Ликвидация последствий первой мировой войны в ведущих странах мира icon

Ликвидация последствий первой мировой войны в ведущих странах мира



НазваниеЛиквидация последствий первой мировой войны в ведущих странах мира
Дата конвертации03.07.2012
Размер196.5 Kb.
ТипРеферат
Ликвидация последствий первой мировой войны в ведущих странах мира


Тема: Опишите ход ликвидации последствий первой мировой войны в ведущих странах мира. Второе десятилетие 20 века отмечено крупнейшим военным катаклизмом –первой мировой войной. В войну было втянуто более 30 стран с полуторамиллиардным населением, что составляло в то время 2/3 всех живших напланете людей. Масштабы потерь ужасающи. Из 74 млн. человек, поставленныхпод ружье, погибло около 10 млн., и более 20 млн. было ранено иискалечено. Число мирных жителей, погибших от эпидемий и голода, составилоне менее 10 млн. человек. Войной было уничтожено треть материальных ценностей стран –участниц. Огромное количество военной техники, потери в промышленном,сельскохозяйственном секторах . жилищном фонде, природные ресурсы. Война ускорила развитие тенденции к усилению роли государства вхозяйственной жизни, далеко продвинула процесс складывания системырегулируемого капитализма. Введение жесткой государственной регламентациихозяйственных отношений с целью мобилизации экономических ресурсов навыполнение военно – политических задач условиях постоянно сокращающегося вследствии растущих потерь хозяйственного потенциала было единственновозможным условием продолжения войны. К моменту ее окончания, практическиво всех странах система хозяйственных отношений на степень и формыразвития системы государственного регулирования экономических отношений вгоды Первой мировой войны. В воюющих странах оказывали следующие факторы:уровень социально-экономического развития, особенности национального укладаи социально-политических отношений, и степень участия той или иной страныв военных действиях. Во всех странах – участницах войны преобладали хозяйственныхотношений, который после окончания войны был приостановлен, и началосьобратное движение к сокращению системы государственного регулирования. Послевоенный период нестабильного состояния хозяйства большинствастран мира, явился прямым следствием тяжелых потерь, понесенных в 1914-1918г.г. На степень нестабильности также оказывает влияние ряд факторов:масштаб понесенных потерь, поражение или победа в войне, степеньмилитаризации и этапизации экономики в годы войны, общий уровень социально– экономического и политического развития, а также ряд национальныхособенностей. Следующий период 1924-29 гг.. характеризовался в развитых странахдальнейшим сокращением вмешательства государства в хозяйственныеотношения. Но это будет не простое, и тем более полное возвращение ксистеме относительно свободных рыночных отношений. Этапизм отступил неполностью, т.к. в 20-е годы практически во всех странах наблюдалсяобъективный процесс монополизации экономики, сращивание монополий игосударства, дальнейшего искажения свободных рыночных отношений, чтовыражалось во внутрихозяйственных диспропорций и т. д.
«Версальскаясистема», установившая после войны новый политический порядок, не разрешилаострых европейских и мировых противоречий, а способствовала сохранениюобщей тенденции милитаризации, подталкивала проигравшие войну страны кновой политике территориального экономического передела мира. Период Великого кризиса 1929-33 гг.. повторно, за короткий промежутоквремени, уже в мирное время вызвал небывалые темпы роста государственноговмешательства в хозяйственную жизнь. Развитие было характерным для всех безисключения стран. Отличительной чертой нового этапа развития системыгосударственного регулирования в том, что феномен получает точноетеоретическое обоснование в кейнсианской теории . В ином ключе трактуютнеизбежность возникновения системы государственного регулированияэкономических отношений весьма популярные в то время доктрины: итальянскийкорпоративизм, германский национал – социализм, многочисленныесоциалистические концепции и т.д. , что свидетельствуют о повсеместностиданного процесса. Наибольший промежуток послекризисного состояния экономики 1934-1939гг.. не отмечен, как это было в 20-е годы, отказом от этатизма вбольшинстве ведущих стран. Причины этого кроются прежде всего в крайненеустойчивом состоянии национальных экономик, которые испытывалипоследствия недавнего мирового кризиса. Можно с уверенностью утверждать, что практически наблюдаетсядальнейшее развитие системы государственного репрессирования экономики воснове которой – тенденция к милитаризации в условиях подготовки стран ковторой мировой войне. К началу Первой мировой войны США были крупнейшей мировойиндустриальной страной мира, на долю которой приходило 35%промышленногопроизводства. Благодаря развитию сельского хозяйства, природно-экономическим условиям, близость к неисчерпаемому Южноамериканскомуконтиненту и удаленности от конфликтующей Европы, США уже в начале 20 векасерьезно потеснили своих конкурентов, сделав заявку на мировое лидерство. Вотличии от нвропейских стран, США не принимала участие в военныхдействиях, сохраняя нейтралитет до 6 апреля 1917 года. И только летом 1918г. США удалось в военное время удачно заключить военные контракты напоставки вооружения, что ускорило промышленное развитие, продовольствия,расширить свое влияние на рынках. В конце войны страна оказалась всостоянии свою задолженность на половину и стать крупным кредитором. В 1918г. США располагали половиной мирового запаса золота. Эти успехи СШАзакрепили за ними роль страны – лидера, на фоне резкого паденияхозяйственных показателей в других странах. Однако, в США за годы войны накопились диспропорции в развитииотраслей народного хозяйства, что явилось следствием усилениягосударственного вмешательства в хозяйственную жизнь. В годы войны,государство увеличивает запасы монополией, связанной с военнымпроизводством, предоставляя им кредиты и субсидии. С целью концентрациипроизводственного потенциала на задаче выполнения военных заказов,правительство Америки создает ряд комитетов по задаче выполненияправительственных заказов. Деятельность этих комитетов контролироваласьвоенно – промышленным советом, такое же характерно и для банковскойсистемы. Кроме того, правительство США направляло значительные бюджетныесредства производство, где ощущается недостаток частного капитала, врезультате чего можно сказать, о формировании государственного сектора внесельскохозяйственных районах страны, тесно связанного с военнойпромышленностью. Послевоенный период с кризисными явлениями не был характерен для США.Наоборот, США помогали по восстановлению разрушенного войнойхозяйственного потенциала европейских стран. Но с сокращением объемавоенных запасов кризисные явления коснулись экономики страны, и преждевсего, промышленного сектора. Кризис с 1920-21 гг.., который начался втяжелой промышленности, распространился вскоре и в с/х. Впрочем, США достаточно быстро преодолело кризисные явления и с 1923г. наблюдается оживление коньюктуры. Вплоть до конца 1929 г. странаощущает процветание. Фундаментом процветания стало развитие новых отраслей(автомобильной, электротехнической, химической, радиотехнической и др.). Но оживление промышленности сопровождалось и рядом негативныхявлений: рост отраслевых диспропорций в народном хозяйстве страны, наличиехронической безработицы в стране, рост процесса интенсификации труда,биржевой ажиотаж. В целом же, годы процветания системы государственногорегулирования экономики США не получила развития. Мировой кризис 1929-33гг.. начался в США поразив сильнее экономику в этой стране. С 25 октября1929 г. на Нью- Йоркской бирже, в связи с падением курса акций, ценакоторых была завышена биржевыми спекулянтами, вспыхнула паника. Суммаубытков исчислялась более чем 15 млрд. долл., что означало конецфинансового и экономического бума 20-х годов и начало глубокогоэкономического кризиса. Причиной упадка считается несоответствие междукрупномасштабным расширением производства и покупательной способностинаселения, это в свою очередь вело к сокращению производства, разорениюпредпринимателей, резкому снижению занятости, что еще более сужаловозможности реализации производственных товаров. Экономический кризис в СШАбыл назван Великой депрессией. Производство всех отраслей страны сократилось от 46% до 79%.Обанкротилось 135 тас. Промышленных, торговых, финансовых фирм, 5760банков, разорились 1 млн. фермеров. Началась небывалая в истории экономикибезработица, около 17 млн. безработных, существенно упал уровень зарплаты,что усугубляло кризисное явление. В результате, резко активизировалсясоциальный протест, в форме забастовки, голодных маршей, текстов,демонстраций, что создавало угрозу для политической системы в целом. В основе неудач президента Г. Гувера (1929) лежала иллюзорная верав неограниченные потенции либеральной модели, в способностьсамопроизвольного регулирования рынка. С 1931 г. правительство перешло кактивным действиям по спасению b пи держанию банков, торговых ипромышленных фирм и т.д. путем государственного кредитования.Предпринимались попытки государственного регулирования процессаценообразования. Однако эти меры оказались не эффективны. Кризисуглублялся. Последним решающим фактором стал фактор избрания в 1933 г. напост президента Ф. Рузвельта. Его имя связано с новой эффективнойантикризисной политикой, которая вошла в историю под названием «новыйкурс». Рузвельтом было признана несостоятельность предыдущих антикризисныхмероприятий и признание необходимости активного государственноговмешательства в сферу хозяйственных отношений. Тезисы президента получилисерьезное теоретическое обосновывание в концепции выдающегося английскогоэкономиста Майнарда Кейнса, а политика Рузвельта стала ярким подтверждениемобоснованное в концепции ученого. Рузвельт, в отличие от Гувера, настаивая на необходимости повернутьсялицом к «забытому человеку», что позволило погасить нарастающийсоциальный конфликт, сплотить нацию на борьбу с кризисом. «Новый курс»стал началом превращения США в социально – ориентированное государство. Егомощным инструментом стало развитие системы государственного регулированиярыночных отношений. Процесс этатизации произошел не в экстремальноевоенное время, а в мирное, хотя и кризисное, и носило социально –экономический характер, а не военный. Эта возникшая система достаточноэффективно развивалась на протяжении ряда десятилетий, вплоть до началалиберальных реформ конца 60-х годов. Первые мероприятия Рузвельта былинаправлены на оздоровление банковской, финансовой системы в целом. В марте1933 года была приостановлена работа всех банков, что позволило прекратитьобмен банкнот на золото, с одновременным запретом его вывоза за пределыСША. Эти мероприятия пошатнули систему золотого стандарта доллара, чтопривело к резкому обесцениванию национальной валюты. Правительство СШАпроизвело крупные закупки денежного металла на внешних рынках, что привелок снижению его цены внутри страны и позволило в январе 1934 г. провестидевальвацию валюты страны на 41%. Одновременно, на основе чрезвычайного закона о банках,последовательно осуществлялось лицензирование их деятельности. Действующим банкам был предоставлен кредит в 1 млн. долларов,ожививших арену кредитных отношений. Правительство добилось усиленияэкспортных возможностей страны, улучшения позиций национальногопроизводителя, сократило сферу деятельности спекулятивного капитала,создало предпосылки для оживления инвестиционного процесса. Оживлениепромышленного производства – основа процветания США – должно было потянутьза собой решения многих кризисных проблем, а главной – сокращениеколоссальной безработицы. В 1933 г. принимается закон «О восстановлениинациональной политики». На основе закона был сформирован координирующийвластный орган – Администрация национального восстановления. Одновременно,отраслевые ассоциации предпринимателей (всего 17) разработали «кодексычестной конкуренции», по которым для одной отрасли строгорегламентировались объемы производства, пределы заработной платы,продолжительность рабочей недели, определялись рынки сбыта товаров, цены напродукцию. Кодексы подлежали утверждению президентом США. Конгрессом США была создана «администрация общественных работ». Онаразвернула широкомасштабную деятельность по созданию новых рабочих мест всфере муниципального хозяйства, дорожном строительстве, организациитрудовых лагерей для безработной молодежи и т. д.. Правительство приступило к осуществлению крупных общенациональныхпроектов. Например: возведение гигантских плотин, с помощью которыхпредполагалось электрифицировать всю страну. Мероприятия по восстановлению промышленности оказали благотворноевоздействие на хозяйственные отношения. В течении двух лет (до 1935 г.)удалось установить действенный контроль над промышленностью. Важной была антикризисная аграрная политика – этот сектор возглавлялаАдминистрация регулирования сельского хозяйства. Для преодоления кризисаперепроизводства была выбрана система поощрения в виде премий и компенсаций фермерам, сокращающим производство в своих хозяйствах, что способствовалобы поддержанию цен на сельхозтовары и тем самым увеличению доходовфермеров. Доходы фермеров выросли в половину, по сравнению с 1933 годом. Но отсистемы премирования и компенсаций выиграли только крупные хозяйства, амелкие фермеры продолжали испытывать трудности. В связи с этим,правительство приняло чрезвычайные меры по снижению фермерскойзадолженности. Была произведена эмиссия казначейских билетов игосударственных акций на сумму 3 млрд. Долл., что позволило в 1933-35 гг..предоставить фермерам дешевые кредиты и тем самым ослабить обвальныйпроцесс банкротства фермерских хозяйств. В 1935 году трудящимся удалось добиться принятие национального законао трудовых отношениях или закон Вагнера. Признавалась законностьорганизации рабочих в профсоюзы, которые призваны отстаивать интересынаемников перед работодателями путем заключения коллективных договоров,даже методом забастовки. Закон запрещал администрации вмешиваться вовнутренние дела профсоюзных организаций, преследовать профсоюзных деятелейи рядовых членов профсоюза. Одним из результатов принятия закона Вагнерастало объединение всех рабочих организаций в Рабочий Альянс Америки(1936 г.). В 1936 году был принят закон о социальном обеспечении, которыйвводил систему пенсий по старости и пособий по безработице, болезни,инвалидности. Спустя два года принимается закон о справедливых условиях труда,который установил 44 часовую рабочую неделю, определял минимальную имаксимальную пределы зарплаты, запрещал использование детского труда. Комплекс названных законов существенно улучшил положение наемныхработников, что послужило со стороны консерваторов для обвинения Рузвельтав социализации отношений найма. В действительности, задачей политики Рузвельта было выведениеэкономики страны из тяжелейшего кризиса, которым были поражены все сферынародного хозяйства, восстановление рыночного механизма, основанного наотношениях частной собственности, купли и продажи рабочей силы. Усиление системы государственного регулирования вызванное кризисом,позволяло вместе с вмешательством государства в экономические отношения,удерживать страну как раз от растущего социального протеста, который могпривести к революционному изменению строя. В целом, активная политика государственного вмешательства позволилаСША, хотя и более медленными темпами по сравнению с отдельными европейскимистранами, преодолеть кризисное состояние экономики. К 1937 году по рядуосновных экономических показателей США вышли на отметку 1939 года. В Англии, так же как и в Америке, после войны наблюдались этатисткиетенденции и их ослабление в 1919-29 гг.. Англия, как победительница, внекоторой мере компенсировала значительные потери, понесенные во времявойны. В то же время, технический застой в промышленности, пассивныйвнешнеторговый баланс, потери торгового флота и другие факторы определилидлительный период вялого развития народного хозяйства страны, вплоть доначала мирового кризиса. Англия оказалась должником США. В Англии, посравнению с США, происходило развитие передовых отраслей промышленности:химическая, автомобильная, электротехническая, авиационная и другие.Стагнацией были охвачены старые отрасли – судостроение, металлургия,угледобывающая, текстильная. Нехватка инвестиций не давала возможности английской промышленностиперейти к новым формам производства, как это происходило в США. Англиясделала упор на производство высококачественных товаров, не массовых,дорогостоящих , что позволило производителям сохранить за собой весьмадоходную нишу на внешнем и внутренних рынках. Вытеснению Англии с внешнихрынков способствовало усиление протекционистских тенденций в мировойторговле. Кроме того, страна постепенно уступала товарные рынки, из-заотчетливой переориентации Английского правительства на банковскую сферу.Так, в 1925 году правительство провело ревальвацию английской валюты засчет введения золотого стандарта фунта стерлинга. Кризисные явления в экономике Англии были отмечены в начале 1930года, т.е. несколько позднее. В правящих кругах не было единства вотношении антикризисной программы. Лейбористское правительство, стремясьвыполнить предвыборные обещания, склонно было увеличить бюджетные расходыдля облегчения положения широких слоев населения, малоимущих и безработных,за счет усиления налогового пресса на имущих. Последние оказали серьезноесопротивление, что заставило Дж. Макдональда сформировать в августе 1931г. новый кабинет. Новое правительство на первых порах попыталось усилитькосвенное вмешательство, стремясь сохранить прежде всего устойчивостьфинансовой системы страны за счет бюджетного равновесия. При одновременномувеличении прямых и косвенных налогов, произошло сокращение бюджетныхрасходов по социальным статьям, зарплате госслужащим, пособиям побезработице. Кроме того, правительству консерваторов удалось получитькрупный внешний займ с целью восстановления платежного баланса. Важным мероприятием стала отмена в сентябре 1931 г. золотогопаритета национальной валюты, в результате чего произошла девальвацияфунта. За Англией должна были последовать страны, входившие в такназываемый стерлинговый блок (25 государств) – страны Скандинавии,Голландия, Португалия и др., включая британские колонии, которыеустанавливали курс своих валют на основе курса английского фунта. Страныблока передавали свои валютные резерва Англии в общий фонд блока, чтодавало стране немалые выгоды. Члены блока вынуждены были закупатьанглийские товары, и одновременно поставлять для Англии преимущественносырьевые и продовольственные товары. В отношениях со странами – конкурентами, сохранившими некоторое времязолотой паритет национальных валют ( США, Франция, Германия, Италия идр.). Англия получила преимущество за счет повышения ценовойконкурентоспособности своих товаров. Уже в конце 1933 года, в комплексе с другими антикризисными мерами,Англии удалось достичь стабилизации. Это происходило за счет использованияпреимуществ в отношениях с другими странами, за счет упреждающих шагов навнешнем рынке и жестокостью внутреннего экономического курса. В конце1934 г. жесткая бюджетная политика экономии начинает смягчаться, о чемсвидетельствуют рост зарплаты, восстановление урезанных пособий побезработице и т.п. мероприятия, которые способствуют смягчению социальныхпротиворечий. Начавшийся подъем подкреплялся существенными государственнымиассигнованиями на развитие отраслей, связанных с производством вооружения.Наряду с этим, меры правительства по оздоровлению финансовой системы,жесткая политика протекционизма способствовали притоку инвестиций в рядстарых отраслей экономики, что не изменило имевшиеся внутрихозяйственныедиспропорции. За годы войны и во Франции ярко проявились черты складывающейсясистемы государственного регулирования экономики. Ее значительныематериальные потери были частично компенсированы проигравшими странами(главным образом Германией). На основе положений Версальского договора, кФранции отошли развитые в хозяйственном отношении области – Эльзас иЛотарингия, на срок до 15 лет – угольная Саарская область. Вместе с контрибуцией и территориальными приобретениями этосоставило основу для успешного развития народного хозяйства страны впослевоенный период (1919-1930) . Темпы экономического роста Франции былисамыми высокими по сравнению с другими странами. В целом, успешное развитиебыло основано на форсированном росте показателей в промышленном сектореи, прежде всего, в новых и старых отраслях, связанных с военными заказами,в то время сельское хозяйство и отрасли легкой промышленности переживализастой. Мировой кризис распространился на Францию несколько позднее – в 1930г.. Но он был затяжным и глубоким. И немаловажно неустойчивое внутриполитическое равновесие подвоздействием роста популярности социалистических и коммунистическихдвижений. Процесс этатизации после Первой мировой войны и во Францииповернул вспять. Упорная борьба между различными политическими силами в свою очередьопределила особенности антикризисной политики. Подавление коммунистами и социалистами фашистского путча в 1934 г.вызвало заметный рост влияния двух партий: социалистической икоммунистической, которые объединились в народный фронт, и соответственно,падение авторитета правительства. Произошло неприятие населенияантикризисных мер буржуазных кабинетов, которые использовали традиционныеметоды сокращения бюджетного дефицита, снижения зарплаты, сокращениясоциальных расходов, повышения уровня налогооблажения и т.п.. Близость идеологических установок социалистов и коммунистов позволиланайти компромисс между руководством этих двух партий по вопросамантикризисной программы. Программа Народного фронта была ориентирована наудовлетворение нужд широких слоев граждан: создание национального фронтабезработицы, сокращение рабочей недели без уменьшения содержания,увеличения рабочих мест а счет снижения возрастного пенсионного барьера,регулирование закупочных цен на сельхозтовары с учетом интересовпроизводителей. В 1936 было создано новое правительство Народного фронта воглаве с премьер-министром Л. Блюмом большая часть экономической платформы Народного фронта и Всеобщей конфедерации труда было законодательнозакреплено решением парламента страны. Это было триумфом Народного фронтаи одновременно кульминацией рабочего движения в его поддержку. Столь резкоеизменение антикризисного курса уже спустя два месяца поставилоправительство Блюма перед острейшей проблемой разбухшего дефицитагосбюджета. Это заставило правительство пойти на девальвацию франка, что,естественно, сказалось на уровне жизни населения. Кроме того,способствовала усилению бегства капиталов из страны, углублению процессасокращения производства, появления разных форм противодействияправительственному курсу со стороны крупного капитала. В этих условияхправительство не решилось поставить под государственный контрольдеятельность Французского банка и начать налоговую реформу. Эта паузавызвала политический кризис, и в результате произошла смена кабинетаминистров. Новое правительство К. Шотана попыталось найти компромисс междуинтересами широких слоев населения представителей капитала за счетограничения программы Народного фронта. Однако, несмотря на существенноесворачивание бюджетных расходов, состояние финансовой системы еще болееухудшилось, что вынудило правительство вторично провести девальвациюнациональной валюты. Антикризисные действия привели к обострению социальныхпротиворечий внутри страны, и привело к расколу Народного фронта. В 1938 г.формируется второй кабинет Л. Блюма, который пошел на свертываниепрограммы Народного фронта и обострение внутриевропеской ситуации уже былона переднем плане, которое надо было решать незамедлительно, т.е ускоритьвоенно – оборонное строительство в стране. В качестве источников средствбыли названы увеличение размеров налога на капитал, на привилегированныепредприятия, на сверх прибыли, жесткий государственный контроль завалютными операциями, что вызвало недовольство представителей крупныхфинансовых и промышленных кругов и не получила широкой поддержки граждан,что ускорило и скорое падение кабинета. В 1938 г. было сформировано второеправительство во главе с Э. Даладье, который отказался от программыНародного фронта. Даладье подписал Мюнхенское соглашение четырехевропейских держав с так называемой политикой «умиротворения» Германии.Состояние экономической нестабильности было характерно до конца 30-х годов.В результате этого, Франция уступила свои позиции на мировом рынке.Некоторое оживление в экономике страны накануне войны было вызваноусилением государственных ассигнований на военное строительство. Наиболее этатизированным в годы Первой мировой войны средиведущих стран Европы оказалось народное хозяйство Германии. Это объяснялосьсвоеобразной политической формой немецкого капитализма, который развивалсяна основе «воспитательного протекционизма» немецкой исторической школы ,но и напряжением всех ресурсов, которое потребовала длительная агрессия состороны Германии война. Крушение политической системы в результатепроигрыша в войне, огромные людские и материальные потери, тяжелейшиеусловия Версальского мирного договора для германии явились главнымифакторами затяжного послевоенного кризиса. Лишь с середины 20-х годов сталазаметна тенденция к оздоровлению, наметились позитивные сдвиги в развитииотдельных , монополизированных отраслей промышленности, быстрый роствнешнеторгового оборота. Этому способствовали США и ведущие европейскиестраны. Они хотели восстановить баланс сил, нарушенный в результатепоражения Германии в войне, погасить высокую напряженность внутри страны,не допустить сближения с СССР и проникновение социализма в Западную Европу.С этими целями был принят новый репарационный план, названный по именируководителя экспертного совета, американского банкира Ч. Дауэса – планомДауэса (1924-29). План предусматривал облегчение репарационных выплат.Планом предусмотрено выделение американцами крупных займов для укреплениябюджета Германии и комплекс инвестиций в ее экономику. Германии удалосьполучить 21 млрд. марок. Учитывая неблагоприятную экономическую ситуацию,финансовые эксперты стран-кредиторов приняли решение об изменении системырепарационных выплат. Этот план в 1929 г. был заменен планом Юнга. Новыйплан ограничивал объем репарации , сужая источников их поступлений бюджетоми прибылью от железных дорог и упраздняя отчисления от прибылипромышленности, что освобождало дополнительные средства для ее дальнейшегоразвития. Упразднялся финансовый контроль за экономикой Германии. Однако вгоды кризиса план Юнга был отменен. Неокрепшая экономика Германии попала в глубину кризиса в 1929-33 гг..Кризис поразил прежде всего промышленный сектор (банкротами стали 68 тыспредприятий), банковскую сферу, вызвал огромную безработицу (8 млн). Кризисв других странах-кредиторах усугубляло положение Германии. Неспособность режима Веймарской республики противодействоватьэкономическому кризису, обострение социальных противоречий, растущаяностальгия граждан по былому величию Германской империи, стремлениемонополий к восстановлению утраченных позиций на мировых рынках – этоглавные факторы установления фашистского режима в стране в 1933 году. Экономическая политика фашизма носила ярко выраженный этатическийхарактер. Несмотря на то, что Гитлер пришел к власти на этапезакончившегося падения экономики, антикризисные мероприятия носиличрезвычайный характер: главным образом стратегические, военно-политические– возвращение утерянных территорий и рынков, дальнейшее расширение границгосударства, завоевание мирового господства. Эта стратегия определила формыи методы вывода страны из кризиса, главным содержанием становятся тотальнаямилитаризация народного хозяйства. Нацистским руководством был сделан упор на становлении важных ввоенном отношении отраслей тяжелой и топливной промышленности, предприятийвыпускающих военную технику, что потребовало концентрации огромных средствв руках государства. Нацисты установили жесткий контроль государства надвсеми отраслями хозяйства, установили систему принудительного труда.Экономикой Германии занимался Главный хозяйственный совет. Быстрымитемпами шло расширение государственного сектора в экономике, что связано сполитикой «арийзации предприятий». Такой вариант интервенции государства в хозяйственную жизнь оказалсявесьма эффективным и позволило режиму в течении 1934г покончить с кризисомв тяжелой промышленности, и на этой основе обеспечить быстрые темпы роста. Однако следует отметить, что успехи Германии в преодолении кризисабыли призрачными и не устраняли народнохозяйственные диспропорции. Впрочем,нацистское правительство и не стремилось к решению данных проблем.Развязывание внешней агрессии отодвинуло неотвратимую хозяйственнуюкатастрофу. Уже с 1935 г. Германия втягивается в военные конфликты, и вконечном счете развязывает Вторую мировую войну, покончившую с самимфашизмом. Фашистская модель создания системы государственного регулирования сучетом национальной специфики была использована достаточно большой группойстран. Эти страны известны как сателлиты Германии. Исключение составляливысокоразвитые страны – союзники Германии – Италия, Япония. Италию и Японию сближали агрессивные стремления к новому переделумира, несмотря на то, что эти страны в отличие от Германии, находились влагере победителей в Первой мировой войне. В Италии, серьезно пострадавшей в ходе Первой мировой войны,разразился глубокий экономический и политический кризис, в результатекоторого уже в начале 20-х годов к власти пришли фашисты. Созданиетоталитарной системы государственного регулирования экономики происходилопо корпоративному варианту, который незначительно отличаясь по формам отнацистского в Германии, также преследовал задачу централизации управления,концентрации всех ресурсов страны для ее милитаризации. Схожестьэтатических систем позволила правительствам Германии и Италии заключитьвоенно-политический альянс. Своеобразие социально-экономического варианта развития Японии,неудовлетворенность правящих кругов положением страны на Тихоокеанскомбассейне, были основными факторами сближения стран: Япония, Италия,Германия., делавших ставку на силу и агрессию, на культ исключительности ивседозволенности, на войну и уничтожение. Приход в 1927 г. на пост премьер-министра Г. Танаки. Последующаяоккупация Манчжурии в 1931 году окончательно подтолкнула экономику страны кмилитаризации. Немаловажным фактором создания сверхэтатизированной системывмешательства в хозяйственные отношения в Японии, было господство вэкономике страны универсальной монополии (конгломерат), тесно связаннуюродовыми, семейными узами с императорским домом и с центральным аппаратомуправления. Еще одной отличительной чертой хозяйственных отношений в Японии,сближавшей ее систему государственного регулирования с вариантомитальянского корпоративизма, было стремление предпринимателей кгармонизации отношений с рабочими. Симбиоз этих основных особенностейформирования системы этатизма способствовал быстрому развитию ее экономикив межвоенный период, на основе милитаризации. Опыт Японии и всехмилитаристских стран продемонстрировал бесперспективность данного вариантастроительства системы государственного регулирования экономическихотношений.




Похожие:

Ликвидация последствий первой мировой войны в ведущих странах мира iconСуществовала до первой мировой войны. Существовала до первой мировой войны
Дальнейшее развитие рыночной системы сопровождалось ограничением роли золота как денежного товара. В годы войны Центральные банки...
Ликвидация последствий первой мировой войны в ведущих странах мира iconВерсальско-вашингтонская система мирного урегулирования система империалистического мира, установленная государствами победителями, гл образом Великобританией, Францией, США и Японией, после Первой мировой войны
Великобританией, Францией, США и Японией, после Первой мировой войны. Основу этой системы составили Версальский мирный договор, связанные...
Ликвидация последствий первой мировой войны в ведущих странах мира iconПричины экономических противоречий и соперничества ведущих стран накануне Первой Мировой Войны. Реферат

Ликвидация последствий первой мировой войны в ведущих странах мира iconРеферат по дисциплине «Глобальные конфликты нового и новейшего времени» На тему «Версальско-вашингтонская система. Итоги первой мировой войны как предпосылки нового мирового военного конфликта»
Великобританией, Францией, США и Японией, после Первой мировой войны. Основу этой системы составили Версальский мирный договор, связанные...
Ликвидация последствий первой мировой войны в ведущих странах мира iconРеферат «Курорт-легенда Баден-Баден: от создания до начала первой мировой войны»
Доказательство звания «курорт-легенда». История курорта Баден-Баден от основания до начала первой мировой войны
Ликвидация последствий первой мировой войны в ведущих странах мира iconАнгло-германские противоречия накануне первой мировой войны
На долю Англии приходилась 1/3 мировой промышленной продукции и 2/5 мирового промышленного экспорта. Кроме того, колонии стимулировали...
Ликвидация последствий первой мировой войны в ведущих странах мира iconПамяти жертв концлагерей в годы Второй мировой войны посвящается… Кл. Анашкина Э. А. 2010 год Тема: «Люди мира, будьте зорче втрое, берегите мир!»
Цели: воспитание чувства патриотизма; пополнение знаний о Второй мировой войне, об ужасах войны
Ликвидация последствий первой мировой войны в ведущих странах мира iconРоссия в годы первой мировой войны
Расходы на него возросли с 43 в 1904 году до 143 млн руб в 1913 году, а число учащихся увеличилось в два раза. В думе специально...
Ликвидация последствий первой мировой войны в ведущих странах мира iconИстория появления реактивной авиации
Русско-Балтийском заводе еще в начальный период первой мировой войны самолет-истребитель рбвз-16 обладал максимальной скоростью полета...
Ликвидация последствий первой мировой войны в ведущих странах мира iconНачало первой мировой войны

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы