Тема чести в произведениях русских писателей 19 века icon

Тема чести в произведениях русских писателей 19 века



НазваниеТема чести в произведениях русских писателей 19 века
Дата конвертации03.07.2012
Размер122.35 Kb.
ТипРеферат
Тема чести в произведениях русских писателей 19 века


Средняя общеобразовательная школа № 141 РефератТема: Тема чести в произведениях русских писателейXIX века.Класс: 10 «Б»Автор: Гаинцев Арсений ЮрьевичРуководитель: Шульман Нина Николаевна Москва 2003 год Вопросы чести и морали всегда являются основополагающей проблемой вовзаимоотношениях людей в обществе. Одно из важных мест уделяется этой темев русской литературе 19 века. Русские писатели этого значительного периодав развитии отечественной истории создавали произведения, которые не тольков полной мере отражали жизнь, но и имели огромное нравственно-воспитательное значение, выявляя то лучшее, что есть в народе, на чтоэтому народу следует опираться. Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека отподлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет ввыборе поступка, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытываетлюдей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять на себя ударили смалодушничать и пойти против своей совести, чтобы получить выгоду иуйти от неприятностей или даже смерти. Выбор у человека есть всегда и отего нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путьчести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Бесчестиевсегда бывает наказано. Так, видимо, распоряжаются высшие силы. Нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху какотдельной личности, так и целого народа. Поэтому так огромно значениевеликой русской классической литературы, являющейся нравственнымфундаментом и помощником для многих поколений людей. Яркие образы,сотворенные писателями с любовью и жизненной силой как бы обретаютматериальность. Они живут среди нас и являют собой пример нравственности ичести. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Так в повестиАлександра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» мы видим, как этопроисходит и к каким приводит результатам. Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался вобстановке высокой житейской нравственности. Его отец отрицательноотносился к легким, но бесчестным способам делать карьеру при дворе. Он незахотел посылать на службу в Петербург, в гвардию своего юного сынаПетрушу: «Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? -говорит Андрей Петрович своей жене. – «Нет, пускай послужит в армии, дапотянет лямку, да понюхает пороху, даБудет солдат, а не шаматон». В напутствии сыну отец особенно подчеркиваетнеобходимость соблюдения чести: «Служи верно, кому присягнешь, слушайсяначальников; за их ласкою не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службыне отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».Это напутствие отца остается с Гриневым на всю жизнь и помогает ему несбиться с правильного пути. Петруша Гринев не получил хорошего образования,так как его воспитателем был всего лишь крепостной Савельич, которыйоднако же своим долгом считал верно служить барину. Его преданность своемугосподину далека от рабской зависимости. Савельич не только выучил Петрушуграмоте, но и давал ему важные жизненные советы, что было продиктовано егоискренней любовью к мальчику. Так в своей семье Петр Гринев был воспитан как дворянин, верный своемуслову и не считающий возможным изменить присяге ради своего блага. Оторвавшись от дома и родителей, Петр Гринев оказывается вовлеченным вкарточную игру и проигрывается. Хотя Савельич уговаривал его уклониться отрасчета, Гринев поступил по чести и вернул карточный долг. Гринев добр и отзывчив. Несмотря на недовольство Савельича, он непожалел отдать свой заячий тулупчик бродяге, показавшему ему дорогу впургу. Гринев не мог не отблагодарить человека, оказавшего ему услугу. Этотпоступок в будущем спас ему жизнь. Добро отзывается добром. Нравственные испытания ожидали Гринева в его новой военной жизни. ВБелогородской крепости он подружился с дочерью коменданта Машей Мироновой.Из-за Маши Петр Гринев поссорился со своим товарищем Швабриным, которыйпосмеялся над нежными чувствами Гринева, излитыми в сочиненных им стихах.Гринев доверил Швабрину свои стихи, а подлый Швабрин, догадавшись, что ониадресованы Маше, стал говорить непристойности о ней. Позднее выяснилось,что он сам сватался к Маше и, получив отказ, хотел опорочить ее имя. Гриневвызвал обидчика на дуэль, так как считал своим долгом защитить честьдевушки. Бесстыдство Швабрина было ему несносно. Швабрин же корыстен и труслив. Его образ как бы оттеняет благородствоГринева, для которого нет другого пути, как только поступать по чести, недумая о своей выгоде. Швабрин - полная его противоположность. Даже во время дуэли, почувствовав силу Гринева, он воспользовался тем,что Гринев отвернулся, отвлеченный спешащим на помощь Савельичем, и нанесему предательский удар шпагой. Потом Гринев узнает, что Швабрин написал на него донос его отцу.Таким образом, бесчестное поведение Швабрина вызывает антипатию у читателяи тем самым усиливает обаяние и притягательность характера ПетраАндреевича Гринева. Характеры Швабрина и Гринева особенно проявились во время Пугачевскогобунта, когда решался вопрос их жизни и смерти. Замечательно при этом иповедение семьи коменданта крепости. Понятия чести и долга, верностиприсяге были святы для родителей Маши. Они предпочли смерть, но не сдалисьбунтовщикам. Иван Кузьмич Миронов был не способен на предательство радисобственного благополучия. Его жена Василиса Егоровна была готова разделитьучасть мужа, чтобы не сдаться врагу. Швабрин же ценичен и равнодушен к страданиям этих людей. Он относился спрезрением к простым людям и думал лишь о том, как бы спасти своюсобственную жизнь любой ценой. Чувства долга и чести были в нем не развиты.Он нарушил присягу и перешел на сторону бунтовщиков, но не потому, чтосочувствовал им и разделял их взгляды, а лишь для спасения своей жизни. Аеще он имел план, расправившись с Гриневым, принудить Машу выйти за негозамуж. Что касается Гринева, то вполне понятно, что он предпочел смерть. Он немог изменить присяге и стать соратником Пугачева – убийцы Машиныхродителей. Гринев был бы повешен, если бы не отчаянное поведение Савельича,просившего о его помиловании и готового умереть вместо своего барина.Савельич спас Гринева, показав преданность и исполнение своего долгаоберегать доверенного ему Петрушу. Пугачев оценил в Гриневе человека чести. Он сам ставил перед собойблагородную цель дать свободу и счастье крепостным крестьянам и поэтому емубыло по душе благородство молодого офицера. Нравственность Гринева оказалавлияние на Пугачева. Он освободил Машу и предложил быть посаженным отцом уних на свадьбе. Получив вежливый отказ Гринева, Пугачев сумел понять его,так как тоже имел милосердие и честь. Пугачев также понимает, что Швабрин бесчестен и относится к нему спренебрежением. Будучи арестованным по доносу за связь с мятежным атаманом, Гринев изсоображений чести не называет имени своей возлюбленной. Но справедливостьвосторжествовала и у повести счастливый конец. Так Александр Сергеевич Пушкин показал понимание чести и долга спозиций абсолютно разных людей, стоящих на разных ступенях общества.Моральные качества воспитываются в человеке независимо от егообразованности и социального положения. Интересно замечание В. Белинского, который сказал о Пушкине, что «читаяего творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека». Сам Александр Сергеевич Пушкин был «невольник чести», как написал онем в своем стихотворении «Смерть поэта» другой гениальный поэтМ.Ю.Лермонтов. Он пал жертвой бесчестных и злобных завистников. Защищаячесть своей жены и свою честь, Пушкин вызвал на дуэль Дантеса, которыйсомнительным поведением мог опорочить доброе имя четы Пушкиных. АлександрСергеевич не мог жить «оклеветанный молвой» и положил конец бесчестью ценоюсобственной жизни. Не вынесла душа Поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде… и убит! Но «дивный гений» Пушкина озаряет своим лучезарным светом жизнь многихи многих поколений потомков, а «пустое сердце» Дантеса не нашло счастья наземле и доброй памяти после смерти. И как сказал Лермонтов «Свободы, Генияи Славы палачи» не смогут смыть своей «черной кровью Поэта праведнуюкровь!» Михаил Юрьевич Лермонтов тоже дрался на дуэли, отстаивая свою честь. Онбыл убит Мартыновым. Еще совсем молодой гениальный поэт, создавшийбессмертные произведения, вызывал раздражение и злобу праздных никчемныхзавистников и также, как Пушкин, принял смерть за свою честь. История русской дуэли 19 века – это история человеческих трагедий,высоких порывов и страстей. С дуэльной традицией связано понятие чести вдворянском обществе того времени. Готовность платить жизнью занеприкосновенность своего личного достоинства предполагала острое осознаниеэтого достоинства, сильно развитое чувство чести. К тому же к дуэлямпобуждало подспудное сознание, что должно свершиться высшее правосудие ипобедить должен правый. Часто дуэли возникали по малейшему поводу. Так в поэме Пушкина «ЕвгенийОнегин» Ленский вызвал на дуэль своего друга Онегина из-за необоснованнойревности. Имея «дух пылкий и довольно странный», «он сердцем милый былневежда». Влюбленный в глупенькую и ветреную Ольгу, Ленский не видел еенедостатков. Онегин же, не будучи романтиком, как Ленский, хотел подшутитьнад ним от скуки. Кровной обиды нанесено не было. Всем было ясно, что делозаключается в недоразумении. Однако Ленский не хотел уступить. Онегин отнесся с досадой и даже презрением к дуэли, в которую он былвовлечен против собственной воли. Он был искренне огорчен кровавым исходомпоединка. Ленский погиб «во цвете радостных надежд», обиженный другом,заплатив жизнью за обиду: «Поэт, задумчивый мечтатель убит приятельскойрукой!» Среди дуэлянтов были не редки бретеры. Бретер – человек, щеголявшийсвоей готовностью и способностью драться где бы то ни было и с кем бы то нибыло. Риск у бретера носил показной характер, а убийство противника входилов его расчеты. Это была смесь позерства и жестокости. Негативные варианты дуэли изображены также у Пушкина в повести«Выстрел». Герой повести Сильвио ищет предлога для драки, чтобы утвердитьсвое первенство в гусарском полку; в нем чувствуются бретерские замашки. Рассказывая о себе Ивану Петровичу Белкину, он говорит: «Я был первымбуяном по армии… Дуэли в нашем полку случались поминутно: я на всех бывалили свидетелем, или действующим лицом». Его противник – богатый граф, «любимец счастья», вызывавший раздражениеСильвио своим превосходством и удачливостью. Граф демонстрировалпрезрение к смерти: ел черешни под дулом пистолета. Оба противникадействовали в угоду своему самолюбию. Цель Сильвио не убийство, а желаниедоказать себе и другим, что он сильнее и может властвовать людьми. Имвладели болезненное самолюбие и эгоизм. Убийства не произошло, но Сильвио оставил за собой свой выстрел. Онпосвятил несколько лет жизни, чтобы добиться торжества над противником иотомстить за уязвленное самолюбие. Ограничивая себя во всем, он ежедневнотренировался в стрельбе и выжидал момента, удобного для осуществления своеймести. Приехав, наконец, к графу, чтобы произвести ответный выстрел, Сильвионе стал его убивать, а удовлетворился тем, что заставил его трепетать и былсвидетелем его испуга. Пушкин описывает нравы молодых офицеров, «которые в храбростиобыкновенно видят верх человеческих достоинств и извинение всевозможныхпороков». В повести М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени» Печорин убивает надуэли Грушницкого. Вступившись за честь дамы, низко оклеветанной Грушницкимпо причине ее невнимания к нему, Печорин вызывает обидчика на поединок.Трусливый Грушницкий тайно договаривается со своими секундантами зарядитьтолько свой пистолет, оставив Печорину холостой выстрел. Безнравственностьи малодушие Грушницкого выражаются в его бесчестном поведении по отношениюк девушке и к своему товарищу, которому он завидует. Узнав о заговоре, Печорин предлагает Грушницкому жестокие условиядуэли, либо публично отказаться от своей клеветы и просить у негоизвинения. Грушницкий в порыве бессильной ненависти к противнику выбираетстреляться без шанса на жизнь и падает в пропасть, сраженный пулейПечорина. Заслуживает внимания и дуэль Пьера Безухова с Долоховым, описаннаяЛ.Н.Толстым в романе-эпопее «Война и мир». Пьер Безухов – сугубо штатский человек, склонный к философскимразмышлениям, далекий от житейской суеты и распрей. Он совершенно не умелобращаться с оружием. Но он ранит на дуэли Долохова, бесстрашного вояку.Здесь Толстой как бы подтверждает мысль о том, что вершится правосудие ипорок должен быть наказан. Поначалу Пьер искренне доверял Долохову,поскольку будучи честным человеком, не мог предполагать бесчестия в других.Он ввел его в свой дом, помог деньгами в память о старой дружбе, а Долоховопозорил Безухова, соблазнив его жену. Пьер Безухов вступился за своючесть, но, понимая, что глупая и жестокая Элен не заслуживает того, чтобыиз-за нее произошло убийство, раскаивается в происшедшем. Он благодаритБога за то, что не убил человека. Он готов раскаяться уже перед дуэлью, ноне из страха, а потому, что уверен в виновности Элен. В драме Лермонтова «Маскарад» Арбенин, защищая свою честь, убиваетсобственную горячо любимую жену, поверив в искусно сплетенную интригу.Арбенин здесь выступает как эгоист и злодей, загубивший невинную душу радисвоих амбиций. Болезненное самолюбие и ложное представление о чести сделалиего игрушкой в руках лукавых недоброжелателей и толкнули на злодейство.Отравив жену и узнав, что она невинна перед ним, Арбенин страшнораскаивается, но жизнь его уже разбита. Итак, литературные герои той эпохи вызывали обидчиков к барьеру и поройшли на отчаянные поступки, защищая свою честь, цена которой была самажизнь. В грандиозном по своей масштабности произведении «Война и мир»Л.Н.Толстой уделяет главное внимание проблеме нравственной чистоты души. Чувство чести и долга, душевная щедрость и чистота – залог мира исчастья людей на земле. Показывая, какие беды несет война миру, Толстойделает вывод, что только самосовершенствование, стремление каждого человекав отдельности стать лучше, добрее избавит народы от разрушения и гибели. Любимые герои Толстого Андрей Болконский и его близкие, Пьер Безухов,семья Ростовых – это искренние и благородные люди, понимающие свой долгперед родителями и Отечеством, живущие по чести и совести. Андрей Болконский – волевой и принципиальный человек. В начале романаон мечтает о воинской славе, ждет счастливой минуты, когда «ему придется,наконец, показать все то, что он может сделать», проявить себя в сражении.«Для одного этого я живу», - думал князь Андрей. Воспитанный своим отцом генерал-аншефом Екатерининского правления,занимавшим видное положение именно благодаря талантам, а не стремлением ккарьере, князь Андрей усвоил понятия чести и долга перед людьми иотечеством. Николай Андреевич Болконский честно служил своему отечествуи никогда не прислуживался, о чем говорит его отставка и даже ссылка приПавле. Болконские – старинный аристократический род. Они по праву гордятсясвоими заслугами перед Отечеством. Высокое понятие о чести, гордость,независимость, благородство и остроту ума старый князь передал понаследству и своему сыну. Оба презирают выскочек и карьеристов вродеКурагина, для которого нет понятия чести. Князь Андрей мечтает о подвиге. Он совершает подвиг в битве приАустерлице, подхватив упавшее знамя и воодушевив тем самым обратившееся вбегство войско Образ князя Андрея дан Толстым в развитии. В результате духовныхисканий он меняет свое представление о смысле жизни. В конце книги, будучисмертельно ранен в Бородинском сражении, ему стала доступна «божескаялюбовь» к людям – та любовь, которая должна спасти мир от зла. Князь Андрей никогда не изменил своему долгу и совести. После разрыва сНаташей Ростовой, не смотря на душевную боль, причиненную ему, он невызывает Курагина на дуэль, будучи выше этого. В данном случае егоблагородство и чувство чести не позволяют ему принять обиду на свой счет.Он оставляет Наташину измену на ее совести, из-за чего она сильно страдает.В конечном итоге Андрей Болконский прощает Наташе ее увлечение, понимая еенеопытность и понимая также, что любит только ее. Андрея Болконского связывает дружба с Пьером Безуховым. Эти двачеловека отличили друг друга среди светских пустых лицемеров, почувствовавединство взглядов и угадав друг в друге человека чести. Пьер Безухов, как и князь Андрей, находясь в постоянном поиске смыслажизни, ни разу не изменил своей чести и всегда поступал как порядочныйчеловек. Он бесконечно добр и способен чувствовать чужую боль. Напряженнаявнутренняя духовная деятельность Пьера, его стремление ксамосовершенствованию привели его к пониманию бесконечности и красотыбытия. Он обрел свою душу, которую нельзя убить. Наблюдения Пьера за поведением простых людей, их мудрость иестественность многому его научили. Нравственная чистота народа,способность к самопожертвованию, душевное благородство были открытием дляПьера Безухова и он с радостью ощущал себя частью этого народа, частью егодуховной силы. На примере войны 1812 года Л.Н.Толстой показывает, как народ героическитворит историю. Война 1812 года предстает в изображении Толстого как войнанародная. В период тяжких испытаний для Отечества «делом народным»становится защита Родины. В романе дано множество образов простых мужиков,солдат. Все они готовы умереть за Родину и уверены в победе.«Всем народомнавалиться хотят». Всем миром готовы отстоять честь своего Отечества иединодушны в решении не отдать свою столицу врагу. Чтобы ничего недосталось «дьяволам», решено было поджечь Москву. Честь и бесчестье показывает Толстой, рисуя образы двух полководцев,Кутузова и Наполеона – защитника Отечества и захватчика. Вторгшийся враг не может быть честен. Суть его поступка – захватчужого, ему не принадлежащего, а также убийство. Наполеон изображен вромане эгоистичным и самовлюбленным, надменным и самонадеянным. Он хотелпоработить русский народ и претендовал на мировое господство. Противоположна Наполеону фигура Кутузова. Он изображен как вождьсправедливой народной войны, связанный с народом тесными духовными узами. Вэтом заключалась его сила как полководца. Глубокие патриотические чувстваКутузова, его любовь к русскому народу и ненависть к врагу, его близость ксолдату отличали в нем человека чести и высокой нравственности. Толстой видит в народе источник духовности и нравственности,необходимых для всего общества. По мысли Толстого нравственны и честны тедворяне, которые ближе стоят к народу. У них сильнее выраженопатриотическое чувство. И наоборот, те дворяне, которые отстраняются отсвоего народа и гнушаются им, черствы и бездушны. В любви к Родине равны князь Андрей Болконский и солдат его полка. Вполку его называли «наш князь», им гордились и его любили.» Духовнымучителем Пьера Безухова стал Платон Каратаев – человек из народа. Солдатыназывали Пьера «наш барин». Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светскойзнати. Основная цель этих людей – ловить «кресты, рубли, чины». Высшемусвету были присущи черты двуличия и лицемерия. Жизнь в беспечной роскошипритупляла чувства чести и долга. В Отечественной войне 1812 года была заключена огромная нравственнаясила, которая очищала и перерождала героев Толстого. Их судьбы шли той жедорогой, что и судьба народная. Они пришли к пониманию того, что отстаиваячесть своего Отечества, они сохраняют свою честь. Список использованной литературы.1. А. С. Пушкин: «Капитанская дочка» «Евгений Онегин» «Выстрел»2. М. Ю. Лермонтов «Смерть поэта» «Герой нашего времени» «Маскарад»3. Л. Н. Толстой: «Война и мир»




Похожие:

Тема чести в произведениях русских писателей 19 века iconПредмет исследования Сны литературных героев в произведениях писателей 19 века
Выявить, исследуя сны в произведениях русских писателей, как через них автор художественно постигает и отражает действительность
Тема чести в произведениях русских писателей 19 века iconЛишний человек в произведениях русских писателей 19 века

Тема чести в произведениях русских писателей 19 века iconГражданская война в произведениях русских писателей ХХ века

Тема чести в произведениях русских писателей 19 века icon«Лишний человек» в произведениях русских писателей XIX века
Это не от них самих; тут есть fatum, заключающийся в действительности, которою окружены они, как воздухом, и из которой не в силах...
Тема чести в произведениях русских писателей 19 века iconТема: Родная природа в стихах русских писателей XIX века
Родине, чувство прекрасного; продолжить работу по формированию навыка выразительного чтения стихотворных произведений
Тема чести в произведениях русских писателей 19 века iconВеликая Отечественная война в произведениях писателей ХХ века

Тема чести в произведениях русских писателей 19 века iconПроявление «толерантности» в произведениях русских писателей 19-20 веков: А. С. Пушкина «Кавказский пленник», Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», В. С. Маканина «Кавказский пленный». Цели
Проявление «толерантности» в произведениях русских писателей 19-20 веков: А. С. Пушкина «Кавказский пленник», Л. Н. Толстого «Кавказский...
Тема чести в произведениях русских писателей 19 века iconТема деревни в произведениях современных писателей

Тема чести в произведениях русских писателей 19 века iconА. Т. Твардовского «Василий Тёркин». Великая Отечественная война в художественных произведениях русских писателей. Внеклассное мероприятие
В литературной игре принимают участие 2 команды по 6 учащихся, а также зрители (болельщики). Каждая команда должна придумать себе...
Тема чести в произведениях русских писателей 19 века iconУрок литературы в 11 классе
«Меч исчезнет, а звёзды останутся…» (Судьба человеческая в годы революционных испытаний). (По произведениям русских писателей XX...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы