Античный мир в трагедиях Еврипида Ипполит и Сенеки Федра icon

Античный мир в трагедиях Еврипида Ипполит и Сенеки Федра



НазваниеАнтичный мир в трагедиях Еврипида Ипполит и Сенеки Федра
Дата конвертации03.07.2012
Размер197.26 Kb.
ТипРеферат
Античный мир в трагедиях Еврипида Ипполит и Сенеки Федра


Министерство образования Украины Запорожский государственный Университет Факультет Иностранной филологии Кафедра Зарубежной литературы Курсовая работа на тему:_____Античный мир в трагедиях Эврипида «Ипполит» и Сенеки «Федра» Выполнила Бехтеева Светлана Владимировна ст. группы _______________________________________________ Руководитель доцент_____________________Эмирсуинова Н.К. Нормоконтролер___________________________________________ Запорожье 1999 Содержание 1. задание на курсовую работу 1 2. РЕФЕРАТ 1 3. Введение 2 4. сравнительный анализ трагедий 9 5. взгляды поэтов на проблемы современности 12 5.1 трактовка религии и богов в произведениях еврипида "ипполит" и сенеки "федра"; 5.2 ипполит – "человек добра"; судьба смертного в руках богов; 5.3 ФЕДРА – СТЕПЕНЬ ТРАГИЗМА ОБРАЗА В ОБОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ; 5.4 ГЛАВНЫЙ ВОПРОС ПРОИЗВЕДЕНИЙ – "ЧТО ЕСТЬ ЗЛО ?" 6.выводы 19 7.Список использованной литературы 219 ЗАДАНИЕ для курсовой работы студентки Бехтеевой Светланы Владимировны 1. Тема работы Античный мир в трагедиях Еврипида «Ипполит» и Сенеки «Федра» 2. Время сдачи студентом законченной работы _________ 3. Исходные данные к работе Тексты произведений Сенеки и Еврипида, литературоведческие и философские работы, посвященные данной проблеме. 4. Перечень вопросов, которые следует рассмотреть 1.Сравнительный анализ трагедий. 2.Трактовка религии и богов в произведениях Еврипида «Ипполит» и Сенеки «Федра». 3.Понятие «человека добра» и судьба смертного в руках богов. 4.Трагизм образа Федры в трагедиях Еврипида и Сенеки. 5.Осознание вопроса «Что есть зло?» авторами рассматриваемых трагедий. 5. Дата выдачи задания________________________________ РЕФЕРАТ текст курсовой работы 19 с., 8 источников. Объектом исследования в данной работе являются тексты художественных произведений Еврипида ( «Ипполит»), Сенеки («Федра», «Письма к Луцилию»), биографические источники и философские тезисы.Целью работы является изучение проблемы литературных традиций античностичерез исследование частных примеров художественно-философских мировЕврипида и Сенеки. В ходе исследования предполагается решить следующиезадачи: - Установить основные особенности и различия в манере написания произведения греческим и римским авторами; - Выявить степень социального влияния и исторический базис обеих трагедий и творчества данных авторов в целом; - Найти первопричину различных подходов авторов к проблемам, поднятым в произведениях; - Осуществить самостоятельный анализ межтекстовых связей и различий, их зависимости от социального окружения авторов.Методы исследования – метод системного анализа и сопоставительный.Научная новизна данной работы состоит в попытке выявить прямую зависимость исторического базиса, социального окружения и взглядов двух авторов античности, Сенеки и Еврипида, их подходам к современным им проблемам и сюжету одного и того же древнего мифа в частности.Область применения – преподавание литературы, философии.
ЧЕЛОВЕК ДОБРА, ТРАГИЗМ ОБРАЗА, ИСТОРИЧЕСКИЙ БАЗИС, СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ, СТОИЦИЗМ, «НОВЫЙ» СТИЛЬ, ПОЛИСНАЯ СИСТЕМА, РОК, ПРОВИДЕНИЕ. Введение Сквозь века, из глубокой античности, приходят к нам героимифологичеслих сюжетов, сохраняя свои нравы, обычаи, саьобытность. Но,проходя через призму времени и расстояния, меняются их основные идеи,частично характеры, взгляды и сама суть их поступков. Не есть исключением исюжет, в котором Федра, жена афинского царя Тесея (Фесея), влюбилась всвоего пасынка Ипполита. Отвергнутая им, она кончает жизнь самоубийством,опорочив при этом Ипполита и обвинив его в покушении на ее честь. Так этотсюжет был использован великим греческим трагиком Эврипидом, Сенекой,римским мастером «нового стиля», и Расином в его произведении «Федра»,написанном в лучших традициях французского классицизма(1677 г.). Конечно, каждое произедение есть детищем не только своего автора, но,и народа, социального положения в обществе, политического строя,существовавшего на тот момент, и, нередко, только зарождающихся новыхпомыслов и веяний, как это было с произведением Эврипида «Ипполит». Так вот найти различия и пидибия в произведениях Эврипида и Сенелипричины их возникновения и степень влияния общественного мнения иокружающей действительности на них – наша задача. На мой взгляд, корни темы, идеи каждого произведения и причины,побуждающие на это автора, стоит искать в его происхождении, образовании,образе мыслей и ддействия и окружающей действительности. Обособление личности и критическое отношение к тмифу – обе этитенденции нового мировоззрения находились в резком противоречии сидеологическими основами трагедии Эсхила и Софокла; тем не менее ониполучили свое первое литературное воплощение в пределах трагического жанра,оставшегося ведущей отраслью аттической литературы V в.[1,710] Новые течения греческой общественной мысли нашли отклик впроизведениях Эврипида – третьего великого поэта Афин. Драматическое творчество Эврипида протекало почти одновременно сдеятельностью Софокла. Эврипид родился около 406 г. первые его пьесы блипоставлены в 455 г., и с этого времени онб в течении почти целого полувека,был самым видным соперником Софокла на Афинской сцене. Успеха усовременников он достиг не скоро; успех был не прочным. Идейное содержаниеи драматургические новшества его трагедий встречали резкое осуждение уконсервативной части афинян и служили предметом постоянных насмешек комедииV в. Свыше двадцати раз он выступал со своими произедениями на трагическихсостязаниях, но афинское жюри за все это время присудило ему всего лишьпять призов, последний раз уже посмертно. Зато впоследствии, в периодразложения полиса и в элиистическую эпоху, Эврипид стал любимым трагическимпоэтом греков. Наиболее достоверные биографические источники рисуют Эврипидауединенным мыслителем – книголюбом. Он был обладателем довольнозначительного книжного собрания. В политической жизни Афин он не принималактивного участия, предпочитая досуг, посвященный философским илитературным занятиям. Этот непривычный для граждан полиса образ жизнинередко приписывался у Эврипида даже мифологическим героям.[1,289] Кризис традиционной полисной идеологии и поиски новых основ и путеймировоззрения нашли в трагедии Эврипида очень яркое и полное отражение.Уединнный поэт и мыслитель, он чутко откликался на животрепещущие вопросысоциальной и политической жизни. Его театр представляет собой своеобразнуюэнциклопедию умственного движения Греции во второй половине V в. В произведениях Эврипида ставились разнообразные проблемы,интересовавшие греческую общественную мысль, излагались и обсуждались новыетеории, античная критика называла Эврипида философом на сцене.[2,395].Однако, он не являлся сторонником какого-либо философского учения, и егособственные взгляды не отличались ни последовательностью, ни постоянством. Немаловажно для нас, что отрицательное отношение вызывает у Эрипидаагрессивная внешняя политика демократии. Он – –афинский патриот и врагСпарты. Эврипиду чужды философские взгляды римского общества. Сенека, как и Эврипид, был сыном своего государства, и это повлияло нахакрактер его произведения «Федра», как и на все его творчество. Структураимперии, созданной Августом («Принципат»), продержалась свыше 200 лет послесмерти его основателя, вплоть до кризиса III в. Военная диктатура оказаласьединственной государственной формой, в которой античное общество,разъедаемое противоречиями рабста, могло продолжать свое существоание послераспада полисной системы. При всей видимости расцвета очень скоро стали проявляться симптомынаступающего разложения рабовладельческой системы. Именно в Италии резчевсего обнаруживаются признаки хозяйственного упадка,[3,28] но в то время,как эономический упадок только надвигался, общетвенный и моральный упадокримского общества был уже налицо. Всеобщему бесправию и утрате надежды навозможностьлучших порядков соответствовала всеобщая апатия и деморализация.Основная масса населения требовала лишь «хлеба» и «зрелищ». И государствосчитало своей прямой обязанностью удовлетворить эту потребность. Раболепство, откровенная погоня за материальными благами, ослаблениесоциальных чувств, непрочность семейных уз, безбрачие и падение рождаемости– характерные черты римского общества I в. На этом грунте уровень римской литературы понижается, и отдельныеблестящие исключения не меняют общей картины. Характерная черта«серебряного века» –появление большого числа провинциалов в сределитературных деятелей. В частности, Испания, старейшая и культурно наиболеевыросшая из романизированных западных провинций, дала целый рядзначительных писателей–Сенека, Лукан, Квинтилиан и прочие.[4,407] Стиль,создававшися «декламаторами» времени Августа, получил наибольшеераспространение в середине Iв. Писатели Iв. называют его «новым » стилем, вотличие от «старинного» стиля Цицерона, чьи длинные речи, философскиерассуждения, строго уравновешенные периоды казались теперь вялыми искучными. Литературные традиции «азианизма» нашли благодарную почву в Рименачала I в. с его жаждой блеска, стремлением к гордой позе и погоней зачувственно-яркими впечатлениями.[5,378] лучший мастер «нового» стиля всередине Iв. –– Луций Анней Сенела. Родился в Испании, в городе Кордубе, новырос в Риме. Сенека получил образоварие в духе новой риторики и раширилего философскими знаниями. В молодости он увлекался свежими философскимитечениями, а в 30-х годах занялся адвокатской деятельностью и попал всенат. Но, пройдя круги ада политических интриг, взлетов и падений, онотдалился от двора и занялся литературной и философскй деятельностью. Философские взгляды Сенеки, как и Эврипида, не отличаются нипоследовательностью, ни постоянством. Размышления егососредоточены вокругвопросов душевнойжизни и практической морали. Философия – лекарство длядуши; познание окружающего интересует Сенеку преимущественно с религиозно-этической стороны, как средство познания слитого природой божества («Чтоесть бог? душа вселенной») и для очищения души от ложных страхов,[4,415] ав логических исследованиях он видит лишь бесплодное умствование. Подобно большинству своих современников, Сенека любит яркие краски, иему лучше всего удаются картины пороков, сильных аффектов, патологическихсостояний. Он неотступно придерживается лозунгов «нового» стиля –«страстность», «стремительность», «порывность». В коротких заостренныхфразах Сенеки, насыщенных образными противопоставлениями, «новый» стильполучил наиболее законное выражение. На этом стилистическом искусстве былаоснована огромная литературная популярность Сенеки,[1,724] и именно этихарактерные особенности прослеживаются в его трагедии «Федра». Таким образом, большое временное разделение, жизнь в государствахразного политического устроя, разные общественные философии, окружавшиегреческого и римского трагиков, их жизненные оказали большое влияние на ихподходы к сюжету, теме и идее античного мифа. Главная задача данной работы– ответить на вопросы: - сравнительный анализ трагедий Сенеки и Эврипида; - трактовка богов и религии, как философских взглдов на бытие; - Федра–главная героиня, трагизм ее судьбы; - Ипполит–судьба человека в руках богов; - главные вопросы произведений «Ипполит» и «Федра»–«Что есть зло?», «В чем его причины?». сравнительный анализ трагедий Наряду с критикой традиционного миросозерцания в творчестве Эврипидаотражен характерный для периода кризиса полиса огромный интерес к отдельнойличности и ее субъективным стремлениям ему чужды монументальные образы,высоко вознесенные над обыденым уровнем, как воплощение общеобязательныхнорм.[1,312] Он изображает людей с индивидуальными влечениями и порывами,страстями и внутренней борьбой. Отображение динамики чувства и страстиособенно характерно для Эврипида. Он впервые в античной литературеотчетливо ставит психологические проблемы, в особенности раскрытие женскойпсихологии. Значение творчества Эврипида для мировой литературы – преждевсего в создании женских образов. Благодарный материал для изображениястрастей Эврипид находит, используя тему любви. Особенно интересна в этомотношении трагедия «Ипполит». Миф об Ипполите – один из греческих вариантовсюжета о коварной жене, которая клевещет перед мужем на целомудренногопасынка, не пожелавшего разделить ее любовь. Федра, жена афинского царяФесея, влюблена в молодого юношу Ипполита, страстного охотника и почитателядевственной богини Артемиды, избегающего любви и женщин. ОтвергнутаяИпполитом, Федра несправедливо обвиняет его в попытке обесчестить ее.Исполняя просьбу разгневанного отца, бог Посейдон посылает чудовищногобыка, который нагоняет страх на коней Ипполита, и он гибнет, разбившись оскалы. В произведении Сенеки внешние формы старой греческой трагедии осталисьнеизмененными – монологи и диалоги в обычных для трагедии стиховых формахчередуются с лирическими партиями хора, в диалоге не принимают участиябольше трех действующих лиц, партии хора делят трагедию на пять актов. Ноструктура драмы, образы героев, самый характер трагического становятсясовершенно иными. Трагедия Сенеки выглдит более упрощенной. Идейная сторонагреческой пьесы не была актуальной для Сенеки. Эти вопросы у негоустранены, но не заменены никакой другой проблематикой. Там, где Эврипиддает почувствовать сложную драму отвергнутой женщины. Борьбы междуискушением страсти и сохранением чести: И щеки горят от стыда…возвращаться К сознанью так больно, что кажется, лучше, Когда б умереть я могла, не проснувшись. (Федра, «Ипполит») Сенека перенолсит центр тяжести на мстительную ярость отвергнутойженщины. Образ стал более однотонным, но зато в нем усилились моментысознательной, волевой целеустремленности: «Стыд не покинул душу благородную. Я повинуюсь. Направлять нельзя любовь, Но можно победить. Не запятнаю я Тебя, о слава. Выход есть из бед: пойду За мужем. Смерть предотвратит несчкстье.» (Федра, «Федра») Количество действующих лиц уменьшилось, и само действие стало проще. Трагедия Сенеки риторична: роль прямо воздействующего слова возрастаетв них за счет опосредованно воздействующего изображения действия. Бедностьвнешнего драматического действия и даже внутреннего психологическогодействия бросается в глаза,[4,416] высказывается все, за словами героя нетникакого остатка, который требует иного, несловесного выражения, тогда какЭврипид выражается намеками, боясь, очевидно, навлечь на себя угрозу.Трагедия написана по античному обычаю, на мифологическую тему; Сенекаинтересно использует лишь один мифологический намек, который создаетбогатую смыслом ассоциацию, непосредстенно связанную с сюжетом драмы. В«Федре» – между преступной любовью героини к ее пасынку и любовью ее материк быку. Это создает дополнительный смысл, делает более интенсивными деталисюжета, – но, конечно, замедляет общее движение. Другая причина статичности трагедии Сенеки – в характере ееисполнения. По-видимому, она никогда не предназначалась для постановки насцене. А исполнялась только в виде рецитации–публичного чтения вслух.Нагнетание жестоких подробностей должно было компенсировать ослабленноеощущение трагизма обычного сюжета. Все знали, как погибнет Ипполит, но,если у Эврипида описание его гибели занимает неполных 4 строки, то Сенекапосвящает этому 20строк, в которых «разрываемая плоть» (у Эврипида)превращается в «терзаемое острыми каменьями лицо», «тело, разорванноевпившимся в пах острым суком», «терновые шипы, раздирающие полуживую плоть,так что на всех кустах висят окровавленные клочья». Третья причина «бездейственности» трагедии–в ее философской установке.Предлагая нам свой мифологический сюжет, он старается как можно скореевзойти от частного события к общему поучительному правилу. Каждая ситуацияв трагедии Сенеки либо обсуждается в общих терминах, либо дает поводвысказать общую мысль.[5,384] Как и Эврипид, Сенека старался внести в произведение собственноевидение проблемы. Писал он так не ради моды, а потому, что это позволялоему создать ощущение внелитературности, разговорности, интимности, живойзаинтересованности. Это приближало его к читателю. взгляды поэтов на проблемы современности Четкую позицию занимает Эврипид по отношению к традиционной религии имифологии. Критика мифологической системы, начатая ионийскими философами,находит в лице Эврипида решительного последователя. Он часто подчеркиваетгрубые черты мифологического придания и сопровождает критическимизамечаниями. Так в трагедии «Электра» в уста хора он вкладывает такиевысказывания: «Так рассказыают, но мне трудно этому поверить… Мифы, наводящие страх на людей, Доходны для культа богов.» Многочисленные возражения ввызывает у него нравственное содержаниемифов. Изображая традиционных богов, он подчеркивает их низменные страсти,капризы, произвол, жестокость по отношению к людям.в «Ипполите» Афродитаявно выражает свое отношение к людям и подтверждает мысль Эврипида: «Того, кто власть мою преемлет кротко, Лелею я, но если предо мной Гордиться кто задумает, тот гибнет.» Прямое отрицание народной религии было невозможным в условияхафинского театра: пьеса не была бы поставлена и навлекла бы на автораопасное обвинение в нечестии. Эврипид поэтому ограничиваетс намеками,выражениями сомнения.[4,54] Его трагедия построена таким образом, чтовнешний ход действия приводит как будто к торжеству богов, но зрителювнушается сомнение в их нравственной правоте. «Если боги совершают позорныепоступки, то они не боги». Это подчеркнуто уже в прологе, из которогозритель узнает, что катастрофа Федры и Ипполита является местью Афродиты.Ипполита богиня ненавидит за то, что он ее не почитает. Но при этом должнапогибнуть невинная Федра. «Не настолько я ее жалею, Чтобы сердца не насытить Паденьем ненавистников моих…»говорит Афродита в прологе. Эта мстительность, приписываемая Афродите, –один из обычных у Эврипида выпадов против традиционных богов.Покровительствующая Ипполиту Артемида появляется в конце трагедии, чтобыоткрыть Фесею правду и утешить Ипполита перед смертью; оказывается, она немогла своевременно прийти на помощь своему почитателю, так как «меж боговобычай–наперекор друг другу не идти». В произведениях же Сенеки, прежде всего момент воли, тоестьответственного выбора жизненного провидения, вступал в противоречие состоическим фатализмом – учением о роке как о неодолимой цепи причинно-следственных связей. Поэтому Сенека предпочитает другое стоическое жепонимание рока – как воли миросозидающего божественного разума. В отличиеот человеческой воли, эта божественая воля может быть только благой: богпечется о людях, и воля его есть провидение. Но если провидение благо, тоот чего людская жизнь полна страданий? Сенека отвечает: бог посылаетстрадания с тем, чтобы закалить человека добра в испытаниях–только виспытаниях можно выявить себя, а значит и доказать людям ничтожностьневзгод[6,69] «Ты выдержишь…Ты одолеешь смерть… А мне, увы! Киприда Страдания оставила клеймо…»- говорит Тесей в произведении Эврипида «Ипполит». И это объединяет взглядыавторов произведений. Самый благой выбор–принятие воли божества, пусть дажесуровой: «…великие люди радуются невзгодами, как храбрые воины битве»[i]. Как часть божественной воли человек добра воспринимает и смерть.Смерть предустановлена мировым законом и потому не может быть безусловнымзлом. Но и жизнь не есть безусловное благо: она ценна постольку, посколькув ней есть нравственная основа. Когда она исчезает, то человек имеет правона самоубийство. Так бывает, когда человек оказывается под гнетомпринуждения, лишается свободы выбора. Он указывает на то, что нельзяуходить из жизни под влиянием страсти, но разум и нравственное чувстводолжны подсказать, когда самоубийство являет собой наилучший выход. Икритерием оказывается этическая ценность жизни – возможность иполнять свойнравственный долг. Это взгляд Сенеки. Таким образом, в вопросе о самоубийстве Сенека расходится справоверным стоицизмом потому, что наравне с долгом человека перед собойставит долг перед другими. При этом в расчет берутся и любовь, ипривязанность, и прочие эмоции- те, которые последовательный стоик отвергбы как «страсти».[5,381] Стремление Эврипида к максимальному правдоподобию трагедийногодействия видно в психологически-естественных мотивировках поведенияперсонажей. Кажется, что поэту претит всякая сценическая условность. Дажесама форма монологов, речи без собеседников. При таком «бытовизме» трагедийЭврипида участие в их действии не подвластных земным законам богов,полубогов и всяких чудодейственых сил кажется особенно неуместным. Но ужеАристофан порицал Эврипида за негармоническое смешение высокого с низким,Аристотель упрекал его за пристрастие к приему «бог из машины», состоявшемув том, что развязка не вытекала из фабулы, а достигалась появлениембога.[7,154] Показывая в «Ипполите» гибель героя, самоуверенно противящегося слепойсиле любви, он предупреждал об опасности, которую таит в себе для норм,установленных цивилизацией, иррациональное начало в людской природе. И еслидля развязки конфликта ему так часто тебовалось неожиданное появлениесверхъестественных сил, то дело тут не просто в неумении найти болееубедительный композиционный ход, а в том, что поэт не видел в современныхему реальных условиях разрешения многих запутанных человеческих дел. Центральные образы Сенеки- люди огромной силы и страсти, с волей кдействию и страданию, мучители и мученики. Если они храбро погибли, надо непечалиться, а желать себе самим той же твердости; если же не проявили всерти мужества, они не настолько ценны, чтобы горевать о них: «Я неоплакиваю ни радостного, ни плачущего; первый сам утер мои слезы, второйслезами достиг того, что он не достоин слез».[3,29] В трагической эстетикеСенеки сострадание отступает на второй план. И это есть производное изобщественной морали римлян этой эпохи. Сравнивая образы Эврипида и Сенеки, приходим к выводу, что образыпоследнего стали более однотонными, но зато в них усилились моментыстрастности, сознательной волевой целеустремленности. «Что может разум? Правит, побеждая, страсть, И вся душа во власти бога мощного…»– восклицает в своем монологе Федра Сенеки. Количество действующих лиц уменьшилось, и само действие стало проще.Патетические монологи и нагнетание страшных картин – основные средства длясоздания трагического впечатления. Трагедия Сенеки не ставит проблем, нерешает конфликта. Драматург времени Римской империи, он жефилософ-стоик,ощущает мир как поле действия неумолимого рока, которому человек можетпротивопоставить только величие субъективного самоутверждения, готовностьвсе претерпеть и, в случае надобности, погибнуть. Результат борьбыбезразличен и не меняет ее цкнности: при такой установке ход драматическогодействия играет лишь второстепенную роль и оно протекаетобычнопрямолинейно, без перепетий. В отличи от римлянина Эврипид большое внимание уделяет вопросамфсемьи. В афинской семье женщина была пчти затворницей. «Для афинянина, –говорит Энгельс, – она действительно была, помимо деторождения, не чеминым, как старшей служанкой. Муж занимался своими гимнастическимиупражнениями, своими общественными делами, от участия в которых жена былаотстранена». При таких условиях брак был бременем, обязаннрстью поотношению к богам, государству и собственным предкам. С разложением полисаи ростом индивидуалистических тенденций это бремя стало ощущаться оченьостро[6,23] персонажи Эврипида размышляют о том, следует ли вообще вступатьв брак, иметь детей. Особенно резкой критике подвергается системагреческого брака со стороны женщин, которые жалуются на свое замкнутоесуществование, на то, что браки осуществляются по сговору родителей, беззнакомства с будущим супругом, на невозможность уйти от постылого мужа. Квопросу о месте ж в семье Эврипид неоднократно возвращается в трегедию,вкладывая в уста действующих лиц самые разнообразные мнения. Образ Фердыбыл использован консервативными противниками Эврипида для того, что создатьему репутацию «женоненавистника». Однако, он относится к своей героине сявным сочувствием, и, кроме того, женские образы его трагедий отнюдь неисчерпываются фигурами типа Федры. Конфликт между поздней страстью Федры и строгим целомудрием ИпполитаЭврипид изобразил дважды. В первой редакции после гибели Ипполитаобнаруживалась его невинность, Федра кончала жизнь самоубийством. Трегедияэта показалась публике безнравственной. Эврипид счел необходимым новуюредакцию «Ипполита», в которой образ героини был смягчен. Только втораяредакция (428 г.) дошла до нас целиком. Картина любовных мучений Федрынарисована с большой силой. Новая Федра томится от страсти, которую онатщательно пытается побороть: чтобы спасти свою честь; она готовапожертвовать жизнью: «И щеки горят от стыда… возвращаться К сознанию так больно, что кажется, лучше, Когда б умереть я могла, не проснувшись». Лишь против ее воли старая кормилица, выпытав тайну своей госпожи,открывает эту тайну Ипполиту. Отказ вомущенного Ипполита заставляет Федруосуществить план самоубийства, но теперь уже сохранить свое доброе имя спомощью предсмертной клеветы на пасынка. Федра-обольстительница первойтрагедии превращается в Федру-жертву. Эврипид жалеет женщину: она сталазаложницей собственного положения жены мужа-завоевателя, заложницейсобственных чувств и душевной болезни, переходящей в телесную. Тогда, какФедра Сенеки только упоминает о своем бессилии перед «душевной болезнью»: «Нет, надо мной любовь одна лишь властвует…»и борется со своим положением решительными методами; Федра Эврипидавынуждена нести бремя мученицы и после смерти. Артемида обещает это Тесею: «… Я, Я отомщу одной из стрел моих, Которые не вылетают даром». В античности обе редакции Ипполита пользовались большой популярностью.Римлянин Сенека в своей «Федре» опирался на первую редакцию Эврипида. Этобыло естественно для современных ему потребностей читателей. И именно этообъясняет некоторую жестокость произведения. Вы в поле собирайте труп растерзанный, - (о теле Ипполита) А этой яму выройте глубокую: Пусть голову земля гнетет преступную. (Тесей, «Федра») Именно «Федра» Сенеки с сохранившимся вторым изданием «Ипполита»послужила материалом для «Федры» Расина, одной из лучших трагедийфранцузского классицизма (1677 г.). Как мы видим, разница между образом Федры у Эврипида и Сенекизаключается в динамике чувств героини, глубине ее образа, силе характера иволе, Эврипид показал глубину и неоднозначность чувств, мягкость и страх.Римлянин же нарисовал женщину целеустремленной; объяснил ее недуг семейныминаклонностями. Это объясняется современными им взглядами и подходами. Образ Ипполита был использован обоими авторами, чтобы раскрытьотношение богов к смертным. И пусть Эврипидовская богиня все же является кюноше, чтобы утешить его, однако, она ничем не может ему помочь, ибо против«своих» боги не идут. И как бы то ни было, оба трагика открывают истинныйсмысл религии и поклонения богам. Таким образом, Сенека, как и Эврипид, уклоняется от прямого ответа навопрос, откуда зло в мире, но тем решительнее, он отвечает на вопрос,откуда зло в человеке: от страстей. Все в мери благо, а во зло обращаетлишь человеческое «бешенство», «безумие». «Болезнью» называет своюненависть и свою любовь Федра. Худшая из страстей – гнев, из негопроистекают дерзость, жестокость, бешенство; любовь также становитсястрастью и ведет к бесстыдству. Страсти следует искоренять из души силойразума, иначе страсть полностью овладеет душой, ослепит ее, ввергнет вбезумие. Монолог аффекта у Федры – это попытка понять себя. Изменениячувств подменяется самыонаблюдением и самоанализом, эмоциональнойвоздействие – столь свойственным Сенеке интересом к психологии страсти. Ноисход один: «Что может разум?» - восклицает Федра, и в этом восклицании –вся глубина провала между доктриной морализирующего рационализма ижизненной реальностью, где «страсти» определяют судьбы не только отдельныхлюдей, но и всего римского мира. выводы Римляне всегда относились к поэзии практически. От поэтического словатребовали пользы, и Сенека был в этом смысле истинным римлянином. Эврипидже был более силен в критике, чем в области положительных выводов. Он вечноищет, колеблется, путается в противоречиях. Ставя проблемы, он частоограничивается тем, что сталкивает между собой противоположные точкизрения, а сам уклоняется от прямого ответа. Эврипид склонен к пессимизму.Вера в силы человека у него поколеблена, и жизнь иногда представляется унего капризной игрой случая, перед лицом которой можно лишь смириться. С изображением сильных аффектов, с пафосом мук мы сталкиваемся вхудожественном творчестве Сенеки. Особенности, отличающие его от аттическихтрагедий V в. до н. э., не всегда должны рассматриваться как нововведения,принадлежащие исключительно Сенеке или его времени; в них отложилась всяпозднейшая история трагедии в греческой и римской литературе. Но на тотпериод взгляды Луция Анней Сенеки изменили саму концепцию римской трагедиипо сравнению с греческой. Греческая трагедия не была трагедией характеров,а – трагедией положений: герой ее «не отличается ни добродетелью, ниправедностью, и в несчастие попадает не из-за порочности и подлости, а всилу какой-то ошибки».[5,396] В римской трагедии место «ошибки» занимаетпреступление (гибель Ипполита как пример). Причина этого преступления –страсть, победившая разум, а главный момент – борьба между разумом истрастью. Пройдет полторы тысячи лет, и эта борьба между разумом и страстьюстанет основным мотивом новоевропейской трагедии Возрождения и классицизма. Таким образом, сопоставив произведения Эврипида «Ипполит» и «Федра»Сенеки, рассмотрев их философские взгляды, современные им школы и течения,мы пришли к выводу, что произведения, написанные по одному и тому жесюжету, имеют различные идеи, а значит и различные подходы авторов к общемувопросу. Из изложенных в работе примеров видно, что каждое произведениеотображает политическую и социальную ситуации страны на данном этапе,полностью характеризует отношение автора к этому. Образование же ивоспитание поэта накладывают отпечаток на стиль и отношение его к героям,их поступкам. Данная работа помогла нам открыть глубину вопросов, раскрываемыхпоэтами античного мира, отношение римлян и греков к таким вопросам, какотношение к религии и поклонение богам, отношение к семье и вопросы морали,а также причину зла и роль рока в судьбах людей. Было интересно узнать освоеобразном подходе поэтов античности к некоторым вопросам интимной жизниих современников и нормы морали, установленные античным обществом. Авторпостарался полностью осветить вопросы, касающиеся данной темы и выразитьсобственное мнение по данной теме. Список использованной литературы 1. Античная драма / Под редакцией И.В.Абашидзе, И.Айтматов и др. – М.: Художественная литература, 1970. – 765 с 2. Античная Греция. Проблемы полиса / Под редакцией Е.С.Голубцова и др. – М.: Наука, 1983. – 383 с. 3. .Нравственные письма к Луцилию. Трагедии / Под редакцией С.Аверинцева, С.Апта и др. – М.: Художественная литература, 1986. – 544 с. 4. Тронский И.М. История античной литературы. – М.: Высшая школа, 1988. – 867 с. 5. Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. – М.: Высшая школа, 1971. – 454с. 6. Античная древность и средние века. Проблемы идеологии и культуры / Сборник научных трактатов / Под редакцией М.А.Поляковская и др. – Свердловск: УрГУ, 1987. – 152[2] с. 7. Лосев А.Ф., Сонкина Г.А., Тахо–Годи А.А.. Античная литература. – М.: Художественная литература, 1980. – 492 с. 8. Мифологический словарь / Под редакцией Е.М.Метелинского. – М.: Советская энциклопедия, 1991. – 736 с. Министерство образования Украины Запорожский государственный Университет Факультет Иностранной филологии Кафедра Зарубежной литературы Курсовая работа на тему:_____Античный мир в трагедиях Эврипида «Ипполит» и Сенеки «Федра» Выполнила Бехтеева Светлана Владимировна ст. группы _______________________________________________ Руководитель доцент_____________________Эмирсуинова Н.К. Нормоконтролер___________________________________________----------------------- Запорожье 1999




Похожие:

Античный мир в трагедиях Еврипида Ипполит и Сенеки Федра iconАнтичный мир в трагедиях Эврипида «Ипполит» иСенеки «Федра»
...
Античный мир в трагедиях Еврипида Ипполит и Сенеки Федра iconСодержание Введение Федра в трагедии Еврипида «Ипполит» Федра в трагедии Сенеки Федра у Овидия Заключение Список использованной литературы Введение
Мировая литература богата произведениями, в которых авторы раскрывают человеческие чувства, показывают психологизм отношений между...
Античный мир в трагедиях Еврипида Ипполит и Сенеки Федра iconЖенщины в трагедиях Еврипида («Медея», «Ипполит»)
Художественное своеобразие поэм Гомера (система образов, основные черты поэтики)
Античный мир в трагедиях Еврипида Ипполит и Сенеки Федра iconАнтичный мир. Древняя Греция Античный мир. Древняя Греция
Крито-микенская цивилизация, существовавшая на территории Греции в III-II тысячелетиях до н э., была создана не греческими (не эллинскими)...
Античный мир в трагедиях Еврипида Ипполит и Сенеки Федра iconАнтичный мир (по курсу Россия в мировой истории) ([Учебно-методическое пособие])

Античный мир в трагедиях Еврипида Ипполит и Сенеки Федра icon«Государственный университет – Высшая школа экономики»
Введение. Понятие о традиционных литературных системах. Античный мир. Античная поэзия
Античный мир в трагедиях Еврипида Ипполит и Сенеки Федра iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Введение. Понятие о традиционных литературных системах. Античный мир. Античная поэзия
Античный мир в трагедиях Еврипида Ипполит и Сенеки Федра iconЛитература для специальности 032401. 65 «Реклама» подготовки специалиста
Введение. Понятие о традиционных литературных системах. Античный мир. Античная поэзия
Античный мир в трагедиях Еврипида Ипполит и Сенеки Федра iconПрограмма дисциплины Литература и литературная критика для специальности 032401. 65 «Реклама» подготовки специалиста
Введение. Понятие о традиционных литературных системах. Античный мир. Античная поэзия
Античный мир в трагедиях Еврипида Ипполит и Сенеки Федра iconЗвучит песня «Священна война»
У времени есть своя память – история, и потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы