Конституционное право Италии icon

Конституционное право Италии



НазваниеКонституционное право Италии
Дата конвертации03.07.2012
Размер235.85 Kb.
ТипРеферат
конституционное право Италии


Тема: Конституционное право Италии. План & содержание:1. Введение………………………………………………………………32. Конституция Италии. общая характеристика……………………..33. Основы правового статуса личности……………………………….44. Правовое регулирование общественных объединений…………...75. Правовое регулирование непосредственно демократии………….96. Законодательная власть…………………………………………….107. Исполнительная власть……………………………………………..118. Судебная власть……………………………………………………..129. Итальянский федерализм…………………………………………..1310. Местное самоуправление и управление…………………………..1411. Заключение…………………………………………………………1412. Список используемой литературы………………………………...151. Введение Разработка Конституции Италии проходила в сложной обстановке.Учредительное собрание, которое должно было окончить свою работу 24 февраля1947 г., приняло Конституцию 453 голосами против 62 только 22 декабря 1947г. С 1 января 1948 г. она вступила в силу.2. Конституция Италии. общая характеристика действующей конституции. Одна из особенностей итальянской Конституции заключается в отсутствиипреамбулы. Конституция открывается вводным разделом "основные принципы",где содержатся наиболее общие, самые главные положения, характеризующиеконституционный строй Итальянской Республики. Здесь, в частности,содержится сформулированное в части первой ст. 1 общее определение Италиикак демократической республики, основанной на труде. Последнее, видимо,можно отнести к социалистическим идеологическим установкам, однако трудносказать, чтобы это могло значить. Согласно же части второй указаннойстатьи, суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его в формах ипределах, установленных Конституцией. В Конституции получили отражение практически все отношения междувнутренним и международным правом. Особого внимания заслуживает в этойсвязи положение ч.1 ст. 10, устанавливающее, что итальянский правопорядоксоответствует общепризнанным нормам международного права. С этим связана ист. 11, согласно которой "Италия отвергает войну как посягательство(strumento di offesa) на свободу других народов и как средство разрешениямеждународных споров; на условиях равенства с другими государствами онасоглашается на ограничение суверенитета, необходимое для порядка, которыйобеспечивает мир и справедливость между нациями; она содействует иблагопрепятствует международным организациям, стремящимся к этой цели". Эти нормы стали правовым основанием для вступления страны в Европейскиесообщества (в настоящее время - Европейский союз) и передачи им праварегулирования ряда вопросов экономического и отчасти социального характера.Положения ст. 10 и 11 оказались настолько широкими, что в Конституцииничего не пришлось менять и не понадобилось включать в нее новые нормы всвязи с углубляющейся интеграцией стран - членов Европейского союза (послеподписания 7 февраля 1992 г. Маастрихтских соглашений более чем половинегосударств - членов Европейского союза пришлось вносить поправки в своиконституции).
В Конституции нашлось место и для традиционных норм, имеющихотношение к международному праву, - о порядке объявлении войны иратификации международных договоров (последний в значительной мере имеетсвоим источником соответствующие положения ст. 5 Альбертинского статута1848 г.3). После вводного раздела об основных принципах следует часть первая,озаглавленная "права и обязанности граждан". Значение этой частиподчеркивается тем немаловажным обстоятельством, что она охватывает 54статьи. Однако четыре раздела, составляющие эту часть, посвящены, каквытекает из их заголовков, не только правам и обязанностям, но и отношениям- соответственно гражданским, этико-социальным, экономическим,политическим. Вторая часть регулирует устройство республики. В ее составвходят разделы о Парламенте (с подразделами о палатах и озаконотворчестве), о президенте республики, о Правительстве (с подразделамио Совете министров, о публичной администрации и о вспомогательных органах),о магистратуре (с подразделами о судоустройстве и о правилахсудопроизводства), об областях, провинциях и коммунах, о конституционныхгарантиях (с подразделами о конституционном суде и о пересмотре Конституциии конституционных законах). Вводный раздел и обе части Конституции содержат в общей сложности 139статей. Завершается Конституция переходными и заключительными положениями (с Iпо XVIII). По своему характеру некоторым из этих положений следовало бынаходиться в основной части акта (например, норме ст. XII о запрещениивосстановления в какой бы то ни было форме распущенной фашистской партии). По способу изменения Конституция Итальянской республики относится кчислу жестких. Процедура ее пересмотра, изложенная в ст. 138, содержит двепоследовательные стадии. Законы о пересмотре Конституции, как и другие конституционные законы,принимаются после двух последовательных обсуждений в каждой из палатПарламета, причем промежуток между обсуждениями должен составлять не менеетрех месяцев. При втором голосовании такие законы подлежат одобрениюабсолютным большинством состава каждой палаты…3. Основы правового статуса личности. Из 139 статей Конституции 54 непосредственно затрагивают права, свободыи обязанности человека и гражданина. В части первой "Права и обязанности граждан" в качестве субъектовконституционных прав, свобод и обязанностей указывается не только граждане,но также "все"5, "никто"6, "работник"7. Из этого можно сделать вывод, что втех статьях Конституции, где говорится о гражданах, они суть исключительныесубъекты соответствующих прав, свобод и обязанностей. На иностранных жеграждан и апатридов соответствующие нормы распространяются лишь постольку,поскольку это допускается законодательством. В Конституции о гражданстве почти ничего не говорится. Лишь ст. 22устанавливает общий принцип, согласно которому никто не может лишитьсягражданства по политическим мотивам. В остальном этот институт урегулированактами текущего законодательства. Основным актом до сих пор остается Закон об итальянском гражданстве1912 г., неоднократно изменявшийся (в 1934, 1977, 1983 гг.). статус гражданрегулируется и иными законами, например Законом о реформе семейного права1975 г. Итальянское гражданство приобретается и по праву крови, и по правупочвы. Гражданином Италии становится ребенок итальянского гражданина (правокрови), а также родившийся на итальянской территории, если его родители неизвестны или не имеют итальянского гражданства или гражданства другогогосударства или если ребенок не приобретает гражданства родителей-иностранцев по законам страны, гражданами которой они являются (правопочвы). И т. д. Некоторые условия позволяют иностранцу получить итальянское гражданствов упрощенном порядке. Также законодательство уделяет достаточно многовнимания регулированию гражданства при заключении брака и разводах, что,видимо объясняется большим количеством смешанных браков граждан Италии, атакже значительным числом проживающих в стране иностранцев. Что же касается правового положения иностранцев, то, согласно ч. 2 - 4ст. 10 Конституции, оно регулируется законом в соответствии смеждународными нормами и договорами. Раздел I части первой Конституции, посвящен гражданским отношениям.Раздел начинается со ст. 13, ч.1 которой провозглашает: "Личная свободанеприкосновенна". Далее: неприкосновенность жилища (ст. 14);неприкосновенны свобода и тайна переписки и любые другие формыкоммуникации. Согласно 16 статье, каждый гражданин может свободно передвигаться ипроживать в любой части национальной. Никакие ограничения не могутопределяться политическими мотивами. Каждый гражданин волен также покидатьтерриторию республики и возвращаться. Граждане имеют право собираться мирно и без оружия, - ст. 17. Длясобраний, включая проводимые в местах, открытых для публики,предварительного уведомления не требуется. В ст. 18 признается правограждан свободно, без разрешения объединяться в целях, которые не запрещеныиндивидам уголовными законами. Конституция (ст. 19) признает за всеми право свободно использовать своирелигиозные верования в любой форме, индивидуально или коллективно,пропагандировать их или отправлять культ частным или публичным образом,поскольку речь не идет об обрядах, противоречащих добрым нравам. Никто,согласно ст. 22, по политическим мотивам не может быть лишен не толькогражданства, о чем упоминалось выше, но и своей право- и дееспособности, атакже своего имени. Личные или имущественные повинности могут возлагаться только на основезакона, - гласит ст. 23 Конституции. В ст. 48 и 49 определены избирательные права итальянских граждан ипризнано право на объединение в партии. В ст. 50 Конституция управомочиваетвсех граждан направлять в палаты Парламента петиции с требованиямизаконодательных мероприятий или изложением общественных нужд. Все граждане обоего пола, согласно ст. 51, имеют доступ к публичнымдолжностям и выборным функциям на условиях равенства и согласнотребованиям, установленным законом. Защита Родины - священный долггражданина (ст. 52). Военная служба обязательна в пределах и в порядке,установленном законом. Согласно ст. 53, все обязаны участвовать в публичныхрасходах в соответствии со своими налоговыми возможностями. Налоговаясистема формируется на критериях прогрессивности. Наконец, все граждане обязаны быть верными республике и соблюдатьКонституцию и законы. Граждане, которым вверены публичные функции, обязанывыполнять их дисциплинированно и честно, принося присягу в установленныхзаконом случаях (ст. 54). Группа прав, свобод и обязанностей содержится в разделах части первойКонституции, посвященных этико-социальным и экономическим отношениям. Прежде всего следует упомянуть ст. 4 Конституции, согласно которойреспублика признает за всеми гражданами право на труд и способствуетсозданию условий, делающих это право эффективным. В ст. 36 итальянской Конституции"8, сказано что работник имеет право навознаграждение, соответствующее количеству и качеству его труда и во всякомслучае достаточное для обеспечения ему и его семье свободного и достойногосуществования. Указанная статья итальянской Конституции провозглашает правотрудящегося на еженедельный отдых и ежегодный оплачиваемый отпуск, причемотказаться от этого нельзя. Разработчики Конституции не забыли и про то, что в стране немалосоциальных проблем, включая безработицу и предусмотрели поэтому в ч. 4 ст.35 свободу эмиграции, кроме случаев, установленных законом в общихинтересах. В ст. 37 предусмотрены права для трудящейся женщины, которая заравный труд имеет право на такую же его оплату, как и трудящийся-мужчина.Право на равное вознаграждение за равный труд гарантируется инесовершеннолетним трудящимся. Каждому нетрудоспособному гражданину, лишенному средств ксуществованию, ст. 38 гарантирует право на социальную поддержку и помощь. В ст. 40 предусмотрено право забастовки, которое осуществляется врамках законов. Частная собственность признается и гарантируется, согласно ч. 2 ст. 42,законом, который регулирует способ ее приобретения, использования ипределы с целью обеспечить ее социальную функцию и общедоступность. Внекоторых случаях возможно изъятие частной собственности при компенсации,однако ч. 3 указанной статьи Конституции, содержащая данную норму, вотличие от ряда других конституций ничего не говорит о размерах и срокахэтой компенсации. Ст. 46 Конституции дает право принимать участие в управлениипредприятиями в порядке и в пределах, установленных законом. В статье 32 установлено, что республика охраняет здоровье как основноеправо индивида и коллективный интерес и гарантирует неимущим бесплатноелечение. Конституция (ст. 33) провозглашает свободу искусства и науки и ихпреподавания. Организации и частные лица вправе создавать школы ивоспитательные учреждения. Согласно ст. 34, школа открыта для всех, аначальное образование в объеме не менее восьми лет обязательно и бесплатно. Несколько статей Конституции, содержащихся в разделе о гражданскихотношениях, представляют собой права-гарантии, необходимые для обеспечениялюбых прав и свобод. Так, в ст. 24 установлено, что все могут обращаться в суд для защитысвоих прав и законных интересов. Право на защиту неприкосновенно в любойинстанции и на любой стадии процесса. Специальными институтами и средстваминеимущим обеспечивается возможность обращаться в любые юрисдикционныеорганы и защищаться перед ними. Согласно ст. 25, никто не может быть изъят из естественной подсудности,предусмотренной законом. Никто не может быть наказан иначе, чем в силузакона, вступившего в действие до совершения деяния. Никто не может бытьподвергнут мерам безопасности иначе, чем в случаях, предусмотренныхзаконом. Уголовная ответственность, согласно ст. 27, имеет личный характер.Обвиняемый, пока не осужден окончательным приговором суда, не считаетсявиновным. Наказание не может заключаться в мерах, противных чувствугуманности, и должно быть направлено на перевоспитание осужденного.Смертная казнь не допускается, кроме случаев, предусмотренных военнымизаконами на время войны. Наконец, ст. 28 устанавливает непосредственную ответственностьдолжностных лиц и служащих государства и публичных корпораций, согласноуголовным, гражданским и административным законам, за деяния, совершенные внарушения прав. В этих случаях гражданская ответственность распространяетсятакже на государство и публичные корпорации.4. Правовое регулирование общественных объединений. Согласно ст. 49 Конституции, все граждане, как отмечалось, имеют правосвободно объединяться в партии, чтобы демократическим методом участвовать вопределении национальной политики. Напомним также, что ч. 1 ст. XIIпереходных и заключительных положений запрещает восстановление в какой быто ни было форме распущенной фашистской партии. Политические партии играют основную роль при формированииПравительства. В условиях многопартийности партии вынуждены объединяться вкоалиции для того, чтобы войти в Правительство. Итальянская политическаяпрактика характеризуется жестким контролем политических партий законституционными органами; образование правительства - результаткомпромисса между партиями и, прежде всего, между их лидерами, а"продолжительность жизни" Правительств зависит от соглашений между этимилидерами. Со времени окончания Второй мировой войны и до начала 90-х гг.итальянская политическая система характеризовалась наличием почти всегдапротиворечащих друг другу двух политических сил - Христианско-демократической партии (ХДП), и Итальянской коммунистической партии (ИКП). Наследница довоенной Народной партии, основанная в 1943 г. ХДП всегдапользовалась поддержкой католической церкви и внутренне никогда не былаединой. В ее составе всегда существовали левые, правые и центристскиегруппировки. ИКП опиралась главным образом на рабочих (особенно на промышленных),под ее влиянием находился и до сих пор находится крупнейший профсоюз страны- основанная в 1944 г. Всеобщая итальянская конфедерация труда (ВИКТ);партия пользовалась влиянием в кооперативном движении, доминировала вцентральных областях Италии. После разрушения коммунистических мифов партияв значительной мере потеряла поддержку избирателей. ИКП прекратила своесуществование в 1991 г., когда на ее основе была создана Демократическаяпартия левых сил (ДПЛС), взявшая вскоре курс на традиционные идеалы социал-демократии. Те же делегаты последнего съезда ИКП, которые не моглипоступиться прежними коммунистическими принципами, организовали Партиюкоммунистического преобразования. В последние годы в ответ на резкуюактивизацию правых сил (включая ХДП) эти две партии создали широкуюкоалицию левоцентристских сил. Кроме названных основных партий, на политической сцене Италиифигурирует много иных политических образований. Вот несколько из них. Основанная в 1892 г. Итальянская социалистическая партия (ИСП)находится левее центра. В 1921 г. из нее вышла группа членов, котораяобразовала ИКП. Партия опирается на средние слои населения. Выступает загражданские права населения, за свободу и социальную справедливость. Итальянская социал-демократическая партия (ИСДП), образованная в 1969г., занимает несколько более правые позиции, более тесно сотрудничает сХДП. Обе названные партии входят в Социалистический интернационал. Нынешний политический спектр страны все четче разделяется на левых иправых. Крайне левое место занимают ортодоксальные коммунисты,придерживающиеся идей Маркса, Ленина, Мао Цзэдуна. Рядом с ними"оппортунистическая" ДПЛС, объединяющая основную массу бывших коммунистов иотказавшаяся от одиозных коммунистических лозунгов. Несколько левее центранаходится партия бывшего Председателя Совета министров Дини. Правее центрарасположена наиболее влиятельная партия этой части политического спектра -"Вперед, Италия!", возглавляемая телевизионным магнатом С. Берлускони -тоже недавним главой правительства. Еще правее находится образованная в1991 г. Северная лига, выступающая за отделение, а точнее отбрасываниеслаборазвитого Юга, за передачу ресурсов страны под контроль областныхправительств. Небольшие светские партии - Республиканская партия (образована в 1897г.), выступающая за социальную справедливость в свободном обществе, с 110тыс. членов и Итальянская либеральная партия (создана в 1898 г.), ратующаяза свободу во всех областях государственной и частной жизни, с 153 тыс.членов, а также некоторые другие - с 1947 г. почти всегда непременныеучастники партийных коалиций во главе с ХДП. Национальная федерациязеленых, образованная в 1987 г., выступает за охрану окружающей среды и заантиядерную политику Италии. Наконец, нельзя не упомянуть о Национальном альянсе, основанном в 1946г. (до 1994 г. назывался Итальянское социальное движение). Конституция в ст. 39 провозгласила: "организация профсоюзов свободна".На профсоюзы не могут возлагаться никакие обязанности, кроме регистрации вместных или центральных органах согласно нормам закона. Условием длярегистрации является наличие устава, предусматривающего внутреннююорганизацию на демократической основе. Зарегистрированные профсоюзыобладают правами юридического лица. Отличительной чертой итальянского профсоюзного движения является тообстоятельство, что три самые крупные национальные объединения профсоюзовсвязаны с политическими партиями. Всеобщая итальянская конфедерация труда,основанная в 1944 г., находится под влиянием итальянских коммунистов. Онавключает 17 объединений с более чем 4,5 млн. членов. Образованная в 1950 г.Итальянская конфедерация рабочих профсоюзов включает также 17 объединений счуть более 3 млн. членов. Эта конфедерация связана с Христианско-демократической партией. Итальянский союз труда, созданный в 1950 г.,состоит из 35 национальных и 95 провинциальных союзов с более чем 1,5 млн.членов; это объединение связано с социалистами и с Республиканской партией.Из других профобъединений национального уровня можно назвать Автономнуюконфедерацию профсоюзов ремесленников(образована в 1958 г.), созданную в1957 г. Итальянскую конфедерацию автономных рабочих профсоюзов,объединяющую 67 союзов с 1423 тыс. членов, Итальянскую конфедерациюнациональных и рабочих профсоюзов (создана в 1950 г.), представляющую собойобъединение 64 национальных и 80 провинциальных союзов с более чем 1,9 млн.членов. На областном уровне действуют собственные профсоюзные федерации. О союзах предпринимателей и работодателей в итальянской Конституцииничего не говориться. Однако политическое влияние их весьма значительно.Итальянские предприниматели имеют достаточно разветвленную структуру своихорганизаций. Действуют отраслевые объединения предпринимателей, которыеобъединяются во Всеобщую конфедерацию итальянской промышленности,основанную в 1919 г. и воссозданную в 1944 г. Эта Конфедерация включает 106территориальных объединений и 104 отраслевых союза - всего 109 тыс. фирм.Кроме того, существуют более мелкие объединения предпринимателей. Реальным весом в политике Италии обладает католическая церковь.Согласно ст. 7 Конституции, государство и католическая церковь в отношениисвоего собственного устройства независимы и суверенны. Отношения между нимирегулируются Латеранскими соглашениями. Эти соглашения были заключены в1929 г. и новеллизированы Конкордатом 1984 г., который был подписанПредседателем Совета министров Италии и Секретарем Ватикана и ратифицированитальянским парламентом в 1985 г. Значение католической церквиподчеркивается тем обстоятельством, что 90 % населения Италии исповедуютименно эту религию. В организационном отношении Римско-католическая церковьразделена в Италии на 59 архиепископств (включая шесть непосредственноподчиненных святому престолу), 158 епископств (включая семь находящихся подюрисдикцией самого Папы как архиепископа Римской провинции и 17 подчиненныхнепосредственно Святому престолу). Конституция (ч. 2 ст. 8) признает за некатолическими вероисповеданиямиправо создавать свои организации согласно собственным уставам, посколькуони не противоречат итальянскому правопорядку. Их отношения с государствомрегулируются законом на основе соглашений с соответствующимипредставительствами. Можно указать на действующую в стране Федерациюевангелических церквей, образованную в 1967 г. и объединяющую более 50 тыс.своих сторонников.5. Правовое регулирование непосредственно демократии. институтами непосредственной демократии являются референдум, "народноевето", народная законодательная инициатива. Конституция предусматривает применение референдума согласно ст. 75, потребованию 500 тыс. избирателей или пяти областных советов для полой иличастичной отмены закона либо акта, имеющего силу закона. Не допускаетсявынесение на референдум законов о налогах и бюджете, об амнистии ипомиловании, о даче разрешения на ратификацию международных договоров. Втаком референдуме могут участвовать все граждане, призываемые к выборам вПалату депутатов. Вынесенное на референдум предложение об отмене актасчитается одобренным, если в голосовании приняло участие большинствоизбирателей и за предложение подано большинство действительных голосов. Примечательно, что таким путем можно отменять законы (народное вето),но нельзя их принимать. В ст. 132 и 133 Конституция предусматривает применение референдумов приизменении политико-территориального деления страны и областей, и согласност. 138, может быть использован для пересмотра Конституции. Подробное регулирование порядка проведения референдумов содержится вЗаконе 1970 г. - Положении о референдумах, предусмотренных Конституцией, изаконодательной инициативе народа (с последующими изменениями). Этот актсодержит некоторые дополнительные ограничения в отношении народного вето. В последнее время референдум стал использоваться как средство, дающееимпульс проведения реформ. Так, 18-19 апреля 1993 г. один из восьмипроектов законов, вынесенных на голосование, касался очень значительногоизменения Закона о выборах в Сенат. В связи с этим Парламент вынужден былпринять новый избирательный Закон в отношении не только Сената, но и Палатыдепутатов. В соответствии с ч. 1 ст. 123 Конституции каждая область имеет праворегулировать референдум в отношении своих законов и административныхправоположений. Референдум в областях бывает консультативный и /илиотменительный. Не допускается референдум по налоговым и бюджетным законам.На практике институт непосредственной демократии в областях нефункционируют. О народной инициативе будет сказано ниже.6. законодательная власть. Парламент. Согласно ч. 1 ст. 55 Конституции, Парламент состоит изПалаты депутатов и Сената. Двухпалатная структура итальянского Парламента характеризуется, такимобразом, сильной верхней палатой, которая практически равноправна с нижней.Даже в случаях, когда палаты принимают решения совместно, тот факт, чтоСенат численно вдвое меньше, чем Палата депутатов, существенного значенияне имеет, ибо депутаты и сенаторы при голосовании считаются со своейпринадлежностью не к палате, а к политической партии. Расхождения междупалатами обычно не носят политического характера. Палаты избираютсяпрактически одинаково, и вследствие этого политический состав палатпрактически идентичен. Компетенция Парламента очерчена в Конституции очень скупо, что говоритв пользу ее неограниченного характера в сфере общегосударственного ведения.Парламент принимает законы в данной сфере, а также принимаетгосударственный бюджет и контролирует его исполнение, осуществляетполитический контроль за деятельностью Правительства, участвует вформировании некоторых государственных органов и выполняет некоторые иныефункции. Законодательная функция Парламента урегулирована многими статьямиКонституции. В законодательной сфере, с юридической точки зрения,несомненно преобладание Парламента над Правительством. Законодательный процесс в своих основных чертах урегулирован в ст. 70 -74 Конституции, а детально - в регламентах палат. Законодательная функция осуществляется обеими палатами. Правозаконодательной инициативы принадлежит Правительству, каждому члену палат,а также тем органам и организациям, на которые это возложеноконституционным законом. В частности, Конституция предоставляет такое правоНациональному совету экономики и труда (ч. 3 ст. 99) и областным советам(ч. 2 ст. 121), правда лишь по вопросам их ведения. По вопросамтерриториального устройства ограниченным правом законодательной инициативыобладают и коммунальные советы (об образовании новых провинций илиизменении границ существующих). Число законопроектов, вносимых Правительством - главным источникомзаконодательной инициативы, и отдельными парламентариями примерноодинаково. Кроме того, Конституцией предусмотрена народная инициатива - не менее50 тыс. избирателей могут внести в Парламент проект, составленный в видестатей закона. В последнем случае сама палата проверяет соблюдениеподателями проекта конституционных требований. Институт народной инициативы используется в Италии довольно слабо. Лишьпосле принятия Закона 1970 г., регламентирующего порядок примененияконституционной нормы, до конца 80-х годов было внесено 30 инициатив, изкоторых лишь немногие были приняты к рассмотрению Парламентом10. Чтобы стать законом, законопроект должен быть одобрен обеими палатами.Принятый палатами закон поступает к Президенту республики, который долженпромульгировать его в течение месяца со дня одобрения. Если же палатыабсолютным большинством своего состава объявили закон срочным, промульгациядолжна состояться в указанный ими срок. Законы публикуются в официальном органе государства "газета Уфичиаледелла Република Итальяна" ("Gazzetta Ufficiale della Republica Italiana" -"Официальная газета Итальянской Республики") немедленно после промульгациии вступают в силу на 15-й день после опубликования, если в самом законе неустановлен иной срок.7. исполнительная власть. Совет министров (Правительство). В Конституции подраздел "Советминистров" раздела "Правительство" состоит всего из пяти статей (ст. 92 -96). Правительство на центральном уровне осуществляет любые исполнительныеполномочия, которые не отнесены Конституцией к компетенции других органов. По ст. 76 и 77 Конституции, Правительству может быть делегированоосуществление законодательной функции, если при этом будут определеныпринципы и руководящие критерии делегирования, ограничено его время иустановлены предметы. Без делегирования со стороны палат ПарламентаПравительство не может издавать декреты, имеющие силу обычного закона. Формирование правительства: Президент назначает Председателя Советаминистров и по его предложению - министров. Председатель и министрыобразуют Совет министров, т. е. Правительство. До вступления в должностьони приводятся Президентом к присяге. Затем Правительство должно получитьдоверие обеих палат Парламента. В Италии центральные и периферийные органы управления в качества своейосновы имеют министерства. Министерства могут быть сгруппированы поосновным направлениям государственной политики11. В первую группу входят министерства, функции которых направлены насохранение и защиту государства преимущественно средствами внутреннего имеждународного права, - министерства внутренних дел, иностранных дел,юстиции, обороны. Вторая группа ведомств включает те, чьи функции связаны сфинансовыми ресурсами, необходимыми для функционирования государства:министерство финансов, казначейство, ведомство экономическогопрограммирования. Третья группа включает министерства, деятельность которыхсвязана с каким-либо одним сектором народного хозяйства - министерствасельского хозяйства и лесов, промышленности и торговли, внешней торговли,туризма. Четвертая группа включает ведомства, функции которых связаны стерриторией государства, ее инфраструктурой и обслуживанием - министерствапубличных работ, транспорта и гражданской авиации, торгового флота, почт ителекоммуникаций. Наконец, пятая группа включает министерства спреобладанием функций социального характера - министерства образования,труда и социального обеспечения, гигиены и здравоохранения, культуры иокружающей среды.8. судебная власть. Судебная система. Судебная система Италии состоит из следующихподсистем: судов общей юрисдикции, разрешающих гражданские и уголовныедела, в том числе мировых судей, судов по делам несовершеннолетних,трибуналов по делам публичного водопользования и судов ассизов;административных судов; военных трибуналов. Суды действуют в 23 судебных округах, которые, как правило, несовпадают с политико-административными единицами. Суды общей юрисдикции. В низовом звене судебной системы действуютконсилиаторы (мировые судьи; буквально - советчики), которые рассматриваютмалозначительные гражданские дела. Далее следует претура - суд претора.Претор рассматривает апелляции на решения консилиаторов и разрешаетгражданские дела с относительно небольшой ценой иска, дела о трудовыхконфликтах и спорах по вопросам социального обеспечения. Он такжерассматривает уголовные дела, по которым грозит наказание в виде не болеетрех лет лишения свободы и штрафа. Апелляции на решения преторов рассматриваются в трибуналах, которые,кроме того, суть суды первой инстанции по широкому кругу гражданских дел, атакже уголовных дел, не подсудных преторам и судам ассизов. Апелляционной инстанцией для трибуналов и высшей судебной инстанцией вокруге являются апелляционные суды. Они имеют отделения по гражданским,уголовным, трудовым делам, следственное отделение; туда входят суды поделам несовершеннолетних и трибуналы по делам публичного водопользования. Суды по делам несовершеннолетних, учрежденные в 1934 г., действуют приапелляционных судах и рассматривают дела лиц, не достигших возраста 18-тилет. В судебном округе создаются один или несколько судов ассизов иапелляционных судов ассизов. Суды ассизов рассматривают дела о совершениитяжких преступлений, специально указанных в законе. Всего в Италии 100судов ассизов по первой и 36 - по апелляционной инстанции. Возглавляет систему судов общей юрисдикции Кассационный суд, включающийоколо 300 магистратов. Он обеспечивает единство судебной практики иразрешает споры о компетенции между судами (пререкания о подсудности) и т.д. Административная юстиция. Статус этой ветви судебной властиопределяется свободным собранием законов о Государственном совете (Закон1924 г.) и законом об образовании областных административных трибуналов1974 г. указание на областные органы административной юстиции содержится вч. 2 ст. 125 Конституции. Высшая инстанция административной юстиции - Государственный совет. Этуфункцию выполняют три его отделения с судебными полномочиями. Общеесобрание Совета может формулировать правовые принципы для деятельностиадминистративных трибуналов. Военная юстиция. Юрисдикция военных трибуналов в мирное времяраспространяется только на военные преступления, совершающие лицами,входящими в состав Вооруженных сил, а во время войны она расширяется всоответствии с законом. Прокуратура (ministero pubblico) обязана осуществлять уголовноепреследование. Конституционный суд. Компетенция. Конституционному суду подсудны: спорыо конституционности законов и имеющих силу закона актов государства иобластей; конфликты полномочий между властями государства, между властямигосударства и областей и между властями областей; обвинения противПрезидента Республики, выдвинутые в соответствии с нормами Конституции;решения о допустимости требований проведения референдумов об отменезаконов. Фактически Конституционный суд Италии выступает как созаконодатель идаже как законодатель, когда законы страдают пробельностью иконституционному суду приходится включать в них "дополнительные" или"заменяющие" положения. Счетный суд. Согласно ч. 2 ст. 100 Конституции, этот орган осуществляетпредварительный контроль законности актов Правительства, а такжепоследующий контроль исполнения бюджета государства. В соответствии с ч. 2ст. 103 Счетный суд осуществляет юрисдикцию по вопросам публичнойбухгалтерской отчетности и по некоторым другим вопросам.9. Итальянский федерализм. Конституция (ст. 5) гласит, что республика едина и неделима, нопризнает и поощряет местную автономию, вводит в подчиненных государствуслужбах самую широкую административную децентрализацию. Подробно территориальное устройство страны регулируется в разд. VКонституции (ст. 114 - 133) и конституционным и иным, включая областное,законодательством, в частности, Законом об устройстве местной автономии1990 г. (не распространяется на области со специальным статусом) и Закономо компетенции коммун и провинций 1934 г. Республика делится на области, провинции и коммуны. Последние включаютгорода или их подразделения и сельские населенные пункты или их группы. Всеэти политико-административные единицы в той или иной мере обладаютавтономией. В начале 90-х гг. в Италии насчитывались 20 областей (из нихпять со специальным статусом: Трентино-Альто Адидже, Валь д`Аоста, Фриули-Венеция Джулия, Сицилия и Сардиния), 103 провинции и 8101 коммуна.Конституция определила 17 позиций, составляющих сферу законодательнойкомпетенции областей (местная полиция, медицинское обслуживание, местныемузеи и библиотеки, градостроительство, транспорт областного значения,сельское хозяйство и леса, ремесла и др.). В настоящее время насчитываетсяоколо 100 провинций и около 8 тыс. коммун. Закон урегулировал правовое положение больших агломераций, т. е. сильноурбанизированных зон проживания, которые до этого не имели какого-либоособого статуса. В законе они стали называться метрополитеновскими зонами.Метрополитенская зона включает два уровня местного самоуправления -метрополитенский город и коммуны. В горных зонах существуют горные общества, местные коллективы в этихчастях Италии пользуются правами ассоциативных коммун.10. Местное самоуправление и управление. Структура органов области определена Конституцией (ст. 121). Вобязательном порядке каждая область имеет областной совет, джунту и еепредседателя. Областной совет осуществляет законодательную и регламентарнуювласть, принадлежащую области, и другие функции; областная джунта -исполнительный орган области; председатель джунты выполняет функциипредставительского и исполнительного характера. Согласно закону 1990 г. провинциям и коммунам предоставлено праворазрабатывать и изменять собственные уставы. Провинции и коммуны вобязательном порядке должны иметь следующие органы: совет, джунту какисполнительный орган власти, главу исполнительной власти - мэра в коммунахи председателя в провинциях. Таким образом, в каждой провинции и коммунеизбирается свой совет, который, в свою очередь, избирает из своего составаисполнительный орган - джунту; ее председатель (в коммуне - мэр) избираетсягражданами непосредственно. Мэры коммун осуществляют также функции представителей государства. В метрополитенских зонах действуют метрополитенский совет,метрополитенская джунта и метрополитенский синдик, которыйпредседательствует и в совете, и в джунте.11. Заключение. Почти полвека в Италии действует одна из самых демократических в миреконституций. Она регулирует, хотя и сравнительно кратко, почти все основныепроблемы конституционных общественных отношений. В целом же Конституция для своего времени оказалась весьма удачной, очем говорит незначительное число поправок, внесенных в нее за прошедшиеполвека; таковых оказалось лишь 10. Изменения коснулись главным образоморганизационной стороны статуса высших органов власти - Парламента,Президента республики, Конституционного суда. С 19 до 20 увеличилось числообластей. Практически поправки не затронули принципов устройствасложившихся институтов итальянского государства. Сноски: 1А.А. Мишин, Конституционное (государственное) право зарубежных стран:Учебник. - М.: Белые альвы, 1996. Стр.: 6.2Б.А. Страшун, Конституционное (государственное) право зарубежных стран:Учебник. Том 3. - М.: БЕК, 1999. Стр.:263.3Конституция 1848 г., которая первоначально действовала в королевствеСардинии, а после объединения страны в 1870 г. стала Конституцией всейИталии, известна под названием Альбертинской (или Пьемонтский) статут.4статья 4 Конституции.5см., например, ст.19.6см., например, ст.22.7(lavoratore, часто переводимый как "трудящийся", но означающий также"рабочий", "труженник"; см., например, ч.1 и 3 ст.36). 8Б.А. Страшун, Конституционное (государственное) право зарубежных стран:Учебник. Том 3. - М.: БЕК, 1999. Стр. 275.9Согласно ст. 48 Конституции, избирателями являются все граждане - мужчиныи женщины, достигшие совершеннолетия, т. е., в соответствии с Законом 1975г., 18 лет. На выборах в Сенат (верхнюю палату Парламента) избирателиголосуют по достижении 25-летнего возраста (ч. 2 ст. 58 Конституции).Депутатом, согласно ч. 3 ст. 55, может быть избран избиратель, достигший надень выборов 25 лет, а сенатором, согласно ч. 2 ст. 58, - достигший 40 лет.10См.: Meny Y. Politique comparee. P., 1987, p. 212.11См.: Manuale di diritto pubblico. аcura di G.Amato e A.Barbera. Milano.1986, p. 540.12. Список используемой литературы: . А.А. Мишин, Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Белые альвы, 1996. . Б.А. Страшун, Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. Том 3. - М.: БЕК, 1999. . Васильева Т. А. Административное право Италии // административное право зарубежных стран. М.: СПАРК, 1996 (гл. 5). . Италия. Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 1988. . Конституция зарубежных государств. М.: Бек, 1997. . Попов Н. Ю. Судебная система Италии // Судебные системы западных государств. М.: Наука, 1991 (гл. VI). . Реформа избирательной системы в Италии и России. М.: ИГП РАН, 1995.




Похожие:

Конституционное право Италии icon«Ө. А. Жолдасбеков атындағы экономика және қҰҚЫҚ академиясы» КӨп профилді оқУ-Ғылыми өндірістік кешені мекемесі
Пререквизиты дисциплины: Теория государства и права, Конституционное право рк, конституционное право зарубежных стран, гражданское...
Конституционное право Италии iconКонституционное право на свободу и личную неприкосновенность. 12. 00. 02 конституционное право; муниципальное право
...
Конституционное право Италии iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Конституционное право зарубежных стран Цели и задачи дисциплины Проведение занятий по учебному курсу «Конституционное право зарубежных стран»
В результате освоения дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» студент должен знать
Конституционное право Италии iconКонституция Российской Федерации 1993 г. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. 1997, гл. 6 Ковешников Е. М. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998, лекция
Основные черты Конституции РФ 1993 Г. Конституционное развитие после принятия Конституции
Конституционное право Италии iconКонституция Российской Федерации 1993 г. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. 1997, гл. 6 Ковешников Е. М. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998, лекция
Основные черты Конституции РФ 1993 Г. Конституционное развитие после принятия Конституции
Конституционное право Италии iconКонституционное право на свободу творчества и охрану интеллектуальной собственности в россии и США сравнительно-правовое исследование 12. 00. 02 конституционное право; муниципальное право
Конституционное право на свободу творчества и охрану интеллектуальной собственности в россии и США
Конституционное право Италии iconПрограмма дисциплины cравнительное конституционное право Направление030901. 65 «Юриспруденция»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 030900. 68 «Юриспруденция»,...
Конституционное право Италии iconПрограмма дисциплины «Банковское право» для специальности 030501. 65
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теория государства и права», «Конституционное право», «Административное...
Конституционное право Италии iconЭкзаменационные вопросы по конституционному праву зарубежных стран
Конституционное (государственное) право закрепляет основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве...
Конституционное право Италии iconПрограмма дисциплины «Международное экономическое право» для специальности 030501. 65 «Юриспруденция»
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теория государства и права», «Конституционное право», «Административное...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы