Безработица в РФ icon

Безработица в РФ



НазваниеБезработица в РФ
страница1/3
Дата конвертации03.07.2012
Размер269,25 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3
Безработица в РФ


Безработица в РФ


Содержание.
Введение 3
Глава 1
Занятость и безработица в России. 4
1.1 Сущность безработицы. 4
1.2 Понятие полной занятости 5
1.3 Занятость и безработица в России: особенности
российского рынка труда. 6
Глава 2
Социальная политика государства. 11
2.1 Переход рабочей силы на новые места. 11
2.2 социальная помощь безработным. 13
2.3 Пособие по безработице 14
2.4 Безработица в Кузбассе. 16
Заключение 18
Расчетная часть. 19
Список использованной литературы. пппп
Введение.
В 1933 году, в разгар великой депрессии, каждый четвёртый был безработным. 39 млн. человек имели работу, а 12 млн. – хотели, но не могли её найти. Растрата человеческих ресурсов была поразительной. Память о страданиях тех, кто в 30-е жил годами без работы, доминировала в экономической политике и представлениях об экономике в течении почти целого полстолетия, последовавшего за этим. Безработица повсюду рассматривалась как нечто, что следует избегать любой ценой.
Однако в последние 20 лет начал формироваться новый, принципиально иной взгляд на безработицу. В рамках этого нового подхода считается, что безработные, ищущие работу, обычно не имеют её лишь на протяжении короткого отрезка времени. Многие из них ищут первую в своей жизни или лучшую по сравнению с предыдущей работу, тратя на поиски определённое время, чтобы не ошибиться с выбором. Исходя из этого безработица в основном отражает изменения, происходящие в динамичной экономике, а не растрату ресурсов, и, как правило, не является серьёзной проблемой. Реальные лишения испытывают лишь некоторые, но далеко не большинство безработных.
Одна из причин изменения отношения к безработице состоит в том, что послевоенная безработица никогда не приближалась к уровню безработицы времён Великой депрессии. И хотя после войны безработица дважды достигала весьма высокого уровня, самый значительный послевоенных пиков (10% в конце 1982 года) составлял меньше половины уровня 1933 года. Более того, до Великой депрессии, в 90-х годах прошлого века, а также в 1921 году уровень безработицы был больше самых высоких послевоенных отметок.
Попробуем, достаточно точно разобраться в том, что же такое безработица?
Глава 1
“Занятость и безработица в России”.
1.1 сущность безработицы.
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята в производстве товаров и услуг.
Важно подчеркнуть, что к безработным обычно относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших работу и предпринимающих попытку найти новую. Структура безработицы по её причинам включает четыре основные категории рабочей силы:
a) Потерявшие работу в результате увольнения;
b) Добровольно оставившие работу;
c) Пришедшие на рынок труда после перерыва;
d) Впервые пришедшие на рынок труда.
Соотношение этих категорий зависит, прежде всего, от фазы экономического цикла.
Среднемесячный уровень безработицы в течении данного года рассчитывается по формуле: , где
Lue- уровень безработицы, %;
UE- среднемесячная численность безработных;
LFc- численность гражданской рабочей силы.
Существует несколько концепций, трактующих феномен безработицы. В марксистской теории её обычно связывают с процессом накопления капитала, при котором потребность в живом труде растёт медленнее, чем в машинах и оборудовании. В западной экономической науке господствует точка зрения, согласно которой безработица в своей основе отражает экономическую целесообразность использования ресурсов, подобно тому, как, скажем, степень загрузки производственных мощностей отражает целесообразность и эффективность использования основного капитала. Об этом говорит так называемый естественный уровень безработицы, отражающей структурные диспропорции на рынке труда (между структурой спроса и предложения рабочей силы по квалификации, демографическим, географическим и иным критериям). К естественной безработице относят также так называемую фрикционную безработицу.. Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, в каждый данный момент некоторые работники оказываются в положении “между работами”. Одни добровольно меняют место работы. Другие ищут новую работу из-за увольнения. Третьи временно теряют сезонную работу. И есть категория работников, особенно молодых людей, которые впервые ищут работу. Когда все эти люди найдут работу или возвратятся на старую после временного увольнения, другие “искатели” работы и временно уволенные работники заменяют их в “общем фонде безработных”. Экономисты используют термин фрикционная безработица (она связана с поисками или ожиданием работы) в отношении работников, которые ищут работу или ждут получения работы в ближайшем будущем. Фрикционная безработица считается неизбежной и в какой-то мере желательной, т.к. многие рабочие, добровольно оказавшись “между работами”, переходят с низкооплачиваемой, малопродуктивной работы на более высокооплачиваемую, и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а следовательно, и больший реальный объём национального продукта.
Фрикционная безработица незаметно переходит во вторую категорию, которая называется структурной безработицей. Экономисты используют этот термин в значении “составной”. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, ранее не существовавшие, увеличивается. Возникает безработица, т.к. рабочая сила реагирует медленно и её структура полностью не отвечает новой структуре рабочих мест. В результате оказывается, что у некоторых рабочих нет таких навыков, которые можно быстро продать; их навыки и опыт устарели и стали ненужными из-за изменений в технологии и характере потребительского спроса.
Разница между фрикционной и структурной безработицей весьма неопределённа. Существенное различие состоит в том, что у “фрикционных” безработных есть навыки, которые они могут продать, а “структурные” безработные не могут сразу получить работу без переподготовки, дополнительного обучения, а то и перемены места жительства; фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная безработица более долговременная и поэтому считается более серьёзной.
Под циклической безработицей мы понимаем безработицу, вызванную спадом, т.е. той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растёт. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса.
1.2 Понятие полной занятости.
Для того, чтобы подчеркнуть социально-экономическую и демографическую стороны использования рабочей силы в экономической литературе применяют понятие “занятые” или “занятость населения”. Занятость как экономическая категория – это полезная деятельность трудоспособного населения в общественном производстве в процессе создания национального дохода. Занятость населения отражает степень участия трудоспособного населения в совокупном общественном труде, а предоставление всем желающим и способным трудиться такой возможности порождает представление полной занятости. однако в марксистской и буржуазной политэкономии понятие полной занятость населения трактуется неоднозначно.
Социалистическое общество объективно должно стремиться к достижению всеобщей или полной занятости населения. Поэтому полная занятость отражала соответствие между потребностью людей в работе, а общественном хозяйстве и наличием рабочих мест; не только в масштабе всей страны, но и по отдельным районам, городам и сельским поселениям. Следовательно социально-экономическое содержание полной занятости заключается в отсутствии резервной армии труда (безработицы), не находящей себе применение.
Напротив, буржуазные экономисты считают, в современных условиях рыночного хозяйства вообще не возможна полная или 100 % занятость рабочей силы. В их понимании полная занятость – это такое положение в экономике, при котором любые дополнительные инвестиции или расходы могут вызвать рост инфляции. Занятость считается полной при отсутствии циклической безработицы, которая образуется в результате спада производства и уменьшения спроса на рабочую силу. Отсюда полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Наоборот, по расчетам западных специалистов, при занятости на уровне 94-95 % рабочей силы достигается полная занятость трудоспособного населения, а 5-6 % составляет нормальный или естественный уровень безработицы в экономике страны.
Главное условие полной занятости – то, чтобы она была эффективной. Первоосновой эффективной занятости является рост производительности труда, определяемый как личностными характеристиками работника, так техническими, организационными и прочими условиями производства, которые будут ему созданы. Вознаграждение труда – одна из важных сторон эффективной занятости. эффективная занятость в условиях научно-технической революции, требует от работника небывалой концентрации профессионального умения, психологической нагрузки, гибкости и адаптивности, должна в тоже время давать личный доход, достаточный для поддержания других членов общества - его семьи, престарелых родственников и в более широком плане, всех трудоспособных членов общества. Другая ее сторона пропорциональный рост той доли национального дохода, которая идет на общественное потребление. Эти две стороны как бы характеризуют “результативный” аспект эффективной занятости. И, наконец, занятость должна быть рациональной, то есть соответствовать перспективным тенденциям экономического развития в эпоху научно-технической революции, а также передовой технологии. Реализация этих требований в ходе создания рыночной экономики может обострить ситуацию с занятостью в России.
1.3 Занятость и безработица в России: особенности российского рынка труда.
На фоне устойчивого увеличения числа лиц, которые обращаются в органы службы занятости (СЗ) за помощью в трудоустройстве, а также предприятий, заинтересованных в быстром и надежном заполнении вакансий при их содействии, по-прежнему сохраняется большой разрыв между показателями безработицы, рассчитываемыми Госкомстатом по методологии МОТ, и фиксируемыми СЗ. Большая часть граждан, теряющих работу, не имеет стимулов для регистрации статуса безработных.
Цель обследования, проведенного в 1996 году во Владимирской и Нижегородской областях в рамках проекта ACE TACIS “Структурная перестройка и безработица в России”, состояла в том, чтобы выяснить:
ü Существует ли у лиц, ищущих работу, стимулы для регистрации на бирже труда;
ü Способны ли службы занятости удовлетворить растущие потребности региональных рынков труда.
Анкета обследования включала два блока вопросов. Первый адресовался тем, кто посетил районные центры занятости обеих областей, второй – руководителям этих органов. В течение двух дней последней недели апреля 1996 г. были опрошены 75 руководителей центров занятости и 29,6 тыс. граждан, обратившихся в это время на биржи труда.
Основная гипотеза строилась на результатах предыдущих обследований , которые показали существенное сокращение занятости (35 % в среднем за весь период) при относительно не большем увеличении официального уровня безработицы. Уже тогда можно было предположить, что причина подобного несоответствия – недоучет реально безработных людей. Закон о занятости и другие нормативные документы позволяли это делать.
С 1996 года занижение уровня безработицы стало целенаправленным политикой российских государственных структур, вызванной, помимо политических целей, нарастающим дефицитом фондов занятости. В этих условиях чиновники пытаются решить проблему безработицы, занижая количество безработных и уменьшая размеры выплачиваемых пособий.
Согласно действующему Закону РФ “О занятости населения в Российской Федерации” безработные граждане имеют право на бесплатную профориентацию, профподготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости; выплату пособий по безработице, стипендий в период переподготовки; бесплатное медицинское освидетельствование при приеме на работу и направление на обучение и так далее. Причины для обращения в службы занятости могут быть разными: от желания получить статус безработного, направление на переподготовку или консультацию, до простого любопытства по поводу имеющихся вакансий. Поэтому расхождения между числом граждан, обратившихся в органы службы занятости, и числом граждан, получивших статус безработных, вполне естественно. Разрыв этот в 1993 году составлял 40 %, к 1997 году он сократился до 10 %.
Подобная динамика нуждается в объяснении. Ответы сотрудников СЗ, как правило сводятся к тому, что в эти 10 % попадают те, кто обратился просто за консультацией, либо те у кого еще не закончился десятидневный срок с момента первичной регистрации до получения статуса безработного. Результаты же опроса ставят подобные объяснения под сомнение, поскольку 94,2 % обратившихся в СЗ не имели работы; 3,2 % числились занятыми, но находились в длительных административных отпусках без оплаты (т.е. фактически были безработными).
Особенностью российского рынка труда является устойчивое преобладание уволившихся “по собственному желанию” и одновременное сокращение доли высвобождаемых работников, характерное для российского рынка труда в целом, наблюдалось в обеих обследованных областях. По формальным критериям к добровольно оставившим работу можно отнести 63,5% уволенных с промышленных предприятий за первую половину 1996 года; по данным же обследования районных центров занятости, в эту категорию попали 56 % не занятых зарегистрированных впоследствии в службах занятости и получивших право на пособие.
Но и это не все. Анализ причин увольнения зарегистрированных безработных показал, что из них лишь 20,5 % уволились по причинам, которые действительно можно квалифицировать как их “собственное желание”: переезд на другое место жительства, состояние здоровья и семейные обстоятельства, конфликт с руководством, неподходящий режим работы и т.п. Остальные 79,5% ушли с работы по так называемым экономическим причинам.
В таблице 1 представлены некоторые данные о работе СЗ.

регион

Обратились в органы СЗ

Стояло на учете в органах СЗ

Имели статус безработного

Имели статус безработного

При содействии органов СЗ

Нашли работу

Проходили переобучение

Участвовали в общественных работах

Оформлены на досрочную пенсию
 

Северо-Кавказский регион

27231

175490

156243

120272

16488

7650

4724

200
 

Краснодарский край

6367

40406

37736

34052

4459

3113

2075

103
 

Республика Адыгея

365

4376

4331

3782

153

46

61

7
 

Ставропольский край

4158

18584

14606

13691

2207

645

142

32
 

Карачаево-Черкесская республика

548

2289

2086

1955

362

50

44

3
 

Ростовская область

10371

22530

19702

18904

7979

3322

1941

7
 

Республика Дагестан

2200

54319

50212

25183

649

11

381

5
 

Карабардино-Балкарская Республика

1218

10458

9663

8474

270

232

73

27
 

Республика Северная Осетия Алания

1025

12181

9592

6442

395

188

7

5
 

Ингушская Республика

978

10350

8316

7790

16

42

1

0
 

Чеченская Республика

0

0

0

0

0

0

0

0
 

Уральский район

54646

295924

26101

249039

36474

15688

6631

340
 

Курганская область

3370

20487

19135

17313

2207

754

374

16
 

Оренбургская область

4418

9924

8484

8353

3647

1157

1166

16
 

Пермская область

5900

39676

35977

32856

4405

2213

739

24
 

Коми-Пермяцкий автономный округ

369

3331

3286

2938

236

42

132

1
 

Свердловская область

13198

68483

62227

56803

7877

1831

1399

98
 

Челябинская область

10573

37752

31614

30241

8505

2838

1656

9
 

Республика Башкортостан

9092

64853

60970

56602

4633

2804

857

99
 

Удмуртская республика

7726

51418

47410

43934

4965

4048

309

78
 

Западно-Сибирский район

39619

211273

183521

168004

21851

9503

4296

288
 

Алтайский край

9199

46969

36052

30530

4933

654

1808

10
 

Республика Алтай

836

5681

4482

3457

371

64

407

3
 

Кемеровская область

6502

33106

29783

29783

3034

1375

496

52
 

Новосибирская область

3947

19795

18089

17035

2275

1874

437

107
 

Омская область

3888

23917

21873

19605

2909

2229

544

12
 

Томская область

2501

19502

18446

15912

1137

406

116

37
 

Тюменская область

3065

17866

16487

16187

1900

1013

79

11
 

Ханты-Мансийский автономный округ

7262

31130

27367

25568

4151

1480

300

40
 

Ямало-Ненецкий автономный округ

2420

13307

10940

9928

1142

410

110

17
 

Восточно-Сибирский район

26689

169775

154205

132935

14337

6786

2250

117
 

Красноярский край

9225

63664

58543

51716

4554

2134

745

30
 

Республика Хакасия

1973

11695

10638

9492

1110

1036

136

19
 

Таймырский автономный округ

209

1199

1116

1008

79

18

4

3
 

Эвенкийский автономный округ

59

620

602

546

25

16

5

1
 

Иркутска область

8811

36549

32086

28861

5744

2448

901

22
 

Усть-Ордынский Бурятский автономный округ

463

1400

1218

1138

330

85

119

2
 

Читинская область

2876

30287

29306

22935

1624

493

36

3
 

Агинский Бурятский автономный округ

368

2227

1930

1547

42

78

26

1
 

Республика Бурятия

2056

16970

14808

12146

716

429

173

34
 

Республика Тува

652

5166

3959

3545

112

49

106

2
 

Дальневосточный район

23959

150877

127878

119332

11595

5473

2088

233
 

Приморский край

5591

42084

38358

35500

3232

1711

166

0
 

Хабаровский край

5801

38435

29995

29758

2456

1161

254

95
 

Еврейская автономная область

296

1431

1360

1346

177

83

23

2
 

Амурская область

3139

13833

12252

10711

2165

646

804

17
 

Камчатская область

1126

9192

8636

7418

474

215

2

43
 

Корякский автономный округ

176

1591

1583

1523

63

0

1

3
 

Магаданская область

1204

6242

5820

5309

447

129

25

14
 

Чукотский автономный округ

299

2049

1816

1571

132

15

4

0
 

Сахалинская область

3064

17634

15984

15131

1303

403

212

1
 

Республика Саха (Якутия)

3291

18385

12074

11066

1148

1110

598

58
 

Калининградская область.

1897

14145

12688

10274

941

1411

77

41
 
  1   2   3




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Безработица в РФ iconБезработица Содержание Введение Глава Анализ понятия «безработица»
Безработица выступает в качестве одной из фундаментальных макроэкономических категорий с современной экономической теории. Анализ...
Безработица в РФ iconКонтрольная работа по курсу "Экономическая теория" на тему : "Занятость и безработица"
Безработица это не просто отсутствие денег у человека, а одна из форм духовной смерти
Безработица в РФ iconБезработица в экономике России: сущность, причины, особенности Аннотация Сущность понятия «безработица»
Государственное регулирование и пути ее минимизации на современном этапе развития
Безработица в РФ icon«Безработица. Ее причины, формы и последствия»
Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием процессов, происходящих...
Безработица в РФ iconБезработица и ее типы. Особенности современной безработицы Безработица и ее типы. Особенности современной безработицы
Все это затрудняет изучение проблем рынка труда, усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы, поддержания...
Безработица в РФ iconОглавлени е. Введение 2 Сегодняшняя ситуация в области занятости населения. 4 Внутрифирменная безработица 8 Безработица 9 Государственная политика занятости 11 Заключение 15 Список литературы 17 введение
Становление системы эффективной занятости поступательный процесс овладения обществом искусством сопряженного управления, совокупностью...
Безработица в РФ iconБезработица. Ее определение. Причины ее роста. 4 Теоретическая сторона вопроса. 4
Даже во время нефтяного кризиса в США доля безработных составляла 9,4% от общего числа занятого населения. На 1989г во время переписи...
Безработица в РФ iconБезработица

Безработица в РФ iconБезработица

Безработица в РФ iconБезработица

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы