Искусство в жизни общества. Искусство и массовая культура Искусство в жизни общества. Искусство и «массовая культура» icon

Искусство в жизни общества. Искусство и массовая культура Искусство в жизни общества. Искусство и «массовая культура»



НазваниеИскусство в жизни общества. Искусство и массовая культура Искусство в жизни общества. Искусство и «массовая культура»
Дата конвертации03.07.2012
Размер285.05 Kb.
ТипРеферат
Искусство в жизни общества. Искусство и массовая культура


Искусство в жизни общества. Искусство и «массовая культура». Содержание Искусство в жизни общества. Искусство и «массовая культура». 1 Содержание 2 Что такое «культура» 3 Культура, личность, цивилизация. 5 Две важнейшие функции культуры. 12 Искусство, общество, человек. 13 Искусство- развивающийся организм. 22 Искусство в эпоху информационных технологий. 25 Созерцание как способ восприятия произведений искусства. 27 Интеграция культуры и искусства- проблемы и пути их решения. 29 Список литературы. 31 Что такое «культура» Слово культура одно из иаиболее популярных в рассуждениях о вечныхфилософских проблемах. Изучением культуры занимаются многие науки история,археология, социология, этнография, искусствоведение, антропология.Существуют несколько сот различных определении того, что можно назватькультурой, десятки подходов к ее изучению, теоретических концепции, моделейкультуры. Это приводит и к отказу от идеи поиска и утверждения какого-либоосмысления культуры как единственно верного, и к выделению и систематизациинаиболее распространенных и перспективных в научном и практическомотношениях точек зрения на культуру. В истории философского осмысления культуры можно выделить основныемодели культуры. Натуралистическая» модель сводила культуру к предметно-вещественным формам ее проявления, видела в культуре человеческоепродолжение природы (Вольтер, Руссо, Гольбах). Натурализм превращаеткультуру в одно из звеньев природной эволюции, воплощающее развитиеспособностей «естественного человека». Именно благодаря культуре человек неисключается из природы, а образует высшее звено в ее развитии, обосновываетидеалы разумного человека из его естественных потребностей. Французскиепросветители заметили понятие «культура» понятием «цивилизация», лишиликультуру категориального статуса, свел ее к естественным механизмамчеловеческого поведения, или судьбам общества, нации. Немецкие просветителив центр своего внимания ставили нравственное воспитание, связывали понятие«культура» с личностным развитием человека, тогда как «цивилизация»отождествлялась ими с социально-политической жизнью людей. Понятие «культура» как предельно общее не может быть выражено черезкакое-то одно адекватное определение, полученное с помощью формально-логической процедуры причисления к роду или выделения совокупностипризнаков. Поэтому определения культуры выступают как ее интерпретации взависимости от того или иного аспекта рассмотрения культуры. Можно выделитьряд достаточно разработанных в зарубежной и отечественной науке подходов космыслению феномена культуры. Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. Онаотражает те трансформации, которые претерпевает общество. Например, в ХХ в.произошли фундаментальные сдвиги в отношении человека к семье. Это имеетогромное значение, поскольку именно в ней складывается личность, происходитосвоение норм культуры. культура не может существовать, не обновляясь.Творчество, изменение являются другой стороной развития общества. Единствотрадиции и обновления универсальная характеристики любой культуры. Культура, личность, цивилизация. Термин «культура» переводится с латинского языка как «возделывание»,«уход», «обработка», «почитание» и т.п. В основе культуры лежитдеятельность человека как основной способ его существования в мире. Этадеятельность весьма разнообразна по форме и сферам своего проявления и,следовательно, культура тоже многолика. Однако культура — это не толькоживая деятельность человека, но и ее предметных воплощения, а такжеотношения между людьми как ее творцами. Культура — это сложнейшийсоциальный организм, который рождается, живет и умирает, уступая дорогуновым культурным явлениям. Раскрывая сущность культуры, следует сделать одно важное примечание.«Как в плоскости культуры отличить церковь от кабака?» — спрашивал русскийфилософ П.А.Флоренский. Принято считать, что культура есть лишь то, чтоотвечает высоким гуманным критериям и служит интересам общественногопрогресса и благу общества. Культурно только то, что нравственно. Вряд лиумение убивать людей можно отнести к культуре. В противном случае Гитлера иСталина мы бы причислили к числу самых культурных людей в историичеловечества. Подобные явления указывают на наличие в обществе такназываемой антикультуры. К сожалению, она тоже весьма разнообразна исвидетельствует о весьма противоречивом бытии человека в мире, отрагичности его существования. В современном обществе базисной ценностью является обновление,новаторство. Здесь действует принцип запрета на плагиат. Всякая новациянаучная, художественная, технологическая имеет индивидуального автора.Повтор, копирование оценивается обществом весьма невысоко. Истинныйхудожник или ученый это всегда создатель нового. Каждая культурная ценностьносит неповторимый, уникальный характер. современное общество пронизаногонкой за новизной. Величайшим достижением человеческой духовной культуры было тообстоятельство, что люди сохранили свою склонность и привычку ксинкретическому мышлению и выражающему его творчеству, не утратили их, но ипроцессе своего перехода к классового-сударственному строго наполнили ихновым содержанием. Через это они сделали их одной из самых значительныхформ развития общественного сознания художественным творчеством. Развитие культуры противоречивый процесс. Здесь прогрессивное ирегрессивное - две стороны одной медали. Так, сложившийся первоначально вЕвропе, а потом распространившейся по всему миру тип научно-техническойкультуры весьма способствовал развитию свободы человека. Но вместе с тем онимеет изъяны. Технологическая цивилизация основана на таком взаимоотношениймежду человеком и природой, при котором природа является объектомчеловеческой деятельности, объектом эксплуатации, причем неограниченного Ейприсущ тип развития, который можно выразить одним словом«больше». В немецкой классической философии культура воспринималась как сферадуховной свободы человека. Эта философии решительно разделила весьокружающий мир на мир природы и мир культуры. Подчеркивалось, что культура— это мир идей и вещей, созданный в ходе человеческой деятельности. Росткультуры рассматривался как один из законов истории общества. Такой подходнаиболее отчетливо проявился в·творчестве И.Тердера. Он обосновывал идею отом, что культура – это прогресс в развития способностей человеческого ума.Важнейшим проявлением культуры является, по мнению философа, Язык. Каждыйнарод создает свою собственную самобытную культуру, которая выполняетцивилизующую функцию. В классической марксистской философии XIX в. понятие культуры сталоупотребляться для характеристики творческих сил человека и совокупныхрезультатов его деятельности, В марксизме подчеркивалась идеяобусловленности культуры конкретным способом материального производства,характером общественно-экономической формации и исторической эпохи.Считалось, что культура всегда носит конкретно-исторический характер(первобытная, буржуазная и т.д.), а ее высшим проявлением станет культуракоммунистического общества. В марксизме исследовались различные проявлениякультуры — культура труда, политическая культура и др. Разнообразные трактовки понятия культуры появились в философии нарубеже XIX и начала XX вв. Ф.Ницше доводил традицию критики культуры до предела и рассматривал еелишь как средство для подавления и порабощения человека с помощью правовыхи иных норм, предписаний и запретов. По мнению философа, это необходимо,поскольку человек есть существо природное и властолюбивое, антикультурное.Только сверхчеловек (сильная личность) сможет разорвать сковывающие егопуты культуры и силой своей энергий и влечений стать свободный инезависимым О.Шпенглер в своей теории «локальных культур» отрицал прогресс вистории культуры и наличие в ней органического единства разных культур. Поего мнению, вся культура распадается на ряд независимых и неповторимыхорганизмов. Они не связаны друг с другом и закономерно проходят в своемразвитии стадии возникновения, расцвета и умирания. Шпенглер был убежден втом, что единой общечеловеческой культуры не существует. Он выделял ихарактеризовал восемь локальных культур — египетскую, индийскую, китайскую,греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую, культуру народовмайя и русско-сибирскую. Все они рассматривались им как существующиенезависимо друг от друга и самостоятельно. Подобные идеи развивал такжеанглийский социолог и историк А.Тойнби в теории «цикличности» культуры. Основатель психоанализа З.Фрейд исходил из идеи вечного инеустранимого противоречия между человеком и культурой. По его мнению,человек — это существо исключительно природное, наделенное совокупностьюпотребностей и инстинктов. Культура же враждебна человеку, поскольку онаограничивает свободу его действий. Уже первобытный коллектив былинструментом подавления человека с помощью норм и запретов. С той поры«техника» подавления человека стала куда более совершенной и разнообразной.Фрейд был убежден, что современный человек является в большей степенипленником культуры в сравнении с его первобытными предками, и эта тенденцияв итоге погубит все человечество. В XX в. имелись и иные представления о культуре. Так, в некоторыхучениях (Д.Белл, Р.Арон и др.) культура сводилась прежде всего кдостижениям науки и техники, которые якобы способны обеспечить стреми.тельный прорыв человечества в блестящее будущее. Напротив, в докладахРимского клуба было сделано ударение на необходимости совершенствованияпрежде всего самого человека, если он желает выжить в условиях обостренияглобальных проблем. А.Швейцер полагал, что современная культура призванабыть прежде всего «живой этикой», в основе которой должно лежатьблагоговение ко всему живому. Быть культурным в наше время означает активноспособствовать сохранении) жизни на нашей планете. В русской философии понятие культуры традиционно имело прежде всеговысокое нравственное наполнение. В этом проявился дух православия с егоидеями добра, милосердия и справедливости, солидарности между всеми людьмии народами. Зло есть то, что разрушает жизнь и мировую гармонию. Напротив,Добро — это творение жизни и гармония в ней. В этом и состоит основноепредназначение человеческой культуры как сгустка морали и мудрости. Врусской философии подчеркивалась самобытность отечественной культуры вовсех ее проявлениях — образ жизни и традиции, формы экономической жизни.Культура России своеобразна, как и сама «русская душа», мировоззрение имироощущение россиянина. В ней очень большую роль играет духовное начало,культ добра и справедливости, а не вещей и торгашества. России находится напересечении двух потоков мировой истории и культуры – Востока и Запада.Именно поэтому она «обречена» на диалог с другими культурами и имеетбогатейшие возможности для духовного обогащения благодаря такому диалогу. Говоря о личности, философия имеет в виду социальные качестваиндивида, приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно-практической деятельности и взаимодействия с обществом. Личность обладаетпрежде всего духовными качествами. Она представляет собой как бы огромныйрезервуар духовной энергий. Эта энергия несет в себе творческую (=творящую) свободу, посредством которой человек преображает окружающий егомир общества и природы. Личность — это всегда творчество, победа ипоражение, поиск и обретение, преодоление рабства и обретение свободы.Будет ошибкой называть личность частью мира, ведь она сама есть целый мир. Как видим, в истории философии выделялись и изучались различныестороны культуры. Суммируя все сказанное выше, ответим на вопрос о сущностикультуры с позиций философии. Культура есть философское понятие для характеристики развития сил испособностей человека как деятеля. В своей действительности она включает всебя сущностные силы человека; процесс их применения (труд, деятельность);предметные воплощения этой деятельности (идеи, вещи); отношения междулюдьми как членами общества (традиции, нравы и пр.) Культура — это все,созданное рукой и мыслью человека, сотворенный человеком мир. Это «втораяприрода», существующая наряду с обычной природой. Культура представляетсобой сверхсложную реальность, которая создается в соответствии с замысломчеловека как ее творца. Ее краткая формула может быть изложена следующимобразом: культура = живая деятельность человека –г овеществленнаядеятельность человека. В своей реальности она представляет собой комплексдостижении человечества. Очень часто в философии наряду с культурой употребляется и понятиецивилизации. Нередко эти понятия применяются в одинаковом смысле. На нашвзгляд, это неверно, хотя эти понятия в чем-то и близки. Мы исходили изтого, что цивилизация — это определенная крупная эпоха в историичеловечества (собирательская, аграрная и др.), ступень в развитии человекакак деятеля и творца. Культура же есть содержание («содержимое») конкретнойисторической эпохи, выраженное в совокупность духовных и материальныхценностей. Каждой цивилизации свойственна своя специфическая культура.Например, в рамках аграрной цивилизации возникли и сформировалисьгреческая, египетская и иные культуры со своеобразными характеристиками.Каждый шаг в развитии цивилизации означает одновременно и шаг по путиразвития культуры (как и ее антиподов тоже). Но и наоборот, развитиекультуры постепенно создает предпосылки для перехода общества на болеевысокую ступень в своем развитии, как это случилось, например, в XX в. всвязи с бурным развитием научно-технической революция. Однако не (следуетдумать, что развитие цивилизации автоматически влечет за собой и прогресс вразвитии культуры. На несоответствие между цивилизацией и культурой указал,как мы уже отмечали выше, еще Ж.Ж.Руссо. XX в. показывает, что приопределенных условиях культура может распадаться, деградировать и дажепогибать, теряя свои лучшие достижения. Это происходит в войнах, которыеразрушают материальные ценности, вносят вражду и ненависть между странами инародами. Этому отчасти способствует и политическая борьба, раскалывающаяиногда нацию на «белых» и «красных». Гибель культуры проявляется также вугасании человеческой духовности, падении нравов и в иных формах. Культурная среда необходима человеку для его духовной, нравственнойжизни, для его и духовной оседлости, для его привязанности к родны/иместам, для его нравственной самодисциплины и социальности". Поэтому Д. С.Лихачев считает естественной связь между культурной экологией и экологиейнравственной. Виднейший специалист в сфере древнерусской культуры, онполагает, что если в природе утраты до известных пределов восстановимы (она«живая»), то памятник культуры разрушается навечно, искажается навечно,ранится навечно . Культура это память, она неотделима от накопления и передачитрадиции. Хранителями социальной памяти являются живущие люди, поколения,но при этом общественная, историческая память не сводится к простой суммеих индивидуальных опытов и сознаний. Память сохраняется как в отчужденныхот сознания, овеществленных источниках знаковой информации, в документах,так и в объектах, не предназначенных для информации, но тем не менееспособных ее предоставить. Традиции, преемственность, конечно, имеют очень большое значение вразвитии каждой области культуры. Но традиции сама чем-то создается. Еслибы художники воспроизводили характерное в жизни только потому, что до нихэто с успехом делали другие, они остались бы только подражателями.Искусство воспроизводит жизнь в ее социальной характерности ради ееидеологического, эмоционально оценивающего осознания. И если бы ухудожников не было 'такого осознания жизни, своего собственной),современного, действенного, он не смог бы продолжать традицию искусства.Даже если бы он был глубоко убежден, что его историческая эпоха и егообщественное движение должны иметь свое искусство, это убеждение непродвинуло бы его вперед в области творчества, и с его помощью он мог бысоздать только иллюстрация к идеологическим теориям своего времени. Две важнейшие функции культуры. Практическая функция говорит о том, что культура служит целямпреобразования природы с помощью знаний и орудий труда. Эта функциясимволизирует выделенность человека из остального животного мира ивозвышение над ним как существа активного и творящего. Аксиологическая функция означает, что культура есть «вместилище»ценностей, т.е. позитивных продуктов духовной деятельности человека — идей,идеалов, образов и т.д. Веками общество накапливало общечеловеческиеценности, выраженные в нравственных идеях добра, справедливости, совести идругих. Искусство, общество, человек. Воспроизведение характерности жизни с помощью тех или иныхматериальных средств с помощью речи, мимики и жестов, рисунка и красок,системы звуков и т. д.создает произведения искусства. Мы знаем, что искусство доставляет радость, особое (духовноеудовольствие, оно украшает жизнь, создает атмосферу праздничности,гармонизирует диссонансы внутренней жизни человека и его отношений сокружающей средой, но иногда забываем, что искусство также (может и должновызывать эмоции сострадания и со (чувствия, эмоции боли и страдания). Забвение этой стороны воздействия искусства ведет к одностороннегедонистическому его истолкованию, К уравниванию художественногопроизведения с пред метами комфорта, к непомерной жажде развлеченииПосредством искусства. Подобный гедонистический пере кос остро ощущаютмногие писатели. Так, Василь Быков говорит о социальном смысле позиции,которая отрицает способность искусства тревожить душу: а...стараниямибюрократов воспитан и определенного рода читатель. Для определения специфического воздействия искусства можновоспользоваться понятиями, освященными многовековой традицией эстетики, аименно понятиями гармонизации и катарсиса в широком их значении.Гармонизация и катарсис социальноэстетическое воз действие искусства начеловека, включающее многосторонний, но целостный комплекс духовно-нравственных, социально-идеологических и собственно художественныхпереживаний, потрясений, преодолений и просветлений. Гармония характеризуетсодержательное и формальное единство, согласие качественно различных и дажепротивоположных компонентов. В гармонизирующем воздействии доминирует,следовательно, соответствие, которое поглощает односторонние илидиссонансные отношения. Прогрессивное искусство гармонизирует природное исоциальное в человеке, предохраняет человеческое "я" от стандартизации игрубого «омассовения», с одной стороны, и от духовной изоляции от обществас другой. Социальной стадности оно противопоставляет гуманную социальнуюобщность, индивидуализму развитую личность, чувствующую своюответственность перед обществом, чрезмерному рационализму значениенепосредственного ощущения жизни. Выражая тот духовный максимум культуры,который достигнут обществом и человеком в преодолении природно-стихийного,грубо физиологического начала, искусство вместе с тем не перестаетнапоминать человеку о вечных гармониях природы, сыном которой он является иразрыв с которой грозит ему бедствиями. Искусство гармонизирует такжечеловеческое познание, лишая его односторонности дискурсивного знания,дополняя особым нерасчлененно-целостным, образно-конкретным, интуитивно-эмоциональным постижением окружающего мире, себя самого и других людей. Нооно не только устанавливает равновесие, не только гармонизирует диссонансы,но и выявляет их, разрушает стереотипы, сложившиеся у личности, беспощаднообнажает социальные и нравственные язвы, демонстрирует сложную,противоречивую борьбу разных мотивов в поведении человека (вызывающихвосхищение и ужас, сочувствие и негодование, слезы и смех). Все то, чтомешает социальному устройству и человеку быть пре красным и высоким,бесстрашно изображается искусством. Но изображается во имя высшего идеала.По своей природе искусство противостоит неорганизованности и хаосу,стремясь помочь человеку гармонизировать мир и себя, обрести целостность.Но гармонизировать можно и при бесстрашном обнажении диссонансов ипротиворечий. Когда речь идет о произведении искусства, то подразумеваются триосновных значения этого понятия. Во-первых, имеется в виду продукт культуры и человеческой деятельности(созданный преднамеренно, с определенной целью), а не продукт природы. Второе значение понятия художественного произведения фиксируетпринадлежность этого предмета (скульптурного изваяния, живописного полотна)или процесса (музыкальное исполнение, драматический спектакль, танец) кособой, специфической сфере человеческого труда, культуры и деятельности —к искусству, отличающемуся своими структурными свойствами и функциями отдругих сфер культуры. В подобном словоупотреблении подразумеваетсяоценочное суждение (сфера особого и высокого мастерства, познавательно-ценностная, образно-чувственная картина мира и жизни человеческого духа). Третий аспект понятия «произведение искусства» уже содержитопределенный аксиологический, ценностный смысл: выделяется продуктискусства, отвечающий оптимальным качественным критериям (в этом случаеиспользуется термин и художественное произведение). Искусство апеллирует к социализированному индивиду, производя в немнезримую духовную работу и переработку, недоступную другим сферамдеятельности и сознания. В человеке же "естество" и культура находятся всложном, противоречивом взаимодействии. А эстетическая культура личностиесть, в частности, мера власти над социально-духовной неорганизованностью,помноженная на гармонизацию достигнутого уровня с лучшими естественнымизадатками человека Она отрицает одностороннее развитие человека какфункционального элемента общества. Здесь личность полагается в качествесубъекта исторического процесса, что связано и с ее высоким нравственно-духовным, творческим потенциалом, который в немалой степени формируетсяискусством Такая позиция совпадает с ценностными ориентациямисоциалистического общества. Искусство не брезгливо, как говорил Герцен, и способно выражатьразные, в том числе страшные, зловещие чувства человека, но оно при этомдает им высшую нравственно-эстетическую оценку, раскрывает их природу имотивы, осмысливает и помещает на определенное место в системе духовныхценностей. Катарсическая функция искусства не исключает как разряда,изживания негативных чувств, так и компенсации восполнения того, в чемобделил человека личный опыт и судьба. Помогая нечто изжить и нечтовосполнить, искусство способствует установлению равновесия человека сосредой. Только будучи совершенным предметом по форме и по соответствию этойформы эстетически полноценному содержанию, оно способно исполнить своюгармонизирующую и катарсическую функцию. С помощью искусства человек безгранично расширяет свой внутреннийопыт, приобщаясь к опыту всего человечества. При этом искусство нерастворяет личность во множестве других жизней, а помогаеткристаллизироваться, определиться, найти себя человеку как неповторимомуиндивиду. Эта духовно-нравственная самопроверка, самоиспытание,самосознание и самооценка совершается в контексте социального опыта. Именноискусство свобод но и непринужденно раскрывает человеку, и насколькоприрода стала человеческой сущностью человека... в какой мере потребностьчеловека стала человеческой потребностью. Искусство становится одним изсредств свободного выявления истинно человеческой сущности его как родовогои социально организованного существа, осуществляя сопоставлениеличностного, межличностного и надличностного уровней. Оно подсказывает пути, на которых возможно множить и динамизировать«я», лишая однозначной догматичности и активизируя способность ориентации вконкретных новых ситуациях. Но в современных условиях повышения случайных,поверхностных форм общения, развившихся под влиянием безликих,универсальных способов коммуникаций, ускорения темпа жизни, в связи снепомерно разросшейся "ролевой" функциональной изменчивостью личностивозникла необходимость в выработке тех воздействий, которые способствуют"собиранию" «я» вокруг стержня личности. Результативным аспектом эстетического восприятия искусства являются иболее пластичные формы общения. Структура личности содержит как эмпирическиреальные, так и идеально-ценностные уровни. Искусство помогает преодолетьнесоответствия между ними, повышая уровень самосознания личности,прогнозирования своего поведения, своего видения мира и нравственноговыбора в той или иной ситуации: "и Я бы мог так , а Вижу ли я так?", иПриемлю ли я это?" . Цели истинного искусства способствовать духовнотворческому, социально-нравственному росту личности, пробуждать такие чувства, которые способны кчеловеческим наслаждениям и которые утверждают себя как человеческиесущностные силы, по словам К. Маркса. Хотя в языке нет четкогоразграничения между понятием "восприятие" и "воздействие", тем не менеевосприятие позиция читателя, воздействие же предполагает акцент напроизведении как послании, с которым художник обращается' к людям. Ценности личности и общества могут и не совпадать, отсюда огромноезначение искусства как социально-эстетического феномена, в котором внепосредственно-чувственной, эмоционально-захватывающей форме изображаетсяэта "перекачка" ценностей от социально-общезначимого к общечеловеческомуродовому и к интимно-личностному. Несовпадению ценностей личности иобщества препятствуют неповторимые особенности физического и психическогосклада личности, которая самостоятельно решает вопросы выбора профессии,семейно-бытового уклада, определяет симпатии и антипатии, при этом онаспособна впитывать предрассудки и оставаться глухой к предлагаемым ейценностям, не считая их своими . Искусство рассчитывает на будущее, будоражит чело века, заставляетменяться без принуждения, лишь "силой" постижения, сопереживаниясконцентрированного человеческого опыта, "силой" открывающихся возможностейдля личностного творческого и нравственного развития. Люди сохранили склонность и способность к эмоционально-фантастическойтипизации жизни. Но предмет ее теперь значительно усложнился. Членовантагонистического общества по-прежнему интересовали полезные иблагоприятные для них процессы, происходящие в природе, и они по-прежнемустремились вызвать их, совершая магические обрядовые действия. Но их всебольше стали вместе с тем интересовать особенности противоречивыхсоциальных отношений и порождаемых ими характерностей человеческихдействий, поступков, переживаний, человеческих характеров. Эти действия,поступки, переживания возбуждали в членах антагонистического обществаактивное эмоциональное осмысление, сочувствующее или осуждающее взависимости от того, какое место занимали те или иные люди в объективныхантагонистических отношениях своего общества. Отсюда человеческиесоциальные характеры стали новым и основным предметом эмоционально-гиперболической типизации, а в дальнейшем единственным предметом познанияи образного творчества, отличающегося от всех других видов общественногосознания. Социальный смысл создания всех произведений искусства, заключается втом, что содержание той или иной высшей области общественного сознанияполучает в них в процессе своего внешнего выражения свою внутреннююсистематизацию. Оно становится гораздо более отчетливым, последовательным изаконченным, чем оно было в личном сознании отдельных людей, егоразрабатывающих. И систематизация эта бывает, конечно, совершенно различнойв разных областях общественного сознания. Вследствие этого идеологические области общественного сознания этика,правовые нормы, социально-политические учения, философия в ееидеологической стороне и, наконец, искусство всегда стремятся сказать спомощью своих произведений своеобразное воздействие на сознание общества.Они стремятся по-своему внушить обществу всеобщее значение определенныхвзглядов, идейно утверждающих и отрицающих тот или иной строй социальныхотношений. И поэтому их произведения отличаются в той или иной мерепознавательнооценивающим пафосом. При этом все виды идеология, кроме искусства, специализируются в своемсодержании на идейном утверждении и соответственно отрицании отдельныхсторон общественных отношений и, абстрагируя общие особенности познаваемыхими сторон жизни от индивидуальных их проявлений, выражают свое содержаниев системах понятий. Поэтому познавательнооценивающий пафос их произведенийограничен как односторонностью содержания произведений, так и отвлеченнымхарактером его выражения. Произведения искусства и представляют собой раскрытие и реализациюэтого всеобщего значения идеологического, эмоционально оценивающегоосознания характерных особенностей общественной жизни людей и связанной сней жизни природы. В произведениях искусства такое осознание перестает бытьдостоянием отдельной личности и становится достоянием всего общества. То,что люди в своем огромном большинстве таят в своем внутренней мире, что онилишь смутно и изменчиво сознают, чувствуют, переживают, это находит себеясное, действенное и законченное выражение в произведениях художественН9готворчества. Искусство как бы возводит содержание идеологическогомиросозерцания в «ранг» высшей области общественного сознания. В этом изаключается в основном постоянная и неизбежная привлекательностьпроизведений искусства для большинства людей. В этом и заключается основнойстимул самого художественного творчества. Произведения искусства созерцаются не чужим, холодным внешним взором,они созерцаются и одновременно переживаются глубинным внутренним миромличности, включающим эмоциональные оценки. Но внутренний взор по отношениюк произведению искусства не означает полного нарушения дистанции.Уничтожение расстояние между объектом и субъектом может привести кфамильярному общению со стариной, с историей, к оживлению ее за счетискажения объекта, к попыткам устранить дистанцию между созерцающим исозерцаемым. Возражая тем, кто хоронит театр дистанции во имя театра, вкотором зритель активный соучастник действа, можно сказать: активностьзрителя-созерцателя не всегда выражается в форме реплик, жестов,телодвижений и т. п.; она носит внутренний, нравственно-психологическийхарактер. Произведение искусства, писал Гегель, совершенно меняет нашу точкузрения, обрывая все практические связи и взаимоотношения с предметом.Например, уже сама форма стихосложения в поэзии извещает нам сразу же...другую сферу, почву, на которую мы можем ступить, только оставивпрактическую и теоретическую прозу обыденной жизни и обыденного сознания'.Точнее было бы говорить не об отделении, а об особом эффекте подчинениявсех других сторон эстетически ценностному аспекту. И хотя предметискусства предназначен для воспринимающего, но он предназначен непрактическим образом, связанным с вожделением и волей, полагалаклассическая эстетика, а теоретически-духовным, созерцательным, котороеоставляет предмет существовать свободно, самостоятельно, не "пожирая", не"разлагая" его, не обладая им в грубо физиологическом и меркантильно-практическом смысле. Огромное влияние коммуникаций на «экран знаний» личности даловозможность А. Молю высказаться на этот счет категорически: я...в нашевремя знания формируются в основном не системой образования, а средствамимассовой коммуникаций. Мозаичная культура пользуется способами убеждения,непосредственно основанными на приемах ассоциации идей. Отбирает ли что-товоспринимающий для себя в этой ситуации? Бесспорно. Происходит выборка,смещение, поляризация; одни факты отбрасываются, другие подчеркиваются,отсюда неожиданное сближение разнообразных фактов. Все это накладываетсяна социокультурную таблицу, хранимую в памяти общества и тем самыминдивида. В современной психологической литературе "интерес" понимается какформа проявления познавательной потребности. "Интерес" в смысле внимания кобъекту, в смысле направленности на него сознания личности неотъемлемоесвойство созерцания. "Интерес" в смысле высшего блага для общества ииндивида несомненный признак эстетического отношения к миру, "интерес" жев значении выгоды, корысти антипод эстетическому созерцанию и чувству. Искусство- развивающийся организм. История искусства насчитывает в своем развитии несколько этапов,каждый из которых коренным образом менял понятие о месте, назначении иидеалах в искусстве: важнейший «революционный» этап начинается с эпохиВозрождения. Наряду с остающимся в церкви возникает и начинает быстроразвиваться тоже серьезное и высокодуховное, но внерелигиозное искусство.Если Бах писал светские произведения еще наряду с произведениями дляцеркви, то уже в XVIII и XIX вв. сформировалась вполне самостоятельнаяоперная, а также симфоническая и вообще инструментальная нецерковная музыкавысокого плана. Исследователи четко показывают, что она "вышла из Храма",но развивалась уже вне религии. Тот же процесс в живописи можно проиллюстрировать одним из остроумныхфутурологических рассказов блестящего физика середины XX в. Сцилларда. Внем он рассказываем как после всемирной ядерной войны и гибели человечествана Землю прилетают инопланетяне и стараются восстановить ее историю.Исследуя картинные галереи, они приходят к выводу, что сначала Землюнаселяли человекоподобные существа в белых одеждах и с белыми крыльями, атакже черные с рогами и хвостами, но потом они вымерли и остались обычныелюди. Современное иллюстрирование литературных произведений является однимиз способов развития искусства, на фоне которой совершаются актымножественных индивидуальных читательских интерпретаций. В некоторыхслучаях возникает удивительно адекватное воспроизведение художественныйперевод литературного первоисточника на язык графики уже в момент появленияхудожественного произведения. Так, поэма "Двенадцать" Блока былаиллюстрирована в том же году Ю. Анненковым в контрастных образах чернойночи и белого снега'. Вьюжность, "метельность" ощущаются во всех линиях и вобщей композиции графической серии. Город как бы разлетается на отдельныечасти домов (труб, крыш, стен, окон). Но это, по удачному выражениюкритика, разбитый и собранный в одну целостность. мир. Точные приметывремени (вывески, плакаты, церковные главки, покачнувшиеся в периодреволюции) соединены в мир романтически-легендарный. и Фантастическимпредставляется только сам принцип соединения на одной графи ческойплоскости, казалось бы, случайных и не связанных друг с другом предметов.Можно согласиться с утверждением критика, что рисунки Ю. Анненкова перваяи до сих пор самая удачная попытка найти графический эквивалентпроизведения. Все это не означает, что только графика создает традициюопределенного прочтения произведения, в данном случае поэтического. Длясоздания образной традиции поэмы Блока огромное значение имело чтение еесамим поэтом, эмоционально-эстетические и публицистические откликисовременников, переосмысление блоковских образов в советской поэзии (В.Маяковским, например) и т. п. В данном случае мы вычленили образ, созданныйиллюстратором, как попытку визуального истолкования, оказавшуюсячрезвычайно важной для понимания поэмы последующими поколениями, ибо Ю.Анненков "создал рисунки, которые история слила со строками" Блока. В последнее время все большее распространение получает свободная"ассоциативная" графика, так называемая станковая иллюстрация, илииллюстрация по мотивам произведений писателя. В этом случае интерпретациясуществует вне книги и, возможно, не обретет с ней союза. Это явлениеискусства следует оценивать по иным критериям, чем собственно книжнуюиллюстрацию. Такая ассоциативная графика не столько интерпретирует, с нашейточки зрения, определенное литературное произведение, сколько имеетсамостоятельное художественное значение и в лучшем случае может намнапомнить о каких-то мотивах произведения. Это не интерпретация всобственном смысле слова, а вариации на определенную тему, подобные вольнымпоэтическим переложениям. Искусство в эпоху информационных технологий. Передача художественного произведения по неспецифическому для негоканалу связи (специфическим каналом связи телевидение выступает, например,для телеспектаклей, телефильмов и т. д.) может способствовать выявлениюособой художественной интерпретации произведения искусства, чтоосуществляется с помощью комментирования, вступительного словаискусствоведа, режиссера, дирижера, встречей с актерами, которые делятся созрителями своими замыслами, размышляют о перспективах и о проделаннойтворческой работе. Все чаще мы имеем дело не с обычной технической передачей произведения искусства по другому (в данном случае техническому)каналу связи, а с попыткой придать ему новые художественные аспекты. Содной стороны, текст комментатора и его образ, а также властнаянаправленность телекамеры ослабляют активность субъекта восприятия. Сдругой стороны, при соответствующей подготовке усиливается значениевоображения, фантазии, ассоциативного мышления важнейших составляющихэстетического переживания, интерпретации и оценки произведения искусства.Подобную интерпретацию можно назвать культурно-коммуникативной по преимуществу, ибо художественный ее компонент является сопутствующим, а недоминирующим. Сферой культурно-коммуникативных интерпретаций, приобретающих зачастуюуже самостоятельный художественный статус, становится копия-репродукция играмзапись музыкального и поэтического произведения. Дело не только в том,что искусство в современную переходную эпоху существует лишь благодарякопии, но рождается, как замечает А. Моль, новая форма подлинности. Такиекопии, как открытка, репродукция, художественный альбом, приобретаютсамостоятельное культурно-художественное значение: и подобная самодовлеющая жизнь копии явление абсолютно но вое, рожденное эпохой массовыхтиражей. Немалое место в культуре занимают кино и телефильмы о творчествехудожников, всевозможные композиции научно-художественного характера,наиболее удачные из них по учебной программе Центрального телевидения. Так, в связи с фильмом "Сикстинская мадонна" (1955, сценарий А.Белокурова и И. Кузнецова, режиссер Я. Миримов, оператор А. Климов)обращалось внимание на следующее: камера кадрирует изображение так, чтокартинная рама не попадает на экран. Изображение заполняет всепространство, как бы имея продолжение во вселенной. Это связывается нетолько с пониманием широчайшего, универсального значения содержания"Сикстинской мадонны", но и со спецификой кинематографического изображения:"И вот в кадре остается только фигура мадонны, которая открывается нампостепенно, сверху вниз... Мы будто отступаем на несколько шагов, чтобы ещелучше рассмотреть фигуру мадонны на фоне других персонажей... Все нашевнимание приковано к лицу младенца... Движение кинокамеры, и теперь весьэкран занимает лицо мадонны. Это произведение – миниатюра по своей сути –была названа критиками «фильмом, снятым на одной картине». В наше время культура идет от слова к мысли. Массовые средствафактически контролируют всю культуру. Современный человек вырабатывает своюиндивидуальную культуру под воздействием непрерывного потока возникающихперед его восприятием и сознанием компонентов культуры, отфильтрованныхмассовыми коммуникациями Созерцание как способ восприятия произведений искусства. Использование термина созерцания, как уже говорилось, применительно кэстетическому познанию и процессу восприятия объекта связано с глубокойтрадицией, в которой немало ценного. Немецкий искусствовед Вин Кельманговорил о созерцании как о постижении красоты произведений искусства,единства во многообразии, воплощенного, например, в знаменитой эллиптичнойлинии. Созерцанию, по Вин Кельману, отвечают благородная простота испокойное величие как в позе, так и в выражении', что являлосьзамечательной чертой греческих шедевров. Широко использует понятиесозерцания Гете. Он отличает термин «углубленное рассмотрение» от термина«поверхностное наблюдение». Сила художника, пишет Гете, заключается всозерцании, в схватывании целостной значимости, в восприятии отдельныхчастей.... Для грека, считает Гете, еще не распались на части чувство исозерцание, тогда как для современного человека значим не только и нестолько объект, как чувство и мысли по поводу объекта и даже отлет фантазииот мира во всей его бытийной целостности в сторону чего-то запредельного. Погруженность в сложный мир художественного произведения,сосредоточение внимания именно на нем и его культурном контексте,освобождение от мешающих дан ному познавательному акту других устремлений иинтересов связаны с таким атрибутивным свойством эстетического созерцания,как бескорыстие. В марксистской немецкой литературе подчеркивается, что в созерцанииобъективная реальность дана в форме восприятия или репродуцирования спомощью представления как единое явление, в котором еще не отличаются другот друга единичное и всеобщее, существенное и несущественное, необходимое ислучайное. Это происходит лишь в процессе рациональной переработкисозерцаемого материала с помощью мышления. Взгляд, что созерцаниесхватывает только единичное, случайное, несущественное, справедливооценивается как недиалектический. Созерцание есть необходимый компонент искусства. Что касаетсясобственно эстетического созерцания, то еще известный искусствоведБакушинский писал: я...в эстетическом созерцании есть такой последний исамый ценный момент, когда оно ускользает от слов, умственных мерок ивсякого перевода на иной язык, кроме того, которым воспользовался художниккак творческим орудием. Это драгоценное ядро искусства" Время от времени вскипает "антисозерцательная" волна. Говорят онеизбежности кризиса созерцания, связывая этот процесс с темпамисовременной жизни, распространением средств массовых коммуникаций,репродукций и копий, а также с повышением роли "вещного искусства" вокружающей, повседневной, бытовой, градостроительной среде. Ростповседневного общения с "вещным искусством", удовлетворяя эстетическуюпотребность человека в гармонической организации окружающей его предметно-пространственной среды, одно временно в какой-то степени способствуетзакреплению фрагментарного восприятия эстетического объекта,противостоящего концертномузейному, сосредоточенно устойчивому ипочтительно-дистанционному его созерцанию. Навыки ускоренного, и"несозерцательного" восприятия и оценки художественного объекта возникаюттакже в атмосфере потребительского, престижного отношения к культуре, чтоможет оцениваться только негативно. Интеграция культуры и искусства- проблемы и пути их решения. Любая новая пространственно-предметная композиция, изменениеландшафта, а тем более активное строительство влияют на художественныйоблик здания, ансамбля, архитектурного комплекса. Изменяя близлежащую иболее отдаленную среду, архитектурную и ландшафтную, мы вносим элементынового истолкования произведения искусства. Эта интерпретация должна бытьисторически обоснованной и эстетически выразительной, а в некоторых случаяххудожественно полноценной и органично включенной в наше время и современнуюпространственную среду. В силу этого деятельности по сох ранению памятниковкультуры и установлению их взаимосвязей с иными историческими ценностями иновой культурной средой должен предшествовать научный анализ всех возможныхпоследствий вносимых нами новшеств. Соседство памятников старины и новых зданий не всегда бывает удачным.Так, например, игрушечно-бутафорский облик церкви Сименона Столпника нановом Арбате: слишком близко она расположена к огромным новым домам, имежду ними нет никакой взаимосвязи, в том числе и по принципу контраста. Вгостинице "Россия" гипертрофирован объем и непропорционально увеличенаэтажность по отношению к Кремлю. Кроме того, ее положение разрушиловосприятие Покровского собора со стороны Красной площади. Несоблюдениепространственной удаленности может разрушить взаимосвязь старого и нового;соблюдение ее способно взаимно обогатить старое и новое. Поскольку техникасовременного строительства резко отличается от прежних эпох, особую роль ввыявлении единства старой и новой застройки приобретает композиция,основанная на объемно-пространственных и силуэтных соотношениях по принципусоответствия, гармонизации или контраста, тоже включающего определенноесходство, на котором вырисовывается различие. В крайнем случае этоотношения нейтрального характера, но не подавления одного другим. Попыткистилизации под старину довольно распространены, но малоплодотворны,современная охрана памятника, создание его окружения нуждается, скорее, впереосмыслении традиций прошлого, в сохранении некоторых трансформированныхкомпонентов, а не в стилизаторской деятельности, в поддельной экзотике. Особой значимостью в современной художественной культуре обладаютпереводы художественно-прозаических произведений на язык театра, кино,художественного телевидения (инсценировки, сценические варианты,переложения для сцены, композиции, драматические исследования и т. п., атакже телефильмы, экранизации, кинороманы и т. п.). Одним из путей созданияхудожественной интерпретации становится при этом акцентировка определенныхтем, мотивов произведения-первоисточника. Список литературы. 1. «Вопросы философии» №7 1997г. 2. «Философия» В.П. Кохановский «Феникс» 2000г. 3. «Основы философии» В.Г. Горбачев М.; 1997г. 4. «Произведение искусства в мире художественной культуры» М.;1998г. 5. «Искусство и эстетика» Г.Н. Поспелов М.;1984 г. 6. К. Маркс и Ф. Энгельс «Об искусстве». М.;1983 7. Блок А. «Об искусстве». М.;1989 8. Гулыпа А.В. «Принцип эстетики» М.;1997




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Искусство в жизни общества. Искусство и массовая культура Искусство в жизни общества. Искусство и «массовая культура» iconПрограмма "искусство: изобразительное искусство и художественная культура" 1 9 классы Программа "Искусство" рекомендована Гуманитарным советом иосо рао
Программа "искусство: изобразительное искусство и художественная культура" 1 9 классы
Искусство в жизни общества. Искусство и массовая культура Искусство в жизни общества. Искусство и «массовая культура» icon«история изобразительного искусства»
Религиозные верования первобытного общества. Первобытное искусство Африки. Искусство древних скифов. Первобытное искусство на Урале...
Искусство в жизни общества. Искусство и массовая культура Искусство в жизни общества. Искусство и «массовая культура» iconКнига для учащихся / А. Д. Алехин. 2-е изд. М.: Просвещение; Владос; 1994. 160 с.: ил
Охватывает период с Х до ХХ вв в четырех хронологических разделах: "Древнерусское искусство", "Искусство xviii", "Искусство xix",...
Искусство в жизни общества. Искусство и массовая культура Искусство в жизни общества. Искусство и «массовая культура» iconСоветская массовая культура 30 акад часов Спецкурс «Советская массовая культура»
Характер этих норм и ценностей в советской массовой культуре определялся ситуацией тоталитарного общества
Искусство в жизни общества. Искусство и массовая культура Искусство в жизни общества. Искусство и «массовая культура» iconРабочая программа изобразительное искусство на 2009 / 2010 учебный год Учитель: Маштарова В. М. Предмет: Изобразительное искусство Класс: 5 Образовательная область: «Искусство»
Программа: Изобразительное искусство. 5-9 кл.: программа для общеобразовательных учреждений. В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов...
Искусство в жизни общества. Искусство и массовая культура Искусство в жизни общества. Искусство и «массовая культура» iconДекоративное искусство. Декоративное искусство – один из видов пластических искусств
Декоративное искусство формирует окружающую среду, внося в нее эстетическое, образное начало
Искусство в жизни общества. Искусство и массовая культура Искусство в жизни общества. Искусство и «массовая культура» iconВопросы к зачету по дисциплине «Искусство и литература» 2 курс, 4 семестр Что представляет собой художественная культура? Каково значение термина «искусство»
В чем состоит высшая цель искусства, что является объектом и предметом искусства?
Искусство в жизни общества. Искусство и массовая культура Искусство в жизни общества. Искусство и «массовая культура» iconКультура речи
Жестикуляция 19 Жесты, жесты, жесты 19 Ритмические жесты 20 Эмоциональные жесты 20 Указательные жесты 21 Изобразительные жесты 21...
Искусство в жизни общества. Искусство и массовая культура Искусство в жизни общества. Искусство и «массовая культура» iconРабочая программа предмет: «Изобразительное искусство и художественный труд» класс: 5
«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» в 5 классе. Обучение ведется по программе Б. М. Немен­ского, частично видоизмененной...
Искусство в жизни общества. Искусство и массовая культура Искусство в жизни общества. Искусство и «массовая культура» iconСдм. 09 Современная массовая литература как явление культуры
Задачи: дать целостное представление о понятиях «массовая культура», «массовая литература»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы