Органы государства, осуществляющие финансовый контроль icon

Органы государства, осуществляющие финансовый контроль



НазваниеОрганы государства, осуществляющие финансовый контроль
Дата конвертации03.07.2012
Размер210,28 Kb.
ТипРеферат
Органы государства, осуществляющие финансовый контроль


Вопрос №14. Органы государства, осуществляющие финансовый контрольФинансовый контроль, виды и значение. Прежде чем рассматривать органы государства, осуществляющие финансовыйконтроль, их полномочия и функции, необходимо выяснить сущность понятияфинансовый контроль, его значение и отличие от других видов контроля. Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономическихпроцессов в обществе является важной сферой деятельности по управлениюнародным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовыйконтроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализациифинансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективногоиспользования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народногохозяйства. Роль финансового контроля в условиях рыночной экономики многократновозрастает. Финансовый контроль является формой реализации контрольнойфункции финансов, которая и определяет назначение и состояние финансовогоконтроля. Вместе с тем в зависимости от социально-экономического положениягосударства, расширения прав хозяйствующих субъектов в осуществлениифинансовой деятельности, возникновения различных организационно-правовыхформ предпринимательства содержание финансового контроля существеннообогащается. Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверкефинансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектовхозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений,организаций) с применением специфических форм и методов его организации. Оносуществляется законодательными и исполнительными органами власти всехуровней, а также специально созданными учреждениями и включает: . контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, . оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведённых расходов. Финансовый контроль в отличие от других видов контроля (экологического,санитарного, административного и др.) связан с использованием стоимостныхкатегорий. Предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные)показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки,обращения, налог на добавленную стоимость, отчисления на различные цели и вфонды. Эти показатели носят синтетический характер, поэтому контроль за ихвыполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороныпроизводственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, атакже механизм финансово-кредитных взаимосвязей. Объектом финансовогоконтроля являются денежные, распределительные процессы при формировании ииспользовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежныхсредств на всех уровнях народного хозяйства. Конкретные формы и методы организации финансового контроля - этопрактическое воплощение объективно присущего финансам, как экономическойкатегории свойства контроля. Поскольку финансовая система государстваохватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональномуровне, так и на уровне отдельно хозяйствующих субъектов), финансовыйконтроль является многоуровневым и разносторонним. Финансовый контроль призван обеспечивать как интересы и правагосударства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов;финансовые нарушения влекут санкции и штрафы. Государственный финансовый контроль предназначен для реализациифинансовой политики государства, создания условий для финансовойстабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнениебюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроля за финансовойдеятельностью государственных предприятий и учреждений, государственныхбанков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государстванегосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполненияденежных обязательств перед государством, включая налоги и другиеобязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности прирасходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а такжеустановленных правительством правил организации денежных расчётов, веденияучёта и отчётности. Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает такжеконтроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль:проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов –собственных, заёмных и привлечённых; анализ и сопоставление фактическихрезультатов с прогнозируемыми; финансовую оценку результатов инвестиционныхпроектов; правильность и достоверность финансовой отчётности; контроль зафинансовым состоянием и ликвидностью. Финансовый менеджер в крупной коммерческой структуре контролирует весьпроцесс инвестирования капитала. Это так называемый, постаудит, которыйвключает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадиипроизводственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовомразделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поискпутей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования. Следовательно, финансовый контроль – важный элемент системы управленияфинансами. Экономические и политические преобразования в Российской Федерации вначале 90-х годов привели к существенной перестройке системы контрольныхорганов. В частности, в 1990 году были упразднены органы народногоконтроля; в связи с новой политической властью во главе с Президентомвозник президентский контроль. Появились новые органы финансового контроля: Федеральное Казначейство,Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Счётная Палата,Федеральная служба налоговой полиции и другие. Перестроена структураМинистерства финансов России, изменились его функции. Возник аудиторскийконтроль. Новые формы приобрёл общественный финансовый контроль. Однако с приходом к власти нынешнего Президента России былапересмотрена система и структура федеральных органов исполнительной власти,установленная первым Президентом РФ Ельциным Б.Н. Некоторые контрольныеорганы государства были ликвидированы за ненадобностью (как например,Федеральная служба налоговой полиции), другие просто преобразованы (так,Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов РФ былопреобразовано в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора). Эти мерыПрезидента РФ повлекли за собой массовые увольнения специалистов, которыевынуждены были искать новые места работы, отличные от тех на которых онипроработали в течении довольно продолжительного периода времени. Именноотток квалифицированных кадров из таких учреждений и явился, по-моему,причиной ухудшения обстановки в области финансового контроля со сторонывновь появившихся органов. Разгосударствление банковской системы и появление коммерческих банков идругих кредитных организаций вызвали к жизни новые методы финансовогоконтроля, как со стороны коммерческих банков за финансовым состояниемпредприятий-клиентов, так и за деятельностью самих коммерческих банков состороны Центрального банка России (ЦБ РФ), так и за деятельностью самого ЦБРФ со стороны законодательных органов. В условиях перехода к рынку содержание и методы контроля претерпеваютзначительные уточнения, вызванные изменением роли государства в экономике,в частности, сужается, центрируется на сфере макроэкономических процессов,включая контроль за стоимостными пропорциями движения ВВП, денежныхсредств, поступающих в распоряжение государства. Одновременно расширяетсясфера действия негосударственного финансового контроля со стороныаудиторских и страховых фирм; кредитных организаций и т.д. и меняется егосодержание; происходит определённый сдвиг от последующего контроля всторону предварительного. Развитие демократии и парламентаризма в России, повышениепрофессионального уровня депутатов обеих палат приводят к болеетщательному контролю за финансовой деятельностью исполнительной власти иуглублённому анализу целесообразности и экономической эффективностирасходования средств при утверждении проектов федерального бюджета ивнебюджетных фондов. Этому способствует и создание специальныхконтролирующих органов представительной власти. На уровне отдельныххозяйствующих субъектов происходит усиление внимания к финансовомуобследованию инвестиционных проектов с привлечением специализированныхконсультационных фирм, инвестиционных банков. Важную роль в осуществлении финансового контроля играет уровеньорганизации учёта в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового.Отчётная документация – главный объект финансового контроля. Дальнейшее развитие финансового контроля и его эффективность во многомзависят от создания новой концептуальной и законодательной базы.Органы, осуществляющие финансовый контроль. Задачи и функции органовгосударственного финансового контроля в Российской Федерации. Я, как было уже сказано выше, отметил, что финансовый контрольподразделяется на несколько видов по разным основаниям. Существует такжеклассификация финансового контроля в зависимости от органов (субъектов),осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль: . президентский; . представительных органов государственной власти и местного самоуправления; . исполнительных органов власти; . финансово-кредитных органов; . ведомственный и внутрихозяйственный . общественный; . аудиторский. Принцип разделения власти, закреплённый в Конституции РФ иконституциях (уставах) субъектов Федерации предусматривает контрольфинансовой деятельности органов представительной (законодательной) власти.Такой контроль осуществляется, прежде всего, при рассмотрении и утверждениипроектов федерального и нижестоящих бюджетов, государственных и местныхвнебюджетных фондов, а также при утверждении отчётов об их исполнении.Финансовый контроль со стороны представительной (законодательной) власти. С этой целью созданы соответствующие структуры: комитеты и комиссииСовета Федерации и Государственной Думы, Счётная палата РФ, контрольно-счётные палаты субъектов РФ. Начало такому контролю было положено в 1992 году созданием Контрольно-бюджетного комитета при Верховном Совете РФ как органа, не зависимого всвоих действиях ни от Правительства РФ, ни от администрации Президента РФ.В настоящее время основная часть его функций передана КомитетуГосударственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам,соответствующие подкомитеты которого проводят экспертно-аналитическиеработы по всем финансовым вопросам. Так, подкомитет по бюджету даётзаключение по проекту федерального бюджета. Другие подкомитеты занимаютсяоценкой законодательных предложений соответственно по вопросамналогообложения, банковской и финансовой деятельности. Особое место в системе финансового контроля со стороны органовпредставительной власти принадлежит Счётной палате РФ, деятельность которойопределяется Федеральным законом РФ от 11 января 1995 года. Это независимыйот Правительства РФ постоянно действующий орган государственногофинансового контроля, наделённый широкими полномочиями и подотчётныйФедеральному Собранию РФ. Сфера полномочий Счётной палаты – контрольфедеральной собственности и расходования федеральных денежных средств.Контролю подлежат все юридические лица – государственные органы иучреждения, включая государственные внебюджетные фонды и ЦБР, органыместного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы, а такжедругие коммерческие фирмы и негосударственные коммерческие организации – вчасти, связанной с получением, перечислением или использованием ими средствфедеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных ииных льгот, предоставленных федеральными органами. Перед должностными лицами Счётной палаты РФ поставлены следующиезадачи: . Организация контроля исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов; . Подготовка положений по устранению обнаруженных нарушений и упорядочению бюджетного процесса; . Оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности; . Определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов; . Финансовая экспертиза, т.е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов для бюджета; контроль поступления и движения бюджетных средств на счетах банков; . Регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета; контроль поступления денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею. Счётная палата обязана также контролировать состояние государственноговнутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельность Центрального банкаРоссии по обслуживанию государственного долга, эффективность использованияиностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а такжепредоставление Россией финансовых и материальных ресурсов в форме займов ина безвозмездной основе иностранным государствам и международныморганизациям. Основные методы контроля, проводимого Счётной палатой, - тематическиепроверки и ревизии. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений,возмещению причинённого государству ущерба и привлечению к ответственности,в том числе к уголовной, должностных лиц, виновных в нарушениизаконодательства и бесхозяйственности, Счётная палата направляетпредставление руководителю проверяемого предприятия, учреждения илиорганизации. При выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовойдисциплины, наносящих государству прямой ущерб или при несоблюдении порядкаи сроков рассмотрения представлений Счётной палаты она имеет право даватьпредписания, обязательные для исполнения. В случае если предписания неисполняются, Коллегия Счётной палаты по согласованию с ГосударственнойДумой может принять решение о приостановлении финансовых, платёжных ирасчётных операций по счетам юридического лица. Предписание может бытьобжаловано в судебном порядке. По закону деятельность Счётной палаты является гласной: результатыдолжны освещаться в средствах массовой информации. Контроль финансов со стороны Президента РФ осуществляется всоответствии с Конституцией РФ путём издания указов по финансовым вопросам,подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должностиминистра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатуры дляназначения на должность председателя Центрального банка. Определённые функции финансового контроля выполняет Главное контрольноеуправление Президента РФ, созданное Указом Президента от 24 мая 1994года[1]. Как структурное подразделение Администрации Президента оноподчиняется непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всемиорганами исполнительной власти. Основными функциями Главного контрольного управления являются:. контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации;. контроль и проверка исполнения поручений Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;. подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента Российской Федерации о предупреждении нарушений и совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Главное контрольное управление наделено правом требовать отруководителей государственных органов, организаций и предприятий(независимо от формы собственности) предоставления документов, материалов илюбой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать кпроверкам специалистов и представителей правоохранительных органов ивносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок.Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений,которые должны быть рассмотрены в течение 10 дней. Но оно не имеет правасамостоятельно применять какие-либо санкции. Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовыйконтроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют иконтролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, втом числе финансовых. Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ от 17 декабря1997 г. "О Правительстве Российской Федерации" наделено широкимиполномочиями. Оно контролирует процесс разработки и исполнения федеральногобюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита.Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельностьподведомственных ему органов финансового контроля. Правительством РФутверждены положения «О Министерстве Финансов» (на основании Постановленияот 6 марта 1998 года), «О Казначействе» (на основании Постановления от 27августа 1993 года). При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в областифинансов. Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны ПравительстваРФ занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое не толькоразрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролируетеё осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или инойформе контролируют финансовые отношения. Прежде всего, Минфин осуществляетфинансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета;контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средствфедеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля;контролирует направление и использование государственных инвестиций,выделяемых на основании решения Правительства РФ. По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения выявленныхнарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федеральногобюджета предприятий и организации при наличии у них фактов незаконногорасходования средств, а также непредставления ими соответствующейотчётности; взыскивать государственные средства, используемые не поназначению, с наложением предусмотренных штрафов. Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемоеМинфином методическое руководство организацией бухгалтерского учёта встране, а также проведение аттестаций по аудиту и лицензированиюаудиторской деятельности (сюда не входит аудит банков). Следует отметить, что контрольные полномочия Минфина РФраспространяются на финансовые средства только федерального уровня.Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельностьсубъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несутответственность за формирование и использование своих бюджетов ивнебюджетных фондов. Деятельность Минфина РФ в области валютного и экспортного контролятесно связана с Центробанком России и Федеральной таможенной службы.Основной задачей в этой области являются поиск и пресечение «лазеек» ввалютном законодательстве, позволяющих осуществлять беспрепятственный оттоквалютных активов за рубеж; создания банка данных потенциальных нарушителейвалютного законодательства. Минфин России в области валютного и экспортного контроля имеет правопроверять все финансовые документы организаций, осуществляющихвнешнеэкономическую деятельность; поднимать вопрос о приостановлениилицензий на право осуществления таких операций в случае выявлениянесоблюдения валютного и экспортного законодательства, непредставленияотчётных документов.Оперативный контроль Оперативный контроль использования государственных средств осуществляетдействующая в рамках Минфина Федеральная служба финансово-бюджетногонадзора, а также органы Федерального казначейства (федеральной службы). Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Минфина РФ, созданнаяУказом Президента РФ от 9 марта 2004 г. "О системе и структуре федеральныхорганов исполнительной власти" является приемником Контрольно-ревизионногоуправления Минфина РФ. Вышеназванная Федеральная служба и его территориальные подразделенияобязаны проводить комплексные ревизии и тематические проверки с цельюконтроля поступлений и целевого использования средств федерального бюджетаи внебюджетных фондов; документальные проверки финансово-хозяйственнойдеятельности по заданиям правоохранительных органов, а также органовгосударственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственнуюбюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета,осуществляя при этом жёсткий контроль поступления, целевого и экономногоиспользования государственных средств. На него возложены следующие задачи:. Контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в ходе его исполнения.. Контроль состояния государственных финансов в целом и предоставление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчётов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы.. Контроль совместно с Банком России состояния государственного внешнего и внутреннего долга РФ.. Контроль государственных федеральных внебюджетных фондов и финансовых отношений между ними и федеральным бюджетом. Органы Казначейства имеют право производить проверки различных денежныхдокументов, отчётов и смет в государственных органах, банках, напредприятиях всех форм собственности, использующих средства федеральногобюджета и внебюджетных фондов, приостанавливать операции по их счетам вбанках. Они имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорномпорядке государственных средств, с наложением штрафа в размере действующейучётной ставки Центрального банка России, а также налагать штрафы накоммерческие банки в случае несвоевременного зачисления ими поступающих отхозяйствующих объектов средств на счета федерального бюджета и внебюджетныхфондов в размере действующей в данном банке процентной ставки, увеличеннойна 10 пунктов. Как правило, органы Казначейства взаимодействуют сналоговыми и правоохранительными органами. По решению Правительства РФ переход на казначейскую систему исполненияфедерального бюджета, который должен был закончится в 1999 году, призванзначительно укрепить контрольные полномочия Федерального казначейства вчасти федерального бюджета. В настоящее время предусмотрена серьёзная административная и уголовнаяответственность за нецелевое использование бюджетных средств, что резкоповышает степень эффективности государственного контроля. Существуетдовольно обширная практика дел, возбуждённых по фактам нецелевогоиспользования государственных ресурсов и доведённых до суда.Финансовый контроль со стороны специализированных органов Помимо рассмотренных выше органов финансового контроля, в Россиисуществует ряд специализированных органов финансового контроля, сферойдеятельности которых является конкретная область финансов, напримерналогообложение или страхование. В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе крыночной экономике стало необходимо выделение органов налоговой службы вособую систему. Главная задача налоговых органов – обеспечение единойсистемы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностьюисчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и другихобязательных платежей. Система налоговых органов, подчиняющаяся Правительству РФ и входящая всостав Минфина России, включает Федеральную налоговую службу, а такжегосударственные налоговые инспекции в субъектах РФ и органах местногосамоуправления. Основное оперативное звено – городские и районные налоговыеинспекции, поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговыйконтроль и ведут учёт налогоплательщиков. В свою очередь Федеральноеналоговая служба контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов,координирует взаимодействие органов налоговой службы с другимиконтролирующими и правоохранительными органами. Налоговые органы имеют право, в соответствии с налоговымзаконодательством проверять любые денежные документы у юридических ифизических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лицбез гражданства; получать от них соответствующие справки и сведения (заисключением составляющих коммерческую тайну); контролировать соблюдениехозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильностьисчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходовпроизводственные, складские и торговые помещения; применять мерыпринудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включаяизъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам вбанках. Налоговые инспекции также имеют право наложения административныхштрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет. Для обеспечения экономической безопасности РФ и укреплениягосударственной дисциплины в области налоговой дисциплины функции органовналоговой полиции, её территориальных и местных подразделений были переданыМВД РФ. В этой области МВД РФ призвано решать следующие задачи:. Выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений.. Выявление, предупреждение и пресечение коррупции в налоговых органах. Для осуществления финансового контроля в сфере страхования всоответствии с Указом Президента РФ от 18 февраля 1992 года «Огосударственном страховом надзоре РФ» была организована Федеральная службастрахового надзора (Росстрахнадзор). Основные задачи и функции этой службыбыли определены Законом РСФСР «О страховании» от 27 ноября 1992 года. В1996 году Росстрахнадзор преобразован в Департамент страхового надзораМинистерства финансов РФ с сохранением основных задач и функций. А в 2004г. функции Департамента опять перешли к Федеральной службе страховогонадзора при Минфине России. Федеральная служба страхового надзора и территориальные органы, помимолицензирования страховой деятельности и регулирования единого страховогорынка, осуществляют контроль обоснованности страховых тарифов и следят засоблюдением страховыми фирмами нормативов платёжеспособности.Устанавливаются правила формирования и размещения страховых резервов,методика расчёта соотношений между активами и обязательствами страховойфирмы, а также порядок учёта страховых операций и формы отчётности постраховой деятельности, включая соблюдение установленных нормативов. Вслучае неоднократного выявления нарушений законодательства и нормативныхдокументов органы страхового надзора имеют право ограничивать действиелицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд с иском об ихликвидации. Не последнее место в области финансового контроля занимает Федеральнаяслужба по финансовому мониторингу, уполномоченная принимать меры попротиводействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступнымпутем, и финансированию терроризма и координирующая деятельность в этойсфере иных федеральных органов исполнительной власти. Федеральная служба по финансовому мониторингу в соответствии свозложенными на неё задачами выполняет следующие функции: 1) осуществляет сбор и обработку информации об операциях (сделках) сденежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю всоответствии с законодательством РФ о противодействии легализации(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированиютерроризма; 2) осуществляет в установленном порядке проверку полученной информации; 3) выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) сденежными средствами или иным имуществом связана с легализацией(отмыванием) доходов, полученных преступным путем или финансированиемтерроризма; 4) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти всфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученныхпреступным путем, и финансированию терроризма; 5) направляет информацию по операциям (сделкам) с денежными средствамиили иным имуществом в правоохранительные органы в соответствии с ихкомпетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том,что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов,полученных преступным путем или финансированием терроризма; 6) направляет в правоохранительные органы по их запросам необходимуюинформацию; 7) осуществляет контроль за выполнением юридическими и физическимилицами требований законодательства РФ о противодействии легализации(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированиютерроризма в части соблюдения порядка фиксирования, хранения ипредставления информации об операциях (сделках) с денежными средствами илииным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также организациивнутреннего контроля; 8) осуществляет иные функции в сфере финансового мониторинга. Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежитЦентральному банку России (ЦБР). Как орган государственного управления,наделённый властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностьюкоммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение –Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческимибанками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативовбанковской деятельности. При установлении фактов нарушений илипредоставлении банками неполной или недостоверной информации ЦБР, взависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методамвоздействия: штраф в размере от 0,1 до 1 % от минимальной величиныуставного капитала, выполнение требований ЦБР по финансовому оздоровлению;реорганизация; замена руководства коммерческого банка; применение болеежёстких нормативов; запрет на проведение отдельных операций и на открытиефилиалов на срок до одного года; назначение временной администрации в банкена срок до полутора лет и, наконец, как крайняя мера – отзыв лицензии иликвидация банка. На Федеральную таможенную службу при Министерстве экономическогоразвития и торговли РФ возложен контроль за соблюдением налогового итаможенного законодательства при перемещении товаров через таможеннуюграницу Российской Федерации. В 2004 г. функции Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг былипереданы Федеральной службе по финансовым рынкам, руководство которойосуществляет Правительство РФ. Основными функциями Федеральной службы по финансовым рынкам являются: а) осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг иотчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектовценных бумаг; б) обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствиис законодательством Российской Федерации; в) осуществление функций по контролю и надзору в отношении эмитентов,профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемыхорганизаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компанийакционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов инегосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций,специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевыхинвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечныхагентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариевипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фондаРоссийской Федерации, государственной управляющей компании, а также вотношении товарных бирж. Итак, подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод.Финансовый контроль является одним из наиболее важных рычагов управленияфинансовой системы и на современном этапе претерпевает серьезные изменения.Эти изменения также затрагивают и систему органов государства,осуществляющих финансовый контроль. Источники и литература> Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"> Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 июля, 24 декабря 2002 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г.)> Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314"О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"> Структура федеральных органов исполнительной власти (в ред. Указа Президента РФ от 28.07.2004 № 976) утверждена Указом президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649> Указ Президента РФ от 16 марта 1996 г. N 383 "О Главном контрольном управлении Президента Российской Федерации" (с изменениями от 27 июня 2000 г., 25 ноября 2003 г.> Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2004 г. N 206 "Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам"> Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 (ред. от 18.06.1999) «Об Утверждении Положения о Министерстве Финансов Российской Федерации»> Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д., Финансовое право: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2001. – 384 с.> Карасева М.В., Финансовое право. Общая часть: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – 256 с.> Андрюшин С.А. Дадашев А.З. Научные основы организации системы общегосударственного финансового контроля. // Финансы. – М., 2002. - №4. – с. 59-63.> Шевлоков В.З. Финансовый контроль как функция финансового управления. // Финансы. – М., 2001. - №1. – с. 55-56.> Бурцев В.В., «Система государственного контроля» // «Финансы». 2000. 9 сентября. № 9. Стр. 47 – 49.> Андреев А.Г., Соменков А.Д. Правовые основы финансового контроля. // Финансы. – М., 1999. - №12. – с. 62-64.-----------------------[1] Положение о Главном контрольном управлении Президента РоссийскойФедерации утверждено Указом Президента РФ от 16 марта 1996 г. N 383"ОГлавном контрольном управлении Президента Российской Федерации"-----------------------[pic]




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Органы государства, осуществляющие финансовый контроль iconОрганы, осуществляющие финансовый контроль

Органы государства, осуществляющие финансовый контроль iconОрганы, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка

Органы государства, осуществляющие финансовый контроль iconДолжностные лица и органы, осуществляющие ведомственный процессуальный и судебный контроль, прокурорский надзор
В круг участников уголовного судопроизводства Уголовно-процессуальный кодекс РФ включает все государственные органы и всех лиц, в...
Органы государства, осуществляющие финансовый контроль iconФинансовый контроль: формы, методы, органы

Органы государства, осуществляющие финансовый контроль iconФинансовый контроль в условиях перехода к рынку
Субъекты финансового контроля: организации и органы власти, их характеристики 7
Органы государства, осуществляющие финансовый контроль iconФинансовый контроль
Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности го­сударства и муниципальных образований является финансовый контроль
Органы государства, осуществляющие финансовый контроль iconКурсовая работа по дисциплине "Финансы" на тему "Финансовый контроль в условиях перехода к рынку"
Субъекты финансового контроля: организации и органы власти, их характеристики 7
Органы государства, осуществляющие финансовый контроль iconОрганы осуществляющие финансовую деятельность

Органы государства, осуществляющие финансовый контроль iconТема Аудит в системе финансового контроля в Российской Федерации
Система финансового контроля подразделяется на государственный финансовый контроль, общественный контроль и аудит (независимый контроль)....
Органы государства, осуществляющие финансовый контроль iconПрограмма дисциплины Государственный финансовый контроль для направления 080500. 68-Менеджмент
Афанасьев М. П. Государственный финансовый контроль (материалы к лекциям), М., Вшэ, 2001
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы