странах получили, во-первых, экспортно-производственнье зоны. Как былосказано выше, целесообразность создания экспортно-производственных зонопределяется рядом экономических причин и прежде всего: потребностьюразвития индустрии и производства промышленных товаров на экспорт,привлечением в страну иностранного капитала, передовой науки и технологии,современной технической информации. Во-вторых, особый режим хозяйствования в СЭ3 развивающихся странстановится более либеральным и льготным для иностранных предпринимателей.Это связано c усилением международной конкуренции между зонами и Соответственнопопытками продемонстрировать ее сравнительные преимущества перед другимиподобными свободными экономическими зонами. В-третьих, в процессе функционирования свободных экономических зон происходит торгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное развитие. Современная научно-техническая революция на первый план выдвигает такие экономические зоны, в которых сосредоточиваются наукоемкие отрасли производства, связанные с разработками новой и высокой технологий. Среди развивающихся стран весьма заметное развитие и резонанс получили свободные экономические зоны Китая. Начав с небольших территорий, объединенных специальными зонами в начале 80-х годов, китайское руководство к середине 90-х годов распространило их режим на сотни квадратных километров. Помимо наиболее известных в стране и за рубежом свободных экономических зон —"Шэнь-чжень", "Чжухай", "Сямэнь", "Щаньтоу", имеющих многолетнюю историю, а также зоны "Хайнань", существующей с 1988 г., в стране заметное развитие получили зоны технико-экономического развития (более двух десятков) и зоны развития новой и высокой технологий — технопарки. Особая роль отводится шанхайской зоне экономического развития "Пудун". Значение проекта, рассчитанного на несколько десятилетий, определяется не только тем, что зона "Пудун" должна стать в перспективе крупным центром промышленного производства Китая, но, и призвана способствовать превращению Шанхая в крупнейший торговый и финансовый центр Азиатско-Тихоокеанского региона.Создание специальных экономических зон (СЭЗ) стало важной составной частьюпроведения открытой внешнеэкономической политики, провозглашенной китайскимруководством в конце 70-х годов. При выборе модели развития СЭЗ китайскоеруководство исходило из текущих потребностей страны и опытафункционирования таких зон в других странах. Наиболее детально изучалсяопыт Сингапура, Тайваня, США. В ходе подготовки организации специальныхэкономических зон было предложено несколько вариантов режима ихфункционирования и в результате был избран путь создания в их рамкахструктуры хозяйства, ориентированного на экспорт, всемерное привлечениеиностранного капитала, а также существенное улучшение технологиипроизводства. Специальные экономичен кие зоны стали играть связующую(буферную) роль с другими районами страны, реализуя политику "открытыхдверей". С начала 90-х годов в портовых городах, специальных экономических зонахКНР начинают возникать свободные таможенные территории — зоны свободной(беспошлинной) торговли (ЗСТ). Зоны свободной торговли, как утверждаюткитайские специалисты, будут развиваться по моделям, сходным с теми,которые существуют в других странах. По свидетельству китайскогоруководства развитие зон свободной торговли явится одним из магистральныхнаправлений реализации открытой внешнеэкономической политики вплоть до 2000года. Практика функционирования китайских свободных экономических зон и другихрайонов со льготным инвестиционным климатом продемонстрировала несомненныеуспехи. К числу достижений СЭЗ как китайские, так и зарубежные специалистыотносят прежде всего высокие, устойчивые темпы экономического роста,большие объемы привлеченных в зоны иностранных инвестиций, значительноеповышение производительности труда и, наконец, существенный рост уровняжизни населения. Свободные экономические зоны в КНР (помимо общих с другими странамицелей специальных зон) в целом являются экспериментом по использованиюрыночных отношений в условиях преобладания государственной собственности.Переход "все разом" к рыночному хозяйству признан в Китае неприемлемым,чреватым серьезными потрясениями для народа и экономики в целом. Спецификакитайского опыта регулирования свободных экономических зон заключается втом, что они для современного Китая — нечто большее, чем специальные районыпо стимулированию иностранного и отечественного предпринимательства,привлечению инвестиций, ускоренному развитию тех или иных отраслей и др. Всвободных экономических зонах Китая происходит становление и обкатка, какуказывают китайские экономисты, экономической модели, по которой в XXI векебудет жить практически весь Китай. Заметная роль свободных экономических зон в социально-экономическомразвитии отдельных обособленных районов разных стран, той или иной отраслипроизводства, в привлечении иностранного капитала или оживлениидеятельности мелкого и среднего отечественного предпринимательства, тем неменее, не является достаточным основанием рассматривать их какуниверсальный способ модернизации экономики. Степень влияния свободныхэкономических зон на остальную территорию многих развивающихся странявляется довольно ограниченной. В особенности это справедливо дляпромышленно развитых стран, где, как правило, и не ставится специальнойзадачи распространения такого влияния. Организация свободных экономическихзон играет поддерживающую, стимулирующую роль в оживлениипредпринимательской деятельности данного региона или в акцентированиивнимания на, развитии той или иной отрасли экономики. В то же время, хотяфункционирование свободных экономических зон в развивающихся странах неявляется панацеей по решению их многообразных социально-экономическихпроблем, они играют весьма заметную роль в экономике и обществе этих стран.Для многих развивающихся стран свободные зоны становятся полюсами торгово-экономического, научно-технического и социального роста. Кроме того, в нихотрабатывается модель в той или иной степени открытой экономики, путиинтеграции в мировую экономику. Образование свободных экономических зон, особенно развивающихся странах, сопряжено со значительным капиталовложениями и последующими существенными усилиями государства по их развитию. Без строго определенной централизованной поддержки они практически нежизнеспособны. По обследованию, проведенному Институтом Востоковедения РАН по 26 странам, собственные затраты по привлечению иностранных инвестиций в свободные экономические зоны составили в среднем 4 доллара на 1 доллар зарубежных инвестиций. В КНР, например, иностранные вложения в четыре свободные экономические зоны к концу 80-х годов составили 4 млрд. долл., в то время как начальные собственные инвестиции превышали 22 млрд. долл., что в 5,5 раз больше. По существу, вся инфраструктура свободных экономических зон КНР была создана за счет централизованных государственных средств. При многочисленных примерах успешного функционирования свободныхэкономических зон имеют место и неудачные попытки их организации. Так,создание в Шри Ланке, Гватемале, Либерии, Сенегале и других странах разногорода свободных экономических зон не только не увенчалось успехом, но многиеиз них вообще перестали функционировать. Позднее были предприняты попыткиих реанимации, в той или иной степени успешные. К основным причинам неудачв работе СЭЗ в этих странах можно отнести политические, экономические,организационные. Политические причины связаны с общеполитической нестабильностью встране, гражданскими волнениями, вплоть до военных действий. Кэкономическим причинам, прежде всего, следует отнести чрезмерноусложненное, запутанное, с точки зрения инвестора, законодательство обинвестиционном режиме в зоне. Бюрократическая организованность управлениясвободными экономическими зонами, наличие многочисленных малооправданныхпроцедур для регистрации иностранного инвестора в зоне, плохая пропаганда и"реклама преимуществ специальной зоны — все это также заметно отражается наее судьбе. К сожалению, к числу стран и регионов, где свободныеэкономические зоны не только не дают пока заметного эффекта для народногохозяйства, но и их собственное раз-питие оставляет желать лучшего,относится и Россия. Рассмотрим некоторые особенности создания и функционирования свободныхэкономических зон в России. 4. Свободные экономические зоны в России Мировой опыт успешного функционирования свободных экономических зон всередине 90-х годов привлек пристальное внимание российских реформаторов, врезультате чего была поставлена задача за 2—3 года создать широкую сетьтакого рода зон. Предполагалось создание в различных регионах СССР до 50свободных зон. При этом сами специальные зоны зачастую рассматривались какчудодейственное средство по переходу от командной, дефицитной экономики крыночно-ориентированной. По представлениям российских предпринимателейэкономическая зона должна выглядеть как "заповедник нормального рынка вненормальной стране". Первые попытки по пропаганде и созданию свободных экономических зон былипредприняты в середине 80-х годов. Так, в 1986 г. зародилась идея созданияСЭЗ "Находка". К концу 80-х годов появилась государственная концепцияразвития свободных экономических зон на территории СССР. По форме СЭЗ должны были представлять зоны свободногопредпринимательства, компактно расположенные в районах с развитым научно-техническим потенциалом. Важной их задачей было привлекать иностранныйкапитал и технологии. Правительством СССР в декабре 1989 г. было принятопостановление о создании свободных экономических зон в городах Находка иВыборг. Через полгода краткие положения общего характера в отношениисвободных экономических зон были изложены в "Основах законодательства обиностранных инвестициях в СССР". К началу 90-х годов государственная концепция СЭЗ дополняется рядом региональных инициатив. Эти инициативы делали акцент на значительной самостоятельности свободных экономических зон и ратовали за огромные территории, отводимые для размещения зон. В середине 1990-х гг. Верховный Совет РСФСР принял решение о создании 13 свободных экономических зон. По каждой СЭЗ Совет Министров РСФСР утверждал отдельное положение, закрепляющее ее хозяйственно-правовой статус. Процесс образования свободных экономических зон начале 90-х годов характеризовался следующими чертами • отсутствием четкого понимания реальных целей, задач СЭЗ; • огромностью отводимых территорий для СЭЗ: на долю формально созданных "свободных зон" приходилось более одной трети территории России; • массовой раздачей льгот и привилегий зонам лоббированием их интересов в Правительстве РФ; • стремлением местных властей к суверенитету через создание СЭЗ. Вступивший в силу в сентябре 1991 г. Закон "Об иностранных инвестициях в РСФСР", в котором целая глава была посвящена свободным экономическим зонам, заметно упорядочил процесс их образования. По этому закон свободные экономические зоны создаются с целью привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной тех-кики, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала. В свободных экономических зонах устанавливается льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвестиций и предприятий с иностранным участием: упрощенный порядок регистрации предприятии с иностранными инвестициями. Так, для предприятий с вкладом иностранных инвесторов до 75 млн. руб. регистрация производится непосредственно в СЭЗ; налогообложение по льготным ставкам: до 50% установленных на территории Российской федерации для иностранных инвесторов; понижение ставки платы за пользование землей и другими природными ресурсами; предоставление права на долгосрочную аренду (сроком до 70 лет) с правом субаренды (вне СЭЗ этот срок — до 50 лет); понижение таможенных пошлин на ввоз, вывоз товаров; упрощенный порядок пересечения границ, въезда и выезда иностранных граждан, в том числе безвизового; наличие права безлицензионного экспорта и импорта, предусмотренное законом для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также для совместных предприятий с долей иностранных инвестиций более 30%. Валютная выручка предприятий от экспорта собственной продукции полностью оставляется в их распоряжении. Коренные экономические реформы, начатые в 1992 г., и либерализация всейхозяйственной жизни в стране заметно изменили отношение российскогоправительства к проблеме организации свободных экономических зон в России.Новыми законами, регулирующими внутри- и внешнеэкономические отношения, непредусматривался какой-либо особый статус свободных экономических зон. Ихотя правительственные положения о них никто не отменял, государственныефинансово-налоговые службы посчитали их утратившими силу. Все это вызвалобеспокойство у иностранных инвесторов. Принятый в июне 1992 г. УказПрезидента РФ о свободных экономических зонах, а также заверенияадминистрации действующих зон о неизменности зональной политикиспособствовали определенной стабилизации обстановки. Однако в целом вразвитии СЭЗ в стране явно стал ощущаться застой. В Правительстве РФ возобладал подход к ликвидации зон, охватывающихогромные территории страны, что было вполне объяснимо. Взамен предлагаласьконцепция формирования микрозон — разновидностей свободных таможенных зон изон экспортного производства. В основу отбора зон был полажен принципсочетания выгодного географического расположения зоны и минимизации затратна их инфраструктурное обустройство. Стала заметной тенденция закрытия ранее созданных свободных экономических зон путем урезания и лишения их ряда привилегий. В печати, высказываниях официальных лиц появились мнения о малой перспективности СЭЗ в России, о необходимости развития всей экономики в льготном рыночном режиме, а не каких-то ее отдельных частей. Подобные точки зрения подкреплялись следующими аргументами: • опасениями, что будет образовано слишком большое число различных СЭЗ; • свободные экономические зоны — это "черные дыры" российской экономикипо утечке ресурсов страны, концентрации криминогенных элементов и другихнегативных явлений; • уменьшением управляемости СЭЗ со стороны центральных властей, ихчрезмерной самостоятельностью и формированием новых региональных элит.Несмотря на сдерживание процессов развития свободных экономических зонсверху, тенденция к их развитию снизу часто оказывалась решающей.Активность местных администрации и управленческих структур таких свободныхэкономических зон, как "Находка", "Янтарь" (Калининградская область),способствовали тому, что правительство предоставляло им льготы, кредиты ит. п. В ноябре 1995 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон"Об особой экономической зоне в Калининградской области". Этот законопределил правовые и экономические основы создания и функционированияОсобой экономической зоны в Калининградской области, учитывая ееспецифическое географическое положение, значение для интересов РоссийскойФедерации. Усилилась тенденция по созданию "налоговых убежищ". и результате в России возникли специальные зоны оффшорного типа. Первая из таких зон - зона экономического благоприятствования "Ингушетия" просуществовала до июля 1997 года. Функционирует так называемый "налоговый оазис Калмыкии", предоставляющий существенные налоговые льготы предприятиям, зарегистрировавшимся в этой зоне. Льготами в Калмыкии пользуются только компании-нерезиденты, не использующие ее сырьевые и природные ресурсы. В апреле 1997 года Государственная Дума приняла в третьем чтенииФедеральный закон "О свободных экономических зонах", который не былутвержден Президентом РФ п концу 90-х годов свободные экономические зоны вРоссии (зарегистрировано более 20 разного рода СЭЗ)[2] по-прежнему находились как бы на полулегальном положении. Потенциал этойидеи пока не получил своего полноценного раскрытия & России. Вместе с темдостигнутые результаты функционирующих СЭЗ свидетельствуют об ихпереценивности. К числу таких примеров можно отнести СЭЗ "Находка". На территориисвободной экономической зоны "Находка зарегистрировано 3,3 тыс.предприятий. Из них более 2 тыс. принадлежит частным лицам. В середине 90-хгодов в зоне работало 386 предприятий с иностранными инвестициями, при этом224 предприятия со 100% иностранных инвестиций. Объем экспортной продукциисвободной экономической зоны в 1995 г. составил 42,3 млн. долл., в 3 разапревысив импорт. С российской стороны в создании предприятии с иностраннымиинвестициями принимают участие не только предприятия СЭЗ "Находка", но ипривлекаются капиталы многих регионов России и государств СНГНа территории осуществляются проекты по организации и функционированиюроссийско-корейского технопарка и российско-американского промышленногопарка. Это промышленные комплексы должны сыграть ключевое значение виндустриализации этой зоны. В зоне действуют 15 банковских институтов (14филиалов различных банков и банк "Находка"). Поскольку функционирование СЭЗ "Находка" длительное времярассматривалось как эксперимент, Правительство России принимало по нейспециальные решения. Например, "О некоторых мерах по развитию свободнойэкономической зоны "Находка" от 8 сентября 1994 г." В соответствий с этим идругими регулирующими документами в СЭЗ для предприятий, иностранные вкладыв которых превышают 30%, установлены следующие льготы:• федеральный налог на часть прибыли, переводимой за границу, составляет7%, а соответствующие местный налог — не более 3%;• прибыль и часть прибыли, переводимой за границу, полностью освобождены отналогообложения на 5 лет (после объявления о регулярном получении прибыли);• часть прибыли, реинвестируемой в развитие производства, а также в объектыинфраструктуры и социальной сферы СЭЗ, полностью освобождаются от налога. С февраля 1994 г. Административный комитет, который занимается вопросамирегулирования и контроля в СЭЗ "Находка", приступил к осуществлению новойстратегии по ее развитию. Основным направлением этой стратегии сталосоздание в зоне ряда локальных свободных зон, которые должны способствоватьсозданию благоприятного инвестиционного климата всей зоны, стимулироватьорганизацию импортозамещения с использованием современных технологий,появление новых рабочих мест. Другим направлением новой стратегии долженстать ориентир на превращение Находки в центр переработки грузов странАзиатско-Тихоокеанского региона. Свободная экономическая зона "Находка" находится пока на начальном этапесвоего развития. Однако уже сейчас можно говорить о первых ее позитивныхрезультатах: сравнительно высоких темпах экономического роста в СЭЗ,создании многих рабочих мест, что заметно контрастирует со всеми, другимирегионами России. При благоприятном функционировании СЭЗ, которое зависитне только от нее, зона способна дать мощный импульс развитию международныхэкономических связей Дальнего Востока и Сибири. Отмечая факты .успешной работы некоторых свободных экономических зонРоссии, необходимо указать и на негативный опыт их функционирования. Так,практика свободной экономической зоны "Алтай" свидетельствует о том, чтомногие совместные предприятия, зарегистрированные в зоне, фактическибездействовали. Вместо привлечения иностранного капитала шел процесс ввозаи перепродажи ширпотреба. При проверке внешнеэкономической деятельностиэтой зоны было выявлено много нарушений при выдаче квот и лицензий на вывозсырьевых и стратегических ресурсов, экспорт которых ограничен законом.Коммерческая деятельность учредителей зоны принесла многочисленные убыткипри осуществлении торговых сделок. В итоге, просуществовав около трех лет,СЭЗ "Алтай" была ликвидирована[3]. Следует также отметить, что налоговыельготы и инфраструктурные условия функционирования свободных экономическихзон в России гораздо менее привлекательны по сравнению с зарубежнымианалогами. Местные российские власти стремятся не столько создатьпривлекательные условия для иностранных инвесторов, сколько использоватьинвестируемые средства для решения социальных проблем региона. Кроме того,СЭЗ рассматриваются как возможность получения большей автономии от центра.Рассматривая свободные экономические зоны как важную составную частьсовременной рыночной экономики, не следует преувеличивать их роль изначимость. Опыт функционирования СЭЗ во многих странах мирасвидетельствует об их ограниченном влиянии на развитие национальнойэкономики и использовании их в достаточно жестко запрограммированномнаправлении. Как отмечалось выше, в промышленно развитых странах свободныеэкономические зоны представляют собой инструменты урегулирования некоторыхпроблем региональной политики (подъем депрессивных отраслей, выравниваниемежрегиональных различий и др.), а так же стимулирования внешнеторговыхсвязей. В ряде развивающихся стран Азии и Дальнего Востока зональнаяпрактика используется гораздо шире и стала важным элементом промышленнойвнешнеэкономической и научнотехнической политики. Именно здесь свободныеэкономические зоны имеют явно анклавный характер, представляя "полюсаэкономического роста". В развивающихся странах Латинской Америки политика свободных зонохватывает региональные и внешнеэкономические приоритеты. При "блочном" поэтапном строительстве рыночной экономики, СЭЗ, каксвидетельствует мировая практика например, опыт Китая, сравнительнодлительное время остаются "вещью в себе", а отнюдь не "полюсами ростараспространяющими своё влияние на остальное экономическое пространство. Вусловиях "широкозахватного" метода строительства рыночной экономикисвободные экономические зоны не могут не привлекать, помимо позитивногопредпринимательства, многочисленный криминогенный элемент, оставаясь такжедостаточно длительный период образованьями анклавного характера. Критически оценивая мировой опыт создания и функционирования свободныхзон, можно предположить, что для России, обладающей многообразнымиотраслевыми, транспортно-региональными и другими особенностями, механизмсвободных экономических зон может стать важной составной частьюнациональной стратегии развития. Характеризуя нынешнюю ситуацию с организацией и функционированиемсвободных экономических зон в России, можно констатировать, что онинаходятся в стадии становления, определения своей тактики, выбораприоритетов и ориентации. Без существенной поддержки государства этотпериод может сильно затянуться, оставив многие проекты нереализованными.Ожидания эффективных результатов от СЭЗ могут смениться разочарованиями,отказом от самой идеи. Свободные экономические зоны в России при использовании их государствомкак механизм селективной либерализации инвестиционного климата должнывыполнить свою роль, концентрируя экспортно-ориентированное иимпортозамещающее производство, представлять собой "ловушки" дляиностранных инвестиций, стимулируя внешнеэкономические связи. Они такжедолжны стимулировать сосредоточение технико-технологических инноваций,способствовать освоению современного рыночного механизма хозяйствования. Организация свободных экономических зон в России должна стать одним изпутей интеграции экономики страны в мировое хозяйство как средствоинтенсификации ее международных экономических связей. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М.:Маркетинг,2001. 2. Авдокушин Е. Ф. Свободные (специальные) экономические зоны. М., 1993. 3. Игнатов В. Свободные экономические зоны. М.: Ось-89 1997. 4. Данько Т. П., Окрут 3. М.. Свободные экономические зоны. М.: Инфра-М,1998. 5. Смородинская Н., Белова Г., Богачева О. и др. Свободные экономическиезоны: уроки мировой практики. М.: Находка, 1993.-----------------------[1] Не следует путать эти СЭЗ с интеграционными группировками зон свободнойторговли. [2] В их число не входят несколько десятков технопарков.[3] В 1997 г. одноименная СЭЗ "Алтай" была создана на территории Ненецкогонационального и Первомайского районов Алтайского края (Сибирь). УчастникиСЭЗ "Алтай" освобождаются на 5 лет от налоговых платежей и сборов, включаяНДС, налог на прибыль в части, поступающей в местный бюджет, а такжеполучают ряд других льгот.




Похожие:

Свободные экономические зоны: виды и цели создания iconСвободные экономические зоны в рф: проблемы создания и функционирования

Свободные экономические зоны: виды и цели создания iconСвободные экономические зоны Казахстана и опыт их создания за рубежом

Свободные экономические зоны: виды и цели создания iconСвободные экономические зоны в Российской Федерации: проблемы создания и функционирования

Свободные экономические зоны: виды и цели создания iconСвободные экономические зоны в Российской Федерации: проблемы создания и функционирования

Свободные экономические зоны: виды и цели создания iconРефера т Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве
Анализ американской практики создания свободных экономических зон
Свободные экономические зоны: виды и цели создания iconСодержание Введение Глава Свободные экономические зоны как явление в экономике
Свободные экономические зоны как явление в экономике
Свободные экономические зоны: виды и цели создания iconСвободные экономические зоны Казахстана

Свободные экономические зоны: виды и цели создания iconСвободные экономические зоны в России

Свободные экономические зоны: виды и цели создания iconСвободные экономические зоны в мировом хозяйстве

Свободные экономические зоны: виды и цели создания iconСвободные экономические зоны: оффшорные центры

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы