Древний Египет. В тени пирамид icon

Древний Египет. В тени пирамид



НазваниеДревний Египет. В тени пирамид
Буточкина Н.В
Дата конвертации03.07.2012
Размер262,44 Kb.
ТипРеферат
Древний Египет. В тени пирамид.


МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) РЕФЕРАТ по культурологии на тему: «Древний Египет. В тени пирамид»|Выполнила студентка 1 курса |Буточкина Н.В. ||Гр. Эл-18-00 | ||Проверила преподаватель курса культурологии | | 2000Самые древние в мире и массивные монументы из камня — египетские пирамиды —были созданы, чтобы внушать людям благоговейный ужас и поражать ихвоображение. Поразительно, с каким интересом люди всегда воспринимали самыеневероятные теории, возникавшие на их счет. Так, например, один астроном изШотландии узрел в размерах пирамиды Хеопса не только закодированные в нихрасстояние от земли до солнца и время исхода иудеев из Египта, но и датубудущего конца света — 1881 год. По-настоящему серьезные изыскания требуют более вдумчивого подхода — ведьмы имеем дело с гигантскими сооружениями, построенными с потрясающейточностью! Так, каждая из сторон Великой пирамиды, возведенной для фараонаХуфу более 45 веков тому назад, имеет длину около 230,5 м, причем разницамежду ними составляет самое большее 19 мм. Неплохо для горы, возвышающейсяна 146,7 м над горизонтом и созданной рукой человека из не менее 2 300 000каменных блоков, каждый весом около 2270 кг, и все это без применениясовременных орудий труда (ведь египтяне еще не знали ни колеса, ни железныхзубил). Несмотря на всю видимую незыблемость пирамид, они, по иронии судьбы,пострадали не столько от сил природы, сколько от рук человека. Древниеегиптяне были первыми вандалами: они грабили их погребальные покои ибезжалостно сдирали с них известняковую оболочку, используя материал длядругих построек, и. это варварство продолжалось и в более поздние времена. С ростом туризма выросла и вероятность порчи памятников. Толпы неутомимыхверхолазов устремлялись с риском для жизни к вершинам пирамид, нанося имнепоправимый урон. Благодаря закону, принятому в 1983 году египетскимивластями, четыре крошечные фигурки, штурмующие пирамиду Хеопса нафотографии наверху, были одними из последних, кому удалось это сделать,хотя туристам все еще разрешается заходить внутрь пирамиды. Погонщики верблюдов и уличные торговцы, которые, должно быть, досаждалисвоими призывами еще греческому историку Геродоту, когда тот осматривалпирамиды, сегодня обязаны держаться от них на приличном расстоянии. В тени пирамид Однажды знойным летним днем 1867 года, Марк Твен, тогда еще молодойгазетный репортер, отправился из Каира на ослике в сторону песчаногопустынного плоскогорья Гизэ, что лежит в пяти милях к западу рядом сразвалинами Мемфиса, древней столицы Египта. Цель путешествия: взобратьсяна одну из трех знаменитых пирамид Гизэ и осмотреть Сфинкса, получеловека-полузверя с туловищем льва. Твен и его друзья пересекли два рукава широкого мутного Нила в утлойарабской фелюке с треугольным парусом и направились прямо через пустыню кподножию пирамиды Хеопса. Высота пирамиды произвела на молодого американцасильное впечатление; как он выразился, «она, казалось, вонзается в саминебеса». Не без помощи жилистых арабских гидов и с немалым трепетом в душеон и его коллеги начали дружно карабкаться вверх по ее шероховатым каменнымуступам. Достигнув вершины в 137 м над землей, Твен присел отдохнуть иполюбоваться открывшимся ему захватывающим видом. Вот как он описал позднеесвои впечатления в книге «Простаки за границей»: «С одной стороныпростиралось, уходя за горизонт, бескрайнее море желтого песка: мрачное,безмолвное, лишенное всего живого, оно подавляло саму мысль о жизни. Сдругой — прямо под нами широким зеленым ковром раскинулся египетский Эдем,прорезаемый извилистой рекой и весь утыканный маленькими деревушками изелеными рощицами пальм, которые, сливаясь вдали, лишь подчеркивали егоогромные размеры. На всем, словно в каком-то заколдованном мире, лежалапечать неподвижности и спокойствия. Вдали, у горизонта, застыли, словностражи у развалин древнего города, пирамиды, поражая воображение своимиправильными формами, а прямо у наших ног разлегся безучастный ко всему инепостижимый Сфинкс, так же меланхолично и бесстрастно взирающий наокружающее со своего скрытого в песках трона, как и пятьдесят долгихстолетий тому назад». Просторы, открывшиеся взгляду Марка Твена с вершины пирамиды Хеопса,охватывают территорию одного из самых интересных в научном отношении иобширнейших комплексов археологических исследований. Здесь на пространстве,ограниченном деревушкой Абу Роаш к северу от Гизэ и Фаюмским оазисом,расположенным в 88 км к югу, археологи открыли остатки нескольких огромныхдревних кладбищ — некрополей — в которых египтяне хоронили своих фараонов изнатных вельмож в просторных и изысканных гробницах. Самыми знаменитымимемориалами такого рода являются пирамиды, число которых превышаетдевяносто, хотя большинство из них в настоящее время настолько разрушены,что сказать что-либо определенное об их первоначальном виде непредставляется возможным. Наиболее хорошо сохранившиеся пирамидывозвышаются над песками в районе Гизэ и в близлежащих некрополях Саккара,Дахшура и Медума. По иронии судьбы, эти пирамиды являются также самымидревними:они бьши возведены еще фараонами Древнего Царства, которое длилось около500 лет, охватывая период приблизительно с 2575 по 2134 гг. до н.э. Мало найдется в мире памятников исчезнувших цивилизаций, которые были быстоль окутаны тайной и внушали такой священный ужас, как египетскиепирамиды времени Древнего Царства. «Человек страшится времени, а времястрашится пирамид», — гласит арабская пословица. Они считались одним издревних чудес еще во времена правления фараонов. Уже в период НовогоЦарства (1550— 1070 гг. до н. э.) египтяне наносили визиты в Гизэ и другиенекрополи, чтобы отдать дань уважения давно умершим царям и подивитьсяседой древности этих гигантских сооружений. Свидетельством их посещенийстали древние надписи — граффити, — выцарапанные на каменных плитах пирамиди соседствующих с ними храмов. Один такой «турист», подписавшийся именем«Ахмос, сын Иптаха», посетил Ступенчатую пирамиду в Саккара около 1600 годадо н. э. — к тому времени ее возраст превысил тысячу лет — и с почтениемначертал на камне, что монумент выглядит так, «как будто в ней поселилисьсами набеса». А через каких-нибудь 400 лет после него другой посетитель,«Хеднахт, сын Ченро и Тевосрет», отметил тут же, какое огромноеудовольствие получили они с братом, обойдя Ступенчатую пирамиду и испросивбогов даровать им «долгую жизнь служения во благо всем Вам» и «достойныепохороны после счастливой спокойной старости». Пожалуй, никто в Древнем Египте не проявлял такого живого интереса кпирамидам и их истории, как наследный принц Кэмвасет, четвертый сын РамзесаII, одного из самых прославленных своими делами и долголетием фараоновЕгипта. Ко времени правления Рамзеса II (1290-1224 гг. до н. э.) пирамидыДревнего Царства уже насчитывали тринадцать веков своего существования.Выкрошенные снаружи суховеями пустыни и разграбленные внутри расхитителямигробниц, пирамиды и относящиеся к ним храмы уже к тому времени пришли вполное запустение. Получив благословение отца, Кэмвасет принялсявосстанавливать пирамиды и другие гробницы Древнего Царства, стараясьпридать им былое величие. Именно за его усилия в этой области Кэмвасетачасто называют сегодня первым в мире египтологом и археологом. Будучи, по-видимому, человеком любознательным и вдумчивым, который предпочел жреческий сан карьере военачальника, Кэмвасет, как утверждают позднейшие хроники, долгие часы проводил, бродя среди руин Древнего Царства, исследуя древние гробницы и размышляя над смыслом древних посланий, высеченных на стенах. Закончив обследование той или иной гробницы, он обычно отдавал распоряжение своим работникам выбить на ее надгробии иероглифическую надпись, удостоверяющую имя ее владельца, тем самым как бы создавая прецедент, который впоследствии станет обычной практикой современного музейщика. Интерес Кэмвасета к прошлому привел его, в конечном счете, к раскопкам и реставрации нескольких исторических захоронений. Он открыл и идентифицировал множество предметов материальной культуры Египта, снабдив их также соответствующими ярлыками. Среди его находок была статуя Каваба, сына фараона Хуфу (Хеопса), по приказу которого была возведена так называемая Большая пирамида (пирамида Хеопса) в Гизэ. В своей надписи, выгравированной на ней, Кэмвасет поясняет, что его работа по реставрации гробниц была прежде всего продиктована «любовью к старине», а также желанием показать, «какого совершенства во всем достигли наши предки». Принц был настолько восхищен этим произведением, что приказал перевезти статую к себе в дом в Мемфисе, где ее фрагмент и был откопан — теперь уже во второй раз в 1908 году около 3200 лет спустя — английским археологом Джемсом Эдвардом Квибеллом. История пирамид — как и некрополей, на почве которых они возникли —берет свое начало в Мемфисе, древней административной столице Египта,которая находилась на западном берегу Нила в 32 км к югу от нынешнегоКаира. Как гласит одно народное поверье, Мемфис был заложен около 2900 годадо н. э. самим Миной (Менесом), могущественным военачальником, которыйвпоследствии стал первым царем Египта после успешного объединения множестварассеянных по всей долине Нила сельских и городских общин в одноцентрализованное государство. Жители Мемфиса называли свой город «Инеб-хедж» — «Белая Стена» — вероятно, из-за его выкрашенных белой известкойкрепостных стен из кирпича-сырца, окружавших со всех сторон царский дворец.Постепенно Мемфис разросся вширь и глубь, став, по древним стандартам,огромной метрополией. Город простирался на 13 км с севера на юг и, 6,4 км свостока на запад и в течение более трех тысячелетий считался важнымполитическим, торговым и культурным центром древнего мира. От егооживленных причалов отходили суда, направляясь вниз по Нилу к восточнымберегам Средиземного моря и дальше в Грецию и на Эгейские острова. В периодрасцвета Мемфиса в городе проживало и трудилось до 50 000 человек,большинство из которых ютилось семьями в двух-трехэтажных домах из кирпича-сырца, лепившихся друг к другу вдоль узких извилистых улиц. Здесь жил восновном мастеровой люд — искусные ремесленники, занятые в производстверазнообразных видов продукции: изящно инкрустированной мебели, ювелирныхизделий из золота и полудрагоценных камней, боевых колесниц, щитов, копий идругого оружия. Большая часть населения, однако, трудилась на сельскихнивах, расположенных по обе стороны нильской поймы, занимаясь скотоводствоми выращивая пшеницу и лен. Мемфис процветал вплоть до VII века нашей эры, когда арабы, захвативЕгипет, стали активно разрушать город, используя каменную кладку зданий длястроительства своей новой столицы — Каира. Сегодня все, что могло уцелетьот Мемфиса того времени, лежит погребенное под тоннами нильского ила исовременными деревнями, расположенными на этом месте, затрудняя и делаяочень дорогостоящей работу археологов. На сегодняшний день раскопана лишькрошечная часть когда-то великого города и пока что не найдено никакихследов ни самого дворца, ни других зданий ранней застройки. Почти все, чтомы знаем о жизни в Мемфисе — да и вообще в Египте эпохи Древнего Царства —дошло до нас не из жилых кварталов города, а из его кладбищ. Жители Мемфисапостроили свой первый некрополь на крутом уступе, возвышающемся в пустыне кзападу от городской черты. Они назвали его Саккара, в честь Сокара — одногоиз египетских божеств заупокойного культа — и намеренно расположили назападе, так как, по поверьям, другое божество, бог солнца Ра, именно взападных пределах небосвода начинает свое ночное путешествие в подземноммире. Археологи открыли в Саккара гробницы, относящиеся почти ко всемпериодам истории Египта, хотя большинство из них восходит ко временамДревнего Царства и даже ранее, охватывая период приблизительно в тысячулет, с 3100 по 2134 гг. до н. э. Захоронения в Саккара продолжались вплотьдо христианских времен, когда некрополь занимал площадь около 5 км в длинуи почти 1,5 км в ширину. Ранние гробницы в Саккара делались из кирпича-сырца. Они былипрямоугольными, с плоскими крышами и слегка покатыми стенами. В каждомсклепе имелось по несколько подземных комнат, в том числе вырубленная вскале центральная камера, в которую помещалось тело умершего вместе с еголичным оружием, предметами туалета и даже музыкальными инструментами инастольными играми. В части гробницы, расположенной наверху, на поверхностиземли, находились помещения меньших размеров, в которых хранились продуктыпитания, вино, одежда, предметы мебели и орудия труда, т. е. все то, чтосчиталось необходимым для поддержания жизни КА, или духа обитателягробницы. В настоящее время египтяне называют такие гробницы арабскимсловом «маста-ба», что значит «скамья», т.к. внешне они напоминаютпрямоугольные скамейки из кирпича-сырца, которые и по сей день можно видетьу домов и лавок по всему Египту. По мере того как шло время, менялся и внешний вид мастаб. Онистановились более массивными и сложными по конструкции, иногда достигая 3,7м в высоту за счет увеличения числа внутренних помещений. Появился обычайпристраивать с восточной стороны мастабы что-то вроде часовни, гдеежедневно собирались родственники усопшего — или жрецы КА, получившие в дарего поместье, — чтобы воздать ему приношения в еде и питье. В особые,праздничные дни потомки лиц, захороненных в Саккара, собирались на большомкладбище для участия в церемониале поминания усопших и празднованиясемейной годовщины. Около 2630 г. до н. э., во время правления фараона III династии Джосера,некрополь в Саккара претерпевает глубокие изменения. К тому времениегипетские владыки сосредоточили в своих руках огромные богатства иобладали неограниченной властью над своими подданными, которые все большесмотрели на них как на некие божества, сошедшие с небес на землю. Абожествам, как водится, полагались и грандиозные могилы, которые могли быобеспечить продолжение их возвышенного существования и в потустороннеммире. Чтобы отличать свою гробницу от могил прошлого, Джосер пошел начрезвычайно смелое для своего времени решение, приказав строить ее целикомиз камня, а не кирпича-сырца, как прежде. Хотя камень и прежде шел наоблицовку стен и полов отдельных гробниц, никогда еще он не применялся вкачестве единственного строительного материала при возведении всегосооружения. Разработку проекта и строительство усыпальницы Джосер поручилсвоему разносторонне одаренному главному визирю и советнику Имхотепу. Шестьраз в ходе сооружения гробницы менял Имхотеп свое конструктивное решение,пока наконец не остановился на конструкции, внешне напоминающей шестьпоставленных одна на другую мастаб уменьшающихся размеров. Поэтому в своемзаконченном виде монумент получил известность под названием Ступенчатаяпирамида, что, по-видимому, отражало и ее духовную направленность — служитьнекой лестницей, ведущей фараона после его смерти в небеса духовной жизни. Ступенчатая пирамида не имеет себе равных ни по размерам, ни поконструкции. Основание пирамиды имеет площадь 118,6 на 140,9 м, ее высота —62 м. Но сама пирамида — всего лишь часть огромного комплекса сооруженийгробницы. Под ее основанием Имхотеп создал настоящий лабиринт из штолен,переходов, галерей и погребальных камер, а также различных погребальныхпомещений, часовен и двориков, построенных вокруг нее для совершенияобрядов и церемоний, связанных с заупокойным культом. Весь этот комплексИмхотеп обнес мощной каменной стеной длиной 1,6 км и 10,1 м в высоту, вкоторой он сделал 13 ложных и только один настоящий проход. Результатом егоусилий явился комплекс сооружений, вполне достойный персоны фараона-бога.Поразительные достижения Имхотепа — зодчего и строителя, — а также еготалант писца и мудрого царского советника снискали ему славу среди егосоотечественников, которая не померкла в течение целой тысячи лет. Он дажебыл причислен к сонму малых божеств и в его честь воздвигались храмыстолетия спустя после его смерти. Слава его затмила славу фараона, имякоторого он обессмертил. Но самое удивительное в том, что египтяне, такглубоко чтившие Имхотепа, не оставили никаких свидетельств относительноместонахождения его могилы. В пятидесятых годах нашего столетия поискамигробницы Имхотепа в Саккара занимался видный английский археолог УолтерЭмери, но и он не нашел ее. Зато ему удалось попутно открыть гробницыдругих придворных сановников, например, вельможи по имени Хатепка, которыйзанимал странную должность «хранителя диадемы и смотрителя париковфараона». Многое из того, что нам сегодня известно о Ступенчатой пирамиде, сталодостоянием гласности, благодаря работам другого видного египтолога,француза Жана-Филиппа Лауэра. В 1926 году английский археолог Сесил Ферс,предпринявший первые систематические раскопки в районе СтупенчатойПирамиды, взял Лауэра, тогда еще двадцатичетырехлетнего студента-архитектора в Париже, к себе в помощники. Лауэр прибыл в Египет на короткийсрок — и прожил там более 50 лет. «Как только я обследовал памятник, —рассказывал он корреспонденту в 1991 году, — я сразу понял его важность дляистории, как первого сооружения, в котором применялась горизонтальнаякладка из обтесанного камня, и к тому же построенного по проекту Имхотепа,этого Микеланджело древности. И я решил тогда посвятить этой работе всюсвою жизнь». Лауэр с особой любовью вспоминает свои первые годы, проведенные вСаккара, когда он вместе с Ферсом занимался обследованием внутренних камерСтупенчатой пирамиды. Двигаясь по переходам, спроектированным Имхотепом,археологи медленно прокладывали себе путь по подземному лабиринту. Лауэрхорошо помнит то изумление и благоговение, которое он испытал, входя в однуиз камер сквозь пробитую в стене брешь. «Мы проделали дыру в этой стене, иФерс, будучи человеком крупного телосложения, попросил меня пробратьсявнутрь и описать ему то, что я там увижу, — писал он позднее. — С чувствомблагоговейного ужаса вошел я в подземную галерею, по которой вот уже 4000лет — с тех пор, как ее посетили грабители древности — не ступала ногачеловека. Освещая себе путь свечой, я медленно продвигался вперед, поканаконец не попал в прямоугольную комнату, со всех сторон облицованнуюровными и тщательно отшлифованными плитами известняка. Продвигаясь дальше всеверном направлении, я попал в другие комнаты, также выложенные плитами изотшлифованного камня. Некоторые из них были украшены барельефами в видебольших звезд». Хотя камеры были уже давно разграблены и не содержали никаких сокровищ,Лауэра на каждом шагу поджидали «приятные сюрпризы», включая прекрасновыполненные на стенах барельефы, изображавшие фараона Джосера, то во главерелигиозной процессии, то в момент символического состязания по ритуальномубегу. Обследуя несколько лет спустя глубоко заложенные подземные галереикомплекса Ступенчатой Пирамиды Джосера, Лауэр наткнулся на скелетвосьмилетнего ребенка и около 40 000 ваз, чаш и блюд из алебастра, кварца,мрамора, доломита и других ценных пород камня, сложенных в одной комнате.Выяснилось, что все эти сосуды относятся ко времени, предшествовавшемуэпохе правления Джосера. Лауэр полагает, что они происходят из другихгробниц, расхищенных ворами, и что именно Джосер приказал поместить их тудаиз уважения к умершим, которым они когда-то принадлежали, с тем чтобывернуть их в иной жизни законным владельцам. Не удивительно, что фараоны, пришедшие на смену Джо-серу, тоже пожелалииметь подобные гигантские ступени, ведущие в небеса, приказав своимподданным строить ступенчатые пирамиды. Однако все последующие усилиявоздвигнуть еще одну ступенчатую пирамиду кончались неудачей либо из-заошибок в ее конструкции, либо по причине преждевременной смерти фараона,для которого она предназначалась, и лишь т спустя пятьдесят лет послесмерти Джосера вырос в песках Mедума, в 64 км к югу от Мемфиса и Саккара,еще один восьмиступенчатый колосс. Медумская пирамида ознаменовала собой крутой поворот во внешнем обликепирамид, ибо спустя некоторое время после завершения строительства еегигантские ступени были заложены грубо отесанным камнем для придания ейнаклонной формы, а затем все сооружение было облицовано известняком и сталопохоже на настоящую пирамиду с гладкими, ничем не прерываемыми сторонами.Остается не ясным, почему египтяне заменили ступенчатую конструкцию насплошную; некоторые ученые считают, что это как-то связано с усилениемкульта солнца в стране. Вполне возможно, что поклонники бога Ра выбралиименно эту форму из-за ее внешнего сходства с солнечными лучами, которые,расходясь треугольником, падают на землю, когда солнце освещает ее, выходяиз-за облаков. К сожалению, мародеры, охотясь за ценными породами камня,нанесли пирамиде немалый вред, повредив облицовку и обнажив ранние этапы еестроительства. Однако ее огромная каменная сердцевина от рук вандалов непострадала, и сегодня, как и прежде, пирамида гордо высится над кучамимусора, который когда-то составлял ее внешнюю оболочку. Вероятнее всего, Медумская пирамида строилась для фараона Хуни,последнего правителя III династии. Многие египтологи, однако, относят ее ковремени правления фараона Снофру, первого царя IV династии (2575—2551 гг.до н. э.), который отдал приказ о ее облицовке, тем самым создав первуюпирамиду в собственном смысле слова. Снофру, который пользовался любовьюсвоих подданных и оставил после себя добрую память, построил еще двепирамиды — «Ромбовидную пирамиду», названную так из-за того, что, начинаягде-то с середины, ее стороны имеют более пологий наклон, чем ближе коснованию, и «Красную пирамиду», знаменитую красноватым оттенкомоблицовочного материала. Скошенная верхушка «Ромбовидной пирамиды», по-видимому, отражает попытку ее архитектора решить проблему, вызванную еепервоначальным уклоном, который бьш слишком крутым для подъема массивныхкаменных блоков; вполне возможно, однако, что несовершенство ее пропорцийразочаровало монарха, так как это не вязалось в его глазах с идеей «вечногодома». Как бы там ни было, Снофру от нее отказался, остановив свой выбор на«Красной пирамиде». Эти две пирамиды он построил в Дахшуре, некрополе,расположенном на полпути из Саккара в Ме-дум. Возвышаясь над пустыней навысоту около 103,7 м, эти пирамиды, намного обогнав своими размерамипирамиду Джосера, стали самыми грандиозными сооружениями Древнего Египта. Но не надолго. Сын Снофру Хуфу (Хеопс, в греческом написании), желая,видимо, переплюнуть в этом деле отца, приказал построить пирамиду еще болееграндиозных размеров в некрополе Гизэ. Расположенная к северу от Мемфиса,эта территория издавна служила местом захоронения высших сановников Египта,некоторые гробницы которых восходят ко времени I династии. В отличие отсвоегоотца, Хуфу был тираном и обладал деспотичным характером. По одному поверью,он приказал закрыть все храмы во время своего правления, с тем чтобыподданные сосредоточили все свои усилия на строительстве его пирамиды. В ходе ее строительства либо сам фараон, либо его архитектор вносилиизменения в проект ее внутреннего устройства, переместив царскуюпогребальную камеру из-под основания гробницы в самую сердцевинусооружения. Первоначальный вход в пирамиду — который только в 1989 году былоткрыт для всеобщего обозрения — ведет вниз по наклонному коридору кнезаконченной камере, вырубленной в целиковой скале. Оставив ее, рабочиевместо этого пробили отверстие в потолке коридора в каких-нибудь 18 м отвхода в гробницу. Разбирая каменную кладку, они продвигались вверх попирамиде и в самой середине ее вырубили вторую погребальную камеру —которую уже в наше время по ошибке назвали камерой царицы. Ее они такжеоставили незаконченной. Затем они соорудили так называемую Большую галереюдлиной в 47 м, пробили новый вход и, наконец, вырубили саму камеру фараона.Для отделки был использован красный гранит, который добывался в Асуане, за640 км к югу, и доставлялся в Гизэ речным путем. Там, в этой камере, увосточной стены и поныне стоит саркофаг Хуфу, хотя он давно уже пуст. Никтоне знает, почему погребальную камеру фараона передвинули внутрь пирамиды.Некоторые археологи полагают, что в ходе строительства пирамиды произошласмена статуса фараона Хуфу, которого стали отождествлять с самим богомсолнца Ра. Став фараоном Хуфу-Ра, он не мог быть погребен иначе, как тольков середине пирамиды, напоминающей своей конусообразной формой священный«бен-бен», символ самого бога Ра. В конце концов Хуфу, вероятно, осталсядоволен: его гробница — Великая пирамида Хеопса — превосходила своимиразмерами все, что было когда-либо построено в Египте до него (да и после).Потрясенные ее внешним видом, древние греки причислили Великую пирамиду ксеми чудесам света. Ее основание, каждая сторона которого достигает 78 м вдлину, было поистине гигантским, занимая площадь в 5,2 га. Как отметил одинавтор, внутри этой пирамиды можно поместить пять главных соборов ЗападнойЕвропы, включая римский собор Св. Петра и лондонский Св. Павла. Ее высота —147 м, т.е. на 54,2 м больше высоты Статуи Свободы в Нью-Йорке, — тожезахватывала воображение (при том, что с течением времени пирамида Хеопсастала на 9,5 м ниже, т. к. многие поколения египтян использовали ее вкачестве строительного материала, разбирая верхушку на свои строительныенужды). Как же удалось Хуфу построить такой гигантский монумент? Некоторые ученыеполагают, что он использовал труд рабов и что на ее строительство ушел весь23-летний период его правления. Более вероятно, однако, что он мобилизовална эти работы тысячи крестьян, заставляя их поочередно работать понесколько месяцев в году в межсезонье, когда Нил, выходя из берегов,заливал поля, на которых они трудились. Не имея в своем распоряжении николесного транспорта, ни даже вьючных животных и управляясь примитивнымиорудиями труда из камня и меди, эти труженики вырубили в скале, обработалии переправили на стройку более двух миллионов известняковых блоков, причемнекоторые из них весили до 15 тонн. Никто не знает, каким образом была возведена Великая пирамида. По одной,заслуживающей внимания гипотезе от близлежащего карьера к участку работ былпостроен гигантский пандус. Обвиваясь вокруг строящейся пирамиды, он рос помере того, как продвигалось ее строительство, что давало строителямвозможность укладывать блоки на все большей и большей высоте. Но еслидействительно использовался такой огромный пандус, то из чего он сам былсделан? Некоторые египтологи высказывали предположение, что в качествестроительного материала были использованы кирпичи из глины, хотя никакихостатков кирпичей поблизости не было обнаружено. Более вероятным материаломможно считать мусор, которым завален сейчас весь карьер, — тонны гипса,обломки известняка и глина. Несмотря на невероятный вес и громоздкость каменных блоков, их подгонялидруг к другу на месте с такой точностью, что подчас в зазоры между нимиможно просунуть разве что почтовую открытку. Вообще поражает та точность, скоторой строители справились со своей задачей. Основание пирамиды образуетпочти совершенный квадрат, ориентированный точно на север, причем егосеверная сторона всего на один дюйм отклоняется от южной. Первым, ктопроизвел точные замеры пирамид, был английский археолог Флиндерс Питри,который был одним из первопроходцев в деле научного обследования пирамид. Кисследованиям в Египте его привлекли умозрительные теории шотландскогоастронома Чарльза Пияцци Смита. Смит полагал, что в формах Великой пирамидызаложены божественные числа, имеющие отношение к измерению пространства ивремени. Он «открыл», что если высоту пирамиды, выраженную в дюймах,помножить на десять в девятой степени, — поскольку пропорция десять кдевяти является отношением высоты пирамиды к ее ширине — то это даетрасстояние от земли до солнца. Смит также утверждал, что периметр пирамиды,исчисляемый в т. н. «пирамидных» дюймах, равен 365,2, т. е. числу дней всолнечном году, помноженному на 1000. К великому разочарованию приверженцевтеорий Смита, измерения, сделанные Питри, дали другие результаты. Представить вещественные доказательства столь удивительной точностиподгонки блоков друг к другу удалось сравнительно недавно американскомуегиптологу Марку Ленеру. Он обнаружил ряд ровно отстоящих друг от другагнезд, вырубленных в скальной породе у самого края основания пирамиды.Ленер предположил, что в эти гнезда древние инженеры вставляли колья, междукоторыми они протягивали веревку для измерения и выравнивания уровняоснования пирамиды. Знания древних египтян Древние рабочие, видимо, по праву гордились своим мастерством строителейпирамид. Иногда это проявлялось в желании увековечить название своейартели; они малевали его краской или выцарапывали на огромных глыбах, скоторыми управлялись, например: Бригада Победителей, Бригада Выносливых,Бригада Умельцев и т. д. Рабочие трудились от восхода до заката под лучамипалящего солнца, поддерживаемые в рабочем состоянии целой армией«обслуживающего персонала», который через регулярные интервалы подносил имеду и питье, не давая тем самым свалиться замертво от истощения и жажды. Египтологов уже давно мучил вопрос о том, как фараону Хуфу удалосьрасселить всю эту армию рабочих. Они, должно быть, жили где-нибудьпоблизости в бараках, но где? Ленер считал, что, говоря языком археологии,невозможно себе представить, чтобы «вся эта армия рабочих вместе с ихжилищами, подъездными дорогами, топографическими разметками, могла так вот,просто, взять и исчезнуть без следа». В 1988 году Ленер и Захи Хавас, тогдашний директор археологическихисследований, ведущихся в Гизэ и Саккара египетским Управлением Раскопок иДревностей, предприняли совместные раскопки в песчаном чашеобразном карьерек югу от Великой пирамиды, где, по их мнению, должны были находиться баракистроителей. Дело в том, что десятью годами раньше группа австрийскихархеологов действительно обнаружила на этом участке глиняную посуду, атакже пепелища костров и рыбьи кости, что натолкнуло ученых на мысль: этоместо когда-то служило пристанищем для большого числа людей. Уже попрошествии нескольких недель работ Ленер и Хавас открыли остатки пекарни-пивоварни, восходившие к IV династии; значит, жилища рабочих были где-тонеподалеку. Ученые исходили из того, что, как выразился Ленер, «было быстранным строить амбар для зерна и пекарню там, где никто не живет».Археологи также откопали несколько небольших захоронений, в беспорядкеразбросанных по карьеру, которые, по их предположению, не могли быть ничеминым, как только кладбищами рабочих, умерших в ходе строительства пирамиды.Хавас полагает, что им в конце концов удастся раскопать две деревни,погребенные под песками Гизэ, в одной из которых, по-видимому, жилиремесленники, вырубавшие и тесавшие камень, а в другой — рабочие, занятыетранспортировкой блоков на место. В то время как большая часть строительного материала готовилась вкарьере, расположенном прямо на Гизехском плоскогорье, мелкозернистый белыйизвестняк, который шел на облицовку пирамиды, добывался в Тура, напротивоположном берегу Нила, а гранит, необходимый для украшенияпогребальной камеры фараона, доставлялся сюда по реке из Асуана, что в 640км к югу. Ученые долго ломали головы, пытаясь понять, как строителямудавалось передвигать по земле из карьера в Гизэ и от нильских причалов всеэти огромные каменные блоки. Вероятнее всего,. решили они, дело обстоялотак: команды из рабочих, впрягшись в веревочные лямки, переброшенные черезих плечи, тащили, наподобие бурлаков, камни вверх по мокрому пандусу доуровня работ на пирамиде. Анри Шеврие, французский архитектор, решилпроверить эту гипотезу,наняв для этой цели пятьдесят рабочих и установив надорожке из влажного нильского ила известняковую плиту весом в одну тонну. Кего изумлению, для передвижения этой махины понадобилось не 50, а всегоодин человек, причем делал он это, надев на себя веревочную упряжку, безособых усилий. Не меньшую значимость, чем сама пирамида, имел комплекс погребальныхсооружений, воздвигнутых вокруг нее. Комплекс пирамиды Хеопса — который вомногом отличался от подобньк сооружений, построенных вокруг Ступенчатойпирамиды Джосера — стал впоследствии эталоном для строителей будущихпоколений. Здесь стена, возведенная вокруг пирамиды, отделяла от внешнегомира только ее саму. За ее пределами оказались три «подсобные» пирамидыменьших размеров, построенные для трех жен фараона, а также несколькокладбищ мастаб и два храма, соединенных друг с другом и с главнойусыпальницей крытым переходом. Сегодня, однако, большая часть оригинальногохрамового комплекса Великой пирамиды все еще лежит погребенная под домамикаирского пригорода Назлет эль-Сим-ман. Участок содержит остатки ХрамаДолины, где жрецы совершали свои первые погребальные обряды над фараономХуфу, и довольно значительную секцию перехода — крытой дорожки, по которойслужители заупокойного культа переносили забальзамированную мумию Хуфу изХрама Долины в его погребальную камеру в пирамиде. До недавнего времени археологи считали, что у них мало шансов найти ивосстановить эти недостающие части комплекса Великой пирамиды, и они моглитолько гадать по поводу их местоположения. Когда в 1990 году рабочие,проводящие канализацию под улицами Назлет эль-Симман, наткнулись на частьХрама Долины и перехода, Хавас распорядился приостановить работы попрокладке труб и тщательно обследовал участок. В результате этихпредварительных раскопок археологам удалось определить направлениеперехода. Египетское правительство планирует в будущем переселить жителейНазлет эль-Симман в другие районы Каира, с тем чтобы провести в полномобъеме раскопки и реставрацию всего комплекса сооружений Великой пирамиды. Еще в 1954 году обычная расчистка мусора, предпринятая в южной частиоснования Великой пирамиды, привела к необычайному открытию: архитектор иархеолог Кемаль эль-Малах раскопал еще одну дотоле неизвестную частькомплекса гробницы Хуфу — погребальные шахты, в которых находилисьсвященные барки, используемые в обряде погребения фараона. Первая из двухлодок была извлечена на поверхность и самым тщательным образомреконструирована (см. стр. 61—63). Теперь она выставлена для обозрения вспециальном музее, построенном рядом с пирамидой. Египетские власти обеспокоены тем, что сильно загрязненный воздух Каира сего повышенной влажностью и резкими перепадами температуры может оказатьсяслишком суровым испытанием для древнего деревянного остова лодки. Поэтомуони долгое время противились извлечению на поверхность второй лодки из еенаглухо запе-чатанной и прикрытой сверху толстой плитой известняка камеры.То, что она там действительно находится, было тоже предметом разнотолковвплоть до 1987 года, когда группа экспертов при египетском УправленииРаскопок и Древностей получила разрешение взять пробы заключенного внутришахты воздуха. Если, как надеялись ученые, камера действительно все этовремя оставалась герметично закупоренной, тогда воздух в ней все тот же,что и 4000 лет назад, а это, в свою очередь, могло пролить свет наприродные условия, существовавшие в Египте в то время. После долгих часов планирования эксперимента ученым удалось с помощьюсложного оборудования отсечь проникновение в шахту внешнего воздуха, послечего они опустили в камеру через воздухонепроницаемое отверстие трубку изнержавеющей стали. Они забрали 8 галлонов воздуха, закачав его в 6специальных канистр, которые они намеревались отослать на анализ в Каир иСША. В тот же самый день, ближе к вечеру, ученые опустили в шахтутелекамеру для изучения ее содержимого. Во время сканирования камеройразобранных частей замурованной в шахте барки объектив сфокусировался накаком-то странном объекте, который двигался по куску дерева. «Таракан!» —воскликнул один из наблюдавших людей, сгрудившихся вокруг монитора. Всенадежды на то, что в камере сохранился воздух тысячелетней давности, сразурухнули. После смерти Хуфу его сын Хаф-ра (Хефрен) и внук Менкаура (Микерин)построили на Гизехском плоскогорье еще две пирамиды, но уже меньшихразмеров, хотя и укомплектованные всеми необходимыми постройками, включаяхрамы-молельни, переходы и второстепенные гробницы. Древние египтяне поставили здесь на плоскогорье и своего вечного стражапирамид — Великого Сфинкса. Фараон Хафра приказал высечь его колоссальнуюстатую — 73,2 м в длину и 20,1 м в высоту на уровне головы — из целиковогообнажения породы, оставленного в карьере строителями пирамиды Хуфу. Устатуи лицо с чертами фараона Хафра, царский головной убор и традиционнаянакладная борода фараонов, а туловище — возлежащего льва, ибо издревлесчиталось, что это полумифическое существо стоит на страже священных мест.Какой еще тайный смысл приписывался Великому Сфинксу его создателями, досих пор остается загадкой. Американский египтолог Ленер высказывал мысль,что Великий Сфинкс — это Хафра в образе Гора, древнеегипетского богацарской власти, совершающий приношения богу солнца Ра. В подтверждениесвоей теории он указывал на тот факт, что переход к культу солнца в ДревнемЕгипте в своей завершающей стадии совпадает с годами правления фараонаХафра. Хотя Сфинкс вот уже 70 лет, с 1926 года, стоит полностью очищенный отмусора, большую часть своего 4500-летнего существования он «пролежал»заваленный по «самую шею» песками пустыни. За все это время бьшо сделанонесколько попыток очистить его от песчаных завалов. Одна из самых первых инаиболее драматичных операций по его расчистке, о которой известно ученым,была предпринята около 1400 года до н. э. фараоном Тутмосом IV, сыномАменхотепа II. Причиной тому послужил сон, якобы увиденный Тутмосом, тогдаеще наследным принцем, однажды во время отдыха на Гизехском плато. Емуприснилось, будто Сфинкс, явившийся ему в облике Го-рем-ахета (божества,сочетавшего в себе черты богов Гора и Ра), поведал принцу, что ему сужденостать фараоном только в случае, если он освободит его, Сфинкса, от песка.Тутмос выполнил его волю:он не только откопал Сфинкса, но и сделал ему «косметический ремонт» лица,облицевал туловище известняковыми блоками и выкрасил его в красный, синий ижелтый цвета. Пророчество Сфинкса, данное им Тутмосу, сбылось — ондействительно стал фараоном. В благодарность Тутмос приказал выбить рассказо своем сновидении на высокой гранитной стеле, которую он поставил междугигантскими лапами чудовища. Фараоны более позднего времени возвели около стелы часовню и частичноотремонтировали разъеденные эрозией лапы Сфинкса. К IV веку нашей эры,однако, статуя вновь по самую шею погрузилась в пески. Так она и простоялавплоть до 1818 года, когда Джованни Ка-вилья, моряк из Генуи, расчистилпесок вокруг груди Сфинкса, отыскивая вход, который, по слухам, вел встатую. Никакого входа он не нашел, зато откопал часовню и стелу,установленную Тутмосом. Двадцать лет спустя другой «искатель» входа встатую, английский инженер-строитель и топограф Джон Перринг, обследуяСфинкса, пробурил в нем несколько шурфов. Он тоже ничего не нашел, аоставленные после бурения дыры, которые заделали только в двадцатых годахнашего столетия, нанесли статуе немалый вред, так как дождевая вода,собираясь в них, просачивалась внутрь и разрушала породу. Вполне возможно,что Кавилья и Перринг искали здесь не зря, ибо в 1987 году одной группеяпонских исследователей удалось с помощью радарного и электромагнитногооборудования обнаружить весьма интригующее свидетельство того, что где-топод основанием Сфинкса действительно есть странные пустоты и туннели. Спустя три столетия после того, как был вырублен Сфинкс и возведены тригизехские пирамиды, эпоха строительства пирамид в Египте подошла к концу.Пепи II, в результате правления которого на несколько столетийприостановилось централизованное управление страной, воздвиг в Саккарапоследнюю пирамиду Древнего Царства. Пытаясь как-то возродить былоевеличие, фараоны XII династии Среднего Царства (2040—1640 гг. до н. э.)возобновили строительство пирамид, но им не удалось создать ничегоподобного грандиозным творениям древности. Сложенные в основном изобожженного на солнце кирпича-сырца, а не каменных блоков, пирамиды XIIдинастии очень быстро развалились, превратившись в гигантские кучи мусора ищебня: солнце, ветра и египетские редкие, но проливные дожди в конце концовсделали свое черное дело.Как же выглядят пирамиды Египта, если их поставить рядом с наиболееизвестными архитектурными памятниками западного мира? По количествуиспользованного материала пирамиды, конечно, не имеют себе равных. Однакопо высоте их силуэты, расположенные слева направо, дают следующиесопоставления:— Статуя Свободы, 92,6м— Ступенчатая пирамида, 62,2 м— Тадж Махал, 95,6 м— Ромбовидная пирамида, 105,6 м— Базилика Св. Петра, 139,9 м— Великая пирамида Гизэ, 146,5 м— Кёльнский собор, 158 м ВНУТРИ ВЕЛИКОЙ ПИРАМИДЫ Как известно, из семи чудес света до наших дней дошла только Великаяпирамида. И это не удивительно: остальные «чудеса» были всего лишь садами,статуями и храмами. После того, как у туриста, впервые увидавшего пирамиды, уляжется первыйвосторг, ему на ум непременно придут вопросы: а что там внутри? какова цельвсего этого? из чего она сложена? Если отбросить теологию и говорить о физической стороне дела, ясно, чтоВеликая пирамида была задумана как неприступная цитадель, надежноукрывавшая мумию фараона Хуфу. Однако, как ни старались его зодчиеизолировать погребальные покои от внешнего мира, грабителям удавалось нетолько проникать вовнутрь, но и вырываться наружу, унося с собой сокровища,собранные в них для фараона. Они сумели обойти все расставленные для нихловушки и монолитные преграды — все ложные проходы и заградительные решетки— преодолевая суеверный страх, который преследовал их на каждом шагу. Одно дело — обозревать пирамиду на расстоянии или взбираться на нее спомощью гида, а другое — побороть в себе страх, спускаясь в ее глубины.Продвигаться вниз по туннелю к погребальным покоям фараона — не простоедело. То и дело на пути встречаются второстепенные переходы и комнаты — тодля хранения царской утвари, то для того, чтобы сбить с толку грабителей. Примером поразительной прозорливости строителей пирамид служитусложненная конструкция, созданная ими над усыпальницей фараона Великойпирамиды. Она состоит из пяти отдельных отсеков, расположенных один наддругим, четыре из которых имеют плоские каменные перекрытия, а пятый сделанв виде остроконечной крыши, причем все они сконструированы таким образом,чтобы равномерно распределить нагрузку огромной массы камня, нависшей надпогребальной камерой и могущей в любой момент раздавить находящийся в нейсаркофаг. Археологическое обследование Великой пирамиды продвинулось так далеко,что в настоящее время можно представить детальные планы ее внутреннихпомещений. Конечно, некоторые считают, что в ней имеются еще до сих пор неоткрытые комнаты. Не исключено, что так оно и есть на самом деле. Вседетали, обозначенные на помещенной справа иллюстрации, являются плодомсовместных усилий и находок нескольких поколений археологов, так что здесьможно видеть не только интерьер пирамиды, но и весь комплекс окружавших еесооружений, включая спуск к Храму Долины, храмы, другие гробницы иоградительную стену.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Древний Египет. В тени пирамид iconРеферат по культурологии на тему: «Древний Египет. В тени пирамид»
Так, например, один астроном из Шотландии узрел в размерах пирамиды Хе­опса не только закодированные в них расстояние от зем­ли до...
Древний Египет. В тени пирамид iconЦивилизации Древнего Востока. Древний Египет Цивилизации Древнего Востока. Древний Египет
Некоторые разводили уток и голубей, но курица была неизвестна египтянам. Рыбаки плели из бечевок (сделанных из волокон тростника)...
Древний Египет. В тени пирамид iconДревний Египет

Древний Египет. В тени пирамид iconДревний Египет

Древний Египет. В тени пирамид iconДревний Египет

Древний Египет. В тени пирамид iconДревний Египет

Древний Египет. В тени пирамид iconГосударства древнего востока и античного мира: древний египет, древняя индия, древний китай, вавилон (междуречье)
Переход от первобытности к цивилизации сопровождался развитием ирригационного земледелия, что в свою очередь требовало организации...
Древний Египет. В тени пирамид iconДокументи
1. /Древний Египет.doc
Древний Египет. В тени пирамид iconПостройка пирамид
Как велика была власть царя в Египте, показывает строительство пирамид-гробниц, в которых хоронили умерших фараонов
Древний Египет. В тени пирамид iconПримерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине «История педагогики и образования»
Организационные формы воспитания и обучения в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций (Месопотамия, Древний Египет,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы