Культура Древнего Китая icon

Культура Древнего Китая



НазваниеКультура Древнего Китая
Дата конвертации04.07.2012
Размер271.09 Kb.
ТипРеферат
Культура Древнего Китая


Оглавление Введение 2 Уровень развития материальной цивилизации. 2 Государство и генезис социальных связей. 3 Мировосприятие и религиозные верования. 4 Философия 5 Конфуцианство 7 Труд Конфуция «Лунь юй» (Изречения). 9 Основные принципы учения Конфуция 10 Учение Конфуция о государстве. 11 Даосизм 14 «Дао де дзин» 16 Литература: 18 Введение Китай - страна древней истории, культуры, философии; одна издревнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей,несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайскаяцивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янц-зы. В общуюкультуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие наего территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых напротяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называюткитайской цивилизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущаяроль в этом синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшемувеличайшую цивилизацию древности. Название «хайнцы», или «ханьжень» (так называют себя китайцы)происходит от названия огромной деспотической империи эпохи позднейдревности – Хань (202 г. до н.э.). А к названию ее предшественницы – Циньвосходит европейское название европейское название Китая со временантичности: лат. – sinae, фр. – chine, англ. – china. Древнее общество на территории Китая представляло собой замкнутыйсоциальный и политический комплекс с присущими всем древним обществамзакономерностями различных этносов и укладов: 1. I-II тыс. до н.э. – возникновение государства, период Шань (Инь) 2. XI-VIII - вв. до н.э. - государство Чжоу (Западное) 3. VII-VI вв. до н.э. – период «многоцарствования» (Лего) 4. V-III вв. до н.э. – эпоха «воющих царств» 5. III вв. до н.э. – II в. н.э. – империя Цинь и Хань 6. III – VI вв. н.э. – период «трехцарствования» Уровень развития материальной цивилизации. В середине II тыс. до н.э. в Северном Китае по берегам поселения раннегородского типа, охватывающие одну или несколько общин. Такие территориальные общины явились основой становления протогосударственных объединений. В конце II тыс. до н.э. во главе одного крупного этнически однородного конгломерата таких общин встала наиболее сильная община – Шанская. Ее предводитель обладал большими военными полномочиями и назывался ваном. Постепенно в общине – государстве Шан особое развитие получил культ предков вана, что выражалось особым покровительством богов роду вана. В дальнейшем сакрализация власти, в эпоху Западного Чжоу, ван был провозглашен сыном Неба и его единственным земным воплощением. Наиболее значительные изменения в социально-политическом, экономическом и духовном развитии древнекитайское общества произошли качественные сдвиги в развитии земледелия, ремесла и торговли. Первое упоминание о железоплавильном деле содержится в летописе, сообщающей об отливке в царстве Цинь железного треножника с записью уголовных законов (513 г. д.э.).
Эта дата фиксирует важную веху в развитии Древнего Китая и знаменует появление писанного государственного законодательства взамен устного обычного права. В период «воющих царств» бурно развиваются различные виды более сложных ремесел: ткацкого, столярного, лакового, керамического, ювелирного. Важное значение стала приобретать международная торговля, расцвет которой связан с открытием Великого Шелкового Пути от ханьской столицы Чанани через Азию на римский Восток. Свое название он получил из-за главного предмета китайского экспорта – щелка. Кроме него по этому пути вывозили железо, никель, драгоценные металлы, изделия ремесла. Предметами импорта были драгоценные камни, пряности, благовония. В эту эпоху создавались мощные крепостные стены, ограждающие царства от набегов кочевников и друг друга. Позже они стали частью Великой Китайской стены, построенной в период империи Цинь, - мощного фортификационного сооружения, протяженностью почти четыре тысячи километров, состоящая из утрамбованной земли и каменных глыб. Сооружение стены длилось почти десять лет и стоило неимоверных тягот и людских потерь. Реформаторская деятельность первого императора Цинь Шихуанди привела к ускорению социально-экономических процессов, обусловленных развитием частнособственнических и рабовладельческих отношений, и коренному переустройству общественной и политической жизни. Государство и генезис социальных связей. Основные социальные и политические институты древнекитайского общества сложились в эпоху «воющих царств». Две главные линии развития определяли общественные процессы этого времени: во-первых, усиление имущественного и социального расслоения в родовых крестьянских общинах и ранних государствах (царствах); во-вторых, ожесточенное военное соперничество между царствами и необходимость централизации, объединения в единое государство. Субъектами власти-собственности в царствах были правители – ваны, которые передавали часть своих прав земельной аристократии, главам родовых кланов. Первоначально социальное, правовое, имущественное неравенство социальное, правовое, имущественное неравенство не было слишком заметным, но постепенно все большее число чиновников, аристократов, воинов и их слуг выделялось из среды общинного крестьянства и жило за их счет. С увеличением незанятого, привилегированного населения и общей массы избыточного продукта стала нарастать тенденция к индивидуализации и приватизации. Реальной же властью правителей-воинов ослабевала, и перед ними вставала жизненно важная проблема – преодолеть децентрализацию и раздробленность. Поэтому в ряде царств были проведены реформы, суть которых сводилась к изменению характера налогообложения и упорядочения централизованного управления, с учетом нарождающихся товарно-денежных, частнособственнических и рабовладельческих отношений. Наиболее успешно такие реформы были проведены в самом «молодом» царстве Цинь в середине IV в до н.э. министром Шан Яномю Суть реформ Шан Чна сводилась к подрыву сельской общины и могущества потомственных знатных родов. Для этой цели были узаконены взятие в залог и скупка земли, отменены ограничения на размеры земледельческих владений. Шан Ян поощрил крупное земледелие, видя в нем основу экономики. В то же время он стремился ограничить разбогатевших соотечественников и поставить их под строгий контроль. Для этого Шан Ян ввел 20 степеней гражданских рангов знатности на основе имущественного ценза, но с учетом военных заслуг. Это был своеобразный механизм экспроприации: за большой взнос можно было повысить свой статус и избежать неприятностей как представителю частного сектора. Первый китайский император Цинь Ши-хуанди распространил на всю империю порядки, установленные Шан Яном. Политическое объединение страны, разграничивание населения по имущественному признаку, проведение мероприятий, способствующих развитию товарно-денежных отношений, несомненно, открывали простор для развития общества во всех сферах. Однако для успешной реализации этих новых перспектив требовались перемены в общественном сознании, мировоззрении, ценностных ориентация древнекитайского общества. Мировосприятие и религиозные верования. Перемены в общественном сознании и соответствующее их осмысление в политичесеких, философских и религиозных учениях Древнего Китая подобно другим восточным учениям этого периода отражали все стадии развития общества – от разложения родовой общины с ее культом архаических божеств до появления единого всемогущего божества эпохи империй, однако имели ряд особенностей. Во-первых, для Древнего Китая характерна незначительная роль духовенства, приоритет человеческого начала над богами; во-вторых, преобладание рационального осмысления жизненных ситуаций обусловили выдвижение на первый план этических норм; в-третьих, приоритет этики над религией привел к вытеснению собственно религиозных функций духовенства (соблюдение ритуалов и церемоний) чиновничье-бюрократической администрацией; в-четвертых, поскольку основные философские школы складывались в Древнем Китае в период ожесточенной борьбы «воюющих царств», то первостепенны в них оказались преимущественно социально-политические вопросы. Не проблема «человек-мир» и тем более «человек-космос» были в центре внимания древних мыслителей, а проблема «человек-общество». Таким образом религия превращалась в этику, а Небо олицетворяло собой всеобщий порядок – космический и нравственный. Подобная религиозная картина позволила создать своеобразную картину мира, согласно которой последний изначально совершенен, гармоничен и его не надо переделывать, преобразовывать. Творчество принадлежит Небу, оно делает возможным произрастание всего сущего и жизнь всех вещей. Поэтому необходимо самоустраниться, уподобиться природе и не мешать осуществление гармонии. Таким образом, древнекитайская религиозно-этическая традиция не ориентирована на деятельное отношение к миру, а приказывала жить в согласии с природой. Более подробно такие идеи развивались в даосизме и конфуцианстве – учениях, составивших духовный стержень китайской культуры, определивших менталитет китайцев на долгие годы. Философия Китайская философия, как и китайская культура в целом, в период своеговозникновения и развития не испытала существенного влияния никаких иных, некитайских, духовных традиций. Это вполне автохтонная философия, внаибольшей степени отличная от европейской. Далее, я приведу тексты, характеризующие китайскую классическуюфилософию, которая представляет собой оригинальные, самостоятельновозникшие в Китае философские учения, не включающие иностранные источник(например, буддизм) и не опирающиеся на него. Уже в древних памятниках письменности: «Шу цзине» («Каноне писаний»),«Ши цзине» («Каноне стихов»), сложившихся в первой половине 1 тыс. д. э.содержалась философская терминология и значительная часть ее проблематики. Первым философом Китая и по значимости учения, и по историческойдостоверности был Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.). По сложившийся традициидругого крупного китайского философа – Лао-Цзы, основателя даосизма,считают старшим современником Конфуция. Однако, это спорно, так как первыеподлинно даосские тексты написаны позже конфуцианских. Само Конфуцианство во II в д.э, уже обладая превалирующим влиянием надуховную жизнь Китая, добилось официального статуса господствующейидеологии. Отношение к конфуцианству было гранью определяющей той или инойфилософской школы в истории всекитайской философии. Последнее можно отнестик одной из специфических черт развития китайской философии. Прежде, нежелиуказать и на другие, следует отметить одну из ее основополагающих – этоиероглифический характер китайской культуры в целом, в отличие оталфавитной культуры греческого типа. Здесь истоки тотального натурализма, определяющего специфику китайскойклассической философии, и своеобразие эквивалента европейской науки логики– китайской нумерологии. Последняя согласно определению известногороссийского синолога А. Кобзева, есть форматизированная, теоретическаясистема, элементами которой являются математические или математико-образныеобъекты, связанные, однако между собой главным образом не по законамматематики, а как-то иначе – символически, ассоциативно, фактуально,эстетически, мнемонически, суггестивно и т.д.». Классифицирование, составление таблиц, разложение по группам безобязательной логической обоснованности – для китайской классическойфилософии это знак достаточной познавательной оформленности. Получаютсяустойчивые числовые комплексы феноменов окружающего мира («пять свойств»,«семь занятий», «два очищения» и т.д.), которые пронизывают текстовую тканькитайской мысли и представляют собой ее отличительную черту. Встречающаяся в текстах практика вводит в состав таких комплексовфеноменов макрокосмоса социальные понятия, что указывает на невыделенностьчеловеческого плана из общекосмического в сфере древнекитайскоготеоретического мышления. С другой стороны, в «чисто» социальных моделяхуправления, созданных, по преданию, мифическими культурными героями Китая,в ряд равнозначных объектов поставлены и народ, и природа, и божества. Таким образом, соблюдается некая коррелятивная согласованностьприродных и социальных явлений. На представлении об этой согласованностиосновывается концепция гармонического устройства мира, а главным принципомдревнекитайской космологии устанавливается гармония. Космическая гармония, достигнутая в результате усилий культурныхгероев, связывала различные аспекты бытия и служила источником покоя(порядка)и в природе, и в обществе. Согласно древним, гармония основывалась на постоянстве двухкосмических начал – земли и неба, рождающая образы, уподобления которымобеспечивает народу (третьей космической сущности) покой (порядок).Принцип, регулировавший поведение народа в этой триаде, именовался вдревнекитайских текстах «ли». Таким образом, первоначально «ли» выступает как категория космическойгармонии, соразмерность функционирования третьего космического начала(народа)двум другим (небу и земле). Благодаря своему статусу, категория«ли» приобретает регулирующее значение и в повседневной практики китайскогообщества, выступая здесь в роли нормы социальной жизни. Такая историко-социальная «протяженность» философских категорий ипонятий повлияла в известной степени и на форму подачи новой философскоймысли. Специфичным для Китая является традиционная «обернутость» новойидеи, когда последняя только тогда может получить известное признание илиправо на достойное внимание, если будет истолкованием или восстановлениемстаринной концепции (будет введена в ареал одного из устойчивых числовыхкомплексов). Конфуцианство Имя Конфуций - латинизированная форма китайского имени Кун-цзы(Учитель Кун). Вопросы веры занимали самое незначительное место вмировоззрении Конфуция, однако его имя очень часто упоминается в одном рядус именами Будды, Заратустры, пророка Мухаммеда. Не был он и умозрительнымфилософом: теория познания и загадки бытия также оставались вне его полязрения. Несмотря на всё это Конфуций оставил широкий и неизгладимый след вдуховном развитии целого культурного региона. Сверх того , его общественныеи нравственные идеалы стали впоследствии предметом повышенного внимания инаЗападе и в России . Этого мыслителя древности , в отличии от многих других , не скрываетзавеса , сотканная воображением последователей .Наоборот - благодаря им мыможем узнать о его привычках, характере, манёрах , о событиях его жизни,услышать его подлинные слова. Оказывается , в его облике нет ничегосверхчеловеческого , он удивительно прост , даже прозаичен. Однако Конфуций не оставил цельного письменного изложения своих идей. Ему приписывают составление и редактирование знаменитого ''Пятикнижия'' ,которое издавна рассматривалось в Китае как исходный пункт всей китайскойлитературы . Особое место среди этих источников занимает книга ''Лунь-юй''-- ''Изречения'', составленная учениками Конфуция уже после его смерти . Онасостоит главным образом из отдельных афоризмов ,которые начинаются словами''Учитель сказал ...''. В этих афоризмах мы можем найти мысли сходные с мыслями античныхфилософов, например мысли об идеальном правителе и идеальном государстве :какими они должны быть? 2.1 ...Кто правит согласно добродетели, Подобен северной звезде: Стоит на своем месте В кругу других созвездий. 4.10 ...Благородный муж Ничего не разрешает И не запрещает в Поднебесной А соизмеряется со справедливостью Правление -- это: 12.11 ...когда будет государем государь, Слугой слуга, Отцом отец, И сыном сын. 12.17 ...есть исправление. Кто же посмеет не исправиться, Когда исправитесь вы сами? 13.6 ...Когда ведешь себя ты правильно, То за тобой пойдут и без приказа; Когда же ты ведешь себя неправильно, То не послушают, хоть и прикажут. 13.10 ... Когда бы власть в стране принадлежала добрым людям, Они в течении ста лет могли бы победить жестоких И отменить казни. Т.е. идеальный правитель должен быть справедливым , стремиться к добру,тогда и народ пойдет за ним ,как ''...склоняется трава вслед ветру .'' .Пословам Конфуция ,на месте государя должен стоять человек , которому отрождения положено править. Правитель должен быть такой , чтобы ''...былирады те, что близко ,и приходили те, что далеко.'' Также мы можемвстретить мысли об идеальном государстве: ''...Если богатство распределить равномерно, то не будет бедных , еслив стране установить гармонию , то население не будет казаться малочисленным.Если же народ будет находиться в состоянии покоя ,то государству не будутгрозить никакие опасности ''. Но самое главное ,по мнению Конфуция , этото, что народ должен верить своим ''управляющим, иначе государству неустоять''. Большая часть афоризмов , приведенная в хрестоматии, относится кочень интересным жизненным поучениям и правилам: 8.13 ...Всегда будь искренним , люби учиться, Стой насмерть, совершенствуй путь... Стыдись быть бедным и убогим, когда в стране есть путь; Стыдись быть знатным и богатым, когда в ней нет пути. 4.14 …Не печалься о том ,что нет места, А заботься о том ,чем себяутвердить; Не печалься о том,что никто не знает тебя , А стремись быть тем, кого могут знать. 15.29 ... Человек может сделать путь великим , Не путь делает великимчеловека. Представляют большой интерес некоторые философские афоризмы Конфуция,которые имеют жизненную ценность вплоть до настоящего времени: 15.28 ...Что ненавидят все, то требует проверки. Что любят все, тотребует проверки. 15.30 ...Лишь та - ошибка ,что не исправляется. 17.3 ...Не происходит изменений лишь с высшей мудростью, И низшейглупостью. Все эти афоризмы дают некоторое представление о характеремировосприятия Конфуция , становиться ясно, почему его учение нашло столькомного последователей. Однако они не могут дать полное представление об этом, влиятельнейшем учении древности . Труд Конфуция «Лунь юй» (Изречения). «Лунь юй» - «Изречения» - наиболее надежный памятник, передающийвоззрения Конфуция, аутентичность которого не оспаривается специалистами.Конфуций (ср. кит. – Кун Фу-цзы, т.е учитель Кун) жил в VI-V вв. до н.э.Основное в его учении – социально-этический аспект, опирающийся наавторитет древности. Конфуций разделяет людей на три этические категории:цзинь-цзы, жэнь, и сяо жень. Цзюнь-цзы – благородный муж, совершенный человек, обладающийчеловеколюбием и чувством долга. Сяо жэнь – маленький человек или человек смаленькой буквы, Жэнь – средний человек, потенциально могущий стать либотем, либо другим. Основой правил поведения людей, по мнению Конфуция, должно быть сяо –сыновья почтительность, которая вместе с любовью к старшим братьям являлосьосновой человеколюбия. Управление государством и обществом базируется на «ли», правилах,приобретших функцию закона. Для того, чтобы поддержать управление,основанное на правилах поведения, Конфуций выдвинул требование «обисправлении имен», т.е. о соответствии слов реалиям, тем самым привестидействительность в надлежащий порядок. Согласно учению Конфуция, идеальные правила существовали только вдревности, поэтому именно тогда в Поднебесной царил порядок. На этот«золотой век», в прошлое ориентировал мыслитель свою модель государства. Во II в. до н.э. при императоре У-ди принципы конфуцианства быликанонизированы, сам же Конфуций был обожествлен. При династии Тан текст«Лунь юй» вместе с другими конфуцианскими текстами был выбит на каменныхстеллах. Каждый образованный китаец был обязан знать текст «Лунь юй» наизусть,а затем руководствоваться им в течении всей своей жизни. Основные принципы учения Конфуция К тридцати годам созрели основные этико - философские концепциибудущего учения Конфуция. 1. Концепция жень ("гуманность", "человеколюбие") и ли ("правила","этикет"). Ли провозглашалось высшим проявлением жень. Эти два компонентаотражали воззрения Конфуция на государственное устройство и социальнуюорганизацию общества. 2. Суть второй концепции - "быть преданным, (честным) сановником,почитать правителей". Она охватывала целый комплекс проблем, связанных ссистемой управления и прежде всего с нормами взаимоотношения главыгосударства и чиновничества. 3. Третья концепция известна как "следование среднему пути" (чжунюн) или "учение о середине", которым Конфуций предостерегает от увлечениякрайностями. 4. Рассуждая о проблеме власти, Конфуций считал, что все дела должнырешаться на основе принципа справедливости, т.е., по существу соединилвоедино такие отдаленные понятия, как "власть" и "справедливость". 5. Пятая концепция касается отношения человека к той вере, которуюон исповедует:" Будь непреклоненно верен нашему учению, старательноовладевай им; рискуя жизнью, оберегай его".Куан Ямин отмечает, что всядальнейшая жизнь Конфуция явилась наглядным примером непрелоннойприверженности этой доктрине. 6. К этому времени сформировались его начальные представления о ВолеНеба, пока еще непоследовательно выразившие его критическое отношение кповсеместно распространненой тогда вере в духов. Нетрудно заметить, что большинство концепций было связано с проблемойуправления государством и обществом. Это вполне отражало ситуацию всложнейший переходный период в истории Китая и в социально-экономическом ив политическом плане. Учение Конфуция о государстве. Учение Конфуция не содержит главы, специально посвященной устройствугосударства, как нет разделов о человеке, либо об обществе. Конфуцианскуюмодель приходится реконструировать по отдельным суждениям. Его пониманиегосударственного устройства еще более ценно потому, что он сам был нагосударственной службе и как мы это уже видели служба эта была успешной. НоКонфуций не видит государство в отдельности от общества и единичногочеловека. Все его Учение в этой области взаимосвязано. Некоторые еговысказывания носят иносказательный характер и, поэтому, не могут бытьвосприняты однозначно. Это может исказить суть Учения, как она былаискажалась китайской бюрократией на протяжение многих веков. Согласно разработанной Конфуцием схемы государственного устройствауправление государством и обществом базировалось на ли("правилах") им онпредавал большое значение. Правила по сути устанавливали морально-этические основы жизничеловека, общество и государства в целом. Значение ли весьма объемно. Сюдавходят и жень("человеколюбие") и прежде всего любовь к ближнему, сяо -сыновья почтительность, уважение к старшим и подчинение им, честность иискренность; постоянное стремление к внутреннему совершенству, вежливость идр. Причем жан (вежливости) он считал важным элементом в государственномуправление. "Учитель сказал: "Можно ли управлять с помощью вежливости невозникнут ли трудности? Но если не придерживаться вежливости в управление,то будут ли существовать правила?!".Вежливость по - сути означала верностьритуалам и на политическом уровне служила своего рода политическойкультурой. Почтение к старшим и любовь к ближнему в равной степениотносилось как к семье в отдельности, так и к государству в целом, гдеправитель становился главой "семейства". Идея заключалась в том, чтобыввести древнекитайские традиции в рамки государственного закона. Но законтот должен был быть условным, потому что мы знаем как Конфуций относился кфа цзя (логистам), выступавшим за насаждение закона силой. В своем УчениеКонфуций большое значение возлагал на внутрисемейные отношения. "Еслинаставлять народ путем введения правления, основанного на законе,поддерживать порядок угрозами, то народ станет боятся наказаний и потеряетчувство стыда. Если наставлять народ введением правления, основанного наиспользование правил, то в народе появится стыд и он станет послушным." Для того, чтобы создать правила, которые бы оставались жизнеспособнымив течение долгого времени Конфуций предлагал использовать принцип"хе"(гармония, борьба противоположностей). "Правила надо создавать черездостижение единство через разногласия". Большое внимание он уделял "главе семейства", чей образ был тщательноинтегрирован в ли как один из основных ее элементов. Для Конфуция и егоУчения было очень важен личный пример в реализации правил. Цзынь-цзы("совершенно мудрый") по Конфуцию носитель правил, не должен находится вотдаление от государственного правления, а должен наоборот быть активнымчленом общества и государственным мужем. Именно на образе цзынь-цзыоснована идея государственного правления с помощью ли. Еще раз надо сказатьо роле личного примера в реализации Учения. "Если правитель любит ли, тоникто из народа не посмеет быть непочтителен; если правитель любитсправедливость, то никто из народа не посмеет не последовать ему; еслиправитель любит искренность, то никто из народа не посмеет скрыть своичувства". В роле правителя у Конфуция должен выступать цзынь-цзы. В своих суждениях о государстве он выделял два социальных слоя:управляющие и управляемые. Под управляющими он понимал цзынь-цзы как"благородного чиновника". Но это не значит, что только аристократы моглибыть такого рода чиновниками, но он также допускал и приток "новой крови"из других социальных групп. Но в общем он хотел, чтобы "пахари возделывализемлю, а способные управлять управляли". Представление о "благородномчиновнике" Конфуций как обычно раскрывает на конкретном примере. "Учительсказал о Цзы Чане(самый выдающийся дипломат и политик Древнего Китая):"Онобладает четырьмя дао(сферы деятельности, направления в деятельности,качества) благородного мужа: в своих поступках он проявляет чувствосамоуважения, находясь на службе вышестоящих, он проявляет чувствоответственности, воспитывая народ проявляет чувство доброты, используянарод проявляет чувство справедливости". Теперь попробуем расшифроватьзначения этого высказывания. Первым по важности из всех дао цзынь-цзы Конфуций считает личнуюнезависимость, т.к. это выделяет личность от общей массы. Второе определяетцзынь-цзы как человека уважающего принцип подчинения вышестоящему, болеестаршему. Это делает систему управления государством более надежной. Два последних касаются взаимоотношений "благородного чиновника" снародом. Третье дао - воспитание народа, т.е. воплощение в жизнь одной изважнейших составных частей Учения Конфуция. Сановник, если он истинный"благородный муж", должен быть учителем народа, т.е. должен воздействоватьна него только добротой и личным примером, а если он начнет опираться назакон (как логист), то это будет не воспитание народа, а народ потеряетсыновья чувства к такому правителю (чиновнику), а сам он перестает бытьконфуцианцем. Четвертое дао - использование народа. Речь идет о том, каким образом,какими методами следует использовать народ на государственных повинностях(трудовых, воинских), какую налоговую политику проводить, как вершить суд.Во всей этой сфере контактов с народом претендент на звание цзынь-цзыдолжен всегда исходить из принципа и (справедливости). Только сочетаниечетырех перечисленных дао дает в итоге право называться цзынь-цзы. Также для получения права называться цзынь-цзы надо быть человеком ввысочайшей степени образованным. Это условие Конфуция произвело на светкульт знания в Китае. Конфуций тем самым открыл путь в цзынь-цзы для всех,обладающих стремлением и упорством в получение знаний (т.к. дляземледельцев не по средствам было получать образование, то аристократиябыла единственным источником пополнения чиновничества в Китае). Возвышение правителя в государстве осуществлялось путем знамений Неба(культ которого тогда зарождался в Китае) и проводилось чиновниками и изчиновников (если они были цзын-цзы). Бюрократия, являясь носителем ли вгосударстве получила в конфуцианстве своего верного покровителя, и дало ейправо на законное (легитимное) свержение не устаивающего их правителя (этимбюрократия часто пользовалась), путем выгодного для себя толкования правилили природных явлений. "Благородный муж (правитель) боится трех вещей веления Неба, великихлюдей и совершенномудрых". Тем самым правитель постоянно находился подугрозой "совершеннмудрых", которые по своему произволу могли сделать изправителя изгоя. Но с другой стороны и правитель наделялся по Конфуцию жень(человеколюбием). И, по словам Конфуция, "только обладающий человеколюбиемпо-настоящему любить [кого-нибудь из] людей, и ненавидеть [кого-нибудь из]людей". Эта часть трактовалась правителями ханьского периода следующимобразом, что правитель имеет уникальное в государстве право казнить имиловать, кого сочтет нужным. Нетрудно заметить, что рассуждения о "благородном муже" на примере ЦзыЧаня имеют самое непосредственное отношение к представлениям Конфуция огосударственном устройстве и об обязанностях высшей администрации.Воззрения эти носили очевидный утопический характер: по конфуцианскоймодели государства чиновники и правитель обязаны, прежде всего, заботится облаге государства и народа, и для которых доверие народа высшее достояние. У Конфуция также существовало несколько концепций по истинномуправлению. Двумя наиболее известными являются концепция "исправление(упорядочение) имен" и "правитель должен быть правителем". По сути, втораяесть прямое следствие первой. "Исправление имен» - одно из важнейших положений Конфуция о принципахуправления государством. Если вспомнить момент в биографии Конфуция, когдавейский правитель предложил Конфуцию пост своего верховного советника, тобудет ясно, в чем суть этого принципа. Напомню, тогда сын правителя Вейизгнал с помощью интриг своего отца и сам стал царствовать. Чтобывосстановить доверие к власти он призвал к себе Учителя, который в то времянаходился в том царстве на высокий пост, но Конфуций (хоть и очень желаяполучить столь высокий пост) демонстративно отказал ему. Вейский правительдля Учителя - человек, дважды нарушивший его основной принцип: он не тольконе "истинный правитель", но и не "истинный сын". А само Вей неблагополучнои названия не имеют под собой опоры. Это государство вскоре можетразвалится из-за нравственного опустошения и государственного разложения.Чтобы предотвратить такой ход событий Конфуций предлагает пересмотретьназвание и привести их в соответствие с нормой его Учения. "Правитель, должен быть правителем" надо понимать в сочетании спредыдущим принципом, т.к. они комплексно отражают главную мысль Конфуцияоб "истинном правление". Государь должен быть мудрейшим из совершенномудрыхи, следовательно, в силу своей мудрости и приверженностью ли долженобладать народной любовью и признательностью. В общем, конфуцианская концепция государства была очень популярна вКитае на протяжении многих веков. Под ее знаменем Китай объединился. На ееоснове было создано и плодотворно существовало ханьское государство, еепринципы, будучи не столь безобидными, в сочетание с принципами логистов,как это уже было показано на примере их использования в личных целях, темне менее, смогли обеспечить стабильное существование Поднебесной империи. Конфуцианство до сих пор является одной из крупнейших мировых религийи предметом исследования современных политологов, теологов, философов,лингвистов, историков и искусствоведов всего мира. Даосизм Даосизм - философское учение, основоположником которого по традициисчитают Лао-цзы, жившего в конце VII - начале VI в, до н. э. Достоверныхсведений о нем история не оставила. Его жизнь и деяния овеяны всевозможными легендами. В короткой биографии Лао-цзы, помещенной в "Исторических записках"Сыма Цяня (II в. до н. э.), он назван уроженцем царства Чу. Его имя Ли эр,прозвище Дань. Он якобы служил архивариусом при чжоуском дворе ивстречался с Конфуцием. Однако сведения о нем настолько отрывочны ипротиворечивы, что среди ученых-историков вообще нет уверенности вреальности этого лица. По значению и популярности. Лао-цзы считают вторым после Конфуцияфилософом Китая. Его учение изложено в знаменитом трактате "Даодэцзин",что означает "Книга пути и добродетели". O появлении этой книги существует много легенд. Приведем одну из них.Лао-цзы решил совершить путешествие на черном быке через горный проходХаньгу в западной части нынешней провинции Хэнань. Однажды его слуга Сюй-цзы отказался сопровождать философа дальше, требуя уплаты жалованья - посто монет в день за все время служ бы. Поскольку они путешествовали ужедвести лет,слу ге причиталась огромная сумма. У Лао-цзы, понятно, денегне оказалось; тогда слуга пожаловался на него смотри- телю заставы. Философобъяснил, что нанял слугу с условием, что уплатит ему чистым золотом лишьпосле прибытия в страну Аньси. А столь долго Сюй-цзы служит потому, что,желая предохранить слугу от разрушительно- го действия времени, философ далему талисман бессмертия. После объяснения со смотрителем заставы Лао-цзы позвал слугу к себеи, выразив недовольство его поведением, приказал ему наклонить голову. Тут-то изо рта слуги выпал на землю талисман с написанными на нем киноварьюсловами. Как только это случилось, слуга упал бездыханным и превратился вскелет - законы природы, приостановленные на двести лет, немедленновступили в свои права. Пораженный увиденным, смотритель заставы стал умолять Лао-цзывернуть жизнь слуге, обещая расплатиться с ним своими деньгами. Философсжалился, взял талисман и бросил его на скелет слуги - кости тотчас жесоединились, обросли плотью, и через минуту слуга встал, не подозревая, чтос ним происходило. Расставаясь со смотрителем заставы, Лао-цзы оставил краткоеизложение своего учения - до той поры никому не известную книгу "Дао дэцзинь", а сам на своем черном быке продолжил путь на запад. "Даодэцзин" - небольшой трактат в двух частях - содержит основнуюсуть философского учения Лао-цзы. Если судить по языку и стилю, этоттрактат был создан пример- но в IV - III вв. до н. э. За долгие века даосизм вызвал много разноречивых толкований, о немсуществует огромная литература. Мы, разумеется, имеем возможностьпознакомить читателя с этим учением только в самых общих чертах. Главная категория философского даосизма - дао (путь) -понимается как всеобщий закон природы, как первопричина всего сущего,как источник всех явлений материальной и духовной жизни. Дао являет собой как бы обобщенное понятие о закономерностях развития мира. Все, чтосуществует, говорится в "Даодэцзине", произошло от дао, чтобы затем,совершить кругооборот, снова в него вернуться. Дао не толькопервопричина, но и конечная цель и завершение бытия. Дао недоступно чувственному восприятию: то, что можно услышать,увидеть, ощутить, понять,- это не дао. Ни кто не создал дао, но всепроисходит от него и возвраща ется к нему. Однако все, что порождает дао,проявляется через дэ (добродетель), поэтому если дао - это всеобщаясущность мира, то дэ - ее проявление в действительности. Задача человека - познать дао, встать на путь "естественности",под которой имеется в виду "гармония мира" - слияние человека с природой.Социальная несправедливость в обществе рассматривается как одно изнарушений гармонии. Своеобразным выражением протеста против социальнойнесправедливости является отшельничество и аскетизм, иначе говоря - возвратк "естественности", Отшельники - даосы во все времена уединялись на лоноприроды и стремились слиться с нею для постижения "гармонии мира". Большое место в книге "Даодэцзин" уделено принципу "недеяния",который предписывает человеку отказаться от всякой деятельности, невмешиваться активно в жизнь - она должна развиваться естественно, как бысама собою. Конфуций верил в могущество человеческой природы, котораявсегда останется на правильном пути, если должным образом будетнаправлена воспитанием. Лао-цзы же считал, что человеческая природаостанется непорочной, будучи предоставлена самой себе Этот тезис и явилсяосно- вой доктрины "недеяния". Дао-цзы порицал стремление к образованию, утверж- дая, чтонародом "легче управлять тогда, когда он глуп". В древние времена,говорится в "Даодэцзине", "умевший служить дао не просвещал народ, аделал его глупым. Трудно управлять народом, когда у него много знаний.Поэто- му управление страной при помощи знаний - враг страны, а без ихприменения - счастье страны". Заботой людей всех времен, сетует Лао-цзы, было "со хранение тела иудовлетворение чувств" в ущерб духовному развитию. Однако все внешнееи чувственное обманчи во скоропроходяще. Мудрецу нет необходимостиобобщать чувственный опыт, он может познать истину, законы природы иобщества разумом, созерцанием, не прибегая к изучению фактов. "Невыходя со двора,- поучал Лао- цзы ,- мудрец познает мир. Не выглядываяиз окна, он ви-дит естественное дао. Чем дальше он идет, тем меньше по-знает. Поэтому мудрый человек не ходит, но познает. Не видя вещей, онназывает их"). Чрезмерное возвышение универсального абстрактного законамироздания (дао) и отрыв его от материальной основы жизни, созерцательноеотношение к окружающей действительности, непомерное преувеличение ролирационального элемента и третирование чувственного элемента в познании -эти идеалистические черты в учении Лао- цзы заложили основы дляперерождения даосской философии в религию. Вместе с тем многие исследователи справедливо усматривают в постулатахдаосизма (в частности, в его признании борьбы противоположных начал вприроде) элементы наивного материализма и диалектики. В "Даодэцзине" идея единства противоположностей выражена такимисловами: "Когда в Поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным,появляется и безобразное. Когда все узнают, что доброе является добрым,возникает и зло. Потому бытие и небытие порождают друг друга, трудное илегкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокоеи низкое взаимно определяются, звуки, сливаясь, приходят и гармонию,предыдущее и последующее следуют друг за другом". «Дао де дзин» «Дао де дзин – основополагающее произведение философии даосизма. Потрадиции этот трактат приписывается легендарному философу Лао-Дзы (VI-V вв.до н.э.). Объем произведения относительно невелик – оно состоит из 81параграфа, имеющих жанровое сходство с афоризмами. Основная мысль этого трактата посвящена дао, центральному философскомупонятию даосизма. В дао заключается основные представления последователейэтого учения о природе общего. Дао – это общая сущность всех единичныхвещей и явлений, это всеобщее первоначало, это смысл человеческого бытия,это всеобъемлющий закон. Основные характеристики дао – естественность инедеяние – означают невмешательство в самосущие процессы природы, а такжеотражаются на социально-экономическом аспекте философии даосизма в видеуправления недеянием и мудростью простоты. Конкретными проявлениями дао в мире является дэ – гарант осуществлениядао, коррелят имманентности его миру. Поскольку дао есть во всех вещах иявлениях, то любое отношение к миру расценивалось даосами как полноценныйисточник проникновения в дао. Даоской философии присущи, во-первых, аксиологическая относительность,во-вторых, преодоление трагического мироощущения, свойственного мируединичного. Даоский мудрец, постигая сущность всех вещей и явлений,приобретает комфортное мироощущение, преодолевая трагизм. В-третьих,даосизм декларирует невербализуемость даоской истины. Воззрения, изложенные в трактате «Дао де дзин», оказали огромноевлияние на последующие развитие философии в Китае. 1. Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное Дао. Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя. Безымянноеесть начало неба и земли, обладающее именем - мать всех вещей. Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [Дао], акто имеет страсти, видит его только в конечной форме. Оба они (безымянноеи обладающее именем) одного и того же происхождения, но с разныминазваниями. Вместе они называются глубочайшими. [Переход] от одногоглубочайшего к другому - дверь ко всему чудесному. 14. Смотрю на него и не вижу, а поэтому называю его невидимым. Слушаю егои не слышу, поэтому называю его неслышимым. Пытаюсь схватить его и недостигаю, поэтому называю его мельчайшим. Не надо стремиться узнать обисточнике его, потому что это едино. Его верх не освещен, его низ незатемнен. Оно бесконечно и не может быть названо. Оно снова возвращаетсяк небытию. И вот называют его формой без форм, образом без существа.Поэтому называют его неясным и туманным. Встречаюсь с ним и не вижу лицаего, следую за ним, и не вижу спины его. Придерживаясь древнего Дао, чтобы овладеть существующими вещами, можнопознать древнее начало. Это называется принципом Дао. 17. Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что онсуществует. Несколько хуже те правители, которые требуют его любить ивозвышать. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех теправители, которых народ презирает. Поэтому, кто не заслуживает доверия,не пользуется доверием [у людей]. Кто вдумчив и сдержан в словах, успешносовершает дела, и народ говорит, что он следует естественности. 33. Знающий людей благоразумен. Знающий себя просвещен. Побеждающийлюдей силен. Побеждающий самого себя могуществен. Знающий достаток богат. Кто действует с упорством, обладает волей. Кто не теряет свою природу,долговечен. Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. 40. Превращение в противоположное есть действие Дао, слабость естьсвойство Дао. В мире все вещи рождаются в бытии, а бытие рождается внебытии. 42. Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают всесущества. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуютгармонию. Люди не любят [имена] "одинокий", "сирый", "несчастливый". Между темгуны и ваны этими именами называют себя. Поэтому вещи возвышаются, когдаих принижают, и принижаются, когда их возвышают. Чему учат люди, тому обучаю и я: сильные и жестокие не умирают своейсмертью. Этим я и руководствуюсь в своем обучении. 43. В Поднебесной самые слабые побеждают самых сильных. Небытие проникаетвезде и всюду. Вот почему я знаю пользу от недеяния. В Поднебесной нетничего, что можно было бы сравнивать с учением, не прибегающим к словам, ипользой от недеяния. 51. Дао рождает [вещи], Дэ вскармливает [их]. Вещи оформляются, формызавершаются. Поэтому нет вещи, которая не почитала бы Дао и не ценила быДэ. Дао почитаемо, Дэ ценимо, потому что они не отдают приказаний, аследуют естественности. Дао рождает [вещи], Дэ вскармливает [их], взращивает их, воспитываетих, совершенствует их, делает их зрелыми, ухаживает за ними, поддерживаетих. Создавать и не присваивать, творить и не хвалиться, являясь старшим, неповелевать - вот что называется глубочайшим Дэ. 8. Высшая добродетель подобна воде. Вода приносит пользу всем существами не борется [с ними]. Она находится там, где люди не желали бы быть.Поэтому она похожа на Дао. [Человек, обладающий высшей добродетелью, так же как и вода,] долженселиться ближе к земле; его сердце должно следовать внутренним побуждениям;в отношениях с людьми он должен быть дружелюбным; в словах должен бытьискренним; в управлении [страной] должен быть последовательным; в делахдолжен исходить из возможностей; в действиях должен учитывать время.Посклоьку [он], так же, как и вода, не борется с вещами, [он] не совершаетошибок. 5. Небо и земля не обладают человеколюбием и предоставляют всем существамвозможность жить собственной жизнью. Совершенномудрый не обладаетчеловеколюбием и предоставляет народу возможность жить собственной жизнью. Разве пространство между небом и землей не похоже на кузнечный мех ?Чем больше [в нем] пустоты, тем дольше [он] действует, чем сильнее [в нем]движение, тем больше из него выходит [ветер]. Тот, кто много говорит, часто терпит неудачу, поэтому лучше соблюдатьмеру. 16. Нужно сделать [свое сердце] предельно беспристрастным, твердосохранять покой, и тогда вещи будут изменяться сами собой, а нам останетсялишь созерцать их возвращение. [В мире -] большое разнообразие вещей, но[все они] возвращаются к своему началу. Возвращение к началу называетсяпокоем, а покой называется возвращением к сущности. Возвращение к сущностиназывается постоянством. Знание постоянства называется [достижением]ясности, а незнание постоянства приводит к беспорядку и [в результате] кзлу. Знающий постоянство становится совершенным; тот, кто достигсовершенства, становится справедливым; тот кто обрел справедливость,становится государем. Тот, кто становится государем, следует небу. Тот,кто следует небу, следует Дао. Тот, кто следует Дао, вечен и до концажизни не будет подвергаться опасности. Литература: 1. Переломов Л.С."СЛОВО КОНФУЦИЯ", ТПО "ФАБУЛА", МОСКВА,1992. 2. Малявин В.В. "КОНФУЦИЙ","МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ", МОСКВА,1992. 3. Хрестоматия по философии: Учеб. Пособие для вузов. В 3 ч. Ч. 1. – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 448 с. 4. «Беседы и рассуждения Конфуция» СПб, «Кристалл» 2001 5. А.А. Маслова «Мистерия Дао». Мир «Дао де цзина. М.: «Сфера» 1996 г.




Похожие:

Культура Древнего Китая iconКультура древнего Китая
Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а...
Культура Древнего Китая iconКультура Древнего Китая

Культура Древнего Китая iconМетодические рекомендации по их подготовке Раздел «Художественная культура Древнего мира». Тема Традиционная китайская культура
Художественная культура Китая (философские, литературные, архитектурные памятники; синтез поэзии, каллиграфии и живописи)
Культура Древнего Китая iconИстория теоремы Исторический обзор начнем с древнего Китая
Исторический обзор начнем с древнего Китая. Здесь особое внимание привлекает математическая книга Чу-пей. В этом сочинении так говорится...
Культура Древнего Китая iconРеферат по Философии Тема: «Древневосточная философия» Содержание. 1 Специфика философии древнего Китая и древней Индии. 3 1 Специфика философии древнего Китая. 3
В древнем Китае мифология была развита слабо. Древние китайцы были для этого слишком практичными людьми
Культура Древнего Китая iconРелигия Древнего Китая. Конфуций и его учение мопо рфргпу им. С. ЕсенинаКафедра культурологииРефераттема:"Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение"Выполниластудентка 1 курсаотделения журналистикиТворогова Е. В

Культура Древнего Китая iconЭротика Древнего Китая
Китайская культура много и серьезно занималась проблемами пола и сексуальности как в литературно-художественном. Так и в религиозно-философском...
Культура Древнего Китая iconСписок тем рефератов по дисциплине «Культура Китая»
Доктринальное влияние западной культурной традиции на традиционную культуру Китая
Культура Древнего Китая iconМ. В. Петрова Восточная преднаука (преднаука древнего Египта, преднаука Междуречья, преднаука Древней Индии, преднаука Древнего Китая). Охарактеризовать основные черты преднауки и исторически первые отрасли научног
Восточная преднаука (преднаука древнего Египта, преднаука Междуречья, преднаука Древней Индии, преднаука Древнего Китая). Охарактеризовать...
Культура Древнего Китая iconФилософия Древнего Китая

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы